Почему начался конфликт в нагорном карабахе. Как начинался карабахский конфликт: легендарный генерал раскрывает подробности

Почему начался конфликт в нагорном карабахе. Как начинался карабахский конфликт: легендарный генерал раскрывает подробности

ТБИЛИСИ, 3 апр - Sputnik. Конфликт между Арменией и Азербайджаном начался в 1988 году, когда Нагорно-Карабахская автономная область заявила о выходе из Азербайджанской ССР. Переговоры по мирному урегулированию карабахского конфликта ведутся с 1992 года в рамках Минской группы ОБСЕ.

Нагорный Карабах — историческая область в Закавказье. Численность населения (по состоянию на 1 января 2013 года) — 146,6 тысяч человек, подавляющее большинство — армяне. Административный центр — город Степанакерт.

История вопроса

Армянские и азербайджанские источники имеют различные точки зрения на историю региона. По данным армянских источников, Нагорный Карабах (древнеармянское название — Арцах) в начале первого тысячелетия до н.э. входил в политико-культурную сферу Ассирии и Урарту. Впервые упоминается в клинописи Сардура II, царя Урарту (763-734 до н. э.). В раннем средневековье Нагорный Карабах входил в состав Армении, утверждают армянские источники. После того, как большая часть этой страны в средние века была захвачена Турцией и Персией, армянские княжества (меликства) Нагорного Карабаха сохраняли полунезависимый статус. В XVII-XVIII веках арцахские князья (мелики) возглавляли освободительную борьбу армян против шахской Персии и султанской Турции.

По данным азербайджанских источников, Карабах — одна из древнейших исторических областей Азербайджана. По официальной версии, появление термина "Карабах" относится к VII веку и трактуется как сочетание азербайджанских слов "гара" (черный) и "баг" (сад). В числе других провинций Карабах (Гянджа по азербайджанской терминологии) в XVI веке входил в состав государства Сефевидов, позже стал самостоятельным Карабахским ханством.

В 1813 году по Гюлистанскому мирному договору Нагорный Карабах вошел в состав России.

В начале мая 1920 года в Карабахе была установлена Советская власть. 7 июля 1923 года из нагорной части Карабаха (часть бывшей Елизаветпольской губернии) образована Нагорно-Карабахская автономная область (АО) в составе Азербайджанской ССР с административным центром в селении Ханкенды (ныне — Степанакерт).

Как началась война

20 февраля 1988 года внеочередная сессия областного Совета депутатов НКАО приняла решение "О ходатайстве перед Верховными Советами АзССР и АрмССР о передаче НКАО из состава АзССР в состав АрмССР".

Отказ союзных и азербайджанских властей вызвал демонстрации протеста армян не только в Нагорном Карабахе, но и в Ереване.

2 сентября 1991 года в Степанакерте состоялась совместная сессия Нагорно-Карабахского областного и Шаумянского районного советов, принявшая Декларацию о провозглашении Нагорно-Карабахской республики в границах Нагорно-Карабахской автономной области, Шаумянского района и части Ханларского района бывшей Азербайджанской ССР.

10 декабря 1991 года, за несколько дней до официального распада Советского Союза, в Нагорном Карабахе состоялся референдум, на котором подавляющее большинство населения — 99,89% — высказалось за полную независимость от Азербайджана.

Официальный Баку признал данный акт незаконным и упразднил существовавшую в советские годы автономию Карабаха. Вслед за этим начался вооруженный конфликт, в ходе которого Азербайджан пытался удержать Карабах, а армянские отряды отстаивали независимость края при поддержке Еревана и армянской диаспоры из других стран.

Жертвы и потери

Потери обеих сторон в ходе карабахского конфликта составили, по разным данным, до 25 тысяч человек убитыми, более 25 тысяч были ранены, сотни тысяч мирных жителей покинули места проживания, без вести пропавшими числятся более четырех тысяч человек.

В результате конфликта Азербайджан потерял над Нагорным Карабахом и — полностью или частично — семью прилегающими к нему районами.

Переговоры

5 мая 1994 года при посредничестве России, Киргизии и Межпарламентской Ассамблеи СНГ в столице Киргизии Бишкеке представители Азербайджана, Армении, азербайджанской и армянской общин Нагорного Карабаха подписали протокол с призывом прекратить огонь в ночь с 8 на 9 мая. Этот документ вошел в историю урегулирования карабахского конфликта как Бишкекский протокол.

Переговорный процесс по урегулированию конфликта начался в 1991 году. С 1992 года ведутся переговоры по мирному урегулированию конфликта в рамках Минской группы Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) по урегулированию карабахского конфликта, сопредседателями которой являются США, Россия и Франция. В группу также входят Армения, Азербайджан, Белоруссия, Германия, Италия, Швеция, Финляндия и Турция.

С 1999 года проходят регулярные двусторонние и трехсторонние встречи лидеров двух стран. Последняя встреча президентов Азербайджана и Армении Ильхама Алиева и Сержа Саргсяна в рамках переговорного процесса по урегулированию нагорно-карабахской проблемы состоялась 19 декабря 2015 года в Берне (Швейцария).

Несмотря на окружающую переговорный процесс конфиденциальность, известно, что их основой являются так называемые обновленные Мадридские принципы, переданные Минской группой ОБСЕ сторонам конфликта 15 января 2010 года. Основные принципы урегулирования нагорно-карабахского конфликта, именуемые Мадридскими, были представлены в ноябре 2007 года в столице Испании.

Азербайджан настаивает на сохранении своей территориальной целостности, Армения защищает интересы непризнанной республики, так как НКР не является стороной переговоров.

После трагедии «Черного января» десятки тысяч азербайджанских коммунистов публично сожгли свои партбилеты в те часы, когда миллионная толпа в Баку шла за погребальной процессией. Многие лидеры НФА были арестованы, однако вскоре они были отпущены и смогли продолжить свою деятельность. Везиров бежал в Москву; Аяз Муталибов сменил его в качестве партийного лидера Азербайджана. Правление Муталибова с 1990 по август 1991 г. было «спокойным» по азербайджанским стандартам. Оно характеризовалось «просвещенным авторитаризмом» местной номенклатуры, променявшей коммунистическую идеологию на национальные символы и традиции ради укрепления своей власти. 28 мая, годовщина Азербайджанской демократической республики 1918-1920 гг., стало национальным праздником, и исламской религии отдавалась официальная дань уважения. Фурман отмечает, что бакинская интеллигенция поддерживала Муталибова в этот период. Был учрежден консультативный совет с участием оппозиционных лидеров, и именно с согласия этого совета Муталибов был в первый раз избран президентом Верховным Советом Азербайджана осенью 1990 г. Из 360 делегатов только 7 были рабочими, 2 колхозниками и 22 интеллигентами. Остальные были членами партийно-государственной элиты, директорами предприятий и работниками правоохранительных органов. НФА получил 31 мандат (10%), и, по мнению Фурмана, он имел мало шансов получить больше в обстановке относительной стабильности .

