Морские навигационные карты. Понятие о навигационных картах Коллекции морских навигационных карт

Морские навигационные карты. Понятие о навигационных картах Коллекции морских навигационных карт

Способ условного изображения поверхности Земли на плоскости называют картографической проекцией, а полученное при этом изображение меридианов и параллелей - картографической сеткой. Существует несколько видов картографических проекций. Все они разделяются на две группы - в зависимости от характера искажений и в зависимости от способа построения картографической сетки.CUT$

По характеру искажений проекции делят на равноугольные, равновеликие, равнопромежуточные и произвольные проекции.

На картах в равноугольной проекции бесконечно малые фигуры изображаются подобными соответствующими фигурами на земной поверхности. Подобие фигур дает возможность сохранить равенство углов. На картах в равновеликой проекции сохраняется пропорциональность площадей соответствующим площадям на земной поверхности, но не сохраняется подобие фигур. На картах в равнопромежуточной проекции сохраняется постоянство масштаба по одному из главных направлений. Произвольные проекции не сохраняют ни равенства углов, ни пропорциональность площадей, но имеют свои особые свойства.

По виду меридианов и параллелей нормальной картографической сетки проекции делятся на: конические, цилиндрические и азимутальные. При конических проекциях земную поверхность проектируют на боковую поверхность касательного или секущего конуса с последующей разверткой этой поверхности в плоскость. При цилиндрических проекциях земную поверхность проектируют на боковую поверхность касательного или секущего цилиндра. При азимутальных проекциях земную поверхность проектируют на плоскость, касательную к земной поверхности в любой ее точке.

Плоское уменьшенное изображение земной поверхности, на котором искажения подчинены определенному математическому закону, называется морской картой .

Плоские изображения небольших участков земной поверхности, на которых искажениями можно пренебречь называются планами.

Основным признаком, отличающим карту от плана, является то, что масштаб карты не постоянен, а на плане масштаб сохраняет постоянство по всей его поверхности.

За единицу линейного масштаба для измерения расстояний и разностей широт на меркаторской карте принимают меркаторскую милю. Длина одной минуты дуги меридиана на данной параллели карты в проекции Меркатора, выраженная в миллиметрах, носит название меркаторской мили.

Поскольку меридианы на меркаторской карте растянуты в каждой точке пропорционально, то изображение одной минуты дуги меридиана изменяется с переменой широты и по мере удаления от экватора непрерывно увеличивается. Поэтому, измеряя расстояние на морской карте, необходимо меркаторскую милю брать на боковой рамке карты в той же самой широте, где расположено измеряемое расстояние.

Районы, близкие к полюсам Земли, на меркаторской проекции изображаются с очень большими искажениями, а сами полюсы не проектируются на боковую поверхность цилиндра. Поэтому меркаторские карты составляются для широт не более 85°.

Степень уменьшения перенесенных на карту действительных размеров фигур или линии земной поверхности называется масштабом. Масштаб характеризуется отношением длины какой-либо линии на карте к длине той же линии на поверхности Земли. Различают числовой и линейный масштабы.

Числовой масштаб представляет собой дробь, числитель которой - единица, а знаменатель - число, показывающее, сколько единиц длины на местности содержится в единице длины на карте.

Линейный масштаб представляет собой графическое изображение числового масштаба и показывает, какое число более крупных единиц расстояния на местности содержится в одной более мелкой единице на карте.

Как уже упоминалось выше, масштаб сохраняется постоянным только на планах. На морских картах масштаб является величиной переменной и подразделяется на главный и частный.

Главным называется масштаб, указанный на самой карте в ее заголовке и сохраняющийся лишь вдоль некоторых определенных направлений. Так, для морской карты в проекции Меркатора масштаб сохраняется постоянным вдоль параллелей и изменяется при переходе с одной параллели на другую. Параллель, вдоль которой соблюден главный масштаб, указанный в заголовке карты, называется главной параллелью.

С увеличением широты масштаб на проекции Меркатора увеличивается, и наоборот, с уменьшением широты становится мельче. Во всех точках карты значения масштабов оказываются крупнее или мельче главного масштаба и поэтому называются частными.

