Причастие и деепричастие обороты. Причастный оборот: примеры и предложения с причастными оборотами

Причастие и деепричастие обороты. Причастный оборот: примеры и предложения с причастными оборотами
Причастие и деепричастие обороты. Причастный оборот: примеры и предложения с причастными оборотами

Ответ на вопрос, чем отличается причастный оборот от деепричастного, кроется в терминологии. Достаточно вспомнить, что представляют собой их образующие части речи:

  • причастие – неспрягаемая форма глагола, обладающая и признаками прилагательного, выражающая процессуальный признак предмета;
  • деепричастие – неспрягаемая форма глагола, обладающая и признаками наречия, выражающая процессуальный признак действия (чаще обозначает добавочное).

Сочетание причастий и деепричастий с грамматически зависимыми от них словами называют оборотами.

Сравнение

Рассматриваемые синтаксические конструкции наследуют все свойства и особенности их основообразующих частей речи. Причастный оборот обозначает временный признак предмета как действие, которое он производит или которому подвергается. Петр, возглавивший Сухопутный шляхетский кадетский корпус , проявил себя как достойный продолжатель дела Миниха. Деепричастный оборот обозначает добавочное действие, характеризующее другое действие. София Августа Фредерика Ангальт-Цербстская, прибыв в Россию , постаралась как можно скорее стать Екатериной Алексеевной.

Отличие причастного оборота от деепричастного легко заметить по заданным вопросам: первый отвечает на «что сделавший/делавший/делающий?» или же, обобщенно, «какой?»; второй – «что делая/сделав?» или же «как/каким образом?».

Причастный оборот связан с существительным, числительным или местоимением, деепричастный – с глаголом-сказуемым. Он всегда относится к лицу, совершающему основное действие. Берлиозу, умеющему говорить многословно, но содержательно , беседа с якобы иностранцем давалась легко. Поэт Бездомный, вынужденно выступая в роли слушателя , его точку зрения полностью разделял.

Деепричастный оборот не изменяется, в отличие от причастного, который склоняется по родам, числам и падежам. Купивший шоколад мальчик, купившая шоколад девочка, купившие шоколад первоклассники, купившему шоколад в подарок, купившего шоколад клиента . Мальчик (девочка, первоклассники), купив шоколад , направился (-лась, -лись) к выходу.

В предложении причастный оборот выступает в роли согласованного обособленного определения (и подчеркивается волнистой линией при синтаксическом разборе), деепричастный – в роли обособленного обстоятельства (графически обозначается точками с тире).

В чем разница между причастным и деепричастным оборотом с точки зрения пунктуации? Для первого важно его расположение относительно определяемого слова: когда оно в предложении стоит впереди, то конструкция выделяется запятыми, когда наоборот – знаки препинания между ними не ставятся. Причастный оборот обособляется в любом случае, если относится к личному местоимению, имеет добавочное причинное, условное или уточняющее значение, а также если между ним и определяемым словом есть другие члены предложения.

Деепричастный оборот выделяется запятыми всегда, если не является частью устойчивого сочетания (спустя рукава, сломя голову). Исключение составляют случаи, когда он входит в смысловой центр высказывания. Студенты, ждавшие Кедрова изрядно нервничая и заранее благоговея, расходились в недоумении. Кроме того, если он выступает членом предложения, однородным с необособленным обстоятельством, то пунктуационно не выделяется. Девочку с фамилией Бруштейн члены институтской комиссии изучали подозрительно и нахмурясь.

Таблица

Причастный оборот Деепричастный оборот
Образован причастием с зависимыми словами (носит признаки прилагательного) Образован деепричастием с зависимыми словами (носит признаки наречия)
Обозначает признак предмета, отвечает на вопросы «что делавший/сделавший?» Обозначает добавочное действие, отвечает на вопросы «что делая/сделав?»
Относится к существительному, местоимению, числительному Относится к глаголу-сказуемому
Изменяется по числам, родам и падежам Не изменяется
Выступает в роли обособленного определения Выступает в роли обособленного обстоятельства
Для обособления важно расположение относительно определяемого слова Обособляется независимо от места в предложении

И деепричастия. О загадочности этих частей речи говорить не приходится: до сих пор не решен вопрос об их месте в морфологии русского языка. Основные их признаки, особенности и отличия рассмотрим в нашей статье.

