Выборы - это что такое? Понятие, определение и виды выборов. Что такое выборы

Выборы - это что такое? Понятие, определение и виды выборов. Что такое выборы
Выборы - это что такое? Понятие, определение и виды выборов. Что такое выборы

С одной стороны , главное предназначение парламента заключается в том, чтобы принимать законы, регулирующие жизнь государства и общества. Для этого имеют значения программы партий, деловые и моральные качества самих депутатов, точная расстановка сил: блокирующее меньшинство, простое большинство или конституционное большинство.

Однако нетрудно заметить, что с этой точки зрения предстоящие выборы не имеют ровно никакого значения. Совершенно никакого. Уже достаточно давно в Думе принимаются законы, подготовленные исключительно в недрах правительства и администрации президента. Большинство депутатов голосует так, как им велят (или дозволяют) руководители партийных фракций (редкие исключения никакой роли не играют). Все партии за исключением КПРФ и ряда отдельных депутатов голосуют единым образом, как бы это не пытался опровергнуть Жириновский во "Временах" у Познера (у большинства в парламенте такой запас прочности, что часть депутатов иногда запросто могут позволить продемонстрировать самостоятельность своих позиций). У реальной оппозиции либеральному курсу нет никаких шансов получить в Думе даже блокирующее меньшинство. А мнимая оппозиция всегда будет действовать в пределах выделенных ей для этого лимитов.

В общем, данная сторона вопроса не представляет абсолютно никакого интереса. Законодательная деятельность парламента декоративна и носит технический характер.

Вот, к примеру, депутат нынешнего созыва А. Крутов честно признается: "Знаете, я когда-то был Народным депутатом СССР. Это было давно. Я помню те выборы, помню людей, которые ходили голосовать, ходили агитировать без всяких денег. Люди горели, они думали, что вот сейчас мы изменим эту жизнь, которая нам всем опостылела. Они верили в это. Они были искренними, шли на митинги, на собрания, собирались тысячи людей. И вот за эти годы мы, политики, их обманули, предали. Когда я пришел в Государственную Думу, мне казалось, что я смогу внести какое-то нравственное начало в политику. Оказалось, что это очень сложно. Что я имею в виду, говоря "нравственное начало"? Все те законопроекты, которые предлагались нами и мною, касались нравственных и духовных сфер нашего общества, так и не были приняты. Ни один, за исключением немногих половинчатых".

И если даже вдруг при новом ее составе появятся серьезные разногласия, то только потому, что по команде от закулисной власти в стенах парламента будет разыгрываться какая-нибудь новая политическая комбинация, которая от результатов самих выборов если и будет зависеть, то сугубо тактически. Скорее же наоборот - планируемые и программируемые результаты выборов зависят от того, что именно планируется разыграть в дальнейшем. Скажем, Грызлову по какому-нибудь важному кадровому вопросу скажут так проголосовать, а Миронову не так, а как Зюганов заведомо проголосует. В результате: пятьдесят на пятьдесят, после чего, гладишь, и революцию какую-нибудь красно-желтую замутить можно будет...

В общем, какой-то смысл от результатов выборов только в этой стороне искать можно. На хорошие, нужные стране и народу законы надежды никакой. На администрацию президента надежды больше, чем на парламент. Там хоть что-то реально решить могут.

Но есть у выборов и вторая сторона , не столь очевидная, но в некотором смысле, даже более важная. Выборы очень ясно показывают политические настроения в обществе, и, в свою очередь, активно формируют эти настроения.

Например, провал СПС и "Яблока" ясно показывает не столько, быть может, окончательный провал либерально-демократических идей, сколько полный провал и неспособность доморощенных демократов к их практической реализации, сплошной блеф и обман. И даже безграничная поддержка либералов СМИ не способна скрыть этого. Неудачи национал-патриотических сил тоже показывают не столько идеологическую, сколько практическую их слабость и неспособность к политическому объединению, вся сила которых легко перекрывается информационной блокадой, бессмысленность игры по чужим правилам. Относительно высокий и стабильный уровень поддержки КПРФ показывает, что рано, да и не нужно списывать со счета социалистические идеи и настроения. Анализ результатов голосований в Думе показывает то, что одномандатники, как правило, голосуют лучше, чем партийцы и т.д. Т.е. по динамике изменения поддержки тех или иных кандидатов, тех или иных партий можно было достаточно точно судить о смене и векторе изменения настроений в обществе. Сами избиратели также, основываясь на общих результатах, где осознанно - где интуитивно, вносили поправки в свои позиции.

Теперь же и этого не будет. Не будет второй составляющей, придающей хоть какой-то смысл парламентским выборам.

Результаты нынешних выборов решающим образом зависят уже от самой системы выборов. По-хорошему, парламент должен формироваться исключительно по одномандатным округам. Не партии о трех головах, с неизвестным внутриутробным наполнением, мы должны выбирать, а конкретных людей, которых мы знаем и уважаем. История российского парламентаризма показала, что именно по одномандатным округам в Думу попадали яркие личности, относительно независимые, способные отстаивать (в т.ч. внутри фракций) свое мнение. И даже партии, формируя, свои партийные списки, считались с этим, в результате чего такие люди проходили в т.ч. и по этим самым партийным спискам.

