Гражданская война в Сирии: причины и участники. Конфликт в Сирии: стороны, с чего всё началось

Гражданская война в Сирии: причины и участники. Конфликт в Сирии: стороны, с чего всё началось
Гражданская война в Сирии: причины и участники. Конфликт в Сирии: стороны, с чего всё началось

1. Введение

Сирийский конфликт, или как утверждают некоторые обозреватели «сирийская война», предстаёт перед нами как полный набор всевозможных конфликтов: социальных, религиозных, внутриполитического и внешнеполитического характеров. Конфликтную ситуацию дополняет тяжёлая экономическая ситуация в стране, высокий уровень дифференциации населения и, конечно, прошлый опыт «арабской весны».

На довольно унылом фоне разворачивается вооружённое столкновение, что называется, в лучших традициях холодной войны. Как и прежде, сирийский конфликт иллюстрирует розыгрыш геополитической карты. С одной стороны Сирия – это верный и, наверно, единственный союзник на ближнем восходе. С другой – диктаторский режим, нуждающийся в немедленном свержении для формирования «опорной площадки» для будущих кампаний.

Сложность рассматриваемого конфликта также заключена в отсутствии какого-нибудь компромиссного решения для обеих сторон, что, возможно, единственное, с чем согласны все обозреватели, анализирующие конфликт. Насколько правомерно вмешательство иностранных игроков во внутриполитические события государства и как можно оценить использование иностранного вооружения против своих же граждан? Как посадить стороны за стол переговоров? На эти вопросы так и не смогли ответить уполномоченные представители Лиги Арабских Государств и Организации Объединённых Наций.­

В данной работе была сделана попытка проанализировать и представить все возможные точки зрения в отношении Сирийского конфликта, а также выявить основные тенденции для понимания его дальнейшего развития.

2. Определение и ход конфликта

Гражданская война в Сирии – массовые антиправительственные волнения и беспорядки в разных городах Сирии , направленные против президента страны Башара Асада , а также на прекращение почти пятидесятилетнего правления партии Баас , которые осенью 2011 года переросли в открытое вооружённое противостояние. Так называемый сирийский конфликт является частью более широкой «Арабской весны» – волны социальных потрясений по всему арабскому миру .

Среди субъектов конфликта можно выделить внутриполитические: с одной стороны - Президент Сирии Башар Асад; Вооруженные силы Сирии; ПАСВ (Партия арабского социологического возрождения), с другой стороны: Национальный совет Сирии (Syrian National Council); Свободная армия Сирии (Free Syrian Army). А также внешнеполитические: КНДР, Иран, Россия, Венесуэла; с другой стороны: США, Великобритания,Франция, Саудовская Аравия, Катар, Ливия.

Правительственные силы состоят из армии и многочисленных спецслужб, так же их поддерживают движение Хезболла и т.н. «шабиха» - полувоенные формирования «помощников», формирующиеся из полууголовных элементов (щегловин новая сирия). Руководящим органом повстанцев является Сирийский национальный совет; крупнейшей боевой организацией, воюющей против правительства, является Свободная армия Сирии. Кроме того, поступают сообщения о том, что на стороне повстанцев воюют боевики Аль-Каиды и других террористических организаций, а так же иностранные наемники.

В январе 2011 г. во многих странах Северной Африки и Ближнего Востока произошли крупные волнения, в результате которых в частности ушли в отставку президент Туниса и президент Египта, а в Ливии конфликт между повстанцами и силами, лояльными Муаммару Каддафи привел в военному вмешательству ООН. На волне событий арабской весны в Сирии начались митинги с требованием отмены чрезвычайного положения и политических реформ.

Уже в марте волнения переросли в столкновения с полицией. Башар Асад отправил в отставку губернатора провинции Дараа. Вскоре было отменено положение в конституции Сирии, которое объявляло партию ПАСВ или «Баас» «руководящей и направляющей в обществе и государственном управлении, также президентом страны была принята отставка правительства Сирии. Позже было отменено чрезвычайное положение в Сирии, действовавшее в стране с 1962 года. Однако, несмотря на данные уступки сирийского руководства, накал событий продолжал расти, в том числе наблюдался рост числа жертв.

В мае 2011г. в качестве одной из первых попыток разрешить конфликт США и ЕС вводят санкции в отношении Сирии (запрет экспорта оружия, заморозка счетов, лишение права на въезд чиновников сирийского правительства). Август 2011г. обозначился внутренними изменениями в политической системе Сирии – Башаром Асадом был подписан декрет о введении многопартийности.

В сентябре произошла попытка урегулирования конфликта – на совете безопасности ООН был внесен проект резолюции (США, Великобритания, Франция, Португалия). Россия и Китай наложили вето. Причиной было определено отсутствие в резолюции пункта, исключающего вооруженное вторжение в Сирию.

В ноябре было решено приостановить членство Сирии в Лиге арабских государств, против страны также были введены экономические санкции.

Декабрь 2011 г. – новая попытка урегулирования конфликта – Сирия согласилась на сотрудничество с ЛАГ, предложившей мирный план (вывод правительственных войск из городов и освобождение политзаключенных). На территорию страны были допущены наблюдатели, однако вскоре, в связи с ростом насилия ЛАГ свернула миссию наблюдателей.

В феврале 2012 г. осуществилась еще одна попытка урегулирования конфликта, однако Россия и Китай снова наложили вето на новый проект резолюции совета безопасности ООН по Сирии, предложенный Марокко. Причина: «односторонние выводы об исключительной ответственности сирийского правительства за эскалацию насилия в стране».

Башар Асад одобрил проект конституции, согласно которой страна отказывалась от ранее законодательно закрепленной ведущей роли партии «Баас». Состоялся референдум, по которому документ поддержало 89 % избирателей.

Март 2012 г. – саммит ЕС признал Национальный совет Сирии «легитимным представителем сирийцев»;

В мае состоялись внеочередные парламентские выборы, в которых впервые принимали участие несколько партий, по результатам которых 73 % депутатских мандатов получили сторонники Башара Асада. Оппозиция бойкотировала, как референдум, так и парламентские выборы.

16 июля представители ССА объявили, что в 20 часов по местному времени начнётся массовое наступление на регулярные войска и вооружённые отряды (в том числе «Хизбалла » и Стражи Исламской революции) поддерживающие правительство. Повстанцы называют наступление на Дамаск операцией «Дамасский вулкан ».

Операция привела к убийству Министра обороны Сирии Дауд Раджиха в результате теракта, осуществлённого террористом-смертником в здании местной службы безопасности в Дамаске . Ранения получили ещё несколько министров. Хиллари Клинтон призвала мировое сообщество оказать давление на Россию вопросе подписания предложенной странами Запада резолюции по Сирии. Госсекретарь США считает, что Россия должна подписать документ, который предусматривает жёсткие санкции против президента Башара Асада. Москва обещает заблокировать проект. В российском проекте санкции не упоминаются, при этом Москва предлагает продлить на три месяца мандат миссии наблюдателей ООН в Сирии, истекающий 20 июля. Недовольство проектом Клинтон также выразил Китай. Накаленная обстановка привела к единогласному решению Совета Безопасности ООН о продлении миссии наблюдателей ООН в Сирии на 30 дней. В последствии военных столкновений в Дамаске, Лига арабских государств (ЛАГ) призвала президента Сирии Башара Асада покинуть свой пост «ради спасения страны», а оппозицию и Свободную сирийскую армию начать формирование переходного правительства национального единства.

Следующий этапов противостояния можно выделить битву за Алеппо. Повстанцы объявили о начале кампании по захвату второго по числу жителей города страны, её делового центра –Алеппо . Вооружённые отряды оппозиции вели бои с правительственными войсками в предместьях этого города. На северном направлении им удалось пробиться в пределы городской черты и приступить к штурму местной штаб-квартиры органов госбезопасности. 24 июля Официальный представитель Сирийского национального совета Джордж Сабра заявил, что оппозиция готова согласиться на временную передачу власти в стране одному из соратников президента Башара Асада . 26 июля Повстанческая Свободная армия Сирии заявила, что захватила контроль над половиной города Алеппо. 28 июля Сирийская армия начала контрнаступление на Алеппо.

2 августа Кофи Аннан подал в отставку с поста спецпосланника ООН и Лиги арабских государств (ЛАГ) по Сирии в связи с безрезультатностью предложенного им мирного плана по разрешению сирийского кризиса.

В декабре 2011 возникает новая повод для столкновения – боевики заявляют, что в ближайшее время начнут производство химического оружия - нервно-паралитического газа.

6 января 2013 Президент Сирии Башар аль Асад по национальному телевидению обратился к сирийскому народу, призвал сплотиться против боевиков (оппозиционеров), финансируемых Западом. Также он предложил провести в стране новые выборы, по итогам голосования сформировать коалиционное правительство, объявить всеобщую амнистию и т. п.

