Политический лидер: каков он в условиях современного общества.

Политический лидер: каков он в условиях современного общества.

Федеральное агентство железнодорожного транспорта
Сибирский государственный университет путей сообщения

Кафедра «Истории и политологии»

«ПОЛИТИЧЕСКИЕ ЛИДЕРЫ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ»

Реферат
По дисциплине «Политология»

Руководитель Разработал
доцент студент гр.МЭ-312
_____________Балахнин В.В. _____________Метелица Е.В.

Краткая рецензия:

Введение
«Быть лидером - значит понимать природу поля деятельности и знать, что необходимо для благополучия других людей»
Среди основных и самых важных проблем общественного развития в современном мире, особенно в России, на первом месте стоит проблема политического лидерства - поиска и выдвижения на решающие политические и государственные посты новых людей, способных на преобразование государства в лучшую сторону и на проведение политики улучшающей жизнь населения страны.
На сегодняшний день в нашей стране существует огромное количество политиков, депутатов, бизнесменов, людей, которые владеют определенной властью. Однако, не всякий человек, наделенный властью может считаться лидером в глазах народа. Этот реферат посвящен теме политических лидеров современной России, очень актуальная тема, ведь не каждый из нас понимает особенности управления президента, и немногие знают, кто именно может считаться лидером в нашей стране.
Кто же такой лидер? Словарь дает такое определение: лидер - лицо в какой-либо группе, пользующееся большим, признанным авторитетом, обладающее влиянием, которое проявляется как управляющие действия. Итак, сегодня в России есть два, можно сказать главных лидера, это президент и премьер. Однако почему нельзя назвать лидером Жириновского, например? Думаю, что это вполне возможно. Целью данного реферата является выявить основных лидеров, по общему мнению, и провести анализ, можно ли этих людей отнести к лидерам нашей страны.

1. Характеристика политического лидерства.
Проблема политического лидерства возникает только при наличии определенных политических условий и политических свобод. Ее непременными предпосылками являются: политический плюрализм, многопартийность, а так же внутрипартийная и внутри парламентская деятельность (фракционная). Когда идет непрерывная интеллектуальная политическая борьба людей, принадлежащих к тем или иным партиям и фракциям, отражающим те или иные социальные интересы устремления, тех или иных групп людей.
Отсутствие условий необходимых для появления проблемы политического лидерства, исключает появление новых политических лидеров демократическим путем. Ярким примером этому являются Тоталитаризм и Авторитаризм.
В условиях Тоталитаризма и Авторитаризма политических лидеров как таковых не существует, есть только диктаторы и номенклатура. Прорывающаяся к власти не по законам лидерства, а по своим номенклатурным законам. В этих условиях нет явной оппозиции, поэтому конкуренция за лидерство существует только внутри номенклатуры.
Именно поэтому политическое лидерство как теоретический и практический феномен оказалось в центре нашего внимания лишь в конце 80-х годов.
Когда начались альтернативные выборы в Советы союзного, республиканского и местного уровней. Соответственно с этого времени проблема оказалась и в центре внимания отечественной политологии. От этой точки отсчета и рассматривают проблему отечественного политического лидерства, процесс формирования политического лидера, методы реализации лидерами своего призвания. Именно так ставят и рассматривают проблему отечественные политологи. У политического лидера выделяют следующие функции:
1) интегративную (объединение интересов различных слоев общества в единую программу);
2) координационную (между ветвями власти и общественным мнением);
3) прагматическую (цели и задачи общества реализуются в конкретных программных действиях).
По видам деятельности лидерство различают формальное и неформальное. Формальное связано с управленческим статусом, с руководящей должностью. Неформальное – с влиянием, незаурядными качествами личности, что и делает ее лидером. В стабильных функциональных группах, входящих в социальные системы, лидер назначается, и тогда он становится руководителем. Но в силу определенных причин назначенный руководитель не выполняет всего набора функций, и тогда эти функции передаются другой личности, не назначаемой, но избираемой группой, неформальному лидеру. Лидерство – социальная роль, которую исполняет определенный субъект. Значит, лидер как конкретный человек в данной роли появляется лишь тогда, когда появляется потребность в такой роли. Нужно также помнить о том, что роль может оставаться, а лидеры могут меняться. Поэтому при анализе конкретного лидерства необходимо анализировать не только лидера-личность, но и содержание лидерской роли в конкретной обстановке.
Большое значение для эффективной роли лидера имеет авторитет. В самом общем виде авторитет – это социальная оценка субъекта деятельности группой людей или в целом обществом, в котором он действует. Сущность оценки заключается в определении соответствия субъекта требованиям деятельности и условиям ее происхождения, т.е. соответствия лидера ожиданиям людей, что должно проявиться в его политической деятельности. Истинный авторитет политического лидера создается, прежде всего защитой социальных интересов, ценностных ориентации группы, общества в целом.

