Полезные советы по профилактике кишечных инфекций у детей. Тема: Профилактика инфекционных заболеваний

Полезные советы по профилактике кишечных инфекций у детей. Тема: Профилактика инфекционных заболеваний

Цель : формирование знаний студентов об основных инфекци­онных заболеваниях, об основных способах профилактики инфекци­онных заболеваний.

Основные термины и понятия : инфекция, карантин, иммунитет, эпидемия, пандемия,дезинфекция, дезинсекция и дератизация, вакцина, сыворотка.

План лекции:

1. Понятие об ин­фекционном заболевании. Их классификация.

2. Основные пути передачи инфекции.

3. Основные периоды, которые выделяются в течении инфекционных заболеваний.

4. Возникновение инфекционных заболеваний. Поня­тие об эпидемии и о пандемии.

5. Методы и средства для борьбы с переносчиками заболеваний: дезинфекция, дезинсекция и дератизация.

6. Понятие об иммунитете. Вакцины и сыворотки.

7. Профилактика инфекционных болезней.

1. Понятие об ин­фекционном заболевании. Их классификация.

Человечество многократно подвергалось эпидемиям различных опасных заболеваний, уничтоживших десятки и сотни тысяч людей.

Болезни, которые вызывают специфическими возбудителями: болезнетворными микроорганизмами, простейшими, бактериями, вирусами, простейшими грибками, проявляющие болезнетворность к людям, животным и растениям называются инфекционными.

Инфекция - внедрение и размножение в организме человека или животного болезнетворных (патогенных) микроорганизмов, которые вызывают соответствующие биохимические, иммунологические, морфологические и другие изменения в организме.

На протяжении всей обозримой истории наибольшим бичом для человечества были чума, оспа, холера и желтая лихорадка, которые уносили из жизни большое количество людей.

Однако, сражение с возбудителями инфекции все еще продолжается и единственная инфекционная болезнь, успешно ликвидированная в мире, – это натуральная оспа.

Уничтожение других болезней, таких как, столбняк, корь, коклюш, дифтерия и полиомиелит, для которых эффективная иммунизация является вполне допустимой в мировом масштабе, достигнуто сегодня более чем на 90%.

Высокая иммиграция населения из стран “третьего мира” привела в промышленно развитых государствах к резкому увеличению числа лиц, страдающих инфекционными болезнями.

В то время как человечеству удалось научиться управлять старыми эпидемиями, появились новые. Необходимо отметить наличие продолжающейся эпидемии инфекции вируса иммунодефицита человека (HIV), которая сопровождается разрушительными последствиями не только в Африке и Азии, но и в Европе и Северной Америке.

Несмотря на улучшение условий жизни в экономически развитых странах, широко распространенную практику прививок и наличие эффективных антибиотиков, инфекционные болезни занимают еще значительное место в структуре заболеваемости и смертности человека и уступают первые места лишь болезням сердечно-сосудистой системы и злокачественным онкологическим заболеваниям. Большинство смертных случаев среди детей - это инфекционные болезни органов дыхания, кишечника, вызванные вирусами и бактериями.

В зависимости от течения инфекции бывают бессимптомные и клинически выраженные.

Виды инфекционных заболеваний в зависимости от поражаемого органа принятоподразделять на следующие классы :

1. Кишечные инфекции : инфекции, при которых возбудитель выделяется с фекалиями и мочой. Факторами передачи служат пища, вода, почва, мухи, грязные руки, предметы бытовой обстановки. Заражение происходит через рот.

Брюшной тиф, паратифы А и Б;

Дизентерия;

Пищевые токсикоинфекции и т.д.

2. Инфекции дыхательных путей, или воздушно-капельные инфекции : инфекции, при которых передача осуществляется воздушно-капельным или воздушно – пылевым путем.

Дифтерия;

Скарлатина; - натуральная оспа.

3. Кровяные инфекции, или трансмиссивные инфекционныезаболевания : инфекции, при которых возбудитель передается через укусы кровососущих насекомых (комары, клещи, мухи, москиты и т.д.).

Сыпной и возвратный тиф;

Малярия;

Туляремия;

Клещевой энцефалит.

Лихорадка.

Лешманиоз.

4. Зоонозные инфекции : инфекции, которые передаются через укусы животных.

Бешенство.

5. Контактно-бытовые инфекции : инфекции, которые передаются при непосредственном контакте здорового человека с больным, при котором возбудитель инфекции переходит в здоровый организм.

Заболевания, передаваемые половым путем (ЗППП);

Сифилис, гонорея, хламидиоз, трихомониаз и т.д.;

Вирусные инфекции (ВИЧ – вирус приобретенного иммунодефицита и СПИД – синдром приобретенного иммунодефицита)

6.Инфекций кожных покровов и слизистых оболочек (венерические заболевания, сибирская язва, рожа, чесотка, трахома) проникает в организм здорового человека через ранения и другие повреждения кожи. А также через слизистые оболочки.

