История и время работы храма христа спасителя. Как строился, разрушался и восстанавливался храм христа спасителя

История и время работы храма христа спасителя. Как строился, разрушался и восстанавливался храм христа спасителя
История и время работы храма христа спасителя. Как строился, разрушался и восстанавливался храм христа спасителя

На Руси военные победы традиционно отмечали закладкой церквей. В декабре 1812 года был обнародован манифест Александра I о создании в первопрестольном граде Москве церкви во имя Христа Спасителя. В архитектурном конкурсе победил проект художника Витберга, но хозяйственника из него не получилось. Строительство храма на Воробьёвых горах пришлось свернуть, а самого Витберга, обвинённого в казнокрадстве и халатности, в 1827 году выслали в Вятку.

История Храма Христа Спасителя началась 25 декабря 1812 года, когда император Александр I подписал манифест о создании в честь победы над армией Наполеона церкви во имя Спасителя Христа. 12 октября 1817 года состоялась торжественная закладка храма на Воробьевых горах. Однако вскоре от постройки на этом месте пришлось отказаться – почва здесь была непрочной из-за подземных ручьев. 10 апреля 1832 года император Николай I утвердил новый проект храма, составленный Константином Тоном. Николай I лично выбрал место для храма.

Алексеевский женский монастырь был переведен в Красное село около Сокольников. Все постройки монастыря сломали. По легенде, игуменья монастыря прокляла разрушителей и предрекла, что на этом месте ни одна постройка долго стоять не будет.

Торжественная закладка нового храма состоялась 10 сентября 1837 года. Он строился почти 40 лет, как храм-памятник, посвященный Отечественной войне 1812. Освящение состоялось в 26 мая 1883 года в день коронации на престол императора Александра III. Работы по возведению храма Христа Спасителя осуществлялись по повелениям четырех российских императоров - Александра I, Николая I, Александра II, Александра III. В нем могли одновременно находиться 10 000 человек. Сооруженное в так называемом русско-византийском стиле, грандиозное по масштабам (высота 103,3 м), здание отличалось роскошью внешнего и внутреннего убранства.

Строительство храма. 1852 год:

Освящение храма. 1883 год:

Храм Христа Спасителя. 1918-1931 гг.:

После революции начались смутные времена. Изъятие церковных ценностей из храма. 1922-1931 гг.:

1931 год. Демонтаж куполов перед взрывом храма:

Решение о сносе храма было принято по плану реконструкции Москвы 2 июня 1931 года на заседании в кабинете Молотова. Храм Христа Спасителя был разрушен несколькими взрывами в субботу 5 декабря 1931 года за 45 минут. Подлинные горельефы были спасены и вывезены на Донское кладбище, где их можно увидеть и сейчас.

Вместо храма собрались строить величайшее здание в истории человечества. Но, строительству Дворца Советов, начатому в 1937 году, не суждено было завершиться - началась Великая Отечественная война, и из подготовленных для монтажа металлических конструкций были изготовлены противотанковые ежи для обороны Москвы, а вскоре едва поднявшееся от уровня фундамента здание пришлось разобрать совсем.

1935-1937 гг.:

1938-1940 гг.:

По одной из легенд, котлован для фундамента Дворца Советов затопила вода и поэтому вместо Дворца Советов пришлось сделать бассейн. Плавательный бассейн "Москва" (архитектор Дмитрий Чечулин) открылся для посетителей в июле 1960 года.

По словам сотрудника бассейна, за все 33 года существования бассейна «Москва» санэпидемстанция ни разу не предъявляла претензии к качеству воды. Воду не только пропускали через песчаные фильтры, но и хлорировали. В бассейне постоянно работала собственная лаборатория, забор воды на пробу осуществлялся каждые три часа (и еженедельно пробы выбирала санэпидемстания). В первые десять лет в цикл водоподготовки были включены бактерицидные установки, облучающие воду ультрафиолетом (ртутно-кварцевые лампы ПРК-7 на 1,0 кВт). Исследования показали, что цикл водоподготовки можно осуществлять и без них, качество воды при этом не страдает.

Бассейн входил в систему гражданской обороны города: при ядерной атаке здесь бы функционировал помывочный (обеззараживающий) пункт.

Из городских легенд можно вспомнить рассказы спасателей, откачивавших людей - посетителей бассейна, которых умышленно топил некий бородатый мужчина, злодея так и не смогли поймать.

Говорят, что изначально бассейн планировался как временная постройка. Строители видели пометку на чертежах, характеризующую объект как «временное сооружение со сроком эксплуатации 15 лет». Бассейн "Москва" был закрыт в 1994 году.

Бассейн снесли по экономическим причинам: после 1991 года стоимость энергоносителей взлетела в заоблачные высоты. Затраты на поддержку температурного режима в зимнее время были очень высоки. Цена на билеты была бы не реальной для подавляющего числа жителей Москвы. Кроме того, подошел срок капитального ремонта с заменой всего трубопроводного хозяйства.

