Семь нянек. У семи нянек дитя без слез

Семь нянек. У семи нянек дитя без слез
Семь нянек. У семи нянек дитя без слез

Россия как шкодливый подросток требует усиленного внимания, решили на встрече в канадском Тороно министры иностранных дел Большой Семерки (США, Германия, Великобритания, Япония, Франция, Италия, Канада). Так и хочется воскликнуть наконец-то! Именно этого для воспитания России и не хватает. А то, что не сделает все не к месту. Крым не возвращает, Минские соглашения не выполняет, в Сирии че-то там вякает, шпиенов своих несостоятельных по разным Англиям раскидала, да и вообще нефтью, газом без разрешения и оброка торгует. Не порядочек все это. И самое страшное во всем этом, что она еще себя и правой считает. Осознать не может всю ничтожность свою. Хотя ей старшие и указывают на место. Но нет видите ли. Че хочу, то и ворочу. Прямо распоясалась. Ведет себя как Америка какая-нибудь. Честное слово, прямо обратиться как будто не к кому за советом!

Вот и решили министры, наговорившись чрезмерно о России, создать специальную особых задач группу, состоящую из членов Группы стран сгруппированных в объединение формирующее группировку G7. Как-то так. И должна эта спец особых задач группа, сгруппированная из членов семи стран, входящих в группу стран G7 «следить за поведением России». Вот вопрос у меня как у несведущего обывателя возникает. Следить-то, как и откуда будут. Из Брюсселя, Вашингтона, Лондона, Лэнгли или как? А может отовсюду разом. Во все глаза. Или по очереди? По графику? Следить и на карандаш брать замечания, а потом зачитывать прилюдно или сразу в ор, чтобы одергивать и к порядку призывать? Вопросов много. Все они вызывают живой, неподдельный интерес. Вот я еще со школы запомнил, когда на уроке учитель мне так строго, строго говорил: «Я за тобой слежу». Тут понятно мне было. Если что, то сразу к доске, а там и кол светит и родителей на ковер. В общем, не гулять целую неделю. А тут что? И так не гуляем. Одним словом, хотелось бы по процедуре по подробней. А то встретились, прозаседались, проговорились и что на результат. Нам широкой общественности конкретику доведите?


Хотелось бы фактичной стороны освещения вопроса. А то, общий тон встречи перепел уже давно крутящуюся пластинку о том, что Россия дестабилизирует западный мир, попирает все мыслимые и немыслимые законы, оккупирует несчастную Украину, бессовестно врет в глаза европейскому сообществу и надругается над свободой слова. И наверное еще там было, что по списку, но я уже не помню. Больше всего мне понравилось другое. Завтрак, который устроила для всех участников клуба G7 хозяйка мероприятия, канадская глава МИДа. И то, что она в это солнечное весеннее утро вместе со своими детками на лужайке своего особнячка из своих и детских рук кормили гостей печенюшками. А что еще ждать от дамочки, которая потомок профессиональных украинских коллаборационистов, верой и правдой служивших фашистской Германии. Канадки, посвятившая жизнь пропаганде в Восточной Европе. Канадки с детками Галка, Наталко и Иванко. Ну, право, что может прийти в голову такой канадке, ну не на хоккей же вести знатных гостей? Все в национальных традициях - печенюшки. И конечно же, чтобы лучше вышибалась слеза у холеных господ, угарный рассказчик – Климкин, глава внешнеполитического ведомства Украины. В красках живописал, как оккупируют Крым и как русский сапог подминает Донбасс. Так то, что и раньше восхищало меня в работе западных господ, то и сейчас лишний раз вызывает уважение – это блистательные сценарии и не менее мастеровитые их воплощения.


Но как говорится в русской поговорке – « у семи нянек дите без глаза», что значит, когда семеро следят за поведением одного, то значит, не следит ни кто, ни за чем. Так, каждый свои вопросы решает, а на другого кивает. В общем, один треп пропагандноидный. И как доказательство этому, вуаля! Пока наши семь нянек заседали, печенюшками угощались и «очень много говорили о России», какой-то придурок на микроавтобусе подавил 9 человек, а еще полтора десятка покалечил. И было это прям там в Торонто. Всего в трех десятках километров от места, где заседали и о России много говорили. А парень, пока одни рассуждали, целенаправленно въехал в толпу на тротуаре и подавил сколько смог. Так, что лучше бы господа из спец группы за Алеком Минасяном последили, а не нянек из себя строили. Может и граждан, своих сберегли. Может он просто за дела в Ереване распереживался? А вы не уследили. А если бы следили, то пришли бы и успокоили его больную головушку, сказав: «Алик, наши придут. Наши скоро в городе. Все хорошо Алек будет. Домой скоро поедем». Глядишь его бы и попустило, не стал бы людей давить во имя Аллаха. Ну, уж что же теперь.


