Формирование личности ребенка в семье. Становление ребенка как личности Формирование ребенка как личности

Формирование личности ребенка в семье. Становление ребенка как личности Формирование ребенка как личности

В этой статье:

Воспитание и развитие личности ребенка - это два взаимосвязанных процесса. В семье они имеют ситуативный характер, то есть напрямую связаны с обстоятельствами, настроением родителей и ребенка. Так, например, если отец пришел с работы усталый и раздраженный, он, скорее всего, ограничит свое с общение с малышом – это в лучшем случае, а в худшем найдет причину на нем оторваться. Часто то же самое касается и мам.

На развитие личности также влияют такие вещи, как средства массовой информации, общение с другими взрослыми и сверстниками, компьютерное игры и даже книги, которым современные дети уделяют все меньше внимания. Формирование нравственных качеств малыша является важным этапом в процессе развития его личности, поэтому остановимся на этом моменте.

Какие предпосылки имеет появление личностных особенностей у ребенка? Конечно
же, это тот фундамент, на котором растет и развивается малыш, получая точные представления о нормах поведения, ценностях во время общения с близкими и в коллективе. В момент становления личности ребенок особенно заинтересован в изучении собственного поведения и поведения окружающих его людей, он задает много вопросов касательно поступков и ждет на них исчерпывающих и правдивых ответов.

В момент становления и развития личности ребенка родители должны относиться с пониманием к его любопытству. Оно вовсе не праздное. Анализируя полученные ответы, малыш учится оценивать действия окружающих, прежде всего чтобы соотнести их с известными ему нормами. Главным мотиватором для малыша на этом этапе станет личный положительный пример родителей.

Как происходит формирование личности малыша?

Что собой представляет процесс формирования личностных качеств у ребенка? Для начала отметим, что это многоэтапный процесс. Начинается все с острого желания малыша познакомиться ближе с социальной действительностью. Следующий этап - формирование новых личностных качеств.

Довольно часто малыш копирует манеру поведения взрослых, более того, указывает им на ошибки, которые они, на его взгляд, делают. Например,
дети часто могут поставить родителей в неловкое положение, когда в присутствии посторонних разоблачают их в легкой лжи, ссылаясь на то, что врать плохо и это они узнали именно от взрослых.

Когда в сознании малыша сформируется понятие о главных личностных качествах человека, он сможет перейти к новому этапу - овладению навыками, умениями, выработке привычек.

Родителям нужно осознать, какая ответственность на них возложена на этом этапе жизни ребенка. Они обязательно должны помочь ему справиться со всеми сложностями и найти свой путь. У ребенка должны быть возможности проявить себя в общественно-значимой деятельности, например, он может иметь собственные обязанности дома либо получать задания творческого характера в школе, кружке, секции.

Многие родители напрасно беспокоятся о том, что
ребенок не повторяет ту модель поведения, которую они ему стараются прививать. На самом деле это нормально, если учитывать, что воспитание дает свои плоды, но с некоторой отсрочкой во времени. Поэтому ждать сиюминутных результатов не стоит. Куда более правильным будет постепенное приобщение малыша к тем нормам и ценностям, которые чтят и соблюдают в семье.

Фундамент личности закладывается в раннем детстве. Но до этого момента появляются преобладающие мотивы, свойства и установки. Происходит это в периоды, когда мозг ребенка в силу своей незрелости не готов адекватно воспринимать все то, что происходит вокруг него. Именно в эти периоды главное для малыша - это «хочу».

Одними из факторов, влияющих на формирование личностных качеств, являются:

  • биологические свойства организма;
  • генетика;
  • особенности окружающей среды.

Если сравнивать ребенка с чем-то неодушевленным, то в период раннего детства он может напоминать каменную глыбу, которая имеет внутри определенные природой свойства, форму же приобретает
в зависимости от внешнего воздействия природной среды: ветра, осадков и т.д.

Социальная среда - наиболее важный инструмент, воздействующий на формирование и личности ребенка. Крайне важно правильным образом настроить семейное взаимодействие с малышом, от которого, по сути, будет зависеть его поведение и общение с окружающими.

Формирование личности на каждом возрастном этапе

Итак, на каждом возрастном этапе у ребенка формируются те или иные личностные качества.

В два года дети уже понимают, что они - личности. Они выделяют себя из круга окружающих, но пока только на уровне физического восприятия. Позже,
в семь лет, когда уровень самоанализа возрастет, ребенок научится интересоваться внутренним миром человека, но пока это не то, что его волнует.

Первое желание дать себе оценку у крохи появляется в три года. Предпосылкой к этому является умение сравнивать себя с окружающими, в первую очередь с родителями. Чем старше будет становиться ребенок, тем выше будет уровень его волевой регуляции и самосознания.

Тем не менее уже в три года ребенок имеет собственную внутреннюю позицию и готов освоить новую для себя социальную роль - ученика. Именно на основе этого психологического новообразования формируются и совершенствуются личностные качества крохи, который становится заметно более целеустремленным, самостоятельным и упорным.

В трехлетнем возрасте можно наблюдать за тем, как личность ребенка обретает четкие контуры. Этот этап в его развитии один из самых важных, прежде всего потому, что кроха учится иметь своя «я», быть самостоятельным. Родители должны поддержать его инициативу.
Малыш уже имеет достаточно знаний, навыков и готов к тому, чтобы применять их на практике. Тем не менее его физиологические и психические особенности пока не позволяют полноценно выполнять различные действия, на таком же высоком уровне,
как это делают взрослые. Это задевает малыша. Поэтому родители должны помогать крохе справиться с проблемой, предлагая ему выполнить работу взрослых, но посильную для него: например, привлекать к приготовлению простого блюда или уборке дома.

А вот в среднем дошкольном возрасте малыши уже не только соотносят себя с окружающими, оценивая их поступки и выделяя особенности. В этот период дети проявляют особый интерес к познанию собственного внутреннего мира. Они оценивают себя теперь уже опираясь не только на мнение окружающих, но и на своё собственное.
В старшем дошкольном возрасте дети все так же перенимают манеру поведения взрослых, они наблюдают за действиями родителей и стараются принимать участие в процессе. Родителям важно не препятствовать такой совместной деятельности, так как она оказывает огромное влияние на дальнейший процесс социализации ребенка. Чем чаще малыш будет вместе с родителями заниматься посильной для него взрослой работой, тем быстрее он освоится в культурной среде, примет правила поведения в обществе.

Ниже рассмотрим основные принципы, которых взрослым стоит придерживаться для того, чтобы помочь детям вырасти самодостаточными личностями.

Принимайте детей такими, какие они есть

В младшем дошкольном возрасте уже можно наблюдать за тем, как у малыша формируется характер.

Взрослые должны
понимать, что каждый малыш - это индивидуальность, и по большей части на его поведение оказывает влияние темперамент. Скажем, если родители мечтают о том, чтобы ребенок был активным, самостоятельным, уверенным в себе, тогда как он скромный, тихий и любит одиночество, то последнее, что им нужно делать - пробовать его изменить, настаивая на занятиях, которые не будут приносить ему удовольствия.

С первых дней жизни ребенка нужно быть готовыми к тому, что он будет таким, каким его запланировала природа, нуждаясь при этом в любви и поддержке взрослых. Нельзя сравнивать малыша с другими детьми и рисовать для себя и крохи образ какого-то идеального ребенка, на которого ему нужно равняться.

Терпение - важное качество для родителей

Наблюдая за поведением малыша, за его реакцией на те или иные события, родители должны деликатно вносить коррективы в формирование его характера. Если во нраве дошкольника начинают проявляться первые отрицательные качества, то главное, чего не стоит делать, это впадать в панику.

