Верховная распорядительная комиссия (ВРК) и создание Департамента полиции. Михаил Тариэлович Лорис-Меликов: биография Учреждение верховной распорядительной комиссии

Верховная распорядительная комиссия (ВРК) и создание Департамента полиции. Михаил Тариэлович Лорис-Меликов: биография Учреждение верховной распорядительной комиссии

1. Верховная распорядительная комиссия и создание Департамента полиции

Реформы второй половины XIX в., проведенные Александром II, носившие, несомненно, прогрессивный характер, далеко не решили назревших к тому времени общественных проблем. Будучи недостаточно последовательными, они не сняли того напряжения в общественно-политической жизни страны, которое заметно нарастало к концу столетия.

В течение 70-80-х годов активизировалась деятельность студенческих кружков, интеллигенции. Все более важным фактором внутриполитической жизни становилось набиравшее силу рабочее движение. Не внесла успокоения Великая реформа 1861 г. и в крестьянскую массу. В этот период организационно оформилась партия "Народная воля", взявшая на вооружение индивидуальный террор как главное средство борьбы. Росло число покушений на Александра II и других государственных деятелей.

Многие современники считали, что страна находится на грани общенационального кризиса, выход из которого видели в проведении дальнейших реформ.

Событием, подтолкнувшим правительство к решительным действиям в этом направлении, явился сильнейший взрыв в Зимнем дворце, под царской столовой, организованный С. Халтуриным. Только по случайности никто из царской семьи не пострадал В связи с приездом в этот день брата императрицы Марии Александровны обед был перенесен на более позднее время. Динамит был заложен в комнате двумя этажами ниже, под столовой. При взрыве пострадала комната охраны. Из охраны было убито нижних чинов 11 человек и 56 ранено. Подробнее см.: Волк С.С. Народная Воля, 1879--1882. М.; Л., 1966. С. 100-103. . Не только дворец, но весь Петербург был охвачен паникой. Террористы в самом дворце! Куда смотрит III Отделение?! Оно не в состоянии организовать охрану царской семьи.

8 февраля Александр II собирает совещание из своих ближайших помощников, а на следующий день 9 февраля издает Указ о создании Верховной распорядительной комиссии и назначении ее председателем М.Т. Лорис-Меликова Полное собрание законов (далее ПСЗ), 2-е собрание. Т. LV. № 60492. . В первой части Указа о создании ВРК говорилось о необходимости положить "предел беспрерывно повторяющимся покушениям дерзких злоумышленников поколебать в России государственный и общественный порядок".

Создание Комиссии и ее полномочия по существу ставили III Отделение собственной его императорского величества канцелярии в подчиненное Комиссии положение. Военный министр Д.А. Милютин, беседовавший с Лорис-Меликовым 10 февраля, т.е. на следующий день после создания ВРК, писал о своем впечатлении от этого разговора: "Граф Лорис-Меликов понял свою новую роль не в значении только председателя следственной Комиссии, а в смысле диктатора, которому как бы подчиняются все власти, все министры" Милютин Д.А. Дневник. Т. 3. М., 1950. С. 217. . Как выяснилось в дальнейшем, Милютин был прав. В ходе работы комиссии, Лорис-Меликов понимал свои задачи весьма широко. Помимо непосредственной борьбы с противоправительственной деятельностью, он полагал, что Комиссия должна выработать систему мер, которые могли бы нормализовать положение в стране и успокоить общество. Что касается личности Лориса-Меликова, то она как нельзя более подходила для выполнения поставленных перед Комиссией задач. Он отличался деловой активностью и умением искать компромиссы, он пользовался большим доверием императора, их общение в этот период было практически ежедневным См. ГА РФ. Ф. 678 (фонд императора Александра II). Оп. 1. Д. 334. .

Лорис-Меликов в ходе своей деятельности указывает на причины плохой работы полиции и предлагает меры к ее реформированию:

1) Уменьшить обязанности полиции, часть их передать обществу;

2) Создать полицейский устав;

3) Объединить полицию под одним руководством;

4) Полицейский чиновник должен быть другом и защитником каждого жителя и верным слугой правительству;

5) Нравственно возвысить полицию;

6) Слить жандармскую и общую полицию;

7) За фабричным населением устроить надзор "как нужно";

8) Пересмотреть уставы ГА РФ. Ф. 569. Оп. 1. Д. 104. Л. 1-1об. .

Лорис-Меликов также подает Александру II "Всеподданнейший доклад", основная мысль которого сводилась к необходимости объединения всех полицейских властей. Он считал это "единственным верным путем для достижения успехов в мерах против крамолы". Лорис-Меликов писал, что разрозненные действия правительственных лиц и учреждений - "одна из главнейших причин" неуспеха в борьбе с революционными силами" Там же. Д. 33. Л. 1-3 . Царь выразил согласие с Лорис-Меликовым.