От масштаба карты зависит точность, с которой на ней можно выполнять линейные измерения. Предельной точностью масштаба называется линейное расстояние на местности, соответствующее 0,2 мм на карте (предельное расстояние, различимое невооруженным человеческим глазом на бумаге).

как пользоваться морской картой

Перед пользованием морской картой ее нужно внимательно изучить. Прежде всего, необходимо прочитать заголовок карты, примечания и предостережения, год издания и даты корректур. В заголовке карты указывается ее название, то есть район, а ниже названия приводятся следующие данные: масштаб и главная параллель, к которой он отнесен; год, к которому приведено магнитное склонение; меры, в которых выражены глубины.

Глубины на морских картах приводятся к единому уровню - нулю глубин. На советских картах в морях с приливами за нуль глубин принят самый низкий возможный уровень моря, то есть уровень наименьший из малых сизигийных вод, а для морей без приливов - средний многолетний уровень.

Глубины на морских картах для отечественных вод указываются в метрах следующим образом: до 5 м с точностью до о 0,1 м; от 5 до 20 м с точностью до 0,2 м; от 20 до 50 м с точностью до 1 м.

Наименьшая глубина - самая малая глубина на банке, рифе, баре и других возвышениях дна, а также на фарватере, в канале.

Поддерживаемая глубина - наименьшая глубина в канале или на фарватере, поддержание которой обеспечивается в течение всей навигации.

Отличительная глубина - глубина, отличающаяся в большую или меньшую сторону от окружающих глубин (не менее чем на 10 % при ровном и на 20 % при неровном рельефе дна).

Для большей наглядности изображения рельефа морского дна на картах, кроме глубин, наносят изобаты (линии равных глубин). Их проводят через глубины 10, 20, 50, 100, 200 м, а в глубоководных районах - иногда через глубины 500, 1000 и 2000 м.

Грунты на картах обозначают сокращенно, например: И-ил, Гбк-губка, Гл-глина, Кор-кораллы, П-песок, Р-ракушка, Гр-гравий, К-камень и т. д. Цвет и характер грунта указывают сокращенно строчными буквами, например: зличИ-зеленый нечистый ил, блмП - белый мелкий песок, плГл - плотная глина.

Отметки высот, высоты островов, надводных скал и камней даются в метрах от уровня моря, принятого на картах данного района для отсчета высот. Отметки высот, смешенные относительно своего положения, и высоты сооружений заключаются в скобки.

Навигационные опасности и их ограждение на картах обозначают условными знаками. Если положение опасности точно не установлено, то около нее ставятся условные сокращения - ПС (положение сомнительно) или СС (существование сомнительно).

Средства навигационного оборудования для определения места судна обозначаются также условными знаками; а те, что не имеют знака, обозначают на карте кружком с точкой в центре и пояснительной сокращенной надписью. Например: РПС - радиопеленгаторная станция, пам - памятник, РЛО - радиолокационный ориентир.

Огни светящих средств навигационного оборудования на картах масштаба 1:500000 и крупнее показываются по их действительному цвету. Белые, желтые и оранжевые огни показываются оранжевой краской; перед характером желтых и оранжевых огней помещается сокращение «ж».

Радиусы окружностей и дуг, обозначающие цвет огней, не соответствуют дальности видимости огня. Дальность видимости огня дается в морских милях.

На морских картах масштаба мельче 1:500000 все огни светящих средств навигационного оборудования независимо от вида (круговой или секторный) и цвета огня, изображаются «рожками» фиолетового цвета.

На морских картах масштаба 1:500000, предназначенных для использования в качестве генеральных (внутренние или окраинные моря), все огни, независимо от вида и цвета, изображаются «рожками» фиолетового цвета. Цвет огня указывается сокращениями перед характером огня.

На створах указаны прямые и обратные направления (истинные азимуты); первое направление дано с берега, второе с моря. При плотной нагрузке карты на створах может указываться одно направление с берега. Ходовая часть навигационных створов показывается непрерывной линией, неходовая часть - точечным пунктиром.

