Что делать, если ребенок отказывается спать днем. Как быть, если ребенок совсем не хочет спать днем

Что делать, если ребенок отказывается спать днем. Как быть, если ребенок совсем не хочет спать днем
Что делать, если ребенок отказывается спать днем. Как быть, если ребенок совсем не хочет спать днем

Двухгодовалый малыш не спит днем - это повод для беспокойства или физиологическая особенность ребенка? Что делать родителям? Разобраться в причинах бессонного состояния крохи и решить проблему с дневным сном малыша поможет наша статья, основанная на рекомендациях российских педиатров.

Нормы сна у детей 2-3 лет

Следует помнить, что все детки разные. Время, которое для одного малыша оптимально, другому окажется недостаточно или чересчур много. Поэтому, слушая рассказы других мам о том, что их дети спят по 2-3 часа днем и рано засыпают вечером, не стоит думать, что если ваш малыш спит меньше, то это неправильно.

Отклонение в один или полтора часа от приведенных норм вполне допустимо. Основным критерием полноценного сна является хорошее самочувствие крохи, его жизнерадостность и желание играть.

Если же малыш капризничает и вяло реагирует на ваши предложения поиграть, то, скорее всего, он недостаточно спит. В первые несколько дней и даже недель нехватка сна может никак себя не проявлять, но потом она становится все заметнее.

Почему ребенок 2-3 лет не может уснуть днем?

Нежелание спать днем - явление довольно распространенное у детишек, которые еще не ходят в детский сад. Да и в не все дети днем спят.

Это зависит от ряда причин:

  • Поздний подъем по утрам . Есть малыши, которые могут спать до тех пор, пока их не разбудят. В результате: встав в десять часов утра, к двум часам ребенок просто не успевает устать.
  • Малыш недостаточно бывает на свежем воздухе . Прогулки и подвижные игры на улице требуют больших энергозатрат, поэтому после них детки, как правило, спят значительно лучше.
  • Ребенок сильно возбужден . В этом случае кроха никак не может успокоиться, не хочет ложиться в кроватку. Такое бывает при смене обстановки, когда приезжают гости.
  • Малышу некомфортно в комнате . Очень жарко или холодно, пыльно, мешает спать яркий дневной свет. Кроме того, малыша могут отвлекать неубранные игрушки и посторонние звуки (если ваши соседи, например, затеяли ремонт).
  • Неудобная кроватка . Возможно, малышу в ней тесно, одеяло слишком теплое или неподходящая подушка.
  • Гиперактивный ребенок . Часто встречающийся термин. Такие детки мало и беспокойно спят, а во время бодрствования находятся в постоянном движении.

Что делать, если ребенок 2-3 лет не спит днем?

Как и во многих других затруднительных ситуациях, пересмотрите свое поведение.

По мнению детских психологов, трудности - мамина проблема, и малыш ни в чем не виноват.

То есть: нельзя ругать ребенка за то, что получается не намеренно. А невозможность уснуть днем как раз такой случай.

Многие мамы раздражаются, если малыш вдруг перестает спать и лишает их возможности сделать дела по дому или же немного отдохнуть. Но ведь кроха этого не понимает и воспринимает мамин строгий тон как наказание.

Что же следует предпринять, чтобы и малыш и мама получили возможность полноценного отдыха без лишних скандалов и обид:

  1. Увеличьте продолжительность и интенсивность прогулок до обеда . Постарайтесь как можно больше предлагать ребенку подвижных занятий. Можно поиграть в мяч, полазать в лабиринтах, научить чадо подтягиваться на турнике или самостоятельно качаться на качелях. Очень хорошо подойдет катание на самокате, беговеле или велосипеде. Сейчас во многих дворах стали размещать небольшие детские скаладромы.
  2. Также можно предложить ребенку попрыгать на батуте . Если таковой имеется во дворе — это здорово. Если же нет, можно съездить с малышом в детский лабиринт или батутный центр. Полезны будут не только занятия на улице, но и бассейн, ритмика в фитнес-центрах.
  3. Пересмотрите режим дня . Возможно, получится сдвинуть ночной сон и поднимать малыша утром пораньше. Если ребенок просыпается в 7 утра, то к часу дня он уже достаточно наиграется, чтобы пообедать и лечь спать без капризов.
  4. Также очень важна обстановка . Дома должно быть прохладно. Оптимальная температура для сна около 20 градусов. Помещение перед сном следует проветрить. Регулярно проводить влажную уборку. Постельное белье также должно быть приятным на ощупь. Шторы достаточно плотные, чтобы приглушать свет. Все это будет успокаивать малыша и настраивать на здоровый сон.
  5. Чтобы снять излишнюю возбудимость можно перед сном почитать книжку , рассмотреть игрушки, выбрать тех, с которыми ребенок будет спать. Одна маленькая девочка, перед тем как уснуть, долго с мамой перечисляет всех, кто тоже ложится спать (волк из мультика, плюшевый лисенок, папа, бабушка с дедушкой). Такие ритуалы тоже помогают малышу успокоиться и уснуть.
  6. Не стоит угрожать и шантажировать малыша . Также психологи не рекомендуют насильно заставлять ребенка лежать в кровати. Такие действия приводят к еще большей нервозности и малыша и мамы. В некоторых случаях дело принимает совсем плохой оборот и у ребенка развивается страх перед кроваткой и ритуалами с ней связанными.
  7. Если уложить кроху все же не получается, постарайтесь успокоиться и предложить почитать, порисовать или посмотреть мультфильм . Также можно включить негромкую приятную музыку, это вернет положительный настрой маме. А малыш, видя, что мама успокоилась, также сможет успокоиться и самостоятельно поиграть, пока мама сделает необходимые дела или немножко полежит.
  8. Не стоит также забывать, что есть детки, которые к 2,5 годам полностью отказываются от дневного сна . Одна мама рассказывала: «Уложу сына спать, вроде дышит спокойно, глазки закрыты, ухожу на кухню готовить ужин. Через 10 минут приходит со словами: «Спал уже». В таком случае и педиатры и психологи сходятся во мнении, что стоит заменить дневной сон спокойными играми. А вечером малыш пойдет спать раньше. Часам к 9-10 ребенок уже сам попросится спать. Полноценный продолжительный ночной сон компенсирует отсутствие дневного сна.

