Псалом 103 на современный перевод. Псалом Давиду, о мирстем бытии

Псалом 103 на современный перевод. Псалом Давиду, о мирстем бытии

Благослови, душе моя, Господа. Господи, Боже мой, возвеличился еси зело. Во исповедание и в велелепоту облеклся еси. Одеяйся светом, яко ризою, простираяй небо, яко кожу. Покрываяй водами превыспренняя Своя, полагаяй облаки на восхождение Свое, ходяй на крилу ветреню. Творяй Ангелы Своя - духи и слуги Своя - пламень огненный. Основаяй землю на тверди ея, не преклонится в век века. Бездна, яко риза, одеяние ея, на горах станут воды. От запрещения Твоего побегнут, от гласа грома Твоего убоятся. Восходят горы и нисходят поля в место, еже основал еси им. Предел положил еси, егоже не прейдут, ниже обратятся покрыти землю. Посыляяй источники в дебрех, посреде гор пройдут воды. Напаяют вся звери сельныя, ждут онагри в жажду свою. На тых птицы небесныя привитают, от среды камения дадят глас. Напаяяй горы от превыспренних Своих, от плода дел Твоих насытится земля. Прозябаяй траву скотом, и злак на службу человеком, извести хлеб от земли. И вино веселит сердце человека, умастити лице елеем, и хлеб сердце человека укрепит. Насытятся древа польская, кедри ливанстии, ихже еси насадил. Тамо птицы вогнездятся, еродиево жилище предводительствует ими. Горы высокия еленем, камень прибежище заяцем. Сотворил есть луну во времена, солнце позна запад свой. Положил еси тьму, и бысть нощь, в нейже пройдут вси зверие дубравнии. Скимни рыкающии, восхитити и взыскати от Бога пищу себе. Возсия солнце и собрашася и в ложех своих лягут. Изыдет человек на дело свое и на делание свое до вечера. Яко возвеличишася дела Твоя, Господи, вся премудростию сотворил еси! Сие море великое и пространное, тамо гады, имже несть числа, животная малая с великими. Вся к Тебе чают, дати пищу им во благо время. Давшу Тебе им -- соберут, отверзшу Тебе руку -- всяческая исполнятся благости. Отвращу же Тебе лице - возмятутся, отымеши дух их, и исчезнут, и в персть свою возвратятся. Послеши Духа Твоего, и созиждутся, и обновиши лице земли. Буди слава Господня во веки, возвеселится Господь о делех Своих. Презираяй на землю, и творяй ю трястися, прикасаяся горам - и дымятся. Воспою Господеви в животе моем, пою Богу моему, дондеже есмь. Да усладится Ему беседа моя, аз же возвеселюся о Господе. Да исчезнут грешницы от земли, и беззаконницы, якоже не быти им. Благослови, душе моя, Господа.

Псалмы написаны царем Давидом, они все являются боговдохновенными и святыми. В разные моменты жизни верующие берут в руки псалтирь и читают заветные строки с верой в сердце. Когда у моей сестры родилась доченька, я открыла для чтения псалом 103.

Он возвеличивает бога, единственного творца вселенной. Эти священные слова раскрывают его великолепие как Творца и Вседержителя. В такой торжественный момент как появление нового человека на свет хочется воспевать хвалу Творцу жизни, потому что другие слова становятся неуместными. Также этот псалом читают при финансовых нуждах и привлечении изобилия материальных благ.

Итак, псалом 103 относится к группе песнопений, раскрывающих бога в мироздании и истории. К этой группе относятся и иные псалмы: 8, 64, 89, 138, 148. В этих псалмах возвещается, что бог создал мир и сам является по своей природе бытием. Творец назвал человека венцом своего творения, что наделяет его определенными преимуществами и возлагает ответственность.

В чем помогает

Этот псалом читают, когда необходима финансовая помощь. В славословии перечислены неисчислимые богатства, которыми наделил всевышний землю. Это и леса, полные дичи, и глубокие воды с множеством рыбы. Куда не кинешь взгляд, везде видишь изобилие природных богатств. Прославляя величие Господа, можно привлечь к себе его изобилие.

Прославление красоты и величия мироздания настраивает душу на торжественный лад. Разве можно быть нуждающимся в таком изобилии, которое создал Господь? Если душа верующего наполнится славословием и воспеванием премудрости божьей, он обязательно ниспошлет изобилие от щедрот своих.