Если из-за мелкого масштаба морские карты два створных светящих знака не выражаются раздельно и показаны в одной точке, то сначала дается характеристика огня переднего знака, а затем заднего.

Буи на морских картах изображаются в соответствии с их видом. Без указания формы изображаются буи, форма которых неизвестна или не соответствует Системе ограждения МАМС.

У буев, вех и знаков показываются топовые фигуры и принятыми сокращениями указывается их окраска. В районе действия Системы ограждения МАМС на картах с плотной нагрузкой у обозначений плавучих средств навигационного оборудования и несветящих знаков цвет окраски может быть опущен, если они имеют топовые фигуры.

В связи с тем, что в районах действия Системы ограждения МАМС радиолокационные отражатели установлены на всех плавучих СНО, выставленных в важных в навигационном отношении местах, на картах радиолокационные отражатели на плавучих средств навигационного оборудования, как правило, не показываются.

На картах внутренних водных путей окраска буев, бакенов и щитов береговых знаков соответствует их действительному цвету, за исключением белого, который дается оранжевым цветом.

У маяков и светящих знаков дают условными сокращениями характеристики огней и другие пояснения. Например: ГрПр (4) 20с 22МТ(н) АРМкРОТ, то есть огонь группопроблесковый с четырьмя проблесками и периодом 20 сек, дальность видимости 22 мили туманный сигнал наутофон, аэрорадиомаяк, радиостанция обнаружитель тумана.

Течение на морских картах показывают стрелками: скорость течения с точностью до 0,25 узла пишется над стрелкой. Сведения о приливо-отливных течениях помещают в таблицах на свободных местах карты.

Магнитное склонение для данного района указывают на морских картах с точностью до 0˚,1. Годовое изменение склонения на Эпоху, к которой оно относится, помещают в заголовке карты. Район магнитном аномалии показывают контуром, обведенным сплошной черной линией.

классификация морских карт

Все морские карты делятся на навигационные, справочные и вспомогательные карты. Навигационные карты предназначены для решения различных навигационных задач и являются обязательным официальным документом. Навигационные морские Карты подразделяются на общие и специальные.

В зависимости от масштаба общие навигационные карты делятся на генеральные, путевые, частные карты и планы.

Генеральные карты составляются в масштабах 1:500000 - 1:5000000 и служат для ведения счисления пути судна при плавании в открытом море, предварительной прокладки и общих навигационных расчетов.

Путевые карты предназначаются для обеспечения плавания вблизи берега и на некотором удалении от него. Такие карты составляются в масштабах от 1:100000 до 1:500000 по главной параллели.

Частные карты предназначены для обеспечения судовождения при плавании в непосредственной близости от берегов и стесненных навигационных условиях, составляются они в масштабах от 1:75000 до 1:25000.

Планы предназначаются для обеспечения входа в порты, гавани, бухты, на рейды, якорные места и для плавания в пределах их акватории. Планы составляются в масштабах 1:1000 - 1:25000.

Специальные навигационные карты отличаются от общих навигационных карт тем, что имеют дополнительную нагрузку для решения отдельных навигационных и других задач. К специальным навигационным картам относятся: радионавигационные карты, предназначенные для определения места судна с помощью РНС; навигационно-промысловые карты с подробной грунтовой характеристикой морского дна и др.

Справочные и вспомогательные карты различны по содержанию и назначению. Обычно вспомогательные карты представляют собой картографическую сетку без специальных элементов морской обстановки. К числу их относятся карты-сетки, бланковые карты, карты для расчетов плавания по дуге большего круга и др. Справочные карты предназначены для изучения физико-географических и других элементов района плавания, которые не могут быть показаны на навигационных картах. К справочным картам относятся карты радиомаяков и радиостанций, карты рекомендованных путей, карты гидрометеорологических элементов, карты элементов земного магнетизма, сборные листы, атласы (физико-географических данных, приливо-отливных течений, поверхностных течений, волнения, ветра и др.).


