Проект конструирование в старшей группе детского сада. Проект по лего-конструированию «Терентий – Тетерев

Проект конструирование в старшей группе детского сада. Проект по лего-конструированию «Терентий – Тетерев

Алеся Лаврова
Проект по конструированию из бумаги «Волшебный мир оригами» в старшей группе

подготовлен Лавровой А. А.,

воспитателем старшей группы МБДОУ № 65

Вид проекта : Творческий

Срок реализации : Среднесрочный.

Участники проекта : воспитатель Лаврова А. А., дети, родители.

Актуальность проекта :

Как мы все знаем, не все дети любят сидеть и вышивать, особенно мальчики, не у всех детей хорошо получается с рисованием, аппликацией, но искусство Оригами доступно всем детям . Бумага - доступный и универсальный материал. Оригами не только и не столько знакомство со складыванием конкретных фигурок из бумаги , но и использование радостного для ребёнка занятия с целью развития у него целого комплекса навыков. Воспроизведение действий, показанных взрослым, не является для ребёнка простой механической операцией. Ему приходится постоянно думать, соизмерять свои движения, следить, чтобы при сгибании противоположные стороны совпадали. При слабой ещё координации мелкой мускулатуры, при неразвитом глазомере, эти действия требуют от детей волевого и мыслительного напряжения.

Отношение детей к Оригами существенным образом изменяется, когда они видят, что из бумаги получается определённая поделка или игрушка. Именно тогда у ребёнка возникает желание заниматься дальше, продолжать занятия дома.

Цель проекта :

Познакомить детей с искусством «Оригами » , научить выполнять поделки этим способом. Воспитать всесторонне развитую личность.

Задачи :

Расширять представления о свойствах и качествах бумаги , научить выполнять поделки, используя схемы.

Развивать воображение, мышление, усидчивость, мелкую моторику, творческие способности детей.

Воспитывать интерес к конструированию , желание овладеть новыми способами в работе с бумагой .

Привлекать родителей к активному участию в проекте .

Этапы проекты

Подготовительный :

* Определение темы.

* Подбор методического материала.

* Изготовление схем

* Разработка перспективного тематического планирования работы.

* Подбор иллюстраций, фотографий, художественной литературы.

* Подбор материала для выполнения поделок.

Основной :

Беседа «Что такое «Оригами

НОД по развитию речи : рассказывание японской сказки «История бумажного комочка » .

НОД по конструированию : изготовление поделок "Волк», «Ворон» по схемам, обучение детей пользования схемами; «Птицы» - по разным схемам.

НОД по ознакомлению с окружающим : «Волшебная бумага » - экспериментирование; «Как животные и птицы зимуют» . Загадки о диких животных. Загадки о птицах.

Выставка поделок оригами после каждого занятия.

Консультация для родителей «Волшебный мир оригами » .

Совместная деятельность воспитателя с детьми по конструированию в свободное время : изготовление поделок «Лиса» , «Заяц» , «Синица» , «Сова» по схемам.

Индивидуальная работа с детьми по отработке навыков, помощь в разборе схем.

Полученный результат

В результате проведённой работы, дети стали более внимательными, усидчивыми.

Их радует моментальное превращение листа бумаги в различные фигурки .

Выполнение поделок способом оригами заинтересовывало не только детей, но и родителей.

Дети с интересом выполняют поделки самостоятельно, используя при этом схемы.

Они научились точно и аккуратно складывать бумагу и заглаживать сгибы . - Дети с удовольствием обыгрывают поделки, проявляют творчество в своей работе.

Считаю, что проведённая мною работа бала плодотворной и полезной детям. Проект прошёл через все образовательные области и затронул все виды детской деятельности.

Перспективный план работы с детьми

Сроки Тема Программные задачи Форма организации

03.02.2016 «Голуби» Закреплять у детей навыки складывания бумаги , конструирования поделки по словесному образцу и схеме. Развивать ручную умелость, мышление. Воспитывать настойчивость в достижении цели. Беседа, НОД по конструированию

08.02.2016 Поздравительные открытки «Корабли для пап» Вызвать у детей желание сделать поздравительные открытки. Формировать умения в вырезывании из бумаги , сложенной вдвое. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать трудолюбие, аккуратность. Самостоятельная и совместная с педагогом деятельность детей по конструированию

10.02.2016 «Самолеты» из природного материала Расширять представления детей о свойствах природного материала. Побуждать детей к изготовлению игрушки из природного материала по образцу, подбирать необходимые детали. Развивать ручную умелость, настойчивость. Воспитывать аккуратность в работе. НОД по конструированию

10.02.2016 «Что это, и где растут шишки?» Расширять у детей представления о природном окружении, о том, что шишки растут на хвойных деревьях. Развивать любознательность. Воспитывать интерес к окружающему миру. Беседа и обследование природного материала

16.02.2016 «Карандашницы» в подарок мальчикам Упражнять детей в работе с разными материалами, формировать умение планировать этапы своей работы. Развивать творчество, мелкую моторику пальцев. Воспитывать желание сделать приятный подарок. Подгрупповая работа с девочками по конструированию

17.02.2016 «Танки» из бросового материала Закреплять у детей умения обклеивать коробки бумагой , вырезать детали и элементы из цветной бумаги , оформлять поделку. Развивать пространственное мышление, глазомер. Воспитывать аккуратность Беседа, НОД по конструированию

24.02.2016 «Кулон» - подарки для девочек Упражнять детей в работе с разными материалами. Побуждать подбирать цветовое сочетание пластилина и семян. Развивать мелкую моторику пальцев. Воспитывать желание сделать приятный подарок. Подгрупповая работа с мальчиками по конструированию

25.02.2016 Открытки с цветами для мам Формировать умение придумывать сюжет для открытки, воплощать свой замысел. Развивать эстетическое восприятие. Воспитывать желание порадовать своих близких. Беседа, НОД по конструированию

Публикации по теме:

Программное содержание: 1. Учить складывать базовую форму «воздушный змей», проглаживая линии сгиба. 2. Продолжать учить детей ориентироваться.

«Раз, два, три - лодочка, плыви». Конспект НОД по конструированию из бумаги способом оригами для детей старшей группы Программное содержание: Учить изготавливать простые поделки из бумаги на основе нового способа конструирования - складывания бумаги пополам.

Проект «Волшебный мир оригами» «Волшебный мир оригами» - это проект я разработала в прошлом году в связи с проектом «Уральская инженерная школа». Развитие конструктивно-модельных.

Конспект НОД по конструированию в старшей группе. Оригами «Котёнок» Конспект НОД по конструированию в старшей группе. Оригами «Котенок». Цель: развивать умение делать поделки в технике оригами. Закреплять.

Конспект ООД из бумаги в технике оригами в старшей группе №6 «Рыжая лисичка» Конспект ООД из бумаги в технике оригами в старшей группе №6 на тему: «Рыжая лисичка» Воспитатель: Павлова М. И. 2016г. ООД Тема: «Рыжая.