Как правильно читать псалтирь келейно (дома)? Перед чтением необходимо очистить помыслы от мирской суеты, простить в сердце своих обидчиков и не держать на них зла. Необходимо возжечь лампадку или свечу перед образами и настроиться на благость.

Читать текст псалма 103 нужно вслух, но не громким голосом. Желательно, чтобы вас никто не отвлекал во время чтения. Старайтесь правильно расставлять ударения в словах, для этого необходимо прослушать псалом в аудиозаписи.

Нужно ли стоять во время чтения? Это не обязательно, допускается сидеть за столом в приличной позе (не закидывать ногу на ногу, не принимать неестественные позы). Во время чтения нельзя выражать бурные эмоции, даже если ощущаешь всей душой величие Господа. Театральные эффекты во время произнесения священных слов недопустимы.

Нужно ли читать псалом на церковнославянском языке или можно в переводе на современный русский язык? В домашнем чтении можно использовать перевод на современный язык, в этом нет греха. Псалом в переводе воспринимается более органично, что способствует укреплению веры и пониманию.

В предыдущем псалме научив приступающих к вере людей возносить песнопения Богу, в настоящем излагает учение о Божие во всем промышлении, потому что простирает Бог промышление Свое не только на то, что на небе и в воздухе, но и на земные вещи, даже самые малозначительные, так что не презирает и самых ничтожных живых существ, но промышляет и о них.

. Благослови душе` моя Господа.

Учит душу благословлять Бога за великое Его промышление, как в предыдущем псалме учил благословлять за избавление от грехов.

Господи Боже мой, возвеличился еси зело .

Взирая на промышление Твое, Владыко, с изумлением величаем «высоту» Твоего Промысла. А таким образом, как бы в некую ризу, облекаем в наше «исповедание и в велелепоту» , т. е. хвалу и славословие.

. Одеяйся светом яко ризою.

Начиная с мысленного света, слагает песнь Богу. Но как в другом месте сказано, что Бог живет «во свете... неприступнем» (), так здесь именуется облекающимся в сей самый свет.

Простираяй небо яко кожу .

Вторым делом Промысла полагается – это распростирать небо, подобно чему-либо протяженному в руках художника, а этим вместе объясняется и образ действия, и удобство, с каким совершает оное Зиждитель. Как не трудно человеку растянуть кожу, так легко и Богу создать не существовавшее прежде небо. Но Давид в тоже время наводит нас и на другую высокую мысль, а именно, что мы теперь на пути к иной жизни, что настоящее есть тень грядущего и мы не вступили еще во святилище, но пока, в настоящей жизни, пребываем в скинии; скиния же есть нечто разрушаемое, и притом вскоре. Так и по изменении неба будет иной образ жизни, и жребий лучший настоящего, потому что будут небо новое и земля новая. Но послушаем, что о небе говорят пророки, чтобы заградить уста высоко думающим о бороде, которые, говоря все, что ни приходит на ум, утверждают, будто бы и под землею есть небо. Им противостав, пророк сказал: «простираяй небо яко кожу» . А кожа не есть какой-либо шар, как они суесловят. Напротив того, уподобил оное никоему полукружию и полушарию. Поэтому и другой пророк, тоже выражая, сказал: «поставивый небо яко камару, и простер е яко скинию обитати» (). И еще о том, что небо не колеблется, но стоит твердо, пророк говорит так: «водрузивый... небо» (). Изображая же крайнюю утонченность неба, сказал: «понеже небо яко дым утвердися» ().

. Покрываяй водами превыспренняя Своя.

Показывает, что не напрасно носятся в воздухе собрания вод, потому что Бог сам Промыслом Своим устраивает это, чтобы часть неба казалась покрытою стройными кучами облаков.

Полагаяй облаки на восхождение Свое .

Как бы еще яснее показывает, что Бог промышление Свое простирает на самые облака; ибо слово «восхождение» употребил вместо слова «промысл».

Ходяй на крилу ветреню .

Дает видеть, что и стремление ветров не случайно, но сам Бог, восходя на крыла их, Делается как бы их браздодержцем.

. Творяй Ангелы Своя духи ,

т. е. творит Ангелов легкими и выспренними.

И слуги́ Своя пламень огненный .

Так, Моисей видел глаголющего ему Ангела «в пламени огненне» ().