Отглагольные образования

Неизвестной остается судьба этих частей речи. В современной школьной программе, в зависимости от автора учебно-методического комплекса, понятие о том, что такое причастия и деепричастия, трактуют по-разному. Некоторые авторы, как, например, Разумовская, справедливо считают их своеобразными формами глагола. Несомненно, доля истины в этом есть, поскольку образовались причастия и деепричастия именно от глагола.

Обе эти версии имеют право на существование, они логичны и каждая из них может быть по-своему аргументирована.

Вот такой он загадочный, русский язык. Причастие и деепричастие - особые формы, которые делают нашу речь более динамичной и красочной.

Оборот с причастием

Любая часть речи по-своему примечательна. И что такое причастия и деепричастия, что они делают в предложении особенного, чего не могут другие части речи? Их главная отличительная особенность - образование оборотов. Это происходит, когда у одного из них есть зависимые слова.

Например: Девочка, гуляющая по летнему саду, любовалась природой . Если внимательно рассмотреть это предложение, то мы увидим, что от причастия «гуляющая» можно задать вопрос «где?». Ответом будет словосочетание «по летнему саду». Это означает, что перед нами причастный оборот. Гораздо грамотнее и красивее использовать обороты, чем бесконечно повторять слово «который».

Не забываем ставить запятые, если стоит после своего определяемого слова (здесь им является «девочка»). При синтаксическом разборе возникает вопрос: как его подчеркнуть? Здесь все просто: задаем вопрос от определяемого слова: (девочка) какая? На него отвечает второстепенный член предложения, всем нам известный - определение. Поэтому стоит целиком весь оборот подчеркнуть волнистой чертой.

В случае, когда оборот идет перед своим определяемым словом, все по-другому. Там не нужно ставить запятые. Синтаксическая функция у такого оборота иная - каждая часть речи в нем подчеркивается независимо друг от друга.

Деепричастный оборот

С ним дело обстоит немного иначе. Во-первых, само по себе деепричастие может не содержать никаких зависимых слов, но, тем не менее, будет выделяться запятыми. Лингвисты называют его одиночным.

Например: Не раздумывая, он бросился в горящий дом спасать людей.

Как видим, деепричастие очень сходно по значению с наречием (здесь отвечает на вопрос «как?»). Можно даже заменить его этой частью речи: Быстро он бросился в горящий дом спасать людей.

Как и в случает с братом-причастием, деепричастие может подчинять себе слова и образовывать тем самым оборот. Поскольку в предложении оно всегда выполняет только одну роль, его принято называть Со знаками препинания здесь не перемудришь: запятые ставятся абсолютно всегда. И не нужно смотреть, как расположено относительно этого оборота определяемое слово.

Например: Не выполнив домашнее задание, Миша отправился на прогулку.

От деепричастия «не выполнив» зададим вопрос «что?» и получим ответ - «домашнее задание». Перед нами - деепричастный оборот.

и деепричастий

Словообразование каждой части речи изучается школьниками, начиная с пятого класса. Некоторые из них (например, существительное и прилагательное) имеют несколько способов появления новых слов: не только приставочный и суффиксальный, но и сложение и аббревиацию. С причастиями и деепричастиями все проще: их основной способ словообразования - это суффиксальный. Именно по этой морфеме мы отличаем их от других частей речи.

Зная, что такое причастия и деепричастия, запомнить суффиксы будет нетрудно. Нужно знать несколько простых правил. Не забывайте, что причастия делятся на две большие группы: действительные и страдательные.

У действмиельных причастий, находящихся в настоящем времени, суффиксы такие: ущ/ющ (танцующий, поющий), ащ/ящ (кричащий, летящий) .

У страдательных - ем- (колеблемый), -ом- (влекомый), им (зависимый).

Когда причастия стоят в прошедшем времени, отличать их будем также по залогу.

Действ.прич. : -вш- (купивший), ш (выросший).

Страд.прич. : -т- (расколотый), -енн- (прокрученный), -нн- (вымерянный).

Главное, что нужно сделать - верно определить часть речи. Тогда суффиксы причастий, деепричастий запомнить намного проще. Тем более, они схожи между собой.

