Задания для детей дошкольного возраста, буква «Ц.

 Задания для детей дошкольного возраста, буква «Ц.
Задания для детей дошкольного возраста, буква «Ц.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Ласточка» п. Таежный»

Конспект занятия по обучению грамоте «Звук и буква Ц»

подготовила учитель-логопед

Кудрина Наталья Владимировна

Таежный, 2014

Звук и буква Ц.

Цели : познакомить детей со звуком Ц и буквой Ц; Развитие фонематического слуха; научить произносить звук Ц в слогах, словах, предложениях; учить определять место звука в слове; совершенствовать навыки звуко-слогового анализа слова ЦЫП; развивать мелкую моторику рук детей и графомоторные навыки.

Оборудование : дед, баба, курица с цыплятами, скорлупки с заданиями, звук Ц, символ звука Ц, песочница, картинки со звуком в начале, середине и конце слова, тучка, прикрепленная к потолку, буквы Ц, схемы для звуко-слогового анализа.

Ход занятия

Организационный момент . Ребята, отгадайте загадку:

Явился в желтой шубке,

Прощайте две скорлупки.

(цыпленок)

— А кто мама цыплят?

Дети: курица.

— А хотите я расскажу вам сказку?

1. Логопед рассказывает детям сказку:

Жили-были дед да баба и была у них курица-ряба. Снесла курица яйца не золотые, а простые, и вылупились из них маленькие, желтенькие цыплята. Но вдруг прилетела злая волшебница и унесла маленьких цыплят в далекую песочную страну. Плачет дед, плачет баба, плачет курица: «Спасите моих маленьких цыплят».

— Ребята, поможем курице? Спасем ее маленьких цыплят?

Дети: Да.

— Но чтобы попасть в эту страну, надо выполнить много заданий. Но я думаю, что вы справитесь с ними. Итак, отправляемся в путь.

1. А вот и первое задание: Произнесите правильно звук Ц.

Дети произносят звук Ц хором, индивидуально. Логопед дает характеристику звука Ц (согласный, глухой, твердый, обозначаем синим кружком).

Молодцы, ребята! С этим заданием вы справились.

2. Повторение слоговой цепочки за логопедом .

Повторяйте за мной:

ЦА- ЦО – ЦУ – ЦЫ

АЦ – ОЦ – УЦ – ЫЦ

3. Закончить слова слогом ЦА.

А теперь я буду говорить слова, а вы заканчивайте это слово слогом ЦА: мельни (ЦА), води(ЦА), певи(ЦА), кури(ЦА), умни(ЦА), больни(ЦА).

Молодцы, ребята. Наш путь продолжается.

4. Выделение звука Ц в начале, середине, конце слова по картинкам.

Не устали вы в пути?

Хотите водицы испить из колодца?

Дети: Да.

Ой, а водицы-то нет. Что это?

Логопед достает из колодца картинку.

Дети: Кольцо.

— А где в этом слове находится звук Ц?

Дети: в середине слова.

— Правильно.

Логопед помещает картинку на панно. И т.д. с остальными картинками. Дети достают картинки, называют слово, место звука Ц в слове и помещают на панно.

5. Отгадывание загадок.

Продолжаем наш путь.(на пути дерево). Дерево преграждает нам путь в песочную страну. Нужно отгадать загадки и тогда может быть дерево нас пропустит.

Логопед загадывает детям загадки.

На грядке длинный и зеленый,

А в кадке желтый и соленый.

На гору бегом,

С горы кувырком.

6. Составление предложений по картинкам-отгадкам.

А теперь давайте составим предложения со словами-отгадками.

Дети составляют предложения. Дерево убирается. Перед детьми песочная страна.

— Ну вот мы и в песочной стране. Давайте позовем цыплят: ЦЫП-ЦЫП-ЦЫП.

Что такое? Не откликаются наши цыплятки. Нужно выполнить еще одно задание, тогда мы их точно найдем.

7. Составление схемы слова ЦЫП.

Давайте составим схему слова ЦЫП.

Дети делают звуко-слоговой анализ слова.

Звучит музыка ветра, буквы падают с тучки.

8. Знакомство с буквой Ц.

Ой, что это, ребята?

Дети: Буквы.

А какая это буква? Может кто-то из вас уже знает?

Дети: Это буква Ц.

— Звуку Ц соответствует буква Ц.Давайте напишем букву Ц на песке.

Дети пишут букву Ц на песке и видят в песке цыпленка. Находят в пескевсех цыплят.