30 января руководитель Национальной коалиции оппозиционных и революционных сил Сирии шейх Ахмед Муаз аль-Хатиб выразил готовность провести прямые переговоры об урегулировании вооруженного конфликта с представителями президента Башара Асада.

12 февраля число жертв в войне в Сирии (по данным ООН) превысило 70 000 человек. 25 марта ООН сокращает по соображениям безопасности своё присутствие в Сирии. 8 апреля группе экспертов ООН, расследующих факты применения химического оружия, отказано в возможности работать в Сирии.

25 апреля министр обороны США Чак Хейгел заявил что власти Сирии вероятно применяли химическое оружие. По его словам к таким выводам пришла американская разведка.

Если отойти от хронологии конфликта и обратиться к аналитике, то можно выделить три стадии процесса, однако эксперт описывал данные этапы лишь в конце 2012 г.

Первая стадия - начало-середина 2011 года. В этот период на территорию Сирии были отправлены иностранные «миссионеры» с немалыми финансовыми ресурсами, организующие демонстрации протеста, подстрекающие к столкновениям с полицией, налетам на государственные учреждения и полицейские участки. В ходе демонстраций они же устраивали провокации, целью которых было пролитие крови - и именно в этот период количество жертв среди сотрудников полиции в разы превышало количество погибших демонстрантов и гражданских лиц.

Второй этап начался, когда «миссионеры» превратились в «вербовщиков», начав вербовочную работу среди маргинальных групп населения. Стоит отметить, что экономическая ситуация в Сирии в период 2008-2010 годов сложилась крайне тяжелой - жестокая трехлетняя засуха привела к массовой миграции с севера страны, сотни тысяч беженцев-палестинцев, проживающих на территории Сирии и около полумиллиона беженцев-суннитов из Ирака представляли и до сих пор представляют крайне питательную почву для подобного рода вербовки. Второй этап конфликта привел к тому, что численность противостоящих власти людей, готовых и способных на разрушение государства, грабежи, насилие, убийства, резко - буквально на порядок - возросла в течение полугода.

Наконец, третья стадия процесса началась ближе к концу 2011 года. Произошел резкий сдвиг ситуации - завербованные грабители, насильники, уголовники стали сбиваться в группы и группировки, в которые немедленно пошло внедрение опытных руководителей - как из числа иностранцев, так и из числа местных уголовных авторитетов. Произошла структуризация банд подполья, начались поставки оружия и захват его на территории страны. В это же время на территории Ливана и Турции началось создание лагерей подготовки, в которые начали прибывать граждане исламских стран, завербованные для борьбы с кровавым режимом.

3. Причины сирийского конфликта

Разобравшись с ходом событий, необходимо разъяснить причины конфликта, а также рассмотреть интересы и участие в нем как внутренних, так и внешних субъектов. Согласно докладу эксперта ООН, причины сирийского конфликта разделяют на внутриэкономические и внешнеэкономические. Эксперт указывает на отсутствие причин внутриэкономических, так как «…по состоянию на конец 2010 г., основные национальные макроэкономические показатели смотрелись весьма неплохо на фоне среднемировых… Сирия, хотя и испытывает серьезные трудности в экономическом отношении, тем не менее, развивается темпами, которые удерживают ее от сваливания в застой и уберегают от кризисных ситуаций национального масштаба».

Что же касается внешнеэкономических, то среди них выделили: строительство газоперерабатывающих заводов и сети нефте- и газопроводов связывающих Египет, Иорданию, Сирию, Иран, Ирак, Азербайджан. В подобных абмициозных проектах участие американских и западноевропейских компаний не предусматривалось. Предпочтение отдавалось российской компании. Таким образом, в данном регионе увеличивалась роль Ирана, Сирии, Турции и России.

Также среди причин эксперт ООН выделяет и религиозные противоречия: конфликт между суннитами и аллавитами.

Однако, совершенно иного мнения о причинах конфликта другие исследователи сирийской проблемы. В основном внимание обращается на две причины: социально-экономическая и религиозная, и именно в их переплетении и заложены основы сирийского кризиса. Первая означает низкий уровень жизни и экономической ситуации в стране, не смотря на положительные показатели представителей ООН.

Что касается религиозной причины – здесь дело обстоит намного сложнее. Конфликт между алавитами и суннитами, если шире – шиитами и суннитами или, еще шире – христиан с мусульманами сводится на нет.

Конфронтация заложена на ином уровне. Со времен французского влияния и дальнейшего социалистического курса страны часть общества значительно отошла от ислама и сохраняет лишь формальную связь с религией. Как правило, это представители правящих кругов и среднего класса, госаппарата, интеллигенция, люди, получившие европейское образование, коммунисты, атеисты, прозападные либералы и т.д. К ним примыкают религиозные меньшинства – христиане, друзы и алавиты, в среде которых в основном религия так же не играет глобальной роли. Вся совокупность может по-разному относится к политике партии БААС, но она едина в одном – светский характер сирийского государства ни в коем случае не должен быть изменен. Если в начале сирийских событий часть либералов и была настроена оппозиционно, то в данный момент они поддерживают действующее правительство, чему послужили события в Ливии, Египте, Тунисе а так же в самой Сирии. На скорую руку сбитый оппозиционный Сирийский Национальный Совет (СНС), который заявляет о приверженности идеям демократии и либерализма, на события внутри страны не влияет и Сирийскую Свободную Армию (ССА) практически не контролирует. Сам же СНС состоит из эмигрантов и политических беженцев, давно утративших реальную связь с родиной и не пользуется практически никакой популярностью среди сирийцев.

Как правило, светски настроенные сирийцы проживают в основном в крупных городах, больше всего, что естественно, в Дамаске, Алеппо, Латакии, именно здесь уровень жизни и образованности гораздо выше. Именно здесь у ССА почти нет социальной базы, в отличие от более мелких городов и сельской местности, где чаще всего восстания и возникают. Как раз на периферии недовольство экономической ситуацией, подогреваемое религиозными лозунгами максимально высоко. Что касается стран Персидского залива, то они лишь воспользовалась данной социально-религиозной дифференциацией сирийского общества и профинансировали дальнейшую радикализацию этих слоев населения с целью достижения своих собственных интересов. Интересы эти отнюдь не связаны с восстановлением исламского халифата а более прозаичны – к примеру, налаживание поставок нефти и газа в Европу через территорию Сирии.

Другой взгляд на проблему принадлежит Ю.Щегловину, который оценивает развитие действий в Сирии с точки зрения религиозного противостояния. Он отмечает: «Типичная картина заключается в том, что обычно в черте одного города или населенного пункта центр сопротивления сосредоточен в суннитских кварталах, при этом алавитские или христианские кварталы сохраняют спокойствие. В том же Хомсе вооруженное сопротивление сконцентрировано в восьми суннитских кварталах, между тем как два алавитских войной фактически не затронуты».

Также он замечает и особое положение алавитской общины, которая также начинает оказывать противодействие центру. Ранее лояльная Башару Асаду «алавитская» Латакия также «отметилась» рядом протестных выступлений. В частности, алавитские демонстрации протеста против центральных властей были зафиксированы в пригородах Латакии Мошкита, Демсархо, Бескази. Они были немногочисленны, но что принципиально - в них участвовали алавиты. Это может косвенно указывать на начало расслоения внутри этой общины. Однако действия алавитской общины определены опасениями в отношении перспектив своего физического выживания в случае ухода Асада. И здесь его фигура рассматривается именно в контексте гаранта этой безопасности, какие бы личные симпатии или антипатии к нему те или иные представители алавитской общины не испытывали. По мнению Щегловина, тем же объясняется лояльность режиму в своей основной массе со стороны христиан, армян, черкесов и курдов. В последнем случае имеется еткая линия поведения на соблюдение нейтралитета, которая поддерживается и руководством иракских курдов в лице Масуда Барзани.

4. Интересы других государств

Интересы внешнего мира в сирийском конфликте также противоречивы. В целом можно выделить две точки зрения – прозападную либерально-демократическую и антизападную, на почве которой прекрасно сходятся различные силы, от националистов до коммунистов.

Позиция либеральных сил в целом совпадает с позицией западных стран и сводится к тому, что угнетенный тираном сирийский народ борется за свободу и демократию с тоталитарным режимом. Данный взгляд априори предполагает порицание любых действий со стороны властей, даже направленных на стабилизацию ситуации в Сирии, а подавление вооруженных полубандитских формирований становится «борьбой с собственным народом».

Подобную точку зрения можно легко поддавать критике, ведь странам Ближнего Востока чуждо понятие демократии и любая европейская, или же западная идеология столкнется с устоявшимися принципами шариата. Если даже под внешним давлением и проводятся действительно демократические выборы, эти выборы становятся последними демократическими, к власти приходят либо исламисты либо военные и непременно устанавливают такой же авторитарный строй.