Постепенно все изменилось. Сначала стали зачищать от слишком строптивых сами партии, воздвигли серьезные информационные и финансовые препятствия на пути независимых кандидатов, потом же и вовсе решили зачистить Думу от одномандатников, заодно запретив участие в выборах объединениям и поставив непреодолимый 7 % барьер на пути новых партий (не путать со старыми под новыми названиями). Вроде еще и демократия, а вроде уже и нет... Но тогда что и зачем?

Психология избирателя такова, что он не хочет отдавать свой голос впустую, заведомо непроходным (и неважно по каким причинам) партиям. На это и рассчитаны все рейтинги, которые усиленно муссирую средства массового информирования и программирования. Стадный инстинкт и привычка болельщиков (которых, как правило, много у лидеров чемпионата и мало у аутсайдеров) заставят многих из нас отдать свой голос не той партии, которой мы действительно симпатизируем, а действовать методом исключения: за эту не буду ни за что, за эту - никогда, за эту и за ту нет смысла, остается только вот эта. А дальше последний вопрос: идти или не идти...

Хотелось, скажем, мне один хороший союз поддержать, а после того, как ни разу не увидел его рейтинга по телевизору, да еще и узнал, что ряд уважаемых кандидатов отказалось войти в его списки - так и мне расхотелось. Не вижу смысла без рейтинга и без хорошей компании.

Как знать, быть может, если бы мы все, невзирая ни на какие рейтинги, проголосовали за того, за кого хотим - наши кандидаты, наша партия была бы в Думе, а так мы даже никогда не узнаем: а сколько нас таких, которые пошли на вполне разумные компромиссы с совестью. Ну, пусть бы оказалось нас меньше 7 % - к следующему разу подтянулись бы, а так... Бы, да кабы. Вот это самое плохое в новой системе выборов - они лишают нас надежд и на будущие выборы тоже.

Если и есть какой-то смысл в грядущих парламентских выборах, так это только тот, что они должны показать полную свою бессмысленность для народа, и для страны. А дальше думать надо...
г. Новосибирск

С древнейших времён выборы стали свойственны человеку. На общих собраниях (сходах) выбирали предводителей. Так возник первичный орган властвования - своеобразный элемент демократии - первобытный по характеру.

В Афинах существовал еще один тип тайного голосования «суд черепков»: по нему община имела право изгонять из пределов города любого общественного деятеля, если его популярность угрожала основам демократии. Процедура голосования выглядела так: участник получал черепок и писал на нем имя человека, которого считал нужным изгнать из Афин, а затем помещал черепок в специальное огороженное место на площади. Тот, чье имя повторялось большее число раз, объявлялся изгнанным.

Что же касается народовластия в Российской Федерации, то это понятие раскрывается в следующих положениях ст. 3 Конституции РФ:

Многонациональный народ Российской Федерации является носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации;

Власть осуществляется непосредственно народом, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления;

Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.

Непосредственная демократия) - это осуществление власти народом через формы непосредственного волеизъявления. К таким формам следует относить: референдум, выборы, сходы и собрания граждан, митинги, шествия, демонстрации, пикетирования, всенародное обсуждение важных вопросов государственной жизни, индивидуальные и коллективные обращения граждан в органы государственной власти и органы местного самоуправления, отзыв депутата или иного выборного должностного лица, народная правотворческая инициатива, публичные слушания и др.

Представительная демократия - это осуществление власти народом через выборных полномочных представителей (например, депутатов), которые принимают решения, выражающие волю тех, кого они представляют, т. е. своих избирателей.

Власть, избранная народом, является легитимной, т. е. легальной (законной).Этимологически слово «легитимность» ведет свое начало от латинского legalis - законность. Однако легитимность и законность не являются синонимами, поскольку политическая власть не всегда основывается на праве и законах, но всегда пользуется той или иной поддержкой части населения страны. Легальность свидетельствует о юридическом, законодательно обоснованном типе правления.

Выборы позволяют открыто и публично представить противоречивые интересы, ценности, идеи на суд народного мнения, определить реальную поддержку позиций той или иной стороны конфликта- мобилизация избирательного корпуса на решение актуальных общественных задач.

Выборы - важнейший канал вхождения граждан в состав политической элиты, делания политической карьеры, утверждения и заката политических лидеров.

Вышеназванные функции выборы выполняют лишь в том случае, если сами они организованы демократически. Выборы изначально призваны служить демократии, неразрывно связаны с ее общей концепцией и ценностями. Их главное социальное назначение - адекватно отражая мнение и волю граждан, обеспечить представительство основных общественных групп в органах власти, а также сформировать эффективное правительство.

