Интересные факты об архитекторах. Факты об архитектуре

Интересные факты об архитекторах. Факты об архитектуре
Интересные факты об архитекторах. Факты об архитектуре

Вряд ли кто-нибудь станет всерьез спорить с тем фактом, что строительство является одной из наиболее важных профессиональных сфер в жизни всего общества. Трудно даже представить себе мир без всех тех достижений в области архитектуры, которыми с таким удовольствием пользуются все современные люди. Естественно, что история строительного опыта человечества насчитывает не одну тысячу лет. За все это время накопилось множество интересных фактов о строительстве, а о наиболее любопытных из них вы сейчас и узнаете.

Мосты инков



Инки считали мосты настолько священными сооружениями, что любой, кто наносил им вред, приговаривался к смерти. Пожалуй, самыми необычными и впечатляющими мостами инков были веревочные chacas, протянутые через огромные ущелья, каньоны и реки.


Канаты, из которых сооружались эти мосты, сплетались из волокнистых трав, а сами веревки иногда достигали толщины в человеческую руку и длины 53-х с лишним метров. Поддержанием состояния моста и его ремонтов у инков занимались специальные работники, которые полностью освобождались от иных занятий. Процесс ремонта такого подвесного моста был очень опасен и часто становился фатальным для обслуживающего персонала. На сегодняшний день в мире сохранился лишь один мост, построенный инками.

Ему больше 500 лет, его называют Q"eswachaka и он перекинут через реку Апуримак в провинции Канас (Перу). Местные жители и по сей день, сохраняя традиции, поддерживают его в надлежащем состоянии и регулярно пользуются для перехода, хотя совсем неподалеку существует его современный, бетонный собрат.

Еще один мост в Перу



Каменный мост (по-испански это звучит как Puente de Piedra) в столице Перу Лиме был построен в 1608 году по проекту архитектора Хуан-дель-Коррала. В народе этот мост называют не иначе, как Яичный по причине того, что в процессе его постройке каменную кладку скрепляли не обычным раствором, а яйцами морских птиц. По преданию перуанцев на это ушло более 10000 яиц. Мост этот стоит и поныне целый и невредимый.
Каменный мост Puente de Piedra в Лиме построенный на птичьих яйцах

Эмпайр Стейт Билдинг



В строительстве всемирно известной 103-х этажной башни Нью-Йорка использовался труд 3400 сотрудников, на постройку ушло больше 10 миллионов кирпичей, 730 тонн алюминия и нержавеющей стали, 473 км электрических проводов и 5663 м3 известняка. В самом здании работает 3 194 547 электроламп, проложено более 80 км труб отопления и 70 км водопроводных труб, 1060 километров телефонных кабелей и установлено холодильного оборудования общим весом 7450 тонн. Велики и отходы башни: около 100 тонн мусора из здания вывозится ежемесячно.

Эмпайр Стейт Билдинг служит главным громоотводом для всех домов и строений в окрестностях, поэтому не менее 100 раз в год его поражает молния. Возведение этого небоскреба обошлось в $ 41 млн., что в 30-х годах прошлого столетия являлось огромнейшей суммой. Здание весит 365 000 тонн, а его объем составляет 1048000 м3. В течение сорока одного года это здание являлось самым высоким строением в мире.

Дома из навоза

Многие дома в сельских районах Непала изготовлены из смеси коровьего навоза, различных отходов, песка и глины.


Фото лепешек из коровьего навоза, которые сушат, а затем используют в качестве строительного материала.

А не так давно и индонезийская компания EcoFaeBrick стала выпускать кирпич, в состав которого входит навоз крупного рогатого скота, который в Индонезии присутствует в изобилии. Производитель утверждает, что этот экологически чистый материал на 20% легче и на 20% прочнее глиняного аналога. К тому же в производстве обходится дешевле.

Вот только для меня осталось загадкой, не источает ли подобный строительный материал специфический аромат в момент нагрева на солнечных лучах. В остальном, очевидно, жить в доме…из коровьих какашек – настоящий процесс сближения с природой. Именно поэтому я предпочитаю более технологичные материалы при ремонте либо строительстве, например, в современное время не заменима о ней можно на сайте armatura-optom.ru.

Статуя Будды

В 1588 году один из известнейших неформальных лидеров Японии, воин, самурай и политик Тойотоми Хидейоши (Toyotomi Hideyoshi), столкнувшись с мятежами в подконтрольной ему провинции Японии, решил запретить людям простого сословия владеть оружием.


Рисованный портрет Тойотоми Хидейоши, которого за отталкивающую внешность прозвали Обезьяной.