Вот мы и нашли всех цыплят. Давайте отнесем их курице.

Дети относят цыплят курице.

9. Итог занятия.

Дети, дедушка и бабушка спрашивают какие задания вы выполняли? Трудные ли были задания? С каким звуком мы сегодня познакомились? Дедушка и бабушка благодарят вас, и пока вас не было, курица снесла еще яйца, но не простые, а волшебные. Они с сюрпризом. Угощайтесь!

Логопед раздает детям шоколадные яйца и прощается с ними.

Использованная литература:

    Говорим правильно. Конспекты фронтальных занятий в подготовительной логогруппе/О.С. Гомзяк. – М.:Издательство ГНОМ, 2011г.

    Кузнецова Е.В. Развитие и коррекция речи детей в 5-6 лет: конспекты занятий / Е.В. Кузнецова, И.А.Тихонова. – М.: ТЦ Сфера, 2004.

    Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР/ Н.В. Нищева. – СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001.

Конспект коррекционно-образовательной деятельности «Приключения цыпленка Цыпа» для детей старшего дошкольного возраста

Цель: обучение детей приемам сохранения здоровья, стимуляция работоспособности, мышления и речевой активности.

Коррекционно-образовательные задачи: уточнить произношение звука [ц]; развивать фонематическй слух, совершенствовать звуко-слоговой анализ слов. Коррекционно-развивающие задачи: развивать интонационную выразительность речи, мышление, слуховую память, зрительное восприятие, связную речь, речевое дыхание.

Коррекционно-воспитательная задача: формировать взаимопонимание, доброжелательность, самостоятельность, инициативность, ответственность.

Оборудование: зеркала, индивидуальные схемы, предметные картинки, пальчиковые куклы «цыплята», тростевые куклы: лошадь, цыпленок, лиса, заяц, медведь, сюжетная картинка «Во дворе».

1. Организационный момент.

Логопед: - Раз, два, три, четыре, пять - становитесь в круг играть! Настал новый день, давайте встретим его с улыбкой. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу. Мы спокойны и добры, мы приветливы, ласковы.
- Сделайте глубокий вдох через нос и вдохните в себя доброту, красоту, здоровье, а выдохните через ротик все обиды, злобу, огорчения (Звучит лирическая музыка.)

2. Сообщение темы занятия.

Логопед: Дети, отгадайте загадку: «Явился в желтой шубке, прощайте, две скорлупки. Кто это?» (Цыпленок)
Психогимнастика: Изобразить цыпленка, сидящего в яйце. Показать, как он вылезает из скорлупки: сначала высунул головку, потом - правое крылышко, затем - левое. Цыпленок под дождем, цыпленок греется на солнышке.
Послушайте, какая история приключилась однажды с цыпленком Цыпом. Вывела курица своих цыплят во двор погулять, червячков поискать. А цыпленок Цып был самый непослушный, сначала он выглянул из-под ворот, увидел клумбу с цветами (показываю большой цветок: цветотерапия - голубой цвет) и решил пойти понюхать цветы, потом он поиграл в догонялки с кузнечиком, потом долго изучал путь гусеницы и … заблудился.
Появляется кукла цыпленка
Цып: Что же мне делать, как найти дорогу домой.
(Звучит аудиозапись стука копыт лошади ц-ц-ц)
Цып: Ой, вы слышите, что это за странный звук?
Логопед: Дети, как вы думаете, кто это скачет? (Лошадь) Как стучат ее копыта? (Ц-ц-ц)
Сегодня мы с вами будем изучать звук [ц] и поможем Цыпу вернуться домой.

3. Характеристика звука

Произнесите звук [ц], наблюдая за артикуляцией в зеркале. Дети анализируют произношение звука [ц] по схеме. Губы в улыбке, зубы сближены, но не сомкнуты, широкий кончик языка опущен за нижние зубы, спинка языка прижата за верхними зубами. Сильная воздушная струя разбивает эту преграду. Голос не работает.
Логопед: -Какой звук [ц]? Дети: (Звук [ц] - согласный, всегда твердый, глухой.)

4. Упражнение в произношении с элементами су-джок терапии, развитие моторики, просодических компонентов речи.

Логопед: Лошадка Царица покажет нам путь

а.) Произношение стихотворения
Проговаривание стихотворения с отстукиванием каждого слога пальцами обеих рук поочередно с большого до мизинца (аппликаторные слепки).
Цок-цок-цок!
Ты лошадка, серый бок.
Ты копытцем постучи,
Нас домой скорей домчи.