У деепричастий категории залога нет, они отличаются лишь по времени. Наст.вр.: -а (не спеша), -я (угадывая), -учи (будучи), -ючи (припеваючи) . Прошедшее время: -в (сделав), -вши(не знавши).

Заключение

Суффиксы причастий и деепричастий легко запоминаются на практике. Достаточно выполнить несколько упражнений на эту тему, чтобы закрепить их правописание. Несмотря на кажущуюся сложность этих глагольных форм, они не представят особого труда для тех, кто внимательно читает правило.

Инструкция

Причастием называют неспрягаемую форму глагола со значением признака предмета, протекающего во времени. В русском языке причастия зависит от вида глагола, от которого оно сформировано, поэтому возможны четыре вида причастий: действительное и причастие настоящего времени и действительное и страдательное причастие .

Итак, сначала выберите глагол, от которого вы хотите , и определите его основные морфологические признаки: вид, переходность, спряжение и время. Затем выделите основу, от которой будет образовано причастие. От основы глагола в настоящем времени образуются причастия настоящего времени. Для образования действительного причастия настоящего времени используйте суффиксы –ущ/-ющ (для глаголов ) и –ащ/ящ (для глаголов ). Для образования страдательного причастия настоящего времени к основе присоединяйте суффиксы –ем () и –им (). Примеры: чита-ющ-ий, гон-им-ый.

От основ глаголов в форме инфинитива или, реже, в форме прошедшего времени образуются причастия прошедшего времени. К основе присоедините суффиксы –вш/-ш (для действительных причастий) или –енн/-нн/-т (для страдательных причастий). Суффикс –вш используется, если оканчивается на гласный, -ш – на согласный. Примеры: увид-енн-ый, помни-вш-ий.

Деепричастие – это неспрягаемая форма глагола, соединяющая в себе признаки глагола и наречия. Отвечает на вопросы «что делая?», «что сделав?» и, одновременно с этим, на вопросы «как?», «каким образом?». Деепричастия несовершенного вида образуются от основы глагола в настоящем времени с –а/-я и с помощью основы инфинитива с суффиксом –ва. Примеры: лета-я, стуч-а, умыва-я. Деепричастия совершенного вида образуются от основы инфинитива с помощью суффиксов –в/-вши/-ши. Примеры: укра-в, верну-вши-сь.

Обратите внимание

Образование всех четырех видов причастий от любого глагола невозможно. Ведь, например, действительные причастия могут быть образованы как от переходных, так и от непереходных глаголов, а страдательные – от переходных.

Деепричастия несовершенного вида нельзя образовать от глаголов: 1) с основной настоящего времени, оканчивающейся на шипящий и с основой инфинитива на з, с, cт, х; 2) с основой, содержащий только согласные (шьют); 3) с основой на г, к и в некоторых других случаях.

Полезный совет

Если у вас возникают сложности с образованием причастий, обратитесь к справочнику Справочник «Русский глагол и его причастные формы».

Источники:

  • О причастиях и деепричастиях
  • как образовывать времена

Причастия и деепричастия , равно как и причастные и деепричастные обороты, выполняют в предложении разные функции, исполняют разные роли. Они также имеют ярко выраженные морфологические отличия.

Инструкция

Данные причастия прошедшего времени образуются при помощи основы переходного глагола прошедшего времени и суффиксов «н» и «нн» (если глагол оканчивается на «ать», «еть», «ять»), например «затерянный», «прочитанный»; суффиксов «ен» и «енн» (если основа глагола оканчивается согласным звуком), например « », «взвешенный»; суффикса «т» (если глагол оканчивается на «ереть», «нуть», «оть» и является односложным), например «тертый», «мятый». Часть глаголов, которые оканчиваются на «сть», «сти» образуют причастия прошедшего времени при помощи основ настоящего или будущего времени.

У существует две формы бытования: краткая и полная. Если причастие находится в первой форме - оно не может изменяться и почти всегда является именной частью составного сказуемого.

Класс: 7.

Цели:

Образовательные:

  • обобщить и систематизировать знания о деепричастном и причастном оборотах;
  • отрабатывать умение находить и выделять деепричастный и причастный обороты; предупреждать ошибки в употреблении деепричастного оборота;
  • учиться использовать деепричастный и причастный обороты в речи.