В самом начале
своей более или менее осознанной жизни каждый ребенок может «дать слабину»: показать себя непослушным, капризным, раздражительным и даже упрямым. Особенно остро негативные черты характера проявляются в период возрастных кризисов малыша, например в возрасте трех лет.

Такие кризисы и связанные с ними неудобства быстро проходят, поэтому родителям нужно проявить терпение и продолжать воспитывать ребенка правильно, окружив его любовью и заботой, стараясь сократить количество запретов. Со временем такое воспитание даст свои плоды.

Лучший пример - личный пример

Все свое осознанное детство малыши видят перед собой родителей, запоминают, как они говорят, как поступают. Для детей поведение родителей считается образцовым. Именно поэтому взрослые должны быть для ребенка только положительным примером. Объясняя крохе, что хорошо и что плохо, что можно и что нельзя, родители должны подтверждать это личным примером.

Хотите,
чтобы малыш вырос добрым, отзывчивым, умел сочувствовать и помогать? Значит, нужно именно так вести себя по отношению к нему. Агрессия, критика, раздражение никогда не смогут породить в душе маленького человека доброту, сострадание, терпимость по отношению к окружающим. В ребенке будут заложены только те качества, которые имеют в себе взрослые.

Очень важен для нормального развития малыша комфортный микроклимат в доме. Только гармония в семье обеспечит адекватное формирование целостной, уверенной личности ребенка. В семье малыш должен чувствовать надежный тыл и поддержку. Регулярные ссоры и раздражение членов семьи станут одной из причин развития закрытой, недоверчивой личности ребенка с задушенными на корню положительными качествами.

Самостоятельность для развития самоорганизации

Деятельность ребенка должна быть организована таким образом, чтобы он умел занимать себя самостоятельно. Родители не должны постоянно все делать за кроху, оберегая его, развлекая и так далее. Нужно, чтобы родительская деятельность носила направляющий характер – тогда от нее будет толк. Так, если ребенок не умеет сам играть и не знает, во что поиграть, ему можно предложить несколько игр на выбор или вместе с ним придумать правила.

То же касается и прогулок на улице. Не нужно везде подсаживать кроху, поднимать, переносить его через препятствия. Правильно будет показать ему, как перешагнуть через барьер, скатиться
с горки или залезть на лестницу безопасно и эффективно, вместе с ним радуясь его первым самостоятельным попыткам и успехам.

Такое поведение взрослых позволит выработать у ребенка чувство уверенности в себе, своих действиях, а наряду с этим чувство ответственности и личной значимости.

Можно ли целенаправленно развивать в ребенке какие-то определенные качества? Что нужно для этого делать и каким рекомендациям следовать? Опять же, самый простой способ - личный пример. Но есть и другие методы, выбор которых будет зависеть от качеств, которые родители хотели бы привить ребенку.

Развитие доброты в малыше

Можно ли целенаправленно развить в характере ребенка доброту? Конечно, можно и нужно! Причем начинать это делать следует с первых лет жизни. Малышу нужно обязательно рассказывать о том, как поступать хорошо, почему в жизни такую важную роль играют сострадание и терпимость.

Отличный вариант для развития в ребенке добрых чувств - это чтение соответствующей литературы, преимущественно сказок. Именно там лучше всего описаны добро и зло, которые борются друг с
другом на протяжении всего сюжета. Победа добра в схватке сил обязательно мотивирует малыша быть именно на «светлой» стороне.

Воспитание уверенного в себе ребенка

Уверенные в себе люди - это плод трудов их родителей, которые знали и понимали тонкости и нюансы воспитания. Основной метод воспитания таких детей - это позитивное оценивание. Необходимо слушать мнение малыша и не насмехаться над ним, хвалить за хорошо проделанную работу и вообще за любые успехи.

Очень важно не переусердствовать, придумывая для ребенка разносторонние занятия. Слишком большая загруженность (спорт, музыка, рисование,
иностранные языки) ограничит право выбора малыша. Пусть он сам выберет для себя то, чем бы хотел заниматься и что будет приносить ему настоящее удовольствие.

Можно ли воспитать уверенного в себе человека из застенчивого от природы малыша? На самом деле можно, если принять особенности его характера и не пытаться его переделать. Достаточно будет подстроить деятельность малыша под эти особенности, и процесс развития в нем уверенной в себе личности обязательно начнется.

Пусть голос ребенка так и останется тихим и одному ему будет интереснее, чем в кругу детей, зато он будет чувствовать себя вполне уверенно и комфортно, понимая, что его поддерживают, ему доверяют, к нему прислушиваются.

Ребенок - лидер

О том, чтобы ребенок был лидером, мечтает чуть ли не каждый второй родитель. Для того, чтобы развить в малыше качества лидера, есть свои методы. Например, с детства можно определить малыша в спортивную секцию, где он будет соревноваться с другими детьми, постоянно стремясь к победе. Параллельно с
этим нужно будет уделять внимание развитию социальных навыков малыша, воспитанию в нем уверенности в себе.

Если, несмотря на все усилия родителей, для ребенка быть первым не так уж важно, то развитие его должно протекать согласно тем же правилам, но с учетом его личностных особенностей, без демонстрации родителями разочарования и недовольства по поводу того, что малыш не проявляет в себе лидерские качества. Такое отношение негативным образом повлияет на его самооценку.

Позвольте развиваться тем качествам, которые заложены в малыше природой, и дайте ему самому принимать решения в отношении того, чего хотеть от жизни.

Роль семьи в развитии личности ребенка

Доказано, что повлиять на становление личности ребенка родители могут, только объединившись в единую команду, члены которой не спорят, а взаимодействуют и поддерживают друг друга, видя перед собой единую цель.

Мамина любовь, ласка и забота необходимы ребенку для удовлетворения его врожденной потребности в эмоциональном общении, помогут ему стать уверенным в себе человеком, который чувствует поддержку любящих людей.

Важную роль играет и отец семейства. Именно он является образцом рациональности и дисциплины в семье, подкрепляя любовь матери последовательными действиями и твердостью характера.

Сын, наблюдая за отцом, выделяет для себя важные паттерны мужского поведения, а дочь получает представление о том, какова роль мужчины в семье.

Основная задача семьи - научить ребенка жить в обществе. Именно поэтому родители должны сделать все для расширения круга общения малыша, организации его досуга, учебы, общения со сверстниками. Только благоприятные условия в семье помогут ребенку вырасти успешным, спокойным, уверенным в себе и разносторонне развитым человеком, готовым жить в современном обществе.

Значение воспитания для формирования личности ребенка

Выполнила: Драган Надежда Владимировна

ОГЛАВЛЕНИЕ

Ведение……………….............................................................................3

1. Формирование и развитие личности ребенка……………..…..4

2. Формирование личности ребенка в семье………………………………….8

2.2. Воспитание и формирование личности ребенка……….….………12

Заключение………………………………………………………..…….13

Список используемой литературы……………………………….…...14

ВВЕДЕНИЕ

Формирование личности ребенка – это процесс и результат воспитания, социализация и результат воспитания. Ключевая роль в личностном формировании, безусловно, принадлежит семье. Ведь непосредственно в семье малыш видит первые вариации поведения для дальнейшего подражания, знакомится с первой реакцией окружения на его действия. Так как вследствие отсутствия социального и личного опыта, ребенок не сможет подвергнуть оценке собственное поведение и личностные черты других индивидов.

