Оскар уайльд цитаты о детях. Цитаты из произведений оскара уайльда

Оскар уайльд цитаты о детях. Цитаты из произведений оскара уайльда

Время — потеря денег.

Я могу устоять против всего, кроме соблазна.

Единственный способ отделаться от искушения — поддаться ему.

Всегда приятно не прийти туда, где тебя ждут.

Пунктуальность — вор времени.

У каждого святого есть прошлое, у каждого же грешника есть будущее.

Любовь к себе — это начало романа, который длится всю жизнь. («Идеальный муж»)

Будь собой, остальные роли заняты.

Тому, что действительно нужно знать, никто не научит.

Мужчины всегда хотят быть первой любовью женщины. Женщины мечтают быть последним романом мужчины.

…Жизнь слишком важна, чтобы рассуждать о ней серьёзно.

Ты любишь всех, а любить всех - значит не любить никого. Тебе все одинаково безразличны.

Все можно пережить, кроме смерти.

Я вовсе не хочу знать, что говорят за моей спиной, — я и без того о себе достаточно высокого мнения.

Единственный наш долг перед историей — это постоянно её переписывать.

Патриотизм — это религия бешеных.

Терпеть не могу логики, она всегда банальна и нередко убедительна.

Дружба трагичнее любви — она умирает гораздо дольше.

Все мужчины — чудовища. Остается одно — кормить их получше.

Господь, создавая человека, несколько переоценил свои силы.

Любовь начинается тогда, когда мы обманываем себя, и заканчивается, когда мы обманываем другого.

Всякий раз, когда человек допускает глупость, он делает это из самых благородных побуждений.

Своих мужей всегда ревнуют некрасивые женщины. Красивым - не до того, они ревнуют чужих.

Когда о вас говорят, то хуже этого может быть только одно - когда о вас не говорят.

Если человек о чем-то здраво судит - это верный знак того, что сам он в этой области недееспособен.

Любовь должна прощать все грехи, только не грех против любви.

У современной демократии есть только один опасный враг - добрый монарх.

Философия учит нас с невозмутимостью относиться к неудачам других.

Естественность — всего лишь поза, и к тому же самая раздражающая из всех, которые мне известны.

Как только каннибалам начинает угрожать смерть от истощения, Господь, в своём бесконечном милосердии, посылает им жирного миссионера.

Какая прекрасная сегодня луна! — Да, но если бы вы видели её до войны…

Когда со мной сразу соглашаются, я чувствую, что я не прав.

Красота души растёт, чтоб обрести дар видеть бога («Святая блудница, или Женщина, покрытая драгоценностями»)

Молитва должна оставаться без ответа, иначе она перестаёт быть молитвой и становится перепиской.

Общество часто прощает преступника. Но не мечтателя.

Опыт — это имя, которое каждый даёт своим ошибкам.

Циник — человек, знающий всему цену, но не знающий ценности.

Поэт может вынести всё, кроме опечатки.

Правда редко бывает чистой и никогда не бывает простой.

Теперь хорошее воспитание — только помеха. Оно от слишком многого отгораживает.

Трудно избежать будущего.

Фундаментом литературной дружбы служит обмен отравленными бокалами.

Чужие драмы всегда невыносимо банальны.

Я умираю, как жил, — не по средствам.

Жизнь никогда не бывает справедливой. Для большинства из нас так оно, пожалуй, и лучше.

Материнство — факт. Отцовство — мнение.

Всякое желание, которое мы стараемся подавить, бродит в нашей душе и отравляет нас. А согрешив, человек избавляется от влечения к греху, ибо осуществление — это путь к очищению. После остаются лишь воспоминания о наслаждении и сладострастие раскаяния. Единственный способ отделаться от искушения — уступить ему.

Облагораживает человека только интеллект.

Во всём, к чему люди относятся серьёзно, нужно видеть комическую сторону вещей.

Совесть — официальное название трусости.

Единственное, о чем никогда не пожалеешь, это наши ошибки и заблуждения.

Понятие добра и зла доступно лишь тем, кто лишен всех остальных понятий.

Верность в любви, как и последовательность и неизменность мыслей, — это попросту доказательство бессилия.

Человек должен вбирать в себя краски жизни, но никогда не помнить деталей. Детали всегда банальны.

Только слова придают реальность явлениям.

Бессмысленно делить людей на хороших и дурных. Люди бывают либо очаровательны, либо глупы.

На древнегреческом портале античного мира было начертано: познай самого себя. На портале современного мира будет начертано: будь самим собой.

Бремя наших дней слишком тяжко для того, чтобы человек мог нести его в одиночестве, а мирская боль слишком глубока для того, чтобы человек в одиночку был в состоянии её пережить. («Молодой король»)

Люди всегда смеются над своими трагедиями — это единственный способ переносить их.

Мир делится на два класса — одни веруют в невероятное, другие совершают невозможное.

Умеренность — роковое свойство. Только крайность ведёт к успеху.

Общество испытывает поистине ненасытное любопытство ко всему, любопытства не заслуживающему.