Воспитательные:

  • воспитывать любовь к родному слову, к родной природе.

Развивающие:

Ход урока

I. Повторение

  • Что называется деепричастным оборотом?
  • Как выделяются деепричастия и деепричастные обороты?
  • Что называется причастным оборотом? Когда он на письме выделяется запятыми?
  • В чём заключается разница между деепричастными и причастными оборотами?

II. Закрепление

1) Словарная работа

Утрамбовать

  • дайте лексическое значение слову;
  • образуйте от глагола причастия и деепричастия;
  • составьте словосочетание «деепричастие+наречие» с частицей «не», где главным словом является деепричастие;
  • со словосочетанием «утрамбовав плотно» составьте предложение на новогоднюю тему.

2) Орфографический диктант

(Не)прекращающийся снегопад, звук (не)услышан, (не)чувствуя усталости, (не)отчаиваешься, (не)возвращаясь назад, (не)подошедший вовремя, (не)хоженая тропинка, (не)увидишь издали, (не)пуганые птицы, сильно (не)доумевая.

3) Синтаксический разбор предложения

Сияя 3 величавой красотой севера, тихо дремлет ночь, затканная тонким морозным туманом 4 . (Сераф.)

4) Объяснительный диктант

  • Обозначьте графически деепричастный и причастный обороты.

5) Конструирование предложений с деепричастным оборотом

  • Замените глаголы деепричастием. Запишите сразу в изменённом виде, расставляя знаки препинания.
  1. Луна всплывает и серебрит лёд на речке.
    Луна, всплывая, серебрит лёд на речке.
  2. Небо покрывается тучами и приобретает грозный вид.
    Небо покрывается тучами, приобретая грозный вид.
  3. Радость от общения с природой нарастает и переполняет всё существо.
    Радость от общения с природой нарастает, переполняя всё существо.

6) Перфоконтроль

  • Укажите в таблице номера предложений, в которых встретились деепричастный и причастный обороты.
  1. Природа, затаившая дыхание, замерла.
  2. Снежный ковёр, изменяя обычный наряд леса, опушил ель.
  3. Видны лишь верхушки ёлочек, сиротливо растущих у опушки.
  4. Взметая вихри, с шумом взлетают из-под ног птицы.
  5. Ночь, приближающаяся неумолимо, погружает всё в темноту.
  6. Завораживает вид молодых берёз, розовеющих в лучах красного зимнего солнца.
  7. Замерев, ты услышишь разные звуки.
  8. Удивительное чувство испытывает каждый человек, находящийся в зимнем лесу.
№ предл. 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10.
дееприч. оборот + + + + +
прич. оборот + + + + +

7) Редактирование

  • Исправьте (устно) ошибки в употреблении деепричастий.
  1. Задев ветку, она медленно закачалась.
    Задетая ветка медленно раскачалась.
  2. Неожиданно отпрянув, у меня слетела шапка.
    Неожиданно отпрянув, я уронил шапку.
  3. Испуганная птица, взмахнув крыльями, и полетела.
    Испуганная птица, взмахнув крыльями, полетела.
  4. Я проследив взглядом её полёт.
    Я, проследив взглядом её полёт, скатился с горки.

8) Тест

I. Найдите предложение с причастным оборотом:

  1. Ветер прошёлся вдоль берега, обломав сухие ветви.
  2. Река, загромождённая белым торосом, слегка искрилась.
  3. Солнце, послав на землю последний луч, зарылось в седую мглу.
  4. Комья снега, лежащие на ветвях, давили их книзу.

II. Найдите предложение с деепричастным оборотом:

  1. Едва осветив снега, день быстро уходил в сумерки.
  2. Сквозь просветы видны перистые облака, проплывающие высоко над деревьями.
  3. Шторм бушевал всю ночь, неожиданно стихнув к утру.
  4. Давно запряжённые кони продрогли в снегу.

III. Найдите предложение с причастным оборотом:

  1. В застывшем небе гасло последнее облачко, освещённое холодным закатом.
  2. Лиса роется в снегу, разбрасывая вокруг снежную пыль.
  3. Набуянившись за ночь, лес затих, поникнув ветвями сосен.
  4. Слепит глаза морозный жгучий день, рассыпавший скрипучие сугробы.

