Ученый предложивший термин экология. Экология: основные понятия

Ученый предложивший термин экология. Экология: основные понятия
Ученый предложивший термин экология. Экология: основные понятия

С егодня в обиходе очень модный и актуальный термин - экология! Но что подразумевают люди, употребляя это слово в своей речи, вписывая его в статьи, научные работы и «отрывая» от него заветный кусочек «эко», чтобы «приклеить» к чему-то важному, например: «экопродукты», «экокожа», «эколайф»?

На самом деле, «экология» - слово, состоящее из греческого «ойкос» - ‘дом’ и «логос» - ‘наука’. Получается, что дословно «экология» - это наука о доме. Но, конечно, само понятие намного шире, многогранней, интересней, чем кажется, если отталкиваться от этого определения.

Если погрузиться в осмысление всего, что значит этот модный термин, то можно открыть для себя много нового и весьма интересного, особенно для человека, который нацелен на правильный (здоровый) образ жизни.

Экология: что это такое и что она изучает

Экология - это наука, изучающая взаимодействие живых организмов с окружающей средой. Исходя из перевода составного термина, это наука о доме. Но под словом «дом» в экологии понимают не то или, точнее, не только то жилище, в котором проживает конкретная семья, отдельный человек или даже группа людей. Под словом «дом» здесь понимается целая планета, мир - дом, в котором живут все люди. И, конечно, в разных разделах экологии рассматриваются отдельные «комнаты» этого «дома».

Экология изучает всё, что как-то взаимодействует или влияет на живые организмы. Это очень объёмная наука, которая затрагивает добрую сотню актуальных вопросов для человека и его жизни на земле.

Виды экологии

Как и некоторые другие науки, экология включает в себя множество различных разделов. Ведь уместить всё важное в одном направлении довольно сложно. Можно запутаться и так и не сделать нужных выводов, не найти решений для серьёзных проблем.

Стоит знать, что экология - это сравнительно молодая наука. Ей всего-то не более 200 лет. Однако на сегодняшний день наука стоит на одной ступени по степени важности с математикой, физикой, биологией и др. При этом некоторые научные сферы (ботаника, химия, микробиология) экология не просто затрагивает, а даже базируется на них.

Различают такие виды экологии:

  • экология биосферы - раздел, изучающий среду обитания человека и глобальные изменения в ней;
  • промышленная экология - направление, занимающееся изучением влияния на окружающую среду промышленных предприятий и процессов;
  • экология отрасли - каждая отрасль занимательна и интересна с точки зрения экологии;
  • сельхоз-экология - изучает влияние и взаимодействие сельского хозяйства с окружающей средой;
  • эволюционная экология - изучает процессы эволюции живых организмов и влияние их на среду обитания;
  • валеология - наука о качестве жизни и здоровье человека;
  • геоэкология - изучает геосферу планеты и её обитателей;
  • экология морей и океанов - направлена на изучение вопросов чистоты водной поверхности земли;
  • социальная экология - наука о чистоте социальной области;
  • экономическая экология - направлена на разработку алгоритмов рационального использования ресурсов планеты.

По сути, разделы этой науки всё время расширяются и множатся. Но абсолютно все ответвления сводятся к общей экологии, задачей которой является сохранить здоровую среду обитания и не дать погибнуть нашей планете раньше отведённого времени.

Про экологию мысли и чистоту мировоззрения

Пока официально нет раздела в экологии, который бы был направлен на изучение влияния собственного мировоззрения человека на окружающую среду и собственное здоровье. Однако то, как думает и воспринимает окружающий мир человек, сильно влияет на его действия. Про экологию мысли забывать нельзя. Ведь только правильный ход мысли и глубокое понимание необходимости жить в ладу с природой, позволит сохранить наш «дом», не нанести ему ущерб. Человек с чистыми светлыми мыслями духовно здоров. Его физическое тело также более крепкое. А это тоже весьма важно для сохранения здоровья окружающей среды и создания комфортной экосистемы для каждого живущего на земле.

Термин и понятие экологии

Конечно, из всего написанного выше уже можно понять, что термин «экология» включает в себя огромный объём информации и «рассыпается» на важные элементы, грани которых составляют единую важную цель - изучение планеты и сохранение её здоровья. Но кто это всё придумал и почему это так важно? Стоит разобраться.

Кто ввел термин «экология»?

Впервые термин «экология» произнёс учёный-философ и естествоиспытатель Эрнст Генрих Геккель. Этому же немецкому философу принадлежит авторство таких биологических терминов, как онтогенез, филогенез, которые также имеют прямое отношение к экологии.

Что означает экология

Как уже можно догадаться, экология - понятие всеобъемлющее, заключающее в себя массу вопросов, связанных со средой обитания и её чистотой. Но почему мы так часто слышим составные слова с приставкой «эко» и понимаем это как чистоту, здоровье, безопасность? Ничего сложного! Ведь основной мыслью экологии как науки является поиск решений, позволяющих сохранить красоту и здоровье природы. Эколог - это человек, который изучает влияние любых процессов, веществ, вещей на мир окружающий и живые организмы. Поэтому, когда человек говорит экология, он подразумевает чистоту окружающей среды. Когда мы произносим любое слово с приставкой «эко», то подразумеваем, что это нечто чистое, безопасное и полезное для нашего здоровья. Исключением являются специфические термины, употребляемые в научной среде.