Орган местного самоуправления «Управление образования города Каменска – Уральского»
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 93»

Проект по конструированию «Юные конструкторы»
для детей 4 - 5 лет
Разработан: Козлинской Н.Г.
Должность: Воспитатель
Высшая квалификационная категория
2016 – 2017 учебный год
Проект «Юные конструкторы»
Мы живем в «век высоких технологий», где робототехника стала одним из приоритетных направлений в сфере экономики, машиностроения, здравоохранения, военного дела и других направлений деятельности человека. На современном рынке производственных отношений возникла необходимость в профессиях, требующих навыки работы с инновационными программируемыми устройствами, которые поступают на производство, такие специалисты востребованы. Однако в России существует проблема недостаточной обеспеченности инженерными кадрами и низкий статус инженерного образования. Назрела необходимость вести популяризацию профессии инженера, ведь использование роботов в быту, на производстве требует, чтобы пользователи обладали современными знаниями в области управления роботами. Для этого важно, как можно раньше начинать прививать интерес и закладывать базовые знания и навыки в области робототехники.
Для дошкольников характерны живой интерес к окружающей жизни, жажда ее познания, огромная восприимчивость к тому, что он узнает самостоятельно и от взрослых. Они очень впечатлительны, эмоциональны и внушаемы. Заметно повышается умственная и физическая работоспособность детей, степень которой связана с интересом к делу и с чередованием разных видов деятельности. У детей этого возраста заметно повышается произвольность психических процессов – восприятия, мышления и речи, внимания, памяти, воображения. Внимание становится более сосредоточенным, устойчивым, в связи с этим развивается способность запоминать, мобилизуя волю. Именно в дошкольном возрасте начинает формироваться исследовательская деятельность. Таким образом, зная о психофизическом развитии детей дошкольного возраста, мы можем решать задачи конструктивного характера.
Все виды конструирования способствуют разностороннему развитию дошкольника. На занятиях развивается образное мышление, воображение, творческие способности, способности концентрации внимания. Приступая к постройке, ребенок на первом этапе представляет ее (мысленно или на основе схемы, картинки), продумывает общую форму, отдельные части, затем соотносит образ с имеющимися деталями, выявляет степень их пригодности, после чего приступает к конструированию задуманного. В ходе постройки ребенок может вносить коррективы, добавлять незапланированные детали, убирать имеющиеся или включать дополнительные материалы. Таким образом, достигается высокая результативность конструктивной деятельности.
Цель проекта:
Развитие конструктивного мышления детей 4-5 лет, знакомство с элементами робототехники.
Формы реализации проекта:
Проект реализуется через систему занятий по подготовке дошкольников к освоению элементов робототехники через конструктивную деятельность и включен как часть непрерывно непосредственной образовательной деятельности.
Задачи проекта:
1.Воспитательные
Формировать интерес к конструированию и конструктивному творчеству.
Развивать умение руководствоваться словесными инструкциями педагога в процессе упражнений.
Сформировать умение совместно работать с детьми и педагогом в процессе создания одной постройки.
2.Образовательные
Закрепить умение работать с различными конструкторами, учитывая в процессе их свойства и выразительные возможности.
Научить создавать сюжетные композиции в процессе конструирования.
Научить создавать разнообразные конструкции в процессе экспериментирования с различными материалами, а также преобразовывать предлагаемые заготовки.
3.Развивающие
Продолжать формирование чувства формы при создании конструкций.
Способствовать овладению композиционными закономерностями: масштаб, пропорция, пластика, объем, фактура, динамика, статика.
Вид проекта:
Практико-ориентированный.
Игровой.
Долгосрочный.
Комплексно - инновационный.
Участники проекта:
Дети среднего дошкольного возраста (4-5 лет).
Педагоги и специалисты узкой направленности.
Родители (законные представители).
Социальные партнёры.
Сроки реализации проекта: 2016 – 2017 учебные года
Инновационность проекта: (в данном разделе указываем методики, технологии, ИКТ, ЭОР)
Использование комплексного подхода при разработке долгосрочного проекта, направленного на эффективный процесс интеграции образовательных областей.
Профессиональная мобильность педагога, использование информационно – коммуникативных и интерактивных форм и методик в организации образовательно – воспитательного процесса.
Создание условий для оптимального сочетания индивидуальной и совместной деятельности детей.
Сопричастность и взаимопонимание всех участников образовательного процесса в вопросах развития и воспитания ребёнка, его становления как личности.

Способы и направления поддержки детской инициативы: (Отражение учета ФГОС)
Уважать индивидуальные вкусы и привычки детей
Отмечать и публично поддерживать любые успехи детей
Уважать и ценить каждого ребенка независимо от его достижений, достоинства, недостатков
Создавать условия и выделять время для самостоятельной творческой или познавательной деятельности детей
Использование здоровьесберегающих технологий в процессе реализации проекта:
Артикуляционная гимнастика
Пальчиковая гимнастика
Гимнастика для глаз
Элементы самомассажа
Предполагаемые результаты: указываем кратко по всему проекту.
У детей увеличивается круг знаний об окружающем мире
Ребенок активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх.
У ребенка развита мелкая и крупная моторика
Ребенок овладевает математическими понятиями, количественными представлениями, понятиями из области живой природы и основными культурными способами деятельности.
Комплексно – тематическое планирование части, формируемой участниками образовательных отношений:
Период Тема Цель Формы работы
Сентябрь 1.Конструирование из строительного материала «Как мы строили и ремонтировали дорожки». (И.А.Лыкова «Конструирование в детском саду», стр.24)
2.Контруирование по замыслу из лего – конструктора. (Е.В.Фешина «Лего-конструирование в детском саду», стр.39) Уточнить и расширить представление о дороге как сооружении, созданном для удобства перемещения в пространстве. Закрепить способ симметричного конструирования (обеими руками синхронно). Воспитывать интерес к конструированию и обыгрыванию созданных построек.
Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность. Совместная продуктивная и игровая деятельность детей. Создание ситуации для конструирования и обыгрывания дорожки – поломка и ремонт.
Октябрь 1.Конструирование на плоскости (мозаика) «Как на кустиках постепенно зрели ягодки». (И.А.Лыкова «Конструирование в детском саду», стр.48)
2.Конструирование из природного материала «Как шишки стали лесными жителями». (И.А.Лыкова «Конструирование в детском саду», стр.50)
Вызвать интерес к созданию образа кустика со спелыми ягодами. Продолжать знакомить с мозайкой. Развивать воображение, чувство цвета, ритма, мелкую моторику, координацию в системе «глаз-рука».
Вызвать интерес к обследованию шишек, поиску ассоциативных образов и созданию персонажей по замыслу. Воспитывать бережное отношение к природе, поддерживать интерес к экопластике. Осмысление детьми того, что целое всегда больше, чем сумма составляющих частей и что в результате объединения частей получается нечто новое по смыслу. Создание изображения из множества схожих элементов.
Показ двух новых способов соединения деталей (втыкание детали в деталь, прикручивание детали с помощью проволоки). Создание ситуации обследования природной формы с участием разных анализаторов (зрения, обоняния, осязания, барического чувства).
Ноябрь
1.Конструирование из лего-конструктора «Большие и маленькие пирамидки». (Е.В.Фешина «Лего-конструирование в детском саду», стр.45)
2.Конструирование из строительного материала «Как труба превратилась в русскую печку». (И.А.Лыкова «Конструирование в детском саду», стр.60) Учить строить разные пирамидки. Развивать внимание, мелкую моторику рук. Учить бережно относиться к конструктору.
Продолжать знакомство с народной культурой. Вызвать интерес к конструированию русской печки с лежанкой. Развивать восприятие, пространственное мышление, творческое воображение. Совместная


