Кто самый первый ассасин. Кто такие тамплиеры и ассасины

Кто самый первый ассасин. Кто такие тамплиеры и ассасины
Кто самый первый ассасин. Кто такие тамплиеры и ассасины

Узнайте существовали ли ассасины и тамплиеры на самом деле в истории. Здесь вы найдете мнения и комментарии других пользователей и специалистов, есть ли ассасины в наше время.

Ответ:

Ассасины – очень популярная тема в сегодняшнем мире. Есть ли ассасины в современных реалиях? Достоверной информации на сей счет не существует. Однако можно предположить, что есть место существованию так называемых последователей этого направления. Речь идет о низаритах современности.

Сегодня низариты живут в нескольких странах мира. Наибольшей плотности они достигают в северных регионах Афганистана, Горном Бадахшане и землях Таджикистана. В отличие от большинства мусульманских народов, низариты не стали противиться достижениям западной цивилизации и победили нищету, необразованность и веронеприятие.

С 1957 года и до настоящего времени главой низаритов является Ага-хан IV. Династия Ага-ханов построила много учебных, медицинских, спортивных учреждений, жилых домов, банков и мечетей. Также были достигнуты успехи и во внешней политике. Ага-хан IV учредил фонд, помогающий развитию стран третьего мира, а в Лондоне был основан институт исследования исмаилизма.

Хоть низариты и сумели сохранить государственность, не добились мирового господства, их мировоззрение прошло сквозь века, поборов различные сложности и препятствия, а община не перестала существовать в тени более крупных группировок.

Сущестовали ли ассасины и тамплиеры?

На протяжении многих периодов мировой истории в разных уголках планеты существовали тайные общества, имевшие влияние на развитие цивилизации. Некоторые из них были реальными, а какие-то происходили из мифологии. Поговорим о том, существовали ли ассасины и тамплиеры и об истории их возникновения.

Загадочная секта, известная нам как ассасины, была организована в Персии в начале 11 века. Их название произошло от гашишим. Благодаря гашишу лидеры секты имели возможность управлять сознанием своих последователей. Ассасины были созданы под покровительсвом христианства, что способствовало их сильному влиянию и могуществу. Они состояли в связях с христианским орденом рыцарей-тамплиеров, организованным на Ближнем Востоке на заре эпохи крестовых походов.

Второй Величайший наставник ассасинов Кийа Бузург-Умид поддерживал тесные связи с христианским королем Иерусалима — Балдуином II, который плотно контактировал с тамплиерами. В начале 12 века тамплиеры объединились с ассасинами с целью захватить Дамаск, однако попытка взять город потерпела поражение.

Многие любители компьютерных игр не могли пропустить такую игру, как «Assassin’s Creed». Первая серия игры вышла к концу 2007 года, а вот последняя – в октябре 2012. По сути игры мы понимаем, в чем сюжет: между двух «групп» идет долгая война (уже несколько веков подряд). В борьбе выступают ассасины и тамплиеры. В игре главный герой, имеющий предков из ассасинов, узнает, что было в прошлом его потомков и отправляется за спрятанными частицами Эдема, чтобы спасти мир от гибели.

Вместо того чтобы разделять жизнь на реальную и отдых (игры на компьютере) многие игроки настолько вживаются в своего героя, что начинают отчаянно искать ответ на вопрос, как стать ассасином! Правильно это или нет, решать вам, мы же считаем, что игры должны оставаться в компьютере, а не перевоплощаться в реальность. Для начала нам предстоит узнать многое о таинственном народе из «Assassin’s Creed».

Прежде, чем узнавать, как стать ассасином, необходимо понять, кто это такие, существовали ли они на самом деле, и стоит ли воплощать этот образ на себе. Итак, для начала вы должны знать, что ассасины и хашиши – это одно и тоже. По сути, ассасины в переводе – это те, кто употребляет хашиш. Название «ассасины» появилось достаточно давно (хотя всемирную известность получило в последние годы). На день сегодняшний, ассасины это те же исмаилиты-низариты.

