Связи психологии развития с другими науками. Структура психологии

Связи психологии развития с другими науками. Структура психологии
Связи психологии развития с другими науками. Структура психологии

Общее понятие о психологии как науке

При делении наук на группы по признаку предмета изучения выделяют естественные, гуманитарные и технические науки. Первые изучают природу, вторые - общество, культуру и историю, третьи связаны с изучением и созданием средств производства и орудий труда. Человек - существо социальное, и все его психические явления в значительной мере социально обусловлены, поэтому психологию принято относить к гуманитарным дисциплинам.

Понятие «психология» имеет как научный, так и житейский смысл. В первом случае оно употребляется для обозначения соответствующей научной дисциплины, во втором для описания поведения или психических особенностей отдельных лиц и групп людей. Поэтому в той или иной степени каждый человек знакомится с «психологией» задолго до ее систематического изучения.

Человек - это социальное существо, и он не может жить вне общества, без контактов с окружающими. В практике живого общения каждый человек постигает многие психологические законы. Так, каждый из нас уже с детства умеет читать» по внешним проявлениям - мимике, жестам, интонации, особенностям поведения - эмоциональное состояние другого человека. Таким образом, каждый человек - своего рода психолог, поскольку в обществе невозможно жить без определенных представлений о психике людей.

Однако житейские психологические знания очень приблизительны, расплывчаты и во многом отличаются от научных знаний. Во-первых, житейские психологические знания конкретны, привязаны к конкретным ситуациям, людям, задачам. Научная же психология стремится к обобщению, для чего используются соответствующие понятия.

Во-вторых, житейские психологические знания носят интуитивный характер . Это обусловлено способом их получения - случайным опытом и его субъективным анализом на бессознательном уровне. В отличие от этого научное познание основано на эксперименте, а полученные знания вполне рациональны и осознаваемы.

В-третьих, существуют различия в способах передачи знаний . Как правило, знания житейской психологии передаются с большим трудом, а часто эта передача просто невозможна. Как пишет Ю. Б. Гиппенрейтер, «вечная проблема “отцов и детей” состоит как раз в том, что дети не могут и даже не хотят перенимать опыт отцов». В то же время в науке знания аккумулируются и передаются намного легче.

В-четвертых, научная психология располагает обширным, разнообразным и подчас уникальным фактическим материалом, недоступным во всем объеме ни одному носителю житейской психологии.

Слово «психология» в переводе с древнегреческого буквально означает «наука о душе». В научном употреблении термин «психология» появился впервые в ХУI в. Первоначально он относился к особой науке, которая занималась изучением так называемых душевных, или психических явлений, т. е. таких, которые каждый человек легко обнаруживает в собственном сознании в результате самонаблюдения. Позднее, в ХУII-ХIХ вв. область, изучаемая психологией, расширяется и включает в себя не только осознаваемые, но и неосознаваемые явления. Таким образом, психология - это наука о психике и психических явлениях.

Следует отметить, что существуют различные точки зрения на структуру психических явлений. Например, те или иные психические явления в зависимости от автора позиции могут быть отнесены к разным структурным группам. Более того, очень часто в научной литературе можно столкнуться со смешением понятий. Так, некоторые авторы не разделяют характеристики психических процессов и психические свойства личности. Мы будем разделять психические явления на три основных класса: психические процессы, психические состояния и психические свойства личности .

1) Психические процессы выступают в качестве первичных регуляторов поведения человека. Психические процессы имеют определенное начало, течение и конец, т. е. обладают определенными динамическими характеристиками, к которым, прежде всего, относят параметры, определяющие длительность и устойчивость психического процесса. На основе психических процессов формируются определенные состояния, происходит формирование знаний, умений и навыков. В свою очередь, психические процессы могут быть разделены на три группы : познавательные, эмоциональные и волевые.

К познавательным психическим процессам относятся психические процессы, связанные с восприятием и переработкой информации. В их число входят ощущение, восприятие, представление, память, воображение, мышление, речь и внимание . Благодаря данным процессам человек получает сведения об окружающем его мире и о себе. Однако сами по себе сведения или знания для человека не играют никакой роли, если они для него не значимы. Наряду с познавательными психическими процессами в качестве самостоятельных выделяют эмоциональные психические процессы . В рамках этой группы психических процессов рассматривают такие психические явления, как аффекты, эмоции, чувства, настроения и эмоциональный стресс.

Мы вправе полагать, что если определенное событие или явление вызывает у человека положительные эмоции, то это благоприятно сказывается на его деятельности или состоянии, и, наоборот, отрицательные эмоции затрудняют деятельность и ухудшают состояние человека. Тем не менее, бывают и исключения. Например, событие, вызвавшее отрицательные эмоции, повышает активность человека, стимулирует его к преодолению возникших преград и препятствий. Подобная реакция свидетельствует о том, что для формирования поведения человека существенны не только эмоциональные, но и волевые психические процессы, которые наиболее ярко проявляются в ситуациях, связанных с принятием решений, преодолением трудностей, управлением своим поведением и др.

