Историки о периоде правления ярослава мудрого. Как писать историческое сочинение

Историки о периоде правления ярослава мудрого. Как писать историческое сочинение
Историки о периоде правления ярослава мудрого. Как писать историческое сочинение

Правление Ярослава Мудрого в Киевской Руси пришлось на конец первого и начало второго тысячелетий (около 978-1054 гг.). Он по праву считается одним из величайших правителей не только Руси, но и Европы. за годы своего правления вывел Киевское княжество на новый виток мирового развития, его государство достигло высокого уровня политического и военного могущества.

В статье описано правление Ярослава Мудрого. Кратко упоминаются основные факты его биографии и итоги правления.

Происхождение великого князя

О точной дате его рождения ученые-историки продолжают спорить, многие источники указывают годом рождения 978-й. Отцом его является креститель Руси Владимир Святославович, а матерью - полонская княжна Рогнеда Рогволдовна, которую князь Владимир взял силой. От этого брака он имел еще трех сыновей.

Согласно летописям Ярослав прожил долгую жизнь и умер в 75 лет. Он стал предком многих правителей в Европе. Впервые правление Ярослава Мудрого кратко упоминается в "Повести временных лет", написанной монахом Нестором.

Ростовский князь

Началом самостоятельного правления Ярослава считается 988 год, когда отец посадил его еще ребенком на княжество в Ростов. Реально власть принадлежала его наставнику, который принимал все решения, учитывая очень юный возраст князя.

Исторических подтверждений ростовского правления князя Ярослава Мудрого почти не существует. Во всяком случае в летописях того времени нет никаких упоминаний о важных исторических фактах, связанных с ростовским княжением. Многие историки считают, что правление князя Ярослава Мудрого в Ростове отмечено возникновением города, названного в его честь Ярославлем. 1010 год официально считается годом его основания.

Начало правления

В 1010 (1011) году, после кончины одного из старших сыновей великого князя Владимира Вышеслава и вопреки ожиданиям старшего брата Ярослава Святополка, Владимир именно Ярослава поставил править Новгородом. По сравнению с ростовским княжением новгородское считалось более высоким, но и новгородский князь был подчинен киевскому и обязан был ему платить дань.

Бунт против отца

В 1014 году Ярослав отказывается выплачивать Киеву дань и восстает против отца. Причиной такого бунта является приближение Владимиром к себе младшего сына Бориса и намерением передать ему киевский престол. По этой же причине взбунтовался против Владимира старший из сыновей - Святополк. За это он попал в заточение и пребывал в неволе до момента кончины отца.

Чтобы противостоять своему отцу, князю Владимиру, Ярослав нанимает варягов, но войско пребывает в бездействии и промышляет разбоями в самом Новгороде, чем вызывает праведный гнев новгородцев. Сам же князь Владимир не может вступить в единоборство с сыном, так как Киевскому княжеству угрожает нападение печенегов. И армия, собранная против Новгорода, отправляется на битву со степными кочевниками. Возглавляет армию Борис, так как Владимир к этому времени становится немощен и стар.

Брат на брата

Противостояние сына и отца прекращается со смертью Владимира Святославовича 15 июля 1015 года. Но начинается сражение двух братьев, Святополка и Ярослава, за киевский престол. Святополк, прозванный в народе Окаянным, на пути к престолу убил трех своих братьев.

Несколько раз Ярослав и Святополк Окаянный встречались в смертельном противостоянии. В 1018 году состоялась решающая битва. Святополк и его тесть, польский король Болеслав Храбрый, снова вторглись в Киевскую Русь. На этот раз они разбили Ярослава, который вернулся в Новгород и хотел бежать в Скандинавию. Однако новгородцы вынудили своего князя продолжить борьбу. Весной 1019 года на реке Альт Святополк был окончательно разбит и бежал. По данным некоторых исторических источников по дороге в Польшу его настигли воины Ярослава и убили. Но занимать киевский престол Ярослав не спешит, так как права на него предъявляют племянник Брячислав и брат Мстислав.

Борьба за Киев

В 1019 году Ярослав женится во второй раз. Его избранница - шведская принцесса Ингигерда (в православии Ирина). Полагают, что первой женой Ярослава была норвежка, звали ее Анна, она вместе с сестрами князя была захвачена поляками и навсегда пленена в Польшу. Союз с Ингигердой многие исследователи считают политическим шагом Ярослава с целью устранения нестабильных отношений со шведами.

Борьбу за киевский престол братья продолжают вести с переменным успехом вплоть до 1026 года, пока Мстислав не одержал победу над войсками Ярослава и не перенес столицу в Чернигов. Князю же он предложил сесть в Киеве и разделить управление земель по Днепру, оставив за Ярославом все правое побережье. Был заключен мирный договор. Но даже будучи хозяином киевского престола, Ярослав не покидал Новгород вплоть до гибели Мстислава, то есть до 1035 года, уверенный в том, что новгородцы поддержат его при любых обстоятельствах. Только после кончины Мстислава в 1035 году становится самодержцем Киевской Руси Ярослав Мудрый. Годы правления его стали периодом расцвета Руси.

Чтобы избежать претензий на киевский престол со стороны младшего брата, княжившего в Пскове, Ярослав Судислава заточает в темницу.

Хронология военных действий

История правления Ярослава Мудрого содержит многочисленные упоминания о военных действиях. Вот лишь некоторые из них:

  • 1029 год - поход в помощь Мстиславу против ясов, изгнание их из Тмутаракани (ныне Краснодарский край);
  • 1031 год - поход вместе с Мстиславом на поляков, в результате были завоеваны города Перемышль и Червен;
  • 1036 год - победа над войсками печенегов и освобождение от их набегов Древней Руси;
  • 1040 и 1044 годы - военные действия против Литвы.