Морская навигационная карта – карта, предназначенная для обеспечения задач судовождения. Картой называется изображение на плоскости части или всей земной поверхности.
Навигационные карты применяются для графического учета движения судна во время плавания, на ней прокладываются курсы и пеленги на ориентиры (рис. 3.21). Чтобы судно могло осуществить переход из одного пункта в другой, необходимо выбрать кратчайший и безопасный путь, для этого делается подборка карт по маршруту следования.

Требования к морской навигационной карте:
1) линия курса и пеленгов должны изображаться прямыми линиями;
2) карта должна быть равноугольной.

Картографическая проекция, удовлетворяющая этим требования, называется меркаторской (Меркатор – голландский картограф, предложил эту проекцию в 1569 г.).
На навигационных картах отображаются:
– береговая линия и глубины;
– рельеф дна и навигационные опасности;
– навигационное оборудование;
– фарватеры;
– места якорных стоянок;
– сведения о магнитном склонении, ледовом режиме, грунте дна;
– районы, запрещенные для плавания.
Различают:
– генеральные карты;
– путевые карты, имеющие масштаб 1:100’000-1:500’000;
– частные карты, имеющие масштаб 1:25’000-1:50’000; и
– морские планы, имеющие масштаб 1:500-1:25000.


Для того чтобы правильно пользоваться картой, надо уметь читать ее, т. е. понимать все нанесенные на карту условные обозначения и правильно разбираться в них. Чтение карты следует начинать с заголовка, в котором указывается ее название (район плавания), числовой масштаб с указанием главной параллели, к которой он отнесен, меры, в которых даны глубины и высоты прибрежных гор, а также год, к которому приведено магнитное склонение. После заголовка прочитывают расположенные под нижней рамкой отметки о датах последней (большой и малой) корректуры данной карты и год ее издания. Все примечания, предупреждения (печатающиеся красным цветом), рисунки маяков и планы портов помещаются на карте таким образом, чтобы не закрывать береговой черты и водной поверхности.
Адмиралтейский номер карты состоит из пяти цифр. Первая из них обозначает район Мирового океана, вторая – масштаб карты, третья – район океана или море, последние две цифры – порядковый номер карты данного района океана или моря.
После предварительного знакомства с картой подробно просматривают район, в котором предстоит плавать, чтобы во всех подробностях изучить навигационную обстановку – глубины, опасности и систему их ограждения, береговую черту, расположение маяков и знаков. Для изображения на карте состояния и особенностей поверхности моря его дна и побережья применяется система условных обозначений.
Глубины на современных картах показываются в метрах и дециметрах. Точки с одинаковыми глубинами соединяются линиями равных глубин – изобатами. Изобата отделяющая прибрежное мелководье либо отдельную мель или банку, называется линией опасности, или предостерегательной изобатой.

Грунты обозначаются условными сокращениями, например: П – песок, И – ил, Кор – кораллы и т. д. Сложные грунты указывают сочетаниями сокращений составляющих грунтов: ИП – илистый песок, ГрП – гравий с песком, СрГл, МК – серая глина, мелкий камень. Буквами обозначаются также цвет и характеристика грунта: жлП – желтый песок, срмПГл – серый мелкий песок с глиной. Если составляющие грунта располагаются слоями, то первым пишется верхний слой мППл – мелкий песок на плите.
Естественные навигационные опасности – банки, мели, рифы дают на картах контуром из точек с обязательным указанием наименьшей глубины над ними.
Все остальные морские опасности обозначаются различными условными знаками.
Если положение или существование показанной на карте опасности вызывает сомнения, то рядом с обозначением такой опасности или внутри нее ставятся пометки: ПС – “положение сомнительно” или СС – “существование сомнительно”.
Места якорных стоянок обозначаются рисунком якоря. Изображение якоря без штока означает стоянку для малых судов, а якоря со штоком – для больших судов. Район с плохим грунтом обводят пунктиром с надписью: плх (плохой грунт).
Освещаемые знаки и маяки имеют на карте цветные изображения огней и их характеристики. Расцветка маячных огней показывается цветными окружностями с центром в точке нахождения маяка или частями окружности в пределах угла освещения. Характеристика огня дается рядом с маяком в одну строчку, например: ГрПр(3)(25с)10М(н), что означает – группопроблесковый огонь с тремя проблесками и периодом 25 с, Дальность видимости 10 миль, туманный сигнал – наутофон.