Кто такие, в свою очередь, исмаилиты-низариты? Это люди, состоящие в опасной террористической группировке со Среднего Востока, которые постоянно используют наркотики, а так же являются безжалостными убийцами. Убивают исмаилиты-низариты на почве религиозной или политической неприязни. Многие уверяют, что они настоящие фанатичные убийцы, которых стоило бы отправить к психиатрам. С течением времени, со Средних веков до середины 14 века ассасины стали ассоциироваться с убийцами. Особенно если речь идет об европейский городах.

Как ясно можно понять, ассасины были наркоманами, и понятно, что именно они употребляли. Этим веществом они были одурманены настолько, что готовы убивать снова и снова. Многие уверяют, что мифы об ассасинах – это миф о том, как появился и распространился наркотик. Сами ассасины, как уверены многие, выдуманные персонажи. Но есть некоторые исторические факты, которые можно соотнести с историей об ассасинах.

Действительно, в крепости в Иране (Аламут) жили и правили люди, называемые сейчас старцами. Они состояли в секте исмаилитов, относящейся к Исламу. Никто и не скрывал в то время, что многие политические, а именно внешнеполитические проблемы эти правители решали через наемных убийц-смертников! В чем расходится история, а точнее не подтверждается, так это в использовании и применении на убийцах наркотиков.

Сейчас ассасинов воспринимают только как наемных убийц (а не одурманенных людей или убийц-смертников). Это наемные и совершенно безжалостные киллеры. По сути, сейчас любого киллера можно назвать ассасином: он скрывается и не выдает себя в реальной жизни, у него есть «работа», которую он выполняет, как это ни прискорбно и его всегда очень сложно найти, поймать и связать с цепочкой, ведущей к убийству.

Теперь хорошо подумайте: вы все так же хотите стать ассасином в реальной жизни? Если вас до сих пор волнует вопрос, как стать ассасином, советуем вам обратиться к врачу, пока вы не нанесли вред себе и окружающим. Однажды друг сказал знакомому в ответ на вопрос «Как стать ассасином?»: «Для начала узнай кто это на самом деле, удивись тому, что это не просто классные дядьки с оружием, забудь об одержимости ассасинами и живи так, чтобы каждый ассасин позавидовал!».

Если вам интересно лишь подготовка ассасинов, то это даже похвально, т.к. они явно обладают хорошей формой, физической подготовкой, боевыми искусствами. Во многом ассасинов можно сопоставить с паркурщиками: они отлично прыгают, умеют «падать» с высоты и удачно приземляться, а так же отлично лазают по стенам. Паркур очень популярен на сегодняшний день, развит, потому вы легко сможете освоить это мастерство. Развить меткость, координацию и сосредоточенность вам помогут тиры. Найдите место, где могут обучить вас пользоваться именно древним оружием. Если в вашем городе такого нет, просто посещайте тир, развивайте меткость и сноровку. Стоит так же заняться боевыми искусствами (но выберите только один вид искусства, хотя бы для начала, иначе запутаетесь и все испортите). Не забывайте и об уроках конного бега, начинайте с прогулок и умения держаться на коне, постепенно переходя на более развитый уровень.

Одежда ассасина.

Если вы хотите стать ассасином на костюмированный вечер, то это отличная идея! Наверняка вы будете ярко выделяться на фоне приевшихся бэтменов, человеков-пауков и прочей «нечисти».

Что вам необходимо обязательно для костюма ассасина? Это наплечники на плечи, нагрудник для груди, наручи для рук и наголенники для ног. Они могут быть совершенно разными в зависимости от выбранного вами уровня ассасина. Но помимо этих «аксессуаров» необходимо подобрать широкий длинный плащ с большим капюшоном (чаще белого или серого цвета). Приглядитесь к любимым героям. например, при ряжении в Альтаира необходим так же широкий пояс (поверх плаща), высокие коричневые сапоги и бутафорский меч.

