Ведение таможенной статистики. Таможенная статистика внешнеэкономической деятельности Таможенная и внешнеторговая статистика

Ведение таможенной статистики. Таможенная статистика внешнеэкономической деятельности Таможенная и внешнеторговая статистика

ТАМОЖЕННАЯ СТАТИСТИКА - статистика, основанная на таможенном учете ввоза и вывоза товаров и транспортных средств. Основным документом для регистрации перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ является . В ТК таможенная статистика подразделяется на таможенную статистику внешней торговли и специальную таможенную статистику. Документы и сведения для статистических целей представляются в соответствии с положениями ТК о порядке производства таможенного оформления и проведения таможенного контроля. Информация, предоставленная для статистических целей, является конфиденциальной (ст. 214 ТК). За правонарушения, связанные с ведением таможенной статистики, которые одновременно являются нарушениями таможенных правил либо правонарушениями, посягающими на нормальную деятельность таможенных органов РФ, лица несут ответственность в соответствии с ТК (ст. 215 ТК).

Энциклопедия российского и международного налогообложения. - М.: Юристъ . А. В. Толкушкин . 2003 .

Смотреть что такое "ТАМОЖЕННАЯ СТАТИСТИКА" в других словарях:

    ТАМОЖЕННАЯ СТАТИСТИКА - (CUSTOMS STATISTICS) составная часть ст ки внешнеэкон. связей, осуществляющая учет экспорта и импорта товаров. В России основной первичный документ Т.е. Грузовая таможенная декларация (ГТД). ГТД поступают непосредственно от таможен или через… … Глоссарий терминов по грузоперевозкам, логистике, таможенному оформлению

    Сбор и обработка сведений о перемещении товаров через таможенную границу страны, а также представление и публикация данных таможенной статистики. См. также: Статистика внешнеэкономических связей Финансовый словарь Финам … Финансовый словарь

    ТАМОЖЕННАЯ СТАТИСТИКА ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ Юридическая энциклопедия

    ТАМОЖЕННАЯ СТАТИСТИКА СПЕЦИАЛЬНАЯ - (см. СПЕЦИАЛЬНАЯ ТАМОЖЕННАЯ СТАТИСТИКА) …

    Таможенная статистика внешней торговли РФ - 1. В целях анализа состояния внешней торговли Российской Федерации, контроля за поступлением в федеральный бюджет таможенных платежей, валютного контроля, анализа динамики и тенденций развития внешней торговли Российской Федерации, ее торгового и … Официальная терминология

    Отрасль государственной статистики; ведется в соответствии со ст. 112 ТК и иными актами законодательства РФ по таможенному делу. При ведении таможенной статистики используется методология, обеспечивающая международную сопоставимость данных и… …

    ТАМОЖЕННАЯ СТАТИСТИКА ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ - сбор и обработка сведений о перемещении товаров через таможенную границу данной страны, а тж. представление и публикация данных таможенной статистики; ведется в целях обеспечения высших органов государственной власти, иных государственных органов … Энциклопедический словарь экономики и права

    Таможенная статистика, которую ведут таможенные органы РФ наряду с таможенной статистикой внешней торговли в порядке, определяемом ГТК в целях обеспечения решения иных задач, возложенных на таможенные органы РФ (ст. 213 ТК) … Энциклопедия российского и международного налогообложения

    Специальная таможенная статистика - в РФ сведения таможенных органов, используемые в целях обеспечения решения специальных задач, возложенных на эти органы, и собранные в порядке, определяемом ГТК РФ. См. также: Статистика внешнеэкономических связей Финансовый словарь Финам … Финансовый словарь

    ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ ТАМОЖЕННАЯ СТАТИСТИКА - ТАМОЖЕННАЯ СТАТИСТИКА ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ … Юридическая энциклопедия

Книги

  • Таможенная статистика. Учебник , Пожидаева Елена Сергеевна. Исследованы методологические принципы таможенной статистики внешней и взаимной торговли государств - членов Евразийского экономического союза, рассмотрены вопросы организации и ведения…

АВТОНОМНАЯ НЕКОМЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

МНОГОУРОВНЕВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС

ВОРОНЕЖСКИЙ ЭКОНОМИКО-ПРАВОВОЙ ИНСТИТУТ

Экономический факультет

КАФЕДРА ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ (ТАМОЖНЕ)

КУРСОВАЯ РАБОТА

на тему: « Таможенная статистика »

Выполнила студентка 6 курса заочной формы обучения по специальности - «Экономика и управление на предприятии (таможне)»

Руководитель:

г. Старый Оскол

Введение……………………………………………………………………………...3

Глава 1. Ведение таможенной статистики

1.1. Таможенная статистика…………………………………………..………….4-5

1.2. Специальная таможенная статистика……………………………………….6-7

1.3. Документы и сведения, используемые для статистических целей………8-11

1.4. Задачи и границы таможенной статистики внешней торговли……………12

1.5. Ответственность за правонарушения, связанные с ведением таможенной статистики……………………………………………………………………..……13

Глава 2. Специфика учета системы показателей таможенной статистики внешней торговли

2.1. Учет данных о взаимной торговле при отсутствии таможенного оформления, классификация и статистическая стоимость товаров…………14-23

2.2. Особенности количественного учета товаров………………………….……24

2.3. Распространение данных таможенной статистики, страны – партнеры..25-28

Заключение…………………………………………………………………..….29-30

Список использованной литературы…………………………………………… 31

Приложения...………………………………………............................................. .32

Введение

В целях анализа состояния внешней торговли Российской Федерации, контроля за поступлением в федеральный бюджет таможенных платежей, валютного контроля, анализа состояния, динамики и тенденций развития внешней торговли Российской Федерации, ее торгового и платежного балансов и экономики в целом таможенные органы ведут сбор и обработку сведений о перемещении товаров через таможенную границу.