Створы обозначают на картах сплошными линиями (ходовая часть) и пунктиром (неходовая часть, а также поворотные и секущие створы на мерных линиях).
Морские течения, которые необходимо учитывать при прокладке, наносят на карты в виде стрелок: показывающие направление постоянного течения – с оперением, переменное – волнистой линией. Скорость течения с точностью до 1/4 уз пишется сверху стрелки. Приливные течения обозначают стрелкой с оперением сверху, отливные – без оперения. Различные приметные строения и предметы на берегу, чье место определено, – церкви, башни, отдельные высоты, – также показывают условными знаками. Точное место показанного на карте предмета относится к середине основания или к центру условного знака.
Представляющие для мореплавателя серьезную опасность затонувшие суда обозначаются пятью различными знаками: для затонувших судов с частями корпуса, возвышающимися над водой; с мачтами над водой; для судов, глубина над которыми меньше 18 м и больше 18 м; осыхающих.

Географическая карта -это уменьшенное, измеримое и обобщенное изображение земной поверхности на плоскости, полученное по определенному математическому закону и передающее размещение, состояние и взаимосвязь различных явлений природы и общества.

Морская карта -специальная карта, отображающая часть или весь Мировой океан, предназначенная для обеспечения мореплавания, решения специальных задач и использования природных ресурсов. МК подразделяются на навигационные, специальные для ВМС, вспомогательные и справочные.

Навигационные карты по своему назначению подразделяются на четыре группы: общенавигационные, обычно называемые морскими навигационными картами;

  • радионавигационные
  • навигационно-промысловые
  • озерные и речные

Морские навигационные карты (МНК) являются основной подгруппой морских карт, обеспечивающих безопасность судовождения. На них подробно отражены рельеф морского дна, характер берега и вся навигационная обстановка в описываемом данной МНК районе. На МНК выполняют ответственнейшую задачу судовождения -ведут счисление пути судна и определяют его местонахождение; МНК издают в масштабе от 1:500 до 1:5 000 000. Выбор масштаба МНК обусловлен удалением от берега трасс следования судов. Понятно, что по мере приближения к берегу условия плавания в общем случае усложняются, возможность выбора курсов ограничивается, количество навигационных опасностей увеличивается. Поэтому на такой карте необходимо иметь большую подробность в элементах содержания (большую нагрузку карты), что требует ее большего масштаба. В зависимости от масштаба МНК подразделяются на генеральные, путевые, частные и планы.
Для рыботы в навигационных программах на ПК, морские карты должны быть в .

Генеральные (обобщенные) карты предназначены для общего изучения условий плавания в большом водном бассейне, счисления пути судна при плавании в открытом море, предварительной прокладки маршрута предстоящего перехода и общих навигационных расчетов. Такие карты обычно составляют в масштабах от 1:5 000 000 до 1:1 000 000. На генеральных МНК нанесены важнейшие маяки, навигационные опасности, расположенные на значительном удалении от берега, плавучие средства навигационного ограждения, выставленные у опасностей, лежащих вдали от берегов.

Путевые карты предназначены для обеспечения плаваний вдоль побережий на некотором удалении от берегов, а также для обеспечения подходов судна с моря к берегу; составляются в масштабах от 1:500 000 до 1:100 000. На путевых картах нанесены маяки, огни и знаки, обеспечивающие прибрежное плавание, все навигационные опасности и все плавучие средства навигационного ограждения.