«Людям во всех провинциях строго запрещается иметь в своем распоряжении любые мечи, в том числе короткие, луки, копья, огнестрельное оружие или любое другое вооружение. Владение оружием затрудняет сбор налогов и, как правило, разжигает восстания» - решил он. И повелел своим войскам собрать у всех крестьян их вооружение с целью переплавки (этот отбор оружия у населения впоследствии назовут охотой на мечи). Из полученного металла были сделаны скобы и гвозди, которые затем на протяжении 3-х лет более 50000 японских ремесленников использовали в построении огромной деревянной статуи Будды в храме H?k?-ji (Киото). Если верить летописям, то эта 24-метровая статуя, называемая Kyoto Daibutsu, была настолько большой, что заслоняла собою солнце и горы. Однако, 14 августа 1596 года мощное землетрясение разрушило и сам храм и огромную статую Будды. После землетрясения, в 1602 году ее пытались восстановить, отлив уничтоженные части статуи в бронзе, но опять судьба рассудила по-своему. В процессе литья нерадивые рабочие вызвали пожар, и сожгли великолепную статую окончательно.

Сейчас самой большой рукотворной фигурой Будды в мире является 120-метровая статуя Ushiku Daibutsu, построенная в 1995 году в префектуре Ибараки, в 50 км от Токио.

Пирамида Хеопса

Каждая сторона основания самой большой пирамиды в мире, известной как пирамида Хуфу или пирамида Хеопса, равна 230,4 метра. Таким образом, в площадь основания этого строения вместилось бы 10 футбольных полей.

Считается, что процесс возведения пирамиды длился 20 лет, а ее первоначальные размеры были еще больше. Ее масса сейчас оценивается примерно в 5,9 млн. тонн, объем - в 2 500 000 м3. И если принимать за основу, что строительство пирамиды длилось 20 лет, возможно рассчитать, что в день рабочими укладывалось порядка 800 тонн камня. Кроме того, так как пирамида Хеопса состоит примерно из 2,3 млн. каменных блоков, на протяжении 20 лет строителями перемещалось в среднем 12 блоков каждый час.

Практически все каменные глыбы, из которых состоит это удивительное строение, прилегают друг к другу с невероятно высокой точностью. Современные ученые, исследовав этот вопрос, подтвердили, что просветы между ними не превышают 0,5 миллиметров.

Пятиугольник Пентагона


Для тех, кто не знает, здание штаб-квартиры Министерства обороны США представляет собой пятиугольник. И история строительства этого необычного сооружения по-своему очень интересна. Решение о том, что военное ведомство Америки нуждается в новом здании, возникло в июле 1941 года. Изначально правительственные чиновники согласились, что данная штаб-квартира должна быть построена на берегу реки Потомак, в Арлингтоне, штат Вирджиния. И требований к его постройке было множество. Во-первых, планировалось, что его высота не будет превышать 4 этажа, что предопределило его «расползание» вширь, а не в высоту. Во-вторых, и это было одним из главных условий, в его конструкции должно было присутствовать минимальное количество стали. Пентагон и был построен как железобетонная конструкция, в постройке которой использовалось 680 000 тонн песка, извлеченного из реки Потомак.

Третьим условием называлась способность пола здания выдерживать вес 732 кг на м2. Данная требование возникало из предположения, что Пентагон в случае надобности может быть использован как складское помещение.

Строительство Пентагона длилось примерно 16 месяцев, и обошлось американскому бюджету в кругленькую сумму - $ 83 млн. Его размеры тоже впечатляют: при том, что высота у здания довольно небольшая - 23 м, каждая из пяти сторон здания равна 281 метру в длину. Для того, чтобы обойти здание Пентагона, человеку потребуется идти около 20 минут обычным шагом.
Площадь здания составляет около 600000 м2, из которых более половины занимают офисные помещения. Пентагон имеет пять сторон, пять этажей над землей, два уровня подземных этажей и 28,2 км коридоров.

Великая китайская стена



Об этом сооружении китайской цивилизации написано немало, поэтому мы ограничимся лишь одним забавным фактом, который многие считают правдой, а кто-то – вымыслом.

Бытует мнение, что Великая китайская стена является единственным строением человека, видным не только из космоса, но и с самой Луны. По поводу Луны однозначно можно сказать, что это миф, и ученые это не раз доказывали. А вот о том, что китайскую стену видно на низкой околоземной орбите пока ведутся споры. Причем споры эти не раз решались даже в судебных залах. По крайней мере, астронавты утверждают, что невооруженным глазом усмотреть китайскую стену из космоса никому из них не удавалось. Однако, даже Европейское космическое агентство однажды пыталось официально доказать, что это возможно, выставив на своем сайте якобы фото стены. Впрочем, довольно скоро представители этой организации опровергли собственную информацию, заявив, что на фото фигурировала река. Так что, вероятнее всего, все же из космоса не видно ни одно существующее строение на земле. Даже Великая китайская стена, как бы кому-нибудь этого не хотелось.

