Теория психического развития эрика эриксона. Теория развития личности эрика эриксона

Теория психического развития эрика эриксона. Теория развития личности эрика эриксона

Опираясь на представления Фрейда о психосексуальном развитии человека, Эриксон разработал теорию, в которой акцентируются социальные аспекты развития личности. Оно рассматривается как процесс интеграции индивидуальных биологических факторов с факторами воспитания и социокультурного окружения.

Теория Эрика Эриксона (1902-1994) возникла из практики психоанализа. Структура личности трактуется этим ученым так же, как и 3. Фрейдом. Следовательно, она состоит из Оно, Я, Сверх-Я. Не отвергаются и стадии личностного развития, открытые Фрейдом; они лишь усложнены и как бы осмыслены с позиции нового исторического времени.

Однако Эриксон считал, что не столько бессознательное Оно, сколько именно сознание - Эго - составляет основу поведения и функционирования человека, а направлением развития Эго является достижение социальной адаптации, причем параллельно развиваются Оно и инстинкты. Такой взгляд на природу человека назвали Эго-психологией.

Психосоциальная концепция развития личности , выдвинутая Эриксоном, показывает тесную связь психики человека и специфики общества, в котором он живет.

Развитие Эго тесно связано с меняющимися особенностями социальных и культурных предписаний и системой ценностей. Сравнив то, как воспитываются дети индейцев и белых американцев, Эриксон пришел к выводу, что каждой культуре свойствен свой стиль воспитания детей: он всегда принимается матерью как единственно правильный. Этот стиль определяется тем, чего ожидает от ребенка общество, в котором тот живет. Каждой стадии развития человека соответствуют свои, присущие данному социуму, ожидания, которые человек может оправдать или не оправдать.

Эриксон ввел понятие «групповая идентичность», которая формируется с первых дней жизни: ребенок ориентирован на включение в определенную социальную группу, начинает понимать мир так же, как эта группа. Но постепенно формируется и «эгоидентичность», чувство устойчивости и непрерывности своего Я, несмотря на то что происходят разные изменения. Формирование эгоидентичности - длительный процесс, он включает ряд стадий. Каждая характеризуется

задачами определенного возраста, а они выдвигаются обществом. Но решение задач определяется уже достигнутым уровнем психического развития человека и духовной атмосферой общества, в котором он живет.

По мнению Эриксона, человек на протяжении жизни переживает восемь психосоциальных кризисов , специфических для каждого возраста, благоприятный или неблагоприятный исход которых определяет возможность последующего развития личности. Каждый личный и социальный кризис представляет собой своеобразный вызов, стимулирующий личностный рост и преодоление жизненных проблем. Знание того, как человек справлялся с каждой из значимых проблем или как неадекватное разрешение ранних затруднений лишило его возможности справляться с дальнейшими, составляет, по мысли Эриксона, ключ к пониманию жизни этого человека.

Первый кризис человек переживает на первом году жизни. Он связан с тем, удовлетворяются или нет основные физиологические потребности ребенка ухаживающим за ним человеком. В первом случае у младенца развивается чувство глубокого доверия к окружающему его миру, а во втором, наоборот, - недоверие к нему.

Второй кризис связан с первым опытом обучения, особенно с приучением ребенка к чистоплотности. Если родители понимают ребенка и помогают ему контролировать естественные отправления, он получает опыт автономии . Напротив, слишком строгий или непоследовательный внешний контроль приводит к развитию у ребенка стыда или сомнений, связанных главным образом со страхом потерять контроль над собственным организмом.

Третий кризис соответствует второму детству. В этом возрасте происходит самоутверждение ребенка. Планы, которые он постоянно строит и которые ему позволяют осуществить, способствуют развитию у него чувства инициативы . Наоборот, переживание повторных неудач и безответственности могут привести его к покорности и чувству вины .

Четвертый кризис происходит в школьном возрасте. В школе ребенок учится работать, готовясь к выполнению будущих задач. В зависимости от царящей там атмосферы и принятых методов воспитания у ребенка развивается вкус к работе или же, напротив, чувство неполноценности как в плане использования средств и возможностей, так и в плане собственного статуса среди товарищей.

Пятый кризис переживают подростки обоих полов в поисках идентификации (усвоения образцов поведения значимых для подростка других людей). Этот процесс предполагает объединение прошлого опыта, потенциальных возможностей подростка и того выбора, который он должен сделать. Неспособность к идентификации или связанные с ней трудности могут привести к ее «распылению» или же к путанице ролей, которые подросток играет или будет играть в аффективной, социальной и профессиональной сферах. Эриксон считает подростковый период центральным в формировании психологического и социального благополучия человека.

Шестой кризис свойствен молодым взрослым людям. Он связан с поиском близости с любимым человеком, вместе с которым им предстоит совершать цикл «работа - рождение детей - покой», чтобы обеспечить своим детям надлежащее развитие. Отсутствие подобного опыта приводит к изоляции человека и его замыканию на самом себе.

