Определение понятия “гендер”. Формирование гендерной идентичности

Определение понятия “гендер”. Формирование гендерной идентичности
Определение понятия “гендер”. Формирование гендерной идентичности

Довольно часто можно столкнуться с такими выражениями, как "дискриминация по гендерному признаку", "гендер", "гендерный признак". В наше время, когда права всех и вся защищают практически во всём мире, когда слова "толерантность" и "недискриминация" звучат почти из каждого приёмника, эти слова особенно часто появляются в лексиконе политических деятелей, известных правозащитников, а также просто окружающих людей.

Далеко не каждый человек имеет чёткое представление о том, что означает этот термин и всё, что с ним связано. Большинство людей, которые его слышат или используют, путают его с другими обозначениями: "пол" и "половой признак".

О том, что означает "гендер", что такое "гендерный", и чем отличается "гендерный признак" и "признак половой", будет описано в этой статье.

Гендер - что это?

Для начала стоит разобрать само определение понятия "гендер". Смутное представление о том, что такое гендер, и как его использовать в речи, имеет большинство людей, но очень часто многие просто путают понятия, не зная их чёткие определения.

Гендер - это обозначение спектра определённого спектра характеристик, которые относятся к фемининности и маскулинности . То есть, по сути, это перечень характеристик, которые присущи представителям определённого пола. Именно поэтому многие и путают это понятие с полом и половыми признаками. Но следует помнить о том, что между этими двумя понятиями есть существенные различия.

В чём различия между гендерным признаком и половым признаком?

Стоит выделить основные различия, которые имеются между двумя этими понятиями. В принципе, определения их довольно похожи . И гендерный и половой особенности обозначают отличительные особенности представителя определённого пола. При этом стоит уточнить, о каких особенностях идёт речь:

Гендерный признак затрагивает признаки пола , касающиеся социального определения индивида. В теории социального конструктивизма, а также в гендерных исследованиях, понятия "пол" и "гендер" противопоставляются друг другу. В основе этого противопоставления лежит тезис о том, что различия между женщинами и мужчинами не имеют под собой биологического происхождения, а навязаны социальными структурами, для которых эти гендерные обозначения являются легитимными.

Гендер подразумевает разделение не по половым признакам, а по такому эфемерному принципу, как "природная сущность". То есть, за основу берётся не биологическая принадлежность к полу, а своё собственное осознание индивида. Его собственная ментальная принадлежность, его ощущение отношения к определённому полу и является определением его гендера.

Теория социального конструктивизма является теорией противоположной биологическому детерминизму, который предполагает принадлежность человека к полу, признаки которого у него были сформированы ещё в утробе матери. Социальный конструктивизм ставит под сомнение эту теорию гласит, что гендерные роли, половое разделение, не даются при рождении, а проявляются со временем. Если говорить уж совсем грубо, то социальный конструктивизм утверждает то, что женщинами или мужчинами не рождаются, а становятся.

Гендер и его признаки приобретаются индивидом не при рождении, а с течением времени. Каждый человек вправе сам решать к какому полу он относится и какие гендерные признаки ему ближе. Определение своего гендера зависит и от ощущений самого индивида, а также от социальных взаимоотношений.

История появления понятия

Следует сказать и о том, как вообще данное понятие появилось. Для появления определения гендера и гендерных признаков существовал целый ряд определённых предпосылок , которые сильно повлияли на потребность появления на данном этапе развития общества такого понятия.

  • Ещё в 1955 году сексолог Джон Мани занимался изучением половой дифференциации и ввёл понятие гендера для определения социальной роли индивида, отличной от его биологического пола. Необходимость в осуществлении такого рода исследования объясняется появлением транссексуальных и интерсекс-людей. Появление индивидов с определённым гендерным самосознанием потребовало необходимости их определения в социуме. Правда, стоит отметить, что в те годы этот термин не очень прижился, оставшись просто научным понятием - частью исследования.
  • Широкое развитие термина наблюдалась в начала 1970-х годов, когда активно действовало феминистское движение. Феминизм имел в основе определённую теорию, в которой социальный конструктивизм играл довольно серьёзную роль. Теоретики движения феминизма использовали понятие "гендер" для разделения половых признаков, данных природой человеку, от норм и форм поведения человека, которые в обществе делятся на "мужские" и "женские".