Антизападная позиция часто переходит в теорию заговора, согласно которой США стремятся установить контроль над еще одной страной, кроме этого ликвидировать единственного в регионе союзника Ирана перед будущей с ним войной. Также ее главной целью считают вытеснение с Ближнего Востока России. Данная позиция также может быть оспорена, так как Сирия не интересна для США ни со стратегической, ни с экономической точек зрения.

Другие представители этой теории считают, что политические и военные акции оппозиции в Сирии происходят в первую очередь по инициативе и при финансовой, военной поддержке Саудовской Аравии и Катара, США же лишь лоббируют их политические интересы на международной арене. Несомненно это так, так же как и то, что Россия поддерживает правительство Сирии по всем тем же пунктам ввиду своих интересов. Свои интересы здесь есть и у Турции, и у Израиля и у Ирана.

Следует отметить, что без внутренней поддержки в самой Сирии любая инициатива внешних сил была бы обречена на провал. Не стоит воспринимать сирийскую оппозицию лишь как бандитов, так же как и не стоит воспринимать правительственные войска как миротворцев.

Ни для кого не секрет, что сила сирийской оппозиции – в разнообразной по форме внешней поддержке. «Революция» была бы обречена на поражение без постоянного притока иностранной помощи оппозиционерам (деньги, оружие, боеприпасы) и внешнего вмешательства (постоянный приток «революционеров» из-за рубежа – в основном из арабских стран). Особое значение имеет мощная политическая поддержка США, Великобритании, Франции, стран ССАГПЗ, Турции. Вооруженные формирования непримиримой сирийской оппозиции представлены силами «Сирийской свободной армии» (ССА насчитывает, по разным оценкам, от 3 тыс. до 100 тыс. бойцов; состоит по преимуществу из суннитов, которые дезертировали после начала волнений из армии Сирии; постоянно пополняется джихадистами из Ливана, Ирака, Туниса, что власти этих стран не раз признавали официально), радикальных исламистов из движения «Джабхат ан-Нусра» (около 5 тысяч обученных и хорошо вооруженных бойцов) и отрядами разрозненных джихадистских групп.

А.Федорченко также придерживается мнения о религиозном факторе разжигания событий в Сирии. Он разделяет исламистские движения за пределами Сирии на три группы: «Братья-мусульмане», салафиты и джихадисты. При всех идейных и организационных различиях среди них в данном случае следует выделить джихадистов – сторонников насилия и противников любых элементов электоральной демократии и плюрализма. Именно они составляют основу «Джабхат ан-Нусра» и более мелких джихадистских групп, противостоящих армейским частям и силам безопасности САР. Растущие по численности джихадистские группировки, состоящие из боевиков, прибывающих в Сирию из других арабских стран, Турции и даже Европы все больше выступают в качестве отдельной, неконтролируемой силы.

Следует признать, что в определенной степени сам сирийский режим способствовал формированию радикальных исламистских течений на территории страны - много лет он предоставлял убежище разного рода экстремистским и террористическим организациям. В обмен на приют исламисты не беспокоили местные власти, действуя за пределами Сирии, в том числе против американских войск в Ираке и антисирийских политиков в Ливане, участвовали в операциях против Израиля. Здесь просматривается прямая аналогия со взаимоотношениями США и радикальных исламистов, тем более что с началом «арабской революции» джихадисты повернули оружие против режима Б. Асада.

Примечательно, что США и НАТО заинтересованы в том, чтобы в процессе достижения силового перевеса повстанцев ввести военную активность оппозиционеров в контролируемое русло, минимизировать влияние исламистских радикалов. Вашингтон опасается исламистской опасности в случае падения вертикали власти в Сирии. Исламистское кольцо может замкнуться в единое целое.

Нарастание внешней поддержки оппозиционных сил нарушит баланс сил в сирийском конфликте и приведет к устранению нынешнего сирийского руководства. Есть основания предположить, что после падения правящего сирийского режима гражданская война продолжится и перекинется на соседние арабские страны. Алавиты, шииты, христиане, курды вполне могут развернуть широкомасштабную партизанскую войну, причем еще более ожесточенную, чем это было в Ираке.

Для США Сирия, очевидно, станет своего рода полигоном, где американцы смогут отрабатывать свою новую стратегическую установку: поддерживать и продвигать к власти на Ближнем Востоке умеренных исламистов, готовых установить союзнические отношения с этой страной.

В настоящее время США и ЕС предоставляют вооруженной оппозиции средства коммуникации, а также продукты питания и медикаменты, но пока не намерены поставлять оружие. Сдержанность стран Запада в этом вопросе возросла после того, как одна из основных действующих в Сирии исламистских вооруженных группировок - «Джабхат ан-Нусра»- в апреле 2013 года заявила о клятве верности главарю международной террористической сети «Аль-Каида».

И все же США и их союзники не отказываются от планов совершить силами объединенной коалиции вооруженную интервенцию с целью установить контроль над складами химического оружия сирийской армии. Для координации совместных действий в этом направлении уже состоялись несколько международных встреч – с участием США, Великобритании, Канады, Франции, Иордании, Чехии, Катара и Израиля.

Вашингтон активизировал свою деятельность по усилению международной блокады Сирии. Иордания фактически отошла от своей и до этого не очень прочной позиции нейтралитета по отношению к сирийскому кризису; под американским давлением Алжир отходит от безусловной поддержки Дамаска. Ужесточаются экономические санкции против Сирии. 19 апреля ЕС ввел эмбарго на поставку нефтепродуктов из Сирии, а американские санкции против сирийских чиновников распространились на крупных бизнесменов из этой страны или имеющих сирийское происхождение.

Позиция Анкары по сирийской проблеме достаточно противоречива. С одной стороны, турецкое руководство видит раздробленность сирийской оппозиции. Даже в случае силового захвата турецкими войсками некоторой части сирийской территории, оппозиция не способна создать там мощный плацдарм для движения на Дамаск.

С другой стороны, турецкое общество, которые ныне расколото на «кемалистов» и исламистов, в своем подавляющем большинстве выступает за укрепление отношений с Российской Федерацией, которые из-за разногласий по сирийскому вопросу переживают период охлаждения. Именно поэтому позиция РФ служит сильнейшим сдерживающим фактором для осуществления Турцией в САР военного сценария по примеру Ирака или Ливии.

Кроме этого, в Анкаре учитывают важность развития торгово-экономического сотрудничества с Ираном. В частности, турки получают значительные финансовые средства от проведения в интересах ИРИ банковских операций, транзита туркменского природного газа, поступающего по иранской территории, а в перспективе – транзита углеводородного сырья. Анкару и Тегеран серьезно сближают курдская проблема, нежелание пускать в регион внешних игроков и антиизраильская риторика. Оба государства активно вовлечены в сирийские дела и стараются избегать прямого столкновения здесь национальных интересов.

Учитывая вышеизложенное, Анкара заинтересована в ограниченном вовлечении Тегерана в разрешение сирийского кризиса на основе создания специальной трехсторонней комиссии в составе Иран, Турция и Россия или Иран, Турция и Египет (существует и еще один формат в составе Турции, Египта и Саудовской Аравии).

Российский исследователь В. Евсеев отмечает, что внутри НАТО сейчас нет стран, которые бы считали необходимым начать военную операцию против САР. Даже Франция пока не видит в этом необходимости. Но это не исключает ее проведение со стороны группы государств-членов НАТО или оказание поддержки, в первую очередь информационной, действиям Турции, если она начнет военную операцию самостоятельно.

Вполне возможно, что негативный пример Ливии стал серьезным уроком для США. И, несмотря на вовлеченность в сирийские дела, в Вашингтоне осознают собственную неготовность к вооруженному вмешательству.

Вновь избранный президент Барак Обама является противником такой военной операции. Как следствие, американская администрация будет воздерживаться от прямого вовлечения в сирийский конфликт.

США до сих пор сохраняют войска в Ираке и готовятся к существенному их сокращению в Афганистане. Эти войска можно было бы использовать в Сирии, но такую необходимость будет крайне трудно обосновать для американцев, особенно в условиях сохраняющейся экономической депрессии.

Сирия не является основным внешнеполитическим противником США. Китай выступает в этом качестве на глобальном уровне, а Иран – на региональном. Именно против них концентрируются основные военные ресурсы. Их отвлечение, например, на затяжную войну с Сирией (скорее всего, она пойдет по иракскому сценарию), не поддержат аравийские монархии. С другой стороны, для США в отношении Сирии существует «красная линия», обусловленная сохранностью имеющихся там запасов химического оружия. В случае кражи его образцов или захвата соответствующего арсенала со стороны радикальной оппозиции американцы будут вынуждены немедленно вмешаться.

5.Вывод

Несмотря на попытки определить различные стороны сирийского конфликта, ситуация в Сирии остается неясной. Скорее всего, в ближайшие шесть месяцев президент Башар Асад удержит власть, но не сможет контролировать территорию всей страны. Вооруженная оппозиция будет продолжать попытки объединиться и установить контроль над одним из крупных сирийских городов (в первую очередь на эту роль претендует Алеппо). Если это удастся, то оппозиция сформирует собственные органы исполнительной власти, которые поспешат признать «внешние спонсоры».