Литература:

  1. Трусов Н.А., ГореваТ.В.. Избирательное право России. Деятельность полиции по обеспечению реализации избирательных прав граждан Российской Федерации: учебное пособие / Н.А. Трусов, Т.В. Горева. - Н. Новгород: Нижегородская академия МВД России,2015.
  2. В. П. Пугачев, А. И. С оловьев. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Аспект Пресс, 2004.

Выборы - это такой демократический по своей природе и сущности способ формирования органов государства и органов местного самоуправления, при котором сам народ или его представители имеют возможность решать вопрос о том, кого поставить у власти, а кого отстранить от нее путем установленной процедуры голосования и отбора соответствующих лиц из двух "Тіїіи нескольких кандидатов.

Реализация гражданами своего права выбора является одной из важнейших форм их участия в управлении государством.

Порядок и правила проведения выборов закрепляются обычно в конституциях и других конституционно-правовых актах конкретных государств.

Целями выборов являются: -

придание государственным и иным органам, должностным лицам легитимности (законности); -

смена политического курса (например, избрание левой партии после длительного правления правых); -

смена конкретного лица у власти при сохранении политического курса (в 1990 г. руководством правящей в Великобритании консервативной партии было решено сменить лидера: вместо М. Тэтчер был избран более молодой Дж. Мэйджор, который продолжил ее политику); -

определение ориентиров на будущее (всенародные выборы - это, как правило, и общенародная дискуссия о дальнейших путях развития); -

селекция лидеров (в ходе выборов воспитываются и выдвигаются наиболее подходящие для осуществления указанных функций личности и отсеиваются неподходящие); -

определение из нескольких кандидатов конкретной личности, которая будет занимать государственную должность.

Виды выборов

По способу избрания выборы подразделяются на прямые и косвенные (непрямые).

По своим масштабам выборы могут быть всеобщими, в которых принимают или могут принять участие все избиратели страны, и частичными, когда в них участвует лишь часть избирателей.

Исходя из того, избирается ли только часть состава парламента или весь его состав, выборы также подразделяются на всеобщие и частичные. Примером последних могут служить довыборы в парламент в случае досрочного выбытия из его состава одного или нескольких депутатов.

В зависимости от того, какой орган избирается, выборы бывают парламентскими и президентскими.

Выборы также могут быть общегосударственными или местными; очередными, происходящими в установленные законом сроки, и внеочередными, или досрочными (например, выборы в слу- чае признания предшествующих выборов несостоявшимися или недействительными); однопартийными, многопартийными или беспартийными; на альтернативной основе и безальтернативные (если выдвигается только один кандидат).

Основополагающие ^ринципьі современных выбр^кж_]2^всеобщ- ность; 2) свободное участие граждан в выборах; 3) прямое (косвенное) голосование; ^равенство граждан при выборах; 5) тайное голосование.

1) Всеобщее избирательное право

В большинстве современных государств конституционный принцип избирательной системы, означающий предоставление активного избирательного права всем совершеннолетним гражданам страны (исключая недееспособных лиц и лиц, находящихся в местах лишения свободы), а также пассивного избирательного права всем гражданам, удовлетворяющим дополнительным устанавливаемым конституцией или законами избирательным цензам.

Избирательное право является всеобщим, если оно не ограничено на основании имущественного состояния, социальных различий, расы, национальности или религии.

Важнейшая роль в выборах принадлежит электорату (от лат. "elector" - избиратель). Это понятие используется в двояком смысле: 1) в широком - все те, кто пользуется избирательным правом в данном государстве и может принимать участие в выборах соответствующего типа и уровня; 2) в более узком - та часть избирателей, которая обычно голосует за ту или иную партию, организацию, движение, их представителей или данного независимого депутата.

Вся совокупность людей, обладающих в данной стране избирательным правом, составляет ее избирательный корпус.

Избирательные цензы (квалификация) - устанавливаемые конституцией или избирательным законом условия для получения или осуществления избирательного права. Конституционной практике различных стран известны следующие избирательные цензы:

7. Заказ 3210

Возрастной ценз - требование закона, согласно которому право участвовать в выборах предоставляется лишь по достижении определенного возраста. В настоящее время возрастной ценз для осуществления активного избирательного права в большинстве стран мира составляет 18 лет. В ряде стран он может быть несколько выше - 21 год (Малайзия, Марокко, Боливия, Каме- рун, Ботсвана, Ямайка) - или ниже (16 лет - в Бразилии и Иране, 17 лет - в Индонезии).

Возрастной ценз для осуществления пассивного избирательного права отличается гораздо большим разбросом и составляет (на выборах в общенациональные представительные органы) от 18 лет (ФРГ, Испания, Гватемала) до 40 лет (в верхнюю палату парламента Италии), а на выборах главы государства от 30 (Колумбия) до 50 лет (Италия).

В отдельных странах устанавливается не только нижний, но и верхний барьер возрастного ценза: так, в ряде государств (Габон, Казахстан) кандидат на пост президента страны должен быть не старше 65 лет. Возрастной ценз устанавливается также для кандидатов на должности судей, а в отдельных странах - и на должности министров.