Провозглашение разделения понятия "гендер" и "пол" позволило поставить под сомнение биологическое определения человека, как "проявление его судьбы". Это дало серьёзный толчок для развития социальных и гуманитарных наук , так как введение столь пространного понятия, как "гендер", расширило горизонты исследования человеческого самоопределения и социальной адаптации каждого индивида.

Использование термина на современном этапе

На данный момент термин "гендер" часто используется вместо термина "пол". Нет чёткого разграничения ситуаций, в которых должно использоваться то или иное понятие. Использование одного термина вместо другого зависит от взглядов определённого автора.

Авторы, никаким образом не относящиеся к теоретикам феминизма и не являющиеся последователям их идей, чаще всего используют "гендер" как синоним термина "пол". Если автор научной статьи просто не видит в них особых различий, он просто не будет их различать и разделять .

В то же время чёткая позиция есть у феминисток и последователей их движения. Термин "пол" используется ими довольно редко, и то, только для его осуждения. Чаще всего они используют именно "гендер" или "гендерный признак", так как провозглашают свободу самоопределения человека независимо от его биологической идентификации.

Гендерные вопросы в современном мире привлекают все больше внимания, но сам термин «гендер» имеет достаточно размытое определение, и для того, чтобы понимать истоки и перспективы гендерных исследований, стоит вспомнить его этимологию и историю.

Термин «гендер» появился в русском языке как транслитерация среднеанглийского gendre, а оно в эпоху норманских завоеваний было позаимствовано у французов (слова «гендер» и «жанр» на самом деле являются однокоренными). А французы, в свою очередь, использовали греческий корень «gen-», который означает «создавать» и знаком нам по таким словам, как «генезис» и «ген».

Это слово использовалось несколько веков, но в привычном нам значении его стали употреблять лишь во второй половине ХХ века - до этого оно по большей части означало грамматический род. Правда, в Библии короля Якова, выпущенной в 1611 году, упоминался глагол «gender», который означал «размножаться».

Но концептуальное различие между маскулинностью и фемининностью люди пытались выявить уже давно. При этом во многих культурах «мужское» исторически отождествлялось с духом, силой и рациональностью, а «женское» - с материей, мягкостью, хаосом и эмоциональностью. Проявлениями коллективного бессознательного в мифологии и культуре позднее заинтересовался Карл Юнг - и выделил архетипические образы мужского и женского начал - Анимуса и Аниму. Юнг связывал образ Анимуса с категоричностью, критичностью и активностью, направленной вовне, а Аниму - с изменчивостью настроений, чувственностью и интроверсией. Но что интересно, психолог считал, что оба начала в разных пропорциях присутствуют в каждом человеке, независимо от его биологического пола и сексуальной ориентации.

Ряд гендерных нюансов действительно обусловлен лишь культурой - например, «женские» и «мужские» цвета одежды

Связанные с полом особенности психики, поведения и самоидентификации получили отдельное название в 1955 году, когда сексолог Джон Мани использовал понятие «гендерная роль» («gender role»), поскольку ему потребовалось разграничить общие свойства пола от непосредственно сексуальных и репродуктивных. Мани не только создал новый термин, но и сразу вывел его за рамки простого противопоставления маскулинности/фемининности. В интерпретации Мани понятие «гендер» определяло множество признаков - от физических и поведенческих особенностей до самоидентификации и социальной роли.

В конце 1950-х идею развил работавший в Калифорнийском университете Лос-Анджелеса психоаналитик Роберт Столлер. В 1963 году он выступил на научном конгрессе в Стокгольме с докладом о гендерном самосознании, изучение которого, по его мнению, стоило отделить от естественных наук и передать в ведение психологов и социологов.

На тот момент идея не вызвала большого резонанса, но в 1970-х, когда на первый план вышли либеральные идеи и пошла вторая волна феминизма, ее подхватили борцы за права женщин. Правда, в их работах термин «гендер» относился лишь к женскому опыту переживания стереотипов и социальных ролей, который сравнивали с мужским в социальных, культурных и психологических аспектах. Такие исследования ставили самые разные вопросы - от справедливости разделения домашнего труда до различий в научных стилях ученых-мужчин и женщин. Пересмотру подвергались целые исторические эпохи - исследования показали, что женщины по-другому воспринимают течение времени и оценивают историческое значение событий.

Через десять лет мужчины решили ответить на вызов: появились так называемые «мужские исследования», ставящие своей целью разгадать загадку маскулинности и раздвинуть жесткие рамки мужской гендерной роли. Им мы, например, обязаны концепцией «нового родительства», по которой оба родителя принимают равное участие в воспитании ребенка.