Таможенная статистика является составной частью проводимой в стране статистики ее внешнеэкономических связей. В соответствии с п. 11 ст. 10 и ст.ст. 212-215 ТК РФ таможенная статистика подразделяется на таможенную статистику внешнеэкономических связей и специальную таможенную статистику.

О довольно высоком уровне организации статистических работ в области внешнеэкономических связей по сравнению с другими отраслями статистики свидетельствует тот факт, что в настоящее время в большинстве стран мира налажен регулярный выпуск официальных статистических справочников по внешней торговле различной периодизации (месячной, квартальной, годовой).

Эти справочники издаются, как правило, государственными учреждениями (что в целом повышает доверие к публикуемым данным) и содержат достаточно широкий круг показателей, позволяющих судить о развитии внешнеэкономических связей и географической структуре и т. п.. Эти публикации очень разнообразны, но несут в себе, по сути, довольно сходную информацию, которая представлена в разных публикациях в той форме, которая соответствует данному государству. Статистические издания позволяют нам оценить внешнеэкономические связи стран, их географическую структуру и вовлечённость в мировую торговлю. И ещё много другого мы узнаем из статистических справочников и публикаций.

Глава 1. Ведение таможенной статистики

      Таможенная статистика

Таможенная статистика внешней торговли является отраслью экономической статистики, предусматривающей сбор, обработку и анализ данных о перемещении товаров через таможенную границу.

Таможенная статистика представляет информацию о состоянии внешней торговли Российской Федерации, ее торгового и платежного балансов. С ее помощью осуществляется контроль за поступлением в федеральный бюджет таможенных платежей, оценка состояния правопорядка в таможенной сфере и т.д.

Ведение таможенной статистики - одна из функций таможенных органов. Она осуществляется в соответствии с ТК, Положением о ГТК, утвержденным указом Президента РФ. Первоначальный вариант Методологии СНГ был утвержден главами правительств Содружества Независимых Государств 9 декабря 1994 года. Настоящий вариант Методологии СНГ подготовлен в связи с выходом в 1998 году второго пересмотренного варианта публикации «Статистика международной торговли товарами: концепции и определения», подготовленного Статистическим отделом Организации Объединенных Наций, с учетом положений «Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур в редакции Протокола 1999 года».

В настоящее время сбор, обработка и передача данных об экспортно-импортных операциях осуществляется по четырехзвенной системе: таможенные посты; таможни; региональные таможенные управления; ГТК и его Главный научно-информационный вычислительный центр (ГНИВЦ). При ведении таможенной статистики используется методология, обеспечивающая международную сопоставимость с данными государственной статистики, используемой в Российской Федерации. Методология подготовлена на базе Государственной программы с учетом соответствующих нормативных документов статистических подразделений ООН и Европейского союза. Методология определяет объекты статистического наблюдения и учета в таможенной статистике внешней торговли.

Таможенная статистика внешней торговли Российской Федерации учитывает ввоз и вывоз товаров в соответствии с так называемой общей системой учета внешней торговли. Ее объектами становятся все товары (за исключением находящихся в обращении валютных ценностей), ввоз и вывоз которых соответственно увеличивает или уменьшает материальные ресурсы страны. В Методологии определяется порог статистического наблюдения, а также перечень обязательных показателей статистики внешней торговли и порядок сохранения конфиденциальности статистической информации по внешней торговле. Таможенная статистика отражает динамику показателей внешнеторгового оборота, объемов экспорта и импорта в натуральном и стоимостном выражении, изменения географической направленности экспортно-импортных операций.

Учет экспортных и импортных товаров в натуральном выражении предполагает измерение товаров весом брутто и нетто. Под весом брутто принято понимать общий вес товара вместе с тарой. Вес нетто - это чистый вес без внутренней и внешней тары. Ближайшая внутренняя упаковка, в которой находится товар и которая вместе с ним поступает к потребителю, входит в вес нетто. Статистический аппарат ООН рекомендует при учете количественных показателей применять вес нетто, поскольку он удобен для экономического анализа и сопоставления поставок одного и того же товара разными странами. Показатели веса брутто используются при анализе общего объема перевозок. В этом случае регистрация веса брутто ведется при отгрузке товаров.

Таможенная статистика ведет учет экспортных и импортных товаров и в стоимостном выражении. Учет экспортируемых товаров производится по ценам ФОБ или франко-граница страны-продавца, и импортируемых- по ценам СИФ или франко-граница страны-импортера. Таможенная статистика включает в экспорт и импорт все товары, пересекающие таможенную границу страны (за исключением транзитных товаров).

1.2. Специальная таможенная статистика

В соответствии с положениями комментируемой статьи целью специальной статистики является "обеспечение решения иных задач, возложенных на таможенные органы Российской Федерации". К таковым, например, относится правоохранительная деятельность таможенных органов.

Основными задачами статистики правонарушений являются профилактика, учет и анализ нарушений таможенных правил и преступлений в таможенной сфере. Статистика правонарушений ведет учет фактов контрабанды и нарушений таможенных правил. Для этого используется автоматизированная система "Учет нарушений таможенных правил", охватывающая следующие таможенные системы: таможни, региональные таможенные управления, ГТК (Управление по борьбе с контрабандой и ГНИВЦ). Она обеспечивает автоматизированный ввод, хранение и обработку информации, а также ее передачу, прием и актуализацию при движении информации между различными уровнями таможенной системы.