Иногда выделяют как самостоятельную еще одну группу психических процессов - неосознаваемые процессы. В нее входят те процессы, которые протекают или осуществляются вне контроля со стороны сознания.

Психические процессы тесно взаимосвязаны между собой и выступают в качестве первичных факторов формирования психических состояний человека.

2) Психические состояния характеризуют состояние психики в целом . Они, как и психические процессы, имеют свою динамику, которая характеризуется длительностью, направленностью, устойчивостью и интенсивностью. В то же время психические состояния влияют на течение и результат психических процессов и могут способствовать или тормозить деятельность. К психическим состояниям относят такие явления, как подъем, угнетенность, страх, бодрость, уныние . Следует отметить, что психические состояния могут быть чрезвычайно сложными явлениями, имеющими объективную и субъективную обусловленность, но характерной для них общей особенностью является динамичность. Исключение составляют психические состояния, обусловленные доминирующими характеристиками личности, в том числе и патохарактерологическими особенностями. Подобные состояния могут быть весьма устойчивыми психическими явлениями, характеризующими личность человека.

3) Психические свойства личности - характеризуется большей устойчивостью и большим постоянством. Под психическими свойствами личности принято понимать наиболее существенные особенности личности, обеспечивающие определенный количественный и качественный уровень деятельности и поведения человека. К психическим свойствам относят направленность, темперамент, способности и характер. Уровень развития этих свойств, а также особенности развития психических процессов и преобладающие (наиболее характерные для человека) психические состояния определяют неповторимость человека, его индивидуальность.

Явления, изучаемые психологией, связаны не только с конкретным человеком, но и с группами. Психические явления, связанные с жизнедеятельностью групп и коллективов, подробно изучаются в рамках социальной психологии. Мы рассмотрим только краткую характеристику таких психических явлений.

Все групповые психические явления могут быть также разделены на психические процессы, психические состояния и психические свойства. В отличие от индивидуальных психических явлений психические явления групп и коллективов имеют более четкое деление на внутренние и внешние.

К коллективным психическим процессам , выступающим в качестве первичного фактора регуляции существования коллектива или группы, относят общение, межличностное восприятие, межличностные отношения, формирование групповых норм, межгрупповые взаимоотношения и др.

К психическим состояниям группы относятся конфликт, сплоченность, психологический климат, открытость или закрытость группы, паника и др.

К числу наиболее значимых психических свойств группы относят организованность, стиль руководства, эффективность деятельности.

Таким образом, предметом психологии являются психика и психические явления как одного конкретного человека, так и психические явления, наблюдаемые в группах и коллективах.

Взаимосвязь психологии и современных наук

Мы начали знакомство с психологией, рассмотрев общие проблемы изучения человека, на основе чего был сделан вывод о том, что человек в качестве предмета исследования может рассматриваться с различных точек зрения: как биологический объект, как социальное существо, как носитель сознания. При этом каждый человек неповторим и обладает своей индивидуальностью. Разнообразие проявлений человека как природного и социального феномена привело к возникновению значительного количества наук, изучающих человека.

Долгое время существовало принципиальное разделение на материалистическую и идеалистическую философию. Причем чаще всего это противопоставление носило антагонистический характер, т. е. постоянно происходило противопоставление взглядов и позиций, осуществлялся поиск доказательств несостоятельности того или иного умозаключения. В результате в ряде психологических школ наблюдался застой научной мысли. Сегодня, когда наметилось сближение между этими основными течениями философии, мы с полной уверенностью можем говорить об одинаковой значимости для психологии обоих направлений. Так, материалистическая философия являлась базовой для разработки проблем деятельности и происхождения высших психических функций. С другой стороны, идеалистическое направление в философии ставит перед нами такие сложные проблемы, как ответственность, совесть, смысл жизни, духовность. Следовательно, использование в психологии идей обоих направлений философии наиболее полно отражает двойственную сущность человека, его биосоциальную природу.

Следует отметить, что такое единение философии и психологии вызвано еще и тем, что психологическая наука избирает методологию научного исследования, опираясь на мировоззренческие теории и концепции, которые в свою очередь формируются в рамках философии. Так, в предыдущих разделах мы говорили о роли в психологии таких известных ученых, как Аристотель, Р. Декарт, Дж. Локк, Д. Юм и др. Однако они известны прежде всего как крупные философы, основатели философских школ. Господство того или иного мировоззрения отражается и на закономерностях развития психологической науки. Например, доминирование в отечественной психологии материализма предопределило бурное развитие экспериментальных психологических методов, повышенный интерес к естественно-научным основам психологии, стремление решить проблему взаимосвязи психического и биологического. Но вместе с тем недостаточно внимания уделялось развитию нравственных структур личности. Подтверждением этому может служить духовный кризис, наблюдаемый в России в конце ХХ в.

Таким образом, современная психология и философия до сих пор развиваются в тесном единстве, взаимно дополняя друг друга. Наблюдается интеграция и взаимопроникновение знаний этих наук на теоретико-методологическом уровне.