. Основаяй землю на тверди.

Показав Промысл Создателя о небе, переходит к Промыслу Его о том, что на земле, и именно к тому, что земля, будучи тверда и тяжела, сотворена в веществе влажном.

. Бездна яко риза одеяние ея.

Разумеет самую земную стихию. Говорит же, что, как ризою, облек землю бездною, всю окружив отвне водами.

На горах станут воды ,

т. е. воды бездны, поднявшись высоко, станут подобно горам, как бы угрожая потопить землю; но по Твоему мановению пред силою Твоею, которая означается словом: "гром" (), они отступят. Или, может быть, разумеет, что и громы бывают для того, чтобы совершаемым в мире самые воды бездны приводимы были в некий страх. А если и с ними бывает это, то кольми паче подобное сему должны ощутить мы.

. Восходят го́ры, и нисходят поля́.

Возвысившиеся воды уподобляются горам, а потом «опадшие» от страха Твоего делаются как бы полем и земною равниной. Ибо основал Ты им место, которого не могут переступить. Это-то и значит сказанное:

. предел положил еси, егоже не пре́йдут .

Потому, не могут наводнить землю. Подобно сему и сказанное морю пророком: «до сего до́йдеши и не пре́йдеши, но в тебе сокрушатся волны твоя» ().

. Посреде́ гор про́йдут во́ды.

Псалмопевец славословить Божий Промысл, входить в подробности, дивится Божией благости, премудрости и непрестанной попечительности о бессловесных животных, потому что, создав их, Бог и кормит и поит. А для сего рассек горы и устроил в них проход водам.

. Напаяют вся звери сельныя.

О бессловесных животных, о пресмыкающихся и зверях столько промышляет, что подает им необходимое для жизни.

Ждут онагри в жажду свою .

И то дело Твоего Промысла, что даны воды не только в долинах и местах зеленеющихся, для украшения берегов потока, но и среди гор, чтобы животные кроткие убегали от диких, и покоились на местах красивых.

. Напаяяй го́ры от превыспренних Своих.

Ибо горы и поля напаяет не из источников, которые в долинах, и не из рек текущих по земле, но свыше подавая обильные дожди.

От плода дел Твоих насытится земля .

Как даровал обилие вод, так и пищу уготовал от земли.

. Прозябаяй траву скотом и злак на службу человеком.

«Службою человекам» называет животных кротких, каковы – вол, осел и тому подобные.

Извести хлеб от земли .

Для того, говорит, позаботился Ты о скотах, чтобы, когда ими возделана будет земля, нашли мы себе необходимое для жизни. Ибо во всем этом благодетельствует Бог ради нас.

. Насытятся древа́ польска́я.

Пророк показывает, что и в лесах растущие дерева, каковы кедры и другие, возрастают по мановению Божию. Растут же они, как для многих других целей, известных нам из опыта, так и для того, чтобы птицы на них имели гнезда.

. Еродиево жилище предводительствует ими.

Пророк говорит, что гнездо еродия предводительствует самыми птицами, потому что еродии, выбрав самые высокие дерева, гнездятся всего чаще на елях, как на деревьях, которые выше всех других.

. Го́ры высо́кия еленем.

И оленям дал прибежищем горы, где могли бы они укрыться от животных свирепых.

Камень прибежище заяцем .

Как дал горы на спасение оленям, так каменныя пещеры зайцам. А потому и они, спасаясь в них, как сказано выше,

. от среды́ ка́мения дадя́т глас ,

очевидно, восхваляя Спасающего.

. Сотворил есть луну во времена.

Возвращается опять к Промыслу о небесном и говорит, что луна создана не для иного чего, как для счисления и различения месяцев и дней.

Солнце позна запад свой .

И оно повинуется Божию повелению.

. Положил еси тму, и бысть[f] нощь.

Говорит это, чтобы не подумали мы, будто бы иной Творец дня, а иной – ночи.

. Изыдет человек на дело свое.

Звери днем препятствовали бы людям идти в путь и возделывать землю, а теперь выходят они ночью, «взыскати себе пищу от Бога» , потому что не для них земля прозябает траву или злак.

. Яко возвеличишася дела Твоя, Господи.

Кончив речь о Промысле, обращается к песнословию Создавшего, как бы упокоевая тем слух. А потом снова переходит к другой части дел Промысла, низводя нас к влажной стихии, которой бы не было, если бы не управлял в мире Божий Промысл.