Указом 3 марта 1880 г. III Отделение собственной его императорского величества канцелярии было официально "временно" подчинено ВРК ПСЗ. Т. LV. № 60609 . Это было большой победой Лорис-Меликова. III Отделение являлось высшим органом политической полиции в России и подчинялось императору. Император назначал его главного начальника, который являлся одновременно и шефом жандармов. В обязанности III Отделения входила охрана государственного строя, надзор и контроль за всеми сторонами политической и общественной жизни России, а также за деятельностью государственного аппарата и выборных учреждений. Основной же функцией III Отделения являлась борьба со всеми проявлениями антиправительственной деятельности, будь то в области политики или идеологии.

Просуществовав более полувека, III Отделение все меньше и меньше справлялось с возложенными на него функциями, хотя его структура и методы работы претерпевали определенные изменения. Член ВРК И.И. Шамшин, проведя ревизию III Отделения, отмечал крайнюю неэффективность его деятельности, связанную с отсутствием притока свежих сил, запущенностью делопроизводства, общую атмосферу застоя, устаревшие методы сыска, волокиту, слабое знание положения дел в революционных организациях. Явно устаревшей была и система соподчиненности III Отделения и других полицейских учреждений, остававшаяся почти без изменений с момента создания III Отделения в 1826 г.

Созданное как одно из отделений собственной его императорского величества канцелярии, III Отделение, как упоминалось выше, подчинялось непосредственно императору. В то время существовало Министерство внутренних дел и внутри этого Министерства - Департамент полиции Исполнительной. Не было четкого разграничения полномочий в деле руководства полицией на местах. Такое положение приводило к соперничеству между МВД и III Отделением, что также не могло не отражаться на эффективности и авторитете полицейских служб.

После проведения судебной реформы 60-х годов стали все более осложняться отношения между III Отделением и судебной властью, стремившейся следовать букве закона и в ряде случаев препятствовать полицейскому произволу. Разногласия между III Отделением и Министерством юстиции нарастали. Жандармы после введения временных правил 1 сентября 1878 г. все больше вмешивались в вопросы судебных властей.

За указом о временном подчинении III Отделения ВРК уже на следующий день (4 марта) последовало новое "высочайшее" повеление, в соответствии с которым и Отдельный корпус жандармов также был "временно" подчинен ВРК 24. Отдельный корпус жандармов был специальным воинским подразделением, чины которого составляли основу штата жандармско-полицейских учреждений Российской империи: Губернских жандармских управлений (ГЖУ), Петербургского охранного отделения, жандармско-полицейских управлений железных дорог, жандармских дивизионов, крепостных команд и т.д.

11 апреля 1880 г. Лорис-Меликов передал Александру II всеподданнейший доклад, который был программой дальнейших мероприятий ВРК для решения поставленных перед ней задач.

Выполнить программу Лорис-Меликова ВРК однако не успела. Летом 1880 г. сам Лорис-Меликов поставил перед Александром II вопрос о целесообразности существования ВРК.26 июля 1880 г. он представил Александру II новый всеподданнейший доклад, в котором подвел итоги проделанной Комиссией работы, отметил "некоторые благоприятные признаки, свидетельствующие о заметном успокоении умов", считая, однако, что "вредные для государственного строя проявления социальных учений. могут быть парализованы не в короткий срок.". Основная задача, подчеркивал он, - заключается в том, чтобы отнять у "крамолы" почву для развития революционных идей, что "возможно только в результате объединения усилий правительственной власти и общества".

Доклад Лорис-Меликова от 24 июля 1880 г. был одобрен императором.6 августа был подписан Указ о ликвидации Верховной распорядительной комиссии. В нем говорилось, что "ближайшая цель учреждения Комиссии - объединение действий всех властей для борьбы с крамолой, настолько уже достигнута., что дальнейшие указания наши по охранению государственного порядка и общественного спокойствия могут быть проводимы в общеустановленном законом порядке, с некоторым расширением круга ведения Министерства внутренних дел". В связи с этим указом III Отделение упразднялось, а его функции переходили к новому учреждению, создаваемому этим указом - Департаменту государственной полиции в составе Министерства внутренних дел. "Впредь до возможности полного слияния высшего заведования полицией в одно учреждение упомянутого Министерства" ПСЗ. 2-е собр. Т. LV. № 61279 .

