Контрреформы александра 3 формирование народнического движения. Александр III и контрреформы

Контрреформы александра 3 формирование народнического движения. Александр III и контрреформы
Контрреформы александра 3 формирование народнического движения. Александр III и контрреформы

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

"Сибирская государственная геодезическая академия"

Учебный предмет: История управленческой мысли

«Контрреформы» Александра III

Выполнил(а):

Черкасова Анастасия Евгеньевна

1 курс,группа БМЗ-11

Новосибирск 2014г.

1. Начало правления

2. Причины «контрреформ» Александра III

3. Основная часть

3.1 Контрреформы Александра III

3.2 Государственное устройство и местное самоуправление

3.3 Образование и печать

3.4 Судебная реформа

Заключение

Литература

1. Начало правления

Отличаясь сильной волей, Александр III в то же время обладал ограниченным и прямолинейным умом. В реформах своего отца, Александра II, он видел, прежде всего, негативные аспекты -- рост правительственной бюрократии, тяжелое материальное положение народа, подражание западным образцам. Он испытывал стойкую неприязнь к либерализму и интеллигенции. Политический идеал Александра III опирался на представления о патриархально-отеческом самодержавном правлении, насаждении в обществе религиозных ценностей, укреплении сословной структуры, национально-самобытном общественном развитии.

Начало правления Александра III характеризовалось ужесточением административно-полицейских репрессий и цензуры (Положение о мерах к охранению государственной безопасности и общественного спокойствия, 1881; Временные правила о печати, 1882). К середине 1880-х годов правительству путем репрессий удалось подавить революционное движение, прежде всего “Народную волю”. В то же время был принят ряд мер, облегчающих материальное положение народа и смягчающих социальную напряженность в обществе (введение обязательного выкупа и снижение выкупных платежей, учреждение Крестьянского поземельного банка, введение фабричной инспекции, поэтапная отмена подушной подати и др.).

2. Причины «контрреформ» Александра III

Непосредственной причиной контрреформ был страх придворных кругов перед развитием революционного движения, в поддержке которого винили либералов. Александр Ш предпочел опереться на реакционеров: Д.А. Толстого, К.П. Победоносцева, В.П. Мещерского. Диалог власти и общества снова сменился монологом власти, видевшей свою опору в дворянстве и патриархальном крестьянстве.

В конце XIXв власть чувствовала себя уверенно, а за счет попечительской политики расширилась её социальная база. Это создавало предпосылки для возвращения от диалога власти с обществом, выражением которого стали либеральные реформы, к привычному монологу власти, проявлением которого были контрреформы. Поворот от либеральных реформ к контрреформам имел глубокие внутриполитические, социально-экономические предпосылки. Начавшаяся модернизация сама порождала собственных противников и множила их ряды. Самодержавие лишь попыталось встать во главе этих сил и использовать их в своих интересах.

Резко поворачивая к дореформенным порядкам, Александр III, Победоносцев и их единомышленники поступали по-своему логично. С их точки зрения, преобразования предшествующего царствования не принесли России ни успокоения, ни подобающего международного престижа. Ущемив права дворянства, Александр II не приобрёл для монархии новых союзников. Контрреформаторы забывали об одной “мелочи“ -страна не может вернуться на ту же самую точку исторического развития, которую она покинула 20 лет назад. Не восстановив крепостного права, невозможно было рассчитывать на то, что правительство сможет ликвидировать социально-политические и психологические последствия его отмены. В 80-90-х годах страна мало напоминала Россию середины века.

Таким образом , после убийства царя Александра II на престол вступил его сын Александр III (1881-1894). Потрясенный насильственной смертью своего отца, опасаясь усиления революционных проявлений, в начале своего царствования он колебался в выборе политического курса. Но, попав под влияние инициаторов реакционной идеологии К.П.Победоносцева и Д.А.Толстого, Александр III, отдал политические приоритеты сохранению самодержавия, утеплению сословного строя, традиций и основ российского общества, неприязни к либеральным преобразованиям.

3. Основная часть

3.1 Контрреформы Александра III

На престол Александр III вступил в возрасте 36 лет. Новый император был решительным противником реформ и не признавал преобразований своего отца. Трагическая гибель Александра II в его глазах означала пагубность либеральной политики. Такое заключение предопределило переход к реакционной политике.

Александр III заменил в правительстве либеральных деятелей на сторонников жесткого курса. Концепция контрреформ была разработана главным ее идеологом К.Н.Победоносцевым. Он утверждал, что либеральные реформы 60-х годов привели к потрясениям в обществе, а народ, оставшись без попечительства, стал ленив и дик; призывал вернуться к традиционным основам национального бытия.

В пореформенные годы дворянство с чувством ностальгии вспоминало "добрые старые времена" крепостнической эпохи. Вернуться к прежним порядкам правительство уже не могло, поддержать такое настроение пыталось. В год двадцатилетия крестьянской реформы было запрещено даже простое упоминание об отмене крепостного права. Попыткой воскресить дореформенные порядки стало и принятие некоторых законодательных актов. 12 ИЛ 1889 появился закон о земских участковых начальниках. В губерниях создавались 2200 земских участков. Во главе участков ставились земские начальники с широким кругом полномочий: контроль за общинным самоуправлением крестьян, рассмотрение судебных дел, ранее совершавшееся мировым судом, решение земельных вопросов и т.д. Должности земских начальников могли занимать лица только дворянского происхождения, обладавшие высоким земельным цензом. Особый статус земских начальников означал произвольное усиление власти дворянства.

