Этносоциология. Этносоциология как раздел социологии

Этносоциология. Этносоциология как раздел социологии
Этносоциология. Этносоциология как раздел социологии

Особенности выборки

Специфика формирования выборочной совокупности заключается в том, что признаком отбора респондентов является, прежде всего, их этническая принадлежность. А поскольку определение этого фактора происходит субъективно, т.е. на основе самоидентификации респондента, то в выборку могут попасть опрашиваемые, которые фактически не принадлежат исследуемой совокупности и наоборот. По этим же причинам выборка не может быть сформирована с помощью математических расчетов, поэтому применяют такие методы, как метод «фильтра», метод «снежного кома», метод отбора по косвенным признакам.

Для того, чтобы образовать идеальную с методической точки зрения случайную выборку, социолог в принципе должен иметь полный список всех членов изучаемой этнической группы, при условии их одинаковой доступности для процедуры опроса. Ясно, однако, что в большинстве социологических исследований это требование невыполнимо. Поэтому этносоциолог, изу­чающий конкретный этнос или этническую группу, почти всегда имеет дело не с собственно выборкой, а с целенаправленным отбором респон­дентов. На практике используется несколько разных методов отбора рес­пондентов определенной национальности. Назовем основные из них.

1. Метод «фильтра». Суть данного метода состоит в том, что по стан­дартной методике опрашивается более широкий массив респондентов, чем требуется для решения основной задачи исследования, однако часть вопросов анкеты (интервью) задается лишь представителям этноса, выс­тупающего объектом в данном исследовании. В качестве «фильтра» при этом служит вопрос о национальной принадлежности респондента. Окон­чательно выборка формируется не до, как в классической схеме, а после проведения опроса. При этом общий массив опрошенных распадается на две подвыборки: основную, включающую только представителей «объект­ного» этноса, и дополнительную, в которую входит, так сказать, «порода» данного исследования, т.е. те лица, которые попали в предварительную выборку, но не относятся к изучаемому этносу.

2. Метод «снежного кома» («snowball»). Метод «фильтра» применим в основном тогда, когда изучаемая этническая группа достаточно много­численна и компактно расселена в пределах города (сельского района). Однако в практике этносоциологических исследований нередки случаи, когда представители интересующей исследователя этнической группы составляют лишь незначительную долю от численности всего региона, в котором проводится исследование, и к тому же дисперсно рассеяны по его территории.

Формирование выборки по методу «снежного кома» начинается с выбора нескольких «стартовых точек», т.е. индивидов, заведомо принад­ лежащих к данной национальности. Такой отбор может быть случайным (не в статистическом, а в бытовом смысле). Однако лучше пользоваться регулярным методом, например, "Ьбращэться в Культурный центр данно­ го этноса*/в правление общины, в церковь или в национальную школу, где можно получить фамилии нескольких достаточно активных и извест­ ных в среде исследуемого этноса людей. Как правило, сотрудники Культурного центра предупреждают таких людей о предстоящем опросе. Это делается для того, чтобы сформировать у них положительную установку на сотрудничество с социологами.

Затем среди них проводится опрос, а в дополнение к анкете их просят назвать несколько фамилий и адресов других представителей данного этноса, которые проживают в том же городе и к которым можно обратиться с просьбой ответить на вопросы социологического исследования.

Особое внимание необходимо уделить подбору «стартовых» персон Они должны быть не только достаточно известны и авторитетны, но и что немаловажно, представлять разные слои данной этнической группы.

3. Метод отбора по косвенным признакам . Одним из методов целенаправленного отбора в этносоциологическом исследовании является выбор по признакам, хотя и косвенно, но достаточно тесно связанным с национальной принадлежностью. К числу таких признаков относится, напри­мер, фамилия. При отборе по фамилии обычно используются поименные, списки постоянно или временно прописанного населения, подготовленные для последних по очереди выборов.

Однако в целом этот источник не очень надежен. Зачастую невозмож­но правильно определить национальную принадлежность из-за того, что фамилии близкородственных по языку народов могут звучать одинаково. Но самая главная трудность при использовании пофамильных списков как этнического идентификатора состоит в том, что представители разных народов, принявшие одну веру или использующие один и тот, же язык в быту, часто имеют практически неразличимые фамилии. Это относится и к таким странам, как США, Канада, Австралия; но в наибольшей, пожалуй, степени характеризует Россию. Например, Яковлев может быть русским, чувашем, марийцем, якутом, эрзя, мокша, удмуртом, том и т.д. Поэтому использовать такой метод можно только в определенных случаях, с большой осторожностью и по возможности применяя дополнительные критерии отбора.

Особенности опроса

Специфика применения методов опроса в этносоциологических исследованиях зависит от концепции этноса, принимаемой в программе. Если исходить из «онтологической» концепции этноса как группы - носителя специфи­ческого культурного комплекса, то главной методологической проблемой этносоциологического исследования будет преодоление межкультурной дистанции, почти неизбежно возникающей в ходе такого исследования между исследователем и объектом исследования, между интервьюером и респондентом.

