Правила употребление букв твердый и мягкий знак. Употребление и неупотребление ь для обозначения мягкости правило

Правила употребление букв твердый и мягкий знак. Употребление и неупотребление ь для обозначения мягкости правило
Правила употребление букв твердый и мягкий знак. Употребление и неупотребление ь для обозначения мягкости правило

Интерактивный диктант

Учебник ГРАМОТЫ: орфография

Учебник ГРАМОТЫ: пунктуация

Имена и названия. Интерактивный тренажер

Полезные ссылки

Летнее чтение

Запоминалки

Цитаты о языке

Скороговорки

Пословицы и поговорки

Выберите правильные варианты ответов. Для проверки выполненного задания нажмите кнопку «Проверить».

Правописание разделительных Ь и Ъ

Хотя буквы Ъ и Ь сами по себе не обозначают никаких звуков, но они пишутся для того, чтобы правильно произносить слова. Сравните, например: СЕМЯ (без мягкого знака) и СЕМЬЯ (с разделительным мягким знаком). Чтобы запомнить, когда нужно писать мягкий знак, а когда – твердый знак, нужно выучить следующие правила.

Разделительный Ь пишется внутри слова (в корне или суффиксе, но только не после приставки) перед буквами Е, Ё, Ю, Я, И (ВЬЮГА, БУРЬЯН, ЛИСЬИ СЛЕДЫ), а также в некоторых заимствованных (иностранных) словах перед буквой О (БУЛЬОН, СИНЬОР, ГИЛЬОТИНА). Мягкий знак обычно смягчает предшествующий ему согласный звук и, кроме этого, заставляет нас произносить дополнительный звук [Й].

Разделительный Ъ (твердый знак) нужно писать на стыке приставки и корня, если приставка оканчивается на согласную, а корень слова начинается буквами Е, Ё, Ю, Я. Например: ПОДЪЕЗД, ИЗЪЯВИТЬ, ИНЪЕКЦИЯ, ТРАНСЪЕВРОПЕЙСКИЙ. Кроме этого, разделительный Ъ пишется в сложных словах с числительными: ДВУХЪЯРУСНЫЙ, ТРЕХЪЯЗЫЧНЫЙ.

Обратите внимание: перед другими гласными Ъ не пишется: БЕЗАВАРИЙНЫЙ, КОНТРАТАКА, ТРАНСАРКТИЧЕСКИЙ.

Исключение составляют сложносокращенные слова (ДЕТЯСЛИ, ИНЯЗ, ОРГЕДИНИЦА) и сложные слова, пишущиеся через дефис (ПОЛ-ЮРТЫ). В этих словах не нужен ни твердый, ни мягкий знак.

1. В газетах честно и мужественно, с суровой прямотой сообщили, что «беллетрист» Банев искренне поблагодарил господина президента за все замечания и раз _ яснения, сделанные в ходе беседы. (А. и Б. Стругацкие, «Гадкие лебеди».)

2. Утром учен _ е, манеж; обед у полкового командира или в жидовском трактире; вечером пунш и карты. (А.С. Пушкин, «Выстрел».)

3. Маша окуталась шал _ ю, надела теплый капот, взяла в руки шкатулку свою и вышла на крыльцо. (А. С. Пушкин, «Метель».)

4. Еще с него, свин _ и, портрет рисовать! (Н.В. Гоголь, «Портрет».)

5. Не легче ли два раза в год с _ ездить в Миргород? (Н. В. Гоголь, «Вечера на хуторе близ Диканьки».)

6. Картины большей част _ ю были писаны масляными красками. (Н. В. Гоголь, «Портрет».)

7. Недавно женился на Lise Мейен, ад _ ютант Кутузова, он будет нынче здесь. (Л. Н. Толстой, «Война и мир».)

8. Галки, вороб _ и и голуби по-весеннему весело чирикали. (Л. Н. Толстой, «Анна Каренина».)

9. У вас, господа, чут _ я нет! (И. С. Тургенев, «Новь».)

10. Меланхоликам у нас не жит _ е, а масленица! (Салтыков-Щедрин, «В больнице для умалишенных».)

11. — А ну, к обочине! — скомандовал полицейский с недовольным лицом. – И пред _ явите документы. (А. и Б. Стругацкие, «Гадкие лебеди».)

12. Запахло обыкновенной чертовщиной, сами собой скрипнули где-то половицы, кожа на спине с _ ежилась под пристальным взглядом ч _ их-то глаз. (А. и Б. Стругацкие, «Гадкие лебеди».)

13. Его двоюродные сестры и брат _ я болели коклюшем и свинкой - он не заражался, хотя под _ едал за ними молочную манную кашу с варен _ ем, которую им было трудно глотать из–за распухшего горла. (А. Чудаков. «Ложится мгла на старые ступени».)

14. Был у меня медал _ ончик в золотой оправе, помнишь? (Ф. М. Достоевский, «Униженные и оскорбленные».)

15. – Ну зачем же вы трудились об _ являть, что оно комическая?! (Ф. М. Достоевский, «Ползунков».)

16. Поди посмотри, готов ли бул _ он для дяденьки! (Л. Н. Толстой, «Война и мир».)

17. Как пройдете церковь, так от двух _ ярусного дома направо. (Л. Н. Толстой, «Воскресение».)

18. Это был господин небольшого роста, вз _ ерошенный, со смуглым лицом. (И. С. Тургенев, «Рудин».)

19. Те огромные суммы он с_э кономил для казны. (Н. В. Гоголь.)

20. Под ногами хрустело стекло, валялись сморщенные тюбики из-под красок, телевизор смотрел пустым прямоугольником экрана, а стол был заставлен грязной посудой с тухлыми об _ едками. (А. и Б. Стругацкие, «Гадкие лебеди».)

21. А для низкой жизни были числа, Как домашний, под _ яремный скот, Потому что все оттенки смысла Умное число передает. (Н. Гумилев, «Слово».)