б.) произношение слогов
скачет весело по камушкам: ца-цо-ца-цо
аккуратно перескакивает через ручейки: ац-оц-уц
тяжело поднимается в гору: цва-цву-цвы

Лошадка: Пройдите от колодца две клеточки вправо и одну вниз. Там под елкой сидит яц-за, он вам дальше дорогу покажет. (Один из детей выполняет ход на листе разлинованном в клеточку)
Логопед: Дети, а кто это яц-за? (Заяц).



5. Произношение звука в словах, развитие фонематических представлений.

Заяц: Подскажу дорогу, если вы мне поможете слова назвать а). Игра «Будь внимательным». - Рассмотрите картинку «Во дворе». Назовите слово со звуком [ц], в котором один слог (два слога, три слога).

(Цепь; яйца, крыльцо, цветы, овца, скворец; лестница, курица, цыплята, теплица, огурцы, колодец.)

Заяц: Пройдите две клеточки вниз и три влево, там возле старой мельницы вас кто-то ждет (Дети отгадывают по первым звукам слово лисица)

6. Развитие слухового внимания и памяти, звуко-слоговой анализ и синтез слова «курица».

Лисица: Ах, какие замечательные дети. Вы хотите со мной поиграть
Игра «Запомни-повтори» с элементами самомассажа
Открывайся, третий глаз
Научи скорее нас. Массажируем точку на переносице
Лучше станет наша память
Вы проверьте это сами. Массажируем точки на висках.
Предлагаются слова цапля, кольцо, ножницы, цветы
Скворец, певец, леденец, молодец
Лисица: Скажите, как зовут маму у цыпленка?
Дети: Курица.
Звуковой анализ слова курица

Логопед:
-Сколько слогов в слове курица? (Три)
-Назовите первый слог. (Ку)
-Сколько в нем звуков, назовите их. (К, у)
Аналогично разбираются слоги «ри» и «ца».
Дети самостоятельно выкладывают схему слова.
Лисица: Молодцы, все правильно сделали. Пройдите четыре клеточки вниз и одну вправо, там на поляне кто-то сидит, леденцы ест.

Логопед: Отгадайте, кто сидит на поляне. В названии этого животного первый звук [мь], последний [а], её детеныши-маленькие медвежата.
Медведица: Правильно отгадали, молодцы. Понюхайте, как пахнут мои цветы.

7. Формирование длительного речевого выдоха, релаксация.

Упражнение «Ах, как пахнет леденец!»

Теперь отдохните на моей полянке, а потом я вам дальше дорогу покажу.
Мышечная релаксация «Волшебный коврик»

Вместе с логопедом дети берутся за края коврика. Все вместе поднимают его вверх, делая вдох, на выдохе- опускают коврик вниз, протяжно произносят: «У-у-у». Упражнение повторяется 3 раза.
Затем коврик расстилается, дети встают вокруг него и произносят «волшебные» слова: «Раз, два, три - отдохни!» Затем дети проходят на коврик, делают круг(солнышко) и ложатся головами в центр круга (звучит спокойная музыка)

Ресницы опускаются…
Глаза закрываются…
Мы спокойно отдыхаем… (2 раза)
Сном волшебным засыпаем…
Наши руки отдыхают…
Тяжелеют, засыпают…(2 раза)
Шея не напряжена,
А расслаблена она…
Губы чуть приоткрываются…
Так приятно расслабляются. (2 раза)
Дышится легко, ровно, глубоко.
Мы чудесно отдыхаем.
Сном волшебным засыпаем…
Хорошо нам отдыхать,
Но пора уже вставать.

8. Профилактика зрительного утомления и близорукости.

Логопед: Посмотрите, какая красивая бабочка летает над поляной.

Давайте глазками проследим полет бабочки. (Тренажер «Бабочка»)
Дети следят глазами по заданной траектории.

Медведица: Ну, что, ребятки, отдохнули? Послушайте, куда вам дальше идти: пройдите три клеточки вправо и одну вверх, там на окраине села дом, в котором живет цыпленок.
(Один из детей выполняет ход)

Логопед: А вот и дом, в котором живет цыпленок Цып. (Выставляется картинка «Цыплята во дворе») Увидели цыплята Цыпа, обрадовались и зовут с собой играть, сны-небылицы придумывать.

9. Развитие связной речи.