IV. Найдите предложение с деепричастным оборотом:

  1. До самой весны безмолвствует река, скованная льдом.
  2. На солнце ярко сверкнули занесённые снегом избушки.
  3. Пушистые снежинки, легко порхая и кружась, опускались на землю.
  4. Небеса рассыпались снежным пухом, наполняя весь воздух движением.

Ответы: I – 2, 4; II – 1 ,3; III – 1, 4; IV – 3, 4.

9) Творческая работа

  • Сочинение-миниатюра «Новогодний праздник».
  1. Чего ждёшь от этого дня?
  2. Каково твоё настроение?
  3. Что особенное появляется в отношениях членов семьи?
  4. Как воспринимаешь окружающих незнакомых людей?
  5. Что доставляет самое большое удовольствие в этот день?
  6. Чего желаешь всем в этот день?

Опорные словосочетания

Ожидая чего-то необычного, наполненный приятными хлопотами, радость, растущая во мне, улыбающиеся лица, помогая всем, предвкушая всеобщий восторг, любуясь зелёной красавицей, желая всего лучшего.

Просыпаешься 31 декабря, ожидая чего-то необычного. Впереди ещё долгий день, наполненный приятными хлопотами, но радость, растущая во мне, передаётся другим.

Незнакомые люди, улыбающиеся мне, кажутся близкими.

Помогая всем, я не забываю, что на мне лежит самое ответственное дело - нарядить ёлку.

Для меня это огромное удовольствие. Предвкушая всеобщий восторг, стараюсь изо всех сил.

Мама обнимет меня, и мы постоим, любуясь зелёной красавицей. Удивительная, весёлая, немножко сумасшедшая новогодняя ночь закончилась.

Желая всем самого хорошего, засыпаю.

III. Домашнее задание.

§30-36, выписать из предложений художественной литературы 3 предложения с причастным оборотом, 3 предложения с деепричастным оборотом.

В аналитическом отчёте ФИПИ об итогах ЕГЭ по русскому языку сказано: "Чаще всего неверно квалифицируются как части речи отглагольные прилагательные, производные служебные слова, не различаются причастия и деепричастия, прилагательные и наречия, причастия и прилагательные".

Хотим еще раз напомнить отличия отглагольных прилагательных и причастий.

Причастия и отглагольные прилагательные

От одного и того же глагола могут быть образованы как формы причастий , так и отглагольные прилагательные . Если для образования причастий и прилагательных используются разные по звуковому (буквенному) составу суффиксы, различить их несложно: от глагола гореть с помощью суффикса -ящ - образуется причастие горящий , а с помощью суффикса -юч - - прилагательное горючий . Если же и причастия, и прилагательные образуются с помощью суффиксов, имеющих одинаковый звуковой (буквенный) состав (например, -енн - или -им -), различить их труднее.

Однако различия между причастиями и прилагательными есть и в этом случае.

1. Пр ичастия обозначают временный признак предмета , связанный с его участием (активным или пассивным) в действии, а прилагательные обозначают постоянный признак предмета (например, ‘возникший в результате осуществления действия’, ‘способный участвовать в действии’), например:

Она была воспитана в строгих правилах (=Ее воспитали в строгих правилах) - причастие;

Она была воспитанна, образованна (=Она была воспитанная, образованная).

2. Слово в полной форме с суффиксом - н-(-нн-), -ен-(-енн)- является отглагольным прилагательным , если оно образовано от глагола НСВ и не имеет зависимых слов , и является причастием, если образовано от глагола СВ и/или имеет зависимые слова, ср.:

некошеные луга (прилагательное),

не кошенные косой луга (причастие, т.к. есть зависимое слово),

скошенные луга (причастие, т.к. СВ).

3. Поскольку страдательные причастия настоящего времени могут быть только у переходных глаголов НСВ, слова с суффиксами - им-, -ем- являются прилагательными, если они образованы от глагола СВ или непереходного глагола:

? непромокаемые сапоги (прилагательное, т.к. глагол промокать в значении ‘пропускать воду’ непереходный),

? непобедимая армия (прилагательное, т.к. глагол победить СВ).

Остановимся подробнее на образовании форм некоторых причастий и деепричастий.

Формы причастий

1. Из вариантов забредший – забрёвший, приобретший – приобрёвший, приплетший – приплёвший первый используется в книжной речи, второй – в разговорной.