В 1892 появилось новое положение о городах. Городское самоуправление уже не могло действовать самостоятельно. Правительство получило право не утверждать законно избранных городских голов. Для избирателей повышался имущественный ценз. В результате число избирателей сократилось в 3-4 раза. Так, в Москве количество избирателей уменьшилось с 23 тыс. до 7 тыс.человек. Фактически от городского управления были отстранены служащие и трудовая интеллигенция. Управление всецело оказалось в руках домовладельцев, промышленников, торговцев и трактирщиков.

В 1890 права земств были ещё более ограничены. По новому закону за дворянами в земствах сохранялось 57% гласных. Председатели земских управ подлежали утверждению администрацией, а в случаях их неутверждения они назначались начальством. Сокращалось число гласных от крестьян, вводился новый порядок выборов гласных от них. Сельские сходы выбирали только кандидатов, причём на каждое место не менее двух-трёх, из которых губернатор назначал гласного. Разногласия м.земствами и местной администрацией решались последней.

В 1884 был введён новый университетский устав, отменявший внутреннюю автономию университетов. Преподаватели, избранные на свои должности учёными советами, д.б. пройти процедуру утверждения министра просвещения. Повысилась плата за обучение. Ограничивались льготы по призыву в армию лиц с образованием. Применительно к средней школе был издан печально известный циркуляр о "кухаркиных детях", рекомендовавший ограничить поступление в гимназии "детей кучеров, лакеев, поваров, прачек, мелких лавочников и тому подобных людей, детей коих, за исключением разве одарённых необычайными способностями, вовсе не следует выводить из среды, к коей они принадлежат".

Вместе с тем, в сфере финансов в этот период работали выдающиеся люди, занимавшие последовательно др.за другом пост министра финансов: Бунге Н.X., Вышнеградский И. А. и Витте С. Ю. В России было достигнуто финансовое оздоровление: рубль стал устойчив, а финансовый дефицит преодолён. Это произошло за счёт улучшения налоговой системы, развития железнодорожного и промышленного строительства, привлечения иностранного капитала и резкого увеличения экспорта хлеба. За границу стали продавать хлеба больше, чем это мог позволить спрос. Однако на плечах голодающей деревни Россия смогла захватить продовольственные рынки Европы, и государство достигло финансового расцвета.

Александр III, не имея пристрастия к размышлениям, не знал сомнений. Как у любого ограниченного человека, у него была полная определённость в мыслях, чувствах и поступках. Историю он понимал как занятные рассказы и не считал нужным делать из неё выводы. Ставка на поддержку поместного дворянства к к.XIX в. была по меньшей мере политической ошибкой. В России сформировались новые силы. Окрепшая буржуазия настойчиво требовала своего участия в политической жизни. Тринадцать лет царствования Александра III были относительно спокойным периодом, но это спокойствие сопровождалось глубоким политическим застоем, не менее опасным, чем бурные события.

3.2 Государственное устройство и местное самоуправление

контрреформа самоуправление судебный александр

В 1864 г. началось создание земских учреждений. Это означало возрождение древнего земства с его идеей народного представительства и независимыми от центральной власти органами самоуправления. Роль последних была сведена на нет ещё на исходе XVII в.

По новому «Положению о губернских и уездных земских учреждениях» 1880 г. земство было преобразовано. Дворянство получило возможность избирать большую часть выборных земских деятелей - гласных (около 57%). Имущественный ценз (минимальный уровень доходов, дающий право представителю того или иного сословия участвовать в деятельности земских учреждений) понижался до дворян и повышался для городского населения. Крестьяне вообще потеряли право выбирать гласных, так как теперь их назначал губернатор из среды крестьянских выборщиков - лиц, уполномоченных крестьянскими обществами участвовать в выборах.

Вновь избранные земские гласные утверждались губернатором, что ставило земские учреждения под жёсткий контроль государства. Фактически это перечёркивало главную идею земства - независимость от органов государственной власти и царя в решении вопросов местного самоуправления. Смысл земской контрреформы состоял в том, чтобы свести на нет возможность участия в работе земских органов «случайных» (нежелательных для режима) людей, увеличить представительство дворян - опоры трона и в конечном итоге сделать земства лояльными по отношению к самодержавной власти. Во всех этих мерах отразилось противостояние царя и дворянства демократическому русскому земству («земле», «люду») - противостояние, уходящее в самую глубь российской истории.

Городская контрреформа преследовала точно такие же цели, как и земская: ослабить выборное начало, сузить круг вопросов, решаемых органами государственного самоуправления, и расширить сферу правительственных полномочий. Согласно новому городовому положению 1892 г., имущественный ценз, дававший право участвовать в выборах, повышался. В результате число избирателей в Москве, например, сократилось в три раза.

