Какие методы борьбы с коррупцией в грузии приемлемы для казахстана. Дмитрий Авалиани: Опыт борьбы с коррупцией в Грузии вновь актуален

Какие методы борьбы с коррупцией в грузии приемлемы для казахстана. Дмитрий Авалиани: Опыт борьбы с коррупцией в Грузии вновь актуален

Вопрос опыта борьбы с коррупцией в Грузии в последнее время стал особенно актуальным – как с точки зрения внутриполитической борьбы, так и ситуации в Украине, где на «грузинскую команду» реформаторов возлагают определенные надежды.

Обсуждать борьбу с коррупцией в той или иной стране, ее результаты, успехи или поражения невозможно без соответствующего инструмента, которым можно было бы измерить уровень коррупции и его изменения. К сожалению, стопроцентно надежного и достоверного инструмента на данный момент не существует.

Однако наиболее достоверным и всеобъемлющим на сегодняшний день считается индекс восприятия коррупции (CPI), каждый год публикуемый международной организацией Transparency International. Согласно рейтингу на 2015 год, Грузия с 52 баллами находится на 48-м месте среди исследуемых 168 стран. В этом случае, чем менее коррумпирована страна, тем выше ее место. На первых местах оказались Дания, Новая Зеландия и Финляндия.

Что означает показатель Грузии и много это или мало? Для того чтобы это понять, мы можем посмотреть на рейтинги соседних постсоветских стран и сравнить их показатели. Россия в этой рейтинге находится на 119-м месте, наравне с Азербайджаном, Украина на 130-м, Армения – на 95-м. В общем, согласно индексу, Грузия является наименее коррумпированной страной постсоветского пространства, исключая страны Балтии.

Хотя грузинские чиновники одно время оспаривали и эти показатели – указывая на неточную методологию и субъективные оценки, они утверждали, что место Грузии в этом рейтинге на самом деле намного выше.

Для сравнения нужно отметить, что до начала реформ в Грузии, в 2003-м году, страна находилась в самом хвосте рейтинга, на 127 месте. И если судить по индексу, Грузия сделала качественный скачок – до 51-го места в 2012 году, благодаря реформам, проведенным прошлой властью.

Уже при правительстве «Грузинский мечты», в 2013 году рейтинг Грузии временно упал и она оказалась на 55 месте. Тогда местные НПО связывали это с ростом непотизма и кумовства.

Еще одним инструментом измерения коррупции служит периодически проводимое той же самой организацией исследование Глобальный барометр коррупции, которое проводится путем непосредственного опроса граждан разных стран.

Самое последнее исследование, доступное на сайте TI, это барометр 2013 года. Согласно опросу, 4 процента в Грузии утверждали, что давали взятку за последний год. В исследовании нет данных за тот же год по Азербайджану и России, в то же время в Украине 37 процентов утверждали, что давали взятки, в Армении 18, а в Турции 21 процент.

Глобальный барометр коррупции организации Transparency International поставил Грузию в 2010 году на первое место в мире по показателю относительного сокращения уровня коррупции и на второе по восприятию населением эффективности правительства в борьбе с коррупцией. В 2010 году всего лишь 2 процента населения ответили положительно на вопрос о даче взятки за последние 12 месяцев. То есть, по сравнению с 2010 годом коррупция все же возросла.

Как отразилась на стране борьба с коррупцией и реформы, о которых мы расскажем ниже? Цифры говорят сами за себя – согласно данным Всемирного банка, ВВП Грузии на душу населения в 2003 году составлял 922 долл. США. В 2013 году он равнялся 3600 долларам. Очень скромная цифра конечно, но налицо рост более чем в три раза для страны, не имеющей энергоносителей и в очень нестабильном положении, и пережившей, в том числе, войну. По данным того же источника, ВВП на душу по паритету покупательской способности составлял 3460 в 2003-м и более 9 тысяч долл. в 2014 году.

Согласно данным Всемирного банка, в 2003 году налоговые поступления официально составляли всего лишь 14 процентов ВВП, а на самом деле (после различного рода взаимозачетов) и того меньше — около 12 процентов ВВП. Бюджет предусматривал поступления из всех источников в размере 1 миллиарда лари, при этом в бюджет поступило лишь 400 миллионов лари. На 2016 год бюджет Грузи составляет 8,5 миллиардов лари.

