К какой отрасли относится работа в банке. §2

К какой отрасли относится работа в банке. §2
К какой отрасли относится работа в банке. §2

Еще до того времени, как я пошел учиться в школу, у меня были смутные представления о том, что из себя вообще представляет экономика. А вот что такое материальная экономика – вопрос интересный.

Материальная экономка

Чтобы четко понимать, что такое экономика вообще, а материальная экономика - в частности, необходимо незначительно углубиться в терминологию.

Понятие «экономика» сложное по своей сути. Трактовать его можно по-разному. Но в основе обязательно лежит какая-то деятельность человека или общества, направленная на получение благ определённого вида.


В зависимости от того, какие блага мы хотим получить, экономика делится на части – сектора. Экономисты выделяют три основных сектора экономики – реальный (он же материальный), финансовый и непроизводственный.

Непроизводственная экономика необходима для создания базы услуг (благ), которые облегчают нам жизнь: обслуживание населения в быту, ЖКХ, проведение и поддержание различных коммуникаций и так далее.

Финансовая экономика является посредником, созданным для перемещения ресурсов в виде ценных бумаг или денежных обязательств между остальными секторами. Четкого разграничения в своей деятельности не имеет.


Материальная экономика – основной, базовый сектор экономики, который занимается производством, распределением или реализацией продуктов потребления.

Структура материальной экономки

Как можно догадаться, структурой материальной экономики являются сферы народного хозяйства. Вот основные отрасли народного хозяйства, которые принято считать частью материальной экономки:

  • промышленность (производство);
  • агропромышленный комплекс;
  • торговля.

Ни одна современная материальная экономика не обходится без промышленного комплекса. Промышленный комплекс включает «легкие» и «тяжелые» предприятия по добыче, переработке сырья и выпуску конечной товарной продукции.


Агропромышленный комплекс – это не только выращивание употребляемых в пищу продуктов или разведение скота, но и их переработка.

Ну и куда же без торговли? Торговля – механизм реализации, как продукции производства, так и сельского хозяйства.

Введение

Необходимость изучения экономики образования связана с кардинальными преобразованиями по мере становления рыночной экономики в России. Речь идет, во-первых, о коренной реконструкции отношений собственности и всей системы производственных отношений, как в масштабе всего хозяйства, так и в отрасли образования. Во-вторых, это связано с задачей превращения сферы образования в приоритетную отрасль государственной политики и жизнедеятельности общества. Главным гарантом успешного социально-экономического развития выступает образовательный, интеллектуальный потенциал. В-третьих, это связано с необходимостью преодоления кризиса путем глубокого реформирования всей системы образования и создания нового экономического механизма управления учебными заведениями.

Вся система экономического образования в педвузах нуждается в глубоких преобразованиях с учетом становления рыночной экономики, проникновения рыночных отношений в систему просвещения, появления рынка образовательных услуг и перехода к новому хозяйственному механизму управления образовательными учреждениями. Растет потребность в учителях экономических дисциплин в школах, ПТУ и техникумах.

Сегодня специалист и, прежде всего менеджер в области образования должен уметь не только четко и ясно экономически анализировать свой труд и его результаты, но и грамотно управлять трудовым процессом в учебном заведении.

Образование как система и отрасль экономики

Образование как приоритетная отрасль экономики

Экономическая функция образования. Образование является одним из факторов экономического и социального прогресса общества, оно обеспечивает воспроизводство и развитие кадрового потенциала общества. Профессиональное образование любого уровня должно обеспечивать получение обучающимся профессии и специальной квалификации.

Сущность экономического образования.

Активное влияние на развитие производительных сил страны, повышение Эффективности общественного труда, подготовка дюжей к профессиональной деятельности в соответствии с потребностью общества в рабочей силе. Воспроизводство это постоянное повторение и непрерывное возобновление общественного производства. Всякое воспроизводство представляет собой единство трех взаимосвязанных процессов воспроизводства национального продукта (материальных и нематериальных благ); соответствующих экономических отношений; совокупной рабочей силы.