Сегодня абсолютное большинство психологов и педагогов едино в том, что все качества характера, неважно, плохие или положительные, малыш приобретает в детстве. В раннем совершается закладка трех ключевых групп личностных качеств у маленьких детей, а именно мотивационные качества, стилевые и инструментальные. А последовательность их возникновения имеет тесную связь с главными периодами развития.

1. Формирование и развитие личности ребенка

Социальное понятие, которое объединяет в себе все, что имеется в индивидууме надприродного и исторического, называется личностью. Данное понятие не является врожденной характеристикой субъектов. Личность возникает как следствие культурного развития и социального воздействия. Личностное развитие имеет присущие только ему этапы формирования личности ребенка.

Единая структура личности обуславливается целенаправленностью и активностью при этом, характеризуя устройство мотивационной сферы субъектов.

Формирование личности ребенка содержит два аспекта. Один из них представляет собой постепенное осознание малышом собственного места в реальном мире. Другой – состоит в развитии чувств и волевой сферы. Они координирую мотивы и устойчивость поведения.

Большинство взрослых лиц подменяет понятие «личность» и термин «индивидуальность». Они считают, что если у ребенка появились индивидуальные предпочтения в определенной области (например, малышу нравятся лишь конкретные музыкальные композиции), то значит он уже полноценно-сформированная личность. Однако такое суждение неверно, так как предпочтения в отдельных областях характеризуют индивидуальность детей, а не свидетельствуют об особенностях личности. В свой черед и коммуникативные способности, черты характера и другие проявления не являются свойствами личности. Индивидуальные черты индивидов, такие как одаренность, темперамент, особенности когнитивной сферы, несомненно, виляют на личностное формирование, но они не являются факторами, всецело определяющими ее структуру.

Как понять, что ребенок уже осознает себя уже личностью? Можно выделить несколько ключевых критериев:

    ребенок полноценно применяет личные местоимения;

    имеет основополагающие представления о вещах, которые можно назвать «хорошими» или «плохими», вследствие чего он способен отказаться во имя «хорошего» от «плохого» и пожертвовать собственными сиюминутными «хочу» ради общего блага;

    ребенок владеет навыками самоконтроля ;

    он уже умеет на простейшем уровне поведать о собственной внешности или характере, в состоянии рассказать о собственных переживаниях, мотивах и проблемах.

Беря за основу вышеперечисленные критерии, становится очевидным, что маленький индивид начинает ощущать себя личностью не ранее двухлетнего возраста. Обычно психологи выделяют возраст три года, так как он связан с возникновением у детей самосознания . А к пятилетнему возрасту, они уже полностью осознают себя личностью, обладающей специфическими особенностями и «встроенной» в систему взаимоотношений с реальным миром.

Формирование личности ребенка дошкольного возраста проходит через определенные возрастные кризисы, самым ярким из них считается кризис трехлетнего возраста. Кризис на этом возрастном этапе возникает вследствие определенных личностных достижений и невозможности действовать адекватно ранее освоенным моделям общения с окружением.

2. Формирование личности ребенка в семье

Школа, социум, товарищеская среда, безусловно, накладывают на формирование гармонической личности ребенка отпечаток, но фундамент, поведенческая модель, манера коммуникативного взаимодействия закладывается семьей. Именно то, что ребенок в детстве слышит и замечает, будет для него эталоном поведения. Так как нормы поведения в социуме пока ему недоступны, поэтому эталоном для него будут родители и прочие участники семейных отношений. Собственно их поведенческую модель он и скопирует, Таким образом и проявляется формирование личности ребенка в семье. И чем взрослее становятся дети, тем больше у них обнаруживается черт характера и особенности поведения схожих с родительскими.

Семья играет роль посредника между ребенком и социумом. Она необходима для передачи социального опыта ему. Через коммуникативное взаимодействие внутри семьи малыш осваивает нравственные ценности, нормы поведения, господствующие в данном социуме. Семья является самым действенным наставником и ведущим фактором, определяющим формирование гармонической личности ребенка особенно в его первые годы жизни.

Таким образом, согласно современным представлениям, формирование личности ребенка дошкольника и его воспитание до одного года надлежит базировать исключительно на создании идеальных условий для развития физически здорового организма, интеллектуально и эмоционально сформированной личности. На данном этапе какие-либо воздействия ограничительного характера и попытки морализаторства будут неэффективны.

Только после достижения малышом возраста одного года следует начинать его знакомить с некоторыми социальными установками и морально-этическими представлениями. Однако при этом все же не стоит требовать от них немедленного соблюдения, так как это бесполезно. После двухлетнего возраста можно апеллировать к нормам этики более настойчиво, а в трехлетнем можно настоятельно требовать их соблюдения.

Особенности формирования личности ребенка в отношениях, где люди связаны семейными узами, заключаются в большом реализме приобретаемого детьми в семье социального опыта. Поскольку ребенок через призму наблюдаемых действий близких родственников выстраивает собственное мировосприятие, у него формируются суждения о ценности явлений и вещей.

3. Воспитание и формирование личности ребенка

Первой культурной средой для детей, включающей их предметно-пространственное, событийное, социальное, информационное окружение является семья.

Близкие лица в разной степени выраженности создают индивидуальную воспитательную среду (например, обеспечивают полноценное питание, покупаю одежду, покупают одежду, приобретают раскраски, игрушки и др.). От того, каким образом организована воспитательная среда, зависят способы воздействия на малыша, их действенность для личностного развития и насколько безболезненно для него будут протекать кризисы и этапы формирования личности ребенка.

Вопреки распространенному суждению специфические воспитательные меры в семье, устремленные на развитие или коррекционное воздействие некоторых личностных качеств детей, занимает незначительное место. Естественно, в домашнем воспитании существуют определенные требования, запреты, система наказания и поощрительного воздействия. Однако при этом ежедневно случаются различные ситуации с участием родителей, через которые вплетаются меры воспитательного или обучающего характера. Поэтому, чем в более младшем возрастном периоде находится малыш, тем органичнее сочетается обучение и воспитание, присмотр и забота. Домашнее воспитание характеризуется сугубо индивидуальным и персонализированным воздействием, конкретностью, вследствие чего оно благоприятно воздействует на инициирование активности, посредством которой происходит формирование личности ребенка дошкольного возраста.

Семейным воспитание называют целенаправленное взаимодействие взрослых участников семейных отношения с младшими, которое основывается на любви, уважении достоинства ребенка, а также предполагает психологическую и педагогическую поддержку, защиту ребенка и формирование личности ребенка дошкольника с учетом его потенциала и соответственно семейным ценностям и моралью общества.

Специфичность семейного воздействия воспитательного характера состоит в его возможности выступать одновременно положительным фактором и отрицательным феноменом становления личности. Благоприятное влияние на личность выражается в любви. Так как никто не будет больше любить ребенка, чем его близкое окружение. Наряду с этим и большего вреда в воспитании и личностном формировании не может причинить никакой иной социальный институт.

Ключевыми условиями, обеспечивающими оптимальное семейное воспитание, являются: неподдельная любовь к ребенку, последовательность в воспитательном воздействии, единство принципов и требований, адекватность воспитательных воздействий. Соблюдение этих перечисленных требований является залогом внутреннего спокойствия малыша и стабильность его психики.

3.1. Формирование личности ребенка в общении

Общение можно представить в качестве определенного вида деятельности, направленного на взаимообмен информацией между взаимодействующими индивидами. Оно обладает огромным значением в психики субъектов становления рационального, культурного поведения. Посредством коммуникации с развитыми индивидами в психологическом плане, благодаря широкому диапазону возможностей к научению, ребенок приобретает высшие когнитивные способности. Поэтому непосредственно через деятельное общение с сформированными личностями малыш сам становится личностью.