В стремлении усовершенствовать государственное устройство России Александр I и его ближайшие друзья доходили до обсуждения вопроса о возможности ограничения самодержавия, введения конституционной монархии. По поручению императора М. М...

Министерство полиции (1811-1819 гг.)

История Министерства внутренних дел России насчитывает уже более двух веков. XIX столетие принесло в Россию реформы государственного управления, прежде всего, связанные с приходом на престол Александра I, любимого внука Екатерины II...

Образование и деятельность МВД, Министерства полиции

Структура МВД и круг его задач оставались без изменения до 1810 года, когда произошла очередная значительная реорганизация системы государственного управления, в результате которой было образовано Министерство полиции России...

Организация полиции в Российской Федерации

Сотрудником полиции может являться гражданин Российской Федерации, который осуществляет служебную деятельность на должности федеральной государственной службы в органах внутренних дел...

Правовая природа и сущность прощения долга

По виду желаемых правовых последствий все сделки подразделяются на обязательственные и распорядительные. Обязательственными называются сделки...

Создание специализированной сыскной полиции в Петербурге в 1866 году

Высочайшим указом от 13 декабря 1866 года была упразднена городская стража и было создано новое подразделение - стража полицейская. Основными территориальными подразделениями в Петербурге стали участки во главе с частными приставами...

Статья, посвящённая соблюдению прав и свобод граждан по содержанию аналогична ст.5 Закона "О милиции", только в ней делается особый акцент на запрет применения пыток, насилия и другого жестокого или унижающего человеческое достоинство обращения...

Федеральное закон "О полиции" (в сравнении с Федеральным законом "О милиции")

Обязанности полиции аналогичны обязанностям, содержащимся в ст.10 Закона "О милиции". Следует отметить, что ранее, в Законе "О милиции"...

Федеральное закон "О полиции" (в сравнении с Федеральным законом "О милиции")

Сотрудник полиции. Законодатель вводит указание на то, что сотрудник полиции, находящийся за штатом, не считается проходящим службу, то есть его стаж прерывается. Это нововведение свидетельствует о том...

Федеральное закон "О полиции" (в сравнении с Федеральным законом "О милиции")

Служба в полиции. Содержит в себе общие положения, закрепляет за Президентом РФ назначение на должности высшего начальствующего состава полиции и освобождение от этих должностей...

Федеральное закон "О полиции" (в сравнении с Федеральным законом "О милиции")

Оплата труда сотрудника полиции. Аналогичная статья содержалась в законе "О милиции" (ст.22). Законодателем внесен ряд изменений: нет четкого указания на орган, устанавливающий виды и размеры денежного довольствия сотрудников полиции...

Федеральное закон "О полиции" (в сравнении с Федеральным законом "О милиции")

Финансовое обеспечение деятельности полиции. В Законе закреплено, что органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления вправе осуществлять расходы на реализацию полномочий полиции по обеспечению законности...

Федеральное закон "О полиции" (в сравнении с Федеральным законом "О милиции")

Государственный контроль деятельности полиции. Данная статья аналогична по содержанию ст.37 Закона "О милиции", но, в отличие от нее, не содержит в себе запрет на вмешательство органов государственной власти в процессуальные действия...

Яса Чингисхана

Верховная власть сосредоточена в лице Хана. Ханский титул есть единственный атрибут верховной власти. Монголам воспрещается «давать (царям и знати) многообразные цветистые титулы, как то делают другие народы, в особенности мусульмане. Тому...

ВЕРХОВНАЯ РАСПОРЯДИТЕЛЬНАЯ КОМИССИЯ по охранению государственного порядка и общественного спокойствия чрезвычайный государственный орган в России в феврале - августе 1880. Создан для борьбы с революционным движением. Председатель - М. Т. Лорис-Меликов.

