Стресс и стрессоры. Стрессоры и формы их проявления

Стресс и стрессоры. Стрессоры и формы их проявления

В качестве стрессоров - факторов, влияющих на возникновение со­стояния стресса, выступают жизненные ситуации, события, которые


Глава 12. Стрессы и конфликты

можно систематизировать по интенсивности негативного воздействия и времени, требуемому на адаптацию. В соответствии с этим различают:

Повседневные сложности, неприятности, трудности. Время на адапта­цию к ним составляет от нескольких минут до нескольких часов;

Критические жизненные, травматические события. Время на адапта­цию - от нескольких недель до нескольких месяцев;

Хронические стрессоры, которые могут длиться годами.

В соответствии с выделенными видами профессиональных стрессов стрессогенные факторы трудовой деятельности можно классифицировать следующим образом:

I. Производственные, касающиеся условий труда и организации рабо­чего места:

Перегрузки;

Однообразная работа;

Микроклимат рабочего помещения (шум, вибрация, освещенность);

Интерьер, дизайн помещения;

Организация индивидуального рабочего места;

Неудобный график работы, сверхурочные;

Безопасность труда.

П. Факторы, связанные с профессией:

Понимание целей деятельности (ясность, противоречивость, реальность);

Профессиональный опыт, уровень знаний;

Профессиональная подготовка, переподготовка;

Возможность проявления творческих способностей;

Ролевой статус;

Психологический климат в коллективе (взаимоотношения с коллега­ми, клиентами, межличностные конфликты);

Социальная ответственность;

Обратная связь о результатах деятельности; III. Структурные:

Управление организацией (централизация, возможность участия в управлении сотрудников);

Соотношение структуры и функции, целей организации;

Нарушение субординации, неправильно выстроенная иерархия;

Специализация и разделение труда;

Кадровая политика, продвижение по службе (слишком быстрое или слишком медленное);

Межличностные отношения с руководством, конфликты;
508


12.1. Стресс

IV. Личностные:

Нравственная зрелость и устойчивость;

а целеустремленность и дисциплинированность, аккуратность;

а удовлетворенность ожиданий и результатов деятельности (соотнесе­ние ожиданий и целей);

а фрустрация, невозможность удовлетворения потребностей;

а особенности личности (эмоциональная неустойчивость, неадекватная самооценка, тревожность, агрессивность, склонность к риску и т.д.);

а особенности психического состояния (наличие утомления);

Особенности физиологического состояния (наличие острых и хрони­ческих заболеваний, биологические ритмы, вредные привычки, воз­растные изменения).

ПСИХОДИАГНОСТИКА СТРЕССА


Ключевая роль в процессе управления стрессами принадлежит кон­тролю их уровня, построенному на отслеживании характерных признаков стресса. Хотя стресс проявляется внешне на телесном и поведенческом уровне, часто бывает невозможно только по внешним признакам опреде­лить наличие стрессового состояния, так как напряжение у некоторых людей даже в критические моменты может быть не выраженным.

Изменения в результате стресса проявляются во всех сферах психики. В эмоциональной сфере возникает чувство тревоги, обостренное воспри­ятие значимости происходящего. В когнитивной - восприятие угрозы, оценка ситуации как неопределенной, осознание опасности ситуации. В мотивационной сфере - резкая мобилизация или полная демобилизация всех сил и ресурсов. В поведенческой сфере - изменение привычных тем­пов и ритма деятельности, появление «зажатости» в движениях. Все эти изменения имеют нечто общее: для всех них характерно изменение интен­сивности процессов данной сферы в сторону уменьшения или увеличения.

Контроль и оценку стресса можно провести с помощью различных тестов, одним из которых может являться тест по «инвентаризации сим­птомов стресса».

Для эффективного управления предприятием или фирмой необходимо Учитывать организационный стресс, т.е. психическое напряжение, связан­ное с выполнением профессиональных обязанностей в структуре организа­ции. Для оценки и измерения стрессоустойчивости к организационному


Глава 12. Стрессы и конфликты

стрессу, связанному с умением общаться, адекватно реагировать и оцени­вать ситуацию и т.д., можно воспользоваться шкалой организационного стресса. Чем меньше суммарный показатель организационного стресса, тем выше устойчивость к нему, а чем он выше, тем сильнее предрасположен­ность к переживанию дистресса и различным синдромам, возникающим вследствие стрессовой ситуации таким, как синдром профессионального выгорания.

Для оценки нервно-психического напряжения можно воспользоваться шкалой психологического стресса, целью которой является измерение стрессовых ощущений по соматическим, поведенческим, эмоциональным признакам. Первоначально методика разработана во Франции и широко использовалась в практике психологических исследований в Канаде, Англии, США, Японии. Разработанный тест детально исследует состоя­ние человека, подвергшегося воздействию стрессовой ситуации.

Используя приведенную ниже шкалу, можно дать оценку общему со­стоянию организма. Лучше выбирать те значения, которые наиболее точ­но соответствуют состоянию последних 4 - 5 дней. Ошибочных или не­правильных ответов здесь нет.