Частные карты служат для обеспечения плавания в непосредственной близости от берегов, в стесненных навигационных условиях (узкости, проходы, фарватеры и т. п.); их составляют в масштабах от 1:50 ООО до 1:25 ООО. Частные МНК представляют собой более подробные путевые карты. На них нанесены все маяки, огни и знаки, включая рейдовые и портовые, все навигационные опасности, включая малые банки и камни, все плавучие средства ограждения.

Планы необходимы для обеспечения входа в порты, гавани, бухты, на рейды и для ориентировки при передвижении в пределах этих акваторий. Их составляют в масштабах от 1:25 ООО до 1:500. На планы наносят те же элементы морской обстановки, что и на частные карты. По внешнему виду план отличается от карты тем, что его рамка не разбита на градусы и минуты, а промежуточные меридианы и параллели отсутствуют. Планы издают отдельно, но нередко их помещают в виде врезок на свободных местах путевых и частных карт.

Радионавигационные карты (РНК) представляют собой МНК с дополнительной нагрузкой в виде сеток изолиний, предназначенных для упрощения графического решения задач по определению места судна с помощью РТС судовождения. На РНК часто наносят также поправочные величины и пояснения, необходимые при определении места с помощью РНС.
На практике судоводитель обязан пользоваться картой самого крупного масштаба для данного участка моря, озера или реки.

Специальные карты так же, как и МНК, предназначены для графического решения задач судовождения при использовании особых технических средств или при плавании в особых условиях (например, на особо быстроходных судах).

Вспомогательные и справочные карты включают карты различного содержания и назначения. Состав этой группы карт по ряду причин постоянным не остается и время от времени меняется. Наиболее распространенными из вспомогательных карт являются карты-сетки для участков океанов и отдельных морей (не перекрываемых путевыми картами) без элементов специальной морской обстановки. Наиболее важными из справочных карт являются карты рекомендованных путей, гидрометеорологических элементов и грунтов, радиомаяков и радиостанций, звездного неба, часовых поясов и др. Справочные карты, объединенные общностью содержания и назначения, часто сводятся в один общий атлас, например Атлас приливо-отливных течений, Атлас течений для плавания в шхерах и т. д.

Побережья морей "покрываются" рядом морских карт, каждая из которых охватывает свой географический район.

Для связи с соседними картами и сохранения непрерывности графического счисления пути судна соседние карты имеют "находы", т. е. взаимные перекрытия.

Карты печатают на стандартных листах размером 75 х 100 см. Кроме того, они могут быть изданы на половине или четверти стандартного листа размерами соответственно 75 х 50 и 38 х 50 см.

Если какая-то часть побережья не размещается в заданном масштабе на стандартном листе, дополнительно к оттиску карты может быть напечатан клапан на нестандартном листе.

Клапан подклеивают к основному листу карты. Иногда клапан печатают на свободном месте непосредственно на карте.

Морским картам присваивают пятизначные адмиралтейские номера. Каждая из цифр номера карты условно обозначает название океана или его части, тип карты в зависимости от ее масштаба, район океана или моря и порядковый номер карты в данном районе. Особые буквенные или цифровые обозначения вводят для справочных карт и карт специального назначения.

Картографическая сетка морской карты заполняется в соответствии со своим назначением географическими и навигационными элементами содержания, надписями и элементами дополнительной характеристики.

К географическим элементам содержания карты относятся изображения берегов океанов, морей, заливов, рельефа морского дна и суши, государственных границ, населенных пунктов.

К навигационным элементам отнесены порты, средства навигационного оборудования, фарватеры, морские каналы, навигационные опасности, навигационные ориентиры, данные магнитного склонения и другие элементы карты, имеющие навигационный характер. Надписи - это заголовок карты, географические названия, различные пояснения и предупреждения, а также данные об издании и корректуре карты.

К элементам дополнительной характеристики относятся врезки, т. е. небольшие крупномасштабные планы или карты важных в навигационном отношении участков побережья, помещенные на свободных местах листа, таблицы со сведениями о приливах и течениях, рисунки маяков, знаков и т. д.