Верховная распорядительная комиссия

по охранению государственного порядка и общественного спокойствия, учреждена в России 12 февраля 1880 (после взрыва в Зимнем дворце, произведённого 5 февраля С. Н. Халтуриным) для руководства борьбой с революционным движением. Создание комиссии было одним из проявлений растерянности властей. Состав В. р. к.: главный начальник граф М. Т. Лорис-Меликов, член Государственного совета К. П. Победоносцев, начальник штаба гвардии и Петербургского военного округа генерал-адъютант князь А. К. Имеретинский, управляющий делами Кабинета министров М. С. Каханов; сенаторы М. Е. Ковалевский, И. И. Шамшин, обер-прокурор Сената П. А. Марков, исполняющий обязанности шефа жандармов П. А. Черевин, генерал-майор свиты М. И. Батьянов и правитель канцелярии министерства внутренних дел С. С. Перфильев, а с мая ≈ начальник главного управления печати Н. С. Абаза. Главному начальнику В. р. к. предоставлялись права главноначальствующего в Петербурге и его окрестностях, и поручалось прямое ведение следственных дел по государственным преступлениям, ему временно подчинялись Третье отделение и корпус жандармов. В целях привлечения к борьбе с революционном движением «благомыслящей части общества» Лорис-Меликов в феврале 1880 выступил с обращением к жителям столицы. Деятельность комиссии сводилась к объединению всех административных и судебных органов, созданных для борьбы с революционным движением, для ускорения следствий по делам о государственных преступлениях, упорядочения вопроса об административной ссылке, о полицейском надзоре. Пользуясь поддержкой наследника престола, Лорис-Меликов вмешивался во все области государственного управления. 11 апреля он в докладе Александру II поставил вопрос о проведении ряда реформ. В. р. к. являлась лишь консультативно-исполнительным органом при её начальнике, фактически ≈ диктаторе. 6 августа 1880 В. р. к. была упразднена. Третье отделение упразднялось и все его функции передавались в министерство внутренних дел, где был создан Департамент государственной полиции. Лорис-Меликов назначался министром внутренних дел. Эти меры привели к централизации жандармско-полицейских органов в системе одного ведомства.

Лит.: Зайончковский П. А., Кризис самодержавия на рубеже 1870≈1880 гг., [М.], 1964.

П. А. Зайончковский.

Википедия

Верховная распорядительная комиссия

Верховная распорядительная комиссия по охранению государственного порядка и общественного спокойствия - чрезвычайный государственный орган в Российской империи в феврале - августе 1880 , созданный после взрыва в Зимнем дворце, произведённого 5 февраля С. Н. Халтуриным, и объединивший действия всех властей по охране государственного порядка и общественного спокойствия. Распоряжения Главного начальника Верховной распорядительной комиссии и принимаемые им меры подлежали безусловному исполнению и соблюдению и могли быть отменены только им самим или особым Высочайшим повелением.

Верховная распорядительная комиссия Верхо́вная распоряди́тельная коми́ссия

по охранению государственного порядка и общественного спокойствия, высший чрезвычайный орган государственного управления в России в феврале - августе 1880. Создан после взрыва в Зимнем дворце, организованного С. Н. Халтуриным (5 февраля 1880). Председатель - М. Т. Лорис-Меликов.

ВЕРХОВНАЯ РАСПОРЯДИТЕЛЬНАЯ КОМИССИЯ

ВЕРХО́ВНАЯ РАСПОРЯДИ́ТЕЛЬНАЯ КОМИ́ССИЯ по охранению государственного порядка и общественного спокойствия - чрезвычайный государственный орган управления в России (см. РОССИЯ (государство)) в феврале-августе 1880 года. Верховная распорядительная комиссия была учреждена 12 февраля 1880 года после взрыва в Зимнем дворце, произведенного 5 февраля С.Н. Халтуриным. В ее состав вошли: главный начальник граф М.Т. Лорис-Меликов, член Государственного совета К.П. Победоносцев, начальник штаба гвардии и Петербургского военного округа генерал-адъютант князь А.К. Имеретинский, управляющий делами Кабинета министров М.С. Каханов; сенаторы М.Е. Ковалевский, И.И. Шамшин, обер-прокурор Сената П.А. Марков, исполняющий обязанности шефа жандармов П.А. Черевин, генерал-майор свиты М.И. Батьянов, правитель канцелярии министерства внутренних дел С.С. Перфильев, а с мая - начальник главного управления печати Н.С. Абаза.
Главному начальнику Верховной распорядительной комиссии предоставлялись права главноначальствующего в Петербурге (см. САНКТ-ПЕТЕРБУРГ) и его окрестностях, поручалось прямое ведение следственных дел по государственным преступлениям; ему временно подчинялись Третье отделение и корпус жандармов. В целях привлечения к борьбе с революционном движением «благомыслящей части общества» М.Т. Лорис-Меликов в феврале 1880 года выступил с обращением к жителям столицы. Деятельность комиссии сводилась к объединению всех административных и судебных органов, созданных для борьбы с революционным движением, для ускорения следствий по делам о государственных преступлениях, упорядочения вопроса об административной ссылке, о полицейском надзоре. 11 апреля М.Т. Лорис-Меликов в докладе Александру II поставил вопрос о проведении ряда реформ. Сама Верховная распорядительная комиссия являлась лишь консультативно-исполнительным органом при ее начальнике. 6 августа 1880 года Верховная распорядительная комиссия была упразднена. Третье отделение также упразднялось, все его функции передавались в министерство внутренних дел, где был создан Департамент государственной полиции. Минстром внутренних дел был назначен М.Т. Лорис-Меликов. Эти меры привели к централизации жандармско-полицейских органов в системе одного ведомства.


