Русская Поэзия XIX Века.

 Русская Поэзия XIX Века.
Русская Поэзия XIX Века.

Русская поэзия XIX века пережила в своем развитии по крайней мере три подлинных подъема. Первый, условно говоря, падает на начало века и-осенен именем Пушкина. Другой давно признанный поэтический взлет приходится на рубеж двух столетий - девятнадцатого и двадцатого - и связан прежде всего с творчеством Александра Блока. Наконец, третья, по выражению современного исследователя, «поэтическая эпоха» " - это середина прошлого пока, 60-е годы, хотя именно в поэзии так называемые «шестидесятые годы» хронологически ощутимее сдвигаются к началу 50-х.

В 40-е годы в русской поэзии имеют место значимые и принципиально важные явления. Так, в середине 40-х годов складывается оригинальное творчество Некрасова, в 40-е годы начинает творить Фет. И все же в это десятилетие в целом поэзия отходит на второй план, что подтверждает и внешняя картина литературной жизни: ограниченное количество выходящих поэтических сборников, скромное место, занимаемое поэзией в журналах. И причины нужно искать не только в произволе издателей или недостатке эстетического чутья у критиков - МОЖНО указать, например, на очень сдержанное отношение к поэзии во второй половине 40-х годов даже у Белинского. В литературе возобладали характерные прежде всего для прозы аналитические тенденции. Между тем предпринимаемая в самом конце 40-х годов таким чутким редактором и издателем, как Некрасов, попытка оживить интерес к поэзии представляется симптоматичной. В «Современнике» замышляется целая серия статей, посвященных поэтическим явлениям эпохи. В этих рамках написана и известная статья Некрасова «Русские второстепенные поэты».

Все это было предощущением нового подъема поэзии, признаки которого обнаруживаются уже с начала 50-х годов и который к середине 50-х годов обретает необычную стремительность. Поэзия снова получает нрава гражданства на страницах журналов, становится полнокровной, и самостоятельной участницей литературного процесса, предметом критического анализа и теоретических споров. Лучшие критики снова много и заинтересованно пишут о ней: Чернышевский и Добролюбов, Дружинин и Боткин. Выходят и часто становятся подлинно выдающимися событиями литературной и общественной жизни поэтические сборники. Прежде всего это относится к сборнику Некрасова 1856 года. Появляются книги Фета, Никитина, Огарева, Полонского, Ап. Майкова и др. Эпоха воззвала именно к поэзии, а не к стихотворству, недостатка в котором не было никогда. Меняется качественно и самый характер поэзии. Появляется немало новых поэтов: Случевскин, например, или Никитин. Происходит, однако, не просто обычная смена поколений. Процесс становления поэзии выглядит много сложнее. Характерно возрождение к новой жизни поэтов, давно сложившихся, но почти замолчавших в «непоэтические» 40-е годы. Может быть, наиболее характерна в этом смысле такого поэта, как , его как бы двойное возрождение: во-первых, внимание к самому его творчеству, уже существовавшему, возрождение его в читательском восприятии и, во-вторых, сама его необычайная творческая активность. Можно говорить н о своеобразном возрождении даже Некрасова, в копне 40-х годов переживавшего явный творческий кризис, мало или совсем (на протяжении 1849 года) не писавшего стихов н прямо заявлявшего, что он теперь стихов не пишет. С другой стороны, такой писатель, как Тургенев, создавший немало стихотворных произведений, в «прозаические» 40-е годы, полностью расстается со стихами в «поэтические» 50-е.