Седьмой кризис переживается человеком в 40-летнем возрасте. Он характеризуется развитием чувства сохранения рода (генеративности ), выражающегося в «интересе к следующему поколению и его воспитанию». Этот период жизни отличается высокой продуктивностью и созидательностью в самых разных областях. Если, напротив, эволюция супружеской жизни идет иным путем, она может застыть в состоянии псевдоблизости (стагнация), что обрекает супругов на существование лишь для самих себя и приводит к оскудению межличностных отношений.

Восьмой кризис переживается во время старения. Он знаменует собой завершение предшествующего жизненного пути, а его разрешение зависит от того, как этот путь был пройден. Достижение человеком цельности основывается на подведении им итогов своей жизни и осознании ее как единого целого, в котором уже ничего нельзя изменить. Если человек не может свести свои прошлые поступки в единое целое, он завершает свою жизнь в страхе перед смертью и в отчаянии от невозможности начать жизнь заново.

Таким образом, согласно Эриксону, поведение человека изначально детерминировано биологическими факторами (инстинкты Оно, биологическое сексуальное созревание), взаимодействующими с расширяющейся сферой социальных отношений, и исходами психосоциальных кризисов, которые образовались в зависимости от степени сформированности Эго человека. Результаты первых 4 стадий почти полностью обусловлены влиянием окружающей среды, а разрешение последующих кризисов больше зависит от Эго и меньше - от внешних факторов. Влияние таковых (родительского воспитания, культуры и истории) на развитие личности очень велико, хотя для этого развития нет пределов: оно происходит на протяжении всего жизненного цикла: человек решает все новые проблемы, приобретает новые качества Эго и меняется.

Известный американский психолог Э. Эриксон предложил свою психосоциальную концепцию развития личности по возрастным этапам-стадиям. Он же ввел в научный оборот понятие «групповая идентичность».

В представлении Э. Эриксона групповая идентичность формируется с первых дней жизни человека: как только ребенок включается определенную группу, он начинает понимать мир как эту группу и в последующем ориентируется на нее.

Вместе с тем, у ребенка постепенно формируется и его собственная «эгоидентичность», чувство устойчивости и непрерывности своего «Я», хотя процесс этот сложный и динамичный. Формирование эгридентичности включает ряд стадий, или этапов, в развитии личности, каждый из которых характеризуется задачами определенного возраста, выдвигаемыми социумом. Однако решение этих задач определяется исключительно индивидуальным уровнем психологического развития человека, с одной стороны, и духовной атмосферой социума, в котором он живет, - с другой. Основные стадии психосоциального развития индивида таковы.

Младенчество . Период характеризуется тем, что главную роль в жизни ребенка играет его мать - она кормит ребенка, ухаживает заним, дает ему ласку, заботу. В результате у ребенка формируется базовое доверие к миру.

Раннее детство (от 1 года до 3 лет). Этот период связан с формированием автономии и независимости ребенка. Он начинает ходить, обучается гигиеническому самоконтролю; постепенно встречается с актами одобрения или неодобрения со стороны социума, которые открывают ребенку глаза на самого себя. Впервые формируется одно из важнейших чувств - чувство стыда.

Предшкольное детство (от 3 до 6 лет). На этой стадии ребенок начинает осознавать себя как личность и еще более активно осваивает мир. У него формируется чувство предприимчивости, инициативы, которое закладывается в его играх. Он глубже осваивает отношения между людьми, развивает свои психические возможности, прежде всего - познавательные.

Младший школьный возраст . К этому периоду общения в семье оказывается недостаточно для развития ребенка, к последующему развитию подключаются другие социальные институты, прежде всего - школа. Здесь социум приобщает ребенка к знаниям о будущей деятельности, передает ему технологический эгос культуры. На этой стадии происходит углубленное психическое развитие ребенка, формируется психический склад его личности.

В этот же период приобретаются стойкие невротические реакции, ребёнок испытывает чувство тревоги вследствие боязни:

Какого-либо несчастья с родителями;

Отсутствия денег в семье;

Физического насилия;

Личной несостоятельности;

Неопределенности в будущем.

У тревожного ребенка может быть меньше успехов в школе, ему трудно адаптироваться в обществе, развивать в себе дух здорового конформизма и чувство свободы-ответственности.

Подростковый возраст (в России: от 10 до 17 лет; призывной возраст в армию - 18 лет; в некоторых цивилизованных странах: от 10 до 20 лет, призывной возраст в армию - 21 год). Период формирования центральной формы эгоидентичности. Бурный физиологический рост, половое созревание, гиперсексуальность. Муки сравнения себя с другими. Поиски смысла жизни. Любовь и разочарования. Смятение души. Профессиональное самоопределение.

Основные психологические проблемы подростков :

Будущее;

Стрессы;

Коммуникативная некомпетентность;

Сопротивление манипулированию;

Отношения с родителями;

Любовь и близость;

Принятие собственного гнева;

Принятие собственного тела;

Принятие своего характера.