Как это было достигнуто? Буквально с самых первых дней после революции Роз начались аресты лиц, подозреваемых в коррупции. Были арестованы в том числе бывший глава налоговой службы, действующий министр транспорта, бывший министр энергетики, действующий гендиректор железной дороги и т. д. Законодательно был введен институт процессуального соглашения, оспариваемый правозащитниками до сих пор. Однако он давал возможность обвиненным в коррупции компенсировать ущерб государству и избежать тюремного срока. Большинство обвиняемых так и поступили.

Кроме того, учитывая крайне низкий уровень зарплат в Грузии, был создан внебюджетный фонд, частично финансируемый за счет Института открытого общества, Программы развития ООН, а также добровольных взносов компаний и бизнесменов, что позволило доплачивать надбавки ключевым сотрудникам государственных органов. Вначале реформаторы считали, что такое финансирование потребуется на протяжении двух лет, пока не улучшится ситуация со сбором налогов. Однако уровень государственных доходов рос намного быстрее, чем предполагалось, и это позволило правительству уже через полгода отказаться от этого фонда.

Следует отметить, что в Грузии, в отличие, к примеру, от нынешней Украины, не было создано специального независимого органа по борьбе с коррупцией и отдельного органа для разработки антикоррупционной политики. Созданный в 2008 году Антикоррупционный совет для координации и мониторинга антикоррупционной деятельности — всего лишь совещательный орган без бюджета и полномочий. То есть, борьба с коррупцией осуществлялась в рамках уже существующего законодательства и существующих органов.

Одной из первых наиболее эффективных реформ в Грузии стала реформа полиции. В 2004 году за одни сутки было уволено 16 тысяч дорожных инспекторов, которых за несколько месяцев заменили 2,3 тысячами новых дорожных патрульных. Согласно исследованию «Борьба с коррупцией в сфере государственных услуг — Хроника реформ в Грузии», опубликованному Всемирным банком в 2012 году, личный состав всех правоохранительных органов Грузии сократился с 63 тысяч в 2003 году до 27 тысяч в 2011. До реформы на 21 гражданина Грузии приходился один полицейский; в 2012 году это соотношение понизилось до уровня одного полицейского на 89 граждан.

При этом в течение нескольких лет резко сократилась преступность. Согласно исследованию, проведенному Международным бюро по изучению общественного мнения Грузии в 2011 году, уровень преступности в стране резко снизился и достиг самого низкого показателя в Европе.

Резкому снижению преступности способствовало также то, что в конце 2005 года вступил в силу закон о борьбе с организованной преступностью и рэкетом, который в первую очередь был направлен против воров в законе. Согласно закону, статус вора в законе сам по себе наказывался тюремным сроком.

Была быстро и эффективно реформирована сфера энергетики. В 2003 году население получало электроэнергию не больше семи-восьми часов в сутки. Сегодня все проблемы с эелектроснабжением ушли в прошлое, и страна даже экспортирует электроэнергию. Официальный уровень сбора платежей за электроэнергию, который в 2003 году составлял всего лишь 30 процентов, ныне достиг 100 процентов.

В Грузии также была проведена масштабная дерегуляция бизнеса. В 2005 году министр экономики Каха Бендукидзе приступил к широкомасштабной реформе по радикальному сокращению количества лицензий и разрешений, а также упрощению процедур, чтобы сделать Грузию привлекательной для внутреннего и иностранного инвестора. В 2003 году требовалось получение 909 различных разрешений и лицензий, многие из которых можно было попросту купить. К 2011 году количество требуемых разрешений и лицензий снизилось до 137. За период с 2003 по 2011 год количество дней, не обходимых для получения разрешения на строительство было сокращено со 195 до 98, а количество процедур снизилось с 25 до 9. Реформаторы закрыли целые государственные агентства, которые не приносили никакой пользы, а только брали взятки с населения.

Параллельно с дерегулированием бизнеса правительство освобождало его от лишней налоговой нагрузки. Было резко сокращено количество налогов (с 22-х до 5-ти), и снижены ставки оставшихся, в налоговой службе и таможне были произведены кадровые и структурные изменения. В 2003 году налоговая база Грузии состояла всего лишь из 80 тысяч налогоплательщиков, а сбор налогов составлял лишь 12 процентов ВВП. К 2010 году база подоходного налога выросла до 252 тысяч налогоплательщиков, а сбор налогов составил уже 25 процентов ВВП.

В рейтинге 2012 года по показателям условий для ведения бизнеса Грузия поднялась на 16-е место, попав в одну группу вместе со многими развитыми странами. Успехи страны привели к тому, что журнал «Экономист» назвал происходящее «революцией менталитета», развеяв миф о том, что коррупция в Грузии являлась составной частью культуры («Экономист», 2010 год).