Энциклопедический словарь . 2009 .

Смотреть что такое "Верховная распорядительная комиссия" в других словарях:

    По охранению государственного порядка и общественного спокойствия чрезвычайный государственный орган в Российской империи в феврале августе 1880, созданный после взрыва в Зимнем дворце, произведённого 5 февраля С. Н. Халтуриным и объединивший… … Википедия

    По охранению государственного порядка и общественного спокойствия чрезвычайный государственный орган в России в феврале августе 1880. Создан для борьбы с революционным движением. Председатель М. Т. Лорис Меликов … Большой Энциклопедический словарь

    По охранению государственного порядка и общественного спокойствия, чрезвычайный высший орган государственного управления в феврале августе 1880. Создана для борьбы с террористической деятельностью партии Народная воля. Председатель граф М. Т.… … Русская история

    По охранению государственного порядка и общественного спокойствия учреждена в России 12 февр. 1880 для руководства борьбой с революц. движением после взрыва в Зимнем дворце 5 февр., произведенного С. Н. Халтуриным. Создание В. р. к. было… … Советская историческая энциклопедия

    По охранению государственного порядка и общественного спокойствия учреждена в г. С. Петербурге именным указом императора Александра II, данным Сенату 12 февраля 1880 г. (П. С. З., № 60492), в видах прекращения покушений на государственный и… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    По охранению государственного порядка и общественного спокойствия, учреждена в России 12 февраля 1880 (после взрыва в Зимнем дворце, произведённого 5 февраля С. Н. Халтуриным) для руководства борьбой с революционным движением. Создание… …

    ВЕРХОВНАЯ РАСПОРЯДИТЕЛЬНАЯ КОМИССИЯ ПО ОХРАНЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОГО ПОРЯДКА И ОБЩЕСТВЕННОГО СПОКОЙСТВИЯ - правительственный комитет, созданный 12 февраля 1880 г. для руководства борьбой с революционным движением в России. Образование Верховной распорядительной комиссии произошло вслед за взрывом в Зимнем дворце, произведенным С.Н. Халтуриным 5… … Юридическая энциклопедия

    Революционная ситуация конца 70 ‒ начала 80 х гг. 19 в. в России возникла в результате социальных и политических противоречий пореформенного времени. Её особенность ‒ сочетание крестьянского и рабочего движения с борьбой революционной… … Большая советская энциклопедия

    I Революционная ситуация политическая обстановка, предшествующая революции (См. Революция) и характеризующаяся массовым революционным возбуждением, включением широких слоев угнетённых классов в активную борьбу против существующего строя.… … Большая советская энциклопедия

    - (сокращённо Собственная Е. И. В. канцелярия) личная канцелярия российских императоров, со временем видоизменённая в один из центральных органов власти. Была создана при Петре I, реформирована при Екатерине II, упразднена Александром I … Википедия

Спецслужбы Российской Империи [Уникальная энциклопедия] Колпакиди Александр Иванович

Глава 11 Верховная распорядительная комиссия

Верховная распорядительная комиссия

К 1880 г. в России вновь складывается революционная ситуация. С 1875 по 1879 г. в стране было зафиксировано 152 крестьянских выступления; 16 из них пришлось усмирять с помощью войск. География волнений постоянно расширялась: в 1878 г. они наблюдались в 14 губерниях, в 1880 г. ими были охвачены уже 34 губернии центра, юга и востока европейской части России. Одновременно нарастало рабочее движение: в 1875–1879 гг. происходят 165 выступлений пролетариата, причем больше половины их пришлось на последние два года. Венчала этот процесс революционная организация «Народная воля», возникшая в августе 1879 г. и объединившая в своих рядах около 500 членов. Народовольцы подготовили семь покушений на Александра II, и Третье отделение, несмотря на все свои усилия, так и не смогло пресечь революционный террор. Как уже говорилось, окончательно убедившийся в неэффективности ведомства, Александр II создает новую структуру государственной безопасности – Верховную распорядительную комиссию по охранению государственного порядка и общественного спокойствия.