Башня Джона Хэнкока


Башня Джона Хэнкока - это 60-этажный, 240 - метровый небоскреб в Бостоне. Построенный в 1976 году, он держал лидирующую позицию как самое высокое здание в Англии на протяжении 30 лет. Для своего времени башня Хэнкока являлась невероятным архитектурным шедевром, воплотившим в себя все самые новейшие технологии и модернистские идеи архитектуры.

Однако, не смотря на всю свою шедевральность, данный небоскреб считается, пожалуй, и самым провальным высотным строением 20-ого века. И причин тому есть немало. Во-первых, завершение его строительства, которое планировалось на 1971 год, пришлось отложить на целых 5 лет по причине того, что процесс возведения здания повредил практически все рядом стоящие строения. В том числе и знаменитую церковь Trinity Church.

За все просчеты строительства и ремонтные работы пришлось заплатить владельцам проекта. И в общей сложности стоимость башни, которая первоначально равнялась $ 75 млн., возросла до $ 175 млн. Но самой главной проблемой небоскреба стали его большие окна (1,2 м? 3.4 м), застекленные антибликовым стеклом. Башне не исполнилось и месяца от рождения, когда в один непрекрасный день десятки стекол стали сами обрушиваться на мостовую. Стекла, которые не выпадали, тоже вели себя странно - они издавали необычные звуки, «пели», лопались и шли трещинами. Выглядело это настолько загадочно, устрашающе и мистично, что люди в панике разбегались с улиц и наотрез отказывались работать в зловещем небоскребе. Архитекторы рвали на себе волосы, давали многочисленные пояснения, извинялись и нанимали работников, отслеживающих появление новых трещин на стеклах. Но, однако, никак не могли понять, в чем причина такого поведения окон.

В октябре 1973 года владельцы башни объявили, что вынуждены заменить все 10 344 оконных стекла, что обошлось им почти в $ 7 млн. Забавно, но около 5000 замененных, но целых стекол впоследствии были использованы в других местах, и все они неизменно были…обыкновенными. Замена такого количества стекол длилась несколько месяцев. В это время многие оконные проемы были забиты фанерными досками, и вскоре здание среди простого люда приобрело постыдное прозвище Фанерного дворца. Люди шутили, что башня Хэнкока стала самым высоким зданием из фанеры.

Но, и окна оказались не единственной проблемой построенной башни. Те немногочисленные жители Бостона, кто отваживался в ней работать, постоянно жаловались на «морскую болезнь» и укачивание, ибо на ветру небоскреб ощутимо шатало.
Здание укрепляли, обследовали и зачастую разводили руками, не в силах понять, какие злые чары на него наложены. В конечном итоге, в него «влили» еще несколько миллионов. И только после длительного и дорогостоящего исследования в аэродинамической трубе поняли, в чем причины. Оказалось, структура здания под воздействием ветра и в связи с термическим напряжением между внутренними и наружными стеклянными панелями как бы скручивается и теряет свою устойчивость. Именно законы физики, а никак не потусторонние силы были за это в ответе.

Эйфелева башня

Знаете ли вы, что изначально никто не верил в крепость металлической конструкции башни, считая, что металл никак не может быть таким же стойким, как и камень.

Но, башня оказалось очень «живучей», даже не смотря на то, что под действием ветра она действительно ощутимо шатается. В разработке и строительстве башни участвовало 72 инженера и математика, имя каждого из которых выгравировано на их «детище». Еще одним интересным фактом о всемирно известной башне является то, что каждые 7 лет большая бригада маляров полностью ее перекрашивает в коричневый цвет. И на данный процесс уходит ни много ни мало целых 50 тонн краски, а сам цвет этой краски даже стал называться «Эйфелева башня коричневая».

Любопытно, но именно благодаря башне была «вычислена» известнейшая шпионка Мата Хари. Повесив в 1917 году на башню радиоприемник, солдаты французской контрразведки смогли отследить ее шифровку, после чего Хари и была поймана.
Во время немецкой оккупации, фашисты закрыли башню для общественности.


Фото 1940 года

Нацистские солдаты пытались повесить на шпиль конструкции свастику, но она там не продержалась и суток, сорванная ветром. В 1944 году, когда к столице Франции подходили союзные войска, Гитлер приказывал Дитриху фон Клотзингу, военному губернатору Парижа, взорвать Эйфелеву башню, но тот под угрозой смерти наотрез отказался это делать. В 1960 году Шарль де Голль тоже хотел демонтировать башню, правда, временно, перенеся ее в Монреаль на выставку «Экспо – 67». Однако, этот план был наотрез отвергнут правительством и общественностью.