Экотоп - отдельный участок среды обитания живых организмов, претерпевший некоторые изменения в результате деятельности этих организмов.

Экосистема - среда взаимодействия группы живых организмов.

В остальных случаях слова с приставкой «эко» - это новые слова, составленные с заявкой на указание выгоды. Т. е., по сути, очень часто экопродукты, экоматериалы, экокультура - это всего лишь маркетинговый ход. Доверять слепо такой приставке не всегда стоит. Лучше внимательно присмотреться к вещи, которую пометили заветным зелёным листочком (эмблема экологически чистых товаров) и изучить состав. А уж потом делать выводы о чистоте и безопасности выбранного продукта.


Где и кому нужна экология

Сегодня предмет экологии изучают в школе, средних и высших специальных заведениях, вне зависимости от профиля. Конечно, на отделениях ботаники, агрономии, зоологии и т. п. этому предмету уделяют куда больше внимания, чем, например, на экономическом факультете. Но практически в любой общеобразовательной программе есть раздел экологии. И это не случайно. Каждый человек должен быть экологически грамотен. Вы можете не быть юристом, но понимать, какая среда вас окружает, вам стоит. Можно не владеть понятиями медицины, но знать основы, как сохранить здоровье планеты важно. Где и как мы соприкасаемся с вопросами экологии? Ну, например, когда вы идёте выбрасывать мусор, вы уже становитесь «винтиком» в механизме системы, которая или нарушает общее благополучие окружающей среды или помогает сохранить здоровье планеты. Ведь надо знать, как правильно и куда выбросить мусор, чтобы минимизировать отрицательное влияние отходов на здоровье людей и экосреды. Когда человек закуривает сигарету, он также оказывает непосредственное влияние на формирование фона здоровья природы. Одна, казалось бы, сигарета, но может принести массу негативных перспектив и самому курильщику, и окружающему миру в целом.

Сегодня экологические отделы есть почти при каждом промышленном предприятии. Экологическая служба работает в каждом городе. В масштабах страны вопросы экологии решаются и обсуждаются в рамках серьёзных совещаний. Об экологии нашей планеты говорят, думают, спорят ученые и обычные люди. Каждый день, просыпаясь утром, мы соприкасаемся с разными сферами этой науки. Она интересна, многогранна и очень важна для каждого из нас и для всех людей в целом.

Экологические проблемы и их решение

Когда мы заговорили о приставке «эко», как о знаке чистоты, - это была позитивная «частица» темы. Есть и обратная сторона - негатив! Словосочетания «экологическая проблема», «экологическая катастрофа» нередко нас пугают в заголовках газет, интернет-СМИ, телепрограммах и радиосводках. Обычно под этими словосочетаниями «прячется» что-то страшное, угрожающее и грязное. Грязь здесь имеется в виду в прямом смысле слова. Например, выброс с какого-нибудь завода в море загрязняет водную среду и может нанести ущерб живым обитателям этой экосистемы. Это экологическая проблема, каких сегодня может быть масса. Когда мы говорим об истончении озонового слоя, мы подразумеваем экологическую катастрофу, к которой может привести это явление. Наука, которую мы здесь рассматриваем, как раз направлена на то, чтобы минимизировать риски возникновения экологических проблем и уж тем более не допустить развития целых катастроф в масштабах города, страны, планеты. Именно для этих целей была создана и развивается эта многогранная, интересная и невероятно важная наука.

Как предупреждаются и решаются проблемы экологии

Если есть наука, существуют и учёные, которые занимаются её развитием. Учёные-экологи трудятся над изучением разных вопросов экологии. Это и узкоспециализированные сферы, как например агроэкология, зооэкология, промышленный комплекс и экология общая, классическая. По всему миру создаются и успешно работают различные экослужбы. Например, в нашей стране есть такой орган, как экологическая полиция. Это служба, которая следит за соблюдением правил экологической безопасности в городах и других населённых пунктах. На каждом предприятии есть собственный отдел, который контролирует влияние работы предприятия на окружающую среду и сдаёт отчётность по этому поводу высшим органам.

В масштабах мировой науки постоянно ведутся разработки, направленные на оптимизацию различных процессов, для снижения рисков развития экологических проблем и предупреждения возникновения катастроф. Экоконтроль работает в сетевых продуктовых магазинах, чтобы не допустить попадания на столы некачественных продуктов.

Но каждому человеку следует помнить, что и он является важным звеном системы, так или иначе влияющей на чистоту и здоровье нашего «дома», нашей планеты. От того, как живет, как думает, как действует каждый человек, тоже зависит очень многое. Поэтому стоит уделить внимание этой науке хотя бы на уровне общего ознакомления с её основными понятиями и проблемами.


Экология как наука, изучающая отношения между организмами и их взаимосвязи с окружающей средой. Предмет и задачи экологии. Организм инадорганизменные системы: популяции, сообщества, экосистемы как объекты экологии. Биоэкология и ее основные разделы (аутэкология, демэкология, синэкология). Ландшафтная экология. Экология человека и социальная экология.