Вся премудростию сотворил еси .

Чудно же, что премудрость, которою все сотворил Ты, есть Господь, потому что Христос – Божия сила и Божия премудрость.

. Змий сей, егоже создал еси ругатися ему .

К слову о море мимоходом присовокупил упоминание о змие, сказав, что произведен он не для другого чего, а для того единственно, чтобы «ругатися ему» .

Вся к Тебе чают.

И люди, и стаи диких зверей, и скоты, и пресмыкающиеся не могли бы пропитаться, если бы Бог не снабжал их необходимым для жизни.

. Оты́меши дух их, и исчезнут.

Показывает этим, что Бог – Владыка и смерти и жизни.

. Возвеселится Господь о де́лех Своих.

Какое же дело Его? То, которое совершил, обновив нашу природу. Ибо пророк дает этим разуметь будущее боговедение людей, когда возвеселится Бог не о том, что поклоняются Ему, но о том, что узрит спасаемых.

. Призираяй на землю, и творяй ю трястися.

Присовокупляет слово и о всеобщем суде, который внушить страх всем живущим на земле. Ибо нет человека, который бы не убоялся того страшного Божественного судилища.

Прикасаяйся горам, и дымятся .

Горами называет сопротивные силы, которые Бог попалит во время суда, знамением чего и служить дым.

. Да услади́тся Ему беседа моя.

Сказано "беседа" вместо «выбор мой». Сказывает же, что им избрано, а именно – желание песнословить только Бога, – что и будет угодно самому Песнословимому.

. Да исчезнут грешницы от земли ,

очевидно, в то время суда. Ибо услышат: «идите от Мене , про́клятии, во огнь вечный, уготованный диаволу и аггелом его» ().

И беззаконницы, якоже не быти им ,

т. е. исчезнут они в сонме благословляющих Бога.

Благослови душе` моя Господа ,

потому что Господь удалит их от жребия лукавых, и сподобит жребия святых.

И тем же призывом, исполненным любви к Всевышнему, начинается этот псалом. Некоторые богословы рассматривают псалмы 102 и 103 – на основании единства их содержания и сходства поэтических приемов – как дополняющие друг друга. И хотя имя Давида как автора Псалма 103 в еврейском оригинале не имеется, в Септуагинте, авторами греческого перевода Псалтири, оно поставлено. Пс. 103 – это трогательная и вместе возвышенная хвала Богу Творцу и Вседержителю.

Тогда как Пс. 102 славит Господа за милостивые явления силы Его в человеческой истории и за Его сострадание к людям, в Пс. 103 внимание автора обращено на творческое могущество Господа, на мудрость и благость Его управления вселенной, которую Он создал. Псалмопевец представляет Бога простирающим над миром небеса, подобно шатру; на языке аллегорий воспевает он образование и «устроение» земли как места человеческого обитания. Водные источники, моря и горы и все, что населяет их, день и ночь – все во власти Господа, и все живет и обновляется действием Духа Его. Творение – совершенно, но грешники нарушают гармонию его, отсюда заключительная молитва автора псалма, чтобы Бог искоренил «беззаконных» с лица земли (стих 35).

А. Славословие Господу Творцу (103:1-23)

Пс. 103:1-4 . Благослови, душа моя, Господа, ибо Он дивно велик, начинает псалмопевец. И далее на языке удивительно поэтических образов следует описание этого величия. Светом, который образовал в первый день творения, Господь как бы «одет», он – часть Его непостижимого существа. Образ небес, распростертых над землей, подобно шатру, явно перекликается с тем, как описано создание неба в книге Бытия (Быт. 1:6-8), и точно соответствует сказанному в Ис. 40:22. Жилище Самого Бога в непостижимой высоте названо «горними чертогами» (стих 3) по ассоциации с «верхней горницей» (на плоской крыше), которая была лучшей комнатой в древнееврейском доме.

Псалмопевцу привычен образ Бога, «шествующего на облаках», и он называет их колесницею Его. В стихе 3 и 4 природные стихии – такие, как ветер и огонь, представлены, наравне с ангелами, исполнительными служителями Божиими. По некоторым переводам стих 4 звучит как: Он творит посланниками (в значении «ангелами», «служителями») Своими ветры (русское духов).