Автоматизированная система "Учет нарушений таможенных правил" создана с целью унификации формирования и ведения специальной таможенной статистики путем разработки формализованных карт регистрации таможенных правонарушений. Иными целями являются обеспечение таможен программными средствами хранения и обработки информации по делам о контрабанде и нарушениях таможенных правил, обеспечение центральных и региональных таможенных органов оперативной и достоверной информацией о состоянии борьбы с таможенными правонарушениями, а также внедрение современной технологии сбора, передачи, хранения и обработки информации правоохранительного характера.

Автоматизированная система "Учет нарушений таможенных правил"состоит из двух частей: автоматизированной подсистемы "Борьба с контрабандой и нарушениями таможенных правил в неторговом обороте" и автоматизированной подсистемы "Борьба с контрабандой и на Отделы по борьбе с контрабандой таможенных управлений формируют региональные базы данных таможенных правонарушений, на их основе готовят региональную отчетность.

Информационным базисом системы "Учет нарушений таможенных правил" являются данные, содержащиеся в протоколе о нарушении таможенных правил. По представлении протокола в отдел организации борьбы с контрабандой и нарушениями таможенных правил таможни сотрудник, ответственный за делопроизводство, определяет, к какому (торговому или неторговому) обороту относится правонарушение. В зависимости от этого принимается решение о регистрации первичных данных о правонарушении в одной из двух подсистем автоматизированного учета нарушениями таможенных правил в торговом обороте".

Информационные технологии в таможенном деле

1. Информационные системы и информационные -технологии в таможенном деле

Этим вопросам посвящена глава 40 ТК РФ (ст. 423 - 427), положения которой отражают современные тенденции развития общества и государст­ва, возросшую роль информации в деятельности всех органов государствен­ной власти, в том числе таможенных.

Таможенные органы осуществляют разработку, создание и использова­ние информационных систем, информационных технологий и средств их

обеспечения.

Информационные системы, информационные технологии и средства их обеспечения, разрабатываемые и производимые таможенными органами или приобретаемые ими, находятся в федеральной собственности. Правомо­чия собственника осуществляются ФТС России, которая устанавливает по­рядок формирования и использования информационных ресурсов таможен­ных органов, определяет требования к документированию такой информа­ции.

Согласно статье 427 ТК РФ защита информации и прав субъектов, уча­ствующих в информационных процессах и информатизации, соответствие уровня защиты информации определяемой категории информации и кон­троль за соблюдением требований к защите обеспечиваются таможенными органами, в ведении которых находятся информационные ресурсы.

1. Понятие, цели и виды таможенной статистики -внешней торговли

Таможенная статистика является одним из элементов таможенного де­ла в Российской Федерации и служит изучению и анализу количественной стороны явлений и процессов, происходящих во внешней торговле. С ее по­мощью осуществляется контроль за поступлением в федеральный бюджет таможенных платежей, оценка состояния правопорядка в таможенной сфе­ре и т.д.

Ведение таможенной статистики - одна из функций таможенных орга­нов. Она осуществляется в соответствии с ТК РФ (ст. 26-28) и иными нор­мативно-правовыми актами.

Целями таможенной статистики являются:

Обеспечение высших органов государственной власти, иных государ­ственных органов полной, достоверной и своевременной информацией о со­стоянии внешней торговли Российской Федерации;

Контроль за поступлением в федеральный бюджет таможенных по­шлин, налогов;

Анализ состояния и развития внешней торговли России, ее торгового и платежного балансов и состояния российской экономики в целом.

Таможенная статистика подразделяется на таможенную статистику внешнеэкономических связей и специальную таможенную статистику.

Предметом наблюдения и изучения в таможенной статистике внешней торговли является внешнеторговый оборот страны, т.е. экспорт и импорт то­варов в их количественном и стоимостном выражении, а также географиче­ская, направленность экспорта и импорта.



Федеральная таможенная служба определяет объекты статистическо­го наблюдения и учета стран - торговых партнеров по импорту и экспорту и перечень обязательных показателей таможенной статистики внешней тор­говли.

Наиболее полно количественный учет отражает объемы международ­ного товарооборота. Кроме данных о количестве экспортных и импортных товаров таможенная статистика внешней торговли включает стоимостную оценку. Данные таможенной статистики представляются в форме кварталь­ных и годовых публикаций. Издание и распространение данных таможенной статистики внешней торговли на коммерческой основе на внутреннем и внешнем рынках производится исключительно с разрешения таможенных органов России.

Специальная таможенная статистика - это совокупность данных, ха­рактеризующих итоги деятельности отдельных таможенных органов как в целом, так и на отдельных направлениях их деятельности по оперативным, экономическим и правоохранительным составляющим, куда входят следую­щие объекты изучения:

Статистика декларирования, характеризующая вывоз и ввоз товаров по видам таможенных режимов, учитываемых таможенной статистикой внешней торговли;

Статистика таможенных платежей, характеризующая долю и роль та­моженных платежей в формировании доходной части федерального бюд­жета;

Статистика валютного контроля, ведущая учет экспортных товаров в количественном и стоимостном выражении в привязках к срокам поступле­ния и суммам валютной выручки;

Статистика конфискатов, характеризующая количество случаев на­рушений таможенных правил во внешнеторговом обороте;

Статистика международных почтовых отправлений, отражающая учет посылок и других почтовых отправлений, выпущенных с территории России и, наоборот, пропущенных на нее;

Статистика международных перевозок, отражающая учет транспорт­ных средств, пересекающих границу России как на въезд, так и на выезд;

Статистика пассажирооборота, отражающая учет физических лиц, проследовавших через границу России.

Как правило, данные специальной таможенной статистики используют­ся таможенными органами при подготовке справочно-аналитических мате­риалов, позволяющих принимать управленческие решения, и информацион­но-аналитических материалов для информирования о деятельности тамо­женных органов федеральных, а в необходимых случаях - местных органов государственной власти и управления, а также средств массовой информа­ции.