Из законодательства изымалось положение о том, что городские думы и управы действуют самостоятельно. Закреплялось вмешательство царской администрации в их дела. Правительство получало право не утверждать официально избранного городского голову - председателя городской думы. Количество заседаний последней ограничивалось. Таким образом, городское самоуправление было по сути дела превращено в разновидность государственной службы.

3.3 Образование и печать

Образование

Поскольку студенчество считалось главным источником вольнодумства, рассадником республиканских и идей и всякого рода смуты, российские университеты стали одной из первых жертв охранительного курса. Новый университетский устав 1884 г. упразднял их автономию. Был ликвидирован университетский суд, запрещены любые студенческие объединения. Преподаватели, избранные учёными советами, обязательно утверждались в должности министром просвещения. Всей университетской жизнью теперь руководил государственный чиновник - попечитель учебного округа: он назначал деканов (одна из высших выборных должностей университета), обладал правом созывать учёный совет, присутствовать на его заседаниях, наблюдать за преподавателем. Государство не забыло напомнить студентам и об «обязанности по выполнению воинского долга»: льготы по призыву в армию для лиц, имеющих высшее образование, были ограничены, а минимальный срок военной службы увеличен.

Вдохновителю и главному организатору контрреформ в сфере образования графу И.Д.Делянову (1818-1897), министру народного просвещения с 1882 г., принадлежит и авторство печально знаменитого циркуляра «о кухаркиных детях». В этом документе рекомендовалось ограничить поступление в гимназии и прогимназии «детей кучеров, лакеев, поваров, прачек, мелких торговых лавочников и тому подобных людей, детей коих, за исключением разве одарённых необыкновенными способностями, вовсе не следует выводить из среды, к коей они принадлежат». В средние и высшие учебные заведения сокращался приём лиц еврейской национальности. Каких-либо реальных последствий циркуляр, впрочем, так и не возымел, оставшись в истории российского образования примером исключительной ограниченности государственных чиновников.

1884 год был ознаменован введением нового университетского устава - военные гимназии преобразовывались в кадетские корпуса. С отставкой министра внутренних дел графа Н.И.Игнатьева (1882 г.) и назначением на этот пост графа Д.А.Толстого начался период открытой реакции.

Печать

Первый опыт свободы слова прервался после утверждения в августе 1882 г. новых «Временных правил о печати» (которые стали постоянными). Администрация получила право закрывать любые газеты и журналы, лишать издателей и редакторов права на продолжение профессиональной деятельности. Редакция обязывалась раскрывать псевдонимы своих авторов по требованию властей. Усилилась цензура.

В соответствии с новым законодательством в 1884 г. прекратил существование ненавистный правительству журнал «Отечественные записки», редактором которого был М.Е.Салтыков-Щедрин. Зато процветала газета М.Н.Каткова (1818-1887) «Московские ведомости». Именно на 80-е гг. приходится заключительный период деятельности этого известного русского публициста, в своё время слывшего либералом и много сделавшего для расширения круг дозволенных к обсуждению в печати вопросов. Но с середины 60-х гг., а особенно после установления нового правительственного курса при Александре III, Катков немало способствовал усилению охранительного духа и нетерпимости в стане власть имущих.

Обладая тонким публицистическим талантом и репутацией либерала, он сумел заронить в умы своих читателей сомнение в необходимости продолжения реформ, объявленных им в целом как «неудачные»: «Ещё несколько месяцев, быть может, недель прежнего режима, - писал он по случаю манифеста 29 апреля 1881 г., - и крушение было бы неизбежно»

3.4 Судебная реформа

Судебная реформа не потерпела в это время каких-либо значительных изменений. Судебные уставы 1864 г. продолжали успешно действовать. Однако в судопроизводстве по политическим делам гласность ограничивалась: публикации отчётов о политических процессах запрещались. Из ведения суда присяжных были изъяты все дела о насильственных действиях против должностных лиц.

Существенные изменения произошли в низовых судебных органах. Мировые судьи, которые помимо разбора мелких дел решали спорные вопросы между крестьянами и помещиками, были в основном ликвидированы. Сохранились они только в трёх крупных городах - Москве, Петербурге и Одессе.

Мировые судьи заменялись земскими участковыми начальниками, должности которых предоставлялись исключительно дворянам с высоким имущественным цензом. В отличие от мирового суда, на который возлагалось достижение согласия между крестьянами и помещиками, земские начальники все спорные вопросы решали единолично, с оглядкой на местную государственную администрацию.

Таким образом , преобразования 60-х и 80-х годов XIX века находились в одной плоскости и были противоположны по смыслу. Полной отмены предшествующих реформ не было, а вот отход назад - явный. Планировался решительный прорыв в прошлое: предполагалось не просто уничтожить университетскую автономию, но и поручить приём экзаменов государственным чиновникам (чтобы контролировать не только благонамеренность студентов, но и благонадёжность профессиональных лекций). Собирались постепенно ликвидировать суд присяжных, публичность и независимость суда, лишить земства исполнительных органов и превратить их в безвластные консультации при губернаторах. Сделать удалось меньше, но и то, что осуществилось, впечатляет. Был фактически уничтожен мировой суд, с принятием закона о земских начальниках нанесён удар по важнейшему принципу 60-х годов - разделению властей. Разрушалось и другое начало Великих реформ - всесословность (политика по отношению к гимназиям, церковноприходским школам, закон о земских начальниках, новое земское положение).