Сейчас слово «гендер» обозначает прежде всего социально-психологический пол, определяющий поведение человека в обществе и то, как это поведение воспринимается. Гендерные исследования ставят перед нами важный вопрос: от чего зависит ощущение себя мужчиной, женщиной или каким-то гибридным вариантом - от особенностей биологического устройства или культурного контекста и требований общества? Должен ли человек соответствовать критериям «мужского» и «женского» поведения только потому что он родился с определенным набором гениталий? И что такое «мужское» и «женское» поведение?

Однозначных ответов на эти вопросы до сих пор нет, но уже понятно, что ряд гендерных нюансов действительно определяются лишь культурой - например, цвета детской одежды. Еще в начале ХХ века считалось, что розовый, как более энергичный цвет, подходит мальчикам, а более утонченный голубой - девочкам. Концепция поменялась лишь в конце тридцатых. С другой стороны, исследования продолжают существование физических различий между мужским и женским мозгом, хотя противники «нейросексизма» пытаются доказать , что эти различия - не врожденные, а приобретенные.

Так или иначе, восприятие гендера на протяжении последних двух веков сильно изменилось: от дихотомии полов и связанных с ней патриархальных установок европейская цивилизация вначале пришла к революционной идее равенства, а потом - к более тонкому переосмыслению гендерных особенностей и пониманию того, что гендер не обязательно связан с полом. В последнее время заметен значительный сдвиг в восприятии гендерных ролей: легитимизируется нетрадиционная сексуальная ориентация, мужчины и женщины смело экспериментируют со своими внутренними Анимусами и Анимами. Фэйсбук недавно предложил американским пользователям 50 вариантов гендерного самоопределения - можно, например, объявить себя интерсексуалом или андрогином.

Самое радикальное проявление этого процесса - движение постгендеризма , приверженцы которого выступают за добровольное размывание границ между полами с помощью биотехнологий. Постгендеристы полагают, что само существование психологических и физических различий и гендерных ролей усугубляет конфликты в обществе, и если современные технологии смогут решить проблему искусственного размножения, то необходимость гендерной и половой дифференциации отпадет сама собой.

Как говорить

Неправильно «Я подобрала котенка, но никак не могу определить его гендер». Правильно - «определить его пол».

Правильно «В этом году в Бауманку поступило много девочек - очередной удар по гендерным стереотипам».

Правильно «Андрей Пежич так и не определился с собственным гендером - но именно это сделало его востребованной моделью».

Пол - описывает биологические различия между людьми, определяемые генетическими особенностями строения клеток, анатомо-физиологическими характеристиками и детородными функциями. Половому диморфизму (половой диморфизм - наличие различий в анатомофизиологических признаках у мужских и женских особей) подвержены многие представители живой природы.

Гендер - социально-психологическая характеристика личности, пол с социальной точки зрения.

Вопрос, который ставят перед собой многие исследователи, работающие в данной области, заключается в определении роли биологических и социокультурных факторов в формировании различий в психике мужчины и женщины (полового дипсихизма).

Выделяют следующие гендерные характеристики личности - гендерная идентичность, гендерная роль, гендерный стереотип.

Процесс гендерной дифференциации у человека социально обусловлен. Социальная дифференциация начинается с момента определения пола ребенка и фиксации пола в виде присвоенного ребенку имени (мужского или женского). С этого момента начинается процесс обучения ребенка гендерной роли в соответствии с культурными особенностями данного общества и под влиянием определенных стереотипов. Таким образом, быть мужчиной или женщиной - это значит не только быть человеком с определенной анатомией, но и следовать определенным социокультурным ожиданиям, предъявляемым обществом к человеку. По словам Симоны де Бувуар: «Женщинами не рождаются, женщинами становятся». Вышесказанное, естественно, относится и к мужчинам.

Гендерная идентификация - процесс, результатом которого является гендерная идентичность - единство поведения и самосознания индивида, причисляющего себя к определенному полу и ориентирующегося на требования соответствующей гендерной роли.

Гендерная роль - совокупность прав, обязанностей, норм поведения мужчины и женщины в определенном обществе в определенное историческое время. На формирование гендерной роли существенное влияние оказывают гендерные стереотипы - стандартизированные, упрощенные представления относительно типичных для мужчин и женщин моделей поведения и черт характера, свойственные определенной культуре. Выделяют гендерные стереотипы, касающиеся нормативных представлений о поведенческих, психологических особенностях мужчин и женщин; стереотипы, касающиеся содержания профессиональной деятельности (для женщин - обслуживающая и исполнительская, для мужчин - инструментальная, творческая, управленческая) и стереотипы, связанные с семейными и профессиональными ролями мужчин и женщин.