2. Страны происхождения товара

Таможенная политика любого государства по отношению к различным странам не одинакова. Связано это со многими факторами, в том числе с преференциями и запретами на ввоз (вывоз) товаров из какого-либо госу­дарства, которые установлены в конкретной отдельно взятой стране. Анало­гичная ситуация характерна и для России.

Таможенное оформление товаров, перемещаемых через таможенную границу России, производится с учетом таких характеристик товара, как страна его происхождения и классификационный код, присваиваемый това­ру в строгом соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности (ТНВЭД). Обязанность четко определять эти два важных свой­ства товара вызвана необходимостью применения мер таможенно-тарифно­го регулирования, а также запретов и ограничений, установленных в соот­ветствии с российским Законодательством о государственном регулирова­нии внешнеторговой деятельности, и зависит от страны происхождения товаров.

В главе 6 ТК определен порядок определения этих характеристик. Так, страной происхождения товаров считается страна, в которой товары были полностью произведены или подвергнуты достаточной переработке в соот­ветствии с критериями или в порядке, установленными Таможенным кодек­сом. При этом под страной происхождения товаров может пониматься груп­па стран, либо таможенные союзы стран, либо регион или часть страны, ес­ли имеется необходимость их выделения для целей определения страны происхождения товаров.

В то же время товарами, полностью произведенными в данной стране, согласно статье 31 ТК РФ считаются:

Полезные ископаемые, добытые из недр данной страны, в ее терри­ториальном море или на его морском дне;

Продукция растительного происхождения, выращенная или собран­ная в данной стране;

Животные, родившиеся и выращенные в данной стране;

Продукция, полученная в данной стране из выращенных в ней живот­ных;

Продукция, полученная в результате охотничьего и рыболовного про­мысла в данной стране;

Продукция морского рыболовного промысла и другая продукция мор­ского промысла, полученная судном данной страны; продукция, полученная на борту перерабатывающего судна данной страны исключительно из выше­перечисленной продукции;

Продукция, полученная с морского дна или из морских недр за преде­лами территориального моря данной страны, при условии, что данная страна имеет исключительные права на разработку этого морского дна или этих морских недр;

Отходы и лом (вторичное сырье), полученные в результате производ­ственных или иных операций по переработке в данной стране, а также быв­шие в употреблении изделия, собранные в данной стране и пригодные толь­ко для переработки в сырье;

Продукция высоких технологий, полученная на космических объектах, находящихся в космическом пространстве, если данная страна является го­сударством регистрации соответствующего космического объекта;

Товары, изготовленные в данной стране исключительно из вышепе­речисленной продукции.

В отношении определения критериев переработки действуют следую­щие правила: если в производстве товаров участвуют две страны и более, страной происхождения товаров считается страна, в которой были осущест­влены последние операции по переработке или изготовлению товаров, отве­чающие критериям достаточной переработки (ст. 32 ТК РФ).

Если в отношении отдельных видов товаров или какой-либо страны осо­бенности определения страны происхождения товаров, ввозимых на тамо­женную территорию России, особо не оговариваются, применяется общее правило: товар считается происходящим из данной страны, если в результа­те осуществления операций по переработке или изготовлению товаров про­изошло изменение классификационного кода товаров по ТН ВЭД на уровне любого из первых четырех знаков. Таким образом, законодатель отсылает нас к одному из основополагающих таможенных документов - ТН ВЭД при определении степени переработки товара.

Для определения страны происхождения товаров также используются в порядке, определяемом Правительством РФ, следующие критерии доста­точной переработки:

Выполнение определенных производственных или технологических операций, достаточных для того, чтобы страной происхождения товаров считалась страна, где эти операции имели место;

Изменение стоимости товаров, когда процентная доля стоимости ис­пользованных материалов или добавленной стоимости достигает фиксиро­ванной доли в цене конечной продукции (правило адвалорной доли).

Помимо того, Кодекс устанавливает ряд случаев, когда действия, про­изведенные над товаром, не отвечают критериям достаточной переработки.

К ним относятся:

Операции по обеспечению сохранности товаров во время их хранения

или транспортировки;

Операции по подготовке товаров к продаже и транспортировке (деле­ние партии, формирование отправок, сортировка, переупаковка);

Простые сборочные операции и иные операции, осуществление кото­рых существенно не изменяет состояние товара, по перечню, определяемо­му Правительством РФ;

Смешивание товаров, происходящих из различных стран, если харак­теристики конечной продукции существенно не отличаются от характеристик смешиваемых товаров.

Установлены некоторые особенности определения страны происхожде­ния товаров (ст. 33 ТК РФ). Так, товары в разобранном или несобранном ви­де, поставляемые несколькими партиями по причине невозможности их от­грузки одной партией в силу производственных или транспортных условий, а также товары, партия которых разделена на несколько партий в результате ошибки, должны рассматриваться по желанию декларанта как единый товар при определении страны происхождения товаров.

Принадлежности, запасные части и инструменты, предназначенные для использования с машинами, оборудованием, аппаратами или транспортными средствами, считаются происходящими из той же страны, что и машины, оборудование, аппараты или транспортные средства, при условии, что эти принадлежности, запасные части и инструменты ввозятся и используются совместно с машинами, оборудованием, аппаратами или транспортными средствами в комплектации и количестве, которые обычно поставляются с этими устройствами.

Упаковка, в которой товар ввозится на таможенную территорию Рос­сии, считается происходящей из той же страны, что и сам товар, за исключе­нием случаев, когда упаковка подлежит декларированию отдельно от това­ра. В этих случаях страна происхождения упаковки определяется отдельно от страны происхождения товаров.