Русская поэзия после Пушкина несла в себе противоборствующие начала, выражала возросшую сложность и противоречивость жизни. Отчетливо обозначаясь и поляризуясь, развиваются два направления: демократическое и «чистое искусство». Когда мы говорим О двух поэтических лагерях, нужно иметь в виду большую пестроту и сложность отношений как внутри каждого из лагерей, так и в отношениях между ними, особенно если учитывать эволюцию общественной и литературной жизни, «Чистые» поэты писали гражданские стихи: от либерально-обличительных (Я. Полонский) до охранительных (Ап. Майков). Поэты-демократы испытывали определенное {и положительное тоже) влияние со стороны поэтов «чистого искусства»: Никитин, например, в своей лирике природы. Расцвет хатирической поэзии связан главным образом с демократическим движением. Тем не менее «чистое искусство» выдвинуло ряд крупных сатирических дарований: Н. Щербина и особенно А. К. Толстой, написавший немало сатирических произведений - как самостоятельных, так и в рамках коллективного авторства, создавшего знаменитого Козьму Пруткова. И все же в целом между поэтическими движениями проходи, достаточно четкий водораздел. В противостоянии и в противоборстве этих двух направлений часто заявляла о себе обострившаяся социальная борьба. Полюсы можно было бы, пожалуй, обозначить двумя именами: Некрасов и Фет. «Оба поэта начали писать почти одновременно, - констатировала критика, - оба пережили одни и те же фазисы общественной жизни, оба сделали себе имя в русской литературе... оба, наконец, отличаются далеко не дюжинным талантом, - и при всем том в поэтической деятельности каждого из них нет почти ни одного общего пункта».

Чаще под школой Некрасова - и здесь речь идет именно о такой школе-имеют в виду поэтов 50 - 70-Х годов, идеологически и художественно наиболее ему близких, испытывавших на себе прямое влияние великого поэта, даже организационно в сущности объединенных уже в силу того обстоятельства, что большинство из них группировалось вокруг немногочисленных демократических издании: некрасовского «Современника», «Русского слова», «Искры».

Если домашнее задание на тему: » Русская поэзия XIX века оказалось вам полезным, то мы будем вам признательны, если вы разместите ссылку на эту сообщение у себя на страничке в вашей социальной сети.

 
  • Свежие новости

  • Категории

  • Новости

  • Сочинения по теме

      В то самое время, когда в Северной Франции создавались поэмы о подвигах, на независимом от Севера Юге - в Провансе, Эстетически чуткие критики улавливали необходимость преодоления отрицательных крайностей каждого из сложившихся поэтических направлений. Такими критиками, в частности, оказались М. Л. Экзамен: Русская литература Поэзия 1950- 1960-х годов. Феномен поэтов-шестидесятников. В это время поэзия переживает огромный творческий подъем. Непосредственное воздействие на нее На рубеже нового периода в жизни страны и в своём собственном творчестве у Маяковского возникает необходимость заново пересмотреть и до К. Ф. Рылеева(1795-1826) В литературном движении 10-20-х годов XIX века, полном острой борьбы между различными направлениями, очень видное место занимает

    Ниобий в компактном состоянии представляет собой блестящий серебристо-белый (или серый в порошкообразном виде) парамагнитный металл с объёмноцентрированной кубической кристаллической решеткой.

    Имя существительное. Насыщение текста существительными может стать средством языковой изобразительности. Текст стихотворения А. А. Фета «Шепот, робкое дыханье...», в свое

Периодизация русской поэзии не совпадает в точности с границами столетий. Поэтому в список русских поэтов XVIII века включены и авторы, работавшие в самом начале XIX века, которых в первом приближении можно охарактеризовать как авторов… … Википедия

Служебный список статей, созданный для координации работ по развитию темы. Данное предупреждение не устанавл … Википедия

Не следует путать с термином «нацизм». Пробуждение Уэльса, Кристофер Уильямс, 1911. Образ Венеры как аллегория рождения нации Национализм (фр. nationalisme) идеология и направление политики, базовым принципом которых является тезис о высшей… … Википедия

Серебряный век период расцвета русской поэзии в начале XX века, характеризующийся появлением большого количества поэтов, поэтических течений, проповедовавших новую, отличную от старых идеалов, эстетику. Название «Серебряный век» дано по аналогии … Википедия

ЖУРНАЛЫ РУССКИЕ. I. ДВОРЯНСКИЕ ЖУРНАЛЫ ЭПОХИ РАСЦВЕТА КРЕПОСТНОГО ХОЗЯЙСТВА (XVIII в.). Как и на Западе, в России Ж. появились позже, чем первые печатные газеты. Их появление вызвано было развитием хозяйственной и общественной жизни и, в связи с… … Литературная энциклопедия