22. Пропаганда, осуществляемая средствами, успешно зарекомендовавшими себя в рекламе, стала одним из признанных методов правительств всех развитых стран, и особенно тем методом, с помощ _ ю которого создается общественное мнение. (Б. Рассел, «Искусство мыслить».)

23. Глазки его с_у зились, а черты лица растянулись. (Ф. М. Достоевский, «Преступление и наказание».)

24. Итак, согласно закону штата Н _ ю-Йорк, Христос и Джордж Вашингтон были бы слишком неустойчивы морально, чтобы доверить им образование молодежи. (Б. Рассел, «Искусство мыслить».)

25. Живым огнем раз _ единилоНас рампы светлое кольцо,И музыка преобразилаИ обожгла твое лицо. (А. Блок)

Упражнение подготовили А. Копеина и Б. А. Панов («Лига школ»).

УПОТРЕБЛЕНИЕ Ь И Ъ

Разделительный Ь (воробьи);

Смягчающий Ь (конь, борьба);

После приставки на согласную перед буквами Е, Е, Ю, Я (подъездt подъем, предъюбилейный, объявле­ние).

ИноязычНые приставки: АД- (адъютант) ИН- (инъекция) КОН- (конъюктивит) ОБ- (объезд) СУБ- (субъект)

Ь для различения грамматической формы слов (плач - имя сущ., плачь - гл. повелительного накло­нения).

РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЕ Ь И Ъ

В сложных словах, первую часть которых образу­ют числительные двух, трех, четырех (двухъярусный, трехъязычный).

Перед буквами А, О, У, Э (сагитировать, подо­конник, сузить, сэкономить);

В сложносокращенных словах (детясли).

В корне слова перед буквами Е, Е, Ю, Я, И (пьеса, льет, пьющий, рьяный, соловьи);

В некоторых иноязычных словах перед О (бульон, шампиньон).

Ь ДЛЯ ОБОЗНАЧЕНИЯ МЯГКОСТИ СОГЛАСНЫХ

1. На конце слов, кроме шипящих согласных (день).

2. В середине слова:

После мягкого Л (сельдь);

После мягкого согласного, стоящего перед твер­дым (Кузьма);

Между двумя согласными, если при изменении слова второй становится твердым, а первый оста­ется мягким (просьба - в просьбе).

Сочетания ЧК, ЧН, НЧ, РЩ, РЧ пишутся без мяг­кого знака;

Между двумя мягкими лл Ь не пишется (иллюзия);

В сочетаниях: ЗН, НТ, СН, ЗД, СТ (ЗНаменитый иНТересный СНова ЗДесь СТоит).

Ь ДЛЯ ОБОЗНАЧЕНИЯ ГРАММАТИЧЕСКИХ ФОРМ

В существительных 3-го склонения (ночь);

В глаголах (2-е лицо единственного числа, не­определенная форма, по­велительное наклонение: пишешь, печь, намажь);

В наречиях (сплошь).

В существительных 2-го склонения (врач);

В кратких прилага­тельных (пахуч);

В родительном падеже существительных множе­

ственного числа (много туч, груш).

Исключения: уж, замуж, невтерпеж;

В частицах ишь, бишь, вишь;

В творительном падеже некоторых существитель­ных и числительных (че­тырьмя).

1. Укажите неверное объяснение написания Ь и Ъ.

а) подьячий - разделительный Ь в корне слова пе­ред Я

б) компаньон - разделительный Ь в иноязычных словах перед О

в) спрячьте - разделительный Ь пишется в корне глаголов повелительного наклонения

г) трехъярусный - разделительный Ъ в сложных словах после числительного трех перед Я

2. Укажите верное объяснение написания Ь и Ъ.

а) отужинали - после приставки на согласный пе­ред У не пишется Ъ

б) тишь - разделительный Ь пишется в корне слова после шипящих

в) дальний - разделительный Ь в корне слова

г) вишь - Ь пишется в наречиях после шипящих

3. В каком ряду во всех словах пишется Ъ?

а) премьера, объяснение, карьера

б) бур..ян, е..емка, ин..екция

в) от..езд, об..езжать, ад..ютант

г) рел..еф, от..ем, конс..ержка

4. В каком ряду во всех словах пишется Ь?

а) разъезжаются, медал..он, б..ющийся

б) кон..як, медал..он, в..юга

в) от..ехать, об..ектив, с..ежиться

г) лист..я, плат..е, с..емка

5. В каком ряду допущена орфографическая ошибка при написании Ь и Ъ?

scicenter.online

1.11. Употребление букв Ь и Ъ

В русском языке нет двух разновидностей букв для обозначения твёрдых согласных и мягких согласных. На письме парные твёрдые и мягкие согласные обозначаются одной и той же буквой (см. п. 1.5. Звуки речи и буквы).

Для обозначения на письме мягкого согласного в русском языке есть специальная буква ь (мягкий знак , или «ерь»).

Ср.: стол – столь, банка – банька.

В словах нян ь ка, тон ь ше второй согласный твёрдый, мягкость первого согласного обозначается буквой ь.

  • В словах ня нч ить, то нч айший есть сочетание нч, которое пишется без ь.
  • 2) Ь не пишется между двумя л и двумя н.

    1.11.2. Употребление Ь для обозначения грамматических форм

    Мягкий знак, или ерь (ь), может употребляться как показатель определённой грамматической формы.

    1.11.3. Употребление разделительных Ь и Ъ

    Как отмечалось, разделительные ъ и ь сигнализируют о наличии в слове звука [ j ] (после согласной буквы и перед гласными буквами е, ё, ю, я).

    1. Разделительный Ъ пишется после согласного перед буквами е, ё, ю, я в следующих случаях:

    после приставки, оканчивающейся на согласную;

    В ъ езд, пред ъ юбилейный, об ъ явить, об ъ ём.