Заключение

Переход самодержавия в начале 80-х гг. к прямой и неприкрытой реакции оказался возможным в результате поражения революционеров в 1881 г., слабости крепостного и рабочего движения, бессилия либеральной оппозиции. Самодержавию не удалось провести серию контрреформ в сословном вопросе, в области просвещения и печати, в сфере местного самоуправления. Главная задача, которую ставило себе самодержавие, заключалось в том, чтобы укрепить класс помещиков, позиции которого были подорваны условиями социально-экономического развития пореформенной России. Другой социальной базой, на которую в то время могло бы опереться самодержавие, не было.

Однако реакции не удалось осуществить программу контрреформ в том объёме, каком она была задумана. Попытка реакции пойти по пути “исправления роковых ошибок 60-х г.” (буржуазных реформ) была сорвана начавшимся с середины 90-х г. новым подъёмом революционного движения. На арену революционной борьбы выступил пролетариат, поднявший народные массы на сознательную политическую борьбу.

В самих “верхах” в то время не было единства: наряду с реакционным направлением, требовавшим решительного “пересмотра” реформ 60-70-х гг. было и оппозиционное, требовавшее “уступок духу времени“. Даже среди консерваторов наиболее дальновидные их представители понимали невозможность восстановления старых порядков.

В начале 90-х г. в стране стала складываться иная социально-политическая обстановка. Некоторые новые задуманные контрреформы, например, судебная, проект которой был готов уже в 1886 г., или пересмотр общего законодательства о крестьянах, вопрос о которых ставился на обсуждении высших правительственных органов в 1892 г. так и не были проведены. Более того, в обстановке революционного подъёма 90-х гг. правительству на практике не удалось полностью реализовать те реакционные меры, которые были изложены в законах, изданных в конце 80-х - начале 90-х гг. Реакция оказалась бессильной повернуть вспять исторический процесс.

Список используемой литературы

1. Энциклопедия «Аванта+». История России. От дворцовых переворотов до эпохи великих реформ. 2000г., стр. 475

2. Сайт: http://historynotes.ru/aleksandr-3.-politika-kontrreform/

3. Сайт: http://ru.wikipedia.org/wiki/Александр_3#.

4. Сайт: http://www.grandars.ru/shkola/istoriya-rossii/kontrreformy-aleksandra-3.html

5. Сайт: http://www.emc.komi.com/02/10/098_01.htm

6. Сайт: http://rusmonarch.narod.ru/alex3.html

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Правительственный курс Александра III, вошедший в историю как период "контрреформ". Личность и характер императора. Контрреформы Александра III в сферах образования и печати, в судебной системе и в сельском хозяйстве; земская и городская контрреформы.

    реферат , добавлен 12.02.2010

    Новая политика императора. Разработка и проведение политики контрреформ: земство, городское самоуправление, суд, образование, печать. Отсутствие единства при обсуждении проектов контрреформ. Причины революционных событий 1905-1907 годов.

    реферат , добавлен 30.03.2007

    Политика самодержавия, экономические предпосылки и мотивы проведения контрреформ Александра III в 80-90-х гг. XIX в. в России: особенности реформирования суда, образования, печати. Социальные потрясения начала XX в. как последствия контрреформ 1880-х гг.

    дипломная работа , добавлен 19.02.2011

    Личность Александра III, черты его характера и образ жизни. Предпосылки контрреформ 80-90-х годов XIX века. Реакционный политический курс самодержавия. Контрреформы в области местного управления и суда, национальная и финансово-экономическая политика.

    курсовая работа , добавлен 16.10.2009

    Истоки либерализма. Зарождение и развитие либерализма в царской России. Реформы Александра II. Отмена крепостного права. Земская и городская реформы. Судебная и военная реформа. Реформы системы просвещения и цензуры. Контрреформы 80-90-х годов.

    реферат , добавлен 23.11.2006

    Предпосылки и причины Крымской войны. Падение Севастополя и подписание мирного договора. Особенности реформирования общественно-экономической и политической системы России XIX в. Содержание и значение земельной, судебной, военной реформы Александра II.

    реферат , добавлен 13.08.2012

    Блестящие победы и сокрушительные поражения России в XIX веке. Причины перехода правительства Александра I к реформам, отказ от них и переход к консервации отношений на втором этапе правления. Реформы Александра II, внутренняя политика Александра III.

    эссе , добавлен 24.11.2010

    Предпосылки реформ. Состояние экономики России к середине XIX века. Финансовые преобразования Александра II. Образование Секретного комитета по крестьянскому вопросу. Военные реформы, введение всесословной повинности. Итоги и оценки реформ Александра II.

    реферат , добавлен 01.04.2011

    Детство, образование, воспитание внука императрицы Екатерины II Александра I. Причины ранней женитьбы. Портрет жены - Елизаветы Алексеевны. История отношений с Нарышкиной. Заговор и убийство отца, восшествие на престол. Внешняя политика Александра I.