Мораль сей поговорки такова. С себя надо начинать, следить за собой, за собой любимым. С малого надо начинать. Каждый в своей стране своих Минасянов на заметку и под контроль. А уж потом на большое замахиваться. А то получается, что и не там не преуспели – людей погубили, да и тут потрепались и разрядились, а толку. А сколько у вас таких Минасянов террористов несостоявшихся по улицам и по разным закоулкам затаилось? Знаете? Наблюдаете за их поведением? Или как? Проще за кем-то там, где-то наблюдать. Кто Вам к тому же и добра желает. Давайте же друзья, политики из клуба G7 поответсвенней. Без истерии и популизма вопросы решать каждый у себя в огороде для начало, а уж потом за чужой плетень заглядывать.

А Вы как считаете надо за поведением России наблюдать или лучше сначало свои проблемы решать?

На этот мудрый опыт я всегда опиралась в своей педагогической практике. Потому не апеллировала к родителям и не давила на детей родительским авторитетом в сложных ситуациях.

Объясню почему.

  • С ребенком мы находимся в разных отношениях. У меня отношения деловые, партнерские. Равнозависимые в том смысле, что успех обучения – это заслуга как учителя, так и ученика. У родителей же более повышенное чувство ответственности за судьбу ребенка, потому и спрос с него более строгий.
  • В семье больше возможности для индивидуальной работы с учетом особенностей характера и физиологии ребенка. По поводу общения с одноклассниками родители могут лишь теоретизировать (фантазировать). А в школе учитель вынужден на практике корректировать теоретически правильные установки родителей, но мало подходящие для конкретной ситуации.
  • У нас разная мотивация к успешной учебе. В школе ребенок находится в ситуации конкуренции, его авторитет зависит от успеваемости: пусть не отличник, но и не отстающий. А в семье его любят таким, какой он есть. Учеба в школе – не единственный повод отличиться: занятия в секциях, помощь по дому, уход за младшими и немощными.
  • Различны по форме и степени наказания. Метод семейного „кнута и пряника” чреват воспитанием циничного лицемера. Школьная отметка более лояльна в этом плане.
  • Общая тональность личного общения тоже принципиально отличается. Я встретилась с ребенком на этапе вызревания личности, со своим мнением, собственным взглядом на многие позиции, определенным жизненным опытом и манерой поведения. Родители же помнят его маленьким и с трудом привыкают к его взрослению, самостоятельности в выборе решений.

Если школа – „второй дом”, а учителя – „вторые родители”, - здесь могут быть принципиальные различия в понимании родительского долга и моделях воспитания.

„Наседки” назойливо опекают всегда и во всем, буквально на каждом шагу; они должны быть в курсе всего, что происходит с ребенком, требуют полного отчета обо всех его мыслях, чувствах и поступках. Представляете, как задыхается взрослеющий отрок в этих „удушающих объятиях”, если манеры родителей и учителей совпадают?! „Тепличному” ребенку будет привычно. Возможно, в будущем и на работе, и в собственной семье он тоже попадет в такие же условия и проживет вполне комфортную жизнь. А если не попадет (что случается гораздо чаще), - страданий, разочарований не избежать. Потому разные модели воспитания, как контрастный душ, только закаляют характер и формируют навыки и философию адаптации к разнообразным жизненным ситуациям.

Антиподом „наседок” можно считать „спартанцев" . Стремясь как можно лучше подготовить ребенка к превратностям судьбы, они руководствуются принципом: „Ты все должен делать сам: не просить совета, не ждать помощи, отвечать за свои ошибки”. Не каждый взрослый выдерживает груз жизненных проблем и забот, а неокрепшая детская психика – тем более: такой ребенок чувствует скорее подавленность, беспомощность, чем самостоятельность. В результате – тревожность, страх и, как следствие, непослушание, агрессия. И если в школе разделяют позицию родителей, где найти хотя бы искорку тепла? На улице, в подворотне?