Она была учреждена царским указом от 12 февраля 1880 г. для «положения предела беспрерывно повторяющимся в последнее время покушениям дерзких злоумышленников». В состав комиссии первоначально вошли 9 человек (генерал-майор свиты М.И. Батьянов, начальник штаба гвардии и Петербургского военного округа генерал-адъютант князь А.К. Имеретинский, управляющий делами Комитета министров М.С. Каханов, сенатор М.Е. Ковалевский, обер-прокурор Сената П.А. Макаров, правитель канцелярии МВД С.С. Перфильев, член Государственного совета К.П. Победоносцев, исполняющий обязанности шефа жандармов П.А. Черевин, сенатор И.И. Шамшин, с мая 1880 г. начальник Главного управления печати Н.С. Абаза), но поскольку она собиралась на свои заседания только три раза, то уже современники высказали достаточно обоснованное предположение, что эта структура представляла собой не более чем ширму, скрывающую фактически диктаторскую власть ее главного начальника графа М.Т. Лорис-Меликова. Ему были предоставлены все права петербургского градоначальника и ведение политического следствия в столице и Петербургском военном округе, а также верховный надзор за политическими расследованиями по всей стране. Все требования Лорис-Меликова по делам об охранении государственного порядка и общественной безопасности подлежали немедленному исполнению органами власти всех уровней, а распоряжения главного начальника Верховной распорядительной комиссии могли быть отменены только самим императором. Особым указом от 3 марта 1880 г. Александр II передал Лорис-Меликову управление Третьим отделением, прежде подчинявшимcя непосредственно императору, а 4 марта и Отдельным корпусом жандармов.

Одним из существенных факторов, препятствовавших эффективной борьбе правительства с революционным движением, являлось соперничество между органами политического сыска, привыкшими действовать бесконтрольно, и новыми судебными органами, появившимися в результате либеральных реформ Александра II и ревниво защищавшими свои ведомственные права. В своем отчете за март 1880 г. член Верховной распорядительной комиссии, управляющий делами Комитета министров М.С. Каханов писал Лорис-Меликову, что соперничество между жандармами и прокуратурой крайне отрицательно сказывается на борьбе с государственными преступниками. Юридические рамки по каждой процедуре были настолько строгими, что малейшее отступление от них со стороны следователя или прокурора почти автоматически приводило к оправданию в суде самого злостного террориста. Кроме того, «неподлежащие воззрения» реформаторов в прокуратуре часто приводили к поражению правительственной стороны в судебных политических процессах и вызывали ответную резко негативную реакцию жандармов. В целях преодоления этих недостатков Верховная распорядительная комиссия пыталась объединить усилия всех административных и судебных органов, ранее созданных для борьбы с революционным движением, и ускорить следствие по делам о государственных преступлениях, равно как и упорядочить вопрос об административной ссылке и о полицейском надзоре. Стремясь ликвидировать крайне непопулярное в народе Третье отделение, Лорис-Меликов направил туда для ревизии члена комиссии сенатора И.И. Шамшина. Последний представил отчет, свидетельствовавший о чрезвычайно неудовлетворительном состоянии дел в этом ведомстве. Воспользовавшись временным затишьем революционного террора, глава Верховной распорядительной комиссии решил сделать эффектный жест в сторону либеральной общественности, добровольно «отказавшись» от своих диктаторских полномочий, и 26 июля 1880 г. подал императору доклад, в котором предложил одновременно ликвидировать как саму комиссию, так и Третье отделение, а их функции передать Министерству внутренних дел, на пост руководителя которого Лорис-Меликов прочил самого себя. Идея была одобрена Александром II, и 6 августа 1880 г. на свет появился царский указ «О закрытии Верховной Распорядительной Комиссии, упразднении III отделения собственной Его Императорского Величества канцелярии и об учреждении Министерства почт и телеграфа». Просуществовавший всего семь месяцев чрезвычайный орган прекратил свое существование, а его главный начальник, почти ничего не потерявший из своих властных полномочий, пересел в кресло министра внутренних дел.

«III отделение Собственной нашей Канцелярии упразднить, с передачей дел оного в ведение министра внутренних дел, образовав особый для заведывания ими в составе Министерства внутренних дел Департамент государственной полиции...»

Так одновременно с упразднением старой структуры был создан последний в истории Российской империи орган государственной безопасности. У многих современников, привыкших к лицемерию царского правительства, возникло убеждение, что на деле произошла не ликвидация, а простое переименование органа политического сыска и вся реформа в очередной раз свелась к простому изменению вывески с сохранением прежнего кадрового состава. Либеральный журналист Г. Градовский, например, писал:

«При старом режиме были и хорошие, показные стороны в обособленном и независимом существовании III отделения, этой полиция над полицией или сверхполиции. На деле вышла пересадка, а не упразднение. Корпус жандармов с его шефством даже не умирал, а «отделение» превратилось в департамент государственной полиции. Все функции остались в неприкосновенности, а исчезла лишь прежняя возможность контроля над Министерством внутренних дел. При хорошем министре, в благополучные времена, такое совместительство было безвредно; но имели ли мы благожелательных министров внутренних дел после Лорис-Меликова?»

