Что такое революционный лагерь. Революционно-демократический лагерь

Что такое революционный лагерь. Революционно-демократический лагерь
Что такое революционный лагерь. Революционно-демократический лагерь

Социальной опорой политических партий, составляющих революционно-демократический лагерь, были рабочие, крестьяне, ремесленники, мелкие торгово-промышленные служащие, интеллигенция.

Интересы рабочих и крестьян представляли в России прежде всего социал-демократические и неонароднические организации. Осенью 1895 года все марксистские круги были объединены в единую политическую организацию под руководством Ленина, явившуюся зачатком пролетарской партии. В декабре организация приняла название "Союз борьбы за освобождение рабочего класса". Начало партии положил маленький съезд, состоявшийся в Минске в марте 1898 года. 1 декабря 1900 года вышел из печати в Штудгарте первый номер партийной газеты "Искра".

На втором съезде РСДРП произошел раскол на два политических течения - большевиков и меньшевиков.

Разногласия возникли по вопросу о построении партии. Ленин настаивал на создании сверхцентрализованной фактически авторитарной "вождистской" партии, тогда как будущий лидер меньшевиков Ю.Мартов представлял ее себе в виде более широкой демократической организации. Раскол между большевиками и меньшевиками означал, что РСДРП встретила первую русскую революцию ослабленной и растерянной.

В 1905 году большевики организовали в Лондоне исключительно большевистский съезд (третий). Все прежние выдающиеся деятели партии, кроме Ленина перешли в лагерь меньшевиков (Аксельрод, Мартов, Потресов, Плеханов). Когда возникли первые Советы народных депутатов (Иваново-Вознесенский, Петербургский), то роль большевиков в них была едва заметной и незначительной.

В 1906 году была предпринята попытка объединения, но затем вновь стали раздаваться взаимные обвинения.

Самой крупной и влиятельной из непролетарских партий была партия социалистов-революционеров (эсеров). В период революции эсеры насчитывали в своих рядах свыше 60 тысяч человек (не считая многочисленного слоя сочувствующих).

Ведущими деятелями эсеровской партии в 1905-1907 годах были: ее главный теоретик Чернов, Савинков, бывший участник народнического движения Натансон, Брешко-Брешковская, Рубанович. Эсеры продолжали верить в прирожденный коллективизм крестьян, связывая с ним свои социальные устремления. Социалисты-революционеры привлекали к себе крестьян главным образом своей революционной аграрной программой. Они предлагали конфисковать помещичьи земельные владения, изъять все земли из товарного обращения, превратить их в общенародное достояние и поделить поровну между всеми, кто хочет и может обрабатывать землю личным трудом. Программа эсеров включала в себя типичные для революционной демократии требования республики, политических свобод, национального равноправия, всеобщего избирательного права.


Эсеры не были единым течением. Их левое крыло, выделившееся в 1906 году в самостоятельное -"Союз социалистов-революционеров - максималистов" высказывалось за "социализацию" не только земли, но и всех заводов и фабрик. Правое крыло ограничивалось требованием отчуждения помещичьих земель за "умеренное вознаграждение" и замены самодержавия конституционной монархией. Специфической особенностью эсеровской тактики унаследованной от народовольцев был индивидуальный террор, направленный против представителей царской администрации. Всего в 1905-1907 годах эсеры провели 220 террористических актов. Жертвами стали 242 человека, из них убито 162 человека. Не приходится говорить о моральной стороне дела, ведь революционеры практически вершили самосуд, хотя и оправдывали свои действия интересами народа и революции.

Другой разновидностью мелкобуржуазного революционаризма был анархизм. Анархисты (их главным идеологом был Кропоткин) отрицали необходимость планомерной работы по политическому воспитанию и организации масс, революцию понимали как всеобщий коммунистический переворот, означающий скачек из буржуазного мира насилия и угнетения в общество полного равенства и справедливости, где нет классов и государства. Поэтому буржуазно-демократическая революция и свержение самодержавия казались анархистам не более чем кратковременный, не имеющий какого-либо самостоятельного значения эпизодом в борьбе за царство свободы. Отсюда вытекала и их тактика, стержнем которой были террористические акты, экспроприации, полное отрицание парламентаризма и пренебрежение к демократическим свободам. Анархистские организации ("Хлеб и воля", "Черное знамя", "Бунтарь", "Безначалие" и др.) формировались преимущественно из экстремистки настроенной части мелкобуржуазных слоев города и деревни, деклассированных элементов, а также из отдельных представителей рабочих, студентов, учащихся, недовольных существующим строем, но недостаточно представляющих себе, как с ним бороться.