После кризиса «Черного января» в Азербайджане, приведшего к военным столкновениям между частями Советской Армии и подразделениями НФА в Нахичевани, между Муталибовым и союзным руководством было достигнуто нечто вроде компромисса: в Азербайджане восстанавливается коммунистическое правление, но в обмен Центр оказывает Муталибову политическую поддержку - за счет Армении и армянского движения в Нагорном Карабахе. Союзные руководители, в свою очередь, стремились поддержать Муталибова, опасаясь потерять не только Грузию и Армению, но и все Закавказье. Отношение к Нагорному Карабаху стало еще более негативным после того, как АОД победило на выборах в Армении летом 1990 г.

Режим чрезвычайного положения в Нагорном Карабахе фактически являлся режимом военной оккупации. 157 из 162 операций по «проверке паспортного режима», проведенных в 1990 г., истинной целью которых было терроризировать мирное население, были проведены в этнически армянских селах .

К осени 1990 г., после выборов во всех республиках Закавказья, коммунисты сохранили власть только в Азербайджане. Поддержка режима Муталибова приобрела еще большее значение для Кремля, стремившегося к сохранению единства СССР (в марте 1991 г. Азербайджан проголосовал за сохранение СССР). Блокада Нагорного Карабаха была усилена. Стратегия, совместно разработанная Азербайджаном и высокопоставленными советскими военно-политическими деятелями (особенно будущими организаторами августовского путча 1991 г.), предусматривала депортацию по крайней мере части населения из НКАО и прилегающих к ней армянских деревень.

Операция по депортации получила кодовое название «Кольцо». Она продолжалась четыре месяца, вплоть до августовского путча 1991 г. За этот период из Карабаха в Армению было депортировано порядка 10 тыс. человек; воинские части и ОМОН опустошили 26 деревень, убив при этом 140-170 мирных жителей-армян (37 из них погибло в деревнях Геташен и Мартунашен) . Жители азербайджанских сел НКАО, выступая перед независимыми наблюдателями, также говорили о массовых нарушениях прав человека армянскими боевиками. Операции Советской армии в Карабахе привели лишь к прогрессирующей деморализации самих войск. Не остановили они и распространения вооруженной борьбы в регионе.


Нагорный Карабах: провозглашение независимости

После провала августовского путча в Москве практически все организаторы и вдохновители операции «Кольцо» утратили свою власть и влияние. В том же августе воинские соединения в Шаумяновском (азербайджанское название: Геранбойском) районе получили приказ прекратить огонь и отойти в места постоянной дислокации. 31 августа Верховный Совет Азербайджана принял декларацию о восстановлении независимой Республики Азербайджан, т.е. той, что существовала в 1918-1920 гг. Для армян это означало, что правовая основа автономного статуса НКАО советской эпохи теперь отменялась. В ответ на провозглашение независимости Азербайджана карабахская сторона провозгласила Нагорно-Карабахскую республику (НКР). Это было сделано 2 сентября 1991 г. на совместном заседании областного Совета НКАО и районного Совета населенного армянами Шаумяновского района. НКР была провозглашена в границах бывшей АО и Шаумяновского района (который ранее частью НКАО не являлся). 26 ноября 1991 г. Верховный Совет Азербайджана принял закон, отменяющий автономию Нагорного Карабаха. 10 декабря Верховный Совет НКР, состоящий исключительно из представителей армянского населения, объявил о своей независимости и о выходе из состава Азербайджана на основании результатов референдума, проведенного среди армянского населения. Армянские законодатели до сих пор не разрешили явное противоречие между объявлением независимости НКР и все еще не отмененным постановлением Верховного Совета Армении от 1 декабря 1989 г., согласно которому Нагорный Карабах воссоединялся с собственно Арменией. Армения заявила, что не имеет никаких территориальных претензий к Азербайджану. Такая позиция позволяет Армении рассматривать конфликт как двусторонний, в котором участвуют Азербайджан и НКР, в то время как сама Армения непосредственного участия в конфликте не принимает. Однако Армения, следуя той же логике и из боязни ухудшить собственное положение в мировом сообществе, официально не признает независимость НКР. За последние годы в Армении продолжались дебаты на тему: сделает ли отмена «аннексионистского» решения армянского парламента от 1 декабря 1989 г. и официальное признание НКР неизбежной полномасштабную войну с Азербайджаном (Тер-Петросян), или же такое признание поможет убедить мировое сообщество в том, что Армения не является страной-агрессором? Последняя точка зрения, в частности, отстаивалась в июне 1993 г. Суреном Золяном, секретарем комиссии по Арцаху (Карабаху) Верховного Совета Армении. Сурен Золян утверждал, что, пока НКР не признана в качестве субъекта международных отношений, вся полнота ответственности за ее действия лежит на Армении, что придает некоторую обоснованность тезису об армянской агрессии . В самом Нагорном Карабахе определенная неясность насчет того, быть ли ему независимым, входить ли в Армению или же обратиться к России с просьбой о включении в ее состав, подчеркивается тем фактом, что в конце 1991 г. тогдашний председатель Верховного Совета НКР Г. Петросян направил письмо Ельцину с просьбой о вхождении НКР в состав России. Ответа он не получил . 22 декабря 1994 г. парламент НКР избрал Роберта Кочаряна, ранее бывшего председателем Госкомитета обороны, президентом НКР до 1996 г.


Армения и Азербайджан: динамика политического процесса

Осенью 1990 г. глава АОД Тер-Петросян победил на всеобщих выборах и стал президентом республики. АОД, в отличие от армянской оппозиции, стремится предотвратить непосредственное участие республики в карабахском конфликте и всеми силами пытается ограничить рамки конфликта. Одной из основных забот АОД является установление хороших отношений с Западом. Руководство АОД отдает себе отчет в том, что Турция является членом НАТО и основным союзником США в регионе. Оно признает реальность, воздерживаясь от предъявления претензий на земли исторической Армении (ныне находящиеся в Турции), и желает развивать армяно-турецкие контакты.

В отличие от АОД, партия Дашнакцутюн (Армянская революционная федерация), в основном базирующаяся за рубежом, среди армянской диаспоры, является по преимуществу антитурецкой партией. В настоящее время ее усилия сосредоточены на организации общественного давления на Западе с целью заставить Турцию официально осудить геноцид 1915 г. Партия имеет сильные позиции в Карабахе благодаря своему образу твердой, героической и бескомпромиссной организации, упору на военную дисциплину, многочисленным связям и значительным средствам за рубежом. Однако существует острое соперничество между Дашнакцутюн и президентом Тер-Петросяном. В 1992 г. последний выслал дашнакского лидера Грайра Марухяна из Армении; в декабре 1994 г. он приостановил деятельность партии, обвинив ее в терроризме.