Подобную точку зрения разделяют и некоторые современные историки. Однако факты заставляют внести серьезную корректировку в подобную схему.

Из книги XX век танков автора

Из книги Катастрофы под водой автора Мормуль Николай Григорьевич

Причины ищет комиссия Комиссия по расследованию причин катастрофы была создана на следующий день после гибели «Трешера», 11 апреля. В состав этой комиссии вошли видные подводники, специалисты кораблестроители и бывший командующий подводными силами Атлантического флота

Из книги Германская армия на Западном фронте. Воспоминания начальника Генерального штаба. 1939-1945 автора Вестфаль Зигфрид

Комиссия по перемирию 22 июня 1940 года в Компьенском лесу Кейтель и генерал французской армии Хюнцигер подписали договор о мире. Через два дня в Риме было заключено перемирие между Францией и Италией. Французы чувствовали, что подписание последнего особенно унизительно.

Из книги «Спасите наши души!» [Неизвестные страницы истории советского ВМФ] автора Шигин Владимир Виленович

Государственная комиссия приступает к работе

Из книги Броня русской армии [Бронеавтомобили и бронепоезда в Первой мировой войне] автора Коломиец Максим Викторович

Закупочная комиссия С началом Первой мировой войны перед военным ведомством России встала острая проблема - снабжение армии автотранспортом. Дело в том, что к августу 1914 года в Русской Армии имелось всего 711 автомобилей (418 грузовых, 239 легковых и 34 специальных -

Из книги Неизвестные страницы истории советского флота автора Шигин Владимир Виленович

Государственная комиссия приступает к работе Уже на следующий день после гибели К-8 в Вашингтоне представитель Пентагона провел пресс-конференцию с представителями американских средств массовой информации. Ошарашив собравшихся, он заявил: «В конце прошлой недели в

Из книги Призыв на военную службу [Пособие для призывника и его представителя] автора Чаплыгин Аркадий Алексеевич

Из книги Устройство вооруженных сил Республики автора Самуйлов В. И.

Особая Центральная Комиссия В составе Председателя, членов по одному: от Всеросс. Главного Штаба, от Управления по ремонтированию армии от Военно-Ветеринарного Управления, от Народных Комиссариатов- Продовольствия, Внутренних дел и Земледелия.На названную Комиссию

Из книги Переписка И. Сталина с У. Черчиллем и К. Эттли (июль 1941 г. – ноябрь 1945 г.) автора Власова Е.

Комиссия по изданию дипломатических документов при МИД СССР: д-р эконом. наук А. А. ГРОМЫКО (Председатель Комиссии), чл. – корр. Ак. наук СССР В. М. ХВОСТОВ (Заместитель Председателя), канд. истор. наук И. Н. ЗЕМСКОВ (Ученый Секретарь), доц. Г. А. БЕЛОВ, чл. – корр. Ак. наук СССР Е. М.

Из книги ОГПУ против РОВС. Тайная война в Париже. 1924-1939 гг. автора Гаспарян Армен Сумбатович

ГЛАВА 2. Следствие по делу похищения генерала Миллера. НТС и Туркул против РОВС. «Внут. линия» защищается. Расследование журналистов. Генерал Абрамов и следственная комиссия РОВС. Допросы Плевицко В 5 часов 15 минут утра 23 сентября два полицейских инспектора произвели

Из книги Атомный проект. История сверхоружия автора Первушин Антон Иванович

Атомная комиссия В декабре 1919 года в Петроградском университете состоялось открытие годичного собрания научных работников недавно созданного Государственного оптического института. После сообщения ученого секретаря о проделанной работе на кафедру поднялся директор

Из книги Танковые войны XX века автора Больных Александр Геннадьевич

Урановая комиссия Научный обозреватель газеты «Нью-Йорк таймс» Уильям Лоуренс внимательно следил за достижениями в области ядерных исследований. В конце апреля 1940 года он узнал от Петера Дебая, который тогда посетил США, что большая часть сотрудников Физического

Из книги Воспоминания (1915–1917). Том 3 автора Джунковский Владимир Фёдорович

Глава 14. МАЛЕНЬКАЯ, НО НЕОБХОДИМАЯ ГЛАВА Завершилась Вторая мировая война, и теперь генералы (и маршалы тоже) могли спокойно перевести дух, оглядеться и решить, что следует делать дальше. Собственно, такой вопрос перед ними не стоял, они умели и любили только одно и,