ТАБЛИЦА 12.1 Шкала психологического стресса

  • 32.11. Принципы лечения заболеваний системы внешнего дыхания
  • Глава 33. Патология системы пищеварения
  • 33.1. Особенности патологии системы пищеварения
  • 33.2. Этиология
  • 33.5.Типовые нарушения функций системы пищеварения. Их характеристика
  • Характеристика хронических гастритов (п.Я. Григорьев, а.В. Яковенко, 2003)
  • Защитные факторы
  • Агрессивные факторы
  • Глава 34. Патология печени
  • 34.2. Особенности патологии печени
  • 34.4. Классификация основных видов патологии печени
  • 34.5. Краткая характеристика основных клинико-
  • 34.6. Печеночная недостаточность
  • 34.6.1. Характеристика основных проявлений печёночной недостаточности
  • 34.7. Основные синдромы при патологии печени
  • 34.7.1. Печеночная кома
  • 34.7.2. Портальная гипертензия
  • 34.7.3. Гепатолиенальный синдром
  • 34.7.4. Желтухи
  • 1 Звенья патогенеза.
  • 34.8. Основные заболевания печени
  • 34.9. Принципы профилактики и терапии
  • Глава 35. Патология почек
  • 35.1. Особенности патологии почек
  • 35.2. Роль нефропатий в патологии организма
  • 35.3. Этиология нефропатий
  • 35.4. Основные механизмы нарушений экскреторной
  • 35.5. Почечные синдромы
  • 35.5.2. Изменения ритма мочеиспускания
  • 35.5.3. Изменения качественного состава мочи
  • 35.5.4. Изменения удельной плотности мочи
  • 35.6. Внепочечные синдромы
  • 35.7. Классификация основных болезней почек
  • 35.8.Типовые формы патологии почек
  • 35.8.1. Гломерулонефриты
  • 35. 8. 2. Пиелонефрит
  • Острый пиелонефрит
  • 35.8.3 Нефроз. Нефротический синдром
  • 35.8.4. Почечная недостаточность
  • 35.9. Краткая характеристика других синдромов и заболеваний почек и мочевыделительных путей
  • 35.10. Принципы профилактики болезней почек
  • 35.11. Принципы лечения болезней почек
  • Часть II. Частная патология
  • Раздел 4. Патология регуляторных систем
  • Глава 36. Патология иммунной системы
  • 36.1. Введение. Краткие сведения об иммунитете
  • 36.2. Иммунопатология
  • 36.2.1.2. Характеристика основных видов первичных иммунодефицитных состояний
  • Тяжелый комбинированный т- и в-иммуннодефицит
  • Стволовая клетка
  • Стволовая клетка Общий лимфоидный предшественник
  • 36.2.1.3. Принципы профилактики первичных иммуннодефицитов
  • 36.2.1.4. Принципы терапии первичных иммуннодефицитов
  • 36.2.1.2. Вторичные (приобретенные) иммунодефициты
  • Синдром приобретенного иммунодефицита
  • Этиология спиДа
  • Патогенез спиДа
  • Принципы лечения вич-инфекции (спиДа)
  • 36.2.2. Аллергия
  • Псевдоаллергические реакции
  • Проявления аллергических реакций и заболеваний
  • 36.2.2.1. Этиология аллергических реакций и заболеваний
  • Этиологические факторы, приводящие к развитию аллергии
  • Роль аллергии в патологии человека
  • 36.2.2.2. Классификация аллергических реакций
  • Классификация иммунопатологических реакций в зависимости от типа иммунного повреждения тканей и органов
  • 36.2.2.3. Общий патогенез аллергических реакций
  • Аллергические реакции I типа (реагиновый, афилактический тип аллергии)
  • IgE-связывающие факторы
  • Первичные клетки-мишени (тучная клетка, базофил)
  • Медиаторы аллергических реакций I типа
  • Аллергические реакции II типа (цитотоксический тип аллергии)
  • Медиаторы аллергических реакций II типа
  • Аллергические реакции III типа (реакции иммунных комплексов)
  • Аллергические реакции IV типа (опосредованные т-лимфоцитами)
  • Медиаторы аллергических реакций, опосредованных т-клетками
  • 36.2.2.6. Аутоиммунные заболевания
  • Классификация аутоиммунных заболеваний
  • Патологическая иммунная толерантность
  • 36.2.3. Болезни, связанные с нарушением пролиферации иммунокомпетентных клеток
  • Болезни, обусловленные нарушением пролиферации
  • Болезни, обусловленные нарушением пролиферации плазматических клеток
  • Глава 37. Патология эндокринной системы
  • 37.1. Введение
  • 37.2. Классификация эндокринопатий
  • 37.3. Этиология эндокринопатий
  • 37.4. Патогенез эндокринопатий
  • 37.4.1. Расстройства центрального отдела эндокринноЙ системы
  • Нарушения парагипофизарного пути регуляции эндокринных желез
  • 37. 4. 2. Расстройства железистого отдела эндокринной системы
  • 37. 4. 3. РасстроЙства внежелезистого отдела эндокринной системы
  • 37.4.4. Основные клинические проявления эндокринных болезней
  • 37.4.5. Роль эндокринных расстройств в патологии
  • 37.4.6. Патология гипоталамо-гипофизарной системы
  • Гипофункция гипоталамо-аденогипофизарной системы
  • Тотальная гипофункция гипоталамо-гипофизарной системы
  • Гиперфункция гипоталамо-аденогипофизарной системы
  • Гиперфункция гипоталамо - нейрогипофизарной системы
  • Гиперфункция системы гипоталамус-средняя доля гипофиза
  • 37.4.7. Патология надпочечников
  • Патология коркового вещества надпочечников Гиперфункция клубочковой зоны коры надпочечников
  • Гиперфункция пучковой зоны коры надпочечников
  • Гиперфункция сетчатой зоны коры надпочечников
  • Гиперфункция розничных зон коры надпочечников
  • Гипофункция коры надпочечников
  • Острая надпочечниковая недостаточность
  • Хроническая надпочечниковая недостаточность
  • Патология мозгового вещества надпочечников
  • Патогенез надпочечниковой недостаточности
  • 37.4.8. Патология щитовидной железы
  • Гипофункция щитовидной железы
  • Нарушения секреции тиреокальцитонина
  • Тиреоидиты
  • 37.4.10. Патология половых желез
  • 37.5. Принципы терапии эндокринных расстройств
  • Глава 38. Патология нервной системы
  • 38.2. Этиология
  • 38.4. Стадийность патологического процесса
  • 38.5. Следовые реакции в патологии нервной системы
  • Исходы патологических процессов в нервной Системе
  • 38.6. Типовые патологические процессы в нервной системе
  • 38.10. Принципы терапии нервных расстройств
  • Глава 39. Основные нарушения естественного сна
  • 39.1. Введение
  • 39.2. Инсомнии
  • Характеристика основных типов диссомний
  • Характеристика основных видов диссомний
  • 39.3. Гиперсомнии
  • 39.4. Парасомнии
  • 39.5. Расстройства сна, связанные
  • 39.6. Расстройства сна, вызванные приемом психоактивных веществ
  • 39.7. Расстройства сна, вызванные соматическими заболеваниями
  • 39.8. Основные принципы лечения нарушений сна
  • Глава 40. Основы боли и обезболивания
  • 40.1. Введение
  • 40. 2. Биологическое значение боли
  • 40.3. Защитно-приспособительные реакции организма
  • 40.4. Этиология боли
  • 40.5. Классификация боли
  • 40.6. Краткая характеристика основных видов боли
  • 40.7. Болевые синдромы. Виды. Патогенез
  • 40.7.1. Краткая характеристика основных болевых синдромов
  • 40.8. Основные теории возникновения боли
  • 40.9. Структурно-функциональная организация
  • Рецепторный аппарат ноцицептивной системы
  • Проводниковый аппарат ноцицептивной системы
  • 40.10. Структурно-функциональная организация
  • 40.11. Основные пути, методы и средства обезболивания
  • Глава 41. Стресс и его роль в адаптации и дезадаптации организма
  • 41.1. Введение
  • 41.2. Классификация адаптаций
  • 41.3. Стрессоры и стресс. Понятия. Виды
  • Характеристика проявлений и стадий стресса
  • Развитие специфической адаптации
  • 41.4. Структурно-функциональная организация
  • 41.4.1. Механизмы формирования стресс-реакции
  • 41.5. Структурно – функциональная организация
  • 41.6. Принципы профилактики и лечения дистресса
  • 41.3. Стрессоры и стресс. Понятия. Виды

    Естественной реакцией организма на действие различных естественных и патогенных стрессорных факторов (стрессоров) является стресс.

    Автор учения о стрессе Г. Селье писал: «Стресс есть жизнь, и жизнь есть стресс. Вне стресса жизнь практически невозможна». В то же время непременным условием свободной и независимой жизни, по Клоду Бернару, является постоянство внутренней среды, а по В. Кеннону - способность организма поддерживать это постоянство (гомеостаз, гомеостазис, гомеокинез, то есть динамическое постоянство). С учетом такого взгляда на жизнь, стресс - это состояние временно нарушенного гомеостаза, а стрессоры - это различные факторы, способные вызывать нарушение гомеостаза, организма. Стрессоры - это любые новые и достаточно информативные и различные по интенсивности, длительности и природе (качеству) раздражители, способные вызвать разной степени выраженности нарушения гомеостаза организма.

    Стрессоры могут быть внешними (экзогенными) и внутренними (эндогенными , т.е. формирующиеся в самом организме). По природе стрессогенные раздражители могут быть самыми различными: физическими, химическими и биологическими, информационными, психогенными и эмоцигенными.

    Важное место среди физических, химических и биологических стрессоров (1 группа ) занимают механические, химические и инфекционные воздействия, недостаток или избыток пищи, воды, кислорода, углекислого газа, катионов, анионов, солей, ФАВ и др., вызывающие повреждения клеточно-тканевых структур и нарушения гомеостаза различных уровней организации организма. Их главная характеристика - абсолютность (интенсивность) воздействия. Таким образом, стрессогенность этих факторов определяется количественной характеристикой и степенью нарушения гомеостаза организма.

    Социальные (информационные, психогенные и эмоциогенные) стрессоры (2 группа ) характеризуется как абсолютностью (количественностью), так и относительностью (качественностью) воздействий в виде неблагоприятных для организма, особенно, конфликтных (на работе, в быту, в семье и т.д.) ситуаций. Причем современная жизнь не только увеличивает эту группу стрессорных воздействий на человека, но и часто не представляет возможностей избегать действия данных стрессоров на организм, заставляя его приспосабливаться к ним.

    Следует однако отметить, что граница между этими двумя группами стрессорных воздействий достаточно условная, ибо все достаточно интенсивные биологические мотивации человека социально опосредованы и всегда протекают с активизацией эмоционального компонента.

    Возникающие в организме в ответ на действие разнообразных стрессоров те или иные стресс-реакции обычно представляют адаптивные (полезные) для целостного организма реакции, способные восстановить нарушенный гомеостаз и обеспечить нормальную его жизнедеятельность.

    При первичном действии стрессора возникает срочная (аварийная ) адаптация , что позволяет организму жить у условиях действия этого стрессора. В этом заключается положительное значение стресс-реакции, хотя она энергетически расточительна и не может в течение длительного времени обеспечить эффективное и устойчивое приспособление организма к действию стрессора.

    При повторных неоднократных воздействиях на организм как одних и тех же, так и различных стрессорных факторов умеренной интенсивности развивается устойчивая долговременная адаптация . У организма возникает повышение резистентности к действию как данного, так и других стрессорных факторов.