Коммуникативное взаимодействие детей со взрослыми людьми ведет к возможности у них эмоций, отвечающим шаблонным, общепринятым сегодня в конкретном социуме.

Особенности формирования личности ребенка состоят в том, что приобретенные новообразования его эмоциональной сферы, выработанные вследствие вербального взаимодействия, не остаются в границах исключительно коммуникативной деятельности, но и обогащают в целом личность.

Общение в онтогенезе представляет собой первичную, преобладающую форму отношения ребенка к среде, прежде всего, предполагающей со стороны второго индивида понимание. Первоначально при благоприятных условиях мать выступает второй общающейся стороной. По мере взросления эта форма у детей заменяется формой, которая предполагает наличие взаимопонимания. Другими словами при данной вариации общения малыш уже не просто формулирует собственные желания, но и считается с желаниями окружения, от которого зависит воплощение в реальность его собственных «хочу». Становление личности ребенка школьного возраста проистекает вследствие воздействия:

    новых отношений с ровесниками (одноклассниками) и взрослыми (педагогическим составом школы);

    новых форм деятельности (научения) и общения, через которые происходит его включение в систему коллективов (классного и общешкольного).

Результатом данного этапа формирования становятся формирование элементов социальных чувств и выработка навыков социального поведения (взаимопомощь, ответственность за поступки, товарищество и др.).

Поэтому младший школьный возрастной этап предоставляет значительный потенциал для выработки нравственных личностных качеств. Этому содействуют уступчивость и некоторая доля внушаемости индивидов, их доверчивость, стремление к подражанию, а самое главное – используемый авторитет педагога.

Общение с детьми становится ведущей деятельностью в пубертатном периоде. В межличностном взаимодействии подростки воссоздают отношения, существующие во «взрослом» мире или противопоставляются им. Через личностное общение у детей-подростков формируются их воззрения на смыслы жизни, взаимоотношения между людьми, собственное будущее.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Дошкольная педагогика - отрасль педагогики, изучающая закономерности воспитания детей дошкольного, в том числе и раннего, возраста. Дошкольная педагогика имеет свой предмет, методы и категории; тесно связана с детской психологией, возрастной анатомией и физиологией, педиатрией, гигиеной, а также с рядом др. наук (языкознанием, эстетикой, этикой и т.д.).

Становление и развитие дошкольной педагогики, актуализация ее теоретических и практических проблем определялись социально-историческими условиями. Впервые обосновал идею общественного воспитания детей с первых лет их жизни и создал первое дошкольное учреждение для пролетарских детей Р. Оуэн. Выделению ее в специальную отрасль из общей педагогики во 2-й половине 19 в. способствовали педагогическая система и практическая деятельность немецкого педагога Ф. Фребеля. Формирование дошкольной педагогики сопровождалось уточнением ее предмета, появлением новых и переосмыслением традиционных ее понятий, появлением большого количества новой педагогической литературы по воспитанию и обучению детей раннего и дошкольного возраста. При этом дошкольная педагогика четко отграничивалась от общей педагогики, с одной стороны, и гигиены и методики воспитания - с другой, сохраняя с ними постоянную связь. Формирование дошкольной педагогики находило выражение в появлении большого количества новой литературы о воспитании и обучении детей раннего и дошкольного возраста.

Список используемой литературы

1.Айдашева Г.А. Дошкольная педагогика / Г.А. Айдашева, Н.О. Пичугина, С.В. Ассаулова. - Ростов н/Д: Феникс, 2004. - 384 с.

2.Дошкольная педагогика. Учебное пособие / Под ред. В.И. Логиновой, П.Г. Саморуковой. - М.: Изд-во «Просвещение», 1983. - 280 с.

3.Лобанова Е.А. Дошкольная педагогика: учебно-методическое пособие / Е.А. Лобанова - Балашов: Николаев, 2005. - 76 с.

4. Взаимосвязь воспитания и социализации личности

Заключение

Список литературы

Введение

Личностное развитие человека несет на себе печать его возрастных и индивидуальных особенностей, которые необходимо учитывать в процессе воспитания. С возрастом связаны характер деятельности человека, особенности его мышления, круг его запросов, интересов, а также социальные проявления. Вместе с тем каждому возрасту присущи свои возможности и ограничения в развитии. Так, например, развитие мыслительных способностей и памяти наиболее интенсивно происходит в детские и юношеские годы. Если же возможности этого периода в развитии мышления и памяти не будут в должной мере использованы, то в более поздние годы уже трудно, а иногда и невозможно наверстать упущенное. В то же время не могут дать эффекта попытки забегать вперед, осуществляя физическое, умственное и нравственное развитие ребенка без учета его возрастных возможностей.

Многие педагоги обращали внимание на необходимость глубокого изучения и умелого учета возрастных и индивидуальных особенностей детей в процессе воспитания. Эти вопросы, в частности, ставили Я.А. Коменский, Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо, а позже А. Дистервег, К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой и др. Более того, отдельные из них разрабатывали педагогическую теорию, исходя из идеи природосообразности воспитания, то есть учета природных особенностей возрастного развития, хотя эта идея и интерпретировалась ими по-разному. Однако все они сходились в одном: нужно внимательно изучать ребенка, знать его особенности и опираться на них в процессе воспитания.

Как известно, основной целью воспитания личности в обществе является формирование личности, её всестороннее и гармоничное развитие. Но, чтобы успешно решать эту задачу, необходимо знать, как происходит развитие личности, какие факторы оказывают влияние на её формирование.
Теория развития личности начала разрабатываться в зарубежной и отечественной педагогике ещё в начале 20 в. Особенно значительный вклад в исследование этой проблемы такие выдающиеся отечественные педагоги как П.П. Блонский, А.С. Макаренко, С.Т. Шацкий, а затем Н.К. Гончаров, Ф.Ф. Королёв, В.А. Сухомлинский и др. И хотя потом вопросы развития личности стали углублённо разрабатываться в отечественной философии и психологии, это не исключало и не исключает необходимости педагогического аспекта в их исследовании и освещении.

1.Определение понятия «личность»

Личность – это понятие, которое обозначает совокупность устойчивых психологических, нравственных и моральных качеств человека, составляющих его индивидуальность.