Книги, которые мир называет аморальными, — это книги, которые демонстрируют миру его позор.

Общественное мнение торжествует там, где дремлет мысль.

Атеизм нуждается в религии ничуть не меньше, чем вера.

Большинство из нас — это не мы. Наши мысли — это чужие суждения; наша жизнь — мимикрия; наши страсти — цитата!

Бывать в обществе просто скучно. А быть вне общества — уже трагедия.

Те, кто видит различие между душой и телом, не имеют ни тела, ни души.

Убийство — всегда промах. Никогда не следует делать того, о чём нельзя поболтать с людьми после обеда.

Лечите душу ощущениями, а ощущения пусть лечит душа.

Смех — неплохое начало для дружбы, и смехом же хорошо её закончить.

Эгоизм — это не значит жить так, как хочешь, это требование к другим жить так, как вы этого хотите.

Я всегда удивляю сам себя. Это единственное, ради чего стоит жить.

Истинны в жизни человека не его дела, а легенды, которые его окружают. Никогда не следует разрушать легенд. Сквозь них мы можем смутно разглядеть подлинное лицо человека.

Немного искренности — вещь опасная, но абсолютная искренность просто фатальна. («Критик как художник»)

Ничего не делать — это одно из самых сложных занятий, самое сложное и самое интеллектуальное. («Критик как художник»)

Существует только один грех — глупость. («Критик как художник»)

За прекрасным всегда скрыта какая-нибудь трагедия. Чтобы зацвёл самый скромный цветочек, миры должны претерпеть родовые муки.

Опытом люди называют свои ошибки.

В детстве мы любим родителей. Став взрослыми, судим их.

…что пользы человеку приобрести весь мир, если он теряет собственную душу?

Мы считаем модным то, что носим сами и немодным то, что носят другие.

В жизни возможны только две трагедии: первая — получить то, о чем мечтаешь, вторая — не получить.

Вся прелесть прошлого в том, что оно прошлое.

Чтобы вернуть свою молодость, я готов делать все — только не вставать рано, не заниматься гимнастикой и не быть полезным членом общества.

Иногда то, что мы считаем мертвым, долго ещё не хочет умирать. (\"Портрет Дориана Грея\")

Я не выношу вульгарный реализм в литературе. Человека, называющенго лопату лопатой, следовало бы заставить работать ею - только на это он и годен. (Потрет Дориана Грея)

Судьба не шлет нам вестников -для этого она достаточно мудра или достаточно жестока. (\"Портрет Дориана Грея\")

В реальном мире фактов грешники не наказываются, правденики не вознаграждаются. Сильному сопутствует успех, слабого постигает неудача. Вот и всё. (\"Портрет Дориана Грея\")

16 октября ровно 162 года назад родился выдающийся гений литературного мастерства Оскар Уайльд - известный каждому драматург, прозаик, поэт, критик. Ирландец по рождению, именно он становится одним из известнейших писателей Англии. Ведь именно в оксфордском колледже Магдалины рождается тот самый Уайльд: остроумный, красноречивый, мудрый, не такой, как все... И именно там он приобретает репутацию человека, «блистающего без особых усилий». Здесь же оформилась и его особая философия творчества: он не интригует событиями, он просто знакомит нас со своими героями - противоречивыми, иногда эгоцентричными, одинокими, - ненавязчиво предлагая прикоснуться к его мировоззрению и отношению к жизни.

Великолепный оратор, он влюблял всех окружающих своими рассказами, порой вымышленными. Именно он совершил революцию в моде и литературе Англии XIX века: длинноволосый красавец в эксцентричных нарядах, избравший роль великого эстета, имитирующий чужой голос, не боявшийся самовыражаться так, как считает нужным - такое мог позволить себе только он. Кроме того, все это он умело сочетал с необыкновенной мудростью, которая не утратила своей ценности спустя годы.

Родился будущий гений в Дублине в семье знаменитого хирурга и поэтессы. Все детство Оскар провел с матерью, которую просто боготворил, так как вскоре после его рождения родители расстались. С детства мальчик растет в атмосфере поэзии и красоты - именно от матери он унаследовал безупречный вкус и любовь к прекрасному. Мальчика назвали в честь воителя Фингала и его внука Оскара (полное имя Уайльда - Оскар Фингал О"Флаэрти Уиллс Уайльд), однако мать хотела девочку и не скрывала этого. Ребенку объяснили, что он мальчик, в день, когда у Оскара родилась сестра. Кто знает, возможно, именно это повлияло на психику будущего гения...

До 9 лет Оскар учился на дому, поэтому, когда пошел в школу, знал уже 2 языка: немецкий и французский. Позже он поступает в престижный колледж в Дублине, где у него просыпается особый интерес к искусству, гуманитарным наукам и античной литературе. Уже тогда начал проявляться его талант прекрасного оратора - он был лучший. После колледжа он поступает в Оксфорд, где окончательно избавляется от ирландского акцента и возглавляет кружок декадентов.