Практика этносоциологических исследований доказывает, что куль­турная дистанция - это в абсолютном большинстве случаев объективная реальность. Нарушение правил общения, демонстрация в процессе обще­ния образцов поведения, не принятых в изучаемой этнической культуре, может привести и обычно приводит к тому, что респондент либо вообще отказывается сотрудничать с исследователем, либо «выдает» ему те отве­ты, которые, как он считает, от него ожидаются.

Проблема преодоления культурной дистанции важна как в анкетных опросах, так и при интервьюировании. Ясно, однако, что проведение интервью требует гораздо более тщательной культурологической подго­товки исследователя и интервьюера.

Рассмотрим некоторые общие методы и практические приемы пре­одоления культурной дистанции, часть которых широко используется в практике этносоциологических исследований.

1) Язык инструментария (анкеты и бланк интервью).

Проблема языкового барьера в процессе исследования весьма суще­ственна. Если анкета составлена или интервью проводится на языке, ко­торым респондент не владеет или владеет в недостаточной степени, то ценность результатов такого исследования практически равна нулю. Для преодоления этого «жесткого» языкового барьера при анкетном опросе обычно используется практика перевода анкеты на язык респондента, либо двуязычные анкеты, каждый вопрос в которых представлен в двух версиях (например, на русском и татарском языках).

Для контроля качества перевода необходимо использовать такой ис­пытанный прием, как обратный перевод, когда текст анкеты, переведен­ный, например, с русского на татарский язык, потом независимым пере­водчиком переводится с татарского на русский, а затем сличаются исход­ный и конечный текст на языке, на котором первоначально была подго­товлена анкета.

2) Язык беседы.

Интервью целесообразно вести на том языке, которым и интервью­ер, и респондент владеют наиболее свободно. В том случае, если такого языка нет, необходимо прибегать к помощи переводчика.. Однако исполь­зование переводчиков крайне нежелательно по ряду причин; до-первых, это очень усложняет и удорожает исследование; во-вторых, переводчик - посредник в диалоге, обладающий своими психологическими особенно­стями, определенным социальным статусом, культурными ориентация-ми, что может повлиять на результаты исследования.

Именно поэтому переводчики в этносоциологическом интервью мо­гут использоваться лишь в очень редких, единичных случаях и крайне нежелательны при массовом интервьюировании.

К особенностям составления инструментария можно отнести необходимость повышенного внимания к смыслу, вкладываемому в термины, и правильное их использование, ситуацию составления опросного листа на двух языках, наличие нескольких идентичных вопросников на разных языках.

Проблема языка опроса может возникнуть как на этапе разработки инструментария, так и на этапе собственно проведения опроса. В первом случае решением является составление инструментария на всех языках, которые могут быть использованы в ходе опроса, и решается она исследователем. Во втором случае проблема выбора языка опроса стоит перед интервьюером, когда ему необходимо выяснить, на каком языке предпочитает общаться респондент, и уметь общаться достаточно свободно на этом языке.

К интервьюерам, проводящим этносоциологические опросы предъявляются требования более обширные, нежели к интервьюерам, работающим в рамках социальных или политических опросов. В первом случае интервьюер, прежде всего, должен знать язык, на котором проводится исследование, ориентироваться в культурных особенностях исследуемой этнической группы. Кроме того, интервьюеры в ряде случаев сами являются объектом исследования. Например, в исследовании Кондратьева В.С. изучалось влияние национальности интервьюера на ответы респондентов. И было выявлено, что чаще всего национальность интервьюера влияет на ответы респондентов, касающиеся установок в национальных отношениях (см. Кондратьев В.С. Э ксперимент «ех post facto » в этносоциологическом исследовании //Советская этнография 1970 №2) .

В этносоциологии давно известно, что национальность интервьюера заметно влияет на ответы респондента. Интервьюерам, принадлежащим к той же национальности, что и опрашиваемый, даются более «этноцент­ричные» ответы, нежели принадлежащим к другой национальности. Однако необходимо учитывать следующее: интервьюер, принадлежащий к тому же этносу, что и респондент, как пра­вило, имеет собственные достаточно выраженные установки по отноше­нию ко всем моментам истории этноса; в процессе интервьюирования он невольно (а иногда и сознательно) может «корректировать» ответы респон­дента в соответствии с собственными взглядами.

Команды интервьюеров целесообразно формировать из людей разных национальностей, с тем, чтобы минимизировать влияние личностных ка­честв интервьюера на результаты опроса. Среди интервьюеров-этносоциологов не должно быть людей, имеющих крайние позиции по вопросам этнической политики и культурного развития народов.

Руководители исследования перед его началом должны ознакомить будущих интервьюеров с основными фактами истории, современной этнополитической ситуацией, элементами духовной культуры этноса, ко­торый им предстоит изучать.