Под понятием «индивид» в основном понимаются физиолого-психологические особенности человека, которые отличают его от других людей (рост, принадлежность к полу, особенности характера и темперамента).
Индивидуальность – это своеобразное сочетание личностных свойств человека, которые отличают его от других людей.
Прежде всего следует отметить, что в общем развитии человека две взаимосвязанные линии - биологическая и социальная . Процесс биологического созревания и изменения человека проявляется в возрастных этапах его развития и поведения и находит своё выражение в специфических биологических чертах детства, отрочества и старости.
Однако процесс биологического развития человека теснейшим образом сочетается с приобретением значительного количества социальных свойств и качеств , которые характеризуют его как общественное существо.
Таким образом, человек, будучи биологическим существом, в процессе соей жизнедеятельности, вырабатывает и развивает в себе множество социальных свойств и качеств, которые характеризуют его общественную сущность. Вот почему он рассматривается в науке как биосоциальное существо, как субъект, т.е. действующее лицо исторической деятельности и познания. Следовательно, понятие «человек» синтезирует (объединяет) в себе как его биологические, так и социальные (общественные) свойства и качества.
Понятие же «личность» включает в себя только социальные свойства и качества человека, к которым относятся речь, сознание, различные привычки и т.д., которые делают его общественным существом. Биологическая характеристика человека в данное понятие не входит.
С.Л. Рубинштейн писал, что личность характеризуется таким уровнем психического развития, который позволяет ей сознательно управлять собственным поведением и деятельностью. Поэтому способность обдумывать свои поступки и отвечать за них , способность к автономной деятельности есть существенный признак личности.
Известный отечественный философ В.П. Тугаринов к числу важнейших признаков личности относил: 1) разумность, 2) ответственность, 3) свободу, 4) личное достоинство, 5) индивидуальность. Выделяя критерии личности, В.П. Тугаринов связывал это понятие также с возрастной и психической зрелостью человека. Вот почему, по мнению В.П. Тугаринова нельзя всех людей без исключения считать «личностями». В частности, не является личностью младенец, а также умалишённый.
Характеристика понятий личность и человек должна быть дополнена понятием индивидуальности .
Индивидуальность характеризует непохожесть, своеобразие и отличие одного человека от другого, одной личности от другой. Индивидуальность, как правило, выделяется особыми чертами характера и темперамента (например, уравновешенно-волевой и целеустремлённый человек), своеобразием творческой деятельности и способностей. Понятие «индивидуальность» включает в себя то общее и единичное, чем отличается один человек от другого, одна личность от другой и что придаёт им своеобразную красоту и неповторимость.

Такова сущность понятия «личность» и связанных с ним родственных научных категорий.

Поскольку личностные качества человека развиваются и формируются прижизненно, для педагогики имеет важное значение раскрытие сущности понятий « развитие » и «формирование» личности.
Развитие, прежде всего, означает процесс количественных изменений в свойствах и качествах личности. Следовательно, под развитием следует понимать взаимосвязанный процесс количественных и качественных изменений, которые происходят в анатомо-физиологическом созревании человека, в совершенствовании его нервной системы и психики, а также его познавательной и творческой деятельности, в обогащении его мировоззрения, нравственности, общественных взглядов и убеждений.
Формирование же выступает как результат развития личности и означает её становление, приобретение совокупности устойчивых свойств и качеств. Формировать – значит «придавать форму чему-нибудь… устойчивость, законченность, определённый тип» (Толк. Словарь русск. яз.).
Однако для педагогики, как и для других наук о человеке, кардинальным является вопрос о том, как происходит его личностное развитие, каковы источники и факторы этого развития.

2. Развитие личности ребенка

В годы детства развиваются не только отдельные психические процессы (ощущения, восприятия, память, мышление), но и личность ребёнка в целом.
Складываются убеждения, формируются способности и интересы, вырабатываются основные черты характера.

Особенности личности не готовы от рождения. Лежащие в их основе типичные черты нервной системы человека не остаются постоянными в течение его жизни, но изменяются под влиянием внешних воздействий.
«Образ поведения человека и животного, - говорит И. П. Павлов, - обусловлен не только прирождёнными свойствами нервной системы, но и теми влияниями, которые падали и постоянно падают на организм во время его индивидуального существования, т. е. зависит от постоянного воспитания или обучения в самом широком смысле этих слов».

То, какие способности разовьются у данного ребёнка, какие основные побуждения будут определять его деятельность, какой характер у него образуется, решающим образом зависит от тех общественных условий, в которых он живёт, от того, какое влияние на него оказывают окружающие взрослые.

Развитие личности - одна из главных категорий в психологии и педагогике. Психология объясняет законы развития психики, педагогика строит теории о том, как целенаправленно руководить развитием человека. В науке есть формула: человеком рождаются, личностью становятся. Следовательно, личностные качества приобретаются в процессе развития.

Развитие личности понимается как процесс количественных и качественных изменений под влиянием внешних и внутренних факторов. Развитие ведет к изменению качеств личности, к появлению новых свойств; психологи называют их новообразованиями. Изменение личности от возраста к возрасту протекает в следующих направлениях:

Физиологическое развитие (скелетно-мышечная и другие системы организма),

Психическое развитие (процессы восприятия, мышления и пр.),

Социальное развитие (формирование нравственных чувств, усвоение социальных ролей и др.).

Развитие происходит:

1. В единстве биологического и социального в человеке.

2. Диалектично (переход количественных изменений в качественные преобразования физических , психических и духовных характеристик личности), развитие идет неравномерно (каждый орган развивается в своем темпе), интенсивно в детстве и юношестве, потом замедляется.

Человек развивается непрерывно с момента рождения и до смерти, проходя ряд последовательно сменяющихся стадий: младенчество, детство, отрочество, юность, зрелость, старость. Все они накладывают свой отпечаток на его образ жизни и поведение.

Каждый человек живет как бы в постоянно расширяющейся для него действительности. Вначале сферу жизни для него составляет узкий круг непосредственно окружающих его людей, предметов и явлений. Но далее в природном и социальном мире для него открываются все новые и новые горизонты, расширяющие поле его жизни и деятельности. Отношения, связывающие его с миром, приобретают не только иной масштаб, но и иную глубину. Чем больше раскрывается для него действительность, тем более богатым становится его внутренний мир.

Проявляется развитие личности в тех изменениях, которые происходят в ее внутреннем мире, в системе ее внешних связей и отношений. В процессе развития личности изменяются ее потребности и интересы, цели и установки, стимулы и мотивы, навыки и привычки, знания и умения, желания и стремления, социальные и нравственные качества, изменяются сфера и условия ее жизнедеятельности. В той или иной мере преобразуется ее сознание и самосознание. Все это приводит к изменениям структуры личности, которая приобретает качественно новое содержание.

Развитие личности может быть прогрессивным и регрессивным. Прогрессивное развитие связано с ее совершенствованием, подъемом на более высокую ступень. Этому способствуют рост знаний и умений, повышение квалификации, образования и культуры, возвышение потребностей и интересов, расширение сферы жизнедеятельности, усложнение форм деятельности и т.д.

Регрессивное развитие, напротив, проявляется в деградации индивида как личности. Здесь на основе "сужения" потребностей и интересов происходит утрата индивидом былых навыков, знаний и умений, снижение уровня его квалификации и культуры, упрощение форм деятельности и т.п. Жизненное пространство личности и ее внутренний мир могут, таким образом, как расширяться, раздвигать свои границы, так и оскудевать. Этого оскудения можно не замечать, а можно переживать как беду.

Процесс развития личности глубоко индивидуален. У разных людей он протекает по-разному. У одних быстрее, у других медленнее. Зависит это от социально-психологических особенностей личности, ее социального положения, ценностных ориентаций, конкретно-исторических условий бытия. Свою печать на ход развития личности накладывают конкретные жизненные обстоятельства. Благоприятные условия способствуют течению этого процесса, а различного рода жизненные препятствия, преграды тормозят его. Для развития человек должен быть обеспечен и материальными благами, и духовной пищей. Без того либо другого полноценного развития быть не может.