    курсовая работа , добавлен 23.05.2013

    Причины отмены крепостного права в 1861 г. в период правления императора Александра II. Учреждения, занимавшиеся подготовкой реформы. Положения о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости. Значение и итоги крестьянской реформы, ее противоречия.

Контрреформы Александра III (кратко)

Контрреформы Александра III (кратко)

После убийства императора Александра Второго власть переходит к его сыну Александру Третьему. Период его правления историки называют «контрреформами». Это связано с тем, что в это время многие преобразования былых правителей были пересмотрены. Сами контрреформы являлись ответом на антиправительственную деятельность интеллигенции. В ближайший круг царя входили такие реакционеры как: публицист М.К. Катков, Д. А. Толстой (министр внутренних дел), а также не безызвестный К.П. Победоносцев - обер-прокурор Синода. Наряду с этим, Александру Третьему удавалось вести довольно осторожную внешнюю политику. Во время его правления государство не вступало в крупные военные конфликты. За это в народе императора прозвали «Миротворцем». Вот главные мероприятия реакционного направления:

· Земская контрреформа. С 1889 года в России вводятся так называемые земские начальники, назначаемые министром внутренних дел из дворянских кандидатур, которые осуществляли полицейский и административный контроль над крестьянами. Такая власть практически вернула права помещиков, утраченные ими из-за реформы 1861 года.

· Городская контрреформа. С 1892 года число избирателей из-за увеличения имущественного ценза сокращается, а все постановления думы одобрялись губернским начальством. Также было ограничено количество заседаний думы. Городское управление, таким образом, осуществлялось правительством.

· Судебная контрреформа. С 1887 года повысился образовательный и имущественный ценз для присяжных заседателей. Это смогло увеличить количество дворян в суде. Были ограничены гласность и публичность, а из судебного ведения были изъяты политические дела.

· Контрреформы печати и образования. Был существенно ужесточён контроль над учебными заведениями. Университетским уставом от 1884 года упразднялась вся автономия университетов. Профессора и сам ректор назначались правительством, а плата за обучение была поднята в два раза. Кроме того, была сформирована специальная инспекция, которая осуществляла надзор за учащимися.

В 1887 году принимается «циркуляр о кухаркиных детях», запрещающий принимать в детей, которые не относятся к дворянскому сословию. При этом, открыто было заявлено, что запрещается принимать в гимназии детей лавочников, прачек, лакеев, кучеров и пр.

Ужесточается цензура. Ряд либеральных и все радикальные издания закрываются.

1. После трагического убийства Александра II народниками новым российским императором в 1881 г. стал Александр III - сын Александра II. Недолгое 13-летнее правление Александра III (император умер в 1894 г. в возрасте 49 лет в результате хронического злоупотребления алкоголем) характеризовалось консервацией общественно-политической жизни России и проведением контрреформ.

2. Через месяц после убийства Александра II, Александром III в апреле 1881 г. был издан Манифест «О незыблемости самодержавия». Данный манифест стал первым шагом в реанимации порядков Николая I и усилении полицейского государства:

— в 1881 г. уходит в отставку М. Лорис-Меликов, что символизировало окончание реформ;

— в августе 1881 г. было издано «Положение о мерах к сохранению государственной безопасности и общественного спокойствия», согласно которому губернаторы получили право вводить на вверенной территории чрезвычайное положение;

— в конце 1881 г. по всей стране создаются Охранные отделения при жандармерии, целью которых была борьба с любыми революционерами, внедрение в революционную среду агентов и провокаторов;

— 1882 - 1884 гг. - ужесточена цензура, закрыты все ведущие либеральные издания;

— в 1884 г. вводится новый Университетский устав, согласно которому все должности в университетах стали назначаемыми, вводилась жесткая дисциплина, разрешался открытый доступ сотрудников III отделения к надзору за взглядами студентов, а обязательным условием поступления в университет и его окончания стало предоставление рекомендации о политической благонадежности;

— в 1887 г. издается Указ «О кухаркиных детях», согласно которому было запрещено принимать в гимназии «детей кучеров, лакеев, прачек, мелких лавочников и тому подобных людей».

В 1880 - 1890-е гг. были временем контрреформ - попыток повернуть вспять некоторые реформы Александра II. Наиболее крупными из них были:

— правовая контрреформа;

— социально-экономическая контрреформа;

— земская контрреформа;

— городская контрреформа.

В ходе правовой контрреформы были свернуты все работы по подготовке Конституции и иных фундаментальных законов. Впоследствии правительство отказалось от самой идеи Конституции и введения парламента.

В социально-экономической сфере правительство Александра III ужесточило политику по отношению к крестьянству - был ограничен размер крестьянского надела, отменены льготы по выкупу земли - тем самым правительство способствовало появлению увеличению количества городского и сельского пролетариата. Земская и городская контрреформы заключались в резком сокращении (в 4 раза) количества людей, имеющих право голоса на земских и городских выборах. В результате этого земские и городские органы перешли под полный контроль помещиков и крупной городской буржуазии. Изменилась и идеологическая обстановка в стране.