    в сложных словах, первую часть которых составляют числительные двух-, трёх-, четырёх- ;

    Двухъ ярусный, трёхъ ярусный.

    в иноязычных по происхождению словах после приставки на согласную: ад-, диз-, ин-, интер-, кон-, контр-, об-, суб-, супер-, транс- или составной частицей пан- .

    Адъ ютант, дизъ юнкция, инъ екция, интеръ екция, конъ юнкция, контръ ярус, объ ект, субъ ект, трансъ европейский, панъ европейский.

    Ср.: меж атомный, контр удар, транс океанский, трёх этажный.

    2) Буква ъ не пишется в середине слова (не после приставки!).

    Ср.: платье, дьяк. Исключение фельд ъ егерь.

    3) Буква ъ не пишется на стыке частей сложного слова.

    Ср.: детясли (детские ясли), Иняз (Институт иностранных языков).

    4) Буква ъ не пишется в существительном под ь ячий (в этом слове нет приставки под- !). В середине слова пишется разделительный ь, поскольку здесь выделяется приставка по- и корень дьяк (-дьяч-).

    5) В середине слова (в корне) ар ь ергард пишется разделительный ь, а не ъ, поскольку приставки ар- в русском языке нет.

    6) В слове из ъ ян (тюрк.) пишется ъ по аналогии с глаголом изъять .

    2. Разделительный Ь пишется в следующих случаях:

    в середине слова (не после приставки!) после согласного перед буквами е, ё, ю, я, если после согласного перед гласным звучит [ j ] ;

    в некоторых заимствованных словах (как сигнал звука [ j ]) после согласного перед буквой о.

    Бульон [бул’jо́н], синьор [син’jо́р], миньон [мин’jо́н].

    Разделительные «ъ» и «ь»

    Буквы «ъ» и «ь».

    Разделительный ъ пишется после согласных перед буквами я, ю, ё, е , передающими сочетания [j ] с гласными, в следующих случаях.

    1. После приставок, оканчивающихся на согласный. Примеры:

    а) в словах с русскими приставками: безъядерный, въявь, взъяриться, взъесться, изъезженный, межъязыковой, надъесть, объехать, отъезд, подъёмник, предъюбилейный, предъявить, разъехаться, разъёмный, съесть, съёжиться, съязвить, сверхъестественный, сверхъёмкий, сверхъяркий ;

    б) в словах с приставками иноязычного происхождения: контръярус, постъядерный, постъюбилейный, субъединица, субъядро, суперъяхта, трансъевропейский .

    Так же пишутся слова иноязычного происхождения с начальными частями аб, ад, диз, ин, интер, кон, об, суб , которые в языке источнике являются приставками, а в русском языке в качестве приставок обычно не выделяются. К ним относятся: абъюрация, адъективный, адъективация, адъюнкт, адьюстаж, адъютант, дизъюнкция, инъекция, инъецированный, интеръекция, коадъютор, конъектура, конъюгаты, конъюгация, конъюнктив, конъюнктива, конъюнктивит, конъюнктура, конъюнкция, объект, объективный, субъект, субъективный .

    2. В сложных словах:

    а) после начальных частей двух, трёх, четырёх , напр.: двухьякорный, двухъёмкостный, трёхъядерный, четырёхъярусный ;

    б) в словах панъевропейский, фельдъегерь .

    3. Буква ъ пишется также при передаче иноязычных собственных имен и производных от них слов (после букв, перелающих парные твердые согласные), напр: Кизилъюрт (город в Дагестане), Торъял (поселок в республике Марий Эл), Го Хэнъюй (китайское личное имя), Хэнъян (город в Китае), тазабагъябская культура (археологическая), Ювясъярви (озеро в Финляндии), Манъёсю (антология древнеяпонской поэзии).

    Во всех случаях, кроме указанных выше, после согласных перед буквами я, ю, ё, е , и , передающими сочетания [j ] с гласными, пишется разделительный ь .

    Примеры: ья : дьявол, юдьячий, обезьяна, бильярд, семья, пьяный, колосья, ничья, пастушья, Лукьян; ью : вьюн, интервью, льют, семью, пью, рысью, пятьюдесятью, шью, фьють (междометие); ьё : соловьём, ружьё, пьёт, вороньё, серьёзный, житьё, чьё, шьём; ье : премьера, пьеса, курьер, конферансье, варенье, затишье, Вьетнам, Фурье; ьи : воробьиный, соловьи, оладьи, медвежьи, варьировать, статьи, чьи, Виньи .

    Правописание разделительных Ъ и Ь Правописание разделительного ъ (твердого знака).

    65. Правописание разделительных Ъ и Ь Правописание разделительного ъ (твердого знака).

    1. Разделительный ъ (твердый знак) пишется перед гласными е, ё, ю, я:

  • после приставки, оканчивающейся на согласную: подъезд, объезд;
  • в словах иноязычного происхождения после приставок, оканчивающихся на согласную (аб-, ад-, диз-, ин-, интер-, кон-, контр-, об-, суб-, пер-,транс-) или после составной частицы пан-: адъютант, трансъевропейский;
  • в сложных словах, первая часть которых — числительные двух-, трёх-, четырёх-: двухъярусный, трехэтажный;
  • 2. Данное правило не распространяется на сложносокращенные слова: детясли.

    Правописание разделительного ь (мягкого знака).

    Разделительный ь (мягкий знак) пишется:

    • внутри слова перед гласными е, ё, ю, я: крестьянин, вьюга;
    • в некоторых словах иноязычного происхождения перед буквой о: медальон, шампиньон.
    • Правописание гласных после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях.

      1. В окончаниях и суффиксах существительных, прилагательных и суффиксах наречий под ударением после шипящих и ц пишется о, без ударения — е (ножо»м, большо»го, книжо»нка, концо»м, окольцо»вы-вать; НО экила»жем, п»ищей, ры»жего, торго»вцев, окольцева»ть).