100 великих загадок истории Непомнящий Николай Николаевич

КТО ТАКИЕ АССАСИНЫ?

КТО ТАКИЕ АССАСИНЫ?

Эта секта прославилась коварными убийствами, но её основателем был человек, бравший крепости, не проливая ни капли крови. Это был тихий, учтивый юноша, внимательный ко всему и охочий до знаний. Он был мил и приветлив, и он сплёл цепь зла.

Звали этого юношу Хасан ибн Саббах. Именно он основал тайную секту, чьё название и теперь считается синонимом коварного убийства. Речь идёт об ассасинах - организации, готовившей убийц. Они расправлялись с любым, кто был противен их вере или ополчался на них. Они объявляли войну любому, мыслившему иначе, запугивали его, угрожали, а то без долгой канители убивали.

Хасан родился около 1050 г. в небольшом персидском городке Кум. Вскоре после его появления на свет родители перебрались в городок Райи, лежавший близ современного Тегерана. Здесь юный Хасан получил образование и уже «с младых лет», писал он в своей автобиографии, дошедшей до нас лишь в отрывках, «воспылал страстью ко всем сферам знаний». Больше всего ему хотелось проповедовать слово Аллаха, во всём «храня верность заветам отцов. Я никогда в жизни не усомнился в учении ислама; я неизменно был убеждён в том, что есть всемогущий и вечносущий Бог, Пророк и имам, есть дозволенные вещи и запретные, небо и ад, заповеди и запреты».

Ничто не могло поколебать эту веру вплоть до того дня, когда семнадцатилетний студент познакомился с профессором по имени Амира Зарраб. Тот смутил чуткий ум юноши следующей неприметной, казалось бы, оговоркой, которую раз за разом повторял: «По сему поводу исмаилиты полагают…» Поначалу Хасан не уделял внимание этим словам: «Я считал учение исмаилитов философией». Мало того: «Что они изрекают, противно религии!» Он давал это понять своему учителю, но никак не умел возразить его аргументам. Всячески юноша противился семенам странной веры, высеваемым Заррабом. Однако тот «опровергал мои верования и подтачивал их. Я не признавался ему в этом открыто, но в моём сердце его слова нашли сильный отклик».

Наконец, произошёл переворот. Хасан тяжело заболел. Мы не знаем подробно, что же произошло; известно лишь, что по выздоровлении Хасан отправился в обитель исмаилитов в Райи и поведал, что решил перейти в их веру. Так, Хасан сделал первый шаг по стезе, приведшей его и его учеников к преступлениям. Путь к террору был открыт.

Чтобы понять, что произошло, перенесёмся на несколько веков назад. Мухаммед умер в 632 г. После этого разгорелся спор о его преемнике. В конце концов, его ученики объединились вокруг «верного из верных», одного из первых мусульман - Абу Бакра. Его провозгласили первым халифом - «заместителем» Пророка. Именно тогда соратники Мухаммеда начали записывать стихи Корана.

Однако не все были довольны таким выбором. Тайные враги Абу Бакра (632–634) и его преемников Омара (634–644) и Османа (644–656) группировались вокруг Али, двоюродного брата и зятя Мухаммеда. Им казалось, что у него больше прав носить титул халифа. Этих людей стали называть «шиитами» (от арабского слова «шиа» - группа). С самого начала они были в оппозиции к большинству мусульман - те звались суннитами. У сторонников Али была своя правда. Люди, продолжавшие дело Мухаммеда, больше интересовались захватом новых земель и накоплением богатств, чем укреплением веры. Вместо государства мусульман их заботил лишь собственный прок. Святость и справедливость они подменили стяжательством.

В конце концов, мечтания шиитов сбылись. В 656 г. восставший люд убил халифа Османа из мекканского рода Омейядов. Новым правителем мусульман стал Али. Однако пять лет спустя был убит и он. Власть перешла к Муавии (661–680) из того же рода Омейядов.