Хорошо все же, что мы разные: мы можем взаимодополнять друг друга или влиять на контрастах, и у ребенка появится возможность опробовать различные модели поведения, сформировать собственный стиль общения и подготовить себя к борьбе за „место под солнцем” в будущей взрослой жизни.

©Людмила Андриевская

Рассматривая пословицы, языковеды обязательно углубляются в их происхождение. И, исходя из этимологии крылатой фразы, они устанавливают её значение. «У семи нянек дитя без глазу» — вроде бы простая пословица, но это только на первый взгляд.

Современная трактовка

Большинство современных словарей дают такое значение «У семи нянек дитя без глазу»: если для выполнения какого-либо дела назначается слишком много ответственных, результат может быть нулевой либо отрицательный. В данном случае словосочетание «без глазу» рассматривается как «без присмотра». То есть ребёнок, препорученный нескольким воспитателям, может остаться вовсе без надзора. Ведь каждая нянька будет надеяться на то, что работу за неё выполнит другая.

Синонимические пословицы, когда «глаз» используется в значении «пригляд»

Данное значение «У семи нянек дитя без глазу» подтверждается синонимической пословицей «У семи пастухов не стадо». Эта крылатая фраза даже по построению напоминает ту, которая разбирается здесь.

Кстати, во многих славянских языках существуют подобные вариации на синонимическую поговорку. «Было у одной ярочки семь пастухов — так ту волки в лес утащили» — одна из них. Совпадает это значение «У семи нянек дитя без глазу» и с чешским вариантом «Чем пастухов больше, тем убыток выше».

Ярко демонстрирует неудачный итог при нескольких ответственных и такая поговорка: «При двух кормчих корабль потонет».

«Где богато господ, там изба не убрана (не метена)» — польский вариант, который показывает бесхозность помещения, беспорядок в нём, даже несмотря на многое число начальников.

Дословное значение пословицы «У семи нянек дитя без глазу»

Но и трактовку крылатой фразы, когда каждое слово воспринимается в прямом смысле, нельзя игнорировать. «Без глазу» некоторые люди воспринимают как «безглазый», то есть «ослепший».

Если углубиться в смысл данной пословицы, то он во многом пересекается с первым вариантом. То есть когда за ребёнком смотрят несколько кормилиц, нянек, воспитателей, то существует вероятность перекладывания ответственности с одного на другого, в результате которого дитя остаётся без необходимого внимания и может потерять зрение.

И доказательством такого подхода к смысловому анализу изречения могут послужить народные пословицы и поговорки из других языков. В переводе на русский украинский вариант гласит: «У семи нянек дитя без носу» или «Где нянек много — дитя без головы». Варианты замены «без головы» — либо «без пупа», либо и вовсе «калека».

Польские народные пословицы и поговорки предлагают ещё большую палитру «инвалидности». Так, дитя при наличии у него множества мамок-нянек может традиционно лишиться глаза. А согласно украинским вариантам, ему пророчат остаться без носа либо без головы. По чисто польскому взгляду на ситуацию, ребёнок вполне может лишиться руки или ноги, стать горбатым или иметь болезненный вид.

Как видно из сравнительной характеристики всех этих пословиц, означает не конкретное значение, а выступает в смысле «много». А сочетание «без глаза» как раз указывает на потерю какой-либо органа малышом, за которым установлен неверный досмотр.

Нет дела там, где нет согласья

Иногда пословица «У семи нянек дитя без глаза» смысл имеет более широкий. Это происходит в ситуациях, когда каждая нянька (воспитатель, педагог) подходит достаточно ответственно к своей функции, но не согласовывает свои требования с другими людьми, на которых также возложены обязанности подобного рода.

Если рассматривать этот вариант значения крылатой фразы относительно именно воспитания, то такое случается довольно часто в семьях, где родители ставят перед собой разные задачи, иногда диаметрально противоположные. Потому и требования у них к ребёнку взаимоисключающие. Каков будет результат такого воспитания — понятно и без слов.

Данный вариант осмысления пословицы созвучен с ситуацией басни Крылова «Лебедь, рак и щука».