Введение единого вступительного экзамена, внедрение системы прозрачного конкурсного отбора позволили устранить коррупцию при поступлении в вузы и улучшили доступ для многих перспективных студентов, особенно из бедных сельских семей.

В Грузии также была создана сеть домов юстиции – госучреждений, где граждане могут получить все документы, паспорт, удостоверение личности и т.д., а также зарегистрировать бизнес, сделку с недвижимостью и т.д. Фактически, все государственные услуги были размещены под одной крышей.

В период реформ в Грузии также была введена полная прозрачность имущественных деклараций чиновников, которые через интернет доступны фактически каждому. Также доступной стала информация о госзакупках и тендерах, чем часто пользуются журналисты и НПО.

После смены власти в 2012 году новые власти оставили в силе законодательство, принятое с целью борьбы с коррупцией предыдущим правительством. Также был расширен перечень чиновников, которые обязаны публиковать свои имущественные декларации. Также на странице электронной системы госзакупок начала публиковаться информация о прямых и мелких закупках.

В 2013 году в рамках реформы МВД было создано антикоррупционное агентство в составе Службы национальной безопасности. Сотрудники агентства уличили нескольких чиновников, в основном из местного самоуправления, в получении взяток и других злоупотреблениях.

Однако, в июне 2015 года TI-Грузия выступила с заявлением, что антикорупционное агентство не расследует явные случаи нарушений, которые были обнаружены представителями НПО при изучении деклараций.

Представители новой власти регулярно обвиняли бывших членов правительства Саакашвили и самого бывшего президента в коррупции. Бывший премьер-министр Вано Мерабишвили, а также бывший мэр Тбилиси Гиги Угулава были осуждены за превышение служебных полномочий, выражавшееся в том, что они брали на работу за государственный счет партийных активистов, которые выполняли партийную работу. Однако оппозиция считает эти обвинения политически мотивированными, а Мерабишвили и Угулава – политзаключенными.

По делу против бывшего министра обороны Кезерашвили, обвинявшегося в получении взятки, судом был вынесен оправдательный приговор.

В августе 2014 года было возбуждено дело против Михаила Саакашвили за растрату бюджетных средств на сумму 8 миллионов лари. В деле фигурировали закупки пиджаков и пальто, ужин в суши-баре, услуги массажистки за госсчет и т.д. Следствие по этому делу продолжается, Саакашвили объявлен в Грузии в розыск.

В октябре 2014 года были задержаны 5 высокопоставленных сотрудников министерства обороны, по обвинению в растрате 4 миллионов лари. Дело касалось контракта на оборудование интернет-коммуникаций для министерства. Министр обороны Ираклий Аласания тогда заявил, что задержанные невиновны и подал в отставку. Подозреваемые были освобождены под залог после 9-месячного предварительного заключения, однако в середине мая Тбилисский городской суд приговорил обвиняемых к 7 годам тюрьмы.

В качестве заключения можно отметить, что антикоррупционная политика и реформы, проведенные в Грузи начиная с 2003 года, определенно дали свои плоды и новое правительство смогло достигнутое более или менее сохранить, хотя существуют определенные опасения — настолько устойчивой в условиях новой власти окажется система, созданная в предыдущие годы.

Дмитрий Авалиани

Проблема тотальной коррупции продолжает оставаться актуальной для Украины и России. Системные изменения в стране отсутствуют, и шансы на их проведение катастрофически мизерные учитывая качественное состояние нашей властной элиты.

Ситуация выглядела бы совсем безнадежной, если бы не ряд примеров современности, которые показательно доводят: даже очень больное коррупцией общество можно вылечить только за несколько лет. Яркое доказательство – успешное преодоление этого позорного явления в Грузии.

Представители нашего политического бомонда любят прибегать к философско-социологическим рассуждениям о чрезвычайной сложности борьбы с этой социальной болезнью. Государственные власть предержащие, и в прошлом, и теперь, утверждают о специфических условиях Украиныт России, особенности ментальности общества и выдумывают еще сотню причин, не называя основной. Главная причина коррупции – они сами.

