Игра-викторина, посвященная прилету птиц «Эти удивительные птицы» в проекте «Родное Красноярье. Сценарий проведения праздника "день птиц"

Игра-викторина, посвященная прилету птиц «Эти удивительные птицы» в проекте «Родное Красноярье. Сценарий проведения праздника
Игра-викторина, посвященная прилету птиц «Эти удивительные птицы» в проекте «Родное Красноярье. Сценарий проведения праздника "день птиц"

Природу нужно охранять не
только потому, что она лучшая защита
для человека, но и потому, что она
прекрасна.
(
Жан Дорст)

Традиционно в школах проводится Неделя Птиц. Целью этого экологического праздника является пополнение знаний учащихся о роли птиц в природе и жизни человека. Учитель биологии должен заранее подготовить учеников средних и старших классов: предоставить или подсказать необходимые литературные источники, из которых дети узнают новый, интересный, дополнительный материал о птицах. Обо всех мероприятиях Недели Птиц учитель должен заблаговременно сообщить в программе Недели - оформить газету, стенд или плакат, где также нужно указать все задания для учащихся. Например, объявить конкурс:

На лучший скворечник;
- на лучший рисунок;
- на лучшее стихотворение о птицах;
- на лучшую поделку (мягкая игрушка, вышивка, соломка, аппликация);
- на лучший доклад «Роль птиц в природе», «Значение птиц в жизни человека» и другие, или тему предлагают сами ученики).

Неделю можно начать с проведения праздника Птиц в младших классах. Здесь учитель с помощью старшеклассников организует игры, конкурсы. Необходимо делать акцент на полезных для человека птицах, видах, занесенных в Красную книгу и находящихся под охраной.

Примерный сценарий Дня Птиц для младших школьников:

Ведущий (1):

Судьбы твоей пройдут дороги
Через пустыни и сады;
Отроги жизненной гряды
Круты порой, порой пологи...
Но если строги будут боги
И вкус почувствуешь беды
Не унывай, не жди подмоги,
Не плачь, не обивай пороги,
Взгляни внимательно под ноги:
Кругом - следы, следы, следы...

Ведущий (2): Хорошо ли мы знаем животных, обитающих с нами по соседству? Какие повадки у зверей и птиц? Я думаю, что на эти и многие другие вопросы затруднятся ответить большинство детей и взрослых. Дело в том, что увидеть в природе животных, а тем более наблюдать за ними задача трудная, требующая специальной подготовки, навыков, терпения, увлеченности и неограниченного времени. Ребята, а как вы думаете, почему без птиц не обойтись? (Птицы - друзья нашего детства; вестники радости, приносящие весну; верные наши помощники, защитники лесов и полей, садов и огородов; птицы - это красота и тайна.)

Ведущий (1): Птицы - единственные животные с перьями. Они являются одним из самых больших Классов позвоночных животных.

Ведущий (2): Птицы вьют гнёзда и выводят птенцов из яиц. Большинство птиц умеют летать. Не летают киви, пингвины и страусы.

Ведущий (3): На Земле более 9000 видов различных птиц. Птицы живут в открытом море, в арктической зоне, в тропиках и даже в пустынях.

Ведущий (4): Есть домашние птицы, которых человек разводит для питания - куры, утки, индейки. Есть декоративные птицы – голуби, попугаи, канарейки, которых люди держат в доме.

Ведущий (1): Птицы - теплокровные животные, у большинства из них температура тела около 40 градусов. Для поддержания высокой температуры тела птицам требуется много энергии, которую они получают исключительно из пищи.

Ведущий (2): А какую пользу приносят птицы людям? За сутки скворец может съесть столько гусениц, сколько весит и сам и от этого совсем не растолстеет, так как очень много тратит энергии на поиски пищи, построение гнезда и уход за птенцами.

Ведущий (3): А кукушка за лето поедает до 270 тысяч крупных гусениц и майских жуков. Грач, следуя за плугом, способен уничтожить за день 400 червей – вредителей растений. Семья ласточек за лето уничтожает около миллиона различных вредных насекомых.

Ведущий (4): Ушастая сова способна съесть за день до 10 полёвок, а сова сивуха съедает в год около 1200 грызунов. Степной орёл очень много уничтожает сусликов и мышей. Подсчитано, что одна мышь съедает в год 2 – 3 кг зерна, а суслик – до 16 кг. Значит, каждая сова, орёл спасают тонны хлеба от грызунов.

Ведущий (1): Ну вот, ребята, теперь вы знаете, какую огромную пользу приносят птицы, и наш праздник сегодня посвящен именно этим обитателям планеты Земля. А сейчас мы с вами поиграем.

Примерные игры:

1. Курица. Необходимо написать как «курица лапой». Участникам к ногам крепятся фломастеры. Кто быстрее и понятнее напишет заданное слово «солнце».

2. Кто больше. Как игра в города, только вместо городов говорят названия птиц. Например: ястреб – беркут – тетерев и так далее.

3. Красивая птица. Выходят 6 желающих из команды. Их задача – изобразить птицу с большим размахом крыльев. По сигналу игроки каждой команды начинают снимать с себя одежду и связывать в линию. У кого длиннее размах крыльев, тот и выиграл. 5 – 8 млн. лет назад существовала хищная птица, вес которой 100 кг, а размах крыльев – 8 метров.

4. Боевые петухи. На полу чертят круг. По одному петуху от команды в круг. Петухи, прыгая на одной ноге, руки за спиной, пытаются вытолкнуть плечом друг друга за пределы круга, или же заставить противника встать на обе ноги.

5. Курочки и петушки. Три представителя от команды в течение одной минуты собирают зерна, разбросанные на полу. Побеждают те, кто больше собрал.

6. Охотники и утки. Играющие делятся на две команды: одна – охотники, другая – утки. Чертится большой круг, за которым становятся охотники, а утки – внутри. По сигналу охотники стараются попасть волейбольным мячом в уток, которые, бегая внутри круга, уворачиваются от мяча. Игрок, осаленный мячом, выбывает из игры. Когда все утки будут выбиты, команды меняются местами. Игра на время.

7. Коршун. Коршун и наседка, все остальные – цыплята, которые становятся за наседкой в колонну по одному и держат друг друга за пояс. Коршун старается схватить последнего цыплёнка в колонне. Наседка старается помешать этому. Коршун может схватить только последнего цыплёнка. Если он схватил, то становится наседкой. Наседка становится последним цыпленком. Коршун выбирается.

8. Пингвин. Пингвины живут в Арктике. Это красивые, изящные птицы, которые не умеют летать, но зато великолепно плавают и очень забавно ходят. Помните их «грациозную» походку вразвалочку? Пингвины ходят, переваливаясь с бока на бок. Есть у них ещё одна особенность: они умудряются носить своих только что вылупившихся детёнышей между лапок. Для эстафеты потребуется лишь 2 мяча. Задача участников – зажав мяч ногами на уровне колен, пронести его до поворотной отметки и обратно. При этом нельзя прыгать или бежать, надо идти вразвалочку, подражая походке пингвина, но как можно быстрее и не ронять мяч!

9. Аисты. Все участники игры чертят круги диаметром 1 м – гнезда - и становятся внутрь на одну ногу. Один участник - аист без гнезда - прыгает в любой из кругов и тогда оба игрока должны обежать прыжками на одной ноге с разных сторон все гнезда, стремясь раньше вернуться в пустой круг. В это время остальные игроки могут встать на обе ноги. Тот, кто первым займет свободный круг, остается в нем, а второй игрок становится «аистом без гнезда».

Вот, к примеру, праздник «Все о птицах» проводится в форме КВН :

ВЕДУЩИЙ: Дорогие ребята - участники игры и уважаемые зрители! Мы начинаем КВН и посвящаем его птицам. Играют две команды: «Ласточки» и «Иволга». Судить наш КВН будет жюри в составе трех человек. (Ведущий представляет членов жюри.) Чтобы определить, какая команда первой начнет наш КВН, проведем жеребьевку. (Капитанам команд предлагается проколоть воздушный шар, один из двух, и узнать, какой номер лежит внутри шара.)

Итак, первый конкурс - «Приветствия команд». Конкурс оценивается в три балла. (Приветствия команды готовят заранее).

Примерные приветствия:

Для команды «Ласточки»:

Всем привет, вам, господа!
Прилетели мы сюда,
Вы, конечно, тут как тут,
«Ласточками» нас зовут.
Мы крылатая команда,
Мы команда хоть куда,
В школе мы своей играем,
Вот теперь пришли сюда.
Мы соперников уважим,
Дружно будем мы играть.
Цель у нас совсем простая –
Наши знанья показать.
А в итоге мы получше
Будем все о птицах знать.