Другой наукой, которая находит очень много общих с психологией интересов в разработке проблем, связанных с обществом и личностью, является социология. Здесь также наблюдается взаимоподдержка в развитии наук, но уже на уровне методологии исследования. Так, социология заимствует из социальной психологии методы изучения личности и человеческих отношений. В то же время психология широко использует в своих экспериментальных исследованиях приемы сбора научной информации, которые являются традиционно социологическими. К таким методам относятся в первую очередь опрос и анкетирование.

Кроме того наблюдается взаимопроникновение различных теорий, разработанных в рамках данных наук. Например, разработанная преимущественно социологами концепция социального научения является общепринятой в социальной и возрастной психологии. С другой стороны, теории личности и малой группы, разработанные психологами, находят широкое применение в социологии.

Есть также немало проблем, которые пытаются совместно решить психологи и социологи. К таким проблемам относятся: взаимоотношения между людьми, национальная психология, психология экономики и политики государства. Сюда же следует отнести проблемы социализации и социальных установок, их формирования и преобразования.

Рассмотрим решение одной из наиболее значимых для психологии и социологии проблем - социализации. Следует сразу отметить, что решение этой проблемы стало возможно только благодаря совместным разработкам психологов и социологов. Так, в социологии проблема социализации рассматривается в рамках теории социального научения, а в психологии - в рамках проблемы социальной адаптации индивида. Необходимо заметить, что адаптация человека является центральной проблемой для многих наук, поскольку данная проблема весьма многогранна. В свою очередь, социальная адаптация является одной из граней адаптации человека. При этом в социальной адаптации выделяют два аспекта: социализацию личности и ее активность.

Социализация личности - это процесс усвоения и воспроизводства индивидом общественного опыта, в результате которого он становится личностью и приобретает необходимые для жизни психологические качества, знания, умения и навыки, в том числе речь. Благодаря речи он, в свою очередь, получает возможность общаться с себе подобными, т. е. взаимодействовать с окружающими его людьми. Социализация - это познание индивидом созданной людьми цивилизации, приобретение опыта социальной жизни, превращение из природного в общественное существо, из индивида в личность. Социализация включает в себя усвоение норм нравственности, культуры человеческих взаимоотношений, правил поведения среди людей, а также социальных ролей, видов деятельности, форм общения.

Социализация - это многогранный процесс, имеющий различные аспекты, но особого внимания заслуживают механизмы социализации, т. е. способы, посредством которых человеческий индивид приобщается к культуре и приобретает опыт, накопленный другими людьми. В качестве основных источников социализации человека выступают общественные объединения (организации), семья, школа, литература, искусство, печать, радио, телевидение.

Механизмы социализации человека изучаются в рамках теории социального научения. С точки зрения данной теории поведение человека формируется в процессе его взаимодействия, общения и совместной деятельности с различными людьми в различных социальных ситуациях, наблюдения за поведением других людей и подражания им, а также обучения и воспитания. Следует подчеркнуть, что теория социального научения отрицает исключительную значимость для формирования поведения человека биологических факторов, особенностей организма и его функционального состояния. Данная теория подчеркивает роль не столько биологических, сколько социальных факторов, например семьи, школьного окружения. Из данного утверждения следует второе основное положение теории социального научения: поведение человека формируется под воздействием факторов социальной среды.

Таким образом, научные разработки социологов находятся в очень тесной связи с работами психологов, поскольку именно в психологии рассматривается взаимодействие человека и социальной среды. В свою очередь, для психологии представляют самостоятельный интерес самые различные аспекты социализации. Например, весьма важен такой аспект социализации, как идентификация. Что понимается под этим термином?

В процессе своего физического и социального развития ребенок усваивает большое количество норм и форм поведения. Вполне понятно, что он не может выработать форму поведения, в значительной степени отличную от поведения его ближайшего социального окружения. Поэтому основным примером для формирования поведения ребенка являются его родители, друзья, знакомые. В процессе усвоения общественных норм человек начинает идентифицировать себя, т. е. соотносить с представителями определенной социальной или возрастной группы, а также с людьми определенного пола. В результате он приобретает навыки соответствующего ролевого поведения, характерного для общества, в котором он живет.

Не менее важны для психологии такие проблемы социализации, как социальная фасилитация (положительное стимулирующее влияние поведения одних людей на деятельность других), подражание, внушение, конформность и следование нормам. В то же время все эти проблемы, разрабатываемые психологической наукой, используются в исследованиях социологов. Таким образом, социология и психология находятся в тесной взаимосвязи как на уровне теоретических исследований, так и на уровне использования определенных методов. Развиваясь параллельно, они дополняют исследования друг друга в изучении социальных проявлений человека и человеческого общества.

Другой общественной наукой, тесно связанной с психологией, является педагогика. На первый взгляд эти науки неразделимы между собой, поскольку воспитание и обучение детей не может не учитывать психологические особенности личности. Следуя такой логике, нельзя усомниться в истинности этого суждения. Однако на практике дело обстоит несколько иначе. Если психология развивалась в рамках философии, то педагогика изначально формировалась как самостоятельная наука. В результате психология и педагогика организационно оформились как самостоятельные науки и существуют раздельно. К сожалению, на практике до сих пор нет тесного взаимопонимания между психологами и педагогами.