    При чрезмерно сильных и длительных стрессорных воздействиях адаптация становится неэффективной . В организме формируются и усиливаются повреждения, способные привести к его заболевания и даже гибели.

    По Селье, стресс рассматривается как синдром, вызываемый разными повреждающими факторами (1936, журнал Nature), либо как общая неспецифическая нейрогормональная реакция организма на любое предъявляемое ему требование (1960), либо как состояние, проявляющееся специфическим синдромом, который включает в себя все неспецифически вызванные изменения в биологической системе (1960, 1972).

    В ответ на слабые и умеренные стрессорные факторы по Селье, развивается эустресс - стресс без явлений повреждения или стресс с незначительными нарушениями. По мнению Л.Х. Гаркави, Е.Б. Квакиной и М.А. Уколовой (1977), на слабые, повторяющиеся и возрастающие по силе воздействия развиваются реакции тренировки , а на средние по силе раздражители - реакции активации . Эти научные исследования ростовских ученых признаны в виде открытия. Именно эустрессы имеют наиболее важное для жизни организма значение. В этой связи можно даже вывести такую зависимость: отсутствие стресса  отсутствие адаптации  отсутствие резервов  нарушение жизнедеятельности  смерть.

    В процессе онтогенеза (начиная с внутриутробного периода) организм постоянно подвергается действию разнообразных стрессорных факторов. В ответ на слабые и средние по силе, продолжительности и характеру стрессорные воздействия в организме формируются те или иные реакции тренировки и активации.

    На действие интенсивных (сильных или чрезмерных), безысходных, неопределенных и, особенно, личностно значимых раздражителей в организме развивается дистресс - резко выраженная адаптивная реакция, быстро переходящая в неспособность организма приспосабливаться из-за снижения адаптивных резервов и подавления механизмов антистрессорной защиты. Дистресс всегда сопровождается значительными явлениями полома, повреждения, деструкции, катаболизма, дистрофии, язвообразования, иммунодефицита и других дисрегуляторных расстройств, приводящих к развитию разнообразных патологических процессов, состояний, заболеваний и даже гибели организма.

    Таким образом, стресс может развиваться на действие как повреждающих факторов, так и многих других стимулов, не сопровождающихся явлениями повреждения (например, физические или умственные нагрузки, температурные воздействия, влажность, сухость, ветреность погоды и др.).

    При этом можно утверждать, что стрессогенность организма определяется не только интенсивностью действия этиологических факторов и условий, но и отношением к ним индивидуума, его качеств личности, воспитания и умения выходить из разнообразных конфликтных ситуаций.

    Стресс-реакция может быть кратковременной (острый стресс) и длительной (хронический стресс), системной, общей (системный стресс) и локальной, местной (местный стресс).

    Острый системный стресс характеризуется развитием общего адаптационного синдрома (ОАС), включающего преимущественно адаптивные неспецифические сдвиги в целостном организме. Местный стресс - возникновением преимущественно адаптивных неспецифических изменений в ограниченной части тела.

    Как местный, так и общий стресс имеют преимущественно защитно-приспособительное значение, так как они способны повышать устойчивость организма к действию разнообразных стрессоров.

    Системный стресс (системная стресс-реакция) , сопровождается развитием комплекса поведенческих и физиологических изменений в организме.

    Изменения в поведении в ответ на действие стрессоров характеризуются развитием ориентировочных реакций, боевой готовности (к нападению) или готовности к убеганию. Они включают возбуждение многих сенсорных систем, обостренное внимание, повышенную настороженность, активизацию мыслительной деятельности, усиление познавательной способности, активизацию регуляторных и исполнительных систем, кроме пищевой и сексуальной (думать так и делать все, чтобы сохранить прежде всего собственную жизнь, а если возможно, то и продолжить свой род и вид).

    Физиологические изменения при стрессе в организме включают мобилизацию функций органов и систем, ответственных за адаптацию, резистентность, сохранение жизни и получающих больше кислорода, питательных и регуляторных веществ.

    В целом стресс обладает положительным адаптивным эффектом, который позволяет организму встретить неблагоприятный фактор в состоянии готовности, мобилизации на борьбу с ним. Как неспецифическая защитная реакция стресс улучшает выживание и способствует преодолению отрицательный воздействий. Стресс-реакция повышает резистентность организма и тренирует его защитные механизмы. Г. Селье писал: «Стресс - это аромат и вкус жизни и избежать его может лишь тот, кто ничего не делает».

    Однако стресс может нередко приводить и к развитию различной патологии. В основе стрессорной патологии лежит нарушение способности организма отвечать на действие стрессоров адекватной защитно-приспособительной реакцией. Вероятность возникновения стрессовых повреждений определяется не только интенсивностью и длительностью действия неблагоприятного фактора, но и зависит от состояния стресс-системы (стресс-реализующей системы)- ее базальной (исходной) активности и реактивности, определяемой эффективностью работы стресс-лимитирующей системы.

    Неадекватность стресс-реакции предъявляемым требованиям окружающей среды может протекать в следующих основных формах: гипоэргическая (недостаточная), гиперэргическая (избыточная) и дизэргическая (извращенная)форма ответа.

    В частности, при гипоэргической форме ответа сила стрессора превышает возможности стресс-системы организма и в развитии адаптации преобладает мобилизация за счет катаболических процессов с выраженным распадом структур. Полноценной системной реакции резистентности не происходит вследствие индивидуальной генетической недостаточности того или иного звена стресс-реализующей системы. Такое состояние организма Г. Селье характеризовал «низкой адаптивной силой». Вся совокупность сдвигов в стресс-системе (резкое увеличение гормонов, отрицательный азотистый баланс, снижение массы тела, гиперферментемия, деструкция митохондрий и лизосом клеток с развитием очагового некроза в адаптирующих системах) не сопоставима с увеличением расхода энергии и составляет основу перехода в болезнь, вплоть до гибели организма.

    Во гиперергическом варианте сильная или умеренная стресс-реакция становится длительной вследствие продолжающегося действия стрессора. Эта форма стрессовой патологии особенно характерна для состояния продолжительного эмоционального стресса - эмоционального напряжения. Учитывая многочисленные причины формирования сильных отрицательных эмоций, создаются предпосылки для суммации возбуждения и появления застойного очага в эмоциогенных структурах мозга (гипоталамус и др.), создающих и поддерживающих гиперактивацию стресс-реакции. Большое значение имеет индивидуальный опыт человека, определяющий значимость стрессора.

    При хронизации патологических процессов описанные выше адаптивные механизмы стресс-реакции могут превращаться в повреждающие. Например, перегрузка клеток Са 2+ и увеличение свободно-радикальных форм жирных кислот приводят к повреждению клеточных мембран и нарушению структуры и функции клеток. Таков один из механизмов стрессогенного повреждения миокарда. Длительная мобилизация энергетического и пластического материала при перераспределенном характере кровотока создает условия для ишемических повреждений «неработающих» органов. Это один из ведущих механизмов развития стрессогенных язв пищеварительного тракта. Длительный стресс ведет к развитию стрессогенного иммунодефицита (глюкокортикоиды обладают иммунодепрессивным эффектом), который в сочетании с экспрессией протоонкогенов, может являться одним из механизмов онкогенного эффекта стресса.

    Заболевания, в патогенезе которых стресс играет определяющую, решающую роль Г. Селье назвал «болезнями адаптации ». В настоящее время они составляют большую группу психосоматических заболеваний - язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки, артериальная гипертензия и атеросклероз, иммунодефицитные состояния, эндокринные заболевания, ожирение и др. Эмоциональный стресс является ведущей причиной развития психозов и неврозов.

    Хронический системный стресс в отличие от острого, включает преимущественно дизадаптивные неспецифические изменения в организме. Он, в частности, характеризуется развитием синдрома хронической усталости .

    Проявлениями последнего являются:

      физическое и психическое утомление организма;

      частая смена настроения, превалирования чувства усталости, разбитости, повышенной тревожности, раздражительности, рассеянности, нетерпимости и антипатии к окружающим людям;

      снижение полового влечения, импотенция, дисменорея, аменорея;

      иммунодефицит (клеточный, гуморальный, специфический и неспецифический);

      боли в животе, диарея;

      сердцебиения, аритмии, стенокардия, миокардиодистрофии, инфаркт;

      нарушения зрения, слуха, обоняния, вкуса;

      головные боли;

      развитие неврозов и их прогрессирование;

      развитие психозов и их прогрессирование и др.