Пс. 103:5-9 . Вкратце излагается история образования земли. В поэтическом видении псалмопевца земля была поставлена Богом на твердых основах, и покрыта, как одеянием, водами бездны, так что и вершины гор не были видны из-под воды (стих 6). От прещения Божиего (т. е. «по Божиему грозному гласу», по повелению Его) началось «упорядочение» хаотических водных стихий: воды стали собираться в океаны и реки, которые потекли в долины – согласно «месту своего назначения»; пределы и границы были Богом положены и им и морям (стих 9).

Пс. 103:10-18 . Между гор и в долинах Господь сотворил источники, украшающие их и дающие жизнь всякой твари, потому что вода не только утоляет жажду… зверей и птиц, но и «питает» траву для скота, и зелень для человека (стихи 10-12,14). Следует описание разнообразных форм жизни, каждая из которых свидетельствует о все предусмотревшей мудрости Творца и Его неустанном попечительстве о творении.

Пс. 103:19-23 . Многогранна и кипуча земная жизнь, направляемая Создателем. Он сотворил луну и солнце для определения времени (и солнце знает свой запад, т. е. время своего захода; стих 19). А всему живому Он дал знание времени своей активности: ночной ли (зверью) или дневной (человеку).

Б. Хвала премудрому правлению Божиему (103:24-32)

Пс. 103:24-30 . Она звучит в стихе 24, служа своеобразным подведением итога всему сказанному перед этим и одновременно – вступлением к последующим стихам.

Жизнью наполнено море: нет числа животным малым и большим, живущим и резвящимся в нем, и среди них левиафан (крокодил), который представлялся древним одной из самых страшных и сильных тварей, живущих в водной стихии (главы 40-41 книги Иова и комментарии на них). Нои «свидетели» человеческого разума – корабли, построенные людьми, плавают в море.

Пищу для обитателей моря предусмотрел Господь, и от Него они принимают ее (стихи 27-28). Глубокая мысль содержится в стихах 29-30: это мысль о Боге Вседержителе, т. е. о постоянном присутствии Его в мироздании, о вечной Его активности в нем, ибо всякое создание, у которого Он отнимает дух (дыхание), превращается в прах (в персть свою возвращаются), и всякое, которому Он «посылает дух Свой», обретает жизнь. Именно так все и созидается, и постоянно обновляется лице земли (стих 30). Другими словами, Бог творит мир и сегодня.

Пс. 103:31-32 . Автор псалма славит Господа, столь могущественного, что от «одного Его прикосновения» происходят землетрясения и извержения вулканов. Он хочет, чтобы чудные дела Господа на земле, о которой Он заботится, над которой осуществляет мудрый контроль (Призирает на землю), были Ему в радость (да… веселится Господь о делах Своих!).

В. Молитва о торжестве гармонии в мире (103:33-35)

Пс. 103:33-35 . Псалмопевец выражает желание петь Господу… всю жизнь; он хотел бы, чтобы размышления его о Боге и пение Ему были Ему угодны («благоприятны»). В заключение он выражает свое страстное желание, чтобы исчезли с земли… грешники, которые самым существованием своим нарушают гармонию мира, сотворенного Богом. Завершающее слово псалма – Аллилуия! – означает «Восхвалите Иегову»; начиная с Пс. 103, восклицание это, характерное для хвалебных псалмов, часто встречается в Псалтири.

103:1-3 Благослови, душа моя, Господа! Господи, Боже мой! Ты дивно велик, Ты облечен славою и величием;
2 Ты одеваешься светом, как ризою, простираешь небеса, как шатер;
3 устрояешь над водами горние чертоги Твои, делаешь облака Твоею колесницею, шествуешь на крыльях ветра.
Свой искренний человеческий восторг выражает псалмопевец Богу-Творцу, поэтически размышляя над всем, что ему приходится наблюдать: Бог дивно велик для человека, то есть, невозможно даже представить себе распространение величия Его. Одежды Его словно сотканы из лучей света и восхитительно сияние Его; и небеса, и всё, что в них, и ветер, дитя свободы - всё повинуется Господу и всем Он пользуется для Себя. Словом, Бог - это тот, Кем человек вовек не перестанет восхищаться.

103:4 Ты творишь ангелами Твоими духов "x+wr , служителями Твоими - огонь пылающий.
Сказал ли здесь псалмопевец о том, что ангелы участвуют в сотворении духовных личностей – духов (себе подобных)? Нет, он говорит об использовании ангелов Богом для сотворения бушующих стихий: дуновения ветров и возникновения огня.