Использование поговорки «У семи нянек дитя без глазу»

Исходя из выше изложенного, можно сделать следующий вывод.

  1. Говоря о каком-либо предприятии, организации дела, где обязанности каждого члена конкретно не прописаны, трудно рассчитывать на положительный результат. Пример: «Начальников-то в нашем домоуправлении много, а вот пользы от этого никакой, один вред. А возьмись искать виновного, так с ног скорее собьёшься: каждый кивает на соседа, и никому ни до чего нет дела! Вот и получается, что у семи мамок да дитя без надзору».
  2. Опираясь на вариант значения пословицы, что дитя лишается какого-то органа при участии в воспитательном процессе нескольких мамок-нянек, можно предложить использование фразы в таком контексте: «За строительство дома отвечали оба начальника, в результате был использован некачественный бетон, и произошло обрушение верхнего этажа. Воистину говорят, что у семи нянек ребёнок хром да крив!»
  3. Редко используемый смысл пословицы, когда каждый руководитель (воспитатель) выдвигает свои требования без согласования их с другими начальниками, отражается в предложении: "Завуч по воспитательной работе требует во время перемены организовывать с детьми игры в рекреациях, директор устраивает "пятиминутки" в учительской, а завуч по обучению заставляет готовить доску к следующему уроку. Мечешься между их требованиями, в результате один первоклассник стекло головой разбил, другой и вовсе решил домой уехать, не дождавшись конца уроков и прихода за ним родителей, а третий в туалете уснул на унитазе. Вот тебе и семь нянек, и каждая сама за себя..."

У семи нянек - дитя без глаза, а у двоих, да ещё таких, как Винчестеры?

Несмотря на то, что Джеку всего несколько дней отроду, он уже понимает, что няньки из Винчестеров, мягко говоря, никакие.

Договориться о методах воспитания не могут они, а страдает он: сначала от ора Дина на него, потом от ора Сэма на Дина, потом от их бурного примирения за стенкой. То ли они думают, что он глухой, то ли что он ничего не понимает.

Джек гуглит «стоны из комнаты родителей» - поскольку для простых нянек эти двое слишком круты - и узнаёт много интересного, о своём рождении в том числе.

Самое смешное, что после примирения Винчестеры часто расходятся по своим комнатам, но утром Дин щипает Сэма, делающего омлет, за кухонный фартук, Сэм шлёпает его по руке, но улыбается, будто миллион в лотерею выиграл. Когнитивный диссонанс. И детский сад.

После завтрака младший Винчестер заявляет, что надо бы провести в доме генеральную уборку, многозначительно подмигивает Дину двумя глазами и велит погулять с ребёнком.

Сэм, мы можем помочь, - начинает было Дин, но у того выражение лица меняется с добродушного на добродушно-озверевшее. Сочетание такое, что старший Винчестер мгновенно замолкает и обращается уже к Джеку:
- Ну, что, мелочь, едем в парк аттракционов?

Словосочетание «парк аттракционов» Джека заинтересовывает, и они наперегонки с Дином скачут к порогу обуваться, и уже там их нагоняет властный голос «мамочки». Дин назвал так Сэма всего один раз, получил подзатыльник, насупился и отныне при Джеке называл брата лишь по имени, но тот слово запомнил.

Ребёнку голову напечёт, - поджимает губы младший Винчестер и вручает Джеку старую кепку Дина. - И ты бы надел, Дин.
- Во-первых, у него в дедушках бог числится, уж он солнышко, если что, убавит, а во-вторых, я тебе не развалина, - фыркает старший Винчестер.
- Не ёрничайте и надевайте. Погуляйте пару часов. А по возвращении вас ждёт вкусный обед…
- Брокколи запечешь - получишь в бубен, - ворчит Дин.
- Бубен? - Джек пробует незнакомое слово на языке, и оно ему нравится.

***
Дин Винчестер и дети - сочетание неслабое. Прогулка выходит зрелищной. Парком аттракционов служит детская площадка в нескольких милях от бункера.

Мамаши с колясками и едва начавшими ходить детьми пялятся на великовозрастного дядю с парнем, коему на вид лет пятнадцать, которые оккупируют качели, причём непонятно, кто получает больше удовольствия от процесса катания на них.