По другой версии, пары воды бассейна негативно влияли на фундаменты близ находящихся зданий, и это было дополнительной причиной сноса бассейна.

Бассейн "Москва". 1969 год:

Снос бассейна. 1994 год:

Проект нового храма выполнен архитекторами М.М.Посохиным, А.М.Денисовым и другими. Строительство нового храма поддерживали многие общественные группы, но несмотря на это, оно было окружено спорами, протестами и обвинениями городских властей в коррупции. Автор проекта воссоздания Денисов отошёл от работы, уступив место Зурабу Церетели, который завершал строительство, отступив от первоначального проекта Денисова, утверждённого московскими властями. Под его руководством на белокаменных стенах появились не мраморные (оригиналы сохранились в Донском монастыре), а бронзовые композиции (горельефы), вызвавшие нарекания, ибо были явным отходом от оригинала. Роспись интерьеров храма была проведена рекомендованными Церетели художниками; культурная ценность этих росписей также спорна. Вместо первоначальной белокаменной облицовки здание получило мраморную, а золочёная кровля заменена на покрытие на основе нитрида титана. Стоит отметить, что эти изменения, внесенные в исторический проект, повлекли за собой смену цветовой гаммы фасада с теплой на более холодную. Крупные скульптурные медальоны на фасаде храма были выполнены из полимерного материала. Под храмом была размещена двухуровневая подземная парковка на 305 машиномест.

19 августа 2000 года состоялось великое освящение храма собором архиереев. В состав современного комплекса Храма Христа Спасителя входят: «Верхний храм» - собственно Храм Христа Спасителя. Имеет три престола - главный в честь Рождества Христова и два боковых на хорах - во имя Николая Чудотворца (южный) и святого князя Александра Невского (северный). «Нижний храм» - Преображенская церковь, сооруженная в память о находившемся на этом месте женском Алексеевском монастыре. Имеет три алтаря: главный - в честь Преображения Господня и два малых придела - в честь Алексия человека Божия и Тихвинской иконы Божией Матери. В стилобатной части размещаются музей Храма, зал Церковных Соборов, зал Высшего Церковного Совета, трапезные палаты, а также технические и служебные помещения.

Земля и здания комплекса Храма Христа Спасителя принадлежат городу Москве. 14 марта 2004 на заседании общественного наблюдательного Совета по восстановлению храма Христа Спасителя было объявлено о передаче храма в бессрочное безвозмездное пользование Русской Православной Церкви; был создан Совет попечителей храма Христа Спасителя. В церковно-административном отношении Храм имеет статус подворья Патриарха Московского и всея Руси.

История Храма Христа Спасителя в Москве поражает воображение, как и сам храм. Она полна трагических событий, драматических ситуаций, пророчеств и таинств. Святыня, от одного взгляда на которую замирает сердце и которую особо чтут россияне, прошла тернистый путь к сегодняшнему величию. Этот храм можно назвать символом России, ведь его судьба неразрывно связана с судьбой народа, сначала создавшего святыню, потом ее разрушившего, а затем воскресившего.

Строительство Храма Христа спасителя. Задумка

Издавна на Руси возводились церкви в честь окончания воин. Эту святую традицию поддержал и Александр Первый, решивший построить храм, как только Россия победила Наполеона в 1812 году. Соответствующий манифест был подписан императором 25 декабря. В нем Александр выражал почтение и благодарность солдатам, сложившим голову за родину, и утверждал, что в память о подвиге русского народа должна быть построена церковь.

Так началась непростая история Храма Христа Спасителя в Москве.

Первая попытка строительства

Приступив к реализации задумки, Александр Первый объявил конкурс среди архитекторов. Среди них было немало известных и маститых, но победу одержал молодой и неопытный в вопросах архитектуры художник Карл Магнус Витберг. Проект, представленный им, впечатлил царя и был утвержден в 1814 году.

Планировалось, что 237-метровый храм станет самой высокой постройкой планеты, будет состоять из подземной и наземной частей (первая в форме параллелепипеда, а вторая – крестообразная плюс купол). Проект предполагал также триумфальные колонны, отлитые из трофейных французских пушек. А еще на стенах храма должны были увековечить имена всех солдат, павших на поле боя в Отечественной войне.

Возводить сооружение решили на Воробьёвых горах, а руководство строительством Александр доверил Витбергу. Из казны было выделено шестнадцать миллионов рублей. Работы начались в годовщину победы над Наполеоном 12 октября 1817 года.