Ценз оседлости - установленное законом требование, согласно которому получение гражданином активного или пассивного избирательного права обусловлено установленным сроком проживания в данной местности или стране к моменту проведения выборов.

Имущественный ценз - требования избирательного закона, согласно которому избирательное право (активное или пассивное) предоставляется только гражданам, имеющим имущество определенной^ стоимости или вносящим налоги не ниже заданной суммы. В XIX в. был распространен повсеместно в мире, в настоящее время встречается редко, так как противоречит принципу равноправия граждан. Сохраняется, например, в Канаде, где в верхнюю палату парламента (Сенат) может быть избран только гражданин, обладающий недвижимым имуществом стоимостью как минимум 4000 долларов.

Образовательный ценз - это требование избирательного закона, в соответствии с которым избирательное право (активное или пассивное) предоставляется только тем гражданам, которые имеют обусловленный, зафиксированный соответствующим документом, уровень образования/Ґ

Ценз грамотности - одна из разновидностей образовательного ценза, требование избирательного закона, согласно которому избиратель или кандидат на выборную государственную должность должен уметь читать и писать на официальном языке (или одном из официальных языков).

В настоящее время ограничение активного избирательного права посредством ценза грамотности встречается достаточно редко (Таиланд, Кувейт, Тонга). Для получения же пассивно- го избирательного права ценз грамотности до сих пор широко распространен, особенно в развивающихся странах (Малайзия, Кения, Египет, Эквадор и др.).

Ценз национальности - требование конституции или избирательного закона, согласно которому для обладания активным или пассивным избирательным правом необходимо принадлежать к определенной национальности.

Ограничение активного избирательного права с помощью ценза национальности в настоящее время практически не встречается, однако сохраняются случаи ограничения по этому основанию пассивного избирательного права. Так, например, согласно Конституции Сирии 1973 г. президентом этого государства может быть только араб, а Конституция Туркменистана 1992 г. допускает избрание президентом страны только туркмена.

Следует, однако, иметь в виду, что конституции некоторых государств терминологически отождествляют национальность с гражданством: так, "Основной закон" ФРГ, говоря о "немцах", подразумевает всех граждан немецкого государства независимо от их этнического происхождения и т. д.

Расовый ценз - требование избирательного закона, согласно которому избирательные права предоставляются только гражданам определенной расы. В последние десятилетия в мировой практике встречался крайне редко. Последний расовый ценз отменен в ЮАР в 1993 г.

Ценз пола - законодательное ограничение избирательного права (активного или пассивного) по признаку пола, а именно отказ в избирательном праве женщинам. В XIX и начале XX в. существовал повсеместно в мире. Отменен в Новой Зеландии в 1893 г., в Финляндии в 1906 г., в Великобритании в 1918 г., в США в 1920 году, во Франции в 1944 г., в Японии в 1945 г., в Швейцарии в 1971 г., в Лихтенштейне в 1976 г.

В настоящее время сохраняется в единичных государствах, например в Кувейте.

"Моральный ценз" - в отдельных странах требование избирательного закона, согласно которому для обладания активным и (или) пассивным избирательным правом необходимо "иметь высокие моральные качества", "вести достойный образ жизни". Удовлетворяет ли потенциальный избиратель или кандидат "моральному цензу" решают по своему усмотрению избирательные власти. В настоящее время встречается редко, в основном в развивающихся странах, например в Заире.

99 Служебный (профессиональный) ценз - положения избиратель- ного закона, ограничивающие избирательные права граждан по признаку занимаемой должности, профессиональной деятельности или духовного сана. Так, почти во всех латиноамериканских и многих африканских странах (например, Камерун, Сенегал) права голоса не имеют военнослужащие, служащие полиции и органов безопасности. В Мексике, Парагвае и Таиланде пассивного избирательного права лишены священнослужители и т. д.

Установление служебного ценза мотивируется тем, что характер ряда профессий в принципе не совместим с активным участием в политической жизни или с выполнением депутатских обязанностей.

Языковой ценз - требование, согласно которому для обладания избирательными правами необходимо владеть официальным (государственным) языком (либо одним из официальных языков, либо всеми официальными языками) данного государства. Имеет распространение в ряде многонациональных государств (иногда в виде ценза грамотности).

Иногда, помимо общего, устанавливается квалифицированный языковой ценз. Так, согласно Конституции Казахстана 1993 г. президентом республики может быть избран гражданин Казахстана, в совершенстве владеющий государственным языком, тогда как от кандидата на пост вице-президента требуется лишь простое владение государственным языком.

Ценз гражданства означает установленное конституцией или избирательным законом требование, согласно которому избиратель или кандидат на выборную государственную должность должен обладать гражданством данного государства.

Ценз гражданства является одним из самых распространенных избирательных цензов и применяется практически во всем мире. Лишь в некоторых западно- и восточноевропейских государствах (Испания, Финляндия, Венгрия и др.) допускается участие в выборах в органы местного самоуправления лиц, не являющихся гражданами государства.