Тем не менее усилия армянской диаспоры принесли плоды. Ее лобби в конгрессе США в 1992 г. добилось принятия положения о запрете любой негуманитарной помощи Азербайджану до тех пор, пока он не предпримет «доказуемые шаги» по прекращению своей блокады Армении. В 1993 г. США выделили на помощь Армении 195 млн. долл. (Армения стоит на втором месте, после России, в списке получателей помощи среди всех постсоветских государств); Азербайджан получил 30 млн. долл. .

Семь оппозиционных партий - включая помимо дашнаков Союз национального самоопределения, возглавляемый бывшим диссидентом Паруйром Айрикяном, и Рамкавар-Азатакан (либералов) - подвергают критике то, что они рассматривают как произвол и самоуправство Тер-Петросяна в деле управления страной и уступки, сделанные армянским руководством под давлением иностранных держав и ООН (непризнание НКР, принципиальное согласие на вывод войск НКР из оккупированных этнически азербайджанских районов). Несмотря на сравнительную политическую стабильность в Армении, популярность АОД падает, в основном из-за экономических лишениий, вызванных азербайджанской блокадой. Общий объем промышленного производства за первые девять месяцев 1993 г. снизился на 38% по сравнению с соответствующим периодом 1992 г. . Житейские невзгоды в блокадной Армении привели к массовой эмиграции, оценивавшейся в 300-800 тыс. в 1993 г., в основном в Южную Россию и Москву. Широкие расхождения в цифрах эмигрантов объясняются тем, что многие из уезжающих сохранили прописку в Армении .

В Азербайджане вопрос о Нагорном Карабахе также определяет взлет и падение фортуны политиков. До середины 1993 г. поражения в ходе войны или политические кризисы, сопутствующие различным перипетиям борьбы за Карабах, привели к падению четырех первых секретарей компартии и президентов подряд: Багирова, Везирова, Муталибова (с временным президентством Мамедова и Гамбара в мае - июне 1992 г.), снова Муталибова и Эльчибея.

Августовский путч 1991 г. в Москве подорвал легитимность президента Муталибова в Азербайджане. Во время путча он сделал заявление, осуждающее Горбачева и косвенно поддерживающее московских путчистов. НФА развернул митинги и демонстрации с требованием новых парламентских и президентских выборов. Муталибов срочно организовал президентские выборы (8 сентября 1991 г.); 85,7% внесенных в списки приняли участие в голосовании, из них 98,5% проголосовали за Муталибова. Этот результат многими считался подтасованным. Компартия была официально распущена, и 30 октября Верховный Совет Азербайджана под давлением НФА был вынужден передать часть своих полномочий милли-меджлису (Национальному совету) в составе 50 членов, половина из которых состояла из бывших коммунистов, а другая половина - из оппозиции . Кампания НФА по устранению Муталибова продолжалась, и последний возлагал вину на Россию за то, что она бросила его на произвол судьбы. Окончательный удар по Муталибову был нанесен 26-27 февраля 1992 г., когда карабахские силы захватили деревню Ходжалы под Степанакертом, убив при этом много мирных жителей. Азербайджанские источники утверждают, что бойня, якобы совершенная с помощью русских войск (факт, который отрицает армянская сторона), привела к гибели 450 человек и 450 было ранено. Сам факт массовых убийств был позднее подтвержден, среди прочих, миссией по сбору фактов московского правозащитного центра «Мемориал» . 6 марта 1992 г. Муталибов ушел в отставку. Вскоре после этого экс-президент Муталибов выразил сомнение в ответственности армян за Ходжалы, намекнув, что некоторые из азербайджанских гражданских лиц, возможно, на самом деле были убиты азербайджанскими войсками для того, чтобы дискредитировать его . Ягуб Мамедов, председатель Верховного Совета, стал временным главой государства. Предвыборная кампания была в полном разгаре, когда 9 мая 1992 г. пришло известие о падении Шуши. Это дало возможность экс-коммунистическому Верховному Совету аннулировать отставку Муталибова, сняв с него вину за Ходжалы (14 мая). Милли-меджлис был распущен. На следующий день сторонники НФА штурмовали здание Верховного Совета и захватили президентский дворец, вынудив Муталибова бежать в Москву. 18 мая Верховный Совет принял отставку Мамедова, избрал члена НФА Ису Гамбара временным президентом и передал свои полномочия обратно милли-меджлису, упраздненному им три дня назад. На новых выборах, состоявшихся в июне 1992 г., президентом был избран лидер НФА Абульфаз Эльчибей (76,3% принявших участие в голосовании; 67,9% «за») .

Эльчибей обещал решить карабахскую проблему в пользу азербайджанцев к сентябрю 1992 г. Основные пункты программы НФА были следующими: протурецкая, антирусская ориентация, отстаивание независимости республики, отказ от вступления в СНГ и выступления в пользу возможного слияния с иранским Азербайджаном (тенденция, встревожившая Иран). Хотя правительство Эльчибея включало большое число блестящих интеллектуалов, никогда не входивших в номенклатуру, попытка очистить правительственный аппарат от старых коррумпированных чиновников не удалась, и новые люди, приведенные к власти Эльчибеем, оказались изолированы, а некоторые из них коррумпировались в свой черед. В начале мая 1993 г. народное недовольство вылилось в антиправительственные митинги в ряде городов, в том числе в Гяндже, после которых многие члены оппозиционной партии Милли Истиглал (Партии национальной независимости) были арестованы. Возросла популярность Гейдара Алиева, бывшего члена Политбюро, а впоследствии главы Нахичевани, ухитрившегося сохранить мир на границе своей автономной области с Арменией. Партия Алиева «Новый Азербайджан», созданная в сентябре 1992 г., стала фокусом оппозиции, объединив самые различные группировки - от неокоммунистов до членов небольших национальных партий и обществ. Поражения в боях и тайные российские маневры, направленные против Эльчибея, привели в июне 1993 г. к восстанию, которое возглавил богатый директор шерстяной фабрики и полевой командир Сурет Гусейнов (герой Азербайджана). Триумфальный мирный поход последнего на Баку завершился свержением Эльчибея и его заменой Алиевым. Сурет Гусейнов стал премьер-министром. Алиев пересмотрел политику НФА: ввел Азербайджан в СНГ, отказался от исключительно протурецкой ориентации, восстановил разорванные связи с Москвой и укрепил международные позиции страны (контакты с Ираном, Великобританией и Францией). Он также подавил сепаратизм на юге республики (провозглашение полковником Алиакрамом Гумбатовым летом 1993 г. талышской автономии) .