Приветствие команды «Иволга»:

Орешек знаний твёрд,
Но мы не любим отступать!
Клуб любознательных играет,
На поединок вызывает
Команду «Ласточек» -
Команда «Иволга».
Иволга – это:
интеллектуальная,
весёлая,
очень любознательная,
готовая играть
команда.
Наш девиз: «Не унывать, выше
Голову держать!»

(Жюри подводит итоги, объявляет результат.)

ВЕДУЩИЙ: Наш второй конкурс – «Блицтурнир». Каждая команда должна молниеносно ответить на десять вопросов. За этот конкурс вы получите столько баллов, сколько дадите правильных ответов.

Вопросы для блицтурнира:

1. Какая птица может летать хвостом вперёд? (Колибри.)

2. У какой птицы самый длинный язык? (У дятла – 15 см.)

3. Какая птица делает подстилку в гнезде из рыбьих костей? (Зимородок.)

4. Какая птица не садится ни на землю, ни на воду, ни на дерево? (Стриж.)

5. Какая птица бегает за кормом по дну реки? (Оляпка.)

6. Какая птица в течение года имеет три различных окраски? (Белая куропатка.)

7. У каких птиц крылья покрыты не перьями, а чешуёй? (У пингвина.)

8. Когда температура тела воробья ниже – зимой или летом? (Одинакова.)

9. Какая ночная птичка не вьёт гнезда? (Козодой.)

10. У какой птицы самки зелёные, а самцы жёлтые? (У иволги.)

11. Птица, питающаяся падалью? (Сип.)

12. Птица, истребляющая грызунов? (Сова.)

13. Птица с абсолютно чёрным оперением? (Ворон.)

14. Птицы, размножающиеся зимой? (Клёст.)

15. Водоплавающая птица, уничтожающая большое количество рыбы? (Баклан.)

16. Хищная птица, не вьющая гнёзд? (Сапсан.)

17. Что означает слово «археоптерикс»? (Древнее крыло.)

18. Каких птиц называют альбиносами? (Птиц, которые не имеют пигмента.)

19. Какая птица не умеет летать? (Страус.)

20. Как зовут птицу, которая питается змеями? (Змееед.)

21. У какой птицы плавучее гнездо? (У чомги.)

22. У какой птицы гнездо похоже на рукавицу? (У синицы-ремеза.)

23. У кого самый удивительный нос? (У клёста - крестом, у фламинго - бумерангом.)

24. Дайте название птице: длинные ноги - ходули (ходуличник); лысинка на голове (лысуха); зелёная с головы до ног (зеленушка); гузкой трясёт (трясогузка); бровки белые (белобровка); ножки белые (белоножка).

25. Сколько всего видов птиц на земле? (8500.)

26. Самые быстрые птицы? (Соколы- 300 км/ч; стрижи 170 км/ч.)

27. Птица-рыболов? (Баклан, пеликан, чайка, крохаль, кайра, орлан, гагара, цапля, зимородок.)

28. Какие птицы не высиживают яиц? (Кукушки.)

29. Какие птицы высиживают яйцо, держа его на лапах? (Пингвины.)

30. Что означает «пеликан» в переводе с греческого? (Мешок.)

31. Птичка, похожая на мышку, умеет пищать? (Пищуха.)

32. Какая птичка кричит «спать пора, спать пора»? (Перепел.)

33. Какие птицы - единственные среди куриной родни – являются перелётными? (Перепела.)

34. У каких птиц точно такое же название, как и у грибов? (Поганки.)

35. Ползающие птицы? (Поползень.)

36. Какая птица поёт хвостом? (Бекас.)

37. Назовите пять певчих птиц? (Например, соловей, жаворонок, зяблик, синица, дрозд.)

38. Какая птица любит есть незабудки? (Зяблик.)

39. О какой птице люди говорят: «Красота ангела, голос дьявола, поступь злодея»? (Павлин.)

40. Какая птица очень красива, но каркает как ворон? (Райская птица.)

41. Как кричит жар-птица? (Квакает как лягушка.)

42. Какая птица к зиме белеет? (Белая.)

43. Чем сорочье гнездо отличается от вороньего? (Сорочье плоское, воронье - круглое с крышкой.)

44. У каких птиц самцы красные, а самки зелёные? (У клестов.)

45. Каких птиц больше всего на свете? (Домашних кур, воробьёв.)

46. Назовите птицу, которую используют для охоты на лис, зайцев, волков в Казахстане и Киргизии? (Беркут.)

ВЕДУЩИЙ: Конкурс третий - «Конкурс капитанов». Высшая оценка - три балла. Капитаны, на ринг! Для разминки предлагаем капитанам задать друг другу по одному вопросу о птицах. (Капитаны задают друг другу вопросы и отвечают на них.)

А теперь, уважаемые капитаны, предлагаем вам поучаствовать в аукционе «Кто больше». Все мы играли и играем в города. Наш аукцион очень похож на эту игру, только вместо городов вы называете птиц. Например, ястреб-беркут-тетерев и т. д. Проигрывает тот, кто не сможет назвать очередную птицу.

(Жюри оценивает конкурс капитанов, объявляет итоги.)

ВЕДУЩИЙ: Закончился «конкурс капитанов». Начинаем следующий конкурс, который называется «Четвёртый лишний» . Каждая команда получит сейчас по две карточки с названиями четырёх птиц. Три из этих пицц объединены каким-то общим признаком, а одна лишняя. Какая именно, определять вам. Не забудьте вычеркнуть её из списка.

Примеры карточек:

1. Три из перечисленных здесь птиц - зимующие, а одна перелетная. Найдите её. (Синица, снегирь, дятел, грач.)

2. Среди указанных здесь птиц одна не певчая. Какая? (Соловей, горихвостка, пеночка, бекас.)

3. Три птицы обитают в смешанных лесах, одна в степях. Укажите её. (Глухарь, зяблик, красавка, свиристель.)

4. Одна из этих птиц - не хищная. Какая? (Ястреб, гриф, сокол, стриж.)

ВЕДУЩИЙ: Пока команды выполняют задание, я проведу игру с болельщиками.

Мини-викторина:

1. Солнечные птицы, певцы утренней зари. О ком идёт речь? (О петухах.)

2. Какое народное название у вороны? (Карга.)

3. Какая птица обладает способностью спать в полёте? (Аист.)

4. Как называлось в Греции гадание «на петухах»? (Алектриомания.)

5. Назовите самый крупный отряд наших пернатых. (Воробьиные - 63% всех птиц, более 5 тысяч.)

6. Почему в Индии петухов называли «солнечными птицами»? (Древние индийцы верили, что когда садится солнце, петухи своим криком предупреждают: злые духи победили дневное светило, и теперь их надо опасаться. На рассвете же петухи сообщали: злые духи покидают землю, и их уже не надо бояться.)

ВЕДУЩИЙ: А теперь слово жюри. (Жюри объявляет оценки конкурса «Четвёртый лишний».)

Пятый конкурс - викторина «Барометры природы»

1. Ласточки задевают крыльями поверхность воды. (К дождю.)

2. Ласточки летают то вверх, то вниз. (Жди бури.)

3. Стрижи летают низко с криком. (К дождю.)

4. Воробьи прячутся под стреху. (К буре.)

5. Свистит снегирь. (Скоро зима будет.)

6. Снегирь под окнами чирикает. (К оттепели.)

7. Иволга издаёт резкие, похожие на кошачий визг, звуки. (К ненастью.)

8. Голуби воркуют, кукушки кукуют. (К тёплой погоде.)

9. Воробьи купаются в песке. (Будет дождь.)

10. Вороны садятся на верхушки деревьев. (Перед морозом.)

11. Вороны садятся на снег. (К оттепели.)

12. Ласточки купаются и часто летают в гнездо. (К дождю.)

13. Чайка ходит по песку, моряку сулит тоску, села чайка на воду, жди... (хорошую погоду.)

14. Днём сова кричит. (К дождю.)

(Жюри подводит итоги блицтурнира, объявляет результат.)

ВЕДУЩИЙ: Ну что ж, мы убедились, что о птицах вы знаете почти всё. А сейчас я предлагаю нашим командам показать свои способности в области рекламы. Итак, наш заключительный конкурс - «Реклама птиц»! Оценивается он в два балла.

Это задание команды готовили заранее, и никто не знал, что придумала каждая из них. Посмотрим, что у них получилось! (Каждая команда показывает или рассказывает, в форме стихотворения или песни, то есть как можно оригинальнее, роль в природе и жизни человека птицы, находящейся под охраной.)

(Жюри оценивает выступления команд.)