анкету .

Екатерина Косаревская и Яна Теплицкая

ТЕАТР. НА ВЫНОС

SVTV

Хронология

В лесах под Петербургом с 29 июня по 1 июля будет работать лагерь гражданских активистов «Территория Свободы», организованный движением «Весна». За десять лет своего существования он стал знаковым летним событием в среде политически-активных петербуржцев: события предыдущего года превращаются в легенды и гуляют по городу до следующего лагеря – пока не появятся новые. В этом году лагерь будет посвящен 50-летию студенческих бунтов в Париже в 1968 году.

«Костер и палатки в любую погоду. Нотки легкого сумасбродства и встречи с лучшими друзьями. Театральная постановка в глубине леса, ролевые и спортивные игры, лекции и семинары у костра, встречи с политиками и гражданскими активистами», - так описывают лагерь организаторы.

На мероприятие уже обратили внимание пропагандистские СМИ. Корреспонденты телеканала «Россия 24» в лагере не были, но пасквиль о нем сняли. А вот ответное видео организаторов «Территории Свободы»:


На лагерь приглашаются активисты старше 18 лет, разделяющие ценности демократии и прав человека. Оргвзнос до 24 июня– 700 рублей, до 26 июня– 800 рублей, 27-28 июня – 1000 рублей, в самом лагере – 1500 рублей. Чтобы попасть на «Территорию Свободы», заполните анкету.

Среди прочих с лекциями выступят:

Члены Общественной наблюдательной комиссии (ОНК) Екатерина Косаревская и Яна Теплицкая. Именно они выяснили, что ФСБ пытало фигурантов так называемой «Сети».

Максим Карнаухов, режиссёр, сооснователь стрит арт проекта ТЕАТР. НА ВЫНОС, режиссёр спектакля в трамвайном депо “Чему я научился у змеи” по пьесе Ивана Вырыпаева, режиссёр спектакля "облачный театр" в рамках программы «Здесь и сейчас» Новой Сцены Александринского театра, участник документального спектакля НеПРИКАСАЕМЫМЕ Михаила Патласова.

Михаил Светов, известный блоггер, основатель SVTV и спикер Либертарианской партии России расскажет, как рынок охраняет окружающую среду и дикую природу, а проклятые этатисты её истребляют.




Свобода не замерзнет: магаданцы потребовали отставки мэра на митинге

В столице Колымы прошел митинг за отставку назначенного мэра Магадана Юрия Гришана и за возврат прямых мэрских выборов. Согласованная властями акция прошла в сквере «60-летия Магадана». На нее в морозную и ветреную пришло, по оценкам участников, около 100 человек.

«Выступить могли все желающие, все, у кого «накипело». Мы требуем выборов мэра народом. Монополия на власть не может обеспечить развития, с монополией мы скатимся до уровня выгребной ямы. Власть зажралась, она не слышит народ

Социальной опорой политических партий, составляющих революционно-демократический лагерь, были рабочие, крестьяне, ремесленники, мелкие торгово-промышленные служащие, интеллигенция.

Интересы рабочих и крестьян представляли в России прежде всего социал-демократические и неонароднические организации. Осенью 1895 года все марксистские круги были объединены в единую политическую организацию под руководством Ленина, явившуюся зачатком пролетарской партии. В декабре организация приняла название "Союз борьбы за освобождение рабочего класса". Начало партии положил маленький съезд, состоявшийся в Минске в марте 1898 года. 1 декабря 1900 года вышел из печати в Штудгарте первый номер партийной газеты "Искра".

На втором съезде РСДРП произошел раскол на два политических течения - большевиков и меньшевиков.

