Образование в XVII веке. Система образования в XIX веке
Эпоха Освобождения дала сильный толчок культурному развитию России. Втягивание в рыночные отношения широких слоев крестьянства со всей остротой поставило вопрос о начальном народном образовании. Это вызвало невиданный прежде рост числа сельских и городских школ. Промышленность, транспорт и торговля предъявляли все более широкий спрос на специалистов со средним и высшим образованием. Значительно выросли ряды интеллигенции. Ее духовные запросы вызывали рост книгоиздательского дела, увеличивали тиражи газет и журналов. На этой же волне шло развитие театра, живописи, других искусств. Яркий отпечаток на них накладывал свободолюбивый дух этой эпохи.
Развитие образования . Наследием крепостной эпохи был крайне низкий уровень грамотности народа. Даже в Петербурге в конце 60-х годов доля неграмотных (за исключением детей до семи лет) составляла 44% . В Москве по переписи 1871 г. неграмотных оказалось 55% . В губернских городах их процент повышался до 60—70, в уездных — до 70—80, в деревне грамотность была редким явлением.
Положение улучшалось по мере развития земской школы. Увеличивалось количество и городских школ. Несколько позднее, с 80-х годов, стала расширяться сеть церковноприходских школ. Во многих городах действовали воскресные школы для взрослых, содержавшиеся за счет энтузиастов-просветителей.
В конце 90-х годов начальное образование в сельской местности охватило несколько миллионов учащихся. Однако высокий прирост населения осложнял задачу ликвидации неграмотности. К концу XIX в. всего лишь около четверти населения России было грамотно. В Сибири, где не было земств, грамотность составляла чуть больше 12% .
Во второй половине XIX в. обрели собственную письменность некоторые народы Поволжья (марийцы, мордва, чуващи и др.). Важную роль в ее создании сыграли православные миссионеры. Стали выходить книги на языках народов Поволжья, открылись национальные школы, появилась местная интеллигенция.
Иллюстрация. Православный миссионер
По вопросу о среднем образовании велась длительная борьба между сторонниками реального и классического направлений. Первые настаивали на расширении преподавания естественных наук и современных иностранных языков. Вторые считали необходимым сохранить ориентацию на изучение классической древности как основы европейской культуры. Верх одержали сторонники классического направления, опиравшиеся на консервативных министров народного просвещения Д. А. Толстого и И. Д. Делянова.
Основой среднего образования стала классическая гимназия, в значительной мере оторванная от запросов современной жизни. В конце XIX в. в России действовало 180 мужских гимназий. С 1862 г. появились женские гимназии . К концу века их число дошло до 142.
Только выпускники мужских гимназий имели право поступать в университеты. В 80—90-е годы правительство старалось ограничить допуск в гимназии выходцев из простого народа. Печальную известность приобрел циркуляр Делянова, в котором не рекомендовалось принимать в гимназии «детей кучеров, прачек, мелких лавочников и т.п. ».
Наряду с гимназиями существовали мужские реальные училища, ориентированные на средние слои населения. Здесь в большем объеме преподавались физика, химия, новые языки. Выпускники реальных училищ допускались к поступлению в высшие специальные учебные заведения. Реальных училищ было меньше, чем гимназий. В целом же лишь небольшая часть молодых людей, в основном из обеспеченных классов, получала среднее образование.
Александровское реальное училище (Тюмень). Конец XIX в.
Продолжался рост высшей школы. Число студентов университетов с 1862 г. до середины 90-х годов увеличилось втрое и составило 17 тыс. человек. 22 июля 1888 г. открылись двери Томского университета. Тем самым было положено начало высшего образования в Сибири.
Высшее техническое образование развивалось гораздо медленнее, чем того требовала жизнь пореформенной России, в которую стремительно вторгался технический прогресс. За 40 лет было открыто считанное число высших технических учебных заведений. В 1900 г. начал действовать Томский технологический институт.
В пореформенной России было положено начало высшему женскому образованию . В 1878 г. в Петербурге открылись Высшие женские курсы. По имени первого их директора, профессора русской истории К. Н. Бестужева-Рюмина, они получили название Бестужевских. Позднее женские курсы стали действовать в Москве и ряде других городов.
