Техника чеканки монет – ч.1. От Древней Греции до Позднего Рима

Техника чеканки монет – ч.1. От Древней Греции до Позднего Рима
Техника чеканки монет – ч.1. От Древней Греции до Позднего Рима

Чеканка монет – это нанесение рисунка или надписи методом создания рельефа на металлической пластине. Вид прикладного искусства – художественная обработка металла. Чеканку используют при изготовлении металлической посуды, изобразительных панно или ювелирных изделий.

Интересно
Изображение наносится на поверхность при помощи металлических или деревянных молоточков, а также чеканов. Для этого вида искусства наиболее подходят цветные металлы: латунь, медь, алюминий или сталь с толщиной листа до 1 мм. В редких случаях для чеканки используется серебро и золото.

Технология чеканки монет

Чеканка монет отличается от художественной чеканки в более толстом слое используемого металла. Для этого предназначен специальный штемпель (пуансон), на который нанесено переносимое изображение с «обратным» рельефом. Причем удары должны быть намного сильнее и гораздо точнее, чем при художественной чеканке. Этого можно добиться только на специальных станках, которые используются для массового выпуска.

Выпуск металлических денег прошел долгий путь развития и претерпел множество технологических изменений – от примитивного ручного труда до современных производственных линий по изготовлению регулярного чекана.

При ручной чеканке монеты расплавленный металл (медь, золото или серебро) заливался в форму. По мягкому металлу сверху ударяли чеканом с нанесенным на него рисунком. Из-за неточности операции рисунки часто получались неодинаковыми. Такие бракованные монеты подвергались повторному удару молота или переплавлялись заново.

По мере развития процесса монеты стали изготовлять из проволоки определенного диаметра, а боковую поверхность монет (гурт) покрывали насечками, выполнявшими роль защитного рисунка, позволявшего бороться с фальшивомонетчиками.

В современном производстве регулярных тиражей эти процессы автоматизированы, а в качестве материала используются более дешевые и технологичные сплавы.

Чеканка монет в России и ее развитие

Монеты как средство обмена в деловой жизни человека появились в VI веке до н.э. Производились они вручную из кусков золота. К средним векам изготовление монет оснастили нехитрыми приспособлениями, которые облегчали труд мастеров. Но во многом работа оставалась ручной. В X веке первые монеты появились и на Руси.

Интересно
Монеты делали из золота и серебра вручную. Заготовку обжимали прессом сразу с двух сторон. Монеты из серебра весили около 2,9–3,3г, а золотые – 4г. Золотые монеты назывались «златниками». Отсюда пошла мера веса – «золотник» (поговорка: «Мал золотник, да дорог»).

Позднее для производства монет стали использовать проволоку из серебра. Ее нарезали приблизительно на равные части и вкладывали в форму. Размеры и вес таких монет, понятно, сильно колебались.

Массовая чеканка монет началась только в XIV в., когда страна освободилась от монголо-татарского ига. Власти решили закрепить победу над Золотой Ордой выпуском национальных монет. В то время это были пластины неровной формы, весом до 1г. На лицевой стороне и обороте печатались самые разнообразные изображения: животные, люди, воины, мифические существа. Монеты из меди на Руси стали чеканиться только в середине XVII в. Тогда появилась известная медная копейка. «Медяки» имели хождение наряду с серебряными.

Интересно
В годы войны с Речью Посполитой, для пополнения казны было решено увеличить производство медных денег (как более дешевых в производстве). Это привело к их обесцениванию. При том, что налоги собирались серебряными монетами, жалованье платили медью. Избыток медных денег привел к тому, что серебряные деньги оказались в три раза дороже медных. Несмотря на запреты властей, продукты резко подорожали. Это привело в 1662 году к Медному бунту в Москве. Восстание было жестоко подавлено, однако медные деньги в течение года правительство печатать перестало.

Только при Петре Первом спустя полвека выпуск регулярного тиража медных монет был возобновлен. Большой любитель всяких технических инноваций, Петр Первый поспособствовал максимальной механизации процесса чеканки монет. Хотя до автоматизации этого процесса было еще далеко.

Производственный выпуск тогда выглядел следующим образом. Начальник монетного двора получал от казначейства партию металла, за которую потом отчитывался отчеканенными монетами. Для типовой партии чеканки использовалось серебро в количестве примерно 7 тонн – столько его можно было расплавить в печи за один раз. После этого в расплаве измерялось количество примесной меди и ее количество доводилось до технологической нормы. Потом расплав разливался по специальным формам. Первоначально это были горизонтальные поддоны. Со временем их заменили вертикальными разборными конструкциями.

На следующем этапе листы серебра прокатывали и вальцевали. Получались листы нужной толщины, которые затем разрезали на специальных станках, работавших на тягловой силе. Из полученных листов вырубали диски будущих монет. Далее они проверялись на соответствие весовым характеристикам. Заготовки, прошедшие контроль, подвергались отжигу, очищались от шероховатостей, окалины и пр. (процесс галтования) в специальном барабане, затем в слабом растворе кислоты отбеливали, потом промывали и сушили. Заготовки с недостающим весом переплавляли, а с чрезмерным – отправляли на юстировку, чтобы убрать излишки. Далее ребро заготовки (гурт) покрывали насечками и наносили при необходимости надписи. Окончательная штамповка осуществлялась в ручных винтовых прессах.