Дети придумывают сон-небылицу о том, что случилось с цыпленком и тем предметом, который нарисован на картинке.

10. Рефлексия.

Логопед: Мы сегодня с вами сделали доброе дело, помогли цыпленку найти дорогу домой. А кто нам помогал и показывал дорогу? (Ответы детей).

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №8 комбинированного вида Новооскольского района Белгородской области».
Подготовила учитель-логопед МБДОУ д/с№8:

Звук и буква «Ц»

Цель : уточнить произношение звука [ц и буквы Ц, ц]; совершенствовать звуковой анализ, упражнять в образовании формы роди тельного падежа множественного числа существительных и в образовании существительных с помощью суф фикса -иц-. Закрепить навык письма и чтения слогов, слов и предложений с буквой Ц; упражнять в образовании существительных с суффиксом -ий-; развивать логическое мышление. Развивать зрительное восприятие.

Оборудование : зеркала, индивидуальные схемы, сигналь ные фонарики, кассы, мяч, рисунок цапли, ручки, тетради, цветы для раскраски.

Ход занятия:

1. Организационный момент

У каждого ребенка несколько разрезных слогов; сю, дю, зю, лю, ню, мю, пю, сю, тю, рю, ню, лю.

Прочитайте свой слог. Поднимите слог, если услышите его в слове.

нюхать капюшон мюзикл

тюлень рюкзак изюминка

колючки гадюка сюда

2. Артикуляционная гимнастика

«Забор».

«Горка».

«Почистим нижние зубы».

3. Знакомство со звуком «Ц»

  1. Логопед читает стихотворение

Стали выше небеса,

Убежал сугроб седой,

Так бывает лишь...

Дети заканчивают стихотворение все вместе, добавляют слово (весной)

  1. Дети вспоминают признаки весны (тает снег, прилетают птицы, дети строят скворечники). Для какой птицы строят скворечник? (для скворца) Какой звук произносит скворец? «Ц»
  2. Характеристика звука «Ц» (согласный, всегда твёрдый, глухой, непарный)

4. Выделения звука «Ц» из состава слова

  1. Логопед читает слова, а дети поднимаю нужный фонарик

солнце птенцы весна

тепло первоцвет листья

цветной зеленые птицы

скворечник скворец почки

  1. Дети рассматривают картинку «Во дворе», на ходят слова со звуком «ц», но сначала слова с одним слогом (цепь, яйца, крыльцо, цветы, скворец, овца, лестница, курица, цыплята, теплица, огурцы, колодец)

5. Физминутка

  1. Ленивые восьмёрки с вписыванием буквы Ц
  2. Птички полетели

Крыльями махали

На деревья сели

Вместе отдыхали

6. Игра «Один - много» (с мячом).

блюдце - ... овца - ... скворец - ...

кольцо - ... пуговица - ... отец - ...

яйцо - ... лицо - ... цепь - ...

полотенце - ... колодец - ... цапля - ...

7. Звуко-буквенный анализ

Прибежали к маме в сад

Десять маленьких цыплят

Повела на улицу

Их пёстренькая ……(курица)

У кошки котёнок

А у курицы ………..(цыплёнок)

Дети составляют в кассе букв звуковую схему слова курица

8. Письмо в тетради

Дети придумывают со словами (курица, цыплёнок) предложения и записывают их в тетрадь.

9. Чтение рассказа «Цыплёнок Цып»

10. Решение кроссворда

11. Итог занятия

Выучили мы урок

Цыплёнок дарит нам цветок

1 лепесток «какой звук мы сегодня проходили»

2 лепесток «каким цветом мы раскрасим этот звук»

3 лепесток «дайте характеристику звуку»

4 лепесток «запись кроссворда»

1. Заштриховать букву «Ц», не выходя за контур, соблюдая расстояние между штрихами.


2. Обвести по контуру (Цветок).


3. Написать печатную букву «Ц» в прописи.
4. Помочь цыпленку пройти к маме-курице, следуя только по буквам «Ц».


5. Раскрасить части рисунка только с буквой «Ц» желтым цветом.


6. Повторить фразы, четко произнося букву «Ц».

7. Задание: » Хлопни в ладоши, когда услышишь слово со звуком «Ц»».
Огурец, морковь, заяц, цапля, тарелка, цыпленок, цветок, яйцо, рыба, курица, пуговица, рак, солнце, овца, мотоцикл, стул, палец, книга, больница, морковь.
8. Задание: «Найди на картинке предметы со звуком «Ц»».