Честный, но наивный Витберг допустил разворовывание выделенных средств, поэтому строительство затянулось, и спустя семь лет после его начала не было сделано практически ничего. Тем временем ушел из жизни император Александр, которого сменил на престоле его брат Николай Первый. Решением нового царя возведение храма приостановили. Важным фактором здесь оказалось еще и то, что Воробьевы горы совершенно не подходили для такого мощного сооружения – началась просадка песчаных почв и стало ясно, что для храма нужно искать другое место.

Вторая попытка строительства

История Храма Христа Спасителя в Москве могла бы закончиться, так толком и не начавшись, но Николай Первый был решительно настроен продолжить дело брата. Он снова объявил конкурс, выиграть который удалось архитектору Константину Тону. Новое место для сооружения император выбирал лично – им стал Алексеевский монастырь, и будущий храм таким образом должен был смотреть на Кремль.

Монастырь и расположенная рядом с ним церковь всех Святых были взорваны, и с этим событием связана леденящая душу легенда. Она гласит, что одна из монашек предрекла храму, возводящемуся на «костях погибших» религиозных святынь, недолгую жизнь, заявив, что простоит он всего лишь полвека.

Строительство началось в очередную годовщину битвы под Бородино – в августовский день 1839 года - и длилось сорок четыре года. Заканчивалось оно уже при Александре Втором, а функционировать храм начал при Александре Третьем. На реализацию грандиозного проекта было потрачено пятнадцать миллионов рублей.

Над оформлением храма трудились такие известнейшие живописцы и скульпторы России, как Суриков, Крамской, Иванов, Рамазанов и другие.

Функционирование Храм Христа Спасителя до революции

8 июля после двух торжественных освящений Храм Христа Спасителя начал принимать прихожан. И сразу же стал культурно-религиозным центром России. Здесь проводились различные знаковые для страны мероприятия, такие как, например, празднование столетнего юбилея окончания войны с французами и трехсотлетия дома Романовых, избрание российского Патриарха, открытие памятника Гоголю, презентация «Увертюры 1812 года» Петра Ильича Чайковского и другие. При храме функционировала шикарная библиотека, также с первых лет 20 века здесь проводились курсы для рабочих, желающих получить образование Люди приезжали взглянуть на святыню и помолиться в ее стенах изо всех уголков страны. Экскурсии по храму были обычным делом. Во время Первой Мировой войны в помещении Храма Христа Спасителя собирали помощь российским воинам.

Разрушение Храм Христа Спасителя в 1931 году

С приходом к власти большевиков государственное финансирование святыни, естественно, прекратилось. А в 1931 году история Храма Христа Спасителя в Москве трагически прервалась. «Черное» решение приняли 13 июля, а 5 декабря собор был взорван. Разрушить мощные стены не удалось с первого раза, попытку пришлось повторить. Страшные звуки и удручающая картина «казни» потрясли не только верующих, но и других жителей Москвы, считавших храм неотъемлемой частью столицы.

На месте взорванной святыни Сталин планировал построить Дворец Советов с гигантской статуей Ленина на крыше. Но строительство прервалось во время войны, и больше его решили не возобновлять. Фактически все, что успели сделать – это вырыть огромный котлован и заложить фундамент. Яму позже использовали при создании бассейна «Москва».

Мрамором святыни отделали несколько станций столичного метро, сюда же «ушли» и скамейки из камня. Плиты с именами погибших воинов превратили в крошку и посыпали ею парковые дорожки.

Возрождение Храма Христа Спасителя в Москве

Во время перестройки история Храма Христа Спасителя в Москве получила свое продолжение. Именно тогда верующие начали сбор подписей за «воскрешение» собора. В 90-м году Священный Синод РПЦ дал свое благословение этому начинанию и тогда же на месте бывшего и будущего храма заложили гранитный камень. Начался сбор средств.

К строительным работам приступили в 1994-м. Изначально, автором проекта был выбран реставратор Алексей Денисов, но после ряда громких скандалов, связанных с коррупцией и растратой средств, руководство возведением храма доверили архитектору Зурабу Церетели, который позволил себе несколько отклониться от утвержденного властью проекта.

В Рождественский день 1996 года заложили последний камень в стену парадного входа, а в день Преображения воссозданный нижний храм был освящен Патриархом всея Руси Алексием Вторым. Тогда же стали регулярно проводить богослужения.

Второе освящение уже полностью готового собора произошло во время празднования 850-летия Златоглавой 7 сентября 1997-го.

Для посетителей Храм Христа Спасителя открыл свои врата в последний день второго тысячелетия. Сегодня он является главным православным храмом не только Москвы, но и всей России. Возвышаясь над землей на 105 метров, святыня хорошо просматривается со многих точек столицы и привлекает внимание своим великолепием. Здесь, как и раньше, проходят важнейшие мероприятия государственного уровня, проводятся экскурсии, отпевают выдающихся людей (Алексий Второй, Борис Ельцин, Людмила Зыкина, Сергей Михалков и другие), работает музей.