    Таким образом, срочная неспецифическая адаптивная реакция, какой является стресс, может превращаться в причину развития повреждений организма и становиться механизмом развития многих заболеваний.

    Понятие стресса прочно укоренилось в лексике современного человека, и большинство обывателей расценивает это явление как негативные, мучительные переживания или расстройства, вызванные неразрешимыми трудностями, непреодолимыми препятствиями, несбывшимися надеждами. Еще более 80 лет тому назад Ганс Селье , создателей теории стресса, в своих работах подчеркивал, что стресс не означает , боль, мучение, унижение, катастрофические изменения в жизни.

    Полное избавление от стрессов означает окончание жизни

    Что же такое психологический стресс? Приводим его классическое определение, данное автором теории. Стресс (stress - состояние повышенной нагрузки, эмоционального напряжения ) - комплекс неспецифических адаптационных реакций организма на любые предъявленные ему требования вследствие воздействия факторов–стрессоров, повлекших нарушение его гомеостаза. Неспецифические реакции – приспособленческие действия, направленные на восстановление исходного состояния организма, производимые специфические эффекты на конкретные раздражители. Любая неожиданность, которая вносит изменение в привычную жизнедеятельность индивида, может являться стрессовым фактором. При этом не имеет значения, какой характер носит ситуация – положительный или отрицательный. Эмоциональное потрясение могут спровоцировать не только внешние обстоятельства, но и подсознательные установки по отношению к конкретным событиям. Для человеческой психики играет роль только объем необходимых усилий на перестройку привычных жизненных ритмов, интенсивность затрачиваемой энергии на адаптацию к новым требованиям.

    Виды стресса

    В медицинской практике принято разделять стрессовые ситуации на два вида: эустресс – позитивная форма и дистресс – негативная . Эустресс мобилизует жизненные ресурсы организма и стимулирует к дальнейшей деятельности. Дистресс приносит , наносит «рану», которая, даже полностью зажив, оставляет шрамы.

    Дистресс оказывает негативное влияние на соматическое и психическое здоровье человека и может дать толчок развитию серьезных заболеваний. В состоянии стресса деятельность иммунной системы значительно снижается, и человек становится беззащитен перед вирусами и инфекциями. При негативном эмоциональном стрессе активизируется вегетативная нервная система, интенсивнее работает железы внутренней секреции. При длительном или частом влиянии стрессовых факторов разлаживается психоэмоциональная сфера, что нередко приводит к тяжелым депрессиям либо к .

    По характеру воздействия стрессоров выделяют:

    • нервно-психические;
    • температурные (тепловые или холодовые);
    • световые;
    • пищевые (в результате дефицита пищи);
    • прочие виды.

    Выдающийся психолог Леонтьев утверждал, что в случае, когда организм демонстрирует реакции на внешние явления, не связанные с удовлетворением жизненных потребностей (прием пищи, потребность во сне, инстинкт самосохранения, продолжение рода), такие реакции – сугубо психологические. Понятие трудноразрешимой, экстраординарной для человека ситуации в концепции теории стресса – также явление психологическое.

    Стрессовые ситуации также выделяют в две группы: экстремальные социальные условия (военные действия, нападения хулиганов, стихийные бедствия) и критические психологические события (смерть родственника, изменение социального статуса, развод, экзамен). Для некоторых произошедшие события – шоковое потрясения, для других же – естественное явление, и интенсивность реакции – сугубо индивидуальна. Неоспорим факт: для того, чтобы возникла ответная реакция на раздражитель, этот раздражитель должен обладать определенной силой. И каждый индивид обладает непостоянным, переменчивым порогом чувствительности. Индивид с низким порогом чувствительности демонстрирует сильную реакцию на раздражитель слабой интенсивности, в то время как особа с высоким порогом чувствительности не воспринимает этот фактор как раздражитель.

    Биологический и психобиологический стресс

    Стресс также принято разделять по параметрам в две группы:

    • Биологический;
    • Психологический.

    Определения психологического стресса отлично у разных авторов, однако большинство ученых относят к данному виду стресс, обусловленный влиянием внешних (социальных) факторов либо сформированный под воздействием внутренних ощущений. К психоэмоциональному стрессу не всегда удается применить закономерности стадий его протекания, так как у каждого индивида сугубо индивидуальные свойства психики и персональные особенности работы вегетативной нервной системы.

    Дифференцировать вид стрессовой ситуации позволяет контрольный вопрос: «Наносят ли стрессоры явно выраженный вред организму?» . В случае положительного ответа диагностируется биологический вид, в случае отрицательного – психологический стресс.

    Психоэмоциональный стресс отличен от биологического вида рядом специфических особенностей, среди которых:

    • Формируется под воздействием как реальных, так и вероятных ситуаций, которые являются объектом тревоги индивида;
    • Огромное значение имеет оценка человеком степени своего участия в воздействии на проблемную ситуацию, восприятия качественности избранных способов нейтрализации стрессоров.

    Методика измерения стрессовых ощущений (шкала PSM-25) направлена на анализ эмоционального состояния человека, а не на исследование косвенных показателей (стрессор, показатели депрессивных, тревожно-фобических состояний).

    Основные различия между биологическими и психологическими стрессовыми ситуациями:

    Группа Биологический стресс Психологический стресс
    Причина возникновения Физическое, химическое, биологическое влияние стрессоров Собственные мысли, внутренние ощущения, воздействие социума
    Уровень опасности Реальный Виртуальный, реальный
    Направленность стрессоров Соматическое здоровье, угроза жизни Эмоциональная сфера, самооценка, социальный статус
    Характер реагирования «Первичные» реакции: страх, испуг, ярость, боль. «Вторичные» реакции: волнение, беспокойство, раздражительность, тревога, паника, депрессивные состояния
    Временной диапазон Четко обозначен в границах настоящего и ближайшего будущего Неясен, размыт, включает прошлое и неопределенный срок в будущем
    Влияние индивидуальных особенностей характера Отсутствует либо минимальное Существенное
    Пример Вирусная инфекция, травма, пищевая интоксикация, обморожение, ожог Конфликт в семье, расставание с партнером, материальные трудности, изменение социального статуса

    Стресс: основные стадии развития

    Диапазон реакции на стрессовое событие включает разнообразные состояния возбуждения и торможения, в том числе состояния, именуемые аффективными. Процесс протекания стрессового состояния состоит из трех этапов.

    Этап 1. Эмоциональная реакция тревоги.

    На данном этапе проявляется первая ответная реакция организма на воздействие стрессовых факторов. Продолжительность данной фазы строго индивидуальна: у некоторых людей нарастание напряжение проходит за считанные минуты, у других нарастание тревоги осуществляется в течение нескольких недель. Снижается уровень сопротивляемости организма внешним раздражителям, ослабевает самоконтроль. Человек постепенно утрачивает возможность полноценно управлять своими действиями, теряет самообладание. Изменяется его поведение на полностью противоположные действия (например: спокойный, выдержанный человек становится импульсивным, агрессивным). Особа избегает социальных контактов, появляется отчуждение в отношении с близкими, увеличивается дистанция в общении с приятелями, коллегами. Влияние дистресса оказывает разрушительное воздействие на психику. Чрезмерное эмоциональное напряжение может вызвать дезорганизацию, дезориентацию и деперсонализацию.

    Этап 2. Сопротивление и адаптация.

    В данной фазе проходит максимальная активизация и усиление сопротивления организма раздражителю. Длительное воздействие стрессового фактора обеспечивает постепенное приспособление к его воздействию. Сопротивляемость организма значительно превышает норму. Именно на этой стадии индивид способен проанализировать, выбрать самый эффективный способ и справиться со стрессором.

    Этап 3. Истощение.

    Исчерпав имеющиеся энергетические ресурсы вследствие воздействия стрессора в течение продолжительного срока, человек ощущает сильное утомление, опустошение, усталость. Присоединяется чувство вины, появляются повторные признаки этапа тревоги. Однако в данной фазе способность организма к реадаптации утрачена, особа становится бессильной предпринять какие-либо действия. Появляются расстройства органической природы, возникают тяжелые патологические психосоматические состояния.