Тем не менее внутренняя нестабильность продолжалась в Азербайджане и после прихода Алиева к власти. Отношения последнего с Суретом Гусейновым вскоре испортились. Алиев отстранил Гусейнова от ведения переговоров по нефти (а значит, и от присвоения будущих доходов от ее продажи). Гусейнов также, по-видимому, противился выходу Алиева из русской орбиты, имевшему место в течение 1994 г. В начале октября 1994 г., после подписания нефтяного контракта с западным консорциумом 20 сентября, в Баку и Гяндже произошла попытка государственного переворота, причем некоторые заговорщики принадлежали к кругу сторонников Сурета Гусейнова. Алиев подавил попытку этого переворота (если она была таковой: ряд наблюдателей в Баку описывает его как интригу самого Алиева) и вскоре после этого освободил Гусейнова от всех обязанностей.


Политика России по отношению к конфликту (август 1991 г. - середина 1994 г.)

По мере того, как с августа 1991 г. распад СССР становился реальностью (завершившись в декабре), Россия оказалась в положении страны без определенной миссии в зоне военного конфликта в Нагорном Карабахе, к тому же не имеющей с этой зоной общих границ. Конец 1991 г. ознаменовался крушением (временным?) имперской идеологии и ослаблением контроля над армией. В зонах конфликтов в советских/российских войсках почти все решения принимал единолично отдельный офицер, самое большее - генерал. Процессы, начавшиеся в армии вследствие роспуска Варшавского Договора, распада СССР и гайдаровских реформ, - массовая демобилизация, вывод войск из дальнего и ближнего зарубежья (включая Азербайджан, откуда последние российские войска были выведены в конце мая 1993 г.), раздел как военных контингентов, так и вооружений между различными республиками и конверсия военной промышленности - все это усугубило общий хаос в зонах конфликтов. В Нагорном Карабахе, Абхазии и Молдавии по обеим сторонам фронта появились экс-советские наемники и флибустьеры. В этих условиях то, что может быть названо российской политикой в регионе, имело случайный, реактивный характер, каковым и оставалось до тех пор, пока в 1992-1993 гг. медленное повышение управляемости государственного аппарата привело к некоторому восстановлению способности России формулировать и достигать своих целей в отношениях со странами ближнего зарубежья (хотя фактор «голодных и злых» офицеров, ведущих свои локальные войны «на краю бывшей советской империи», все еще нельзя сбрасывать со счетов).

Начиная с августа 1991 г. российская политика в отношении конфликта в Нагорном Карабахе развивалась в следующих основных направлениях: попытки посредничества, подобные той, что была предпринята Б. Ельциным и президентом Казахстана Н. Назарбаевым в сентябре 1991 г., а позднее участие в работе Минской группы СБСЕ, трехсторонней инициативе (США, Россия и Турция) и проведение самостоятельных миссий, как, например, та, которую осуществлял посол по особым поручениям В. Казимиров в 1993 и 1994 гг.; вывод российских вооруженных сил из зоны конфликта и распределение оставляемого оружия между вновь образующимися республиками; попытка сохранить военное равновесие в регионе и не допустить сторонних игроков (Турцию и Иран) в свою кавказскую зону влияния. С развитием экономических реформ в России экономический фактор стал играть всё большую роль во взаимоотношениях страны с новыми республиками. В 1993 г. Россия проявляла все больший интерес к вовлечению Азербайджана и Грузии в СНГ и исполнению роли единственного миротворца в бывших советских республиках.

Так как российским войскам в Карабахе, потерявшим свою боевую задачу после августа 1991 г., угрожала серьезная опасность деморализации, с ноября начался вывод советских внутренних войск из Карабаха (кроме 366-го полка в Степанакерте). В марте 1992 г. 366-й полк в буквальном смысле развалился на куски, так как часть его неармянского контингента дезертировала, а другая часть, особенно солдаты и офицеры армяне, захватила легкое и тяжелое вооружение и присоединилась к частям НКР .

В области дипломатии Россия старалась добиться сохранения равновесия между Арменией и Азербайджаном, не допуская достижения одной из сторон решающего превосходства. Согласно двустороннему договору 1992 г. Россия обязывалась охранять Армению от внешней (подразумевалось: турецкой) интервенции, но этот договор так и не был ратифицирован Верховным Советом России, опасавшимся втягивания России в кавказские конфликты.

Согласно Ташкентскому договору о коллективной безопасности от 15 мая 1992 г., подписанному, среди прочих стран, Россией, Арменией и Азербайджаном, любое нападение на какую-либо из сторон будет расцениваться как нападение на всех. Однако менее чем через месяц власть в Азербайджане перешла в руки протурецки настроенного правительства Эльчибея. Когда в адрес Армении раздались угрозы со стороны Турции в связи с кризисом в районе Нахичевани в середине мая 1992 г., государственный секретарь России Г. Бурбулис и министр обороны П. Грачев нанесли визит в Ереван с целью обсудить конкретные пути воплощения в жизнь договора о коллективной безопасности: это был ясный сигнал того, что Россия не оставит Армению в одиночестве. США сделали соответствующее предупреждение турецкой стороне, а российские власти предостерегли Армению от вторжения в Нахичевань. Планы турецкой интервенции были отменены .

Другой инцидент, в сентябре 1993 г., привел к драматическому усилению роли России в регионе. Когда в Нахичевани вновь вспыхнули бои, в эту автономную область вошли иранские войска для охраны совместно управляемого водохранилища; они также вступили в пункт Горадиз в «континентальной» части Азербайджана, якобы для оказания помощи азербайджанским беженцам. По мнению Армена Халатяна, аналитика Московского института гуманитарно-политических исследований, обращение азербайджанских властей за военной помощью к Турции могло бы спровоцировать вооруженный конфликт между турецкими и российскими частями, охранявшими армянскую границу, а также столкновение с иранцами уже вошедшими в Нахичевань. Баку, таким образом, был поставлен перед выбором: либо допустить разрастание конфликта до неконтролируемых пропорций, либо повернуться лицом к Москве. Алиев выбрал последнее, тем самым позволив России восстановить свое влияние по всему периметру закавказской границы СНГ, что фактически вывело из игры Турцию и Иран .