Рабочая сила или способность человека к труду - это совокупность его физических и духовных способностей, использование которых обеспечивает обществу создание необходимых благ. Образование относится к той сфере человеческой деятельности, где воспроизводятся способности работника к труду, приобретается общеобразовательные и специальные знания, формируются социально-психологические отношения к труду. Образование - это “подготовительный цех” экономики страны. Главная цел образования - удовлетворение потребности людей в образовательных услугах. Образование охватывает специфическую отрасль народного хозяйства, которая удовлетворяет потребности общества в образовательных услугах, занята подготовкой кадров, формированием их знаний, умений и навыков, необходимых для трудовой деятельности.

Наряду с материальным производством существует и нематериальное, в том числе духовное. Структура духовного производства включает важные части:

науку как накопление и обновление знаний о природе, обществе, самом человеке и создание им искусственного мира, выявление закономерностей строения и динамики окружающего мира, методов использования этих закономерностей в интересах человека;

образование как система, обеспечивающая передачу научных знаний, умений и навыков подрастающим поколениям и всему населению, удовлетворяющую их потребности в образовательных услугах и профессионально-квалификационной подготовке, а также формирующую соответствующие эстетические навыки и нравственные правила поведения в обществе;

книги и средства массовой информации, способствующие распространению и обновлению духовных ценностей;

культура как система учреждений (библиотеки, музеи, театры и т.д.), обеспечивающие распространение знаний о духовных и материальных ценностях;

нравственность как система этических норм, регулирующих поведение людей, оценивающих их поступки;

идеология как мировоззрение людей, религиозные взгляды, отражающие цели и мотивы человеческой деятельности.

Отраслевой аспект образования.

Применительно к образованию термин отрасль непрерывно связан с научной сферой. Под отраслью народного хозяйств понимается качественно однородная совокупность предприятий, учреждений и других хозяйственных единиц, характеризующихся общностью условий труда (производства) профессионального состава кадров, выполняемых функции в системе общественного производства, производимой продукции и услуг. Образование как отрасль представляет собой систему образовательных учреждений, организаций и предприятий, осуществляющих главным образовательную деятельность, направленную на удовлетворение многообразных потребностей населения в этих услугах и подготовку квалифицированных работников.

Элементы экономики образования - это прежде всего производительные силы и производственные отношения в сфере образования.

Подсистемы - экономика дошкольного образования, общеобразовательных школ, профтехобразования, высших школ и послевузовского образования.

Образовательная отрасль располагает наибольшими объединительными свойствами. Она относится к социальной сфере единого народно-хозяйственного комплекса, которая охватывает весь экономический организм страны.

Особая роль сферы образования заключается в следующем:

Cпецифическое место образования в системе общественного разделения труда. Это единственная отрасль, которая удовлетворяет запросы населения в образовательных услугах, специализируется на воспроизводстве главной производительной силы общества - квалифицированных работников всех отраслей материального и нематериального производства, а также для различных видов непроизводственной деятельности.

Уровень образования населения выступает как один из главных показателей благосостояния народа страны. Уровень образования отражается с помощью индекса развития человека, который характеризуется по трем критериям: а) средней продолжительности жизни; б) уровень образованности; в) размеры дохода на душу населения.

В 1991 г. СССР находился на 33 месте в мире, в 1996 г. Россия - на 57. Каждый год учебы продлевает жизнь на несколько лет, так как умные, знающие люди более здоровы, чем их сверстники. Малообразованные люди больше склонны к депрессии, у них в большей степени наблюдаются болезни века: сердечно-сосудистые, психические, повышенный риск ранней смертности связан с курением дешевых сигарет, плохим питанием, алкоголем, тучностью, тяжелыми физическими нагрузками.

Эта отрасль сама для себя готовит профессиональных работников - преподавательские кадры.

Труд в области образования стал одним из самых массовых видов человеческой деятельности. По количеству занятых сфера образования превосходит любую другую отрасль народного хозяйства.

В образовательных учреждениях РФ трудится 5,9 млн. работников, а обучением и воспитанием охвачено около 50 млн. человек. В промышленности занято 18,5 млн., в строительстве - 6,8 млн., в сельском и лесном хозяйстве - 10,5 млн., на транспорте - 5,4 млн.

Особенности образовательных услуг.