Таким процесс выпуска монет оставался до начала ХIХ века, пока производственные процессы не были автоматизированы. Технический прогресс привел к тому, что монетные заготовки стали ровными, с одинаковым весом и четким изображением, а их подделка теперь представляется весьма и весьма затруднительной.

Выпуск металлических денег в наши дни

В наши дни выпуск монеты предваряет компьютерная разработка трехмерного макета. Далее по нему формируют главный штамп, используемый для изготовления рабочих мастер-штампов. Они обрабатываются различными методами для придания штампу прочности, позволяющей выполнять до одного миллиона оттисков до его замены.

Диски для монет вырубаются из металлической ленты. В заготовках сначала формируется гурт – специальная машина делает насечки и при необходимости наносит надписи. Потом полученные кружки подвергают химической обработке для полирования поверхностей и придания им блеска, затем сушат и помещают в пресс. Машина проштамповывает обе стороны заготовки одновременно. Готовая партия проверяется на дефектность, и прошедшие контроль монеты, подсчитываются и упаковываются для транспортировки.

Таким образом, выпуск современных монет происходит практически без участия человека. Его роль осталась незаменимой лишь в процессе разработки дизайна, который он создает на компьютере. В результате роботы создают миллионы однотипных, совершенного одинаковых монет с идеальными пропорциями, четким рисунком и гарантией отсутствия отклонения от стандарта.

А вот выпуск старинных монет осуществлялся вручную. Они сохранили в себе специфику работы древнего мастера и представляют особый интерес в век всеобщей стандартизации, компьютеров и робототехники. Поэтому и ценятся очень высоко.

Первые монеты появились в VII веке до нашей эры в государстве Лидия (на территории западной части современной Турции). Это были кусочки сплава золота с серебром, на которых выбивался особый знак. С тех пор менялась форма монет, использовались различные металлы, но в целом их всегда выпускали одним способом – ударом штемпеля с негативным изображением по заготовке. Методом отливки в формы делали только фальшивые монеты, они отличаются характерной размытостью рисунка и различной высотой отдельных элементов. Рассмотрим способы чеканки, применявшиеся в России на протяжении разных веков.

Чеканка в допетровские времена

Первые собственные монеты («сребреники») появляются на Руси при князе Владимире Великом, они выпускаются очень ограниченно, и уже через 60-70 лет при Ярославе Мудром чеканка прекращается. Изготавливались эти монеты тем же способом, который использовался в Византии: из листа серебра вырезали круглые тонкие заготовки, которые клали между двумя штемпелями и продавливали изображения с помощью пресса. Заготовки часто имели неровные или обрубленные края из-за несовершенной технологии вырезки. Изображения были сложными: на лицевой стороне князь, сидящий на троне; на обороте в первое время помещался Христос, затем трезубец – родовой знак Рюриковичей. Круговая надпись указывала на правление князя. Существовали также золотые монеты «златники», меньшего размера, но схожего веса и внешнего вида.

Во второй половине XIV века в Москве в период правления Дмитрия Донского после 300-летнего перерыва монетное производство возобновляется, но внешний вид и качество монет сильно изменилось. Теперь их делали из серебряной проволоки, нарезая её на мелкие кусочки и расплющивая молотом.

Чешуйка Новогорода, XV век (экспозиция Эрмитажа)

Изображения наносились штемпелями, в которых зажималась монета, затем сверху ударяли кувалдой. Монеты получались бесформенными и мелкими, напоминающие рыбью чешую, за что получили среди коллекционеров название «чешуйки». Вес мог различаться в полтора раза, контрольное взвешивание проводилось только для партии монет. Такие чешуйки просуществовали до петровских преобразований, то есть более 300 лет. Последние проволочные копейки датированы 1718 годом. За полвека до этого, при Алексее Михайловиче массово выпускались медные копейки такого же типа.

До реформы Елены Глинской 1534-1547 гг. монеты чеканили купцы-денежники из собственного серебра, разрешение на чеканку давал князь. Они же распространяли монеты при осуществлении закупок товаров. Затем выпуск полностью переходит государству, появляются первые государственные денежные дворы (позднее названные монетными).

Производство монет в Российской империи

Словом «чеканка» обозначают процесс нанесения изображений посредством удара молотом. С развитием технологий данный неэффективный тип производства полностью ушёл в прошлое, но название сохранилось, хотя правильнее называть выпуск монеты нового времени «тиснением», то есть продавливанием изображений.


Штемпели для копейки XVIII века и для 2 копеек Николая I (из экспозиции Эрмитажа)

Со времён Петра I монеты обретают привычную нам форму ровного толстого диска, хотя до середины XIX века окружность часто имела кривизну. Несмотря на использование только государственных монетных дворов, чеканка имела некоторые элементы частного производства. К монетному двору прикреплялся минцмейстер, в обязанности которого входило получение металла из казны и передел его в монету. Например, серебро поставлялось в количестве 120 пудов, которое затем проходило плавку с приведением пробы в соответствие с нормой, этим занимался минцпробирер. Минцмейстер брал на себя организацию производства и нанимал работников, он же отвечал за качество работы. На монетах часто помещались инициалы минцмейстера, чтобы в случае выявления недостатков монеты, можно было напрямую обратиться к нему.