Прогноз на вторую половину 2013 года более сложен. По-видимому, этот период станет решающим для президента Башара Асада, а время может начать работать уже на действующую власть. Почти половина населения страны, включая многочисленные национальные и религиозные меньшинства, не видят другой альтернативы действующей власти и боятся «братьев-мусульман» и исламских экстремистов. Все это, учитывая поддержку со стороны России и Ирана, дает президенту Башару Асаду шанс, которым он обязательно воспользуется.

Пока трудно сказать, чем именно закончится война в Сирии - есть признаки постепенного улучшения ситуации - армия продолжает успешно останавливать отряды боевиков, приобрела очень серьезный современный опыт ведения самых сложных боевых действий. Однако есть признаки и дальнейшего ухудшения обстановки - как в плане ведения боевых действий, но главное - резком осложнении условий жизни и деятельности сирийцев. Так или иначе, но Сирия при любом исходе этой войны оказывается отброшенной в своем развитии на десятилетия. Изменения в организационном строении сирийских силовых структур слишком микроскопичны, чтобы как-то существенно улучшить ситуацию. Перевод войны в область конфессионального противостояния - вот, пожалуй, самая главная опасность будущих этапов этой войны. Тогда у Сирии практически не остается шансов на сохранение своей государственности и целостности. Наверняка можно сказать лишь одно – конфликт будет иметь затяжной характер, а его развитие будет принципиально отличаться от ливийского или иракского сценария.

Зимой 2011 года в ранее цветущем мирном государстве Сирия прогремели первые выстрелы. Страна вступила в затяжной внутренний конфликт. Гражданская война в Сирии на сегодняшний день, по официальным данным международных организаций, унесла жизни более двухсот тысяч человек.

Довоенная Сирия

Все, кто хоть раз бывал в стране до войны, сравнивают ее с экзотическим древним уголком земли, который воспевают поэты в своих твореньях. Это действительно так. Сирия - страна с многовековой историей, культурой, старинными постройками, улочками и храмами. Раньше это было развивающееся государство Ближнего Востока. Не все проходило гладко. Сирия не имеет огромных природных богатств, поэтому население не слишком процветало. Огромную роль играл аграрный комплекс. Раньше эта маленькая жемчужина Востока была государством, в котором было безопасно жить. У населения был высокий уровень социальной защищенности, что очень важно для восточного государства. Страна стояла на пути либерализации, но гражданская война в Сирии разрушила все планы и надежды людей на светлое будущее.

Причины столкновений

Что же случилось? Почему этот уголок спокойствия разрушила война? Существует ряд причин, как внутренних, так и внешних, низвергших государство в ту пучину противоречий, в которой оно сейчас находится.

Внутренняя причина войны в Сирии прежде всего заключается в медленном росте экономического благосостояния населения страны. Но бедность нельзя назвать ключевой предпосылкой столкновений. Хотя многие исследователи уверены, что именно в самых незащищенных кругах населения начали шириться мыли о противостоянии правительству.

Вторая причина - либерализация общества. Естественно, почувствовав пьянящий вкус европейских свобод, от них трудно отказаться. Сейчас в самой Сирии очень мало осталось тех идейных зачинщиков конфликта. Но, со слов некоторых из них становится ясным, что люди хотели большей свободы. Они не желали, чтобы каждый их шаг регламентировался государством, женщины мечтали снять паранджу, учиться и работать.

Новый президент Башар Асад, пришедший к власти в 2000 году, задумал ряд реформ, но ему нужно было действовать быстро. А молодой политик придерживался привычной национальной медлительности.

Удивительно, но сегодня участники первых антиправительственных митингов скрываются на территориях, подконтрольных государственной армии. Поскольку только здесь можно укрыться от ужасов, которые принесла гражданская война в Сирии.

Религия на Востоке всегда была яблоком раздора, она тесно связана с политикой. Мусульманские фанатики со своими группировками стали провокаторами столкновений.

Среди внешних причин можно выделить такие, как передел сфер влияния на Ближнем Востоке между крупными игроками мирового рынка и поддержка оппозиции со стороны террористов всего мира.

Президент Башар Асад

В 2000 году новый президент из рода правящей династии Асадов сменил на посту главы государства своего отца Хафеза Асада после его кончины. Выборы в довоенной Сирии нельзя назвать демократическими, поскольку кандидатура на правящий пост выдвигалась только одна.

И тем не менее новый президент хотел перемен в своем государстве. В его планах были реформы банковской, налоговой сферы, модернизация экономики, да и вообще постепенная либерализация сирийского общества.

С приходом к власти Башара началась постепенная реформация страны, но многие нововведения натыкались на консервативные круги правящей верхушки из Бааса.

Асад занимает пост президента страны вот уже в течение 15 лет. В 2014 году он переизбирался на третий срок, оппозиция и группа стран «Друзья Сирии» эти выборы не считают действительными, так как гражданская война в Сирии в этот момент находилась на самом своем пике.

"Умеренная оппозиция"

Если говорить откровенно, то даже специалистам, разбирающимся в международных и общественных образованиях, тяжело определить, кто же входит в «умеренную оппозицию». Вернее, эти организации уже давно перешли рубеж «умеренности». Оппозиция состоит из примерно двадцати партий и организаций. Коалиция сил за мирные перемены включает в себя несколько политических групп, настроенных на конструктивный диалог с правительством.

Национальный координационный комитет состоит из 13 партий, отстаивающих социальное равенство.

Курдский национальный совет состоит из 16 партий этой этнической группы.

Сирийский национальный совет - радикально настроенное крыло оппозиционеров. Сирийская свободная армия является вооруженным ответвлением СНС. В 2013 году все вооруженные группировки вышли из этого образования и создали Исламскую коалицию, которая выступает за джихад в этом регионе.

Еще одна военизированная группа - Сирийская национальна армия.

Исламский фронт воюет как с сирийским правительством, так и с оппозиционными группировками.

Суть войны в Сирии заключается не только в экономических, но и в религиозных проблемах. Радикальные группировки уже не прислушиваются ни к США, ни друг к другу. Они рвут Сирию на части, убивая мирных жителей и вынуждая Асада уйти в отставку.

Первые вооруженные столкновения

Как утверждают многие политологи и исследователи этого конфликта, оппозиционные группы начали формироваться еще задолго до открытого противостояния. Тогда почему война в Сирии началась только в 2011 году? Дело в том, что нужен был сигнал извне. Этим сигналом стала Арабская весна, затронувшая ряд авторитарных режимов в этом регионе.

Манифесты и волнения в крупнейших городах Сирии начались еще зимой. Но протестанты в большинстве своем выступали против произвола чиновников и городских властей и требовали от президента рассудить их. Начало войны в Сирии некоторые историки и политические деятели считали неизбежным еще в 2011 году, поскольку президент действовал медленно, не хотел идти на уступки оппозиции. А в регионе начался настоящий приток террористов и наемников, вступающих в конфликт на той или иной стороне.

Третья сила

Сегодня после длительного кровопролития в Сирии многие дипломаты и участники переговорного процесса считают, что только политические лидеры организаций и официальных властей в силах разрешить конфликт. Никакие мирные саммиты и круглые столы не помогут, поскольку некоторые террористические группировки, например такие, как ИГИЛ, воюют против всех, в том числе и против мирного населения, систематически убивая женщин и детей. Единственное, чем может поддержать Сирию мировое сообщество, — это перестать поставлять оружие боевикам и признать воюющие радикальные

Сирийский конфликт являлся достаточно актуальной темой в период с 2011 года по 2017, т.к. в конфликт затронул интересы мировых держав.

В конце 2010 года начались восстания в азиатских и африканских странах, обозначенных как «Арабская весна». Восстания переросли в более серьезные конфликты: в определенных государствах менялось правительство, в других конфликт обозначен военными действиями.

Конфликт в Сирии начался в 2011 году, по причине недовольства населения властью и политическим режимом.

Первая стадия войны является сложной и неоднозначной. Удар нанесен по стабильности в государстве. В обществе сформировалось недовольство; политическая оппозиция; внутриполитический кризис; оппозиция начала повстанческую деятельность; возник внутригосударственный конфликт, переросший в гражданскую войну.

Внутренняя оппозиция в Сирии не смогла организованно выступить против правительственных сил. Политическое руководство Сирии во главе с Башаром Асадом сохранило контроль над ситуацией. Правительственные силы смогли дать организованный отпор силам вооруженной внутренней оппозиции и иностранным боевикам. Страна показала, что государство-жертва может противостоять войне управляемого хаоса на первом и втором этапах.