Создание проблемной ситуации – предложить сконструировать трубу, превратив ее в печку и обыграть, добавив огонь и дым (из бумажных салфеток или лоскутков).
Декабрь
1.Конструирование каркасное из фольги «Как фольга стала серебряной птичкой» (И.А.Лыкова «Конструирование в детском саду», стр.72)
2.Конструирование из лего-конструктора «Лесной домик». (Е.В.Фешина «Лего-конструирование в детском саду», стр.46)
Расширить опыт конструирования из фольги. Учить планировать деятельность и конструировать с опорой на технологическую карту (4 операции). Развивать эстетическое восприятие.
Учить строить дом. Распределять детали правильно. Развивать творческое воображение, навыки конструирования.
Создание и обыгрывание способа конструирования новогодней игрушки из квадрата каркасным способом (по ассоциации с внешним видом птицы).
Совместная
продуктивная и игровая деятельность детей.
Опосредованное наблюдение (изобразительная наглядность: рассматривание игрушек, картин, рассказывание по игрушкам и картинам.).
Январь
1.Конструирование из снега на прогулке «Как снег превратился в семью снеговиков». (И.А.Лыкова «Конструирование в детском саду», стр.76)
Создать условия для художественного экспериментирования со снегом. Расширить опыт творческого конструирования в свободном сочетании природного и бытового материалов.
Совместная продуктивная и игровая деятельность детей. Создание ситуации выбора материала для своей постройки и из каких частей, для чего предназначается.
Февраль 1.Конструирование из лего-конструктора «Загон для коров и лошадей». (Е.В.Фешина «Лего-конструирование в детском саду», стр.48)
2.Конструирование из строительного материала «Как мы построили кроватки для 3 медведей». (И.А.Лыкова «Конструирование в детском саду», стр.78) Учить строить загоны по условиям. Распределять детали правильно. Развивать творческое воображение, навыки конструирования.
Уточнить представление о кровати как о предмете мебели, созданном людьми для комфортного и здорового сна. Инициировать освоение способа создания построек по заданному условию (размеру медведей). Совместная продуктивная и игровая деятельность детей. Создание ситуации выбора материала для своей постройки и из каких частей, для чего предназначается.
Совместная продуктивная и игровая деятельность детей. Создание ситуации выбора материала для своей постройки и из каких частей, для чего предназначается.
Март 1.Конструирование из лего- конструктора «Слон». (Е.В.Фешина «Лего-конструирование в детском саду», стр.54)
2.Конструирование из бытового материала «Как варежки стали театральными куклами». (И.А.Лыкова «Конструирование в детском саду», стр.102)
Учить строить слона. Продолжать знакомить с обитателями зоопарка.
Расширять представление о театре как интегрированном искусстве, продолжать знакомить с видами театра для детей.
Совместная продуктивная и игровая деятельность детей.
Опосредованное наблюдение (изобр. наглядность: рассматривание игрушек, картин, рассказывание по игрушкам и картинам.).
Показ двух новых способов соединения деталей (нанизывание детали в деталь, прикручивание детали с помощью проволоки). Создание ситуации обследования природной формы с участием разных анализаторов (зрения, обоняния, осязания, барического чувства).
Апрель
1.Конструирование из лего-конструктора «Ракета, космонавты». (Е.В.Фешина «Лего-конструирование в детском саду», стр.56)
2.Конструирование из бумаги «Как листок стал бумажным самолетиком». (И.А.Лыкова «Конструирование в детском саду», стр.116) Рассказать о космических ракетах и космонавтах. Учить строить ракету и космонавтов.
Вызвать интерес к конструированию бумажных самолетиков для игр на улице. Обогащать опыт конструирования с опорой на технологическую карту.
Совместная продуктивная и игровая деятельность детей. Создание ситуации выбора материала для своей постройки и из каких частей, для чего предназначается.
Совместная
продуктивная и игровая деятельность детей.
Май 1. Конструирование из лего-конструктора «Самолет». (Е.В.Фешина «Лего-конструирование в детском саду», стр.59)
2. Конструирование из бумаги «Как лист бумаги стал письмом с фронта». (И.А.Лыкова «Конструирование в детском саду», стр.114)
Рассказать о профессии летчика. Учить строить самолет, выделяя функциональные части. Развивать интерес и творчество.
Вызвать интерес к созданию открытки «Фронтовой треугольник» в подарок ветеранам войны и на выставку «День Победы». Обогащать опыт конструирования с опорой на технологическую карту.
Совместная продуктивная и игровая деятельность детей. Создание ситуации выбора материала для своей постройки и из каких частей, для чего предназначается.
Совместная
продуктивная и игровая деятельность детей.
Взаимодействие с родителями
сроки Форма взаимодействия
2016-2017 учебный год Разработка плана взаимодействия с родителями:
проведение родительского собрания с целью ознакомления с проектом, привлечение к активному сотрудничеству;
проведение консультаций, анкетирования, мастер – классов;
Проведение индивидуальных консультаций с родителями по разделу конструирования
Методическое обеспечение проекта «Юные конструкторы»
ФГОС ДО утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155.
Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогобридзе, О.В. Солнцева и др. – Спб: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО « ДЕТСТВО- ПРЕСС» , 2014. – 352 с.
Лыкова И.А. Конструирование в детском саду. Средняя группа. Учебно – методическое пособие к парциальной программе «Умные пальчики». М.: ИД «Цветной мир», 2015. – 144с.
Фешина Е.В. Лего – конструирование в детском саду. – М.: ТЦ Сфера, 2012. – 144с.
Развитие инженерного мышления детей дошкольного возраста: методические рекомендации/ авт.-сост. И.В.Анянова, С.М.Андреева, Л.И.Миназова; Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Свердловской области «Институт развития образования» Нижнетагильский филиал. –Нижний Тагил: ГАОУ ДПО СО «ИРО» НТФ. –Нижний Тагил, 2015. -168с.

ОЛьга Сердюк
Долгосрочный проект по конструированию, моделированию и робототехнике

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД № 484 «Росинка»

г. Новосибирска

Составила : воспитатель Сердюк О. С.

ДОЛГОСРОЧНЫЙ ПРОЕКТ

«Конструирование , »

ПО познавательно-исследовательскому разностороннему развитию воспитанников

ГРУППЫ «РАДУГА»

1. Аннотация к проекту

1.2 Цели и задачи.