На время провозглашения Саакашвили президентом Грузии в январе 2004 года состояние дел в этой кавказской стране было катастрофическим. Коррупционная гидра тесно переплеталась с господством «воров в законе» и развалом экономики страны. Страна находилась на грани развала. Государственные службы на всех уровнях занимались покупкой-продажей своих услуг и массовым сбором взяток. Преступный мир тесно сотрудничал с властью и милицией и ни в коей мере не боялся наказаний правоохранительных органов. А люди за решением проблем обращались не к судам, а к авторитетам криминального мира. Опрос тех времен показал, что 75% учеников мечтали в будущем стать «ворами в законе» или выйти замуж при криминальном авторитете.

Общественное сознание страны находилось в, казалось бы, неизлечимом состоянии. Граждане полностью смирились с таким состоянием дел и потеряли веру в государственные институты. Наследство, которое получило 2004 года Михаил Саакашвили в Грузии, было несравненно тяжелее, чем Виктор Ющенко в 2005 г. Однако результаты правления двух президентов и кумовьев оказалось совсем противоположным.

Грузия славилась своими традициями взяточничества еще с советских времен. Именно это заставило молодого Саакашвили, который уже тогда отмечался большой антипатией к коррупционным деяниям, получать высшее образование в Киевском университете им. Шевченко на Институте международных отношений, куда в то время можно было попасть без денежной протекции. Еще несколько лет будущий президент провел в Западной Европе и США, совершенствуя и углубляя свои знания, а затем вернулся на родину.

В начале 2000-х годов в Грузии сформировалась молодая элита, не связанная с номенклатурным советским прошлым, которая и пришла к власти в результате революции роз.

Придя к власти, Саакашвили тзначально не считал целесообразным идти на любые компромиссы с преступниками и своей совестью и расточать время на морально философские проповеди. Уже теперь, анализируя причины успеха реформ в Грузии и их провал в Украине, он скажет такое: «Необходимым условием успешных реформ является охватывание ими всех без исключения сфер то изменение ментальности общества. Одиночные реформы будут безрезультатными и со временем нивелируются не уничтоженной системой. Кроме того, реформы должны проводиться быстро и радикально и не растягиваться во времени».

Грузинские лекарства от коррупции

Лечить грузинское общество от коррупции Саакашвили начал с правоохранительных органов. Такой шаг был абсолютно правильным. Ведь любая борьба с коррупционерами будет безрезультатной, когда вирусом взяточничества поражены те элементы системы, которые и должны вести с ним борьбу.

В этом аспекте коррупция как социальное явление чем-то напоминает СПИД. Проникнув в правоохранительную систему, она подчиняет ее собственному влиянию и оставляет общество без защиты. Когда милиция, прокуратура, суды должным образом не выполняют свои функции, значит они инфицированы и работают против государства и принципов справедливости и права.

Методы лечения Саакашвили были радикальными и чрезвычайно эффективными. Сразу же после прихода к власти было освобождено руководство всех силовых структур, невзирая на их лояльность к революции роз. С первых дней президентства Саакашвили взялся за ГАИ, которую считал феодальным сбирателем денег на дорогах. Президент Грузии официально объявил ультиматум гаишникам: или они прекращают брать взятки, или будут освобождены все без исключения. Поскольку выполнить пожелание Саакашвили было нереально, через две недели страна очутилась без автоинспекции.

За новым законом «О патрульной полиции», образовывалась патрульная полиция, которая выполняла функции борьбы с правонарушителями и надзора за дорожным движением. Параллельно с ней был создан отдел криминальной полиции. Кроме того, было освобождено почти 90% всех сотрудников прежней милиции (около 75 тыс.), а количество вновь созданной полиции сокращено до 30 тысяч.

На место милиционеров, пораженных болезнью коррупции, Саакашвили набрал людей, необходимым условием трудоустройства которых было отсутствие опыта работы в правоохранительных органах. Грузинские реформаторы пошли логическим путем. Они замечательно понимали простую истину: человек с ментальностью взяточника не сможет стать честным полицейским или госчиновником, даже если будет получать высокую зарплату. А времени на перевоспитание десятков тысяч лиц просто не было.

Новым полицейским, которые были набраны и научены всего за несколько месяцев, повысили зарплату в 10 – 20 раз (в настоящий момент грузинский полицейский получает в среднем 700 долларов плюс медицинская страховка, премии и ряд других льгот). Однако сурово предупредили: за нарушение закона и коррупционные деяния помилования не будет.

Ради выявления в полиции и в других сферах потенциальных коррупционеров и слабых ланок была образована Генеральная инспекция, которая занимается выловом «изменников» из системы. Еще в начале работы новой полиции таким способом обезвредили несколько сотен сотрудников, которые не смогли отказаться от искушения совершить неправомерные действия. Видеосюжеты с полицейскими, которые попали на крючок псевдовзяткодателя, широко демонстрировали в эфире национальных телеканалов. Доносы на коллег, которые пытались совершить противоправные действия, стали обычным явлением.