Основные психологические реакции подростков :

Оппозиция;

Группирование;

Конфронтация;

Эмансипация.

Созревание познавательных и эмоциональных функций может вести к тому, что подростки используют новые способности в форме критики, сомнений, противодействия ценностям, установкам и образу действий взрослых. Часто это вызывает конфликт с родителями, особенно если в семье господствует авторитарный и ограничительный стиль воспитания. В процессе социализации группа сверстников в значительной мере замещает подростку родителей и становится для него референтной группой. Перенос центра социализации из семьи в группу сверстников приводит к ослаблению эмоциональных связей с родителями, к замене их взаимоотношениями со многими людьми, меньше влияющими на личность как целое, но формирующими определенные формы ее поведения. Особое значение для подростка приобретают внешний вид и производимое им впечатление, что также часто приводит к конфликтам с членами семьи.

Несмотря на это, отход от родительского дома отражается не на всех формах поведения, взглядах и установках. Хотя у многих подростков родители как центр ориентации и идентификации отступают на второй план, это относится далеко не ко всем областям жизни. Влияние семьи в период взросления уменьшается, но она по-прежнему остается для подростка важной референтной группой. Относительно стабильными остаются эмоциональные связи, даже при разрыве с семьей они в большинстве случаев поддерживаются, особенно с матерью.

Молодость . На этой стадии актуальны поиск спутника жизни, тесное сотрудничество с людьми, укрепление связей со своей социальной группой. Индивид в этот период устойчив в ситуации обезличивания, он способен без ущерба для личности смешивать свою идентичность с другими людьми.

Взрослость. Развитие идентичности происходит всю жизнь. На человека воздействуют другие люди, особенно его собственные дети. Вкладывая себя в любимый труд, в заботу о детях, человек психологически может быть удовлетворен собой и своей жизнью.

Старость. Эго-идентичность на основе всего жизненного пути личности приобретает завершенную форму. Человек переосмысливает нею жизнь, осознает свое «Я» в размышлениях о прожитых годах. Психологически адекватный человек принимает себя и свою жизнь, осознает необходимость в ее логическом завершении, способен проявлять мудрость. Проявляется отстраненный интерес к жизни перед лицом смерти. Направленность формирования психики индивида на всех его этапах-стадиях может быть позитивной и негативной. Динамика этой направленности зависит от всех институтов социализации, прежде всего - семьи, особенно на ранних этапах социализации. Достаточно отметить, что сильно выраженный дефицит эмоционального общения матери с младенцем приводит к резкому замедлению психического развития ребенка.

Переходы от одного периода к другому - это изменение сознания и отношения индивида к окружающей действительности и ведущее деятельности, ломка социальных взаимоотношений человека с другими людьми.

Эго-психология Э. Эриксона

Американский психолог Э. Эриксон (1902-1994) известен как представитель направления эго - психологии. Эриксон пересмотрел некоторые важные психоаналитические положения, сделав акцент на развитии Я индивида.

С одной стороны, Эриксон придерживался психоаналитических представлений о значении адаптации человека к своему социальному окружению, признавал биологические и сексуальные основы возникновения мотивационных систем и личностных качеств, опирался на структурную модель личности, разработанную Фрейдом. Так же как и Фрейд, Эриксон считал, что стадии развития личности предопределены генетически, порядок их развертывания по мере созревания неизменен. Психосоциальные задачи развития в разных культурах имеют сходный характер, они универсальны для всего человечества (например, выработка трудолюбия), хотя способы их решения могут значительно различаться. Однако в отличие от фрейдистского подхода, основное внимание в эго-психологии отводится нормальному, здоровому личностному развитию, которое связано с осознанным решением жизненных проблем. Теорию развития личности Эриксона принято называть психосоциальной, так как в центре ее - рост компетентности человека во взаимодействии с социальным окружением. По-новому рассмотрено влияние культуры с ее системой ценностей и нормативных предписаний. Эриксон подчеркивал значимость исторического и культурного контекста развития личности, его несводимость к индивидуальным взаимосвязям с родителями в раннем возрасте. Сделать такой вывод помогли избранные методы исследования.