      2. После шипящих под ударением пишется ё:

    • в окончаниях глаголов (ржёт, лжёшь),
    • в суффиксе глагола -ёвыва- (выкорчевывать),
    • в суффиксе существительных -ёр- (стажёр),
    • в суффиксе отглагольных существительных -ёвк-(выкорчёвка),
    • с суффиксе страдательных причастий -ён(н)-(сражённый, запряжён),
    • в суффиксе отглагольных прилагательных (жжёный) и в словах, производных от этих прилагательных (жжёнка),
    • в местоимении о чём,
    • словах причем, нипочём.

    Разделительный ъ пишется перед буквами е(ё), ю, я в следующих случаях:

    1. После приставок, оканчивающихся на согласную, например: объехать, подъём, предъюбилейный, разъяриться.

    Примечания.

    1. Это правило распространяется и на иноязычные слова с приставками аб-, ад-, диз-, ин-, интер-, кон-, контр-, об-, суб-, транс-; адъютант, инъекция, конъюнктура, контръярус, объект, субъект, трансъевропейский и т. д.

    2. Пишется ъ и в иноязычных словах с начальными пан-, фельд-; панъевропейский, фельдъегерь и др.

    2. В сложных словах после числительных двух-, трех-, четырех-, например: двухъязычный, трехъярусный, четырехъярусный.

    Примечание.

    В сложносокращенных словах ъ не пишется: детясли, Госюриздат и т. п.

    Не пишется ъ после приставок на согласную перед а, о, у, а: безалкогольный, надоконный, контрудар, сэкономить и т. д.

    Разделительный ъ пишется перед буквами е(ё), ю, я, а также перед и внутри слов, не после приставок, например: барьер, курьез, вьюн, обезьяна, воробьиный.

    Примечания.

    1. Разделительный ь пишется и в нескольких иноязычных словах перед о: батальон, бульон, гильотина, карманьола, компаньон, медальон, павильон, почтальон, шампиньон, шиньон и др.

    2. В притяжательных прилагательных на -ий разделительный ь пишется во всех формах, кроме именительного и винительного падежей единственного числа мужского рода: лисья, лисье, лисью, лисьи и т. д., но лисий.

    Упражнение 92. Объясните употребление разделительных ъ и ь, указав случаи отсутствия разделительных знаков.

    Адъютант, арьергард, барельеф, барьер, безъядерный, безоблачный, бурьян, волеизъявление, вьюшка, главюрист, дьявол, дьяк, изъян, изъясняться, медвежий, медвежьего, миньон, объедки, объем, панъяпонский, подьячий, подъемник, подъесаул, подоснова, премьера, пьедестал, пьяница, соловьи, субъективный, съестное, фельдъегерь, шьют.

    Упражнение 93. Раскройте скобки, образовав слова с данными перед скобками элементами, объясните правописание образованных слов.

    Без (аварийный, укоризненный, язычный), из (ездить, обильный), меж (атомный, областной, языковой), об (углить, единение, явление), пред (определение, явление), раз (уверить, ездить, есть), с (агитировать, ехидничать, уметь, ябедничать), транс (альпийский, океанский, европейский), трех (атомный, электродный, ярусный).

    Упражнение 94. Измените слова таким образом, чтобы возникала необходимость в употреблении на письме разделительного ь.

    Воробей, волчий, дерево, друг, залить, крыло, лист, муравей, разбить, ручей, слить, стул, улей, чей.

    Упражнение 95. Перепишите, вставляя, где надо, буквы.

    Аэрофотосъемка, без…ответственный, в…юга, в…юн, в…ючный, Дар…яльское ущел…е, двух…актный, двух…ярусный, звер…е, из…ян, интерв…ю, кар…ер, карман…ола, коп…е, медал…он, необъятный, от…экзаменовать, ощуп…ю, пол…ют, пред…уведомление, руж…ецо, р…яный, сем…я, сер…езный, скам…я, с…обезьянничать, суб…арендный, суб…инспектор, суб…ективность, с…узить, с…естное, трех…этажный, трех…язычный, шампин…он.

    Упражнение 96. От заключенных в скобки существительных образуйте притяжательные прилагательные, согласовав их в роде, числе и падеже с определяемыми существительными.

    (Белка) хвост, хвоста, уши; (ворона) карканье, крик, крику; (извозчик) повозка, фаэтон, фаэтоном; (овца) шерсть, копыта, копыт; (охотник) ружье, ружья; (рыба) кровь, глаз, глаза; (рыбак) лодка, баркас, в баркасе.

    Упражнение 97. Перепишите, вставляя, где надо, пропущенные буквы.

    I. 1. В траве виднелись оранжевые шляпки под…осинников. (Верес.) 2. Проголодавшись, Вячеслав Анан…евич все-таки с удовольствием ел отливавший янтарем бул…он. (Полев.) 3. С кручи был виден кар…ер, откуда брали гравий. (Кетл.) 4. Одна-раз…единственная цель оставалась у него - дать всем покинуть машину. (Гран.) 5. Долбачи нам не доверяет, в…ючит сам, туго притягивая груз ремнями к натруженным спинам оленей. (Федос.) 6. Высокий и статный гвардейский драгун в ад…ютантском мундире вышел вперед. (Голуб.) 7. В зелени дерев…ев утопало трех…этажное здание школы-интерната. (Казан.) 8. Заметает чащи леса метел…ю, в…ются снежинки, падая на дорогу. (Казан.) 9. Командир батал…она награжден орденом. (Покр.) 10. В казарме ровными рядами стояли двух…ярусные кровати. (Покр.) 11. Фельд…егерь доставил важный документ. (Покр.)