В период с августа по сентябрь 2015 года, Российская Федерация начала наращивать военный контингент в Сирии. 30 сентября 2015 года, президент Сирии Башар Асад обратился к Российской Федерации с официальной просьбой об оказании военной помощи. И после того, как Совет Федерации дал Президенту добро на использование вооруженных сил России на территории Сирийской Арабской Республики, Воздушно-космические силы Российской Федерации, уже базировавшиеся на территории аэродрома Хмеймим, начали наносить удары по территориям подконтрольным «Исламскому Государству» (организация запрещена в России).

1. Предпосылки конфликта

Сирия представляет собой многопартийную парламентскую республику, однако особенностью является то, что все партии должны заявить о приверженности курсу социалистических преобразований. В конституции закреплена ведущая роль партии БААС.

Главой государства является президент, обязательно мусульманин, и он как правило является руководителем партии БААС. Президент избирается на 7 лет и не имеет ограничений по количеству сроков пребывания у власти. Президент имеет право: назначать кабинет министров, объявлять военное или чрезвычайное положение, подписывать законы, объявлять амнистию, а также производить поправки к конституции, также он определяет внешнюю политику страны и является верховным главнокомандующим вооруженных сил.

Вооружённый конфликт начался летом 2011 года. Оппозиция требовала отставки президента Башара Асада, отмены действовавшего с 1962 года режима чрезвычайного положения и демократических преобразований, например, таких как: свободное участие любых партий в выборах, отмены 8 статьи, которая провозглашала руководящую роль партии БААС), ограничение правления президента 2-мя сроками по 7 лет каждый.

Основной причиной считаются недовольство населения социально-политической системой и авторитарным правлением Асада, преобладанием представителей алавитов во властных и военных структурах, коррупция высших эшелонов власти, религиозные противоречия.

Если говорить о структуре сирийской оппозиции, то там можно выделить 3 основные «группировки»: Сирийский Национальный Совет, Национальная коалиция Сирийских революционных и оппозиционных сил, Высший Курдский Совет. Роль вооружённых сил Сирийской оппозиции выполняет Сирийская Свободная Армия.

Основную финансовую помощь внешней сирийской оппозиции стали оказывать монархии Персидского залива, прежде всего Катар и Саудовская Аравия и вброшенные ими в организацию военных действий как минимум 17 млрд долларов на сентябрь 2014 года. С другой стороны, достаточно сильная поддержка Асада со стороны Ирана, без которого, без особого труда удалось бы сбросить режим.

Премьер-министр Турции Реджеп Тайип Эрдоган высказывал опасение, что, если президент Сирии Башар Асад не прекратит подавление выступлений оппозиции, в Сирии начнется гражданская война.

Президент Сирии 10 января 2012 года обвинил в создавшейся ситуации внешний заговор обвинив прибывшую в конце 2011 года в Сирию миссию наблюдателей Лиги арабских государств.

Первоначально Башар Асад стремился стабилизировать ситуацию в стране, сделал уступки в политической, в экономической и общественной сферах. Он отменил действующий с 2010 года запрет на ношение женщинами в учебных заведениях никабов. 21 апреля президент подписал указ об отмене в стране чрезвычайного положения, действовавшего с 1963 года.

В Сирии воевало достаточное количество зарубежных боевиков, в их числе тысячи боевиков из Йемена, обученных в Иордании Американскими и Саудовскими спецназовцами, большое количество афганских талибов, на сирийский фронт подтягивали при помощи Пакистанской межведомственной службы ISI. И на основе этого, всё это приобретало весьма и весьма неприятный характер международной войны по свержению режима Башара Асада.

По официальной просьбе президента Сирии с 30 сентября 2015 года Сирии оказывала поддержку Российская Федерация. Самолеты Воздушно-космических сил России с авиабазы в районе Латакия, начали проводить воздушную операцию с нанесением точечных ударов по позициям исламских группировок.

Россия и Иран оказывают поддержку правительственным силам. На стороне правительства военизированные формирования (ливанская «Хезболла»), проправительственные паравоенные формирования (Национальные силы обороны).

2. Роль России в Сирийском конфликте

Сирийский вопрос определил противоречия между США и Россией. Ставку на Асада в марте 2011 года сделала Россия. Она определила, что он должен выиграть.

Москва не желала терять союзника на Ближнем Востоке.

Первостепенными являются вопросы экономики и военного преимущества.

Региональные силы на южных границах России смещаются. Россия, поддерживая Башара Асада, направила военный флот и наложила вето на резолюции против Сирии. Стабильность является приоритетом России, она старается изменить ситуацию в пользу Асада и установить в Сирии контролируемый режим.

Россия и Китай понимают, что смещение Башара Асада — часть плана Запада в борьбе за усиление своего влияния в регионе и этот план не ограничится Сирией.

Следующими будут Иран, Центральная Азия, Кавказ и Россия. Россия не собирается менять свою политику, она всегда была против изменений в других странах путем интервенции. Она будет продолжать свою линию в сирийском кризисе.

Башар Асад заявил, что блокированием «нежелательных» резолюций по сирийскому вопросу, «Россия спасла не только Сирию, но и весь Ближний Восток, сохранив стабильность в мире и остановив западную гегемонию».

Эта фраза является противоречивой потому как внимание российских средств массовой информации и общественности от конфликта в Сирии ослаблено событиями в Крыму, на Донбассе.

В марте 2014 года, когда Россия начала решать свои вопросы в Крыму сирийский лидер Башар Асад направил президенту России Путину телеграмму, в которой заявил о «поддержке Сирией рационального миролюбивого курса президента Путина на восстановление стабильности в странах мира и борьбу с экстремизмом и терроризмом».

Правительственные войска устали за четыре года военных действий и с трудом сдерживали наступление террористов. Население покидало страну. Действия российской группировки, начавшиеся 30 сентября 2015, в течение пяти с половиной месяцев переломили ситуацию в Сирии. Основа успеха военной операции против террористов — согласованная работа российской авиации в воздухе с подразделениями правительственных и патриотических сил на земле. Для повышения их боевых возможностей в рамках военно-технической помощи сирийской армии поставлены современные вооружения и военная техника.

Разрушена инфраструктура и каналы снабжения террористов, осуществился переход к наступательным действиям, которые велись одновременно на 15 направлениях, что вынудило боевиков отказаться от крупных наступательных операций и перейти к действиям мелкими группами.

В начале октября 2015 года, после недельных авиаударов российской авиации по инфраструктуре боевиков, Вооруженные силы Сирийской Арабской Республики стали наступать с целью освобождения районов и населенных пунктов от вооруженных группировок. В начале ноября 2015 года сирийская армия освободила город Эль-Тайба установив контроль над стратегической дорогой между Хамой и Идлибом. Начали действовать национальные комитеты по примирению.

28 декабря 2015 года начальник главного оперативного управления Генштаба Сергей Рудской отметил, что при поддержке российской авиации отряды «Сирийской демократической армии под командованием Аймана Флят Аль-Ганиму» ведут наступление на столицу «Исламского государства» - Эр-Ракку. 2015 год закончился тем, что правительственные войска Сирии при поддержке иранских и ливанских союзников достигли успехов в провинциях Алеппо, Латакия и пригородах Дамаска. Однако успех имеет не стратегический, а тактический характер.

В ночь на 27 февраля 2016 года наступило перемирие, в ходе которого Россия и США стремились достичь компромисса, исключая возможное вторжение Турции на территорию Сирии, Формальное перемирие даст время на сближение.

14 марта 2016 года Владимир Путин приказал начать вывод основных сил РФ из Сирии в связи с выполнением поставленных задач, однако Российский контингент в Сирии хоть и сократился, но основная военная группировка всё ещё остается, на смену истребителям и бомбардировщикам пришли вертолёты, ЗРК С-400 всё также продолжает нести своё дежурство и следить за небом близ Турции для предотвращения дальнейших столкновений с этой страной. Таким образом, де-юре, это был вывод основной группировки ВКС России, а де-факто, смена вооружения.

Взятие под контроль районов на северо-востоке провинции Алеппо осложнило снабжение боевиков и переброску подкреплений из Турции через коридор между Джераблусом и Азазом. Созданы условия для разгрома ИГИЛ к северу от Алеппо.

Восстановлен контроль над тремя крупными нефтегазовыми полями, являвшимися источником доходов для террористов.

Провинции Хама, Хомс и Дамаск расположены в центральной части страны.

Их большая часть очищена от незаконных вооруженных формирований. Там наиболее активно осуществляется процесс примирения.

Благодаря внезапным проверкам боевой готовности Российские Вооруженные силы неоднократно отрабатывали переброску войсковых формирований на большие расстояния. На территории Сирии действовали подразделения Российских Сил специальных операций

Политические обозреватели из разных стран мира были уверены, что причина вмешательства РФ в сирийский конфликт в том, что режим Асада, контролирующий 1/5 часть территории страны, может не удержаться под натиском Исламского государства и поддерживаемой западом умеренной оппозиции.

