К внутренним источникам кабинетного исследования относятся. Кабинетные маркетинговые исследования

К внутренним источникам кабинетного исследования относятся. Кабинетные маркетинговые исследования

Кабинетное исследование - это совокупность методов сбора и оценки маркетинговой информации, содержащейся в источниках (статистических данных или отчетах), подготовленных для каких-либо иных целей.

Кабинетные методы сбора информации опираются на вторичные источники, поэтому часто называются методами работы с документами. В качестве документов выступают материалы как вторичных (внешних и внутренних) источников, так и первичных документов: ответы на открытые вопросы анкет, материалы фокус-групп и свободных интервью. Кроме того, в качестве документов рассматриваются художественные произведения, научные и монографические издания, кино-, видео-, аудио-, фотоматериалы и т. п.

Кабинетные методы используются при подготовке полевого исследования (поскольку позволяют предварительно ознакомиться с объектом и отраслью исследования); при формировании рабочих гипотез, при сборе статистической информации для обоснования выборочных процедур; при проверке и интерпретации информации, полученной с помощью полевых методов.

Кабинетные методы используются и как самостоятельные методы сбора информации при исследовании рынка, изучении традиций, динамики общественного мнения по какой-либо проблеме, при исследовании рекламных сюжетов и стимулов, направленных на активизацию потребителей.

Методы анализа документов делятся на две основные группы: неформализованные (традиционные) и формализованные.

Неформализованные методы не используют стандартизированных приемов выделения единиц информации из содержания документа, требуют кропотливого анализа каждого источника, поэтому чаще используются для обработки отдельных (уникальных) документов или небольшого массива документов, когда отсутствует необходимость в количественной обработке информации. Традиционный анализ может послужить предпосылкой для формализованного анализа документов.

Альтернативой неформализованным методам анализа документов стали формализованные методы, использующие унифицированные (стандартные) методики регистрации элементов содержания документа. Стандартизация методик сбора информации избавила исследователей от трудоемких процедур регистрации и субъективизма при интерпретации данных; позволила перейти на автоматизированную регистрацию и обработку информации с помощью специальных компьютерных программ. Появились другие проблемы: сложности в разработке однозначных правил фиксирования нужных элементов и невозможность исчерпывающего раскрытия содержания каждого отдельного документа.

При проведении кабинетных исследований наиболее часто используются традиционный (классический) метод анализа документов, информативно-целевой анализ и контент-анализ документов, основные характеристики которых представлены в табл. 6.

Таблица 6

Общая характеристика кабинетных методов сбора информации

Характеристика

Достоинства

Недостатки

Традиционный (классический) анализ

Анализ сути материала с заданной точки зрения

Выделяет основные идеи, отслеживает логику связей, противоречия, зависимость контекста материала и обстоятельств его появления

Субъективность, трудоемкость

Контент-анализ

документов

Анализ наличия в содержании материалов определенных смысловых категорий

Возможность статистической обработки. Высокая объективность

Необходимо однозначное правило формализации, неполное раскрытие содержания, необходимость большого массива информации

Информативно-целевой анализ

Анализ информативности материалов

Применяется только для текстовых материалов

Попытка уточнения терминологии на основе обзора публикаций не дала заметных результатов в силу того, что основное внимание авторы уделяют рассмотрению специфики и классификации вторичных данных и их источников, в большинстве случаев не затрагивая методов сбора данных кабинетных исследований (табл. 10.1 и 10.2).

Таблица 10.1

Уточнение терминологии и определения «кабинетного исследования »

Анализ табл. 10.1 показывает, что понятие «кабинетное исследование» определяется через характеристику вторичной информации. Как видно из табл. 10.2, основные плюсы и минусы кабинетных исследований ученые связывают с достоинствами и недостатками вторичных данных.

Кабинетным исследованиям уделяется значительно меньше внимания, чем полевым, хотя многие ученые указывают на необходимость начинать любое исследование с поиска вторичных данных. Однако возможность применения методов кабинетного исследования практически не отмечается, когда речь идет об упорядочивании информационных массивов, полученных полевыми методами. Это означает, что кабинетное исследование может стать завершающим, а не начальным этапом. Стоит отметить, что процесс сбора первичной неструктурированной информации (в рамках качественных исследований) ориентирован на готовность респондента предоставить и сформулировать эту информацию. Таким образом, получаемые сведения отражают цели респон-

Раскрытие понятия кабинетного исследования разными авторами

Таблица 10.2

* c-fini- I« I/-*« Д. Аакср, В. Кумар, Г. А. Черчиль, Автор Ь. И. Голубков Н. К. Малхотра д?.Дэй" Д. Якобуччн

Цели исследования

Разведочные

(поисковые)

Поисковые

Поисковые, описательные и каузальные

Поисковые

Источники

Внутренние, внешние, синдикативные

Внутренние (готовые к использованию, нуждающиеся в доработке), внешние (синдикативные, публикуемые материалы, компьютерные базы данных)

Внутренние, внешние (общедоступные и коммерческие издания)

Классификация

Традиционный анализ документов, контент-анализ

Информационные системы, базы данных, синдикативные данные

Преимущества

Быстрота и дешевизна получения, легкость использования

Позволяют идентифицировать проблему, процесс сбора информации быстрый и легкий, затраты на сбор относительно небольшие

Низкая стоимость, требуется меньше усилий и времени, некоторая информация может быть получена исключительно в форме вторичных данных

Экономия времени и средств

Недостатки

Несопоставимость единиц измерения, разная степень новизны, невозможность оценки достоверности

Данные могут быть устаревшими, ненадежными, неполными, не соответствовать проблеме исследования

Данные собираются для другой цели, невозможно контролировать процедуру их сбора, неточности, несоответствие потребностям по форме и срокам представления, а также другим показателям, неполнота

Данные не полностью соответствуют проблеме исследования, недостаточно точные и часто устаревшие

дента, его намерение и желание рассказать о себе; для целей исследования эти данные релевантны, но вторичны. Чтобы привести информационный массив в тот вид, который бы полностью соответствовал целям исследования и позволял сделать соответствующие выводы, также применяются кабинетные исследования.

Принимая во внимание специфические черты кабинетного исследования, можно сформулировать его определение:

Кабинетное исследование - это совокупность методов сбора и оценки существующей маркетинговой информации, полученной и структурированной в соответствии с другими целями.

Обобщая данные табл. 10.2 и учитывая характерные особенности кабинетных исследований, уточним их плюсы и минусы (в табл. 10.3).

Таблица 10.3

Достоинства и недостатки кабинетных исследований

Использование нескольких источников, В силу возможной фрагментарности инфор-

что позволяет сопоставить данные, выя- мации процесс сбора данных может пред-

вить разные подходы к решению проблемы полагать переработку больших массивов

~ , слабоструктурированной информации

Совмещение процессов сбора и анализа ин-

формации

Область использования вторичной информации широка и охватывает следующие задачи:

  • выяснение текущего состояния исследуемой проблемы и формулирование предварительных гипотез;
  • выявление более совершенных методов изучения вопроса;
  • предоставление нормативной базы для сравнения показателей;
  • изучение опыта ведущих отраслевых производителей;
  • оценка и прогнозирование спроса;
  • изучение поведения конкурентов;
  • сегментирование рынка и выбор целевых сегментов;
  • мониторинг факторов внешней среды.