Это статья является частью серии статей о народе Украинцы … Википедия

- … Википедия

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА. Литература конца XIX — начала XX вв. - Крах народничества и борьба между его эпигонами и марксизмом явились важнейшими событиями русской общественной жизни конца века и существенно воздействовали на ход литературного процесса. Становление литературы, отражающей особенности третьего,… … Литературный энциклопедический словарь

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА 19 ВЕКА и Лермонтов. 1. Лермонтов и русская поэзия 19 в. Л. наследник пушкинской эпохи, начавший непосредственно с того рубежа, к рый был обозначен в рус. поэзии А. С. Пушкиным. Он выразил новое положение лит ры, характерное… … Лермонтовская энциклопедия

- … Википедия

Книги

  • Русские поэты XIX века. Хрестоматия , . Предлагаемая хрестоматия имеет цель дать студентам историко-филологических факультетов и преподавателям литературы возможно более полное представление о развитии русской поэзии XIX века по…
  • Русские поэты XIX века , . Предлагаемая хрестоматия имеет целью дать студентам историко-филологических факультетов и преподавателям литературы возможно более полное представление о развитии русской поэзии XIX века по…

Был освещен двумя литературными направлениями - классицизмом (М. Ломоносов, Г. Державин, Д. Фонвизин) и сентиментализмом (А. Радищев, Н. Карамзин), то романтизм (К. Рылеев, В. Жуковский) готовит уже переход к реализму, к величайшим шедеврам русской литературы нового века. Приступая к этому особому для российской литературы периоду, учителю важно подготовить небольшой вводный рассказ об этих направлениях, призванный сделать переход от повторения сведений о литературе XVIII века к характеристике золотого века русской поэзии с именами крупнейших русских поэтов - Пушкина, Лермонтова, Тютчева, Фета.

Вспомните слова Пушкина о В. А. Жуковском:

Его стихов пленительная сладость
Пройдет веков завистливую даль -

и слова В. Г. Белинского о том, что Жуковский открыл России «Америку романтизма». Обратим внимание школьников на то, что Жуковский, замечательный переводчик, крупнейший поэт романтизма, автор многочисленных элегий, посланий, романсов, песен, баллад, выразитель душевных переживаний (тоски и печали, радости любви, сострадания), стремился жить так, как писал. «Жизнь и поэзия одно», - утверждал поэт.

Школьники в этом возрасте уже могут понять суждение Жуковского, что для поэта чем более человечных людей, тем гуманнее и счастливее государство; счастье человека - в его душе, а все прекрасное и возвышенное должно победить, но для этого надо презреть мелкие интересы, суету, устремиться к возвышенному. Полезно дать задание сопоставить два произведения, выявляя, как предметный мир у Державина сменяется описанием эмоциональных признаков, оттенков у Жуковского:

Г. Державин. «Соловей»

На холме, сквозь зеленой рощи,
При блеске светлого ручья,
Под кровом тихой майской нощи,
Вдали я слышу соловья...

В. Жуковский. «Вечер»

Ручей, виющийся по светлому песку,
Как тихая твоя гармония приятна!
С каким сверканием катишься ты в реку!..

В описаниях Жуковского, как и в балладах, преобладает чувство (вспомним «Людмилу»). Важно, чтобы школьники поняли, что у Жуковского создается национально-исторический колорит, преобладают народные предания, обычаи, призыв к гуманизму и нравственной красоте.

К обзорному уроку после итоговых занятий по XVIII веку по теме «Русская поэзия XIX века» школьники готовят сообщения:

О Константине Николаевиче Батюшкове - одном из основателей русского романтизма, авторе элегий , посланий («определенность и ясность - первые и главные свойства его поэзии», по определению В. Г. Белинского), в основе поэзии которого - мечта о совершенном человеке;
- о Вильгельме Карловиче Кюхельбекере, сущность романтизма которого - в воспевании героев, способных воспитывать высокими гражданскими чувствами, а также о том, чем интересны его судьба и творчество;
- о Кондратии Федоровиче Рылееве, суть обличительных од, элегий, посланий, поэм, «дум» которого в утверждении «Я не поэт, а Гражданин» (выражение гражданских чувств с помощью широких исторических картин на героических примерах - Сусанин, Ермак);
- о плеяде русских лириков: Баратынский, Майков, Фет и др.