Гуртильный станок (экспозиция музея Гознака)

Готовый металл разливался в изложницы – специальные формы для выплавки плоских широких слитков. Эти слитки затем прокатывались до толщины монет (плащение и вальцовка), после чего из них выбивались специальными штампами круглые заготовки. Часть заготовок из партии проходила контроль взвешиванием, негодные отбраковывались или проходили юстировку (корректировку веса). Даже при этом не удавалось достичь идеальных показателей, например у Екатерининских пятаков вес колеблется в пределах 48-51 грамма. Для повышения прочности заготовки проходили отжиг, из-за чего покрывались копотью. Для избавления от копоти и придания блеска их шлифовали в барабане и обрабатывали в кислоте, последним этапом была промывка. Заготовки (особенно для медных монет) иногда выпускались на специальных заводах (плащильных мельницах), после чего поступали на монетный двор.

На монетном дворе заготовки первым делом проходили через гуртильный станок, который наносил гурт (боковая поверхность монеты). Из-за кривизны заготовок, гурт монет XVIII века может частично отсутствовать, или плохо распознаваться. На гурте могли быть узоры, насечки, надписи. Такая обработка позволяла защитить монеты от «стрижки» - срезания части драгоценного металла злоумышленниками. «Стрижку» активно использовали для монет-чешуек допетровского времени, возможно поэтому у них такой сильный разброс веса, на некоторых даже явные следы откусывания металла.


Станок для перевода рисунка на заготовку маточника (экспозиция Эрмитажа)

Заготовки с гуртом или без него (если он не был предусмотрен) помещались в пластину с круглыми отверстиями по диаметру монет – фиксатор. Если производство было штучным, то фиксатор имел одно отверстие, но чаще чеканка производилась сразу для нескольких монет. Снизу ставились штемпели с негативом одной стороны, сверху негатив другой, затем всё это зажималось винтовым прессом. Поначалу во многом использовался ручной труд, особенно тяжёлые действия осуществлялись за счёт водяных колёс или лошадиной тяги. И только в середине XIX века появляется паровой пресс.

Созданием рисунка будущих монет занимался художник, который затем передавал эскизы гравёру. Гравёр создавал гипсовую модель будущей монеты диаметром приблизительно 30 см. Это позволяло детально проработать изображения. Инициалы гравёра тоже присутствуют на многих монетах, но они обычно скрыты в деталях изображений.

Затем диск с моделью покрывался слоем резины, в полученную форму наливалась эпоксидная смола, чтобы изготовить твёрдую заготовку. Она помещалась в специальный станок, который методом вращения с помощью системы зубчатых колёс переводил рисунок на диск значительно меньшего размера, сопоставимого с размером монеты. По заготовке отливался маточник – цилиндр из твёрдого сплава с точным изображением монеты, его закаляли для повышения износоустойчивости. С помощью маточника изготавливали несколько стальных штемпелей с негативом изображения, которыми уже чеканили монету.


Штемпели для Константиновского рубля (экспозиция Эрмитажа)

Выпуск монет на современных монетных дворах

В целом технология не изменилась за последние 150-200 лет: в производстве участвуют художники и гравёры, изготавливающие маточники и штемпели. Многие станки сохранили первоначальную конструкцию, но дополнились электронным оборудованием, технологическими новинками и другими деталями, позволяющими ускорить производство в сотни раз.

Для повышения срока службы штемпели проходят закалку и хромирование, такой штемпель может произвести не менее 250 тысяч монет. На монетный двор металл поступает в виде катушек ленты шириной в одну-две монеты. Эти катушки заправляются в нарезные станки, делающие заготовки. Заготовки загружаются в другой станок, наносящий гурт и сразу кант (бортик по краю монеты с двух сторон). Некоторые монеты выпускаются без гурта, но кант есть всегда. После такой процедуры для восстановления свойств металла заготовки обжигают при 850 градусах и охлаждают. Затем их загружают в барабан с металлическими, керамическими и пластиковыми шариками для полировки, обрабатывают химикатами.

Современные чеканочные станки полностью автоматизированы, в них насыпают заготовки, а на выходе получаются готовые монеты. Например, монеты регулярного чекана могут производиться на таком станке по 700 штук в минуту, для юбилейных и памятных скорость несколько ниже. Монеты упаковываются в тканевые мешки с пломбой и развозятся по отделениям банков, в кассы и т.д. В последнее время всё чаще стали запечатывать монеты в полиэтиленовые пакеты.

В отличие от имперского времени, тиражи современных монет регулярного чекана не разглашаются и являются государственной тайной. Известно только, что тираж каждого номинала в год составляет сотни миллионов штук, а может быть даже превышает миллиард. Юбилейные и памятные монеты из обычных металлов выпускаются тиражом от сотен тысяч до десятков миллионов штук, их количество сообщается на сайте Банка России. Выпуском сейчас занимается два предприятия: Московский и Санкт-Петербургский монетные дворы, являющиеся дочерними предприятиями «Гознака», а он в свою очередь контролируется Банком России.

В последнее время монеты начали изготавливать из стальных заготовок, покрытых другим металлом. Существует два варианта такого производства: плакирование и гальванопокрытие. При плакировании лист металла сразу покрывается тонким слоем цветного металла, а вырубающиеся заготовки получают вид торта – сбоку просматривается основа, тонкий слой может со временем отходить от монеты. По этой технологии чеканили 5 рублей в 1997-2009 годах, но заготовка была медной. При втором способе изготавливаются стальные заготовки, которые затем покрывают слоем никеля или другого металла. Отличить их можно по отсутствию проглядывающей сбоку основы, но при этом само покрытие иногда имеет цветные наплывы из-за неполного покрытия. Выпуск монет из твёрдой стали значительно удешевил производство, но добавил большое число брака, поскольку износ штемпелей стал проходить быстрее. Штемпели часто ремонтируют, подшлифовывают, наносят новое покрытие и снова пускают в ход. Результатом износа штемпеля является появление на монетах дополнительных элементов (выкрошка штемпеля) и длинных тонких полос (раскол).