Методы сбора данных из документов чрезвычайно разнообразны, непрерывно пополняются и совершенствуются. Однако изучение специальной литературы показало, что во всем этом многообразии можно выделить два основных типа анализа - формализованный и неформализованный. Из формализованных методов рассматривается контент-анализ, из неформализованных - традиционный анализ документов (подробнее об этих методах см. главу 16).

К документам обычно относят любые материалы прессы и других печатных изданий, радио- и телепередач, кинофильмов, ответы на открытые вопросы анкет, материалы фокус-групп и свободных интервью, а также жалобы потребителей, статистические отчеты, административные инструкции и другие документы. Способы классификации документов как источников данных разнообразны и отражают противоречивые взгляды авторов на специфику вторичной информации. Подробная классификация приводится в работе . Наиболее распространено деление источников на внутренние и внешние. Эти две группы обладают существенными различиями, поэтому неудивительна популярность подобной классификации; дальнейшая детализация способствует упорядочению поиска требуемой информации и совершенствованию приемов ее регистрации, не влияя на методы оценки и получения доступа к источнику. Табл. 10.4 отражает основные подходы к классификации источников вторичной информации.

Таблица 10.4

Классификация источников вторичной информации

Источники

вторичной

информации

Официальные Издания государственных учреждений, статистические издания и до- справочники (в том числе электронные) кументы Средства массовой информации (включая интернет- издания)

Экономическая и техническая специальная литература Официальные заявления и отчеты конкурентов Документы профессиональных ассоциаций Различные специальные издания

Неофициаль- Контакты с клиентами (жалобы, предложения), по- ные источники ставщиками, посредниками, торговым персоналом или сотрудниками самого предприятия, с персоналом, работающим на выставках

Специфиче- Приобретение товаров ские источники Экскурсии на производство Другие специфические акции

Синдикативные

источники Информация о товарных рынках Розничный аудит

Данные панельных исследований потребителей Мониторинг численности аудиторий и рейтинга СМИ Базы данных Мониторинг публикаций

Источники

внутренней

вторичной

информации

Внутренние Бюджет фирмы и данные по достижению бюджетных документы целей

Данные о прибылях и убытках по фирме в целом и детализированные по подразделениям и товарам (где это необходимо)

Окончание табл. 10.4

Работа с внешними источниками в большей степени требует предварительной оценки содержащейся в них информации.

Есть много причин, по которым данные могут оказаться нерелевантными или слишком неточными для того, чтобы их можно было использовать. Большинство исследователей указывают на необходимость оценки вторичных данных, чтобы сделать вывод об их пригодности для целей исследования. Табл. 10.5 дает представление о критериях оценки вторичной информации из внешних источников.

Таблица 10.5

Критерии оценки вторичной информации из внешних источников

Критерий

Список контрольных вопросов

1. Источник сообщения

Является ли источник публикации первичным?

Кто выступил заказчиком исследования?

2. Цель публикации

Кто финансировал размещение публикации?

3. Методика сбора информации

Какая методика использовалась для сбора данных? Почему была выбрана именно она?

Позволяют ли вопросы анкеты получить ту информацию, которая представлена в результатах?

Можно ли перенести результаты на изучаемую совокупность? Каков процент ответов? Что могло стать причиной появления систематической ошибки?

4. Характер результатов

Каковы используемые основания классификации? Каковы используемые единицы измерения показателя? Каковы методики измерения показателя?

Окончание табл. 10.5

Проблемы использования внутренних вторичных данных не так масштабны, однако недостатки системы учета и дефекты данных часто оказывают отрицательное влияние на возможность кабинетного исследования.

Как правило, существующие системы учета разрабатываются не для того, чтобы удовлетворять информационные потребности специалистов по маркетингу. В результате формат, в котором могут быть предоставлены данные, оказывается недостаточно гибким и не позволяет использовать информацию для принятия маркетинговых решений. Часто данные учета представлены с недостаточным уровнем подробности и не дают возможности получить информацию по таким ключевым объектам управления, как географические рынки, типы потребителей или типы продуктов. Для того чтобы разбить величины сбыта и прибыли по различным объектам управления, могут потребоваться существенные затраты сил и времени. Также возможно, что временной период, охватываемый внутренними показателями, не будет соответствовать периодичности внешних данных.

Внутренние сведения также могут быть недостоверными, если предоставляющее их лицо имеет мотивы для искажения. Например, число визитов, которое торговый агент указывает в своих отчетах, нередко завышается в случае, если этот показатель используется при оценке его работы. Между тем хорошо известный «оптимизм» торговых агентов может оказывать влияние на всю информацию, получаемую из этого источника. Данным учета свойственны аналогичные погрешности. Так, например, когда компания предлагает особо либеральные условия по возврату купленного товара, цифрам, содержащимся в выставленных счетах, нельзя доверять в полной степени. Вообще если имеется длинный канал распространения с несколькими местами хранения запасов, то данные по полученным заказам или по выставленным счетам могут не соответствовать реальным продажам.

Существует ряд преимуществ проведения кабинетных исследований: осуществляется быстро и недорого, позволяет ознакомиться с отраслью, отследить основные тенденции рынка, получить данные, которые фирма не в состоянии собрать самостоятельно, часто задействует несколько источников, что позволяет сопоставить данные, выявить несколько подходов к решению проблемы.

Существуют и отрицательные черты кабинетных исследований. Они связаны с недостатками качества используемой информации. Кабинетные методы сбора информации используют источники вторичной информации. Что представляют собой источники вторичной информации? Это субъекты, которые предоставляют информацию о других объектах в обработанном виде или из других источников, предназначенном для других целей изучения объекта. Как правило, трудно проверить достоверность и надежность вторичной информации, она может быть устаревшей.

Сведения из разных источников могут быть противоречивы, поскольку различные источники вторичной информации используют разные системы классификаций объектов и методики измерения. Могут быть опубликованы не все результаты исследования, поэтому информация будет неполной.

Для того чтобы обеспечить качество вторичной информации, используются такие приемы:

1. Для обеспечения сопоставимости информации сравниваются используемые единицы измерения показателя, классификация данных, интервалы значений, методики измерения показателя, сроки публикации.

2. Для обеспечения достоверности информации оцениваются цельпубликации, источник сообщения (репутация автора, его квалификация и имеющиеся у него возможности собрать необходимые сведения), методы сбора информации и их правильность, согласованность информации с данными из других источников, степень первичности источника.

Степень первичности источника вторичной информации означает приближенность к первоначальному источнику, источнику происхождения данных. Первичный источник вторичной информации, как правило, раскрывает методику исследования, на основе которой осуществлялся сбор первичной информации и ее обобщение, расчет показателей, содержит необходимые ссылки и комментарии.

Вторичные источники предоставляют информацию на основе публикаций из других источников, они не являются непосредственными сборщиками информации. При этом точность предоставленной информации снижается, так как возможны неточности и ошибки при цитировании, сокращения, методика сбора информации не указывается. Кабинетные исследования могут использоваться для изучения таких источников, как материалы газет, журналов и других печатных изданий, радио- и телепередачи, кинофильмы, материалы анкет, фокус-групп и свободных интервью, инструкций и других документов.