Итоги правления Ярослава Мудрого. Политика и государство

Период нахождения у власти насчитывает 37 лет. Время правления Ярослава Мудрого считается периодом подъема Киевского княжества, когда многие европейские государства добивались военного и политического союза с ним. Как талантливый политический деятель Ярослав Мудрый предпочитал любым военным действиям дипломатию. Он прагматично устраивал брачные союзы своих десятерых детей и других родственников с европейскими правителями, что служило целям безопасности государства. Известно, что он платил символическую ежегодную дань варягам - 300 гривен серебра, что было очень мало, но сохраняло мир на северных границах.

Очень многое для державы сделал Ярослав Мудрый. Годы правления он потратил не только на укрепление военной мощи, но и для устройства жизни в государстве по законам. При нем был приняты Церковный устав и свод законов «Правда Ярослава», который считается наиболее древней частью сборника норм древнего права «Русская правда».

Будучи образованным человеком, Ярослав заботится и об образовании подданных: он открывает и библиотеки. была открыта им в Софийском соборе.

В его планы входило решение еще одной важной проблемы - передачи власти. которые разгорались между приемниками, ввергали страну в разорение и бедствия, ослабляли ее и делали легкой добычей для внешних врагов. Часто претенденты на главный престол в своих корыстных интересах нанимали заграничное войско, которое бесчинствовало и грабило население. Ярослав как талантливый политический деятель, безусловно, понимал важность усовершенствования передачи власти, но эта проблема в связи со смертью так и не была решена.

Религиозные последствия

Итоги правления Ярослава Мудрого не ограничиваются только политическими достижениями. Он много сделал для укрепления христианства в государстве. В 1051 году русская церковь окончательно освобождается из-под влияния Константинополя, впервые самостоятельно избрав на Епископском соборе На церковнославянский переводится большое количество византийских книг, на их переписку из казны выделяются немалые средства.

Правление Ярослава Мудрого ознаменовано основанием множества монастырей и церквей. Монастыри Киево-Печерский, Юрия почитались не только церковными, но и общественно-культурными центрами. В 1037 году началось строительство знаменитого Софийского собора, в котором впоследствии захоронили прах Ярослава. По его приказу в 1036-1037 гг. возведены знаменитые киевские Золотые ворота, которые по замыслу Ярослава, должны были символизировать перемещение центра православия в Киевскую Русь.

Как писать историческое сочинение.

В 2015 году Федеральным институтом педагогических измерений была обновлена структура контрольно-измерительных материалов по истории по ЕГЭ. Ряд заданий были исключены, некоторые были изменены, в том числе, задание, которое касалось написания исторического сочинения.

Если раньше выпускникам необходимо было написать сочинение об одном из исторических деятелей, то теперь – об историческом периоде.

Согласно критериям, предложенным ФИПИ, выпускникам надо писать именно историческое сочинение, а не фиксировать отдельные положения (явления, факты) по данному периоду. Предлагается следующий алгоритм написания сочинения:

    указать не менее двух событий (явлений, процессов), относящихся к этому периоду;

    назвать две исторические личности, чья деятельность связана с этим периодом, охарактеризовать их роль в событиях данного периода;

    указать не менее двух причинно-следственных связей, существовавших между событиями этого периода;

    используя знание исторических фактов и/или мнение историков, дать историческую оценку значимости этого периода для истории России.

В сочинении использовать термины, понятия, даты, относящиеся к данному периоду. Но необходимо обратить внимание, что фактические ошибки (неправильное написание термина, неуместное употребление понятия, ошибочная дата) приводят к снижению баллов.

Данный период российской истории характеризуется…..

Ключевыми событиями данного периода…..

Большое роль сыграла деятельность (имя исторического деятеля)

Яркой исторической личностью этого периода…..

Историки по-разному оценивают….

Данный период сыграл ключевую роль в дальнейшем развитии российской истории….

Первое, что необходимо сделать – определить исторический период. Далее набросать на черновике то, что о нем известно. Это позволит легче систематизировать материал. из всего многообразия событий (явлений, процессов) надо выбрать те, которые лучше всего сможете охарактеризовать.

Для того, чтобы соблюдалась логическая последовательность, необходимо характеризовать деятельность исторических деятелей, связывая ее с теми событиями, которые рассматривались ранее.

Определение причинно-следственных связей часто представляется сложным для выпускников. Рекомендуется на черновике нарисовать таблицу, состоящую из двух колонок. Первую надо озаглавить «Причины», вторую – «Последствия». Таким образом, описывая исторический период, деля события на причины и последствия.

Сложным является критерий, согласно которому необходимо давать историческую оценку, опираясь на факты и/или мнение историков. Это предполагает большую предварительную работу задолго до самого экзамена. Можно завести специальную тетрадь. Разделить страницы на 2 части. В первой писать исторический период, во второй – найденную цитату историка, которую надо будет учить наизусть. Хотя при написании сочинения, чтобы исключить ошибку, можно воспользоваться косвенной речью. Например: О. В. Ключевский считал, что…. Свое мнение об историческом периоде высказывать не надо, надо давать историческую оценку .

Например.

1019-1054 гг. – правление Ярослава Мудрого. Этот период сыграл важную роль в развитии Древнерусского государства. Он характеризуется большим подъемом Руси, ставшей одним из сильнейших мировых государств. Экономика, дипломатические отношения, культурная жизнь вышли на новый, более высокий уровень развития. в этот период окончательно укрепилось христианство на Руси.