Повышение роли экологии на современном этапе развития человечества. Основные нарушения в биосфере, вызываемые деятельностью человека. Угроза глобальных экологических катастроф. Экология как научная основа выхода из глобальных кризисов.

Экологические знания – основа природопользования. Экологические принципы заповедного дела и рационального использования природных ресурсов. Красные книги. Международное сотрудничество в деле охраны природы. Экологическое законодательство Российской Федерации.

Экология – это наука о взаимоотношениях живых существ между собой и с окружающей их природой, о структуре и функционировании надорганизменных систем.

Термин «экология» в 1866 г. ввел немецкий эволюционист Эрнст Геккель. Э. Геккель считал, что экология должна изучать различные формы борьбы за существование. В первичном значении, экология – это наука об отношениях организмов к окружающей среде (от греч. «oikos» – жилище, местопребывание, убежище).

Экология, как и любая наука, характеризуется наличием собственного объекта, предмета, задач и методов (объект – это часть окружающего мира, которая изучается данной наукой; предмет науки – это наиболее главные существенные стороны ее объекта).

Объектом экологии являются биологические системы надорганизменного уровня: популяции, сообщества, экосистемы (Ю. Одум, 1986).

Предметом экологии являются взаимоотношения организмов и надорганизменных систем с окружающих их органической и неорганической средой (Э. Геккель, 1870; Р. Уиттекер, 1980; Т. Фенчил, 1987).

По определению Р. Риклефса (1979), экологию можно представить «... как трехмерное сооружение из лежащих один над другим горизонтальных слоев, соответствующих различным уровням биологической организации – от индивидуума через популяцию и сообщество к экосистеме ; вертикальные разрезы, проходящие через все слои, делят все сооружение на секции, соответствующиеформе, функции, развитию, регуляции и адаптации . Каждому уровню экологической организации присущи свои особые структурные и функциональные характеристики».

Из множества определений предмета экологии вытекает и множество задач , стоящих перед современной экологией:

– Изучение структуры пространственно-временны х объединений организмов (популяций, сообществ, экосистем, биосферы).

– Изучение круговорота веществ и потоков энергии в надорганизменных системах.

– Изучение закономерностей функционирования экосистем и биосферы в целом.

– Изучение реакции надорганизменных систем на воздействие разнообразных экологических факторов.

– Моделирование биологических явлений для экологического прогнозирования.

– Создание теоретической основы охраны природы.

– Научное обоснование производственных и социально-экономических программ.

Методы экологических исследований

При изучении надорганизменных систем экология использует все разнообразие методов как биологических, так и небиологических наук. Однако специфическим методом экологии является количественный анализ структуры и функционирования надорганизменных систем . Современная экология – это один из наиболее точных, наиболеематематизированных разделов биологии.

Структура современной экологии

Экология делится на фундаментальную и прикладную . Фундаментальная экология изучает наиболее общие экологические закономерности, а прикладная – использует полученные знания для обеспечения устойчивого развития общества.

Основу экологии составляет биоэкология как раздел общей биологии. «Спасти человека – это, прежде всего, сохранить природу. И здесь только биологи могут привести необходимые аргументы, доказывающие правомерность высказанного тезиса».

Биоэкология (как и любая наука) делится на общую и частную . В состав общей биоэкологии входят разделы:

1. Аутэкология – изучает взаимодействие со средой обитания отдельных организмов определенных видов.

2. Экология популяций (демэкология) – изучает структуру популяций и ее изменение под воздействием экологических факторов.

3. Синэкология – изучает структуру и функционирование сообществ и экосистем.

К общей биоэкологии относятся и другие разделы:

эволюционная экология – изучает экологические механизмы эволюционного преобразования популяций;

палеоэкология – изучает экологические связи вымерших групп организмов и сообществ;

морфологическая экология – изучает закономерности изменения строения органов и структур в зависимости от условий обитания;

физиологическая экология – изучает закономерности физиологических изменений, лежащих в основе адаптации организмов;

биохимическая экология – изучает молекулярные механизмы приспособительных преобразований в организмах в ответ на изменение среды;

математическая экология – на основании выявленных закономерностей разрабатывает математические модели, позволяющие прогнозировать состояние экосистем, а также управлять ими.

Частная биоэкология изучает экологию отдельных таксономических групп, например: экология животных, экология млекопитающих, экология выхухоли; экология растений, экология опыления, экология сосны; экология водорослей; экология грибов и т. д.

Биоэкология тесно связана с ландшафтной экологией , например:

– экологией водных ландшафтов (гидробиологией) – океанов, рек, озер, водохранилищ, каналов...

– экологией наземных ландшафтов – лесов, степей, пустынь, высокогорий...

Отдельно выделяются разделы фундаментальной экологии, связанные с существованием и деятельностью человека:

экология человека – изучает человека как биологический вид, вступающий в разнообразные экологические взаимодействия;

социальная экология – изучает взаимодействие человеческого общества и окружающей среды;

глобальная экология – изучает наиболее крупномасштабные проблемы экологии человека и социальной экологии.

Прикладная экология включает: промышленную экологию, сельскохозяйственную экологию, экологию города (населенных пунктов), медицинскую экологию, экологию административных районов, экологическое право, экологию катастроф и многие другие разделы. Прикладная экология тесно связана с охраной природы и окружающей среды .