Из книги У истоков русской контрразведки. Сборник документов и материалов автора Батюшин Николай Степанович

Верховная распорядительная комиссия

по охранению государственного порядка и общественного спокойствия - учреждена в г. С.-Петербурге именным указом императора Александра II, данным Сенату 12 февраля 1880 г. (П. С. З., № 60492), в видах прекращения покушений на государственный и общественный строй России. Комиссия состояла из главного начальника, генер.-адъют. графа М. Т. Лорис-Меликова, и назначаемых для содействия ему по непосредственному его усмотрению членов. Членами комиссии состояли: член Госуд. совета К. П. Победоносцев, генерал-адъютант кн. А. К. Имеретинский, статс-секретарь М. С. Каханов, тайные советники М. Е. Ковалевский, И. И. Шамшин, П. А. Марков; свиты Е. И. В. генерал-майоры П. А. Черевин и М. И. Батьянов и действ. ст. сов. С. С. Перфильев. Сверх того, главный начальник мог приглашать в комиссию всех лиц, присутствие коих признавалось им полезным. 5 марта состоялась беседа главного начальника с представителями петербургского городского общественного управления - городским головой бар. П. Л. Корфом, и гласными И. И. Глазуновым, Ц. А. Кавосом, В. И. Лихачевым и М. П. Митковым. Канцелярией главного начальника управлял А. А. Скальковский. Главному начальнику были даны для достижения возложенной на него задачи чрезвычайные полномочия. Кроме прав главноначальствующего в С.-Петербурге и непосредственного ведения дел о государственных преступлениях в столице и местном военном округе, ему предоставлено было верховное направление этих дел во всех прочих местах империи, а также право делать все распоряжения и принимать все меры, которые он признает необходимыми для охранения государственного порядка и общественного спокойствия, определяя вместе с тем взыскания и порядок ответственности за неисполнение своих распоряжений и мер. Эти распоряжения и меры подлежали безусловно исполнению и соблюдению всеми и каждым и могли быть отменяемы только государем и самим главным начальником. Все ведомства обязаны были оказывать главному начальнику полное содействие и немедленно исполнять все его требования. Наконец, главному начальнику предоставлено было непосредственно испрашивать, когда признает нужным, повеления и указания государя.

14 февраля 1880 г. последовало первое обращение главного начальника к жителям столицы, в котором он высказал свой взгляд на предстоящую ему трудную задачу. Бороться со злом он думал двоякими средствами: 1) уголовно-полицейскими, не останавливаясь ни перед какими мерами строгости для наказания преступных действий, и 2) государственными - направленными к тому, чтобы успокоить и оградить интересы благомыслящей части общества, восстановить потрясенный порядок и возвратить отечество на путь мирного преуспеяния. При этом главный начальник рассчитывал на поддержку общества, как на средство, могущее содействовать власти в возобновлении правильного течения государственной жизни.

С целью объединения деятельности отдельных властей, высочайшими указами 3 и 4 марта 1880 г. (П. С. З., № 60609 и 60617) главному начальнику комиссии были временно подчинены III-е отделение С. Е. И. В. канцелярии и корпус жандармов. Комиссия, имевшая 4 заседания - 3 в марте и 1 в июне, - коснулась разных государственных и общественных вопросов, но труды ее не были обнародованы. Из принятых комиссией мер можно отметить облегчение участи лиц, высланных административным порядком по политической неблагонадежности, особенно из числа учащейся молодежи. 3 апреля 1880 г. по докладу главного начальника последовало высочайшее повеление, коим предписывалось губернаторам и градоначальникам представить в течение 2 - 3 месяцев точные списки таких поднадзорных, с заключением о том, кто из них заслуживает облегчения и может быть допущен в учебные заведения. Эти отзывы местных начальств подлежали пересмотру комиссии, которая могла производить и фактическую поверку полученных сведений на месте. Таким образом, с мая по август 1880 года многие были вовсе освобождены или возвращены на родину или воспользовались иными льготами, например допущением вновь в высшие учебные заведения. Дела о прочих поднадзорных переданы после закрытия комиссии в м-во вн. дел. Так как ближайшая цель комиссии вскоре была признана настолько достигнутой, что дальнейшая охрана государственного спокойствия могла происходить в общеустановленном порядке, с некоторым лишь расширением круга действий м-ва внутренних дел, то именным указом 6 августа 1880 г. В. распорядительная комиссия была закрыта, с передачей дел ее в названное министерство. Вместе с тем министру внутренних дел (гр. Лорис-Меликову) предоставлено завершение возбужденных комиссией вопросов с правом приглашать для этого бывших ее членов в особые совещания.