Работники образовательных учреждений удовлетворяют потребности членов общества в самобытных экономических благах, получивших наименование “образовательные услуги”. Они представляют собой систему знаний, информации, умений и навыков, которые используются в целях удовлетворения разнообразных образовательных потребностей личности, общества, государства. Образовательные услуги обеспечивают реализацию познавательных интересов обучающихся, удовлетворяют потребности личности в духовном, интеллектуальном развитии, создают условия для самоопределения и самореализации личности.

Эти услуги выражаются в обучении потенциальных и нынешних работников, формировании и развитии их способностей к труду, специализации и профессионализации и росте квалифицированной рабочей силы. Таким образом, образовательные услуги являются продукцией образовательных учреждений, а не знания, умения и навыки выпускников.

Образовательные услуги воплощаются в материальном продукте (программы, учебник, методические пособия и т.д.), они служат лишь средством материализации и вещественным носителем этих услуг как дух оных ценностей.

В условиях НТР на ведущее место выдвигаются не столько навыки и сноровка, а солидная вооруженность знаниями, творческие способности. Экономику образования можно рассматривать как экономику развития творческих человеческих способностей.

Образовательные услуги отличаются от продукции материального производства следующим: образовательные услуги - это не материальная, а социальная ценность. От других нематериальных услуг они отличаются особой потребительной ценностью - способностью удовлетворять потребности человека в его духовном, интеллектуальном развитии и в приобретении той или иной специальности.

Во-первых, производство образовательных услуг выступает в виде потребительного производства, в сфере деятельности и не оставляет вещественного видимого продукта. Эти услуги не осязаемы, они не образуют потребителя. Процесс собственно потребления образовательных услуг выступает наряду с продуктами питания как процесс производства способности человека к труду в соответствующем физическом и духовном качестве.

Во-вторых, образовательные услуги неотделимы от педагогического работника. Если товар вещественной формы существует независимо от его изготовителя, то образовательная услуга неотделима от человека, оказывающего услугу.

В-третьих, неосязаемостью и неотделимостью образовательных услуг связано и невозможность их хранения и транспортировки, рассредоточен-ность и локальность образовательных учреждений и рынка этих услуг.

В-четвертых, эти особенности затрудняют оценку потребителем потребительных свойств представляемых услуг.

Образовательные услуги в процессе обучения не принимают самостоятельного бытия отдельно от исполнителя - преподавателя. Как и материальные блага, эти услуги имеют потребительную стоимость, которая создается конкретным трудом. Услуга определяется как полезное действие той или иной потребительной стоимости товара, труда. В. Гюго писал, что школьный учитель и каретник, и ткач, и кузнец в деле, в котором он помогает Богу, он творит будущее.


Вернуться назад на

Экономика любой страны представляет собой единый комплекс взаимосвязанных отраслей. Каждое государство в зависимости от его национальных и исторических традиций, географических и геополитических условий и трудовых навыков населения создает свой неповторимый комплекс отраслей народного хозяйства, на формирование которого все большее влияние оказывает международное сотрудничество с другими странами.

При анализе национальной экономики выделяют такие понятия, как сферы, отрасли, комплексы, сектора экономики.

По участию в создании совокупного общественного продукта и национального дохода общественное производство подразделяется на две крупные сферы: материальное производство и нематериальную сферу.

К материальному производству относятся промышленность, сельское и лесное хозяйство, грузовой транспорт, связь (обслуживающая материальное производство), строительство, торговля, общественное питание, информационно-вычислительное обслуживание, прочие виды деятельности сферы материального производства.

К непроизводственной сфере относятся жилищно-коммунальное хозяйство, пассажирский транспорт, связь (обслуживающая организации непроизводственной сферы и население), здравоохранение, физическая культура и социальное обеспечение, народное образование, культура и искусство, наука и научное обслуживание, кредитование и страхование, деятельность аппарата органов управления.

В свою очередь каждая из сфер экономики делится на отрасли.

Отрасль - это совокупность предприятий и организаций, характеризующихся общностью выпускаемой продукции, технологии производства, основных фондов, профессиональной подготовки работающих и удовлетворяемых потребностей.

Промышленность по российской статистике подразделяется на отрасли тяжелой, легкой и пищевой промышленности. В состав тяжелой промышленности входят: электроэнергетика, топливная промышленность, черная металлургия, цветная металлургия, машиностроение, химическая и нефтехимическая, лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленности, а также промышленность строительных материалов.