Монеты улучшенной чеканки

Единственным ручным производством осталось изготовление специальных коллекционных монет по улучшенной технологии. К ним относятся:


Золотая монета качества пруф

пруф (proof) – монеты с матовым рисунком и зеркальным полем. Штемпели обрабатываются кислотой для придания эффекта мелкой шероховатости, затем выступающие части полируются до зеркального блеска. Кружочки металла изготавливаются методом отливки, а не выбивания из ленты, затем проштамповываются с нанесением гурта и канта, после чего тоже полируются. Все они проходят тщательный контроль. Чеканка производится двойным ударом, затем монета вручную вынимается и помещается в капсулу (в советское время и в 90-е годы часто помещались в полиэтиленовую запайку). Процесс требует идеальной чистоты и аккуратности, поскольку попадание пыли может снизить категорию монеты до prooflike (пруфлайк). Полировку штемпеля приходится повторять после нескольких десятков монет. Подобная технология существовала ещё в имперский период, но полированные штемпели после износа могли идти на чеканку обычных монет;


Инвестиционная монета чеканки UNC

пруфлайк (prooflike) – изготовление происходит также, как и пруф, но из-за слишком крупных заготовок (например, для килограммовых серебряных и золотых монет) остаются мельчайшие дефекты, царапины или пыль.

BU (Brilliant Uncirculated) – монеты имеют слегка глянцевую поверхность, но без зеркального отражения и без матового рисунка. Выпускаются специально подготовленными штемпелями без полировки. Дефекты производства не допускаются.

Улучшенный UNC – выпускаются обычными штемпелями, но с тщательным контролем производства для исключения дефектов и царапин. Из станка монета извлекается вручную и помещается в капсулу или запайку (в СССР иногда помещали в бумажные конверты).

Технология монетного производства или, проще говоря, чеканка монет, за время своего существования претерпела огромное количество изменений. Она прошла длинный путь от ручного труда до автоматизированного массового производства. Сегодня я предлагаю Вам совершить небольшой экскурс в историю и ознакомиться с важнейшими этапами эволюции монетного производства в России.

Первые монеты в истории человечества появились в 6 веке до нашей эры. Тогда чеканка монет осуществлялась вручную, древние люди выбивали изображение на куске золота. В средние века начали появляться различные приспособления, призванные облегчить труд человека, однако в целом производство по-прежнему оставалось ручным.
На Руси первые собственные золотые и серебряные монеты появились в X веке при князе Владимире. Это были «златники» и «сребреники», изготовлявшиеся из золота и серебра соответственно. Процесс их производства был полностью ручным. Для этого круглую заготовку из золота или серебра клали под пресс, который сразу наносил изображения на обе стороны монеты. Средний вес серебряных монет тех лет составлял от 2,9 до 3,3 грамма, а золотых – около 4 грамм. Кстати говоря, именно от златника произошла русская единица веса – золотник – равная 4,266 грамма.
Немного позднее, в период феодальной раздробленности, монеты начали изготавливать из серебряной проволоки, в результате чего все экземпляры имели разную форму и вес, а изображения зачастую получались не цельными. Серебряная проволока рубилась на примерно равные части, а затем помещалась под пресс. В народе проволочные монеты получили название «чешуйки».


Массовая чеканка монет в Древней Руси началась в XIV веке. Впервые одержанная Русью победа над Золотой Ордой на Куликовом поле в 1380 году, подтолкнула власти к закреплению успеха выпуском собственных денег. Русские монеты в те годы представляли собой серебряные пластинки неправильной формы весом около 1 грамма и несущие на своем поле различные изображения. Это могли быть всадники, петухи, воины с оружием в руках, фантастические четвероногие животные, изображениями человеческой головы и т. п.

Первые медные русские монеты появились только в середине 17 века. Их называли «пулы». Они чеканились из маленьких кусочков медной проволоки. Примерно в те же годы появились медные копейки, ничем не отличавшиеся от серебряных копеек, а потому приравненные к ним. Народу новые медные монеты пришлись не по душе, и в 1662 году в Москве вспыхнуло восстание, известное сегодня под названием «медный бунт». Правительство, сильно напуганное бунтом, отменило медные деньги. И лишь полвека спустя, Петр I решился снова начать чеканку медных монет.