С другой стороны, осуждая каждый последующий захват войсками НКР еще большей территории Азербайджана, Россия продолжала снабжать Азербайджан оружием, в то же время под сурдинку пользуясь армянскими победами на поле боя для обеспечения прихода в Азербайджане к власти правительства, которое бы лучше прислушивалось к интересам России (т. е. правительства Алиева вместо правительства Эльчибея) - расчет, который оправдался лишь в краткосрочном, а не в долгосрочном плане. В конце июня 1993 г. Алиев приостановил сделку между Баку и консорциумом из восьми ведущих западных фирм (в том числе «Бритиш петролеум», «Амоко» и «Пеннсойл») на разработку трех азербайджанских нефтяных месторождений. Маршрут предполагаемого нефтепровода, который ранее должен был идти к турецкому побережью Средиземного моря, теперь должен был прой-ти через Новороссийск - по крайней мере на это надеялись русские. Российская пресса предполагала, что прокладка этого нефтепровода, если бы он обошел Россию стороной, могла бы на деле высвободить Среднюю Азию, Казахстан, а возможно, даже богатые нефтью мусульманские республики самой России из-под русского влияния, тогда как раньше нефтяные богатства этих регионов поступали на мировой рынок только через Россию .

В зоне армяно-азербайджанского противостояния произошли самые серьезные столкновения с 1994 года - с того момента, когда стороны договорились о перемирии, остановив горячую фазу войны за Нагорный Карабах.


В ночь на 2 апреля ситуация в зоне карабахского конфликта резко обострилась . "Я распорядился не поддаваться провокациям, однако враг вконец распоясался", - объяснил происходящее президент Азербайджана Ильхам Алиев. В Минобороны Армении заявили о "наступательных действиях с азербайджанской стороны".

Обе стороны заявили о значительных потерях в живой силе и бронетехнике у противника и минимальных - со своей стороны.

5 апреля Минобороны непризнанной Нагорно-Карабахской республики сообщило о достижении соглашения о прекращении огня в зоне конфликта. Однако Армения и Азербайджан неоднократно обвиняли друг друга в нарушении перемирия .

История конфликта

20 февраля 1988 года совет депутатов Нагорно-Карабахской автономной области (НКАО), преимущественно заселенной армянами, обратился к руководству СССР, Армянской ССР и Азербайджанской ССР с просьбой о передаче Нагорного Карабаха Армении. Политбюро ЦК КПСС ответило отказом, что привело к массовым акциям протеста в Ереване и Степанакерте, а также к погромам среди как армянского, так и азербайджанского населения.

В декабре 1989 года власти Армянской ССР и НКАО подписали совместное постановление о включении области в состав Армении, на что Азербайджан ответил артиллерийским обстрелом карабахской границы. В январе 1990 года Верховный совет СССР объявил чрезвычайное положение в зоне конфликта.

В конце апреля - начале мая 1991 года в НКАО была проведена операция «Кольцо» силами ОМОНа Азербайджана и войск МВД СССР. В течение трех недель депортации подверглось армянское население 24 карабахских сел, более 100 человек были убиты. Силы МВД СССР и советской армии проводили акции по разоружению участников столкновений до августа 1991 года, когда в Москве начался путч, приведший к развалу СССР.

2 сентября 1991 года в Степанакерте была провозглашена Нагорно-Карабахская республика. Официальный Баку признал данный акт незаконным. В ходе начавшейся войны между Азербайджаном, Нагорным Карабахом и поддерживающей его Арменией стороны потеряли убитыми от 15 тыс. до 25 тыс. человек, более 25 тыс. получили ранения, сотни тысяч мирных жителей покинули места проживания. С апреля по ноябрь 1993 года Совбез ООН принял четыре резолюции с требованием о прекращении огня в регионе.

5 мая 1994 года три стороны подписали соглашение о перемирии, в результате которого Азербайджан фактически потерял контроль над Нагорным Карабахом. Официальный Баку до сих пор считает регион оккупированной территорией.

Международно-правовой статус Нагорно-Карабахской республики

Согласно административно-территориальному делению Азербайджана, территория НКР является частью Азербайджанской Республики. В марте 2008 года Генеральной ассамблеей ООН была принята резолюция «Положение на оккупированных территориях Азербайджана», которую поддержали 39 государств-членов (сопредседатели Минской группы ОБСЕ США, Россия и Франция проголосовали против).

В настоящий момент Нагорно-Карабахская республика не получила признания со стороны государств-членов ООН и не является ее членом, в связи с этим в официальных документах государств-членов ООН и образованных ими организаций по отношению к НКР не употребляются некоторые политические категории (президент, премьер-министр, выборы, правительство, парламент, флаг, герб, столица).

Нагорно-Карабахская республика признана частично признанными государствами Абхазия и Южная Осетия, а также непризнанной Приднестровской Молдавской республикой.

Обострение конфликта

В ноябре 2014 годаотношения между Арменией и Азербайджаном резко обострились после того, как в Нагорном Карабахе азербайджанские военные сбили армянский вертолет Ми-24. На линии соприкосновения возобновились регулярные обстрелы, стороны впервые с 1994 года обвиняли друг друга в применении крупнокалиберных артиллерийских средств поражения. В течение года неоднократно сообщалось о погибших и раненых в зоне конфликта.

В ночь на 2 апреля 2016 года в зоне конфликта возобновились масштабные боевые действия. Минобороны Армении заявило о «наступательных действиях» Азербайджана с использованием танков, артиллерии и авиации, в Баку сообщили, что применение силы стало ответной мерой на обстрелы из минометов и крупнокалиберных пулеметов.

3 апреля Минобороны Азербайджана заявило о решении в одностороннем порядке приостановить военные действия. Однако и в Ереване, и в Степанакерте сообщили, что бои продолжились.

Пресс-секретарь Минобороны Армении Арцрун Ованнисян сообщил 4 апреля, что «ожесточенные бои по всей протяженности линии соприкосновения карабахских и азербайджанских сил продолжаются».

В течение трех суток стороны конфликта отчитывались о крупных потерях у противника (от 100 до 200 убитых), но эти сведения сразу же опровергались противоположной стороной. По независимым оценкам Управления ООН по координации гуманитарных вопросов, в зоне конфликта погибли 33 человека, более 200 пострадали.

5 апреля Минобороны непризнанной Нагорно-Карабахской республики сообщило о достижении соглашения о прекращении огня в зоне конфликта. Азербайджан объявил об остановке боевых действий. Армения анонсировала подготовку двустороннего документа о перемирии.

Как Россия вооружала Армению и Азербайджан

По данным Регистра обычных вооружений ООН, в 2013 году Россия впервые поставила в Армению тяжелое вооружение: 35 танков, 110 боевых бронированных машин, 50 пусковых установок и 200 ракет к ним. В 2014 году поставок не было.