Получение информации из вторичных источников осуществляется различными методами - методами анализа документов. Получение количественной информации, уже находящейся в документе не требует особых знаний и методик. Это наиболее простой и очевидный способ. Поэтому под методами анализа документов понимаются в основном методы изучения качественной информации, которая, как правило, является «размытой» внутри больших массивов текста. Выявление этой информации и ее переработка в удобную для использования в маркетинге форму, желательно в количественном виде по некоторой шкале измерения информации, является задачей методов анализа документов.

Совокупность методов анализа документов может быть разделена на две большие группы:

Традиционный анализ,

Формализованный анализ.

Первая группа методов исходит из предположения о том, что эксперт, изучающий документ, в состоянии переработать информационные массивы документов и может определить содержание главной информации.

Вторая группа методов исходит из положения о том, что интуиции и опыту эксперта доверять нельзя и необходимо в максимальной степени формализовать поиск и выявление информации.

Разберём более подробно каждый из этих методов

Традиционный анализ документов

Традиционный анализ документа осуществляется высококвалифицированным экспертом, который дает свою интерпретацию изученному материалу. Этот метод основан на интуиции исследователя и поэтому подвержен опасности субъективных смещений в восприятии и интерпретации материалов. Кроме того, различные эксперты могут одну и ту же информацию, содержащуюся в тексте, по-разному интерпретировать и придавать ей различную степень значимости.

В то же время никакой формализованный анализ не позволит получить информацию, содержащуюся «между строк». Это - прерогатива только традиционного анализа документов.

Для максимальной объективности результатов традиционного анализа документов его стараются максимально формализовать. Для этого разработана строгая процедура проведения анализа документа.

Выделяют два этапа исследования документа: внешний анализ и внутренний анализ документа.

Следует отметить, что на практике маркетинговых исследований в подавляющем большинстве случаев маркетологи сразу же приступают к внутреннему анализу документа. Следует указать на ошибочность такого подхода.

Внешний анализ необходим для того, чтобы изучить причину публикации документа, достоверность изложенного материала, квалификацию автора публикации, а, значит, обоснованность выводов и информации, содержащейся в документе. Именно эта часть традиционного анализа документов позволяет определить необходимость дальнейшего анализа документа, возможность использования материалов документа для целей поставленного маркетингового исследования.

Внутренний анализ составляет главную часть исследования. Она тяжело формализуется и все же есть некоторые рекомендации, которых следует придерживаться. Во­первых, необходимо кратко и четко сформулировать цель анализа документа, то есть определить, что именно в нем интересует исследователя, и записать полученную формулировку перед началом анализа документа. При проведении анализа документа письменная формулировка цели должна находиться постоянно перед глазами исследователя, чтобы он всегда мог сверяться с критерием оценивания содержания документа.

Во­вторых, перед изучением текста он помечается экспертом таким образом, чтобы с помощью символов идентификации текста исследователь легко мог найти любой отрезок текста. Чаще всего для этого используют нумерацию абзацев. При этом возможны два способа нумерации - сплошная нумерация и нумерация постраничная. Первый способ используют при анализе небольших текстов.

В­третьих, при изучении документа необходимо выделять абзацы, в которых находится информация, имеющая отношение к сформулированной цели. Предполагается, что правильно скомпонованный текст расположен так, что каждый отдельный абзац содержит в себе законченную мысль, или самодостаточную информацию. Поэтому эксперт, после прочтения абзаца текста, выявив его содержательный смысл, принимает решение о том, соответствует ли его содержание цели исследования. Если возникают сомнения, то эксперт возвращается к сформулированной ранее в письменной форме цели исследования и проверяет сложившееся у него мнение о содержании абзаца с критерием отбора, заключающемся в сформулированной цели.

В­четвёртых, после выделения абзацев, в которых находится информация, имеющая отношение к сформулированной цели, эксперт должен сформулировать их краткое содержание в терминах исследовательской цели. Эта формулировка осуществляется, очевидно, в письменной форме. При этом эксперт указывает номер абзаца.

Краткое изложение сути информации, содержащейся в выделенном абзаце, позволяет сжать содержание информации до пределов, поддающихся более тщательному анализу.

В­пятых, после изучения текста и записи краткой информации по выделенным абзацам этого текста, анализируется суть полученной в сжатой форме маркетинговой информации и готовится итоговый документ о результатах анализа документа.

В результате такой формализации результатов анализа содержания документов, их выводы становятся максимально объективными. К тому же, легко могут быть подвергнуты повторной экспертизе, как сами документы, так и результаты экспертизы. Для этого можно по тексту отчёта задать некоторые контрольные точки, например, выделенные и пронумерованные абзацы документа и подвергнуть эти абзацы повторной экспертизе с помощью другого специалиста. Если результаты совпали, следует говорить о высокой объективности анализа документа. В другом случае документ отправляется на повторную экспертизу. Однако, несмотря на существенную формализацию текста, объективной экспертизы текста добиться всё же не удаётся. Это вызвано тем, что информация, содержащаяся в документе, изучается и оценивается экспертом, психология которого весьма индивидуальна. Поэтому восприятие текста и его содержания каждым экспертом различны, также как различны эмоции, которые вызывает текст. Существенное влияние на объективность результатов анализа оказывают такие субъективные и мало управляемые факторы, как самочувствие эксперта и его настроение. К тому же, эксперт должен внимательно и полностью прочитывать текст, поэтому скорость обработки информации мала, а затраты на получение маркетинговой информации из текста весьма велики. В то же время, нельзя требовать от эксперта чтения текста «по диагонали», так как главное преимущество традиционного анализа документов является в способности эксперта выявить не только явно содержащуюся в тексте документа информацию, но и ту информацию, которая находится «между строк» документа.

Методы формализованного анализа документов

Суть методов формализованного анализа сводится к тому, чтобы найти легко распознаваемые черты и свойства документа, которые отражают часть информации, относящуюся к цели исследования. Наиболее распространен среди методов формализованного анализа документов «контент­анализ».

Сам термин «анализ содержания» (content analysis), как и первые попытки проведения статистически точных измерений содержания материалов массовой информации, ведут своё начало от исследований в области американской журналистики в конце XIX и начале XX века. Одна из первых работ в этой области была выполнена Дж. Спидом в 1893 году. Он проанализировал воскресные выпуски нью-йоркских газет за 1881 - 1883 гг. Сравнивая содержания материалов этих двух лет, он выяснил, какие изменения произошли в нью-йоркской прессе за это время. Дж. Спид классифицировал содержание материалов по темам (литература, политика, религия, сплетни, скaндалы, бизнес и т.д.) и измерил длину гaзетных колонок, отводимую для освещения этих тем. Сравнив данные по годам, он пришел к ряду выводов. Так, газета «Нью-Йорк Таймс» стала публиковать гораздо больше мaтериалов, содержaщих пересказ различных скандальных историй, сплетен и слухов. Именно это послужило причиной того, что расширилась читaтельская аудитория газеты, увеличился ее тирaж, и газета смогла на треть снизить цену за каждый номер (с трёх центов до двух центов), увеличив при этом её общий объём.

Успех проведённого исследования положил начало бурному росту числа работ, посвящённых практике и теории контент­анализа. Уже к началу 30­х годов ХХ века были сформулированы основные принципы теории контент­анализа. В Советском Союзе контент­анализ стал применяться на практике и развиваться лишь в конце 60­х годов. В процедуре его проведения выделяют три важных элемента.

