Вильгельм фон гумбольдт биография. Вильгельм фон гумбольдт и его теория языка

Вильгельм фон гумбольдт биография. Вильгельм фон гумбольдт и его теория языка

Вильгельм фон Гумбольдт - немецкий филолог, один из основоположников языкознания как самостоятельной науки, государственный, общественно-политический деятель, дипломат, философ, крупнейшая фигура немецкого классического гуманизма. Он придерживался мысли о том, что высшая цель истории человечества - осуществление идеала «гуманности», который состоит в развитии индивидуальности отдельно взятого человека, максимально раскрывающей все его способности. Воззрения Гумбольдта оказали огромное влияние на развитие гуманитарной мысли его времени в масштабах не только страны, но и всей Европы.

Родиной Гумбольдта был немецкий Потсдам, где он 22 июня 1767 г. появился на свет в семействе придворного саксонского курфюрста. Образованию Вильгельма и его младшего брата Александра, который впоследствии стал известным ученым-естествоиспытателем, уделялось большое внимание. В 1787 г. оба стали студентами Франкфуртского (на Одере) университета; учились братья и в Геттингенском университете, занимаясь историей, правом, политикой. Научная деятельность привлекала Вильгельма Гумбольдта, не меньше он интересовался реальными общественно-политическими процессами, но еще одним его большим увлечением были новые тенденции в философии и литературе.

После завершения образования в 1789 г. он ездил Париж. Впечатления и наблюдения, которые были накоплены в столице Франции, были положены в основу написанной по возвращении в 1792 г. книги «О границах деятельности государства». Однако провозглашавший свободу личности и ограничивавший функции государства лишь обеспечением внешней безопасности труд к опубликованию не допустила цензура. К этому периоду биографии Гумбольдта относится знакомство с Шиллером, и немного позднее – встреча с Гете , которые переросли в длительные дружеские отношения.

Гумбольдт быстро прослыл человеком с острым умом, всесторонне образованным и стал желанным гостем самых известных салонов, где был фигурой заметной и влиятельной. В 1791 г. он женился; его супруга, Каролина фон Дахереден, считалась одной из умнейших и образованных представительниц прекрасного пола своего времени и стала для него прекрасной помощницей и единомышленницей. Устроенный в их берлинском доме салон приобрел блестящую репутацию в масштабах всей Европы и стал центром притяжения лучших умов. Вильгельм Гумбольдт не раз путешествовал по континенту, посещая Швейцарию, Испанию, Францию, надолго останавливался в итальянской столице.

В 1801 г. он становится резидентом Пруссии при папском дворе в Ватикане и занимает эту почетную должность до 1810 г. В 1809 г. Гумбольдт выступает в роли отца-основателя Берлинского университета и с того же года становится главой столичного департамента вероисповеданий и просвещения в Берлине. Пребывание на этом посту убежденного сторонника гуманизма и просвещения было отмечено рядом образовательных реформ – в частности, он вывел из компетенции церкви начальную школу.

С 1810 по 1819 г. ум и энергия Гумбольдта посвящены службе на поприще дипломатии, на важных государственных постах. Король Фридрих-Вильгельм III именно ему доверил представлять Пруссию на Пражском и Венском конгрессах.

Яркий след оставил Гумбольдт и в науке, в частности, в филологии. Его идеи о том, что язык любого народа представляет собой выражение его индивидуального мировоззрения, определяет отношение представителей народа к миру, является непрекращающимся процессом духовного творчества, заметно повлияли на развитие лингвистики. В 1832 г. Гумбольдт становится почетным членом Петербургской АН. Его не стало в 1835 г., 8 апреля; смерть настигла его недалеко от немецкой столицы во дворце Тегель.

Биография из Википедии

Фридрих Вильгельм Кристиан Карл Фердинанд фон Гу́мбольдт (нем. Friedrich Wilhelm Christian Karl Ferdinand von Humboldt; 22 июня 1767 - 8 апреля 1835, дворец Тегель, Берлин) - немецкий филолог, философ, языковед, государственный деятель, дипломат. Старший брат учёного Александра фон Гумбольдта.

Сочетая в себе разнонаправленные таланты, осуществил реформу гимназического образования в Пруссии, основал в 1809 году университет в Берлине, был другом Гёте и Шиллера.

Один из основоположников лингвистики как науки. Развил учение о языке как непрерывном творческом процессе и о «внутренней форме языка» как выражения индивидуального миросозерцания народа. Во многом определил путь и направление развития немецкой (и шире - европейской) гуманитарной мысли своей эпохи.

Происхождение

По отцовской линии братья Гумбольдты происходили из померанской буржуазии. Их дедушка служил офицером в прусской армии и в 1738 году был произведён в дворянское сословие благодаря личным заслугам и поданной просьбе. Его сын Александр Георг также состоял на воинской службе. После выхода в отставку в 1766 году Александр Георг переехал в Берлин, где сочетался браком с состоятельной вдовой - баронессой Елизаветой фон Гольведе (урождённой Коломб), происходившей из семьи французских гугенотов, бежавших от насилия и притеснений Людовика XIV. Благодаря женитьбе, Александр Георг фон Гумбольдт стал владельцем пригородного дворца Тегель и прилегающих земель.