— культивировались славянофильство, идеи «самобытности» России, «особого русского пути»;

— всячески пресекалось преклонение перед Западом;

— был возвращен в употребление термин «царь», который стал употребляться наряду со словом «император»;

— насаждался культ монархии и монарха - повсеместно распространялись символы монархии;

— в 1882 г. с большой помпой прошло празднование нового праздника - «1000-летие России» (1000-летие объединения Киева и Новгорода князем Олегом);

— вошло в моду ношение бороды и традиционной русской одежды - кафтанов, лаптей, высоких шапок.

3. Внешняя политика России при Александре III характеризовалась:

— поиском России своего места в Европе;

— дальнейшим расширением территории России.

Проблема поиска своего места в Европе была вызвана наметившимся расколом Европы на два крупных военно-политических блока:

— англо-французский, «морской’, стержнем которого были Англия и Франция - две великие морские колониальные империи, фактически правившие миром;

— немецкий, «континентальный», основу которого составляли Германия и Австро-Венгрия - две крупные континентальные державы, не имевшие больших колоний, но которые страстно желали осуществить передел мира в свою пользу и подорвать англо-французскую мировую гегемонию.

Два лагеря остро конкурировали между собой политически и экономически и постепенно готовились к мировой войне. Первоначально Россия примкнула к немецкому, «континентальному» блоку. В 1873 г., почти сразу после образования Германии, Россия, Германия и Австро-Венгрия заключили военный союз. Все три государства были едины в стремлении лишить Велико­британию роли гегемона в мире. Русско-немецкий военный союз был впоследствии дважды подтвержден - в 1881 г. и в 1884 г.

Однако, в 1890-е гг. союз дал трещину - быстро набирающая силу Германия стала стремиться подчинить союз своим интересам, что не устраивало Россию. В то же время англо­французский блок всячески стремился привлечь Россию на свою сторону и ослабить немецкий блок.

В 1892 г. был заключен русско-французский оборонительный союз, что фактически исключило Россию из немецкого блока. В это же время Германия, Австро-Венгрия и Италия создали агрессивный Тройственный союз без участия России, главными целями которого были подготовка к новой войне и «равномерное» перераспределение колоний от Англии и Франции всем ведущим странам.

В 1904 г. Россия сделала свой окончательный выбор и присоединилась к англо-французскому блоку - Антанте, главными целями которого были сохранение существующих порядков и препятствование росту роли Германии. Данный выбор предопределил союзников России в ближайших двух мировых войнах. При этом Россия продолжала активно увеличивать свою территорию. Основным направлением колониальной экспансии России во второй половине XIX в. стала Средняя Азия:

— в 1865 г., после короткой войны, вооруженным путем был захвачен Ташкент и образовано Туркестанское генерал-губернаторство;

— в 1868 - 1873 гг. вассальную зависимость от России добровольно признали Бухарский эмират и Хивинское ханство, которые вошли в состав России как полунезависимые государственные образования с внутренним самоуправлением и были таковыми вплоть до 1920-х гг.;

— окончательное завоевание Средней Азии произошло в 1881 - 1884 гг., когда военным путем были покорены туркменские племена.

  1. Закон о земских начальниках
  2. Судебные преобразования
  3. Реформа образования
  4. Цензурные реформы
  5. Аграрный вопрос
  6. Рабочее законодательство
  7. Итоги контрреформ

Статья кратко излагает политику реформ Александра III, являвшихся по сути контрреформами, направленными на уничтожение преобразований, осуществленных Александром II. Такая политика в значительной степени была вызвана активизацией различных революционных общественно-политических движений и убийством Александра II.

Первые шаги Александра III на пути контрреформ
Большая часть министров была настроена на продолжение преобразований, начатых Александром II. Главным их противником выступал Победоносцев, сумевший убедить нового императора, что реформы его отца принесли России только зло; необходимо медленное, но верное движение в сторону искоренения последствий нововведений. Император послушался советов Победоносцева. Результатом стал царский манифест, опубликованный в конце апреля 1881 г. Из него становилось ясно, что Россия пойдет по пути контрреформ. Министры - сторонники реформ подали в отставку.
С сентября 1881 г. в любое время могло быть объявлено о введении чрезвычайных мер с предоставлением местным властям особых полномочий, что фактически означало возможность объявления военного положения на любой территории Российской империи.

Закон о земских начальниках
Закон о земских начальниках (12 июля 1889 г.) упразднял основные положения Судебного устава 1864 г. Во всех уездах Российской империи вводилась новая должность земских начальников, соединяющих в своих руках административную и судебную власть и подчиняющихся только губернатору и председателю уездного собрания дворянства. Назначались они непосредственно министром внутренних дел. Земские начальники должны были назначаться из дворян, для которых к тому же существовал ценз (высшее образование, длительное проживание на территории земельных владений). По сути, земские начальники осуществляли административно-полицейский контроль над крестьянами, следили за сбором податей, применяли телесные наказания. По задумке автора проекта, графа Толстого, должна была создаться идиллическая патриархальная система с начальником - покровителем своих крестьян. Даже сторонники такого мнения утверждали, что успех реформы целиком будет зависеть от личных качеств земских начальников, от их действительной заботы о нуждах подвластного крестьянского населения. На практике получилось все иначе. Фактически реформа означала возвращение подчинения крестьян помещикам.