Экологические знания должны служить основой рационального природопользования. На их основе базируется создание и развитие сети охраняемых территорий: заказников, заповедников и национальных парков , а также охрана отдельныхпамятников природы . Рациональное использование природных ресурсов является основой устойчивого развития человечества.

Во второй половине ХХ века в связи с интенсивным воздействием человеческого общества на биосферу начинаетсяэкологический кризис , особенно обострившийся в последние десятилетия. Современная экология включает множество разделов и охватывает самые разнообразные стороны человеческой деятельности; происходит экологизация всего общества.

Глобальные экологические проблемы и пути их решения

Глобальные экологические проблемы являются общими для всей биосферы и для всего человечества. Главные из них:

– обеспечение населения продовольствием и водой;

– защита людей от негативных последствий научно-технического прогресса;

– обеспечение растущих потребностей мирового хозяйства в энергии и в природных ресурсах;

– охрана природной среды от разрушительного антропогенного воздействия, защита среды от разнообразных загрязнений – физических, химических, биологических;

– сохранение биологического (генетического) разнообразия : многообразия сообществ и экосистем, видов и генофонда каждого вида как представителя таксономической группы и сообщества.

400 лет назад каждые 3 года вымирал один биологический вид. В наше время каждые 8 месяцев на Земле вымирает один вид. Исчезновение одного вида растений может привести к гибели 10 видов животных.

К глобальным экологическим проблемам также относится защита людей от особо опасных заболеваний .

Международное сотрудничество в деле охраны природы .

Глобальные экологические проблемы обострились после Второй мировой войны. Для их решения в 1948 г. был образованМеждународный союз охраны природы и природных ресурсов (МСОП) .

Первоочередной задачей МСОП являлось составление Красных книг – списков редких и находящихся под угрозой исчезновения видов. В 1963-1966 гг. была издана первая Международная Красная книга. В 1980 г. вышло ее четвертое издание. В 1978-1984 гг. издается Красная книга СССР, а в 1985 г. – Красная книга Российской Федерации.

В 1980 г. Международным союзом охраны природы и природных ресурсов была разработана «Всемирная стратегия охраны природы» .

В материалах Всемирной стратегии отмечается, что одной из глобальных экологических проблем является проблема питания: 500 млн. человек систематически недоедают. Труднее учесть число людей, не получающих полноценного питания, сбалансированного по белкам, витаминам и микроэлементам.

Всемирная стратегия сформулировала первоочередные задачи охраны природы:

– Поддержание главных экологических процессов в экосистемах.

– Сохранение генетического разнообразия.

– Долгосрочное рациональное использование видов и экосистем.

В 1992 г. в Рио-де-Жанейро состоялась конференция Организации Объединенных Наций по окружающей среде и развитию . На этой конференции был принят ряд документов, подписанных представителями 179 государств:

– Программа действий: Повестка дня на XXI век.

– Заявление о принципах в отношении лесов.

– Конвенция ООН об изменении климата.

– Конвенция о биологическом разнообразии.

В материалах Конвенции о биологическом разнообразии отмечается, что «...разнообразие важно для эволюции и сохранения систем жизнеобеспечения биосферы». Для сохранения систем жизнеобеспечения биосферы необходимо сохранение всех форм биологического разнообразия: «Страны, которые присоединяются к Конвенции, должны определять компоненты биологического разнообразия, ...осуществлять контроль за видами деятельности, которые могут оказать вредное воздействие на биологическое разнообразие».

В 1995 г. в Софии на конференции министров окружающей среды европейских стран была принята Общеевропейская стратегия сохранения биологического и ландшафтного разнообразия .

Принципы Общеевропейской стратегии сохранения биологического и ландшафтного разнообразия природы:

– Охрана наиболее уязвимых экосистем.

– Охрана и восстановление нарушенных экосистем.

– Охрана территорий с наибольшим видовым разнообразием.

– Сохранение эталонных природных комплексов.

oikos – дом + …логия) наука, изучающая взаимодействия и взаимоотношения животных, растений, микроорганизмов между собой и окружаюещей средой; 2)экология человека- наука, рассматривающая проблемы взаимоотношений человеческого общества и окружающей среды.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ЭКОЛОГИЯ

изучение взаимодействия живых существ с окружающей средой. Термин стал популярным в 1980-х гг. из-за возрастающего интереса к недолговечности Земли как обитаемой системы. Множество показателей подтверждает опасение, что естественные системы, развивавшиеся тысячелетия, находятся под угрозой технологических достижений, инициированных "промышленной революцией", технократическим мышлением, утратой ориентации людей на мудрость в отношениях с природой и между собой, а также в результате демографического взрыва. Такие показатели включают исчезновение множества видов растений и животных, нарушение систем биотических круговоротов обмена веществ и энергии, истощение оэонового слоя, глобальное потепление и изменение погоды, уменьшение плодородия почв, загрязнение обширных областей земли и воды, нарушающее естественное равновесие многих меньших систем (биогеоценозов). Составитель словаря полагает, что помимо многих мер по предотвращению экологической катастрофы, человечеству помогло бы формирование софиосферного сознания и осуществление стратегий по становлению софиосферы (См. соответствующие статьи).