Методы исследования в работах Э. Эриксона

Помимо традиционной для психоаналитиков клинической практики с проблемными детьми и содержательного анализа конкретных случаев, Эриксон проводил лонгитюдное изучение здоровых детей. Он также использовал кросскультурный (этнографический) метод: изучал особенности воспитания детей в племенах американских индей цев и в условиях современного технологического американского общества. Это позволило ему обстоятельно анализировать воздействие разных культур на становление личности. Был поставлен вопрос о различиях в достижении индивидом идентичности в тех обществах, где социальные роли жестко регламентированы, и в демократических обществах с гораздо более широким спектром потенциальных возможностей (профессиональных, политических, идеологических и т.п.). Получили известность исследования Эриксона, посвященные выдающимся личностям, таким, например, как Мартин Лютер или Махатма Ганди. В этом случае Эриксон пытался соотнести основные темы жизни человека с историческими событиями и обстоятельствами, т.е. использовал психоисторический метод. Эриксон показывает единство процесса человеческой жизни, в котором три важнейших аспекта (соматический, личностный и социальный) взаимосвязаны и вычленяются лишь для удобства анализа и изучения. Человек во все времена есть организм, член общества и Эго (Я, личность). Огромное значение Эриксон придает периоду детства, подчеркивая, что именно человеку свойственно длительное детство: «Продолжительное детство делает из человека виртуоза в техническом и интеллектуальном смыслах, но оно также оставляет в нем на всю жизнь след эмоциональной незрелости... иррациональные страхи, происходящие из самого состояния детства». Однако взгляды Эриксона на возможности личностного роста и способности человека преодолевать трудности более оптимистичны, чем в традиционном психоанализе. Он считает, что человек способен к саморазвитию, к тому, чтобы на новом уровне справиться с неадекватно разрешенным ранее конфликтом, - и за пределами генитальной стадии, вплоть до самых преклонных лет. Теория развития Эго, сформулированная Эриксоном, охватывает все жизненное пространство индивида (от младенчества до зрелости и старости); неслучайно ее иногда называют концепцией жизненного пути личности.

Основные понятия теории Эриксона

Представления Эриксона о развитии Эго в основном изложены в книгах «Детство и общество» (1950), «Идентичность: кризис юности» (1968), «Идентичность и жизненный цикл» (1979), «Зрелость» (1979), «Жизненная вовлеченность в старости» (1986) и др. Уже из названий книг явствует, что центральное понятие для Э. Эриксона - понятие идентичность. Личностная идентичность - набор черт или индивидуальных характеристик (постоянных или хотя бы преемственных во времени и пространстве), который делает человека подобным самому себе и отличным от других людей, это «самая сердцевина, ядро» личности. Эго-идентичность - это субъективное чувство целостности собственной личности, непрерывности и устойчивости собственного Я. Групповая идентичность - чувство принадлежности к данной социальной группе. Эго-идентичность и групповая идентичность формируются прижизненно и согласованно. Приобретение эго-идентичности, становление Я-концепции, образа Я в современном мире более важны для молодежи, чем проблема сексуальности в фрейдовском понимании. Одним из важных механизмов формирования идентичности Эриксон считает ритуализацию - повторяющиеся формы поведения, осуществляющие взаимосвязь людей, обмен сообщениями. Ритуализация имеет врожденную основу, постепенно усложняется и обогащается на протяжении жизни. Центральное положение теории Эриксона состоит в том, что каждый человек на протяжении жизни проходит восемь стадий, на каждой из которых ему выдвигается социальное требование. Проблема, встающая перед индивидом в его социальном развитии, создает кризисную ситуацию. Кризис - это поворотный момент развития, из которого человек может выйти как более адаптированным, сильным, так и ослабленным, не справившимся с решением конфликта. Успешное разрешение кризиса связано с установлением определенного компромисса между крайностями, между противоположными состояниями сознания, баланса в пользу позитивного компонента. Благоприятный результат - включение в Эго нового позитивного качества (например, инициативности или трудолюбия). Но исход конфликта может оказаться и неудачным, и тогда в структуру Эго встраивается негативный компонент (базовое недоверие или вина). Неразрешенная задача переносится на следующую стадию, где справиться с ней тоже возможно, но это гораздо труднее и требует большего напряжения сил. Таким образом, люди преодолевают характерные противоречия стадий с разным успехом и с разной скоростью - в этом состоит эпигенетический принцип концепции Эриксона. Общество одобрительно относится к расширению возможностей человека, пытается поддержать его в этой тенденции роста. Эриксон считает, что в каждой культуре присутствует «решающая координация» между развитием индивидуума и его социальным окружением - «зубчатое колесо жизненных циклов». Согласно закону согласованного развития, общество оказывает помощь развивающейся личности и поддерживает ее именно тогда, когда она особенно в этом нуждается (ребенок испытывает потребность в опеке, а родитель стремится опекать и заботиться). Таким образом, с точки зрения Эриксона, потребности и возможности поколений симметричны, что отражено в его концепции взаимозависимости. По Эриксону, необходимо изучать условия успешного разрешения каждою кризиса, ибо только в результате интеграции достижений формируется здоровая адаптированная личность: «Психологическая идентичность развивается из постепенной интеграции всех идентификаций». Взаимодействие между биологическими потребностями индивида и требованиями общества задает направление и содержание развития.

Психосоциальные стадии развития личности

Рассмотрим подробнее выделенные Эриксоном психосоциальные стадии развития личности, стадии жизни.