Но не всё так однозначно, есть другие мнения по поводу вмешательства России в конфликт в Сирии. Россия является одним из крупнейших экспортёров сырой нефти и газа, в 2014 году объемы экспорта природного газа составили примерно 174,3 млрд. кубометров, а сырой нефти 223,4 млн. тонн. Основными потребителями нашей нефтегазовой продукции являются страны Евросоюза и страны Азии (например, Китай).

Среди различных геополитических объяснений мотивов, вынудивших Россию пойти на вмешательство в дела Сирии, ряд экспертов считает, что Москва целенаправленно стремится своими действиями усложнить ситуацию на Ближнем Востоке, чтобы таким образом добиться повышения мировых цен на нефть.

Однако вместе с этим, существует много факторов при оценке возможного влияния российского военного вмешательства в Сирии на нефтяные цены.

Профессор Высшей школы дипломатической службы Джорджтаунского университета, партнёр консультационной группы по вопросам экологии и энергетики Element VI Consulting, Дэвид Бэйли утверждает то, что сама Сирия не является крупным производителем нефти, и что при текущих объёмах мировой добычи на уровне 80 млн. баррелей в день, производство нефти в Сирии упало с 500 тысяч в 90-х гг. до 20-30 тысяч сегодня.

Возможна и другая версия. Сирия — это важный элемент газопроводов, как из Ирана, так и из Катара. Для катарского тогда она является преградой, иранский в свою очередь, оставался в проекте (строительство газопровода с иранского газового месторождения «Ассалуе» через Ирак и Сирию, 25 июня 2011 года). Факт состоит в том, что от позиции Сирии во многом зависела конфигурация поставок газа в Европу.

Стоит немного заострить внимание на интересах сторон. От «катарского» газопровода выигрывают сам Катар, Турция, Сирия (если она отходит от союза с Ираном, что невозможно в силу политических и религиозно-идеологических причин), Европа. А в проигрыше оказывается Россия.

Любопытна позиция США, формально, они в проигрыше потому как катарский газ на рынках Европы будет конкурировать в том числе и с американским.

Однако ситуация принимает иной вид, если ее оценить в динамике. США и Европа продвинулись в формировании общей зоны свободной торговли. А это несколько меняет дело. Американский газ, продолжая конкурировать в Европе с катарским, российским и алжирским, за счет зоны свободной торговли практически может быть приравнен к европейскому, то есть получить преимущества перед конкурентами.

Таким образом — это борьба за новый расклад сил на европейском и мировом рынке газа.

Геополитические мотивы российской политики могут быть более простыми.

Заставить Обаму и Запад обращаться с Россией как с равным, прорвать изоляцию из-за действий в Украине через принуждение работать с Россией, как с крупным независимым игроком на Ближнем Востоке. Россия хотела бы сохранить власть для Асада и закрепить своё военное присутствие в регионе. Возможно также преследуется цель сформировать коалицию шиитских режимов Ирана, Ирака и Сирии, которые бы противостояли односторонним действиям США.

Возможно главной причиной начала операции в Сирии была банальная борьба с терроризмом. В ходе операции ВКС России, были ликвидированы более 2 тыс. боевиков, являвшихся выходцами из России. Также не стоит забывать, что часть боевиков, воюющих в Сирии с Российскими паспортами, в сентябре 2014 года объединились в некоторое объединение под названием «Моджахеды Северного Кавказа и Леванта», которое после гражданской войны в Сирии собирается заняться Северным Кавказом, то есть Россией.

Военная операция в Сирии также стала и полигоном для испытаний различного нового вооружения, оборудования и крылатых ракет. Так, например, в ходе конфликта российские ВВС впервые использовали высокоточные управляемые боеприпасы. Что касаемо обычных неуправляемых бомб, ВКС удалось достичь более высокой точности ударов благодаря применению современного бортового оборудования для их наведения. Нельзя не упомянуть и крылатые ракеты, конечно уничтожить поставленные цели могли и фронтовые бомбардировщики, однако запуск этих ракет продемонстрировал наличие у России возможности наносить по удаленным целям удары с кораблей, находящихся глубоко в зоне защиты российской системы ПВО.

Вплоть до прошлого сентября большинство аналитиков считали, что Россия не способна вести военные операции на большом удалении от собственной территории, и что ее вооруженные силы не смогут доставить большое количество войск и оборудования в отдаленные театры военных действий. Однако российским вооруженным силам удалось перевезти необходимое оборудование и персонал, задействовав для операции в Сирии большинство своих тяжелых военно-транспортных самолетов и почти все транспортные корабли, дислоцирующиеся в Европейском театре. Кроме того, Россия подняла собственный военно-морской флаг над несколькими турецкими коммерческими грузовыми судами и тоже использовала их для переброски оборудования в Сирию. В самой России для военных перевозок практически нет никаких альтернатив железным дорогам. Однако сирийская кампания показала, что находящихся в распоряжении России средств морских и воздушных перевозок вполне достаточно для проведения небольшой операции вдали от собственных границ, и что Россия способна применять нетрадиционные методы для наращивания, имеющегося в данной сфере потенциала.

Заключение

В конечном итоге, благодаря помощи РФ, удалось сохранить целостность Сирийского государства и оставить Башара Асада на своём месте. Террористов на территории государства можно считать разгромленными, все ранее захваченные ими территории освобождены.

Как мы можем видеть, вмешательство России в конфликт в Сирии не вызвало бурного роста цен на нефть, однако благодаря этому действию, наше государство до сих пор сохраняет свою нефтегазовую монополию в Европе, так как в случае поражения Асада, по территории уже бывшей бы на тот момент Сирии прошли бы трубопроводы с Аравийского полуострова в Турцию, а далее и в Европу.

На сегодняшний день, военная операция России в Сирии официально завершена, 11 декабря 2017 года президент России Владимир Путин лично посетил авиабазу Хмеймим и приказал начать вывод войск. При этом выводится только основной костяк сил, авиабаза и пункт материально-технического обеспечения ВМФ в порту Тартус продолжат функционировать.

15 марта 2011 года на фоне т.н. "арабской весны" в Сирии начались массовые антиправительственные выступления. Противники действующего режима в столице страны Дамаске. Затем антиправительственные демонстрации вспыхнули на юге страны — в расположенном на границе с Иорданией городе Дераа.

В апреле 2011 года массовые манифестации с требованием проведения кардинальных реформ . В результате столкновений с полицией погибли люди.

Глубочайший внутриполитический кризис уже к концу 2011 года перерос во внутренний вооруженный конфликт. Запоздавшее с осуществлением политических реформ сирийское руководство не поспевало за ходом протестных выступлений. Требования сирийской улицы, в своей основе суннитской, демократических прав и свобод по аналогии с другими арабскими странами быстро трансформировались в лозунги свержения правящего режима Башара Асада (он сам алавит; алавиты — ).

Международный комитет Красного Креста (МККК) , что расценивает конфликт в Сирии как гражданскую войну.

Разрастанию кризиса способствовала его беспрецедентная интернационализация с поддержкой антиасадовской оппозиции региональными (Турция, аравийские монархии) и внешними (в первую очередь, США и Франция) игроками. Стремление последних любой ценой сменить в Сирии режим привело к милитаризации конфликта, накачиванию непримиримой оппозиции деньгами и оружием. Требования ухода Башара Асада сочетались с форсированным становлением в качестве альтернативы режиму "зонтичных" оппозиционных структур. Кульминацией этого процесса стало создание в ноябре 2012 года Национальной коалиции сил сирийской революции и оппозиции.

© AP Photo / Virginie Nguyen Huang, File


© AP Photo / Virginie Nguyen Huang, File

Параллельно шло становление вооруженного крыла оппозиции под "крышей" т.н. Свободной сирийской армии. Диверсионно-террористическая активность со временем эволюционировала в крупномасштабную партизанскую войну на широком "театре боевых действий". В результате значительные территории страны в приграничье с Турцией и Ираком перешли под контроль вооруженной оппозиции, а "линия фронта" вплотную приблизилась к столице.

Между тем, логика развития конфликта привела к поляризации сирийского общества, ожесточению противостояния, в том числе на межконфессионой основе. На таком фоне в стане вооруженной оппозиции усилились позиции суннитских исламских радикалов (алькаидовская группировка "Джебхат ан-Нусра"*, запрещенная в России, и др.) с их призывами к джихадизации повстанческого движения. В результате в Сирию потянулись тысячи "борцов за веру" со всего арабо-мусульманского мира.

По данным на конец 2015 года, на территории страны вели действия более тысячи вооруженных антиправительственных групп, включавших более 70 тысяч человек. Из них десятки тысяч — иностранные наемники, а большинство составляли экстремисты из более чем 80 стран , в том числе мусульманских государств, ЕС, США, России и Китая (мусульмане-уйгуры).