Сегодня очень трудно дать однозначный ответ на вопрос о причинах, вызвавших разгром весьма перспективной науки. Вероятно, можно выделить три основные причины. Во-первых, идея педологии заключалась в том, что у разных людей способности различны. В значительной степени это обусловлено генетическими различиями, поэтому педагогический процесс должен строиться дифференцированно, с учетом индивидуальных особенностей учеников, и способствовать не только гармоничному развитию личности, но и первоочередному развитию тех способностей, которые наиболее ярко представлены у ребенка. Следовательно, представители педологии утверждали, что уже от рождения люди имеют различные возможности в силу своих генетически обусловленных физиологических и психических особенностей. Подобное утверждение в определенной степени противоречило господствующей идеологии того времени, утверждавшей, что советский человек живет в обществе равных возможностей, т. е. каждый может добиться успеха в любом выбранном им деле. Наиболее ярко эту точку зрения отражает известный тезис: «Незаменимых людей нет. Поэтому вполне вероятно, что различие во взглядах педологии и государственных структур на способности человека явилось одной из причин разгрома этого научного направления.

С другой стороны, во всем происшедшем в определенной степени виноваты сами представители педологии. Повальное увлечение тестами, широкое распространение тестового материала привело к тому, что методы психодиагностики стали использоваться людьми недостаточно компетентными, что способствовало извращению сути не только педологии, но и в первую очередь психологии.

В-третьих, мы вправе предположить, что развитие педологии встретило сильное противодействие со стороны педагогов, поскольку педагог в рамках педологического направления не рассматривался как центральная фигура процесса обучения, а был лишь одним из его участников. В свою очередь, педагогика в рамках данного направления не рассматривалась в качестве базовой науки воспитания подрастающего поколения, а была лишь наукой обучения, т. е. передачи и усвоения знаний. Вполне вероятно, что многие педагоги не захотели мириться с таким положением дел и противостояли развитию педологии. К сожалению, определенный разрыв между психологией и педагогикой наблюдается и до настоящего Времени, несмотря на то, что с каждым годом психология все больше проникает в учебный процесс.

Таким образом, исходя из вышеизложенного материала, можно говорить о том, что психология тесно связана с общественными науками. Это утверждение справедливо и для истории. Есть примеры глубокого синтеза истории и психологии в создании общей научной теории. Одним из таких примеров является теория культурно-исторического развития высших психических функций человека, разработанная Л. С. Выготским. Другим, не менее известным примером взаимосвязи истории и психологии является использование в психологии исторического метода. Суть этого метода состоит в том, что для понимания природы какого-либо психического явления необходимо проследить его фило- и онтогенетическое развитие от элементарных к более сложным формам. Для того чтобы осознать, что представляют собой высшие формы психики человека, необходимо проследить их развитие у детей. Следовательно, главной и наиболее ценной мыслью, которая лежит в основе сближения психологии и истории, является мысль о том, что современный человек с его психологическими качествами и личностными свойствами есть продукт истории развития человечества.

Таким образом, познакомившись с взаимоотношениями и связями психологии и общественных наук, можно сделать вывод о том, что психология - это общественная наука. Сделав такой вывод, мы будем правы, но лишь частично. Главной особенностью психологии является то, что она связана не только с общественными науками, но и с техническими и биологическими.

Связь психологии и технических наук обусловлена тем, что человек является непосредственным участником всех технологических и производственных процессов. Практически невозможно организовать производственный процесс без участия человека. Человек был и остается основным участником этого процесса. Поэтому не случайно психологическая наука рассматривает человека как неотъемлемую часть технического прогресса. В исследовании психологов, занимающихся разработкой социотехнических систем, человек выступает как самый сложный элемент системы «человек-машина. Благодаря деятельности психологов создаются образцы техники, которые учитывают психические и физиологические возможности человека, в противном случае могли бы быть созданы технические образцы, которые в силу своих эргономических характеристик никогда не могли бы эксплуатироваться человеком.

Не менее тесно связана психология с медицинскими и биологическими науками. Связь психологии с этими науками обусловлена двойственной природой человека как социального и одновременно биологического существа. Большинство психических явлений, и прежде всего психических процессов, имеет физиологическую обусловленность, поэтому знания, полученные физиологами и биологами, используются в психологии для того, чтобы лучше понять те или иные психические явления. Сегодня хорошо известны факты психосоматического и соматопсихического взаимовлияния. Суть данного явления состоит в том, что психическое состояние индивида отражается на его физиологическом состоянии, а в определенных ситуациях психические особенности могут способствовать развитию того или иного заболевания, И наоборот, хроническое заболевание, как правило, сказывается на психическом состоянии больного. Учитывая тесную связь психического и соматического, в современной медицине активное развитие получили методы психотерапевтического воздействия, использующие «лечебные свойства» слова.