9. Прочитать слова и определить где стоит звук «ц» в слове (в начале, в середине, в конце).
Цыпленок, яйцо, палец, танцор, птенец, цирк, кольцо, певец, цифра, Греция, больница, дворец, царь, оценка, храбрец, полиция, молодец, мыльница, песочница, конец.

10. Прослушать и сказать, где стоит в слове звук «Ц» (в начале, в середине, в конце).
Блюдце, певец, птица, ножницы, циркуль, страница, скворец, танец, Франция, боец, ученица, пицца, сахарница, дворец, леденец, лестница, цуккини, игольница, цокот, продавец.

11. Провести линию от буквы, с которой начинается слово (или от «слова», задание ставьте в зависимости от возраста и знаний детей) к предмету, которое оно обозначает.

12. Отгадать загадки и определить есть ли звук «Ц» в слове-отгадке.


13. Составить схемы слов (задание дается, если с этим материалом ребенок уже знаком).
Цвет, цапля, цветник, цыплёнок, лицо, овца, пятница, мельница, певец, танец, кузнец, леденец, колодец, молодец, наконец, мизинец, боец, цемент, пловец, отец.
14. Задание: «Найти в тексте и обвести все «Ц»»
15. «Один — много». Задание: скажи правильно (одна) курица – (много) курицы.
Перец, цветок, овца, птица, дворец, певец, скворец, заяц
16. Большой – маленький». Например, мыло – мыльце
Тело, одеяло, дело, зеркало, сало, болото, шило, дерево
17. Вписать в слова потерявшуюся букву.

18. Изменить слово, чтобы в нем появилась буква «Ц».
Слово (пример, словцо), письмо, вода, девочка, метель, окно, платье, учитель, художник, воспитатель, читатель, молодой, хитрый, умелый, глупый,
19. Собрать слова из рассыпавшихся слогов.
Рец-пе, яц-за, ац-ов, рец-дво, рец-скво, ца-пти, ты-цве, вец-пе
20. Задание: «Закончи фразы»

21. Соедини слоги ЦА, ЦО, ЦЫ с соответствующими рисунками.
22. Как зовут гостей, приехавших к нам из других стран
Гость из Японии -…
Гость из Китая -…
Гость из Италии - ….
Гость из Америки - …
Гость из Украины -…

Видео презентация «Буква Ц»

Абдулова Джюме Сиражутдиновна

Цель: Закрепить знания детей о звуке и букве Ц

Материал: демонстрационный материал, рабочие тетради 2 часть, простой карандаш, цветные ручки и карандаши, неваляшки, счетные палочки, фломастеры для работы у доски

I. Организационный момент

Воспитатель: Ребята, послушайте и угадайте какой первый звук в этих словах: цапля, цепочка, цыпленок, цветок (ответы детей)

Воспитатель: определите каким бывает звук Ц

Воспитатель: Правильно, слышится звук Ц.

Звук Ц- согласный, глухой, всегда твердый.

Артикуляция звука

Давайте вместе произнесем звук «Ц».

Открыть рот. Кончиком языка напряжённо упереться в нижние передние зубы. Спинка языка выгнута и касается верхних передних зубов. Чтобы спинка языка лучше соприкасалась с нёбом, боковые края языка зажимаются зубами и остаются зажатыми и в момент вдоха, и в момент выдоха. Кончик языка должен оставаться свободным

Послушайте стихотворение

Метелица

Над кузницей, мельницей, вьётся метелица,

По лесу танцует и по полю стелется,

А зайцы метелицы не боятся,

Под снегом танцуют и веселятся.

Повторяем чистоговорки

Це-це-це, це-це-це: цыплёнок дремлет на крыльце.

Цо-цо-цо, цо-цо-цо: Царапыч вышел на крыльцо.

Цу-цу-цу, цу-цу-цу: Царапыч ходит по крыльцу.

Ца-ца-ца, ца-ца-ца: не тронь, Царапыч, молодца!

Ца-ца-ца, ца-ца-ца: кота прогнали мы с крыльца.

Ец-ец-ец, ец-ец-ец: цыплёнок просто молодец!

II. Основная часть.

Один ребенок делает задание у доски. К доске сегодня идет Оля.

(Работа в тетради Елена Астафьева: Играем, читаем, пишем. Рабочая тетрадь № 2. ФГОС) дети пишут букву Ц, разукрашивают крышу домика и неваляшку синим, в кармане пишут букву Ц.)