В ряде стран существует повышенный (квалифицированный) ценз гражданства: для обладания избирательными правами требуется состоять в гражданстве данного государства в течение определенного срока или даже быть гражданином по рождению. Так, например, согласно Конституции США кандидаты на должности депутатов палаты представителей Конгресса США должны являться гражданами США не менее 7 лет, а на должности сенаторов - не менее 9 лет. Гражданами по рождению должны быть кандидаты на должность президента США, Эстонии, Филиппин и ряда других стран. 2)

Принцип свободных выборов (свободного участия в выборах) означает, что избиратель сам решает, участвовать ли ему в избирательном процессе, и если да, то в какой мере.

В ходе выборов может наблюдаться такое явление как абсентеизм (от лат. - "absens" - отсутствующий) - в науке конституционного права термин, означающий добровольное неучастие избирателей в голосовании на выборах или референдуме. В современных демократических государствах абсентеизм - широко распространенное явление: в голосовании не участвуют обычно от 20 до 40 % лиц, имеющих право голоса.

В целях преодоления абсентеизма и обеспечения большей легитимности избираемых органов ряд стран (например, Аргентина, Австралия, Бельгия, Греция, Турция и др.) ввели обязательность голосования (обязательный вотум), когда неучастие в голосовании влечет за собой моральное осуждение, штраф и даже лишение свободы. 3)

Прямое избирательное право - принцип избирательной системы, предполагающий непосредственную подачу избирателем своего голоса за конкретного кандидата или список кандидатов. При прямом избирательном праве отсутствуют особые посредники - выборщики.

Непрямое избирательное право предусматривает, что граждане имеют право избирать тот или иной орган через посредство избираемых ими представителей, которые затем уже избирают президента или депутатов. При этом различаются две основные разновидности непрямого избирательного права и самих выборов: косвенные и многостепенные (многоступенчатые).

Косвенные выборы - избирательная система, при которой депутаты представительного органа избираются нижестоящими выборными органами или избирательными коллегиями, в состав которых входят либо избранные населением выборщики, либо депутаты нижестоящих представительных органов, либо и те и другие.

Выборщик - лицо, имеющее право голосовать во второй (третьей, четвертой) ступени при непрямых многостепенных выборах. Выборщики либо избирается только для исполнения им этой функции (выборщики при выборах президента США), либо являются таковым по занимаемой должности (члены муниципалитетов во Франции при избрании сенаторов).

Для многоступенчатых, многостепенных выборов характерен не- сколько иной путь - когда низовые представительные органы избираются непосредственно гражданами, а затем уже эти органы выбирают депутатов вышестоящего представительного органа. Такая система использовалась в прошлом в СССР, на Кубе и в ряде других стран, а сегодня используется в КНР.

Трехстепенными выборами формируется часть Сената Франции: избиратели голосуют за муниципальных советников, последние назначают делегатов, которые избирают сенаторов.

4) Равное избирательное право. Обеспечение равенства избирательного права - принцип избирательной системы, предполагающий наличие трех условий: 1) каждый избиратель должен обладать одинаковым числом голосов (чаще всего одним, но возможны и другие варианты. Например, в ФРГ избирателю предоставляются два голоса: первый - для выборов депутатов по избирательному округу, второй - для выборов в бундестаг по земельному списку); 2) нужно, чтобы каждый депутат представлял (примерно) одинаковое число избирателей; 3) недопустимо деление избирателей на разряды (курии) по имущественному, национальному, религиозному или иному признаку.

Выборы - это избрание чиновников населением. Данная процедура является важнейшей формой гражданского участия в политической и общественной жизни страны. Сегодня в большинстве государств мира есть те или иные выборы, благодаря которым формируется и меняется легитимная власть.

Понятие выборов

Избирательное право - ключевой подвид конституционных прав, закрепленных в главном законе - Конституции. Без него невозможно представить свободное гражданское общество. Голосование - осуществление жителей страны власть чиновникам).

По своей сути понятие выборов неразрывно связано с В каждой стране регулярные голосования проводятся согласно устоявшемуся законодательству.

Избирательное законодательство РФ

В современной России на выборах избираются депутаты всеобщего и местных парламентов, президент, мэры городов и главы субъектов Федерации. Имеется несколько источников избирательного права страны. Это нормативные акты (законы), которые регулируют порядок проведения голосования.

Понятие выборов и их место в жизни страны определяются Конституцией Российской Федерации, уставами областей, краев, городов, а также конституциями республик, состоящих в Федерации. Это законодательство на протяжении всего периода современной истории РФ остается основой ее избирательной системы.

Существуют и специализированные нормативные акты. В первую очередь это Федеральный закон, принятый в 2002 году. Ключевое его назначение - гарантия гражданам Российской Федерации сохранения их избирательных прав. В этом Федеральном законе описываются процедуры голосования, а также принципы проведения агитационных кампаний. За годы своего существования документ переживал несколько редакций и правок. Тем не менее, несмотря на все видоизменения, основная его сущность осталась прежней.

