Что сделал юрий лисянский. Ю.Ф

Что сделал юрий лисянский. Ю.Ф
Что сделал юрий лисянский. Ю.Ф

ЮРИЙ ФЕДОРОВИЧ ЛИСЯНСКИЙ

Уже в начале нашего столетия известный историк великий князь Николай Михайлович Романов замечал, что имя второго капитана - участника первого кругосветного плавания (1803–1806) «предано незаслуженному забвению. Насколько помнят Крузенштерна, настолько мало известен спутник его и сотрудник Лисянский».

Современная история также пришла к выводу, что «общепринятое представление о ведущей роли Крузенштерна в первом кругосветном путешествии не соответствует действительности. Не меньшее, если не большее, значение в проведении всей экспедиции сыграл Ю.Ф. Лисянский, и если он до сих пор оставался менее известным в широких кругах географической литературы, чем Крузенштерн, то только по своей исключительной скромности».

Сами современники Лисянского говорили о том, что «нашлись люди, которые, по присущей ли каждому человеку слабости или по другим причинам, старались исказить святые чувства русского моряка и очернить благороднейшего человека».

Возможно, все эти причины и объясняют непростую судьбу одного из главных участников первого кругосветного плавания на кораблях российского флота.

Юрий Федорович Лисянский родился 2 февраля 1773 года в малоросском городе Нежине в семье местного священника.

Основы грамоты Юрий прошел под руководством своего отца Федора Герасимовича Лисянского. Затем в десятилетнем возрасте он был отвезен в Петербург для поступления в Морской кадетский корпус. Немалую роль в поступлении Юрия в кадетский корпус сыграл российский канцлер князь А.А. Безбородко.

Именно в кадетском корпусе, переведенном в этом время в Кронштадт, и началась дружба Юрия Лисянского со своим однокашником Иваном Крузенштерном, дружба, связавшая их на всю оставшуюся жизнь.

Уже в первый год обучения Юрий освоил греблю на шлюпках, на второй год научился обращаться с парусом и румпелем. Немалую роль в формировании взглядов Лисянского оказал профессор корпуса Н.Г. Курганов - автор трудов «Универсальная арифметика», «Российская универсальная грамматика» и «Письмовник».

В связи с началом русско-шведской войны 1788–1789 годов и нехваткой на судах Балтийского флота личного состава Адмиралтейств-коллегия постановила досрочно выпустить из Морского корпуса гардемаринов посредине курса, присвоив им младшее офицерское звание «за мичмана». Среди выпускников был и Юрий Лисянский, посланный в эскадру адмирала С.К. Грейга на фрегат «Подражислав», находившийся под командованием Гревенса.

Боевое крещение Юрий Лисянский принял в сражение при Гогланде 6 июля 1788 года. В первом бою Лисянский заслужил одобрение капитана корабля, увидевшего в молодом гардемарине способного офицера русского флота.

После окончания боевых действий на Балтике Лисянский на протяжении трех лет нес службу на боевых кораблях русского флота. В 1793 году он был произведен в лейтенанты.

В конце года Адмиралтейств-коллегия постановила направить группу молодых офицеров в Англию для прохождения морской практики в дальних плаваниях. В эту группу был включен и Лисянский. Вместе с Крузенштерном он был зачислен на корабли эскадры Ф. Мэррея, которая отправлялась в Северную Америку. Лисянский находился на фрегате «Луазо», шедшим вместе со всей эскадрой к вест-индским островам. Во время плавания он побывал на островах Антигуа и Невис, где едва не погиб от желтой лихорадки.

Вест-индские острова поразили Лисянского своей экзотической природой, своеобразным бытом местного населения. Но он не мог не замечать и рабскую зависимость, в которой были местные уроженцы, и издевательства над ними британских колонизаторов.

После пребывания на острове Антигуа Лисянский писал: «Об Вест-Индии я Вам могу сказать коротко, что она наполнена неграми, невольниками европейцев, которые производят сахар, кофе, ром и прочие продукты жарких климатов для своих господ… Я бы никогда не поверил, что англичане могут так жестоко обходиться с людьми, ежели бы не был сам тому свидетелем на острове Антиго, где нередко случалось видеть несчастных арапов, употребляемых вместо лошадей».

Пользуясь тем, что «Луазо» стал на ремонт, Лисянский добился у командира фрегата предоставления отпуска и использовал его для посещения Соединенных Штатов Америки. Зимой 1795–1796 годов он побывал в Филадельфии, Бостоне, Нью-Йорке, где был лично принят первым американским президентом Джорджем Вашингтоном, а также другими политическими деятелями молодого государства. Он побывал также на верфях и доках, где наблюдал за строительством судов.

Весной Лисянский возвратился в Галифакс и несколько месяцев спустя вместе с Крузенштерном отправился в обратное плавание в Англию.

В середине марта Лисянский и Крузенштерн на военном корабле «Резонабл» отправились из Портсмута и к началу июня приплыли к мысу Доброй Надежды. Здесь Лисянский задержался на несколько месяцев. Молодой офицер знакомился с бытом голландских колонистов, собрал коллекцию местной флоры и экзотических раковин. Побывал он и на недавно открытом острове Святой Елены.

В январе 1799 года Лисянский прибыл в Индию, где пробыл более трех месяцев. В это время британское командование готовило наступление англо-индийских войск против правителя Майсера Тилу - союзника Франции. Лисянский, не желающий участвовать в чуждой ему войне, добился разрешения британского командования покинуть Индию и отправиться с английской экспедицией к берегам Австралии.

Однако почти одновременно пришел приказ Павла I ко всем русским офицерам, находившимся на кораблях британского флота, немедленно вернуться в связи с разрывом дипломатических отношений с Англией и подготовкой военного союза с наполеоновской Францией.

После возвращения в Россию Лисянский был произведен в капитан-лейтенанты.

Вскоре после своего возвращения в Россию Крузенштерн подал докладную записку о необходимости организации кругосветной экспедиции. Организацию экспедиции взяла на себя недавно учрежденная Российско-Американская торговая компания, взявшая на себя и все расходы. Руководителем экспедиции был назначен Крузенштерн, а его помощником стал Лисянский. Таков был выбор самого начальника экспедиции. Впоследствии он так объяснял свой выбор:

«Путешествие наше долженствовало быть продолжительно, и для благополучного окончания оного требовалось общей ревности, всегдашнего единодушия, честных и беспристрастных поступков. Противление сему могло бы подвергнуть нас многим весьма неприятным, а может быть, и бедственным приключениям, тем более что вся экспедиция хотя и состояла из людей военных, однако была не совсем военная, но частью и коммерческой. Таковые причины налагали на меня обязанность избрать начальником другого корабля человека беспристрастного, послушного, усердного к общей пользе. Таковым признал я капитан-лейтенанта Лисянского, имевшего как о морях, по коим нам плыть надлежало, так и о морской астрономии в нынешнем усовершенствованном ее состоянии достаточные познания».