    II. 1. Думаю, что человеку, которому дорога честь батал…она, личные чувства не помешают быть объективным. (Каш.) 2. Начальник станции об…яснил пассажирам, что Министерство путей сообщения вводит в эксплуатацию новые паровозы, из…яв при этом старые. (В.) 3. Посреди первого квартала разбойнич…я вороб…иная банда дебоширила на едва начинающей зеленеть лужайке. (Андр.) 4. В восемнадцатом году отец, старший брат и он втроем пришли в ком…ячейку. (Горб.) 5. Наползали тени, ветер укрылся в дерев…ях, по-кошач…и перебирая мягкие лист…я. (Гран.) 6. Женя, облокотясь на бар…ер, что-то писала. (Гран.) 7. Ноч…ю пошел густой, липкий снег и сразу рассыпал по лесу звериные, птич…и и человеч…и следы. (Фиш.) 8. Человек стоял на камне, словно на п…едестале, и рука его была призывно поднята. (Корольк.) 9. В сумерках Дмитрий встретил приятелей, зашел с ними выпить по кружке пива в ближайший павил…он и засиделся. (Проск.) 10. Выполняя наш наказ, наши отцы, муж…я, брат…я и сынов…я проявляют на фронтах Отечественной войны чудеса храбрости. (Раш.)

    Как бы ни пытались убедить учеников в том, что знания, полученные ими в школьные годы, будут нужны им в будущем, к сожалению, это не так. Однако некоторые вещи, которым обучают в школе, на самом деле пригодятся во взрослой жизни. К примеру, умение грамотно писать. Чтобы овладеть им, нужно знать основные грамматические законы русского языка. Среди них — правила, регулирующие употребление разделительных ъ и ь знаков.

    Следование за этими буквами мягкого знака возможно при таких условиях:

    • Разделительную.
    • Информирует о мягкости предшествующего звука.
    • Используется для обозначения некоторых грамматических форм.

    Кроме правил, регулирующих употребление ъ и ь знаков, стоит помнить и случаи, когда их не нужно ставить:

    В данном упражнении необходимо выбрать, какую из букв следует поставить в словах.

    • Мягкий знак, выполняющий разделительную функцию, никогда не ставится после приставки (это удел твердого знака). Части слов, в которых пишется разделительный ь – это корень, суффикс и окончание до е, ё, ю, я: обезьяний, интерьерный . Это правило распространяется как на русскую лексику, так и на позаимствованные термины из других языков.
    • Разделяющий ь ставится в некоторых словах перед буквосочетанием он: шампиньон, медальон, бульон и мильон.

    Правила употребления ь и ъ знаков

    1. Для обозначения мягкости согласных кроме шипящих) буква ь пишется:

    Разделительный ъ пишется перед буквами е, ё, ю, я в следующих случаях:

    1) перед е, ё, ю, я внутри слова, не после приставок: карьера, воробьиный;

    2. Так как шипящие бывают или только твердыми ([ж], [ш]), или только мягкими ([ч], [щ]), то при письме буква ь после них не служит показателем мягкости. После шипящих буква ь употребляется прежде всего для обозначения грамматической формы слова и пишется в следующих случаях:

    3) в сложных словах, первую часть которых образуют имена числительные двух-, трех-, четырех – (двухъярусный ).

    2) в некоторых иноязычных словах перед о: бульон, компаньон.

    Правило употребления твёрдого и мягкого знаков

    Ул_и, солов_и, пред_юбилейный, раз_езд, с_едобный, брат_я.

    Лестью – в корне -лесть- после согласного перед буквой ю пишется ь.

    1. Произнеси слово, послушай, есть ли в нём звук [й’] после согласного звука перед гласным.

    Зимой в лесу синичке Зин?ке понравилось. Столько дерев?ев! Она прыгала по веткам. Тюк острым носиком в трещину коры. Вытащит букашку и с?ест.

    1. М.С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко «К тайнам нашего языка» Русский язык: Учебник. 3 класс: в 2-х частях. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2010.
    2. М.С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко «К тайнам нашего языка» Русский язык: Рабочая тетрадь. 3 класс: в 3-х частях. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2010.
    3. Т. В. Корешкова Тестовые задания по русскому языку. 3 класс: в 2-х частях. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011.
    4. Т. В. Корешкова Потренируйся! Тетрадь для самостоятельной работы по русскому языку для 3 кл.: в 2-х частях. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011.
    5. Л.В. Машевская, Л.В. Данбицкая Творческие задачи по русскому языку. – СПб.: КАРО, 2003.
    6. Г.Т. Дьячкова Олимпиадные задания по русскому язык. 3–4 классы. – Волгоград: Учитель, 2008.

    В словах, которые отвечают на вопрос чьи? : лисьи, волчьи, рысьи, заячьи, оленьи, беличьи, птичьи в корне пишется Ь.

    Правописание разделительных Ъ и Ь Правописание разделительного ъ (твердого знака)

    • внутри слова перед гласными е, ё, ю, я: крестьянин, вьюга;
    • в некоторых словах иноязычного происхождения перед буквой о: медальон, шампиньон.

    2. Данное правило не распространяется на сложносокращенные слова: детясли.

    1. Разделительный ъ (твердый знак) пишется перед гласными е, ё, ю, я:

    • после приставки, оканчивающейся на согласную: подъезд, объезд;
    • в словах иноязычного происхождения после приставок, оканчивающихся на согласную (аб-, ад-, диз-, ин-, интер-, кон-, контр-, об-, суб-, пер-,транс-) или после составной частицы пан-: адъютант, трансъевропейский;
    • в сложных словах, первая часть которых — числительные двух-, трёх-, четырёх-: двухъярусный, трехэтажный;

    65. Правописание разделительных Ъ и Ь Правописание разделительного ъ (твердого знака).

    1. В окончаниях и суффиксах существительных, прилагательных и суффиксах наречий под ударением после шипящих и ц пишется о, без ударения — е (ножо»м, большо»го, книжо»нка, концо»м, окольцо»вы-вать; НО экила»жем, п»ищей, ры»жего, торго»вцев, окольцева»ть).