А вот сценарий игры «Слабое звено», которая также пользуется популярностью среди учащихся:

8 участников, 1 тур - 2мин 30сек, 2тур - 2мин 20 сек, 3тур - 2мин 10 сек, 4тур - 2мин, 5тур - 1 мин 50сек, 6тур - 1мин 40сек, 7тур 1мин 30сек, 8тур - без учета времени. Выбор «слабого звена» после каждого тура.

Ведущий: Мы начинаем игру.

1 тур

1. Сколько видов птиц известно человеку? (Более 8500 видов.)

2. Какая птица нашей страны самая большая? (Пеликан.)

3. Какая птица откладывает самые большие яйца? (Страус – длина яйца 15-17см, а диаметр - 13-15см.)

4. Во сколько раз зрение орлов, ястребов, грифов острее человеческого? (В 8 раз.)

5. Какая птица может нырять глубже всех? (Императорский пингвин, на глубину 200 метров.)

6. Сколько раз в секунду во время полёта взмахивает крыльями колибри? (До 55 раз.)

7. С какой скоростью может бежать страус? (До 50 км/ч.)

8. Какова температура тела большинства птиц? (Около 41 градуса.)

9. Какая птица имеет самый большой размах крыльев? (Альбатрос, свыше 5,5 метров.)

10. В какой день года на Руси было принято выпускать на волю птиц? (7 апреля - Благовещенье.)

11. Сколько пород голубей выведено человеком? (Более 800.)

12. Какие птицы на Земле наиболее многочисленные? (Куры.)

13. Как называется наука, изучающая птиц? (Орнитология.)

14. Когда температура тела воробья ниже: зимой или летом? (Одинакова.)

15. Назовите любимое лакомство аистов. (Лягушки.)

16. У какой птицы самый длинный язык? (У дятла - до 15см.)

17. Где синицы вьют гнёзда? (В дуплах деревьев.)

18. Какая птичка может летать хвостом вперёд? (Колибри.)

Ведущий: Итак, кто, по вашему мнению, «слабое звено»? Кто как вчерашнее скисшее молоко? (Выбор «слабого звена», «последнее слово» уходящего игрока.)

Правда ли что...

1. ...как-то раз в желудке одного страуса нашли 4кг монет, пуговиц, гвоздей (Да.)

2. ...цапля пудрится (Да.)

3. ...ква-ква это лягушка (Нет, это птица из отряда аистообразных.)

4. ... птица может убить крокодила (Да, бразильский ябиру.)

5. ... яйцо бескрылой гагарки стоит как автомобиль (Да.)

6. ...среди отряда воробьиных есть те, кто весит 1,5кг и крошки менее5 грамм (Да.)

7. ...грачи питаются ящерицами, жабами, лягушками (Нет.)

8. ... попугай и ворона относятся к одному и тому же отряду птиц (Нет.)

10. ...чижи обитают и в тропических лесах (Нет.)

11. ...ласточки чаще ходят по земле пешком, чем летают (Нет.)

12. ...есть птица шалашник, которая строит шалаш (Да.)

13. ... журавли любят танцевать (Да.)

14. ...гнездо у колибри величиной с половину грецкого ореха (Да.)

Ведущий: Кто пытается одевать сандалии вместо шубы? (Слово уходящему игроку.)

1. Удивительный ребёнок! Только вышел из пелёнок, может плавать и нырять, как родная его мать! (Утёнок.)

2. Что за весенняя чёрная птица - любит за плугом ходить и кормиться? (Грач.)

3. Живёт в глуши лесной, и летом и зимой – старательный работник, лесной носастый плотник. (Дятел.)

4. Днём спит, ночью летает и прохожих пугает. (Сова.)

5. Какая птица ходит под водой? (Оляпка.)

6. Пингвин - птица или нет? (Птица.)

7. Стали братья на ходули, ищут корма по пути, на бегу ли, на ходу ли - им с ходулей не сойти. (Журавли.)

8. Какая птица подбрасывает яйца в чужие гнёзда? (Кукушка.)

9. Какая птица носит фамилию писателя? (Гоголь.)

10. Какая птица выводит птенцов зимой? (Клёст.)

12. Прилёт каких птиц означает начало весны? (Грачей.)

Ведущий: Кто ещё не разобрал дома новогоднюю ёлку и оставил её до 1 мая? (Слово уходящему игроку.)

1. У какой птицы мешок под клювом? (Пеликан.)

2. Кто умеет точно находить дорогу домой? (Голубь.)

3. Кого называют «крылатыми крысами»? (Вороны.)

4. По повадкам какой домашней птицы можно определить погоду? (Гусь.)

5. Какая хищная птица гнездится на скалах? (Орёл.)

6. Кто из птиц с древних времён служит символом красоты и нежности? (Лебедь.)

7. Кто селится на крышах домов и, по приданию, приносит счастье? (Аист.)

8. Кто подражает человеческой речи? (Попугай.)

9. Наряд какой птицы напоминает черный костюм с белой рубашкой? (Пингвин.)

10. У какой птицы длинная шея? (Журавль.)

11. Какая птица является символом мудрости? (Сова.)

12. Какая птица по дереву клювом весь день стучит? (Дятел.)

1. На ласточку похож – так же пригож. (Стриж.)

2. Конечно же, узнали вы, кто близкий родственник совы. (Филин.)

3. Пестрая крякушка ловит лягушек, ходит вразвалочку, спотыкалочку? (Утка.)

4. Без рук, без топорёнка построена избёнка? (Гнездо.)

5. Явился в желтой шубке – прощайте две скорлупки! (Цыплёнок.)

6. Ловко ныряет, словно матрос, в волны морские рыбак… (Альбатрос.)

7. Пролетят через границы стран любых без визы … (Птицы.)

8. Сало и зернышки, хлеба горбушка – птиц угощает зимою… (Кормушка.)

9. Не забудет никогда птица первого… (Гнезда.)

10. Ей зерна насыпь скорей-ка, кушать просит … (Канарейка.)

11. Песен звонких не жалей нам весною… (Соловей.)

12. Грозных бурь морских предвестник, над волнами - … (Буревестник.)

13. Птица большая – большая трусиха: голову прячет в песок… (Страусиха.)

Для вопросов следующих туров можно взять загадки, смешные вопросы, приметы, связанные с птицами. В заключительном 8-ом туре финалистам предлагается отгадать птиц по их описанию.

Вот так в школе отмечается День Птиц.

Список литературы

1. Анашкина Е.Н. 300 вопросов и ответов о птицах. – Ярославль: «Академия развития», 1998. – 240с.

2. Брэм А.Э. Жизнь животных: В 3 т. Т. 2: Птицы. – М.: ТЕРРА, 1992. – 352с.: ил.

3. Журнал «Читаем, учимся, играем».

Викторина между 7-ми и 8-ми классами

« Мир птиц – это интересно!».

Ведущий 7 класс: Обозначенный в календаре 1 апреля, Международный день птиц, имеет богатое прошлое. Еще в далеком 1905 году вступила в силу Международная конвенция по охране птиц. А в 1918 году Россия подписала действующий поныне Международный договор о перелетных птицах. С 1927 года в СССР официально отмечается День птиц, дети и подростки к 1 апреля готовят скворечники, чтобы вернувшимся с юга птицам было, где устроиться на жилье. Инициативные ребята ежегодно организуют акции в помощь птицам. Но постепенно праздник утратил свое значение.

Ведущий 8 класс: И лишь в 1994 году, когда активисты-орнитологи забили тревогу и создали Союз охраны птиц России, праздник возродился. Сегодня молодое поколение вновь активно участвует в строительстве домиков для перелетных птиц, заботится о городских пернатых, которые остаются зимовать в России. Веселый щебет птиц, который раздается отовсюду, радует детвору. И каждый год 1 апреля орнитологи благодарят своих помощников за все, что те делают для пернатых.

Ведущий 7 класс: Нынче праздник свой встречают воробьи, синицы,
И орлы, и куропатки, все другие птицы.
Для пернатых и крылатых был тот день задуман.
Для защиты их, охраны целый план придуман!

Ведущий 8 класс: Пусть не смолкает птичий хор, природу украшая,
Пускай дает птицам простор Земля наша большая!
С Международным днем всех птиц сейчас вас поздравляю.
Быть свободными, как птицы, от души желаю!

Учитель: Сегодня мы собрались с вами ребята, для того чтобы проверить свои знания про инттересный мир пернатых. В нашей викторине будет много интересных заданий и конкурсов. Желаю вам успехов и только победы.

Ведущий 7 класс: Пришла весна! С приходом весны возвращаются к нам наши друзья - перелетные птицы.