Развитие ребенка - не только сложный, но и противоречивый процесс - означает превращение его как биологического индивида в социальное существо - личность. В процессе развития ребенок вовлекается в различные виды деятельности (игровую, трудовую, учебную, спортивную и др.) и вступает в общение (с родителями, сверстниками, посторонними людьми и пр.), проявляя при этом присущую ему активность. Это содействует приобретению им определенного социального опыта.
Установлено, что для каждого возрастного периода развития ребенка один из видов деятельности становится главным, ведущим. Один вид сменяется другим , однако каждый новый вид деятельности зарождается внутри предыдущего. Совсем маленький ребенок полностью зависит от взрослых, даже на самые яркие предметы, игрушки ребенок обращает внимание только после того, как на них указывают взрослые. Поэтому вначале ведущую роль играет эмоциональное общение ребенка со взрослым. Затем предметы начинают привлекать внимание ребенка сами по себе, а взрослый становится только помощником в овладении ими. Ребенок осваивает новый вид деятельности - предметный. Постепенно интерес ребенка перемещается с предметов на действия с ними, которые он копирует у взрослых, - так формируется игровая деятельность, или сюжетно-ролевая игра.
При поступлении в школу ребенок осваивает учебную деятельность, в этом ему помогают и педагоги, и другие взрослые. Наряду с учебной деятельностью у ребенка сохраняются сюжетно-ролевые игры и формируются новые виды деятельности: трудовая, спортивная, эстетическая и др. Для подросткового возраста характерна активность детей, направленная на решение двух вопросов: каким быть и кем быть? Ответ на первый вопрос подростки ищут, в основном, в интимно-личностном общении, которое приобретает характер ведущей деятельности. Второй вопрос связан с интересом к будущей профессиональной деятельности. В раннем юношеском возрасте он становится главным, поэтому на первое место выдвигается деятельность, направленная на какую-либо определенную, представляющую интерес профессиональную сферу.

Для нормального развития ребенка с самого его рождения важное значение имеет общение. Только в процессе общения ребенок может освоить человеческую речь, которая, в свою очередь, играет ведущую роль в деятельности ребенка и в познании и освоении им окружающего мира.
С рождения и на протяжении всего периода взросления последовательно и периодически сменяя друг друга, ведущие виды деятельности и формы общения, в конечном счете, и обеспечивают развитие личности ребенка.

Важную роль играет при этом и внешнее целенаправленное воздействие на этот процесс. Эффект внешних воздействий зависит от тех внутренних сил и факторов, которые определяют индивидуальное реагирование на них каждого развивающегося человека, а также от мастерства воспитателя, который влияет на формирование личности ребенка. Движущими силами развития личности являются противоречия, которые возникают между возрастающими потребностями ребенка и возможностью их удовлетворения. Потребности формируют те или иные мотивы деятельности, побуждающие ребенка к их удовлетворению. В процессе развития происходит формирование ребенка как личности, отражающей социальную сторону его развития, его общественную сущность.

3. Факторы личностного развития

Развитие человека - очень сложный процесс. Оно происходит под влиянием как внешних воздействий, так и внутренних сил, которые свойственны человеку, как всякому живому и растущему организму. К внешним факторам относятся прежде всего окружающая человека естественная и социальная среда, а также специальная целенаправленная деятельность по формированию у детей определенных качеств личности; к внутренним - биологические, наследственные факторы. Факторы, влияющие на развитие человека, могут быть управляемыми и неуправляемыми.

Социальное и биологическое в человеке - не две параллельные, не зависимые друг от друга составляющие. В каждой личности они настолько тесно переплетены и взаимообусловлены, а природосообразные и внутрииндивидные различия так многообразны, что исследователи в основе развития ребенка выделяют два важнейших фактора - наследственность и среду, и условиями развития. В процессе развития человека они вступают в сложные взаимоотношения и взаимодействия.

Становление личности представляет собой сложный и противоречивый процесс, включающий в себя ряд взаимосвязанных уровней. Можно выделить уровни биологического, психологического, социального и мировоззренческого становления человека. Каждый из них характеризуется своими специфическими чертами и особенностями. Однако все они неразрывно связаны друг с другом и образуют единое целое. Лучше сказать, что на различных временных этапах тот или иной уровень приобретает доминирующее значение. По-видимому, в детские годы наиболее интенсивно происходит физиологическое развитие человека, тогда как социальная и мировоззренческая компоненты выражены слабее. Затем начинают доминировать социальная и мировоззренческая компоненты, а физиологическая отступает на задний план.

Специфика взаимосвязи отдельных компонент в ходе развития личности отражается и в характере деятельности. Скажем, игровая деятельность обычно не требует высокого уровня социализации и сформированного мировоззрения (хотя они и не исключаются полностью). Учебно-производственной деятельности сопутствует возрастание роли социального фактора, а творчески преобразовательная деятельность предполагает наличие зрелого мировоззрения.

Если в ходе развития личности отдельные фазы по каким-либо причинам выпадают, процесс оказывается необратимым. Такой индивид уже никогда не сможет сформироваться как полноценный человек. Об этом свидетельствуют случаи, когда ребенок вырастал среди диких животных.

По всей вероятности, становление личности в рамках того или иного общества (социальной группы) задается некоторой общей схемой взаимодействия человека и природы, человека и общества, человека и человека. Схема эта оказывается довольно жесткой и специфичной, строго регламентированной во времени и пространстве и тем самым представляет собой как бы совокупность упорядоченных во времени и пространстве звеньев. Такая упорядоченность регулируется и обеспечивается на социальном уровне традициями, привычками, ритуалами, системами воспитания, обучения и пр. Разумеется, эта схема развития допускает известные вариации, но последние не беспредельны.

В современном обществе индивид постоянно обогащает свои взаимосвязи с природой и обществом. Для ребенка сначала определяющим является контакт с матерью или отцом, затем эти контакты распространяются на нескольких человек в границах семьи; некоторое время спустя возникают группы сверстников; еще позже эти связи простираются на дошкольные учреждения, школу, вуз, производственные коллективы и т.п. Затем число контактов человека с другими людьми резко расширяется за счет овладения опосредованными связями через искусство, средства массовой информации и т.д. Причем роль опосредованных связей в формировании человека постоянно возрастает, и эти связи накладывают свой отпечаток на характер личности, на структуру ее мировоззрения.

В каждый период своей жизни человек ориентирован на те или иные виды деятельности. Вся его жизнь представляет собой поток сменяющихся во времени актов деятельности, познания, творчества, преобразования социальных отношений, общения. И ориентированность человека, и его образ жизни будут в конечном счете определяться тем, на какую деятельность они будут направлены.

Таким образом, можно выделить следующие факторы развития личности:

Семья. В любом типе культуры семья выступает основной ячейкой, в которой происходит развитие личности. Как правило, ребенок выбирает стиль жизни или образ поведения, которые присущи его родителям, семье.

«Отношения» равенства. Включение в «группы равных», т.е. друзей одного возраста, также влияет на развитие личности. Каждое поколение имеет свои права и обязанности. Отношения между сверстниками более демократичны, чем отношения между детьми и родителями. Однако дружеские отношения между сверстниками могут быть и эгалитарными: физически сильный ребенок может оказаться лидером и подавлять других. В «группе равных» дети вступают в широкую сеть контактов между собой, которые могут сохраниться на протяжении всей жизни индивида, создавая неформальные группы людей одного и того же возраста.

Обучение в школе. Это формальный процесс - определенный круг учебных предметов. Кроме формального учебного плана в школе существует то, что социологи называют «скрытым» учебным планом для детей: правила школьной жизни, авторитет учителя, реакции учителя на поступки детей. Все это потом сохраняется и применяется в дальнейшей жизни индивида. Отношения равенства тоже часто формулируются в школе , и система школьной жизни усиливает их влияние.

Средства массовой информации. Это очень сильный фактор воздействия на поведение и взгляды людей. Газеты, журналы, телевидение, радиовещание и т.д. влияют на развитие индивида.

Труд. Во всех типах культуры труд является важным фактором развития индивида.

Организации. Молодежные объединения, церковь, свободные ассоциации, спортивные клубы и т.д. тоже играют свою роль в развитии.