Таким образом, современная психология тесно связана с различными областями науки и практики. Мы с полным основанием можем утверждать, что везде, где задействован человек, есть место психологической науке. Поэтому не случайно психология с каждым годом приобретает все большую популярность и распространение. В свою очередь, бурное развитие психологии, ее внедрение во все сферы практической и научной деятельности привело к возникновению разнообразных отраслей психологии.



Связь психологии с другими науками показана на рис. 1.10.

Философия. Родоначальником психологии считается величайший философ древности - Аристотель. Философия есть система взглядов на мир и человека, а изучением человека занимается именно психология. Поэтому до недавнего времени психологию изучали на философских факультетах университетов, и ее некоторые разделы (в частности, общая психология, где даются определения базовых понятий науки) тесно переплетаются с философией. Однако психология не может быть «служанкой философии», как это было в Советском Союзе, где марксистко-ленинская философия жестко определяла основные постулаты психологии. Это две самостоятельные науки, которые могут взаимно обогащать и дополнять друг друга. На стыке философии и психологии располагается такая отрасль последней, как общая психология.

Естествознание тесно связано с психологией. Развитие теоретической и практической психологии в последние годы было бы невозможно без успехов в биологии, анатомии, физиологии, биохимии и медицине. Благодаря этим наукам психологи лучше понимают строение и работу мозга человека, который является материальной основой психики. На стыке физиологии и психологии располагается психофизиология.

Социология как самостоятельная наука тесно связана с социальной психологией, которая является тем мостиком, который связывает мысли, чувства и установки отдельных людей с феноменами массового сознания. Кроме того, социология предоставляет психологии факты социальной деятельности людей, которые затем используются психологией. Связь между психологией и социологией обеспечивает социальная психология.

Технические науки также связаны с психологией, так как у них зачастую возникает проблема «стыковки» сложных технических систем и человека. Данными вопросами занимаются инженерная психология и психология труда.

История. Современный человек - есть продукт исторического развития, при котором происходило взаимодействия биологических и психических факторов - начиная от биологического процесса естественного отбора до психических процессов речи, мышления и труда. Историческая психология изучает изменение психики людей в процессе исторического развития и роль психологических качеств исторических деятелей на ход истории.

Медицина помогает психологии лучше понять возможные механизмы нарушения психики людей и находить пути для ее лечения (психокоррекции и психотерапии). На стыке медицины и психологии находятся такие ветви психологии, как медицинская психология и психотерапия.

Педагогика предоставляет психологии информацию об основных направлениях и закономерностях обучения и воспитания людей, позволяющую вырабатывать рекомендации по психологическому обеспечению этих процессов. Связь между этими близкими науками обеспечивают педагогическая психология и возрастная психология.

Связь психологии с другими науками Основные отрасли психологии

Предмет и задачи психологии как науки

Само название предмета в переводе с древнегреческого означает " psyche " - душа, " logos " - наука, учение, то есть - "наука о душе". Психология как наука обладает особыми качествами, которые отличают ее от других научных дисциплин. Как систему проверенных знаний психологию знают немногие. Вместе с тем как система жизненных явлений, психология знакома каждому человеку. Она представлена ему в виде собственных ощущений, образов, представлений, явлений памяти, мышления, речи, воли, воображения, интересов, мотивов, потребностей, эмоций, чувств и многого другого. Основные психические явления мы непосредственно можем обнаружить у самих себя и косвенно наблюдать у других людей. Предметом изучения психологии является, прежде всœего, психика человека и животных, включающая в себя многие субъективные явления. С помощью одних, таких, к примеру, как ощущения и восприятие, внимание и память, воображение, мышление и речь, человек познает мир.
Размещено на реф.рф
По этой причине их часто называют познавательными процессами. Другие явления регулируют его общение с людьми, непосредственно управляют действиями и поступками. Их называют психическими свойствами и состояниями личности (к ним относят потребности, мотивы, цели, интересы, волю, чувства и эмоции, склонности и способности, знания и сознание). Вместе с тем, психология изучает человеческое общение и поведение, их зависимость от психических явлений и в свою очередь зависимость формирования и развития психических явлений от них. Общая психология исследует индивида, выделяя при этом два базовых направления - психологию познавательных процессов и психологию личности. Познавательные процессы охватывают ощущения, восприятие, внимание, память, воображение, мышление и речь. С помощью этих процессов человек получает и перерабатывает информацию о мире, они же участвуют в формировании и преобразовании знаний. Личность обладает свойствами, которые определяют дела и поступки человека. Это - эмоции, способности, диспозиции, установки, мотивация, темперамент, характер и воля.