1.3 Методическое обеспечение

1.5 Технические средства обучения

2. Три этапа освоения детьми робототехнической деятельности и ожидаемые результаты.

2.5 Ожидаемые результаты

3. Примерное тематическое планирование для первого этапа освоения робототехнической деятельности

3.1 Группа 2-я младшая

3.2 Группа средняя

4. Диагностика. Критерии оценки

5. Итоги образовательного процесса

6. Литература и Интернет-ресурсы

«Ребенок – прирожденный конструктор ,

изобретатель и исследователь.

Эти заложенные природой задатки особенно

быстро реализуются и совершенствуются

в коструировании.» Л. В. Куцакова.

1. Аннотация к проекту

Основная идея проекта заключается в гармоничном соединении современных технологий с традиционными средствами развития ребенка.

Проект рассчитан для детей младшего, среднего, старшего и подготовительного дошкольного возраста и направлен на использование средств конструкторов Легороботов для достижения целого комплекса образовательных целей :

Развитие словарного запаса и навыков общения при объяснении работы модели .

Установление причинно-следственных связей.

Анализ результатов и поиск новых решений.

Коллективная выработка идей.

Экспериментальное исследование, оценка (измерение) влияния отдельных факторов.

Развитие логического мышления,

Умения программировать заданное поведение модели .

Работа с этими конструкторами дарит возможность создавать яркие "Умные" игрушки, наделять их интеллектом, выучить базовые принципы программирования на ПК, научиться работать с моторами и датчиками. Это позволяет почувствовать себя настоящим инженером-конструктором .

Познавательно – исследовательское

Занятия LEGO конструированием , программированием, исследованиями,

а также общение в процессе работы способствуют разностороннему

развитию воспитанников.

Интегрирование различных образовательных

областей в рабочей программе «Робототехника в детском саду » открывает

возможности для реализации новых концепций дошкольников, овладения

новыми навыками и расширения круга интересов.

1.2 Цель и задачи ПРОЕКТА «Конструирование , моделирование и робототехника »:

Цели. Моделирование логических отношений и объектов реального мира для всех возрастных групп дошкольного возраста

1. Познавательная задача : развитие познавательного интереса детей

дошкольного возраста к робототехнике .

2. Образовательная задача : формирование умений и навыков

конструирования , приобретения первого опыта при решении

конструкторских задач , знакомство с новыми видами конструкторов LEGO

We DO, ROBOLAB. LEGO DUPLO, LEGO DACTA

3. Развивающая задача : развитие творческой активности, самостоятельности

в принятии оптимальных решений в различных ситуациях, развитие

внимания, оперативной памяти, воображения, мышления (логического,

комбинаторного, творческого).

4. Воспитывающая задача : воспитание ответственности, высокой культуры,

дисциплины, коммуникативных способностей.

1.3 Методическое обеспечение ПРОЕКТА

Ведущий воспитатель должен пройти курсы повышения квалификации «Конструирование и робототехника в дошкольном образовательном учреждении»,

Приемы :

Словесные :

Рассказ;

Инструктаж.

Наглядные :

Групповые выставки,

Работа по инструкции.

Практические :

Спектакли игрушек Лего;

Создание действующих моделей ;

Демонстрация умения работать с схемами и различными видами конструктора ЛЕГО .

Изменение модели путём модификации её конструкции .

Моделирование и анализ заданных ситуаций. Организация мозговых штурмов для поиска новых решений

Методы стимулирования и мотивации деятельности :

Игровые эмоциональные ситуации,

Похвала, поощрение

Формы организации :

Занятие по подгруппам;

Индивидуальная работа с ребенком;

Коллективные работы;

Тематические занятия;

1.4 Материально-технические условия внедрения ЛЕГО конструирования и робототехники в ДОУ .

Освоение конструктора и его использование должно быть процессом

направляемым, а не спонтанным.

Для этих целей обязательным элементом процесса обучения является наличие у педагога четкой стратегии использования конструктора в учебно-воспитательном процессе.

Для эффективной организации занятий по Лего конструированию необходимо обустроить среду, где будут проводиться занятия с детьми После первого занятия педагогу уже понятно, как лучше дать ребенку детали конструктора - в коробке или россыпью.

Ребенок должен свободно передвигаться и не быть ограниченным рамками стола.

Чтобы в дальнейшем использовать ЛЕГО на занятиях, ребенок должен

Пощупать, потрогать элементы,

попробовать варианты их скрепления,

Привыкнуть к пестроте и яркости этих волшебных кирпичиков,

Просто поиграть с ними и начать свободно ориентироваться в элементах, лежащих в коробке.

Конструкторы ЛЕГО - это специально разработанные конструкторы , которые спроектированы таким образом , чтобы ребенок в процессе занимательной игры смог получить максимум информации о современной науке и технике и освоить ее.

Робототехника сегодня - одна из самых динамично развивающихся областей

промышленности.

Путь развития и совершенствования у каждого человека свой.

Задача образования при этом сводится к тому, чтобы создать среду, облегчающую ребёнку возможность раскрытия собственного потенциала, позволить ему свободно действовать, познавая эту среду, а через неё и окружающий мир.

Роль педагога состоит в том, чтобы в соответствующей образовательной среде побуждать ребёнка к познанию, к деятельности.

1.5 Технические средства обучения :

ЛЕГО DUPLO для младшей группы и LEGO DACTA для средней группы

Одним из первых конструкторов , с помощью которых можно создавать программируемые модели , является комплект LEGO We Do- конструктор (набор сопрягаемых деталей и электронных блоков) для создания программируемого робота .

Программа предусматривает использование базовых датчиков и двигателей комплекта LEGO We Do, также изучение основ программирования в среде LEGO We Do.

Для организации потребуется :

Конструктор ПервоРобот LEGO We Do - 6 шт .

Программное обеспечение ПервоРобот LEGO WeDo , которое включает в себя :

158 элементов, включая USB ЛЕГО-коммутатор, мотор, датчик наклона и

датчик расстояния, позволяющие сделать модель более маневренной и «умной» .

USB LEGO- коммутатор. Через этот коммутатор осуществляется управление датчиками и моторами при помощи программного обеспечения We Do™. Через два разъёма коммутатора подаётся питание на моторы и проводится обмен данными между датчиками и компьютером.

Программное обеспечение LEGO® We Do автоматически обнаруживает каждый мотор или датчик.

Программа может работать с тремя USB LEGO-коммутаторами одновременно.

Мотор можно запрограммировать по направлению вращения мотора (по часовой стрелке или против) и его мощность. Питание на мотор (5В) подаётся через USB порт компьютера.

К мотору можно подсоединять оси или другие LEGO-элементы.

Датчик наклона

Датчик наклона сообщает о направлении наклона. Он различает шесть положений : «Носом

вверх», «Носом вниз» , «На левый бок» , «На правый бок» , «Нет наклона» и «Любой наклон» .