Еще в университете он был известен своей страстью украшать комнату красивыми вещами. Попав под влияние романтизма, он возводит культ прекрасного, что в дальнейшем приводит к трагедии. Писатель отличался эпатажным стилем в одежде: короткие штаны в сочетании с шелковыми чулками, жилет с вышивкой в виде цветов, ярко-желтые перчатки и пышное жабо - это была норма для него, но не для общественности.

После окончания университета Уайльд отправляется покорять Лондон. Уверенный в себе писатель всегда с цветком в петлице становится постоянным гостем светских салонов. Казалось, от него без ума все женщины Лондона, а мужчины готовы часами вести беседы с ним. Он настолько уверен в своей неотразимости, что однажды на таможне заявляет: «Мне нечего декларировать, кроме своей гениальности». Он получает признание не только в Лондоне, но и в Америке и Франции. Везде его принимают как «лучшего среди равных».

Что касается творчества Оскара Уайльда, то оно было противоречиво и эпатажно, как и сам писатель. Уже первые серьезные литературные произведения демонстрируют приверженность автора к декадансу, которому свойственны культ индивидуализма, вычурность, мистицизм, пессимистические настроения одиночества и отчаяния. В лекциях, которые он активно начал читать с 1881 года, Оскар пропагандировал отрицание социальной функции искусства: Уайльд был уверен, что настоящее искусство всегда было искусством красивой лжи, а отказ от нее способен привести искусство к упадку. Он хотел доказать, что литератор имеет право на полное самовыражение.

В 1890 году Оскар Уайльд по заказу американского издателя пишет «Портрет Дориана Грея», в котором автор описывает эстетизацию безнравственности, концепцию циничного гедонизма, очарование порока. В этот же период он пишет еще несколько пьес, которые пользуются большим успехом, но вместе с тем сопровождаются общественными скандалами. Самый громкий из них, конечно же, был связан с романом «Дориан Грей» - тогда писателя обвинили в безнравственности. Далее цензурой была запрещена драма «Саломея» - здесь уже все было серьезнее, ведь Уайльд коснулся библейской тематики, которую преподнес в стиле декаданса.

В 29 лет Оскар Уайльд женится по любви на красавице Констанции Лойд. Он был счастлив. Один за другим на свет появились двое сыновей Сирил и Вивиан. Оскар любил малышей, но видел их редко, так как постоянно разъезжал с лекциями и вел насыщенную светскую жизнь. Тем временем судьба готовит сюрприз им обоим.

Проходят годы, и Оскар Уайльд с ужасом осознает, что больше ничего не чувствует к жене. Будучи сторонником позиции, что нет ничего хуже брака без любви, и разочаровавшись в жизни, уходит с головой в работу. Примерно в это же время он знакомится с Альфредом Дугласом. Уайльд сравнивал его с Нарциссом, тот благодарно принимал знаки внимания. Но общество не оценило такую неоднозначную дружбу между Оскаром и Альфредом, и в 1895 году разразился скандал, который поставил точку не только в литературной карьере писателя, но и заставил потерять волю и желание жить. Уайльд подает в суд на маркиза Квинсберри, отца своего ближайшего друга Альфреда Дугласа, за обвинение в гомосексуализме. Однако Дуглас выступает свидетелем обвинения, а Уайльд осуждается за безнравственность и приговаривается к тюремному заключению на два года. Пьесы Уайльда тут же исчезают с афиш театров, а некоторые произведения попадают под запрет.

Через два года Уайльд выходит из тюрьмы совершенно больным и сломленным человеком. Под чужим именем он уезжает во Францию и умирает через три года в нищете. В последние годы он впадает в непрекращающуюся депрессию и говорит о том, что мир полон страданий и что высшая обязанность поэта - писать о них. В своем последнем произведении - «Балладе Редингской тюрьмы» - он рассказывает о судьбе узника, приговоренного к смерти за убийство возлюбленной.

Не стало Оскара Уайльда 29 ноября 1900 года, но в наших сердцах он навсегда остался одной из ярких фигур литературы. Его произведения и по сей день расходятся на цитаты, мы выбрали самые яркие.

Жизнь по Оскару Уайльду

«В каждом человеке есть два начала: стремление к Богу и стремление к сатане».

«Сопереживать страданиям друга может всякий, а вот успехам - лишь натура необычайно тонкая».

«Трагедия старости не в том, что ты стар, а в том, что по-прежнему считаешь себя молодым».

«Книги, которые мир называет аморальными, - это книги, которые демонстрируют миру его позор».

«Общество испытывает поистине ненасытное любопытство ко всему, любопытства не заслуживающему».

«Иногда то, что мы считаем мертвым, долго еще не хочет умирать».

«Образование - восхитительная вещь, но следует помнить хотя бы время от времени, что ничему тому, что действительно следует знать, обучить нельзя».

«В жизни бывают только две настоящие трагедии: одна - когда не получаешь того, чего хочешь, а вторая - когда получаешь».

Любовь по Оскару Уайльду

«Люди всегда разрушают то, что любят сильнее всего».

«Самая прочная основа для брака - взаимное непонимание».