5 марок 1967 г. - памятная монета ФРГ, посвящённая братьям Александру и Вильгельму фон Гумбольдт

Вильгельм фон Гумбольдт родился 22 июня 1767 в Потсдаме.На образование сыновей Вильгельма и Александра родители средств не жалели. Во Франкфуртском (на Одере) и Геттингенском университетах Вильгельм основательно изучил право, политику и историю. Преданный науке, он вместе с тем с напряженным вниманием следил за движением в сферах политической, общественной и литературной.

В 1789 г. он вместе со своим учителем, известным Кампе, ездил в Париж, «чтобы присутствовать при похоронах французского деспотизма». Несколько позже он отозвался на поставленный тогда историей вопрос о взаимных отношениях между государством и личностью в сочинении «Мысли о попытке определить границы действий государства» (Ideen zu einem Versuch, die Grenzen der Wirksamkeit des Staats zu bestimmen ). Он является здесь борцом за полную свободу личности и ограничивает роль государства заботой о внешней безопасности. Это сочинение настолько расходилось с традиционными понятиями, что цензура не допустила его опубликования, и оно появилось в печати только в 1851 г.

Ещё более, чем политические вопросы, интересовали его новые направления в литературе и философии. Уже в 1790 г. в Веймаре он завязал прочные, никогда не порывавшиеся связи с Шиллером, а позже установились дружеские отношения между ним и Гёте. И с тем, и с другим Гумбольдт состоял в деятельной переписке, которая издана под заглавиями: «Briefwechsel zwischen Schiller und W. v. H.» (Штутгарт, 1876) и «Goethes Briefwechsel mit den Gebrüdern von H., 1795-1832» (Лпц., 1876). Рано приобретённая им репутация универсально образованного человека сделала его видным членом всех литературных салонов того времени. Он появляется то в Берлине, в кружке Генриетты Герц, Рахили Левин и др., то в Эрфурте и Веймаре, то в Иене (1794-97), в постоянном общении с кружком Шиллера. С тех пор, как он женился (1791) на Каролине фон Дахерёден, его дом сделался одним из самых блестящих салонов, куда стекалось все, что было в Европе умного, талантливого и знаменитого. Жена Гумбольдта была одной из просвещённейших и умнейших женщин своего времени и оказывала мужу величайшую помощь даже в его учёных работах.

В 1801 году Вильгельм фон Гумбольдт совершил этнолингвистическую экспедицию в Баскские земли, посетив как французскую, так и испанскую часть Страны Басков. Научным итогом экспедиции явилась книга «Баски, или замечания, сделанные во время путешествия по Бискайе и французским Баскским областям весной 1801 года, вместе с исследованиями о баскском языке и нации и кратким изложением баскской грамматики и словарного запаса»…

Учёный скончался 8 апреля 1835 в Тегеле близ Берлина. Похоронен в семейном склепе при дворце.

Идеи Гумбольдта как историка и философа

Вильгельм Гумбольдт стремился конкретизировать и развивать философское учение Канта на материале общественной истории, но по ряду вопросов он отклонялся в сторону объективного идеализма. Гумбольдт считал, что история как наука в некотором смысле может совпадать с эстетикой, и выработал свою теорию исторического познания. Согласно ей, всемирная история есть результат деятельности духовной силы, лежащей за пределами познания, которая не может быть понята с причинной точки зрения. Проявляет себя эта духовная сила через творческие способности и личные усилия отдельных индивидов, вытекающие из природной необходимости или из потребности. Таким образом, историческая жизнь общества есть результат свободы и необходимости жизни индивидов и жизни целого. На этих идеях Гумбольдта коренится понимание термина «Духовная культура», выработанного в дальнейшем в культурологии. Гумбольдт понимал под духовной культурой религиозно-нравственные представления, которые приводят к совершенствованию личности человека и, вместе с тем, - к улучшению общественной жизни.По его собственному признанию, образцом, вдохновившим знаменитую гумбольдтовскую теорию «формирования человека» («Bildung») стала практика сократического диалога, практиковавшаяся на филологическом семинаре Фридриха Августа Вольфа.

Политические идеи Гумбольдта

Одновременно со Шлейермахером, Гумбольдт сформулировал учение об индивидуальности. Он говорил: «Всякая человеческая индивидуальность есть коренящаяся в явлении идея. В некоторых случаях это до того ярко бросается в глаза, точно идея лишь затем приняла форму индивида, чтобы в ней совершить своё откровение». Гумбольдт считал, что в индивидуальности кроется тайна всякого существования и первым выразил мысль о необходимости разнообразия. Вильгельм писал свои работы о деятельности государства в конце XVIII столетия, когда государственное начало было очень сильно. Государство, по Гумбольдту, должно ограничиваться исключительно установлением внешней и внутренней безопасности. Любое содействие благосостоянию граждан со стороны государства невозможно без вмешательства его во все отрасли человеческой жизни. А подобное вмешательство, как полагал Гумбольдт, ограничит личную свободу, и помешает своеобразному развитию индивидуума. Высшую цель, которая должна определять границы деятельности государства, Вильгельм видел в универсальном развитии индивидуальности.