Омейяды, как и правители всех времён и народов, укрепляли свою власть. В годы их правления богатые становились богаче, а бедные - всё беднее. Вокруг шиитов сплотились все недовольные властью. Халифат стали сотрясать восстания. Ещё в 680 г., после смерти Муавии, подняли восстание Хусейн, сын Али, и Фатима - дочь Пророка и вдова Али.

Первоначально «шиа» была чисто политической группировкой. Теперь раскол произошёл и в религиозной области. Главной причиной неурядиц и беспорядков, считали шииты, была незаконная власть халифов. Лишь прямые потомки Пророка могли быть стражами истины и закона. Только из их числа мог появиться на свет долгожданный Спаситель, который устроит государство, угодное Богу.

Вожди шиитов - имамы - были Алидами, потомками Али по прямой линии. Значит, все они своими корнями восходили к Пророку. Они не сомневались в том, что долгожданный Спаситель будет шиитским имамом. Отзвуки этой тоски по «праведному миру» мы наблюдали совсем недавно, когда в 1979 г. в шиитском Иране народ встретил ликованием весть о том, что аятолла Хомейни провозгласил страну Исламской республикой. Сколько надежд простые шииты связывали с этим счастливым событием!

Но вернёмся в далёкое прошлое. В 765 г. шиитское движение ждал раскол. Когда умер шестой имам, сменивший Али, его преемником был выбран не старший сын Исмаил, а младший сын. Большинство шиитов спокойно приняло этот выбор, но некоторые взбунтовались. Они считали, что традиция прямого наследования была нарушена - и остались верны Исмаилу. Их назвали исмаилитами.

Их проповедь снискала неожиданный успех. К ним влекло самых разных людей - и по разным причинам. Правоведы и богословы были убеждены в правоте притязаний Исмаила и его прямых наследников, оспаривавших звание имама. Простых людей привлекали таинственные, полные мистики речения исмаилитов. Люди учёные не могли пройти мимо изощрённых философских толкований веры, предложенных ими. Беднякам же более всего нравилась деятельная любовь к ближним, которую проявляли исмаилиты.

Они основали свой халифат, названный в честь Фатимы. Со временем их власть настолько окрепла, что в 969 г. армия Фатимидского халифата - он располагался в Тунисе - вторглась в Египет и, захватив страну, основала город Каир, новую её столицу. В период расцвета этот халифат охватывал Северную Африку, Египет, Сирию, Сицилию, Йемен и священные города мусульман - Мекку и Медину.

Впрочем, когда Хасан ибн Саббах родился, власть фатимидских халифов уже заметно пошатнулась - она, можно сказать, была в прошлом. Однако исмаилиты верили, что только они - подлинные хранители идей Пророка.

Итак, международная панорама была такова. В Каире правил исмаилитский халиф; в Багдаде - суннитский халиф. Оба они ненавидели друг друга и вели ожесточённую борьбу. В Персии же - то бишь в современном Иране - жили шииты, которые знать ничего не хотели о властителях Каира и Багдада. Кроме того, с востока пришли сельджуки, захватив значительную часть Западной Азии. Сельджуки были суннитами. Их появление нарушило хрупкое равновесие между тремя важнейшими политическими силами ислама. Теперь верх стали брать сунниты.

Хасан не мог не знать, что, становясь сторонником исмаилитов, он выбирает долгую, нещадную борьбу. Враги будут грозить ему отовсюду, со всех сторон. Хасану было 22 года, когда в Райи приехал глава исмаилитов Персии. Юный ревнитель веры понравился ему и был направлен в Каир, в цитадель власти исмаилитов. Быть может, этот новый сторонник окажется очень полезен братьям по вере.

Однако прошло целых шесть лет, пока Хасан наконец не отбыл в Египет. В эти годы он не терял времени зря; он стал известным проповедником в кругах исмаилитов. Когда в 1078 г. он всё же приехал в Каир, его встречали с почтением. Однако увиденное ужаснуло его. Халиф, коего он почитал, оказался марионеткой. Все вопросы - не только политические, но и религиозные - решал везир.