«Брак без любви - страшная вещь. Но есть нечто худшее, чем даже брак без любви. Это брак, в котором есть любовь, но только с одной стороны; есть верность, но только с одной стороны; есть преданность, но только с одной стороны. В таком браке одно из сердец непременно будет разбито».

«Можно быть счастливым с любой женщиной - если ее не любишь».

«Своих мужей всегда ревнуют некрасивые женщины; красивым не до этого, они ревнуют чужих».

«Любовь к себе человек проносит через всю жизнь».

«Влюбленность начинается с того, что человек обманывает себя, а кончается тем, что он обманывает другого».

«Дружба между мужчиной и женщиной невозможна. Страсть, вражда, обожание, любовь - только не дружба».

Люди по Оскару Уайльду

«Бессмысленно делить людей на хороших и дурных. Люди бывают либо очаровательны, либо глупы».

«Люди всегда смеются над своими трагедиями - это единственный способ переносить их».

«Во всем, к чему люди относятся серьезно, нужно видеть комическую сторону вещей».

«Мы не выносим людей с теми же недостатками, что и у нас».

«Ложь - это правда других людей».

«Человек очень смущается, когда говорит от своего лица. Дайте ему маску, и он скажет вам всю правду».

«Только пустые люди знают себя».

Оскар Уайльд о себе

«Я всегда удивляю сам себя. Это единственное, ради чего стоит жить».

«Даже у Диккенса не было такой обширной аудитории, со мной обращаются как с наследным принцем».

«Или я, или эти мерзкие обои в цветочек» (перед смертью).

«Я совсем не хочу знать, что люди говорят за моей спиной. Это слишком мне льстит».

«Все мы в сточной канаве, но некоторые смотрят на звезды».

«Я ничего не декларирую, кроме своей гениальности».

Атеизм нуждается в религии ничуть не меньше, чем вера.

Действительность всегда видится мне сквозь дымку из слов. Я пожертвую достоверностью ради удачной фразы и готов поступиться истиной ради хорошего афоризма.

Что касается честной бедности, то ее, разумеется, можно пожалеть, но восхищаться ею - увольте!

Это ужасно тяжелая работа - ничего не делать.

Когда боги хотят наказать нас, они внимают нашим молитвам.

Когда во второй раз выходит замуж женщина, это означает, что она ненавидела своего первого мужа; когда вторично женится мужчина, это происходит потому, что он обожал свою первую жену.

Мужчины женятся со скуки, женщины - из любопытства. И те и другие испытывают разочарование.

Брак без любви - ужас. Но есть еще нечто худшее: это брак, в котором любовь налицо, но только на одной стороне; верность, но только на одной стороне... в таком браке из двух сердец одно несомненно разбито.

Верность в любви - это всецело вопрос физиологии, она ничуть не зависит от нашей воли. Люди молодые хотят быть верны - и не бывают, старики хотели бы изменить, но где уж им.

Выбирать врагов следует с особым тщанием.

Всякий раз, когда человек допускает глупость, он делает это из самых благородных побуждений.

Есть только один грех - глупость.

Согрешив, человек избавляется от влечения к греху, ибо осуществление - это путь к очищению.

демократия

У современной демократии есть только один опасный враг - добрый монарх.

Лучший способ сделать детей хорошими - сделать их счастливыми.

Поначалу дети любят своих родителей, со временем, однако, они начинают их судить и редко, очень редко прощают.

Дети начинают с любви к родителям. Взрослея, они начинают их судить. Иногда они их прощают.

Когда Добро бессильно, оно - Зло.

Каждый восхваляет те добродетели, в которых ему самому нет надобности упражняться: богачи проповедуют бережливость, а бездельники красноречиво распространяются о великом значении труда.

Душа рождается старой и постепенно молодеет. Это комедийная сторона жизни. Тело же рождается молодым и постепенно стареет. А это сторона трагедийная.

Если вы хотите узнать, что на самом деле думает женщина, смотрите на неё, но не слушайте.

Женщина обладает удивительным чутьём: они готовы обнаружить всё, что угодно, за исключением очевидного.

Женщины вдохновляют нас на создание шедевров, но мешают нашему вдохновению реализоваться.

Женщины относятся к нам, мужчинам, так же, как человечество - к своим богам: они нам поклоняются - и надоедают, постоянно требуя чего-то.

Как может женщина быть счастлива с мужчиной, который считает ее абсолютно разумным существом?

Каждая женщина - бунтарь по натуре, причем бунтует она исключительно против себя самой.

Никогда не следует доверять женщине, которая называет вам свой возраст. Женщина, способная на такое, способна на все.

Своих мужей всегда ревнуют некрасивые женщины; красивым - не до этого, они ревнуют чужих.

Только по-настоящему хорошая женщина способна совершить по-настоящему глупый поступок.

Жизнь - слишком серьезная штука, чтобы говорить о ней всерьез.

Цель жизни - самовыражение. Проявить во всей полноте свою сущность - вот для чего мы живем.