В сентябре 1802 года Лисянский вместе с кораблестроителем Разумовым был направлен за границу для закупки кораблей для предстоящего плавания. Вначале они побывали в Гамбурге и Копенгагене, но подходящих судов найти так и не смогли, после чего отправились в Лондон. Здесь ими были приобретены два корабля «Леандр» и «Темза». В начале июня оба судна прибыли в Кронштадт, где получили новые наименования, «Леандр» стал «Надеждой», а «Темза» - «Невой».

Незадолго до выхода в плавание в ноябре 1802 года Лисянский был награжден орденом св. Георгия 4-й степени, согласно положению, за участие в 18 морских кампаниях.

В 10 часов 7 августа 1803 года «Надежда» и «Нева» снялись с якоря и отплыли от кронштадтского порта.

В продолжение почти всего плавания Лисянский находился на «Неве», при этом поддерживая тесную связь с «Надеждой».

«Неве» было поручено доставить грузы в русские колонии на острове Кадьяк и на побережье Аляски.

Первые дни начавшегося плавания сопровождались жестокими штормами, в которые попали оба судна.

К середине декабря корабли Крузенштерна и Лисянского подошли к острову Святой Екатерины, где командиры судов предполагали пополнить запасы пресной воды и запастись провизией. Однако вскоре выяснилось, что мачты на «Неве» прогнили и их необходимо срочно заменить новыми. Поскольку остров Св. Екатерины был богат лесом, изготовить новые мачты не составило особого труда, однако на это ушло около пяти недель.

По пути к Маркизским островам Лисянский задержался на несколько дней на острове Пасхи, где произвел несколько астрономических наблюдений. Он уточнил координаты местоположения острова. Так он исправил ошибку, некогда допущенную Джеймсом Куком, давшим неверные координаты острова Пасхи в своих сочинениях.

Кроме того, Лисянский составил словарь языка местного населения, в который включил около сотни наиболее распространенных слов и выражений.

Расставшись с Крузенштерном у Гавайских островов, Лисянский взял курс к острову Кадьяк. Пройдя труднейшее плавание в течение двадцати трех дней, капитан «Невы» уже приближался к последнему пункту своего назначения - Русской Америке. Однако, войдя в гавань острова Кадьяк, он узнал новость, которая разом изменила его планы - русская укрепленная фактория на острове Ситка вблизи Аляски была внезапно атакована индейским племенем колошей, которых в свою очередь подстрекали к этому трое американских матросов. Немногочисленные русские поселенцы и(але-уты не могли противостоять достаточно хорошо вооруженному племени колошей и были перебиты, строения были сожжены, сожжено и русское судно, разграблены склады с мехами.

Чтобы восстановить на острове порядок, на Ситку лично отправился Управляющий Российско-Американской компании А.А. Баранов. Перед своим отъездом он оставил письмо Лисянскому с призывом незамедлительно следовать к нему на помощь. Лисянский взял курс на Ситку и скоро подошел к острову. При содействии артиллерийского огня с «Невы» на берег был высажен десант, и скоро матросы восстановили контроль над островом.

На месте прежней сожженной была заложена новая крепость под названием Ново-Архангельск.

Во время полуторогодового пребывания в Тихом океане Лисянский составил описание островов Кадьяк и Ситка, а также описания двух небольших островов, некогда открытых Чириковым. Этим островам он присвоил имена Чичагова и Круза.

В сентябре 1805 года на «Неву» был погружен груз пушнины, и шлюп вышел в открытое море. Вначале Лисянский намеревался идти к Кантыку, а затем взять курс на Ландронские (Марианские) острова. Этот маршрут тем более привлекал командира шлюпа, что им до этого никто не проходил, и Лисянский ожидал сделать здесь новые открытия. Вначале признаков земли обнаружить не удалось, но уже спустя несколько дней «Нева» вплотную подошла к коралловым рифам, едва не наткнувшись на них. Здесь и был обнаружен ранее никому неизвестный необитаемый остров. Вся команда «Невы» настояла на том, чтобы новый остров получил имя Лисянского. Недалеко обнаружился и не обозначенный на карте коралловый риф. Его Лисянский назвал «рифом Крузенштерна».

Во второй половине ноября «Нева» находилась в районе Марианского архипелага. Шлюп уже прошел между островами Тинианом и Гуаном и сейчас направлялся к острову Формоза. И здесь неожиданно разразился страшный тайфун. Корабельные снасти оказались изорваны, шлюпка, висевшая за кормой, была разбита в щепки, все, что находилось на палубе было смыто в море. Вся команда откачивала из трюма помпами хлынувшую туда воду. Несмотря на то, что лежавший там груз ценных мехов удалось спасти, часть из них подмокла и стала гнить, и эти меха пришлось выбрасывать за борт.

3 декабря на рейде Макао произошла встреча между экипажами «Невы» и «Надежды». Дальнейший их путь лежал вдоль берегов Китая, Индии, мыса Доброй Надежды в Европу.

Отплыв в феврале 1806 года от берегов Китая, шлюпы к началу апреля приблизились к берегам Южной Африки. Здесь они попали в полосу густого тумана и вновь потеряли друг друга.

Подсчитав, что запасов продовольствия хватит на целых три месяца, Лисянский решился плыть прямо в Европу, не заходя ни в один порт. В конце апреля «Нева» вышла в Атлантический океан и 9 мая пересекла Гринвичский меридиан. Через месяц шлюп уже плыл в районе Азорских островов, а в конце июня вошел в гавань Портсмута. Весь этот долгий путь из Южного Китая до Портсмута «Нева» прошла в 142 дня, не понеся при этом ни потерь, ни повреждений своего судна. До этого почти ни одно судно Европы не ставило таких рекордов в скорости плавания.

Небольшой ремонт был сделан лишь в Портсмутском порту. Пока «Нева» стояла в Портсмуте, англичане, как вспоминал впоследствии Лисянский, «весьма любопытствовали видеть первый российский корабль, совершивший столь важное путешествие».

После возвращения из плавания Лисянский стал готовить к печати описание своего путешествия. Однако дело продвигалось туго. В адмиралтейском департаменте ему дважды отказали, сославшись на «множество погрешностей против российского языка и слога». И тогда Лисянский сам решил готовить свой труд к изданию на собственные средства. Для этого он решил выйти в отставку, чтобы иметь больше времени для подготовки труда.