Одним из важнейших событий этого времени по праву можно считать создание первого письменного свода законов – «Русской правды». Ключевым событием стало назначение первого русского митрополита Илариона, согласно записи из «Повести временных лет» состоявшееся в 1051 году. Назначение Илариона митрополитом было связано попыткой Ярослава Мудрого освободиться от опеки Византии в церковных делах. В этот период начинается каменное гражданское и церковное строительство. Государство укрепляется за счет присоединения новых земель, укрепления авторитета Руси на международной арене, побед над кочевниками-печенегами.

Безусловно, самой значимой исторической личностью этого периода можно считать Ярослава Мудрого. В годы его правления Древнерусское государство достигло своего расцвета. Для укрепления своих владений великий князь построил несколько городов – Юрьев, Новгород-Северский, Ярославль. Киев был огорожен каменной стеной. При Ярославе Мудром возникли первые монастыри: Юрьев монастырь, Киево-Печерский монастырь. Для предотвращения споров и войн за великокняжеский престол Ярослав Мудрый попытался ввести определенный порядок княжения: вся семья Рюриковичей княжит сообща.

Внешняя политика Ярослава Мудрого была направлена на укрепление международного авторитета Руси. Он одержал окончательную победу над печенегами, самую долгожданную для Отечества. С 1036 года печенеги не нападали на территорию Руси. При Ярославе Мудром было построено множество храмов, церквей, монастырей. Именно в правление Ярослава Мудрого был построен первый каменный собор – св. Софии в Киеве. Для того, чтобы избежать столкновения между Русью и Византией, великий князь способствовал заключению династического брака между его сыном Всеволодом и дочерью византийского императора Анной. Троих сыновей Ярослав Мудрый женил на германских принцессах, три его дочери стали королевами Норвегии, Венгрии и Франции.

Яркой исторической личностью этого периода был митрополит Иларион, первый митрополит славянского происхождения в Древнерусском государстве. Иларион также был писателем, который создал блестящее ораторское произведение «Слово о законе и благодати».

Назначение митрополитом Илариона способствовало тому, что русская православная церковь стала более независимой от константинопольского патриарха, в искусстве все больше стали проявляться самобытные черты. Победа Ярослава Мудрого над печенегами, заключение династических браков укрепили авторитет Древнерусского государства на международной арене.

Мнение историков об этом периоде неоднозначно. Хотя большинство из них пишут, что в правление Ярослава Мудрого Древнерусское государство достигло своего расцвета. Н.М. Карамзин писал о великом князе: «Ярослав заслужил в летописях имя государя мудрого: не приобрел оружием новых земель, но возвратил утраченное Россиею в бедствиях междоусобия; не всегда побеждал, но всегда оказывал мужество; успокоил отечество и любимый народ свой».

978—1054

Почти весь XI в.— время острых конфликтов, братоубийственных войн, осложненных внешними нашествиями. Сразу же после смерти Владимира Святославича началась десятилетняя усобица между его сыновьями, победителем в которой стал Ярослав, старший сын киевского князя.
Ярослав вошел в русскую историю и культуру с примечательной летописной характеристикой: «Отец ведь его Владимир землю вспахал и размягчил, то есть крещением просветил. Этот же засеял книжными словами сердца верующих людей, а мы пожинаем, учение получая книжное». В исследовательской же литературе последних лет дается менее «светлый» образ, но более приближенный к реальностям той эпохи: отмечаются скупость, чрезмерная осторожность, проваряжские симпатии Ярослава. Он не только «мудрый*, но и довольно грозный и ловкий политик. Впрочем, в оценке сложной фигуры князя нет единодушия среди исследователей.
В науке нет особых споров по поводу биографических данных Ярослава. В «Повести временных лет» под 1054 г. записано, что Ярослав Мудрый умер, прожив 76 лет. Если исходить из этой цифры, то Ярослав родился в 978 г. Матерью Ярослава была полоцкая княжна Рогнеда, захваченная Владимиром при разгроме Полоцка. Ярослав еще в детстве охромел, и его потом поддразнивали «хромцом». Здесь, впрочем, в литературе существует любопытная «разноголосица» суждений: Н. И. Костомаров сообщает, что киевляне называли Ярослава не «хромцом», а «хоромцем» за страсть к строительству храмов.
Повествование о Ярославе в летописи начинается с 1014 г. Живя до того в Новгороде, Ярослав ежегодно собирал дань— 3 тысячи гривен, из которых две трети посылал в Киев. Такова была годовая норма.
Но именно в этот год Ярослав решает отказаться от выплаты дани, чем вызывает отцовский гнев. При этом восставший сын начинает готовиться к настоящей войне с отцом и нанимает большие отряды варягов в Швеции. Женатый на дочери короля Олафа, Ярослав имел прямые связи с варягами. Весть о кончине 15 июля 1015 г. Владимира породила новую волну борьбы за престол, но теперь уже между братьями. Поздней осенью 1015 г. в битве под Любечем Ярослав разгромил дружину своего брата Святополка, который бежал в Польшу. Ярослав торжественно вошел в Киев. Однако распри продолжались до 1025 г., когда Ярослав с братом Мстиславом «разделиста по Днепр Русьскую землю».
И только после этого утихла десятилетняя усобица, а после кончины Мстислава в 1036 г. Ярослав остался единственным наследником и «бысть самовластець Русьстей земли».
Укрепившись на престоле, князь Ярослав затратил большие средства на украшение своей столицы, взяв за образец столицу Византии Царьград. «Заложи Ярослав город великый, у него же града суть Златая врата; заложи же и церковь святые Софья... И при семь нача вера хрестьяньска плодитися и расширяти...».
При Ярославе переписывались многие книги, многое переводилось с греческого языка на русский. Возможно, что в то время уже были организованы школы для начального обучения грамоте, а может быть, как предполагают некоторые ученые, производилось обучение и более серьезное, рассчитанное на взрослых людей, готовящихся в священники.
Обилие «книжных людей» позволило Ярославу создать при дворе своеобразную средневековую академию, слава о которой распространилась далеко за пределами Руси, Ярослав составил целую библиотеку переводных славянских церковно-учительных и богослужебных книг, которая была размещена в построенной им церкви
святой Софии.
Увлечение книжным делом не было для великого князя самоцелью; оно выступало составной частью его усилий, направленных на освобождение от византийской церковной опеки. Ярослав и сам любил читать; по словам летописца, он весьма часто читал книги не только днем, но и при свечах ночью. Говоря о повседневной жизни киевского князя, летописец отмечает внешнюю скромность его жизни. Большую часть времени он проводил в беседах с людьми книжными и черноризцами.
Впоследствии за свою государственную деятельность и заботу о просвещении Ярослав получил прозвание «Мудрый». Самовластен, всей Руси, киевский князь, с которым стремились породниться королевские дома Франции, Венгрии, Норвегии, не довольствовался уже титулом великого князя; его современники употребляют восточный титул «каган», а в конце жизни Ярослава стали называть царем, как самого византийского императора.
Соперничество с Византией сказывалось не только в застройка Киева или титулатуре, но и в отношении к церкви. В 1051 г. Ярослав поступил так, как до сих пор поступал только византийский император: он сам, без ведома константинопольского патриарха, назначил главу русской церкви — митрополита, выбрав для этой цели умного киевского писателя Иллариона.
Ярослав Мудрый погребен в Софийском соборе, на стене которого была сделана торжественная запись об «успении царя нашего».
Годы правления Ярослава — это последняя в XI в. и, может быть, высшая точка истории той единой и сильной Киевской Руси, которая, по «Повести временных лет», начала возникать при Олеге Вещем, достигла расцвета при Владимире и завершилась при Ярославе Мудром. После Ярослава эта Русь начала стремительно распадаться. Поэтому автор «Слова о полку Игореве» имел полное право говорить о «летах Ярослава» как об определенной вехе в истории Руси — это последние времена сильной и единой «старой» Киевской Руси.
Ярослав Мудрый проявил себя мудрым государственным деятелем и как автор так называемой «Русской Правды» — памятника истории феодальных отношений и светского права в Киевской Руси. Под этим названием скрывается целый комплекс юридических документов, отразивший сложность русской социальной жизни.
Помимо светского законодательства существовало и церковное — обязательное, во-первых, для церковных людей (духовенство, монахи), а во-вторых, для всего населения: развод, семейные ссоры, колдовство.