Евгений Абрамович Баратынский - автор поэм («Пиры», «Бал», «Цыганка» и др.), критических статей, но главное - лирических стихотворений. Важно объяснить школьникам, что у Баратынского «человек обречен на вечное разочарование»:
Переменяют годы нас
И с нами вместе наши нравы;
От всей души люблю я вас,
Но ваши чужды мне забавы...

Девятиклассники уже знакомы по предыдущим классам со стихотворениями Тютчева и Фета, Майкова и Полонского, Плещеева и Огарева, поэтому не составит труда подготовить к таким урокам-обзорам небольшие эссе и чтение одного-двух стихотворений. Пригласить их к творчеству, продумать вместе с учителем уроки, посвященные А. С. Пушкину , М. Ю. Лермонтову, Н. А. Некрасову.

Учащиеся начинают свой рассказ о Тютчеве с ответа на вопросы: когда родился и умер поэт? Что особенно характерно для его поэзии?

Федор Иванович Тютчев .

Для его поэзии характерно философское понимание мира. Природа предстает перед нами в постоянном движении, величественно-прекрасная и торжественно-трагическая. Человек сопричастен космосу.

Поэт неудовлетворен современностью, в стихотворениях - мечта о духовной жизни, желание постичь русскую действительность («Умом Россию не понять...», «Русской женщине», «Слезы»). Мы читаем тютчевские произведения, строки любовной лирики, проникнутые всемирными идеями, видим пейзажи родной природы - все это непревзойденные шедевры, к которым хочется всегда возвращаться...

Аполлон Николаевич Майков

- «это - поэт-художник, поэт-пластик, но не лирик ; писатель, замечательный мастерскою отделкою своих стихотворений, он с первого появления перед русскою публикою стал поэтом мысли и бестрепетно принял на себя весь нескончаемый труд, сопряженный с этим званием» (А. Дружинин). Автор стихотворений, героями которых являются простые люди - рыбаки, художники, веселые девушки. Пристальное вглядывание в мир природы и точная передача впечатлений отличают знаменитейшие произведения: «Весна! выставляется первая рама...», «Боже мой! вчера - ненастье...».

Афанасий Афанасьевич Фет

Поэт непосредственных переживаний и впечатлений. «...В лучшие свои минуты выходит из пределов, указанных поэзии, и смело делает шаг в нашу область» (П. Чайковский). Стремление выразить «невыразимое» напряжение слуха и зрения, мгновенность восприятия, сменяемость красок и звуков («Тихо под сенью лесной...», «Ах, как пахнуло весной!..»).

Аполлон Александрович Григорьев

Поэт, литературный и театральный критик. Окончил юридический факультет Московского университета . Печататься начал с 1843 года. Выпустил единственную книгу стихотворений (1846). Тогда же обратился к большим стихотворным формам. Впоследствии стал ведущим критиком журнала «Москвитянин». В начале 1860-х годов помещал критические статьи в журнале братьев Ф. М. и М. М. Достоевских «Время». Известен как мемуарист. Автор стихотворений о конфликте современного человека с прозаическим миром.

Яков Петрович Полонский

Поэт, прозаик. Окончил Рязанскую гимназию, учился на юридическом факультете Московского университета. Стихи начал печатать с 1840 года. Признанный мастер психологической лирики, передавший внутренний мир, человека в его постоянной противоречивости и изменчивости. Известен и как прозаик, всей душой воспринимающий разночинца, трудового человека, его горести, нужды, радости («Жницы», «Дорога», «Вызов», «Узница»).