И кажется, весна сама в разведку
Послала птицу, и пригнувши ветку,
Ей грач дорогу верную открыл.

Ведущий 8 класс: Первыми прилетают к нам грачи, а за ними уже летят и летят другие птицы: жаворонки, скворцы, ласточки.

Ведущий 7 класс: А знаете ли вы, ребята, какую пользу приносят птицы человеку?
Семья скворцов за день уничтожает 350 гусениц, жуков и улиток. А кукушка за лето поедает до 270 тыс. крупных гусениц и майских жуков. Грач, следуя за плугом, способен уничтожить за день 400 червей, вредителей растений. Семья ласточек за лето уничтожает около миллиона различных вредных насекомых.

Ведущий 8 класс: Ушастая сова способна съесть за день до 10 полевок, а сова сипуха съедает в год около 1200 грызунов. Степной орел очень много уничтожает сусликов и мышей.
Подсчитано, что одна мышь съедает в год - 3 кг зерна, а суслик - до 16 кг. Значит, каждая сова, орел, спасают тонны хлеба от грызунов. Но не только этим ценны птицы. Трудно представить себе природу без птиц, без юркого воробья, голосистого скворца, гордого ворона и других птиц.


Ведущий 7 класс: Сегодня на нашем викторине, мы посмотрим как вы знаете птиц...

Ведущий 8 класс: и что вы о них знаете.

1 конкурс: «Приветствие»

Две команды представляют на суд зрителей и жюри эмблему и название команды.

7-е классы: «Феникс», 8-е классы «Буревесник».

2 конкурс: «Разминка»

    Кто Рим спас?
    (Гуси.)

    Назовите птиц в названиях, которых есть ноты: (по очереди называются ноты)

«ре» - тетерев;
«до» - удод;
«ми» - фламинго;
«фа» - дрофа, фазан;
«ля» - оляпка;
«си» - синица.

    Какая из наших птиц быстрее всех летает?
    (Стриж.)

    Какая птица – самая большая в мире?
    (Африканский страус.)

    Какая птица носит фамилию известного русского писателя?
    (Гоголь)

    Самая маленькая птица в мире?(колибри)

    Птица, у которой голова поворачивается на 180 градусов? (сова, филин)

    Птица, увековеченная в сказке А.С.Пушкина. (петух)

    Птица, которая «считает время»? (кукушка)

    Птица, пух которой человек использует при изготовлении зимней одежды.(гага или лебедь)

3 конкурс: «Телеграмма»

Участники команд должны разгадать зашифрованную телеграмму, присланную птицами с далекого юга.

Ответ:
Привет юным друзьям! Возвращаемся с юга. Встречайте! Пернатые.

4 конкурс: «Найди перелётных птиц »

Ответ: жаворонок, журавль, утка, грач, лебедь, ласточка, кукушка.

5 конкурс: «Найди птицу по её названию »

6 конкурс: «Отгадайка »

Участники конкурса должны по рисунку головы птицы - узнать птицу и чем она питается.

Ответ: 1) Цапля – рыба, лягушата; 2) утка – ряска, мелкие рачки, личинки насекомых;3)пеликан – рыба.

7 конкурс « Найди в ребусах названия птиц»

Сорока

Стриж


Фазан

Свиристель

Канарейка

Ворона

Снегирь

Сова

Кукушка

Попугай

Колибри

8 конкурс «Отгадай загадку про птиц»

1.И петь не поёт,

И летать не летает.

За что же тогда

Его птицей считают? (Страус)

2.Чёрный жилет, красный берет,

Нос - как топор, хвост - как упор. (Дятел)

3.Пусть я птичка,

У меня, друзья, привычка:

Как начнутся холода -

Прямо с севера сюда. (Снегирь)

4.Гнездо своё он в поле вьёт,

Где тянутся растения.

Его и песни, и полёт

Вошли в стихотворения. (Жаворонок)

5.Угадайте, что за птичка:

Тёмненькая невеличка,

Беленькая с живота,

Хвост раздвинут в два хвоста. (Ласточка)

6.Весь день рыбак в воде стоял,

Мешок рыбёшкой набивал.

Закончив лов, забрал улов,

Поднялся ввысь - и был таков. (Пеликан)

7.Стали братья на ходули,

Ищут корму по пути.

На бегу ли, на ходу ли -

Им с ходулей не сойти. (Журавли)

8.Мать-отца не знаю,

Но часто называю.

Детей знать не буду -

Чужим их сбуду. (Кукушка)

9.Что за весенняя чёрная птица

Любит за плугом ходить и кормиться?

Что за весенняя чёрная птица

Прямо на трактор чуть не садится? (Грач)

10.И спесив он, и хвастлив,

Потому что хвост красив.

Им любуется он сам

И показывает нам. (Павлин)

11.Скажи ты мне,

Какой чудак

И днём и ночью

Носит фрак. (Пингвин)

9 конкурс « Ты мне, я тебе»

Участники команд должны по очереди называть птиц, названия которых начинаются на букву «с». Примерные ответы детей: сойка, сорока, синица, скворец, сорокопут, сизоворонок, сокол, сычик, страус, свиристель, секретарь и т.д.

10 конкурс «Найди птиц»

В приведенном ниже тексте, участники команд должны найти названия птиц.

Девочка устраивала столовые для птиц. Во двор она вошла, убрала в углу мусор, оказалось тут удобное, вообще голое место. Кормила здесь крупных птиц колбасой, кашей.

В этом тексте затаились 4 птицы. Найдите их.
Ответ : ворона, сорока, щегол, сойка.
Девочка устраивала столовые для птиц. Во д
ворона вошла, убрала в углу му сорока залось тут удобное, вооб щегол ое место. Кормила здесь крупных птиц колба сойка шей.

11 конкурс « Разгадай кроссворд»

Разгадывание конкурса идёт на фоне песни А.Б.Пугачёвой «Птицы» и Евгения Мартынова «Лебединая верность» (как только звучат последние аккорды подводятся итоги, выигрывает та команда, которая даёт большее число правильных отгадок)

1. Хищная дневная птица.

2. Ночные хищники.

3. Нелетающая птица-страус, обитающая в Америке.

4. Крупные перелётные птицы, поселяющиеся возле пресных водоёмов, на болотах.

5. Крупный дневной хищник. Питается исключительно падалью.

6. Дневной мелкий хищник.

7. Водоплавающая птица.

8. Самые крупные, величественные водоплавающие. Герои русских народных сказок.

9. Куры, обитающие в Австралии, Новой Гвинее.

10. Пластинки, расположенные на широком клюве у представителей отряда Гусеобразные.

11. Американский орёл.

12. Трёхпалая, крупная птица из отряда Казуарообразные.

13. Хищная птица. Отлавливает мышиных грызунов, ящериц.

15. Кочующая Куринная птица.

16. Одомашненная птица.

19. Хищная птица, встречающаяся на территории России. Питается в основном сусликами, зайцами, мышевидными грызунами, пресмыкающимися, иногда падалью.

12 конкурс «Конкурс капитанов»

По методы игры «крокодил» каждый капитан показывает команде соперников загаданную птицу, которую он вытащил на листике. Выигрывает команда, которая отгадала как можно больше птиц.

Ворона, орёл, ласточка, страус, дятел, лебедь, петух, пеликан, чайка, цапля.

Подведение итогов викторины

Награждение победителей грамотой, а всех участников печёными из теста жаворонками.

Рефлексия

Учитель: Что вы узнали из сегодняшнего конкурса?
Много ли вы узнали о птицах? Понравился ли вам сегодняшний праздник?
Примерные ответы детей:
- Мы узнали много о том, как много разных птиц живет вокруг нас
- Мы научились определять птиц и чем они питаются по строению их клюва
- Было очень интересно и весело.

Ведущий 7 класс: Сегодня, участники команд показали прекрасные знания о птицах. Они знают не только тех птиц, которые живут вокруг нас, но и птиц, которые живут далеко отсюда.

Ведущий 8 класс: После конкурса, который прошел сегодня, мы все узнали много нового и интересного о птицах и их жизни.

Ведущий . Сегодня мы с вами будем говорить о птицах. Издавна люди отмечали день птиц. С приходом весны слетаются на родину из разных стран перелетные птицы. Без них нельзя представить нашу планету. Они приносят много пользы. Но и о них нужно заботиться, а порой и охранять от любителей охоты на птиц. Сегодня мы узнаем и вспомним много интересного о птицах. Итак, начнем.

«Костюмированные загадки»

Ведущий. Насколько хорошо вы знаете птиц, их повадки, мы узнаем по тому, как вы будете отгадывать загадки.