Чеканка монет при Петре I

Чеканка монет при Петре I осуществлялась с помощью различных машин и приспособлений, но все еще не была автоматизирована. Она носила циклический характер, так называемый монетный передел или полный цикл производства. Партия металла передавалась приходным казначеем минцмейстеру, который по окончании производства, сдавал расходному казначею отчеканенные из этой партии монеты. Оптимальной для такого производственного цикла считалась партия серебра весом 120 пудов (около 7 тонн), которая соответствовала одной полной плавке.
Сам процесс производства осуществлялся следующим образом. В первую очередь минцпробирер определял содержание медных примесей (лигатуры) в серебре. Для этого в процессе плавки производился ряд технологических проб, по результатам которых количество лигатуры доводилось до нужной концентрации в соответствии с установленными нормами. Затем расплавленное серебро разливалось в изложницы (формы для заливки расплавленного металла с целью придания ему нужной формы), устройство которых с годами менялось. Сначала это были горизонтальные противни, со временем превратившиеся в вертикальные разъемные конструкции. Затем, полученные серебряные листы подвергались прокату и вальцовке для достижения нужной толщины. После вальцовки листы поступали на обрезные станы, которые приводились в действие лошадиной тягой или, в некоторых случаях, силой воды, где из них вырубались монетные заготовки.
В дальнейшем, полученные таким образом заготовки для монет проходили весовой контроль. Прошедшие контроль заготовки отжигали, галтовали (очищали поверхность от заусенцев, окалины и т.д.) в барабане, отбеливали в слабом кислотном растворе, а затем промывали и сушили. Слишком легкие заготовки для монет отправляли в переплавку, а слишком тяжелые – в юстировку, с помощью которой заготовки доводились до нужного веса. На готовые монетные кружки на специальных станках наносили гурт, а затем передавали их на финальную операцию – тиснение. Тиснение осуществлялось в винтовых прессах, которые приводились в действие вручную, с помощью коромысла, на концах которого были закреплены две гири.

Чеканкой монет в начале 18 века назывался процесс удара молотом для нанесения изображения на монетную заготовку. Немного позднее, когда проволочные монеты ушли в прошлое, чеканкой стали называть и тиснение монеты.
Таким способом монеты изготавливались вплоть до начала 19 века, когда монетное производство была автоматизировано. В результате автоматизации монетные кружки стали получаться ровными, имеющими одинаковый вес и цельное изображение, а подделывать монеты стало гораздо сложнее.

Чеканка современных монет

Чеканка современных монет представляет собой хорошо оснащенное технически и полностью автоматизированное высокотехнологичное производство. Основная масса изделий монетных дворов России изготавливается на чеканочных прессах с помощью метода холодной объемной штамповки (чеканки). Холодная штамповка позволяет получать изделия из металла сложной формы и очертаний давлением, в результате которого металл в холодном состоянии деформируется пластически с помощью специального инструмента.
По сравнению с горячей холодная штамповка имеет ряд достоинств:
- металл не нужно нагревать;
- металл не окисляется и не образуется окалина;
- получаемые монеты имеют меньшую шероховатость поверхности;
- достигается наиболее точное совпадение размеров.
По сравнению с обработкой резанием холодная штамповка также имеет ряд преимуществ:
- поскольку металл не отделяется в стружку, значительно сокращается его расход;
- уменьшается трудоемкость изготовления монет, и соответственно, повышается производительность труда.
Вместе с тем холодная штамповка упрочняет обрабатываемый материал, а это позволяет использовать меньше металла, делать монеты более легкими и износостойкими.
Компьютерное моделирование и использование современных технологий в монетном производстве, таких как патинирование (искусственное состаривание), золочение, серебрение, чернение, вакуумное напыление, пескоструйная обработка, расчистка, использование многоцветных эмалей позволяет получить монеты высокого качества и реализовать любые замыслы художников. Новейшие технологии производства позволяют наносить на монеты серебряное и золотое покрытия, изготавливать монеты и медали, комбинируя различные металлы и сплавы, в том числе драгоценные.


Сегодня монетные дворы России выпускают памятные и инвестиционные монеты самого высокого качества - «пруф», которое позволяет создать зеркальное поле и матовое изображение. Для изделий качества «пруф» особенно важно избежать повреждений поверхности при производстве и транспортировке. Поэтому монеты качества «пруф» упаковываются в специальную капсулу. В настоящее время выпускаются также монеты и медали качества «антипруф», при котором поле имеет матовую поверхность, а рельеф - зеркальную.
Новейшее оборудование монетных дворов России позволяет осваивать высокие технологии, например, эффект скрытого изображения, использующийся на современных десятирублевых монетах. Или, например, выборочное золочение на монетах качества «пруф», позволяющее выборочно наносить покрытие из золота или серебра на отдельные детали рисунка монет, сохраняя при этом внешний вид.

  1. С появлением таких больших монет, как талеры, новый импульс к развитию получила и техника чеканки монет. До конца XV века на протяжении многих веков в технологии чеканки не происходило ничего нового. Монеты чеканились старинным примитивным ручным способом, при котором из технической оснастки требовались лишь молоток и два штемпеля. Для чеканки талеров этот способ не годился, - ручным молотом было просто невозможно прочеканить большую монету. Возникла необходимость усовершенствовать процесс чеканки, чтобы увеличить силу удара штемпеля по заготовке.

    Так к концу XV века был изобретен фальверк .

    Это первое механическое приспособление с молотовым снарядом, который падал на монетную заготовку с большой высоты, и поэтому, он обладал достаточной ударной силой для прочекана монет крупного размера. Технология чеканки с помощью молотового снаряда выглядела примерно следующим образом. Нижний штемпель закреплялся стационарно снизу на лафете станка. Бревно с закреплённым внизу верхним штемпелем поднималось с помощью передаточного колеса силой нескольких человек или лошадиной тяги. Потом снаряд отпускали, и он под действием силы тяжести падал вниз и прочеканивал изображение штемпеля на монете. Потом снова поднимали снаряд и смотрели: достаточно ли четкое изображение получилось на монете. И если прочекан был недостаточный, то удар снаряда по монете повторяли ещё, для получения нужного качества рельефа монеты.