Храм Христа Спасителя в Москве не только самый главный православный объект страны, но и самый большой. Одновременно в нем могут находиться десять тысяч человек.

П олное название - Кафедральный соборный храм Христа Спасителя в Москве.
Увы, существующее здание новодельное. Оригинал храма был воздвигнут по проекту архитектора К. А. Тона. Он был заложен 23 сентября 1839 года и возведён в традициях русско-византийского стиля. Как ни странно, но этот храм появился исключительно благодаря воровству и распилу того времени...

В 1814 году был проведён международный открытый конкурс с участием знаменитых архитекторов. Победил проект 28-летнего Карла Витберга. Его храм был втрое больше существующего (высотой 240 метров), включал Пантеон погибших, колоннаду (600 колонн) из трофейных пушек, а также памятники монархам и видным полководцам. Немного похож на приплюснутый Исаакий.

Разместить сооружение было решено на Воробьёвых горах. Средства на строительство выделили огромные: 16 млн рублей от казны и немалые народные пожертвования. Строительство начали в 1817 году, в пятилетнюю годовщину ухода французов из Москвы. Стройка вначале шла энергично (в ней участвовали 20 000 подмосковных крепостных). Директором строительства был назначен сам Витбергкоторый опыта не имел, должного контроля не вёл, к подрядчикам относился излишне доверчиво. За первые 7 лет не удалось завершить до конца даже «нулевой цикл», а деньги закончились.

По восшествии на престол Николая I строительство пришлось остановить, потому что деньги просто осваивались, а храм не строился. Витберг и руководители строительства были обвинены в растратах. Процесс длился 8 лет. Подсудимых оштрафовали на миллион рублей Витберга сослали в Вятку, а всё его имущество было конфисковано.

Новый храм строился уже под жестким контролем. Первый камень для закладки был привезён с места прежней закладки на Воробьёвых горах. Как и его не украли, даже странно. Храм строили 44 года. Не смотря на более скромные размеры, в свое время это был самый большой храм в России. В плане храм выглядит как равносторонний крест около 80 м шириной.

Высота храма с куполом и крестом составляет 103 м (на 1,5 м выше, чем Исаакиевский собор). Роспись внутри храма занимает около 22 000 м2

Идея построения храма-памятника была впервые высказана в декабре 1812 года генералом П. А. Кикиным, весьма близким к императору Александру I (ниже на картине).

Тайный советник и архитектор К. А. Тон.


Портрет работы Карла Брюллова

Здание храма было разрушено в разгар сталинской реконструкции города 5 декабря 1931 года. Заново отстроен в 1994—1997 годах. 13 июля 1931 года состоялось заседание ЦИК СССР под председательством М. И. Калинина.


На этом заседании было принято решение: «Местом для строительства Дворца Советов избрать площадь храма Христа в гор. Москве со сносом самого храма и с необходимым расширением площади».

В 1930 году поэт Николай Арнольд написал о готовившемся разрушении храма:

Прощай, хранитель русской славы,
Великолепный храм Христа,
Наш великан золотоглавый,
Что над столицею блистал…
…Нет ничего для нас святого!
И разве это не позор,
Что «шапка золота литого»
Легла на плаху под топор.

Храм был взорван...

Так бы "Дворец советов" выглядел сегодня... но не сложилось. Может и к лучшему, фашисты его обязательно бы разрушили.

В 1960 году на месте собора появился открытый плавательный бассейн «Москва», просуществовавший до 1994 года. Бассейн был открыт круглый год, даже зимой и над всем сооружением постоянно стояла стена из пара. Это даже являлось причиной коррозии у соседних зданий.


Фото (С) http://varlamov.me/img/--/800_e549566d915f614a235b53c135ef72b4.jpg

Ходило много слухов потому что тут много тонуло людей, особенно зимой. Якобы работала черная секта "топителей"...

В апреле 1988 года в Москве была организована инициативная группа за воссоздание храма Христа Спасителя, одной из движущих идей была идея покаяния. В 1994 году было начато строительство. Проект нового храма выполнен архитекторами Михаилом Посохиным, Алексеем Денисовым и др.

Фото (С) Игорь Пальмин 1996г.


Завершал проект Зураб Церетели, который отступил от первоначального проекта Денисова, утверждённого московскими властями и наваял там кучу разных скульптур вокруг храма и даже на крыше. На белокаменных стенах появились не мраморные (некоторые оригиналы сохранились), а бронзовые горельефы.

К 1999 году новый храм Христа Спасителя был сооружён как условная внешняя копия своего исторического предшественника: сооружение стало двухуровневым, с храмом Спас-Преображения в цокольном уровне. Ныне храм имеет статус Патриаршего подворья.