2. Лидеры современной России
2.1. Д.А.Медведев
Дмитрий Анатольевич Медведев (род. 14 сентября 1965, Ленинград, РСФСР, СССР) - российский государственный и политический деятель, третий Президент Российской Федерации, избранный на выборах 2 марта 2008 года. Верховный Главнокомандующий Вооружёнными Силами Российской Федерации и Председатель Совета Безопасности Российской Федерации. По образованию юрист, кандидат юридических наук.
В 2000-2001, 2002-2008 гг. - председатель совета директоров ОАО «Газпром». C 14 ноября 2005 года по 7 мая 2008 года - первый заместитель
Председателя Правительства Российской Федерации, куратор национальных проектов.
10 декабря 2007 года было объявлено о том, что его кандидатура на президентские выборы 2008 года предложена партиями «Единая Россия»,
7 мая 2008 года вступил в должность Президента Российской Федерации, став самым молодым президентом в истории России. Социально-экономическая политика
В мае 2008 года Д. А. Медведев подписал указ «О неотложных мерах по ликвидации административных ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности», в котором правительству поручалось разработать и внести в Госдуму проекты федеральных законов, предусматривающих, в частности:преимущественно уведомительный порядок начала предпринимательской деятельности, сокращение количества разрешительных документов, необходимых для её осуществления, замену (в основном) обязательной сертификации декларированием производителем качества выпускаемой продукции;
замену лицензирования отдельных видов деятельности обязательным страхованием ответственности или предоставлением финансовых гарантий.
На посту Президента Д. А. Медведев продолжил политику В. В. Путина в области сельского хозяйства.
5 июня 2009 года Д. А. Медведев назвал производство зерна одним из приоритетов: «При внедрении интенсивных способов земледелия, соблюдении технологии возделывания зерна и повышения средней урожайности пшеницы до 24 центнеров с гектара (достигнутой нами в 2008 году) можно получать 112-115 миллионов тонн зерна в год. А с введением дополнительных посевных площадей - 133-136 миллионов тонн».
В апреле 2010 года газета «Le Figaro» писала, что производство пшеницы в России может впервые в истории превысить её урожай в США. По мнению газеты, такой показатель является результатом новой российской сельскохозяйственной стратегии.
12 января 2009 года, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в Таможенный тариф в отношении некоторых моторных транспортных средств», подписанным 5 декабря 2008 года Председателем Правительства В. В. Путиным, вступили в силу новые, повышенные таможенные пошлины на импортируемые в Россию грузовые и легковые автомобили иностранного производства. Решение правительства вызвало массовые акции протеста в городах Дальнего Востока, Сибири и других регионов в декабре 2008 года, которые продолжились в начале января 2009 года, уже преимущественно под политическими лозунгами.
28 января 2009 года в Давосе В. Путин в своём выступлении сказал, в частности: «Нельзя позволить себе скатиться к изоляционизму и безудержному экономическому эгоизму. На саммите „Большой двадцатки“ лидеры ведущих экономик мира договорились воздерживаться от возведения барьеров на пути мировой торговли и движения капиталов. Россия разделяет эти воззрения. И даже если в условиях кризиса определенное усиление протекционизма окажется неизбежным, что мы, к сожалению, и наблюдаем сегодня, то здесь всем нам нужно знать чувство меры.». Согласно данным, обнародованным в январе 2009 года Росстатом, в декабре 2008 года падение промышленного производства в России достигло 10,3 % по отношению к декабрю 2007 года (в ноябре - 8,7 %), что стало самым глубоким спадом производства за последнее десятилетие,в целом в 4-м квартале 2008 года падение промпроизводства составило 6,1 % по сравнению с аналогичным периодом 2007 годаПо итогам января-октября 2009 г. индекс промышленного производства составил 86,7 % по сравнению с аналогичным периодом 2008 года (данные Минэкономики России). Некоторые признаки стабилизации промышленного производства не дают, однако, оснований для заметного улучшения к концу 2009 г., за исключением снижения инфляции по итогам года до уровня 8,8 % (данные Росстата). За десять месяцев 2009 г. ВВП снизился на 9,6 %.

2.2. В.В.Путин.
Родился в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург) 7 октября 1952. Окончил юридический факультет Ленинградского государственного университета в 1975. Работал в КГБ СССР, в службе внешней разведки. Находился в Германии в 1986–1990 в Дрездене в расположении частей Западной группы войск в ГДР. В 1990 ушел в отставку из КГБ в чине подполковника и вернулся в Санкт-Петербург, где работал проректором ЛГУ по международным связям, советником в мэрии, председателем комитета по внешим связям мэрии. В 1994 стал первым заместителем мэра Санкт-Петербурга А.А.Собчака, работал с Собчаком до 1996. В августе 1996 переехал в Москву, работал в Управлении делами администрации президента, в марте 1997 стал заместителем руководителя президентской администрации – начальником главного контрольного управления. В мае 1998 был назначен первым заместителем руководителя администрации президента (по работе с территориями). В июле 1998 был назначен директором ФСБ, в октябре того же года введен в состав Совета безопасности при президенте. Стал секретарем Совета безопасности в марте 1999. В августе 1999 был назначен председателем правительства. В течение осени 1999 лично контролировал ход антитеррористических военных операций на территории Чечни.
31 декабря 1999 президент Б.Н.Ельцин объявил о своей отставке и передал власть Путину как исполняющему обязанности президента. Очередные президентские выборы были намечены на июнь 2000. Однако, согласно конституции, новый президент должен был быть избран в течение 90 дней после ухода со своего поста прежнего президента. Выборы были объявлены на 26 марта 2000, и Путин легко победил на выборах, набрав 53% голосов (лидер компартии Г.А.Зюганов – 30%). Во время предвыборной кампании Путин призвал к возвращению страны к правлению закона, укреплению государства и развитию рыночной экономики под контролем властей. После инаугурации в мае 2000 назначил председателем правительства М.М.Касьянова.
Получил в наследство от Б.Н.Ельцина тяжелейшую ситуацию в Чечне, коррумпированный государственный аппарат и огромный внешний долг. За год с небольшим после своего избрания сумел погасить разгоравшийся очаг международного терроризма на территории Чеченской Республики и начать выплаты по внешнему долгу. С целью борьбы с коррупцией провел реформы политического устройства на федеральном и региональном уровнях, учредил институт представителей президента в округах. Политический курс в этой сфере был назван «укреплением вертикали власти». Весной 2001, заручившись поддержкой Государственной думы, в которой стали доминировать представители проправительственного движения «Единство», провел ряд важнейших для будущего России законопроектов – о новой системе налогообложения, о свободной купле и продаже земли, о трудовых отношениях, о пенсионном обеспечении. Полностью изменил структуру медиарынка, обеспечив влияние государства в крупнейших теле- и радиокомпаниях. Во внешнеполитической сфере выступил противником развертывания Соединенными Штатами новой системы ПРО, показал себя как приверженец прагматичного подхода к отношениям со странами Азиатско-Тихоокеанского региона.
14 марта 2004 был переизбран на пост президента страны на второй срок.
Президент В.В. Путин считает, что принципиальным результатом его деятельности на посту главы Российской Федерации должно стать возвращение России в ряды богатых, развитых, сильных и уважаемых государств мира.
Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин имеет многочисленные государственные награды и награды Русской Православной Церкви.