Исследовательская литература о времени княжения Ярослава Мудрого обширна, хотя работ, специально посвященных жизнедеятельности древнерусского князя, нет. Большая группа работ — это источниковедческие исследования ученых, объектом внимания которых были летописные источники, и в особенности «Русская Правда». Начиная с В. Н. Татищева и кончая советскими историками — Б. Д. Грековым, Д. С. Лихачевым, Б. А. Романовым, М. Б. Свердловым, это законодательство пристально изучалось. Однако до настоящего времени спорными и неясными остаются вопросы о содержании, времени и конкретных причинах создания «Русской Правды».

ФАКТЫ И МНЕНИЯ

«В год 6562 (1054 г. по новому летоисчислению.— С.А.). Скончался великий князь русский Ярослав. Еще при жизни своей ни дал завещание сыновьям своим, сказав им: „Вот я покидаю мир этот, сыны мои; живите в любви, потому что все вы братья, от одного отца и одной матери. И если будете жить в любви друг к другу, (юг будет с вами и покорит вам врагов ваших. И будете мирно жить. Если же будете в ненависти жить, в распрях и междоусобиях, то погибнете сами и погубите землю отцов своих и дедов своих, которую они добыли трудом своим великим, но живите в мире, слушаясь брат брата. Вот я поручаю заместить меня на столе моем, в Киеве, старшему сыну моему и.брату вашему Изяславу; слушайтесь его, как слушались меня, пусть он заменит вам меня; а Святославу даю Чернигов, а Всеволоду Переяславль, а Игорю Владимир (южный), а Вячеславу Смоленск". И так разделил он между ними города, запретив им переступать предел братний и сгонять (один другого со стола), сказал Изяславу: „Если кто захочет обидеть брата своего, ты помогай обижаемому". И так завещал он сыновьям своим жить в любви».

«Он (Ярослав.— С. А.), как видно, не заслужил такой приятной памяти в народе, как отец его; несмотря на то, и его деятельность имеет важное значение в нашей начальной истории; в скандинавских сагах Ярослава называют скупым, но этот отзыв может служить ему только в похвалу: и.отец его, который вовсе не был скуп, не любил, однако, удовлетворять жадности норманских наемников, которые особенно любили приобретать...
...Подобно отцу — Владимиру, Ярослав не был князем только в значении вождя дружины, который стремился в дальние стороны за завоеваниями, славою и добычею; Ярослав, как видно, был более князем-нарядником страны. Он любил церковные уставы, был знаком с ними: неудивительно, что к его времени относится и первый писаный устав гражданский, так называемая Русская Правда...
...Наконец, Ярослав, подобно отцу своему и вещему Олегу, населял пустынные пространства, строил города; от языческого имени его получил название Ярославль на Волге, от христианского — Юрьев (Дерпт) в земле Чудской».