2.Основные пути передачи инфекционных заболеваний :

1. фекально-оральный : это путь передачи, при котором болезнетворный микроорганизм попадает в организм здорового человека с частицами кала, рвотными массами от больного человека через пищевые продукты, воду, посуду;

2. воздушно-капельный: это путь передачи, при котором болезнетворный микроорганизм попадает в организм здорового человека при чихании, поцелуях или разговоре с больным человеком;

3. жидкостный : это путь передачи, при котором болезнетворный микроорганизм попадает в организм здорового человека при укусах кровососущих насекомых (блох, вшей, насекомых и т.д.);

4.контактный или контактно-бытовой: это путь передачи, при котором болезнетворный микроорганизм попадает в организм здорового человека при тесном общении с больным человеком;

5. через укусы больных животных .

3.Основные периоды, которые выделяются в течении инфекционных заболеваний :

1. Инкубационный (латентный, скрытый) – промежуток времени с момента заражения до проявления первых симптомов болезни. При каждой болезни имеет определенную продолжительность;

2. Начальный период (продромальный, период общих реакций) – сопровождается общими проявлениями болезни: недомоганием, ознобом, повышением температуры тела, головной болью, иногда тошнотой и рвотой;

3. Период основных проявлений болезни (период разгара болезни) – характеризуется появлением наиболее существенных и специфических симптомов заболевания. При различных болезнях длится от нескольких часов, суток, дней и даже недель и месяцев. В это время может наступить смерть больного или болезнь переходит в следующую стадию;

4. Период угасания болезни – происходит исчезновение основных симптомов болезни;

5. Период выздоровления (реконвалесценции) – сопровождается слабостью, часто повышенным аппетитом и восстановлением веса. При некоторых болезнях может продолжаться до нескольких недель и месяцев.

Особо опасные инфекции.

Туляремия;

Сибирская язва;

Натуральная оспа;

Желтая лихорадка;

Сыпной и брюшной тиф;

Ботулизм;

Геморрагическая лихорадка Эбола;

Атипичная пневмония.

4.Возникновение инфекционных заболеваний. Поня­тие об эпидемии и о пандемии.

Инфекциям присущи формы распространения. Массовое распространение среди населения в данной местности очагов инфекционного заболевания определяется как эпидемия. Пандемией называется эпидемия, охватывающая значительную часть населения страны, а иногда и многих стран и континентов (грипп, холера, чума и некоторые другие инфекционные болезни). Эпидемическим очагом называют основное место распространения источника возбудителя инфекции с прилегающей к нему территорией, в пределах которой возбудитель доступен для заражения находящихся на ней людей. Он является структурной частью эпидемического процесса и местом проведения основных противоэпидемических мероприятий. Эпидемический процесс - процесс распространения инфекционного заболевания среди населения с формированием последовательно возникающих друг за другом эпидемических очагов - возникает только при сочетанном наличии источника инфекции, факторов, обеспечивающих передачу возбудителей, и восприимчивых к данной инфекции людей.

Современная медицина располагает рядом методов и средств, позволяющих успешно бороться с инфекционными заболеваниями:

1. воздействие на возбудителя (антимикробные сыворотки, гамма-глобулины, бактериофаги, антибиотики, вирусо- и химиопрепараты и др.);

2. воздействие на токсины, связанные с жизнедеятельностью возбудителя (антитоксические сыворотки, гамма-глобулины, глюкоза, кристаллоидные растворы, адсорбенты и др.);

3. воздействие на реактивность организма (вакцины, режим, диета, физиотерапия, витамины, иммуномодуляторы и др.).

5.Методы и средства для борьбы с переносчиками заболеваний: дезинфекция, дезинсекция и дератизация .

Кроме перечисленных воздействий на возбудителей инфекций существуют методы и средства для борьбы с переносчиками заболеваний: дезинфекция, дезинсекция и дератизация .

Дезинфекция, или обеззараживание , - комплекс специальных мероприятий, направленных на уничтожение возбудителей заразных заболеваний в окружающей человека среде. Частными видами дезинфекции являются дезинсекция , под которой понимают уничтожение насекомых и клещей - переносчиков инфекционных заболеваний, и дератизация - истребление грызунов, опасных в эпидемиологическом отношении.

Различают дезинфекцию профилактическую, текущую и заключительную .

Профилактическую дезинфекцию проводят с целью предупреждения возможности возникновения инфекционных заболеваний или заражения от предметов и вещей, находящихся в общем пользовании.

Текущую дезинфекцию осуществляют у постели больного с целью предупреждения рассеивания инфекции (обеззараживание выделений больного и зараженных ими предметов).

Заключительную дезинфекцию проводят в очаге инфекции после изоляции, госпитализации, выздоровления или смерти больного с целью полного освобождения инфекционного очага от возбудителей заболеваний. В зависимости от показаний для дезинфекции применяют биологические, механические, физические и химические методы и средства обеззараживания. Биологический метод используют при очистке сточных вод на полях орошения. К механическим методам относятся влажная уборка помещений и обстановки, выколачивание одежды и постельных принадлежностей, освобождение помещений от пыли с помощью пылесосов, побелка и окраска помещений, мытье рук.

Физические средства и методы являются наиболее простыми и доступными способами дезинфекции. К их числу относятся солнечные лучи и облучение ультрафиолетовыми излучателями, проглаживание горячим утюгом, сжигание мусора и предметов, не имеющих ценности, обработка кипятком или нагревание до кипения. Надежную дезинфекцию и дезинсекцию зараженной одежды, постельных принадлежностей и др. можно провести в специальных дезинфекционных камерах.