2.3. В.В.Жириновский.
Владимир Вольфович Жириновский, род. 25 апреля 1946, Алма-Ата, - российский политический деятель, заместитель Председателя Государственной думы (с 2000 года), основатель и председатель Либерально-демократической партии России (ЛДПР), член Парламентской ассамблеи Совета Европы. Участник четырёх президентских выборов в России в 1991-2008 гг. В. В. Жириновский - лидер одной из первых партий, возникших ещё в СССР после отмены монополии КПСС, и, начиная с первых российских президентских выборов 1991 года, неизменно присутствует в политике на более или менее заметных ролях. Его партия - (ЛДПСС, затем ЛДПР, - на выборах 1999 именовалась «Блок Жириновского») - «партия одного лидера», кадровый состав его сподвижников с течением времени сильно менялся. С 1991 года ЛДПР организовала сеть филиалов по всей России, которые вели мощную агитацию. Москвичи же не познали их влияния в такой степени, так как ставку Жириновский сделал на "периферию". К тому времени его политическая амбициозность уже была всем известна, о нем ходили анекдоты, но тем не менее, это вызывало даже некоторый интерес у русского народа. До сих пор о том "триумфе"
Жириновского до сих пор ходит шутка, что "народ пошутил". Или, все таки нет? Достаточно вспомнить его лозунги типа "каждому мужику-бутылку водки", и сразу становится ясным, почему бывшие колхозники, закабаленные почти ручным трудом, и т. н. "передовой пролетариат", который, проработав всю жизнь за 7% от реального своего труда, поддержал на выборах В. В. Жириновского и его партию. Также сыграл свою роль инфантилизм простого люда, очень легко поддавшегося пропаганде
и т.д.................

Реферат по дисциплине «Политология» выполнил студент гр. Э-25 Волощенко А.П.

Таганрогский Государственный Радиотехнический Университет

Главная особенность в процессе формирования современного политического лидерства в России заключается в том, что оно, с одной стороны, приобрело некоторые черты, характерные политическим лидерам демократических государств, а с другой - унаследовало черты, свойственные лидерам номенклатурной системы.

Номенклатурное прошлое, усугубляемое отсутствием социального контроля, ярко проявляется у посткоммунистических российских лидеров, которые воспроизводят некоторые формы и методы деятельности номенклатурной системы. В этом отношении российские политические лидеры ближе к номенклатурному, чем к западному типу лидерства.

Особенностью современных российских лидеров является и то, что они зачастую совмещают роль владельца средств производства, выполняющего функции организатора производства, и роль политика, выполняющего функции организатора политической жизни. Согласно региональному законодательству, запрет на совмещение депутатского мандата с предпринимательской деятельностью распространяется только на депутатов, работающих на постоянной основе, чем активно пользуются представители крупного бизнеса. Стоит отметить, что в странах Западной Европы большинство политических лидеров являются профессиональными политиками, а в США политические лидеры зачастую совмещают роль собственника и политика.

Еще одна особенность заключается в том, что децентрализация государственной власти, перенос центра политического, экономического и культурного влияния в горизонтальные структуры регионов способствовало значительному возрастанию роли региональных политических лидеров. Региональные лидеры до 2005 г. выдвигались населением, поэтому старались завоевать их доверие. Так, к концу правления Б.Ельцина региональные политические лидеры ощущали себя полновластными хозяевами «своих» субъектов федерации.

Политические реформы В.В.Путина способствовали ослаблению негативного влияния региональных политических лидеров на экономическую и политическую ситуацию в стране, поставили их в зависимость от федерального центра.

Можно отметить следующие особенности политического лидерства в современной России: лидеры не выполняют свои обязанности, т.к. не разработана стратегия развития, не происходит интеграции масс вокруг общих целей и ценностей, общество не защищено от беззакония и самоуправства бюрократии; политические лидеры посткоммунистического типа приспосабливаются к новым условиям деятельности, формируются «политические мутанты», соединяющие в себе черты различных стилей; политико-культурная ориентация лидеров на власть характеризует их как эгоцентричных политиков, что проявляется в приоритетном удовлетворении личных потребностей.