Статуя Свободы, Пизанская башня, Эйфелева башня и Великий Сфинкс Египта известны, наверное, всем. Тем не менее, со всеми этими знаменитыми, и, казалось бы, известными вдоль и поперек произведениями искусства связаны малоизвестные интересные факты, которые выпали из внимания современной поп-культуры.

1. Секретная квартира в Эйфелевой башне


Мало кто знает, что в Эйфелевой башне есть секретная квартира, скрытая на верхнем уровне башни. Эта квартира принадлежала Гюставу Эйфелю - инженеру, который проектировал башню. В 1890 году, через год после открытия Эйфелевой башни, французский писатель Анри Жирар заявил, что Гюставу Эйфелю завидовал весь Париж, причем не из-за того, что Гюстав был создателем башни, а из-за того, что у него была квартира на ее верху.

В гости к Эйфелю приезжали многие знаменитости, в том числе Томас Эдисон. Эйфелю даже предлагали большие деньги только за то, чтобы переночевать в его квартире. Сейчас это помещение открыто для посещения публики.

2. Вдохновение для картины «Крик»


Произведение Эдварда Мунка «Крик» является одной из самых знаковых картин 20-го века. Что интересно, ее неоднократно пытались украсть. По словам самого Мунка, на создание «Крика» его вдохновил день, когда он шел со своими друзьями и увидел, что «небо стало красным, как кровь», при этом он невероятно устал и услышал «огромный бесконечный крик природы».

В течение многих лет считалось, что это было воображение Мунка, пока недавно не было обнаружено, что небо в этот день, вероятно, на самом деле было красным в результате извержения вулкана Кракатау в Индонезии в 1883 году. Влияние вулкана ощущалось даже в Нью-Йорке, где небо тоже стало красным.

3. Создатель Пизанской башни


Знаменитая падающая башня в итальянском городе Пиза хранит многие тайны. В основном, все знают о наклоне башни из-за неустойчивой и мягкой почвы под ее основанием. При этом никто не знает, кто построил эту колокольную башню для собора города Пиза. Основной причиной этого стало то, что башня строилась целых 200 лет. Историки привыкли думать, что строение было разработано Бонанно Пизано, но более вероятным архитектором может быть Диотисальви, который проектировал баптистерий города и колокольню Сан-Никола.

4. Цепь у подножия статуи Свободы

В 2011 году бывшего губернатора штата Аляска Сару Пэйлин спросили, что символизирует Статуя Свободы. Она ответила: «Это символ для американцев, чтобы они помнили об ошибках других стран и никогда не повторяли их». К сожалению, Сара Пэйлин была совершенно неправа, поскольку статуя символизирует совершенно противоположное.

Эдуард де Лабулэ, известный французский политик и противник рабства и смертной казни, повлиявший на создание Статуи Свободы, был убежденным сторонником президента Линкольна, который боролся за отмену рабства. Статуя не предупреждала Соединенные Штаты об ошибках, а была подарена в честь свободы, демократии и отмены рабства. Именно поэтому у ног Статуи Свободы лежит сломанная цепь, которая обычно не видна для туристов.

5. Пропавшая без вести борода Сфинкса


Изначально Сфинкса строили без бороды, которую добавили намного позже. Скорее всего, бороду Сфинкcу приделали, чтобы показать взаимосвязь с Хоремахетом - одним из египетских богов. Также ученые предполагают, что бороду могли добавить, чтобы ассоциировать Сфинкса с египетскими фараонами, которые часто носили искусственные бороды в качестве символа власти и их связи с богом Осирисом. Один тридцатая бороды в настоящее время находится в Британском музее.

6. Скрытая музыка Да Винчи


В 2007 году Джованни Мария Пала, итальянский компьютерный техник и музыкант, заявил, что он расшифровал скрытые ноты в знаменитой картине да Винчи «Тайная вечеря». По словам Пала, если нарисовать пять строк линейного стана поверху известной картины, то руки Иисуса Христа, руки его апостолов и буханки хлеба на столе будут изображать музыкальные ноты, которые будут иметь смысл, если читать их справа налево. Да Винчи был известен как фанат музыки, который включал музыкальные загадки в свои произведения, причем их нужно было читать справа налево. Алессандро Веццози, директор специализированного музея Да Винчи в Тоскане заявил, что предположение Пала может являться вполне вероятным.

7. Цвет моста Золотые Ворота


Мост Золотые Ворота – один из наиболее фотографируемых объектов в мире. Интересно, что ВМС США протестовали против постройки моста, потому что боялись, что если мост будет взорван, то он станет ловушкой для кораблей в гавани Сан-Франциско. Когда согласие было получено, то ВМС не понравится цвет, в который он должен был быть окрашен. Армия хотела покрасить мост в черно-желтый цвет, чтобы его было видно в тумане. В итоге, архитектор моста Ирвинг Морроу убедил военных покрасить мост в цвет, похожий на базовый слой грунтовки - темно-оранжевый.