1. Младенчество: базальное доверие / базальное недоверие. Первая психосоциальная стадия - от рождения до конца первого года - соответствует оральной стадии, по Фрейду. В этот период закладываются основы здоровой личности в виде общего чувства доверия, «уверенности», «внутренней определенности». Главным условием выработки чувства доверия к людям Эриксон считает качество материнской заботы - способность матери так организовать жизнь своего маленького ребенка, чтобы у него возникло ощущение последовательности, преемственности, узнаваемости переживаний. Младенец со сложившимся чувством базового доверия воспринимает свое окружение как надежное и предсказуемое; он может переносить отсутствие матери без чрезмерного страдания и тревоги по поводу «отделения» от нее. Чувство недоверия, страха, подозрительности появляется, если мать ненадежна, несостоятельна, отвергает ребенка; оно может усилиться тогда, когда ребенок перестает быть для матери центром ее жизни, когда она возвращается к тем занятиям, которые оставила на время (скажем, возобновляет прерванную карьеру или рожает следующего ребенка). Способы обучения доверию или подозрительности в разных культурах не совпадают, но универсален сам принцип: человек доверяет социуму, исходя из меры доверия к матери. Эриксон показывает огромное значение механизма ритуализации уже в младенчестве. Главный из ритуалов - взаимное узнавание, который сохраняется всю последующую жизнь и пронизывает все отношения с другими людьми. Надежда (оптимизм в отношении своего культурного пространства) - это первое положительное качество Эго, приобретаемое в результате успешного разрешения конфликта «доверие - недоверие».

IV. Лекция по психологии развития

Список литературы

1) Кроль В. Психофизиология человека. − СПб.: Питер, 2003. − 304 с.

2) Лупандин В. И., Сурнина О. Е. Психофизика: Учеб. пособ. − Екатерибург: УрГУ, 1997. − 100 с.

3) Психофизиология: Учебник для вузов / Под ред. Александрова Ю. И. 3-е изд., доп. и перераб. − СПб.: Питер, 2007. − 464 с.

4) Путято Л. М. Психология сенсорных процессов: Учеб. пособие. − Гродно: ГрГУ, 2001. − 80 с.


В психологии существует множество различных теорий развития личности в онтогенезе (то есть развития от рождения до смерти). Обратимся к трем наиболее популярным и важным из них: теория психосоциального развития личности Э. Эриксона, теория психосексуального развития личности З. Фрейда, генетическая теория развития интеллекта Ж. Пиаже.

В основе теории лежит постулат, что у человека есть потребность в формировании социальной идентичности, то есть у человека есть стремление отождествлять себя с какой-либо социальной группой («я экономист», «я студент», etc. − примеры социальной идентичности). Э. Эриксон утверждает, что социальная идентичность является характеристикой целостной личности, а потеря идентичности ведет к распаду личности.

Всего Э. Эриксон выделяет 8 стадий развития личности, на каждой из которых человек должен сделать выбор (неосознанно, бессознательно) между двумя полюсами развития. Этот выбор появляется в связи с наличием конфликта, свойственного каждому возрастному периоду. При этом результат этапа переходит на следующий.

Первая стадия развития личности, которую выделяет Э. Эриксон, называется доверие или недоверие (basis trust vs. basis mistrust), которая длится в течение первого года жизни человека (0-1 год). На этом этапе у ребенка происходит созревание сенсорных систем (зрительной, слуховой, etc.), а также их координация. Ребенок нуждается во внешних сенсорных впечатлениях, он как бы впитывает мир, жаждет внешних впечатлений. Основной конфликт этого возраста можно сформулировать так: «Любим или отвергаем».

Развитие идет по положительному пути, если ребенок получает все, что он хочет, если выполняются все его потребности, если он любим и принимаем. С ребенком нужно много играть, ласкать его и разговаривать с ним. Тогда ребенок начинает считать, что мир − это уютное и безопасное место, а люди достойны доверия. Ребенок готов без тревоги и гнева переносить исчезновение матери из поля зрения. Будучи взрослым, такой человек будет способным устанавливать теплые и глубокие отношения с другими людьми.


Если же ребенок не получает должного ухода, если родители не проявляют достаточно любви и заботы, то у ребенка появляется дискомфорт − ребенок отвергается матерью. Тогда у ребенка формируется недоверие и боязливость ко внешнему миру и людям. Конфликт может проявляться в острой депрессии: отказ от пищи, от общения с окружающим миром, могут быть психосоматические нарушения.

Следующая стадия длится с 1 года до 3 лет и называется «самостоятельность или нерешительность » (autonomy vs. shame). Ребенок активно вторгается в этот мир, и это нарушает внутреннее единство, которое он успел сформировать на первом году жизни. Ребенку нужна новая идентичность.

Основной конфликт этой стадии можно выразить так: «Хочу быть самостоятельным, но боюсь, что у меня не получится». Конфликт может проявляться в страхе и нерешительности, двигательной настороженности. На этой стадии формируется следующая идентичность ребенка: «Я тот, кто быстро бегает и высоко прыгает».