Изменение избирательного законодательства носит циклический характер. Оно редактируется в качестве ответа на меняющуюся политическую конъюнктуру. Например, в 2004 году были отменены выборы губернаторов, а уже через несколько лет их вернули. Единичные правки могут вноситься специальными распоряжениями и Российской Федерации. Некоторые детали избирательного законодательства находятся в компетенции Центральной избирательной комиссии и Государственной Думы. Поэтому выборы зависят еще и от их постановлений и решений.

Прямые и косвенные выборы

В большинстве государств приняты прямые и демократические выборы. Это означает, что чиновников определяет непосредственно гражданин. Для проведения голосования работают избирательные участки. Житель страны фиксирует свой выбор в бюллетене. Волеизъявление народа определяется по сумме этих бумаг.

Помимо прямых, есть еще и противоположные им косвенные выборы. Самым известным примером подобной системы являются США. В случае косвенных выборов избиратель делегирует свои полномочия выборщикам (а те позже транслируют волю своих избирателей и заканчивают выборы). Это довольно сложная и запутанная система, принятая в разных странах во многом из-за приверженности к традициям. Например, в США президента страны избирают не граждане, а Точно так же двухстепенно формируется верхняя палата индийского парламента.

Альтернативные и безальтернативные выборы

Две системы выборов (альтернативная и безальтернативная) определяют характер всей избирательной системы, вне зависимости от ее остальных особенностей. В чем их сущность и разница? Альтернативность предполагает, что у человека есть выбор между несколькими кандидатами. При этом граждане отдают предпочтение диаметрально противоположным программам и политическим идеям.

Безальтернативные выборы сводятся к единственной партии (или фамилии) в бюллетене. Сегодня подобная система практически исчезла из повсеместной практики. Тем не менее безальтернативные выборы сохраняются в странах с однопартийной системой, где власть может быть авторитарной или тоталитарной.

Мажоритарная избирательная система

В мире сегодня существуют самые разные виды выборов. Хотя в каждой стране сложилась своя уникальная практика, можно выделить несколько ключевых тенденций. Например, одна из самых распространенных избирательных систем - мажоритарная. При подобных выборах территория страны делится на округа, и в каждом из них проводится свое голосование (с уникальными списками кандидатов).

Особенно мажоритарная система эффективна при избрании парламента. Благодаря ней в попадают депутаты, которые представляют интересы всех без исключения регионов страны. Как правило, кандидат баллотируется от округа, уроженцем которого он сам и является. Оказавшись в парламенте, такие депутаты будут иметь четкое и ясное представление об интересах людей, проголосовавших за них. Именно так в наилучшей форме выполняется представительная функция. Важно соответствие принципу о том, что на самом деле в парламенте голосует не депутат, а избравшие его и делегировавшие ему полномочия граждане.

Виды мажоритарной системы

Мажоритарная система делится на три подвида. Первый - принцип абсолютного большинства. В этом случае для того, чтобы победить, кандидату необходимо набрать больше половины голосов. Если с первого раза такого кандидата определить не получается, то назначаются дополнительные выборы. В них участвуют два человека, в активе которых наибольшее количество голосов. Такая система чаще всего характерна для муниципальных выборов.

Второй принцип касается относительного большинства. Согласно нему, кандидату для победы достаточно любого математического преимущества над противниками, даже если эта цифра не преодолевает порог 50%. Гораздо реже встречается третий принцип, касающийся В этом случае устанавливается конкретное необходимое для победы количество голосов.

Пропорциональная избирательная система

Распространенные виды выборов основываются на партийном представительстве. Согласно этому принципу, функционирует пропорциональная избирательная система. Она формирует выборные органы власти посредством партийных списков. Избираясь в округе, кандидат также может представлять интересы (например, коммунистов или либералов), однако в первую очередь он предлагает гражданам свою собственную программу.

В случае с партийными списками и пропорциональной системой дело обстоит иначе. Такое голосование на выборах ориентируется на политические движения и организации, а не на отдельную личность политика. Накануне выборов партии составляют свои списки кандидатов. Затем после голосования каждое движение получает в парламенте количество мест, пропорциональное отданным голосам. В представительный орган попадают кандидаты, занесенные в списки. При этом предпочтение отдается первым номерам: широко известным в стране политикам, общественным деятелям, популярным ораторам и т. д. Основные виды выборов можно охарактеризовать и иначе. Мажоритарные - индивидуальны, пропорциональные - коллективны.

Открытые и закрытые партийные списки

У пропорциональной системы (как и у мажоритарной) есть свои разновидности. В число двух основных подвидов входит голосование по открытым партийным спискам (Бразилия, Финляндия, Нидерланды). Такие прямые выборы - это возможность для избирателя не только выбрать партийный список, но и поддержать конкретного члена партии (в некоторых странах поддержать можно двоих и больше). Так складывается рейтинг предпочтения кандидатов. В подобной системе партия не может единолично решать, какой состав ей выдвинуть в парламент.

Закрытые списки используются в России, Израиле, Европейском союзе и ЮАР. В данном случае гражданин имеет право проголосовать только за понравившуюся партию. Конкретные люди, которые попадут в парламент, определяются самой политической организацией. Избиратель в первую очередь голосует за общую программу.