По общему правилу, закрепленному в статье 35 ТК РФ, документом, удостоверяющим страну происхождения товаров, может служить деклара­ция о происхождении товара, составленная в произвольной форме, при ус­ловии, что в ней указаны сведения, позволяющие определить страну проис­хождения товаров. В качестве такой декларации могут использоваться ком­мерческие или любые другие документы, имеющие отношение к товарам, содержащие заявление о стране происхождения товаров, сделанное изгото­вителем, продавцом или экспортером в связи с вывозом товаров.

Согласно статье 37 ТК РФ представление документа, подтверждающе­го страну происхождения товаров, не требуется, если:

Ввозимые на таможенную территорию России товары заявляются к таможенному режиму международного таможенного транзита или таможенному режиму временного ввоза с полным освобождением от уплаты тамо­женных пошлин, налогов, за исключением случаев, когда таможенным орга­ном обнаружены признаки того, что страной происхождения товаров являет­ся страна, товары которой запрещены к ввозу в Россию или транзиту через ее территорию в соответствии с международными договорами России или российским законодательством;

Общая таможенная стоимость товаров, перемещаемых через тамо­женную границу, отправленных в одно и то же время одним и тем же спосо­бом одним и тем же отправителем в адрес одного получателя, составляет менее 20 тыс. руб.;

Товары перемещаются через таможенную границу физическими ли­цами в соответствии с главой 23 ТК РФ и др.

На практике с необходимостью указания страны происхождения товара чаще всего сталкиваются компании, осуществляющие систематические опе­рации по ввозу-вывозу товара на территорию России, в то время как физи­ческие лица, перевозящие товары в сопровождаемом багаже, в большин­стве своем избавлены от этого.

Согласно требованию Таможенного кодекса товары при их деклариро­вании таможенным органам подлежат классификации, т.е. в отношении то­варов определяется классификационный код (классификационные коды) по ТН ВЭД

ТН ВЭД утверждается Правительством РФ исходя из принятых в меж­дународной практике систем классификации товаров. Он представляет со­бой своего рода справочник, в котором содержатся названия всех возмож­ных товаров, разбитых в зависимости от их вида на соответствующие груп­пы и подгруппы. Каждой группе (подгруппе) соответствует определенный числовой код, которые в совокупности и составляют классификационный код конкретного товара, пересекающего таможенную границу России. В за­висимости от этого классификационного кода лицо, перемещающее товар, обязано уплатить соответствующие налоги и сборы, представить необходи­мые разрешительные документы. Кроме того, наличие классификационного кода облегчает таможенным органам осуществление учета ввозимых (выво­зимых) товаров.

Таким образом, ТН ВЭД применяется для осуществления мер таможен­но-тарифного и нетарифного регулирования внешнеторговой и иных видов внешнеэкономической деятельности, а также для ведения таможенной ста­тистики внешней торговли России.

3. Товарная номенклатура

внешнеэкономической деятельности

Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности утвер­ждается Правительством РФ исходя из принятых в международной прак­тике систем классификации товаров и регулируется Таможенным кодек­сом (ст. 39 - 44).

Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности - .это классификатор, который применяется для осуществления мер таможенно-тарифного и нетарифного регулирования внешнеторговой и иных видов внешнеэкономической деятельности, ведения таможенной статистики внеш­ней торговли.

От ведения товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельно­сти, классификации и кодирования товаров зависит обоснованное начисле­ние и взимание таможенных платежей. В соответствии с принятой системой классификации всем товарам, товарным группам, подгруппам присваивают­ся специальные коды. Кодовая система классификатора позволяет давать необходимую информацию в форме, удобной для ее сбора, передачи и по­следующей обработки.

Таможенные органы России осуществляют ведение ТН ВЭД СНГ, а именно:

Обеспечивают слежение за изменениями и дополнениями междуна­родной основы ТН ВЭД международными пояснениями и другими решения­ми по толкованию этой основы;

Приводят ТН ВЭД СНГ в соответствие с международной основой;

Разрабатывают и утверждают пояснения и другие решения по толко­ванию ТН ВЭД СНГ и обеспечивают их опубликование;

Осуществляют иные функции, необходимые для ведения ТН ВЭД СНГ.

Итоговая информация по товарной структуре внешней торговли пред­ставляется в ежеквартальных бюллетенях и ежегодных сборниках «Тамо­женная статистика внешней торговли Российской Федерации».

.Участие Российской Федерации

Статистическое декларирование – это представляемая статформа в таможню с целью учета перемещения груза при обоюдном товарообороте между Российской Федерацией и странами, входящими в членство Евразийского экономического союза (ЕАЭС).

Основания:

  1. ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (гл. 49 289-ФЗ);
  2. Постановление "Об организации ведения статистики..." (Постановление № 1329).

Кто обязан сдавать таможенную статформу

Лица, представляющие Россию (далее заявитель), заключающие договор от лица или по соглашению лица, заключившего договор на ввоз товаров в РФ с территории стран членов ЕАЭС или транспортировку груза за пределы РФ на территорию стран-членов ЕАЭС, обязаны заполнить и сдать в таможню форму учета перемещения товаров.

На сегодняшний день такими странами являются:

  • Армения;
  • Беларусь;
  • Казахстан;
  • Киргизия;
  • Россия.

Декларацию обязаны подавать лица (представители РФ), которые на период приемки (ввоза товара) или транспортировки товара за пределы РФ (вывоза товара) имели права использования полномочий или права распоряжения грузом, а именно:

  • если заключили сделку о ввозе товаров в Россию с территории стран ЕАЭС (вывозе товаров из России в страны ЕАЭС);
  • если от их имени (по их поручению) заключена такая сделка;
  • если сделка не заключалась, но им принадлежит право владения, пользования и (или) распоряжения ввозимыми (вывозимыми) товарами.