В сентябре 2015 года Москва и Ереван договорились о предоставлении кредита Армении на $200 млн на закупку российского вооружения в 2015–2017 годах. На эту сумму должны быть поставлены пусковые установки реактивной системы залпового огня «Смерч», зенитные ракетные комплексы «Игла-С», тяжелые огнеметные системы ТОС-1А, гранатометы РПГ-26, снайперские винтовки Драгунова, бронеавтомобили «Тигр», наземные комплексы радиотехнической разведки «Автобаза-М», инженерные средства и средства связи, а также танковые прицелы, предназначенные для модернизации танков Т-72 и БМП ВС Армении.

В период 2010–2014 годов Азербайджан заключил с Москвой контракты на закупку 2 дивизионов зенитных ракетных систем С-300ПМУ-2, нескольких батарей зенитных ракетных комплексов «Тор-2МЭ», около 100 боевых и транспортных вертолетов.

Также были заключены соглашения на закупку не менее 100 танков Т-90С и около 100 единиц боевых машин пехоты БМП-3, 18 самоходных артиллерийских установок «Мста-С» и стольких же тяжелых огнеметных систем ТОС-1А, реактивных систем залпового огня «Смерч».

Общая стоимость пакета оценивалась не менее чем в $4 млрд. Большая часть контрактов уже выполнена. Например, в 2015 году азербайджанские военные получили последние 6 из 40 вертолетов Ми-17В1 и последние 25 из 100 танков Т-90С (по контрактам 2010 года), а также 6 из 18 тяжелых огнеметных систем ТОС-1А (по соглашению 2011 года). В 2016 году РФ продолжит поставку бронетранспортеров БТР-82А и бронемашин пехоты БМП-3 (их в 2015 году Азербайджан получил не менее 30 единиц).

Евгений Козичев, Елена Федотова, Дмитрий Шелковников

В череде межнациональных конфликтов, которые охватили Советский Союз в последние годы его существования, Нагорный Карабах стал первым. Политика перестройки, начатая Михаилом Горбачевым , проходила проверку на прочность событиями в Карабахе. Проверка показала полную несостоятельность нового советского руководства.

Регион со сложной историей

Нагорный Карабах, маленький клочок земли в Закавказье, имеет древнюю и непростую судьбу, где переплетены жизненные дороги соседей — армян и азербайджанцев.

Географическая область Карабах разделена на равнинную и нагорную части. В Равнинном Карабахе исторически преобладало азербайджанское население, в Нагорном — армянское.

Войны, мир, снова войны — так и жили народы рядом, то враждуя, то примиряясь. После распада Российской империи Карабах стал ареной ожесточенной армяно-азербайджанской войны 1918-1920 годов. Противостояние, главную роль в котором с обеих сторон играли националисты, сошло на нет лишь после установления Советской власти в Закавказье.

Летом 1921 года, после бурного обсуждения, ЦК РКП (б) принял решение об оставлении Нагорного Карабаха в составе Азербайджанской ССР с предоставлением ему широкой областной автономии.

Автономная Область Нагорного Карабаха, ставшая в 1937 году Нагорно-Карабахской автономной областью, предпочитала считать себя частью Советского Союза, а не частью Азербайджанской ССР.

«Размораживание» взаимных обид

На протяжении многих лет в Москве на эти тонкости внимания не обращали. Попытки же в 1960-х годах поднять тему передачи Нагорного Карабаха Армянской ССР были жестко пресечены — тогда центральное руководство сочло, что подобные националистические поползновения надо пресекать в зародыше.

А повод для беспокойства у армянского населения НКАО все-таки был. Если в 1923 году армяне составляли свыше 90 процентов населения Нагорного Карабаха, то к середине 1980-х этот процент снизился до 76. Это не было случайностью — руководство Азербайджанской ССР сознательно делало ставку на изменение этнической составляющей региона.

Пока ситуация в целом в стране оставалась стабильной, в Нагорном Карабахе тоже было все спокойно. Мелкие стычки на национальной почве всерьез никто не принимал.

Перестройка Михаила Горбачева, помимо всего прочего, «размораживала» обсуждение ранее запретных тем. Для националистов, чье существование до сих пор возможно было лишь в глухом подполье, это стало настоящим подарком судьбы.

Дело было в Чардахлу

Большое всегда начинается с малого. В Шамхорском районе Азербайджана существовало армянское село Чардахлы. В годы Великой Отечественной войны из села ушло на фронт 1250 человек. Из них половина была награждена орденами и медалями, двое стали маршалами, двенадцать — генералами, семь — Героями Советского Союза.

В 1987 году секретарь райкома партии Асадов решил заменить директора местного совхоза Егияна на руководителя-азербайджанца.

Селян возмутило даже не само отстранение Егияна, обвиненного в злоупотреблениях, а то, как это было сделано. Асадов действовал грубо, нахрапом, предложив бывшему директору «уезжать в Ереван». К тому же новый директор, по словам местных, был «шашлычником с начальным образованием».

Жители Чардахлу не боялись гитлеровцев, не испугались они и главу райкома. Нового назначенца просто отказывались признавать, и Асадов стал угрожать селянам.

Из письма жителей Чардахлы Генеральному прокурору СССР: «Каждый приезд Асадова в село сопровождается отрядом милиции и пожарной машины. Не было исключения и первого декабря. Прибыв с отрядом милиции поздно вечером, он насильно собирал коммунистов, чтобы провести нужное ему партийное собрание. Когда это ему не удалось, то стали избивать народ, арестовали и вывезли на заранее пригнанном автобусе 15 человек. Среди избитых и арестованных были участники и инвалиды Великой Отечественной войны (Вартанян В. , Мартиросян X. , Габриелян А. и др.), доярки, передовые звеньевые (Минасян Г. ) и даже бывший депутат Верховного Совета Аз. ССР многих созывов Мовсесян М.

Не успокоившись своим злодеянием, человеконенавистный Асадов второго декабря вновь с еще большим отрядом милиции организовал очередной погром на родине маршала Баграмяна в день его 90-летия со дня рождения. На этот раз избили и арестовали 30 человек. Такому садизму и беззаконию может позавидовать любой расист из колониальных стран».

«Хотим в Армению!»

Статья о событиях в Чардахлы была опубликована в газете «Сельская жизнь». Если в центре происходящему не придали особого значения, то в Нагорном Карабахе среди армянского населения поднялась волна возмущения. Как же так? Почему распоясавшийся функционер остается безнаказанным? Что будет дальше?

«С нами будет тоже самое, если мы не присоединимся к Армении», — кто и когда сказал это первым, не так уж важно. Главное, что уже в начале 1988 года официальный печатный орган Нагорно-Карабахского обкома КП Азербайджана и Совета народных депутатов НКАО «Советский Карабах» стал печатать материалы, в которых поддерживалась эта идея.