Внешняя поддержка позволила активизироваться террористической организации "Исламское государство Ирака и Леванта"* (ИГИЛ), позже * (ИГ, арабск. ДАИШ, запрещена в России). Летом 2014 года организация "Исламское государство"* .

© AP Photo / Raqqa Media Center Боевики террористической группировки "Исламское государство" (ИГ, запрещена в РФ) в городе Ракка, Сирия


© AP Photo / Raqqa Media Center

Новый виток конфликта возник в августе 2013 года, когда ряд СМИ сообщили о масштабном применении сирийскими войсками химического оружия в окрестностях Дамаска. Жертвами атаки стали более 600 человек. Коалиция национальной оппозиции Сирии утверждала, что число жертв могло достигнуть 1,3 тысячи человек. После инцидента стороны конфликта неоднократно заявляли о своей непричастности, обвиняя в случившемся оппонентов. В Дамаск ездили инспекторы ООН, чтобы . Проведенное миссией ООН расследование подтвердило сам факт химической атаки, но миссия не занималась определением, какая из сторон конфликта .

Возможное использование химического оружия развязало мировую дискуссию о необходимости начала военной операции в Сирии. В свою очередь, президент России Владимир Путин и выдвинул инициативу о постановке под международный контроль сирийского военно-химического потенциала. 28 сентября 2013 года Совет Безопасности ООН единогласно принял резолюцию по Сирии в поддержку плана Организации по запрещению химического оружия (ОЗХО), направленного . В конце июня 2014 года вывоз химического оружия из Сирии был завершен . В начале 2016 года ОЗХО .

Удары по позициям ИГ* в Сирии наносит международная коалиция во главе с США, при этом коалиция действует .

30 сентября 2015 года президент Сирии Башар Асад обратился к Москве с просьбой об оказании военной помощи. Президент России Владимир Путин внес на рассмотрение Совета Федерации предложение о принятии постановления о согласии на использование контингента Вооруженных сил России за рубежом, Совет Федерации единогласно поддержал обращение президента. Военной целью операции была заявлена воздушная поддержка сирийских правительственных сил в их противодействии террористической группировке "Исламское государство". Самолеты российских Воздушно-космических сил (ВКС) в этот же день приступили к проведению воздушной операции группировки ИГ* на территории Сирии.

Вооружённые силы России начали военную операцию в Сирии по официальному запросу президента республики Башара Асада 30 сентября 2015 года..

По данным на сентябрь 2017 года, воздушно-космические силы совершили более 30 тысяч боевых вылетов, нанеся свыше 92 тысяч авиаударов, в результате поразили свыше 96 тысяч объектов террористов. Среди объектов террористов, уничтоженных ВКС: командные пункты (всего 8332), опорные пункты террористов (всего 17194), скопления боевиков (всего 53707), лагеря подготовки боевиков (всего 970), склады оружия и боеприпасов (всего 6769), нефтяные месторождения (212) и нефтеперерабатывающие заводы (184), станции перекачки топлива и колонны топливозаправщиков (132), а также.

18 декабря 2015 года Совет Безопасности ООН в поддержку политического перехода в Сирии. В качестве основы для политического перехода в Сирии СБ ООН одобрил Женевское коммюнике "Группы действий" по Сирии от 30 июня 2012 года и "венские заявления" (совместное заявление от 30 октября 2015 года по итогам многосторонних переговоров по Сирии, проведенных в Вене, и заявление Международной группы поддержки Сирии от 14 ноября 2015 года). Переговоры между сирийским правительством и представителями сирийской оппозиции под эгидой ООН .

В Женеве состоялось восемь встреч, однако никакого прогресса они не принесли.

Последние женевские консультации закончились в середине декабря 2017 года взаимными обвинениями сторон, а начать прямые переговоры между делегациями так и не удалось. Спецпосланник ООН по Сирии Стаффан де Мистура назвал восьмой раунд "упущенной золотой возможностью" и указал на то, что обе стороны создали на переговорах негативную и безответственную атмосферу, . Основные дискуссии на переговорах ведутся вокруг неофициального документа из 12 пунктов о будущем Сирии, предложенного спецпосланником ООН по Сирии Стаффаном де Мистурой. Параллельно проходят дискуссии (конституция, выборы, управление и терроризм). 25-26 января 2018 года в отделении ООН в Вене состоялась специальная встреча по Сирии, .

Параллельно в Сирии в Астане, инициированные Россией, Ираном и Турцией. Состоялось восемь раундов переговоров, последний — . За это время был подписан меморандум о создании зон деэскалации в Сирии, было согласовано положение о совместной оперативной группе по мониторингу режима прекращения боевых действий в Сирии, достигнут ряд других договоренностей, которые . В ходе седьмого раунда переговоров было принято решение о проведении в Сочи Конгресса национального примирения Сирии.

*Террористические и экстремистские организации, запрещенные на территории России.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Конфликт в Сирии начался в 2011 году. Он зародился как внутреннее противостояние недовольной части общества и власти президента Башара Асада. Постепенно в гражданскую войну включились исламистские радикалы, курды, а также другие страны, в том числе Турция, Россия, США, Иран и многочисленные арабские государства.

Причины войны и первые протесты

Корни и причины Сирийского конфликта кроются в событиях 2011 года. Тогда во всем арабском мире начались гражданские протесты. Не обошли стороной они и Сирию. Граждане страны стали выходить на улицу и требовать от властей отставки президента Башара Асада и демократических реформ.

В некоторых арабских государствах протесты действительно привели к мирной смене власти (например, в Тунисе). Сирийский конфликт пошел другим путем. Первые гражданские выступления были неорганизованными. Постепенно оппозиционные силы скоординировались, а их давление на власть усилилось. Большую роль в происходящем стали играть социальные сети. В Facebook были созданы группы протестующих, где они дистанционно договаривались о своих акциях, а в Twitter люди в прямом эфире сообщали в сеть о происходящем на улицах.

Чем больше граждан выходило на улицу, тем более репрессивные меры применяло против них государство. В городских районах, где протестующие были наиболее активны, стали отключать свет. Конфисковались продукты питания. Наконец, была задействована армия. Военные взялись за оружие в Хомсе, Алеппо и других крупных городах страны.

Сунниты против алавитов

В марте 2011 года появилась надежда, что Сирийский конфликт будет разрешен мирным путем. Башар Асад согласился с некоторыми требованиями протестующих и отправил в отставку правительство. Тем не менее сам он не стал уходить с поста президента. К тому времени активность недовольных выросла настолько, что потушить этот пожар полумерами было уже невозможно.

Причины Сирийского конфликта, который начинался как сугубо внутренний, во многом носили этнический и конфессиональный характер. Большинство населения страны - арабское и суннитское. Политическая верхушка государства, напротив, состоит в основном из алавитов. Эта этническая группа исповедует шиизм. Алавиты составляют не больше 10% населения Сирии. Многие арабы восстали против Асада именно по причине этого непропорционального засилья во власти.

С 1963 года страной правит партия "Баас". Она придерживается социалистических и антиимпериалистических взглядов. Партия авторитарна. За полвека она ни разу не допустила к власти настоящую оппозицию. На эту монополию накладывается конфликт арабов и алавитов. По совокупности этих и некоторых других причин Сирийский конфликт нельзя было остановить мягкими компромиссами. Протестующие стали требовать только одного - отставки Асада, чей отец правил Сирией до него самого.

Раскол военных

Летом 2011 года началось разложение сирийской армии. Появились перебежчики, число которых с каждым днем только увеличивалось. Дезертиры и повстанцы из числа гражданских стали объединяться в вооруженные отряды. Это были уже не мирные протестующие с легко разгоняемым митингом. В конце года подобные формирования объединились в Свободную армию Сирии.

В марте начались уличные манифестации в столице страны Дамаске. Появились новые требования: борьба с коррупцией и освобождение политических заключенных. В июне в городе Джиср-эш-Шугуре столкновения привели к гибели более сотни человек. Сирийский конфликт унес уже тысячи жизней, но и это было только началом. В страну перестали ездить туристы. Западные государства, в том числе Евросоюз, ввели санкции против правительства Башара Асада и обвинили власти Дамаска в убийствах мирных граждан.

ИГИЛ

Постепенно силы, выступавшие против Башара Асада, перестали быть единым целым. Размежевание привело к тому, что от условной «умеренной» оппозиции откололись исламистские радикалы. Формирования джихадистов стали враждебными как к Свободной армии Сирии, так и к правительству в Дамаске. Радикалы создали так называемое Исламское государство (у него есть несколько вариантов названий: ИГ, ИГИЛ, ДАИШ). Помимо него, в Сирии также действует Фронт ан-Нусра (который входит в Аль-Каиду), Джабхат Ансар Ад-Дин и другие небольшие группировки подобного рода.

Лидер ИГИЛ Абу Бакр аль-Багдади создал квазигосударство на северо-востоке Сирии. Его боевики вторглись также и в Ирак, где захватили один из крупнейших городов страны Мосул. ИГИЛ зарабатывает деньги продажей нефти (к примеру, ему принадлежит крупное месторождение нефти Джазал).