Первый элемент процедуры - выработка категорий анализа. Под категориями анализа понимаются понятия, в соответствии с которыми будет осуществляться отбор и сортировка единиц анализа. Эти категории в свою очередь могут быть предметом анализа (разложения на составные части). К числу таких категорий может быть отнесён, например доход. Система категорий анализа должна строиться таким образом, чтобы дать возможность проводить сравнения между различными источниками, содержащими искомую информацию, то есть к категориям анализа предъявляется требование универсальной сравнимости, высокой стандартизации категорий, что и позволяет использовать статистические методы анализа документов.

При формулировании категорий анализа следует следить за тем, чтобы они полностью описывали выявляемую в результате анализа и потребную информацию, а также не оставляли возможностей для нечеткой градации. Система категорий анализа должна давать максимум точности и сводить элемент субъективности к минимуму.

Второй элемент процедуры - выделение единиц анализа. Вопрос о единице анализа является с методологической точки зрения исходным при построении методики любого конкретного исследования содержания. Каждая выделенная категория анализа разбивается по какому-либо критерию на неделимые единицы анализа. Именно эти единицы анализа и выявляются в процессе изучения документа. Здесь необходимо помнить о том, что они выступают в качестве своеобразных индикаторов счета, значит, они должны быть четко формализуемы и легко определяемы. Так, если в качестве категории анализа был выбран доход, то единицами анализа могут быть: низкие доходы, малые доходы, средние доходы, высокие доходы и сверхвысокие доходы.

В тексте единица анализа может быть обозначена словом, словосочетанием, в наиболее сложном случае она может и не иметь терминологического выражения, ее наличие определяется по скрытому смыслу. Обычно к единицам анализа относят:

Понятие, выраженное отдельным словом или словосочетанием,

Тема, выраженная в отдельных суждениях, абзацах, кусках текста,

Имена нарицательные или названия событий.

Третий элемент процедуры ­ выделение единиц счета. Единицами счета могут выступать число появлений единиц анализа, число строк с этими единицами, число абзацев, квадратных сантиметров площади, колонок в печатных текстах и т.п.

После того, как выбраны все указанные элементы, можно осуществить анализ документа. В результате выделения и подсчёта элементов содержания создаётся модель содержания текста, которая может служить объектом анализа. Когда получены модели всех анализируемых текстов, их можно сопоставить друг с другом и проследить тенденции изменения или сохранения содержания текстов во времени, в различных источниках информации и т.п. Сравнительный анализ таких моделей позволяет выявить наиболее характерные тенденции движения информации.

Иногда большую информативность несут другие способы переработки результатов анализа документа, например, весьма важным показателем может оказаться соотношение между объёмом интересующей маркетолога информации, содержащейся в тексте документа, и объёмом самого текста, некоторые другие статистические показатели.

Общая структура контент­анализа может быть модифицирована несколькими различными способами. Америкaнский социолог Р. Мертон выделяет шесть типов контент­анализа.

Первый тип контент­анaлиза основан на элементарном выделении и исследовании единиц анализа, содержащихся в документе. Это, безусловно, весьма важная информация, которая характеризует, например, важность анализируемой информации для составителей анализируемого документа. Можно выделить и другие свойства документа (например, сравнительным анализом). Этот тип контент­

анализа весьма прост в практическом применении в ходе проведения маркетинговых исследований, но его результaты далеки от полного всеобъемлющего знания об объекте анализа.

Второй тип контент­aнализа представляет собой усложненную модификацию первого типа. Его нaзывают иногда «классификацией по отношению». Единицы анaлиза отражают не просто наличие искомой информации, но и отношение к ней - они классифицируются в благоприятном и неблaгоприятном aспекте по отношению к объекту исследования.

Третий тип aнализа - это анализ по единицам анализа. При использовании этого типа анализа выделяются главные и второстепенные единицы анализа с позиций проводимого исследовaния. Единицы aнализа можно классифицировать не просто на главные и второстепенные, но выстроить сложную систему иерархии важности единиц анализа для целей маркетингового исследования. Таким образом, модель документа оказывается более богатой по своим исследовательским свойствам.

Когда возникает необходимость определить совокупное значение ряда частей анализируемого документа, то используется четвёртый тип контент­анализа - тематический анализ. Он в известной степени позволяет выявить явные и скрытые цели публикации документа, дать полное представление о содержании документа. Для этого совокупность категорий анализа расширяется таким образом, чтобы охватить всю совокупность тем, относящихся к данному предмету исследования. Каждая категория анализа полностью описывается единицами анализа. Полученная совокупность данных наиболее широко представляет содержание текста, причём легко проследить его тематическое содержание, изменение тем, их взаимосвязь и взаимообусловленность.

Пятый тип контент­анализа - структурный анализ носит общий характер и его название связано не со способом получения информации, а с целью исследования. Так как его главной целью является анализ взаимоотношений различных тем и отношений в анализируемом тексте, то есть анализ структуры документа, он и получил соответствующее название.

Шестой тип анализа связан с изучением совокупности документов, подготовленных одним источником или несколькими родственными источниками. Этот тип контент­анализа получил название анализа пропаганды, так как совокупность документов, посвящённых одной теме, преследует какую­либо цель, причём эта цель может быть полностью раскрыта только в случае содержательного анализа всей совокупности документов. При этом строится модель каждого документа, и выявляются общая направленность документов, система причинно­следственных связей между документами и темами документов, тенденции и способы представления информация в выявленном направлении.

Высокая степень формализованности процедуры позволяет широко использовать для её проведения вычислительную технику. Это приводит к тому, что количество перерабатываемых с помощью контент­анализа документов и объёмы изучаемой вторичной информации на несколько порядков превышают количество документов и объёмы информации, изучаемые с помощью традиционного анализа документов. Мaркетолог может использовaть для этих целей специальное программное обеспечение, но может использовать и другие программные средства.

К недостаткам формaлизованного анализа следует в первую очередь отнести то обстоятельство, что содержaние документа может раскрываться выражениями, которые не вошли в число легко распознaваемых свойств. Нaпример, написанный хорошим литерaтурным стилем документ содержит знaчительное количество синонимов, часть из которых может быть упущена. Вторым принципиальным недостатком является то обстоятельство, что очень важные, но единичные сообщения об объекте исследования могут быть не охвачены в результате контент­aнализа или просто проигнорированы в большом массиве информации. Устранить данный недостаток может применение традиционного анализа документа.

Введение

Целью кабинетных исследований является сбор и обобщение вторичных данных, то есть данных, которые уже существуют и появление которых, может быть, даже изначально не было связано с исследовательскими целями.

Этапы кабинетного исследования

Кабинетные исследования реализуются в два этапа:

Этап постановки проблемы:

Формулирование решаемой маркетинговой проблемы;

Декомпозиция маркетинговой проблемы;

Постановка информационных задач, связанных с решением маркетинговых задач;

Уточнение возможных способов и источников получения информации для каждой информационной задачи;

Определение бюджета информационного поиска.