Одной из проблем российского общества является выявление номинального и фактического политического лидерства. Значительную роль и при демократических режимах в формировании государственной политики нередко играют неофициальные советники высших должностных лиц, которых часто называют «серыми кардиналами». Среди них люди, не занимающие официальных постов, но имеющие доступ к ключевым политическим фигурам; а также действительные политические лидеры, которые по своему влиянию могут превосходить иных министров и других официальных лиц. Поэтому при выделении из среды политических деятелей тех, кого можно считать политическими лидерами, необходимо, в первую очередь, учитывать степень их реального воздействия на политику. Эта степень далеко не во всех случаях соответствует должностному положению того или иного человека, хотя, конечно, от уровня должности в государственном аппарате или партийном руководстве прямо зависит тот или иной объем властных полномочий. Вместе с тем расстановка сил в правящих кругах может сложиться таким образом, что даже глава государства в значительной мере оказывается номинальным политическим лидером (как это было с Б.Ельциным во второй половине 1990-х гг.), а фактическая власть сосредоточивается в руках других политических лиц.

В российском обществе в настоящее время складывается новая политическая ситуация. С одной стороны, продолжают существовать немало руководителей, не обладающих качествами политических лидеров. Часть из них была «рекрутирована» еще в дореформенное время, часть позднее, по старой технологии. Сосредоточив в своих руках власть на разных уровнях, эти люди не пользуются у граждан политическим авторитетом. С другой стороны, в руководстве на первые позиции выдвинулись люди, обладающие качествами лидеров. Наконец, демократизация общества привела к появлению новой плеяды политических лидеров, вышедших на арену политической борьбы иными методами (альтернативные выборы, участие в массовых демократических движениях, митингах). Особенность этого процесса состоит в том, что он позволил выйти на политическую сцену лидерам-интеллектуалам, а не аппаратчикам.

Испытание властью - тяжелейшее испытание. Важно, чтобы современные политические лидеры концентрировали внимание не столько на использовании ее как таковой, сколько на формировании с ее помощью мотивов активной деятельности людей, здоровой общественной атмосферы, направленной на раскрытие потенциала личности. Незнание или деформации содержания и методов политического руководства служат показателем некомпетентности лидеров.

Президент Российской Федерации.

Родился в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург) 7 октября 1952. Окончил юридический факультет Ленинградского государственного университета в 1975. Работал в КГБ СССР, в службе внешней разведки. Находился в Германии в 1986–1990 в Дрездене в расположении частей Западной группы войск в ГДР. В 1990 ушел в отставку из КГБ в чине подполковника и вернулся в Санкт-Петербург, где работал проректором ЛГУ по международным связям, советником в мэрии, председателем комитета по внешим связям мэрии. В 1994 стал первым заместителем мэра Санкт-Петербурга А.А.Собчака, работал с Собчаком до 1996. В августе 1996 переехал в Москву, работал в Управлении делами администрации президента, в марте 1997 стал заместителем руководителя президентской администрации – начальником главного контрольного управления. В мае 1998 был назначен первым заместителем руководителя администрации президента (по работе с территориями). В июле 1998 был назначен директором ФСБ, в октябре того же года введен в состав Совета безопасности при президенте. Стал секретарем Совета безопасности в марте 1999. В августе 1999 был назначен председателем правительства. В течение осени 1999 лично контролировал ход антитеррористических военных операций на территории Чечни.

31 декабря 1999 президент Б.Н.Ельцин объявил о своей отставке и передал власть Путину как исполняющему обязанности президента. Очередные президентские выборы были намечены на июнь 2000. Однако, согласно конституции, новый президент должен был быть избран в течение 90 дней после ухода со своего поста прежнего президента. Выборы были объявлены на 26 марта 2000, и Путин легко победил на выборах, набрав 53% голосов (лидер компартии Г.А.Зюганов – 30%). Во время предвыборной кампании Путин призвал к возвращению страны к правлению закона, укреплению государства и развитию рыночной экономики под контролем властей. После инаугурации в мае 2000 назначил председателем правительства М.М.Касьянова.

Получил в наследство от Б.Н.Ельцина тяжелейшую ситуацию в Чечне, коррумпированный государственный аппарат и огромный внешний долг. За год с небольшим после своего избрания сумел погасить разгоравшийся очаг международного терроризма на территории Чеченской Республики и начать выплаты по внешнему долгу. С целью борьбы с коррупцией провел реформы политического устройства на федеральном и региональном уровнях, учредил институт представителей президента в округах. Политический курс в этой сфере был назван «укреплением вертикали власти». Весной 2001, заручившись поддержкой Государственной думы, в которой стали доминировать представители проправительственного движения «Единство», провел ряд важнейших для будущего России законопроектов – о новой системе налогообложения, о свободной купле и продаже земли, о трудовых отношениях, о пенсионном обеспечении. Полностью изменил структуру медиарынка, обеспечив влияние государства в крупнейших теле- и радиокомпаниях. Во внешнеполитической сфере выступил противником развертывания Соединенными Штатами новой системы ПРО, показал себя как приверженец прагматичного подхода к отношениям со странами Азиатско-Тихоокеанского региона.

Президент В.В. Путин считает, что принципиальным результатом его деятельности на посту главы Российской Федерации должно стать возвращение России в ряды богатых, развитых, сильных и уважаемых государств мира.

Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин имеет многочисленные государственные награды и награды Русской Православной Церкви.