Во второй половине XIX в. дело народного просвещения в России достигло немалых успехов. Наиболее быстрыми темпами развивалось начальное образование , на которое прежде меньше обращали внимания. Развитие высшей школы тормозилось вследствие противоречивой политики правительства. Оно понимало, что страна нуждается в высокообразованных людях, но в то же время высшая школа была у него на подозрении как очаг неистребимой «крамолы ».
С. Соловейчик
Ранее рассказывалось, как школа стала немножко похожей на школу. Прежде ученики занимались сами по себе. В комнате (ее и классом назвать трудно) стоял гул: каждый зубрил свое, учитель по очереди спрашивал, остальные ребята продолжали заниматься своим делом. А в самом конце восемнадцатого века появились классы, общее учение и одна общая классная доска на всех. Учитель стал похож на дирижера, который руководит занятиями сразу всего класса: он рассказывает – все слушают. Он пишет на доске – все открывают тетради и пишут то же самое. Во всех тетрадях одни и те же задачки. Почерки разные, и решения разные (у одних правильные, у других неправильные), но задачки одни и те же.
Если сравнить нынешнюю школу и гимназию самого начала девятнадцатого века, то окажется, что у них довольно похожие очертания – рисунки можно наложить один на другой, и они примерно совпадут. Но только очертания общие! А подробности, а краски, само содержание рисунка – все разное.
Целых сто лет – весь девятнадцатый век – школа сама училась быть школой.
Многие вещи, которые сейчас кажутся совершенно простыми, приходилось мучительно изобретать.
Например, чему учить в школе? Сегодня расписание уроков привычно: литература, математика, физика, химия, география, история, иностранный язык, обществоведение, биология, рисование, пение, уроки труда.
Но ведь и сегодня спорят, какие предметы надо изучать, а какие не надо. И на какие предметы больше отводить уроков, а на какие меньше.
Ну, например, уроки физкультуры – два раза в неделю. А может быть, нужно проводить их каждый день, а уроки математики сократить? Или ввести совсем другие предметы, скажем, уроки логики – науки о законах мышления, или уроки психологии – науки о душевной жизни человека...
Так спорят сегодня; а что творилось в XIX веке, когда вся система предметов еще не устоялась!
Тогда многим учителям казалось, что главными предметами в школе должны быть не литература, не математика, не биология, а латинский и древнегреческий языки.
Им говорили: "Да зачем же учить латинский язык, если сегодня никто на этом языке не разговаривает? "
"Ну и что же,– отвечали сторонники "классического" образования, то есть такого образования, в основу которого положено преподавание древних, уже умерших языков, – ну и что же? Зато латинский язык – строгий, красивый, на этом языке написано много прекрасных книг и научных сочинений. Латинский язык сам по себе, конечно, не нужен, но зато он развивает ум и память...
И вот гимназисты каждый день учили латинский и греческий. Почти половина всего их времени (точнее 41 процент) уходила на уроки древних языков!
Родители возмущались. Латынь – очень красивый язык, но нельзя забивать головы одной латынью! Однажды в Москве, в Малом театре, артист Музиль спел такие куплеты:
У нас сильное внимание
На одно обращено,
Чтобы наше воспитание
Ведено было умно.
И теперь уж есть надежда,
Что чрез несколько годов
Выйдут круглые невежды
Из классических голов...
Когда артист Музиль пропел эти куплеты, в зале поднялось что-то невообразимое: все повскакали, затопали ногами, стали кричать:
"Браво, браво, бис, бис!" Оркестр хотел было продолжать, да его заглушали криками – пусть артист еще раз повторит свой куплет про круглых невежд из классических голов... Почти целое столетие шла борьба: изучать или не изучать латынь и древнегреческий? Латынь то отменяли, то вводили вновь, да еще больше уроков давали ей, но постепенно "мертвые" языки вытеснялись "реальными" науками: физикой, химией, биологией, географией, астрономией. Только после Октябрьской революции от древних, "мертвых" языков совсем отказались, и расписание уроков (тоже, конечно, не сразу) стало похожим на нынешнее.
А отметки? Отметки ведь тоже не всегда были, как сегодня. Михаил Васильевич Ломоносов предлагал, например, ставить такие отметки:
В. И. – все исполнил.