Сочинения Вильгельма фон Гумбольдта

  • Ideen zu einem Versuch, die Gränzen der Wirksamkeit des Staats zu bestimmen (1792) (рус. пер. : О пределах государственной деятельности. - Челябинск: Социум, 2009. - 287 с.)
  • «О мышлении и речи»(1795)
  • «О влиянии различного характера языков на литературу и духовное развитие» (1821)
  • «О задачах историка» (1821)
  • «О различии строения человеческих языков и его влиянии на духовное развитие человечества» (1830-1835).
  • Socrates and Plato on the Divine (orig. Sokrates und Platon über die Gottheit ). 1787-1790
  • Humboldt. On the Limits of State Action, first seen in 1792. Ideen zu einem Versuch, die Grenzen der Wirksamkeit des Staates zu bestimmen , page ii. Published by E. Trewendt, 1851 (German)
  • Über den Geschlechtsunterschied . 1794
  • Über männliche und weibliche Form . 1795
  • Outline of a Comparative Anthropology (orig. Plan einer vergleichenden Anthropologie ). 1797.
  • The Eighteenth Century (orig. Das achtzehnte Jahrhundert ). 1797.
  • Ästhetische Versuche I. - Über Goethe’s Hermann und Dorothea . 1799.
  • Latium und Hellas (1806)
  • Geschichte des Verfalls und Untergangs der griechischen Freistaaten . 1807-1808.
  • Pindars «Olympische Oden»
  • Aischylos" «Agamemnon» . Translation from Greek, 1816.
  • Über das vergleichende Sprachstudium in Beziehung auf die verschiedenen Epochen der Sprachentwicklung . 1820.
  • Über die Aufgabe des Geschichtsschreibers. 1821.
  • Researches into the Early Inhabitants of Spain with the help of the Basque language (orig. Prüfung der Untersuchungen über die Urbewohner Hispaniens vermittelst der vaskischen Sprache ). 1821.
  • Über die Entstehung der grammatischen Formen und ihren Einfluss auf die Ideenentwicklung. 1822.
  • Upon Writing and its Relation to Speech (orig. Über die Buchstabenschrift und ihren Zusammenhang mit dem Sprachbau ). 1824.
  • «О двойственном числе» (Über den Dualis ). 1827.
  • On the languages of the South Seas (orig. Über die Sprache der Südseeinseln ). 1828.
  • On Schiller and the Path of Spiritual Development (orig. Über Schiller und den Gang seiner Geistesentwicklung ). 1830.
  • Rezension von Goethes Zweitem römischem Aufenthalt . 1830.
  • The Heterogeneity of Language and its Influence on the Intellectual Development of Mankind (orig. Über die Verschiedenheit des menschlichen Sprachbaus und seinen Einfluss auf die geistige Entwicklung des Menschengeschlechts ). 1836. New edition: On Language. On the Diversity of Human Language Construction and Its Influence on the Mental Development of the Human Species, Cambridge University Press, 2nd rev. edition, 1999.
  • Вильгельм фон Гумбольдт. Избранные труды по языкознанию. - М.: Прогресс, 1984. - 400 с.
  • Вильгельм фон Гумбольдт. Язык и философия культуры. - М.: Прогресс, 1985. - 452 с.

Работы других авторов

  • Hegel, 1827. On The Episode of the Mahabharata Known by the Name Bhagavad-Gita by Wilhelm Von Humboldt .
  • Joxe Azurmendi, Humboldt. Hizkuntza eta pentsamendua , UEU, 2007.
  • Elsina Stubb, Wilhelm Von Humboldt’s Philosophy of Language, Its Sources and Influence , Edwin Mellen Press, 2002
  • John Roberts, German Liberalism and Wilhelm Von Humboldt: A Reassessment , Mosaic Press, 2002
  • David Sorkin, Wilhelm Von Humboldt: The Theory and Practice of Self-Formation (Bildung), 1791-1810 in: Journal of the History of Ideas, Vol. 44, No. 1 (Jan. - Mar., 1983), pp. 55-73
  • Trabant (Jürgen), Humboldt ou le sens du langage, Mardaga, 1995.
  • Trabant (Jürgen), " Sprachsinn: le sens du langage, de la linguistique et de la philosophie du langage " in La pensée dans la langue. Humboldt et après, P.U.V., 1995.
  • Trabant (Jürgen), " Du génie aux gènes des langues " in Et le génie des langues ? Essais et savoirs P.U.V., 2000
  • Trabant (Jürgen), Traditions de Humboldt, Éditions de la Maison des Sciences de l’homme, Paris, 1999.
  • Trabant, (Jürgen), " Quand l’Europe oublie Herder: Humboldt et les langues ", Revue Germanique Internationale, 2003, 20, 153-165 (mise à jour avril 2005)
  • Underhill, James W. " Humboldt, Worldview and Language ", Edinburgh, Edinburgh University Press, 2009.
  • Underhill, James W. «Ethnolinguistics and Cultural Concepts: truth, love, hate & war», Cambridge, Cambridge University Press, 2012.