1. Кто из ученых ввел термин «Экология»?

* + Э. Геккель

2. Что изучает экология?

* + закономерности взаимосвязей и взаимодействия всех живых организмов с окружающей средой

3. Период распространения экологической науки

* + конец XVIII века

4. Период формирования экологической науки как отдельной самостоятельной науки

* + конец XIX и середина XX

5. Период процветания экологической науки

* начало XIX и середина XX

* конец XVIII века

* середина XIX и начало XX

* начало XXI века

6. Объект изучения экологии:

* + биологические и географические микро и макросистемы, и их жизненный ритм (динамика) во времени и в пространстве

7. Как называется раздел, который изучает связь между отдельными организмами и их природной средой?

* +аутоэкология

8. Раздел науки, который изучает сообщество популяции, относящихся к разным видам на уровне целостности организмов?

* +синэкология

9. Раздел экологии, который изучает пути реализации человеческих планов, постоянно развивающихся на грани человека и биосферы?

* +нооэкология

10. Цель защиты природы:

* + обеспечение экологической безопасности

11. Эффективное использование природы – это:

* + самые эффективные и рациональные технологии использования природных ресурсов и их возобновления для человека

12. Первый закон Б.Коммонера:

* + все связано со всем

13. Третий закон Б.Коммонера

* + природа "знает" лучше

14. Раздел экологии, который взаимосвязывает популяции, то есть организмы, относящихся к одному типу, с окружающей средой:

* +демэкология

15. Раздел экологии, изучающий экологические права и экологические проблемы людей:

* + экология человека

16. Что такое защита природы?

* +международные, государственные и общественные меры, направленные на поиски эффективных способов против загрязнения, истощения и для возобновления природных ресурсов

17. Основная цель защиты природы:

* + эффективно пользуясь природными ресурсами, передать будущему поколению в том же виде

18. Наука о защите природы:

* + совокупность государственных, общественных мер по реализации основных концепций экологической науки

19. Второй закон Б.Коммонера:

* +все должно куда-то деваться

20. Четвертый закон Б.Коммонера:

* +ничто не дается даром

21. Современная экология изучает:

* +Взаимоотношения организмов, в том числе человека, со средой

22. Что изучает медицинская экология?

* +взаимодействие человека как биологического и социального существа со сложным многокомпонентным окружающим миром, с постоянно осложняющейся средой обитания

23. Прямое и косвенное влияние элемента на организм:

* +Экологический фактор

24. Что такое абиотические факторы?

* +совокупность условий окружающей среды, влияющих на организмы

25.

* + влияние жизнедеятельности организма на других

26. Антропогенные факторы:

* +действие человека, которое напрямую или косвенно влияет на окружающую среду

27. К эдафическим факторам относят:

* +химический состав почв

28. Трофические звенья цепей питания – это:

* + один вид питается живыми особями, падалью или их конечными продуктами

29. Обмен веществ в экосистеме проходит:

* + через продуцент с консумента к редуценту;

30. Сущность закона оптимума заключается в том, что:

* +любой экологический фактор имеет определен­ные пределы положительного влияния на жизне­деятельность организмов;

31. Закон пессимума экологических факторов:

* + опасная зона для существования или распределения организмов.

32. Ф актор, имеющий определен­ные пределы положительного влияния на жизнедеятельность организмов

* + лимитный

33. Какой ученый ввел закон толерантности?

* +В.Шелфорд

34. Кто из ученых ввел лимитный фактор?

* +Ю.Либих

35. Экологическая валентность – это:

* +способность организмов переносить количественные колебания экологического фактора

36. Относятся к с тенобионтным организмам:

* +низкий диапазон толерантности на все экологические факторы.

37. К э врибионтным организмам относятся:

* + высокий диапазон толерантности на все экологические факторы.

38. Фотопериодизм – это:

* +реакция организма на продолжительность дня

39. Что относится к абиотическим факторам?

* +температура, напряжение, радиационный фон

40. Что такое абиотические факторы?

* факторы неживой природы

* выброс вредных веществ в атмосферу

* анабиоз, симбиоз, комменсализм

* нарушение почвенных слоев

41. Что относится к биотическим факторам?

42. Что такое биотические факторы?

* +факторы живой природы

43. Что относится к антропогенным факторам?

*+ выброс вредных веществ в атмосферу

44. Что такое антропогенные факторы?

*+ факторы, создаваемые человечеством

45. Популяцией называют:

* +совокупность особей одного вида, которые обмениваются генетической информацией и достаточно долго су­ществуют на одной территории

46. Популяции делятся по объему территории:

* +элементарный, экологический, географический

47. Элементарная популяция:

* + совокупность особей одного вида, существующих на малой территории

48. Экологическая популяция – это:

* + положение, которое вид занимает в составе био­ценоза

49. Географическая популяция – это:

* + совокупность особей разных видов, которые долго су­ществуют на одной территории

50. К статической характеристике популяции относится:

* + численность, плотность, биомасса, возрастной и половой состав

51. К динамической характеристике популяции относят:

* + экологическое рождение и смертность

52. Как называется характер временного изменения основных биологических показателей популяции ?