У женщины поразительная интуиция: она может догадаться обо всём, кроме самого очевидного.

Немного искренности - вещь опасная, но абсолютная искренность просто фатальна.

Для художника нравственная жизнь человека - лишь одна из тем его творчества. Этика же искусства - в совершенном применении несовершенных средств.

Жизнь коротка, искусство бесконечно.

Благо, даруемое нам искусством, не в том, чему мы научимся, а в том, какими мы, благодаря ему, становимся.

Единственный способ избавиться от искушения - это поддаться ему.

Истина редко бывает чистой и никогда - однозначной.

история

Единственный наш долг перед историей - это постоянно ее переписывать.

Не бывает моральных или аморальных книг. Бывают книги хорошо или плохо написанные.

Терпеть не могу логики, она всегда банальна и нередко убедительна.

Какая глупость - эта Любовь. В ней и наполовину нет той пользы, какая есть в Логике.

Любовь должна прощать все грехи, только не грех против любви.

Знаете ли вы, как велико женское любопытство? Почти так же, как и мужское.

Общество испытывает поистине ненасытное любопытство ко всему, любопытства не заслуживающему.

Только у людей действия больше иллюзий, чем у мечтателей. Они не представляют себе, ни почему они что-то делают, ни что из этого выйдет.

молитвы

Молитва должна оставаться без ответа, в противном случае она перестанет быть молитвой и становится перепиской.

Мужчина, читающий мораль, обычно лицемер, а женщина, читающая мораль, непременно дурнушка.

В наш век слишком много читают, это мешает быть мудрыми.

Мужчина может быть счастлив с любой женщиной - при условии, что он ее не любит.

Мысль, которая не опасна, недостойна того, чтобы называться мыслью.

о себе

Я вовсе не хочу знать, что говорят обо мне за моей спиной, - я и без того о себе достаточно высокого мнения.

Я могу справиться со всем, кроме искушения.

Образование - вещь превосходная, но хорошо бы иногда помнить, что ничему из того, что следовало бы знать, научить нельзя.

В основе оптимизма лежит чистейший страх.

Тех, кто притворяется хорошим, свет принимает всерьез. Тех, кто притворяется плохим, - нет. Такова безграничная глупость оптимистов.

Самый большой порок - поверхностность.

Каждым своим неординарным поступком мы наживаем себе врага. Чтобы завоевать популярность, надо быть посредственностью.

Плохая поэзия всегда возникает от искреннего чувства.

Чистая и простая правда редко бывает чистой и никогда простой.

Если человек говорит правду, рано или поздно его выведут на чистую воду.

Пунктуальность - вор времени.

Своих мужей ревнуют некрасивые женщины. Красивым женщинам не до того - они заняты тем, что ревнуют чужих мужей.

Религия умирает в тот момент, когда доказана ее непогрешимость.

Ничто так не мешает роману, как чувство юмора у женщины или отсутствие его у мужчины.

скептицизм

Скептицизм - начало веры.

слава

Популярность - это лавровый венок, дарованный миром низкопробному искусству. Все, что популярно, - дурно.

Смех - неплохое начало для дружбы, и смехом же хорошо ее закончить.

Хорошие советы я всегда передаю другим. Больше с ними делать нечего.

Хуже несправедливости только справедливость без карающего меча.

Жизнь никогда не бывает справедливой. Для большинства из нас так оно, пожалуй, и лучше.

Трагедия старости не в том, что ты стар, а в том, что не молод.

Когда мы счастливы, мы всегда добры; но когда мы добры, мы не всегда счастливы.

Со свободой, цветами, книгами и луной - разве можно не быть счастливым вполне.

Я всегда удивляю сам себя. Это единственное, ради чего стоит жить.

Философия учит нас с невозмутимостью относиться к неудачам других.

Циник знает всему цену, но не знает ценности.

Циник - человек, знающий цену всему и не ценящий ничего.

16 октября 162 года назад родился выдающийся гений литературного мастерства Оскар Уайльд — известный каждому драматург, прозаик, поэт, критик. Ирландец по рождению, именно он становится одним из известнейших писателей Англии. Ведь именно в оксфордском колледже Магдалины рождается тот самый Уайльд: остроумный, красноречивый, мудрый, не такой, как все… И именно там он приобретает репутацию человека, «блистающего без особых усилий». Здесь же оформилась и его особая философия творчества: он не интригует событиями, он просто знакомит нас со своими героями — противоречивыми, иногда эгоцентричными, одинокими, — ненавязчиво предлагая прикоснуться к его мировоззрению и отношению к жизни.

Великолепный оратор, он влюблял всех окружающих своими рассказами, порой вымышленными. Именно он совершил революцию в моде и литературе Англии XIX века: длинноволосый красавец в эксцентричных нарядах, избравший роль великого эстета, имитирующий чужой голос, не боявшийся самовыражаться так, как считает нужным — такое мог позволить себе только он. Кроме того, все это он умело сочетал с необыкновенной мудростью, которая не утратила своей ценности спустя годы.