Плюсы и минусы пропорциональной системы

Все виды выборов обладают своими преимуществами и недостатками. Пропорциональная система положительно отличается тем, что голоса граждан не пропадают просто так. Они идут в общую копилку партии и влияют на политическую повестку дня. Есть в этом правиле и важное обстоятельство. В каждой стране принят определенный порог. Партии, не прошедшие эту отметку, в парламент не попадают. Поэтому наиболее справедливыми в данном случае считаются выборы в Израиле, где минимальный порог составляет всего лишь 1% (в России 5%).

Недостатком пропорциональной системы считается частичное искажение принципа народовластия. Списочные избранники неизбежно теряют связь со своими избирателями. Если кандидатов определяет партия, им не нужно доказывать людям собственную компетенцию. Многими специалистами закрытые списки критикуются за подверженность всевозможным политтехнологиям. Например, существует «принцип паровоза». Используя его, партии ставят впереди своих закрытых списков узнаваемых в народе людей (звезд кино, эстрады и спорта). После выборов эти «паровозы» отказываются от своих мандатов в пользу малоизвестных партийных функционеров. Истории известно множество случаев, когда закрытость партий приводила к диктатуре внутри организации и засилью бюрократии.

Смешанные выборы

Избирательная система может совмещать два основных принципа (мажоритарный и пропорциональный). При этой конфигурации она будет считаться смешанной. В России при избрании парламента сегодня действуют именно такие прямые всеобщие выборы. Половина депутатов определяется по спискам, другая половина - по одномандатным округам. Смешанная избирательная система будет применена на 18 сентября 2016 года (до этого она использовалась на выборах в Госдуму до 2003 года включительно). В 2007-ом и 2011-ом действовал пропорциональный принцип с закрытыми партийными списками.

Смешанной системой называют и другие форматы избирательной системы. Например, в Австралии одну палату парламента избирают по партийным спискам, а другую - по одномандатным округам. Также существует смешанная связанная система. Согласно ее правилам, места в парламенте распределяются по одномандатному мажоритарному принципу, но голосование проходит по спискам.

Преимущества и недостатки смешанного принципа

Любая смешанная система отличается гибкостью и демократичностью. Она постоянно меняется и предлагает стране несколько способов сформировать состав представительных органов. Избирательные участки в этом случае могут стать местом сразу нескольких выборов, проходящих по разным принципам. Например, в России голосование на муниципальном уровне городов все чаще проводится именно в таком формате.

Смешанные прямые выборы - это важный фактор размельчения политической системы. Поэтому специалисты считают ее серьезным испытанием для стран с молодой несостоявшейся демократией. Раздробленные политические организации вынуждены создавать коалиции. Партийное большинство в парламенте в таком случае практически не достижимо. С одной стороны, это мешает принятию решений, с другой стороны, подобная картина - наглядный образец разносторонности общества, в котором есть множество групп с разными интересами. Смешанность избирательной системы и большое количество мелких партий были характерны для России и Украины 1990-х гг.

Президент России через призму Конституции

Выборы президента страны всегда являются знаковым событием для любого государства. Именно президент определяет вектор внутреннего развития на последующие несколько лет, а также внешнюю политику страны. Но что еще более важно, глава государства является гарантом прав и свобод человека и гражданина. Таким образом президент - системообразущая фигура, тем более, когда речь заходит о России. Исходя из объема полномочий первого лица, наше государство представляет собой классический образец президентской республики.

При этом одно из главных отличий такого конституционного строя - это, безусловно, выборность президента не парламентом, а путем всенародного голосования. Немаловажно и то, что именно президент формирует правительство, которое является исполнительной ветвью власти в стране. Да, президент формально не возглавляет кабинет министров, но при этом сложно переоценить его вклад в решение общенациональных вопросов. Не случайно, глава государства обладает правом законодательной инициативы. Таким образом важность этой фигуры в российских реалиях является исключительной. А истинно демократическое, правовое государство, которым и является РФ, невозможно без активной позиции президента страны.

Фигура президента важна еще и тем, что он принимает меры по охране суверенитета РФ, обеспечивает взаимодействие органов госвласти. Также он представляет государство на международной арене. Наверное, нам совсем небезразлично, что за человек будет олицетворять собой такую страну, как Россия, на переговорах с зарубежными партнерами.

Долой нигилизм, или все для избирателя

Каждый из нас уже совсем скоро будет вправе напрямую выбрать кандидата, кто сможет наиболее оптимально справиться с теми обязанностями, которые основной закон страны возлагает на президента. Для этого всего лишь требуется определитьcя с тем, кого из 8 человек, зарегистрированных ЦИК, вы готовы поддержать 18 марта. Судя по представленным кандидатам, каждый из россиян, обладающий правом голоса, а также придерживающийся какой-либо политической идеологии, сможет выбрать своего фаворита. В избирательном бюллетене есть представители левых взглядов, либерал-демократы, центристы, консерваторы и т. д.