    Добавляйте, у кого что есть? Если повтор - прошу пардону

  2. Монетное производство в России 18 век.
    Изготовление монет

    Уже в начале 18 века в 1700 году первые указы Петра I о введении в обращение монет предписывают делать их тиснеными, и не литыми, и не коваными.

    И с 1706 года практически был предрешен переход к тиснению серебренной монеты в замен чеканки монет из проволоки.
    Организация самого монетного производства в своей основе имело циклический характер и называлось монетный передел. Монетный передел имел полный производственный цикл, который начинался с получения от приходного казначея металла и заканчивался сдачей полученных из этого металла монет расходному казначею. Самой оптимальной партией металла для монетного передела обычно была партия серебра весом 120 пудов, что составляло около двух тон. Эта соответствовало одной плавке металла.
    Передаваемая в передел партия серебра была не однородной и могла содержать в себе серебро разной пробы. В неё могли входить старые монеты, слитки серебра, талеры, а также прочие изделия из серебра. Факт передачи оформлялся подписями казначея, начальника передела и надзирающих лиц.
    Весь принятый метал передавался в плавильное отделение, под ответственность минцпробирера, на переплавку. В обязанности минцпробирера входило производить, в процессе плавки, технологические пробы, высчитывая необходимое количество медной лигатуры для того, чтобы состав приобрел установленную законом норму.
    Следующим этапом было розлив металла в изложницы. Конструктивно они представляли собой горизонтальные противни. Со временем их заменили вертикальные разъемные конструкции. Полученные листы поступали к кузнецам, которые ручными молотами доводили металл до требуемой толщины. Потом листы отправлялись на машинное площение и финальную вальцовку до необходимого размера. При этой процедуре листы неоднократно отжигались.
    После этого листы отправлялись на обрезной стан, где из них вырубались монетные кружки.
    Полученные заготовки проходили весовой контроль, после чего годные ожигаются, галтуются в барабане, отбеливаются в слабом растворе кислоты, промываются и просушиваются. Те кружки, что не прошли весовой контроль, легкие поступают в переплавку, а тяжелые отдаются на юстировку для удаления излишнего веса путем удаления металла.

    И вот готовые монетные кружки гуртятся на специальных станках и передаются в печать.
    Печать или теснение производилось на винтовом прессе. Сам винтовой пресс был изобретен в 1506 году Донато Браманте, который используя принцип работы пресса для отжима сока из винограда, сконструировал винтовой пресс для изготовления монетных заготовок. А в 1550 году Макс Шваб усовершенствовал эту конструкцию. Улучшенная им конструкция уже могла не только вырубать заготовки, но и производить теснение самих монет.
    Винтовой пресс или как называли его печатный стан представлял собой массивный чугунный или медный корпус, который собственно и назывался станом, в верхней части которого вбивалась вертикально медная втулка с резьбой, которая называлась гайка. Через резьбу гайки пропускался железный угнетающий винт на верху винта перпендикулярно ему закреплялось чугунное коромысло воротяги, с грузами на обоих концах. В стане так же устанавливались верхняя и нижняя ступки, в которых находились сами штемпеля для теснения монет. В стане находилось устройство для закрепления и движения верхней ступки, состоящее из четырех так называемых проёмных досок, двух стягивающих болтов и дуги с грузом на конце для автоматического подъёма верхней ступки в исходное положение, после прекращения воздействия угнетающего винта.
    Заготовка монеты помещалась на неподвижный нижний штемпель и при нажатии на верхний штемпель на неё наносилось изображение. В свою очередь давление на верхний штемпель производилось угнетающим винтом приводимым в действие вращением закреплённого на нём коромысла.
    В действие, печатные станы приводились по разному, так на Петербургском, Московском и Нижегородском дворах использовали человеческую силу. Один или несколько человек держались за кожаные ремни, прикреплённые к концам коромысла, делали резкий рывок. Возвращение в прежнее верхнее положение производилось рывком в обратную сторону с противоположного конца коромысла. Для поднятия винта в некоторых случаях использовалось устройство в виде толстого кожаного ремня, прикреплённого к потолку, на нижнем конце которого привешивался тяжёлый груз и при ударе об этот упругий ремень коромысло возвращалось обратно. На монетных дворах Екатеринбургский, Аннинский, Сузунский печатные станы приводились в действие силой падающей воды через систему приводов валов и шестеренок.
    Вынутые из-под штемпеля монеты бросались кладчиками в находящийся при каждом стане опечатанный ящик с узкой прорезью.
    И на конец, отчеканенные монеты просматривались старостой монетчиков, минцмейстером и пробирными учениками, и отбраковывались повреждённые экземпляры. На этом заканчивался весь цикл монетного производства.

    Монетное обращение при Александре I

    Александр I Павлович 1801 - 1825. Когда в половину второго ночи 11 марта 1801 г. глава заговорщиков, граф Пален, явился в спальню великокняжеской четы с сообщением о смерти Павла I, Александру стало так дурно, что пришлось вызвать врача.

    Немного придя в себя, он заявил, что отказывается от престола. «Перестаньте ребячиться и идите царствовать» - оборвал его причитания Пален. Потрясение этой ночи будет иметь влияние на все его царствование.
    После 1804 года все внимание Александра I переключается на внешнеполитические дела. К этому времени руководимая Наполеоном французская армия становится доминирующей силой в Европе, и ее экспансия заставляет другие европейские державы искать союза с Россией. В 1805 году Александр I заключает союз с Англией, затем с Австрией и Пруссией.