Портрет «Мадам Х», на котором изображена Вирджиния Авеньо Готро, - известная картина молодого американского иммигранта и знаменитости по имени Джон Сингер Сарджент. Однако, после первого показа картины на выставке «Салон» портрет подвергся резкой критике и был осмеян за свою «непристойность». Главной причиной критики стала съехавшая на правое плечо модели бретелька. Скандал, который последовал за этим, был настолько сильным, что Сарджент был вынужден переехать в Великобританию. Семья Готро умоляла Сарджента убрать картину с галереи и не порочить их дочь. В итоге Сарджент перерисовал бретельку в то, что видно на портрете сегодня.

9. Капсула времени в горе Рашмор


Это общеизвестный факт, что скульптурная композиция горы Рашмор является незавершенной, мало кто знает о том, что в ней заложена капсула времени. В время строительства горы Рашмор, ее главный архитектор Борглум хотел создать большой зал, в котором будут собраны все важные документы в американской истории. К сожалению, из-за нехватки денег, он не закончил свою работу, а вскоре и умер в 1941 году. В 1998 году Конституция, 16 эмалированных плиток с текстом из Декларации независимости и Билля о правах, наряду с мемуарами Борглума и биографиями президентов, лица которых были высечены на горе, были помещены в титановое хранилище и запечатаны внутри недостроенного зала.

10. Микеланджело и его «Страшный суд»


Незадолго до своей смерти, папа Климент VII заказал Микеланджело создать картину Страшного суда на стенах Сикстинской капеллы. Изображения должны были представлять последний день мира, когда Иисус Христос вернется в мир. Однако, возник ряд разногласий, когда Микеланджело нарисовал несколько обнаженных персонажей, показав их половые органы, в том числе Иисуса Христоса и его мать Марию. Это не нашло одобрения у кардинала, который начал убеждать всех, что рисунок нужно полностью удалить или подвергнуть жесткой цензуре.

Церемониймейстер Папы Бьяджо да Чезена также выступил за цензуру или полное удаление рисунка, который по его словам, лучше подходит для показа в общественной бане или питейной, а не в церкви. Это разозлило Микеланджело, который затем нарисовал лицо Чезена богу подземного мира Миносу. Он также добавил ему уши осла, намекая на глупость Чезена.

В продолжение темы со всего мира. Одни восторгаются этими памятниками, другие пребывают в недоумении. Но никто не остается равнодушным.

24.05.2017 Комментарии к записи 10 интересных фактов об архитектуре отключены 3,738 Просмотров

Интересные факты об архитектурных сооружениях со всего мира, которые вы не знали.

1. Древние инки считали мосты священным сооружением. Тот, кто наносил мосту повреждение, приговаривался к смерти. Очень большое впечатление производят веревочные мосты, перекинутые через огромные расстояния над глубокими ущельями. Они были сделаны из трав, сплетенных вместе. Толщина такого «кабеля» была примерно с руку человека. Их длина достигала пятидесяти метров и отличались значительной прочностью. В настоящее время сохранился один такой мост.

2. Мост, построенный в Лиме, Перу примерно в 1610 году известен тем, что при его строительстве для скрепления камней использовали яйца птиц. Существуют сведения, что на постройку моста ушло около 10 тысяч яиц. Это сооружение стоит до сих пор.

3. Колонна Траяна , возведенная в 113 году н.э. в честь победы римского императора Траяна против племен Даков . Ствол колонны 23 раза огибает непрерывная каменная лента длиной 218 метров.
На ней изображено более 2500 человек, сотни лодок, лошадей, множество различного транспорта и различное вооружение. Высота колонны составляет 38 метров. Внутри она полая, имеется винтовая лестница. выполненая из позолоченной бронзы

4. При строительстве Эмпайр-Стейт-Билдинг использовано более 10 миллионов кирпичей.

5. Японские фермеры после сбора урожая риса и обмолота, остатки смешивали с и изготавливали из них кирпичи для постройки домов. Такие дома известны в Японии как «дома из рисовой кожи».

6. Многие дома в сельских районах Непала изготавливаются из коровьего навоза, смешанного с грязью, песком и глиной.

7. Эскориал , знаменитый дворец в пригороде Мадрида, построенн в форме решетки. Это сделано потому, что Святой Лаврентий, в честь которого построен этот дворец, принял мученическую смерть: был поджарен на решетке.

8. Основание пирамида Хеопса в Египте может покрыть десять футбольных полей. По словам греческого историка Геродота 400 тысяч человек строили эту пирамиду двадцать лет.