Тревожный звоночек. Когда необходимо обратиться к врачу?

К сожалению, не все проблемы со сном решаются длительной прогулкой и чтением книг. - явление, при котором активность и возбудимость превышают норму. Такой диагноз вашему ребенку сможет поставить только детский невропатолог.

Если вас беспокоит продолжительность и качество сна малыша, следует обратиться к врачу. Рассказать, как проходили беременность и роды, как ребенок развивался, какие болезни перенес.

После комплексного обследования, сдачи необходимых анализов врач назначит необходимую терапию.

Это может быть расслабляющий массаж, занятия ЛФК, бассейн, мягкие успокоительные средства. Но заниматься самолечением в этом случае недопустимо. Можно только навредить.

Детский организм - очень сложный механизм. Детская нервная система подвижна, небольшие изменения в окружающей обстановке способны вызвать большие изменения в поведении. Старайтесь демонстрировать малышу свой положительный настрой, создавайте ему комфортную среду для жизни. Ведь дети - отражение нас самих, они, как зеркало, показывают то, что видят. А сон указывает: насколько хорошо функционируют все органы.

Малышу важно чувствовать любовь и заботу, тогда он будет расти здоровеньким и уверенным в себе.

Сегодня поговорим о том, как уложить ребенка спать в более старшем возрасте. Возможно, он уже ходит в детский сад, но проблемы засыпания все равно остаются.

— Что делать, если ребенок не хочет спать? Ну, никак не засыпает!

А что делаете вы, когда не хотите спать или не можете заснуть? Есть два варианта: либо вы продолжаете бодрствовать, чем-то активно заниматься, пока естественная усталость не возьмет свое, либо создаете себе условия для засыпания.

Но прежде анализируете ситуацию: «Что мне мешает уснуть? Как исправить? Может, душно? Может, шумно? Может, жестко? Может, жарко? Может, мысли мешают?».

Засыпание: как помочь ребенку

В случае с ребенком нужно задаться теми же вопросами. И устранить причину.

  1. Слишком короткое время бодрствования, предшествующее ночному сну. Например, ребенок поздно встал после дневного сна. Тогда логично время ночного сна немного сдвинуть. Определенного режима дня, конечно, придерживаться нужно, но не следуйте ему фанатично. Не стоит держать в кровати ребенка, который по известным вам причинам совсем не хочет спать. В том, что ребенок уснет на час позже, никакого криминала нет. Важнее, чтобы он уснул с удовольствием.
  2. Трудность в переключении от активной деятельности ко сну. Если ребенка, который скачет по комнате на мяче, с этого мяча снять и поместить в кровать, то ребенок будет скакать и там. Это примерно как выдернуть взрослого с важных переговоров и сказать: «Спи!». Нет ведь, не уснет. Будет прокручивать в голове аргументы оппонентов и просчитывать последствия сорванных переговоров.

То, что пора спать, — это понятно взрослому, а ребенку непонятно. Для ребенка фраза «Пора спать!» — полная неожиданность. А неожиданность — это стресс: не успел, не закончил. Дайте ребенку возможность закончить игру. Предупредите заранее, что скоро спать. Учите ребенка заканчивать игру, проигрывая сюжет вместе с ним: «Машинки уехали в гараж», «Куклы ушли спать». Заранее переключите ребенка с активных игр на спокойные, так как от спокойных игр переход ко сну легче. Продумайте ритуал засыпания — привычную последовательность действий, которая будет настраивать на сон.