1. Игровое упражнение «Посели букву в ее квартиру»

Цели: закрепить знания об изученных звуке и букве; учить выбирать правый и левый парадный домик, отсчитывать этажи по порядку, начиная снизу; объяснить выбор своего решения, опираясь на знания о звуке.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, в тетради у вас нарисован домик для букв, хозяйка этого домика неваляшка. Посели Оля букву Ц на первом этаже, после буквы С.

Воспитатель: какую неваляшку выбираем?

Оля: синюю без колокольчика

Воспитатель: почему?

Оля: потому что Ц- согласный, глухой, только твердым.

2. Игровое упражнение «Продолжи по образцу»

Воспитатель: Обведи букву по контуру;

Напиши букву по точкам;

Сам напиши строчку этой буквы.

Цели: закрепляем знания о звук и букве. Тренируем зрительную память ребенка

3. Упражнение «Продолжи орнамент»

Цель: продолжить по образцу; развивать зрительную память

К сведению педагога: Этот вид упражнений тренирует в различении границ клетки, умении отсчитывать клетки в любом направлении, проводить различные линии, ориентируясь на образец. Такие задания подготавливают ребенка к написанию различных элементов букв и схем, развивают внимание, аккуратность, чувство ритма и симметрии.

4. Упражнение «Закончи рисунок»

Цель: развивать моторику рук

Здесь ребенок может:

Дорисовать картинку по точкам;

Найти на картинке «спрятавшуюся» букву (в изображении предметов дается изучаемая буква);

Раскрасить картинку;

Найти на картинке предметы, в названиях которых есть изучаемый звук (пишется эта буква).

5. Игра «Собери букеты»

Цели. Тренируя умение дописывать пропущенные в словах буквы, развиваем навык звуко-буквенного анализа и синтеза. Закрепляем знания по теме «Цветы», тренируем умение дифференцировать виды цветов (садовые и полевые).

Ход игры. Ребенок дает обобщающее название изображенным предметам: цветы. Взрослый предлагает проанализировать это слово и дописать его, вставляя буквы. Ребенок называет каждый цветок, вспоминает, к какому виду он относится (роза - садовый цветок, ромашка - полевой цветок и т. д., объясняет, почему цветы называются полевыми и садимыми, вспоминает, какие еще цветы относятся к тому и другому виду.

Взрослый предлагает составить из цветов на картинке два букета, распределив их по видам. Ребенок должен сам догадаться, в какой вазе будет стоять каждый букет. (Для этого ему надо, вставляя пропущенные буквы, дописать слова под низами.) Выполняя звуко-буквенный анализ слов полевые и садовые, он вписывает в них пропущенные буквы, обобщает их (гласные). Затем он указывает стрелками, в какую вазу нужно поставить каждый цветок.

В конце игры ребенку предлагается нарисовать в вазах свои букеты из полевых и садовых цветов.

6. Игра «Соня и цветы»

Цели. Закрепляем умение анализировать предложение по количеству слов и дописывать нужные по смыслу слова в недописанное предложение. Закрепляем умение определять в предложении предлог В и выделять его на схеме предложения как отдельное «маленькое слово». Продолжаем тренировать в составлении рассказов по сюжетной картинке.

Ход игры. Рассматривая картинку, ребенок отвечает на вопросы взрослого по ее сюжету. Ребенок читает незаконченное предложение, написанное под картинкой, анализирует его схему, дописывает недостающие слова (в, цветы). Взрослый предлагает составить рассказ о том, как девочка Соня выращивала в саду цветы.

7. Игра «Нарцисс»

Цели. Тренируем ребенка в умении узнавать буквы по их неполному написанию, читать слова, написанные по часовой стрелке. На примере слова нарцисс закрепляем навыки звуко-буквенного анализа и синтеза.

Ход игры. Ребенок должен назвать нарисованный цветок и рассказать все, что о нем знает. Взрослый подсказывает, что название этого цветка написано внутри рисунка. Узнавая недописанные буквы и комментируя их правильное написание, ребенок объясняет, как нужно прочитать название этого цветка (по часовой стрелке).

В заключение ребенок самостоятельно пишет слово нарцисс и составляет его звуковую и слоговую схемы.

Итог занятия.

Вот мы и познакомились со звуком и буквой Ц. Что вы можете сказать про этот звук?

Назовите слова со звуком [Ц].

Ребята, вы сегодня старались, внимательно слушали, хорошо отвечали, все были молодцы!