Память

В 1935 г. Международный астрономический союз присвоил имя Вильгельма Гумбольдта кратеру на видимой стороне Луны.

В предыдущем номере я рассказал о выдающемся немецком учёном путешественнике Александре фон Гумбольдте. А теперь речь пойдёт о его старшем брате Вильгельме, не менее талантливом и знаменитом. «Один из величайших людей Германии», по выражению известного датского лингвиста и историка В. Томсена, был человеком разносторонних знаний: философ, основоположник общего языкознания, политолог, филолог, антрополог, юрист. За многочисленные глубокие исследования и значительный вклад в науку В. Гумбольдт был удостоен звания академика Берлинской академии. Он вёл также активную политическую и общественную деятельность: посол, министр, реформатор системы образования, основатель Берлинского университета.

Родился Вильгельм (полное имя Фридрих Вильгельм Кристиан Карл Фердинанд барон фон Гумбольдт, Friedrich Wilhelm Christian Karl Ferdinand Freiherr von Humboldt), как и его младший брат Александр, в родовом замке Тегель близ Берлина. Дата рождения — 22 июня 1767 года. Братья получили домашнее образование. Затем в университетах Франкфурта-на-Одере и Гёттингена Вильгельм изучал право, политику и историю. В 1789 году прервал обучение, чтобы отправиться в Париж и лично увидеть события французской революции. Возвращение составило путешествие по Европе, а точнее, большей частью по Германии с посещением Майнца, Мангейма, Штутгарта, Веймара, Йены.

Годы становления

По завершении высшего образования в 1790 году Вильгельм поступил на службу в качестве референдария при Верховном суде. Однако вскоре понял, что эта деятельность ему не по душе и вышел в отставку. Жизнь Вильгельма фон Гумбольдта, к счастью, сложилась так, что он никогда не был вынужден «тянуть лямку» лишь бы заработать на кусок хлеба. Достаток родителей, а затем завидное наследство, позднее – богатое приданое жены и собственные высокие посты позволили ему всегда заниматься тем, что приносило удовлетворение. Потому и работал он всегда с увлечением и высокой отдачей.

А пока Вильгельм решил заняться самообразованием. В письме к одному из друзей он так формирует своё кредо: «Нет ничего важнее, чем высшая сила и многостороннее развитие индивидуальности, и поэтому первый закон истиной нравственности – «образуй самого себя», и только второй – «влияй на других посредством того, что ты есть».

В июне 1791 года Вильгельм женился на Каролине Елизавете фон Гольвельд. Мне встретились даже специальные биографические работы, посвящённые этой выдающейся личности. Она была одной из просвещённейших и умнейших женщин своего времени, оказывала всестороннюю помощь мужу даже в его научных изысканиях. Её салоны в Берлине и Риме были блистательны, в них собирались самые яркие представители политики, науки, литературы. В семье родилось восемь детей, но в живых осталось пятеро. В те времена детская смертность не была редкостью.

В 1794-1797 годах Гумбольдт занимался преподавательской деятельностью в Йене. В это время он сблизился с Шиллером, стал членом его кружка, печатался в издаваемом им журнале. Потом установилась дружба с Гёте. После того, как судьба развела этих великих немцев, долгое время ещё продолжалась переписка между ними. Издавал в это время Гумбольдт литературные и научные труды. Появились его переводы, литературно-критические статьи, работы по философии и политике. Изучал особенности взаимоотношений личности и государства. Свои идеи он изложил в трактате «О пределах государственной деятельности», в котором защищал свободу индивидуума от вседовлеющей власти государства. Работа эта была опубликована только через 16 лет после его смерти. Раньше цензура не пропускала, слишком уж свободные взгляды высказывал в них поборник либерализма. Он полагал, что роль государства должна состоять только в защите своих граждан от внешнего врага. Все остальные сферы – экономика, культура, социальная область – следует передать самим гражданам.

В 1797-1802 годы Гумбольдт много путешествует. Цель – расширение и углубление своих познаний, «изучение и оценка человеческого характера во всех его формах». Он посещает Францию и Испанию. И где бы ни находился, ежедневно писал своей супруге стихи.

Политическая деятельность

В 1802 году Гумбольдт был назначен посланником прусского двора при Ватикане, где пробыл более пяти лет. В это время он уделял много внимания изучению языков и пришёл к заключению, что истинное его призвание – языкознание. «Я чувствую, что со временем ещё больше предамся изучению языков и что обстоятельное и философски обоснованное сравнение нескольких языков есть труд, который может, пожалуй, оказаться мне по плечу после нескольких лет серьёзной работы», — писал он. И оказался прав. Труды по языкознанию не только «оказались ему по плечу», но вывели в ранг выдающихся лингвистов мира. Однако научными кабинетными изысканиями довелось ему заняться много позднее, а пока — активная жизнь политического деятеля.

В 1808 году фон Гумбольдт отвечает согласием на приглашение короля занять должность директора департамента исповеданий и народного просвещения в министерстве внутренних дел. С энтузиазмом занимается внедрением реформы образования. Разработанная им трёхступенчатая структура: начальная школа – гимназия – университет — существует и поныне.