Разногласия возникли по вопросу о построении партии. Ленин настаивал на создании сверхцентрализованной фактически авторитарной "вождистской" партии, тогда как будущий лидер меньшевиков Ю.Мартов представлял ее себе в виде более широкой демократической организации. Раскол между большевиками и меньшевиками означал, что РСДРП встретила первую русскую революцию ослабленной и растерянной.

В 1905 году большевики организовали в Лондоне исключительно большевистский съезд (третий). Все прежние выдающиеся деятели партии, кроме Ленина перешли в лагерь меньшевиков (Аксельрод, Мартов, Потресов, Плеханов). Когда возникли первые Советы народных депутатов (Иваново-Вознесенский, Петербургский), то роль большевиков в них была едва заметной и незначительной.

В 1906 году была предпринята попытка объединения, но затем вновь стали раздаваться взаимные обвинения.

Самой крупной и влиятельной из непролетарских партий была партия социалистов-революционеров (эсеров). В период революции эсеры насчитывали в своих рядах свыше 60 тысяч человек (не считая многочисленного слоя сочувствующих).

Ведущими деятелями эсеровской партии в 1905-1907 годах были: ее главный теоретик Чернов, Савинков, бывший участник народнического движения Натансон, Брешко-Брешковская, Рубанович. Эсеры продолжали верить в прирожденный коллективизм крестьян, связывая с ним свои социальные устремления. Социалисты-революционеры привлекали к себе крестьян главным образом своей революционной аграрной программой. Они предлагали конфисковать помещичьи земельные владения, изъять все земли из товарного обращения, превратить их в общенародное достояние и поделить поровну между всеми, кто хочет и может обрабатывать землю личным трудом. Программа эсеров включала в себя типичные для революционной демократии требования республики, политических свобод, национального равноправия, всеобщего избирательного права.



Эсеры не были единым течением. Их левое крыло, выделившееся в 1906 году в самостоятельное -"Союз социалистов-революционеров - максималистов" высказывалось за "социализацию" не только земли, но и всех заводов и фабрик. Правое крыло ограничивалось требованием отчуждения помещичьих земель за "умеренное вознаграждение" и замены самодержавия конституционной монархией. Специфической особенностью эсеровской тактики унаследованной от народовольцев был индивидуальный террор, направленный против представителей царской администрации. Всего в 1905-1907 годах эсеры провели 220 террористических актов. Жертвами стали 242 человека, из них убито 162 человека. Не приходится говорить о моральной стороне дела, ведь революционеры практически вершили самосуд, хотя и оправдывали свои действия интересами народа и революции.

Другой разновидностью мелкобуржуазного революционаризма был анархизм. Анархисты (их главным идеологом был Кропоткин) отрицали необходимость планомерной работы по политическому воспитанию и организации масс, революцию понимали как всеобщий коммунистический переворот, означающий скачек из буржуазного мира насилия и угнетения в общество полного равенства и справедливости, где нет классов и государства. Поэтому буржуазно-демократическая революция и свержение самодержавия казались анархистам не более чем кратковременный, не имеющий какого-либо самостоятельного значения эпизодом в борьбе за царство свободы. Отсюда вытекала и их тактика, стержнем которой были террористические акты, экспроприации, полное отрицание парламентаризма и пренебрежение к демократическим свободам. Анархистские организации ("Хлеб и воля", "Черное знамя", "Бунтарь", "Безначалие" и др.) формировались преимущественно из экстремистки настроенной части мелкобуржуазных слоев города и деревни, деклассированных элементов, а также из отдельных представителей рабочих, студентов, учащихся, недовольных существующим строем, но недостаточно представляющих себе, как с ним бороться.

Лагерь революционной де­мократии , объединявший подавляющее большинство народа - рабочий класс, кресть­янство, а также трудовую интеллигенцию, вы­ступал за свержение царизма и установление в стране демократической республики.

Ведущие партии революционно-демократического лагеря - это Российская социал-демократическая рабочая партия (РСДРП) и Партия социалистов-революционеров (эсеры).