Н. У. – не знал уроки.
Н. Ч. У. – не знал части урока.
З. У. Н. Т. – знал уроки нетвердо.
Н. З. – не подал задачи.
X. З. – худа задача.
Б. Б. – был болен.
У других учителей были свои обозначения, и, в общем, можно сказать, отметки ставили кто как хотел и кто какие хотел. Но в 1835 году было введено единообразие: появились оценки "5", "4", "3", "2", "1".
Страшно даже подумать, сколько "пятерок" и "единиц" поставлено за прошедшие годы. Миллиарды, наверно!
Может, кому-нибудь это кажется утешительным: что, дескать, моя маленькая "двойка" в таком огромном море отметок?
Но лучше поговорить о "пятерках". Вы заметили, что человека, у которого все "пятерки", не называют "пятерочник" (как, например, "двоечник"), а говорят "отличник". Это потому, что еще перед войной и в начале войны отметки в школе были другие: "отлично", "хорошо", "посредственно", "плохо" и "очень плохо". Отсюда – "отличник", это слово осталось. В некоторых школах говорят еще "хорошист" (человек, у кого одни "пятерки" и "четверки", а "троек" нет). Но это слово звучит ужасно, и лучше его не употреблять.
Кроме плохих отметок, прежде существовали и другие наказания. Мы уже знаем, что розги в русской школе были полностью отменены в 1864 году. А вот карцер – особые комнаты, куда нерадивых учеников запирали после уроков "без обеда", – оставался до самой революции. Особенно строго наказывало гимназическое начальство тех гимназистов старших классов, кто читал "запрещенную" литературу. В XX веке сочинения В. Г. Белинского изучали в старших классах, читали статьи Добролюбова, Писарева, Герцена. А прежде существовало негласное правило: за чтение Белинского – шесть часов карцера, за чтение Добролюбова – в первый раз двенадцать часов, а если снова попадешься, то целые сутки. А за Писарева или Герцена – "аминь!" Так гимназисты называли исключение из гимназии с "волчьим билетом" – без права поступить в другую гимназию.
За гимназистами вообще следили очень строго; им ни в коем случае нельзя было появляться, например, на улице позже установленного времени. Специальные надзиратели следили за этим. В городе Немирове перед первой мировой войной произошел такой случай: два гимназических надзирателя спрятались за забором и оттуда через щелочку выслеживали запоздавших гимназистов. Вдруг видят: один гимназист на велосипеде едет. Не положено! В карцер его! Выбежали, догнали, налетели – оказалось, что это не гимназист, а студент, да еще и бойкий: он подал на надзирателей в суд – зачем к людям пристают на улице? И суд стал на сторону студента!
Прилежных и успевающих учеников и прежде награждали подарками – книгами, а при выпуске – золотыми медалями. С 1872 года в школах появилась еще "Красная доска", или, как сейчас сказали бы, "Доска почета". На этой доске вывешивали таблички с именами лучших учеников. Кстати, в этом же, 1872, году вместе с учебниками гимназисты стали носить в ранцах и дневники для записи уроков на дом и для отметок учителя: школа стала регулярно сообщать папам и мамам своих учеников, как идут занятия. До того времени школа к родителям обращалась только в самых крайних случаях, когда дело шло об исключении. А еще позже, во время революции 1905 года, в гимназиях стали создавать родительские комитеты – родители начали принимать участие в жизни школы. Педагогические же советы, педсоветы, появились, конечно, гораздо раньше – в 1827 году. Вернее, вышло такое распоряжение – создавать педагогические советы. А на самом деле советов не было, и директор гимназии правил единолично до середины XIX века, когда великий русский педагог Николай Иванович Пирогов добился, чтобы они работали.
О старой, дореволюционной гимназии есть очень много воспоминаний. Наверно, все читали интересную книгу Корнея Ивановича Чуковского – она так и называется: "Гимназия". И во многих других книгах описывается, как трудно было учиться прежде, какие бездушные были порядки. Один из прежних гимназистов пишет, например, что дружбу между учителем и учеником в гимназии было так же невозможно представить себе, как невозможно увидеть лилию, выросшую у берегов Ледовитого океана.
Но, конечно, было и много очень хороших учителей и очень хороших гимназий.