В этот период он создаёт Берлинский университет. По идее В. Гумбольдта, он должен быть свободен от давления и требований государства, а процесс обучения неразрывно связан с исследовательской деятельностью, в которую непременно вовлекаются студенты.

В июле 1810 года Гумбольдта назначают чрезвычайным послом и полномочным министром в Вене. Поначалу он полагал, что пост этот не обременителен и даст возможность заниматься научной деятельностью: посольские обязанности «настолько расплывчаты и неопределенны, что они не особенно занимают мои мысли, и как некогда Рубенс писал при этом большие картины, так и я могу многим заниматься». Но вскоре политическая ситуация меняется. Поражение Наполеона привело к резкому обострению политической активности в Европе. Гумбольдт представляет Пруссию на конгрессах (Пражский, Парижский, Венский), где решались судьбы посленаполеоновской Европы. На Венском конгрессе он показал себя как самый деятельный и ревностный член комитета немецкоязычных государств. Проявляя незаурядные дипломатические способности, добивался компромиссов, разрядки напряжённости. Министр иностранных дел Франции Талейран, искушённый политик, признавал, что «таких государственных людей (как В. Гумбольдт, И. Д.) найдётся в Европе в настоящее время не более трёх-четырёх». С 1814 по 1818 годы В. Гумбольдт побывал с дипломатической миссией во Франкфурте, Вене, Париже, Лондоне, Берлине, Ахене, участвуя в осуществлении политики восстановления Европы после наполеоновских войн.

В апреле 1818 года Вильгельм Гумбольдт получает новое назначение — в управление сословных и общинных дел. На этом посту важнейшей его задачей было участие в разработке проекта новой конституции. Через год он подаёт записку на имя государственного министра барона фон Штейна «Об учреждении земельных сословных конституций в прусских государствах». Записка стала не только программой будущей деятельности государства, но и выражением его политических взглядов – утверждение гражданских прав и демократии.

Работа в министерских сферах всё больше не удовлетворяла сторонника прогрессивных идей эпохи Просвещения: в высших политических кругах царили настроения, далёкие от его либеральных воззрений, и у него не было возможностей повлиять на них. В результате Гумбольдт перешёл в оппозицию, а в 1819 году окончательно отошёл от дел, подав в отставку.

Снова в науке

Оставив политическую деятельность, Гумбольдт углубился в любимые научные изыскания, главное из которых – языкознание. Поразительно, сколько он знал языков! И каких! Санскрит, древнегреческий, латынь, древнеегипетский и позднеегипетский, китайский, японский. Конечно, основные европейские языки: английский, испанский, итальянский, французский. Кроме того — баскский, венгерский, литовский, провансальский, чешский. Он был одним из первых исследователей коренных языков Южной и Северной Америки, Индонезии и Полинезии. Ещё при изучении языка басков, резко отличающегося от индоевропейской группы, учёный пришёл к заключению, что разные языки отражают различное видение мира народами. Последний и важнейший труд В. Гумбольдта – трёхтомное исследование «О языке кави на острове Ява» — изданный посмертно (1836-1840), стал вехой в области языкознания. В теоретическом введении к этой работе, которое носит название «О различии строения человеческих языков и его влиянии на духовное развитие человечества», Гумбольдт писал: «В каждом языке заложено самобытное миросозерцание. Как отдельный звук встаёт между предметом и человеком, так и весь язык в целом выступает между человеком и природой, воздействующей на него…».

В основе философии языкознания Гумбольдта лежит понятие определяющего воздействия языка на духовное развитие народа. Гумбольдт развил учение о языке как деятельности и непрерывном творческом процессе. Его знаменитый тезис «Язык должен изучаться не как продукт деятельности (Ergon), а как деятельность (Energia)» относится к числу наиболее часто цитируемых в лингвистической литературе.

Последние годы жизни учёный провёл в имении Тегель, где прошло его детство. Он стал одним из учредителей «Общества любителей искусства», занимался обустройством в Берлине нового музея, издал переписку с Шиллером и Гёте. Письма эти считают шедевром эпистолярного творчества и относят к числу лучших литературных творений автора.

Тяжёлым ударом стала для Гумбольдта смерть любимой жены в марте 1829 года. Он пишет, что с её уходом в его жизненных часах сломалась стрелка. Каждый день Вильгельма заканчивался посвящённым Каролине сонетом в сто строк. Это напоминало стихотворный дневник, в котором он рассказывал ушедшей жене о событиях прошедшего дня. Было написано 1 183 сонета. Здоровье его с каждым годом ухудшалось и 8 апреля 1835 года великий немецкий учёный и деятель в возрасте 67 лет скончался в Тегеле.

Перед Берлинским университетом имени Гумбольдта (Humboldt-Universität zu Berlin) установлены памятники — Вильгельму фон Гумбольдту и Александру фон Гумбольдту.

, дворец Тегель , Берлин) - немецкий филолог , философ , языковед , государственный деятель, дипломат . Старший брат учёного Александра фон Гумбольдта .