Рабочий этап:

Сбор информации в выявленных вторичных документах;

Предварительный анализ и обобщение информации вторичных источников и документов по исследуемой проблеме;

Уточнение направлений информационного поиска по результатам предварительного анализа;

Сбор информации в выявленных первичных документах;

Формирование членами рабочей группы частных отчетов по информационным задачам;

Обобщение информации из первичных источников и документов по исследуемой проблеме;

Анализ собранной информации;

Подготовка информационного отчета по исследуемой проблеме.

Для целей кабинетных исследований существенно, что документальная информация может принимать три основные формы: первичный и вторичный документ и вторичный источник информации.

А) Первичный документ - фиксирует информацию в месте ее возникновения (книги, брошюры, каталог, отчет, журнал и т.п.).

Б) Вторичный документ - результат анализа первичного документа (реферат, обзор, аннотация и т.п.)

Вторичные источники информации - результат обобщения вторичных документов.

Главными полезными свойствами кабинетных исследований являются:

Концентрация рассредоточенной информации;

Создание комфортных условий использования информации (реферирование, многоаспектный поиск: систематический, авторский, предметный; специальные указатели).

Инструментарий первичных маркетинговых исследований

Сбор первичной информации

Этот этап имеет место, когда вторичной информации оказывается недостаточно.

Получение первичной информации - своего рода высший пилотаж маркетинга.

Особенно это относится к условиям в нашей стране, где чрезвычайно трудно получит доступ к фирменной и отраслевой информации, отсутствует развитая инфраструктура маркетинга, не привита культура маркетинга и не накоплен опыт использования маркетинга подавляющим числом производственных и коммерческих предприятий.

Можно назвать три метода получения первичной информации: наблюдение, эксперимент и опрос.

1. Метод наблюдения. Один из наиболее простых и дешевых методов исследования, осуществляемого в реальных условиях. Этот метод используется в случае, когда наблюдатель хочет минимизировать свое влияние на респондента. Под наблюдением понимается такое описательное исследование, при котором действия респондента отслеживаются без прямого контакта с ним. В таком исследовании могут быть задействованы механические или электронные средства типа сканера и датчиков. Снятие информации идет в естественных условиях, и не возникает ее субъективного искоженния (это касается потребителя). Процесс подготовки и проведения наблюдения предполагает несколько этапов, которые представлены в приложении № 3. Например, с его помощью можно оценивать половозрастной состав посетителей магазинов, культурных заведений, частоту и ассортимент покупаемых товаров. Количественные исследования -- это основной инструмент получения необходимой информации для планирования и принятия решений в случае, когда необходимые гипотезы относительно поведения потребителей уже сформированы. В основе методик количественных исследований всегда лежат четкие математические и статистические модели, что позволяет в результате иметь не мнения и предположения, а точные количественные (числовые) значения изучаемых показателей. На основе результатов количественных исследований можно рассчитывать необходимые объемы производства, рентабельность, формировать цену, параметры продукта, находить незанятые ниши рынка и многое другое. Основная заслуга количественных исследований в том, что они снижают риск принятия неправильных решений и выбора неточных параметров планирования. Уверенность в том, что и без исследований все известно о рынке, часто оборачивается недостаточно продуманными и недостаточно эффективными действиями на рынке и напоминает метод проб и ошибок. Количественные исследования являются наиболее адекватным способом численной оценки:

· емкости рынка и структуры предложения и спроса;

· объемов продаж операторов рынка;

· перспектив развития продукта;

· эффективности различных направлений деятельности компаний по поддержке и продвижению продукта;

· направлений развития продуктового портфеля и отдельных его составляющих;

· эффективности работы дистрибьюторской сети;

· реакции потребителей на возможные маркетинговые действия производителя.

Качественные исследования, в отличие от количественных, фокусируются не на статистических измерениях, а опираются на понимание, объяснение и интерпретацию эмпирических данных и являются источником формирования гипотез и продуктивных идей. Проще говоря, они отвечают не на вопрос "сколько?", а на вопросы "что?" "как?" и "почему?". В качественных исследованиях широко используются проективные и стимулирующие техники -- неструктурированные, не директивные способы задавать вопросы, которые помогают исследователю раскрыть мотивы, верования, установки, отношения, предпочтения, ценности, степень удовлетворенности, проблемы респондентов и пр. относительно продуктов или брендов. Проективные техники способствуют преодолению таких трудностей коммуникации, как вербализация чувств, отношений и т.п., а также выявлению латентных мотивов, неявных установок, вытесняемых чувств и пр. Наибольшее применение качественные исследования находят при изучении:

· моделей потребления, покупательского поведения и факторов, определяющих выбор;

· отношения к продуктам, брендам и компаниям;

· степени удовлетворенности существующими продуктами;

· покупательских намерений.

Немаловажное значение качественные исследования играют при разработке новых продуктов, где эти исследования позволяют:

· понять, существует ли на исследуемом рынке ниша для нового продукта;

· выявить отношение к новым продуктам (или концепциям продуктов).

· Использование качественных исследований на этапе стратегической разработки концепции бренда, обеспечивая возможность:

· генерации комплекса идей относительно концепции позиционирования бренда;

· оценки концепции бренда;

· генерации идеи относительно креативного воплощения стратегических концепций;

· оценки элементов маркетинговой коммуникации (названия, логотипа, упаковки, TV рекламы и пр.)

Ещё одной областью приложения качественной методологии являются так называемые диагностические исследования. Очевидно, что восприятие продукта и рекламы потребителями меняется со временем. Качественные исследования в таких случаях помогают определить уровень, направление и характер изменений восприятия бренда и рекламы со временем.

Кроме того, качественная методология может быть использована при проведении тактических исследований для выбора наиболее успешного варианта исполнения (execution) рекламы, упаковки, логотипа. Для тестирования могут быть предложены альтернативные варианты визуальных, текстовых и пр. элементов конкретного исполнения уже созданной рекламы, упаковки и пр.

2. Методы сбора информации

Несмотря на огромное количество разнообразных исследовательских методик и техник, общая схема мероприятий, реализуемых в рамках рыночных исследований, достаточно проста и понятна. Основными источниками получения маркетинговой информации являются:

· Интервью и опросы;

· Регистрация (наблюдение);

· Эксперимент;

· Панель;

· Экспертная оценка.

Интервью (опрос) -- выяснение позиции людей или получение от них справки по какому-либо вопросу. Опрос -- это наиболее распространенная и важнейшая форма сбора данных в маркетинге. Приблизительно 90% исследований используют этот метод. Опрос может быть устным (личным) или письменным.

При письменном опросе участники получают опросные листы (анкеты), которые они должны заполнить и отдать по назначению. Обычно, в письменных опросах используются закрытые вопросы, ответы на которые заключаются в выборе одного из приведенных. Обычно, при письменных опросах, опросный лист рассылается представителям целевой аудитории, по средствам электронной почты, почтовой рассылки или факсимильной связи. Основным недостатком, ограничивающим использование данного метода, является длительный период и низкий процент (в среднем 3%) возврата заполненных анкет.

Личные и телефонные опросы принято называть интервью.