Дело в том, что грузинский полицейский патруль состоит из двух сотрудников, которые исполняют служебные обязанности, находясь в специальном автомобиле, оснащенном среди другой техники видеокамерами наблюдения с передачей видеоизображения и звука в центральный сервисный центр. За пределами видимости видеокамеры полицейские не имеют право выписывать штрафы или осуществлять другие действия. Состав патрулю непостоянен, что мешает формированию стойких пар. Потенциально каждый из временных напарников может оказаться сотрудником спецслужбы.

Грузинские полицейские обязаны доносить на своего напарника, если тот поступил или провоцирует на совершение правонарушение. В противоположном случае, тому, кто пытался скрыть этот факт, угрожает немедленное освобождение и привлечение к криминальной ответственности.

Агенты Генеральной инспекции также активно работают в других сферах. Они настойчиво трудятся с целью выдумать наиболее производительные приемы выявления в обществе граждан, которые склонны к коррупционным деяниям. Например, отец ребенка, который просит преподавателя университета посодействовать ей при вступлении, запросто может оказаться сотрудником спецслужбы. Это же касается и проверки чиновников.

В Грузии широко известен случай, когда один полковник-агент спецслужб ездил страной, в нарушение правила дорожного движения и пытался решить проблемы с патрульными с помощью взятки. Однако новые полицейские оказались стойкими к такому искушению и были потом награждены тем же полковником за стойкость своего духа.

Один из агентов Генеральной инспекции в ответ на упреки о том, что он подставляет своих коллег, провоцирует их на правонарушение, а затем еще и сажает за решетку, с гордостью ответил: «Я очищаю нашу систему от изменников». Вследствие этого факты, когда руководство или товарищи по работе скрывают преступные действия своего коллеги, почти исчезли.

Символом новой полиции стали участки из стекла как свидетельства открытости стражей порядка. Теперь каждый человек на улице может увидеть, чем занимаются полицейские на работе. В таких участках нет закрытых помещений, где есть возможность выбивать свидетельство из задержанного.

За современной концепцией, полиция в Грузии воспринимается как сервисная служба, призванная предоставлять услуги населению. У нее отсутствует понятие плана, потому сотрудники совсем не гонятся за вымышленными преступниками. По такому же принципу действует, например, система получения водительских прав, которая занимает всего несколько минут. Возможность дать взятки здесь также возведена к минимуму. Водитель, который хочет иметь престижные номера, может их просто купить в магазине по цене в несколько десятков тысяч долларов. Под страхом освобождения запрещено первоочередное обслуживание чиновников, независимо от их ранга.

Ликвидация коррупции в Грузии была бы невозможна без действенной борьбы с институтом «воров в законе». К приходу Саакашвили криминальный мир безнаказанно господствовал в стране и был тесно связан с властью. Раньше прогнила и коррумпированная милиция сама сотрудничала с криминальными авторитетами. Однако с появлением полиции нового образца ситуация кардинально изменилась.

Для молодой полиции Саакашвили и его не менее молодой команды не существовало авторитетов. Быстро было арестовано несколько криминальных авторитетов и конфисковано их имущество. Парламент страны принял беспрецедентный акт, который позволял осуждать на 5-10 лет заключение лиц, которые признавали свою причастность к преступному миру как «вора в законе». Это заставило прежних реальных руководителей страны убегать за границу. Те, же которые были арестованы, отбывают наказания в специальной тюрьме под зданием МВД в полной изоляции без права на мобильную связь. Попытка же восстания «воров в законе» в марте 2006 года была жестко придушена.

Результаты мероприятий

Об эффективности реформирования грузинской полиции свидетельствуют цифры. Количество тяжелых преступлений сократились на 35%, вооруженных ограблений – на 80%, убийств – на 50%. За полгода в Грузии был похищен лишь один автомобиль. Свыше 80% граждан доверяют своей полиции, которая почти равняется уровню доверия к церкви. Лишь 2% грузин отметили, что последнего года они или их родственники имели дело с проявлениями коррупции.

Успех борьбы с коррупцией был бы неполным без нанесения удара по коррумпированным чиновникам старого режима. Параллельно с налаживанием работы органов, призванных обеспечивать верховенство права, за личным настоянием Саакашвили, был принят жесткий, но чрезвычайно действенный закон о борьбе с коррупцией.