Родился будущий гений в Дублине в семье знаменитого хирурга и поэтессы. Все детство Оскар провел с матерью, которую просто боготворил, так как вскоре после его рождения родители расстались. С детства мальчик растет в атмосфере поэзии и красоты — именно от матери он унаследовал безупречный вкус и любовь к прекрасному. Мальчика назвали в честь воителя Фингала и его внука Оскара (полное имя Уайльда — Оскар Фингал О’Флаэрти Уиллс Уайльд), однако мать хотела девочку и не скрывала этого. Ребенку объяснили, что он мальчик, в день, когда у Оскара родилась сестра. Кто знает, возможно, именно это повлияло на психику будущего гения…

До 9 лет Оскар учился на дому, поэтому, когда пошел в школу, знал уже 2 языка: немецкий и французский. Позже он поступает в престижный колледж в Дублине, где у него просыпается особый интерес к искусству, гуманитарным наукам и античной литературе. Уже тогда начал проявляться его талант прекрасного оратора — он был лучший. После колледжа он поступает в Оксфорд, где окончательно избавляется от ирландского акцента и возглавляет кружок декадентов.

Еще в университете он был известен своей страстью украшать комнату красивыми вещами. Попав под влияние романтизма, он возводит культ прекрасного, что в дальнейшем приводит к трагедии. Писатель отличался эпатажным стилем в одежде: короткие штаны в сочетании с шелковыми чулками, жилет с вышивкой в виде цветов, ярко-желтые перчатки и пышное жабо — это была норма для него, но не для общественности.

После окончания университета Уайльд отправляется покорять Лондон. Уверенный в себе писатель всегда с цветком в петлице становится постоянным гостем светских салонов. Казалось, от него без ума все женщины Лондона, а мужчины готовы часами вести беседы с ним. Он настолько уверен в своей неотразимости, что однажды на таможне заявляет: «Мне нечего декларировать, кроме своей гениальности». Он получает признание не только в Лондоне, но и в Америке и Франции. Везде его принимают как «лучшего среди равных».

Что касается творчества Оскара Уайльда, то оно было противоречиво и эпатажно, как и сам писатель. Уже первые серьезные литературные произведения демонстрируют приверженность автора к декадансу, которому свойственны культ индивидуализма, вычурность, мистицизм, пессимистические настроения одиночества и отчаяния. В лекциях, которые он активно начал читать с 1881 года, Оскар пропагандировал отрицание социальной функции искусства: Уайльд был уверен, что настоящее искусство всегда было искусством красивой лжи, а отказ от нее способен привести искусство к упадку. Он хотел доказать, что литератор имеет право на полное самовыражение.

В 1890 году Оскар Уайльд по заказу американского издателя пишет «Портрет Дориана Грея», в котором автор описывает эстетизацию безнравственности, концепцию циничного гедонизма, очарование порока. В этот же период он пишет еще несколько пьес, которые пользуются большим успехом, но вместе с тем сопровождаются общественными скандалами. Самый громкий из них, конечно же, был связан с романом «Дориан Грей» — тогда писателя обвинили в безнравственности. Далее цензурой была запрещена драма «Саломея» — здесь уже все было серьезнее, ведь Уайльд коснулся библейской тематики, которую преподнес в стиле декаданса.

В 29 лет Оскар Уайльд женится по любви на красавице Констанции Лойд. Он был счастлив. Один за другим на свет появились двое сыновей Сирил и Вивиан. Оскар любил малышей, но видел их редко, так как постоянно разъезжал с лекциями и вел насыщенную светскую жизнь. Тем временем судьба готовит сюрприз им обоим.

Проходят годы, и Оскар Уайльд с ужасом осознает, что больше ничего не чувствует к жене. Будучи сторонником позиции, что нет ничего хуже брака без любви, и разочаровавшись в жизни, уходит с головой в работу. Примерно в это же время он знакомится с Альфредом Дугласом. Уайльд сравнивал его с Нарциссом, тот благодарно принимал знаки внимания. Но общество не оценило такую неоднозначную дружбу между Оскаром и Альфредом, и в 1895 году разразился скандал, который поставил точку не только в литературной карьере писателя, но и заставил потерять волю и желание жить. Уайльд подает в суд на маркиза Квинсберри, отца своего ближайшего друга Альфреда Дугласа, за обвинение в гомосексуализме. Однако Дуглас выступает свидетелем обвинения, а Уайльд осуждается за безнравственность и приговаривается к тюремному заключению на два года. Пьесы Уайльда тут же исчезают с афиш театров, а некоторые произведения попадают под запрет.

Через два года Уайльд выходит из тюрьмы совершенно больным и сломленным человеком. Под чужим именем он уезжает во Францию и умирает через три года в нищете. В последние годы он впадает в непрекращающуюся депрессию и говорит о том, что мир полон страданий и что высшая обязанность поэта — писать о них. В своем последнем произведении — «Балладе Редингской тюрьмы» — он рассказывает о судьбе узника, приговоренного к смерти за убийство возлюбленной.