Датчик расстояния

Датчик расстояния обнаруживает объекты на расстоянии до 15 см.

Программное обеспечение ПервоРобот LEGO® We Do™ (LEGO Education We Do Software)

Программное обеспечение конструктора We Do™ предназначено для создания программ путём

перетаскивания Блоков из Палитры на Рабочее поле и их встраивания в цепочку программы.

Для управления моторами, датчиками наклона и расстояния, предусмотрены соответствующие блоки.

Кроме них имеются и Блоки для управления клавиатурой и дисплеем компьютера, микрофоном и громкоговорителем.

Программное обеспечение автоматически обнаруживает

каждый мотор или датчик, подключенный к портам LEGO®-коммутатора, комплект содержит 12 заданий.

Все задания снабжены анимацией и пошаговыми сборочными инструкциями.

Интерактивная доска

Ноутбук

Проектор

Новые знания лучше всего усваивается тогда, когда мозг и руки «работают вместе» .

Работа с продуктами LEGO Education базируется на принципе практического обучения : сначала обдумывание, а затем создание моделей .

В каждом задании комплекта для этапа «Конструирование » приведены подробные пошаговые инструкции.

Особенности организации развивающей предметно – пространственной среды

Для подготовки к занятиям с комплектом заданий используется следующий протокол :

Установка на каждый компьютер или сетевой сервер программное обеспечение

2000095 LEGO® Education WeDo™.15

Установка на каждый компьютер или сетевой сервер комплект заданий 2009580 LEGO

Education We Do Activity Pack.

Конструктор 9580 We Do Construction Set. с элементами в контейнере.

Организованное для каждой группы рабочее место с компьютером и свободным местом для сборки моделей . Стол, придвинутый одним торцом к розетке, к которой подключается компьютер, место для контейнера с деталями и «сборочной площадки» .

То есть, перед каждым компьютером свободное пространство размерами примерно 60 см х 40 см.

Измерительные инструменты : линейки или рулетки, секундомер, бумага для таблицы данных.

Нумерованные наборы We Do Construction Set, которые закрепляют за каждой командой конкретный набор.

Отдельный шкаф, большой контейнер для хранения наборов, позволяющий хранить незавершённые модели , также можно раскладывать модели по отдельным небольшим коробочкам или лоткам .

Место, для размещения дополнительного материала : книги, фотографии, карты – всё, что относится к изучаемой теме.

Разноцветная бумага, картон, фольга, ленточки, ножницы для развития идей выполняемых проектов

2. Три этапа освоения детьми робототехнической деятельности и ожидаемые результаты

Освоение детьми робототехнической деятельности обычно делят на три этапа. Первый и второй этапы подготовительные. И уже на этих этапах можно увидеть будущих конструкторов и инженеров , которые так необходимы стране. Мы должны поддерживать и направлять талантливых детей, помогать им реализовать свой потенциал и талант.

На данном этапе различные виды конструирования включены в регламент образовательной работы детского сада. Реализуется в рамках образовательных областей по ФГОС.

Наряду с традиционным деревянным конструктором , дети выполняют постройки из пластмассового конструктора , а также с увлечением занимаются конструированием из бумаги по типу оригами. В совместной с педагогом деятельности малыши осваивают эталоны цвета, формы величины, развивают мелкую моторику. Идет интеграции конструирования с занимательной сенсорикой,

В возрасте с 4 до 5 лет дети закрепляют навыки работы с различными видами конструкторов . В этом возрасте преимущественная форма работы - это конструирование по замыслу . Воспитатель создает предметно – развивающую среду в группе, где дети свободно экспериментируют со строительным материалом, придумывают сюжеты, используют модели из конструктора в игре .

2 этап реализуется в рамках вариативной части основной общеобразовательной программы детского сада

«Конструирование с использованием информационно коммуникативных технологий»

В образовательную деятельность по конструированию включены упражнения по освоению программы конструирования по робототехнике . Дети не только закрепляют приобретенные навыки конструирования объемных моделей , но и знакомятся с уникальными возможностями моделирования построек в данной программе.

Третий этап реализуется в рамках вариативной части основной общеобразовательной программы детского сада

«Конструирование с использованием робототехники »

На данном этапе преобладает познавательно – исследовательская деятельность дошкольников. Занятия конструированием , программированием, исследованиями, а также общение в процессе работы способствуют разностороннему развитию воспитанников. Интегрирование различных образовательных областей в рабочей

программе «Робототехника в детском саду » открывает возможности для

реализации новых компетенций дошкольников, овладения новыми навыками и расширения круга интересов

Освоение навыков робото– конструирования третьего этапа происходит в 4 стадии

Знакомство с конструктором и инструкциями по сборке, изучение технологии соединения деталей.

Сборка простых конструкций по образцу .

Знакомство детей с языком программирования и пиктограммами, а также правилами программирования в компьютерной среде.

Создание и программирование моделей с более сложным поведением.

Юные конструкторы исследуют , какое влияние на поведение модели оказывает изменение ее конструкции : они заменяют детали, проводят испытания, оценивают ее возможности, создают отчеты, проводят презентации, придумывают сюжеты, придумывают сценарии и разыгрывают спектакли, задействуют в них свои модели .

Работа в проектной деятельности учит детей планировать и самостоятельно выполнять творческие задания.

Например : дети и педагоги создают проекты : «В мире животных» ,

«Мы идём в зоопарк» , «В мире сказок и приключений» ,

«Мы строим Космодром» , «Летим к звёздам» , «Станция на орбите» , «Транспорт» , «Великие открытия» , «Растительный мир и животный» , «Чудесный парк» .

2.5 Ожидаемые результаты

Формирование устойчивого интереса к робототехнике и

образовательным областям общеобразовательной программы

детского сада

Формирование умения работать по предложенным инструкциям;

Формирование умения творчески подходить к решению задачи;

Формирование умения довести решение задачи до готовности

модели ;

Формирование умения излагать мысли в четкой логической

последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать

ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем

логических рассуждений.

Формирование умения работать над проектом в команде ,

Эффективно распределять обязанности.

Творческий проект по ЛЕГО-конструированию «Электросноумобиль»


Лебедева Елена Николаевна, педагог дополнительного образования
Место работы: ГБПОУ СО Северный педагогический колледж, детский сад «Солнышко»
Материал включает теоретическую основу технологии проектирования и пример проекта с использованием ЛЕГО-конструирования, выполненный ребёнком старшего дошкольного возраста.

Развитие познавательных интересов детей во многом зависит от того, насколько ребенок вовлекается в собственный творческий поиск, открытие новых знаний, в исследовательскую деятельность.
Метод проектов - это творческий подход к организации обучения, при котором познание строится не на запоминании отобранной информации, а на самостоятельном поиске и развитии интересов ребёнка.
Классификация проектов, используемых в практике ДОУ:
По составу участников (дети, родители, сотрудники);
По срокам реализации: краткосрочные; средней продолжительности; долгосрочные;
По целевой установке;
По тематике.