9 декабря 2008 года здесь состоялось отпевание Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. 27 января 2009 года на Поместном соборе, проходившем в стенах храма, был избран новый Святейший Патриарх Московский и всея Руси, а 1 февраля 2009 года в храме состоялась интронизация Святейшего Патриарха Кирилла. В храме происходили прощания с Георгием Свиридовым, Борисом Ельциным, Мстиславом Ростроповичем, Игорем Моисеевым, Людмилой Зыкиной, Сергеем Михалковым, Вячеславом Тихоновым, Галиной Вишневской, Еленой Образцовой, Валентином Распутиным, Андреем Карловым.

В храме Христа Спасителя постоянно находятся: частица Ризы Иисуса Христа, частица Ризы Богородицы, частица мощей апостола Андрея Первозванного, глава святителя Иоанна Златоуста, частицы мощей святителей Петра, митрополита Московского и Ионы, митрополита Московского, святых благоверных князей Александра Невского и Михаила Тверского, преподобной Марии Египетской, один из чудотворных образов Владимирской Божией Матери, чудотворный образ Смоленской-Устюженской Божией Матери, икона Рождества Христова, привезённая патриархом Алексием из Вифлеема и др...

На днях зашел на официальный сайт храма, а там... "Осторожно мошенники!" Респект РПЦ - самокритично...


Скан официального сайта храма.

Но храм красив! Настоящее украшение Москвы.


Фото (С) http://cdn.e96.ru/assets/images

Инфа, картинки и фото (С) интернет.

Манифест о строительстве церкви был подписан Александром I 25 декабря 1812 года, когда последние наполеоновские солдаты покинули Россию: «В сохранение вечной памяти того беспримерного усердия, верности и любви к Вере и к Отечеству, какими в сии трудные времена превознес себя народ Российский, и в ознаменование благодарности Нашей к Промыслу Божию, спасшему Россию от грозившей ей гибели, вознамерились Мы в Первопрестольном граде Нашем Москве создать церковь во имя Спасителя Христа, подробное о чем постановление возвещено будет в свое время».

Международный открытый конкурс, впрочем, был проведен только через два года. Победил проект 28-летнего Карла Витберга, даже не архитектора по образованию, к тому же лютеранина. Впрочем, ради утверждения проекта он принял православие. Его проект был втрое больше нынешнего храма, с пантеоном погибшим, колоннадой из 600 трофейных пушек и другими впечатляющими деталями. Разместить его предполагалось на Воробьевых горах, где раньше находилась одна из загородных царских резиденций. Выделялась на все это огромная сумма: 16 млн рублей из казны плюс народные пожертвования.

Увы, Витберг недооценил особенности национальной стройки. Опыта руководителя у него не было, должного контроля он не вел, наряды заполнял карандашом, к подрядчикам относился доверчиво.

В итоге за семь лет не был закончен даже нулевой цикл, а комиссия позднее насчитала растрат без малого на миллион рублей.

Витберга отправили в ссылку в Вятку «за злоупотребление доверием императора и за ущербы, нанесенные казне». А от строительства храма на Воробьевых горах отказались, по официальной версии, в связи с недостаточной надежностью почвы.

Взошедший к тому времени на престол Николай I решил никаких конкурсов не проводить, а просто назначить архитектором храма Константина Тона, купить постройки на Чертолье (Волхонке) и снести их для храма. Заодно был снесен и располагавшийся там Алексеевский женский монастырь, включая уникальный двухшатровый храм. Кстати, в новой версии ХХС в память о монастыре сооружена Преображенская церковь.

Торжественная закладка собора произошла в день 25-летия Бородинского сражения — в августе 1837 года, а активное строительство стартовало только через два года и продолжалось почти 44 года. Общая стоимость храма достигла почти 15 млн рублей. Примечательно, что главный престольный праздник храма Рождество Христово до 1917 года отмечался православной Москвой как праздник Победы в Отечественной войне 1812 года.

Современники критически отзывались о храме. Так, художник Василий Верещагин считал, что выполненный «довольно бездарным архитектором Тоном» проект собора «есть прямое воспроизведение знаменитого Тадж-Махала в городе Агра». А в изданной в 1916 году статье «Два мира в древнерусской иконописи» Евгений Трубецкой писал:

«Одним из самых крупных памятников дорогостоящего бессмыслия является храм Спасителя — это как бы огромный самовар, вокруг которого благодушно собралась патриархальная Москва».

Храм в хлам

В 1931 году стало понятно, что столетний юбилей храм не отметит. 16 июня появилась резолюция Комитета по делам культов при президиуме ВЦИК: «Ввиду отвода участка, на котором расположен храм Христа Спасителя, под постройку Дворца Советов, указанный храм ликвидировать и снести. Поручить Президиуму Мособлисполкома ликвидацию (закрытие) храма произвести в декадный срок… Ходатайство хозяйственного отдела ОГПУ о смывке золота и ходатайство строительства Дворца Советов о передаче строительного материала внести на рассмотрение секретариата ВЦИК».