* + динамика популяции

53. Экологическая ниша – это:

* +совокупность всех факторов среды, в пределах которого возможно существование вида в природе

54. Численность популяции – это:

* + общее количество организмов, существующих на определенной площади или территории

55. Плотность популяции – это:

* + соотношение количества организмов на единицу измерения площади или объема популяции

56. По видам распространения популяция делится на:

* + случайный, одинаковый, групповой

57. Какие типы популяционного размножения существуют?

* +экспоненциальный, логистический

58. На какие экологические сообщества делятся возрастные группы организмов популяции?

* +предрепродуктивный, репродуктивный, пострепродуктивный

59. Биоценоз – это:

60. Кто из ученых предложил понятие «Биоценоз»?

* +К.Мебиус

61. Биогеоценоз - это:

* +сообщество растительности, животного мира, микроорганизмов и среды их обитания

62. Что относится к биогеоценозу?

* +сообщество растительности, животного мира, микроорганизмов и среды их обитания

63. Ученый, который предложил понятие «Биогеоценоз

* +В.Н.Сукачев

64. Как называется сформированная природная система, состоящая из живых организмов, в которые беспрерывно поступают вещественные и энергетические течения земли?

* +экосистема

65. Назовите эколога, который первым предложил термин «Экосистема»:

* +А.Тенсли

66. Как понимать термин «Экосистема»?

* + биотоп и биоценоз

67. Состав биотопа, как один из компонентов экосистемы:

* + атмосфера, гидросфера, литосфера, педосфера

68. Основные принципы устойчивости экосистемы:

* + обмен веществ, удерживающий энергетические течения

69. Что образуется на первом этапе всех экосистем?

* +продуценты

70. Что такое относится к продуцентам?

* +растения

71. Что образуется на втором этапе всех экосистем?

* + консументы фитофагы 1-го порядка

72. Что образуется на третьем этапе всех экосистем?

* +консументы зоофагы 2-го порядка

73. По типу питания живые организмы делят на:

* +автотрофы и гетеротрофы

74. Автотрофные организмы - это

* + преобразование неорганических веществ в органические вещества

75. Гетеротрофные организмы - это

* + организмы, питающиеся готовыми органическими веществами

76. Экологическая сукцессия – это:

* + преобразование биоценоза в иной биоценоз на одной территорий в последствий природных факторов или человеческих действий

77. В каких случаях появляется экзогенетическая сукцессия?

* + внешние биотические или антропогенные влияния

78. В каких случаях появляется эндогенетическая сукцессия?

* + структурное изменение и изменение систем связи сообщества

79. Типы экологических пирамид:

* + численность, биомасса, энергия

80. Что такое гомеостаз экосистемы?

* + способность к самоподдерживанию и к саморегулированию

81. Как называются природные вещества, явления, которые люди используют для удовлетворения своих потребностей для достижения целей

* + природные ресурсы

82. Природные ресурсы делятся на:

83. Исчерпаемые невозобновляемые ресурсы:

* + полезные ископаемые

84. Исчерпаемые возобновляемые ресурсы:

* + растения, животные, микроорганизмы

85. Неисчерпаемые ресурсы:

* + солнечные, воздушные, ветровые энергии

86. Приводит к снижению количества видов, сохраненных благодаря мерам по охране природы:

* + возобновленные ресурсы

87. Природные ресурсы по использованию делятся на:

* + промышленный, научный, эстетический, рекреационный

88. Природные ресурсы по происхождению делятся на:

* +энергетический, сырьевой, пищевой

89. Полезные ископаемые, которые относятся к невозобновляемым природным ресурсам?

* + руды металла, безметальные соединения

90. Природные ресурсы по источникам происхождения и расположению делятся на:

* + земля, вода, растение, лес

91. Природные ресурсы по химической природе делятся на:

* +органические, минеральные

92. Как называется совокупность запаса лесных продуктов деревянных и недеревянных и их полезные свойства?

* + лесные ресурсы

93. природные ресурсы от воздействия человека делятся на:

* + 3 группы

94. Невозобновляемые природные ресурсы:

* +исчезающий, распростроняемый

95. Исчерпаемые природные ресурсы:

* + возобновляемый, невозобновляемый, относительно возобновляемые

96. По исчерпаемости природные ресурсы делятся на:

* + исчерпаемые, неисчерпаемые

97. Заповедники – это:

* + полностью охраняемая зона с природным комплексом и с исследовательской территорией

98. Сколько в Казахстане государственных заповедников

99. Заповедники, которые прекратили свою деятельность

* + Барсакелмес-Бурабай

100. Первый заповедник в Казахстане:

* + Аксу-Жабагылы

101. В каком году открылся первый заповедник?

102 . Заповедник в Южном Казахстане:

* + Аксу-Жабагылы

103. Заповедник, который называется и «Остров куланов»:

* + Барсакелмес

104. Заповедник на Аральском море:

* + Барсакелмес

105. В каком году был организован заповедник Маркаколь?

106. В каком году был организован заповедник Наурызым?

107. В каком году был организован заповедник Алматы?

108. В каком году был организован заповедник Коргалжын?

109. На территории какой области находится заповедник Коргалжын?

* +В Северо-Казахстанской

110. В каком заповеднике встречается реликовая чайка?