Кому и когда сдается таможенная статистика

Статистическая форма (образец) заполняется и подается в таможенные органы РФ. Данная форма также заполняется на:

  • временно ввозимые и вывозимые товары (в отношениях РФ – члены ТС) на срок более 1 года;
  • товары, предназначенные для предупреждения и ликвидации стихийных бедствий и иных чрезвычайных ситуаций, в том числе предназначенные для бесплатной раздачи лицам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций,
  • товары, необходимые для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ и жизнедеятельности аварийно-спасательных формирований (в отношениях РФ – члены ТС).

Заполнение и подача статистической формы осуществляется резидентом РФ, заключившим сделку. Также статистические данные может подавать лицо, которое имеет право владения, пользования и (или) распоряжения товарами. Статистическая форма подается не позднее 8 рабочих дней, следующих за отчетным периодом (отчетный период – 1 месяц). Она может подаваться или по каждой отдельной поставке, или по итогам поставок в этом периоде. В одной статистической форме указываются сведения о товарах, перемещаемых в отчетном месяце от одного отправителя в адрес одного получателя в рамках одного контракта (договора), при его наличии.

Способы подачи статформы в таможню

Статистическую форму учета перемещения товаров можно предоставить следующими способами:

  • Заполнить ее электронно на сайте Таможенной службы распечатать, заверить печатью, подписью и направить в таможенный орган;
  • При наличии электронной подписи, выданной в таможенных органах, возможен полный процесс электронного заявления.

Штрафы

Валерия Булавкина (Яренкова), бухгалтер Firmmaker: "Ответственность за сроки подачи и достоверность данных формы перемещения товаров через границу несет заявитель. До 2017 года таможенные органы за 2 месяца должны были успеть выявить нарушение и сообщить о нем в Росстат, который должны был успеть вынести постановление о привлечении к ответственности. Сейчас штрафовать сможет сама таможня в течение года".

Экспортеры и импортеры, торгующие со странами ЕАЭС, могут быть оштрафованы, если статистическая форма учета перемещения товаров:

  • не представлена;
  • несвоевременно представлена;
  • содержит недостоверные сведения.
Ответственность Было до 2017 года Стало с 29.01.17
Статья Непредоставление первичных статистических данных (ст. 13.19. КоАП РФ) Непредставление или несвоевременное представление в таможенный орган статформы (ст. 19.7.13. КоАП РФ)
Орган Росстат на основании информации, полученной от таможенных органов (ст. 23.53 КоАП РФ) Таможенные органы (ст. 23.8 КоАП РФ)
Срок давности привлечения к ответственности 2 месяца 1 год (ст. 4.5 КоАП РФ)
Штраф первичный для организации 20-70 тыс. руб 20-50 тыс. руб.
для ИП 10-20 тыс. руб. 20-50 тыс. руб.
для руководителя 10-20 тыс. руб. 10-15 тыс. руб.
Штраф повторный для организации 100-150 тыс. руб. 50-100 тыс. руб.
для ИП 30-50 тыс. руб. 50-100 тыс. руб.
для руководителя 30-50 тыс. руб. 20-30 тыс. руб.

Заказать таможенную статформу

Для формирования статформы нашими специалистами Клиенту необходимо будет предоставить следующий пакет документов, по которым был совершена сделка по внешнеэкономической деятельности:

  • Договор (Контракт);
  • Товарные накладные;
  • Счета-фактуры;
  • СМР (товарно-транспортная накладная);
  • Уникальный номер договора или контракта (представляется, если сумма общей стоимости товаров по одному договору за отчетный период достигает или превышает - импорт 3 млн рублей, экспорт 6 млн. руб).

В перечисленных документах должна обязательно содержаться следующая информация: коды ТН ВЭД ЕАЭС (10 цифр), страна происхождения товара, масса (нетто) товара, единица измерения декларируемого товара, дата принятия/отправки груза, номер декларации на товары (если товар произведен вне территории стран ЕАЭС, формат код ТО/дата/номер - 8/6/7 цифр).

Как мы работаем

  1. Клиент присылает нам информационную карту (реквизиты) компании предприятия и необходимые документы по экспортно-импортным сделкам (файл xls или накладные). Первый раз это удобно сделать через обратную связь, позже мы закрепим конкретного специалиста;
  2. Мы связываемся, уточняем, сообщаем стоимость, подготавливаем и подписываем договор;
  3. Получаем полную предоплату и начинаем работу;
  4. Итогом работы является загрузка статформы через Личный кабинет участника ВЭД на портале ФТС, передача готовой статформы Клиенту и подписание Акта оказанных услуг.

Если у Клиента нет ЭЦП для подписания отчета на портале ФТС, то статформу необходимо предоставить в таможенный орган лично или по почте заказным письмом.

Ежемесячно мы успешно сдаем таможенную статформу компаниям по всей России, которые решили передать эту функцию на аутсорсинг, не терять время и защитить себя от штрафов.

Стоимость услуги

Стоимость услуги Фирммейкер по составлению таможенной статформы зависит от количества кодов ТН ВЭД и наличия Декларации на товары (ГТД).

Если строчек немного и отсутствует Декларация на товары, то стоимость составляет от 500 (пятьсот) рублей за отчет (1 договор = 1 статформа).

А при наличии Декларации на товары стоимость отчета обычно составляет от 1500 (одна тысяча пятьсот) рублей в зависимости от сложности и полноты представляемых документов, в сложных случаях общая стоимость отчетов может доходить до 50 000 (пятидесяти тысяч) рублей, на его подготовку требуется время.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Основа таможенной статистики включает правовую, методологическую, документальную, конструкционную, технологическую основы.

Правовой основой ведения таможенной статистики внешней торговли России является Таможенный кодекс Российской Федерации.