Не стало Оскара Уайльда 29 ноября 1900 года, но в наших сердцах он навсегда остался одной из ярких фигур литературы. Его произведения и по сей день расходятся на цитаты, мы выбрали самые яркие.

Жизнь по Оскару Уайльду

«В каждом человеке есть два начала: стремление к Богу и стремление к сатане».

«Сопереживать страданиям друга может всякий, а вот успехам — лишь натура необычайно тонкая».

«Трагедия старости не в том, что ты стар, а в том, что по-прежнему считаешь себя молодым».

«Книги, которые мир называет аморальными, — это книги, которые демонстрируют миру его позор».

«Общество испытывает поистине ненасытное любопытство ко всему, любопытства не заслуживающему».

«Иногда то, что мы считаем мертвым, долго еще не хочет умирать».

«Образование — восхитительная вещь, но следует помнить хотя бы время от времени, что ничему тому, что действительно следует знать, обучить нельзя».

«В жизни бывают только две настоящие трагедии: одна — когда не получаешь того, чего хочешь, а вторая — когда получаешь».

Любовь по Оскару Уайльду

«Люди всегда разрушают то, что любят сильнее всего».

«Самая прочная основа для брака — взаимное непонимание».

«Брак без любви — страшная вещь. Но есть нечто худшее, чем даже брак без любви. Это брак, в котором есть любовь, но только с одной стороны; есть верность, но только с одной стороны; есть преданность, но только с одной стороны. В таком браке одно из сердец непременно будет разбито».

«Можно быть счастливым с любой женщиной — если ее не любишь».

«Своих мужей всегда ревнуют некрасивые женщины; красивым не до этого, они ревнуют чужих».

«Любовь к себе человек проносит через всю жизнь».

«Влюбленность начинается с того, что человек обманывает себя, а кончается тем, что он обманывает другого».

«Дружба между мужчиной и женщиной невозможна. Страсть, вражда, обожание, любовь — только не дружба».

Люди по Оскару Уайльду

«Бессмысленно делить людей на хороших и дурных. Люди бывают либо очаровательны, либо глупы».

«Люди всегда смеются над своими трагедиями — это единственный способ переносить их».

«Во всем, к чему люди относятся серьезно, нужно видеть комическую сторону вещей».

«Мы не выносим людей с теми же недостатками, что и у нас».

«Ложь — это правда других людей».

«Человек очень смущается, когда говорит от своего лица. Дайте ему маску, и он скажет вам всю правду».

«Только пустые люди знают себя».

Оскар Уайльд о себе

«Я всегда удивляю сам себя. Это единственное, ради чего стоит жить».

«Даже у Диккенса не было такой обширной аудитории, со мной обращаются как с наследным принцем».

«Или я, или эти мерзкие обои в цветочек» (перед смертью).

«Я совсем не хочу знать, что люди говорят за моей спиной. Это слишком мне льстит».

«Все мы в сточной канаве, но некоторые смотрят на звезды».

«Я ничего не декларирую, кроме своей гениальности».

  • Атеизм нуждается в религии ничуть не меньше, чем вера.
  • Благо, даруемое нам искусством, не в том, чему мы научимся, а в том, какими мы, благодаря ему, становимся.
  • Большинство из нас - это не мы. Наши мысли - это чужие суждения; наша жизнь - мимикрия; наши страсти - цитата!
  • Брак без любви - ужас. Но есть еще нечто худшее: это брак, в котором любовь налицо, но только на одной стороне; верность, но только на одной стороне. в таком браке из двух сердец одно несомненно разбито.
  • Быть хорошим - значит жить в согласии с самим собой.
  • Быть эгоистом - это не значит жить, как тебе хочется. Это значит просить других, чтобы они жили так, как тебе бы хотелось.
  • В наш век слишком много читают, это мешает быть мудрыми.

    В поведении людей, которых разлюбили, всегда есть что-то нелепое.