9. В середине XVI века неформальный правитель Японии Тойотоми Хидейоши запретил людям простого сословия иметь оружие. Все мечи были собраны и переплавлены. Более 50 тысяч ремесленников из этого металла создавали статую Будды. На это ушло шесть лет. Через десять лет после постройки, она была уничтожена землетрясением. В данное время самой большой скульптурой Будды является 120-метровая статуя в 50 км. от Токио.
10. Башня Джона Хенкока в Бостоне.

Проклятая башня. Никому не дает покоя тот факт, что через месяц после постройки, начали лопаться и осыпаться огромные антибликовые стекла, которыми были застеклены окна. А те, которые не выпадали тоже вели себя странно: издавали какие-то звуки, лопались, трещали. В конце концов компании пришлось заменить все окна. Впоследствии, проведенные исследования в аэродинамической трубе показали, что виноваты просчеты проектировщиков. Под воздействием ветра, башня как-бы «закручивалась», и окна, конечно же, не выдерживали нагрузки. Хозяевам пришлось вкладывать еще много денег, чтобы довести этот проект до ума.

Ни для кого не секрет, что знаменитые личности попадают чаще других в неординарные жизненные ситуации и различные истории, которые благодаря очевидцам запечатлеваются в ихних биографиях на века. Как правило, эти истории бывают анекдотично смешными, иногда курьезными и не весьма приятными, а также поучительными, перешедшими в разряд притч. Сегодня речь пойдет об интересных фактах из жизни знаменитых русских и европейских художников-классиков.

Автограф художника, стоящий дороже самой картины в десять раз

Илья Ефимович Репин. Однажды некая дама приобрела картину с подписью «И. Репин», заплатив за нее 100 рублей. Через время, придя в мастерскую живописца, она показала художнику свое приобретение. Репин, посмеявшись над незадачливой покупательницей, приписал внизу холста: «Это не Репин». После этого дама перепродала картину, но уже за тысячу рублей.

Живопись бессмертна


Пабло Пикассо. Один довольно известный доктор на выставке подошел к Пикассо и важно заявил: - Я неплохо знаю анатомическое строение тела человека. Так вот, могу сказать, что люди на ваших полотнах вызывают некое сожаление и недоумение. - Вполне возможно, - парировал Пикассо. - Но я могу вас заверить, что они проживут гораздо дольше ваших пациентов.

Детский индивидуализм


Автопортреты. Пабло Пикассо в 15 и в 90 лет. Как-то, посетив экспозицию детских рисунков, Пабло Пикассо задумчиво произнес: - Когда я был в их возрасте, я мог писать как Рафаэль, но потребовалась целая моя жизнь, чтобы научиться рисовать как они. Портрет матери художника (1896 год), написанный 15-летним Пикассо.

Дорогостоящий чек


Сальвадор Дали. У Сальвадора Дали была очень хитрая уловка для владельцев ресторанов. Посещая развлекательное заведение впервые, он собирал большую компанию друзей и знакомых, и целый вечер угощал всех любыми блюдами и напитками из меню. Когда же приходило время расплачиваться по счетам, художник демонстративно выписывал чек на огромную сумму, а затем... переворачивал чек и на обратной стороне писал несколько теплых слов в благодарность хозяину заведения и ставил свой автограф. Расчет мэтра был прост и безотказен: пользуясь своей славой живого гения, Дали был уверен, что хозяин ресторана ни за что не решится обналичить чек с оригиналом подписи самого Дали! Так оно обычно и бывало: рестораторы понимали, что смогут со временем выручить гораздо больше денег за этот чек, чем просто сумма по счету, ну а мэтр экономил кучу денег.

Кто сошёл с ума?


Сальвадор Дали. Как-то в беседе со своими друзьями Сальвадор Дали заявил, что все катаклизмы, происходящие в природе его уже ничуть не удивляют. Тогда собеседник начал воодушевленно приводить пример возможной ситуации: - Хорошо, пусть так, но если бы в полночь на горизонте вдруг возник свет, возвещающий утреннюю зарю? Вы вглядываетесь и видите, что восходит солнце. Неужели бы вас это не поразило? Неужели бы вы не подумали, что сошли с ума? - Наоборот, - не задумываясь заявил Дали, - Я бы подумал, что это солнце сошло с ума.