  1. Наличие внешнего раздражителя, мешающего засыпанию (свет, звук). Постараться убрать раздражитель или уменьшить его воздействие.
  2. Раздражитель внутри — навязчивая мысль, страх, сомнение. Поговорите с ребенком на эту тему. Просто задайте какой-нибудь вопрос, а потом внимательно слушайте. Малыш сам расскажет, что его беспокоит.
  3. Физический дискомфорт (новая подушка непривычной высоты, колючая пижама, жарко, душно). Выход самый простой — создать комфортные условия.

Правда, уставший ребенок способен заснуть, сидя на пороге в верхней одежде или на коврике возле дивана, свернувшись калачиком поверх деталей Лего, или даже с ложкой в руке над тарелкой супа... Если ребенок не хочет спать, может, ему не хватает физической активности?

  1. Стрессовая ситуация, новые условия (приходится засыпать в новом месте, в доме присутствуют новые для ребенка люди, не выполнен привычный ритуал засыпания). Такое бывает в путешествиях. Дайте ребенку время, чтобы адаптироваться, привыкнуть к непривычной для него ситуации. Пусть освоится на новом месте, пообщается с незнакомыми прежде людьми, поисследует все, что представляет для него интерес, убедится в безопасности. А потом постарайтесь соблюсти ритуал засыпания — если не весь, то хотя бы некоторые элементы.
  2. Напряжение, перевозбуждение. Умойте ребенка. Сделайте расслабляющий массаж. Можно при этом что-то тихо приговаривать. Спокойная, размеренная, монотонная речь действует успокаивающе. Почитайте книгу сказок. В любом народном фольклоре есть «усыпляющие» произведения.
  3. У ребенка сформирована негативная установка на сон, и он «включает» сопротивление. Чтобы улизнуть из кровати, ребенок может придумать тысячу и одну причину. Он может активно саботировать просьбу идти спать или манипулировать вами. Про подобное поведение шутники говорят: «При слове „спать“ на ребенка нападают жажда, голод и запор...»

В этом случае сделайте так, чтобы кровать вызывала у ребенка только положительные эмоции. Придумайте вместе с ним, как ее украсить, выберите вместе постельное белье, желательно с рисунком, навевающим сон (у меня есть детское белье со спящими медвежатами в пижамах, с совами на фоне звездного неба — расцветки темные, сдержанные). Пусть в кровати будет «сонная» игрушка , которая уже соскучилась и зовет малыша присоединиться.

При достаточной дневной активности, при спокойных играх перед сном, при соблюдении ритуала перехода ко сну и положительном отношении к месту сна ребенок легко засыпает. Не заставляйте его спать. Создавайте условия для засыпания.

Как уложить ребенка спать: 3 приема

«Моему сыну три года, и укладываемся мы иной раз вечером по полтора часа. Я пробовала не укладывать его, и в итоге он мог просидеть до двух ночи. Пробовала не укладывать днем, но тогда он сам отключался в четыре часа, потом просыпался в семь, и „да здравствует веселая ночка“... О самостоятельном засыпании и не мечтаю, в моем бы присутствии засыпал...»

Бывает, заснуть мешает повышенная нервная возбудимость. Когда я работала воспитателем в детском саду, мне встречались такие дети. То есть в каждой группе были такие, кто спокойно ложился и засыпал, и такие, к кому требовался особый подход. Некоторые дети даже лежать спокойно не могут: теребят одеяло, чешутся, ковыряют в носу, накручивают волосы на палец, дергают брови.

Я садилась на стульчик рядом с кроваткой. Одной рукой мягко фиксировала ноги малыша, положив руку на бедро, вторую руку клала на плечико. Далее делала очень легкие покачивающие движения. Это элемент из телесно ориентированной терапии, позволяющий быстро снизить тонус напряженных мышц, оказывающий расслабляющее действие на нервную систему.

Кроме этого я использую технику подстройки дыхания . У возбужденного ребенка дыхание частое и поверхностное. У спящего — равномерное, глубокое. Значит, чтобы ребенок уснул, нужно перевести его дыхание в другой режим.

Удерживая свои руки на теле ребенка, я присоединяюсь к его дыханию, некоторое время дышу, как он, — наши вдохи и выдохи совпадают. Через некоторое время я начинаю дышать более глубоко и медленно, так, как дышит человек в состоянии расслабления. Дыхание у ребенка тоже становилось более глубоким.

Эту технику можно применять одновременно к двум детям (у меня же две руки). То есть я ставлю стульчик между кроватками, правую руку кладу на плечико одного ребенка, а левую — на плечико второго. Потом начинаю тихонько раскачиваться вперед и назад, в такт своему дыханию. Колебательные движения передаются детям. Вскоре наступает мышечное расслабление, дыхание замедляется, и малыши засыпают. Требуется для этого от трех до пяти минут. Максимум десять.