Дальше - больше. Дин тащит его в песочницу, где они лепят куличики, помогает скатиться с горки, хотя горка по высоте как раз в рост Джека, а когда мамаши с детьми за их спинами уже шепчутся про педофилию, слабоумие и полицию, резко подхватывает его под локоть и везёт в «Макдональдс». В общем, развлекает, как истинного трёхлетку.

Берём тебе «Хэппи мил»?
Джек пожимает плечами, а Дин потирает шею.
- Наша мамочка будет злиться, так что ни слова ей, и жрать ЖПП придётся за обе щёки.
- ЖПП? - переспрашивает Джек.
- Жутко Полезная Пища, - старший Винчестер мгновенно зеленеет лицом. - Вкусно ужасно.

В конце концов Джек выпрашивает не детский наборчик холестериновой дряни, а вполне себе взрослый - с лучком, горчицей и сыром. Дин ему даже пива даёт отхлебнуть - копов он совершенно не боится, от дома они отъехали на смешное расстояние, к тому же в бардачке валяется значок фбр-овца.

Пиво Джеку не нравится, он пьёт колу, кусает булочку, похрустывает лучком и думает, что счастлив.

Так странно получается - вроде заботится о нём больше Сэм - терпеливо объясняет, что можно, а что нельзя, учит элементарным навыкам и вообще очень добр к нему, веселее ему с Дином. Тот раздражается, орёт, может и подзатыльник дать, а учит каким-то вредным вещам, но от них так легко и хорошо на душе, или на том, что вместо неё.

***
- Почему вы не едите суп? - сокрушается младший Винчестер. - Это же вкусно. И полезно!

В Джека не лезет обед, да и в «папочку» тоже - Дин Винчестер сидит с зелёной мордой лица, ковыряясь в тарелке, словно пытаясь найти иголку (кусок чизбургера) в стоге сена (вареве из овощей).

Это вкусно, Сэмми, - кашлянув, утверждает старший Винчестер, - но я пока не голоден. А ты налегай, мелочь, - добродушно кивает он Джеку. - Сам кричал, что проголодался.

Такому Дину хочется наступить на ногу, но сидит он далеко - не дотянешься, потому Джек мстит по-иному:
- Прости, Сэм. Я на самом-то деле не слишком хотел есть, но Дин уговорил меня заехать в «Макдональдс» и…

А вот Дин до его ноги дотягивается, хотя для этого ему приходится чуть не под стол сползти, однако Джек на его выпад невозмутимо держит лицо.
Зато Сэм багровеет.

Чем ты ребёнка накормил?! Я же суп варил, Дин!
- Сэмми, мы просто съели по чизбургеру, - оправдывается Дин, и Джек добивает, ангельски глядя на «мамочку»:
- С пивом.
- Замолчи, - рявкает Дин, пиная его под столом сильнее, и Джек замолкает лишь потому, что всё уже сказано.

Что? - Сэм ошарашенно смотрит на брата. - Джек ещё ребёнок! Ему пять дней отроду. Чем ты думал, Дин?!
- В следующий раз я дам ему грудь и поменяю подгузник, - буркает тот и добавляет: - Сэм, не наводи панику! Что сделается тому, у кого папаша сам дьявол?

Дин, я убью тебя!.. Значит так, ты, - Сэм указывает на Джека, - доедаешь свою порцию, а ты - младший Винчестер грозит Дину кулаком, - быстро за мной! Нам надо поговорить!
- Слышал? Доедай, засранец, - пришибленно и не слишком-то радостно огрызается Дин и, встав из-за стола, понуро бредёт за младшим братом.

Ссорятся Винчестеры долго, но заканчивается всё неизменно - хлопком двери в спальню Сэма на втором этаже, и нефилим не знает, то ли слух у него отличный, то ли просто эти двое всё делают, как слоны - очень громко и совершенно не таинственно.

Джек продолжает сидеть над тарелкой овощного супа, и думает, что этим чудикам надо подсунуть книги по воспитанию детей - он знает, что такие есть - и сохранению хорошей обстановки в семье. В семье? Именно.

Странная у Джека семья, ничего не скажешь. Но он не унывает. Выливает нетронутую ЖПП обратно в кастрюлю и садится за открытый ноутбук Сэма, набирая в поисковике первую вспомнившуюся фамилию «Спок». Гугл отзывается миллионом ссылок, Джек кликает по первой, слыша, как над головой скрипит кровать.