В Москву одна за другой поехали делегации армянской интеллигенции. Встречаясь с представителями ЦК КПСС, они уверяли — в 1920-х Нагорный Карабах был закреплен за Азербайджаном по ошибке, и сейчас самое время ее исправить. В Москве в свете политики перестройки делегатов принимали, обещая изучить вопрос. В Нагорном Карабахе это воспринималось как готовность центра поддержать передачу региона Азербайджанской ССР.

Обстановка стала накаляться. Лозунги, особенно из уст молодежи, звучали все радикальнее. Люди, далекие от политики, стали опасаться за свою безопасность. На соседей другой национальности начали смотреть с подозрением.

Руководство Азербайджанской ССР провело в столице Нагорного Карабаха собрание партийного и хозяйственного актива, на котором клеймило «сепаратистов» и «националистов». Клеймило, в общем-то, правильно, но, с другой стороны, не давало ответов на вопрос, как жить дальше. Среди партактива Нагорного Карабаха большинство поддерживало призывы к передаче области в состав Армении.

Политбюро за все хорошее

Ситуация стала выходить из-под контроля властей. С середины февраля 1988 года на центральной площади Степанакерта практически безостановочно проходил митинг, участники которого требовали передачи НКАО Армении. Акции в поддержку этого требования начались и в Ереване.

20 февраля 1988 года внеочередная сессия народных депутатов НКАО обратилась к Верховным Советам Армянской ССР, Азербайджанской ССР и СССР с просьбой рассмотреть и положительно решить вопрос о передаче НКАО из состава Азербайджана в состав Армении: «Идя навстречу пожеланиям трудящихся НКАО, просить Верховный Совет Азербайджанской ССР и Верховный Совет Армянской ССР проявить чувство глубокого понимания чаяний армянского населения Нагорного Карабаха и решить вопрос о передаче НКАО из состава Азербайджанской ССР в состав Армянской ССР, одновременно ходатайствовать перед Верховным Советом Союза ССР о положительном решении вопроса передачи НКАО из состава Азербайджанской ССР в состав Армянской ССР»,

Всякое действие рождает противодействие. В Баку и других городах Азербайджана стали проходить массовые акции с требованием пресечь вылазки армянских экстремистов и сохранить Нагорный Карабах в составе республики.

21 февраля ситуация рассматривалась на заседании Политбюро ЦК КПСС. За тем, что решит Москва, внимательно следили обе стороны конфликта.

«Последовательно руководствуясь ленинскими принципами национальной политики, ЦК КПСС обратился к патриотическим и интернационалистским чувствам армянского и азербайджанского населения с призывом не поддаваться на провокации националистических элементов, всемерно крепить великое достояние социализма — братскую дружбу советских народов», — говорилось в тексте, опубликованном по итогам обсуждения.

Наверное, в этом и была суть политики Михаила Горбачева — общие правильные фразы обо всем хорошем и против всего плохого. Но увещевания уже не помогали. Пока творческая интеллигенция выступала на митингах и в печати, на местах все чаще процессом управляли радикалы.

Митинг в центре Еревана в феврале 1988 года. Фото: РИА Новости / Рубен Мангасарян

Первая кровь и погром в Сумгаите

Шушинский район Нагорного Карабаха был единственным, в котором преобладало азербайджанское население. Обстановка здесь подогревалась слухами о том, что в Ереване и Степанакерте «зверски убивают азербайджанских женщин и детей». Реальной почвы под этими слухами не было, но их хватило для того, чтобы 22 февраля вооруженная толпа азербайджанцев начала «поход на Степанакерт» для «наведения порядка».

У населенного пункта Аскеран обезумевших мстителей встретили милицейские кордоны. Образумить толпу не удалось, прозвучали выстрелы. Погибли два человека, причем, по иронии судьбы, одной их первых жертв конфликта стал азербайджанец, убитый милиционером-азербайджанцем.

Настоящий взрыв произошел там, где не ждали — в Сумгаите, городе-спутнике столицы Азербайджана Баку. В это время там стали появляться люди, называвшие себя «беженцами из Карабаха» и рассказывавшие об ужасах, творимых армянами. В рассказах «беженцев» на самом деле не было ни слова правды, но обстановку они накалили.

Сумгаит, основанный в 1949 году, был многонациональным городом — здесь десятилетиями рядом жили и работали азербайджанцы, армяне, русские, евреи, украинцы... К тому, что случилось в последних числах февраля 1988 года, никто не был готов.

Считается, что последней каплей стало сообщение по ТВ о стычке под Аскераном, где погибли два азербайджанца. Митинг в поддержку сохранения Нагорного Карабаха в составе Азербайджана в Сумгаите превратился в акцию, на которой стали звучать лозунги «Смерть армянам!».

Местные власти правоохранительные органы пресечь происходящее не смогли. В городе начались погромы, которые продолжались двое суток.

Согласно официальным данным, в Сумгаите погибло 26 армян, сотни пострадали. Остановить безумие удалось лишь после ввода войск. Но и здесь все оказалось не так просто — поначалу военным был дан приказ исключить применение оружия. Лишь после того, как счет раненных солдат и офицеров перевалил за сотню, терпение лопнуло. К погибшим армянам добавились шесть азербайджанцев, после чего беспорядки прекратились.

Исход

Кровь Сумгаита сделала прекращение конфликта в Карабахе крайне сложной задачей. Для армян этот погром стал напоминанием о резне в Османской империи, произошедшей в начале XX века. В Степанакерте повторяли: «Смотрите, что они творят? Разве после этого мы можем оставаться в Азербайджане?».

Несмотря на то, что Москва стала использовать жесткие меры, логики в них не просматривалось. Бывало, что два члена Политбюро, приезжая в Ереван и Баку, давали взаимоисключающие обещания. Авторитет центральной власти падал катастрофически.

После Сумгаита начался исход азербайджанцев из Армении и армян из Азербайджана. Напуганные люди, бросая все нажитое, бежали от соседей, в одночасье ставших врагами.

Было бы нечестно говорить только о подонках. Оскотинились не все — во время погромов в Сумгаите азербайджанцы, зачастую рискуя собственными жизнями, прятали у себя армян. В Степанакерте, где «мстители» начали охоту на азербайджанцев, их спасали армяне.

Но эти достойные люди не могли остановить все большее разрастание конфликта. То там, то здесь вспыхивали новые столкновения, которые не успевали пресекать введенные в регион внутренние войска.

Общий кризис, начавшийся в СССР, все больше отвлекал внимание политиков от проблемы Нагорного Карабаха. Ни одна из сторон не готова была идти на уступки. К началу 1990 году незаконные вооруженные формирования с обеих сторон развернули боевые действия, счет убитых и раненых шел уже на десятки и сотни.