«Об обширных культурных связях Руси XI—XIII вв. мы можем судить по многим косвенным данным. Французский средневековый эпос часто упоминает „прекрасную Русь" - ее коней, ее красавиц, изделия ремесла и чудесные кольчуги. О Руси как о сказочной и могучей стране говорят и скандинавские саги...
О многом говорят нам и династические связи русских князей. Сестра Ярослава Мудрого Мария была замужем за польским королем Казимиром, а сестра Казимира была женой сына Ярослава — Изяслава. Другой сын Ярослава был женат на сестре трирского епископа Бухардта. Два остальных сына Ярослава были женаты — один на дочери Леопольда, графа Штаденского, а другой на дочери саксонского маркграфа Оттона. Дочь Ярослава Мудрого Анна была замужем за королем Франции Генрихом I. После смерти короля она вышла замуж за графа де Кресси, а после смерти графа до Кресси жила у своего сына — французского короля Филиппа -и одно время управляла Францией... Другая дочь Ярослава — Елизавета была замужем за знаменитым викингом Гаральдом Смелым — впоследствии королем Норвегии».

ЯРОСЛАВ МУДРЫЙ

1016-1018, 1019-1054

Предшественник - Святополк

Наследник - Изяслав

Вероисповедание - православие

Рождение - 978 год

Смерть - 1054 год Киевская Русь

Род - Рюриковичи

Жена - с 1019 Ингегерда (в крещении — Ирина, в иночестве Анна) , дочь короля Швеции Олафа Шётконунга. Их дети разъехались по всей Европе.

Дети - Сыновья: Владимир, Изяслав, Святослав, Всеволод, Вячеслав, Игорь.

Дочери - Елизавета, Анастасия, Анна.

Ярослав был сыном великого Киевского князя Владимира Святославича и полоцкой княжны Рогнеды. Еще в юности, в 987 году, отцом он был назначен Ростовским князем, а в 1010 году после смерти Вышеслава, старшего сына Владимира Святославича, Ярослав становится Новгородским князем.

После смерти князя Владимира началась борьба между братьями за киевский престол. Сначала Киев захватил Святополк, убив братьев, князя ростовского Бориса, смоленского Глеба и древлянского Святолава. Победив Святополка, Ярославу пришлось вести борьбу с братом Мстиславом, тмутараканским князем. В этой борьбе победил Мстислав, но в 1036 году он умер, тогда вся Русская земля соединилась в руках Ярослава.

Ярослав Владимирович Мудрый был женат на дочери шведского конунга Олава, Ингигерде. В древнерусских летописях упоминается два имени жены Ярослава, Ирина и Анна. Видимо, Ингигерда получила имя Ирина при крещении, а имя Анна она приняла при постриге в монахини.

В годы правления Ярослава Мудрого (1019-1054) Киевская Русь достигла своего расцвета и стала одним из сильнейших государств в Европе. Для укрепления своих владений Ярослав Мудрый построил несколько новых городов, Киев был обведен каменной стеной, а главные городские ворота названы «Золотыми».

Внешняя политика Ярослава Мудрого была достойна сильного монарха, направлена на укрепление международного авторитета Руси. Он совершил несколько удачных военных походов против финских народов, Литовского княжества, Польши. В 1036 году Ярослав одержал окончательную победу над печенегами, самую долгожданную для отечества. А на месте сражения построил церковь святой Софии.

Во время правления князя Ярослава состоялось последнее столкновение Руси с Византией, в результате чего был подписан мирный договор, подкрепленный династическим браком. Его сын Всеволод женился на греческой принцессе Анне.

Династические браки способствовали укреплению мира и дружбы между государствами. Князь Ярослав Мудрый имел трех дочерей и шесть сыновей. Старшая дочь Елизавета была супругой норвежского принца Гаральда. Вторая дочь Ярослава Мудрого Анна сочеталась браком с французским королем Генрихом I. Анастасия вышла замуж за венгерского короля Андрея I. Трое сыновей Ярослава Мудрого, Святослав, Вячеслав и Игорь, были женаты на немецких принцессах.

Внутренняя политика Ярослава Мудрого была направлена на повышение грамотности населения. Для этого он построил училище, где обучали мальчиков церковному делу. Ярослав заботился о просвещении, потому поручал монахам переводить и переписывать греческие книги.

Деятельность Ярослава Мудрого была очень продуктивной. Он построил множество храмов, церквей, монастырей. Во главе церковной организации был избран первый митрополит Иларион, русский по происхождению. С постройкой храмов появляются зодчество и живопись, переняты из Греции церковные напевы. Киевская Русь при Ярославе Мудром заметно преобразилась.

Для укрепления влияния церкви была возобновлена церковная десятина, введенная ранее князем Владимиром, т.е. десятая часть установленного князьями размера дани отдавалась на нужды церкви.

Княжение Ярослава Мудрого оставило свой след в истории России еще одним великим делом – изданием «Русской правды», первого сборника законов. Кроме того при нем появился свод церковных законов «Номоканон», или в переводе «Кормчая книга».

Таким образом, реформы Ярослава Мудрого охватывали широкий круг проблем – политических, религиозных, образовательных.

Ярослав умер в 1054 году в 76 лет.

Он получил прозвище Мудрый за любовь к книгам, церкви, за свои богоугодные деяния, Ярослав не приобретал оружием новые земли, но возвратил утраченное в междоусобицах, много сделал для укрепления русского государства.

Но Ярослава прозвали Мудрым только в 60-е годы 19 века. В те времена его называли «Хромцом», т.к. Ярослав хромал. В ту эпоху считалось, что физический недостаток являлся признаком особой силы и ума. Хром – значит мудр. И возможно «Мудрый» - это отголосок прозвища «Хромец», а его деяния только утвердили это.