Он потратил на это 18 500 рублей, и все же в 1812 году ему удалось выпустить книгу в свет. В 1814 году книга Лисянского была переведена на английский язык.

Оставшуюся часть своей жизни капитан 1-го ранга Юрий Федорович Лисянский провел в отставке, занимаясь воспитанием сыновей. Лето он проводил в имении своей жены Кобрино, близ Гатчины, некогда принадлежавшем предкам А. С. Пушкина Ганнибалам.

Весной 1820 года Лисянский был награжден шведским орденом Меча.

26 февраля 1837 года он скончался и был похоронен на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры. На его могиле на собранные морскими офицерами средства был поставлен памятник, эскиз которого нарисовал сам капитан. На постаменте лежит железный якорь - такой, какими были якоря «Невы», которую водил по волнам морей Юрий Федорович Лисянский.

Его имя носит полуостров на побережье Охотского моря, гора на Сахалине и один из Гавайских островов.

Из книги Пирогов автора Порудоминский Владимир Ильич

Иван Федорович Буш. [о нём в тексте]

Из книги Ты помнишь, товарищ… Воспоминания о Михаиле Светлове автора Либединская Лидия

Из книги На виртуальном ветру автора Вознесенский Андрей Андреевич

Пруст Федорович Прустовское утраченное время нынче материализуется - как в федоровской «Философии общего дела». Меж нас проступает, беспокоя меня, фантом памяти - некий Пруст Федорович.Пермский Полунощный Спас сидит на тюремной лавке. Он прислушивается к

Из книги 100 знаменитых анархистов и революционеров автора Савченко Виктор Анатольевич

КЕРЕНСКИЙ АЛЕКСАНДР ФЕДОРОВИЧ (род. в 1881 г. – ум. в 1970 г.) Лидер Февральской революции 1917 г. в России, диктатор революционной России в июле – октябре 1917 г. Александр Керенский родился в Симбирске на 11 лет позже Ленина – 22 апреля 1881 года в дворянской семье. Отец его был

Из книги Встречи автора Рощин Борис Алексеевич

ФЕДОР ФЕДОРОВИЧ Время близится к девяти часам. Редакция оживает. Слышу, как спешат по коридору литсотрудники, корректоры, машинистки. Каждого узнаю по походке. Вот проскрипел пол под грузной фигурой сотрудника общественной приемной редакции Федора Федоровича. Значит,

Из книги Гоголь автора Соколов Борис Вадимович

САМАРИН Юрий Федорович (1819–1876), известный публицист, историк и литературный критик славянофильского направления. Он познакомился с Гоголем в Москве в 1840 году, а позднее и подружился. С. присутствовал на именинном обеде Гоголя у М. П. Погодина 9 мая 1840 г.24 декабря н. ст. 1844 г.

Из книги Серебряный век. Портретная галерея культурных героев рубежа XIX–XX веков. Том 1. А-И автора Фокин Павел Евгеньевич

Из книги Серебряный век. Портретная галерея культурных героев рубежа XIX–XX веков. Том 2. К-Р автора Фокин Павел Евгеньевич

ЛАРИОНОВ Михаил Федорович 22.5(3.6).1881 – 10.5.1964Живописец. Инициатор выставок «Бубновый валет» (1910), «Ослиный хвост» (1912), «Мишень» (1913) и др. Живописные полотна «Розовый куст» (1900), «Сад» (1900), «Рыбы при закате» (1904), живописные серии «Франты» (1907), «Парикмахеры» (1907–1908), «Венеры»

Из книги Серебряный век. Портретная галерея культурных героев рубежа XIX–XX веков. Том 3. С-Я автора Фокин Павел Евгеньевич

ЛИКИАРДОПУЛО Михаил Федорович псевд. М. Ричардс, Эллин;9.3.1883 – 17.11.1925Литератор, переводчик (Оскар Уайльд и др. англ. писатели), журналист, драматург. Секретарь журнала «Весы» (с 1906). Секретарь дирекции Московского Художественного театра (1910–1917). С 1916 – за границей.«Весной 1904

Из книги Золотые звезды курганцев автора Устюжанин Геннадий Павлович

МАРКС Адольф Федорович 2.2.1838 – 22.10(4.11).1904Книгоиздатель, издатель журнала «Нива» (1870–1918). По завещанию Маркса издательство в 1907 преобразовали в акционерное общество «Товарищество издательского и печатного дела А. Ф. Маркса» (основной пай принадлежал вдове – Л. Ф. Маркс).

Из книги автора

МОНАХОВ Николай Федорович 18(30).3.1875 – 5.7.1936Актер эстрады и оперетты, после революции – драматический актер. На сцене с 1895. Участвовал в спектаклях московского Свободного театра (1913–1914). Лучшие роли – Афанасий Иванович («Сорочинская ярмарка» Мусоргского), Калхас

Из книги автора

МЯСИН Леонид Федорович 27.7(8.8).1895 – 15.3.1979Артист балета, балетмейстер. Ученик А. Горского. Танцовщик московского Большого театра (1912–1914). Помимо балета занимался драматическим искусством, участвовал в спектаклях Малого театра. Премьер труппы Дягилева, заменивший

Из книги автора

НУВЕЛЬ Вальтер Федорович 14(26).1.1871 – 13.3.1949Композитор-любитель, сотрудник и биограф С. Дягилева, член редакции журнала «Мир искусства», основатель «Вечеров современной музыки». Чиновник особых поручений канцелярии Министерства Императорского Двора.«Имя это ничего не

Из книги автора

ПЛАТОНОВ Сергей Федорович 16(28).6.1860 – 10.1.1933Историк, академик АН (1925; академик РАН с 1920). С 1899 – профессор Петербургского университета. До 1896 состоял помощником редактора «Журнала Министерства народного просвещения». Член Ученого комитета Министерства народного

Из книги автора

Из книги автора

СТЕННИКОВ Афанасий Федорович Афанасий Федорович Стенников родился в 1904 году в селе Речкино Белозерского района Курганской области в семье крестьянина. По национальности русский. Беспартийный.После окончания Речкинской сельской приходской школы работал в хозяйстве

Юрий Лисянский (1773-1837). Художник В.Л.Боровиковский

Сегодня исполняется 245 лет со дня рождения Юрия Фёдоровича Лисянского –моряка и исследователя, соратника Крузенштерна, одного из руководителей первой русской кругосветной экспедиции 1803-1806 годов. Фактически Лисянский стал первым нашим соотечественником, совершившим плавание вокруг земного шара.

Юрий Лисянский родился 13 августа (2 августа по старому стилю) 1773 года в городе Нежине в семье священника. В возрасте 10 лет он был принят в Морской кадетский корпус в Санкт-Петербурге. Во время учёбы он подружился с эстляндским немцем Адамом (Иваном) Крузенштерном – позже их имена навсегда останутся в истории и будут стоять рядом.