Связь психологии с другими науками Основные отрасли психологии

Философия . Родоначальником психологии считается величайший философ древности – Аристотель. Философия есть система взглядов на мир и человека, а изучением человека занимается именно психология. По этой причине до недавнего времени психологию изучали на философских факультетах университетов, и ее некоторые разделы (к примеру, общая психология, где даются определœения базовых понятий науки), тесно переплетаются с философией. При этом психология не должна быть ʼʼслужанкой философииʼʼ, как это было в Советским Союзе, где марксистко-ленинская философия жестко определяла основные постулаты психологии. Это две самостоятельные науки, которые могут взаимно обогащать и дополнять друг друга. На стыке философии и психологии располагается такая отрасль последней, как ʼʼОбщая психологияʼʼ.

Естествознание тесно связано с психологией. Развитие теоретической и практической психологии в последние годы было бы невозможно без успехов в биологии, анатомии, физиологии, биохимии и медицинœе. Благодаря этим наукам психологи лучше понимают строение и работу мозга человека, который является материальной основой психики. На стыке физиологии и психологии располагается ʼʼПсихофизиологияʼʼ.

Социология как самостоятельная наука тесно связана с социальной психологией, которая является тем мостиком, который связывает мысли, чувства и установки отдельных людей с феноменами массового сознания. Вместе с тем, социология предоставляет психологии факты социальной деятельности людей, которые затем используются психологией. Связь между психологией и социологией обеспечивает ʼʼСоциальная психологияʼʼ.

Технические науки также связаны с психологией, так как у них зачастую возникает проблема ʼʼстыковкиʼʼ сложных технических систем и человека. Данными вопросами занимаются ʼʼИнженерная психологияʼʼ и ʼʼПсихология трудаʼʼ.

История . Современный человек – есть продукт исторического развития, при котором происходило взаимодействия биологических и психических факторов – начиная от биологического процесса естественного отбора до психических процессов речи, мышления и труда. Историческая психология изучает изменение психики людей в процессе исторического развития и роль психологических качеств исторических деятелœей на ход истории.

Медицина помогает психологии лучше понять возможные механизмы нарушения психики людей и находить пути для ее лечения (психокоррекции и психотерапии). На стыке медицины и психологии находятся такие ветви психологии, как ʼʼМедицинская психологияʼʼ и ʼʼПсихотерапияʼʼ.

Педагогика предоставляет психологии информацию об базовых направлениях и закономерностях обучения и воспитания людей, позволяющую вырабатывать рекомендации по психологическому обеспечению этих процессов. Связь между этими близкими науками обеспечивают ʼʼПедагогическая психологияʼʼ и ʼʼВозрастная психологияʼʼ.

Связь психологии с другими науками Основные отрасли психологии - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Связь психологии с другими науками Основные отрасли психологии" 2017, 2018.

Сферы применения психологического знания

Психологические проблемы возникают практически во всех сферах научного знания. При этом решающей роли они не играют (иначе бы интересы данной сферы полностью переориен­тировались на психологию), но качество решения проблем во многом определяет саморазвитие целых научных областей. Пси­хология объединяет результаты ряда областей знания, особенно тех, предметом изучения которых является человек. В этом ее важнейшая научная роль в системе всех наук. Объединение осу­ществляется на уровне конкретнонаучного знания. Более высо­кий уровень обобщения, конечно же, остается за философией.

Такая связь с другими фундаментальными науками обес­печивает развитие самой психологии через обогащение ее методами, концепциями и постановку перед ней все новых проблем для решения.

Конечно, сотрудничество психологии с науками не огра­ничивается лишь двусторонними связями. Нередко решение психологической проблемы требует тесного взаимодействия нескольких наук. Так, например, установлено, что в данной стране устремленность людей к успеху (психологический фактор) обусловлена достигнутым уровнем благосостояния (экономи­ческий фактор) и принятой системой воспитания молодого поколения (педагогический фактор).

Взаимосвязь психологии с другими науками ни в коей мере не превращает ее в их «служанку». Самостоятельность психологии обеспечивается собственным предметом и объек­том изучения, а также своим исследовательским аппаратом, тре­бующим в процессе его практического использования строго­го соблюдения морально-этических норм, обеспечения безо­пасности клиента и больших массивов статистических данных.

Взаимодействие психологии с другими науками приво­дит к появлению целого ряда «пограничных» научных дис­циплин. Это неудивительно: научные психологические зна­ния нужны везде, где требуется учет психологических особен­ностей отдельных люден и человеческих взаимоотношений. Вряд ли историк, слабо разбирающийся в вопросах психоло­гии личности, сумеет объективно оценить роль личности в исторических зигзагах человечества. Промахи будут сопро­вождать работу следователя, опирающегося в своих действи­ях исключительно на знание Уголовного кодекса. Так появи­лись историческая, юридическая, политическая, социальная, эко­номическая, этническая, медицинская, инженерная, военная психология, психология спорта, искусства, религии, семьи и брака и др.

Как и всякую другую самостоятельную науку, психологию «мучают» проблемы, находящиеся па всех уровнях исследова­ния – от макро- до микроуровня. Проблема общего мировоззрения. Не будет ошибкой ска­зать, что психологию ждут открытия огромной значимости для человечества. Это обеспечивается возрастающим интере­сом к проблемам психического, расширением фронта психоло­гических исследований, запросами практики. Ведущие ученые связывают будущее психологии (впрочем, как и других наук) с формированием мировоззрения, открытого для сосущество­вания различных научных взглядов. Центральный момент в таком мировоззрении – умение мыслить категориями неве­домого. Ведь в ряде основополагающих разделов естествозна­ния возникли противоречия фундаментального характера.