На сегодняшний день выделяют 3 типа психологического пола личности или 3 типа гендерных ролей - маскулинный, феминный, андрогинный.

Маскулинность и феминность - нормативные представления о соматических, психических, поведенческих свойствах, характерных для мужчин и женщин.

В содержание маскулинной роли входят характеристики активного, доминантного, инструментального поведения (самостоятельность, независимость, напористость, способность руководить, готовность рисковать, сила, агрессивность и т.д.). Основными характеристиками феминной роли являются зависимость от окружающих, экспрессивные, необходимые для установления близких межличностных отношений характеристики - верность, мягкость, нежность, уступчивость, способность к эмпатии и т.д.

Для андрогинной (от лат. andros - мужской, gynes - женский) роли свойственно сочетание характеристик феминной и маскулинной ролей, а также гибкость перехода от одной к другой роли в зависимости от требований ситуации.

Интересно, что еще во времена Платона была распространена легенда о людях-андрогинах, которые сочетали в себе вид обоих полов. Они были сильны и питали даже замыслы посягнуть на власть богов. И тогда Зевс разделил их на две половинки - мужскую и женскую. С этих пор людям свойственно любовное влечение друг к другу, которое, соединяя прежние половины, пытается сделать из двух одно и тем самым исцелить человеческую натуру.

Таким образом, андрогиния - характеристика целостной личности, интеграция женского эмоционально-экспрессивного стиля и мужского инструментального.

Понятия пол и гендер часто путают, а между тем, между ними существует вполне значимая, хоть и неочевидная, разница. Попробуем определить, что же такое гендерный признак и каково его отличие от половой принадлежности. Можно сказать, что биологический пол - мужской и женский - это врожденное качество индивида, выявляющееся еще на стадии эмбрионального развития; что половой признак - неизменный, и не зависящий от воли индивида. Но так ли все просто? Ведь в последнее время с помощью современной медицины можно изменить пол. Да и наличие при рождении тех или иных половых органов у ребенка еще не означает, что его можно однозначно поместить в разряд мальчиков или девочек. Ведь сейчас, например, в обследовании спортсменок, участвующих в соревнованиях между женщинами, принимаются во внимание не только явные женские признаки их организма, но и хромосомный набор, поскольку встречается, что наряду с женскими половыми органами соседствует мужские гормоны, и это дает таким спортсменкам некоторые преимущества в соревнованиях.

И все же если половой признак у большинства людей все-таки биологический и анатомический, гендерный признак является однозначно общественным, социальным и приобретенным в результате воспитания. Более простым языком это можно переформулировать так: на свет появляются младенцы мужского и женского пола, но мужчинами и женщинами становятся. И дело даже не в том, как воспитывают ребенка с пеленок - девочкой или мальчиком: на всех нас оказывает влияние культурное бессознательное нашего окружения. А поскольку гендер - явление культурное и социальное, оно и может претерпевать изменения вместе с развитием культуры и социума. Например, еще в XIX веке считалось, что женщина носит платье и длинные волосы, а мужчина - брюки и короткую прическу, но сейчас эти вещи не являются признаком гендера. Ранее «женщина-академик», «женщина-политик» и «бизнес-вумен» считались чем-то невероятным, но сейчас это наблюдается все чаще и чаще, и уже никого не удивляет.

Но, тем не менее, гендерный признак, приписываемый мужчинам и женщинам, все еще живуч в массовом сознании, и чем неразвитее общество, тем больше он довлеет над индивидами, навязывая им те или иные формы Так, считается, что мужчина должен быть «добытчиком для семьи» и обязательно зарабатывать больше жены. Также считается, что мужчина должен быть мужественным, напористым, агрессивным, заниматься «мужскими» профессиями, увлекаться спортом и рыбалкой, делать карьеру на работе. Женщине же приписывается быть женственной, мягкой, эмоциональной, выйти замуж, иметь детей, быть покладистой и уступчивой, заниматься «женскими» профессиями, делая в них довольно скромную карьеру, потому что основное время она должна посвящать семье.