2. Бесприставочные глаголы с суффиксом -ну- типа гаснуть, мокнуть, сохнуть сохраняют этот суффикс в причастиях, например: глохнувший, липнувший, мокнувший, слепнувший .

Приставочные глаголы этого типа, как правило, теряют суффикс в форме причастия, например: замёрзший, оглохший, прилипший, прокисший, промокший, ослепший . В отдельных случаях образуются формы с суффиксом (завязнувший, исчезнувший ) или параллельные формы: с суффиксом и без суффикса (завянувший – завядший, зачахнувший – зачахший, иссякнувший – иссякший, постигнувший – постигший, увязнувший – увязший, увянувший – увядший и некоторые другие).

3. При использовании возвратных причастий с суффиксом -ся следует учитывать возможность совпадения у них двух значений – страдательного и возвратного, что может породить двузначность, например: сочетание «звери, отправляющиеся в зоопарк» (вместо: звери, отправляемые в зоопарк ).

Формы деепричастий

1. Из вариантов взяв – взявши, встретив – встретивши, купив – купивши и т. п. первый (с суффиксом ) является нормативным для литературного языка, второй (с суффиксом -вши ) имеет разговорный характер. Формы на -вши сохраняются в пословицах и поговорках, например: Давши слово, крепись; Снявши голову, по волосам не плачут .

2. Возможны варианты замерев – замерши, заперев – заперши, затерев – затёрши, простерев – простёрши, стерев – стёрши (вторая форма в каждой паре имеет разговорный характер). Но только выведя (не «выведши»), выметя (не «выметши»), обретя (не «обретши»), отвезя (не «отвезши»), ошибясь (не «ошибившись»), пронеся (не «пронесши») и т. д.

В парах высунув – высуня (ср. бежать высуня язык ), положив – положа (ср. положа руку на сердце ), разинув – разиня (ср. слушать разиня рот ), скрепив – скрепя (ср. согласиться скрепя сердце ), сломив – сломя (ср. броситься сломя голову ), спустив – спустя (ср. работать спустя рукава ) и т. п. вторые формы устарели и сохраняются лишь в устойчивых фразеологических выражениях. Ср. также устарелый оттенок в формах вспомня, встретя, заметя, наскуча, обнаружа, обратя, оставя, простя, разлюбя, расставя, увидя, услыша и т. п.

3. Стилистически окрашенными (под народную старинную речь) являются деепричастные формы на -учи(-ючи) : глядючи, греючи, гуляючи, едучи, жалеючи, живучи и т. п. В значении наречий употребляются формы играючи (ср. делать играючи ), крадучись (ср. идти крадучись ), припеваючи (ср. жить припеваючи ), умеючи (ср. пользоваться умеючи ) и некоторые другие.

Причастный оборот

Большое количество ошибок допускается в употреблении причастных оборотов. Разберем это на конкретном примере. Возьмём предложение:

Лежащая книга на столе прочитана.

Недостаток его заключается в неправильном порядке слов: определяемое существительное книга оказалось в середине причастного оборота. По правилам же определяемое существительное должно находиться или перед всем оборотом, или после него. Ср.: 1) Книга, лежащая на столе, прочитана; 2) Лежащая на столе книга прочитана. Другой пример: « Ученик, напишущий изложение без единой ошибки, получит высокую оценку ». Можно ли так сказать? Правильны ли будут созданные по этому образцу сочетания: « спортсмен, сумеющий пробежать стометровку за десять секунд », « пленник, попытающийся убежать »? Нет, потому что причастия имеют только две формы времени - настоящего и прошедшего, будущего же времени у них нет. Поэтому от глаголов совершенного вида (написать, суметь, попытаться) причастия на -щий не образуются. В этих случаях причастный оборот заменяется придаточным определительным предложением: ученик, который напишет; спортсмен, который сумеет пробежать; пленник, который попытается убежать. А можно ли так сказать: « Каждый, пожелавший бы выступить на собрании, получит слово »? Нет, потому что от глаголов в форме условного наклонения (с частицей бы) причастия не образуются. В этих случаях причастный оборот тоже заменяется придаточным определительным предложением: Каждый, кто пожелает...