Еще один прием, после которого у меня мгновенно засыпала половина группы, — чтение сказки . Но читать нужно не артистично, с выражением, а мелодично, даже монотонно, постепенно замедляя темп речи. Предложения надо произносить протяжно, на выдохе, а затем делать паузу для плавного вдоха, это приводит к тому, что у слушателей дыхание замедляется.

Еще я бессовестно нарушала оригинальный текст, вставляя в него фразы про расслабление, отдых, сон: «И подумал тогда медведь (вдох, после чего плавно, на выдохе произносится следующая фраза), сяду-ка я на пенек (вдох), съем пирожок (вдох), лягу на травку (вдох), подремлю чуток (вдох). А Маша ему из короба (вдох): «Поспи чуток (вдох), но не ешь пирожок...»

У Маршака есть замечательное «засыпательное» стихотворение: «Сказка о глупом мышонке». И ритм подходящий, и часто повторяющаяся фраза про сон. Главное, не начать читать с выражением, имитируя ржание лошадей и хрюканье свиней; читать это стихотворение нужно «трансовым» голосом, с паузами, покачиваясь, а если знаете его наизусть, то и с закрытыми глазами. (Тут бы не уснуть раньше ребенка.)

Описанные приемы очень эффективны, но обратите внимание: прежде чем применять их, нужно самому быть спокойным и расслабленным. Самое сложное для мам, после того как дети уснули, соскребать себя со стульчика, выводить из сонного транса и бодренько идти делать свои взрослые дела, завидуя спящим детям...

И еще один важный момент. К вопросу перехода ко сну нельзя подходить механистически. Даже тем детям, которые в принципе неплохо засыпают, иногда требуется помощь. Наблюдательные родители способны уловить настроение ребенка и понять, может ли он сам заснуть или ему нужно помочь снять дневное напряжение: посидеть рядом, погладить спинку, потеребить волосы, покачать.

Купить эту книгу

Обсуждение

Интересно, а если не получается снять напряжение дня никакими сказками, почесушками и покачиваниями?! У нас дочь может полтора часа лежать, балдеть, но не засыпать. 5 лет. Как быть в таком случае?! При этом я точно знаю, что она устаёт на занятиях по хореографии. Днём спит всего час-полтора. Потом я её бужу...

27.09.2018 00:51:49, Kotechka

У нас один закон: перед сном никаких игр, потому что потом перевозбуждается и не может уснуть

Комментировать статью "Ребенок не хочет спать: 8 причин. Сон ребенка 3 лет и старше"

Ребенок от 1 до 3. Воспитание ребенка от года до трех лет: закаливание и развитие, питание и болезни, режим дня и развитие бытовых навыков. Ребенок не спит днем: как отказаться от дневного сна Дневной сон и плохие привычки: как отучить от укачивания Ребенок не спит в...

Обсуждение

Слезы для тебя, а для воспитательницы нет никаких слез:))) ей видней
а лучше выходной делать, чем забирать раньше - это да

Чем раньше тем лучше, а то ведь привыкнет что мама приходит после обеда. У меня у подруги так сейчас, до обеда нормуль, а потом прям беда, плачет что спать дома будет, потом прийдет после сна)))

Раздел: Сон (если ребенок в 3 года не укладывается спать устраивает истерики). Раздел: Няни, детсады (если ребенок не хочет спать в детском саду устраивает истерику). У нас как мне казалось адаптация до дневного сна длилась 2 месяца и месяц на то, чтобы ко сну привык.

Обсуждение

У нас как мне казалось адаптация до дневного сна длилась 2 месяца и месяц на то, чтобы ко сну привык. Ходим второй год, не плачет, но и желания ходить в сад тоже нет. Я бы вам посоветовала все-таки режма придерживаться: утром говорите, что у вас есть срочные дела и надо туда-то поехать(лучше в то место, куда дочка не хочет ехать или не может или далеко или про укол маме скажите), а в обед заберу. И так походите до тех пор, пока нормально не получится(у воспитателя спросите). А потом побольше дел придумайте и на сон оставляйте. И хорошего настроя побольше!

В прошлом году пошли в 1,11. До НГ ходили 2/2 недели (примерно), больше не выходило, минимум 4 дня было. На сон стали оставаться только где-то в феврале (но у нас еще и на меню все было завязано - т.е. когда хоть что-то можно в обед).
Нормально ходить и стал где-то с конца января. Но у нас воспитательница одна была очень мудрая - говорила, что можно уже оставить на сон.
Ходили всегда с игрушкой. Он ее так и носил постоянно в руках.
В этом году еще не выходили, но адоптация будет по новой, т.к. перешли в садовскую группу, да и не ходим с мая...

Как приучить спать отдельно. Родительский опыт. Ребенок от 3 до 7. Воспитание, питание, режим дня, посещение детского сада и взаимоотношения + 1. Купили новую мебель, ребенок был в восторге и сам высказал желание спать на новой красивой кроватке. С тех пор и спит...