Алексей Константинович Толстой

Поэт, драматург, прозаик. Воспитывался А. А. Перовским (его псевдоним - Антоний Погорельский). Выдержал в Московском университете экзамен на чин и служил дипломатом. Затем был приближен ко двору. Печататься стал как прозаик. Известность получил лирическими стихотворениями, историческими балладами и романом «Князь Серебряный». Лирика А. К. Толстого, утверждая ценность земного мира, проникнута томлением по прекрасному и бесконечному, разлитому в природе. Известен как автор поэм, сатирических стихотворений, замечательной драматической трилогии («Смерть Иоанна Грозного», «Царь Федор Иоаннович», «Царь Борис»). Главные темы его поэтических произведений - природа и любовь («Колокольчики мои...», «Край ты мой, родимый край...», «Коль любить, так без рассудку...»), особое место занимают в его творчестве баллады («Василий Шибанов», «Князь Михайло Репнин»).

Небольшой рассказ может прозвучать о Николае Платоновиче Огареве (стихотворения «Арестант», «Кабак»). Лаконично можно рассказать об Алексее Николаевиче Плещееве - поэте, переводчике, прозаике, мемуаристе и театральном критике. Учился он в школе гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров, а затем в Петербургском университете. В молодые годы сблизился с кружком М. В. Буташевича-Петрашевского и вместе с Ф. М. Достоевским и другими участниками кружка был сослан. Литературную известность получил по выходе первого сборника стихотворений (1846) и до конца жизни сохранил репутацию поэта с благородным и чистым направлением. Плещееву, помимо стихотворений («Вперед! без страха и сомненья...», «По чувствам братья мы с тобой...»), принадлежат повести, рассказы, переводы, пьесы и критические статьи.

Итак, обзорные уроки по теме «Русская поэзия XIX века» предваряют тематические занятия, посвященные Пушкину или Лермонтову, Некрасову, их можно провести как урок-монтаж, или урок-конференцию, или урок-концерт (небольшие сообщения и чтение стихотворений). Ведущим, естественно, будет учитель, заранее распределивший материал рассказов о поэтах и стихотворные тексты для чтения. Учитель начинает монтаж, затем берет на себя короткие комментарии, призванные связать воедино все части, а также суммарный итог такого сдвоенного урока; уместно предусмотреть ответы на следующие примерные вопросы и задания:

Каковы отличительные свойства поэзии Жуковского и Батюшкова?
- Каковы особенности творчества Тютчева и Фета, Рылеева и Плещеева?
- Вспомните и назовите самых крупных поэтов пушкинской поры.
- Расскажите о жизни и творчестве одного из поэтов XIX века.
- Подготовьте рассказ «Поэзия XIX века».

Бухштаб Б. Русские поэты. - Л., 1970.
Городецкий Б. Русские лирики: Историко-литературные очерки. - Л., 1974.
Коровин В. Поэты пушкинской поры. - М., 1980.
Коровин В. Русская поэзия XIX века. - М., 1987, 1997.
Семенко И. Поэты пушкинской поры. - М., 1970.
Русские поэты: Антология / Под ред. В. И. Коровина. - М., 1990. - Ч. I.

В. Я. Коровина, И. С. Збарский, В. И. Коровин, Литература 9 класс. Методические советы - М.: Просвещение, 2003. - 162 с.: ил.

Содержание урока конспект урока опорный каркас презентация урока акселеративные методы интерактивные технологии Практика задачи и упражнения самопроверка практикумы, тренинги, кейсы, квесты домашние задания дискуссионные вопросы риторические вопросы от учеников Иллюстрации аудио-, видеоклипы и мультимедиа фотографии, картинки графики, таблицы, схемы юмор, анекдоты, приколы, комиксы притчи, поговорки, кроссворды, цитаты Дополнения рефераты статьи фишки для любознательных шпаргалки учебники основные и дополнительные словарь терминов прочие Совершенствование учебников и уроков исправление ошибок в учебнике обновление фрагмента в учебнике элементы новаторства на уроке замена устаревших знаний новыми Только для учителей идеальные уроки календарный план на год методические рекомендации программы обсуждения Интегрированные уроки

Во второй половине XIX века произошел всплеск русской лирической поэзии. Только перечисление наиболее известных имен поэтов говорит о многом — Аполлон Николаевич Майков (1821—1897), Аполлон Александрович Григорьев (1882—1864), Яков Петрович Полонский (1819—1898), Иван Савич Никитин (1824—1861), Алексей Николаевич Апухтин (1840—1893), Константин Константинович Случевский (1837—1904), Семен Яковлевич Надсон (1862—1887), Константин Михайлович Фофанов (1862—1911), Федор Иванович Тютчев (1803—1873), Алексей Константинович Толстой (1817—1875), Афанасий Афанасьевич Фет (1820—1892), Николай Алексеевич Некрасов (1821-1877/78).