Для уничтожения насекомых применяют физические (кипячение, проглаживание накаленным утюгом и др.), химические (применение дезинсекцирующих средств) и комбинированные способы; истребление грызунов в большинстве случаев проводят с помощью механических приспособлений (ловушек различных типов) и химических препаратов. Среди дезинсекцирующих средств наиболее широкое применение могут найти препарат ДДТ, гексахлоран, хлорофос; среди препаратов, предназначенных для истребления грызунов, – крысид, фосфид цинка, сернокислый калий.

После проведения дезинфекции, дезинсекции и дератизации проводится полная санитарная обработка лиц, принимавших участие в осуществлении названных мероприятий. При необходимости организуется санитарная обработка и остального населения.

Одновременно с рассмотренными мероприятиями в зоне карантина (обсервации) проводится выявление заболевших людей и даже подозрительных на заболевание. (Карантином называется комплекс режимных, административных и санитарных противоэпидемических мероприятий, направленных на предупреждение распространения инфекционных болезней и ликвидацию очага поражения).

Признаками заболевания являются повышенная температура, плохое самочувствие, головные боли, появление сыпи и т. п. Сан. дружинницы и медицинские работники выясняют эти данные через ответственных съемщиков квартир и хозяев домов и немедленно сообщают командиру формирования или в медицинское учреждение для принятия мер к изоляции и лечению больных.

После направления больного - в специальную инфекционную больницу в квартире, где проживал он, производится дезинфекция; вещи и одежда больного также обеззараживаются. Все контактировавшие с больным проходят санитарную обработку и изолируются (на дому или в специальных помещениях).

При отсутствии возможности госпитализировать инфекционного больного его изолируют на дому, ухаживает за ним один из членов семьи. Больной должен пользоваться отдельными посудой, полотенцем, мылом, подкладным судном и мочеприемником. Утром и вечером в одно и то же время у него измеряется температура, показания термометра записываются на специальном температурном листе с указанием даты и времени измерения. Перед каждым приемом пищи больному помогают вымыть руки и прополоскать рот и горло, а утром и перед ночным сном – умыться и почистить зубы.

Тяжелобольным необходимо обтирать лицо влажным полотенцем или салфеткой; глаза и полость рта протирают тампонами, смоченными 1 – 2% раствором борной кислоты или питьевой соды. Полотенца и салфетки, использованные для обработки больного, дезинфицируются, бумажные салфетки и тампоны сжигаются. Во избежание пролежней необходимо поправлять постель больного и помогать ему менять положение, а при необходимости применять подкладные круги.

Не менее двух раз в день помещение, в котором находится больной, следует проветривать и проводить в нем влажную уборку с использованием дезинфицирующих растворов.

Ухаживающий за больным должен применять ватно-марлевую повязку, халат (или соответствующую одежду), перчатки, средства экстренной и специфической профилактики; он должен тщательным образом следить за чистотой рук (ногти должны быть коротко острижены) и одежды. После каждого соприкосновения с выделениями, бельем, посудой и другими предметами больного необходимо мыть руки и дезинфицировать их 3% раствором лизола или 1% раствором хлорамина. Следует также иметь при себе полотенце, один конец которого должен быть намочен дезинфицирующим раствором.

6. Понятие об иммунитете. Вакцины и сыворотки.

Иммунитет - невосприимчивость организма к инфекционным и неинфекционным агентам и веществам, отличающимся от него чужеродными свойствами. В зависимости от способа приобретения выделяют два основных вида иммунитета: врожденный и приобретенный. Врожденный иммунитет (наследственный, видовой, конституциональный) - эволюционно выработанная невосприимчивость, присущая тому или иному биологическому виду (человеку, животному) и передающаяся по наследству.

Приобретенный иммунитет возникает после перенесенного инфекционного заболевания или введения вакцин и не передается по наследству. Приобретенный иммунитет особо специфичен и вырабатывается строго к определенному возбудителю (антигену). Различают два типа приобретенного иммунитета: активный и пассивный . Активно приобретенный иммунитет возникает вследствие перенесенной или латентно протекающей инфекции и после введения вакцин, может сохраняться длительное время, а после перенесения некоторых заболеваний (корь, ветрянка) - в течение всей жизни человека. Пассивно приобретенный иммунитет возникает при передаче антител матерью плоду через плаценту. Благодаря ему создается невосприимчивость к некоторым инфекциям. Для создания устойчивости организма (приобретенного иммунитета) к инфекционным заболеваниям применяется специфическая профилактика (иммунизация) заразных болезней человека и животных.

Вакцины - препараты, приготовленные из убитых или живых ослабленных болезнетворных микроорганизмов, а также из обезвреженных токсинов. Сыворотки (иммунные) - лечебные препараты, полученные из сыворотки крови человека или животного, иммунизированного каким-либо антигеном, и содержащие готовые антитела. Применяются в лечебных и профилактических целях.

Тема: Профилактика инфекционных заболеваний.

Цель: знакомство учащихся с видами инфекционных заболеваний и способами профилактики.

Задачи:

1. Познакомить учащихся с видами инфекционных заболеваний, причинами возникновения эпидемий, механизмом передачи, способами защиты от инфекционных заболеваний.

2. Совершенствовать навыки безопасного поведения и действий в очагах инфекционного заболевания, развитие навыка работы в группах.