Основные виды проектов , используемых в практике ДОУ:
межгрупповые;
групповые («День варенья»);
индивидуальные («Мой пушистый друг»);
комплексные («Поможем природе»).
Типы проектов:
исследовательские;
ролевые, игровые;
информационно - практико-ориентированные;
творческие.
Педагогическая значимость проектов
В процессе проектной деятельности педагог выступает в роли организатора познавательной деятельности детей, а не просто носителем готовых знаний.
Проектный метод позволяет активному, творческому педагогу эффективно интегрировать содержание образовательных областей, успешно решать программные задачи в процесс разнообразной, интересной, насыщенной деятельности.
Особенности проектной деятельности в ДОУ
Особенности проектной деятельности в детском саду заключаются в том, что ребёнок ещё не может самостоятельно сформулировать проблему, определить замысел, поэтому в воспитательно-образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети, педагоги, родители.
Дошкольник не может быть автором, организатором проектной деятельности. Он нуждается в помощи взрослых, которые способны понять его интересы. По ходу решения поставленных задач взрослый помогает ребёнку найти средства и способы для достижения цели. Опираясь на помощь взрослых, дети ищут решение проблемы через вопросы к родителям, совместное анализирование интернет-ресурсов, чтение познавательной литературы, наблюдений. Они совместно занимаются продуктивной деятельностью: рисуют, мастерят, сочиняют, конструируют.
Условия, необходимые для успешной реализации проектной деятельности
Учёт интересов ребёнка.
Деятельность без принуждения.
Тематика из близкого окружения. Проблемная ситуация должна быть доступна для понимания.
Предоставление самостоятельности и поддержка детской инициативы.
Ненавязчивое привлечение родителей в совместную работу над проектом, создание атмосферы совместного с ребёнком творчества.
Соблюдение принципа последовательности в работе над проектом.
Совместное с педагогом достижение цели.

Образовательные области в ДОУ не существуют в «чистом виде». Всегда происходит их интеграция, а с помощью применения ЛЕГО-конструирования легко можно интегрировать познавательное развитие, куда и входит техническое конструирование с художественно-эстетическим развитием (когда мы говорим о творческом конструировании), с социально – коммуникативным развитием и с другими образовательными областями.
В педагогике ЛЕГО-технология интересна тем, что, строясь на интегрированных принципах, объединяет в себе элементы игры и экспериментирования. Игры ЛЕГО выступают способом исследования и ориентации ребенка в реальном мире, пространстве и времени.

Воспитанники детского сада приняли участие в разработке проектов на экологическую тему «Инженер-эколог» через конструирование.

Цель проекта:
Создание современной образовательной среды по формированию потенциальных возможностей ребенка, обеспечивающей создание ситуации успеха через применение технологии лего-конструирования в интеграции образовательных областей дошкольного образования.
Задачи:
1. Создать психолого-педагогические условия, способствующие интеграции образовательных областей и обеспечивающие непрерывность образовательного процесса, направленного на развитие способностей, компетенций и творчества воспитанников средствами технологии ЛЕГО - конструирования;
2. Создать единое социально – образовательное пространство, включающее ДОУ и семью, направленного на поддержку и развитие познавательной инициативности, социальной и творческой активности детей дошкольного возраста;
3. Способствовать формированию инженерного мышления подрастающего поколения;
4. Выявить возможности в развитии детей;
5. Формировать активную родительскую позицию на основе продуктивного сотрудничества ДОУ и семьи.

Этапы реализации проекта.

I этап - ценностно-ориентированный.
Выявление проблемных ситуаций в ближайшем окружении. Мозговой штурм для поиска способов, путей решения проблемы.



II этап - конструктивный.
Проведение мастер-классов для детей по применению Лего технологии, Знакомство с уже созданными человечеством моделями по выявленной проблеме, анализ их приемлемости и эффективности.



III этап - практический.
Совместная деятельность педагогов и детей. Самостоятельное конструирование по замыслу, схемам, чертежам. Обсуждение, апробирование, рефлексия, преобразование.





IV этап - презентационный.
Проведение презентационных мероприятий, Лего выставки, обмен опытом между дошкольниками.
Презентация проекта состоялась на базе детского сада для детей 3-х возрастных групп.



V этап - награждение участников и победителей.


Представляю проект «Электросноумобиля», оформленный совместно с педагогом.







Создатель данного проекта стал победителем на областном фестивале робототехники:


Таким образом, техническое конструирование – воплощение замысла из деталей Лего-конструктора. С его помощью обеспечивается формирование первичных представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира. А метод проектов - первая ступень для погружения в среду творчества и познания; ранняя диагностика способностей ребёнка; экспериментирование и первые изобретения.



Должность: воспитатель

Актуальность:

Человек, который способен конструктивно мыслить, быстро решать логические задачи, наиболее приспособлен к жизни, так как быстро находит выход из затруднительных ситуаций, принимает рациональное решение. Влияние конструктивной деятельности на умственное развитие детей изучал А.Р.Лурия. Им был сделан вывод о том, «что упражнения в конструировании оказывает существенное влияние на развитие ребенка, радикально изменяя характер интеллектуальной деятельности».

Лего в переводе с датского языка означает «умная игра».

Использование Лего-технологии в системе дополнительного образования в ДОУ является актуальным в свете новых федеральных государственных требований к программе дошкольного образования:

— прослеживается принцип интеграции образовательных областей: конструирование находится в образовательной области «Познание» и интегрируется с образовательными областями «Коммуникация», «Труд», «Социализация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Безопасность»;

— конструктор ЛЕГО используется как в самостоятельной деятельности детей не только в рамках НОД, но и при проведении досугов, праздников, в проектной деятельности;

— основой образовательного процесса с использованием ЛЕГО-технологии является игра – ведущий вид детской деятельности.

Занятия по лего — конструированию способствуют:

— формированию образного, пространственного мышления

— развивает воображение

— самореализации собственных замыслов

— развитие познавательной, художественно-эстетической способностей

— развитию внимания, памяти, речи

Использование ЛЕГО – технологии в ДОУ позволяет поднять на более высокий уровень развитие познавательной активности дошкольников, а это – одна из составляющих успешности их дальнейшего обучения в школе.

Объект исследования:

Дети старшей группы

Предмет исследования:

Развитие конструктивной деятельности с конструктором ЛЕГО.

Цель проекта:

Развитие умственного и творческого мышления дошкольников через использование ЛЕГО-конструирования в образовательном процессе ДОУ.

Задачи проекта:

1.Создание условий, обеспечивающих непрерывность образовательного процесса, направленного на развитие способностей, компетенций и творчества воспитанников средствами технологии ЛЕГО-конструирования.

2.Выявления возможностей в развитии детей; определение наиболее эффективных целесообразных методов, приемов, средств, педагогических технологий, обучение детей ЛЕГО-конструированию.

3.Формирование активной родительской позиции на основе продуктивного сотрудничества ДОУ и семьи.