    У каждой особы «запрограммирован» с детских лет свой персональный сценарий поведения в стрессовой ситуации, воспроизводимый по частоте, форме проявления реакции стресса. Некоторые испытывают воздействие стрессоров ежедневно в небольших дозах, другие испытывают дистресс редко, но в полном объеме мучительных проявлений. Также для каждого человека свойственна индивидуальная направленность агрессии в состоянии стресса. Один обвиняет исключительно самого себя, запуская механизмы развития депрессивных состояний. Другая особа находит причины своих бед в окружающих людях и выдвигает безосновательные претензии, нередко в крайне агрессивной форме, становясь социально опасной персоной.

    Психологические механизмы стресса

    Возникновение эмоционального напряжения при стрессе – адаптационная реакция организма , появляющаяся и нарастающая в результате взаимодействия физиологических систем и механизмов в сочетании с психологическими методами реагирования.

    В физиологической группе стрессовых механизмов задействованы:

    • Субкортикальная система , которая активизирует работу коры головного мозга;
    • Симпатическая автономная система , подготавливающая организм к неожиданному воздействию стрессоров, интенсифицирующая сердечную деятельность, стимулирующая снабжение глюкозой;
    • Субкортикальные двигательные центры , управляющие врожденными инстинктивными, двигательными, мимическими, пантомимическими механизмами;
    • Органы внутренней секреции ;
    • Механизмы обратной афферентации , передающие нервные импульсы через интерорецепторы и проприорецепторы от внутренних органов и мышц обратно в зоны головного мозга.

    Психологические механизмы – установки, сформированные и зафиксированные на уровне подсознания, возникающие как ответная реакция на воздействие стрессовых факторов. Психологические схемы призваны защитить психику человека от негативных последствий воздействия стрессоров. Не все эти механизмы безобидны, они часто не позволяют оценить правильно событие, нередко наносят вред социальной деятельности индивида.

    Психологические защитные схемы включают семь механизмов:

    • Подавление. Основной механизм, назначение которого – удаление имеющихся желаний из сознания в случае невозможности их удовлетворения. Вытеснение ощущений и воспоминаний может быть частичным или полным, в результате чего особа постепенно забывает прошлые события. Часто является источником возникновения новых проблем (например: человек забывает данные ранее обещания). Нередко становится причиной возникновения соматических заболеваний (головные боли, сердечные патологии, онкологические заболевания).
    • Отрицание. Индивид отрицает факт свершения какого-либо события, «уходит» в фантазию. Нередко человек не замечает противоречий в своих суждениях и действиях, поэтому часто воспринимается окружающими как несерьезная, безответственная, неадекватная личность.
    • Рационализация. Способ самооправдания, создание якобы логичных моральных аргументов для объяснения и оправдания неприемлемого обществом поведения, возникающих собственных желаний и мыслей.
    • Инверсия. Сознательная замена истинных мыслей и ощущений, реально проводимых действий на полностью противоположные.
    • Проекция. Индивид проецирует на окружающих, приписывает другим людям свои собственные отрицательные качества, негативные мысли, нездоровые ощущения. Является механизмом самооправдания.
    • Изоляция. Самая опасная схема реагирования. Особа отделяет угрожающую составляющую, опасную ситуацию от своей личности в целом. Может привести к раздвоению личности, стать причиной развития шизофрении.
    • Регрессия. Субъект возвращается к примитивным способам реагирования на стрессовые факторы.

    Существует и иная классификация типов защитных механизмов, разделенная в две группы.

    Группа 1. Схемы нарушения приема информации

    • Перцептивная защита;
    • Вытеснение;
    • Подавление;
    • Отрицание.

    Группа 2. Схемы нарушения переработки информации

    • Проекция;
    • Интеллектуализация;
    • Обособление;
    • Переоценка (рационализация, защитная реакция, экспиация, иллюзия).

    Факторы стресса

    На уровень стресса влияет множество разнообразных факторов, среди которых:

    • Значимость стрессоров для индивида,
    • Врожденные особенности деятельности нервной системы,
    • Наследственная модель реагирования на стрессовые события,
    • Особенности взросления,
    • Наличие хронических соматических либо психических патологий, недавно перенесенный недуг,
    • Неудачный опыт в прошлых аналогичных ситуациях,
    • Имеющие моральные установки,
    • Порог толерантности к стрессу,
    • Самооценка , качество восприятия себя, как личности,
    • Имеющиеся надежды, ожидания – их определенность или неопределенность.

    Причины стресса

    Наиболее распространенная причина возникновения стресса - возникшее противоречие между действительностью и представлениями индивида о реальности. Стрессовые реакции могут запускаться как под воздействием реальных факторов, так и событиями, существующими только в воображении. К развитию стрессового состояния приводят не только отрицательные события, но и положительные изменения в жизни индивида.

    Исследования американских ученых Томаса Холмса и Ричарда Рея позволили сформировать таблицу стрессовых факторов, оказывающих в большинстве случаев сильнейшее влияние на человека и запускающие механизмы стресса (шкала интенсивности стресса). Среди значимых для людей событий:

    • Смерть близкого родственника
    • Развод
    • Расставание с любимым человеком
    • Тюремное заключение
    • Серьезная болезнь
    • Потеря работы
    • Изменение социального положения
    • Ухудшение материального положения
    • Большие долги
    • Невозможность погасить кредитные обязательства
    • Болезнь близких родственников
    • Проблемы с законом
    • Уход на пенсию
    • Заключение брака
    • Беременность
    • Сексуальные проблемы
    • Появление нового члена семьи
    • Смена места работы
    • Ухудшение отношений в семье
    • Выдающиеся личностные достижения
    • Начало либо окончание обучения
    • Изменение местожительства
    • Проблемы с руководством
    • Неблагоприятная атмосфера в коллективе
    • Изменение распорядка труда и отдуха
    • Изменение личных привычек
    • Изменение пищевого поведения
    • Изменение условий работы
    • Отпуск
    • Праздничные дни

    Стрессовые факторы имеют свойство накапливаться. Не предприняв действенных шагов, загнав свои переживания внутрь, оставшись наедине со своими проблемами, человек рискует утратить контакт с собственным «Я», а впоследствии потерять контакт с окружающими.

    Психологические симптомы стресса

    Проявления стрессового состояния – сугубо индивидуальны, однако все признаки объединяет их негативный окрас, их мучительное и болезненное восприятие индивидом. Симптомы различны в зависимости от того, в какой стадии стресса пребывает особа и какие защитные механизмы задействованы. Среди основных симптомов стресса можно выделить:

    • Беспричинная ;
    • Ощущение внутреннего напряжения;
    • Вспыльчивость, нервозность, раздражительность, агрессивность;
    • Чрезмерная неадекватная реакция на малейшие раздражителя;
    • Невозможность контролировать свои мысли и эмоции, управлять своими действиями;
    • Снижение концентрации внимания, трудности в запоминании и воспроизведении информации;
    • Периоды тоскливого настроения;
    • Угнетенное, подавленное состояние;
    • Снижение интереса к привычной деятельности, апатичное состояние;
    • Невозможность получить удовольствие от приятных событий;
    • Постоянное чувство неудовлетворенности;
    • Капризность, чрезмерная требовательность к окружающим;
    • Субъективное ощущение перегруженности, не проходящая усталость;
    • Снижение работоспособности, невозможность выполнять привычные обязанности;
    • – отстранение от собственного «Я»;
    • – ощущение призрачности окружающего мира;
    • Изменение пищевого поведения: отсутствие аппетита либо чрезмерный прием пищи;
    • Нарушения сна: бессонница, ранний подъем, прерывистый сон;
    • Изменение поведения, уменьшение социальных контактов.

    В результате воздействия стрессоров индивид нередко пытается искусственно заместить испытываемые негативные ощущения «приятными» внешними факторами: начинает принимать алкоголь или наркотические средства, становится азартным игроком, меняет сексуальное поведение, начинает переедать, совершает рискованные, импульсивные действия.

    Лечение стресса

    Пребывая в ситуациях, вызывающих состояние стресса, каждый человек должен стремиться выйти из создавшегося положения победителем, преодолеть препятствия мужественно, с чувством собственного достоинства и без негативных последствий для здоровья. Ведь каждое новое сражение со стрессорами – еще один шаг на тернистом пути саморазвития и самосовершенствования.