Выпуск Морского кадетского корпуса 1787 года оказался досрочным, так как началась война со Швецией. Гардемарин Лисянский был назначен на 32-пушечный фрегат «Подражислав», на котором участвовал в Гогландском сражении, в боях у Эланда и Ревеля. В 1789 году его произвели в мичманы, а в 1793-м – в лейтенанты.

В том же 1793 году Юрия Лисянского в числе шестнадцати лучших офицеров направили в Англию для службы волонтером в британском флоте. В мае 1794 года он отправился в Северную Америку, где вместе с Крузенштерном принял участие в боевых действиях против французского флота. Во время пребывания в Филадельфии Лисянский встречался с президентом США Джорджем Вашингтоном. Лисянский много путешествовал, в Вест-Индии едва не погиб от жёлтой лихорадки. Летом 1796 года он вместе с Крузенштерном и Баскаковым на фрегате «Клеопатра» вернулся в Англию. Затем новые путешествия – остров Св. Елены, Южная Африка, Индия… «Моё намерение, - писал Лисянский брату, - есть остаться у мыса Доброй Надежды на четыре или пять месяцев, дабы познакомиться с Африкой, а особливо с оконечностью оной, которая весьма нужна для плавающих к востоку оной, я думаю, что через сие не буду в дураках»… Лисянский вернулся в Кронштадт в 1800 году после семи лет отсутствия на родине. К тому времени он имел чин капитан-лейтенанта и в свои 26 лет считался одним из самых опытных офицеров Российского флота. Лисянского сразу же назначили командиром фрегата «Автроил», а в ноябре 1802 года его за участие в 16 морских кампаниях и двух больших сражениях наградили орденом Святого Георгия 4-й степени.

Шлюп «Нева» во время кругосветного плавания. Художник С.В.Пен

Звёздный час капитан-лейтенана Ю.Ф.Лисянского – первая русская кругосветная экспедиция 1803-1806 годов. В ней Иван Крузенштерн командовал шлюпом «Надежда», а Юрий Лисянский — шлюп ом «Нева ». Об этом плавании написано много и нет смысла здесь рассказывать о нём подробно (желающим можем рекомендовать, например, статью в журнале «!OCEAN» #10 за 2017 г.). Отметим лишь, что Лисянский открыл один из Гавайских островов , по сей день носящий его имя (остров Лисянского , США). За свои заслуги он получил чин капитана 2 ранга, орден Святого Владимира 3-й степени, денежную премию и пожизненную пенсию.

Портрет Ю.Ф.Лисянского, около 1810 г. Гравюра А.Ухтомского по оригиналу Кардена

По возращении из путешествия Лисянский женился на вдове петербуржского чиновника; семья воспитала шестерых детей. В 1807-1808 годах — служба на Балтике, Лисянский командует кораблями «Зачатие Святой Анны », «Эмгейтен» и отрядом из 9 судов, участвует в боевых действиях против Англии и Швеции. Но в 1809 году он выходит в отставку в чине капитана 1 ранга. Одной из причин отставки стал отказ военного ведомства профинансировать издание путевых записок Лисянского. В итоге он опубликовал книгу «Путешествие вокруг света» в 1812 году (два тома и атлас карт и рисунков) на собственные средства. В России она осталась практически не замеченной, зато её перевод, изданный в 1814 году в Лондоне, получил признание и высокую оценку специалистов.

Лисянский, Юрий Федорович

Флота капитан І ранга; родился 2 августа 1773 г. в Нежине, умер 22 февраля 1837 г.; воспитывался в морском кадетском корпусе и на 13-м году от роду (20 марта 1786 г.) произведен был в гардемарины; в 1788 г., во время войны со Швецией, был в крейсерстве у Гельсингфорса и на фрегате "Подражислав" участвовал в Гохландском сражении. Произведенный в 1789 г. в мичманы, он находился затем почти во всех главных битвах со шведами на море до окончания кампании в 1790 г. В 1793 г. Лисянский был произведен в лейтенанты и в том же году, по повелению императрицы Екатерины II, послан в числе 16-ти флотских офицеров в Англию служить волонтером в британском флоте. Пробыв там 5 лет, он сделал несколько морских кампаний, в том числе к берегам Сев. Америки, к мысу Доброй Надежды, в Ост-Индию, жил некоторое время в Филадельфии, неоднократно участвовал в сражениях с французами и в 1796 г., при взятии фрегата "Елизавета", контужен был в голову. 27 марта 1798 г., по возвращении в Россию, он был произведен в капитан-лейтенанты и назначен командиром фрегата "Автроил", а в 1803 г., за 18 морских кампаний, награжден орденом св. Георгия 4-го класса. В том же году вышел его перевод книги Клерка: "Движение флотов", и тогда же, по поручению Российско-Американской компании, Лисянский съездил в Лондон для покупки двух шлюпов, которые и были приведены им в Кронштадт; оба шлюпа назначены были в экспедицию вокруг света под начальством Крузенштерна. Снявшись с кронштадтского рейда, оба шлюпа - "Надежда" под командой Крузенштерна и "Нева" под командой Лисянского - 26 ноября 1803 г. перешли экватор и 8-го июля 1804 г., обогнув мыс Горн, достигли Сандвичева острова Овайги. Здесь Лисянский отделился от Крузенштерна, взяв самостоятельный курс к северо-западному берегу Америки на остров Кадьяк, затем он отправился к Ситхе, где оказал помощь главному начальнику русских Северо-Американских колоний Баранову в возвращении взятого и разоренного калошами города Новоархангельска. На обратном пути им были открыты острова "Лисянского" и "Крузенштерна". 21 ноября, прибыв в Макао, Лисянский соединился с Крузенштерном, откуда они вместе направились к мысу Доброй Надежды, и здесь снова расстались. Лисянский перешел в Портсмут и оттуда 26 июня 1806 г. вернулся в Кронштадт. За это путешествие он был произведен в капитаны 2-го ранга, получил пожизненную пенсию в 3000 рублей и единовременно от Российско-Американской компании 10000 руб. В 1807 г. Лисянский, начальствуя над отрядом в 9 судов, ходил в крейсерство к Готланду и Борнгольму для наблюдения за английскими военными судами; в 1808 г. он был назначен командиром корабля "Эмгейтен", а 8 января 1809 г., в чине капитана І ранга, вышел в отставку. В 1812 г. Лисянский опубликовал свое "Путешествие вокруг света в 1803, 1804, 1805 и 1806-х гг." (с подробным атласом), а в 1814 г. напечатал его в Лондоне на английском языке. Его значительная коллекция различных предметов тропических и других посещенных им стран, одежд, оружия и других редкостей после его смерти, по завещанию, поступила в Румянцевский музей.