Возможно, Хасан поссорился со всемогущим везиром. Во всяком случае нам известно, что три года спустя Хасан был арестован и выслан в Тунис. Однако судно, на котором его везли, потерпело крушение. Хасан спасся и вернулся на родину. Злоключения расстроили его, но он твёрдо держался клятвы, данной халифу.

Хасан замыслил сделать Персию оплотом исмаилитской веры. Отсюда её сторонники поведут сражение с мыслящими иначе - шиитами, суннитами и сельджуками. Надо было лишь выбрать плацдарм для будущих военных успехов - место, откуда можно начать наступление в войне за веру. Хасан выбрал крепость Аламут в горах Эльбурса на южном побережье Каспийского моря. Правда, крепость была занята совсем другими людьми, и этот факт Хасан расценил как вызов. Вот тут в первый раз проявилась типичная для него стратегия.

Хасан ничего не доверил воле случая. Он направил миссионеров в крепость и окрестные селения. Тамошний люд привык ожидать от власти лишь худшее. Поэтому проповедь свободы, принесённая странными посланниками, нашла скорый отклик. Даже комендант крепости радушно приветил их, но то была видимость - обман. Под каким-то предлогом он отослал из крепости всех людей, верных Хасану, а затем закрыл за ними ворота.

Фанатичный вождь исмаилитов не думал сдаваться. «После долгих переговоров он снова велел их (посланников) впустить, - вспоминал Хасан свою борьбу с комендантом. - Когда он вновь приказал им уйти, они отказались». Тогда, 4 сентября 1090 г., сам Хасан тайком проник в крепость. Через несколько дней комендант понял, что справиться с «непрошеными гостями» он не в силах. Он добровольно оставил свой пост, и Хасан подсластил расставание долговым обязательством на сумму - в пересчёте на привычный нам валютный курс - более 3000 долларов. С этого дня Хасан не сделал ни шагу из крепости. Он провёл там 34 года - до самой смерти. Он даже не покидал свой дом. Он был женат, обзавёлся детьми, но и теперь по-прежнему вёл жизнь отшельника. Даже его злейшие враги среди арабских биографов, непрестанно черня и пороча его, неизменно упоминали, что он «жил, как аскет, и строго соблюдал законы»; тех же, кто нарушал их, карал. Он не делал исключений из этого правила. Так, он велел казнить одного из своих сыновей, застав его за распитием вина. Другого сына Хасан приговорил к смерти, заподозрив в том, что тот был причастен к убийству одного проповедника.

Хасан был строг и справедлив до полного бессердечия. Его сторонники, видя такую неуклонность в поступках, были преданы Хасану всем сердцем. Многие мечтали стать его агентами или проповедниками, и были эти люди ему «глазами и ушами», доносившими всё, что творилось за стенами крепости. Он внимательно выслушивал их, молчал, а, простившись с ними, долго сидел в своей комнате, строя страшные планы. Их диктовал холодный ум и оживляло пылкое сердце. Был он, по отзывам людей, его знавших, «проницательным, искусным, сведущим в геометрии, арифметике, астрономии, магии и других науках».

Одарённый мудростью, он жаждал силы и власти. Власть нужна была ему, чтобы претворять в жизнь слово Аллаха. Сила и власть могли повергнуть к его ногам целую державу. Он начал с малого - с покорения крепостей и селений. Из сих лоскутков он кроил себе покорную страну. Он не торопился. Сперва он убеждал и увещевал тех, кого хотел взять приступом. Однако если они не открывали ему ворот, прибегал к оружию.

Его держава росла. Под его властью находилось уже около 60000 человек. Но этого было мало; он всё рассылал своих эмиссаров по стране. В одном из городов, в Саве, к югу от современного Тегерана, впервые свершилось убийство. Его никто не замышлял; скорее оно было вызвано отчаянием. Власти Персии не любили исмаилитов; за ними зорко следили; за малейшую провинность жестоко карали. В Саве сторонники Хасана попытались переманить на свою сторону муэдзина. Тот отказался и пригрозил пожаловаться властям. Тогда его убили. В ответ был казнён вожак сих скорых на расправу исмаилитов; его тело проволокли по базарной площади в Саве. Так приказал сам Низам аль-Мульк, везир сельджукского султана. Это событие всколыхнуло сторонников Хасана и развязало террор. Убийства врагов планировались и были прекрасно организованы. Первой жертвой стал жестокий везир.