    Медикаментозное лечение стрессовых состояний

    Выбор комплексной программы фармакологического лечения проводится в индивидуальном порядке, учитывая разнообразные факторы, среди которых:

    • преобладающие симптомы, сила и частота их проявления;
    • стадия и тяжесть стрессового состояния;
    • возраст пациента;
    • соматическое и психическое состояние здоровья больного;
    • личностные особенности характера, способ реагирования на воздействие стрессоров, индивидуальный порог чувствительности;
    • наличие в анамнезе психических патологий и пограничных состояний;
    • индивидуальные предпочтения и материальные возможности больного;
    • полученный терапевтический ответ на препараты, использованные ранее;
    • переносимость фармакологических средств, их побочные действия;
    • принимаемые медикаментозные средства.

    Основной критерий назначения лечения – проявляемые симптомы. Для устранения стрессовых состояний используют:

    • Транквилизаторы;
    • Бета-блокаторы;
    • Аминокислоты;
    • Седативные средства растительного происхождения, бромиды;
    • Нейролептики;
    • Антидепрессанты;
    • Снотворные средства;
    • Витаминно-минеральные комплексы.

    В случае если у больного преобладают признаки тревожного состояния (иррациональный страх, чрезмерное волнение, беспокойство без повода) для купирования симптомов проводят кратковременный курс лечения психотропными препаратами. Используют транквилизаторы бензодиазепинового ряда (например: диазепам) или более щадящие анксиолитики других групп (например: адоптол).

    Быстро взять под контроль и минимизировать мучительные физические проявления страха способны бета-блокаторы , действие которых направлено на блокировку выброса в кровь адреналина и снижение показателей артериального давления (например: анаприлин).

    В преодолении эмоционального напряжения, снижения нервозности и раздражительности хороший терапевтический ответ дает относительно безвредные препараты, имеющие в составе аминоуксусную кислоту (например: глицин).

    При слабо выраженных проявлениях тревоги длительным курсом (не менее одного месяца) назначают седативные средства «зеленой» аптеки , изготовленные из валерианы, мяты, мелиссы, пустырника (например: персен). В некоторых случаях используют препараты – бромиды, обладающие значительным седативным потенциалом (например: адонис-бром).

    При наличии в картине заболевания «защитных» навязчивый действий рекомендуют прием нейролептиков – препаратов, способных устранить тяжелые психические состояния (например: галоперидол).

    При преобладании депрессивных проявлений (апатии, угнетенного состояния, тоскливого настроения) используют антидепрессанты различных групп. При легкой форме депрессивных настроений назначают прием длительным курсом (более одного месяца) средств растительного происхождения. Так, антидепрессантный эффект обеспечат препараты на основе зверобоя (например: деприм). В более тяжелых и опасных случаях используют психофармакологические антидепрессанты различных групп. Просты в применении, не приводят к передозировке и показывают высокий результат селективные ингибиторы обратного захвата серотонина – СИОЗС (например: флуоксетин). Устранить депрессивные симптомы и уменьшить тревогу способны препараты последнего поколения – мелатонинергические антидепрессанты (единственный представитель данного класса: агомелатин).

    Если больной отмечает изменение режима и качества сна (бессонница, раннее пробуждение, прерывистый сон, кошмарные сновидения) назначают прием снотворных препаратов , как растительного происхождения, так и синтезированных средств бензодиазепинового ряда (например: нитразепам) или новейших химических групп (например: зопиклон). Использование в качестве снотворных барбитуратов на сегодняшний день потеряло свою актуальность.

    Немаловажную роль в преодолении стрессовых состояний является восполнение в организме дефицита витаминов и минералов . В ситуациях эмоционального напряжения рекомендуют прием витаминов группы В (например: нейровитан), средств с магнием (например: Магне В6) или мультиактивных комплексов (например: витрум).

    Психотерапевтические методики по преодолению стресса

    Психотерапия стрессовых состояний – методики, разработанные для оказания благотворного лечебного влияния на психоэмоциональную сферу деятельность, напрямую связанную и воздействующую на функционирование организма человека в целом. Психотерапевтическая помощь – нередко единственный уникальный шанс, позволяющий лицу, пребывающему в стрессовом состоянии, преодолеть имеющиеся проблемы, корректировать ошибочные представления и без негативных последствий избавиться от тревожного, депрессивного состояний.

    Современная психотерапия использует свыше 300 разнообразных методик, в числе самых распространенных, востребованных и действенных методик:

    • Психодинамическая;
    • Когнитивно-поведенческая;
    • Экзистенциальная;
    • Гуманистическая.

    Направление 1. Психодинамический подход

    Основан на методике психоанализа, родоначальником которого был известный талантливый ученый Зигмунд Фрейд. Особенность терапии: перенесение в область сознания (осознание) пациентом вытесненных в подсознательную сферу воспоминаний, испытанных эмоций и ощущений. Используются приемы: изучение и оценка сновидений, свободного ассоциативного ряда, исследование особенностей забывания информации.

    Направление 2. Когнитивно-поведенческая терапия

    Суть данного метода – информирование и обучение индивида приспособительным навыкам, необходимым в эмоционально трудных ситуациях. У человека формируется и сохраняется новая модель мышления, позволяющая верно оценить и адекватно действовать при столкновении со стрессовыми факторами. В искусственно созданных стрессовых ситуациях пациент, пережив состояние, близкое к паническому страху, заметно снижается порог чувствительности к тревожащим его негативным факторам.

    Направление 3. Экзистенциальный подход

    Суть терапии по данной методике заключается в концентрации на имеющихся трудностях, пересмотр пациентом системы ценностей, осознание личной значимости, формирование самоуважения и верной самооценки. В ходе сеансов человек обучается способам гармоничного взаимодействия с окружающим миром, вырабатывает самостоятельность и осознанность мышления, приобретает новые поведенческие навыки.

    Направление 4. Гуманистический подход

    Данный метод базируется на постулате: человек обладает неограниченными способностями и возможностями для преодоления проблем при наличии значимого стимула и адекватной самооценки. Работа врача с пациентом направлена на раскрепощение сознания человека, освобождение от нерешительности и неуверенности, избавление от страха поражения. Клиент обучается реально осознавать и анализировать причины имеющихся трудностей, разрабатывать верные и безопасные варианты преодоления проблем.

    Как преодолеть последствия стресса самостоятельно?

    Человеку свойственно стремление избавиться от боли, напряжения, тревоги. Однако эта способность испытывать неприятные ощущения, как ни странно, – один из ценных подарков природы. Состояние стресса – явление, призванное предупредить индивида об угрозе целостности и жизнедеятельности организма. Это – идеально действующий механизм, активизирующий естественные рефлексы сопротивления, уклонения, отступления или бегства, незаменимый в сражении с негативным враждебным окружением. Неприятные ощущения, сопутствующие состоянию стресса, мобилизуют скрытые ресурсы, побуждают к приложению усилий, проведению перемен и принятию нелегких решений.

    Каждому человеку необходимо научиться эффективно и рационально управлять стрессом. Если событие, вызвавшее стресс, зависит от индивидуальной деятельности (например: эмоциональное напряжение вследствие чрезмерной нагрузки в профессиональной сфере), следует сконцентрировать усилия на разработке и анализе вариантов, чтобы изменить существующее положение. В случае, если эмоционально трудная ситуация вызвана внешними факторами, неподвластными контролю и управлению индивидом (например: смерть супруга), необходимо принять этот негативный факт, смириться с его существованием, изменить восприятие и отношение к этому событию.

    Эффективные методы снятия эмоционального напряжения и состояний психологического стресса

    Метод 1. Выпускаем эмоции

    Снять накопившееся напряжение, избавиться от отрицательных эмоций призваны специальные техники дыхания. Выполняем энергичные движения (махи) руками, затем закрываем глаза. Делаем медленный глубокий вдох через нос, задерживаем дыхание на 5 секунд, не спеша проводим выдох через рот. Выполняем 10-15 подходов. Стараемся максимально расслабить мускулатуру. Концентрируем свое внимание на возникающих ощущениях.

    Метод 2. Раскрываем душу

    В профилактике и преодолении стрессовых состояний неоценимая роль отведена эмоциональной поддержке извне и дружескому общению. Проблемные моменты, откровенно и свободно поведанные близкому человеку, утрачивают глобальную значимость и перестают восприниматься как катастрофические. Дружеское общение с особами-оптимистами позволяет человеку сформулировать и высказать вслух тревожащие факторы, выплеснуть наружу негативные эмоции, получить заряд жизненной энергии, выработать стратегию преодоления проблем.