Отсутствие необходимых знаний приводит к тому, что интервьюеры, часто совершенно непреднамеренно, нарушают принятые нормы этике­та, демонстрируют свою неосведомленность в самых элементарных, с точки зрения респондента, вопросах, а это снижает качество собираемого мате­риала и иногда даже ставит под угрозу все исследование.

Метод включенного наблюдения в кризисной ситуации межэтнического взаимодействия.

Метод включенного наблюдения предполагает активную позицию исследователя. Включенное наблюдение применяется в изучении "жизненных миров" социальных общностей, областей социального опыта, которые могут стать предметом этнографического описания.

Наблюдатель-исследователь во включенном наблюдении, лично находящийся и действующий в поле, имеет тесный контакт с исследовательским полем, его обитателями. Он сам попадает там под влияние происходящего. Все, что было им воспринято и изложено в полевых записях, а также и само пережитое им влияние, подлежит анализу как факты ("выраженный" и "скрытый" опыт). Наблюдение происходит открыто, т.е. исследовательское намерение должно быть изложено и объяснено для людей, находящихся в поле исследования в кратчайшие сроки после начала наблюдения или вообще до его начала. "Включенное" наблюдение - т.е. соучаствующее наблюдение (лекции по МТСИ).

В случае включенного наблюдения в кризисной ситуации межэтнического взаимодействия исследование способно помочь более объективно оценить настроение представителей сторон-участников конфликтной ситуации, изучить их мотивы, которые не были изложены в официальных заявлениях. В данном случае может возникнуть проблема восприятия исследователя как представителя какой-либо конкретной, может быть даже враждебной, национальности. Поэтому особенно важно тщательно оценить этническую принадлежность исследователя, которая должна вызывать как можно более нейтральное отношение исследуемых, для исключения влияния национальности наблюдателя на происходящие вокруг него события.

Контент-анализ и исследование этничности.

Сущность контент-анализа заключается в исследовании содержания документов, направленном на объективное систематическое и количественное описание явного содержания коммуникаций, соответствующее целям исследования. В эносоциологии метод контен-анализа может использоваться для решения довольно широкого круга задач. Например, этничность как субъективное явление, как самоидентификация представителей разных групп, можно исследовать путем вычленения слов и смыслов, используемых в документах представителями группы по отношению к своей группе. Идентификацию одной этнической группы представителями другой возможно исследовать путем описания терминов, используемых в документах по отношению к какой-либо другой этнической группе. А так же, ввиду недостаточно четко сформулированного терминологического аппарата в этносоциологии, разумным представляется изучение самих терминов с помощью контен-анализа.

«В ведущих научных журналах тут же развернулась обширная дискуссия вокруг предложения Б. Н. Ельцина о поиске общенациональной идеи в 1996 г., что только подтвердило наличие реальной проблемы. Еще более часто, чем в предыдущие несколько лет стали мелькать такие понятия как «нация», «национализм», «национальные интересы», «русская идея» и т.п., хотя уже в начале текущего десятилетия было ясно, что продуктивность этих словопрений не всегда велика (из статьи А.В. Кудрина «Понятие нация и этнически мозаичная Россия» // Национальная культура и языки народов Прикамья: возрождение и развитие (к 200-летию образования Пермской губернии). Ч. I . Материалы межрегиональной научно-практической конференции. Пермь, 27 ноября 1997 г. / ТСК "Икар". - Пермь, 1997. - С. 30-35). Т.о. можно заниматься изучением смыслов вкладываемых прессой в эти понятия.

Возможности применения методов смежных дисциплин в этносоциологическом исследовании.

В этносоциологическом исследовании могут применяться методы этнографии, культурологи, истории, географии, экономики и других смежных дисциплин. Это связано в первую очередь с тем, что наиболее эффективным подходом в изучении этнических групп является комплексный подход, который предполагает разностороннее рассмотрение феномена этничности.

Дорогие друзья!

Наш сайт работает на чистом энтузиазме. Мы не требуем регистрации, денег за скачивание книг. Так было и так будет всегда. Но для размещения сайта в интернете требуются средства - хостинг, доменное имя и т.д.

Пожалуйста, не оставайтесь равнодушными - помогите нам поддерживать существование сайта. Любая помощь будет очень ценна. Спасибо!

Этносоциология рассматривает этнические общности как систему и ставит задачу изучения всех социологически значимых связей и отношений внутри системы и за ее пределами. Важным методологическим моментом такого понимания предмета этносоциологии является изучение того фона, на котором функционирует эта система, а именно- эволюцнонно-экологический аспект, т.е. проблема цикла развития системы, опосредованная средой существования.

В структуру этносоциологии как социологической теории среднего уровня входят проблемы этнической идентификации и стратификации, социология этноса как социокультурной коммуникативной системы, социологическое изучение этнических и национальных меньшинств, взаимодействия этнических общностей, социология этнонациональных конфликтов и этнического насилия (как социальной аномии), анализ всего комплекса социологически значимых проблем этноцентризма, национализма, расизма как социальных фобий, вопросы социальной адаптации в иной этнокультурной среде, социология межэтнических семейно-брачных отношений, изучение проблем межэтнической толерантности.