Телефонные интервью -- это относительно дешевый метод проведения опросов любого уровня точности с точки зрения построения выборки (географическое расположение респондентов не имеет принципиального значения с точки зрения стоимости проведения интервью). Данный метод применим только в количественных исследованиях. Однако существуют объективные недостатки использования данного метода:

· не совсем полный контроль понимания и искренности респондента;

· нет возможности предъявлять визуальные материалы (образцы, карточки с вариантами ответов);

· не реализуемость длительных интервью (по телефону сложно удержать внимание собеседника более 15 минут);

· в городах с недостаточным уровнем телефонизации невозможно получить репрезентативную выборку.

При формализованном интервью имеется конкретная схема проведения опроса (обычно это опросный лист, содержащий заранее подготовленные четкие формулировки вопросов и продуманные модели ответов на них). Формализованное интервью теряет большую часть своего смысла, если ответы респондентов не анализируются в плоскости их социальных и демографических (отраслевых и географических) характеристик. Поэтому он предполагает обязательно заполнение "паспортички", куда вносятся те данные о каждом респонденте, необходимость которых диктуется опять-таки исследовательской программой. Подобные интервью проводятся на улице, в магазинах, на общественных мероприятиях, по месту жительства респондентов (поквартирные опросы), и т.п. Наибольшее применение формализованные опросы получили при реализации количественных исследований. Основными недостатками данного метода являются: относительно высокая стоимость и незначительный географический охват.

Неформализованные интервью -- это специфический метод сбора информации, при котором имеются только тема и цель. Конкретной схемы проведения опроса, нет. Это дает возможность выявления глубинных мотивов действий потребителя, изучения как рациональных, так и иррациональных причин его покупательского поведения. На практике, неформализованные интервью используются при проведении качественных исследований. Неформализованные интервью бывают индивидуальные и групповые.

Индивидуальные неформализованные интервью проводятся с респондентом один на один в форме диалога, при этом респондент имеет возможность высказать развернутые суждения по исследуемой задаче. Можно выделить такие формы проведения индивидуальных неформализованных интервью, как глубинные интервью и холл-тесты.

Глубинные интервью -- представляют собой серию индивидуальных интервью по заданной тематике, проводимых согласно путеводителю обсуждения. Интервью проводит специально обученный интервьюер высокой квалификации, который хорошо разбирается в теме, владеет техникой и психологическими приемами ведения беседы. Каждое интервью проходит в течение 15-30 минут и сопровождается активным участием респондента -- он раскладывает карточки, рисует, пишет и т.д. Глубинные интервью, в отличие от структурированных, применяемых в количественном опросе, позволяют глубже проникнуть в психологию респондента и лучше понять его точку зрения, поведение, установки, стереотипы и т.д. Глубинные интервью, несмотря на большие (в сравнении с фокус-группами) затраты времени, оказываются весьма полезными в ситуациях, когда атмосфера групповой дискуссии нежелательна. Это бывает необходимым при изучении отдельных проблем и ситуаций, о которых не принято говорить в широком кругу, или когда индивидуальные точки зрения могут резко отличаться от социально одобряемого поведения -- например, при обсуждении вопросов взаимоотношения полов, секса, некоторых заболеваний, скрытых политических убеждений и т.п. Глубинные интервью применяются при тестировании и проработке начальных рекламных разработок (креативных идей), когда требуется получить непосредственные, индивидуальные ассоциации, реакции и восприятие -- без оглядки на группу. При этом оптимальным является сочетание метода глубинных интервью и фокус-групп с одними и теми же респондентами. И, наконец, глубинные интервью незаменимы при проведении качественных исследований, когда особенности целевой группы делают невозможным сбор респондентов на фокус-группу -- т.е. в одно время в одном месте на 2-3 часа. Например, когда речь идет о занятых бизнесменах, богатых горожанах, узких профессиональных группах и т.п.

Холл-тесты -- это личные полуформализованные интервью в специальном помещении. Как правило, используются помещения в библиотеках, магазинах, холлах административных зданий и т.п. Респондент и интервьюер садятся за столик, и интервью проходит в режиме структурированной беседы. Необходимость холл-теста, как правило, вызвана одной из нескольких причин:

· тестирование громоздких образцов, которые неудобно носить по кваритирам или нет уверенности, что в квартире найдется возможность провести интервью в нормальных условиях;

· тестирование ограничено количеством образцов;

· использование спец. аппаратуры (например, теле-видео) для демонстрации тестируемого материала;

· интервью проводится в местах скопления потенциальных респондентов, но оно сложное и не подходящее для разговора "на ногах".

Холл-тесты формально относится к количественным методам получения информации. С качественными методами холл-тест роднит то, что информация получается на относительно небольшой направленной выборке (от 100 до 400 человек), а также то, что респондента просят прокомментировать (объяснить) свое поведение. Для проведения холл-теста представители целевой группы (потенциальные потребители) приглашаются в помещение ("hall"), оборудованное для дегустации товаров и/или просмотра рекламы, где им предоставляется возможность продемонстрировать свою реакцию на тестируемый материал и объяснить причину своего выбора. В ходе ответов на вопросы анкеты определяются критерии выбора, частота и объем потребления марок изучаемой товарной группы. Метод применяется для оценки потребительских свойств нового товара: вкус, запах, внешний вид и т.п. Метод также используется при тестировании элементов товарной марки, упаковки, аудио- и видеороликов, рекламных обращений (узнаваемость рекламного сообщения, запоминаемость, достоверность, убедительность, понимание первичной и вторичной идеи рекламы, слогана и т.д.) и т.п.

Групповое неформализованное интервью (фокусированное интервью, фокус-группа) -- представляет собой групповое обсуждение интересующих вопросов представителями целевой аудитории. "Фокус" в такой группе -- на субъективном опыте людей, которые дают свое понимание и объяснение заданной темы, включая все её нюансы. Ход беседы управляется модератором по заранее разработанному плану и фиксируется на видеоплёнку. Как правило, в ходе дискуссии используются различные проективные методики, позволяющие узнать "реальное" отношение потребителей к исследуемому предмету, получив гораздо более глубокую и подробную информацию, чем на уровне "обычного" общения. Обычно люди не задумываются специально над теми вопросами, которые обсуждаются на группе, или не имеют возможности сопоставить свое мнение с мнениями других людей. В ходе фокус группы респондентов просят не просто оценить что-либо по принципу "нравится -- не нравится", но и объяснить свою точку зрения. А последующий квалифицированный анализ полученных результатов позволяет понять психологические механизмы формирования того или иного мнения участников группы. Основным недостатком данного метода является тенденциальный характер результатов. Иными словами результаты фокусированных интервью нельзя выразить в числовом выражении, для дальнейшей экстраполяции на генеральную совокупность объектов исследований. Поэтому на практике фокус-групповая методика используется в сочетании с количественными методами исследований.

Наблюдение (регистрация) представляет собой форму маркетинговых исследований, с помощью которых осуществляется систематическое, планомерное изучение поведения того или иного объекта или субъекта. Наблюдение, в отличие от опроса не зависит от готовности наблюдаемого объекта сообщать информацию. Наблюдение -- это процесс открытого или скрытого от наблюдаемого сбора и регистрации событий или особых моментов, связанных с поведением изучаемого объекта. Предметом наблюдений могут быть свойства и поведение индивидуумов; перемещение вещей, товаров и т.п. Недостатком наблюдений является невозможность выявления мнений, представлений, знаний людей. Поэтому на практике наблюдения обычно используются совместно с другими методами исследований.