ВНУТРЕННЯЯ И ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА


Период княжения Ярослава Мудрого отмечен новым прорывом в истории Киевского государства. В эпоху правления Ярослава Русь «вышла на мировую арену», как одно из самых сильных государств этого периода. В области ведения международных дел Ярослав предпочитал дипломатию войнам. Так, он знаменит своими династическими браками со многими правителями Европы. Такое положение способствовало поднятию международного авторитета Руси, а также гарантировало военную помощь в случае нестабильности, кроме всего прочего, это также способствовало обретению относительной безопасности со стороны тех стран, с которыми у Руси имелись «родственны» связи. Русь поддерживала тесные отношения с Византией, Германией, Венгрией, Францией и скандинавскими странами. Династические браки были представлены следующим образом: сам Ярослав был женат на дочери шведского короля Олафа – Ингигерде, а впоследствии на Анне – дочери византийского императора. Дочь Ярослава Елизавета вышла замуж за норвежского короля Харальда Сурового. Вторая дочь – Анна, -за французского короля Генриха Второго. Третья дочь - Анастасия – была женой венгерского короля Андрея Первого.

Однако то, что Ярослав был превосходным дипломатом, не означало, что он вовсе не вел военных дел. Так, в 1030- 1031гг. Войска Ярослава и Мстислава отвоевали Червенские города, которые в 1018г. захватил польский король Болеслав Первый Храбрый. Ярослав заключил союз с польским королём Казимиром Первым, выдав за него свою сестру Добронигу, и женив своего старшего сына Изяслава на сестре Казимира. В 1031г. он на отвоёванных у Польши землях на реке Сян, основал город Ярослав, что впоследствии стал форпостом Киевского государства на Западе. Ярослав также осуществил ряд походов против эстов (1030г) и ятвягов (1038г). При нём для защиты границ от нападения кочевников была построена новая оборонная линия вдоль рек Сулы, Стугны, Роси и Трубежа. В 1037г. войска руссов разгромили печенегов близ Киева, и именно в честь этой победы был заложен (в 1037г) Софийский собор. В 1043г великий князь организовал поход под командованием своего сына Владимира и воеводы Вашаты на Византию. Подводя итоги, можно сказать, что внешнеполитическая деятельность Ярослава Мудрого была весьма успешной, и способствовала поднятию международного статуса Киевской Руси.

Общая характеристика внутренней политики Ярослав Мудрого.

Период княжения Ярослава Мудрого – это период наибольшего расцвета Киевской Руси. Можно сказать, что Ярослав уделял большое внимание организации внутренней жизни страны. При нем был составлен свод законов под названием «Правда Ярослава», составляющий наиболее древнюю часть «Русской Правды». Издание этого документа способствовало организации внутренней жизни страны. В период правления Ярослава христианство окончательно утвердилось в Киевском государстве. В 1039г. была основана Киевская митрополия, которая подчинялась константинопольскому патриарху. В 1051г. Ярослав, желая освободится из-под «опёки» Византии в церковных делах, вопреки канону, на сборе русских епископов, избрал митрополитом киевского церковного деятеля Иллариона.

При Ярославе в Киевской Руси были основаны первые монастыри – Св. Ирины, Св. Юрия, Киево- Печерский монастырь, что стали крупными церковными и общественно-культурными центрами. Ярослав также заботился о развитии образования в государстве. По его распоряжению были созданы школа и библиотека при Софийском Соборе. Перед смертью он попытался наладить ещё одну тревожившую его проблему, и усовершенствовать аппарат передачи власти, что бы в дальнейшем избежать кровавых междоусобиц. Но он умер прежде, чем ему удалось решить эту проблему. В целом можно сказать, что внутренняя политика Ярослава Мудрого была успешной, и направленной на развитие государства

«Русская Правда».

Общая характеристика «Русской Правды». Кроме всего прочего Ярослав Мудрый также знаменит издание своей «Русской Правды». «Русская Правда» - сборник норм древнего права, составленный преимущественно в 11 – 12 вв. Вопрос о её происхождении, а также о времени составления наиболее ранней части «Русской Правды» является спорным. Некоторые историки относят его даже к 7в. Однако большинство исследователей связывают древнейшую часть «Русской Правды» с именем Ярослав Мудрого, и местом её издания называют Новгород. Начальный текст этого документа до нас не дошел. В ходе истории текст «Русской Правды» неоднократно изменялся и дополнялся. Так, например, известно, что сыновья Ярослав, (во второй половине 11в.), дополнили и изменили текст «Русской Правды», назвав её «Правдой Ярославичей». На сегодняшний день известно 106 списков «Русской Правды», составленных в 13 – 17 вв. Преимущественно "Русскую Правду" принято разделять на три редакции – Краткую, Расширенную, и Сокращенную, отображающие определённые этапы развития общественных отношений в Киевском государстве.

Виды преступлений и соответствующих им наказаний по «Русской Правде»:

1. Кровная месть

2. Побои и оскорбление.

3. Членовредительство.

4.Убийство. .

5. Кража или порча имущества.

Хронология военных действий

История правления Ярослава Мудрого содержит многочисленные упоминания о военных действиях. Вот лишь некоторые из них: 1029 год – поход в помощь Мстиславу против ясов, изгнание их из Тмутаракани (ныне Краснодарский край); 1031 год – поход вместе с Мстиславом на поляков, в результате были завоеваны города Перемышль и Червен; 1036 год – победа над войсками печенегов и освобождение от их набегов Древней Руси; 1040 и 1044 годы – военные действия против Литвы.