Полномочный представитель РФ при европейских сообществах в Брюсселе и специальный представитель президента РФ по вопросам развития отношений с Европейским союзом (в ранге министра).

Михаил Фрадков родился 1 сентября 1950 года в тогда ещё Куйбышевской области. Сразу же после окончания школы он уехал в Москву и поступил в станкоинструментальный институт. Окончив институт с красным дипломом, М.Е. Фрадков по распределению попал в Дели и до 1975 года работал в аппарате советника по экономическим вопросам при Посольстве СССР в Индии. До 1984 года Михаил Ефимович трудился на различных должностях во внешнеторговом объединении «Тяжпромэкспорт» Госкомитета экономических связей СССР. Параллельно окончил Академию внешней торговли. Его карьера неуклонно шла вверх. В 1988 году он был назначен первым заместителем руководителя Главного управления координации и регулирования внешнеэкономических операций Министерства внешних экономических операций СССР.

Каждый политический лидер должен обладать специфическими чертами характера, способностью руководить и влиять на население, а также уметь достигать поставленных целей. Лидерство характеризуется использованием определенных политических стилей, которые могут быть эффективными и неэффективными, а также авторитарными и демократическими. Стиль ориентируется на решение конкретно поставленных задач, выполнение чего достигается благодаря четкому распределению ролей и функций, а также поступлению в подчинение такого индивида всех возможных и необходимых ресурсов.

Политический лидер - это человек, который должен вести за собой миллионы. А такое подвластно не каждому. Согласитесь, что далеко не все люди планеты становятся такими личностями, их единицы. Подобные способности основываются на и умении убеждать. Исходя из множества критериев, существуют различные типологии

Так, согласно масштабности различают межнациональных лидеров, а также тех, кто представляет какой-то класс или прослойку общества.

Заметим, что политический лидер, согласно теории философа М. Берне, может быть преобразователем или дельцом. Первый из них работает по принятой концепции социального развития. Что касается второго вида, то его представитель сосредотачивается на деталях, но не фокусируется на глобальной позиции разработки проекта того, каким должно получиться общество в результате проводимых мероприятий.

Интересную трактовку дал философ и политолог Парето, который разделил политических лидеров на «львов» и «лис». «Лисы» совмещают в себе умение лавировать, скрывать свои намерения, предугадывать исход ситуации, в общем, поступать хитро и осторожно. Политики-«львы» же характеризуются большей прямолинейностью в поступках, они используют методику силового давления и часто попадают в ловушки. Они борются против противника в открытую.

Заметим, что типы политических лидеров, которые разрабатываются и до сих пор, во многом формируются согласно трактовке М. Вебера. Он различал:

1. Традиционную форму лидерства, которая основана на твердой вере в устои и их непоколебимость. Примером служит ситуация, когда политическим лидером становятся не по убеждениям, а согласно традиции: сын монарха становится его преемником.

2. когда люди слепо верят в возможности вождя, обладающего харизмой и обаянием, что ему дано свыше.

3. Рационально-легальное. В этом случае политический лидер выбран народом, что основано на вере в законность порядка и легитимности процесса.

Философ из всех трех пунктов наиболее интересным считал харизматичный тип, потому что здесь доверие основано исключительно на симпатиях и божественном вмешательстве. Потому отношения такого лидера и масс носят мистический характер, причем от народа требуется полное повиновение вождю, выполняющему высшую миссию. Как правило, политический лидер такого типа встречается во многих системах.

Примерами служат следующие личности: Ленин, Сталин, Мао Цзэдун, Гитлер, Муссолини, Ф. Кастро и прочие. Причем этих вождей нельзя оценивать однозначно. В период наивысшего кризиса такой человек может только своим взглядом сплотить народ и успокоить его. Однако такое положение вещей не всегда оказывается обоснованным и безболезненным для масс.

Любой политический лидер нуждается в поддержке со стороны народа, однако, он должен иметь определенные характерные черты, отличающие его от популиста. Прежде всего, такой человек обязан уметь вести за собой народ. Причем он должен тогда, когда это необходимо, активизировать массы на действие, но и вовремя их сдержать, если ситуация будет на пределе.

политология

  • Гилимханова Гульшат Айдаровна , бакалавр, студент
  • Башкирский государственный аграрный университет
  • ПОЛОЖЕНИЕ ПОЛИТИЧЕСКОГО ЛИДЕРА
  • АВТОРИТЕТ ЛИДЕРА
  • ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ
  • ХАРИЗМАТИЧНОСТЬ
  • СОВРЕМЕННЫЙ ПОЛИТИЧЕСКИЙ ЛИДЕР
  • ПОЛИТИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ

В статье рассмотрен портрет современного политического лидера, какими качествами он должен обладать для того, чтобы соответствовать своему статусу и положению, и на этой основе рассмотрен политический портрет В. В. Путина.

  • Сравнительный анализ подходов к государственной инновационной политике
  • Государственно-частное партнерство как объект публичной политики
  • Интегрированная земельная политика как объект политологического исследования
  • Послание Президента Российской Федерации как инструмент государственного управления
  • О тенденциях международного сотрудничества в борьбе с терроризмом

Высокие нравственные качества и прежде всего верность общественному долгу, забота о людях, об общественном благе и справедливости, честность - всеми этими качествами должен обладать современный политический лидер. Учитывая значимость понятий лидерства и управления, на эту тему написаны сотни книг, учебников и монографий, в которых авторы пытаются дать ответы на главные вопросы: Кто он такой - эффективный лидер? Какую роль он играет в общественной жизни? Какие задачи он должен решать? На мой взгляд, данная тема актуальна на сегодняшний день, так как населению важно знать за каким лидером идти, и вообще, стоит ли слушать его. В общественной жизни, лидера, как центральной, наиболее авторитетной фигуры в конкретной группе лиц, можно выделить практически в каждом виде деятельности, и в любой исторический период. Термин “лидер” имеет два значения:

1. индивид, обладающий наиболее ярко выраженными, полезными качествами, благодаря которым его деятельность оказывается наиболее продуктивной.