3. Формировать чувство ответственности, навыки сотрудничества, внимательность, предусмотрительность.

4. Воспитывать бережное отношение к собственному здоровью.

Оборудование: презентация « Инфекционные заболевания », шарики, плакат «Чтобы быть здоровым», картинки к загадкам, маска, клубок ниток.

Ход классного часа:

1. Игра «Пожелания» Слайд 1

Давайте начнем сегодняшний день с того, что выскажем друг другу пожелания на день, и сделаем это так. Первый участник встанет, подойдет к любому другому, поздоровается с ним и выскажет ему пожелание на сегодняшний день. Тот, к кому подошел первый участник, в свою очередь подойдет к следующему, и так далее до тех пор, пока каждый из нас не получит пожелание на день.

2. Беседа по теме.

Как вы думаете, хорошее у вас здоровье?

Посмотрите друг на друга и скажите, как выглядит здоровый человек.

Игра- соревнование «Кто больше?»

Дети называют признаки, характеризующие здорового человека (весёлый, бодрый, энергичный, чистая кожа, блестящие волосы, хороший сон и др.)

Поднимите руки те, кто за последний год ни разу не болел?

У кого ни разу не поднималась температура тела выше 36,6? (Обычно в классе таких учеников нет)

Итак, мы сегодня поговорим об инфекционных заболеваниях. Слайд 2

Инфекционными болезнями называется группа заболеваний, которые вызываются патогенными возбудителями, их характерная особенность в том, что они способны передаваться от зараженного животного и человека здоровому, а также возможность их массового распространения. Возбудителями инфекционных заболеваний являются болезнетворные микроорганизмы: вирусы, бактерии, спирохеты, грибки и прочее.

Окружающая среда насыщена различными микроорганизмами, многие из которых вызывают инфекционные заболевания человека. Есть эти носители и в воздухе, и в почве, и в воде. Слайд 3

1.Почва

2.Вода

3.Растения

4.Дикие и домашние животные

5.Воздух

6.Насекомые (клещи, вши, блохи, малярийные комары)

Существует около 1200 инфекционных заболеваний. Конечно, мы не будем их все рассматривать, а вспомним только некоторые из них.

Виды инфекционных заболеваний:

    Кишечная инфекция – дизентерия, брюшной тиф, холера и пр.;

    Кровяные инфекционные болезни- малярия, жёлтая лихорадка (переносчики комары); сыпной тиф (вши); клещевой энцефалит (клещи); чума, блошиный тиф (блохи).

    Чесотка, грибковые заболевания кожи;

Слайд 4 выделяют несколько механизмов передачи инфекционных заболеваний:

    Пищевой

    Водный

    Воздушно-капельный

    Контактно-бытовой

    Через передатчиков

Слайд 5-6 Признаки инфекционных заболеваний

Внешние признаки инфекционных заболеваний индивидуальны для каждого из них, но большинство сопровождается

    температурой,

    ознобом,

    головной болью,

    иногда появляются кашель, понос, сыпь.

Слайд 7 -8- Профилактика инфекционных заболеваний

ФИЗМИНУТКА

    Грипп

Послушайте стихотворение С. Михалкова «Грипп».

У меня печальный вид,- Голова с утра болит,

Я чихаю, я охрип. Что такое?...Это грипп!

Не румяный грипп в лесу, А поганый грипп в носу!.. Слайд 9

Грипп (от фр. grippe )- острое инфекционное заболевание дыхательных путей, вызываемых вирусом гриппа. В настоящее время выявлено более 2000 вариантов вируса гриппа. Грипп – это чрезвычайно заразное инфекционное заболевание, опасное своими осложнениями: поражением сердечнососудистой системы, центральной нервной системы и органов дыхания.

«Симптомы гриппа» Слайд 10

    Высокая температура;

    Озноб и слабость;

    Боль и ломота во всем теле;

    Кашель;

    Головная боль;

    Насморк или заложенность носа.

Для гриппа характерно резкое начало: температура тела поднимается до 39*С и выше, возникает слабость, человека бьет озноб, мучают головные боли и боль в мышцах. Для гриппа, в отличии от других вирусных инфекций, такие симптомы как кашель и насморк проявляются не сразу, а через несколько дней после начала заболевания.

«Пути передачи инфекции»

Грипп передается по воздуху. Источником инфекции является больной человек. Мы заражаемся, вдыхая воздух с мельчайшими капельками слюны и мокроты, выделяемыми больными при кашле и чихании. Такой способ передачи называется воздушно-капельным путем.

А также при контакте с больными при рукопожатии, обмениваясь предметами личной гигиены (носовой платок, полотенце) и другими предметами быта (посуда, телефон, карандаши, игрушки и т.д.). Такой путь называется контактно-бытовым путем.

- Ребята, посмотрите, у нас в классе висят воздушные шары. Представьте себе, что это бактерии гриппа. Капельки-бактерии гриппа тоже похожи на шарики, но они такие маленькие, что их можно увидеть только под микроскопом. Они летают по воздуху там, где есть больные люди и могут попасть к здоровым людям в нос и в рот. Нам необходимо победить бактерии гриппа, а исчезнут они в том случае, если вы скажете, что нужно делать, чтобы не заболеть гриппом.

(Ответы детей. После каждого ответа ребенка учитель протыкает по одному шарику-бактерии гриппа.)