Между тем немаловажно ответить на вопрос, который волнует очень многих — почему я, как гражданин РФ, должен пойти на участок 18 марта и отдать свой голос за кого-либо из кандидатов. Зачастую можно услышать от некоторых россиян, которые далеки от политики, либо интересуются ей от случая к случаю: "Я не ходил на участок, ну что может решить мой единственный голос?" Или: "А зачем я вообще туда пойду - лучше провести свой выходной день другим образом, а гражданский долг - это обращайтесь к другим".

Кстати, ранее некоторые граждане, чья командировка, отпуск или просто поездка на уикенд в соседний город совпадали по времени с днем голосования, испытывали существенные неудобства с тем, как отдать свой голос на выборах президента страны.

Теперь все выглядит совсем по-другому, никаких открепительных удостоверений брать не нужно. На этот раз процедура голосования не по месту регистрации максимальна удобна для избирателей, ЦИК уже все предусмотрел. Если 18 марта вы будете находиться не по месту регистрации, указанному в паспорте, или у вас нет регистрации, голосуйте на любом избирательном участке по месту нахождения. Для этого заранее вы можете, например, подать заявление через портал Госуслуг, чтобы вас включили в список избирателей на удобном вам участке.

В день голосования не забудьте захватить с собой паспорт и заявление. Его можно взять в распечатанном виде или показать на экране мобильного телефона. Отправить заявление можно по 12 марта включительно. Таким образом для всех избирателей созданы наиболее благоприятные условия, чтобы проголосовать 18 марта, даже находясь за пределами своего города или субъекта РФ.

На участок – как на праздник

….Знаете, в истории было не так уж мало случаев, когда голос отдельно взятого человека решал исход всей выборной кампании. Можно вспомнить те же президентские выборы 2000 года в США, где и вовсе потребовался ручной пересчет голосов. Ну, а если брать примеры из отечественной истории, то это выборы главы Республики Алтай 2014 года. Тогда победитель выиграл в первом туре, набрав чуть более 50% голосов. Если же опираться на сухую математику, речь шла примерно о 400 голосах избирателей. Теперь представьте себе, если бы эти люди остались дома — как минимум это значило бы проведение второго тура, а как максимум — поражение их кандидата в дальнейшем.

Поэтому не совсем понятны рассуждения еще и тех людей, кто говорит: "Мой кандидат и так победит, даже если я не смогу прийти на участок". Но позвольте, откуда такая уверенность, история как раз доказывает, что это может быть опасным заблуждением. Да и потом, если ты точно знаешь, кого хотел бы видеть главой своей страны на следующие 6 лет, неужели этот человек не стоит нескольких потраченных на него минут. Немного прогуляться с семьей в воскресенье, дойти до избирательного участка, получить бюллетень, зайти в кабинку для голосования, поставить галочку напротив понравившейся фамилии и опустить бюллетень в урну. Всё. Ничего лишнего. Зато потом долгое время ты будешь ощущать свою сопричастность к формированию государственной власти в стране – в этом ли не предназначение настоящего гражданина и патриота своего отечества?

К тому же сама атмосфера выборов - это все равно что большой народный праздник, по своему духу близкий, например, к масленичным гуляниям. В этот воскресный день, 18 марта, на участках как всегда будут проходить концерты, викторины, спортивные состязания, для желающих – еще и экскурсии по школьным музеям, розыгрыши призов и многое другое. Так что поход на участок превращается в своеобразный вид воскресного досуга для целых семей.

Впиши свое имя в историю страны

Опять же вы можете взять с собой детей, чтобы приобщить их к атмосфере выборов. Не на словах, а на деле показать, что такое голосование и почему без преувеличения вся страна в этот день стремится попасть на участки. Только так в будущем можно вырастить патриота России. Важно, чтобы наши дети с раннего возраста испытывали чувство сопричастности к важным государственным делам, которыми, несомненно, являются выборы. Потом эта традиция может войти в добрую привычку.

Почему я как родитель должен пойти на выборы? Мы выбираем не просто будущее для своей страны, и даже не будущее для себя. Прежде всего, речь идет о наших детях. Это медицина и образование, это кружки, спортивные секции и многое другое.

Какой будет Россия в 2020-е годы, в какую сторону она будет развиваться - зависит в том числе и от вашего голоса. Вот почему я еще пойду на участок 18 марта.

Опять же не стоит забывать и про тех, кому только исполнилось 18 лет, кто будет голосовать не только на президентских — вообще на каких бы то ни было выборах — впервые в жизни. Согласитесь, есть некий символизм и магия чисел – попасть на УИК 18-го числа в 18 лет. В этом случае молодой человек придет выбирать будущее как для страны, так и для своего поколения в целом. Поколения, которому предстоит уже в недалеком будущем решать ключевые вопросы на уровне государства, строить и создавать новую Россию – страну XXI века.

…Понятно, что ходить на выборы - это право, а не обязанность. Но для каждого сознательного гражданина нашей страны поход на избирательный участок - это шанс стать частью истории России. Она пишется всеми нами, здесь и сейчас.