13 июля 1931 года состоялось заседание ЦИК СССР под председательством Калинина. На этом заседании было принято решение: «Местом для строительства Дворца Советов избрать площадь храма Христа в городе Москве со сносом самого храма и с необходимым расширением площади».

18 июля в «Известиях» было опубликовано постановление о конкурсе на проектирование Дворца Советов, и буквально на следующий день начались спешные работы по разбору храма. Листы обшивки крыши и куполов сбрасывались вниз, разбивая облицовку и скульптуры, сброшенный с храма крест не упал, а застрял в арматуре купола. Но работы все равно продвигались слишком медленно, поэтому храм решено было взорвать. 5 декабря 1931 года было проведено два взрыва — после первого взрыва храм устоял. По воспоминаниям свидетелей, мощные взрывы чувствовались на расстоянии нескольких кварталов. Юрий Гагарин позже на одном из пленумов ЦК ВЛКСМ называл храм «жертвой варварского отношения к памяти прошлого».

Только для разборки обломков храма, оставшихся после взрыва, понадобилось почти полтора года.

Мрамором из храма выложили станции метро «Кропоткинская» и «Охотный Ряд», скамейки украсили станцию «Новокузнецкая».

Часть плит с именами героев Отечественной войны 1812 года раскрошили и рассыпали на дорожках в московских парках, а часть пошла на отделку городских зданий.

Тем временем в конкурсе победил проект Бориса Иофана — он задумал построить здание 420 м высотой, тем самым обогнав самое высокое на тот момент здание в мире, Эмпайр-стейт-билдинг (381 м). Венчать дворец должна была огромная статуя Ленина. По расчетам архитектора, здание должно быть видно за 35 км.

Основное строительство началось с 1937 года, и уже в 1939-м была закончена кладка фундамента высотной части, главного входа и семи этажей одной из сторон (обращенной к Волхонке). Для строительства дворца была изготовлена специальная марка стали — ДС, самая прочная на тот момент в СССР. Однако уже в сентябре-октябре 1941 года подготовленные для монтажа металлические конструкции пошли на изготовление противотанковых ежей для обороны столицы. После оккупации Донбасса в 1942 году пришлось разобрать и только построенную часть дворца. Стальные конструкции пошли на строительство путепровода на Волоколамском шоссе и для пролетных строений Керченского моста.

После окончания войны было решено сосредоточиться на восстановлении страны, и проект был сначала заморожен, а потом и вовсе закрыт.

Открывшаяся в 1935 году станция метро «Дворец Советов» была переименована в 1957 году в «Кропоткинскую», так что сейчас о нереализованном проекте нам напоминают разве что Кремлевская АЗС на Волхонке (заправка была одним из элементов дворца) и панно-барельеф у входа в здание Северного речного вокзала.

В 1960 году на месте собора появился открытый плавательный бассейн «Москва», просуществовавший до 1994 года. Бассейн был открыт круглый год и стал неотъемлемой частью воспоминаний многих горожан. «Представьте: темная Москва, освещенный прожекторами бассейн, пар над водой, на голове сосульки, а с «Красного Октября» доносится запах карамели и шоколада», — рассказывал протоиерей Алексей Уминский.

Про бассейн «Москва» ходило множество легенд. В частности, рассказывали о неких топильщиках, которые пользовались завесой пара зимой, хватали купающихся за пятку и удерживали под водой до захлебывания. Таким образом, они якобы мстили невинным людям за уничтожение храма. Рассказывали и о том, что будто по ночам над водой брезжил образ снесенного храма. Ну а москвичи начали острить на эту тему: «Сперва был храм, потом — хлам, а теперь — срам».

Проклятие игуменьи

В апреле 1988 года в Москве была организована инициативная группа за воссоздание храма Христа Спасителя. Почти через год группа переросла в православную общину и организовала свой «народный референдум» за возрождение храма. В годовщину разрушения, 5 декабря 1990 года, был установлен гранитный закладной камень, через два года появился фонд сооружения храма, а само строительство началось в 1994 году и завершилось за рекордные три года.

На воссоздание храма, согласно информации на сайте, было потрачено «немногим более четырех миллиардов деноминированных рублей.

Сюда входят все затраты — от подготовки строительной площадки и демонтажа бассейна «Москва» до эксплуатационных затрат, которые несет с 1998 года фонд храма. Доля затрат на воссоздание художественного убранства храма составила чуть более одного миллиарда рублей».

Юрий Лужков, занимавший тогда пост мэра Москвы, так вспоминал о строительстве храма: «В центре Москвы удручала свалка, в какую превратилась яма осушенного бассейна «Москва». Под ней находился фундамент Дворца Советов. Встал вопрос: как с ним поступить? Я взял архивные материалы и увидел грандиозную платформу на 128 сваях, забитых до скального основания. Возникла мысль о возрождении храма Христа на этом фундаменте».