Большинство лауреатов Нобелевской премии напрямую связывают проблемы раскрытия тайн наблюдаемых (но не объяснимых с позиций методологии современной науки) яв­лений с изучением процесса мироздания. В этом нет ничего удивительного, так как взгляды человечества на мироздание менялись по мере его развития. Без сомнения, такая миссия принадлежит молодому поколению. По словам М. Планка, ве­ликие научные идеи внедряются не столько путем постепен­ного убеждения оппонентов, сколько за счет постепенного вымирания оппонентов и освоения новых идей растущими поколениями. Бывают, конечно, и исключения. Так, Э. Циол­ковский рекомендовал искать следы зарождения Человека не на Земле, а в Космосе. В конце своей жизни А. Эйнштейн признал ограниченность своей теории по причине ее несоот­ветствия истинному, но еще не осознанному человечеством мирозданию и утверждал (хотя и без конкретизации), что законы Вселенной несут в себе отпечаток Высшего Разума. Проблема общей теории психологии. Разрешение этой проблемы естественным образом увязано с формированием мировоззрения, адекватного реальности. Теория, основанная на системе постулатов, уже не в состоянии объяснять многие фе­номены на уровне достоверности, необходимой для практики. Проблема поиска объективных законов, описывающих существенные, функционально необходимые, устойчивые, по­вторяющиеся связи между психическими явлениями. Здесь важно установить области их применения, систему ограниче­ний, накладываемых на их «власть». Проблема механизмов психической деятельности, по­зволяющих раскрыть самые существенные стороны действия психических закономерностей. Проблема выделения категорий и понятий (таких, как «общение», «отражение», «деятельность»), способствующих интеграции психологических знаний, подготовке базы дня со­здания общей теории психологии.

Проблема изучения конкретных процессов, состояний и свойств психики (от простейших ощущений до сложных мо­тивов и измененных состояний сознания). Состояние знаний в данной проблеме характеризуется наличием ряда конкури­рующих позиций, ни одна из которых не в силах доказать свою полную объективность.

Проблема продвижения в практику результатов психо­логических исследований в виде «человеческого фактора». Практика – мощный стимул развития психологии. В послед­нее десятилетие это направление получило значительное раз­витие в отечественной психологии в связи с ростом конку­ренции товаров и услуг на мировом рынке.

Все перечисленные проблемы – это проблемы роста пси­хологии, но не ее загнивания. Вместе с тем, по мнению ряда психологов, назревает разрыв между теоретической и при­кладной сферами психологии. Складывается парадоксальная ситуация: психологи могут управлять многими психически­ми процессами и состояниями, но не в силах объяснить меха­низмы такого влияния. Этот факт подготавливает ученых к мысли о существенном пересмотре мировоззренческих и ме­тодологических основ психологии.

Сама психология вышла из философии – науки о душе. Но это далеко не единственная связь, сохранившаяся в настоящее время. Стоит вспомнить предмет психологии (человек) и представить, у скольких еще наук схожий предмет: социология, педагогика, медицина, биология, история и другие гуманитарные, естественные и даже точные науки. Например, математика – какая же психология без статистики и подсчета результатов эксперимента.

Современная психология по-прежнему основывается на философских принципах, методах и теориях. Уж слишком часто затрагиваются проблемы сути человеческого существования и причин внутренней дисгармонии. Теории таких известных психологов, как Фрейд, Юнг, Фромм именуются философскими.

Но несмотря на отделение психологии и философия не может существовать обособленно. Так и переплетаются эти науки, исследуя проблему социального и биологического фактора в человеке, особенности познания окружающего мира, феноменов типа веры и смерти, и усвоения ценностей.

Психология и история

История взаимосвязана с психологией ничуть не меньше, чем философия. Ценности, стереотипы, модели поведения, требования, нормы общества меняются от столетия к столетию, от года к году. Но влияние истории как условий проживания человека – одна сторона. Другая сторона – учет исторического опыта и исторической наследственности, которая влияет на с рождения (что давно подтверждено в психологии).

Кроме того, интересно и другое:

  • с одной стороны исторические события и перипетии влияют на психику человека;
  • но с другой стороны сам человек влияет на историю (нельзя сказать, что абсолютно все люди ее вершат – этим занимаются (как положительные, так и отрицательные), но их немало).

Да что там говорить, любой психологический феномен невозможно всесторонне изучить, не углубляясь в историю. И самый главный наш элемент (психика) тому подтверждение. Откуда стало известно, что человек развивается, что наша психика так похожа на психику животных, но все-таки отличается? Из истории. Как можно определить начало какого-то феномена? Проанализировав историю. И условия развития чего-либо, благоприятные и неблагоприятные факторы подскажет история.