Важнейшая функция этносоциологии заключается в обнаружении и изучении способов рационализации социальной жизни обществ с любой степенью этнической сегментности и управления межэтническими конфликтами. Ее называют социально-инженерной или практико-преобразовательной функцией.

Реализация теоретико-познавательной функции предполагает учет так называемых «фоновых» знаний, исторических, социально-экономических, культурологических данных.

Прогностическая функция этносоциологии особо актуализируется в периоды, когда общество пребывает в переходном состоянии. Выполнению данной функции способствуют постоянные этносоциологические мониторинги.

Гуманитарно-просветительская функция этносоциологии имеет чрезвычайно важное значение. Этносоциологические знания могут встать на пути радикализма и экстремизма, основанных на этническом признаке,способствовать демонтажу «образа врага». Этносоциология способна быть не «разъединяющей», а «помогающей» наукой.

Таким образом, именно этносоциология способна дать адекватное социологическое исследование этничности и ее влияния на социальное поведение человека.

Вопрос 2. Основные понятия этносоциологии.

Основные понятия этносоциологии – «этничность», «этническая общность», «этническая идентичность», «этническая стратификация», «нация», «раса», «демос», «этноцентризм», «национализм», «этническое меньшинство», «этнический конфликт» - выступают общими категориями для целого ряда наук,предметом которых служит изучение этничности, этнических процессов.



Конечно же, этнические общности, нации не создаются кровью, как утверждают примордиалисты расово-биологического направления; классовой борьбой, как считают примордиалисты социо-исторического направления; интеллектом, согласно конструктивистам; архетипом или мобилизацией, как представляют суть дела различные инструменталистские концепции. Однако,сопоставление подходов позволяет сформулировать важные для понимания этничности в рамках этносоциологии тезисы:

1) однозначные биологические, идеалистические, социально-классовые, психологические, гедонистические (термин С.В. Соколовского), дискурсивные интерпретации этноса и этничности контрпродуктивны;

2) признание всеобщности этничности и возрастание ее роли отражают специфические структуры, инклюзии нашего современного социального существования;

3) этнические общности не есть вечные и неизменные единства.

Это референтные группы, которые объединены общей историей, культурным наследием и солидарностью. Они отражают важные человеческие коммуникации, являясьполем такой коммуникации. Этническая принадлежность человека не является «тотальностью», что подтверждается существованием ассимиляции и возможностью выбора поведенческих стратегий, т.е. индивид не рождается носителем этнических маркеров, показатели этничности приобретаются в процессе социализации, несмотря на глобальность распространения, этничность может носить временный характер.

Когда в древности употребляли понятие «нациях», оно означало не более чем «народ», «демос». Современное понятие «нация» в смысле политико-государственного объединения в древних обществах не существовало, о чем свидетельствуют работы большинства авторов античности и нового времени. В основе понятия «демос» надэтнические принципы, демос включен в определенный политический порядок.



Понятие «этноцентризм» должно было объяснять борьбу между этническими группами, их конкуренцию и конфликты. Современный мир не только вобрал в себя этноцентризм, но и продолжает его продуцировать самыми различными способами. Этноцентризм стал свойством группового сознания, которое признает свою этническую группу эталонной, а другие враждебными.

Понятие «этническое меньшинство» не тождественно понятию этническая группа. Это группа людей, которая не только отличается от этнического большинства, но и часто находится в «уязвимом» положении.

«Этнический конфликт» - это конфликт, в котором стороны мобилизованы по этническому признаку, это столкновение различных «интересов», «ценностей», «идентичностей».

Понятие «этническая стратификация» связано с проблематикой социальной стратификации и социальной мобильности, но точкой отсчета здесь берется этническая или расовая принадлежность. Этот термин служит для изучения влияние этничности на разделение труда, образ жизни, формирование статусных рангов.

Используемые этносоциологией категории и понятия в определенной мере обладают многообразием смыслов, но они помогают анализировать социальную практику и формировать теоретические концепции, они также существуют не сами по себе, а скрепляют научные парадигмы.

Нация – суверенно независимое государство, самостоятельный политический организм.

Этнос – социокультурный аспект (Этногенез – процесс образования этноса.).

Демос – территориальный признак.

Раса биологический признак (антропологический).

Национальное меньшинство – есть свое государство (евреи, молдоване).

Этническое меньшинство – нет государства (курды, цыгане).

Этноцентризм – своя группа - эталон.

Межэтнический конфликт – конфликт по этническому признаку.

Ксенофобия – нетерпимость, боязнь другого человека (гомосексуалиста…).

Расизм – одновременно и идеология, и нетерпимость по физиологическому признаку.

Этническая идентичность – когда представитель этноса причисляет себя к этому этносу.