Выходят ребята в костюмах птиц и про себя загадывают загадки. Тот, кто правильно угадал, получает картинку с изображением этой птицы.

«Названия птиц»

Ведущий . Забавные у птиц встречаются имена. Многие птицы сами дали себе названия.

Ребятам задаются вопросы:

1. Как вы думаете, почему кукушка получила такое имя? (За свой крик «ку-ку»)

2. Почему птица называется пищухой? (Потому что эта птица издает писк)

3. Почему птица получила название «сорока-белобока»? (Голова, крылья и хвост птицы — черные, а бока — белые)

4. За какой поступок птицу назвали воробьем? (Воробей очень любит семечки, зерно. Стаи этих птиц собирались в местах, где идет переработка зерна. Прогоняя птиц, люди кричали: «Вора-бей! Вора-бей!» Отсюда и пошло название)

«Птичьи ребусы»

Ведущий . Следующий конкурс заключается в том, что по ребусам, изображенным на плакате, вам надо угадать название птиц.

«Пение птиц»

Ведущий . Кто не слышал пение птиц? Давайте закроем глаза, сядем поудобнее, представим себе весенний лес и послушаем птичий концерт, записанный в лесу.

Ведущий . Ну, а теперь проверим, можете ли вы узнать голоса птиц.

Включают пение одной птицы. Ребята отгадывают. Затем пение второй птицы, ребята опять отвечают, и т. д.

Игра «Слет птиц»

Ведущий. Пора нам и поиграть. Птицы собрались на важное совещание. Прошу выйти всех желающих поиграть. (Выходят игроки.)

Но так как они будут решать только свои птичьи проблемы, то посторонних пускать нельзя. И выставили птицы стражу, которая должна подавать сигнал, если появятся чужие. Сначала на стражу встали кукушки. Ребята, вы должны подавать сигнал «ку-ку», если появится кто-то чужой. Кто ошибается — уходит из стражи.

Ведущий.

Прилетели птицы:

Вороны, грачи,

Мухи и стрижи...

А теперь сели на страже вороны.

Ребята должны давать сигнал «Кар!»

Ведущий.

Прилетели птицы:

Ласточки, синицы,

Голубцы, стрижи,

Аисты, вороны...

А потом уселись охранять филины.

Сигнал «Ух!»

Ведущий.

Прилетели птицы:

Аисты, лисицы,

Крокодилы, чайки...

Потом охранять пошли воробушки.

Сигнал «Чик-чирик!»

Ведущий.

Прилетели птицы:

Болтики, синицы,

Совы и грачи,

Мухи, саранчи...

А теперь, ну-ка, тетерева, летите сторожить!

Сигнал «Чок-чок-ток-ток!»

Ведущий.

Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Гаечки, кукушки,

Совушки, лахмушки...

(Замечание: гаечки — вид синиц.)

Теперь попросим глухарей посторожить лес.

Сигнал «Цок-цок!»

Ведущий.

Прилетели птицы:

Вороны, кукушки,

Аисты, лягушки,

Чибисы, стрижи,

Чайки и чижи...

Ведущий. Прошу поаплодировать самым лучшим сторожам.

Викторина «Особые птицы»

Ведущий зачитывает вопросы, записанные на картинках с изображением птицы, о которой идет речь. Тот, кто правильно отгадает, получает ее.

Вопросы:

1. Какая птица может летать хвостом вперед? (Колибри)

2. Птица являющаяся символом мудрости со времен античной Греции? (Сова)

3. Какая птица выше всех летает? (Орел)

4. Какая птица в мире самая большая? (Страус)

5. Какая птица носит фамилию известного русского писателя? (Гоголь)

6. Птица, являющаяся символом храбрости? (Орел)

7. Какая птица в нашей стране самая маленькая? (Королек)

8. Какая птица, охотясь, стоит неподвижно, поджав одну ногу? (Серая цапля)

9. Какая птица выводит птенцов в дождь? (Лебедь)

10. У какой птицы самый длинный язык? (У дятла — до 15 см)

11. У каких птиц крылья покрыты не перьями, а чешуей? (У пингвинов)

12. Какая птица имеет очень длинный хвост? (Сорока)

13. Какие птицы, чтобы покормить птенцов, отрыгивают из зоба рыбу в клюв птенца? (Пеликаны)

14. Какая птица, чтобы спастись от врагов, погружается в воду, как подводная лодка? (Чомга)

15. Самое древнее из известных ископаемых останков птицы имеет возраст около 150 миллионов лет. Ученые назвали эту птицу археоптериксом, а что это означает в переводе на русский язык? {Древнее крыло)

Игра «Дупло совы»

Ведущий. Как известно, совы живут в дуплах старых деревьев. Но часто бывает, что люди вырубают деревья, и птицы остаются без жилья. Давайте посмотрим, что происходит с «бездомными» совами.

По сцене раскладывают обручи — это «дута». Все игроки делятся на пары и занимают дупла. По команде «Ночь» пары покидают «дупла» и перемещаются по сцене. В этот момент убирают один обруч. По команде «День» пары должны запять любые дупла. Оставшиеся без жилья выбывают из игры, т. е. совы погибают. Игра продолжается до тех пор, пока не останется одна пара.

Конкурс «Задачи на смекалку»

➢ «Две вороны»

На дереве сидели две вороны и смотрели в разные стороны.

— У тебя, — говорит первая ворона, — крылья в грязи.

— А у тебя, — отвечает вторая, — лапки в земле.

Как такое может быть? Вороны ведь смотрят в разные стороны. (Вороны смотрели друг на друга)

➢ «Сколько голубей?»

На дереве сидели пять голубей. Одним выстрелом охотник убил двух голубей. Сколько голубей осталось? (Осталось два голубя, остальные — улетели)

➢ «Вареные яйца»

Одно яйцо варится 5 минут. Сколько будут вариться 3 таких яйца? (5 минут)

Викторина «Доскажи словечко»

Ведущий. О птицах написано много книг. Постарайтесь вспомнить сказки, рассказы о птицах и скажите полностью название.

➢ Повесть А. Погорельского «Черная...» (Курица)

➢ Рассказ Д. Мамина-Сибиряка «Серая...» (Шейка)

➢ А. Поповкин «Черные...» (Лебеди)

➢ В. Флинт «Где живет белый...» (Журавль)

➢ В. Суров «Путешествие к...» (Пеликанам)

➢ Сказка С. Лагерлефа «Чудесное путешествие Нильса с дикими...»(Гусями)

➢ Сказка А.С. Пушкина «Золотой...» (Петушок)

➢ Сказки Г. X. Андерсена «Гадкий...» (Утенок), «Дикие...» (Лебеди)

➢ Русские народные сказки «Курочка...» (Ряба), «Гуси-...» (лебеди), «Лиса и...» (журавль), «Жар-...» (Птица)

«Танец маленьких лебедей»

Ведущий . Всем вам, скорее всего, приходилось видеть лебедей. А вот танцующих — сомневаюсь. Из одного зоопарка нам привезли несколько маленьких лебедей. Прошу их ввести.

Входят 4 мальчика в балетных костюмах.

Посмотрите, как они грациозны. Но это не простые лебеди: они умеют танцевать. Не верите? Сейчас вы увидите, что я говорю правду.

Мальчики исполняют «Танец маленьких лебедей» на музыку из балета П. И. Чайковского «Лебединое озеро».

Сценка «Два веселых гуся»

Ведущий. А теперь предлагаю вам посмотреть сценку на русскую народную песню «Два веселых гуся».

Песня:

Жили у бабуси

Два веселых гуся:

Один — серый,

Другой — белый,

Два веселых гуся.

Вытянули шеи —

У кого длиннее?

Один серый,

Другой белый —

У кого длиннее?

Мыли гуси лапки

В луже у канавки.

Один — серый,

Другой — белый,

Спрятались в канавке.

Вот кричит бабуся:

Ой, пропали гуси!

Один — серый,

Другой — белый,

Гуси мои, гуси.

Выходили гуси,

Кланялись бабусе.

Один — серый,

Другой — белый,

Кланялись бабусе.

Конкурс «Домино пословиц»

Ведущий. Если мы с вами затронули народное творчество, то давайте его и продолжим.

Зрителям раздают карточки, разделенные на две половинки: на одной написано начало одной пословицы, а на другой конец другой пословицы. Карточки прикрепляются па магнитную доску, как в игре «Домино».

Пословицы:

Дела не голуби — не разлетятся.

Всякая птица свое гнездо любит.

На чужой стороне и орел — ворона.

О том кукушка и кукует, что своего гнезда нет.

Глух как тетерев.

Слово не воробей, вылетит — не поймаешь.