Такой лидер служит образцом для подражания, своеобразным “эталоном”, к которому должны, с точки зрения групповых ценностей, примыкать другие члены группы. Влияние такого лидера основано на психологическом феномене отраженной субъективности, т.е. идеальном представлении других членов группы;

2. лицо, за которым данное сообщество признает право на принятие решений, наиболее значимых с точки зрения группового интереса.

Авторитет этого лидера основан на способности сплачивать, объединять других для достижения групповой цели. Такое лицо, независимо от стиля лидерства (авторитарного или демократического), регулирует взаимоотношения в группе, отстаивает ее ценности в межгрупповом общении, влияет на формирование внутригрупповых ценностей, и в некоторых случаях символизирует их.

Положение лидера вынуждает его быть очень ответственным в повседневной и политической жизни, ибо его дела, поступки, поведение, качества постоянно на виду и все это более строго оценивается людьми, и от этого во многом зависят успех или неудача той партии, того курса, того направления которому он служит. Претендента на лидерство подстерегает так же опасность полного растворения, абсолютной идентификации себя с этими интересами. В таком случае это уже не лидер, а просто вожак. Первым и необходимым качеством современного политического лидера является его способность квалифицированно аккумулировать и адекватно выражать в своей деятельности интересы широких масс. Второй решающей способностью лидера является его инновационность, то есть способность постоянно выдвигать новые идеи, или комбинировать и совершенствовать их.

От политического лидера требуется не просто сбор и инвентаризация интересов масс, и потакание этим интересам, а именно их новаторское осмысление, развитие и коррекция. Третьим важнейшим качеством должна быть политическая информированность лидера. Политическая информация описывает, прежде всего, состояние и ожидания различных социальных групп и институтов, по которым можно судить о тенденциях развития их взаимоотношений между собой, с государством и различными общественными институтами. Политическая информация должна служить, прежде всего, тому, что бы не проглядеть стыки интересов социальных групп, регионов, наций и государств в целом. Четвертое качество - чувство политического времени.

В прошлом веке у теоретиков политики весьма важной чертой лидера считалось его способность чувствовать политическое время. Выражалось это простой формулой: "Быть политиком - значит своевременно принимать меры". Опыт девятнадцатого века показал, что компромисс - царь политики - весьма капризное существо. Лидер, идущий на компромисс раньше определенного времени, теряет авторитет. Лидер, идущий на компромисс с опозданием, теряет инициативу и может потерпеть поражение (Горбачев и Прибалтика). На сегодняшний день в современной России большим авторитетом пользуются такие политические лидеры как В. В. Путин, Д. А. Медведев, В. В. Жириновский. По мнению населения, они являются ответственными и исполнительными лидерами, умеющими принимать важные решения в нужный момент и находить компромисс с заинтересованными сторонами .

Говоря о политическом портрете В. В. Путина определить непросто. Несмотря на то, что он является преемником Ельцина, народ считает Путина его противоположностью, то есть населением Владимир Владимирович воспринимается как «президент-строитель и восстановитель». Путин обладает высокоразвитым чувством реальности, способен идти на уступки, умеет находить компромисс с заинтересованными сторонами, умело принимает решения и берет ответственность на себя за них. Путин - человек сильного характера, и в своей деятельности он привык добиваться поставленных самостоятельно или заданных необходимостью целей. Кроме того, это человек твердых убеждений и ценностей. Следует признать, что рассуждать о методах Путина довольно сложно. Принятие и проведение решений, выбор той или иной государственной стратегии по определенному вопросу, новые начинания - на все это накладывает отпечаток авторитета Путина. Путин пользуется своим авторитетом для принятия сложных решений, и они поддерживаются народом, и, конечно, бюрократией. Авторитет позволяет президенту принимать судьбоносные решения, в том числе и те, которые без столь высокого авторитета были бы открыто названы неконституционными.

И, наконец, несомненно, что Путин - эпохальная фигура нашей страны: его ждали, его хотели бы видеть на посту президента и дальше, и следствия проводившейся им политики еще долго будут формировать политическую реальность России. Таким образом, современный политический лидер должен быть компетентным, харизматичным, должен знать свою аудиторию и уметь воздействовать на нее, уметь завоевать себе безграничное доверие тысяч людей товарищеским отношением к ним, заботливым удовлетворением их интересов.