Вопрос 3. Примордиализм в этносоциологии: социоисторические и культурологические концепции.

В рамках примордиализма существуют два направления: расово-биологическое и социо-историческое. Большинство примордиалистских концепций в известной мере страдает допущением расизма и построены на основе биологической методологии и принципе иерархии.

Сторонники социо-исторического подхода понимают под этносом, этническими общностями не биологические феномены, а социальные. В этой концепции этносы и расы рассматриваются с точки зрения изначальности их существования на основе общей истории. Некоторые представители считают, что все народы имеют свои собственные «души», т.е. национальный характер (Гегель).

Суть их концепции этничности заключается в признании ее всеобщности и телесности, иначе говоря, этнизации всего социума. Эта парадигма исследований этнической реальности во многом связана с экономической трактовкой человека как социального существа, с позитивистской социологией. Этнические общности рассматриваются как части социальной структуры, возникшие еще в первобытном обществе.

Историко-культурологический подход разделяют многие американские ученые. Среди них - Дж. М. Йингер, который предложил следующее определение этнической группы, этнической общности:

1)группа людей, отличающаяся от других по сочетанию таких черт, как язык, религия, раса, родина предков, культурное наследие;

2) члены группы отличают себя от других;

3)участие в общей деятельности, общее происхождение, общая культура.

Иное, более расширительное толкование дал в своей работе «Диффузия национализма: некоторые исторические и социологические перспективы» А. Смит: «Этническая группа представляет собой объединение, которое заявляет об общем для всех ее членов происхождении и общей истории и которое, в силу этой традиции, имеет общие черты культуры и общую территорию, а также характеризуется чувством солидарности между членами группы. Такого рода историко-культурные образования существовали с эпохи неолита и, пока религия определяла культуру, героический мир происхождения у таких групп переплетался с чувством божественного предопределения и более высокого, по сравнению с другими группами, достоинства».

Этнические общности, нации создаются классовой борьбой - так считают примордиалисты социо-исторического направления

С самого начала предметная область этнической социологии была доста­точно широкой. В центре внимания оказались: социальная структура народов, особенности социальных изменений в их среде; миграции; специфика внутрисемейных от­ношений у народов с учетом социальной дифференциации; тен­денции в использовании языков в различных социальных группах; соотношение модернизированной и традиционной культуры, фун­кционирующей в городе и деревне, в социальных группах; меж­культурные взаимодействия; этническое самосознание; межэтни­ческие отношения.

Этносоциологию определили как пограничную научную дис­циплину, изучающую социальные процессы в разных этнических средах и этнические процессы в социальных группах. Народы-этносы в их социальном многообразии были а центре ее изучения. Однако у этносоциологов есть особенности и в объек­те, и в предмете изучения.

В этносоциологических исследованияхобъект изучается через личность, включенную в этническую группу. Этнические группы в социологическом понимании - это сегменты, части общества, чле­ны которых осознают себя (или считаются с точки зрения других) носителями общей культуры и обладают чувством солидарности.

Этносоциология формировалась как специальная социологичес­кая теория среднего уровня на основе эмпирических исследований. «Судьбы наций в значительной мере решаются в результате развития и направленности общих социальных процессов - изме­нения общественных отношений, социально-территориальной мобильности народов, интенсивности и глубины межнациональ­ных и социальных контактов, т.е. явлений, выходящих за рамки традиционных этнографических интересов. Это проблемы социологические, но без этнографического анализа, и внимания к этнической множествен­ности социальных явлений, они также не могут быть осмысле­ны».

Она отпочковалась от исторической социологии, ибо в поле ее изучения находятся современные народы, урбанизи­рованные, а историческая этносоциология изучает социальные изменения у народов в доиндустриальных обществах. Исторический подход, стремление рассматривать явления и процессы в исторической перспективе стали характер­ной чертой этносоциологических исследований. Некоторые науч­ные коллективы стремились проводить повторные (в ряде случаев

это были панельные) исследования, сохраняя основной блок воп­росов в опросных листах с тем, чтобы иметь возможность сравни­вать динамику изменений. В результате были созданы банки дан­ных исследований, проведенных по сопоставимым программам. Возникло даже некоторое разделение между социологами и этнографами. Первые использовали терминологию, утвердившуюся в исторической и политической литературе, на­зывали свой предмет социологией национальных отношений и изучали собственно характер межнациональных отношений и вли­яние их на политическую ситуацию в стране. Вторые использовали понятийный аппарат отечественной эт­нологической и мировой социологической литературы. Они име­новали свое направление этносоциологией, а социологию межэт­нических отношений рассматривали как одну из областей иссле­дования.

В представлении некоторых ученых, начавших работать в обла­сти этносоциологии уже после перестройки, этносоциологи изу­чали «главным образом социальную обусловленность традицион­ной культуры, освоение культурных ценностей в полинациональ­ной среде...», и только после середины 80-х годов стали фокусировать внимание на воздействии фактора этничности на частные социальные процессы (социальная мобильность, урбанизированность...) и общесоциальные - стабильность и динамику социальных систем и институтов.