Такая идентичность формируется, если родители дают возможность ребенку делать то, что он в состоянии делать, а не организовывают его активность. Родителям следует быть терпеливыми и не торопить ребенка. В этом случае у ребенка появляется потребность в самостоятельности, возникает чувство субъективного контроля за собственным телом и внешним миром. Закладывается основа самоуважения и сотрудничества.

Однако развитие может идти по другому пути, если родители ограничивают ребенка, много запрещают, торопят его, следят за «несчастным случаем». Тогда у ребенка закрепляется нерешительность и неуверенность в себе, а также чувство стыда перед людьми. Он стыдится себя, своего тела, своих мыслей (дети этого возраста думают, что их мысли знают все). Более того, могут появиться аутоагрессивные реакции (направление агрессии на себя, свое тело). Кроме того, закрепляется скованность в поведении и постоянная настороженность.

Следующая стадия длится с 4-х до 5 лет. Ее название − «предприимчивость или чувство вины » (initiative vs. guilt). В этом возрасте ребенок очень любознателен, задает множество вопросов. Возникают первые представления о том, кем он хочет стать в будущем. Определяются границы дозволенного. Основной конфликт этой стадии таков: мне это любопытно, я хочу это исследовать, но это не понравится взрослым, так как я все делаю неправильно. Конфликт может проявляться в страхах за тайные мысли, пассивности, вялости, самоотрицании и самоограничениях − ребенок не принимает себя. В этом возрасте ребенок идентифицирует себя со взрослым определенного пола и осваивает свойственные этому полу формы поведения.

Развитие идет по положительному пути, если взрослые поощряют инициативность ребенка, если ребенок имеет возможность свободно играть, бегать, кататься на санках или велосипеде. Важно, чтобы родители были готовы отвечать на все вопросы ребенка, не мешали ему фантазировать и играть. Следует вступать с ребенком в сотрудничество (давать возможность помочь вымыть посуду, постирать белье и так далее). В этом случае вырабатывается и закрепляется чувство товарищества с родителями, возникает предприимчивость, появляется склонность к самонаблюдению и самоуправлению.

Если же родители показывают, что игры ребенка вредны, нежелательны и утомительны, его вопросы назойливы, а фантазии − бестолковы, то развитие идет по отрицательному пути. Тогда возникает чувство вины, которое проносится через всю жизнь, возникает покорность и отсутствие инициативы из-за переживания постоянных неудач.

Следующая стадия длится с 6 до 11 лет, и она называется «умелость или неполноценность » (industry vs. inferiority). В этом возрасте ребенок вступает в социальные связи, начинается школьная жизнь. У него обостряется интерес к тому, как устроены вещи. Основной конфликт этого периода − хочу признания, но не могу его добиться, так как я − ничтожество. Основная идентификация − с представителями определенных профессий.

Развитие идет по положительному пути, если взрослые поощряют ребенка мастерить что-либо и разрешают довести начатое дело до конца; хвалят за результат. В этом случае вырабатывается умелость и творческое отношение к жизни, ребенок обретает чувство компетентности. Развивается трудолюбие и способность к самовыражению в деятельности.

Если же родители не поощряют занятия ребенка, видят в них баловство и глупость, то развитие идет по негативному пути. Тогда развивается чувство неполноценности, ребенок теряет авторитет среди сверстников.

Следующая стадия развития захватывает подростковый и юношеский возраст и длится от 11 до 20 лет. Она называется «идентичность или спутанность ролей » (identity vs. role diffusion). В этом возрасте формируется отношение к себе и к миру, к своим способностям и возможностям. Задачей этого возраста следует считать интеграцию личности, сведение воедино всего достигнутого к этому моменту и проектирование на основании этого своего будущего.

Вероятность интеграции увеличивается, если предыдущие стадии проходились ребенком положительно. Тогда ребенок понимает, кто он и куда идет. Если же предыдущие стадии шли по негативному пути, то возникает высокая вероятность спутанности ролей. Возникают проблемы в обществе, нетерпимость к чужим мнениям и отвержение вкусов и норм чужих групп. Отмечается склонность к формированию группировок и банд, готовность следовать за лидером, который предлагает четкие и простые доктрины. Ребенок готов отождествить себя с лидером ценой потери своей идентичности. Характерно презрительное отношение ко всему национальному. Ребенок переживает ощущение тревоги и изолированности от мира, неспособность сделать выбор.

Следующая стадия длится 20-25 лет и называется «интимность или изоляция » (intimacy vs. isolation). Это период ухаживаний, первого брака, ориентации на профессию и карьеру. Человек в этом возрасте готов к интимным отношениям в психическом и сексуальном планах.

Интимность − положительный путь развития − понимается многопланово − чувство к родителям, сиблингам (родным браться и сестрам), детям, etc. Интимность − это способность слить себя с другим человеком, не потеряв при этом свою собственную идентичность. Настоящая интимность невозможна без стабильной идентичности.

Развитие может идти и в сторону изоляции. Человек вступает в отношения, чтобы обрести себя, свою идентичность. Возникает излишняя поглощенность собой, избегание отношений, социальная изоляция, чувство одиночества и вакуума.