К легкой промышленности относятся текстильная, швейная, кожевенная, обувная, меховая отрасли. К пищевой - пищевкусовая, мясная, молочная, рыбная промышленность.

Отраслевое деление экономики является результатом исторического процесса развития общественного разделения труда. Развитие общества и экономики, дальнейшее углубление специализации производства приводят к формированию новых отраслей.

Одновременно со специализацией и дифференциацией идут процессы кооперации, интеграции производства, приводящие к развитию устойчивых производственных связей между отраслями, к созданию смешанных производств и межотраслевых комплексов.

Межотраслевой комплекс - это интеграционная структура, характеризующая взаимодействие различных отраслей и их элементов, разных стадий производства и распределения продукта. В составе промышленности, например, существуют топливно-энергетический, металлургический, машиностроительный и другие комплексы.

Более сложной структурой отличаются агропромышленный и строительный комплексы, объединяющие разные отрасли национальной экономики.

По признаку разделения труда можно выделить межотраслевые и одноотраслевые, территориально-производственные, межотраслевые научно-технические комплексы.

Составные элементы хозяйственного комплекса могут быть сгруппированы в секторы экономики.

Под сектором понимается совокупность институциональных единиц, имеющих сходные экономические цели, функции и поведение. Так, сектор нефинансовых предприятий объединяет предприятия, занимающиеся производством товаров и услуг с целью получения прибыли, и некоммерческие организации, не преследующие цели извлечения прибыли.

Сектор финансовых предприятий охватывает институциональные единицы, занятые финансовым посредничеством.

Сектор государственных учреждений - совокупность органов законодательной, судебной и исполнительной властей, фондов социального обеспечения и контролируемых ими некоммерческих организаций.

Сектор домашних хозяйств в основном включает потребляющие единицы.

Внешний сектор - это совокупность институциональных единиц - нерезидентов данной страны (т.е. расположенных за пределами страны), имеющих экономические связи, а также посольства, консульства, военные базы, международные организации, находящиеся на территории данной страны.

Различают также государственный сектор как совокупность предприятий, организаций, учреждений, находящихся в государственной собственности и управляемых государственными органами или назначаемыми ими лицами, и частный сектор как часть экономики, не находящейся под контролем государства.

По международной статистике экономика обычно подразделяется на отрасли, производящие товары, и отрасли, оказывающие услуги. К отраслям, производящим товары, относятся промышленность, сельское хозяйство, строительство и другие отрасли материального производства (издательская деятельность, утилизация вторичного сырья, сбор дикорастущих грибов и ягод и т.д.).

К отраслям, оказывающим услуги, относятся образование, транспорт, торговля, здравоохранение, общее государственное управление, оборона и пр.

Четыре сферы экономики П.Р.О.П.

Сфера 1 «П.» — производство

Развитие сферы производства обусловлено необходимостью перманентного удовлетворения потребностей общества и каждого его члена в отдельности в создании разнообразных благ. Зависимость спроса и предложения прямопропорциональная. Для производства могут привлекаться не только внутригосударственные экономические ресурсы, но также и иностранные инвестиции.

Данная сфера весьма обширна и является начальным звеном в экономической цепи. Если никакие блага не производятся, никакие услуги не предоставляются, то такая экономическая ситуация приведет к полному краху всей системы.

Производство сам по себе состоит из 2-х блоков:

  • создание благ материальных (т.е. в общем понимании итогом являются определенные товары — например, хлеб, древесина, станки, трикотаж, и т.д.);
  • нематериальное производство (результат — оказание услуг, к примеру, образовательных, медицинских, и проч.).
К первому блоку можно отнести все виды промышленности от электроэнергетической до пищевой, с/х, строительство, и т.д. Каждая из производственных сфер, в свою очередь, может делиться на отрасли.

Ко второму блоку, нематериальному производству, следует отнести сферу обслуживания, культурно-развлекательную, образовательную, ЖКХ, пассажирский транспорт, и проч.

В каждой сфере есть не только деление на конкретные области, но и межотраслевые комплексы. И материальное, и нематериальное производство зиждется на организациях и предприятиях, которые функционируют, в основном, благодаря наемному труду: это заводы, сельхозкорпорации, госучреждения, школы, театры, и т.д.