Этносоциология - дисциплина, изучающая соци­альные процессы и явления в разных этнических средах и этничес­кие процессы в социальных группах.

Предмет этносоциологии - изучение социальных аспектов раз­вития и функционирования этнических групп, их идентичности, ин­тересов и форм самоорганизации, закономерностей их коллективно­го поведения, взаимодействий этнических групп, взаимосвязей лич­ности, включенной в эти группы, и социальной среды.

Область этносоциологического изучения чрезвычайно широка. Это - этнические особенности социальных изменений, в том числе тенденции в профессиональных ориентациях, темпы социальных перемещений в этнических группах, внутриреспубликанская и межреспубликанская миграция в Рос­сийской Федерации и межгосударственная миграция на постсо­ветском пространстве; этническая специфика внутрисемейных от­ношений; тенденции изменений в использовании русского языка и языков титульных народов республик и диаспор в различных социальных группах; внутриэтническая солидарность; этнические интересы и установки на межэтническое общение, межэтнические ориентации, толерант­ность и нетерпимость, проблемы национализма, социальные и со­циально-психологические основы межэтнических конфликтов и т.д. По существу этносоциология изучает этническую специфику всех со­циально значимых областей жизни общества, рассматривая их с точки зрения социологических критериев и с применением мето­дики социологического исследования.

Этническая социология - часть со­циологии, одно из ее направлений (как и социология семьи, сельская социология и т.д.). Этносоциологическая теория - это теория сред­него уровня . В рамках ее или как сопредельные с нею разрабатыва­ются теории этнической стратификации, социальных параметров этнодемографии, этноязыковых процессов, межкультурных взаимодействий, этнической идентичности, межэтнических отноше­ний.

В современных социологических теориях особое внимание уде­ляется этнометодологии. Сам термин «этнометодология» был введен Г. Гарфинкелем (означает «методы людей»). Этнометодология ориентирована на исследование того, каким образом люди строят свою повседневную жизнь, поэтому одним из типов исследования стал так называемый разговор-ана­лиз.

Расширение тематики этносоциологии в связи с современны­ми потребностями общества углубляет и взаимодействие ее с со­циальной психологией, контакты с политологией и экономикой.

«Стыковая» с социальной психологией область изучения - этническая идентичность и межэтнические отношения - обозна­чилась еще в период становления этносоциологии. И именно с социальной психологией различие было наименее четким. Каза­лось, что вся этнопсихология есть общая зона для этих научных дисциплин. Несмотря на по­стоянное стремление социальной психологии рассматривать про­блемы в контексте общества, развитие этой дисциплины в рамках психологии накладывает свой отпечаток. Не случайно социально-психологическое направление исследований характерно и для пси­хологии, и для социологии. Подобно тому, как социальная психология развивается в лоне и психологии, и социологии, так и этнопсихология развивается в русле и этносоциологии, и соци­альной психологии. Взаимодействие личности и общества - это предмет этнопсихологичес­ких исследований, проводимых в русле психологии, а изучение через личность социально стратифицированной этнической общ­ности и макросоциальных ситуаций в целом - задача, решаемая в русле этносоциологии.

Что касается политологии и этносоциологии, то зоной общих интересов является поведение электората во время выборов в зависимости от его этнического состава. Это касается и этнополитичес­ких конфликтов.

Таким образом, этносоциология интегрирует в себе относя­щиеся к ее сфере знания и методы из социологии, этнологии, социальной психологии, культурной антропологии и, особенно в последнее время, из политологии, прежде всего социально-поли­тической психологии, из экономики.

Функции этнической социологии:

теоретико-познавательная . решение теоретико-познавательных задач, выявление логических, причинно-следственных, закономерных связей. К теоретико-познавательной функции относится и формули­рование специальных теорий. Ведь, начиная исследование, уче­ные на стадии теоретической подготовки, как правило, отбирают общие теории, т.е. определяют методологию работы, и теории сред­него уровня, или специальные теории, ориентирующие на изуче­ние именно конкретного избранного предмета. На завершающем же этапе делаются выводы на базе данных, полученных в ходе исследования, и эти выводы либо подтверждают и развивают спе­циальные теории, либо формулируют новые.

практико-преобразовательная . С самого начала в качестве цели исследования ставится не только объяснение полу­ченных фактов, проверка гипотез, но и прогнозирование в буду­щем новых процессов и явлений, а также тенденций развития су­ществующих, поэтому нередко ученые выделяют в качестве само­стоятельной прогностическую функцию науки. Именно процесс объяснения и прогнозирования дает основание для последующей выработки практических рекомендаций (на этом основании неко­торые ученые считают возможным вычленить у науки так называ­емую практическую, или инженерную, функцию).