Следующая стадия длится с 26 до 64 лет и называется «продуктивность или стагнация » (generativity vs. stagnation).

Продуктивность проявляется в заботе о другом поколении, в участливом отношении к тому, в каком мире будут жить дети. Возникает умение заботиться о другом.

Если же развитие идет по пути стагнации, то усиливается поглощенность собой, личными нуждами и удобствами; человек потворствует своим желаниям. В итоге возникает чувство безнадежности и бессмысленности жизни.

Заключительная стадия, согласно Э. Эриксону, наступает после 64 лет и называется «эгоинтеграция или отчаяние » (ego integrity vs. despair). Это начало старости, человек начинает пересматривать свои жизненные решения, оценивать их. Возникает множество нужд, так как ухудшается здоровье. Отдельной задачей является приспособление к смертям близких.

Если человек этого возраста, оглядываясь назад, говорит себе, что он ничего не хотел бы изменить в прожитой жизни, если он доволен тем, как прошла его жизнь, то это − путь эго интеграции. Человек видит свое продолжение в детях или делах − страх смерти не выражен.

В случае «отчаяния» жизнь представляется чередой ошибок, нереализованных дел. Возникает страх смерти, ощущение постоянной неудачливости, сожаление, что жизнь нельзя прожить заново. Это может приводить к старческому слабоумию, депрессии, озлобленности, ипохондрии и паранойе.

Психосоциальная концепция развития личности (Э. Эриксон)

Разработанная американским психологом Эриком Эриксоном психосоциальная концепция развития личности показывает тесную связь психики человека и характера общества в котором он живет. В каждой культуре имеется особый стиль воспитания детей, он всегда принимается матерью как единственно правильный. Этот стиль определяется тем, что ожидает от ребенка общество, в котором он живет. Каждой стадии развития человека соответствуют свои, присущие данному обществу ожидания, которые человек может оправдать или не оправдать, и развитие его личности может пойти по негативному или позитивному направлению.

Первая стадия - младенчество (от рождения до одного года). Без тесного эмоционального контакта, без любви, внимания и заботы нарушается социализация ребенка, возникает задержка психического развития, развиваются различные заболевания; у ребенка появляется агрессивность, а в будущем - различные проблемы, связанные со взаимоотношениями с другими людьми. Таким образом, эмоциональное общение младенца со взрослыми является ведущей, главной деятельностью на данном возрастном этапе, влияющей па развитие его человеческой психики и обусловливающей положительный или негативный исход, результат развития на этом этапе. Позитивным результатом можно считать формирование у младенца доверия к миру, людям, оптимизм, негативным результатом - формирование недоверия к миру, людям, пессимизм, даже агрессивность.

Вторая стадия - раннее детство (от года до трех лет) связана с формированием автономии и независимости. Ребенок начинает ходить, обучается контролировать себя при выполнении актов дефекации; общество и родители приучают ребенка к аккуратности, опрятности, начинают стыдить за "мокрые штанишки". Социальное неодобрение открывает глаза ребенка на самого себя, он чувствует возможность наказания; формируется чувство стыда. В конце стадии должно наступить равновесие автономии и стыда. Это соотношение станет благоприятным для развития ребенка, если родители не будут подавлять желания ребенка, не будут бить его за провинности.

Третья стадия - детство (по терминологии Эриксона - возраст игры; 3-6 лет). На данной стадии ребенок уже убежден, что он личность: он бегает, умеет говорить, расширяет область овладения миром. У ребенка формируется чувство предприимчивости, инициативы, которое закладывается в игре, следовательно, игра является ведущей деятельностью на данном возрастном этапе. И фа очень важна для развития ребенка: она формирует инициативу, творчество; посредством игры ребенок осваивает отношения между людьми, развивает свои психические возможности - волю, память, мышление и пр. Если же родители не уделяют внимания играм ребенка, то это отрицательно сказывается на его развитии, способствует закреплению пассивности, неуверенности, чувства вины.

Четвертая стадия - младший школьный возраст (6-11 лет). Ребенок уже исчерпал возможности развития в рамках семьи, и теперь школа приобщает его к знаниям о будущей деятельности, к культуре общества. Ведущей деятельностью на данной возрастной стадии является учеба. Если ребенок успешно овладевает знаниями, новыми навыками, он верит в свои силы, спокоен, уверен в себе. Напротив, неудачи в школе приводят к появлению, а порой и закреплению чувства своей неполноценности, неверия в свои силы, отчаяния, потери интереса к учебе. В этом случае ребенок как бы снова возвращается в семью; она становится для него убежищем, если родители относятся к нему с пониманием, стараются помочь преодолеть трудности в учебе. Если же родители лишь ругают и наказывают ребенка за плохие оценки, чувство неполноценности у него закрепляется порой на всю его жизнь.