« Фрукты нового урожая, отправляющиеся с юга, поступают уже в промышленные центры страны ». Возможно, читая вслух это предложение, вы почувствуете некоторую неловкость. И действительно: не получается ли, что фрукты «сами себя отправляют» на север? Дело в том, что суффикс -ся в глагольных формах имеет не только возвратное значение (ср.: Ученики отправляются в турпоход), но и страдательное значение, когда предмет испытывает чье-либо воздействие (ср.: Ответы на письма отправляются секретарем без задержки). Чтобы избежать возможной неясности, мы в подобных случаях употребляем вместо причастия на -ся причастие на -мый (страдательное причастие настоящего времени), т. е. вместо конструкции «Фрукты, отправляющиеся...» пишем: Фрукты, отправляемые... Вместо «Девочка, воспиты вающаяся бабушкой...» - Девочка, воспитываемая бабушкой...

Использование причастного оборота помогает устранить неясность в предложении. Например: Студенты проходили практику в одном из цехов завода, который недавно был реорганизован (был реорганизован один из цехов или завод в целом?).

Необходимую ясность вносит причастный оборот: 1) ...в одном из цехов завода, недавно реорганизованном; 2) ...в одном из цехов завода, недавно реорганизованного.

Стилистическая особенность причастий и причастных оборотов состоит в том, что они придают высказыванию книжный характер. А. С. Пушкин писал: «Мы не говорим: карета, скачущая по мосту; слуга, метущий комнату; мы говорим: которая скачет, который метет...» Приведенное рассуждение Пушкина, отмечавшего «выразительную краткость причастий», имеет такое продолжение: «Чем богаче язык выражениями и оборотами, тем лучше для искусного писателя. Письменный язык оживляется поминутно выражениями, рождающимися в разговоре, но не должен отрекаться от приобретенного им в течение веков».

Деепричастный оборот

Всем известна хрестоматийная фраза из рассказа А.П.Чехова: "Подъезжая к сей станции, у меня слетела шляпа ".

Смысл её понятен, но предложение построено неудачно: нарушено правило употребления деепричастного оборота.

Деепричастный оборот обычно свободно передвигается в пределах предложения: он может стоять в его начале, в середине и в конце.

Например: 1) Войдя в класс, учитель поздоровался с учениками; 2) Учитель, войдя в класс, поздоровался с учениками; 3) Учитель поздоровался с учениками, войдя в класс. Как показывают примеры, действие, выраженное деепричастием (войдя), относится к подлежащему.

Это положение не соблюдено в эпиграфе: в нем речь идет о двух действующих предметах в грамматическом значении этого слова - о пассажире (он подъезжал к станции) и о шляпе (она слетела), причем действие пассажира не относится к подлежащему. В неправильном построении этого предложения легко убедиться, если переставить деепричастный оборот: «Шляпа, подъезжая к станции, слетела у пассажира».

Сравните в ученическом сочинении: «Живя и вращаясь в аристократическом обществе, у Онегина создались присущие этому обществу привычки и взгляды » (получилось, что в аристократическом обществе «жили и вращались привычки и взгляды»).

Возможно употребление деепричастного оборота в безличном предложении при неопределенной форме глагола, например: Переходя улицу, нужно внимательно следить за движением транспорта . В подобных предложениях нет ни грамматического, ни логического субъекта (т. е. предмета речи, выраженного в безличном предложении косвенным падежом существительного). Но неудачным было бы предложение типа: «Подходя к лесу, мне стало холодно »: в нем нет инфинитива, к которому мог бы относиться деепричастный оборот.

Деепричастный оборот, как и причастный, обычно используется в книжной речи. Его несомненное достоинство - краткость, лаконичность. Сравним два предложения: После того как я выполнил домашнее задание, я пошел гулять. - Выполнив домашнее задание, я пошел гулять . Нетрудно заметить, что второе предложение, более сжатое в своем словарном составе, звучит энергичнее, чем первое.

Деепричастия и деепричастные обороты обладают большой выразительностью, благодаря чему они широко используются в языке художественной литературы. Например: Туманы, клубясь и извиваясь, сползали туда по морщинам соседних скал (М. Ю. Лермонтов); Временами по реке пробегала от ветра легкая рябь, сверкая на солнце (В. Г. Короленко).