Которые, увы, до сих пор господствуют в некоторых стратах и даже странах, порождают для человеческих индивидов гендерные проблемы. Жена, кормящая всю семью; муж, идущий в декретный отпуск по уходу за новорожденным; женщина, жертвующая замужеством ради успешной научной карьеры; мужчина, увлекающийся вышиванием - все они в той или иной мере подвергаются социальному остракизму за свое несоответствующее полу поведение. Можно ли однозначно сказать, что гендерный признак - это социальный стереотип? Да, поскольку в разных обществах гендерные стереотипы - мужские и женские - разнятся между собой. Например, в испанском парадигмате уметь готовить - признак настоящего мачо, тогда как в славянском стоять у плиты - чисто женское занятие.

Очевидно, что гендерные стереотипы приводят не только к гендерным проблемам, но и к поскольку руководящая роль в обществе часто отводится мужчинам. Поэтому многими развитыми странами на самом высоком уровне разрабатывается специальная гендерная политика. Это значит, что государство берет на себя ответственность по устранению неравенства по половому признаку и создает кодекс законов для формирования эгалитарного (равного для всех людей) общества. Оно также должно проводить просветительскую политику, имеющую целью искоренить гендерные стереотипы.

Еще задолго до рождения малыша, узнав его пол, родители начинают приобретать вещи соответствующей цветовой гаммы и даже обустраивать детскую. Всем нам известно, что розовая палитра – для девочек, а голубенькая одежда, шоколадного цвета коляска – для мальчика. Таким образом начинается гендерное воспитание ребенка, а гендерный признак являет собой не что иное, как соответствие человеком своей роли, которую ему приписывает общество. Иными словами, женщины, как и мужчины, отличаются не только стилем одежды, но и манерой, привычками, внешностью и т.п.

Что значит гендерный признак?

Рассмотрим более детально, что же означает гендерный признак, гендерные роли. Немаловажно отметить, что возникновению гендерного признака предшествует гендерная идентичность, на формирование которой влияет не только биологическое развитие человека, но и его самосознание.

Так, уже в два года дети понимают свой пол, «Я - девочка, а ты – мальчик», но, разумеется, не могут осознать, что же под этим подразумевается. Наблюдая за окружающим миром, в первую очередь, за членами своей семьи, малыши обучаются различать пол других людей при помощи одежды, в которую те одеты, прическе.

К семи годам, когда ребенок осознает свой биологический пол, в нем начинают проявляться гендерные признаки. Кроме того, в подростковый период активно развивается гендерная идентичность, проявляемая в телесных изменениях, половом созревании, всевозможных переживаний романтического характера. Помимо этого, маленькая личность проявляет свою гендерную роль, осваивая формы поведения, формируя в соответствии с представлениями окружающего общества. Так, девочки начинают активно экспериментировать с макияжем, стремятся понравиться противоположному полу, мальчики, в свою очередь, начинают неосознанно подражать любимым героям из фильмов, стремясь внести некие изменения в свой внешний вид.

Постепенно у обоих полов проявляются гендерные признаки, общественное, социальное явление, которое возникает на фундаменте воспитания. Иными словами, если половые признаки являются биологически доказуемыми, то гендерные существуют только в человеческом сознании.

Гендерные различия полов

Принято считать, что женщинам свойственно быть хранительницей домашнего очага, матерью, которая всю свою жизнь посвящает рождению и воспитанию детей, а мужчины при этом по своей натуре карьеристы, для которых главнее быть финансово независимыми, социально успешными. Правда, глядя на современное общество, понимаешь, что окружающие нас люди сочетают в себе как мужские, так и женские качества.

На самом деле в этом нет ничего удивительного. В психологии это явление именуют, как сочетание феминных и маскулинных черт. У некоторых они проявляются в одинаковом количестве, наблюдается некий баланс этих черт, а у кого-то доминируют исключительно женское или мужское начало.

Феминные и маскулинные черты, гендерные различия проявляются не только в поведении, взглядах, увлечениях, но и в . Самое интересное, что, чем ярче выражены эти черты, тем большей гибкостью поведение человека отличается. А это говорит о том, что такая личность с легкостью сможет адаптироваться к новым жизненным условиям, да и психологическое здоровье будет крепче, чем у тех, кто таковым не отличается. Отталкиваясь от этих знаний, психологи настоятельно рекомендуют не воспитывать свое чадо в строгих рамках, не навязывать ежедневно гендерные стереотипы наподобие: «Не плачь, ты же не девочка», «Ты же принцесса, а потому нужно быть скромнее».