Творческие союзы


Исаак Левитан./«Осенний день. Сокольники». (1879)./ Николай Чехов. Как известно, художник Исаак Левитан "специализировался" только на пейзажной живописи, но есть в его наследии одно полотно с изображением женской фигуры, прогуливающейся по парку. «Осенний день. Сокольники» - так называется эта картина, написанная им в студенческие годы. Художник рисовать людей никогда не брался и справедливости ради нужно заметить, что единственный образ женщины был написан не самим художником, а его другом по художественному училищу, братом известного писателя – Николаем Чеховым.
Иван Айвазовский./ «Пушкин на берегу моря»./ Илья Репин. К стати это было не единственное творческое сотрудничество в истории искусства. Почему «по дружбе» не помочь другу-художнику, у которого что-то не получается? Не многие знают, что фигура Пушкина на картине Айвазовского «Пушкин на берегу моря» написана Ильей Репиным.
К. А. Савицкий и И. И. Шишкин. Начало 1880-х гг. Фото. / «Утро в сосновом лесу». А знаменитых медведей на картине Шишкина «Утро в сосновом лесу» написал художник Савицкий. Ну не получались у гениального мастера пейзажа эти забавные звери. Но и гонорар в четыре тысячи рублей от продажи этой картины был разделен по-братски, да и автографов изначально было на полотне два. Все по-справедливости... Однако владелец картины, Павел Третьяков, решил авторство оставить за Шишкинын и собственноручно стер подпись Савицкого.

Пожалованная буква "В" к фамилии художника самим императором


Карл и Александр Брюлловы. До начала 19 столетия фамилии Брюллов в России не существовало. Карл Брюллов, знаменитый русский художник, родился в семье академика орнаментной скульптуры Павла Брюлло, предки которого были родом из Франции. Буква «в» в конец фамилии была пожалована Карлу и его брату Александру, архитектору по профессии, высочайшим императорским указом перед пенсионерской поездкой в Италию.

Выставка одного шедевра


Архип Куинджи. В 1880 году в мире русского искусства произошел беспрецедентный случай. В Санкт-Петербурге была впервые выставлена на обозрение публике картина Архипа Куинджи «Лунная ночь на Днепре». Удивительным было то, что она была единственной на выставке. Слухи о необычайном полотне разошлись по городу задолго до его показа, а в сам день открытия, казалось, что весь город собрался посмотреть на него. Множество экипажей загородили все близлежащие улицы, а люди толпились в длинных очередях у входа. Многие посещали выставку по несколько раз.
«Лунная ночь на Днепре». Публика была очарована необыкновенной реалистичностью лунного света на картине, многие высказывали предположения, что художник использовал светящиеся краски, некоторые даже тайком заглядывали за картину, пытаясь выяснить, нет ли там лампы подсвечивающей луну.

Обет Модильяни


Амедео Модильяни. Амедео Модильяни - известный итальянский художник, - очень ранних лет стал интересовался рисованием и живописью. Окончательное решение стать художником он принял в одиннадцатилетнем возрасте после тяжелого плеврита, когда, лежа в бреду, Амедео решил: если он выживет, то посвятит себя живописи. И он сдержал слово.

Куинджи и птицы

Архип Куинджи. Архип Куинджи очень любил птиц. Он часами мог просиживать на крыше своего дома, «беседуя» с голубями и воронами. А своим друзьям частенько рассказывал, что птицы понимают его слова и запросто идут ему в руки. Ну еще бы.... Ведь ежемесячно художник тратил на прокорм пернатых немало денег, покупая по 60 французских булок, до 10 кг мяса и 6 кулей овса. А однажды иллюстратор Павел Щербов опубликовал карикатуру, на которой Куинджи ставит птице клизму. Говорят, не отличавшийся особым чувством юмора Архип Иванович ужасно обиделся на коллегу.
Карикатура. Пернатые пациенты (А.И.Куинджи на крыше своего дома). Автор: Павел Щербов.

Пять тысяч за плафон


Константин Егорович Маковский. / Девушка в костюме Флоры. Константин Маковский славился не только салонными портретами жен состоятельных мужей, но и заоблачными ценами на них. А еще художник очень любил вкусно поесть, что называется был истинным гурманом. Но однажды он чуть не попал в просак. Барон Аккурти, только купив роскошный особняк с плафонами, расписанными Маковским, но без его автографов, пригласил популярнейшего художника позавтракать в ресторане. В надежде на то, что художник в знак благодарности подпишет плафоны бесплатно. Так бы оно и случилось если бы не одно "но"... Маковский уже было размяк в предвкушении изысканной трапезы и пообещал сразу же после нее поехать и подписать все три плафона бесплатно. И прижимистый барон, наконец сделал заказ: велел подать корюшку и хлебца. «Корюшку? Мне?», - возмутился про себя Маковский. А вслух произнес: «Пять тысяч рублей за подпись на каждом плафоне!»

Валентин или Антон Серов


Портрет Мики Морозова. / Валентин Серов. Друзья и родные звали Валентина Серова Антоном. Это имя к нему накрепко приклеилось еще в детстве, когда родители от избытка чувств к малышу звали маленького Валентина Валентошей, Тошей, иногда - Тоней. Немногим позже в семье Мамонтовых Тоша превратился в Антошу. И письма, которые Илья Репин писал уже взрослому Серову, нередко начинались обращением: «Антон, Антон!».