Этносоциология – это научная дисциплина, изучающая социальные процессы в разных этнических средах и этнические процессы в социальных группах. Таким образом, в центре ее изучения – народы – этносы в их социальном многообразии. Народы изучаются и этнографами, однако у этносоциологов есть особенности и в предмете и в объекте изучения. Этноциология сложилась на стыке этнографии, истории и социологии. В этносоциологических исследованиях объект – этносы и самобытные народы; личность, включенная в этническую группу. Этническая группа – это часть общества, члены которой осознают себя или считаются носителями общей культуры и обладают чувством солидарности. Предмет современной этносоциологии – изучение социальных аспектов развития и функционирования этнических групп, их идентичности, интересов и форм самоорганизации, закономерностей их коллективного поведения, взаимодействий этнических групп между собой и социальной средой.

Методы этносоциологии: 1. Культурологический метод – рассматривает этнические ценности, нормы морали и поведение этноса (на их базе этот метод объединяет этносоциологию и этнологию). 2. Исторический метод – показывает историю личности и социума, историю взаимоотношений этносов. 3. Психологический метод – объясняет поведение людей как личностей, включенных в этническую группу (влияние этнической среды на личность в процессе ее социализации и деятельности – этническая идентичность, взгляды, мотивы поведения, социальные установки, ценностные ориентации). 4. Статистический метод – качественные и количественные характеристики этнических групп, их динамические характеристики в социуме; позволяет делать прогнозы. 5. Метод структурно-функционально анализа.

Функции этносоциологии: Этносоциологии свойственны все функции, присущие социологии в целом: теоретико-познавательная, практическая, прогностическая, просветительская. Теоретико-познавательная функция призвана объяснить феномен социальной активности культурной группы; влияние этничности на социальное развитие общества; выявление закономерностей этнического развития. Просветительская функция позволяет не только донести знания о состоянии культуры различных народов, исторических традициях их взаимодействия, но и показать особенности их современного социального состояния – уровень развития и трансляции культуры, социально-профессиональной структуры, традиционных ценностей, стереотипов восприятия друг друга. Практическая функция нацелена на получение таких знаний, которые бы позволяли корректировать управленческую деятельность политических элит. Социальная деятельность управленцев должна руководствоваться задачей сохранения и воспроизводства этнической культуры любого, даже самого малочисленного народа.

Этнография описывает географическое расселение народов, изучает содержание их культурных и лингвистических отличий. Культурная антропология – описание культурной самобытности народов, специфики культурной социализации, символики, межкультурного взаимодействия. Этнология – изучает проблемы этногенеза (происхождение), этничности, расселения народов, демографические процессы, а также специфические этнические процессы, изменение этнической принадлежности, возникновение, слияние и разделение этносов. Этносоциология отличается от этих научных дисциплин тем, что предмет ее интереса – этнические общности как часть общества в целом.

Занимались : Ю.В.Бромлей, Ю.Кахк, В.И.Козлов, К.В.Чистов, Э.А.Баграмов, М.С.Джунусов, Ж.Г.Голотвин, А.М.Егизарян, И.П.Цамерян, М.И.Куличенко, Ю.В.Арутюнян, МА.Губогло, Л.М.Дробижева, А.А.Сусоколов

НЕМНОГО ИСТОРИИ И ДАТ: Этническая социология в том виде, как она представлена в последнем десятилетии XX в. , начала развиваться на отечественной почве в конце 60 -х годов, чему способствовало возрождение социологии после XX съезда КПСС. В отличие от сельской социологии или урбансоциологии этническая социология не имела значительного наследия 20 -х годов нашего столетия. Как самостоятельное научное направление она стала развиваться с конца 60 -х годов, хотя для российской социальноисторической науки интерес к развитию народов глубоко традиционен, начиная с деятельности С. М. Соловьева, эволюционистские взгляды которого были представлены в "Истории России с древнейших времен". Во второй половине XIX - начале XX в. в Русском географическом обществе развернуло свою деятельность Отделение этнографии. Оно собирало материал по специально разработанной программе сначала о нерусских народах, затем о жизни русского народа. Послереволюционная историография сохраняла широкий подход к исследованию народов и гуманистическую направленность предшествовавшего этапа. Уже тогда, в 20 -х годах, для изучения народов была характерна практическая направленность, что определялось задачей "переустройства быта на социалистических началах". Заметной тенденцией развития науки о народах был взгляд на нее, исходивший от классического эволюционизма, как на всеобъемлющую науку.