Партийная программа состояла РСДРП из двух частей: программы-минимум и программы-максимум.

Программа-минимум рассматривала ближайшие политические задачи: буржуазно-демократическая революция, которая должна была свергнуть самодержавие, установить республику. Определялись три группы вопросов, подлежащих решению после выполнения ближайших политических задач:

● 1) политические требования (равное и всеобщее избирательное право, свобода слова, совести, печати, собраний и объединений, выборность судей, отделение церкви от государства, равноправие всех граждан, право наций на самоопределение, уничтожение сословий);

● 2) экономические требования рабочих (8-часовой рабочий день, улучшение экономического, жилищного положения и др.);

● 3) аграрные требования (отмена выкупных и оброчных платежей, возвращение земельных отрезков, отнятых у крестьян в ходе реформы 1861 г., учреждение крестьянских комитетов).

Программа-максимум определяла конечную цель социал-демократии: социальная революция, установление диктатуры пролетариата для социалистического переустройства общества.

Силам народа противостоял лагерь контрреволюции - царизм и крепост­ники-помещики, стремившиеся задушить рево­люцию и сохранить самодержавный строй.

В ноябре 1905 г. возникла главная помещичье-монархическая партия “Союз русского народа”. Наиболее видными деятелями Союза были доктор А.И. Дубровин (председатель), бессарабский помещик В.М. Пуришкевич, курский помещик Н.Е. Марков. Среди довольно разветвленной сети правительственного лагеря следует отметить такие, как “Союз русских людей”, “Русская монархическая партия”, “Общество активной борьбы с революцией”, “Народно-монархическая партия”, “Союз русских православных людей”. Эти организации называли черносотенными. В основе их программ лежали незыблемость самодержавия, привилегированное положение православной церкви, великодержавный шовинизм и антисемизм. Для привлечения на свою сторону рабочих и крестьян они выступали за государственное страхование рабочих, сокращение рабочего дня, дешевый кредит, помощь крестьянам-переселенцам. К концу 1907 г. черносотенцы, прежде всего “Союз русского народа”, действовали в 66 губерниях и областях, а общая численность их членов составляла более 400 тыс. чел.



Промежуточное положение между этими двумя лагерями занимал третий лагерь - лагерь либеральной буржуа­зии, который по отношению к народу вы­ступал как контрреволюционная сила, а по отно­шению к царизму - не более чем оппозицион­ная. Запугивая правительство и помещиков революцией, либералы добивались от них уступки части власти для себя. Буржуазия мечтала не об уничтожении прогнившего строя, не о победе революционного народа, которого она боялась, а лишь о монархии с парламентом, в котором буржуазия могла бы защищать свои интересы. Обманывая рабочих и крестьян, предавая их интересы, буржуазия вела закулисные переговоры с царизмом. «Про­летариат борется - буржуазия крадется к власти»,- писал В. И. Ленин в 1905 г.

Конституционно-демократическая партия(50 - 60 тыс. чел.), Партия октябристов (“Союз 17 октября”) (70 - 80 тыс. чел.). Это две самые многочисленные партии либерального направления, вызванные к жизни первой революцией в России.

Реформы П.А.Столыпина

Идея Столыпина, высказанная им в разгар революционного движения, заключавшаяся в том, что сначала стране необходимо успокоение, а уж затем – реформы, легла в основу программы правительства. Одной из серьезнейших проблем того времени являлся аграрный вопрос. Именно он спровоцировал во многом революционные события 1905 – 1907 гг.

Начатая в 1906 г. аграрная реформа Столыпина предусматривала:

● устранение множества сословных и правовых ограничений, которые мешали развитию хозяйственной деятельности крестьянства;

● постепенное введение частной собственности крестьян на земельные наделы;

● увеличение эффективности крестьянского труда;

● реформа поощряла покупку крестьянами земель, в том числе и помещичьих;

● реформа предусматривала и поддержку деятельности крестьянских товариществ и кооперативных хозяйств.