В школе до революции было много плохого, но не надо забывать, что в этой же самой школе выучились многие выдающиеся люди нашей страны, большие ученые и писатели. Иногда рассказывают, что тот или другой из знаменитых людей учился в школе плохо. Верно, так бывало. Отметки не всегда были хорошими, не все получали золотые медали. Но все очень много занимались. И в конце концов без учения ни один великий человек на свете не стал бы великим!
Рисунки Ю. Владимирова и Ф. Терлецкого.
Школа в России в первой половине 19 века.
Развитие культуры России в первой половине XIX века проходило в противоречивых условиях.
С одной стороны, экономическое развитие вызывало потребность в грамотных людях, стимулировало развитие науки и техники, с другой реакционная политика самодержавия в сфере культуры. В деятельности царского Министерства просвещения особенно проявляется классовый характер политики самодержавия в области образования.
Многие открытия и изобретения не получили применения в феодально-крепостнической России.
Таким образом, развитие культуры в России в первой половине XIX века это достаточно сложный и противоречивый процесс. Тем не менее, вопреки отсталым крепостническим отношениям русская культура первой половины XIX века достигла блистательных вершин, и не случайно этот период в развитии культуры называют золотым веком культуры России.
преобразования Александра I Коснулись народного образования. Было создано Министерство народного просвещения. В 1803 г. началась реформа народного просвещения, которая сделала образование более доступным для “низших” слоев населения. Значительную независимость от властей получили университеты, число которых увеличилось.
Дерптский 1802 г.Казанский 1804 г.Харьковский 1804 г.Виленский 1804 г.Петербургский 1819 г.
В каждом губернском городе были открыты гимназии; в каждом уездном городе уездные училища; в сельской местности создавались приходские училища. Дети “всякого состояния”, без различия “полу и лет”. Но для детей крепостных доступны были только приходские училища.
В 1811 г. был открыт Александровский (Царскосельский) лицей для представителей высшего дворянского общества. Затем Демидовский лицей в Ярославле; 1815 г. открытие Лазаревского Института восточных языков в Москве.
общеобразовательная школа: гимназии (7 лет). уездные училища (3 года), приходские училища (1 год). высшая школа: университеты, академии.
В гимназии принимались дети по окончании уездного училища независимо от сословия. В одногодичные приходские училища принимались дети “всякого сословия” без различия “полу и лет”. Они создавались как в городе, так и в сельской местности. Однако деньги на их содержание из государственной казны не выделялись. Содержались эти учебные заведения либо за счет средств городского самоуправления, либо на инициативе помещиков, приходских священников и государственных крестьян.
В первой половине XIX века остро стояла проблема учительских кадров.В уездном училище работали, как правило, 2 учителя, преподававшие по 7-8 предметов, в гимназии 8 учителей.
Поэтому с 1804 г. при университетах были открыты педагогические институты. При Николае I в 20-е гг. был создан Комитет по устройству учебных заведений. Он, в частности, должен был определять перечень учебных дисциплин и набор книг, по которым надлежало преподавать эти предметы. “Предметы учения и самые способы преподавания” должны быть “соображаемы с будущим предназначением обучающихся”. Необходимо, чтобы в будущем учащийся “не стремился через меру возвыситься над тем состоянием. В итоге преобразований Николая I по-прежнему сохранялись 3 ступени общеобразовательной школы, но каждая из них становилась сословно-обособленной.
В 1827 г. власти еще раз указали на невозможность обучения детей крепостных крестьян в гимназиях и университетах. В то же время Министерство народного просвещения заботилось об увеличении численности учебных заведений: начало века в стране всего 158 училищ
середина века около 130 начальных школ в каждой губернии.
Приходское училище: грамота, арифметика, Закон Божий
Уездные училища: русский язык, арифметика, начала геометрии, история, география
Гимназия давала наиболее разностороннее и глубокое образование, готовя учащихся к поступлению в университет.
Самое начало XIX века характеризовалось либеральными начинаниями в области просвещения. В 1802 г. было создано Министерство народного просвещения - специальный государственный орган, который стал не столько орга-ном, способствующим развитию народного образования, «сколько орга-ном надзора». При министерстве было создано Главное управление училищ, в которое вошел Янкович Ф.И.