К сожалению, торжество поэзии было кратким. В русской литературе получает развитие проза, особенно большие эпические формы. Торжество прозы оказалось более прочным и связано с именем И. Тургенева, Ф. Достоевского, Л. Толстого. И все-таки поэзия второй половины XIX века оказала огромную роль в развитии русской литературы и культуры в целом. Поэзия представляла собой многогранную систему, в которой присутствовали разнообразные формы проявления лирического «я». Чтобы понять это «я», и читателю надо иметь открытое сердце и душу. Н.В. Гоголь отмечал: «Прочесть, как следует, произведение лирическое — вовсе не безделица».

Важно помнить, что поэзия развивалась в двух направлениях — пушкинское и гоголевское. Романтики XIX века (особенно А.С. Пушкин) провозглашали независимость ее от власти и народа, считали поэта творцом, которого вдохновил Бог. Программным для них было стихотворение А.С. Пушкина «Поэт и толпа». Лозунгом — заключительные слова «Не для житейского волненья, / Не для корысти, не для битв, / Мы рождены для вдохновенья, / Для звуков сладких и молитв». Идеи романтиков начала века подхватили романтики второй половины XIX века и обосновали теорию «чистого искусства». Основные положения «чистого искусства» можно сформулировать так: искусство не должно изображать действительность, играть общественную роль. Цель искусства — создавать прекрасный, т.е. поэтический, мир. Искусство должно существовать для избранных.

Противоположную точку зрения на искусство гражданского направления обосновал Н.В. Гоголь в поэме «Мертвые души» (начало седьмой главы). Он сопоставил творца «искусства для искусства» и писателя-обличителя. Принципы «гражданского» направления в поэзии второй половины XIX века наиболее последовательно и ярко реализованы в поэзии Н.А. Некрасова.

Гоголь провозгласил и воплотил мысль о том, что поэзия должна служить народу. Некрасов сделал крестьянина главным героем поэзии, а борьбу за его счастье — пафосом своего творчества. Идеи же «чистого искусства» — основа мировоззрения и художественной системы А.А. Фета. С точки зрения истории поэзии пушкинское и гоголевское направления обогатили литературу, культуру, поэзию XIX века и подготовили многие явления культурной жизни России.

Поэты второй половины XIX века оказались восприимчивыми к жизни, к духовной атмосфере русского общества. Они продолжили и развили традиции русской поэтической школы XVIII — начала XIX века. Вместе с тем поэты искали новый поэтический язык, оригинальные формы его выражения. Их волновали вопросы национальной самобытности; соотношения добра и зла; смерти и бессмертия; духовной щедрости людей. Особенностью русской поэзии XIX века является магия звука и слова. И. Никитин передает тончайшие оттенки цвета, формы и звука. Интенсивно развивается пейзажная лирика (А. Майков, «Пейзаж»; И. Кольцов, «Юг и север»; К. Случевский, «О, не брани за то, что я бесцельно жил...» и др.»).

Песенный характер, фольклор, русская старина, красоты отечественной природы, своеобразие русского национального характера стали источником русской поэзии. «Единственными в своем роде перлами русской лирики» назвал Александр Блок стихотворение А. Григорьева «Цыганская венгерка». «Гитарный» характер стихотворения, переложенный на музыку, сделал его популярным романсом. Романсами и народными песнями стали многие стихи Я. Полонского, «Песня цыганки» (переложена на музыку П.И. Чайковским). Известными романсами стали стихи А. Апухтина, положенные на музыку, «Пара гнедых», «Ночи безумные, ночи бессонные...»; С.Я. Надсона «В тени задумчивого сада...».