Эти меры вскоре дали заметные результаты. Итогом аграрной реформы П. А. Столыпина стало увеличение площадей посевных земель, рост экспорта зерна. Так же, эта реформа привела к окончательному уходу от феодальных пережитков, увеличению производительных сил в деревнях. В соответствии со статистическими данными, из общин вышли до 35% крестьян, 10% из них организовали хуторские хозяйства. Усилилась дифференциация видов аграрного производства по районам.

Учитывала земельная реформа Столыпина и проблему перенаселенности центральных районов России. Предполагалось разрешить проблему недостатка земель при помощи переселения части крестьян в другие районы, например, за Урал. Правительство выделяло немалые суммы для обустройства поселенцев, прокладки дорог, медицинского обеспечения. Однако, результаты этой, безусловно прогрессивной для России того времени реформы были недостаточны для коренного изменения ситуации. Дело в том, что рост аграрного производства происходил не в силу интенсификации производства, а из-за увеличения интенсивности крестьянского ручного труда. Описанная выше кратко реформа Столыпина не смогла полностью разрешить проблему голода и аграрного перенаселения центральных областей страны. Стоит отметить, что современные специалисты, хоть и выдвигают множество разнообразных оценок столыпинской аграрной реформы, но, в целом, дают ей позитивную оценку.

В стремлении превратить Россию в процветающее буржуазное государство, Столыпин пытался провести реформы в различных областях (закон о гражданском равноправии, неприкосновенности личности, свободе вероисповедания, о развитии местного самоуправления, о преобразовании судебной и полицейской системы, национальный и рабочий вопрос).

Почти все законопроекты Столыпина не были приняты Государственным Советом. Его инициативы не были поддержаны как царизмом, так и демократическими силами. Неудача с реформированием страны предопределила революционные события 1917 г.

В революции 1905–1907 гг. правительственному и либерально-буржуазному лагерям, имевшим много общих экономических, социальных и политических интересов, противостоял лагерь революционно-демократический, в центре которого находился пролетариат России. Вместе с ним в борьбе с самодержавием выступали: крестьянин, горящий ненавистью к помещику; демократически настроенный интеллигент-труженик; студент-разночинец; еле сводящий концы с концами мелкий ремесленник; солдат и матрос, несшие службу в невыносимо тяжелых бесправных условиях; затравленный, угнетенный инородец – вот те социально-классовые силы, интересы которых требовали устранения существующей политической системы.

Неодинаковое экономическое положение, разный уровень сознания и различия в социальной психологии внутри демократического лагеря, а в связи с этим наличие в нем разнородных революционно-политических течений – все это вносило в него свои противоречия. Тем не менее, всю революционную демократию объединяла ненависть к самодержавию, помещичьему строю, полицейскому произволу.

Наиболее мощной массовой и организационной революционной силой выступал в это время рабочий класс. Общая численность пролетариата превышала в начале ХХ в. 14 млн человек, из которых на долю фабрично-заводских, горных и транспортных рабочих приходилось более 3 млн. Тяжелые условия труда и жизни, отсутствие рабочего законодательства и вытекающая отсюда социальная и правовая незащищенность превращали рабочий вопрос в одну из самых больных общественных проблем. Рабочий класс России в массе своей не был заражен реформистскими и националистическими настроениями, и, несмотря на свою относительно небольшую долю в общей массе самодеятельного населения, различия в уровне профессиональной подготовки, материальном положении, степени организованности, он в целом отличался высокой революционностью. Его концентрация в важнейших политических центрах страны многократно увеличивала политическую роль пролетариата. Привычным событием стали политические стачки и массовые политические демонстрации. Вместе с фабрично-заводскими рабочими, рабочими-металлистами, текстильщиками и т. д. в движение втягивались рабочие коммунального хозяйства, строители, транспортники и т. д. Рабочие постепенно освобождались от патриархальной надежды на царя. Позиция церкви, представлявшей часть государственного аппарата, способствовала росту атеистических настроений среди части рабочих. Протестуя против самодержавного политического строя и жесткой капиталистической эксплуатации, значительная часть их с готовностью принимала идеи социалистического переустройства общества.