Религиозные последствия


Итоги правления Ярослава Мудрого не ограничиваются только политическими достижениями. Он много сделал для укрепления христианства в государстве. В 1051 году русская церковь окончательно освобождается из-под влияния Константинополя, впервые самостоятельно избрав на Епископском соборе митрополита Иллариона. На церковнославянский переводится большое количество византийских книг, на их переписку из казны выделяются немалые средства. Правление Ярослава Мудрого ознаменовано основанием множества монастырей и церквей. Монастыри Киево-Печерский, Святой Ирины, Святого Юрия почитались не только церковными, но и общественно-культурными центрами. В 1037 году началось строительство знаменитого Софийского собора, в котором впоследствии захоронили прах Ярослава. По его приказу в 1036-1037 гг. возведены знаменитые киевские Золотые ворота, которые по замыслу Ярослава, должны были символизировать перемещение центра православия в Киевскую Русь.

Книги о Ярославе Мудром

Павло Загрепбельный.- Ярослав Мудрый

Елизавета Дворецкая - Сокровище Харальда.

Замечательный исторический роман о Киевской Руси времен Ярослава Мудрого. Трое достойных мужчин, представителей знатных европейских родов, добиваются руки и сердца старшей дочери великого князя Киевской Руси. Кого из них выберет красавица и умница Елисава: немецкого герцога, молодого властителя Норвегии или непредсказуемого в поступках отважного воина Харальда - короля викингов и викинга среди королей?

Антонин Ладинский - Анна Ярославна - Королева Франции

Добавить МОЯ ОЦЕНКА: Купить Анна Ярославна - королева Франции Антонин Ладинский 3.9 ISBN: 978-5-4453-0226-1 Год издания: 2014 Издательство: «Лениздат», «Команда А» Антонин Ладинский - русский поэт "первой волны" эмиграции, автор популярных исторических романов о Киевской Руси и Римской империи. Участник Гражданской войны, он оказался сначала в Египте, а поз­же во Франции. В 1955 году вернулся в Россию. Роман "Анна Ярославна - королева Франции" переносит чита­теля в XI век. Глубокий ум, красота, духовность и обра­зованность киевской княжны, ставшей французской ко­ролевой, производили неизгладимое впечатление на ее современников. Дочь Ярослава Мудрого достойно пред­ставляла на чужбине свою родину, которая в те далекие времена была значительно более развитой в культурном и экономическом отношении, чем Франция. По мотивам произведения Ладинского известный режиссер Игорь Масленников поставил одноименный фильм. Этот при­тягательный образ вдохновил также братьев Мищуков, создавших песню "Королева Анна" на стихи Давида Са­мойлова. Анна является и одним из главных персонажей романа Анатолия Черченко "Вещая тропа Бояна", повести Елены Озерецкой "Звенит слава в Киеве", романа "Чудо" Павла Загребельного. Французская писательница Режин Дефорж посвятила ей бестселлер "Анна Киевская".

Карамзин Н.М. - Ярослав заслужил в летописях имя государя мудрого; не приобрел оружием новых земель, но возвратил утраченное Россиею в бедствиях междоусобия; не всегда побеждал, но всегда оказывал мужество; успокоил отечество и любимый народ свой.

Михеева Наталья Сергеевна

студент 2 курса, кафедра истории России и вспомогательных исторических дисциплин, НГПУ им. К. Минина,
РФ, г. Н. Новгород

Тютина Ольга Сергеевна

научный руководитель, преподаватель кафедры истории России и вспомогательных исторических дисциплин, НГПУ им. К. Минина
РФ, г. Н. Новгород

E - mail : o . tyutina @ mail . ru

Процесс складывания древнерусской государственности в своем развитии прошел ряд этапов. В числе которых особо стоит выделить период, предшествующий периоду феодальной раздробленности Руси. Правление князя Ярослава Мудрого вошло в историю как расцвет древнерусского государства. С его смертью ушла целая эпоха единства правления на Руси, началась феодальная раздробленность.

Общей чертой для большинства дореволюционных исследований является достаточно развитое персоналистическое направление, в дореволюционной России написание «историй» зачастую было приурочено к правлению того или иного монарха. Этим в немалой степени обусловлен интерес к личностям отдельных правителей рода Рюриковичей предшествующих появлению на политической арене династии Романовых.

Первым, кто коснулся вопроса о продолжительности существования Древнерусского государства, был основоположник русской исторической науки В.Н. Татищев. Он особо выделял личность князя, ставя его в один ряд с Рюриком, Владимиром I. Последние, по его мнению «немало удельных князей под собою имели, но их в довольном страхе как подвластных содержали, и наследие престола шло порядком первородства или по определению государя» . В основу повествования о Ярославе В.Н. Татищевым была положена Иакимовская летопись, споры о подлинности который велись с момента выхода «истории государства Российского», и не утихают и по сей день. В рассказе о Ярославе Мудром скорее преобладает летописный стиль повествования, где указана лишь краткая биографическая справка о великом князе.

Важные оценки правления Ярослава были сделаны Н.М. Карамзиным, автор характеризовал князя как сильного благочестивого, набожного правителя. В целом отмечая безусловно прогрессивный характер его правления: «Древняя Россия погребла с Ярославом свое могущество и благоденствие. Основанная, возвеличенная единовластием, она утратила силу, блеск и гражданское счастие, будучи снова раздробленною на малые области» . Говоря о частной жизни Великого князя. Карамзин подчеркивает его исключительную набожность с одной стороны и любовь к просвещению с другой. Тем самым говоря о возможности гармоничного сосуществования последних в личности монарха, что является достаточно актуальным на момент выхода «истории» для российского общества.

С.М. Соловьев посвятил целую главу в своей «Истории России с древнейших времен» времени правления Ярослава Мудрого и, что немаловажно, также отдельной главой выделена Русская Правда. Историк также отмечает заслуги Ярослава как правителя, продолжателя дела своего отца: «при одном имело место крещение, при другом – надлежащее наставление в вере» . С.М. Соловьёв рассматривал историю не как перечень завоеваний и смены государей. Он полагал общество целостным организмом, развивающимся «естественно и необходимо». Личность Ярослава Мудрого рассматривается в контексте исторического процесса как такового, поэтому отдельной главы, посвященной деятельности князя, как это есть у Карамзина, у Соловьева мы не наблюдаем. В его истории России деятельность Ярослава представлена в связке с деятельностью его отца Владимира. И Ярослав здесь рассматриватеся скорее как продолжатель традиций, заложенных отцом.