Гусь свинье не товарищ.

Лучше синица в рукаве, чем журавль в небе.

Синичка невеличка, а птичка.

Гогочет как гусь на проталине.

Дай курице гряду — изроет весь огород.

Молодой журавль высоко взлетел, да низко сел.

Увидел грача — весну встречай.

Дятел и дуб продалбливает.

Ведущий. Давайте, ребята, так относиться к птицам, чтобы они нас не пугались, чтобы звонкие песни их радовали наш слух всегда. Они, так же как и все мы, нуждаются в заботе и внимании. Особенно зимующие птицы, ведь им так недостает корма в лютые морозы.

Сценарий конкурсной программы для учащихся 1-4 классов ко Дню птиц.

Воспитатель: От долгого зимнего сна пробуждается природа, постепенно прогревается воздух, звенит капель. Весна – это яркое солнце, первые цветы, светлые улыбки и горячая трудовая пора. Длинные, зимние ночи, холода и недостаточное количества корма заставляют большинство птиц улетать далеко от родных мест. Вдали от родины птицы не поют и не вьют гнезд, а когда наступает время, неудержимо стремятся на родину. Всюду слышны радостные голоса птиц.

Воспитатель: Попробуйте хоть на минутку представить себе наш мир без птиц. воронка над пашней и соловья в роще. Дятла на сосне, без воробьиных стай. Как бы обеднела наша жизнь. А что еще может случиться, если исчезнут птицы? Ребята, а как вы думаете, почему без птиц не обойтись? (Птицы - друзья нашего детства; вестники радости, приносящие весну; верные наши помощники, защитники лесов и полей, садов и огородов; птицы - это красота и тайна.)

Ведущий (1): Птицы - единственные животные с перьями. Они являются одним из самых больших Классов позвоночных животных.

Ведущий (2): Птицы вьют гнёзда и выводят птенцов из яиц. Большинство птиц умеют летать. Не летают киви, пингвины и страусы.

Ведущий (3): На Земле более 9000 видов различных птиц. Птицы живут в открытом море, в арктической зоне, в тропиках и даже в пустынях.

Ведущий (4): Есть домашние птицы, которых человек разводит для питания - куры, утки, индейки. Есть декоративные птицы – голуби, попугаи, канарейки, которых люди держат в доме.

Ведущий (1): Птицы - теплокровные животные, у большинства из них температура тела около 40 градусов. Для поддержания высокой температуры тела птицам требуется много энергии, которую они получают исключительно из пищи.

Ведущий (2): А какую пользу приносят птицы людям? За сутки скворец может съесть столько гусениц, сколько весит и сам и от этого совсем не растолстеет, так как очень много тратит энергии на поиски пищи, построение гнезда и уход за птенцами.

Ведущий (3): А кукушка за лето поедает до 270 тысяч крупных гусениц и майских жуков. Грач, следуя за плугом, способен уничтожить за день 400 червей – вредителей растений. Семья ласточек за лето уничтожает около миллиона различных вредных насекомых.

Ведущий (4): Ушастая сова способна съесть за день до 10 полёвок, а сова сивуха съедает в год около 1200 грызунов. Степной орёл очень много уничтожает сусликов и мышей. Подсчитано, что одна мышь съедает в год 2 – 3 кг зерна, а суслик – до 16 кг. Значит, каждая сова, орёл спасают тонны хлеба от грызунов.

Ведущий (1): Ну вот, ребята, теперь вы знаете, какую огромную пользу приносят птицы, и наш праздник сегодня посвящен именно этим обитателям планеты Земля.

А сейчас мы с вами проведём конкурсную программу.

Ведущий: Викторина: «Знаете, ли вы птиц?»

1. Какая птица является символом мира? (голубь)

2. Благодаря каким птицам, согласно легенде, был спасен Рим? (гуси)

3. У какой птицы самый длинный и красивый хвост? (павлин)

4. Какие птицы являются символом верности в любви? (лебеди)

5. Как зовут почтальона, который без адреса в дом письма доставит? (голубь)

6. Эта африканская птица помогает буйволам и носорогам жить без мух и комаров? (цапля)

7. Вразвалку идет, как моряк.

Белый галстук, черный фрак.

В Антарктиде среди льдин

Проводит свои дни …… (пингвин)

8. Как сажа черна, как сметана бела.

Люблю всем в лесу рассказать, где была? (сорока)

9. Трели, песни разливались

Среди листьев и ветвей.

Как прекрасно твое пенье

10. Всех прилетных птиц черней,

Чистит пашню от червей.

Взад – вперед по пашне вскачь.

А зовется птица …… (грач)

Конкурс 1. «Отгадайте загадки»

Команды по очереди отгадывают загадки о птицах.

Эта птичка никогда

Для птенцов не вьет гнезда.

Сядет где-то на суку

И кричит: «Ку-ку! Ку-ку!» (Кукушка.)

Скачет птичка по дорожке,

Собирает шустро крошки,

А потом на ветку прыг

И чирикнет: «Чик-чирик!» (Воробей.)

Стрекотунья, белобока

Наша сплетница... (сорока).

Как лиса среди зверей,

Эта птица всех хитрей.

Прячется в зеленых кронах,

А зовут ее... (ворона).

Прилетают к нам зимой,

Им не нужен летний зной.

Грудка ярче, чем заря,

У красавца ... (снегиря).

Маленький певец лесной,

Конкурс 3. «Знатоки птиц родного края»

1. Какие птицы нашего края зимуют у себя на родине, не улетая в теплые края? (Вороны, воробьи, сороки, совы.)

2. Какие птицы на зимовку улетают в теплые края? (Утки, лебеди, скворцы, грачи.)

3. Зачем журавлю длинные ноги?

4. Зачем клесту нужен крестообразный клюв?

5. Какие птицы подкладываютсвои яйца в гнезда других птиц? (Кукушки.)

Конкурс 4. «Собери и объясни пословицу о птицах»

По 3 представителя от каждой команды получают написанную на листочке бумаги пословицу, в которой перепутаны все слова. Нужно восстановить пословицу и объяснить ее смысл.

1. Лес без птиц и птицы без леса не живут.

2. Всякая птица своим клювом сыта.

3. Увидел грача - весну встречай.

Когда так говорят?

    Короче воробьиного носа? (Очень маленький)

    Как с гуся вода. (Безразлично, все нипочем, ничего не действует на кого-либо.)

    Курица лапой. (Неразборчиво. Неряшливо.)

    Стрелянный воробей. (Опытный, бывалый человек.)

    Стрелять из пушки по воробьям. (Тратить много сил по пустякам.)

    Вылететь из гнезда. (Покинуть родной дом.)

    Ворона в павлиньих перьях. (Человек, безуспешно старающийся казаться лучше, чем он есть.)

    Белая ворона. (Человек, который сильно отличается от других)

Игра «Это – я, это – я, это все мои друзья!»

Ведущий читает вопросы, участники, если считают. Что нужно поступить именно так, говорят хором: «Это – я, это – я, это все мои друзья!» Если неправильно – молчат.

    Кто помог замерзающей птице?

    Кто взял птенчика домой?

    Наш гусак встает на зорьке,

Он к реке сбегает с горки,

Он гусиную зарядку

Любит делать по порядку.

Кто, как наш гусак, делает зарядку?

    Кто любит разорять птичьи гнезда?

    Кто друзей имеет много среди зверей и птиц?

    Кто на уроке считает ворон?

    Кто птичкам помогает, правила не нарушает.

Кто пример для всех ребят: школьников и дошколят?

    Кто задорный и веселый, верность правилам храня, бережет природу от огня?

Ведущий. Я вижу, что вы все любите птиц и помогаете им. Молодцы!

Конкурс 6. «Портрет пернатого друга»

Задача участника конкурса - рассказать о птице, чье изображение он нарисовал дома, и рассказать что-то интересное об этой птице.

Пятый конкурс - викторина «Барометры природы»

1. Ласточки задевают крыльями поверхность воды. (К дождю.)

2. Ласточки летают то вверх, то вниз. (Жди бури.)

3. Стрижи летают низко с криком. (К дождю.)

4. Воробьи прячутся под стреху. (К буре.)

5. Свистит снегирь. (Скоро зима будет.)

6. Снегирь под окнами чирикает. (К оттепели.)

7. Иволга издаёт резкие, похожие на кошачий визг, звуки. (К ненастью.)

8. Голуби воркуют, кукушки кукуют. (К тёплой погоде.)

9. Воробьи купаются в песке. (Будет дождь.)

10. Вороны садятся на верхушки деревьев . (Перед морозом.)

11. Вороны садятся на снег. (К оттепели.)