Слово «дух», используемое здесь, может обозначать:
"x+wr (Стронг)
1. дух;
2. ветер, дуновение;
3. воздух;
4. дыхание.

Танах, Йосифон: Тегилим, 104:4 Делает Он ветры посланниками Своими, служителями Своими - огонь пылающий .

103:5 Ты поставил землю на твердых основах: не поколеблется она во веки и веки.
Как видим, Земля, известная псалмопевцу, устойчива и упорядочена, не исчезнет она из мироздания Бога и не заменится на другую планету, ибо основы её - тверды: создание райской Земли для человека входит в намерение Бога. И нет основ более твёрдых во вселенной, нежели желание и намерение Бога в отношении нашей планеты.

103:6 Бездною, как одеянием, покрыл Ты ее, на горах стоят воды.
Бог нарядил землю в бездну и даже на горах земли стоят воды (в виде льда и в виде облаков) . Под бездной подразумевается пучина, воды, омывающие землю на поверхности и извне

Всемирный П.Ц : Землю, как одеялом, водами Ты покрыл, вода покрыла даже горы.

103:7-9 От прещения Твоего бегут они, от гласа грома Твоего быстро уходят;
8 восходят на горы, нисходят в долины, на место, которое Ты назначил для них.
9 Ты положил предел, которого не перейдут, и не возвратятся покрыть землю.
Образно все воды в разных формах слышат глас Бога и повинуются уставу «движения», созданному Им для вод.
Создание воды для земли - явление восхитительное для псалмопевца, в особенности факт, что круговорот воды в природе не позволяет ей переходить назначенные для неё Богом пределы и затопить всю землю: она словно слышит глас Господа, подчиняясь ему.

103:10-13 Ты послал источники в долины: между горами текут,
11 поят всех полевых зверей; дикие ослы утоляют жажду свою. 12 При них обитают птицы небесные, из среды ветвей издают голос.
13 Ты напояешь горы с высот Твоих, плодами дел Твоих насыщается земля.
Ещё восхищает певца многообразие вод на земле: и моря, и реки, и дожди - всё это устроено Богом так, что утоляется жажда всех обитателей земли как в горах, так и в долинах, и звери и птицы ощущают на себе заботу Творца, и плодами дел Его насыщается вся земля.

103:14,15 Ты произращаешь траву для скота, и зелень на пользу человека, чтобы произвести из земли пищу,
15 и вино, которое веселит сердце человека, и елей, от которого блистает лице его, и хлеб, который укрепляет сердце человека.
Певца восхищает также устройство насыщения человека на земле: земля благодаря воде способна взращивать траву не только для насыщения скота, но и для человека - растительную пищу. Хлеб, вино и растительное масло - ценные блага для человека: хлеб насыщает, маслом умащают кожу лица как кремом, вино развеселяет сердце, и всё это взращивает для человека Божья земля, напоённая водами Его.
Как же возможно пройти мимо всех этих благ и не заметить Творца их? Только слепой или не желающий видеть - мимо Бога живёт жизнь свою.

103:16-18 Насыщаются древа Господа, кедры Ливанские, которые Он насадил;
17 на них гнездятся птицы: ели - жилище аисту,
18 высокие горы - сернам; каменные утесы - убежище зайцам.
И деревья, и горы, и утёсы каменные - не просто так Богом созданы: для птиц нет лучше места обитания, чем ветви деревьев, нет надёжнее укрытия для гнёзд их, чем высота елей и кедров Ливанских.
Понятно, что кедры Ливанские - это дикорастущие деревья, за ними не ухаживают люди .
Но они растут и величаются, а растут только заботой Всевышнего, о чём имеет смысл задуматься человеку живущему и наблюдающему рост дикорастущих деревьев в лесах.

Здесь ещё интересная деталь - о месте гнездовья для аистов: не крыши домов, как известно большинству людей, а верхушки елей.
Для многих животных нет лучше места обитания, чем горы и каменные утёсы.

103:19 Он сотворил луну для [указания] времен, солнце знает свой запад.
Луна и солнце - также не случайны в мироздании Божьем: для указания времён и летоисчисления светила эти на небесах Богом поставлены, не только для освещения днём и ночью.