Сочетая в себе, в традициях своего времени и наследуя великим деятелям Возрождения , - разнонаправленные таланты, осуществил реформу гимназического образования в Пруссии , основал в г. университет в Берлине, друг Гёте и Шиллера .

Происхождение

По отцовской линии братья Гумбольдты происходили из померанской буржуазии. Их дедушка служил офицером в прусской армии и в 1738 был произведён в дворянское сословие благодаря личным заслугам и поданной просьбе. Его сын Александр Георг также состоял на воинской службе После выхода со службы в 1766 Александр Георг сочетался браком с состоятельной вдовой гугенотского происхождения Елизаветой фон Гольвед, урождённой Коломб, и благодаря этому стал владельцем дворца Тегель и прилегающих земель.

Биография

Вильгельм фон Гумбольдт родился 22 июня в Потсдаме . На образование сыновей Вильгельма и Александра родители средств не жалели. Во Франкфуртском (на Одере) и Геттингенском университетах Вильгельм основательно изучил право, политику и историю. Преданный науке, он вместе с тем с напряженным вниманием следил за движением в сферах политической, общественной и литературной.

В 1789 г. он вместе со своим учителем, известным Кампе, ездил в Париж , «чтобы присутствовать при похоронах французского деспотизма». Несколько позже он отозвался на поставленный тогда историей вопрос о взаимных отношениях между государством и личностью в сочинении «Мысли о попытке определить границы действий государства» (Ideen zu einem Versuch, die Grenzen der Wirksamkeit des Staats zu bestimmen ). Он является здесь борцом за полную свободу личности и ограничивает роль государства заботой о внешней безопасности. Это сочинение настолько расходилось с традиционными понятиями, что цензура не допустила его опубликования, и оно появилось в печати только в 1851 г.

Еще более, чем политические вопросы, интересовали его новые направления в литературе и философии. Уже в 1790 г. в Веймаре он завязал прочные, никогда не порывавшиеся связи с Шиллером, а позже установились дружеские отношения между ним и Гете. И с тем, и с другим Гумбольдт состоял в деятельной переписке, которая издана под заглавиями: «Briefwechsel zwischen Schiller und W. v. H.» (Штутгарт, 1876) и «Goethes Briefwechsel mit den Gebrüdern von H., 1795-1832» (Лпц., 1876). Рано приобретённая им репутация универсально образованного человека сделала его видным членом всех литературных салонов того времени. Он появляется то в Берлине, в кружке Генриетты Герц , Рахили Левин и др., то в Эрфурте и Веймаре, то в Иене (1794-97), в постоянном общении с кружком Шиллера. С тех пор, как он женился (1791) на Каролине фон Дахерёден , его дом сделался одним из самых блестящих салонов, куда стекалось все, что было в Европе умного, талантливого и знаменитого. Жена Гумбольдта была одной из просвещеннейших и умнейших женщин своего времени и оказывала мужу величайшую помощь даже в его ученых работах.

Идеи Гумбольдта как историка и философа

Вильгельм Гумбольдт стремился конкретизировать и развивать философское учение Канта на материале общественной истории, но по ряду вопросов он отклонялся в сторону объективного идеализма. Гумбольдт считал, что история как наука в некотором смысле может совпадать с эстетикой, и выработал свою теорию исторического познания. Согласно ей, всемирная история есть результат деятельности духовной силы, лежащей за пределами познания, которая не может быть понята с причинной точки зрения. Проявляет себя эта духовная сила через творческие способности и личные усилия отдельных индивидов, вытекающие из природной необходимости или из потребности. Таким образом, историческая жизнь общества есть результат свободы и необходимости жизни индивидов и жизни целого. На этих идеях Гумбольдта коренится понимание термина «Духовная культура », выработанного в дальнейшем в культурологии. Гумбольдт понимал под духовной культурой религиозно-нравственные представления, которые приводят к совершенствованию личности человека и, вместе с тем, - к улучшению общественной жизни.