Обсуждение

Эх, мне бы ваши проблемы. Анютик с рождения принципиально спокойно спит только отдельно, рядом положишь - орет. Совсем недавно стала маму баловать - приходит ночью и ложится поспать, сопит рядом комочек родной тепленький.

Да, ладно! У меня мои досих пор любят засыпать со мной. Старшая потом почти сама уходит (ейтолько направление придать надо и проследить, чтобы углы не сосчитала), а маленькую относим. Спят всегда у себя.

не хочет спать один. Детско -родительские отношения. Детская психология. Ребенок 6 лет.Достаточно проблемный,чрезмерно тревожный,стеснительный мальчишка. Спит с мамой.До последнего времени я (мама) укладывала его спать,он засыпал и я спокойно занималась...

Обсуждение

Плохого психолога вы посещали, раз не берется во внимание состояние ребенка. Может, попробовать другого психолога?

Не пугайте детя более его страхов.Вы сейчас ему нужны,поскольку он не может победить их внутри себя.Нужна последовательность и покой.а Вы со своей стороны предлагаете во имя Ваших,безусловно важных "своих дел",внезапно обрушить на него еще и бремя традиционного воспитания,к которому он не привык.Рекомендации психолога хорошо действуют на здоровых детей и не всегда применимы к невротикам.Посоветуйтесь с врачом-неврологом,а то такое"перевоспитанние" может закрепить старые страхи и создать новые невротические реакции.Придется повозиться некоторое время-укладывать,спать-хотя бы в одной комнате,успокоить,что Вы-рядом.Ну хоть спинку на ночь погладить.Успокаивающая ванна на ночь.Предсказуемый режим,пусть даже с занятиями.ИМХО:не советовала бы сейчас менять отношение к ребенку - как и любому взрослому\а он у Вас уже "взрослый"\ему будет трудно понять,почему вместо разумных доводов,которые ему приводились раньше,вдруг началась жесткая дрессура.Потерпите.У нас со старшей этот период длился 6 лет,после рождения младшей сама постепенно перебралась в свою кровать,хоть страхи были долго.даже сейчас ей неуютно,если я или сестра спим в другой комнате.А вот у младшенькой было-по желанию-хошь так,хошь-сяк.и страхи вроде были..нО ОНА-ЛЮБИТ СПАТЬ ОДНА. и ушла из моей кровати в 4 года в другую комнату.и сейчас спит в гостиной,потому,что нравится.одна-в комнате!А не потому.что психолог прописал.и потому.что знает-будет страшно-придет позовет,я не наору,а успокою.Тоже бывает-и бессонница перед спектаклем и усталость.но занятия она сама себе определяет,я не давлю ни в ту, ни в другую сторону,лишь бы любимым делом занималась.Сама в детстве пережила эту проблему. помнится,результаты "воспитания по правилам"послушного ребенка выразились в стойкой бессоннице,лунатизме,изгрызенных карандашах и косах,страшных снах и полном родительском благолепии.Выберите,что Вам важнее.И от этого пляшите в выборе методики воспитания.ИМХО:у детенышей животных нет ни психологов,ни эдипового комплекса \доверьтесь инстинкту\-у них только и есть-теплое мамкино брюхо.гнездо.так же,как у нас-ненадолго.

Как уложить ребенка спать?. Родительский опыт. Ребенок от 3 до 7. Воспитание, питание, режим дня Если в 2- 3 года ребенку понемногу начать объяснять что "мир не крутится вокруг него", ребенку гораздо проще будет Кто как укладывает ребенка спать на сон? Хотя лично для меня вопрос как уложить ребенка спать в саду - это вопрос отношения воспитателя и Но...

Обсуждение

ноу-хау! будучт в Италии купила прибор (по ссылке), который мы назвали "режимником". Там можно настроить 2 час - утренний и вечерний. В определенное время зажигается картинка, Юлька бежит к ней "что теперь пора делать?!". так что мы в режиме +- 15 минут. реокмендую. на наши деньги около 700 руб

Я сдалась. Я поняла, что мне проще все дела сделать, пока он ещё бодрствует, потом за 15-20 минут его уложить (обычно это происходит в промежутке между 23.00-23.30), чем скакать с ним 1,5 часа, изводя себя и его. Ну, хватает ему 10 часов сна в день (8 ночью + 2 днём в саду) - ну, на здоровье!

Когда моему ребенку было 1,5-2 года я рассказала ей о том, что мой ребенок не может без меня спать, и что мне делать, ее ответ был таким: Пожалуйста, не переселяй ребенка в хорошо ли плохо в 3 года спать с родителями? Беспокоиться лет до 5-ти я причин не вижу.