В 1925 г. факультет общественных наук МГУ был преобразован в этнологический факультет и просуществовал до 1930 г. В курсах, которые читались на факультете, духовная и материальная культура рассматривались в контексте социальной жизни, как ее тогда понимали ученые 8, хотя не все принимали такую ее расширительную трактовку. В конце 20 -х - начале 30 -х годов в этнологии, как и в других областях обществознания, шли бурные дискуссии на почве теоретических разногласий и утверждения марксистской методологии в исследовании народов. В результате этнология превратилась в этнографию и обрела статус отрасли исторической науки. Изменения в этнографии наметились в 50 -х годах, когда появился интерес к странам, получившим независимость после второй мировой войны, а во внутренней политике советское руководство хотело показать успехи в национальной сфере. Но до 60 -х годов о соединении этнологии с конкретносоциологическим подходом не могло быть и речи, ибо на этнографию чаще всего смотрели как на науку о традиционной архаике. Ситуация изменилась после XX съезда КПСС. Возрожденная социология обратилась к исследованию изменений, происходивших в жизни народов, в межэтнических отношениях, поскольку Советский Союз был полиэтническим государством, в котором нерусские в 60 -х годах составляли 45% населения. Рождению этнической социологии содействовали и субъективные обстоятельства. В середине 60 -х годов директором Института этнографии АН СССР (с 1990 г. - Институт этнологии и антропологии РАН) стал Ю. В. Бромлей - ученый широкого кругозора, заинтересованный в том, чтобы институт приобрел союзное признание актуальными исследованиями. Он знал, что в социальной и культурной антропологии на Западе в те годы происходили важные изменения, что изучение индустриальных обществ, социально значимых проблем современных народов, межэтнических отношений все более переходило к социологии.

Предмет и объект этнической социологии С самого начала предметная область этнической социологии была достаточно широкой. В центре внимания оказались: социальная структура народов, особенности социальных изменений в их среде; миграции; специфика внутрисемейных отношений у народов с учетом социальной дифференциации; тенденции в использовании языков в различных социальных группах; соотношение модернизированной и традиционной культуры, функционирующей в городе и деревне, в социальных группах; межкультурные взаимодействия; этническое самосознание; межэтнические отношения. Этносоциологию определили как пограничную научную дисциплину, изучающую социальные процессы в разных этнических средах и этнические процессы в социальных группах. Народы-этносы в их социальном многообразии были в центре ее изучения. Народы изучаются и этнографами, или, как теперь говорят, этнологами. Однако у этносоциологов есть особенности и в объекте, и в предмете изучения. В этносоциологических исследованиях: ОБЪЕКТ объект изучается через личность, включенную в этническую группу. Этнические группы в социологическом понимании - это сегменты, части общества, члены которых осознают себя (или считаются с точки зрения других) носителями общей культуры и обладают чувством солидарности.

Объект этносоциологии Предмет этносоциологии народ-этнос в социальном многообразии изучение социальных аспектов развития и функционирования этнических групп, их идентичности, интересов и форм самоорганизации, закономерностей их коллективного поведения, взаимодействий этнических групп, взаимосвязей личности, включенной в эти группы, и социальной среды.

1. Методы этносоциологического исследования. К основным методам относятся 1. Сравнительно-исторический 2. Эмпирический 3. Системный 4. Социологические методы

Сравнительно-исторический метод Включает в себя историческое описание, анализ и сравнение. В совокупности они дают возможность изучать этнополитические явления в тесной связи с той исторической обстановкой, в которой они возникли, характер их качественных изменений в процессе развития. Эмпирический метод используется для изучения политического поведения этнических групп, их политической культуры, влияние этнических факторов на политический процесс. Используются подходы: а) культурологический; б) коллективистский; в) психологический

Культурологический подход Коллективистский подход рассмотрение фактов через призму совместной социальной деятельности людей, связанных представлениями об общем происхождении поведение людей рассматривается и объясняется через господствующие в этнической культуре ценности и правила поведения

Психологичес кий подход Системный метод Социологические методы объяснение политического поведения через потребность людей в позитивной этнической идентичности и безопасности Дает возможность изучать этническую политику государства как комплексный процесс, обнаруживать на общем фоне развития того или иного этнополитического явления наиболее важные элементы, прослеживать их взаимосвязь и взаимообусловленность Группа методов (опрос, анкетирование), дающие количественные и качественные характеристики предмета исследования

Методика этносоциологического исследования Исследовательская программа- документ, в котором изложены и обоснованы концепции исследования, основные его методологические принципы, методики и процедуры. Назначение программы исследования определяется методологической, методической и организационными функциями. Программа исследования включает: методологическую часть, где определена проблема, цели, задачи, объект, предмет исследования, проанализированы основные понятия, сформулированы гипотезы методическую или процедурную часть, где представлена система действий исследователя, способ организации и последовательность применения различных технических приемов, так же там описаны методы и техника сбора первичной информации, способ обработки и анализа данных

Исследование состоит из трех основных этапов Второй этап работы содержит: 1) выбор методов и разработку методики исследования; 2) проверку гипотезы; 3) непосредственно исследование; 4) формулирование предварительных выводов, их апробирование и уточнение; 5) обоснование заключительных выводов и практических рекомендаций. Первый этап включает в себя: 1) выбор проблемы и темы; 2) определение объекта и предмета, целей и задач; 3) разработку гипотезы исследования. Третий этап (заключительный) строится на основе внедрения полученных результатов в практику. Работа литературно оформляется.