Эксперимент -- это исследование влияния одного фактора на другой при одновременном контроле посторонних факторов. Эксперименты подразделяются на лабораторные, проходящие в искусственной обстановке (тест продукта), и полевые, протекающие в реальных условиях (тест рынка). Основными недостатками, данного метода являются значительная стоимость и длительность проведения, что существенно ограничивает применение этого метода в практических исследованиях.

Панель -- это повторяющийся сбор данных у одной группы опрашиваемых через равные промежутки времени. Таким образом, панель -- это вид непрерывной выборки. Она позволяет зафиксировать изменения наблюдаемых величин, характеристик. Панельный опрос используют при изучении мнений потребителей определенной группы за какой-либо промежуток времени, когда определяются их потребности, привычки, вкусы, рекламации. Недостатками использования панелей являются: "смертность" панели, проявляющаяся в постепенном отказе участников от сотрудничества или переходе в другую потребительскую категорию, и "эффект панели", заключающийся в сознательном или бессознательном изменении образа поведения участников, находящихся под длительным контролем.

Экспертная оценка -- это оценка исследуемых процессов квалифицированными специалистами-экспертами. Подобная оценка особенно необходима, когда невозможно получит не опосредованную информацию о каком-либо процессе или явлении. На практике для проведения экспертных оценок чаще всего применяют дельфи-метод, метод мозговой атаки и метод синектики.

Дельфи-метод -- форма опроса экспертов, при которой их анонимные ответы собираются в течении нескольких туров и через ознакомление с промежуточными результатами получают групповую оценку исследуемого процесса.

Метод мозговой атаки заключается в неконтролируемой генерации и спонтанном переплетении идей участниками группового обсуждения проблемы. На этой базе возникают цепочки ассоциаций, которые могут привести к неожиданному решению проблемы.

Синектика считается методом с высоким творческим потенциалом. Идея метода заключается в постепенном отчуждении исходной проблемы путем построения аналогий с другими областями знаний. После многоступенчатых аналогий производится быстрый возврат к исходной задаче.

3. Метод эксперимента.

Это метод исследования, применяемый для количественной оценки причинно-следственных связей. При проведении эксперимента исследователь изменяет один или несколько переменных параметров и одновременно наблюдает за тем, как это изменение влияет на другой зависимый параметр.

Позволяет выявить реальную реакцию потенциальных потребителей или иных групп людей на определенные факторы или их изменения. Существует два вида экспериментов:

Искусственное моделирование ситуации лабораторный эксперимент;

Эксперимент в реальных рыночных условиях в рамках полевого исследования.

Тематика лабораторных экспериментов может бать самой разнообразной. Это и сравнительное тестирование качества товара, и исследования влияния марки и марочных названий на потребительский выбор, ценовые тесты, тестирование рекламы и т.д. Лабораторный эксперимент проводится обычно в специальных лабораториях, которые оснащены необходимым оборудованием. Например, для определения потребительской реакции используется видеоаппаратура. Известны примеры создания специальных устройств, соединенных с компьютерными системами и обеспечивающих отслеживание направления взгляда покупателя прирассматривании объекта (упаковки, магазинной витрины и т.д.).

Полевые эксперименты проводятся непосредственно в условиях рынка. К такого рода исследованиям можно отнести:

Пробные продажи товара различным целевым группам потребителей с целью выявления степени восприятия качества, цены, упаковки;

Оценка эффективности представления товара рынку (размещение по торговым площадям, презентации и т.д.).

Несомненным достоинством этого метода является возможность минимизации ошибок при широкомасштабных действиях на рынке. К недостаткам можно отнести высокую стоимость исследования и обозначение направления своих действий перед конкурентами.

4.. Опрос. Наиболее универсальный, эффективный и распространенный метод исследования. При проведении опроса интервьюер обращается к репондентам для того, чтобы узнать факты, мнения и настроения путем непосредственного или телефонного общения, либо с помощью анкет. Сравнительный анализ характеристик технических разновидностей методов опроса предоставлен в приложении № 4.

Анкетный опрос. Это не просто перечень вопросов, а весьма тонкий и гибкий инструмент, требующий тщательной проработки. Процедура такого опроса предусматривает следующие этапы:

Определение цели опроса;

Согласование цели с заказчиком и решение вопросов финансирования;

Разработка рабочих гипотез;

Разработка бланка (типа) анкеты и метода действия;

Определение численности респондентов и способа их отбора;

Подбор и подготовка персонала для проведения опроса;

Проведение опроса;

Обработка результатов опроса и его анализ;

Составление отчета и его представление заказчику.

Обычно для составления анкеты требуется достаточно высокая квалификация.

Самые распространенные ошибки, встречающиеся в анкетах - это формулирование вопросов, на которые трудно ответить. Очень важно правильно устанавливать последовательность вопросов.

Выбирайте для вопросов только остро необходимые темы;

Чем длиннее список вопросов, тем ниже точность ответов.

Больше вопросов - не означает лучше информация

Не задавайте вопросов тем, кто не может на них ответить;

Проверьте, понятен ли вопрос;

Старайтесь избегать понятий, которые могут интерпретироваться разными людьми по-разному (например, много, часто, редко, хорошо и т.д.)

Избегайте сложных речевых оборотов;

Уважайте своего респондента.

Интервью. Обычно интервью проводят на этапе поисковых исследований.

Дело в том, что исследователь не всегда в полной мере представляет себе особенности той проблемы, которую исследует. Поэтому, прежде чем переходить к сбору статистических данных о рынке, необходимо очертить круг наиболее значимых вопросов. С этой задачей можно справиться с помощью проведения индивидуального или группового интервью (фокус - группы).

Индивидуальное интервью - это опрос экспертов в той или иной области, который в основном имеет неструктурированный характер (в форме открытых вопросов). Если проблема достаточно формализована, то опрос может проходить по закрытым вопросам для экспертной оценки проблем.

Простые интервью - это опрос респондентов по заранее составленному сценарию. Такие интервью не предусматривают каких-либо аналитических выводов непосредственно в ходе беседы и корректировки плана интервью. Главная задача интервьюера - установление и поддержание коммуникативного контакта с респондентом.

Глубинные интервью - более сложный метод проведения интервью, который предусматривает более активное участие интервьюера в беседе. Сценарии глубинных интервью должны базироваться на разветвленных маркетинговых моделях, а в качестве интервьюера должен выступать квалифицированный специалист.

Фокус - группа - это группа, состоящая из 6 - 15 человек с определенными характеристиками, обеспечивающими репрезентативность, осуществляющая качественный анализ предмета обсуждения под руководством специально подготовленного ведущего. Как правило, проведение фокус - группы требует достаточно длительного времени (1 - 3 часа). В ходе направленной дискуссии раскрывается качественное содержание поставленной проблемы. Основные задачи использования фокус - групп:

Генерирование проверяемых гипотез;

Генерирование информации для опросных листов;

Предоставление предварительной информации;

Получение представления о новых концепциях в сфере выпуска продукции;

Стимулирование новых идей для новых товарных концепций;

Интерпретация ранее полученных количественных результатов.

Телефонный опрос. Наиболее простое средство скорейшего сбора информации. Он дешев и удобен, в ходе опроса по телефону интервьюер имеет возможность разъяснить непонятные вопросы. К недостаткам следует отнести невозможность соблюдения анонимности, ограниченное число достаточно простых вопросов, требующих однозначных ответов.