Получив согласие на проект патриарха Алексия II, мэрия обратилась к президенту Борису Ельцину. Тот, по словам Лужкова, поддержал проект, но сказал, что денег в бюджете на него нет. «Я ответил: постараемся собрать пожертвования, многие люди хотят воссоздать храм Христа Спасителя, выражает желание бизнес вносить средства. Ельцин легко согласился. Ему было не до храма», — вспоминает экс-мэр. Неожиданно, когда храм уже почти достроили, Лужкову, по его словам, позвонил сам Ельцин и попросил «не торопиться с завершением храма», на что мэр ему заявил: «Это не в моих силах».

Впрочем, спешка сказалась на облике храма не лучшим образом. До 2010 года храм украшали копии медальонов из белого композитного материала, только потом они были заменены на бронзовые. Бронзовыми стали и горельефы, что является противоречием оригиналу с мраморными композициями, шесть из которых до сих пор можно посмотреть в Донском монастыре. На сайте храма, впрочем, объясняют так: горельефы и изначально должны были быть бронзовыми, но денег на них тогда не хватило, поэтому скульптуры сделали из дешевого протопоповского известняка доломита, который уже к 1910 году разрушился. Каким же образом оригинальные скульптуры из дешевого и быстро разрушающегося материала дожили до 2016 года, на сайте не сообщается.

Критике подверглась и роспись интерьеров храма, проведенная рекомендованными Зурабом Церетели художниками, и замена белокаменной облицовки на мраморную, и то, что вместо золочения кровлю крыш (кроме куполов) покрыли составом на основе нитрида титана. Все это повлекло смену цветовой гаммы фасада с теплой на более холодную.

Изменилась и структура храма: он стал двухуровневым, в цокольном уровне появился храм Спаса Преображения.

«Есть легенда, будто бы настоятельница монастыря игуменья Клавдия прокляла это место. Мол, все, что здесь построят, долго не простоит.

Проклятие игуменьи казалось абсолютным. Храм Христа Спасителя взорвали. Дворец Советов вовсе не достроили, установленные уже конструкции снесли, — рассказывал Лужков. — Мне пришла идея: построить внизу, на фундаменте Дворца Советов, храм Преображения Господня, чтобы получить прощение игуменьи за святотатство XIX века, вынужденное разрушение нашими предками ее храма и женского монастыря, — рассказывал Юрий Лужков. — Поэтому там сейчас на самом деле два храма. Верхний, собственно сам храм Христа Спасителя, восстановленный в том виде, как его создал Тон, и нижний — Преображения Господня, в честь стоявшего здесь ранее женского Алексеевского монастыря».

Охрана с божьей помощью

Сейчас храм выполняет не только религиозные функции. Под храмом размещена двухуровневая охраняемая подземная парковка на 305 машино-мест с автомойкой. «Благодаря современной системе кондиционирования постоянно поддерживается оптимальный микроклимат для хранения автомобилей. Современная система безопасности и отлаженная служба охраны позволяют нам нести в юридической форме ответственность за сохранность автомобилей наших клиентов, находящихся у нас на хранении», — сообщается на сайте фонда храма.

Есть в храме и собственная химчистка-прачечная, которая занимается как чисткой облачений священнослужителей, так и стиркой светских одеяний. За безопасностью следит собственный ЧОП «Колокол», который также предлагает услуги по охране других объектов. «Сотрудники охранного предприятия имеют большой опыт в обеспечении внутриобъектового режима, охране материальных ценностей, обеспечении общественного порядка и безопасности при проведении массовых мероприятий, а также в использовании технических средств при осуществлении охранной деятельности», — сообщается на сайте фонда.

В столовой «Трапезная» предлагается устраивать банкеты, в том числе с постными блюдами, есть в храме конференц-зал, галерея и Зал церковных соборов, где в ближайшее время, судя по афише, пройдут концерты Вики Цыгановой, Людмилы Сенчиной, Дмитрия Певцова и певца Юлиана.

А вот другие концерты в храме, мягко говоря, не приветствуются.

Мировую известность храм Христа Спасителя приобрел 21 февраля 2012 года, когда участницы панк-рок-группы Pussy Riot совершили акцию, названную ими «панк-молебном».

Они попытались исполнить песню «Богородица, Путина прогони!» перед входом в алтарь храма. Две девушки были осуждены на два года лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима за хулиганство по мотивам религиозной ненависти. Участницы также ввели моду на балаклавы, обогатили русский язык словом «кощунницы», а Уголовный кодекс — статьей «за оскорбление чувств верующих».