    С середины 1812 года Александру I становится не до реформ – Великая армия Наполеона вторглась на территорию Российской империи. Император делает попытку лично возглавит войско, но под давлением семьи и окружения вынужден отказаться от этой мысли и передать управление армиями Кутузову М.И. После отступления Наполеона Александр I лично возглавляет заграничный поход и в марте 1814 года триумфально вступает в Париж.
    С этого времени российский император становится основной фигурой европейской политики. На закате правления Александра I в стране растет недовольство аракчеевским режимом, множатся волнения и бунты, дворянство создает тайные общества, имеющие целью свержение самодержавия. В этой обстановке Александр едет с супругой отдохнуть на юг страны, где заболевает и 19 ноября 1825 года умирает в Таганроге, породив по этому поводу множество слухов.
    Двойной стандарт, кризис ассигнаций.
    Именным указом Сенату от 1 октября 1801 Александр I, «… признавая непоколебимость внутреннего достоинства монеты, необходимою к сохранению общего доверия», подтверждает установленную Павлом I монетную стопу для всех трех металлов.
    В 1802-1805 г.г. серебряные и золотые монеты чеканятся по прежней норме на том же банковском дворе в подвалах ассигнационного банка. Новый монетный двор на территории Петропавловской крепости пока находится в стадии строительства. После многих проб нового оформления аверса и реверса монет, в том числе с портретом в стиле римских императоров, указом от 31 августа 1801 года Александр I утверждает образец с государственным гербом, номиналом и датой на лицевой стороне, и надписью ГОСУДАРСТВЕННАЯ РОССИЙСКАЯ МОНЕТА внутри венка из лавровой и дубовой ветвей на оборотной. Также на короткое время возобновляется выпуск империалов и полуимпериалов (10 рублей и 5 рублей).
    В 1807 году завершается начатое Павлом I строительство новых корпусов монетного двора в Петропавловской крепости. Новый двор оснащается самым передовым оборудованием (2 английские паровые машины). Штемпельное производство теперь полностью механизировано. Формы вырезаются высокопрофессиональными медальерами и несут на себе только основную, наиболее сложную часть изображения. Рабочие штемпели, после переноса с маточника изображения, доводятся до кондиции при помощи литерных пуансонов и штихилей.

    В первое десятилетие правления Александра I медным монетам возвращается принятый при Екатерине ряд номиналов. Все они оформлены единообразно: на лицевой стороне – двуглавый орел, на оборотной - номинал и дата. Обе стороны обрамлены концентрическими линейными кружками. Выделка ведётся на Екатеринбургском и Сузунском монетных дворах (Сузунский монетный двор обеспечивает медными монетами всю территорию Урала).
    Манифест от 20 июня 1810 г. «О новом устройстве монетной системы» устанавливает серебряный рубль законной мерой всех расчетов. Рубли и полтины изменяют свой вид. На лицевой стороне появляется новый тип орла с датой под ним. Броская надпись внутри венка на оборотной стороне указывает содержание чистого серебра в монете, а номинал занимает место вокруг орла.

    Манифест от 9 апреля 1812 г. устанавливает все платежи только ассигнациями, а серебряный рубль получает плавающий курс (относительно ассигнаций).
    После 12-летнего перерыва в чеканке золотых монет, с 1817 года и на долгое время, единственным номиналом становится пятирублевый полуимпериал.
    Указ от 19 ноября 1815 года «О монетной системе Царства Польского» устанавливает ряд номиналов, нормы выделки и изображения на монетах. Злотый – основной номинал польской системы денежного исчисления, состоял из 30 грошей и приравнивался к 1,5 рублям.
    Казалось бы, существенных изменений в монетной системе в правление Александра не происходит. Манифесты изменили лишь нормы выделки монет и их облик, также увеличилась стопа на медную и серебряную монеты, что привело к падению курса ассигнационного рубля (до 50 копеек за ассигнационный рубль). Но благодаря усилиям Е.Ф. Канкрина в 1823 г. начинает расти курс ассигнационного рубля относительно серебряного рубля.

Чеканка монет – это нанесение рисунка или надписи методом создания рельефа на металлической пластине. Вид прикладного искусства – художественная обработка металла. Чеканку используют при изготовлении металлической посуды, изобразительных панно или ювелирных изделий.

Интересно
Изображение наносится на поверхность при помощи металлических или деревянных молоточков, а также чеканов. Для этого вида искусства наиболее подходят цветные металлы: латунь, медь, алюминий или сталь с толщиной листа до 1 мм. В редких случаях для чеканки используется серебро и золото.

Технология чеканки монет

Чеканка монет отличается от художественной чеканки в более толстом слое используемого металла. Для этого предназначен специальный штемпель (пуансон), на который нанесено переносимое изображение с «обратным» рельефом. Причем удары должны быть намного сильнее и гораздо точнее, чем при художественной чеканке. Этого можно добиться только на специальных станках, которые используются для массового выпуска.

Выпуск металлических денег прошел долгий путь развития и претерпел множество технологических изменений – от примитивного ручного труда до современных производственных линий по изготовлению регулярного чекана.

При ручной чеканке монеты расплавленный металл (медь, золото или серебро) заливался в форму. По мягкому металлу сверху ударяли чеканом с нанесенным на него рисунком. Из-за неточности операции рисунки часто получались неодинаковыми. Такие бракованные монеты подвергались повторному удару молота или переплавлялись заново.