"Русские портреты ХVIIІ и ХIХ в.", изд. в. кн. Николая Михайловича, т. V, № 250. - Леер , "Энциклопедия военных и других наук". - Военный энциклопедический лексикон.

А. Акимов.

{Половцов}

Лисянский, Юрий Федорович

(1773-1837) - путешественник. Воспитывался в морском корпусе вместе с И. Ф. Крузенштерном, с которым (и отчасти отдельно) совершил кругосветное плавание, описанное им в интересном, указывающем на недюжинную наблюдательность и снабженном хорошим атласом "Путешествии вокруг света в 1803, 1804, 1805 и 1806 гг." (СПб., 1812). Эту книгу сам Л. перевел на английский язык: "A voyage round the World" (Лонд., 1814). Кроме того, Л. перевел "Движение флотов" (СПб., 1803) Клерка.

{Брокгауз}

Лисянский, Юрий Федорович

Извест. рус. моряк. Род. в 1773 г., 15 л. выпущен из Мор. кадетск. корпуса "за мичмана" и тотчас же принял участие во всех главн. делах нашего флота против шведов в войне 1788-1790 гг. Произв. в лейт-ты, в числе 16 избранных Имп-цей Екатериной лучш. моряков, назнач. на воен. суда британ. флота. В 1794 г. отправился к берег. Сев. Америки на фр-те "L"Oiseau", участвовал в захвате каравана амер. коммерч. судов, находившихся под конвоем франц. фр-та "La Concorde", и во взятии воен. брига "Chigamoga". На фр-те "Topaz" в жаркой схватке с франц. фр-том "Elisabeth", окончившейся взятием последнего, Л. получил контузию в голову; в 1800 г. вернулся в Россию. В 1803 г., командуя шлюпом "Нева", принял участие в эксп-ции под начальством Крузенштерна, посланной Рос. Сев.-Амер. компанией для доставления в наши амер. колонии разл. материалов и установления сношений с Японией. Шлюпы "Нева" и "Надежда" во время шторма у м. Горн разлучились и соединились вновь у о-ва Нука-Гива (Вашингтоновы о-ва). У Гавайск. о-вов суда опять разлучились. "Надежда" пошла на Камчатку, а "Нева" сперва на Гавайи, а потом к о-ву Кадьяк. Здесь, в порту Святого Павла, Л. получил известие от правителя Амер. компании Баранова о том, что туземцы под предвод-ством амер. матросов взяли Архангельск. укрепл. селение и перебили в нем всех жителей. Л. немедленно вышел на о-в Ситха, и при его содействии укрепление было взято Барановым. Покончив с этим делом, Л. занялся описью прилежащих о-вов и этнографич. исслед-ниями. В 1805 г. "Нева" была послана с товарами в Кантон и на пути туда 3 окт. среди океана внезапно стала на мель. Сбросив в воду ростры и карронады, облегченный шлюп стянули завозами на глубину, но в это время налетел сильнейш. шквал, и "Неза" вновь села на риф. Только пожертвовав якорями и нужнейш. вещами, ценой неимоверн. усилий, шлюп удалось стащить на глубину. Низкий корал. о-в. находящийся посреди опасн. мели и только слегка прикрытый травой, по настоянию экипажа "Невы", был назван о-вом Лисянского. Выйдя из опасн. положения и подняв сброшенные в воду грузы, Л. продолжал плавание. Вскоре был открыт еще корал. о-в, названный по имени начальника эксп-ции. В Кантоне Л. соединился с Крузенштерном, и оба шлюпа, взяв груз чая, фарфора и китайки, отправились в обратн. путь. У м. Доброй Надежды пасмурность их разлучила. Пользуясь благоприят. обстоят-вами, Л. решил идти в Европу, не заходя никуда по пути. Через 142 дня после выхода из Кантона "Нева" бросила якорь в Портсмуте. Все находившиеся на шлюпе люди были здоровы и не терпели ни в чем недостатка. По возвращении в Россию Л. был произведен в кап. 2 ранга, награжден орденом святого Владимира 3 степени, пожизн. пенсионом в 3 тыс. руб. и единоврем. выдачей от Рос. Сев.-Амер. компании 10 тыс. руб.; командой шлюпа ему была поднесена зол. шпага. После кругосветн. плавания Л. командовал еще неск. кораблями, отрядом и одно время всеми Имп. яхтами. В 1809 г. он вышел в отставку в чин. кап. 1 ранга. Умер в 1837 г. На могиле его на кладбище Алекс.-Невск. монастыря поставлен скромн. памятник (рисунок сделан при жизни самим Л.) из гранита, с чугун. якорем и оборванной цепью. В 1803 г. Л. издал переведенную им с англ. тактику Дж. Клерка под заглавием "Движение флотов", а в 1812-1814 гг. - описание своего кругосветн. путешествия на рус. и англ. яз., с атласом. Значит. коллекция одежд, оружия дикарей, раковин и т. п. передана в моск. музей гр. Румянцева.

{Воен. энц.}

Лисянский, Юрий Федорович

{Половцов}

Лисянский, Юрий Федорович

(2 авг. 1773 - 22 февр. 1837) - рус. мореплаватель. В 1786 окончил Морской кадетский корпус, в 1788-90 участвовал в швед. кампании. С 1793 по 1797 плавал на кораблях англ. флота (в Сев. Америку, Вест-Индию, Индию, Юж. Африку). По возвращении в Россию принял активное участие в снаряжении первой рус. кругосветной экспедиции на кораблях "Надежда" и "Нева"; был назначен командиром "Невы"; командиром "Надежды" и начальником экспедиции был И. Ф. Крузенштерн (см.). В авг. 1803 корабли покинули Кронштадт и до Гавайских о-вов следовали одним путем. Далее "Надежда" направилась на Камчатку, а "Нева" - к Аляске, к-рой достигла в июле 1804. Л. пробыл свыше года в рус. владениях в Америке, деятельно способствовал их укреплению. На обратном пути корабли встретились в Кантоне и вместе достигли Юж. Африки, затем вновь разлучились. Переход от Кантона до Портсмута Л. впервые в истории мореплавания проделал безостановочно. В августе 1806 экспедиция вернулась в Кронштадт. Она установила новый путь к рус. владениям на Камчатке и Аляске, обследовала обширные малоизвестные районы Тихого ок., произвела наблюдения над морскими течениями, температурой, соленостью и плотностью воды, собрала обширный этнографич. материал, сохранивший значение до настоящего времени, составила гидрографич. характеристики и навигац. карты пройденных мест. После окончания экспедиции Л. продолжал службу в Балтийском флоте; в 1809 вышел в отставку в чине капитана 1-го ранга. В честь Л. названы: остров, открытый им в сев.-зап. части архипелага Гавайских о-вов, полуостров на сев. побережье Охотского м. и гора на о-ве Сахалин.