Кафедральный собор Московской епархии и всей Русской Православной Церкви - храм Христа Спасителя находится около станции метро «Кропоткинская». Территория, где он расположен, наделена мощной мистической властью: неспроста здесь испокон веков строили различные религиозные сооружения, и именно сюда стекались люди в поисках защиты и помощи. Раньше это место называлась Чертольем, в честь протекающего на дне оврага ручья Черторый. Во времена правления Ивана Грозного здесь был Алексеевский женский монастырь, а 1830-х годах его решили перенести в другое место.

Нынешний храм Христа Спасителя уже второй, построенный на этом месте. Первый был возведен в 1883 году в честь победы над Наполеоном, он строился более сорока лет. Строители преодолевали различные трудности: пожары, обвалы фундамента, затопление грунтовыми водами. После открытия храм просуществовал меньше полусотни лет: 5 декабря 1931 года он был взорван большевиками. Сохранилась часть наружных белокаменных барельефов, позже вмонтированных в стену Донского монастыря.

На этом месте власти решили построить Московский Дворец Советов - один из известнейших нереализованных архитектурных проектов в истории. Самое высокое в мире здание должно было стать символом победившего социализма, символом новой страны и новой Москвы. Предполагалось, что размеры здания превысят 400 метров, а на его крыше будет установлена вращающаяся статуя Ленина.

18 июня 1931 года через газету «Известия» был объявлен открытый конкурс на лучший проект Дворца. Конкурсные работы были выставлены в Пушкинском музее. Победил проект Бориса Иофана, но с оговоркой «Верхнюю часть Дворца Советов завершить мощной скульптурой Ленина величиной 50-75 метров с тем, чтобы Дворец Советов представлял вид пьедестала для фигуры Ленина. Поручить тов. ИОФАНУ продолжить разработку проекта Дворца Советов на основе настоящего решения с тем, чтобы при этом были использованы лучшие части проектов и других архитекторов. Считать возможным привлечение к дальнейшей работе над проектом и других архитекторов».

Под такое мощное сооружение нужен был соответствующий фундамент. Он представлял собой два концентрических бетонных кольца диаметром 140 и 160 метров. Для сравнения: футбольное поле имеет размер 105 на 70 метров. Высота этих колец - 21 метр. Если учесть, что средняя высота этажа в панельном доме составляет 3,3 метра, то высота колец была примерно в шесть этажей. Их «уложили» на 30-метровую глубину. Прежде, чем заливать бетон, строители вырыли огромный котлован. Чтобы его стенки не обрушились под воздействием подпочвенных вод, в СССР впервые применили так называемую «битумизацию» грунта - вокруг котлована пробурили 1800 скважин. В каждую из них вставлялась труба с мелкими отверстиями в стенах. В эти трубы под большим давлением закачивался битум, нагретый до температуры в 200 градусов цельсия. Через отверстия в трубах битум просачивался в грунт, заполнял все щели и полости и застывал. Вокруг котлована была образована водонепроницаемая завеса. Вернее, почти водонепроницаемая. Но с той водой, которая все же просачивалась в котлован, успешно справлялись насосы.

Чтобы решить проблему с грунтовыми водами - под будущим фундаментом построили своего рода «чашу» из четырех слоев асбестового картона, пропитанного битумом. Теперь можно было приступать к закладке фундамента. Специально для этой цели около стройплощадки построили бетонный завод. К месту строительства бетон доставлялся в котлован в металлических бадьях. В каждую такую бадью помещалось 4 тонны бетона. При помощи подъемного крана бадьи опускались в котлован, рабочий выбивал щеколду, удерживающую дно. Фундаменты остальных, не столь массивных, частей здания, представляли собой просто бетонные столбы с поперечником в 60 метров.

До начала Великой Отечественной войны успели построить фундамент высотной части Дворца и начали монтировать стальной каркас здания. Но во времена Второй мировой бетон, гранит, сталь и арматура потребовались для восстановления народного хозяйства, мостов, заводов и прочего. После войны фундамент недостроенного здания использовали для устройства открытого плавательного бассейна «Москва» (1960‑1994).

Вот так выглядела бы сегодня Москва, если бы проект Дворца Советов все-таки реализовали:

В годы перестройки было принято решение восстановить храм Христа Спасителя на его исконном месте, в точности соответствующий оригиналу. Бассейн разобрали, и в середине 1990-х годов началось строительство нового храма. Начало нового тысячелетия было ознаменовано открытием восстановленного храма Христа Спасителя, в который перенесли чудотворные святыни. Многие люди убеждены, что возрождение святого места стало возможным только благодаря вмешательству высших сил. А то место, где он расположен, наделено мощной мистической властью: неспроста здесь испокон веков строили различные религиозные сооружения, и именно сюда стекались люди в поисках защиты и помощи.

Источники: engineer-history.ru; masterok.livejournal.com; kudago.com