В частности, по новому грузинскому законодательству, взяткодатель, который сообщит о взяткополучателе в правоохранительные органы, освобождается от криминальной ответственности. Любое лицо, против которого нарушено уголовное дело за должностное преступление, может быть освобождено от ответственности, если сообщит следствию достоверную информацию о более тяжелом преступлении, осуществленном ее руководством.

Окончательно сломать позвоночник коррупционным монстрам прошлого помогли поправки в криминально-процессуальный кодекс. За одной из них, должностное лицо, которое скрывается от следствия, может быть осуждено заочно с полной конфискацией имущества. Также в случае возбуждения уголовного дела против должностного лица прокурор может выдвинуть иск о конфискации незаконно нажитого имущества, и оно может быть конфисковано в интересах государства, если чиновник не сможет доказать, что имущество было добыто на законных основаниях.

В результате действия таких законов было очищено от коррупционеров чиновнический аппарат, который, к тому же, значительно сократился численно, но стал работать эффективнее.

Саакашвили, в отличие от Ющенко, в свое время не простил разворовывание государственного имущества и других преступлений прошлого и не побоялся задержать около 450 высокопоставленных должностных лиц, из которых было 6 екс-мінстрів , свыше 40 судей. Количество заключенных в стране существенно выросли за счет прежних взяточников и ненаказанных преступников. Но даже в пенитенциарной системе Грузии заметные веяния новых суток в виде «тюрем европейского типа».

По словам Саакашвили, не существует никаких особенных стран, особенных условий или особенного общества для осуществления демократических преобразований, развития государства и преодоления коррупции. Для достижения успеха нужна лишь политическая воля руководства и искреннее желание изменить страну.

Петр Герасименко для ZA XID.NET

О методах борьбы с коррупцией в Грузии, которые могли бы быть применимы и в Казахстане, рассказал в интервью корреспонденту заместитель председателя Общенационального движения против коррупции "Жанару", председатель совета директоров АО "Национальный центр "Өрлеу" Мурат Абенов.

Абенов после участия в международной конференции "Борьба с коррупцией и профессиональная честность: опыт Грузии" поделился мнением о том, как и в каких ситуациях грузинский опыт может быть использован в Казахстане.

По мнению зампредседателя общенационального движения против коррупции, основное отличие грузинского подхода по борьбе с коррупцией от казахстанского в том, что наряду с репрессивными методами там системно занимаются превентивно-профилактическими мерами. Он пояснил, что в Грузии борьба с коррупцией не оценивается по количеству задержанных взяточников, а больше ориентируется на предотвращении подобных случаев.

"Там нет отдельного Антикоррупционного органа, который вынужден был бы ежегодно выполнять план "посадок". Ведь нацеленность на количество выявленных преступников заставляет правоохранительные органы, зная о готовящемся преступлении, наблюдать со стороны и задерживать только тогда, когда коррупция уже совершена. А ведь это большой вред государству: экономический - раз коррупционное деяние произошло, государственные деньги тратятся не эффективно, позволили отдать тендер недобросовестному поставщику, только для того, чтобы поймать чиновника с поличным; общественный - не уберегли госслужащего от коррупции, делали вид, что не замечают и ждали, пока он оступится. В угоду хорошим отчетам по борьбе с коррупцией теряем экономический и человеческий потенциал", - отметил Абенов.

Он подчеркнул, что декларация о доходах в этой стране доступна всем. "Например, декларации о доходах. И у нас чиновники их сдают. Но в Грузии они доступны для всех, и общественные организации бдят за тем, кто что имеет. Записал дом на дядю, а машину на бабушку, налоговая это не всегда сможет проверить, а от соседей не укроешься. Речь не идет о платной услуге "тайных информаторов" для правоохранительных органов, которую у нас ввели, где о позитивных результатах, кстати, пока нет информации. Здесь же совершенно другой подход: разоблачать коррупционеров - это служебный и гражданский долг. Разница большая, не за деньги, а из любви к родине", - рассказал Абенов.

Он добавил, что сообщить о совершении преступления в Грузии - это почетно: ты защищаешь общественные интересы. И тех, кто сообщил, государство защитит. Сейчас в Грузии вводится так называемая "красная кнопка". То есть в Интернете есть специальная форма, и любой гражданин может анонимно сообщить о факте коррупции или о слабых местах, создающих условия для мздоимства.