Земская и городская контрреформы (1890-1892)
Земская реформа была направлена на встраивание земств в централизованную систему государственной власти. Она должна была провести резкую черту между сословиями и увеличить влияние дворян в земствах. По ней число гласных из помещиков увеличивалось вдвое благодаря снижению имущественного ценза. Для жителей городов возрастал имущественный ценз. Крестьяне не могли непосредственно выбирать гласных, а должны были сперва предоставить список кандидатов в гласные для рассмотрения губернатора. При этом крестьяне могли предлагать кандидатов только из своего сословия.
Согласно Городовому положению устанавливался новый порядок выборов в городские Думы. Владельцы крупной недвижимости получали значительное преимущество. Все решения Думы должны были утверждаться губернатором. Соответственно городское управление также вновь попадало под полный контроль правительства.

Судебные преобразования
Главной реформой в судопроизводстве являлась уже упомянутое объединение административной и судебной власти в лице земских начальников. Увеличивался имущественный и образовательный ценз для присяжный заседателей. Из их ведения изымались дела о "сопротивлении властям". В целом суды подпадали под государственный и дворянский контроль.

Реформа образования
Одной из мер по реформирования образования стало открытие церковно-приходских школ, что должно было усилить нравственное состояние общества. Самая низшая ступень образования - т. н. школы грамоты, от учителей в которых даже не требовалось специального образования, передавались в ведение Священного Синода.
Реформа высшего образования выразилась в Университетском уставе 1884 г., который фактически упразднял существующие свободы и привилегии университетов. Программы университетов, главным образом, для юридического и филологического факультетов, составлялись реакционным министерством просвещения. Правительство само назначало ректоров и профессоров, повышалась плата за обучение, студенты находились под особым наблюдением.
Были приняты меры по ограничению получения образования выходцам из недворянских сословий. Правительство Александра III полагало, что чем темнее и невежественнее будет народ, тем легче будет им управлять.

Цензурные реформы
В 1882 г. были введены новые правила для печати, по которым усиливалась цензура, а ряд изданий был закрыт. Периодические издания, которым было вынесено три предостережения, могли быть выпущены только в том случае, если предоставляли материалы для выпуска на рассмотрение цензуры не позднее 11 часов вечера перед днем выхода в свет. Естественно, что для ежедневных газет это было практически невыполнимое условие. Совет из четыре министров обладал правом на полное лишение прав на издательскую деятельность.



Аграрный вопрос
К чести Александра III следует сказать, что им принимались некоторые меры для попытки улучшения крестьянского положения. При передаче казенных земель в аренду преимущество отдавалось безземельным крестьянам (до этого большая часть этих земель отдавалась в аренду предпринимателям и зажиточным крестьянам, не использовавшим земли напрямую, а лишь получающим с них доход). Срок аренды составлял 12 лет. Были снижены выкупные платежи, а сам выкуп стал обязательным. Отменялось крестьянское временнообязанное положение, которое держало их по-прежнему в зависимости. Был учрежден Крестьянский банк, призванный помочь малоимущим крестьянам в покупке земли. Однако, деятельность банка не принесла значительных результатов. За 10 лет существования банка крестьянское землевладение увеличилось при его содействии на 1%. Подушная подать с крестьян была сначала снижена, а потом и совсем отменена.

Безземельные крестьяне на всем протяжении XIX в. совершали самовольные переселения за Урал. Правительство не могло с этим бороться и только предпринимало слабые попытки узаконить данный процесс. Однако связанная с этим юридическая волокита отталкивала крестьянство и процесс самовольного переселения продолжался, составляя к концу века около 40 тыс. чел. в год. Наконец в июле 1889 г. был опубликован закон о переселениях. По нему для переселения было необходимо разрешение министра внутренних дел (до этого еще и министра государственных имуществ). Для облегчения обустройства на новом месте переселенцы первые три года полностью освобождались от податей, еще три года могли платить их на 50%. В незначительной степени выдавалась денежная и натуральная помощь.

Рабочее законодательство
В правление Александра III делаются первые попытки по улучшению положения рабочих, снижения чрезмерной эксплуатации труда. Был запрещен труд детей до 12 лет. Максимальная длительность рабочего для была ограничена 11 с половиной часами. Были определены положения заключения и расторжения трудовых договоров рабочих с предпринимателями. Наконец, запрещался ночной труд женщин и несовершеннолетних.

Итоги контрреформ
Убийство отца сильно повлияло на Александра III. Он был против проводимых реформ, считая их неприемлемыми для российского самодержавия. Трагедия только укрепила его в своих мыслях. Начавшаяся в годы его правления реакция была направлена на возвращение могущества центральной власти с опорой на дворянство. Посеянные Александром II ростки свободы затаптывались, принимались меры к консервации существующего строя. Это, конечно, значительно тормозило развитие Российской империи. Наиболее реакционными были меры в отношении судопроизводства, образования и усиления цензуры.

Положительными можно признать только меры, направленные на улучшение положения рабочих и крестьян. Эти меры не принесли значительных результатов, но сам факт признания их необходимости позволяет с большей симпатией относиться к реакционному правительству Александра III.