Военнослужащие Министерства обороны СССР на улицах города г. Физули. Введение чрезвычайного положения на территории НКАО, приграничных с ней районах Азербайджанской ССР. Фото: РИА Новости / Игорь Михалев

Воспитание ненавистью

Сразу после августовского путча 1991 года, когда центральная власть практически перестала существовать, независимость провозгласили не только Армения и Азербайджан, но и Нагорно-Карабахская Республика. С сентября 1991 года происходящее в регионе стало войной в полном смысле слова. А когда в конце года из Нагорного Карабаха были выведены подразделения внутренних войск уже несуществующего МВД СССР, уже никто более не мог помешать бойне.

Карабахская война, продлившаяся до мая 1994 года, завершилась подписанием соглашения о перемирии. Общие потери сторон убитыми независимыми экспертами оцениваются в 25-30 тысяч человек.

Нагорно-Карабахская Республика уже более четверти века существует в качестве непризнанного государства. Власти Азербайджана по-прежнему заявляют о намерении вернуть контроль над утраченными территориями. Боевые действия различной интенсивности на линии соприкосновения вспыхивают регулярно.

С обеих сторон людям застит глаза ненависть. Даже нейтральный комментарий в адрес страны-соседа рассматривается как национальное предательство. Детям с малых лет внушается мысль о том, кто является главным врагом, который должен быть уничтожен.

«Откуда и за что, сосед,
На нас свалилось столько бед?»

Армянский поэт Ованес Туманян в 1909 году написал стихотворение «Капля меда». В советские времена оно было хорошо известно школьникам в переводе Самуила Маршака. Туманян, умерший в 1923 году, не мог знать о том, что произойдет в Нагорном Карабахе в конце XX века. Но этот мудрый человек, хорошо знавший историю, в одном стихотворении показал, как порой из сущих мелочей зарождаются чудовищные братоубийственные конфликты. Не поленитесь найти и прочитать его полностью, а мы приведем лишь его окончание:

...И запылал огонь войны,
И две страны разорены,
И поле некому косить,
И мертвых некому носить.
И только смерть, звеня косой,
Бредет пустынной полосой...
Склоняясь у могильных плит,
Живой живому говорит:
— Откуда и за что, сосед,
На нас свалилось столько бед?
Тут и кончается рассказ.
А если кто-нибудь из вас
Задаст рассказчику вопрос,
Кто здесь виновней — кот иль пес,
И неужели столько зла
Шальная муха принесла, —
За нас ответит вам народ:
Найдутся мухи, — был бы мед!..

P.S. Армянское село Чардахлу, родина героев, прекратило свое существование в конце 1988 года. Более 300 семей, его населявших, перебрались в Армению, где обосновались в селе Зоракан. Ранее это село было азербайджанским, но с началом конфликта его жители стали беженцами, так же, как и обитатели Чардахлу.

"Замороженный" конфликт в Нагорном Карабахе впервые за 22 года имеет реальную возможность вылиться в полномасштабную войну между Арменией и Азербайджаном. В результате войны в начале 90-х погибли около 30 тысяч человек, почти миллион оказались беженцами. Ruposters представляет подборку редких фотографий межэтнического конфликта в постсоветском Закавказье.

Территория современного Нагорного Карабаха еще с IV века до н.э. входила в состав сначала Армянского царства, затем - Великой Армении. После 500 лет нахождения под арабским влиянием Карабах снова на продолжительное время (с IX по XVIII века) становился частью армянских государственных образований. В 1813 году территория вошла в состав Российской империи.

Ходжавенд, 1993

Президента СССР Михаила Горбачева критиковали все стороны конфликта: и азербайджанцы (и это несмотря на горбачевское заявление в июле 1990 о том, что "терпение азербайджанского народа небеспредельно"), и армяне (местные СМИ публиковали "данные" о тюркском происхождении матери главы СССР).

Результат обстрела "Градом" города Мартакерт, 1992

Армянский священнослужитель

Бабушка-азербайджанка и армянский боец, 1993

В Карабахской войне (1992-1994) принимали участие многочисленные иностранные наемники. Армению в войне поддержали в основном представители многочисленной армянской диаспоры - в частности бойцы от партии "Дашнакцутюн".

На стороне Азербайджана сражались чеченские полевые командиры Басаев, Радуев и араб Хаттаб (свидетельствует азербайджанский полковник: "Неоценимую помощь нам оказали около сотни чеченских добровольцев во главе с Шамилем Басаевым и Салманом Радуевым. Но и они из-за больших потерь вынуждены были покинуть поле боя и уйти"). По данным западных источников, Азербайджан привлек на свою сторону несколько сотен моджахедов из Афганистана и турецких "Серых волков".

106-летняя армянка, село Тех, 1 января 1990

Разразившаяся война в Нагорном Карабахе в 90-х стала не первым вооруженным конфликтом за спорную территорию между Азербайджаном и Арменией в XX веке. Самыми крупными стали столкновения в 1918-1921 годах, когда Азербайджан не признал независимость Нагорного Карабаха. Все закончилось только в 1921, с установлением советской власти на Кавказе. Тогда спорная территория была прирезана к Азербайджанской ССР. Беспорядки в Карабахе то и дело вспыхивали на протяжении всего советского периода.​

Потери с обеих сторон в годы войны 1992-1994 годов составили примерно 30 тысяч человек. Власти Азербайджана оценили свои потери приблизительно в 20 тысяч человек - военных и гражданских. Еще 1 миллион человек, как утверждается, стали беженцами.

Сборщики винограда под охраной

Кладбище в Степанакерте, 1994

Мальчик с игрушечным пистолетом, Степанакерт, 1994

По итогам войны Нагорный Карабах получил фактическую независимость от Азербайджана. При этом территориальная структура непризнанной республики довольно специфична: в состав НКР попали почти 14% бывшей Азербайджанской ССР и в то же время Азербайджан по-прежнему контролирует 15% заявленной территории Нагорного Карабаха.

Азербайджанские писатели Шихлы и Семедоглу

События февраля 1992 года в городе Ходжалы стали одной из самых черных страниц войны. После взятия города силами самообороны НКР погибло от 180 (данные Humans Rights Watch) до 613 мирных азербайджанских жителей (по данным властей Азербайджана). В некоторых источниках высказываются предположения о том, что эти события могли стать "акцией возмездия" за армянские погромы в Сумгаите (1988) и Баку (1990), жертвами которых, по разным оценкам, стали от нескольких десятков до нескольких сотен человек.

Поход в школу, 1992

Степанакерт, 1992

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен!
Нажмите "Подписаться на канал", чтобы читать Ruposters в ленте "Яндекса"