Элементы содержания карт передаются условными знаками, символами изображения или схематическими рисунками объектов. Различного рода надписи на картах, относящиеся к цвету и характеру огней, наименованию грунтов и т. д., дают в виде сокращений. Местоположение объектов, не выражаемых в масштабе карты, показывается условными обозначениями.
Действительное место объекта при этом принимается в геометрическом центре знака, если он имеет правильную геометрическую форму, или в середине основания, если объект изображается несимметричным рисунком или знаком с широким основанием.

Глубины приводятся к нулю глубин и даются в метрах и дециметрах, причем глубины от 0 до 5 м округляют с точностью до 0,1 м; от 5 до 20 м - до 0,2 м; 20 и более - до 1 м.
Кроме нанесения отметок глубин, на картах проводят линии равных глубин - изобаты. Изобата 10 м считается предостерегательной для малых судов, а 20 м - для крупнотоннажных.

Береговую линию в морях с приливами наносят на карту двумя линиями. Одна из них (основная) соответствует следу полной воды в сизигию, а другая - наинизшему уровню моря. Заключенная между этими линиями зона называется осушкой. В морях, где приливы не превышают 0,5 м, за береговую линию принимают урез воды при среднем уровне моря.

Высоты маяков и знаков в моря х, не имеющих приливов, даются над средним уровнем моря, а в морях со значительным приливом - над уровнем средней полной сизигийной воды.

Средства навигационного оборудования (СНО) - маяки, светящие и несветящие знаки, знаки створов, радиомаяки, плавучие маяки, буи, вехи - показывают на картах внемасштабными условными знаками.
Рядом с изображением светящих СНО с помощью сокращений надписывают их характер, количество проблесков или затмений, период дальность видимости огня, сведения о радиотехнических станциях, туманных сигналах, секторах освещения.
Направления и сектора маяков дают истинные, считая с берега от 0 до 360° по часовой стрелке.
Рядом с изображением несветящих знаков в виде дроби показывают их высоту от уровня моря (числитель) и от основания знака (знаменатель).
Рядом с изображением буев указывают их окраску, звуковые сигналы, порядковые номера, данные о радиолокационном отражателе, а у светящих буев - также и характер огня. Через центры изображений створных знаков проводят створные линии, ходовую часть которых изображают сплошной линией, неходовую - пунктиром.

Так как степень подробности изображения местности зависит oт масштаба карты, то из всех карт, имеющихся на данный район, всегда следует пользоваться картой самого крупного масштаба.

Чтение карты начинают с ее заголовка, в котором указывают название изображаемого района моря, масштаб карты, сведения о нуле глубин, принятые единицы для указания глубин и высот предметов, данные о магнитном склонении.
Затем должны быть прочитаны напечатанные на карте предупреждения и примечания, установлены даты издания, а также большой и малой корректур. Для получения возможно полного представления об изображенной на карте местности изучают все показанные на ней географические и навигационные элементы изображения.

При плавании в сложных в навигационном отношении районах рекомендуется сделать подъем карты , т. е. увеличить ее наглядность выделением наиболее важных элементов карты. Для этого, в частности, карандашом наносят дуги, соответствующие дальности видимости маяков, заштриховывают опасные сектора огней, проводят линии опасных пеленгов.

Перед пользованием картой нужно оценить ее с точки зрения достоверности и полноты нанесенного на нее изображения. Чем позднее составлена карта, тем больше ей можно доверять. Об уровне современности карты судят также по датам ее нового издания, большой и малой корректур.

Для оценки достоверности изображения рельефа дна устанавливают степень подробности промера. Хорошо обследованным районам моря соответствует на карте большая частота и равномерность нанесения глубин. Редко и неравномерно показанные глубины, белые пятна между ними являются признаком недостаточной изученности района.

Морская навигационная карта (МНК) - карта , которая используются для обеспечения судовождения и безопасности плавания. Карты данного вида обычно представлены в равноугольной нормальной цилиндрической проекции Меркатора , которая позволяет прокладывать курс судна прямой линией. Морские навигационные карты отражают: береговую линию и характер берегов, рельеф дна , глубины и характеристики донного грунта, опасные для судовождения объекты и препятствия (скалы, камни, затонувшие суда), естественные и искусственные навигационные объекты, фарватеры, места для якорных стоянок, знаки разделения движения судов, информацию о приливах, а также данные об участках суши, попавших в поле карты (реки, рельеф, дорожная сеть, населённые пункты и другое).