Тема «Контрреформы Александра 3» является ключевой для понимания того, почему в России произошли три последующие революции, произошло убийство царской семьи и многое другое в первой четверти 20 века. И хотя Александр Третий предпоследний правитель династии Романовых (если не считать Михаила Романова), но акценты, сделанные в его царствование, были продолжены его сыном Николаем Вторым.

Причины контрреформ

Причины такой политики следует искать, на мой взгляд, в Манифесте «О незыблемости самодержавия» от 29 апреля 1881 года. В самом начале находим такие вот строки: «Богу, в неисповедимых судьбах Его, благоугодно было завершить славное Царствование Возлюбленного Родителя Нашего мученической кончиной, а на Нас возложить Священный долг Самодержавного Правления» .

Таким образом мы видим, что первая, и думается, основная причина политики контрреформ коренилась в авторе Манифеста: он искренне верил, что Бог на то и покарал его отца, Александра Второго, за его реформы и вот поставил на престол его сына, возложив на него «священных долг». Напомню, что в это время консервативная идеология в России была представлена Теорией официальной народности, и слова документа напрямую к ней апеллируют.

Вторая причина контрреформ вытекает из первой: правящие круги в России были против быстрого развития, быстрых изменений. А они уже начались: расслоение крестьянства, вызванное , усиление в деревне имущественного неравенства, рост пролетариата — рабочего класса. За всем этим старая власть не могла уследить, ведь она мыслила старыми архетипам: как общество можно охранить от его развития?

Характеристика контрреформ

Печать и образование

  • 1882 г. Ужесточение цензуры. Закрытие либеральных газет и журналов («Отечественные записки», «Дело»…)
  • 1884 г. Реакционный университетский устав. Отмена университетского самоуправления.
  • 1887 г. Циркуляр «О кухаркиных детях» (запрет приема в гимназии детей низших сословий).

Данные действия были предприняты против , одна из которых вновь даровала стране университетское самоуправление.

Местное самоуправление

  • Вводился институт земских начальников (из дворян) для усиления контроля за земствами
  • Ограничены права и полномочия земств.
  • В земствах увеличено число депутатов от дворян за счет числа депутатов от других сословий

Эти действия были реализованы с целью преуменьшить роль местного самоуправления, превратить земства в сугубо исполнительный и административный орган управления государства. Последнее не доверяло своему народу. Как это он будет сам собой управлять?

Судебная контрреформа

  • Принят чрезвычайный закон для борьбы с революционным движением (1881). В соответствии с ним при возникновении революционных волнений, губернаторы получили право вводить в губерниях чрезвычайное положение, что развязывало им руки в отношении революционеров, или их пособников.
  • Ограничена открытость судопроизводства по политическим делам (1887).
  • Ликвидированы мировые суды (1889), которые могли разбирать мелкие судебные дела.

Данные действия были направлены на ограничение возможностей судов. Многие знают, что суд стал более объективным, был введен суд присяжных, которые могли далеко пойти за стороной защиты. Недаром вторая половина 19 века — время расцвета адвокатуры, что, например, показало .

Крестьянский вопрос

Хотя Александр Третий и не мог повернуть крестьянскую реформу вспять, вопреки нашим ожиданиям кое-что полезное для крестьян было сделано. Так в 1881 году было прекращено упразднено временнообязанное положение крестьянства. Теперь все крестьянские общины переводились на выкуп земли у помещика, попросту — на выкуп. В этом же году выкупные платежи уменьшались на один рубль.

В 1882 году был создан Крестьянский банк для расчетов по крестьянскому вопросу и выкупным платежам. А впериод с 1882 года по 1887 год была отменена подушная подать.

Но не все так было радужно. Так в 1893 году государство ограничило выход крестьян из общины. Александр Третий видел в крестьянской общине залог сохранения и самодержавия и стабильности в России. К тому же, сделав так, государство уменьшило поток крестьян в город и пополнение ими нищего пролетариата.

Последствия контрреформ

Политика контрреформ не способствовала развитию тех направлений, которые были заложены в предшествующее царствование. Быт крестьян как был убогим, так и оставался им. Для характеристики быта можно привести следующий пример.

Как-то Л.Н. Толстой, путешествуя по России, увидел крестьянина, который вез воз картофельной ботвы. «Куда везешь?» — спросил Великий русский писатель крестьянина."Да, вот — от барина". «За что?» — спросил Толстой. «Мы за эту ботву, которую сейчас съедим, должны будем в следующем году поле барину засеять, взрастить и пожать» — отвечал бедолага (Рассказано по книге С.Г. Кара-Мурза «Гражданская война в России»).

Тем ужаснее остается смысл от слов Николая Второго, что все настроения на изменения — беспочвенны. Тем определеннее становится понимание причин трех революций в России в первой четверти 20 века.

Post Scriptum: разумеется, мы не смогли в этой короткой статье осветить многие важные аспекты темы. Получить целостное представление об истории России и Всемирной истории, а также понять, как решать тесты ЕГЭ по истории Вы сможете изучив , а также на наших курсах подготовки к ЕГЭ .

С уважением, Андрей Пучков