Политические идеи Гумбольдта

Сочинения Вильгельма фон Гумбольдта

  • «О границах деятельности государства»(1792)
  • «О влиянии различного характера языков на литературу и духовное развитие»(1821)
  • «О задачах историка»(1821)
  • «О различии строения человеческих языков и его влиянии на духовное развитие человечества»(1830-1835).
  • Socrates and Plato on the Divine (orig. Sokrates und Platon über die Gottheit ). 1787-1790
  • Humboldt. On the Limits of State Action, first seen in 1792. Ideen zu einem Versuch, die Grenzen der Wirksamkeit des Staates zu bestimmen , page ii. Published by E. Trewendt, 1851 (German)
  • Über den Geschlechtsunterschied . 1794
  • Über männliche und weibliche Form . 1795
  • Outline of a Comparative Anthropology (orig. Plan einer vergleichenden Anthropologie ). 1797.
  • The Eighteenth Century (orig. Das achtzehnte Jahrhundert ). 1797.
  • Ästhetische Versuche I. - Über Goethe’s Hermann und Dorothea . 1799.
  • Latium und Hellas (1806)
  • Geschichte des Verfalls und Untergangs der griechischen Freistaaten . 1807-1808.
  • Pindars «Olympische Oden»
  • Aischylos" «Agamemnon» . Translation from Greek, 1816.
  • Über das vergleichende Sprachstudium in Beziehung auf die verschiedenen Epochen der Sprachentwicklung . 1820.
  • Über die Aufgabe des Geschichtsschreibers. 1821.
  • Researches into the Early Inhabitants of Spain with the help of the Basque language (orig. Prüfung der Untersuchungen über die Urbewohner Hispaniens vermittelst der vaskischen Sprache ). 1821.
  • Über die Entstehung der grammatischen Formen und ihren Einfluss auf die Ideenentwicklung. 1822.
  • Upon Writing and its Relation to Speech (orig. Über die Buchstabenschrift und ihren Zusammenhang mit dem Sprachbau ). 1824.
  • Bhagavad-Gitá . 1826.
  • Über den Dualis . 1827.
  • On the languages of the South Seas (orig. Über die Sprache der Südseeinseln ). 1828.
  • On Schiller and the Path of Spiritual Development (orig. Über Schiller und den Gang seiner Geistesentwicklung ). 1830.
  • Rezension von Goethes Zweitem römischem Aufenthalt . 1830.
  • The Heterogeneity of Language and its Influence on the Intellectual Development of Mankind (orig. Über die Verschiedenheit des menschlichen Sprachbaus und seinen Einfluss auf die geistige Entwicklung des Menschengeschlechts ). 1836. New edition: On Language. On the Diversity of Human Language Construction and Its Influence on the Mental Development of the Human Species, Cambridge University Press, 2nd rev. edition 1999
Работы других авторов
  • Hegel, 1827. On The Episode of the Mahabharata Known by the Name Bhagavad-Gita by Wilhelm Von Humboldt .
  • Elsina Stubb, Wilhelm Von Humboldt’s Philosophy of Language, Its Sources and Influence , Edwin Mellen Press, 2002
  • John Roberts, German Liberalism and Wilhelm Von Humboldt: A Reassessment , Mosaic Press, 2002
  • David Sorkin, Wilhelm Von Humboldt: The Theory and Practice of Self-Formation (Bildung), 1791-1810 in: Journal of the History of Ideas, Vol. 44, No. 1 (Jan. - Mar., 1983), pp. 55-73

Примечания

Литература

  • Советский энциклопедический словарь. М., 1980.
  • Гулыга А. В. Философская антропология Вильгельма фон Гумбольдта // Вопросы философии. № 4. 1985.
  • Философский словарь. Под редакцией И. Т. Фролова. М., 1987.
  • Философская энциклопедия в 5ти томах. М.: «БСЭ», 1960-1970.
  • Описательная психология. Вильгельм Дильтей. С.Пб.: «Альтейя», 1996.
  • К. Н. Леонтьев. Избранное. М.: «Московский рабочий», 1993.
  • Философия просвещения. Изд.: «DirectMedia».

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Гумбольдт, Вильгельм фон" в других словарях:

    Вильгельм фон Гумбольдт Имя при рождении: Friedrich Wilhelm Christian Karl Ferdinand Freiherr von Humboldt Дата рождения: 22 июня 1767 … Википедия

    Гумбольдт Вильгельм фон - Гумбольдт, идеал человечества и лингвистика Вильгельм фон Гумбольдт (1767 1835), друг Шиллераи Гёте, был дипломатом и утонченным эстетом, литератором и мыслителем. Многие годы он прожил в Риме, где окреп и расцвел его талант. Из его работ… … Западная философия от истоков до наших дней

    Немецкий философ, языковед, государственный деятель, дипломат, один из основателей Берлинского университета (1810). Ведущий представитель гуманизма и идей гуманности в немецком идеализме. Мировоззрение Г. органично соединяло в себе такие базовые… … История Философии: Энциклопедия

    В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Гумбольдт. Александр фон Гумбольдт нем. Alexander von Humboldt … Википедия

    Таксономические сокращения «H.B.» и «H.B.K.» перенаправляются сюда, хотя в реальности это соавторство Александра фон Гумбольдта и Эме Бонплана, а также Карла Кунта. Александр фон Гумбольдт нем. Friedrich Wilhelm Heinrich Alexander Freiherr von… … Википедия

    В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Гумбольдт. Каролина фон Гумбольдт Caroline von Humboldt … Википедия

Цитаты : 1. Самое первое и самое главное в жизни - стараться владеть самим собою. 2. Нравственность народов зависит от уважения к женщине. 3. Наше счастье зависит куда более от того, как мы встречаем события нашей жизни, чем от природы самих событий. 4. Поистине серьезное стремление к какой либо цели - половина успеха в ее достижении. 5. Свобода увеличивает силу, а сила всегда ведет к известному великодушию. 6. Человек является человеком лишь благодаря речи, но чтобы придумать речь, он должен был быть уже человеком. 7. Всякая человеческая индивидуальность есть коренящаяся в явлении идея. В некоторых случаях, это до того ярко бросается в глаза, точно идея лишь затем приняла форму индивида, чтобы в ней совершить свое откровение. 8. То правительство является наилучшим, которое делает себя ненужным.