12. Ласточки купаются и часто летают в гнездо. (К дождю.)

13. Чайка ходит по песку, моряку сулит тоску, села чайка на воду, жди... (хорошую погоду.)

14. Днём сова кричит. (К дождю.)

А теперь поиграем в игры.

1. Курица. Необходимо написать как «курица лапой». Участникам к ногам крепятся фломастеры. Кто быстрее и понятнее напишет заданное слово «солнце».

2. Кто больше. Как игра в города, только вместо городов говорят названия птиц. Например: ястреб – беркут – тетерев и так далее.

3. Красивая птица. Выходят 6 желающих из команды. Их задача – изобразить птицу с большим размахом крыльев. По сигналу игроки каждой команды начинают снимать с себя одежду и связывать в линию. У кого длиннее размах крыльев, тот и выиграл. 5 – 8 млн. лет назад существовала хищная птица, вес которой 100 кг, а размах крыльев – 8 метров.

4. Боевые петухи. На полу чертят круг. По одному петуху от команды в круг. Петухи, прыгая на одной ноге, руки за спиной, пытаются вытолкнуть плечом друг друга за пределы круга, или же заставить противника встать на обе ноги.

5. Курочки и петушки. Три представителя от команды в течение одной минуты собирают зерна, разбросанные на полу. Побеждают те, кто больше собрал.

6. Охотники и утки. Играющие делятся на две команды: одна – охотники, другая – утки. Чертится большой круг, за которым становятся охотники, а утки – внутри. По сигналу охотники стараются попасть волейбольным мячом в уток, которые, бегая внутри круга, уворачиваются от мяча. Игрок, осаленный мячом, выбывает из игры. Когда все утки будут выбиты, команды меняются местами. Игра на время.

7. Коршун. Коршун и наседка, все остальные – цыплята, которые становятся за наседкой в колонну по одному и держат друг друга за пояс. Коршун старается схватить последнего цыплёнка в колонне. Наседка старается помешать этому. Коршун может схватить только последнего цыплёнка. Если он схватил, то становится наседкой. Наседка становится последним цыпленком. Коршун выбирается.

8. Пингвин. Пингвины живут в Арктике. Это красивые, изящные птицы, которые не умеют летать, но зато великолепно плавают и очень забавно ходят. Помните их «грациозную» походку вразвалочку? Пингвины ходят, переваливаясь с бока на бок. Есть у них ещё одна особенность: они умудряются носить своих только что вылупившихся детёнышей между лапок. Для эстафеты потребуется лишь 2 мяча. Задача участников – зажав мяч ногами на уровне колен, пронести его до поворотной отметки и обратно. При этом нельзя прыгать или бежать, надо идти вразвалочку, подражая походке пингвина, но как можно быстрее и не ронять мяч!

9. Аисты. Все участники игры чертят круги диаметром 1 м – гнезда - и становятся внутрь на одну ногу. Один участник - аист без гнезда - прыгает в любой из кругов и тогда оба игрока должны обежать прыжками на одной ноге с разных сторон все гнезда, стремясь раньше вернуться в пустой круг. В это время остальные игроки могут встать на обе ноги. Тот, кто первым займет свободный круг, остается в нем, а второй игрок становится «аистом без гнезда».

Подведение итогов

Неделя биологии – сценарии праздников

Автор :Смирнова Светлана Юрьевна, воспитатель в группе продлённого дня.
Сценарий программы может быть полезен для учителей, воспитателей, вожатых, работающих в начальной школе.

Цель: познакомить учащихся с многообразием, жизнедеятельностью и голосами птиц, показать огромное значение птиц в природе.
Задачи конкурса:
Формирование у школьников глубокого интереса к познанию мира птиц.
Развитие творческого мышления учащихся, умений и навыков самостоятельной работы, приобщение к исследовательской, поисковой деятельности, расширение и углубление теоретических знаний
Формирование целостного взгляда на окружающий мир и место человека в нем.
Предварительная работа: Команды готовят названия команд, девизы, сообщения об интересных фактах из жизни птиц, истории мифов и легенд о птицах.

Ход программы:

Весна.
Весенний луч, он робок внешне,
Но, всё ж, напорист и горяч.
Растопит лёд и даст надежду
Для новой жизни и удач.
Ещё морозны ночи будут,
Но днём журчат уж ручейки
И с каждым днём всё меньше иней
На свежей травке у реки.
Уж теплый дождь стучит в оконце,
Вновь оживает вся земля
И нежность ласкового солнца
Разбудит сонные поля.
С весною птицы возвратятся
И гнёзда для птенцов совьют,
Ход жизни будет продолжаться
Из года в год – сомкнётся круг.
Весна – творения начало,
Основа любящих сердец,
Когда тепло сильнее стало
И каждый счастья сам творец.
Ещё свисают с крыш сосульки,
Но звонко слышится капель
И, день за днём – проходят сутки.
За Мартом близится Апрель.
Весна вступает в свою пору,
Луга, поля красой полны.
Всё пахнет свежестью, травою
И ароматом новизны.
Лишь ветерок – гуляка вольный
Шумит, листочками шурша,
Несёт прохладу, дух раздольный
И счастьем полнится душа.
Ведь счастье видеть пробужденье,
Быть созерцателем чудес
И наблюдать вновь возрожденье –
Природы и Весны прогресс.
Виталий Тунников

С приходом весны возвращаются к нам наши друзья - перелётные птицы.
Они привлекают причудливым оперением, пением, движениями, полётом, и, конечно, загадочным образом жизни.
Посмотрите и запомните эти божественные существа. /Видеоролик о птицах/

Ежегодно в нашей стране отмечается праздник «День птиц». Мы с вами собрались, чтобы отметить этот День и вспомнить о великом многообразии птиц и их значении в природе. Надеюсь, вы узнаете много нового и познавательного.
Я приветствую на праздничной конкурсной программе команды:

«Стрижи» и «Орлы»

Приветствие команд:
«Орлы» Наш девиз: « Летаем высоко, побеждаем легко»
«Стрижи» Наш девиз: « Наш девиз не падать вниз»


В начале, как положено, проведем разминку.
Разминка
«ОРЛЫ»:
Какие птицы устраивают по нескольку гнезд на одном дереве? (Грачи)
Назовите птиц, которые гнездятся колониями? (Чайки, грачи, ласточки)
Название, какой другой птицы спрятано в слове жаворонок? (Ворон)
Добавьте одну букву в название русской реки, чтобы получилось название птицы (Иволга)
Какая из наших птиц быстрее всех летает? (Стриж)
Какая самая маленькая птичка в нашей стране?(королёк)
Какие птицы роют норы для гнёзд? (Ласточки)
Вьют ли гнёзда наши перелётные птицы на юге?(нет)
« СТРИЖИ»:
Птенцы какой птицы не знают матери?(кукушки)

Почему нельзя трогать яйца птиц в гнездах? (птицы могут бросить гнезда и тогда яйца погибнут)
Зачем грачи ходят по пашне? (подбирают червей, личинки жуков и др. насекомых на свежевспаханной земле)

У каких птиц все пальцы соединены между собой перепонками?
(У водоплавающих)
У какой птицы самый длинный язык?(у дятла до 15 см
Где синицы вьют гнёзда?(В дуплах)
Когда гуси бывают особенно злыми? (когда появляются гусята)
Любимое лакомство аистов?(лягушки)

А сейчас познакомимся с песнями пернатых./ Видеоролик с голосами птиц/
По птичьим трелям теперь мы легко можем узнать многих птиц.

А мы продолжаем конкурсную программу.