Исламисты разрушают музеи, уничтожают памятники архитектуры и искусства. Радикалы преследуют сирийских христиан. Уничтожаются храмы, оскверняются церкви и монастыри. Мародеры и вандалы продают артефакты и древнюю утварь на черном рынке. До войны в Сирии жили 2 миллиона христиан. Сегодня почти все они покинули страну в поисках безопасного убежища.

Вмешательство Турции

Первым зарубежным государством, открыто включившимся в Сирийскую войну, стала соседняя Турция. Основной очаг восстания внутри арабской республики находился на севере страны. Эти провинции являются приграничными с Турцией. Из-за этого неизбежно рано или поздно армии двух государств должны были столкнуться друг с другом. В июне 2012 года сирийские ПВО сбили турецкий истребитель, залетевший на их территорию. Вскоре подобные инциденты стали обыденностью. История Сирийского конфликта перешла на свой новый виток.

Выступавшие против Башара Асада повстанцы создали на территории Турции перевалочные пункты, где они проходили подготовку или восстанавливали ресурсы. Официальная Анкара не мешала этому. Турция еще со времен распада Османской империи имеет в Сирии собственные стратегические интересы - там проживает большая этническая группа туркоманов. В Анкаре их считают своими соотечественниками.

В августе 2016 года турецкие танки и спецназ перешли границу Сирии и атаковали боевиков ИГИЛ в Джалабрусе. При поддержке этих формирований в город вошли бойцы Свободной сирийской армии. Таким образом, президент Турции Реджеп Эрдоган открыто помог оппозиции. Это наступление поддержали в США. Американские советники участвовали в планировании данной операции, получившей название «Щит Евфрата». Позже Эрдоган и вовсе публично заявил о желании свергнуть Башара Асада.

Другие стороны конфликта

Светская сирийская оппозиция нашла поддержку не только в Турции. В 2012 году ей открыто начали помогать западные страны. Европейский Союз и США стали финансировать оппозицию. По разным оценкам, сумма перечисленных денег уже составляет более 385 миллионов долларов. На предоставленные деньги оппозиционные Асаду войска закупали снаряжение, транспорт, оборудование для связи и т. д. С сентября 2014 года американцы и их союзники ведут бомбардировки позиций Исламского государства. В операциях участвуют в том числе самолеты Иордании, Бахрейна, Саудовской Аравии, Катара и Объединенных Арабских Эмиратов.

В ноябре 2012 года история Сирийского конфликта дополнилась еще одним важным событием. В Дохе (столице Катара) была создана национальная коалиция, в которую вошли крупнейшие оппозиционные политические и военные объединения. О поддержке этой фракции официально заявили в Госдепартаменте США. Арабские страны Персидского залива (Саудовская Аравия и Катар) признали национальную коалицию законным представителем интересов народа Сирии.

Несмотря на давление, правительство Башара Асада поддерживается Ираном. С одной стороны, шиитское государство помогает своим единоверцам алавитам, с другой - борется с террористами, с третьей - традиционно конфликтует с суннитами. Стороны Сирийского конфликта многочисленны, эта война давно перестала быть двусторонней и превратилась в войну всех против всех.

Курды

Важным фактором Сирийской войны сразу же стал вопрос о будущем курдов. Этот народ проживает на стыке нескольких государств (в том числе в Турции и Ираке). В Сирии курды составляют 9% населения (около 2 миллионов человек). Это иранский народ, исповедующий суннизм (есть группы езидов и христиан). Несмотря на то что курды - большая нация, у них нет своего государства. На протяжении многих лет они пытались добиться широкой автономии в странах Ближнего Востока. Радикальные сторонники независимости регулярно устраивают теракты на территории Турции.

Сирийский конфликт, кратко говоря, позволил жившим там курдам обособиться от Дамаска. Фактически в их провинциях на границе с Турцией сегодня действует самостоятельная власть. Весной 2016 года Силы народной самообороны (СНС) объявили об учреждении Федерации Северной Сирии.

Объявившие об автономии курды конфликтуют не только с правительственными войсками, но и с исламистами. Им удалось освободить от сторонников ИГИЛ некоторые города, которые сейчас находятся под контролем нового Курдистана. Некоторые эксперты считают, что в послевоенное время федерализация Сирии станет единственным компромиссным вариантом, с помощью которого разные этносы и конфессии смогут жить в границах одного государства. Пока же будущее курдов, как и всей страны, по-прежнему туманно. Урегулирование Сирийского конфликта сможет произойти только после того, как будет побежден всеобщий враг мирных народов - исламистский терроризм, в авангарде которого стоит ИГИЛ.

Участие России

30 сентября 2015 года началось участие России в Сирийском конфликте. В этот день Башар Асад обратился в Москву с официальной просьбой о помощи в борьбе против террористов. Тогда же, согласно требованиям законодательства, Совет Федерации одобрил использование российской армии в Сирии. Президент Владимир Путин принял окончательное решение об отправке в Сирию военно-воздушных сил (о проведении наземной операции речи не шло).

Россия в Сирийском конфликте использовала базы, оставшиеся там еще с советских времен. В порту Тартуса стали базироваться военно-морские суда. Также сирийские власти безвозмездно передали российским ВВС аэродром Хмеймим. Командующим операцией был назначен Алексанр Дворников (в июле 2016 года его сменил Александр Журавлев).

Официально было объявлено о том, что роль России в Сирийском конфликте заключается в авиаударах по объектам военной инфраструктуры, принадлежащим террористическим организациям (Исламскому государству, Фронту ан-Нусра и т. д.) Речь идет о лагерях, складах боеприпасов и оружия, командных пунктах, узлах связи и т. п. В одном из своих выступлений Владимир Путин также заявил, что участие в Сирийской войне позволяет армии РФ проверить современную военную технику в боевых условиях (что фактически является косвенной целью операции).

Хотя российские и американские самолеты действуют в воздухе одновременно, их действия не согласованы. В прессу часто попадают взаимные обвинения в неэффективности действий другой стороны. На Западе также популярна точка зрения, что российская авиация в первую очередь бомбит позиции сирийской оппозиции, а только во вторую - районы, подконтрольные ИГИЛ и другим террористам.

Как Турция сбила Су-24

Сирийская война многими считается опосредованной, так как страны Сирийского конфликта, которые выступают союзниками противоборствующих сил, сами могут стать противниками. Ярким примером подобной перспективы оказались российско-турецкие отношения. Как уже говорилось выше, Анкара поддерживает оппозицию, а Москва выступает на стороне правительства Башара Асада. Но даже не это осенью 2015 года стало причиной серьезного дипломатического кризиса.

24 ноября турецкий истребитель с помощью ракеты «воздух-воздух» сбил российский бомбардировщик Су-24М. Экипаж катапультировался, но командир Олег Пешков был во время приземления убит находившимися на земле противниками Асада. Штурман Константин Мурахтин попал в плен (его освободили в ходе спасательной операции).

Турция объяснила атаку самолета тем, что он залетел на турецкую территорию (полет проходил в приграничном регионе). В ответ Москва ввела против Анкары санкции. Ситуация была особенно острой из-за того, что Турция являлась членом НАТО. Через год кризис был преодолен, и на высшем государственном уровне произошло примирение, однако инцидент с Су-24 еще раз продемонстрировал всеобщую опасность опосредованной войны.

Последние события

В конце декабря 2016 года над Черным морем разбился Ту-154, принадлежавший Минобороны. На борту находились артисты ансамбля Александрова, которые должны были дать концерт для служивших в Сирии российских военных. Трагедия шокировала всю страну.

Широкую огласку в прессе также получил и другой концерт. 5 мая 2016 года оркестр Мариинского театра под руководством Валерия Гергиева выступил в древнем амфитеатре Пальмиры. Накануне город был освобожден от террористов ИГИЛ. Однако через несколько месяцев боевики вернули себе контроль над Пальмирой. За время пребывания в городе они демонстративно разрушили многие памятники Всемирного наследия ЮНЕСКО, в том числе знаменитую Триумфальную арку II века н. э. и Римский театр.

Суть Сирийского конфликта заключается в том, что он представляет собой клубок самых разных интересов. Договориться в подобных условиях крайне сложно. Тем не менее попытки преодолеть несогласия повторяются снова и снова. В январе 2017 года прошли переговоры в казахстанской Астане. На них Россия, Турция и Иран пришли к согласию о создании механизма соблюдения режима остановки огня. Прежние многочисленные перемирия, как правило, фактически не соблюдались.

Другая важная новость, связанная с переговорами в Астане, заключается в том, что делегация России передала представителям сирийской оппозиции проект новой конституции страны. Считается, что новый главный закон Сирии поможет урегулировать ближневосточный вооруженный конфликт, продолжающийся уже 6 лет.