«Профилактика»

    Сегодня уже доказано, что основным методом специфической профилактики гриппа является вакцина или как мы ее называем – прививка, что стимулирует организм к выработке защитных антител, которые предотвращают размножение вирусов. Благодаря этому, заболевание предупреждается еще до его начала.

    Немаловажное значение имеют меры личной профилактики:

Прикрывайте рот и нос при чихании и кашле носовым платком (салфеткой);

Избегайте прикосновений к своему рту, носу, глазам;

Соблюдайте дистанцию при общении, расстояние между людьми при разговоре должно быть не менее 1 метра (расстояние вытянутой руки).

Соблюдение правил личной гигиены, а именно мытье рук очень важно при профилактике. Тщательно и часто мойте руки с мылом или протирайте их дезинфицирующими средствами.

Избегать тесных контактов с больными людьми;

Ограничить посещение культурно-массовых мероприятий, сократить время пребывания в местах скопления людей.

    Правильное использование медицинской маски поможет уберечь себя от заражения вирусными инфекциями. Одноразовую маску можно приобрести в аптеках, ватно-марлевую несложно изготовить своими руками. В отличии от одноразовой маски, которую можно носить не более 2-х часов, ватно-марлевую повязку можно носить до 4-х часов, стирать и использовать многократно. Важно, чтобы больной человек надевал маску, а также здоровый при общении (уходе) за больным.

    Профилактика гриппа состоит в общем оздоровлении и укреплении защитных сил организма, для этого необходимо вести здоровый образ жизни : см. плакат «Чтобы быть здоровым»

Молодцы, но и этого мало. В борьбе с болезнью нам поможет еще витамин С.

Находится он в фруктах и овощах, а в каких вы узнаете отгадав загадки:

1. Знают этот фрукт детишки,

Любят есть его мартышки.

Родом он из жарких стран

В тропиках растет... (Банан)

2.Сарафан не сарафан,

Платьице не платьице,

А как станешь раздевать,

Досыта наплачешься. (Лук)

3.Головой на лук похож.

Если только пожуёшь

Даже маленькую дольку -

Будет пахнуть очень долго. (Чеснок)

4. С оранжевой кожей,

На мячик похожий,

Но в центре не пусто,

А сочно и вкусно. (Апельсин)

5.Отгадать не очень просто -

Вот такой я фруктик знаю -

Речь идет не о кокосе,

Не о груше, не о сливе, -

Птица есть еще такая,

Называют так же - ... (Киви)

6.Далеко на юге где-то

Он растет зимой и летом.

Удивит собою нас

Толстокожий...(Ананас)

7.Уродилась я на славу,

Голова бела, кудрява.

Кто любит щи -

Меня в них ищи. (Капуста)

8.Две сестры летом зелены,

К осени одна краснеет, другая чернеет. (Красная и черная смородины)

8. Само с кулачок,

Красный, желтый бочок.

Тронешь пальцем – гладко,

А откусишь – сладко. (Яблоко)

9.Он почти как апельсин,

С толстой кожей, сочный,

Недостаток лишь один –

Кислый очень, очень. (Лимон)

- Молодцы! Надеюсь, что вы будете соблюдать меры профилактики и не заболеете. Вы уже взрослые, и должны сами заботиться о своём здоровье. Попробуйте не пустить в двери незваного гостя с иностранной фамилией ГРИПП! Желаю вам крепкого здоровья!

Рефлексия. Упражнение «Клубок» Слайд 11

Классный руководитель предлагает образовать круг. Каждый ученик называет то, что ему сегодня понравилось, дает краткий отзыв, говорит, что нового узнал на занятии, после чего передает клубок соседу, и так, пока не замкнется круг.

Последним участником, которому передают клубок, является классный руководитель , он говорит слова благодарности учащимся за их активность, дает краткий отзыв об их деятельности, приглашает на следующие занятия.

Больные с ОРВИ (острыми респираторными вирусными заболеваниями) регистрируются в течение всего года. ОРВИ - группа острых инфекционных заболеваний, характеризующихся поражением у человека различных отделов верхних дыхательных путей (слизистой оболочки носа, глотки, гортани, трахеи, бронхов).

С наступлением похолодания происходит рост этих инфекций. Сезонное увеличение больных ОРВИ связано не столько с переохлаждением, сколько с тем, что люди в холодное время года больше находятся в помещении, увеличивая риск заражения. Болеть никому не хочется, поэтому не лишним будет напомнить об основных моментах, предупреждающих заражение этими заболеваниями.

Главные принципы профилактики ОРВИ остаются неизменными и проводятся в двух направлениях, это избегать встречи с вирусами (профилактика инфицирования) и повышение устойчивости организма к вирусам.

Источником ОРВИ являются люди, поэтому жизнь в обществе это постоянный и реальный риск заражения.Если нельзя избежать заражения, то можно уменьшить вероятность заболевания. Для этого не обязательно иметь специальные медицинские знания, а порой достаточно обычной логики и здравого смысла. Возьмем для примера реализацию такого метода профилактики, как ограничение контактов с людьми вообще и с больными в частности. Хотим мы того или нет, но контактировать со множеством людей приходится постоянно: в общественном транспорте, магазине, на работе, в школе, детском саду и т.д. Каждый день мы совершаем выбор. Например, проехать две остановки или пройтись пешком, брать с собой ребенка в супермаркет или нет, проведать больного коллегу со всеми сотрудниками или воздержаться. Что предпочесть, право самого человека. Главное понять, что риск заражения можно значительно уменьшить своими действиями.