Он также обратил внимание на то, что система государственных закупок в этой стране работает открыто. "Здесь я впервые услышал термин "бизнес-разведка". Это касается госзакупок, где у них настолько все прозрачно, что каждый гражданин может проследить на сайте все этапы конкурса от планирования до подписания акта приема товаров и услуг. Без хитроумных, как у нас, электронных ключей", - заметил зампред общественного объединения.

Он отметил, что в Грузии этические нормы - это не вопросы теста при приеме на работу, а высокие моральные стандарты. "Этому учат всех студентов, а не только кандидатов на госслужбу, как у нас", - пояснил Абенов. Он также отметил, что немаловажным фактором в решении системной проблемы с коррупцией являются качественные кадры.

По мнению бывшего вице-министра образования, хорошая практика Грузии в том, что те, кто пишет законы и правила, сами проводят тренинги, как эти нормы понимать и использовать. "Ведь зачастую нормотворчество так запутано, что невозможно не ошибиться, и некоторые это делают намеренно, чтобы потом проверить и найти нарушение. А раз им надо идти к людям и объяснять, как должен работать закон, и где надо не ошибиться, они стараются писать их качественно", - продолжил Абенов.

Кроме того, он добавил, что еще одной причиной такой прозрачной деятельности в нормотворчестве в их стране является то, что у министерств нет привычных для нас функций контроля. "Ведь это и есть один из источников коррупции: сами придумают правила, сами потом выявляют и наказывают", - заметил зампред "Жанару".

Мурат Абенов особо остановился на роли общества, подчеркнув, что в Грузии население не только верит, но и гордится тем, что они сумели взять верх над коррупцией. Сами готовы участвовать, чувствуют свою личную ответственность. "Думаю, это и для нас урок. Не надо ждать, что привезем со стороны хороший метод или пригласим авторитетного специалиста, и это поможет. Пока общество само не включится в эту борьбу - бесполезно", - полагает Абенов.

В заключение представитель движения против коррупции отметил, что зарубежные коллеги- участники конференции заинтересовались механизмом формирования корпуса "А" для высокопоставленных должностей в Казахстане. "Они удивлялись тому, что никто не может занять пост без участия в конкурсе на ключевые должности", - рассказал зампред "Жанару". Вместе с тем он подчеркнул, что обмен опытом был полезен, но переносить его на Казахстан без адаптации нельзя.

Отметим, международная конференция проходила в грузинском городе Батуми. Инициатором выступил Региональный хаб государственной службы при ООН. В мероприятии приняли участие представители Казахстана, Грузии, Армении Кыргызстана, Молдовы, Украины, Таджикистана, Армении и Азербайджана.

Среди государств, которые больше всего пострадали от коррупции и длительное время имели негативный имидж, была и Грузия. Так, по данным международной организации Transparency International, эта страна в 2000-2006 годах имела такой рейтинг: 2000-й - 2,3 (84 место), 2001-й - не оценивалась, 2002-й - 2,4 (85 место) , 2003-й - 1,8 (124 место), 2004-й - 2,0 (136 мисице), 2005-й - 2,8 (126 место), 2006-й - 2,8 (101 место). Однако начиная с 2007 года ситуация начала стремительно меняться. И уже в том году Грузия с 3,4 балла заняла 79 место, в 2008-м - с 3,9 балла - 67 место, в 2009-м - с 4,1 балла - 66 место, а в 2010-м - с 3 8 балла - 68 место.

В 2014 году показатели индекса восприятия коррупции в Грузии выросли до 5,2. По этим показателям Грузия занимает 50 место из 175 стран и является лидером в Восточной Европе и Центральной Азии.

Изучение состояния коррупции в Грузии позволяет сделать вывод о трех этапах изменения коррупционной ситуации: первый - 2000- 2004 pp .; второй - 2005-2010 pp .; третий - 2010 - до сегодня.

Так, в течение 2000-2004 pp. коррупционная ситуация в Грузии характеризовалась проникновением этого явления в политике, экономике и управлению. это | проявлялось во всем - коррупция и коррупционные отношения были основой бытия грузинского общества. Также имели место экономический кризис, чрезмерное государственное вмешательство в экономику, монополизация самых секторов экономики, контроль над ресурсной базой.