Сфера 2 «Р.» — распределение

Это второе звено цепи. Все продукты производства, т.е. произведенный товар и услуги, должны распределяется между всеми членами общества. Некоторые блага идут на экспорт, другие — на импорт. При распределении в обязательном порядке должен учитываться принципа социальной справедливости. Государство должно проявлять забота о тех членах общества, которые не способны трудится в виду старости, недееспособности, и т.п.

Сам процесс распределения обеспечивается:

  • объёмом тех благ, которые создали производители;
  • участием в процессе госучреждений (к примеру, налоговых органов или соцзащиты населения).

Сфера 3 «О.» — обмен

Еще с древних времен, пока не появились как таковые денежные знаки, осуществлялся бартер — т.е. менялась услуга на товар, товар на товар, либо услуга на услугу (к примеру, соболья шуба на пуд соли). В условиях современной экономики, суть обмена сводится к процессу купли-продажи благ, т.е. товар/ услуга меняется на деньги (рубли, валюту). Каждый член общества вправе обменять имеющиеся у него ресурсы (в т.ч. и трудовые) на желаемые блага. Примером может служить наемный труд, за который работник получит зарплату — происходит обмен знаний, умений и времени человека на денежное вознаграждение. Затем зарплата обменивается на нужные товары, скажем, на покупку одежды и питания.

Для сохранения паритета сторон в такой сделке применяется равнозначный эквивалент. В отдельных государствах в качестве эквивалента выступают национальные денежные знаки, а вот мировым эквивалентом является золото. Ценность валюты государства напрямую зависит от ее обеспечения золотом, т.е. от уровня золотого запаса страны.

Сфера 4 «П.» — потребление

Последним звеном в цепи всех сфер экономики является потребление. Те блага — товары и услуги — изготовленные посредством производства должны по итогу удовлетворять потребности членов социума, граждан государства или покупателей из других стран (если в ходе распределения товар был продан за границу).

Товары, поступившие в сферу потребления, могут из экономической сферы перейти в бытовую или социальную сферу (например, товары народного потребления), либо опять использоваться в производственной сфере.

Наука и образование - области экономики, которые отвечают за выработку, систематизацию и хранение знаний о мире и человеке, передачу этих знаний другим поколениям. Наука, расширяя область известного человеку, помогает решать насущные мировые проблемы. Как улучшить экологию на планете? Как стране преодолеть экономический кризис и устойчиво развиваться? Население планеты растет, - как накормить все большее количество людей? Наука ищет ответы на эти и другие мировые вопросы и предлагает стратегии развития человечества в будущем.

Наука и образование взаимодействуют со всеми отраслями экономики: интенсивное развитие экономики страны возможно только в случае, если научные принципы и достижения внедряются в производство и учебные заведения готовят квалифицированные кадры для отраслей.

Что входит: общественно-гуманитарные, естественные, технические науки и начальное, среднее, высшее образование.
Примеры профессий: воспитатель , педагог , бизнес-тренер , методист, исследователи и ученые: физик , кибернетик, химик, биолог , генетик , океанолог, эколог , метеоролог , социолог , психолог , филолог и др.

Научное сообщество России насчитывает около 800 тыс. ученых и исследователей, и более 6 млн. специалистов задействованы в сфере образования (8% всех трудовых ресурсов страны). Главные государственные органы, курирующие вопросы образования и науки в России, - это РАН (Российская академия наук) и РАО (Российская академия образования). Но наука и образование давно преодолели государственные границы и представляют собой интернациональное явление: ежегодно вручается более 10 премий за вклад в мировую науку. И лауреатами премий становятся ученые и исследователи из разных стран.

Финансирование российской науки в абсолютных цифрах выросло с 2000 года в 3,3 раза, хотя, к сожалению, последние 4 года оно постепенно сокращается. За последние 15 лет появились современные научные и образовательные центры – Сколково (Москва), Иннополис (Татарстан), Кольцово (Новосибирск). Проблем у отрасли много, величие советской науки ушло в прошлое. Тем интереснее и важнее создавать новую современную науку!