По мере развития процесса монеты стали изготовлять из проволоки определенного диаметра, а боковую поверхность монет (гурт) покрывали насечками, выполнявшими роль защитного рисунка, позволявшего бороться с фальшивомонетчиками.

В современном производстве регулярных тиражей эти процессы автоматизированы, а в качестве материала используются более дешевые и технологичные сплавы.

Чеканка монет в России и ее развитие

Монеты как средство обмена в деловой жизни человека появились в VI веке до н.э. Производились они вручную из кусков золота. К средним векам изготовление монет оснастили нехитрыми приспособлениями, которые облегчали труд мастеров. Но во многом работа оставалась ручной. В X веке первые монеты появились и на Руси.

Интересно
Монеты делали из золота и серебра вручную. Заготовку обжимали прессом сразу с двух сторон. Монеты из серебра весили около 2,9–3,3г, а золотые – 4г. Золотые монеты назывались «златниками». Отсюда пошла мера веса – «золотник» (поговорка: «Мал золотник, да дорог»).

Позднее для производства монет стали использовать проволоку из серебра. Ее нарезали приблизительно на равные части и вкладывали в форму. Размеры и вес таких монет, понятно, сильно колебались.

Массовая чеканка монет началась только в XIV в., когда страна освободилась от монголо-татарского ига. Власти решили закрепить победу над Золотой Ордой выпуском национальных монет. В то время это были пластины неровной формы, весом до 1г. На лицевой стороне и обороте печатались самые разнообразные изображения: животные, люди, воины, мифические существа. Монеты из меди на Руси стали чеканиться только в середине XVII в. Тогда появилась известная медная копейка. «Медяки» имели хождение наряду с серебряными.

Интересно
В годы войны с Речью Посполитой, для пополнения казны было решено увеличить производство медных денег (как более дешевых в производстве). Это привело к их обесцениванию. При том, что налоги собирались серебряными монетами, жалованье платили медью. Избыток медных денег привел к тому, что серебряные деньги оказались в три раза дороже медных. Несмотря на запреты властей, продукты резко подорожали. Это привело в 1662 году к Медному бунту в Москве. Восстание было жестоко подавлено, однако медные деньги в течение года правительство печатать перестало.

Только при Петре Первом спустя полвека выпуск регулярного тиража медных монет был возобновлен. Большой любитель всяких технических инноваций, Петр Первый поспособствовал максимальной механизации процесса чеканки монет. Хотя до автоматизации этого процесса было еще далеко.

Производственный выпуск тогда выглядел следующим образом. Начальник монетного двора получал от казначейства партию металла, за которую потом отчитывался отчеканенными монетами. Для типовой партии чеканки использовалось серебро в количестве примерно 7 тонн – столько его можно было расплавить в печи за один раз. После этого в расплаве измерялось количество примесной меди и ее количество доводилось до технологической нормы. Потом расплав разливался по специальным формам. Первоначально это были горизонтальные поддоны. Со временем их заменили вертикальными разборными конструкциями.

На следующем этапе листы серебра прокатывали и вальцевали. Получались листы нужной толщины, которые затем разрезали на специальных станках, работавших на тягловой силе. Из полученных листов вырубали диски будущих монет. Далее они проверялись на соответствие весовым характеристикам. Заготовки, прошедшие контроль, подвергались отжигу, очищались от шероховатостей, окалины и пр. (процесс галтования) в специальном барабане, затем в слабом растворе кислоты отбеливали, потом промывали и сушили. Заготовки с недостающим весом переплавляли, а с чрезмерным – отправляли на юстировку, чтобы убрать излишки. Далее ребро заготовки (гурт) покрывали насечками и наносили при необходимости надписи. Окончательная штамповка осуществлялась в ручных винтовых прессах.

Таким процесс выпуска монет оставался до начала ХIХ века, пока производственные процессы не были автоматизированы. Технический прогресс привел к тому, что монетные заготовки стали ровными, с одинаковым весом и четким изображением, а их подделка теперь представляется весьма и весьма затруднительной.

Выпуск металлических денег в наши дни

В наши дни выпуск монеты предваряет компьютерная разработка трехмерного макета. Далее по нему формируют главный штамп, используемый для изготовления рабочих мастер-штампов. Они обрабатываются различными методами для придания штампу прочности, позволяющей выполнять до одного миллиона оттисков до его замены.

Диски для монет вырубаются из металлической ленты. В заготовках сначала формируется гурт – специальная машина делает насечки и при необходимости наносит надписи. Потом полученные кружки подвергают химической обработке для полирования поверхностей и придания им блеска, затем сушат и помещают в пресс. Машина проштамповывает обе стороны заготовки одновременно. Готовая партия проверяется на дефектность, и прошедшие контроль монеты, подсчитываются и упаковываются для транспортировки.

Таким образом, выпуск современных монет происходит практически без участия человека. Его роль осталась незаменимой лишь в процессе разработки дизайна, который он создает на компьютере. В результате роботы создают миллионы однотипных, совершенного одинаковых монет с идеальными пропорциями, четким рисунком и гарантией отсутствия отклонения от стандарта.

А вот выпуск старинных монет осуществлялся вручную. Они сохранили в себе специфику работы древнего мастера и представляют особый интерес в век всеобщей стандартизации, компьютеров и робототехники. Поэтому и ценятся очень высоко.