Пятая стадия - подростковый и юношеский возраст (от 11 до 20 лет). На данной стадии формируется центральная форма эго-идентичности. Бурный физиологический рост, половое созревание, озабоченность тем, как он выглядит перед другими, необходимость найти свое профессиональное призвание, способности, умения - вот вопросы, которые встают перед подростком, и это уже есть требования общества к подростку о самоопределении. Ведущей деятельностью, сильнее всего влияющей на развитие личности подростка, является его общение со сверстниками.

На данной стадии обостряются все критические моменты прошедших периодов. Если на ранних стадиях у ребенка сформировались автономия, инициатива, доверие к миру, уверенность в своей полноценности, значимости, то подросток успешно создаст целостную форму эго-идентичности, находит свое "Я", признание себя со стороны окружающих. В противном случае происходит диффузия идентичности. Подросток не может найти свое "Я", не осознает своих целей и желаний; происходит возврат, регрессия к инфантильным, детским, иждивенческим реакциям. Возникает смутное, но устойчивое чувство тревоги, одиночества, опустошенности, постоянное ожидание чего-то такого, что может изменить жизнь, но сам человек активно ничего не предпринимает. Появляются страх перед личным общением и неспособность эмоционально воздействовать на лиц противоположного пола, рождаются враждебность, презрение к окружающему обществу, чувство "непризнания себя" со стороны окружающих.

Шестая стадия - молодость (от 20 до 25-30 лет). Для человека приобретают актуальность поиск спутника жизни, тесное сотрудничество с людьми, укрепление связей со своей социальной группой. Человек не боится обезличивания, он смешивает свою идентичность с другими людьми, появляется чувство близости, единства, сотрудничества, интимности с определенными людьми. Однако если диффузия идентичности переходит и на этот возраст, человек замыкается; закрепляются изоляция, одиночество. Стадия молодости соответствует вступлению человека в интенсивную личную жизнь и профессиональную деятельность; соответствует периоду становления, самоутверждения человека в любви, сексе, карьере, семье, обществе.

Седьмая, центральная стадия - взрослость, зрелость (от 30 до 60 лет). Развитие идентичности продолжается всю жизнь; идет воздействие со стороны других людей, особенно детей, они подтверждают, что ты им нужен. Положительные симптомы этой стадии: личность вкладывает себя в хороший, любимый труд и заботу о детях, удовлетворена собой и жизнью. Если не на кого излить свое "Я" (нет любимой работы, семьи, детей), то человек опустошается; намечаются застой, косность, психологический и физиологический регресс. Как правило, такие отрицательные симптомы сильно выражены, если личность была подготовлена к этому всем ходом своего развития (если всегда были отрицательные выборы на этапах развития).

В зрелые годы выделяются два кризисных периода.

* Кризис 33-35 лет, когда, достигнув определенного социального и семейного положения, человек с тревогой начинает думать: "Неужели это все, что может дать мне жизнь? Неужели нет ничего лучшего?" И некоторые начинают лихорадочно менять что-то в своей жизни: работу, супруга, место жительства, хобби и т.п.

Затем наступает недолгий период стабилизации - от 35 до 40-43 лет, когда человек закрепляет все то, чего он достиг. Он уверен в своем профессиональном мастерстве, своем авторитете; имеет приемлемый уровень успеха в карьере и материального достатка. Нормализуются здоровье, положение в семье, сексе.

* Кризис 45-55 лет наступает вслед за периодом стабильности. Человек начинает чувствовать приближение среднего возраста, когда появляются первые признаки ухудшения здоровья, потери красоты и физической формы, отчуждения в семье и в отношениях с повзрослевшими детьми. Приходит опасение, что уже ничего лучшего в жизни, в карьере, в любви не получишь. В результате возникают чувство усталости от надоевшей действительности, депрессивные настроения, от которых человек прячется либо в мечтах о новых любовных победах, либо в реальных попытках доказать свою молодость через любовные интриги или взлет карьеры.

Завершающий период зрелости длится с 55 до 60-65 лет. Это период физиологического и психологического равновесия, снижения сексуального напряжения, постепенного отхода человека от активной трудовой и социальной жизни.

Восьмая стадия (после 60-65 лет). После 60 лет происходит создание завершенной формы эго-идентичности на основе всего пути развития личности. О возрасте с 65 до 75 лет говорят как о первой старости. После 75 лет возраст считается преклонным: человек переосмысливает всю свою жизнь, осознает свое "Я" в духовных раздумьях о прожитых годах, и либо принимает свою жизнь как неповторимую судьбу, которую не надо переделывать, либо осознает, что жизнь прошла неверно, зря.

Если человек принимает себя и свою жизнь, осознается необходимость в логическом завершении жизни, проявляется мудрость, отстраненный интерес к жизни перед лицом смерти. Если принятия себя и жизни не произошло, то человек чувствует разочарование, отчаяние, теряет вкус к жизни, поскольку ничего исправить в своей жизни уже невозможно.

Стадии и положительные/отрицательные выходы на каждой из них приведены на рис. 2.