    Разделительные Ъ и Ь знаки

    Методическая разработка урока русского языка в 5 классе

    Учитель : Буквы Ъ и Ь живут в русском алфавите, они не обозначают звуков, но выполняют на письме очень важную роль. Ребята, прочитайте слова, появившиеся на доске. Что их объединяет с точки зрения написания? (Слайд №7)

    повторить, расширить и обобщить сведения об употреблении Ь и Ъ знаков;

    Ученики: Ъ знак выполняет разделительную роль. Употребляется после приставок на согласную букву, перед гласными Е,Ё,Ю,Я.

    IV .Мотивация к формированию новых знаний и формирование новых знаний.

    научиться дифференцировать условия выбора Ь и Ъ знаков, применять свои умения на письме.

    Дидактическая – формировать навык правильного понимания функции знаков; Формировать умения правильного употребления знаков.

    Задание Работа с правилом (стр. 35). Прочитайте текст, поставьте возможные вопросы к тексту? Когда в словах пишется Ъ знак? После какой морфемы в слове пишется твердый знак? Перед какими буквами пишется твердый знак? В каком случае после приставок пишется Ъ знак? (Если приставка заканчивается на согласную).

    Предметные знания : Знают правила употребления ъ и ь знаков, различают их роль в словах.

    Понимание. . Устная работа (упр. 84) Объяснить употребление знаков, выстраивая рассуждение – объяснение.

    Иногда играет смыслоразличительную роль. Кров-кровь, мол-моль, кон-конь, жар – жарь. В некоторых словах имеет нулевое значение рожь(рош) семьсот (симсот).

    Тип урока

    Употребление буквы Ь

    1) на конце существительных мужского рода после ши­пящих согласных: меч, нож;

    2) в середине слова после мягкого согласного [л’]: боль­ ница, скользит, стекольщик;

    1) на конце существительных женского рода: ночь, тишь, мощь;

    Буква ь употребляется для обозначения мягкости согласного, для обозначения раздельного произношения звуков (разделительный мягкий знак) и для обозначения ряда грамматических форм.

    1) перед буквами е, ё, ю, я, и внутри слова (не после при­ставок), например: вьюга, пьеса, семья, дьяк, вьюн;

    Разработка урока по русскому языку — Урок Ъ и Ь знаки — 5 класс

    3. Внутри слов буква Ь знак употребляется после мягкого Л, стоящего пред любым согласным. (вольный, мельница, сельдь) но не пишется между двумя мягкими ЛЛ(аллея Иллюзия, коллизия,

    Разберите эти слова по составу. В чем разница в их строении? (В первой группе Ъ знак стоит после приставки, во втором случае Ь знак находится в корне слова. Что общего заметили? (Перед знаками стоят гласные. е, е,ю, я).

    Исходя из темы урока, определите: каковы наши учебные задачи на данном уроке? Верно: Определить роль этих знаков в слове, когда они употребляются, закрепить навык правописания, слов с этими буквами, уметь строить рассуждение – объяснение их употребления.

    Разъяснил, воробьи, съел, варенье, льет, веселье, объедки, трехъярусный, подъем.

    Тип урока : повторение, закрепление и обобщение знаний о Ъ и Ь знаках.

    Учитель. Ребята, представьте, что кто-то пришел и похитил эти буквы. Они кричали,

    Употребление буквы Ь

    2) на конце существительных в форме множественного числа родительного падежа после шипящих согласных: (много) туч, крыш, пастбищ;

    1) на конце слова после мягкого согласного, кроме [ч], [щ]: тень, день, камень;

    Для обозначения грамматических форм мягкий знак пишется:

    4) между двумя мягкими согласными, если при измене­нии слова первый согласный остаётся мягким, а второй ста­новится твёрдым: возьми (возьму), о письме (письмо).

    2) между мягкими конечными согласными основы: кость, гость, злость;

    2) на конце наречий, оканчивающихся на шипящий: сплошь, навзничь, наотмашь (‘исключения: уж, замуж, невтерпёж);

    Не странно ли, что согласный звук, после которого написан мягкий знак, может быть твёрдым? Зачем же тогда нужен Ь? На уроке учащиеся узнают о правилах употребления Ь и Ъ, их функциях в слове.

    Тема: Синтаксис. Пунктуация

    Урок: Разделительные Ь и Ъ

    Разделительный Ъ пишется перед буквами Е, Ё, Ю, Я в следующих случаях: - после приставок на согласную

    (подъезд, разъём, объяснить, предъюбилейный); - в сложных словах после числительных двух-, трёх-, четырёх-

    (двухъярусный, трехъязычный); - в ряде заимствованных слов

    (адъютант, субъект, объект).

    Обратите внимание: перед другими гласными Ъ не пишется: безаварийный, контратака, трансарктический, сэкономить, трехэтажный.

    Разделительный Ь пишется в корне и суффиксе слова перед буквами Е, Ё, Ю, Я, И (вьюга, бурьян, пьём, платье, лисьи), а также в некоторых заимствованных словах перед буквой О (бульон, павильон, почтальон, медальон).

    Исключение составляют сложносокращенные слова (детясли, иняз) и сложные слова, пишущиеся через дефис (пол-юрты). В этих словах не нужен ни твердый, ни мягкий знак.

    Рис. 1. Правила употребления разделительного Ь и Ъ ()

    Домашнее задание.

    Задание №1

    Запишите слова в три столбика. В первый столбик - слова с Ъ, во второй - с Ь, в третий - слова, в которых не пишется ни Ъ, ни Ь.

    В…юга, от…езд, дет…ясли, п…еса, с…узить, сер…ёзный, с…есть, бул…он, с…ёмка, с…обезьянничать, солов…иный, сверх…естественный, сверх…интересный, шампин…он, трех…ярусный, четырех…этажный.