Гипотеза:

Сроки проекта: годовой

Состав участников:

— воспитатели;

— родители;

База проекта:

МБДОУ г.Кургана «Детский сад комбинированного вида №137 «Алиса»

Этапы реализации проекта

Этапы реализации Деятельность педагога
1 этап

Организационно-подготовительный

(2012-2013уч.гг.)

1. Составление проблемно-ориентированного анализа

Всестороннее изучение психолого-педагогической и научно-методической литературы;

Дифференциация потребностей педагога и детей и родителей в рамках существующей проблемы;

Определение конкретных целей, подготовки, способов решения проблемы.

— мониторинг.

2. Определение основных ресурсов для реализации проекта.

3. Выработка плана конкретных действий по созданию условий.

4. Методическое обеспечение реализации проекта:

Осуществление мониторинга реализации проекта;

— разработка календарно-перспективного плана реализации проекта с детьми.

2 этап

Практический

(2012-2013уч.гг.)

1. Разработка и апробирование конспектов занятий.

А.Занятия:

— «Строительство домика» (октябрь);

— «Волшебные рыбки» (ноябрь);

— «Животные» (февраль);

— «Лего — мир аквариума» (март);

— «Жизнь на другой планете» (апрель).

Б. игры-упражнения:

— «Чья команда быстрее построит»;

— «Найди деталь такую же, как на карточке»;

— «Таинственный мешочек»;

— «Разложи детали по местам»;

— «Выложи вторую половину узора».

2. Работа с родителями в рамках реализации проекта:

— установление сотрудничества с родителями по реализации проекта;

Информирование родителей о результатах внедрения проекта.

3 этап

Обобщающий

  1. Выставка «Лего – мир» (февраль)
  2. Мастер – класс «Развитие творческого потенциала ребенка в играх с конструктором «Лего»
  3. Методические рекомендации «Развитие конструктивных навыков в играх «Лего»
  4. Защита проекта

Ожидаемые результаты:

  1. Ребенок создает конструкции из разных видов конструкторов по собственному желанию.
  2. Применяет разные средства для достижения результаты(схемы, модели, рисунки, образцы).
  3. Самостоятельно организует предметно-игровую среду, отражая и преломляя окружающую действительность, содержание книг.
  4. Стремиться стать участником коллективной сюжетно-ролевой игры с использованием поделок из различных видов конструктора.
  5. В режиссерской игре берет на себя роль организатора и исполнителя всех действующих лиц в игре, создавая и проигрывая целостные сюжеты на основе созданных игр-макетов.
  6. Заинтересовать родителей в развитии творческого развития.

Прогноз дальнейшего развития:

В результате проведенной нами работы у детей будут сформированы моторные навыки, навыки конструирования, умения выбирать оптимальные пути решения творческих заданий, успешно функционировать в социуме.

Программно-методическое обеспечение.

1. Веракса, Н. Е. Мониторинг достижения ребенком планируемых результатов освоения программы / Н. Е.Веракса, А. Н. Веракса. — М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011. – 40 с.

2. Комарова, Л. Г. Строим из ЛЕГО: моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора ЛЕГО / Л. Г. Комарова. — М.: «ЛИНКА-ПРЕСС», 2001.-88 с.

3. Куцакова Л. В. Конструирование и ручной труд в детском саду: программа и методические рекомендации / Л. В. Куцакова. – М.: Мозаика-Синтез, 2008. – 64 с.

4. Лусс Т. В. Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью ЛЕГО: пособие для педагогов-дефектологов / Т. В. Лусс.- М.: ВЛАДОС, 2003.-104 с.

5. Парамонова Л. А. Детское творческое конструирование / Л. А. Парамонова. — М., 1999.

6. Шайдурова Н. В. Развитие ребенка в конструктивной деятельности: справочное пособие / Н. В. Шайдурова. — М.: ТЦ Сфера, 2008.- 128 с.

7. Новикова В. П., Тихонова Л. И. Лего-мозаика в играх и занятиях / В. П. Новикова, Л. И. Тихонова-М.: Мозаика-Синтез, 2005.-72с.

Пояснительная записка

Игрушки, игры — одно из самых сильных воспитательных средств в руках общества. Игру принято называть основным видом деятельности ребёнка. Именно в игре проявляются и развиваются разные стороны его личности, удовлетворяются многие интеллектуальные и эмоциональные потребности, складывается характер, что положительно влияет на социальное здоровье дошкольника.

Но, при этом, часто можно видеть картину: у малыша много игрушек, а он не играет ими. Причин тому, конечно, не одна, но чаще всего главная причина в том, что игрушки уже себя»исчерпали», элемент новизны исчез. А он-то и привлекает ребёнка в первую очередь. Дать же ему задачку для ума, длительную интеллектуальную нагрузку готовая игрушка не в состоянии. В этом отношении куда лучше строительные материалы,мозаика и пр. Эти игры обладают большой вариативностью, разнообразием комбинаций. Но и их развивающие возможности ограничены: они не побуждают детей к усиленной умственной деятельности, не требуют от них значительных напряжений, не опережают развитие ребёнка, а в лучшем случае удовлетворяют лишь его сиюминутные потребности. А этого очень мало для развития творческих способностей. Если ещё учесть, что далеко не в каждой семье созданы все необходимые условия для развития творческой деятельности детей, то становится очевидно: нужны игры нового типа , игры моделирующие сам творческий процесс и создающие свой микроклимат,где появляются возможности для развития творческой стороны интеллекта., способствующие формированию у детей коммуникативных навыков,установлению положительных межличностных отношений.

Такими играми нового типа являются игры с конструкторами типа Лего , которые при всём своём разнообразии исходят из общей идеи и обладают характерными особенностями :

Каждая игра с конструктором представляет собой набор задач , которые ребёнок решает с помощью деталей из конструктора.

Задачи даются ребёнку в различной форме: в виде модели, рисунка, фотографии, чертежа, устной инструкции и т.п., и таким образом знакомят его с разными способами передачи информации .

Задачи расположены примерно в порядке возрастания сложности, т.е. в них использован принцип народных игр: от простого к сложному .

Постепенное возрастание трудности задач в конструировании позволяет ребёнку идти вперёд и совершенствоваться самостоятельно , т.е. развивать свои творческие способности , в отличии от обучения, где всё объясняется и где формируются только исполнительские черты в ребёнке.

Решение задачи предстаёт перед ребёнком не в абстрактной форме ответа математической задачи, а в виде сооружения из деталей конструктора, т.е. в виде видимых и осязаемых вещей. Это позволяет сопоставлять наглядно «задание» с «решением» и самому проверять точность выполнения задания.

Большинство игр с конструктором не исчерпывается предлагаемыми заданиями, а позволяет детям составлять новые варианты заданий и придумывать новые игры с конструктором, т.е. заниматься творческой деятельностью.

Так моделирование из конструкторов типа “Лего” позволяет разрешить сразу несколько проблем, связанных с развитием творческих способностей, воображения, интеллектуальной активности; формированием на основе создания общих построек коммуникативных навыков: умением в совместной деятельности высказывать свои предложения, советы, просьбы, в вежливой форме отвечать на вопросы; доброжелательно предлагать помощь; объединяться в игре в пары, микро-группы.