Он распечатает им труды доктора Спока, положит на стол в гостиной, и пусть бледнеют и краснеют сколь их душам угодно.

У семи нянек - дитя без глаза, а у двоих, да ещё таких, как Винчестеры - без совести и морали, зато с потрясающим чувством юмора.

Большая семья – это «организация» с большим воспитательным потенциалом. Независимо от своего социального типа, будь то многодетная или патриархальная семья, где вместе живет несколько поколений, большая семья имеет большие воспитательные возможности, основанные на и передаче опыта. Ребенок в большой семье окружен заботой и вниманием.

Казалось бы, что в доме с большим количеством людей ребенок должен быть всегда под присмотром. Но не зря появилась народная пословица о том, что «у семи нянек дитя без глазу». Если в маленькой семье ответственность за воспитание целиком возложена на одного из родителей, обычно маму, пока папа работает, то в большой семье ответственность за ребенка является переходящей. И вот здесь-то и кроется основная проблема. Если за ребенка отвечают все сразу, то, возможно, что никто конкретно. Давайте разберемся, кто должен воспитывать ребенка в большой семье.

Воспитание ребенка в многодетной семье

Старшие дети, безусловно, должны помогать родителям. И вот здесь кроется ключевое слово «помогать». Нельзя полностью возлагать на хрупкие детские плечи ответственность за младших детей. Отвечать за воспитание и здоровье ребенка должны родители, а старшие дети должны иметь свою «зону ответственности». Следует помнить, что старшие дети – это, прежде всего, дети со своими трудностями и проблемами. Они остро нуждаются в участии родителей в своей жизни.

Как распределить обязанности, чтобы сохранить интересы всех членов семьи

    Хорошо, чтобы каждый член семьи имел свою четко сформулированную зону ответственности. Важно выявить задачу: не заставлять ребенка каждый день пылесосить или поливать цветы, а поручить, чтобы в доме всегда было чисто, а грунт цветов не пересыхал. Так вам будет удобнее предъявлять требования к качеству, а ребенок будет учиться выполнять свою работу добросовестно.

    Подбирать поручения по силам. Включать в домашние дела даже маленьких, подбирая поручения по возрасту: убрать игрушки, покормить котенка, полить цветок, повесить ровно полотенца.

    Определение времени выполнения поручения, по возможности, оставьте за детьми. Так они научатся панировать свой день.

    Проанализировать на семейном совете график всех членов семьи и определить задачи по уходу за младшими детьми так, чтобы они не ущемляли права старших детей.

Старшие дети по отношению к младшим могут:

    отводить и забирать из детского сада;

    кормить и гулять;

    занять игрой до прихода мамы или во время выполнения родителями домашних дел;

    проверить уроки (по возможности); проконтролировать выполнение домашних поручений.

: родители должны выполнять свою воспитательную функцию.

В многодетной семье забота о младших должна быть четко распределена между членами семьи..

Опыт воспитания в многодетной семье

Лилия, 40 лет. Младший брат родился, когда мне было 12 лет. Старшему брату было 15, но все решили, что именно я должна ухаживать за малышом, так как я девочка. Детство прошло с коляской в руках. Я искренне завидовала своим подругам, которые могли пойти в кино или весело играть на улице. Но самой обидной была ситуация с танцевальным кружком. Брату было 4 года. Мама работала до 18.00, а занятия в студии танца начинались в 17.30. И брат категорически отказывался сидеть с малышом два раза в неделю с 17.00 до 18.30. Я уговаривала его, звонила бабушке, встречала с братиком маму с работы, опаздывала на занятия. Однажды после долгих репетиций, меня не отпустили на конкурс в другой город, так как некому было быть с братом. После того, как я подвела коллектив, пришлось уйти из студии. Семья обрадовалась, и никто не заметил детского горя. А всего лишь нужно любить всех детей в семье, а не приносить одного ребенка в жертву другому.