    Задание №2

    Вставьте пропущенные Ь и Ъ

    Все вокруг об…яты страхом: Раз…ярённый людоед Об…явил, что с…ест сегодня Замечательный обед. В сверх…естественной тревоге Всё звер…ё уносит ноги. Даже нес…едобный ёжик С…ёжился от страха тоже. Раз…ъярённый людоед Мигом с…ел мешок конфет, Закусил печен…ем плотно. Он от…явленный злодей, Но совсем не ест животных И не трогает людей.

    (С. Бондаренко)

    Задание №3

    Отгадайте кроссворд.

    1) Снежная буря.

    2) Домики для пчел.

    3) Мама, папа, дети.

    4) Веселое животное.

    5) Ягоды, сваренные в сахаре.

    1. Правила русской орфографии ()

    2. Система проверки правописания ()

    Литература:

    1. Русский язык. Теория. 5-9 кл.: В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова - М.: Дрофа, 2008.

    2. Русский язык. 5 кл.: под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта - М.: Дрофа, 2010.

    3. Русский язык. Практика. 5 кл.: под ред. А.Ю. Купаловой. - М.: Дрофа, 2012.

    КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА В 10 КЛАССЕ

    Тема урока «Употребление ь для обозначения грамматических форм»

    Учитель: Михальцова Татьяна Сергеевна

    МКОУ «Средняя общеобразовательная школа №11», г.Миасс, Челябинская область

    Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний

    ЦЕЛИ УРОКА:
    1. Повторить и закрепить сведения об употреблении Ь знака для обозначения грамматических форм, повторив ключевые термины темы, изученные орфограммы.
    2.
    Развить орфографическую зоркость, самоконтроль , уметь применять знания теоретического материала в письменной речи.
    3. Воспитывать
    интерес к предмету стремление к грамотной речи;

    Формы работы : фронтальная, самостоятельная работа, самопроверка, работа в парах, взаимопроверка.

    В процессе работы формируются:

    Предметные результаты : опознавать орфограммы в тексте, классифицировать их, знать правила.

    Метапредметные:

    регулятивные УУД : умение планировать результат, контролировать и оценивать свои действия, умение высказывать свои предположения на основе работы с материалом учебника; оценивать результаты своей работы.

    познавательные – знать орфограммы употребления ь , уметь различать написание слов с ь , анализировать, строить логические цепочки, синтезировать материал при составлении таблицы с восполнением недостающих компонентов;

    коммуникативные : умение работать в парах, умение высказывать свои суждения, умение слушать и понимать других;

    личностные : определять цели своего обучения.

    ОБОРУДОВАНИЕ:

    1. Тексты для индивидуальной и парной работы
    2 Учебник «Русский язык. 10-11 классы. Авторы В.Ф.Греков, С.Е.Крючков, Л.А.Чешко»

    3. Тест.

    ХОД УРОКА

    1.Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.

    Цель: создать условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность.

    Приветствие, проверка готовности к уроку.

    Здравствуйте, ребята, уважаемые гости! Я рада видеть каждого из вас! Надеюсь, что у вас хорошее настроение и мы с вами сегодня дружно поработаем.

    Желаю вам успехов и хороших оценок.

    2. Мотивация к учебной деятельности. Проверка усвоения предыдущего материала.

    В начале урока проверим домашнее задание по материалу, изученному на прошлых уроках. Часть детей поработает индивидуально у доски и в тетради. В конце урока тетради сдадите на проверку с выполненным упражнением 108. Они будут проверены и оценены. Были ли у вас затруднения при выполнении этого упражнения?

    Ученики у доски готовятся к ответу:

    1ученик. Устный ответ на вопрос «Употребление Ь для обозначения мягкости согласных»:

    После любого мягкого согласного (кроме шипящих) на конце слов (в том числе на конце первой части сложного слова): тень, конь, фонарь, мельзавод, медьсодержащий.

    В середине слова:

    А) после мягкого л, стоящего перед любым гласным (больной, сельдь, пильщик)

    Б) после мягкого согласного, стоящего перед твёрдым согласным (Кузьма, больше)

    В) между двумя мягкими согласными в том случае, когда при изменении слова второй согласный становится твердым, а первый остается мягким: о просьбе (просьба), о борьбе (борьба), но! зонтик (зонты).

    Ь не пишется:

    В буквосочетаниях ч и щ с другими согласными (кроме л+ч и л+щ): речка, нянчить, фонарщик.

    Между двумя мягкими л: иллюзия, аллея.

    Перед суффиксом –ск- в прилагательных, образованных от существительных на –нь, -рь: конь – конский, зверь – зверский.

    2 ученик. Задание: произвести фонетический разбор слова и определить роль ь знака в слове вьёт

    Обозначает ли Ь звук? (Нет).

    Назовите, когда буквы е,ё,ю,я обозначают 2 звука?

    Разделительный ь пишется перед гласными: е, ё, ю, я, и (пьеса, бельё, вьюга, рьяный, соловьи).

    3 ученик выполняет синтаксический разбор предложения:

    Вадим круто повернул в сторону, отбежал прочь, слез, привязал коня к толстой берёзе и сел на землю. (М.Ю.Лермонтов)

    2 . Актуализация знаний . У вас у каждого на парте диагностическая карта, при помощи которой в течение урока вам предстоит оценить свою деятельность.

    3. Орфоэпическая разминка . Подготовка к ЕГЭ по русскому языку (задание А1)

    Задание для учащихся (слова записаны на доске): поставить ударение в соответствии с нормами произношения

    зак У порить, баловАться, воспринЯв, жалюзИ, позвонЯт, занятОй, заржАветь, досУг, баловАть, клАла, балОванный, красИвее, тОрты, нефтепровОд, диспансЕр,

    Полезная информация: запомнить правильную постановку ударения в некоторых словах позволяет подбор к ним рифм и составление из получившихся пар двустиший. . Прочитай рифмы, которые способствуют запоминанию слов.

    Например:

    Не будем улыбаться,

    Хватит баловАться.