Целью ведения таможенной статистики внешней торговли является обеспечение высших органов государственной власти и иных государственных органов, определяемых законодательством РФ, информацией о состоянии внешней торговли Российской Федерации, о поступлении в федеральный бюджет таможенных пошлин, сборов и некоторых налогов, осуществление валютного контроля, анализа состояния и развития внешней торговли Российской Федерации, ее торгового и платежного балансов и экономики в целом.

Документы и сведения для вышеуказанных целей представляются в соответствии с положениями Таможенного кодекса РФ о порядке производства таможенного оформления и проведения таможенного контроля, а информация, представленная для статистических целей, является конфиденциальной. Это положение подкрепляется положениями Таможенного кодекса РФ, согласно которому информация, представленная таможенным органам Российской Федерации государственными органами, предприятиями, организациями и гражданами, может использоваться исключительно в таможенных целях и не должна разглашаться либо передаваться третьим лицам, а также государственным органам, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации.

Методологической основой таможенной статистики внешней торговли являются положения специального документа "Методология таможенной статистики внешней торговли Российской Федерации".

Методологическая основа определяет объекты статистического наблюдения и учета в таможенной статистики внешней торговли и порядок их учета, в том числе товаров, перемещаемых трубопроводным транспортом и по линиям электропередач.

Основной принцип учета всех ввозимых и вывозимых товаров определяется таможенными режимами, приведенными в Таможенном кодексе РФ. В таможенную статистику включаются товары, помещаемые под 12 таможенных режимов.

Таможенная статистика внешней торговли Российской Федерации учитывает ввоз и вывоз товаров на основе так называемой Общей системы учета внешней торговли и включает все товары (в том числе ценности, за исключением находящихся в обращении валютных ценностей), ввоз и вывоз которых соответственно увеличивает или уменьшает материальные ресурсы страны.

Методология таможенной статистики внешней торговли выполняет также следующие функции:

ѕ дает единообразную трактовку используемых в ней материалов, что обеспечивается с помощью терминов и определений, приводимых с учетом мировой практики и положений Таможенного кодекса РФ;

ѕ воспроизводит определения основных таможенных режимов, а также действующие нормативные акты, касающиеся определения страны происхождения и таможенной стоимости;

ѕ содержит к привязке к таможенным режимам четкие перечни товаров, учитываемых таможенной статистикой внешней торговли при экспорте и импорте особо, а также товаров не учитываемых при экспорте и импорте;

ѕ определяет порог статистического наблюдения, а также перечень обязательных показателей таможенной статистикой внешней торговли и порядок сохранения конфиденциальности статистической информации по внешней торговли страны.

Документальная основа. Характерной особенностью таможенной статистикой внешней торговли является то, что она опирается на содержание первичных документов (представляющих ее документальную основу):

ѕ предъявляемых участниками внешнеэкономических связей независимому от них контролирующему ведомству;

Согласно ТК РФ, с момента оформления принятия грузовой таможенной декларации (ГТД) от декларанта таможенным органом она становится документом, свидетельствующим о фактах, имеющих юридическое значение.

Будучи удостоверенными таможенным органом, принявшим ГТД к оформлению, данные, содержащиеся в последней, после фактической документальной проверки, сопряженной (по усмотрению должностного лица таможенного органа) с физическим досмотром предъявленного к таможенному оформлению товара, могут формировать объективную и достоверную картину внешней торговли страны. Эта картина есть отражение статистического учета, а именно:

  • - покидание товаром пределов таможенной территории России - при экспорте;
  • - попадание товара в пределы таможенной территории России - при импорте.

В развитие положений ТК РФ действует "Инструкция о порядке заполнения ГТД". В ней содержатся указания о порядке заполнения в том числе граф ГТД, которые должны формировать таможенную статистику внешней торговли.

Перечень таких показателей приведен в Методологии таможенной статистики внешней торговли РФ. В их число входят следующие показатели:

  • 1. отчетный период;
  • 2. направление товаропотока (ввоз или вывоз);
  • 3. страна происхождения (при ввозе);
  • 4. страна назначения (при вывозе);
  • 5. статистическая стоимость;
  • 6. код и наименование товара по ТН ВЭД СНГ;
  • 7. вес нетто;
  • 8. код и наименование дополнительных единиц измерения;
  • 9. количество по дополнительным единицам измерения;
  • 10. вид таможенного режима;
  • 11. категория отправителя (получателя) товара;
  • 12. регион (республика, край, область, города Москва или Санкт-Петербург, автономная область, автономный округ)

При формировании и выпуске данных статистики внешней торговли РФ отсутствует ведомственное влияние.

Такое влияние на таможенные органы России исключено, поскольку:

  • - контроль за перемещением товаров через таможенную границу страны осуществляется общегосударственным контролирующим ведомством, независимым от участников внешнеэкономических связей;
  • - заполнение ГТД осуществляется самими участниками внешнеэкономических связей либо уполномоченными и таможенными брокерами, действующими на договорной основе;
  • - ГТД обладает универсальным статусом, поскольку является не только базовым документом, служащим для формирования таможенной статистики внешней торговли, но и юридическим документом, являющимся основанием для осуществления таможенного контроля, а также и финансовым документом, определяющим взаимоотношения участников внешнеэкономических связей с федеральным бюджетом.

Конструкционной основой таможенной статистикой внешней торговли РФ являются формы официальных публикаций. Речь идет о выходных формах официальных публикаций в виде ежеквартальных бюллетеней и ежегодных сборников, что принято в международной практике.

Выходные формы официальных публикаций прошли международную экспертизу в ГАТТ (ВТО) и в Статистическом бюро Европейского союза (Евростат), что обеспечивает сопоставимость данных взаимной торговли РФ и ее внешнеторговых партнеров.