Вероятность заболеть при контакте с вирусом во многом связана с такими параметрами, как активность вирусов и концентрация их в воздухе. А это связано с характеристиками воздуха, которым мы дышим. Вирусные частицы часами и сутками сохраняют свою активность в пыльном, сухом, теплом и неподвижном воздухе и практически мгновенно погибают в воздухе чистом, прохладном, влажном и движущемся. Высокую концентрацию вируса в воздухе можно создать исключительно в помещениях. Почему в плохую погоду больше детей заболевают ОРВИ? Совсем не потому, что ветер, дождь и холодно! Просто в плохую погоду дети меньше гуляют и больше общаются между собой в помещениях! Поэтому частое и регулярное проветривание помещений как способ профилактики — эффективнее всех масок и всех лекарств вместе взятых. Проветривать желательно тогда, когда все здоровы, и обязательно — когда хоть кто-нибудь в доме болен.

Теперь немного о поведении больного ОРВИ . В идеале он должен болеть дома. Ещё он должен прикрывать рот и нос платком при кашле, чихании и сморкании, не обниматься и не целоваться, носить маску. Эти рекомендации, казалось бы, настолько общеизвестны, доступны и очевидны, что не нуждаются в подробных обоснованиях.

В осевших на бытовых предметах и высохших каплях слизи, вирусные частицы могут сохранять свою активность несколько дней. Предупредить распространение вирусов контактным путем помогут следующие действия: частая влажная уборка помещений , регулярное протирание с использованием дезинфицирующих растворов предметов общего использования — дверных ручек и т. п, гигиеническая обработка игрушек, частое и тщательное мытье рук.

Если же все же встреча с вирусом состоялась, что будет? Дальнейшее развитие событий определяется состоянием иммунной системы, способностью организма выстоять и не заболеть. Повышение устойчивости организма к вирусам возможно посредством действий в следующих направлениях, это: поддержание работоспособности и активизация общего и местного иммунитета, создание специфического иммунитета (вакцинация), применение иммунотропных средств.

Очень хорошо укрепляют защитные силы организма любые закаливающие процедуры; занятия физической культурой и спортом; употребление в пищу фруктов, овощей; рациональный режим труда и отдыха. Жидкая слизь носа и дыхательных путей — главное оружие местного иммунитета. Пересохло во рту или в носу — иммунитет «отключился»: значит, созданы все условия для того, чтобы заболеть. Для поддержания работоспособности и активизация местного иммунитета нужно: поддерживать оптимальные параметры температуры, влажности воздуха и чистоты в жилых помещениях, гулять на свежем воздухе почаще и в любое время года, пить достаточное количество жидкости, ограничить кормление (особенно детей) в промежутках между приемами пищи.

В настоящее время наиболее эффективной защитой является вакцинация . Но, поскольку ОРВИ — это несколько сотен самых разнообразных вирусов, вакцинация невозможна. Нельзя защититься от всех, но можно создать вакцину от какого-то одного, конкретного вируса, например от гриппа. Современные противогриппозные вакцины в подавляющем большинстве случаев прекрасно переносятся и обладают высокой профилактической эффективностью. Существуют категории людей, которым прививка от гриппа однозначно показана — показана любой ценой. Это люди, для которых болезнь не просто опасная, а смертельно опасная — речь идет о тех, кто уже имеют заболевания, которые могут обостриться на фоне гриппа: хронические болезни дыхательной и сердечно-сосудистой системы, почечная недостаточность, сахарный диабет, иммунодефициты… Вакцинация очень нужна всем, кто старше 65 лет, — вне зависимости от состояния здоровья. Очень важно прививаться заблаговременно — осенью, для выработки иммунитета.

Применение иммунотропных средств. Существует масса препаратов воздействующих на иммунную систему. Условно они подразделяюится на иммуномодуляторы, иммуностимуляторы, иммуннокорректоры.

Иммуномодуляторами, как правило, называют вещества, способные восстанавливать нарушенные функции защитной системы; иммуностимуляторы — средства, усиливающие иммунный ответ; иммунокорректоры — препараты, способные воздействовать не на иммунитет «вообще», а на какой-то строго определенный механизм. Иммунотропные средства, для воздействие на защитную систему организма (особенно у детей) необходимо применять очень обдумано и по назначению врача.

В заключении хотелось бы напомнить, чтобы не болеть о своем здоровье нужно заботиться не только при угрозе заражения, а ежедневно и постоянно.

Булгакова Н. Д., Кошевая О. Н., учителя начальных классов, школа № 97,

г. Донецк. Классный час

Тема Профилактика инфекционных заболеваний.

Цель: дать общее представление об инфекционных заболеваниях, о причинах их возникновения, возбудителях, симптомах заболеваний; учить защищать свой организм от инфекций, вести профилактику инфекционных заболеваний; воспитывать грамотных в отношении здоровья детей.

Оборудование: презентация, марлевые повязки, мягкие игрушки, детский плащ-дождевик, пульверизатор, костюм медицинского работника.