    Уважаемый наш сэр,

    Посетите диспансЕр.

    Не влезешь в шорты,

    Если будешь есть одни тОрты.

    Снова бегемот

    Сломал нефтепровОд.

    Посмотрим, как поработали ребята у доски. Кто хочет стать консультантом и оценить работу. (ответ полный (неполный), с примерами, оценка… .)

    Вывод - Какова роль ь знака, если судить по ответам ребят?

    1. Мягкий знак употребляется для обозначения мягкости на письме.

    2. Мягкий знак может выполнять разделительную функцию.

    3. А ещё для чего служит ь? (Мягкий знак может употребляться для обозначения грамматической формы слова ) - создание проблемной ситуации.

      Работа по основной теме урока.

    Анализ предложенной орфографической задачи:

    В предложении, которое разбирали у доски, нам встретилось слово прочь , почему в нём пишется ь знак? (Это наречие с основой на шипящую).

    Мягкий знак тоже служит для обозначения грамматической формы.

    Рассмотрим таблицу (у каждого на парте), вставим пропущенные орфограммы. Нужно ли писать в них ь знак? Все ли они одной части речи. Вспомните правила правописания ь знака, грамматические признаки частей речи.

    - Для чего он употребляется? (для обозначения грамматической формы слова)

    - Какая же тема сегодняшнего урока ? Употребление ь для обозначения грамматических форм. В тетради запишем тему.

    - Словарь. Что такое грамматика?

    - Грамматическая форма?

    - У всех частей речи грамматическая форма одинаковая?

    (Нет. У существительных – род, число, падеж; у глаголов – наклонение время, лицо, число, неопределённая форма глагола).

    Цель нашего урока? (закрепить навыки правописания ь знака в различных частях речи, учитывая грамматическую форму слова).

    - Прочитайте ещё раз теоретический материал в учебнике на с. 86-87 или в таблице

    Вывод: Чтобы определить, нужен ли ь знак в слове, нужно определить часть речи и грамматическую форму слова.

    Ученица: Он очень вежлив, мягкий знак!

    Не любит споров он и драк:

    Он всем старается помочь!

    Он в слове «мать» и в слове «дочь»,

    Он в тихом лунном слове «ночь».

    Чтоб никого не огорчить,

    Он все старается смягчить:

    Отрежь – отрежьте!

    Поешь – поешьте!

    Исправь – исправьте!

    Оставь – оставьте! –

    Так мягко просит мягкий знак,

    Что отказать нельзя никак.

    IV . Закрепление.

    1. Решите орфографическую задачу.

    Задания по вариантам: в парах . Если что-то непонятно, вопросы можете задавать своему соседу по парте, также обращаться к материалам учебника и к таблице.

    1 вар . Упр. 112 (1)

    2 вар. Упр. 112 (2)

    3 вар . Упр. 113 – 2 строки

    4 вар . Изменить слова по образцу. Задание: образуйте краткую форму прилагательного. Например: Свежий – свеж.

    Горячий, пахучий, жгучий, тягучий, могучий, колючий, линючий, хороший, рыжий, злющий.

    5 вар. Задание3. Вставьте пропущенные буквы Т или ТЬ. Устно проверяйте себя вопросами: что делать? что сделать? что делает? что сделает?

    1. Каждый труди....ся, мы должны труди....ся. 2. Мы решили учи....ся, и каждый из нас старательно учи....ся. 3. Товарищ думает подготови....ся к экзаменам в университет и, наверное, подготови....ся.

    Проверка выполненных заданий.

    Итак, чтобы правильно употреблять ь знак, существуют определенные правила.

    Буква ь в современном русском языке может употребляться:

    а) в качестве разделительного знака;

    б) для обозначения мягкости согласного;

    в) для обозначения грамматических форм.

    Самостоятельная работа . Задание: выполните тест, проверьте свои теоретические знания.

    Тест

    1. отметьте ряд слов, в котором ь пишется

    А) улыбает…ся мне, снит…ся сон, торопит…ся она

    Б) улыбат..ся широко, береч.. здоровье, береч..ся от простуды.

    2. отметьте ряд слов, в котором ь не пишется

    А) гуляеш…, улыбнеш…ся, клеиш…

    Б) жгуч…, тягуч…, трескуч…

    3. отметьте ряд слов, в котором ь пишется

    А) сплош…, вскач…, настеж….

    Б) уж…, замуж…, невтерпёж…

    4. отметьте ряд слов, в котором ь пишется

    А) рож…, ноч…, мыш….

    Б) грач…, мяч…, пейзаж…

    5. отметьте ряд слов, в котором ь не пишется

    А) назнач..те, утеш…тесь, нареж..те

    Б) из училищ…, из-за дач…, из-за туч…

    Как оценить успехи:

    «5» - всё правильно

    «4» - одна ошибка

    «3» - 2 ошибки»

    Обменяйтесь работами, сверьтесь с ответами. Оцените. Самоконтроль по эталону. (1б, 2б, 3 а, 4 а, 5 б) .

    Рефлексия

    Чему был посвящён урок?

    Какие затруднения испытали?

    Что помогло их преодолеть?

    V . Домашнее задание: Рекомендую выбрать, чтоб преодолеть свои трудности, на выбор:

    1. § 19, таблица, упражнение 114

    2. § 19, таблица. Составить словарный диктант на изученную тему, включив 35 слов

    Дополнительное задание «Подумайте!»

    /Представьте, что вы нашли древнюю рукопись. Грамматика этого языка такая же, как у нас теперь, а смысл большинства слов утрачен. Попробуйте определить, где нужно поставить ь.

      Мелестная девеж…притясла комейный боромеж…

      Лусый морош… увертал чулёную велоч……….\

    Диагностическая карта

    !!!

    Научился выделять орфограммы с употреблением ь знака после шипящих и в некоторых падежных и глагольных формах. Могу объяснить товарищу. Скажу себе: «Молодец!»