Соч.: Путешествие вокруг света на корабле "Нева" в 1803-1806 годах, М., 1947.

Лит.: Невский В. В., Первое путешествие россиян вокруг света, М., 1951; Лупач В. С., И. Ф. Крузенштерн и Ю. Ф. Лисянский, М., 1953; Шведе Е. Е., К 150-летию первой русской кругосветной экспедиции Крузенштерна и Лисянского, "Известия Акад. наук СССР. Серия географическая", 1953, № 6.


Большая биографическая энциклопедия . 2009 .

Смотреть что такое "Лисянский, Юрий Федорович" в других словарях:

    Лисянский, Юрий Федорович путешественник (1784 1837). Вместе с И.Ф. Крузенштерном (и отчасти отдельно) совершил кругосветное плавание, описанное им в снабженном хорошим атласом Путешествии вокруг света в 1803, 1804, 1805 и 1806 годах (СПб., 1812) … Биографический словарь

    - (1773 1837) российский мореплаватель, капитан 1 го ранга (1809). В первой российской кругосветной экспедиции И. Ф. Крузенштерна 1803 06 командовал Невой. Открыл один из Гавайских о вов, названный в его честь о вом Лисянского; исследовал. о.… … Большой Энциклопедический словарь

    Русский мореплаватель, капитан 1 го ранга (1809). В 1786 окончил Морской кадетский корпус. Участвовал в русско шведской войне 1788≈90, в 1790≈93 служил на Балтийском флоте. В 1793≈99 плавал на… … Большая советская энциклопедия

    Юрий Фёдорович Лисянский русский мореплаватель, адмирал Дата рождения: 2 (13) апреля 1773 Место рождения: Нежин … Википедия

    Лисянский, Юрий Фёдорович - Юрий Фёдорович Лисянский. Лисянский, Юрий Федорович ЛИСЯНСКИЙ Юрий Федорович (1773 1837), российский моряк, капитан 1 го ранга (1809). В 1 й русской кругосветной экспедиции И.Ф. Крузенштерна (1803 06) командовал “Невой”; плавание Лисянского… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Лисянский. Юрий Фёдорович Лисянский … Википедия

    - (1773 1837), мореплаватель, капитан 1 го ранга (1809). В первой российской кругосветной экспедиции И. Ф. Крузенштерна 1803 1806 командовал «Невой». Открыл один из Гавайских островов, назван островом Лисянского; исследовал остров Кадьяк и часть… … Энциклопедический словарь

    Юрий Фёдорович Лисянский русский мореплаватель, адмирал Дата рождения: 2 (13) апреля 1773 Место рождения: Нежин … Википедия

Русский мореплаватель. Родился 2 (13) апреля 1773 в Нежине. Окончил Морской кадетский корпус (1786). Участник русскошведской войны (1788 - 1790). В 1790 - 1783 служил на Балтийском флоте. В 1793 - 1799 плавал на английских судах к берегам Северной Америки, в Вест-Индию, Южную Африку и Индию.


Обследовал и, описал о. Св. Елены, изучал колониальные поселения в Южной Африке и другие географические объекты.

В 1802 принял участие в первом русском кругосветном плавании, которым руководил И. Ф. Крузенштерн. Экспедиция осуществлялась на двух судах - (командир Крузенштерн) и (командир Лисянский). Выйдя из Кронштадта в 1803 и обогнув Южную Америку, корабли вошли в Тихий океан. Посетив Маркнзские и Гавайские о-ва, они разошлись: Крузенштерн поплыл в сторону Камчатки, а Лисянский - к берегам Северной Америки.

lisynskiyЗдесь он установил связь с русской колонией, обследовал о. Кадьяк и восточное побережье Аляски. На протя- жении всего путешествия Лисянский проводил океанографические исследования. Особую ценность имеют его наблюдения над морскими течениями, позволившие ему совместно с Крузенштерном внести исправления и дополнения в существовавшие в то время карты морских течений.

Произвел астрономические определения географических координат посещенных им пунктов и указал наиболее удобные гавани. В китайском порту Кантон (ныне Гуанч-жоу) встретился с Крузенштерном. В июне 1806 экспедиция возвратилась в Кронштадт. Книга Лисянского.в 1803- 1806 годах> (1947) содержит много интересных географических и этнографических данных. В 1806- 1809 служил на Балтийском флоте.

Именем Лисянского названы остров, открытый им в Гавайском архипелаге, полуостров на северном побережье Охотского моря, гора на Сахалине.

Юрий Лисянский первым проплыл из Китая в Англию без остановок

Адмирала Ивана Крузенштерна помнят со школьной скамьи многие. Любителям бардовской песни памятны строки Александра Городницкого «Под северным ветром неверным, под южных небес синевой/Опять паруса «Крузенштерна» шумят над моей головой». Это – о паруснике, носящем имя прославленного русского адмирала, совершившего первое русское кругосветное плавание. Но, к сожалению, далеко не все помнят, что знаменитую экспедицию с Иваном Федоровичем Крузенштерном (шлюп «Надежда») осуществил и уроженец малороссийского городка Нежина Киевской губернии Юрий Федорович Лисянский (шлюп «Нева»).

Он в полной мере должен разделить с коллегой славу великого флотоводца-открывателя. Тем более что, как ниже увидим, плавание его, начавшееся 7 августа (26 июля по ст. ст.) 1803 года, было в большой мере автономным.

Трижды Лисянский был первым: он первым совершил под российским флагом кругосветное путешествие, первым продолжил водный путь от Кронштадта до Русской Америки (до 1867 года принадлежавшей России, а затем, увы, проданной США), первым открыл необитаемый остров в центральной акватории Тихого океана. Вообще на карте мира имя Лисянского упоминается 8 раз: в честь него названы залив, полуостров, пролив, река и мыс на побережье Северной Америки в районе архипелага Александра, открытый им один из островов Гавайского архипелага, подводная гора в Охотском море и полуостров на северном побережье Охотского моря!

Карта с нанесенным маршрутом кругосветного плавания Крузенштерна и Лисянского

Родился будущий русский мореплаватель и путешественник Юрий Лисянский в 1773 году в Киевской губернии, в семье священника, протоиерея Нежинской церкви Святого Иоанна Богослова. Грезивший сызмальства о море мальчик был отправлен с 1783 года на учебу в Морской кадетский корпус, где и подружился с Крузенштерном, своим ровесником. В 13 лет, досрочно окончив корпус вторым по списку, Лисянский поступил гардемарином на 32-пушечный фрегат «Подражислав», входивший в состав Балтийской эскадры адмирала Сэмюэля Грейга. На фрегате во время русско-шведской войны 1788-1790 годов 15-летний гардемарин участвовал в нескольких морских сражениях: Гогландском, а также при Эланде и Ревеле.