Почтовый опрос. Простое средство достижения контакта с лицами, которые либо не соглашаются на личную встречу, либо не хотят, чтобы на их ответах невольно сказывалось влияние интервьюера. Анкета, посланная по почте, может содержать большое количество вопросов. К недостаткам можно отнести ненадежность почтовых отправлений, нарушение анонимности и низкий процент получения заполненных анкет.

Сводная сравнительная характеристика методов сбора первичной информации представлена в таблице (см. Приложение № 5).

5. Представление полученной информации. Это письменное изложение результатов. Его объем непосредственно зависит от масштабов исследования, количества и сложности рассматриваемых проблем и может составлять от нескольких до ста страниц. Для обработки и анализа информации необходима сортировка и представление информации в стандартном виде. Существуют следующие виды представления информации: табличный вид, графический вид, матрицы, информационные шкалы.

Результаты маркетинговых исследований можно представлять в виде доклада, состоящего из письменного отчета и устного выступления, обзора или статьи для публикации в научных журналах или в средствах массовой информации.

6. Обработка данных и формирование отчета

Полученная в ходе исследования информация (она включает в себя значительное число заполненных анкет, записей с наблюдениями и экспертными заключениями) подвергается всестороннему анализу. Для такого анализа используются статистические методы и математические модели на базе современной компьютерной технологии.

Маркетинговый анализ - анализ рынка или других объектов, так или иначе связанных с рынком. Общая модель маркетингового анализа представлена в приложении № 6.

7. Анализ - совокупность процедур, позволяющих сделать выводы о структуре, свойствах объекта анализа и закономерностях его функционирования. Методы маркетингового анализа могут быть объединены в следующие группы:

Эвристические методы - приемы и методы решения задач и вывода доказательств, основанные на учете опыта решения сходных задач в прошлом, накопление опыта, учете ошибок, экспертных знаниях, а также интуиции.

Формальные методы - приемы и методы анализа, связанные с использованием детерминированных алгоритмов, процедур и т.д. в зависимости от степени "жесткости" и предопределенности шагов анализа выделяют слабо формализованные и сильно формализованные методы. Слабо формализованные методы - это гибкие, интернациональные алгоритмы и процедуры, которые на определенных этапах могут включать в себя даже вмешательство человека.

Формализованные (сильно, жестко, полностью формализованные) - это жесткие алгоритмы, экономико-математические, статистические и тому подобные методы.

Комбинированные методы - методы, использующие как эвристику, так и формализованные процедуры.

Банк методов - это совокупность современных методик обработки информации, позволяющих производить арифметические операции, графическую обработку, статистическую обработку в рамках подборки данных и устанавливать степень их статистической надежности. Банк методов должен позволять комбинировать различные методы.

8. Составление и публикация итогового отчета. При завершении стадии обработки и анализа информации необходимо отразить полученные результаты в итоговом отчете. Стандартный отчет о проведенном исследовании состоит из следующих разделов:

1) Вводная часть, содержащая описание ситуации, суть проблемы и рабочие гипотезы, цели исследования;

2) Описание методов получения информации, формирование целевой выборки, а также сроки проведения исследования;

3) Описание полученных результатов с использованием наглядных методов представления информации;

5) В приложении к отчету могут быть представлены анкеты, сценарии экспериментов и фокус - групп, форма проведения наблюдения за рынком и т.д.

Среди методов маркетинговых исследований можно выделить:

Кабинетные (которые также называются вторичными) - в которых проводится анализ информации, которая уже была собрана до этого;

Полевые (первичные) - исследования проводятся в случае, если данных для кабинетного исследования недостаточно;

Преимуществами маркетинговых исследований являются низкая цена, высокая скорость получения результата, широкий спектр решаемых задач.

Бенчмаркинг (эталонное тестирование) - анализ положения компании на основании сравнения с эталоном.

Кабинетные исследования могут выступать как основной, так и как второстепенный способ анализа. Они могут применяться в целях проверки данных полевых исследований или для выдвижения первичных гипотез, либо обозначить задачи для проведения опросов, фокус-групп и пр. В некоторых узкоспециализированных рыночных областях маркетинговые задачи можно решить только при использовании вторичных методов (например, медицина или b2b-рынки).

Задачи и виды кабинетных исследований

Кабинетные исследования позволяют получить общую информацию о тенденциях развития рынка, определить его структуру, объем и динамику развития, провести конкурентный и ценовой анализ, а также определить прогнозы развития рынка.

Недостатки кабинетных исследований - не всегда есть возможность получить необходимые данные, информация может быть устаревшей или недостоверной.

Вторичная информация собирается из ранее опубликованных внешних и внутренних источников для отличных от маркетинговых исследований целей. Это, например, данные статистики, печатных изданий, отчетов компаний, публикации ассоциаций, прайс-листы, анализ интернет-запросов. Единственное ограничение по использованию информации - исследователь должен быть уверен в ее достоверности и надежности.

Если задачей кабинетных исследований является интерпретация уже собранной информации в целях принятия управленческого решения, то первичные исследования направлены на непосредственную работу с потребителями компании, а также дилерами, конкурентами.

Среди методов кабинетного исследования можно выделить разведочное исследование (экспресс-анализ) - его целью является получение оценочной емкости и объема рынка, определение перспективных ниш для развития и целевых сегментов потребления. Часто такой тип анализа применяется для прединвестиционной экспертизы или при составлении бизнес-плана.

Углубленное исследование - метод комплексного анализа, позволяющий получить полный спектр рыночной информации, которая ложится в основу маркетинговой стратегии и тактики компании.

У вас есть развивающийся перспективный бизнес и огромное количество идей для их воплощения? Или же вы только собираетесь начать? В любом из этих случаев вам просто необходимо провести качественное и обстоятельное маркетинговое исследование.

Инструкция

Найдете тех, кто будет являться вашей целевой аудиторией, или тех, кто уже активно использует ваш товар и услуги. С этими людьми вам необходимо заключить договор о неразглашении тайны. А так же они должны быть проинформированы о честности выносимых ими решений.

Предоставьте им свою новую идею или продукт. Объясните им сферу применения данной новинки. Выслушайте и примите к сведению их предложения по улучшению или использованию.

Приступайте к изучению рынка, если ваш товар заинтересовал хотя бы одного из опрашиваемых людей. Для этого в настоящее время проще всего собрать сводку при помощи интернета и поисковых машин. Это самый способ для того, чтобы узнать, сколько еще людей и компаний предлагает продукт аналогичный вашему товару.

Запишите все полученные данные в виде таблицы. Укажите в ней адреса поставщиков услуг и их потребителей. Это поможет вам определиться с тем, какой именно контингент у вас будет в будущем, а так же выявит ваших потенциальных конкурентов.

Определите путем несложного подсчета количество конкурентов на рынке, их общий годовой и долевой объем продаж, а также имеют ли они прибыль вообще, с учетом различных затрат.

Оцените свой продукт. Уделите этому пункту достаточно внимания. В ходе расчетов должны учитываться все затраты на изготовление товара или услуги, выплаты за , любые дополнительные расходы (телефон, бензин, электричество) и форс-мажорные ситуации. Полученная сумма делится на количество предполагаемой