* + Алаколь

111. Что запрещается делать в зоологических заповедниках?

* + Собирать растения

112. Сколько в Казахстане национальных заповедников?

113. Сколько национальных парков в Алматинской области?

114. Сколько заповедников в Казахстане?

115. Сколько в Казахстане заказников?

116. Национальные сады Казахстана:

* + Баянауыл, Алтынемил

117. Биосферный заповедник – что это?

* + природный комплекс разных регионов земли

118. Государственный природный памятник – это:

* + уникальный природный объект культурно-познавательного и здравохранительного назначения

119. Термин, используемый для сохранения природных условии

* + Заповедник

120. Рекреативные и природозащитные участки:

* + Национальный парк

Биосфера

121. «Биосфера» это:

* +область активной жизни всех живых организмов на земле, воде и атмосфере

122. Кто ввел в науку термин «Биосфера»?

* + В.И.Вернадский

124. «Живое вещество» по В.И.Вернадскому:

* + сообщество всех живых организмов, сильная геологическая сила

125. Назовите функции живых организмов в биосфере:

* +энергетическая, деструктивная, концентрационная

126. Какую часть атмосферы охватывает биосфера?

* + Тропосферу

127. Виды обмена веществ:

* + большой (биосферный),малый (биологический)

128. Кто из ученых ввел термин «Ноосфера»в науку?

* + Э.Леруа и П.Т.Шарден

129. «Ноосфера» - это:

* + «Интеллектуальная» сфера

130. Геологический слой земли, где обитают живые организмы :

* + Биосфера

131. Основное различие биосферы?

* + Наличие живых веществ

132. Компонент биосферы:

* + Живые организмы и биогенные, биокривые тела

133. Объем биосферы по вертикали?

134. Загрязнение биосферы химическими веществами приводит к……..:

* +эндемическим заболеваниям

Атмосфера

135. Атмосфера – это:

* + газообразный слой земли, состоящий из разных частиц газа

136. К загрязнениям атмосферного воздуха относятся:

* +Антропогенное, фоновое

137. Фоновое загрязнение атмосферного воздуха это:

* +Состояние атмосферного воздуха вдали от источников загрязнения

138. Антропогенное загрязнение атмосферного воздуха это:

* +изменения качества атмосферы в результате хозяйственной деятельности человека

139. В зависимости от масштабов распространения загрязнения атмосферного воздуха бывают:

* +Глобальное, местное, региональное

140. Источники антропогенного загрязнения атмосферы:

* +Промышленные, энергетические, транспортные предприятия

141. К химическим факторам загрязнения атмосферного воздуха относятся:

* +газовые выбросы, тяжелые металлы

142. К особо токсичным веществам при атмосферных загрязнениях относятся:

* +органические перекиси

143. К канцерогенным загрязнителям атмосферного воздуха относятся:

* +радионуклиды, бенз(а)пирен

144. Радиактивное загрязнение атмосферы – это:

* + наличие в атмосфере естественных и искусственных радиактивных

145. Что относится к фоновым загрязнениям атмосферного воздуха?

* + концентрация кадмия в воздухе в результате вулканической деятельности

146. Концентрации загрязняющих веществ атмосферы выражаются в:

147. Экологические последствия глобального загрязнения атмосферы:

* +Развитие «Парникового эффекта», нарушение озонового слоя, выпадение кислотных дождей

148. По физическому состоянию загрязнители атмосферного воздуха делятся на:

* +Газообразные, пыль сложного химического состава, аэрозоли

149. Наибольший антропогенный вклад тяжелых металлов в загрязнение атмосферы – это:

* +свинец, сурьма

150. К основным источникам антропогенного загрязнения атмосферы относятся:

* +транспорт и промышленность

151. Основным источником поступления кислорода в атмосферу Земли является:

* +процесс фотосинтеза

152. На каком слою атмосферы расположен озоновый экран?

* + Стратосфера;

153. Жизненный слой атмосферы:

154. К глобальным проблемам атмосферы относится:

* + тепловой эффект

155. Нарушению атмосферного озонного слоя влияет:

* + хлор-фтор, углерод

156. От антропогенных влияний увеличевается концентрация газовых соединений, что приводит к быстрому образованию атмосферного теплового эффекта. Назовите эти соединения:

* + углекислый газ, метан, оксид азота, фреоны;

157. Глобальная проблема атмосферы:

* +Фотохимический смог

158. Доля вредных веществ, попадающих в атмосферу с автомобилей в Алматы, от общей доли иных вредных веществ составляет:

159. Назовите самый опасный газ, выбрасываемый в атмосферу:

* + угарный

160. В состав атмосферы входят:

* + азот, кислород, аргон, углекислый газ

161. Промышленные выбросы предприятий по технологическим процессам делятся на:

* + организованные, неорганизованные, смешанные

162. К городам с сильнозагрязненным атмосферным воздухом относятся:

* + Алматы, Жамбыл, Усть-Каменогорск, Темиртау

163. К городам с загрязненным атмосферным воздухом относятся

* +Шымкент, Караганда, Балхаш, Актюбинск

164. К городам с среднезагрязненным атмосферным воздухом относятся:

* +Жезказган, Костанай, Павлодар, Семей

165. К городам с слабозагрязненным атмосферным воздухом относятся:

* +Астана, Уральск, Петропавловск, Актау

166. Последствия действий повышенной концентраций кадмия на организм человека:

* + болезнь Итай-итай и повреждение почек

167. Последствия действий повышенной концентраций хрома на организм человека:

* + вызывает язвы слизистой оболочки носовой полости

168. Когда человеческий организм отравляется ртутью:

* + нервные болезни, нарушение функций почек

169. Когда в организме человека доза меди превышает норму:

* + повреждаются капилляры печени, почек

170. Влияние свинца на организм человека:

* + нервные болезни, анемия, амнезия, бесплодие

171. К выбросам промышленных предприятий относят:

* +Неорганизованные, организованные, смешанные

172. Валовые выбросы это:

* + определенная норма выброса в атмосферу

173. Что относится к организованным выбросам:

* + выбросы через централизованные пути

174. Что относится к неорганизованным выбросам:

* + выбросы в результате отсутствия герметизации

Гидросфера

175. Гидросфера – это:

* + совокупность морей, океанов, континентальных вод, ледников, атомосферных осадков

176. Объем гидросферы в земном шаре:

177. Объем морей и океанов в гидросфере:

178. Кислотные дожди окисляют воды экосистемы, они влияют:

* + на снижение биологических разновидностей

179. Организмы, свободно плавающие на поверхности воды:

* + Планктоны;

180. Бентос – это:

* + Организм, существующий на дне моря

181. Какие организмы относятся к бентосу:

* + ракообразные, то есть водные раки;

182. Автотрофные организмы в водной экосистеме:

* + водоросли;

183. Какая реакция происходит при воздействии солнечных лучей на листья растений?

* + Фотосинтез;

184. Когда был принят Водный кодекс Республики Казахстан?

185. К основным показателям естественного самоочищения воды водоемов относятся:

* +биохимическое потребление кислорода, продукты нитрификации

186. Физические загрязнители воды:

* + твердые частицы, болото,радиоактивные элементы

187. Основным источником загрязнения поверхности воды являются:

* + распространение нефти и нефтепродуктов

188. Основным источником загрязнения подземных вод являются:

* +места аккумуляции коммунальных и бытовых отходов

189. Эвтрофикация водоемов – это:

* +избыточное поступление в водоемы органических и минеральных веществ

190. К радиоактивным источникам загрязнения вод относят:

* +ядерные полигоны, аварии на атомных электростанциях,

191. Какой способ очистки сточных вод применяется при наличии в них кислот:

* +нейтрализация

192. Совокупность водных ресурсов земного шара:

* +гидросфера

193. Общий объем гидросферы:

* +1455 млн км3

194. Бытовые сточные воды характеризуются повышенным содержанием:

* +органических веществ, патогенной микрофлоры, гельминтов

195. Источниками биологического загрязнения воды являются:

* +Сельскохозяйственные сточные воды, хозяйственно-бытовые сточные воды

196. Загрязнение воды химическими веществами может привести к:

* +заболеваниям костной ткани, поражению ЦНС

197. Содержание в воде биологических загрязнителей может привести к:

* +заболеваниям брюшным тифом

198. К главным загрязнителям воды относят:

* + Химические, физические, биологические

199. Химические загрязнители воды – это:

* + СПАВ (Синтетические поверхностные активные вещества), пестициды, кислоты

200. К биологическим загрязнителям воды относят:

* +Водоросли, вирусы, бактерии

201. Причиной каких заболеваний является вода:

* +брюшной тиф, туляремия

202. Сточные воды животноводческих ферм характеризуются высоким содержанием:

* +аммиака, патогенной микрофлоры

203. Факторами риска каких заболеваний населения является минеральный состав воды?

* +флюороз, кариес

204. Факторами риска каких заболеваний населения является патогенная микрофлора воды?

* + гепатит А, брюшной тиф

Литосфера

205. Земная кора – это:

* + Литосфера

206. Пути поступления химических веществ из почвы в организм человека:

* + транслокационный

207. При самоочищении почвы образуются:

* + метан,сероводород

208. Источником каких инфекционных заболеваний являютя патогенные бактерии почв?

* + сибирская язва, газовая гангрена, холера, ботулизм

209. Т ранслокационный путь загрязнения – это :

* +Миграция загрязняющих веществ из почвы в растения через корневую систему

210. Причиной каких заболеваний могут вызывать повышенные концентрации кадмия в почве:

* +поражение костей, нарушения функции почек, протеинурия

211. Назовите территории Казахстана, где почвы наиболее бедны йодом:

* + Южный и Восточный Казахстан

212. Отчуждение земель это:

* +использование земель для несельскохозяйственных нужд

213. Для предотвращения засоления почв используют следующие мероприятия:

* + устройство дренажа, полив дождеванием

214. Меры, направленные на формирование растительных свойств почв:

* +рекультивация

215. К эдафическим факторам относят:

* +химический состав почв

216. Гумус – это:

* +коллоидная органическая фракция почвы

217. Для чего необходимо регламентирование химических загрязнителей в почве:

* +для гарантирования безвредности и пищевой полноценности произрастающих на почве растений