Обсуждение

Добрый вечер!
Помогите мне, мне 29 лет я начал жить с девушкой у которой ребёнок, девочка, 5 лет. Может я чего то не понимаю, но когда я начал жить, я удивляюсь постоянно, ребёнок нам покоя не даёт, не даёт посмотреть фильм, начинает перед телеком танцевать, кричать, внимание привлекать, не даёт смотреть спокойно, просит маму, что бы она её с дощечки покормила, попу вытерла после того как покакает, каждые 10-30 минут зовёт маму, мама даже сесть и поужинать нормально не может, постоянно бегает за ней, носиться туда-сюда.... Спит с нами, она постоянно обнимает её всю ночь, я сплю как отшельник, иногда поворачивается ко мне,обнимает меня, а так очень все плохо, и малой уже 5"5 лет, а она засыпает с сисей маминой в руке, я в шоке, мен это все бесит, что мне делать?

19.12.2016 21:31:45, Ринат

Сталкивались ли вы с ситуацией, когда ребенок отказывается спать днем, и укладывание на дневной сон растягивается надолго, отнимает много сил, нервов и времени? С таким запросом к нам обратилась читательница:

Добрый день! Ребенку 1 год 10 месяцев. Вообще отказывается спать днем или засыпает после того как у меня заканчиваются все нервы (это примерно после часа укладывания), я встаю и ухожу. Сын начинает истошно кричать, так он не кричит никогда. Я конечно возвращаюсь и тогда он почти сразу засыпает. Но это не выход. Мы сейчас живем на даче, все время на свежем воздухе, бегает, играет, физическая нагрузка есть. Живем по режиму. Все ритуалы перед сном соблюдаем. Что я делаю не так? И как с этим бороться? Сейчас у нас период я сам. Мы на ГВ. Засыпаем с грудью, но сейчас и грудь не помогает. Та же ситуация и вечером, пока не перечитаем все книжки и не вымотаем нервы маме не успокоимся. Помогите с советом. Заранее спасибо.

Ия Цой, практикующий психолог:

Первое, на что я обратила внимание в Вашем письме - это Ваше настойчивое желание уложить ребёнка спать днём. Видимо, это потому, что Вы убеждены в необходимости дневного сна для него. Но ведь все дети, так же, как и взрослые, очень разные. На сегодня ни в медицине, ни в психологии не существует каких-либо строгих нормативов режима и времени, необходимого ребёнку для сна. Есть лишь приблизительные, усреднённые цифры. Так, известный врач Е. Комаровский считает, что в возрасте около 2 лет это примерно 13 часов. И дневной сон ребёнку 2 лет необязателен вообще. Правда, вам немного меньше, но ведь все дети растут с разной скоростью!

Я рекомендовала бы Вам для начала попробовать отменить сон днём. И уложить ребёнка пораньше вечером. Безусловно, режим очень важен, и хорошо, когда он обладает некоторой гибкостью. Ритуалы отхода ко сну - это тоже здорово. Кстати, есть ли среди них такой, как лёгкое поглаживание малыша по лицу краешком ткани (можно взять платочек и, держа его навесу, проводить в направлении от лба до подбородка)? Если нет, этот способ тоже можно попробовать, включив его в какую-нибудь успокаивающую игру. Например, представить пролетающих птиц, которые «касаются тебя крылом», одна за другой.

Вы пишете о том, что сейчас у Вашего малыша период «Я сам!». Обычно такое поведение относят к кризису 3-х лет, но, конечно, это очень условно, и многие его черты могут проявляться у детей гораздо раньше. Вообще, резкие изменения в поведении ребёнка - это хороший повод понаблюдать за ним и ответить себе на вопрос: «а какие, собственно, у него сейчас потребности?» и «как они удовлетворяются?». Ведь потребности человека - это не только про «поесть», «попить», «поспать». Например, где он может проявить эту свою «самость», кроме как в борьбе с мамой против дневного сна ? Есть ли у него какая-то своя территория, где работают свои правила; свои обязанности по дому или хотя бы по самообслуживанию? Вообще было бы интересно узнать, как вы с ним общаетесь. Понятно, что в коротком вопросе всего не напишешь. Но меня немного смутило у Вас слово «бороться». Обычно, когда родители употребляют военные метафоры, говоря о воспитании, я жду, что они упомянут о своей усталости (это есть и в Вашем письме). Всё правильно, потому что в любом противостоянии ребёнок обычно оказывается в более сильной позиции . Может быть, это происходит потому, что он отстаивает своё право делать то, что он ХОЧЕТ, а взрослые то, что, по мнению каких-то специалистов, делать НУЖНО.

Конечно, ребёнок - существо довольно сложное, и на его поведение влияют многие факторы. На консультациях я обычно выясняю весь контекст жизни семьи: чем заняты родители, насколько они сами удовлетворены жизнью, какие отношения между взрослыми - всё это важно. Нередко проблемы с его поведением - это способ сообщить что-то супругу или бабушкам-дедушкам , то есть такой непрямой вариант коммуникации. В таком случае лучшим выходом бывает научить взрослых выражать свои желания и претензии прямо (и вместе с тем корректно), не вовлекая ребёнка.