Биологические факторы

Биологическая наследственность определяет как то общее, что делает человека человеком, так и то отличное, что делает людей столь разными и внешне и внутренне. Под наследственностью понимается передача от родителей к детям определенных качеств и особенностей, заложенных в их генетическую программу.

Великая роль наследственности заключается в том, что по наследству ребенок получает человеческий организм, человеческую нервную систему, человеческий мозг и органы чувств. От родителей к детям передаются особенности телосложения, окраска волос, цвет глаз, кожи - внешние факторы, отличающие одного человека от другого. По наследству передаются и некоторые особенности нервной системы, на основе которых развивается определенный тип нервной деятельности.
Наследственность предполагает также формирование определенных способностей к какой-либо области деятельности на основе природных задатков ребенка. Согласно данным физиологии и психологии, врожденными у человека являются не готовые способности, а лишь потенциальные возможности для их развития, т. е. задатки. Проявление и развитие способностей ребенка во многом зависит от условий его жизни, образования и воспитания. Яркое проявление способностей принято называть одаренностью, или талантом.

В современных условиях наряду с наследственностью отрицательно влияют на развитие ребенка внешние факторы - загрязнение атмосферы, воды, экологическое неблагополучие и др. Все больше рождается физически ослабленных детей, а также детей, имеющих нарушения в развитии: слепых и глухих или потерявших слух и зрение в раннем возрасте, слепоглухонемых, детей с нарушением опорно-двигательного аппарата и др.
Социальные факторы

Чтобы стать человеком, одной биологической наследственности мало. Это утверждение достаточно убедительно подкрепляют хорошо известные случаи, когда человеческие детеныши вырастали среди животных. Людьми в общепринятом понимании они при этом не становились, даже если попадали в конце концов в человеческое общество

Превращение биологического индивида в социального субъекта происходит в процессе социализации человека, его интеграции в общество, в различные типы социальных групп и структур посредством усвоения ценностей, установок, социальных норм, образцов поведения, на основе которых формируются социально значимые качества личности.
Социализация - непрерывный и многогранный процесс, который продолжается на протяжении всей жизни человека. Однако наиболее интенсивно он протекает в детстве и юности, когда закладываются все базовые ценностные ориентации, усваиваются основные социальные нормы и отношения, формируется мотивация социального поведения. Если образно представить этот процесс как строительство дома, то именно в детстве происходит закладка фундамента и возведение всего здания; в дальнейшем производятся только отделочные работы , которые могут длиться всю последующую жизнь.

Процесс социализации ребенка, его формирования и развития, становления как личности происходит во взаимодействии с окружающей средой, которая оказывает на этот процесс решающее влияние посредством самых разных социальных факторов.

Различают макро- (от греч. «большой»), мезо- ("средний") и микро- («малый») факторы социализации личности. На социализацию человека оказывают влияние мировые, планетарные процессы - экологические, демографические, экономические, социально-политические, а также страна, общество, государство в целом, которые рассматриваются как макрофакторы социализации.
К мезофакторам относятся формирование этнических установок; влияние региональных условий, в которых живет и развивается ребенок; тип поселения; средства массовой коммуникации и др.
К микрофакторам относят семью, образовательные учреждения, группы сверстников и многое, многое другое, что составляет ближайшее пространство и социальное окружение, в котором находится ребенок и в непосредственный контакт с которым он вступает. Эту ближайшую среду, в которой происходит развитие ребенка, называют социумом, или микросоциумом.
Наиболее важное значение для социализации ребенка имеет социум. Эту ближайшую социальную среду ребенок осваивает постепенно. Если при рождении ребенок развивается, в основном, в семье, то в дальнейшем он осваивает все новые и новые среды - дошкольное учреждение, затем школу, внешкольные учреждения, компании друзей, дискотеки и т. д. С возрастом освоенная ребенком «территория» социальной среды все больше и больше расширяется. Если это наглядно изобразить в виде еще одной схемы, представленной ниже, то видно, что осваивая все больше сред, ребенок стремится занять всю «площадь круга» - освоить весь потенциально доступный для него социум.

При этом ребенок как бы постоянно ищет и находит ту среду, которая для него в наибольшей степени комфортна, где ребенка лучше понимают, относятся к нему с уважением и т. д. Поэтому он может «мигрировать» из одной среды в другую. Для процесса социализации важное значение имеет, какие установки формирует та или иная среда, в которой находится ребенок, какой социальный опыт может накапливаться у него в этой среде - положительный или негативный.

4. Взаимосвязь воспитания и социализации личности

Довольно сложным является соотношение понятий «социализация» и «воспитание». Воспитание является составной частью процесса социализации и представляет собой целенаправленную передачу этических норм и правил достойного поведения старшим поколением младшему.

В широком смысле слова под воспитанием понимается воздействие на человека всей системы общественных связей с целью усвоения им социального опыта, что, по сути, и есть социализация. Воспитание в узком смысле слова - как управление процессом развития личности - можно рассматривать в качестве одного из компонентов процесса социализации, который можно назвать педагогическим. Основная социальная функция воспитания состоит в том, чтобы передавать из поколения в поколение знания, умения, идеи, социальный опыт, способы поведения. В этом общем смысле воспитание - вечная категория, ибо оно существует с момента возникновения человеческой истории. Конкретная же социальная функция воспитания, конкретные его содержание и сущность изменяются в ходе истории и определяются соответствующими материальными условиями жизни общества, общественными отношениями, борьбой идеологий.

Воспитание предполагает целенаправленное управление процессом развития человека через включение его в различные виды социальных отношений в учебе, общении, игре, практической деятельности. Воспитание рассматривает свой объект одновременно в качестве своего субъекта. Это означает, что целенаправленное влияние на детей предполагает их активную позицию. Воспитание выступает как этическое регулирование основных отношений в обществе ; оно должно способствовать реализации человеком себя, достижению идеала, который культивируется обществом. Если развитие направлено на качества, которые присущи индивиду и которые развиваются, то воспитание исходит из качеств общественной морали, и эти качества получает индивид в процессе воспитания. В своем единстве развитие и воспитание составляют сущность формирования человека.

Воспитание - процесс социальный, складывающийся из целенаправленных влияний на поведение и деятельность человека всех воспитательных институтов общества, воздействия среды (как необходимого условия становления и развития личности) и активности самой личности как субъекта этого процесса.

Воспитание как социальный институт возник для создания условий удовлетворения социальной потребности - осмысленного взращивания членов общества. Воспитание как социальный институт представляет собой развивающийся феномен, который возникает на определенном этапе развития конкретного общества, автономизируясь от процесса социализации.

Заключение

Таким образом, развитие личности - это процесс, подчиненный определенным, вполне объективным закономерностям. Закономерное не означает фатально обусловленное. За личностью остается выбор, ее активность нельзя игнорировать, и за каждым из нас остается право на поступок, право и ответственность за него. Важно выбрать верный путь и, не возлагая надежд на воспитание и обстоятельства, взять на себя принятие решений. Разумеется, каждый, задумываясь о себе, сам ставит перед собой общие задачи и представляет, каким он хотел бы себя видеть.

В самом общем виде развитие личности есть становление особой формы целостности, включающего четыре формы субъектности: субъекта витального отношения к миру, субъекта предметного отношения, субъекта общения и субъекта самосознания.

Иначе говоря, становясь личностью, человек формирует и развивает свою собственную природу, присваивает и созидает предметы культуры, обретает круг значимых других, проявляя себя перед самим собой.