2 Конкурс «Весенний ветер»
Весенний ветер подул и перемешал все буквы в словах – названиях птиц, живущих в наших краях. Выберите по листочку с «запутавшимися» буквами и попробуйте расставить их в правильном порядке. Если отгадали одно название – можете взять следующее, пока не отгадаете всех птиц или не закончится время.
ГВОХОРИСТКА ОКВАСНЯ
КОСТАЧАЛ СУХЫЛА
СОНОБУД ПАЛЯЦ
ГИРЬНЕС НЕЛЕШУКАЗ
НЕКОПАЧ МОРДОКОЗИ
ТЕРИШВЕЙКА ВЕЛОСОЙ
ДОЗОЙОК ИСТРИСВЕЛЬ
ЦЕРКВОС КРУШИВАЗА
ЛАКВАС ВКОКОСМА
КАЧИГА КОЗЛАРЕВА
УЩИПАХ ВКОНОРОЖА
ЛОВИГА ЗЛОПОПЕНЬ
КРУБОЧАС ШНУРОК
ФАНЗА НОРОВ
НУЛЬ КАГАЛ
3 Конкурс “Что написано пером – не вырубишь топором”
Объясните, почему сложились такие поговорки?
1 команда:
Седой как лунь. (Самцы хищной птицы луня с возрастом седеют)
Глухая тетеря. (токующий глухарь, тетерев не слышит)
Заладил как дятел. (Дятел долбил короедные деревья с большим упорством, иногда на одном дереве стучит целый день)
2 команда:
Забился как сыч (На день сычи забиваются в укромные уголки:в дупла, на чердаки и т.п.)
Как с гуся вода, вышел из воды сухим (Гусь выходит из воды сухим, т.к. его перья обильно смазаны жиром копчиковой железы)
Вынарядился как щеголь. (Птица щегол действительно пестрая, яркая: спинка у птицы коричневая, крылья – черно-желто-белые.Даже когти и клюв разноцветные. До чего же красиво нарядила его природа!)
(время 1 минута)

А сейчас наши команды познакомят нас с интересными фактами из жизни птиц. /Интересные факты из жизни птиц/


4 Конкурс «Бой скороговорок. Сорока-тараторка»
Весна – пора брачных игр. Среди самцов некоторых птиц устраиваются настоящие брачные бои. Но мы сегодня, драться не будем, а вот бой скороговорок, пожалуй, устроим.
/ Каждый участник команды должен по очереди произнести скороговорку быстро и точно./
Дятел дуб долбил, да не додолбил.
У перепела да перепёлки пять перепелят.
Проворонила ворона воронёнка.
Перепел перепёлку и перепелят в перелеске прятал от ребят.
Три сороки- тараторки тараторили на горке.
Хитрую сороку поймать морока, а сорок сорок- сорок морок.

5 Конкурс «Уютное гнездышко»
Первым делом, прилетев, птицы наводят порядок в своем доме. Ремонтируют старые гнезда или строят новые. А вы знаете, что гнезда бывают самые разные? Например, огромные, построенные из веток и сучьев, у аистов, и связанные из шерсти или волокон конопли, подвешенные к камышу чудо-домики синичек-ремезов. Зимородки и ласточки-береговушки, например, роют в отвесных речных берегах норы до 1 м глубиной, а в конце туннеля и располагается «спаленка» с гнездом. Ласточка-касатка делает под крышей чердака или сарая гнездо в виде чашки из глины и соломинок, скрепляя их своей слюной. А синички и поползни строят гнезда в дуплах деревьев. Многие птицы натаскивают в свое гнездо и шерстинки, чтобы сделать мягкий матрасик для будущих птенцов. Скворцы предпочитают теплые уютные квартирки без сквозняков. Они могут свить гнездо в подходящем дупле, но если в лесу или саду есть скворечник, то они с удовольствием поселятся в нем и будут защищать лес и сад от вредителей.

Сейчас вам предстоит построить гнездо из веток и травинок. Работаем всей командой.



6 Конкурс. «Живые синонимы»
Попробуйте вспомнить, как и о ком у нас говорят в народе, используя названия птиц. Итак, продолжите…
Задание 1-й команде:
Могучий, как… (орёл).
Вольный, как… (птица).
Мудрый, как… (ворон).
Вороватый, как… (сорока).
Важный или спокойный, как… (гусь).
Важный или надутый, как… (индюк).
Верность… (лебединая).
Любовь и нежность… (голубиная).
Ярко, вызывающе одетый, как… (павлин).
Длинноногий, как… (журавль).
Большеглазый, как… (филин).
Желторотый, как… (птенец, цыплёнок).

Задание 2-й команде:
Взгляд хищный, как у… (ястреба).
Взгляд зоркий, как у… (сокола).
Нос с горбинкой, или… (орлиный).
Нос приплюснутый, или… (утиный).
Шея красивая, или… (лебединая).
Выступать величаво, как «пава», или… (павлин).
Плыть (идти плавно)… (лебёдушкой).
Болтать или трещать, как… (сорока).
Щебетать, весело переговариваться, как… (воробей, птичка).
Ворковать, как… (голубь).
Накаркать (накликать беду), как… (ворона).
Долбить (говорить одно и то же), как… (дятел).

7 Конкурс: «Птичьи разговоры»
У разных птиц имеются свои виды сигнализации. Вспомните некоторые из них:
Гуси Гогочут
Соловьи свистят
Вороны каркают
Ласточки щебечут
Голуби воркуют
Синицы пищат
Совы хохочут
Журавли курлычат
Утки крякают
Лебеди трубят
Филины ухают
Аисты трещат

Настала пора познакомиться с мифами и легендами о птицах. Команды подготовили для нас интересный материал.
/ МИФЫ И ЛЕГЕНДЫ./
8 Конкурс «Узнай по портрету»
Задумывались ли вы когда-нибудь над тем, что каждое живое существо имеет своё лицо, свой портрет? И что лица эти по-своему интересны, удивительны и даже красивы? Сегодня мы по портрету будем узнавать птиц.
Задание – узнать птицу, изображенную на рисунке. Каждой команде предоставляется по 6 изображений птиц: кто больше назовёт.


9 Блиц-опрос. Кто больше ответит на вопросы за одну минуту
1. Какая птица может летать хвостом вперед? (Колибри.)
2. У какой птицы самый длинный язык? (У дятла, до 15 см.)
3. Какие птицы не садятся ни на землю, ни на воду, ни на ветки? (Стрижи.)
4. Когда температура тела у воробья ниже – летом или зимой? (Одинаковая.)
5. Какая птица в нашей стране самая маленькая? (Королек.)
6. Какая птица имеет очень длинный хвост? (Сорока.)
7. Какая птица носит название корабля? (Фрегат.)
8. Какая птица носит название танца? (Чечетка.)
9. Какая птица двигается по стволу и вверх, и вниз головой? (Поползень.)
10. Кто два раза родился? (Птица.)
11. Какие города носят название птиц? (Орел, сорока.)
12. Какая птица имеет в качестве названия фамилию писателя? (Гоголь.)
13. Названия каких птиц носят созвездия? (Лебедь, орел.)
14. Так называют человека, который очень хорошо поет. (Соловей).
15. Так говорят о человеке, который упустил что-либо. (Проворонил).
16. Так называют людей, спор которых вот-вот перейдет в драку. (Петухи).
17. О человеке, которому неуютно, говорят, что он нахохлился как эта птица. (Воробей).
18. Так называют влюбленных. (Голубки).
19. Так называют человека, который разносит сплетни. (Сорока).
20. Так называют человека с необычайно раздутым самомнением. (Индюк).
21. Так называют плохую мать. (Кукушка).
22. У какой птицы хвост похож на струнный музыкальный инструмент? (Лирохвост.)
23. Кто из птиц имеет самое большое яйцо? (Страус.)
24. Самая крупная птица в Европе? (Орлан белохвост.)
25. Какие птицы летают бесшумно? (Совы.)
26. Сколько кругов кровообращения у птиц? (Два.)
27. Самая тяжелая птица нашей страны? (Дрофа.)
28. Какой отряд птиц самый многочисленный? (Отряд Воробьиные.)
29. Могут ли птицы спать на лету? (Да.)
30. Кто кукует у кукушки? Самцы или самки? (самцы)
31. Какая птица умеет нырять и бегать по дну водоёмов? (Оляпка.)
32. Какая птица лает, как собака? (Самец белой куропатки.)
33. Какая птица носит орехи в «мешочке»? (Кедровка.)
34. Дышит ли птенец в яйце? (Дышит.)
35. Часть нижней конечности, характерная только для птиц? (Цевка.)
36. Какие птицы помогают пасти скот? (Страус.)
37. Какая птица может поворачивать голову на 270 ° ? (Сова.)
38. Какая птица использует вместо гнезда свои лапы? (пингвин)
39. Какая птица поёт только высоко в небе? (Жаворонок.)
40. Птица – санитар леса(дятел)
41. Птица, которая любит петь «хором», чтобы привлечь самку? (Тетерев)
42. Может ли петух назвать себя птицей? (Нет, ведь он не может разговаривать).
43. От какой птицы зависит количество детей в семье? (Аист).
44. Какая наша птица выводит птенцов зимой? (Клёст).
45. Какая птица определяет срок жизни человека? (Кукушка).

10 Конкурс актёрского мастерства
Ребята, вы не забыли, что 1 апреля ещё и День смеха. Вот сейчас мы и посмеёмся.
Капитаны тянут карточки с заданием – изобразить:
Утку с утятами (для одной команды);
Танец журавлей (для другой команды);

11 Конкурс «Зоошутка»
- из частей каких птиц составлена эта странная птица? Написать на листке бумаги.