Прогноз. Как вы видите будущее науки и образования? Доступность образования будет расширяться - при желании можно будет поступить в любое учебное заведение мира и учиться дистанционно. Уже сейчас в России появились не только онлайн-курсы английского, игры на гитаре или бисероплетения, но и полноценные школы среднего образования, где можно учиться онлайн и получить диплом государственного образца об окончании 11 классов.

Новые технологии и устройства. В школе будущего не будет бумажных учебников. Вместо них школьники будут носить с собой универсальный электронный учебник, то есть планшет или смартфон, в которые закачены все материалы для учебы, художественная литература и фильмы, помогающие учиться. А библиотека станет таким же необычным местом для посещения, как и архив с рукописями.

Будущий стиль жизни человека можно охарактеризовать пословицей "Век живи - век учись": из-за возросшей продолжительности жизни человек сможет чаще менять направление деятельности и переучиваться, получая новые специальности и осваивая новые профессии . В связи с интересом к новым объектам все больше наук будет появляться на стыке традиционных специализаций - наноинженерия, космобиология и др.

Профессии будущего:
    Игропедагог (применяет игровые методики в образовательном процессе)
    Координатор образовательной онлайн-платформы (контролирует разработку курсов для онлайн-обучения)
    Консультант по индивидуальному образованию (оказывают услуги по планированию эффективных образовательных программ)
    Наноинженер (исследует физику микромира для создания новых продуктов и материалов)
    Биоинформатик (исследует информацию, содержащуюся в биологических клетках)
    Космобиолог (исследует поведение биологических систем на других планетах и в условиях космоса)

Как стать ученым
Ученые – это любознательны люди. Поэтому, чтобы стать ученым, нужно не растерять данную от рождения любознательность. Что еще нужно будущему ученому?

    Найти предмет для изучения , в который вам будет интересно погружаться. Хотя, скорее всего, это он выберет вас, а не вы его.
    Отлично учиться в школе , хотя бы по тем предметам, на которых вы планируете специализироваться. Учеба в школе – это и есть путь научного познания. Возможно, школьные знания мало пригодятся будущему дизайнеру, спасателю или актеру, а вот исследователю и педагогу они нужны.
    Заниматься образованием и самообразованием. Школьного курса, конечно, не достаточно, чтобы погрузиться в биологию, физику или лингвистику. Поэтому ищите информацию в разных источниках: книги, онлайн-курсы, музеи, документальное кино. Важно оценить каждый источник, ведь вы же будущий ученый, а ученые критически относятся к любой информации и проверяют ее.
    Изучать несколько иностранных языков. Они будут нужны для коммуникации в научном сообществе: посещать конференции, читать литературу (а это тоже коммуникация), слушать онлайн-лекции ученых со всего мира.
    Участвовать в олимпиадах , научных конференциях и форумах для школьников, конкурсах исследовательских работ и других мероприятиях, которые проводятся в вашем регионе. Это шанс познакомиться с единомышленниками, найти наставника и расширить представления о мире.
    Посещать кружки при вузах и школы для будущих ученых. К таким проектам для школьников относится Зимняя Пущинская Школа, Летняя лингвистическая школа, Летняя экологическая школа, Международная компьютерная школа и профильные смены в нашем детском лагере "Профессионалы будущего" . Поездка в настоящий научный лагерь вдохновляет на саморазвитие и помогает в профориентации.

Куда поступать, чтобы стать ученым
Если вы думаете о карьере ученого, то вам необходимо поступить в престижный вуз, где преподают сильные теоретические дисциплины. В России лучшими научными вузами считаются МГУ им. М.В. Ломоносова, МГТУ им. H.Э. Баумана, МФТИ, СПбГУ, НИЯУ "МИФИ", ТГУ (Томский университет), НГУ (Новосибирский государственный университет).

Выводы
Быть ученым или учителем (а возможно, и тем и другим) – это тяжелый труд. Но радость открытий, польза вашей работы, свобода выбора темы для исследования и возможность карьерного роста перекрывают все минусы этих профессий.
Желаем вам успехов в научной карьере!

Если вы хотите узнать, в каких областях знаний вы сможете преуспеть как ученый, пройдите два наших бесплатных теста:
✎ Способности и профессия: технический потенциал
✎ Способности и профессия: гуманитарный потенциал

Если вы хотите получать свежие статьи о профессиях, подпишитесь на нашу рассылку.