Ольга, 37 лет. Я росла в многодетной семье третьим ребенком и имела двух младших братьев-близнецов. Мама с папой много работали. Но свое детство я вспоминаю как самое счастливое. Папа утром отвозил близнецов в сад, а забирал их старший брат по пути из школы. Старшая сестра разогревала ужин, а я сразу после школы помогала с уборкой. После ужина где-то около 1-2 часов я должна была побыть с малышами, играя, читая сказки или гуляя на улице. Потом их забирала старшая сестра. А к вечеру, ими занимались родители, которые играли, купали и укладывали спать. После того, как дверь в детской закрывалась, все собирались за чаем на семейный совет, где по минутам определялся завтрашний день. У нас были кружки по интересам, брат занимался спортом. Мы крепко дружим до сих пор и всегда навещаем своих родителей. У нас всех есть свои большие семьи, потому что дети из больших семей вырастают самыми лучшими.

Воспитание ребенка в патриархальной семье

Если в одном доме уживается несколько поколений, то такая семья является патриархальной: дети под одной крышей имеют родителей, бабушек-дедушек и прабабушек-прадедушек. Первой появляется мысль о повышенном внимании к ребенку и возможной его избалованности. Эти утверждения не лишены смысла. Действительно, что запретили родители – разрешит бабушка, а что нельзя у бабушки, позволит прабабушка. При этом возможны такие сценарии воспитания, которые приведут к гиперопеке или формированию «кумира семьи». Опасно и другое, когда прародители, надеясь друг на друга, просто оставляют ребенка без присмотра.

Несмотря на данные перспективы, воспитание ребенка в такой семье имеет большой потенциал, так как основано на передаче детям ценного житейского опыта и сохранении традиций. Кроме того, бабушки и прабабушки умеют четко расставлять приоритеты, самым важным из которых является ребенок. Чтобы избежать неприятных последствий неправильного воспитания, нужно четко соблюдать правила воспитания в большой семье.

Правила воспитания детей в патриархальной семье

    Единство требований. Обсудите на семейном совете тот перечень требований, которые нужно неукоснительно соблюдать всем. Сюда будут входить: соблюдение режима дня, правила питания, выполнение ребенком домашних обязанностей, трудовых поручений, школьных заданий.

    Распределите обязанности по уходу за ребенком. При занятости родителей, выявите, кто будет водить на дополнительные занятия, проверять домашнюю работу, организовывать досуг.

    Родители не должны все воспитание перекладывать на старшее поколение. Определите свою роль в ежедневных делах. Усталость в течение дня не должна быть оправданием отсутствия контакта с ребенком.

    Не позволяйте себе и своим детям отзываться неуважительно о любом члене семьи.

    Не позволяйте активным бабушкам и дедушкам «перетягивать одеяло на себя», заняв, фактически, роль отца и матери и отстранив при этом родителей.

    Не конфликтуйте со старшими на глазах ребенка. Проблемы решайте без детей спокойным тоном.

    Не лишайте ребенка общественного воспитания, обязательно отдавайте его в детский сад.

Опыт воспитания детей в патриархальной семье

Кирилл, 30 лет. Я рос «центром вселенной». Очень часто болел и не ходил в детский сад. Как же я любил эти дни, когда целый день одна бабушка мне читала книжки, а другая пекла блины. Мы даже в футбол играли втроем. У нас были свои секреты и тайны. Вечером я рассказывал, как провел день, умалчивая о некоторых вещах, и зная, что бабушки меня не выдадут. Став школьником, я стал делать уроки с бабушкой – учителем в прошлом, а другая бабушка, по-прежнему, заботилась об ужине и здоровье. Родители организовывали активные выходные и контролировали ежедневный процесс воспитания. Семья моя дружная и сплоченная. Я люблю и уважаю всех, потому что каждый из родных оставил во мне частичку себя.

Татьяна, 43 года. С самой свадьбы живу с родителями мужа и его бабушкой. Сначала думали, что временно, пока нет возможности купить жилье. Потом родились дети, а возможности постоянно быть с ними не было, а здесь бесплатные няни. Потом родители постарели, и им стала нужна помощь. Все это время мы воспитывали наших детей вместе. У каждого есть свои обязанности и зона ответственности. Дети выросли грамотные, интеллектуальные, ответственные, заботливые, уважительные и порядочные. Я спокойна за свою старость. Мы правильно воспитали детей.

В большой семье каждый член семьи вносит свой вклад в воспитание ребенка. Главное, чтобы цели воспитания были едины, а распределение обязанностей – правильное.

Светлана Садова