Ход занятия

I .Организационный момент

II . Работа над темой

1.Работа с анаграммой.

Расшифруйте анаграмму. (Слайд 1)

Т И К Л А П Р О Ф И К А

Да, это слово ПРОФИЛАКТИКА. Знаете ли вы значение этого слова?

В словаре иностранных слов мы можем прочитать, что “профилактика – совокупность мероприятий, направленных на охрану здоровья, предупреждение возникновения и распространения болезней человека, на улучшение физического развития населения, сохранение трудоспособности и обеспечение долголетия”.

2. Беседа.

Вспомните, какие болезни относят к инфекционным?

Почему их так называют? (Ответы детей)

(Грипп, ангина, ветряная оспа, гепатит …)

Да, это болезни, связанные с проникновением в организм болезнетворных микроорганизмов.

3. Пути заражения. Моделирование ситуаций.

– Ребята, а как можно заразиться инфекционными заболеваниями?

  • Можно заразиться от больного человека. При разговоре, чихании, кашле больной выделяет в воздух мельчайшие капельки слюны, слизи. А другой человек может вдохнуть этот зараженный воздух. Как известно, такой путь заражения заболеваниями называется воздушно-капельным. (Учитель, используя пульверизатор, демонстрирует путь попадания слюны при кашле или чихании на человека, стоящего рядом).

Необходимо пользоваться личными предметами гигиены (носовые платки, бумажные салфетки), т. к. после использования платка, слизь или слюна остаются на поверхности рук достаточно долгое время.

4. Рассказ учителя.

Быстрое распространение инфекции среди населения, приводящее к резкому увеличению количества заболевших, называется эпидемией. Особую опасность представляет эпидемия гриппа. Вирус гриппа, поселяясь в организме, размножается и выделяет в кровь ядовитые вещества – токсины, отравляющие весь организм.

У меня печальный вид -

Голова моя болит,

Я чихаю, я охрип.

Что такое? Это - грипп.

Не румяный гриб в лесу,

А поганый грипп в носу!

Гриппом болеют люди любого возраста во всем мире, но наибольшее количество заболеваний наблюдается у детей в возрасте от 1 до 14 лет. Между прочим, в заболевании и распространении гриппа виноват сам человек.

5. Работа в группах.

Почему-то глаз не дышит,

Да и рот совсем не слышит,

Что-то ухо не глядит,

Даже нос не говорит!

Что случилось, что такое?

Вышел организм из строя.

Мой язык ко рту прилип,

Оказалось, это - грипп.

И. Александрова

– Ребята, а по каким признакам можно понять, что человек заболел?

Запишите симптомы этого заболевания.

6. Проверка работы.

Признаки гриппа: (Слайд 2)

7. Чтение сказки “Больной Воробей”. (Слайд 3)

“Больной Воробей”.

Заболел зимой Воробышек. На снегу сидит простуженный, чихает, покашливает и летать не может. Всюду, куда ни глянь, снег и холод, а тепла не найти. Да ещё лиса того и гляди услышит его кашель, прибежит и съест.

Услышала кашель Воробышка в своей тёплой норке Мышка-Полёвка. Пожалела она его и решила помочь. Взяла зёрнышко, выбежала, отдала его Воробышку, а сама скорее опять в свою тёплую норку залезла. А Воробышек сидит на снегу с зёрнышком и всё больше и громче чихает и кашляет.

Услышала чихание Воробья спавшая в дупле Белка. Спустилась она к Воробью и принесла его на себе в своё дупло пожить. В дупле было теплее, а под пушистым беличьим хвостом даже жарко. Целую неделю отсыпался Воробышек в тепле и окончательно выздоровел.

Весной повстречалась Мышь-Полёвка с Белкой и стала ей хвастаться:

Я зимой больному Воробью помогла, целое зёрнышко ему дала.

Какая же это помощь, - сказала Белка. – Помощь должна по-настоящему помогать, а болезнь зёрнышком не лечится. Ты лучше бы простуженного Воробья к себе в тёплую нору пустила, вот это и была бы настоящая помощь. Сказав это, Белка прыгнула на дерево и скрылась в своём дупле.

Если вы увидите, что кто-то в беде, вы ему поможете или пожалеете?

А какие правила надо соблюдать человеку, заболевшему гриппом. Знаете?

8. Составление правил. (Слайд 4)

  • САМОЛЕЧЕНИЕ при гриппе НЕДОПУСТИМО. Немедленно обратитесь за медицинской помощью.
  • Ватно-марлевая повязка (маска) – одно из наиболее распространенных и доступных средств для безопасности окружающих.
  • Соблюдайте постельный режим.
  • Рекомендуется обильное питье в виде горячего чая, минеральных вод (боржоми с молоком и др.)

9. Слово учителя.

Теперь вы знакомы с этим серьёзным заболеванием. Давно известно, что болезнь легче предупредить, чем лечить. Поэтому если пока еще вам удалось избежать встречи с вирусом, самое время заняться профилактикой.

Как же мы можем помочь себе?

Не желаю грипповать,

Буду меры принимать!

Вирусам шах объявляю,

Лук, чеснок употребляю.

А бессонной ночью длинной

Чаю выпью я с малиной,

Буду фрукты есть, лимон,

Пусть злодеев гонит он.