После прохождения международной экспертизы упомянутые выходные формы прошли межведомственное согласование более чем в десятке федеральных министерств и ведомств, вовлеченных во внешнеэкономические связи, и получили одобрение в Правительстве РФ.

В соответствии с вышеупомянутыми выходными формами официальных ежеквартальных и годовых публикаций, распределение внешней торговли РФ в разрезе групп стран осуществляется по следующей схеме:

В том числе:

Страны СНГ; страны ОЭСР; страны ЕС; страны АТЭС; страны ОПЕК.

При этом торговля с отдельными странами представляется в распределении по континентам.

В ежеквартальных бюллетенях публикуются данные о внешней торговли РФ (по экспорту и импорту): по товарным группам (два первых знака ГС); по товарным позициям в разрезе "страна-товар" (четыре первых знака ГС); по товарным позициям в разрезе "товар-страна" (четыре первых знака ГС).

При этом данные публикуются по профилирующим товарам российского экспорта и импорта, составляющим пока более 80% стоимости по экспорту и около 60% - по импорту.

Данные о торговле РФ в разрезе "страна-товар" публикуются в ежеквартальных бюллетенях по 55 странам - партнерам, совокупный стоимостной объем взаимной торговли с которыми составляет около 90% общего внешнеторгового оборота РФ. В ежегодных сборниках, помимо публикаций данных о внешней торговли (по экспорту и импорту): по товарным группам (два первых знака ГС), публикации статистических данных в разрезах "товар-страна" и "страна-товар" осуществляются по товарным подпозициям (шесть первых знаков ГС).

В связи с совместным решением ЦБ РФ и других ведомств об учете экспортно-импортных операций в долларах США с 1992 г. статистическая стоимость в ГТД представляется в долларах США.

В целях придания официальным ежеквартальным публикациям по таможенной статистики внешней торговли РФ большей аналитичности к последним добавлены четыре приложения, содержащие общие итоги торговли России с каждым из государств СНГ, а также данные о торговле с каждым из этих государств в разрезе "товар-страна" по профилирующим товарам российского импорта и экспорта.

Эти итоговые данные приведены в российских рублях.

Официальные публикации данных таможенной статистики внешней торговли РФ по вышеописанным выходным формам осуществляются в виде ежеквартальных бюллетеней, выходящих из печати на 60-й день после окончания отчетного квартала, а также в виде годовых сборников, выходящих из печати примерно на 120-й день после окончания отчетного года. Такие сроки являются общепринятыми в мировой практике выпуска подобных публикаций.

Технологическая основа. Автоматизации сбора и обработка данных об экспортно-импортных операциях, содержащихся в ГТД, является одним из определяющих условий, позволяющих реализовать возможность перехода на таможенную статистику внешней торговли.

В таможенной службе России разработана автоматизированная подсистема формирования исходных данных в интересах таможенной статистики внешней торговли. Эта подсистема является составной частью Единой автоматизированной информационной системы российского таможенного ведомства (ЕАИС ГТК), предназначенной для обеспечения комплексной компьютеризации деятельности таможенных органов РФ.

Порядок сбора и обработки информации, содержащейся в ГТД, в частности, в интересах формирования исходных данных таможенной статистики РФ строго регламентирован и утвержден приказом ГТК России, доведенным для руководства и исполнения всеми таможенными органами. Этот регламент уточняется в обязательном порядке выпуском очередного приказа ГТК России в конце каждого года, а при необходимости - выпусками отдельных приказов в течение года.

В разрезе всей таможенной службы принята иерархическая система сбора и передачи информации, включая следующие уровни:

I. таможенные посты;

II. таможни;

III. региональные таможенные управления;

IV. ГТК России и ГНИВЦ.

Сбор и обработка информации, содержащийся в ГТД, поступающих непосредственно из таможен или через региональные пункты сбора информации, возложены на Главный научно-информационный вычислительный центр (ГНИВЦ) ГТК России. Это позволяет:

  • - обеспечить оперативность обработки информации;
  • - реализовать возможность формирования исходных данных таможенной статистики внешней торговли.

В качестве региональных пунктов сбора ГТД по стране определены 13 РТУ. В региональные отделы ГНИВЦ при вышеперечисленных РТУ ГТД передаются примерно из 150 таможен, которые в свою очередь, получают информацию с таможенных постов (более 500).

К исходу 1993г. практически прекратилось поступление на обработу в ГНИВЦ ГТД на бумажных носителях.

Улучшение качества информации по таможенной статистики внешней торговли определяется двумя основными факторами, а именно: достоверностью информации и своевременностью поступления ГТД в ГНИВЦ ГТК России.

Повышение достоверности во многом обеспечивается специальными программными средствами, позволяющими осуществлять контроль правильности в системе ГТК России и внедренными в таможенных органах всех уровней. В целом для обеспечения формирования, ведения и публикации по таможенной статистики внешней торговли потребовалось создать для всех участников технологического процесса около 20 компьютерных программ.

Выпуск ежеквартальных бюллетеней и ежегодных сборников "Таможенная статистика внешней торговли РФ" основан на обобщении обработанных на ЭВМ данных ГТД. Эти данные содержат информацию о внешнеторговых операциях, имевших место в соответствующие отчетные периоды и отраженные как минимум в 96-98% всего количества ГТД, по которым участники внешнеэкономических связей предъявили на таможнях товары, перемещавшиеся через таможенную границу РФ при ввозе или вывозе. Такой уровень своевременности обработки декларационного массива и включения его в официально публикуемые данные таможенной статистики внешней торговли страны соответствует международной практике, а последующие поправки вписываются в контекст международной практики выпуска официальных статистических публикаций по внешней торговли.

таможенный статистика стоимостный торговля