1. Провести эксперимент с отменой дневного сна. Не мучить себя и малыша. Посмотреть хотя бы недельку, что получится. Если он будет нормально высыпаться за ночь, то не укладывать его днем и в дальнейшем. Возможно, иногда он будет проситься поспать сам. Сделать для него несколько вариантов режима, чтобы не переживать, когда что-то идёт не так.

2. Подумать, нужно ли ещё продолжать кормить грудью? Если нужно, то кому и зачем? Больше ли от этого пользы или вреда для мамы и ребёнка? (Я в курсе рекомендаций ВОЗ, но опять-таки, они основываются на каких-то своих соображениях, а ваш случай может быть далёк от них).

3. Посмотреть, чем занят ребёнок. Есть ли у него занятия, позволяющие проявлять самостоятельность и ответственность? Реализует ли он себя как созидатель или только как потребитель?

4. Очень полезная практика: завести дневник с 2 колонками. В одну пишете, как он себя ведёт в течение дня, особенно те поступки, которые Вам непонятны, раздражают и т. п., а в другую колонку - потребность, которая за этим стояла. Это хороший ключ к пониманию своего ребёнка.

5. Проанализировать отношения между взрослыми в вашей семье . Если есть напряжение в отношениях, разногласия, непримиримые противоречия, они почти наверняка отражаются и на ребёнке. В этом случае можно обратиться к семейному психологу, для того, чтобы наладить нормальную коммуникацию.


Ксения Ильянович, автор проекта «Материнство — в радость»:

Я являюсь сторонником того, что большинству детей дневной сон все-таки необходим . Потому что очень сложно малышу бодрствовать 10 часов, нервной системе нужна передышка в течение дня и отдых. Проверить необходимость дневного сна можно так: если ребенок все-таки засыпает, то сколько он спит? Если 2-3 часа, значит реально хотел спать, если полчаса-час, то наверное, уже может и обойтись без дневного сна. Моему сыну 3,5 года, он спит днем по 2 часа. В очень редкие исключения, когда нет дневного сна, к вечеру ребенка уже не узнать, он сильно устает и легко раздражается.

Долгое укладывание может быть сигналом того, что ребенок «переходил» , уже слишком возбудился и теперь не может самостоятельно успокоиться и уснуть. Считается, что укладывать на сон стоит до так называемых признаков усталости: кто-то трет глазки, кто-то зевает, кто-то начинает «прислоняться». Я бы попробовала укладывать на час раньше например. Либо, наоборот, на час позже — если не успевает устать и захотеть спать.

Другая важная вещь — это настрой мамы. Хорошая новость в том, что это зависит только от вас 🙂 Однако обычно очень сложно успокоиться самой, взять себя в руки, избавиться от мысли «засыпай скорее!» и сохранять спокойствие. Сложно, но возможно при желании. Удачи вам! И терпения 🙂

Расскажите, ваш ребенок спит днем или уже нет? Как укладывание проходит?

Бывает, что малыш не хочет спать , хотя назначенное время уже давно подошло. Это может быть вызвано разными причинами. То ли малыш выспался днем, то ли не устал. Мешать малышу уснуть могут слишком бурные эмоции, особенно если малыш пережил их незадолго до отхода ко сну. Что же делать, если малыш отказывается спать?

Во-первых, следует выяснить почему же ребенок не ложится спать. Если причиной является слишком бурная активность перед сном или наоборот слишком малая подвижность в течение дня, если малыш слишком много проспал днем, то лучшее средство нормализовать сон – это соблюдать режим. Правильно подобранный распорядок дня поможет Вашему малышу ложиться спать вовремя и без капризов.

Но бывает, что нормальному сну ребенка мешает болезнь , поэтому когда ребенок выздоровеет, то его сон тоже наладится. Иногда дети просто боятся ложиться спать, потому что им снятся кошмары. В этом случае успокаивающее действие на ребенка окажет теплая ванна, ложечка настоя валерьянки. Если кошмары повторяются каждую ночь, то не медлите и обратитесь к участковому педиатру или же детскому психологу. Только специалист грамотно поможет решить эту проблему.

Довольно часто дети отказываются ложиться спать из карпиза или упрямства . Совладать с капризом довольно трудно, особенно если это уже не первый случай. Но помните, что если Вы идете на поводу у каприза и разрешаете ребенку не спать дольше, то в следующий раз каприз повторится.

Во-вторых, Вам нужно воспитать в себе терпение. Несмотря ни на что, Вам не следует раздражаться, обижаться, проявлять злость, наказывать ребенка. Ваше нервное и раздраженное состояние вряд ли поможет Вашему малышу успокоиться.