В 1804 г. были опубликованы «Устав университетов Российской им-перии» и «Устав учебных заведений, подведомственных университе-там». В соответствии с ними вводилась новая система народного образо-вания и управления учебными заведениями.
В основу системы были положены три принципа:
Бесплатность,
Бессословность (кроме крепостных крестьян),
Преемственность учебных заведений.
Система народного образования, подчиненная министерству, включа-ла в себя:
1) Приходские училища - 1 год обучения;
2) Уездные училища - 2 года:
3) Гимназии в губерниях - 4 года;
4) Университеты - 5-7 лет.
При этом в гимназию и университеты не допускались дети кре-постных крестьян и девочки.
Россия была разделена на 6 учебных округов во главе с университетом каждый. Они возглавлялись попечителями учебных округов.
Обязанности попечителя - открытие университета или преобразо-вание на новых основах существующего руководства учебными заведе-ниями округа через ректора университета.
Ректор университета избирался профессорами на общем собрании и подчинялся попечителю. Ректор возглавлял университет и, кроме того, управлял учебными заведениями своего округа.
Директора гимназий (в каждом губернском городе), кроме непосредственного руковод-ства ими, управляли всеми школами данной губернии. Им были подчинен-ы смотрители уездных училищ, которые руководили всеми приход-скими училищами.
Таким образом, руководитель школы более высокой ступени был ад-министратором школ низших ступеней. В результате этого была создана администрация просвещения из специалистов, знающих дело.
В России были открыты следующие университеты: Московский, Виленский (Вильнюс-ский), Дерптский (Тартуский), в 1804 г. открыты Харьковский и Казан-ский, в 1816 г. - Главный педагогический институт в Петербурге (в 1819 г. преобразованный в Петербургский университет), в 1834 г. — Киевский университет. Все университеты в России существовали преимуще-ственно как светские учебные заведения. Православная церковь имела свои духовные академии: Московскую, Петербургскую, Киевскую и Ка-занскую.
Гимназия давала законченное среднее образование и готовила к по-ступлению в университет. Содержание обучения отличалось энциклопедичностью: предполагалось изучение иностранных новых и латинского языков, математики, географии и истории всеобщей и российской, есте-ственной истории, философии, политической экономии, изящных ис-кусств, технологии и коммерции. При этом в гимназии не преподавали родной язык, отечественную литературу и Закон Божий.
Уездные училища готовили учащихся к продолжению образования в гимназиях, а также к практической деятельности. В учебном плане было множество предметов - от Закона Божиего до рисования (Священная история, чтение книги о должностях человека и гражданина, география, история и т.д.). Большая загруженность учебного плана вела к большой нагрузке учи-телей и учащихся: по 6-7 часов занятий в школе ежедневно. Учителя обязаны были пользоваться только рекомендованными ми-нистерством учебниками.
Приходские училища могли открываться в губернских, уездных горо-дах и в селении при каждом церковном приходе. Они также имели две цели: готовить к обучению в уездном училище и давать детям общеобра-зовательные знания (могли учиться совместно мальчики и девочки). Предметы обучения: Закон Божий и нравоучения, чтение, письмо, первые действия арифметики.
Гимназии разделялись на классические и реальные. В «классических» готовили к поступле-нию в университеты и в другие учебные заведения, основное время отво-дилось изучению древних языков, русской словесности, новых иностран-ных языков и истории. В «реальных» готовили для службы военной и гражданской, вместо древних языков было усилено преподавание прак-тической математики, введено законоведение.
Расширялась и сеть частных учебных заведений, но правительство сознательно сдерживало их рост. В 1883 г. было запрещено открывать их в Москве и Петербурге, хотя позже они были разрешены вновь. Частные школы также находились под строгим правительственным контролем.
Начало второй половины XIX века в России характеризовалось великим реформаторским движением, всколыхнувшим общество. Вслед за реформой 1861 г. об освобождении крестьян от крепостной зависимости, намети-лись и другие реформы: судебная, земская, просветительная, образовательная. К этому вре-мени вопросы воспитания и образования стали пониматься как «важнейшие вопросы жизни».