Преемник С.М. Соловьева на кафедре русской истории Историко-филологического факультета Московского университета В.О. Ключевский в своем курсе лекций по Русской истории акцент смещает не на личность Ярослава Мудрого, а на итоги его правления как таковые. Среди которых историй выделяет конец периода самовластия на Руси после смерти Ярослава: «По смерти Ярослава власть над Русской землёй не сосредоточивается более в одном лице: единовластие, случавшееся иногда до Ярослава, не повторяется» . Под влиянием С.М. Соловьева, В.О. Ключевский придавал решающее значение географическому фактору и колонизации в истории России. подобно Соловьеву, Ключевский рассматривает личность князя лишь в контексте социально- экономических и политических изменений в обществе. В главе 11, например, мы читаем, что: «По смерти Ярослава власть над Русской землёй не сосредоточивается более в одном лице: единовластие, случавшееся иногда до Ярослава, не повторяется». При этом историк, намеренно нивелирует роль личных качеств Ярослава как правителя в установлении им единоличного правления, говоря о последнем, как о некой политической случайности: «единовластие до половины XI в. было политическою случайностью, а не политическим порядком» .

Опираясь на вышеизложенное можно говорить о том, что, во-первых, всеми дореволюционными историками достаточно высоко ценится личность Ярослава, его наделяют такими эпитетами как «благочестивый».

Во-вторых, в отношении его внутриполитического курса, оценки также исключительно положительно окрашены, с акцентами на различные аспекты его деятельности историками, однако, охвачены все сферы преобразований Ярослава. Среди которых, мы можем выделить особо: развитие грамотности на Руси, появление монастырей, строительство Храма Св. Софии, открытие училища, назначение митрополитом Киевским Иллариона (а не ставленника Константинополя). А также появление первого свода законов Русская правда, которую сравнивают с римскими законами 12 таблиц. Став единоличным правителем Руси, Ярослав, однако не сумел сохранить единовластие на законном уровне, что привело к раздробленности древнерусского государства в последствие. Именно ко времени правления Ярослава относят появление русского летописания, создание таких литературных памятников, как Повесть временных лет, слово о законе и благодати Иллариона.

В-третьих, анализируя внешнеполитические успехи князя, особое место занимает успешное ведение международной политики путем заключения династических браков, что позволило России выйти на международную арену, породнившись с ведущими домами Европы. Также при Ярославе был предпринят последний, шестой поход на Константинополь, принесший выгодный торговый договор. Более того, были расширены границы государства, путем присоединения ряда народностей. И в течение всего своего правления Ярослав успешно боролся с печенегами.

Таким образом, можно говорить о том, что особенности внешней политики Ярослава Мудрого по-разному изложены в российской дореволюционной историографии. Менялись акценты за 100 лет русской исторической науки. Так если В.Н. Татищев, опираясь в первую очередь на данные Иоакимовской летописи, дает скорее летописное изложение деятельности князя. То Н.М. Карамзин, например, в центр рассказа о внешней политики ставит династические браки, заключенные Ярославом посредством замужества дочерей и сыновей. Что позволило ему породниться с крупнейшими монаршими дворами Европы. Соловьев же напротив больше внимания уделяет развитию геополитического сюжета, в его работе подробно изложены походы князя против печенегов, и поход на Константинополь. В.О. Ключевский же рассматривает внешнюю политику князя в контексте развития всей древнерусской политики вообще, выделяя в последней элементы как колонизации так и торговли и объясняя деятельность правителя в первую очередь экономическими интересами.

Подводя итог вышеизложенному можно говорить о том, что несмотря на разницу в точках отсчета и веяний эпохи написания «историй» всеми авторами дается очень высокая оценка деятельности Ярослава Владимировича. В зависимости же от характера изложения акцент оценивания смещается в ту или иную сферу деятельности князя. Так Н.М. Карамзин отдает предпочтение династическим бракам и роли личности в истории, что весьма актуально в правление Александра Первого. С.Н. Соловьев же детально разбирает особенности ведения внешней и внутренней политики князя, говоря о нем не только как о завоевателе, но как о народнике страны. Соловьевым были заложены принципы географического детерминизма, которые получили свое боле яркое выражение уже в работах В.О. Ключевского, который правление Ярослава рассматривает в рамках не только истории России, а в контексте мировой истории, где особая роль, в рассматриваемом периоде отводится процессу колонизации. Что также было актуально для Российской империи и мира в конце XIX века.

Список литературы:

  1. Карамзин Н.М. «История государства Российского» [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: www.kulichki.com/inkwell/text/special/history/karamzin/karahist.htm
  2. Ключевский В.О. «Сочинения в девяти томах том 1: Курс русской истории. Часть I» [Электронный ресурс] – Режим доступа. –URL: http://www.kulichki.com/inkwell/text/special/history/kluch/kluchlec.htm (дата обращения: 30.10.2015).
  3. Соловьев С.М.: «История России с древнейших времен. Книга I. Русь изначальная» [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://thelib.ru/books/solovev_sergey_mihaylovich/istoriya_rossii_s_drevneyshih_vremen_kniga_i_rus_iznachalnaya-read.html (дата обращения: 29.10. 2015).
  4. Татищев В.Н. «История Российская» том 1. М.: АСТ: Ермак, 2005. – 568, с.