Оценивая состояние реализации антикоррупционных инициатив в Грузии в 2004 году, в отчете Организации экономического сотрудничества и развития отмечено, что для этой страны основными проблемами в сфере борьбы с коррупцией является применение и соблюдение действующего антикоррупционного законодательства и недостаточный общий потенциал правоохранительных органов. В 2010 году эта организация отмечала, что политическая воля к борьбе с коррупцией в Грузии нашла свое подтверждение в реализации эффективных мер, которые существенно снизили уровень коррупции в государстве, особенно - административной коррупции, которая ежедневно влияет на граждан.

Второй период начался после Революции роз и может быть охарактеризован как этап формирования основных направлений антикоррупционной политики и стратегии, а также осуществление первоочередных шагов к реформам в преодолении коррупции.

Переломным моментом в правовом регулировании антикоррупционной политики Грузии стало принятие президентом Грузии указа от 24 июня 2005 года № 550 "Об утверждении национальной антикоррупционной стратегии" и Плана действий по реализации этой стратегии. Указанные нормативные акты были разработаны с участием представителей гражданского общества и международных организаций.

Новая грузинская власть сосредоточила свои усилия на проведении радикальных реформ, значительной частью которых стала их антикоррупционная направленность. Было принято решение о реформировании системы государственного управления, масштабную дерегуляцию экономики, снижение налогов и пошлин, проведение образовательной реформы и тому подобное.

Искоренение коррупции началось с Министерства внутренних дел и тотальной замены кадров в этом ведомстве. Первым шагом стала ликвидация Госавтоинспекции как одной из наиболее коррумпированных структур и освобождение 15 тыс. Ее сотрудников. Вместо ГАИ и участковых было создано патрульной полиции, набрано подготовленный персонал, которому суждено высокую заработную плату. Новые сотрудники; были отобраны на конкурсной основе, бывшие работники составляли лишь 10% состава нового коллектива.

Проведение реформ в правоохранительной сфере сопровождалось активными рекламными мероприятиями, направленными на повышение интереса молодежи к государственной службе и формирования положительного имиджа правоохранительных органов. Информационная кампания по поддержке реформ включала демонстрацию новой формы одежды и экипировки полицейских, оборудование и автотранспортных средств, установленные на улицах рекламных проспектов и билбордов, проведения полицейскими занятий в учебных заведениях и тому подобное. С целью усиления мотивации молодежи к прохождению службы в системе МВД Грузии предусмотрен комплекс социальных гарантий и льгот. Благодаря штатным сокращением и оптимизации финансовых расходов за годы реформы заработная плата полицейских разных категорий выросла в 15-40 раз. Например, ежемесячное денежное обеспечение участкового инспектора полиции составляет от 400 до 500 долларов США, патрульного полицейского - от 600 до 1 тыс. Долларов, начальника отдела, оперативного офицера, следователя - до 2 тыс. Долларов США. Профессия полицейского стала одной из самых престижных в стране, а конкурс на замещение вакантных должностей в различных службах составляет от 10 до 50 человек на место (в следственных отделах - около 30 человек на место).

Была проведена кардинальная реструктуризация органов власти. Количество министерств и ведомств было значительно уменьшено, аппарат государственных служащих сокращен почти на 50%, заработная плата лиц, работающих в государственном секторе, увеличилась примерно в 15 раз, что позволило привлечь профессионалов на государственную службу и т.д., то есть произошло улучшение методов работы госаппарата. 95% граждан Грузии, опрошенных Международным республиканским институтом в феврале 2007 года, сообщили, что они не давали взяток для получения услуг от сотрудников государственных служб в течение последних 12 месяцев.

На основании изученных конкретных примеров было выявлено 10 факторов, которые объясняют достижения Грузии по коррупции, а именно: наличие сильной политической воли; установление доверия на раннем этапе; осуществление фронтального наступления; привлечение новых кадров; ограничения роли государства; внедрение нестандартных подходов; тесная координация; адаптации международного опыта к местным условиям; использование новых технологий, а также стратегическое применение средств массовой информации. Многие из этих факторов могут показаться очевидными, хотя масштабность, смелость, темп и последовательность реформ делают грузинский опыт уникальным.

В 2010-2013 pp. правительство Грузии продолжил реализацию важных реформ, направленных на дальнейшее снижение уровня коррупции. Законодательство Грузии было частью приведен в соответствие с международными стандартами по установлению уголовной ответственности за коррупционные правонарушения. Грузия была первой страной Стамбульского плана действий, которая ввела ответственность юридических лиц за коррупционные правонарушения в 2006 году, однако соответствующие положения вовсе не применяли на практике, что можно объяснить консервативным отношением прокуроров, недостаточным информированием и отсутствием специального обучения.