В 1789 году был произведен в мичманы, а в 1793 году уже в чине лейтенанта был направлен с Балтфлота волонтером в числе 16 лучших морских офицеров в Англию, где стажировался 4 года и даже поучаствовал в боях королевского флота против республиканской Франции (отличился при пленении французского фрегата «Элизабет», был контужен), сражался с пиратами в водах Северной Америки.

Памятник Юрию Лисянскому в Нежине

Лисянский путешествовал по США, в Филадельфии встречался с первым президентом США Джорджем Вашингтоном, на американском корабле побывал в Вест-Индии, где в начале 1795 года едва не погиб от желтой лихорадки, сопровождал английские караваны у берегов Южной Африки и Индии, обследовал и описал остров Св. Елены, этнографически изучал колониальные поселения в Южной Африке и многие географические объекты.

В 1800 году вернулся в Россию капитан-лейтенантом с трехлетним стажем, обогащенный опытом и знаниями в областях навигации, метеорологии, морской астрономии, морской тактики, естественных наук, получил должность командира фрегата «Автроил» на Балтфлоте. В ноябре 1802 года за участие в 16 морских кампаниях и двух больших сражениях Лисянский был награжден орденом Святого Георгия 4-й степени.

Началом подготовки к 1-й русской кругосветной экспедиции считают июль 1799 года, когда Российско-американская компания, занимавшаяся торговым освоением территорий Русской Америки, Курильских и других островов, высказалась в поддержку специальной экспедиции для снабжения и защиты русских поселений на Аляске. Чиновники препятствовали осуществлению проекта силами русских моряков, полагая, что следует нанять англичан для первой кругосветки под флагом России. Однако новый военно-морской министр адмирал Николай Мордвинов не просто поддержал проект Крузенштерна, но и посоветовал закупить для плавания не один, а два корабля для увеличения выживаемости экспедиции.

Закупку кораблей в Англии осенью 1802 года осуществил капитан-лейтенант Лисянский (вместе с корабельным мастером Разумовым). Приобретенный 16-пушечный шлюп «Леандр» водоизмещением в 450 тонн был переименован в «Надежду» (командовать назначен капитан-лейтенант Крузенштерн), а 14-пушечный шлюп «Темза» (370 тонн) – в «Неву» (капитан-лейтенант Лисянский).

Шлюпы «Нева» и «Надежда»

Через полстолетия после этой экспедиции гидрограф Николай Ивашинцов назвал подготовку Крузенштерном и Лисянским кораблей и команд к путешествиям образцовой. Однако в первом же жестоком шторме трагедию предотвратили только мужество и искусство русских моряков. Корабли пришлось конопатить заново в порту Фалмут в Ла-Манше.

14 ноября 1803 года в Атлантическом океане два российских шлюпа под флагом России впервые в истории российского флота пересекли экватор. Капитаны сблизили свои корабли, стоя на мостиках в парадных мундирах при шпагах. Над экватором трижды грянуло «ура!», а матрос шлюпа «Надежда» Павел Курганов, изображавший морского бога Нептуна, приветствовал высоко поднятым трезубцем русских моряков с вступлением в Южное полушарие.

Специалисты отмечают, что ни одна из морских наций, бороздивших океаны прежде русских, не обнаружила того, что открылось русским исследователям Лисянскому и Крузенштерну: никем до них не были описаны экваториальные течения.

В феврале 1804 года «Надежда» и «Нева» обогнули Южную Америку у знаменитого мыса Горн и вышли в Тихий океан. Лисянский направился к острову Пасхи, нанес на карту и составил подробное описание его берегов, природы, климата, собрал богатый этнографический материал о его аборигенах. У острова Нукухива (Маркизские острова) корабли снова соединились и проследовали к Гавайскому архипелагу. В тумане они потеряли друг друга: шлюп «Надежда» направился к Камчатке, а «Нева» Лисянского – к берегам Аляски. С 1 июля 1804 года она более года находилась у берегов Северной Америки, где Лисянский и штурман Даниил Калинин обследовали о-в Кадьяк и часть островов архипелага Александра, открыв при этом острова Крузова и Чичагова.

Музейный макет шлюпа «Нева»

По просьбе правителя русских поселений в Америке Александра Баранова Лисянский направился к архипелагу Александра для оказания военной поддержки против индейцев-тлинкитов. Моряки помогли жителям Русской Америки отстоять свои поселения от нападений, участвовали в строительстве крепости Ново-Архангельск (Ситка), вели научные наблюдения и гидрографические работы.

Надо отметить, что описания многих кругосветных путешествий, совершенных западноевропейскими мореплавателями, составлены были обычно в тоне высокомерного презрения к «диким», которых европейцы считали неизмеримо ниже себя в расовом отношении. Такая точка зрения, естественно, выражалась и в ряде насилий и грабежей местного туземного населения, которыми так прославились, например, испанские и португальские конкистадоры. Знаменитый английский мореплаватель Джеймс Кук погиб во время одного из таких вооруженных столкновений. Но ничего подобного не происходило во время русских кругосветных путешествий! Лисянский и Крузенштерн подали благородный пример гуманизма другим русским кругосветным путешественникам. «Конечно, – писал потом Федор Литке, столкнувшийся с противодействием со стороны местных жителей на Сенявинских островах, – мы могли бы удержать дикарей в почтительном от нас расстоянии. Для сего оставалось одно средство – дать им почувствовать силу нашего огнестрельного оружия. Но средство сие почитал я слишком жестоким и готов был лучше отказаться от удовольствия ступить на открытую нами землю, нежели купить это удовольствие ценою крови».

Остров Лисянского. Гавайское название – Папаапохо

В августе 1805 года Лисянский вышел на «Неве» с острова Ситка с грузом пушнины в Китай и в ноябре пришел в порт Макао, открыв по пути тот самый «свой» гавайский остров, а также риф Нева и риф Крузенштерна. 4 декабря 1805 года в Макао «Нева» вновь соединилась с «Надеждой». Продав меха в Кантоне и приняв груз китайских товаров, корабли снялись с якорей и вместе проследовали в Кантон (Гуанчжоу). Пополнив запасы провизии и воды, шлюпы двинулись в обратный путь, через Южно-Китайское море и Зондский пролив вышли в Индийский океан, достигнув юго-восточного побережья Африки. Из-за густого тумана у мыса Доброй Надежды корабли снова потеряли друг друга из виду до самого конца похода.