Столкнувшись с проблемой по обучению детей моделированию из конструкторов типа “Лего”,стала необходимость в разработке проекта с использованием конструкторов типа “Лего”.

Этапы работы

над созданием проекта следующие: организационно-подготовительный, практический и обобщающий.

На организационно-подготовительном этапе был составлен проблемно-ориентировочный анализ, всесторонне изучалась психолого-педагогическая и научно-методическая литература, определялись конкретные цели и способы решения проблемы.

На практическом этапе создавался банк методических рекомендаций и пособий для конструктивной деятельности с использованием конструкторов “Лего”. Разрабатывался календарно-перспективный план реализации проекта с детьми, составляющий реализацию игровых мини-проектов: “Наша группа”, “Строим город”, “Леса-чудеса”, “Космос”.Разрабатывались и апробировались конспекты занятий. Устанавливалось сотрудничество с родителями для успешной реализации проекта.

На Обобщающем этапе принимались решения по результатам мониторинга, определялись перспективы дальнейшего развития.

Отличительная особенность и новизна работы выражается в реализации задач по развитию творчества и конструктивных навыков через такие формы работы как игровые мини-проекты с использованием конструкторов типа “Лего”.

В ходе выполнения педагогической работы руководствовались следующими принципами :

  • от простого к сложному
  • учёт индивидуальных возможностей
  • детей в освоении коммуникативных и конструктивных навыков;
  • активности и созидательности
  • — использование эффективных методов и целенаправленной деятельности направленных на развитие творческих способностей детей;
  • комплексности решения задач
  • — решение конструктивных задач в разных видах деятельности: игровой, познавательной, речевой;
  • результативности и гарантированности
  • — реализация прав ребёнка на получение помощи и поддержки, гарантии положительного результата независимо от возраста и уровня развития детей.

Разрабатывая проект «Страна Лего» мы поставили следующие цели : развивать творческое воображение, интеллектуальную активность в конструктивной и игровой деятельности; развивать социальные эмоции и мотивы, способствующие налаживанию межличностных отношений детей в игровой и конструктивной деятельности.

Осуществление проекта «Страна Лего»позволило реализовать следующие задачи :

1. Способствовать возникновению в играх дружеских, партнерских взаимоотношений и игровых объединений по интересам;самостоятельно договариваться друг с другом,справедливо распределять роли, самим в этически приемлемой форме разрешать конфликты

2. Развивать у детей умения анализировать условия функционирования будущей конструкции,устанавливать последовательность её выполнения,способствовать созданию разных оригинальных конструкций на одной и той же основе:достраивать, используя блоки разных конфигураций, встраивать различные элементы.

3. Учить использовать созданные конструкции в играх-макетах, сюжетно-ролевых, режиссёрских играх.

Задачи проекта реализовывались по следующим направлениям :

1. Обучение детей через игры-задания,игры-упражнения, дидактические игры , которые развивают разные интеллектуальные качества:внимание, память, умение находить зависимости и закономерности; классифицировать и систематизировать материал; способность к комбинированию; умение делать правильные умозаключения на основе проведённого анализа.

2. Осуществление реализации мини-проектов : «Наша группа», «Леса-чудеса», «Строим город», «Космос». Они позволяют развивать умение планирования процесса создания собственной модели и совместного проекта;конструктивное воображение при создании постройки по собственному замыслу; способность предвидеть результаты своих действий; находить партнера для реализации собственного замысла,уметь устанавливать доброжелательные взаимоотношения со сверстником, создавать и обыгрывать тематический макет.

3. Проведение диагностики уровня сформированности конструктивных навыков у детей.

В ходе выполнения проекта для успешного выполнения поставленных задач были созданы следующие условия:

1. Организована предметно-развивающая среда ,отвечающая всем требованиям по развитию детской активности в конструктивной деятельности. В групповой комнате созданы игровые центры: “Юный архитектор”, “Город мастеров”, “Мы играем”,где детям предоставлена возможность реализовать потребности в конструктивной деятельности в соответствии со своими интересами и замыслами. Центры оснащены различными строительными наборами и конструкторами (настольные,напольные, деревянные, металлические,пластмассовые, с разными способами крепления),конструкторами “Lego”, “Lego-Dacta”, подобными отечественными конструкторами. А также детям предложены игрушки сомасштабные постройкам и отвечающие детскому восприятию (человечки,животные, машинки и др.). Подобраны альбомы образцов (рисунки, иллюстрации, фотографии,схемы) по темам: “Здания”, “Транспорт”,“Животные”; дидактические игры типа “Дострой здание”, “Найди ошибку в схеме”.

2. Разработаны и систематизированы конспекты занятий , направленные на развитие умений рассматривать и обследовать предметы и строения,выделять особенности конструкций, их назначение,материалы, из которых они изготовлены. Подобраны игры-упражнения стимулирующие детей к решению новыми способами конструкторских задач, способствующие совершенствованию конструкторских умений(соотносить, комбинировать).

Были использованы следующие формы работы :

  • занятия;
  • совместная деятельность;
  • мини-проекты.

Эффективно применялись методы и приёмы :

  • Проведение прогулок, экскурсий, во время которых дети наблюдают разнообразные объекты, отмечают особенности, чтобы в последствии смоделировать подобное из конструктора.
  • Рассматривание рисунков, фотографий, чертежей различных предметов, строений.
  • Использование народных пословиц, поговорок, песенок: “У кого сноровка, тот и действует ловко”, “Скоро слово сказывается, а не скоро дело делается” и др.
  • Обучение детей конструированию по образцу, по условию или по инструкции, по собственному замыслу, по рисунку, иллюстрациям.
  • Коллективное обсуждение будущей постройки. Дети учатся выражать своё мнение, отстаивать свою точку зрения.
  • Совместный анализ постройки, конструкции. Дети должны понимать, что нельзя критиковать неудачную работу товарища, если он очень старался; не стоит восхищаться сооружением сверстника, если он разбросал строительный материал.

На основе построек вместе с детьми создавали игровые макеты, привлекали родителей к подготовке тематических выставок,фоторепортажей; проводили вечера-досуги,викторины, игры-путешествия, режиссёрские и сюжетно-ролевые игры.

При создании игровых макетов «Наша группа», «Строим город», «Леса-чудеса»дети научились самостоятельно создавать предметно-игровую среду, придумывать и воплощать в игре интересные сюжеты игр, применять разные средства для достижения результата (схемы,модели, рисунки, образцы), установились устойчивые объединения детей, что способствовало формированию детского коллектива установлению положительного микроклимата в группе

Таким образом, целенаправленная продуманная педагогическая работа способствовала и развитию коммуникативных навыков и развитию творческого склада мышления.

Номинация: проектная деятельность в детском саду готовые проекты старшая группа.

Должность: воспитатель
Место работы: МБДОУ Детский сад №137
Месторасположение: г. Курган