Маленькая шантажистка


*Девочка с персиками*. Автор: В. Серов. О том, что Валентин Серов работал медленно - особенно хорошо знали его близкие. И когда художник задумал написать портрет 11-летней дочери Саввы Мамонтова - Веры, (а полотно было задумано как подарок ко дню рождения Елизаветы Мамонтовой - матери девочки) то Серов натолкнулся на категорический протест будущей модели. Верочка сразу смекнула чем грозит ей согласие на позирование художнику. Ее совершенно не прельщало просиживать неделями в недвижимой позе, вместо того, чтобы бегать по деревенским окрестностям со сверстниками. Верочка упрямилась и Серову ничего не оставалось как согласиться не ее условия: после каждого сеанса кататься с ней на лошадях.
*Девочка с персиками*. фрагмент. / Верочка Мамонтова.

Над одной из самых значительных работ – собором Саграда Фамилиа – Гауди работал всю жизнь. Храм остался незаконченным, строится он и поныне. Многие искренне верят, что когда это здание будет завершено, перестанет существовать наш мир.

  • La Sagrada Familia, Barcelona, Espanya

Антонио Гауди с детских лет обладал пытливым умом и на всё имел собственное мнение. Однажды на уроке он возразил учителю, утверждавшему, что способность к полету птице дарят крылья. Подросток подметил, что курицы тоже крылаты, однако же не летают, зато, размахивая крыльями, могут быстрее бегать. Так и человек испытывает потребность в крыльях, не догадываясь о ней.

Участь в Барселонском университете, Гауди выбрал жутковатую тему – проект кладбищенских ворот. Ему было интересно создать «пограничную зону» между двумя мирами – живых и мертвых.

Самая известная в истории династия скульпторов – итальянцы Бартоломео Карло и Франческо Растрелли. Именно благодаря отцу, нанятому Петром на службу, 16-летний Франческо приехал в Россию, чтобы посвятить ей свои лучшие работы. Юноша был впечатлен стремительным ростом Северной столицы и в дальнейшем внес огромный вклад в ее архитектурное развитие. Его гению принадлежат Зимний, Воронцовский, Рундальский и Большой Петергофский дворцы, Смольный собор, Андреевская церковь и много других замечательных зданий.

  • Большой дворец, Петергоф, г. Санкт-Петербург

Архитектор Заха Хадид, уроженка Ирака, первой из женщин была удостоена престижной Притцкеровской премии.

У архитекторов есть своя международная организация – Союз. В 1972 году у его руля стоял архитектор из СССР Георгий Орлов.

Шотландский зодчий Роберт Адам считал одним из самых значительных шедевров мировой архитектуры дворец Диоклетиана в Далмации. Он разработал план реконструкции древнего сооружения и даже посвятил дворцу отдельную книгу. А впоследствии часто использовал в творчестве формы древнеримской архитектуры.

Попробовать себя в архитектуре может и человек другой профессии, причем иногда очень удачно. Чтобы порадовать ребятишек, приходящих в детский магазин вместе с родителями, француз Ален Роби, по специальности – повар, соорудил на его площадях шестиметровый небоскреб из темного шоколада . Трудился более суток, жутко устал, но остался очень доволен, ведь ликованию детворы не было предела.

Первой серьезной работой знаменитого японского зодчего Кензо Танге стал мемориал Мира, посвященный трагедии в Хиросиме. С этим городом, подвергшимся страшному испытанию во время Второй Мировой , связана часть его биографии: Танге провел в нем школьные годы.

Сторонник экспериментальности в зданиях и сооружениях, Кензо Танге отошел от своих принципов только один раз: при строительстве собственного дома. Его он создал из материалов, которые использовали для возведения жилья древние японцы: черепицу, дерево и перегородки, обшитые рисовой бумагой.

Кристофер Рен с 1669 по 1718 годы работал в должности смотрителя королевских зданий. За это время он «пережил» пять английских монархов и находил общий язык с каждым новым правителем.

Алексей Щусев обладал не только талантом архитектора, но и умением убеждать и отстаивать. Его эскиз храма в честь Куликовской битвы немало удивил и даже шокировал комиссию, ведь западный фасад строения представлял собою две массивные башни, объединенные глухой стеной. Члены комиссии посчитали это неуместным: конструкция больше напоминала древнерусский городок, чем храм. Щусев, недолго думая, сказал, что башни олицетворяют двух героев битвы – Пересвета и Ослябю. Критикам на это ответить было нечего.

Ошибки архитекторов при проектировании зданий нередко приводят к забавным казусам. Библиотека университета штата Индиана с каждым годом проседает в почву на два сантиметра. Специалисты учли всё, кроме веса книг, которые будут в ней храниться.