Крузенштерн на о-ве Св. Елены узнал о войне России с Францией и, опасаясь встречи с противником, проследовал на родину вокруг Британских островов с заходом в Копенгаген.

Лисянский же решился на безостановочный переход до Англии, полагая, что «столь отважное предприятие доставит нам большую честь; ибо еще ни один мореплаватель, подобный нам, не отважился на столь дальний путь, не заходя куда-либо для отдохновения. Мы получили возможность доказать всему свету, что мы заслуживаем в полной мере доверие, которое нам оказывали». Впервые в истории мирового мореплавания корабль за 142 дня (удивительно короткий по тем временам срок!) без заходов в порты и стоянки преодолел 13 923 мили от берегов Китая до английского Портсмута, где публика восторженно встретила экипаж Лисянского.

Крузенштерн и Лисянский среди туземцев

22 июля (5 августа) 1806 года «Нева» Лисянского первой вернулась в Кронштадт, завершив продолжавшуюся 3 года первую в истории отечественного флота кругосветку. Шлюп «Надежда» прибыл двумя неделями позже. Однако слава русского кругосветного мореплавателя досталась Крузенштерну, сумевшему первым опубликовать описание путешествия (на 3 года раньше Лисянского, считавшего задания по долгу службы более важными, чем публикация отчета для Географического общества). За заслуги Лисянский получил чин капитана 2 ранга, орден Святого Владимира 3-й степени, денежную премию. Показательный факт: офицеры и матросы шлюпа подарили капитану на память золотую шпагу с надписью: «Благодарность команды корабля «Нева».

Во время странствий Лисянский собирал личную коллекцию: утварь, одежду, оружие, а также раковины, куски лавы, кораллы, обломки горных пород с островов Тихого океана, Северной Америки, Бразилии. Все это стало достоянием Русского Географического общества. Плавание Крузенштерна и Лисянского было признано географическим и научным подвигом. Была отлита медаль с надписью: «За путешествие кругом света 1803–1806». Результаты экспедиции были обобщены в обширных географических трудах Крузенштерна и Лисянского, а также ученых-естествоиспытателей Григория Лангсдорфа, Иоганна Каспера Горнера, Вильгельма Готлиба Тилезиуса и других.

Современный фрегат «Надежда»

В период похода Лисянский вел астрономические определения широты и долготы посещаемых пунктов и наблюдения за морскими течениями; он не только исправил неточности в описаниях течений, составленных Куком, Ванкувером и другими, но и (совместно с Крузенштерном) открыл межпассатные противотечения в Атлантическом и Тихом океанах, составил географическое описание многих островов, собрал богатые коллекции и обширный материал по этнографии. Лисянский исправил многочисленные неточности в морских описаниях и картах.

Итак, первое в истории российского флота кругосветное плавание завершилось полным триумфом, который был обусловлен в немалой степени неординарными личностями командиров Крузенштерна и Лисянского, отношения которых – дружеские и доверительные – решающим образом содействовали успеху дела.

Роли Лисянского в первой русской кругосветке следует отдать должное, располагая и современными данными. Исследователи Военно-морской академии в 1949 году установили, что из 1095 дней плавания лишь 375 дней корабли шли вместе, остальные 720 «Нева» провела в одиночестве. Корабль Лисянского из 45083 миль путешествия 25801 милю прошел самостоятельно. Можно смело говорить, что шлюпы «Надежда» и «Нева» провели, по сути, два почти независимых кругосветных плавания.

Ледокол «Юрий Лисянский» в порту приписки, Санкт-Петербург

Первая русская кругосветка открыла целую эпоху блистательных успехов наших моряков: в первой половине XIX века русские мореплаватели совершили 39 кругосветных путешествий, что значительно больше экспедиций англичан и французов, вместе взятых. А некоторые русские мореплаватели прошли кругосветки на парусниках дважды и трижды. Симптоматично: легендарный первооткрыватель Антарктиды Фаддей Беллинсгаузен был мичманом на шлюпе Крузенштерна «Надежда». Отто Коцебу, один из сыновей писателя Августа Коцебу, возглавлял две кругосветные экспедиции в 1815-1818 и в 1823-1826 годах. Он стал рекордсменом по первооткрывательству, нанеся на карты более 400 островов в тропической полосе Тихого океана.

В 1807-1808 годах Лисянский продолжал службу на судах Балтийского флота, командовал кораблями «Зачатие Святой Анны», «Эмгейтен» и отрядом из 9 судов Балтийского флота. Участвовал в боевых действиях против Англии и Швеции. В 1809 году получил чин капитана I ранга и пожизненный пансион, единственное средство к существованию.

В 36 лет, вполне рано, каперанг Лисянский вышел в отставку. Поскольку Адмиралтейство отказалось финансировать издание его книги «Путешествие вокруг света в 1803, 1804, 1805 и 1806 годах на корабле «Нева» под начальством Ю. Лисянского», возмущенный автор уехал в деревню и в 1812 году за собственный счет издал в Петербурге свое 2-томное «Путешествие», а затем также на свои собственные средства «Альбом, собрание карт и рисунков, принадлежащих к путешествию». Нет пророка в своем отечестве, но Лисянский получил большое признание за рубежом, собственноручно переведя свой труд на английский и выпустив в Лондоне (1814). Годом позже он вышел на немецком.

Скончался знаменитый мореплаватель 22 февраля (6 марта) 1837 года в Петербурге и был похоронен на Тихвинском кладбище в Некрополе мастеров искусств, в Александро-Невской лавре. Памятник на его могиле представляет собой гранитный саркофаг с бронзовым якорем и медальоном, с изображением жетона участника кругосветного плавания на корабле «Нева» (скульпторы Василий Безродный и Карл фон Леберехт).

Могила Юрия Лисянского в некрополе Александро-Невской Лавры

Верно говорят, что хорошее древо дает хороший плод. Сын флотоводца-кругосветчика Платон Лисянский (1820-1900) дослужился до адмиральского звания, был мореплавателем, адъютантом вице-адмирала Андрея Лазарева (1849) и вице-адмирала Великого князя Константина Николаевича (с 1853). Был гуманистом и крупным благотворителем: основал приют в честь Святого благоверного князя Михаила Черниговского в Санкт-Петербурге и другие приюты.

Спущенный на воду в 1965 году на Адмиралтейском заводе в Санкт-Петербурге ледокол, названый чуть позже «Юрий Лисянский», служит флоту до сих пор. Даже наше беспамятное время, на удивление, иногда прозревает: с октября 2008 года компания «Аэрофлот» ввела в эксплуатацию новый авиалайнер А320 «Юрий Лисянский».