Энциклопедичный YouTube

Элементы морской навигационной карты

Элементы математической основы карты

  • геодезическая и высотная основы;
  • внутренние рамки и их разбивка;
  • картографическая сетка;

Элементы содержания

Специальные морские

  • рельеф морского дна;
  • навигационные опасности;
  • грунты морского дна;
  • средства навигационного оборудования (СНО);
  • навигационные ориентиры;
  • фарватеры;
  • морские каналы и рекомендованные пути;
  • системы разделения движения судов;
  • различные районы на морской части карты;
  • гидрологические элементы;
  • мерные линии;
  • подводные кабели;
  • элементы специальной нагрузки.

Общегеографические элементы

  • береговая линия с обозначением характера берега;
  • гидротехнические сооружения;
  • гидрографическая сеть и рельеф суши;
  • населенные пункты;
  • дорожная сеть;
  • почвенно-растительный покров;
  • государственные границы;
  • элементы земного магнетизма.

Надписи и элементы оформления

  • заголовок карты;
  • графики и шкалы масштабов;
  • схемы;
  • виды берегов, ориентиров и СНО;
  • предупреждения и примечания;
  • надписи;
  • элементы зарамочного оформления.

Классификация и назначение морских навигационных карт

По масштабу и назначению морские навигационные карты делятся на:

  • генеральные (масштаб 1:5 000 000 - 1:1 000 000);
  • путевые (масштаб 1: 1 000 000 - 1: 100 000);
  • частные (масштаб 1: 100 000 - 1:25 000);
  • морские планы (масштаб 1:25 000 - 1: 500);

Генеральные карты

Генеральные карты предназначены для общего изучения условий плавания и общих навигационных расчетов, предварительной прокладки перехода при плавании в открытом море в большом удалении от берегов.

Путевые карты

Путевые карты предназначены для обеспечения плавания между портами в значительном удалении от берега и вне его видимости.

Частные карты

Частные карты предназначены для обеспечения плавания в непосредственной близости от берега или в стесненных условиях (в узкостях, шхерах и т. д.)

Морские планы

Морские планы предназначены для руководства при входе в порты, бухты, на рейды, якорные места и т. д.

Коллекции морских навигационных карт

Карты коллекции Главного управления навигации и океанографии Министерства обороны Российской Федерации (ГУНиО МО РФ)

В СССР, а теперь в России, морские навигационные карты издаются ГУНиО МО РФ (ныне УНиО МО РФ) на листах размером 75×100, 50×75, 38×50 см. в масштабе от 1:500 до 1:10000000. Нумерация навигационных карт производится по схеме ABCDD, где A - морской район, B - масштаб, C - море или часть морского района, DD - номер карты в районе (увеличение нумерации по часовой стрелке начиная с севера). Карты, совместимые с международными, имеют второй номер, начинающийся с Int , и выпускаются на двух языках, русском и английском. В основном использовались системы координат «Пулково 1942» и «Потсдам 1950», в настоящее время чаще используется система «WGS-84 ». Также выпускаются специальные навигационные карты (радионавигационные, навигационно-промысловые и т. п.), вспомогательные и справочные карты (сетки без элементов специальной морской обстановки (для плавания вдали от берегов)), карты районов боевой подготовки кораблей ВМФ , атласы течений и т. п. Для корректуры карт еженедельно выпускаются «Извещения мореплавателям».

Карты Британской коллекции

Коллекция Британского Адмиралтейства не подвержена экономическим или политическим рискам. Карты удобны в использовании и корректуре (выпускаются кальки). Карты имеют префикс BA и номер от 1 до 4999, например BA2246 или BA34. Также может существовать префикс AUS, если карта является перепечаткой австралийской карты, или NZ - новозеландской карты.