Достижения:

Профессиональная, социальная позиция: Гумбольдт — немецкий лингвист, дипломат и философ.
Основной вклад (чем известен): Вильгельм фон Гумбольдт внес важный вклад в философию языка и теорию и практику образования. Его работы также охватывают область литературы, лингвистики и антропологии. Он был одним из основателей Берлинского университета.
Вклады: Гумбольдт немецкий лингвист, дипломат, философ и реформатор образования.
Особенную известность он приобрел как лингвист, который своими работами внес важный вклад в философию языка и в теорию и практику образования.
Он оказал большое влияние на развитие сравнительного языкознания, а также внес значительный вклад в философию языка. Гумбольтд развил учение о языке как о деятельности и непрерывном творческом процессе. Он первым заявил, что характер и структура языка выражают внутреннюю жизнь, культуру и знания его носителей, а сами языки должны отличаться друг от друга так же, и в той же степени, как и те, кто ими пользуется.
Он также выдвинул предположение, что люди воспринимают мир через призму языка.
Кроме этого Гумбольтд провел глубокое исследование баскского языка и пришел к выводу, что он вляется одним из самых емких и важных языков. Его филологические работы посвященные древнему языку Кави на острове Явы, опубликованные посмертно (1836-1840), стали вехами в области языкознания.
Согласно Гумбольдту, всемирная история есть результат деятельности духовной силы, лежащей за пределами познания, которая не может быть понята с причинной точки зрения. Проявляет себя эта духовная сила через творческие способности и личные усилия отдельных индивидов.
Как прусский министр образования (1809-1810), он полностью реформировал систему школьного образования, главным образом на основе идей Песталоцци. При этом он посылал прусских учителей в Швейцарию для изучения методов Песталоцци.
Он был одним из основателей университета Фридриха Вильгельма (сейчас Университет Гумбольдта или Берлинский университет) в Берлине. Педагогические идеи Гумбольдта оказали большое влияние на европейское и американское начальное образование.
Он находил время и для литературной работы. В 1816 он опубликовал перевод Агамемнона Эсхила, а в 1817 поправки и дополнения к Митридат Аделунг, знаменитой коллекции образцов различных языков и диалектов мира.
Его книги также содержат стихи, эссе на эстетические темы и другие творения.
Основные труды: Идеи к опыту определения границ деятельности (Ideen zu einem Versuch, die Grenzen der Wirksamkeit des Staats zu bestimmen) (1791), Сферы и обязанности правительства (1792), О мышлении и речи (1795), Исследования в жителей Испании при помощи языка Басков (1821), О различии строения человеческих языков и его влиянии на духовное развитие человечества (1830-1835), О влиянии различного характера языков на литературу и духовное развитие (1821).

Жизнь:

Происхождение: Гумбольдт родился в Потсдаме Маркграфство Бранденбург 22 июня 1767. Его отец имел титул барона, а мать была представительницей среднего класса. Среди ее предков были французские гугеноты, немцы и шотландцы.
Образование: Он учился в различных университетах во Франкфурте, Йене, Берлине и Геттингене.
Оказали влияние: Иоганн Песталоцци
Основные этапы профессиональной деятельности: В Йене (1794-1797) он был членом кружка Фридриха Шиллера. После путешествия по Испании и Франции, в ходе которого Гумбольдт стал интересоваться филологией, он был назначен прусским резидент-министром в Риме (1802-1808).
Вследствие его успехов на дипломатическом поприще Гумбольдт в 1812 году получил должность посла в Вене на заключительном этапе борьбы с Наполеоном.
В свое время он также был успешным прусским министром образования (1809-1810 гг).
С 1810 по 1819 годы Гумбольдт служил в качестве министра в Вене, Лондоне и Берлине. Однако реакционная политика прусского правительства заставила его в 1819 году году отказаться от политической жизни. Он вышел в отставку в знак протеста царившему духу реакции.
С того времени он посвятил себя исключительно литературе и научной работе.
Он умер в Тегеле 8 апреля 1835 года.
Основные этапы личной жизни: Он учился во Франкфурте, Иене, Берлине и Геттингене. Во время учебы на Гумбольдта оказали большое влияние педагогические принципы Иоганна Песталоцци.
В июне 1791 он женился на Каролине фон Елизавете фон Гольвед и стал владельцем дворца Тегель. Жена Гумбольдта была одной из просвещеннейших и умнейших женщин своего времени и оказывала мужу помощь даже в его ученых работах.
Его младший брат Александр фон Гумбольдт, был не менее известным натуралистом и ученным.
Вильгельм фон Гумбольдт был другом Гете и Шиллера. При этом, наиболее интересными его произведениями, кроме тех, которые касаются языка, являются его письма к Шиллеру, опубликованные в 1830 году.
Изюминка : Под влиянием романтизма Гумбольдт стал чуть ли не мистиком, подчеркивая надындивидуальный и исторически обусловленный характер гражданства и рассматривая отдельные национальности как часть всеобщей духовной и божественной жизни. Его знаменитый тезис «Язык должен изучаться не как продукт деятельности (Ergon), а как деятельность (Energeia)», относится ныне к числу наиболее часто цитируемых в лингвистической литературе.