Одной из главных политических сил России было почти 100-миллионное российское крестьянство, которое страдало от малоземелья и сословной неполноценности. На одно крестьянское хозяйство приходилось в среднем по 7 десятин земли, тогда как для обеспечения прожиточного минимума обычной крестьянской семьи требовалось не менее 15 десятин. В 1904 г. в европейской части страны насчитывалось более 29 млн «избыточных» рабочих рук. Таким образом, большинство крестьян находилось на грани голодного существования.

Главной причиной, превращавшей деревню в очаг постоянного социального возбуждения, являлось противоречие между крестьянским и помещичьим землевладением. Поэтому все слои крестьянства, в том числе и зажиточные, выступали под лозунгом «Земля и воля». Однако крестьяне медленно преодолевали свою социальную пассивность и веру в «доброго» царя-батюшку. Не случайно в годы первой российской революции они больше занимались разного рода обращениями, просьбами, ходатайствами, а не открытой революционной борьбой с правительством и помещиками. Генетическая связь с рабочим классом, просвещение крестьянства, чему в немалой степени способствовала пропагандистская работа революционных партий, привели к решительному изменению его социальной психологии и росту его революционной активности.

Все политические силы стремились выработать свою позицию в отношении аграрного вопроса. Но на практике работа среди крестьянства сводилась, в основном, к выработке теоретических программ, агитационных лозунгов, изданию брошюр и листовок, созданию немногочисленных групп и кружков социал-демократического и эсеровского направлений. Одновременно нарастало стихийное крестьянское движение, требовавшее ликвидации помещичьего землевладения, отмены выкупных платежей и законов, унижающих человеческое достоинство. Сохранившаяся патриархальная вера в царя соседствовала в сознании массы крестьян с идеалами общинного владения землей и уравнительного ее распределения.

Социальный гнет в России тесно переплетался с национальным. В огромной Российской империи проживало более ста наций и народностей. Население национальных регионов страдало не только от своих имущих классов, но и от русских чиновников, помещиков и капиталистов. В процессе развития капитализма шло формирование буржуазных наций, росло национальное самосознание, что, в свою очередь, вело к обостренному восприятию любых проявлений национальной дискриминации, противостоянию великодержавному шовинизму. В силу этого национально-освободительное движение угнетенных народов стало составной частью революционно-демократического лагеря.

Большую роль в развитии революционного движения накануне и в ходе революции 1905–1907 гг. сыграла демократическая интеллигенция. В союзе с рабочим классом и крестьянством она обрела большую социально-политическую силу, стала важным фактором. в формировании революционного сознания народа. Наиболее политически активной частью интеллигенции было студенчество. В 1904 г. была создана «Объединенная социал-демократическая организация студентов Санкт-Петербурга». Комитеты и кружки социал-демократической, эсеровской, других революционных и оппозиционных партий существовали во многих средних и высших учебных заведениях. В 1904 г. социал-демократы (М.Н. Покровский, Н.А. Рожков, И.И. Скворцов-Степанов и др.) возглавили Педагогическое общество при Московском университете. В 1903 г. возник Союз народных учителей, в котором сотрудничали беспартийные, социал-демократы и эсеры. В 1904 г. группы содействия революционному движению создали московские земские врачи. Собранные средства они распределяли между РСДРП, эсерами и Союзом освобождения. Таким образом, настроение интеллигенции в целом носило антиправительственный характер.

Сложные процессы проходили в среде интеллигентов – представителей различных наций и народностей империи. Часть из них видела путь решения национальных проблем в общедемократическом преобразовании государства и активно участвовала в деятельности общероссийских партий. Другие возглавили национальные движения. В 1905 г. имелись армянские, белорусские, грузинские, еврейские, польские, прибалтийские, украинские, финские национальные партии социалистического и буржуазно-либерального толка. Большинство из них выдвигали конечной целью создание автономных национальных государств или автономию в составе федеративного Российского государства.

Таким образом, в начале XX в. в силу незавершенности реформ 60-70-х гг., резкого обострения всех. социальных противоречий революционная идея обрела в России широкую социальную базу в лице рабочего класса, крестьянской бедноты и радикальной демократической интеллигенции. Общественная атмосфере была накалена до предела.