В эти годы к педагогической теории и деятельности обращается много выдающихся людей: Пирогов Н.И. (знаменитый хирург, общественный деятель, педагог), Ушинский К.Д., Толстой Л.Н. и др. Для них это было время наиболее интенсив-ной новаторской работы. Много интересных деятелей приобщилось к проблемам педагогики и к педагогическому труду в различных губерниях России. С легкой руки Н.И. Пирогова началось оживленное обсуждение в прессе проблемы вос-питания человека и других педагогических вопросов: «Какой должна быть школа? Какова должна быть ее программа? Сословная или бессословная школа? Чему учить в школе? Как готовить учителя?», и многих других.
Главное внимание общества в это время было привлечено к народной школе, которой в империи, можно сказать, и не было. Приходские учи-лища обязаны были содержать сами крестьяне и помещики, поэтому они развивались очень слабо. Деревенских жителей по прежнему учили гра-моте дьячки, богомолки и подобные люди.
Народные училища подчинялись разным ведомствам:
Министерству государственных имуществ;
Министерству двора;
Министерству внутренних дел;
Св. Синоду (больше половины всех училищ);
Министерству народного просвещения (на него приходилось около 20% училищ).
Отмена крепостного права вызвала необходимость открытия школ для всех слоев населения: крестьян и помещиков, городских жителей. Стала оче-видной несправедливость сословной политики в области образования, огра-ничений в области женского образования. Выявилась недостаточность сред-него образования, основанного на классицизме. Стала остро осознаваться необходимость развития отече-ственной педагогической науки, возникла потребность в педагогической периодике, новых учебных книгах, разработке новых методик обучения. Подготовка учителей для разного типа школ, создание самих школ - все это были насущные проблемы середины XIX в.
В 1864 году было разработано «Положение о начальных народных училищах». Согласно ему, народные училища могли открываться различными правительствен-ными ведомствами, обществами, частными лицами, которые сами и решали вопрос о платности или бесплатности их. Цель народных училищ — «утверждать в народе религиозные и нравственные понятия и распро-странять первоначальные полезные знания». Предметы преподавания: Закон Божий, чтение (книги гражданские и церковные), письмо, четыре действия арифметики, церковное пение. Народные училища были в ведении уездных и губернских училищных советов.
В 1864 году был введен «Устав гимназий и прогимназий». Учреждались два типа гимназий: классические и реальные. Цель «классических» - дать общее образование, необходимое для по-ступления в университет и другие высшие специальные учебные заведения. «Реальные гимназии» не давали права поступления в университеты. Также существовали «прогимназии» - начальная ступень гимназии. Педагогические советы получили большие права: могли утверждать программы преподавания, выбирать учебники.
В 1860 году было издано «Положение о женских училищах ведомства Министерства народно-го просвещении». Устанавливалось два типа бессословных женских училищ:
I разряда - 6 лет обучения;
II разряда - 3 года обучения.
Их цель — «сообщить ученицам то религиозно-нравственное и умст-венное образование, которое должно требовать от каждой женщины, в особенности же от будущей супруги и матери семейства». Открывать их могли частные лица и общества. В учебный план женских училищ первого разряда входили: Закон Божий, русский язык, грамматика и словесность, арифметика и понятия об измерениях, география всеобщая и русская, история, начала естество-знания и физики, чистописание и рукоделие.
В 1863 году был введен «Университетский устав», предоставляющий некоторую автономию университетам - был создан Университетский совет, который руководил всей учеб-ной работой, и на котором выбирался ректор. Жесткие ограничения в деятельности университетов, уста-новленные при Николае I были частично сняты, но оставалось подчине-ние университета попечителю учебного округа и Министерству народного просвещения. Женщины в университет не допускались. В университетах было 4 факультета: историко-филологический, физи-ко-математический (с естественным отделением), юридический и меди-цинский. Открылось много новых кафедр.
«Земства», созданные в 60-х гг., получили право открытия учебных за-ведений; они же должны были заниматься их материальным обеспечением. Земства разрабатывали планы всеобщего обучения, открывали школы, проводили курсы и съезды учителей, разрабатывали новые программы и учебники, создавали учительские семинарии (перед 1917 г. около 1/3 на-чальных сельских школ были земскими). Манеры культурного человека на страницах сайта.