Список литературы

  1. https://studsell.com/view/163147/40000
  2. http://www.ref.by/refs/68/35679/1.html
  3. Кутлиярова Р.Ф., Кутлияров А.Н. О правовом режиме имущества сельскохозяйственного кооператива // Молодежная наука и АПК: проблемы и перспективы. Материалы IV Всероссийской научно-практической конференции молодых ученых. Министерство сельского хозяйства РФ, Министерство сельского хозяйства РБ, Министерство образования РБ, Башкирский государственный аграрный университет, Совет молодых ученых университета. 2011. С.221-223.
  4. Кутлиярова Р.Ф. Правовой режим имущества сельскохозяйственных кооперативов в России // Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук / Казанский государственный университет им. В.И. Ульянова-Ленина. Казань, 2008.
  5. Кутлиярова Р.Ф., Кутлияров А.Н., Кутлияров Д.Н. К вопросу о субсидиарной ответственности членов сельскохозяйственного кооператива // В сборнике: Традиции и перспективы социогуманитарного дискурса в Центральном Казахстане: материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 20-летию факультета философии и психологии КарГУ им. академика Е.А. Букетова. 2015. С.257-262.
  6. Кутлиярова Р.Ф., Кутлияров А.Н. Паевые взносы – основной источник формирования имущества сельскохозяйственного кооператива // В сборнике: Молодежная наука и АПК: проблемы и перспективы. Материалы IV Всероссийской научно-практической конференции молодых ученых. Министерство сельского хозяйства РФ, Министерство сельского хозяйства РБ, Министерство образования РБ, Башкирский государственный аграрный университет, Совет молодых ученых университета. 2011. С. 218-221.
  7. Копылова Т.В., Кутлиярова Р.Ф. Современные проблемы развития местного самоуправления в РБ. В сборнике: Направления модернизации современного инновационного общества: экономика, социология, философия, политика, право: материалы международной научно-практической конференции: в 3-х частях. Ответственный редактор Н.Н. Понарина. 2015. С.49-51.
  8. Кутлиярова Р.Ф., Кутлияров А.Н. Источники формирования имущества сельскохозяйственного кооператива // В сборнике: Аграрная наука в инновационном развитии АПК: материалы международной научно-практической конференции, посвященной 85-летию Башкирского государственного аграрного университета в рамках XXV Международной специализированной выставки «Агрокомплекс–2015». Башкирский государственный аграрный университет. 2015. С.151-154.

Можно понимать в узком и широком смысле. В узком смысле действительный лидер — это тот, кто среди многих достойных соперников благодаря своим личным качествам выбивается на передовые позиции и ведет за собой остальных. В широком смысле лидером нередко называют назначенного «сверху» руководителя, отнюдь не обладающего лидерскими качествами. По М. Веберу, как уже говорилось, традиционным лидером может стать бездарный королевский отпрыск, получивший титул монарха в соответствии с существующими традициями.

Но, пожалуй, больше всего проблем возникает при сопоставлении таких понятий, как «лидер» и «вождь». Вожди обычно правят в диких (полудиких) племенах. Вождь приходит к власти, либо получая ее по наследству, либо захватывая силой при помощи группы единомышленников и ближайших родственников.

Вождь правит, опираясь на кровнородственные семейные связи, на преданных друзей, послушных холопов, т. с. на узкую, замкнутую, но хорошо организованную группу. При вожде общество отождествляется с государством, политика — с идеологией, воля вождя — с волей народа. Здесь налицо все признаки тоталитарного государства.

Власть вождя, как правило, непродуктивна, поэтому, чтобы оправдать свои неудачи и отвлечь народ от реальных проблем, он постоянно ищет внешних и внутренних врагов и мобилизует народ не на решение насущных задач, а на борьбу с этими мнимыми и реальными врагами.

Вождь, как правило, правит пожизненно. Пожизненное правление выгодно как самому вождю, так и его окружению. Это залог того, что до поры не вскроются (не станут достоянием гласности) преступления и злоупотребления, которые творила правящая верхушка во главе с вождем. После смерти вождя все «грехи» можно свалить на него лично и на тех людей, которые уже недоступны правосудию.

Но вожди, к сожалению, — это не далекая (древняя) история наших полудиких предков. XX столетие как никакое другое было богато на «великих» вождей: В. И.Ленин, И. В. Сталин, А. Гитлер, Муссолини, Мао Цзедун, Ким Ир Сен, Франко и т. д. Этот список можно продолжить и ныне здравствующими и самозабвенно упивающимися своей неограниченной властью вождями.

Истоки вождизма коренятся в тоталитарной идеологии и подданническом политическом сознании широких масс. Когда в Казахстане, Туркменистане и Узбекистане парламенты этих республик принимают законы о пожизненном правлении ныне действующих президентов — это верный шаг к культу личности и к появлению «великих» вождей. Такая псевдодемократия становится возможной, если народ позволяет вождю-президенту навязывать парламенту антидемократические законы.

Лидер отличается от вождя тем, что его власть не наследуется. Он не продлевает свои полномочия незаконными методами. Каждый новый лидер в открытой и честной борьбе постоянно доказывает свое и ре восход ство над соперниками. Его основная черта — новаторство. Поэтому настоящий лидер ведет общество к обновлению и прогрессу.

Культ личности — это тот же самый вождизм. Причинами его возникновения являются:

  • бесконтрольная, безмерная концентрация власти в руках одного человека;
  • наличие патриархальной, подданнической у большинства членов общества.

Вождями (как и лидерами) не рождаются. Их порождает правящая элита с «позволения» безмолвствующего народа. И это будет продолжаться до тех пор, пока народ будет позволять недобросовестным политикам создавать вождей и править в стране по законам джунглей.

Вождизм и лидерство в России

До Февральской революции 1917 г. в России правили цари, представлявшие собой (по М. Веберу) традиционное лидерство. С победой социалистической революции в России наступила эра вождей. Еще при жизни В. И.Ленина его стали называть «вождем». Но более других в роли вождя преуспел И. В. Сталин. Хитростью, коварством, точным расчетом в политических интригах он постепенно уничтожил всех своих оппонентов и сконцентрировал в своих руках абсолютную власть.