    Метод 3. Доверяем свои тревоги бумаге

    Не менее эффективным методом борьбы с эмоциональным напряжением является ведение личного дневника. Мысли и желания, изложенные на бумаге, становятся более последовательными и логичными. Фиксирование в письменном виде своих негативных ощущений переносит их из области подсознания в сферу, контролируемую сознанием и управляемую волей индивида. После такой записи стрессовые события воспринимается менее масштабными, осознается и признается факт наличия проблем. При последующем чтении своих откровений, возникает возможность анализа трудной ситуации как бы со стороны, появляются новые пути ее преодоления, формируется стимул для ее разрешения. Особа берет под контроль свое состояния и, принимая прошлое и живя настоящим, начинает прикладывать усилия для благополучия в будущем.

    Метод 4. Чертим карту собственных стрессовых факторов

    Как говорится, чтобы одержать победу над врагом, необходимо его знать в лицо. Для того чтобы совладать с возникающими негативными эмоциями под час воздействия стрессоров, необходимо выявить и исследовать, какие конкретно события могут «выбить из колеи».

    Пребывая в тишине наедине, сосредотачиваемся и стараемся максимально сконцентрировать внимание. Выбираем для анализа минимум 12 аспектов, связанных с различными сферами жизни (например: здоровье, взаимоотношение в семье, успехи и неудачи в профессиональной деятельности, финансовое положение, отношения с друзьями). Затем в каждом из определенных аспектов выделяем ситуации, которые представляют значительную трудность, лишают самообладания и сдержанности. Записываем их в порядке значимости (интенсивность реагирования, временная длительность переживаний, глубина эмоционального восприятия, возникающие негативные симптомы) от наименьшей негативной категории к наиболее травмирующему фактору. После того, как ахиллесова пята выявлена, для каждого пункта составляем список «аргументов»: разрабатываем варианты возможного разрешения проблем.

    Метод 5. Трансформируем эмоциональные переживания в жизненную энергию

    Отличный способ избавиться от неприятных проявлений стресса – выполнять интенсивно любую двигательную активность. Это могут быть: занятия в тренажерном зале, длительные пешие прогулки, плавание в бассейне, утренние пробежки либо работа на приусадебном участке. Энергичные физические упражнения отвлекают от негативных событий, направляют мысли в позитивное русло, дарят позитивные эмоции и заряжают жизненной энергией. Бег – идеальный естественный метод «убежать» от стресса: ощущая приятную физическую усталость, не остается места и сил на плач о собственном горе.

    Метод 6. Выплескиваем эмоции в творчестве

    Верный помощник в борьбе с психологическим стрессом – творческая деятельность, занятия вокалом, музыкой, танцами. Создавая прекрасное, человек не только избавляется от негативных ощущений, но и задействует скрытый потенциал, развивает свои способности, значительно повышает самооценку. Музыка напрямую влияет на эмоциональный статус, перенося в мир ярких самобытных ощущений: заставляет плакать и смеяться, горевать и радоваться. Через музыку меняется восприятие собственного «Я» и окружающих, реальный мир предстает в своем многообразии, утрачивается значимость собственных «мизерных» забот. Посредством танца можно выразить свои эмоции, пережить свой негатив, предстать перед светом во всей внутренней красоте.

    Метод 7. Повышаем уровень психологических знаний

    Важным фактором для успешного преодоления стресса является имеющийся багаж знаний: полный, структурированный, разнообразный. В формировании невосприимчивости к стрессу играют значительную роль протекающие у человека познавательные процессы, определяющие навыки ориентации в окружающей среде, логичность действий, объективность суждений, уровень наблюдательности. Как бы щедро или скупо природа одарила человека талантами, личность ответственна только за использование своих умственных способностей, и не должна останавливаться на пути своего развития.

    Метод 8. Изменяем систему убеждений

    Особую нишу в восприятии стрессовых факторов занимает индивидуальная система убеждений. Человек, расценивающий окружающий мир как источник опасностей, угроз, проблем, реагирует на стрессоры сильными негативными эмоциями, нередко дезорганизующими его поведение. Довольно часто тяжелые последствия пережитого стресса провоцируют результаты расхождения между реальной сложностью ситуации и ее субъективной оценкой индивидом. Адекватное, реалистичное восприятие мира, где соседствуют благополучие и беды, признание того, что мир несовершенен и не всегда справедлив, стремление к гармонии, оптимизм и благодарность за каждое позитивное мгновение помогают не воспринимать проблемы близко к сердцу.

    Метод 9. Повышаем собственную значимость

    Человек, реагирующий на любой стресс бурными эмоциями, отличается отсутствием уверенности в своих возможностях и чувством собственной неполноценности. Из-за низкой или негативной самооценки, личность имеет минимальный уровень притязаний и занимает в жизни «позицию перестраховщика». Повысить и сформировать адекватную самооценку помогают простые упражнения – аффермации (позитивные высказывания о своей личности, произнесенные вслух).

    Метод 10. Выполняем трудное задание

    Отличная техника эмоционального контроля – сильная концентрация внимания на выполняемом задании, позволяющая отвлечься и преодолеть ситуационные стрессовые факторы.

    Из сфер, приносящих удовлетворение и радость, выбираем одну сложную категорию. Ставим перед собой четкую цель, определяем конкретные конечные сроки воплощения задумки в жизнь (например: за полгода изучить французский язык, сконструировать модель вертолета, покорить горную вершину).

    В завершение: Каждый человек может преодолеть стресс и контролировать сложную ситуацию, если станет концентрировать внимание на имеющейся проблеме, а не проявляемых эмоционально защитных действиях. Активное владение собственным сознанием приносит исключительно положительные результаты, дает личности чувство господства над стрессорами, укрепляет чувство собственной значимости, повышает оценку своих способностей, увеличивает шанс раскрытия возможностей.

    Под стрессогенными факторами - стрессорами (стресс-факторами) - понимают совокупность раздражителей, влияющих на психофизическое состояние человека и его поведение. Они определяются также как любые внешние стимулы или события, которые вызывают у человека психическое напряжение или возбуждение. В психологии стрессоры - неблагоприятные, значительные по силе и продолжительности внешние и внутренние воздействия, ведущие к возникновению стрессовых состояний.

    В психофизиологии стрессор (стресс-фактор, стресс-ситуация) - чрезвычайный или патологический раздражитель, значительное по силе и продолжительности неблагоприятное воздействие, вызывающее стресс. Раздражитель становится стрессором либо в силу приписываемого ему человеком значения (когнитивной интерпретации), либо через низшие мозговые сенсорные механизмы, через механизмы пищеварения и метаболизма.

    К стрессорам относят: опасность, угрозу, давление, сильные физические и психические травмы, кровопотери, большие физические, умственные и коммуникативные нагрузки, инфекции, ионизирующее излучение, резкие изменения температуры, многие фармакологические воздействия, полостные хирургические вмешательства, экстремальные ситуации и другие факторы. В ряде классификаций к ним относят и во многом сходные психологические состояния - конфликт и фрустрацию.

    Существуют различные классификации стрессоров, в которых они разделяются на стрессоры физиологические (чрезмерные боль и шум, воздействие экстремальных температур, прием ряда лекарственных препаратов, например кофеина или амфетамина) и психологические (информационные перегрузки; соревнование; угроза социальному статусу, самооценке, ближайшему окружению и др.). Имеются и другие основания для квалификации стрессоров. Это могут быть факторы окружающей среды (токсины, жара, холод), они могут иметь психологическую (снижение самооценки, депрессия) или социальную природу (безработица, смерть близкого человека). Стрессоры можно квалифицировать и по-другому. Они могут быть глобальными, действующими на популяцию, нацию в целом (отсутствие стабильности жизненного уклада в целом государстве, неуверенность людей в завтрашнем дне), и личностными, связанными с проблемами в личной жизни, потерей работы, потерей близкого человека, конфликтами на работе.

    Обычно стрессоры разделяют на физиологические (боль, голод, жажда, чрезмерная физическая нагрузка и т.п.) и психологические (опасность, угроза, утрата, обман, информационная перегрузка и т.п.). Последние в свою очередь подразделяются на эмоциональные и информационные.

    В настоящее время отсутствует единая классификация стрессорных факторов. В основе различных классификаций в качестве системообразующих выделяются их параметры: характер и природа стрессорных раздражителей (психологические, социальные, физические и другие воздействия); их интенсивность и экспозиция (длительность); особенности условий и комплексность воздействия. Выделяют виды раздражителей, связанные с профессиональной, производственной и персональной деятельностью.