  • Вопросы никогда не бывают нескромными. В отличие от ответов.
  • Всякий раз, когда человек допускает глупость, он делает это из самых благородных побуждений.
  • Выбирать врагов следует с особым тщанием.
  • Для художника нравственная жизнь человека - лишь одна из тем его творчества. Этика же искусства - в совершенном применении несовершенных средств.
  • Добрая половина современной культуры зиждется на том, чего читать не следует.
  • Душа рождается старой и постепенно молодеет. Это комедийная сторона жизни. Тело же рождается молодым и постепенно стареет. А это сторона трагедийная.
  • Единственная разница между святым и грешником в том, что у святого есть прошлое, а у грешника - будущее.
  • Единственный наш долг перед историей - это постоянно ее переписывать.
  • Единственный способ избавиться от искушения - это поддаться ему.
  • Если человек говорит правду, рано или поздно его выведут на чистую воду.
  • Если человек о чем-то здраво судит - это верный знак того, что сам он в этой области недееспособен.
  • Если что-то и стоит делать, так только то, что принято считать невозможным.
  • Есть только один грех - глупость.
  • Жизнь коротка, искусство бесконечно.
  • Жизнь - слишком серьезная штука, чтобы говорить о ней всерьез.
  • Знаете ли вы, как велико женское любопытство? Почти так же, как и мужское.
  • Интерес к вопросам этики - свидетельство запоздалого умственного развития.
  • Истина редко бывает чистой и никогда - однозначной.
  • Каждая женщина - бунтарь по натуре, причем бунтует она исключительно против себя самой.
  • Каждый восхваляет те добродетели, в которых ему самому нет надобности упражняться: богачи проповедуют бережливость, а бездельники красноречиво распространяются о великом значении труда.
  • Каждым своим неординарным поступком мы наживаем себе врага. Чтобы завоевать популярность, надо быть посредственностью.
  • Как может женщина быть счастлива с мужчиной, который считает ее абсолютно разумным существом?
  • Когда боги хотят наказать нас, они внимают нашим молитвам.
  • Когда во второй раз выходит замуж женщина, это означает, что она ненавидела своего первого мужа; когда вторично женится мужчина, это происходит потому, что он обожал свою первую жену.
  • Когда Добро бессильно, оно - Зло.
  • Когда мы счастливы, мы всегда добры; но когда мы добры, мы не всегда счастливы.
  • Когда на руках выигрышные карты, следует играть честно.
  • Лучший способ сделать детей хорошими - сделать их счастливыми.
  • Любовь должна прощать все грехи, только не грех против любви.
  • Любовь к себе человек проносит через всю жизнь.
  • Мир всегда смеялся над своими трагедиями, ибо только так их можно переносить. Соответственно все то, что мир всегда воспринимал всерьез, относится к комедийной стороне жизни.
  • Молитва должна оставаться без ответа, в противном случае она перестает быть молитвой и становится перепиской.
  • Мужчина может быть счастлив с любой женщиной - при условии, что он ее не любит.
  • Мужчины женятся со скуки, женщины - из любопытства. И те и другие испытывают разочарование.
  • Мысль, которая не опасна, недостойна того, чтобы называться мыслью.
  • Не бывает моральных или аморальных книг. Бывают книги хорошо или плохо написанные.
  • Никогда не следует доверять женщине, которая называет вам свой возраст. Женщина, способная на такое, способна на все.
  • Ничто так не мешает роману, как чувство юмора у женщины или отсутствие его у мужчины.
  • О других мы предпочитаем думать хорошо потому, что ужасно боимся за себя.
  • Образование - вещь превосходная, но хорошо бы иногда помнить, что ничему из того, что следовало бы знать, научить нельзя.
  • Общество испытывает поистине ненасытное любопытство ко всему, любопытства не заслуживающему.
  • Переделать других - очень легко, себя - намного труднее.
  • Плохая поэзия всегда возникает от искреннего чувства.
  • По внешнему виду не судят только самые непроницательные люди.
  • Поначалу дети любят своих родителей, со временем, однако, они начинают их судить и редко, очень редко прощают.
  • Популярность - это лавровый венок, дарованный миром низкопробному искусству. Все, что популярно, - дурно.
  • Религия умирает в тот момент, когда доказана ее непогрешимость.
  • Самопожертвование должно преследоваться по закону. Оно деморализует тех, ради кого идут на жертвы.
  • Самый большой порок - поверхностность.
  • Своих мужей всегда ревнуют некрасивые женщины; красивым - не до этого, они ревнуют чужих.
  • Смех - неплохое начало для дружбы, и смехом же хорошо ее закончить.
  • Со свободой, цветами, книгами и луной - разве можно не быть счастливым вполне.
  • Согрешив, человек избавляется от влечения к греху, ибо осуществление - это путь к очищению.
  • Сопереживать страданиям друга может всякий, а вот успехам - лишь натура необычайно тонкая.
  • Старики всему верят, люди средних лет всех подозревают, молодые все знают.
  • Терпеть не могу логики, она всегда банальна и нередко убедительна.
  • Только по-настоящему хорошая женщина способна совершить по-настоящему глупый поступок.
  • Тот, кто оглядывается на свое прошлое, не заслуживает будущего.
  • Трагедия старости не в том, что ты стар, а в том, что не молод.
  • У женщины поразительная интуиция: она может догадаться обо всем, кроме самого очевидного.
  • У современной демократии есть только один опасный враг - добрый монарх.
  • Хорошие советы я всегда передаю другим. Больше с ними делать нечего.
  • Цель жизни - самовыражение. Проявить во всей полноте свою сущность - вот для чего мы живем.
  • Циник знает всему цену, но не знает ценности.
  • Человек не может быть достаточно осмотрителен в выборе врагов.
  • Что касается честной бедности, то ее, разумеется, можно пожалеть, но восхищаться ею - увольте! Чувство тревоги несовместимо с чувством свободы.
  • Чтобы быть естественным, необходимо уметь притворяться.
  • Это ужасно тяжелая работа - ничего не делать.
  • Я вовсе не хочу знать, что говорят обо мне за моей спиной, - я и без того о себе достаточно высокого мнения.
  • Я могу справиться со всем, кроме искушения.