Другой причиной появления в СССР «великого и ужасного» вождя всех времен и народов явилось то, что большинство граждан страны были носителями патриархальной и подданнической политической культуры. Многие столетия правления абсолютной монархии в России и патриархальный уклад жизни заложили в сознание и подсознание народа устойчивые представления о том, что во главе государства обязательно должен находиться всемогущий царь, вождь, генеральный секретарь.

Власть преемников Сталина (Н. С. Хрущева, Л. И. Брежнева и др.) была частично ограничена таким партийным органом, как Политбюро ЦК КПСС, и термин «вождь» по отношению к ним почти перестал употребляться. Однако они по сути также являлись вождями.

В начале 90-х гг. XX в. первый Президент РФ Б. Н. Ельцин сумел сконцентрировать в своих руках почти неограниченную политическую власть. Но экономическая власть к середине 90-х гг. оказалась в руках небольшой группы приближенных к нему лиц — олигархов, что позволяло им манипулировать Президентом РФ. В конце своего второго президентского срока, очевидно, опасаясь за то, что с избранием нового независимого от «семьи» президента ему (Ельцину) и его ближайшему окружению придется ответить за многие принятые в период правления политические решения, Б. Н. Ельцин, не дожидаясь президентских выборов, в конце декабря 1999 г. передал всю полноту власти В. В. Путину, которого буквально накануне назначил Председателем Правительства РФ.

Такая форма передачи власти характерна не для демократической республики, а для монархического или тоталитарного государства. Этот прецедент является первой составляющей вождизма . Суть ее заключается в том, чтобы власть не досталась «чужакам». В подобных случаях в преемники выбирают «надежного» с точки зрения лояльности уходящему вождю и его ближайшему окружению человека.

В любом демократическом обществе такая передача власти возмутила бы свободных граждан и преемник не имел бы никаких шансов победить на предстоявших президентских выборах. Однако В. В. Путин на выборах 2000 г. набрал необходимое число голосов и стал законно избранным Президентом РФ. Возникает вопрос: почему народ оказал ему доверие?

Дело в том, что в этом сыграла свою роль вторая составляющая вождизма - подданническая политическая культура, носителями которой являются большинство российских граждан. Подданные, как правило, голосуют за того, кто находится у власти. Кроме того, В. В. Путин и его «команда» имели возможность использовать всю мощь властного ресурса (в том числе и средств массовой информации) для агитации в свою пользу. Нельзя не учитывать и того, что в конце 1999 г. люди устали от неэффективного, «вечно» больного и непредсказуемого Б. Н. Ельцина. Поэтому фактор ожидания хоть каких-нибудь перемен тоже нельзя сбрасывать со счетов.

Находясь на президентском посту с 2000 по 2008 г., В. В. Путин проявил себя как рациональный и волевой лидер. За время пребывания на посту Президента РФ он сумел восстановить вертикаль власти и предотвратил намечавшийся распад страны. Значительно повысился авторитет России в мире. В определенной мере повысились доходы российских граждан. Поэтому все эти годы правления большинство российских граждан воспринимали В. В. Путина как рационального лидера и гаранта стабильности в стране, которому пока нет альтернативы.

На прошедших 2 марта 2008 г. президентских выборах граждане РФ значительным большинством голосов (70,23 %) избрали нового Президента РФ — Д. А. Медведева, которого выдвинули в качестве кандидата четыре политические партии и поддержал В. В. Путин.

Роль политического лидера в России в силу исторически сложившихся причин очень велика и непредсказуема. Так, придя к власти, В. И. Ленин провозгласил принципиально новый вектор развития страны. Сталин во многом ревизовал наследие Ленина, Н. С. Хрущев развенчал культ личности Сталина, а Л. И. Брежнев — волюнтаризм Хрущева. М. С. Горбачев объявил перестройку, предполагавшую строительство социализма с человеческим лицом. Б. Н. Ельцин способствовал развалу СССР и отменил монополию КПСС на власть в стране и привел страну к краю пропасти. В. В. Путин оценил время правления Ельцина периодом хаоса и развала и взял курс на укрепление государственности. Новоизбранный Президент РФ делает только первые шаги, поэтому оценку его деятельности давать пока рано.

Особенность менталитета россиян состоит в значительном влиянии патриархальных традиций на оценку и восприятие политического лидера. Поэтому для большинства россиян, не уверенных в своих возможностях, важнейшим фактором оценки лидера является «справедливость». Другой фактор — «честность». Он обусловлен тем, что каждый умерший или свергнутый лидер обвинялся во всех смертных грехах. Так, по данным ВЦИОМ, за 2007 г. в рейтинге наиболее важных качеств политического лидера страны 62 % респондентов назвали «честность и справедливость», 21 % — «близость к народу», 18 % — «ум, знания, мудрость».

Каждый значительный лидер или вождь занимает свое место в истории страны и отождествляется с проводимой им политикой. Так, Александр II вошел в историю страны как «освободитель», П.А.Столыпин — как «реформатор». Мы говорим: «ленинская электрификация», «сталинская индустриализация», «сталинский террор», «хрущевская оттепель», «брежневский застой», «ельцинский беспредел», «путинская стабилизация» и др. В каких выражениях мы будем оценивать период президентского правления Д. А. Медведева, покажет время.