Во второй половине XIX века русская поэзия постепенно двигалась к модернизму. Таким было и движение в мировой литературе, особенно во французской поэзии. Бодлер, Рембо, Верлен — французские символисты были современниками Н. Некрасова, позднего А.А. Фета, В. Соловьева. Предвестниками модернизма в России в первую очередь были Ф.И. Тютчев, А.А Фет.

Как отмечает исследователь В.С. Бабаевский: «Русская поэзия XIX века, как цельное при всем структурном и хронологическом разнообразии, явление духа народа, не укладывается строго в границы столетия. Последнее десятилетие, 1890-е годы, принадлежат уже по своей сути, модернизму. Можно сказать, что для русской поэзии XX век начался в 1892 году. Поэзия К.М. Фофанова и С.Я. Надсона связала два века русской поэзии “золотой” и “серебряный”».

Золотой век русской поэзии В начале XIX века в русской поэзии уживаются на равных правах и классицизм, и сентиментализм. Но на волне национально – патриотического подъёма, вызванного Отечественной войной 1812 г, зарождается русский романтизм, а затем и реализм. романтизмреализм


Прекрасное начало. У истоков русского романтизма стоял В.А. Жуковский. Он писал элегииэлегии, послания, песни, баллады.баллады. По словам Белинского, он «обогатил русскую поэзию глубоко нравственным, истинно человеческим содержанием». ПушкинПушкин считал себя учеником Жуковского, высоко ценил «его стихов пленительную сладость».






Гражданская страсть. В.К. Кюхельбекер Русский поэт-декабрист, критик, переводчик. Учился в Царскосельском лицее, где начиналась его дружба с А.С.Пушкиным, А.А.Дельвигом. Романтическая поэзия Кюхельбекера воспевала свободу. Поэта волновала судьба Отечества.


К Ф. Рылеев К. Ф. Рылеев, виднейший поэт – К. Ф. Рылеев, виднейший поэт – декабрист, писал обличительные декабрист, писал обличительные и гражданские оды, политические и гражданские оды, политические элегии и послания, думы,поэмы. элегии и послания, думы,поэмы. Он видел в поэзии средство борьбы за политическую свободу. Декабристы заговорили о национальном характере литературы, выдвинули требование народности, распространив его на темы, жанры, язык.




Звёзды плеяды. А.А. Дельвиг Герои его песен простые молодцы и девушки, которые страдают по воле и счастливой любви. Н. М. Языков Выразил протест вольной юности в элегиях, песнях, гимнах. Прославлял богатырский размах сил, наслаждение молодостью, здоровьем.


П.А. Вяземский Способствовал слиянию гражданской и личной тем, объясняя элегические чувства общественными причинами. Е.А. Баратынский- крупнейший поэт русского романтизма, автор элегий, посланий, поэм. Вместо иллюзий он предпочитает спокойное и трезвое размышление. Его стихотворения наполнены философским смыслом.


Высокой думы власть М.Ю.Лермонтов Поэтическая эпоха, выразителем которой стал Лермонтов, по словам Белинского, отличается «безверием в жизнь и чувства человеческие, при жажде и избытке чувств». Лирический герой открыто противостоит враждебному внешнему миру.




Дары жизни После Пушкина и Лермонтова в русской поэзии появляются оригинальные дарования – А. Плещеев, Н. Огарёв, Ап. Григорьев, Я Полонский, А. Толстой, И.Тургенев, А Майков, Н. Некрасов. Своей поэзией они совершили переход к реализму. Их стихи проникнуты сочувствием к бедному человеку. Лирическим героем нередко становится человек из дворян или разночинцев, вставший на защиту народа, крестьян.


Жанры романтизма. Элегия – стихотворение средней длины, обычно печального содержания, проникнутого грустью.Элегия БалладаБаллада – стихотворение, в основе которого чаще всего лежит историческое событие, народное предание с напряжённым сюжетом Басня Басня – краткий нравоучительный стихотворный или прозаический рассказ, к котором есть аллегория, иносказание.