103:20-22 Ты простираешь тьму и бывает ночь: во время нее бродят все лесные звери;
21 львы рыкают о добыче и просят у Бога пищу себе.
22 Восходит солнце, [и] они собираются и ложатся в свои логовища;
Интересное наблюдение за хищниками породы кошачьих, на примере льва показан их образ жизни: ночью они охотятся за добычей, а днём спят. И такими их сотворил Бог.

103:23 выходит человек на дело свое и на работу свою до вечера.
Человек же трудится в дневное время, до вечера. И это нормально - животным и человеку трудиться для рта своего. Только разное во времени у них расписание для труда, но принцип - тот же: без труда не вынешь рыбку из пруда.

103:24 Как многочисленны дела Твои, Господи! Все соделал Ты премудро; земля полна произведений Твоих.
Певец не перестаёт восхищаться делами рук Творца и премудрости Божьей в сотворении земли, наполненной произведениями небесного Художника в таком изобилии, что и не счесть их.

103:25,26 Это - море великое и пространное: там пресмыкающиеся, которым нет числа, животные малые с большими;
26 там плавают корабли, там этот левиафан, которого Ты сотворил играть в нем.
Море великое также приводит его в восторг: и кораблям место в нём есть, и животным морским, малым и великим, которым нет числа. Левиафан нисколько моря не боится, он играется в нём, как с игрушечным.

103:27,28 Все они от Тебя ожидают, чтобы Ты дал им пищу их в свое время.
28 Даешь им - принимают, отверзаешь руку Твою - насыщаются благом;
Всё это многообразие растительного и животного мира - от руки Божьей существует, живёт, насыщается и умирает.

103:29 скроешь лице Твое - мятутся, отнимешь дух их - умирают и в персть свою возвращаются;
О животных сказано, что их благополучие - от Творца их, перестанет если Бог заботиться о них - им будет плохо, если покинет их Божий дух жизни - они умирают и в прах возвращаются.
Собственно, животные проживают такой же жизненный цикл, как и человек: расходуется дух жизни человеческой - и всё, и в прах возвращаются все, кого произвела земля при помощи Божьей, и люди, и животные, и пресмыкающиеся – Быт.1:27, 2:7.

103:30 пошлешь дух Твой - созидаются, и Ты обновляешь лице земли. Процесс обновления лица земли - смена процессов рождения - смертью и смерти – рождением: если Бог даёт дух жизни тем, кто воспроизводит себе подобных, то и живут рождённые, и земля обновляется новорожденными взамен ушедших в прах.

103:31,32 Да будет Господу слава во веки; да веселится Господь о делах Своих!
32 Призирает на землю, и она трясется; прикасается к горам, и дымятся.
Псалмопевец желает, чтобы Сам Бог вовеки радовался делам рук Своих, ведь есть, чему радоваться: такая махина мироздания с помощью Божьей существует и подчиняется Его малейшим намёкам! Бог только глянет на землю - а она уже сотрясается под тяжестью взгляда Творца её, Он едва только прикоснётся к горам - а они уже и вулканами извергнуться готовы.
Как же Богу не радоваться сему величию дел Своих?!

103:33 Буду петь Господу во [всю] жизнь мою, буду петь Богу моему, доколе есмь.
Поразмыслив над величием Божьим и над бренностью всего остального, что живёт на земле, певец принимает решение восхвалять Господа во все дни жизни своей, ибо только Он один достоин того, чтобы Им восхищаться. Всё остальное - благодаря Ему существует и самостоятельно без помощи Божьей ничего полезного сделать не в состоянии.

103:34 Да будет благоприятна Ему песнь моя; буду веселиться о Господе.
Немаловажная деталь для желающих петь Господу и восхвалять Его: желательно, чтобы Богу нравились наши песни для Него, иначе не будет повода и повеселиться о том, что Господь есть.

103:35 Да исчезнут грешники с земли, и беззаконных да не будет более. Благослови, душа моя, Господа! Аллилуия!
Псалмопевец, видимо, натерпелся от нечестивых и беззаконных земли, если так сильно желает исчезновения для них. Он знает, что Бог не потерпит в Своём мироздании беззаконников: всё Его творение послушно гласу Его, неужто с человеком Господу не справиться? Справится. Ни один нечестивец не просочится в Его новый миропорядок, все прахом станут под ногами праведников.