Злые твари присмирели,

Запыхтели, закряхтели,

Резво бросились бежать,

Мне их было не догнать!

Но умчались не впустую,

Жертву высмотрев другую -

Костю, что живёт напротив.

Он зимой без шапки ходит.

Кашель Вирусович Грипп,

Прилипучий, вредный тип.

Мы его горячим чаем

Днём и утром поливаем,

Укрываем одеялом,

Чтобы Гриппу жарко стало.

Испугался очень Грипп:

Ой! Кхе, кхе,Теперь я влип.

От микстуры он вспотел,

ЧИХ! И сразу улетел.

И. Александрова

Овощи и фрукты – основной источник поступления витаминов в организм.

Я предлагаю вам выбрать продукты, способствующие профилактике заболеваний.

Действительно, это цитрусовые, лук, чеснок. Они содержат так необходимый нам витамин С, который способствует повышению сопротивляемости организма и укрепляет наш иммунитет. (Слайд 5)

Ещё одним эффективным способом профилактики гриппа и других простудных заболеваний является точечный массаж. На нашем теле есть волшебные точки, массаж которых повышает сопротивляемость нашего организма. (Учитель демонстрирует точечный массаж).

10. Практическая работа по изготовлению “оберегов здоровья”.

Отгадайте загадку. (Слайд 6)

Запасись им впрок.

От гриппа спасет … (чеснок)

Сейчас мы с вами изготовим “обереги здоровья”, которые помогут нам защититься от вирусов. (Ёмкости от киндер-сюрпризов заполняются дольками чеснока, прикрепляются ленточки)

11. Выступление школьного врача о необходимости своевременных прививок, закаливания организма, правильного питания.

Ребята, сегодня на нашем занятии присутствует школьный врач Елена Михайловна. Послушайте и запомните всё, о чём она вам расскажет.

III . Итог занятия

Литература:

  1. Андрианов М. А. Философия для детей (в сказках и рассказах). – Минск: Современная школа, 2010.
  2. Волина В. В. Учимся играя. – М.: Новая школа, 1994.
  3. Шишкин лес. Детский познавательный журнал. - № 10, 2006.

Задачи: напомнить о необходимости соблюдения правил личной гигиены; дать основы знаний о профилактике инфекционных болезней.
Ход занятия:

  1. Анкетирование детей на знание правил личной гигиены.
  2. Рассказ об инфекционных болезнях («болезнях грязных рук»).
  3. Беседа о методах профилактики (вместе с детьми разработать памятку).
  4. Итог: что необходимо сделать, чтобы защитить себя?
  5. Каждый ученик заполняет анкету.
    АНКЕТА
  6. Напишите основные правила личной гигиены.
  7. Сколько раз в день необходимо чистить зубы и в какое время.
  8. В каких случаях необходимо мыть руки.
  9. Когда необходимо менять одежду.
  10. Вспомните и напишите «правила безопасного питания».

Знаете ли вы, что знаменитого «Мойдодыра» Корней Чуковский написал для своей маленькой дочки, которая не любила мыть руки. Сегодня эта сказка очень актуальна, потому что, по утверждениям наших ученых, 90 % людей не всегда моют руки перед едой. И это становится главной причиной заражения острыми кишечными инфекциями.

От кишечных инфекций в мире ежегодно умирает около трех миллионов детей грудного возраста. Эти болезни относятся к числу самых распространенных. Нет ни одной страны, где бы люди не болели дизентерией, сальмонеллезом, колиэнтеритом и другими острыми кишечными инфекциями. Однако все эти болезни можно предупредить.

Кишечные инфекции - это целая группа заразных заболеваний, которые в первую очередь повреждают пищеварительный тракт. Всего таких заболеваний больше 30 штук. Из них самое безобидное - так называемое пищевое отравление, а самое опасное - холера.

Возбудителями кишечных инфекций могут быть: бактерии (сальмонеллез, дизентерия, холера), их токсины (ботулизм), а также вирусы (энтеровирус).

Что же относится к данной группе заболеваний? В первую очередь к острым кишечным инфекционным заболеваниям относятся дизентерия, сальмонеллез, кишечные инфекции, вызываемые разнообразной условно – патогенной флорой. Для этой группы болезней характерно проникновение возбудителей инфекции через рот и активное размножение в желудочно-кишечном тракте. Микробы этой группы отличаются большой выживаемостью во внешней среде. Так к примеру возбудители дизентерии могут сохранятся в почве – до 3х месяцев, на продуктах питания – несколько суток, в воде – до 2х месяцев, а в молоке и молочных продуктах возбудители не только сохраняются, но и способны размножаться; однако, при нагревании до 60 градусов гибнут через 10 минут, при кипячении – немедленно, в дезинфицирующих растворах – в течение нескольких минут.

От больных и носителей инфекции микробы выделяются во внешнюю среду с испражнениями, рвотными массами, иногда с мочой. Практически все возбудители кишечных инфекций чрезвычайно живучи. Они способы подолгу существовать в почве, воде и даже на различных предметах. Например, на ложках, тарелках, дверных ручках и мебели, компьютерной клавиатуре. Кишечные микробы не боятся холода, однако все же предпочитают жить там, где тепло и влажно. Особенно быстро они размножаются в молочных продуктах, мясном фарше, студне, киселе, а также в воде (особенно в летнее время).