Список литературы

1. Абульханова-Славская К.А. Развитие личности в процессе жизнедеятельности // Психология формирования и развития личности. - М., 1981

2. Бордовская Н. В., Реан А. А. Педагогика. Учебник для вузов -- СПб: Издательство «Питер», 2000. -- 304 с.

3. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология: Учебник для студ высш. пед. учеб. заведе-ний. - 2-е изд. стереотип. - М.: Издательский центр «Ака-демия», 2000. - 512 с.

4. Прокопьев И.И. Основы общей педагогики. Дидактика/ Учеб. И.И. Прокопьев, Н.В. Михалкович. - Мн.: ТетраСистемс, 20002. - 265 с.

5. Сластенин В. А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заве-дений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В. А. Сластенина. -- М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 576 с.

6.http://otherreferats.allbest.ru/pedagogics/00048395_0.html

7.http://dengi.sz3.ru/student/5.html

8.http://rudocs.exdat.com/docs/index-508684.html

Если речь заходит о воспитании ребенка, то обязательно говорится о необходимости развития его личности. Давайте разберемся, из каких составляющих складывается личность ребенка и как ее развивать?

Ребенок не рождается личностью, а постепенно становится ею под влиянием множества факторов (генетических предпосылок, семейного воспитания, социального опыта, накопленных знаний, умений, навыков и т.д.).

И если у ребенка и родителей сложились близкие, доверительные отношения, малыш будет лучше контактировать с мамой и папой, с удовольствием подражать их примеру, охотнее прислушиваться к их советам и требованиям. А родители смогут своевременно отслеживать поведение своего ребенка, активизировать положительные начала и притормаживать негативные проявления, помогая тем самым развитию личности своего сына или дочери.

Личность - это особое сочетание индивидуальных душевных качеств ребенка, его облик, сознательность, интересы, таланты.
Основными свойствами личности является темперамент, характер, способности и ведущие мотивы.

Темперамент - проявляется в эмоциональности, подвижности, быстроте мышления, темпе речи, мимике, преобладающем настроении, манере общения и поведения. Темперамент определяется генетически, поэтому нельзя медлительного ребенка заставить стать быстрым, а замкнутого переделать в общительного. Нужно научиться принимать своего ребенка таким, какой он есть.

В реальности чаще всего эти четыре типа темперамента встречаются в смешанном виде. Но всё же, в каждом ребенке зачастую превалируют признаки, близкие к одному типу.

Сангвиники - отличаются живостью, горячностью, подвижностью, склонностью к лидерству, общительностью, доброжелательностью, сильным характером, имеют высокую работоспособность и самоконтроль.

Флегматики - отличаются спокойствием, уравновешенностью, неспешностью, постоянством, упорством, немногословностью.

Холерики - отличаются быстротой, порывистостью, неуравновешенностью, инициативностью, решительностью, конфликтностью, общительностью.

Меланхолики - отличаются повышенной эмоциональной чувствительностью, тревожностью, нерешительностью, ранимостью, застенчивостью, замкнутостью, отзывчивостью, быстрой утомляемостью.

Характер - набор конкретных черт и особенностей ребенка. Как сказал известный психотерапевт Э. Фромм: "Характер ребенка - это слепок с характера родителей, он развивается в ответ на их характер". Другими словами, характер закладывается природой. Но в то же время на характер ребенка влияет .

При попустительском стиле воспитания, когда родители совершенно безразличны к ребенку - ребенок будет испытывать трудности в общении, установлении эмоционального контакта с близкими людьми, у него появляется недоверчивость, настороженность, а также вседозволенность, непредсказуемость поведения, и даже возможно, жестокость. Из-за чрезмерной опеки и родительского внимания ребенок растет пассивным, недостаточно самостоятельным, боится трудностей и может иметь проблемы в общении.

Ребенок может обладать следующими чертами характера:

Отношение ребенка к самому себе - чувство собственного достоинства, скромность; или наоборот - самомнение, тщеславие, заносчивость, обидчивость, застенчивость, эгоизм.

Отношение ребенка к людям - общительность, отзывчивость, уважительность; или наоборот - замкнутость, черствость, бездушие, грубость.

Отношение ребенка к труду - трудолюбие, склонность к творчеству, добросовестность, ответственность, инициативность, настойчивость; или наоборот - лень, склонность к однообразной работе, недобросовестность, безответственность, пассивность.

Отношение ребенка к окружающим предметам - аккуратность, бережливость; или наоборот - неряшливость, небрежность.

Способности - индивидуально - психологические особенности, помогающие ребенку приобретать знания, умения и навыки, а также успешно выполнять различные виды деятельности.

У каждого ребенка есть свои врожденные предрасположенности (задатки) к какой-либо деятельности. Чтобы превратить задатки в способности, их нужно развивать и формировать.

Способности делятся на:

Общие - интеллектуальные, эмоциональные и творческие, которые находят свое проявление во многих видах деятельности.

Специальные - определяются по отношению к отдельным специальным областям (математике, музыке, конструированию, литературе, рисованию и т.д.).

Мотивация - это причины, управляющие поведением ребенк а.

Мотивация имеет под собой интеллектуальную, этическую и волевую подоснову - ребенок должен научиться сам делать выбор в своих действиях и поступках в соответствии с заложенными в нем ценностными убеждениями и психологическими установками. Поэтому, формируя личность ребёнка, столь важно заботиться о развитии в нём сознательности, а не пытаться воспитывать его силой и постоянными запретами.

Существует два типа мотивации

Внешняя - основана на поощрениях, похвалах, наградах, наказаниях, которые исходят от родителей и других взрослых. Например, малыш не хочет убирать за собой игрушки. Тогда вы грозите ему наказанием, и малыш нехотя, но раскладывает игрушки по местам. Хотя можно и по другому стимулировать ребенка к уборке игрушек, например, предложить увлекательную игру - соревнование - кто быстрее уберет игрушки и т.п. То есть превратить внешнюю мотивацию во внутреннюю.

Внутренняя - проистекает из собственного желания ребенка, когда ему действительно интересно этим заниматься тем делом, которым он занят. Надо сказать, что довольно мало найдется таких занятий, к которым маленьких детей нужно принуждать - им итак всё интересно, у них очень сильно развито стремление к познанию.

И тут очень важный момент. Потому что, если родители искренне не поддерживают интерес своего сына или дочки, заставляют его заниматься только тем, чем «надо» ( , кружок рисования, ), а не к чему лежит детская душа, то к 4-5 годам внутренняя мотивация угасает, ребенку становится лень играть, лень ходить на кружок, лень убирать игрушки, потому что он уже устал от бесконечных интеллектуальных, эмоциональных и физических нагрузок.

Воспитание ребенка в семье

Воспитание детей весьма трудоёмкий процесс. Видите, сколько всего надо учесть, воспитывая в своем подрастающем ребенке достойную всесторонне развитую личность, готовую к самостоятельному общению с людьми. Но многие родители пускают воспитание ребенка на самотёк, стараясь обходить ситуации, когда надо что-то запретить (например, бить других детей), или на чем-то настоять (например, что пора уже ложиться спать), или что-то объяснить (например, почему мама сейчас не может поиграть с ним (варит суп).

И напрасно, дети чувствуют себя увереннее, когда знают границы дозволенного. Они интуитивно осознает, что за родительскими запретами скрыта любовь и забота о нём. Ребенок все равно столкнется с запретами и ограничениями за пределами семьи, и чем позже это произойдет, тем болезненнее он будет их переживать.

В статье больше теоретической информации, а как использовать её на практике - вы можете решить сами.