    В качестве стрессоров рассматриваются также и жизненные события, которые можно систематизировать по величине негативной валентности и времени, необходимому для реадаптации. Различают микрострессоры (daily hassles) - повседневные сложности, трудности, неприятности; макрострессоры - критические жизненные (травматические) события и хронические стрессоры как ситуативного (длительный развод, хроническое заболевание), так и межличностного характера (общение с лицами, страдающими тяжелыми заболеваниями, например шизофренией, раком).

    Для пенитенциарной стрессологии наиболее приемлемой является классификация стрессорных факторов, основанная на практическом опыте работы психологов в вооруженных силах и различных подразделениях МВД России (Г.С. Човдырова с соавторами).

    Данная классификация предусматривает разделение стрессоров по следующим признакам:

    I. По характеру психосоциальной мотивации:

    • 1. Стрессоры повседневной напряженной профессиональной деятельности.
    • 2. Стрессоры деятельности в экстремальных условиях (ЭУ):
      • а) стрессоры чрезвычайных обстоятельств (ЧО);
      • б) стрессоры чрезвычайных ситуаций (ЧС);
      • в) стрессоры чрезвычайных происшествий (ЧП).
    • 3. Стрессоры семейной жизни (свадьба, развод, рождение ребенка, болезнь или смерть близких людей и др.).
    • 4. Стрессоры морально-нравственного характера (угрызения совести, ответственность за жизнь и здоровье как невинных людей, так и преступников, необходимость применения оружия и других средств поражения).
    • 5. Стрессоры социальных условий смешанного происхождения: длительная изоляция от привычного окружения (служба в армии, пребывание в заложниках, пребывание в местах лишения свободы), необходимость уйти в отставку и адаптироваться к иным условиям жизни, сексуальная дисгармония, болезни, необходимость хирургического вмешательства, неудовлетворенные материальные потребности и др.

    II. По времени действия:

    • 1. Стрессоры с кратковременным действием (от нескольких часов до нескольких суток):
      • а) вызывающие тревогу и страх (встреча с вооруженным противником, захват заложников, действия в условиях, связанных с крупными человеческими потерями, с реальной угрозой для жизни);
      • б) вызывающие неприятные физические ощущения (боль, усталость, обусловленные неблагоприятными метеоэкологиче- скими условиями - пожарами, наводнениями, отравляющими веществами);
      • в) по темпу и скорости (необходимость переработать большой поток информации и принять решение, необходимость проявить предельную скорость и быстроту движения);
      • г) по отвлечению внимания (тактические маневры противника);
      • д) с неудачным результатом (просчет в оценке ситуаций, ошибка в технике движения).
    • 2. Стрессоры с длительным действием (от нескольких месяцев до нескольких лет):
      • а) длительные нагрузки, порождающие усталость (продолжительные дежурства, связанные с определенным риском и опасностью, охрана ценностей, особых объектов, монотонность условий труда, необходимость постоянно выполнять требования начальников в ограниченные сроки);
      • б) изоляции (служба в войсках МВД, отбывание наказания в местах лишения свободы, связанные с длительным отрывом от семьи и привычных условий, длительные командировки в напряженных условиях, служба в местах лишения свободы);
      • в) войны (ведение длительных боевых действий).

    III. По характеру воздействия на органы чувств:

    • 1. Стрессоры визуально-психического ряда (смерть на глазах близких, сослуживцев, контакт с большим количеством раненых, искалеченных, впавших в панику людей; разрушения зданий, техники, сооружений, ландшафта; пожары, взрывы; вид трупов, крови и др.).
    • 2. Стрессоры слухового ряда (гул, рев, грохот, стрельба).
    • 3. Стрессоры осязательно-обонятельного ряда (вибрация, удары воздушной волны, сотрясения, запахи газа и трупов, холод, жара, электрический ток и др.).

    Данная классификация стрессогенных факторов условна, поскольку в каждой конкретной области указанные факторы могут воздействовать на личность в комплексе. Например, на участников специальных операций по освобождению заложников в той или иной степени воздействуют следующие стрессогенные факторы :

    • - непосредственная и высоковероятная угроза жизни и здоровью;
    • - ответственность за жизнь и здоровье заложников, постоянный риск причинения им вреда своим бездействием или неправильными действиями;
    • - широкий общественный резонанс каждого конкретного случая, особенно пристальное внимание к действиям правоохранительных органов, общественно-политическая значимость их ошибок;
    • - отсутствие или противоречивость сведений о преступниках, их психологических особенностях;
    • - крайний динамизм и труднопредсказуемый характер изменений обстановки в связи с особенностями поведения преступников;
    • - необходимость длительного сдерживания естественных, крайне отрицательных эмоций в процессе непосредственного контакта с преступниками;
    • - постоянная перегрузка психофизиологических функций, обусловленная необходимостью анализа и прогноза развития ситуации, принятия ответственных решений, организации и выполнения четких и согласованных действий в жестком лимите времени;
    • - морально-нравственные переживания, связанные с необходимостью применения оружия или других средств поражения против преступника как человека.

    При этом сами внешние факторы стресса, действующие в той или иной экстремальной ситуации, не имеют решающего значения без соотнесения их с внутренними особенностями каждого человека, его духовной и физической подготовки.

    Стрессоры, к которым приспособился в ходе эволюции человеческий организм, - это самые различные факторы, нарушающие безопасность или требующие адаптации. Часть стрессоров требует немедленной физической активности, чтобы избежать травмы или повреждения. Другие стрессоры тоже побуждают к борьбе или бегству, даже если немедленная физическая реакция невозможна или будет неприемлема для окружения. Эти стрессоры можно назвать символичными. К ним можно отнести потерю социального статуса, снижение самооценки, переутомление и т.д. Несмотря на то что природа стрессоров может быть различна, они могут запускать в организме генетически детерминированную неспецифическую реакцию защиты. С этих позиций нет никакой необходимости использовать в сочетании с термином «стресс» какие-либо прилагательные. Обобщая представленный материал, можно заключить, что стрессор - это внешний или внутренний стимул, который может запустить реакцию борьбы или бегства.

    Следует еще раз отметить, что встречающиеся прилагательные типа «эмоциональный», «профессиональный», «пенитенциарный» и другие употребляются чаще для того, чтобы подчеркнуть природу стрессоров или способы «вызывания» стресса. При символической угрозе , как и при действии реальных стрессоров, происходит накопление продуктов деятельности стрессорных механизмов. Но в современном обществе редко используется реакция борьбы или бегства. «Продукты» стресса накапливаются, а воспользоваться ими человек не может. В результате этого повышенная стрессовая реакция становится затяжной, приводя к развитию дистресса и различным заболеваниям. Иначе говоря, неприемлемой для индивида является та информация (стимул, ситуация), которая пробуждает или интенсифицирует потребностное возбуждение, но не дает индивиду возможности к активным действиям в направлении реализации (а следовательно и разрядки) этого возбуждения. При этом из двух характеристик - длительность и сила действия стрессора - длительность является более важной. Чем дольше действует стрессор на человека, тем сильнее дистрессовое расстройство.

    Под стрессореактивностью в психофизиологии понимают величину реакции борьбы ши бегства, она является строго индивидуальной и генетически детерминированной. Стрессореак- тивность на физиологическом уровне проявляется в увеличении мышечного напряжения, учащении сердцебиения, повышении артериального давления и нервного возбуждения, усилении потоотделения, изменении волновой (электрофизиологической) активности мозга, перераспределении крови в организме и т.д. В самом упрощенном виде все эти изменения готовят организм к быстрым действиям и обусловлены выработкой биологически активных веществ, причем если последние не используются, это приводит к расстройству здоровья. Стрессореактивность тесно связана со стрессоустойчивостью. Стрессоустойчивость - индивидуальная способность организма сохранять нормальную работоспособность во время действия стрессора, которая может быть усшена путем обучения.

    Таким образом, рассматривая приведенные определения стресса, следует считать, что стресс в самом обобщенном виде понимается не как реакция, а как состояние гомеостаза, обеспечивающее нужную активность человека в определенных условиях среды. Стрессовая реакция - изменение уровня активности под влиянием тех или иных стрессоров, а дистресс - такое перенапряжение работы психофизиологических (в первую очередь нейроэндокринных) механизмов, которое вызывает нарушение (функциональные или морфологические) деятельности различных структур организма и развитие патологии.