Лаской Вы быстрее уложите ребенка спать, чем криками и шлепками. Но кроме ласки, Вы должны уметь продемонстрировать еще и уверенность в своих действиях, убежденность в том, что малыш должен спать. У ребенка не должно возникать сомнений: мама права, и спать, действительно, пора.

Помочь ребенку подготовиться к отходу ко сну могут определенные ритуальные действия . «Спят усталые игрушки, книжки спят…» — помните, так поется в песне из известной телепередачи «Спокойной ночи малыши? Вот и Вы вместе с ребенком можете укладывать спать игрушки. Например, куклу – в кроватку, зайчика или медвежонка – в норку, машинка пусть «едет» в гараж. В последнюю очередь «укладывайте спать» любимую игрушку Вашего крохи – рядом с ним, на подушку. Подскажите ребенку, что теперь пора убаюкать любимую игрушку, чтобы ей хорошо спалось. Предложите свою помощь, например, спойте колыбельную или расскажите сказку. Постепенно, убаюкивая игрушку, малыш и сам уснет без задних ног.

Как и многие поведенческие нарушения , у детей первоначально выявляются на основании жалоб родителей, а не объективных критериев. Многие из поведенческих расстройств сна представляют собой результат взаимодействия между нормальными изменениями сна по мере роста ребенка (как указано выше) и реакцией на них родителей. Например, одним из наиболее распространенных нарушений сна у грудных детей и детей раннего возраста является расстройство, связанное с засыпанием.

В этих случаях ребенок привыкает засыпать только при определенных обстоятельствах, например когда его укачивают или кормят, и у него не вырабатывается способность засыпать самостоятельно. Ночью во время кратковременных пробуждений (которые в норме возникают в конце цикла сна - каждые 90-120 мин) или проснувшись по другой причине, ребенок не способен вновь заснуть, если не создать привычные для этого условия.

Младенец подает сигналы родителям с помощью плача или приходит к родителям в спальню (если ребенок уже не спит в детской кроватке) и не может уснуть до тех пор, пока не будут созданы определенные условия. Таким образом, возникает проблема, связанная с длительными ночными пробуждениями у ребенка, которые приводят к недостаточному количеству сна (как у ребенка, так и у родителей!).

Лечение расстройства , связанного с засыпанием, в типичных случаях включает программу, нацеленную на исключение участия родителей в процессе засыпания ребенка, в том числе и ночью (систематическое игнорирование). У детей старше года возможно установление новых ассоциаций, связанных с засыпанием, которые помогут ребенку заснуть самостоятельно в случае ночного пробуждения (например, использование предметов, которые всегда будут под рукой у ребенка ночью, таких как одеяло или игрушка), в дополнение к положительному подкреплению (небольшое поощрение за то, что ребенок заснул самостоятельно, например наклейки). Цель в том, чтобы помочь ребенку развить навыки самостоятельного засыпания в случае ночного пробуждения, а также вечером при укладывании в постель.

«Постепенное угасание » - это более медленный процесс отвыкания ребенка от его зависимости от присутствия родителей в период засыпания, он включает периодические «проверки» родителями через постепенно удлиняющиеся интервалы времени. Если ребенок привык просыпаться для ночного кормления («привычный голод»), то такие ночные кормления должны прекратиться постепенно. Родители должны быть последовательны в осуществлении терапевтической программы и не провоцировать невольно ночные пробуждения ребенка. Родителей также необходимо предупредить, что в начале лечения ребенок может чаще плакать по ночам («вспышка после угасания»).

Напротив, расстройство в виде отказа ложиться спать чаще встречается у детей дошкольного и более старшего возраста и характеризуется затруднением засыпания и нежеланием ложиться спать («крик задернутых занавесок»), а не ночными пробуждениями. Отсроченный дебют сна приводит к неадекватной продолжительности сна.

Наиболее часто это расстройство развивается в результате невозможности (или нежелания) родителей установить постоянные правила, связанные с укладыванием ребенка спать, и настаивать на том, чтобы ребенок ложился спать в одно и то же время, что часто усугубляется оппозиционным поведением ребенка. В некоторых случаях, однако, отказ ребенка ложиться спать вызван какой-либо проблемой (например, такие заболевания, как бронхиальная астма, прием некоторых медикаментозных препаратов, такие расстройства сна, как «синдром беспокойных ног» или тревога) или несоответствием между внутренним циркадным ритмом ребенка (ночная сова) и требованиями родителей.

Курс терапевтических мероприятий, позволяющих, как правило, добиться хороших результатов, обычно включает уменьшение внимания родителей по отношению к поведению ребенка (направленного на отдаление времени засыпания), создание в спальне ребенка условий, настраивающих на сон, и положительное подкрепление (например, наклейки) за правильное поведение ребенка перед сном. У детей более старшего возраста может быть эффективным обучение техникам релаксации, которые помогают им заснуть легче и быстрее.