Человек не может жить без общества, а история позволяет проследить развитие общественного сознания. Существует даже специальное научное направление – историческая психология, которая изучает особенности развития психики и усвоения социального опыта в разные эпохи. Психология и история еще и некоторыми методами исследований обменялись. Например, метод периодизации, типологии, сравнения.

Психология и социология

Еще одна тесная связь. Тут и распинаться особо не нужно, достаточно сказать базисное утверждение психологии: человек – это социально-биологическое существо.

  • До сих пор не поставлена точка в спорах о том, что в человеке первично: влияние генов или влияние социума.
  • Но с тем, что оба фактора влияют очень сильно, уже давно согласны все исследователи. Что бы ни заложила в нас природа, без общества мы не научимся жизни именно в этом конкретном социуме.

И опять же в психологии есть специальное направление – социальная психология, которая изучает функционирование социума как единого организма и особенности поведения человека в рамках каких-либо групп. И так же, как и с историей, психология и социология обменялись методами исследований. Например, опросы и анкеты пришли из социологии. Сама теория социального научения пришла из социологии. А вот и группы пришла в социологию из психологии.

Психология и педагогика

Все, что касается развития детей, обучения и воспитания, перевоспитания (уже не только детей) тесно связано с педагогикой. Воспитание детей немыслимо без знания психологических особенностей, возрастных характеристик. Саму программу обучения нужно подбирать с учетом и индивидуально-личностных особенностей человека, учитывая его возможности (зона развития).

И, конечно, существует особое направление – педагогическая психология.

  • Как помочь ребенку ?
  • Как создать условия, соответствующие его особенностям?
  • Как соотнести сензитивные периоды развития и программу обучения?
  • Как привить ценности и нормы общества?

На все ответит педагогическая психология.

Психология и биология

Биология раскрывает нашу вторую сторону – врожденные особенности. Кроме того, на стыке биологии и психологии возникла зоопсихология и нейропсихология, психогенетика. Биология позволяет выяснить органические нарушения, а психология скажет, как они влияют на психику и поведение человека, его социализацию.

Также биология подскажет, какие внешние природные факторы влияют на личность в каждом конкретном случае, почему дети иногда рождаются с патологиями и как это связано с психикой. Само устройство психики и строение мозга, функционирование центральной нервной системы расшифрует нейропсихология.

Психология и медицина

На стыке этих наук образовалась медицинская психология, или клиническая психология. Она позволяет в единстве рассматривать болезни и их причины, в том числе психологические. С другой стороны, она раскрывает восприятие человеком своего .

Если психология – наука о душе, которая при необходимости скорее корректирует и реабилитирует, то клиническая психология – наука о взаимосвязи болезней и психических изменений, занимается лечением.

Психология и юриспруденция, право

Стоит ли говорить о тесном сотрудничестве следователей и психологов? По-моему, очевидно, что невозможно «расколоть» человека или предугадать действия преступника, если не знать его психологический портрет, не владеть методами воздействия и не уметь противостоять .

Психологов приглашают дополнить или изучить . Многие проблемы, например, девиации, асоциальный образ жизни, дезадаптация, заставляют вместе работать сотрудников органов и психологов. Предотвращать, реабилитировать, корректировать, информировать – задача юридической психологии.

Психология и менеджмент

Разве может сфера услуг существовать без знания человеческой психологии? Нет, совершенно не может. Как заинтересовать клиента, как ему угодить, как решить – на все ответит психология менеджмента.

Послесловие

Таким образом, можно сказать, что психология занимает центральное место в системе всего научного знания. Она соединяет все сферы жизни человека. Психологию все чаще включают в разные обучающие программы как специальную или прикладную дисциплину.

Кроме описанных в статье наук психология связана еще и с политологией, экономикой, строительством. В общем, всем, где идет речь о жизни человека. Еще Платон назвал психологию королевой всех наук. Хотя как отдельную науку признавать ее стали позже (середина XIX века – начало XX века). До сих пор остается актуальной классификация А. Кедрова, в которой он поставил психологию в центре, а к ней сделал примыкающими философские, технические и общественные науки.

Современная психология имеет множество отраслей и их названия говорят сами за себя (относительно связи психологии с другими науками):

  • общая психология;
  • социальная психология;
  • возрастная психология;
  • клиническая психология;
  • педагогическая психология;
  • инженерная психология;
  • дифференциальная психология;
  • гендерная психология;
  • сравнительная психология;
  • зоопсихология;
  • авиационная психология;
  • космическая психология;
  • психофизиология;
  • психология рекламы;
  • военная психология;
  • парапсихология;
  • психология управления;
  • экологическая психология;
  • юридическая психология.

Отрасли психологи расширяются так же быстро, как появляются новые профессии, например, психолог-эргономист. В его обязанности входит информировать конструкторов техники о том, как лучше для человеческой психики конструировать машины, роботы, автоматы (уровень света, звука, расположение рычагов, дисплея); как и при каких именно условиях, обстоятельствах должны соблюдаться те или иные стандарты.