«Убийство сего шайтана возвестит блаженство», - объявил Хасан своим правоверным, поднявшись на крышу дома. Обратившись к внимавшим, он спросил, кто готов освободить мир от «сего шайтана» Тогда «человек по имени Бу Тахир Аррани положил руку на сердце, изъявив готовность», говорится в одной из исмаилитских хроник. Убийство случилось 10 октября 1092 г. Едва Низам аль-Мульк покинул комнату, где принимал гостей, и поднялся в паланкин, чтобы проследовать в гарем, как вдруг ворвался Аррани и, обнажив кинжал, в бешенстве бросился на сановника. Сперва опешив, стражи метнулись к нему и убили на месте, но поздно - везир был мёртв.

Весь арабский мир ужаснулся. Особенно негодовали сунниты. В Аламуте же радость обуяла всех горожан. Хасан велел вывесить памятную таблицу и на ней выгравировать имя убитого; рядом же - имя святого творца мести. За годы жизни Хасана на этой «доске почёта» появилось ещё 49 имён: султаны, князья, цари, губернаторы, священники, градоначальники, учёные, писатели… В глазах Хасана все они заслуживали смерти. Они покинули путь, начертанный Пророком, и перестали следовать Божественному закону. «А кто не судит по тому, что низвёл Аллах, то это - неверные», - сказано в Коране (5, 48). Они - поклонники идолов, презревшие правду; они - отступники и кознодеи. И должно их убивать, как то повелел Коран: «Избивайте многобожников, где их найдёте, захватывайте их, осаждайте, устраивайте засаду против них во всяком скрытном месте!» (9, 5)

Хасан чувствовал свою правоту. Он укреплялся в этой мысли тем сильнее, чем ближе подходили войска, посланные, чтобы истребить его и его сторонников. Однако Хасан успел собрать ополчение, и оно отразило все атаки врагов.

Вот уже четыре года Хасан ибн Саббах правил в Аламуте, когда пришло известие о том, что в Каире умер халиф Фатимидов. Наследовать ему готовился старший сын, как вдруг власть захватил младший. Итак, прямое наследование прервалось. На взгляд Хасана, это был непростительный грех. Он порывает с Каиром; теперь он остался один, окружённый врагами. Хасан более не видит причин считаться с чьим-либо авторитетом. Лишь один есть ему указ: «Аллах - нет божества, кроме Него, - живой, сущий!» (3, 1). Людей же он привык побеждать.

Он подсылает к своим врагам агентов. Те запугивают жертву, угрожая или мучая её. Так, поутру человек мог проснуться и заметить кинжал, воткнутый в пол рядом с кроватью. К кинжалу прилагалась записка, гласившая, что в следующий раз его остриё врежется в обречённую грудь. После такой недвусмысленной угрозы предполагаемая жертва обычно вела себя «тише воды, ниже травы». Если противилась, её ждала смерть.

Покушения были подготовлены до мелочей. Убийцы не любили спешить, готовя всё исподволь и постепенно. Они проникали в свиту, что окружала будущую жертву, старались завоевать её доверие и выжидали месяцами. Самое удивительное, что они нисколько не заботились о том, как выжить после покушения. Это тоже превращало их в идеальных убийц.

Ходили слухи, что будущих «рыцарей кинжала» вводили в транс и пичкали наркотиками. Так, Марко Поло, побывавший в Персии в 1273 г., рассказывал позднее, что молодого человека, выбранного в убийцы, одурманивали опиумом и относили в чудесный сад. «Там произрастали лучшие плоды… В родниках текли вода, мёд и вино. Прекрасные девы и благородные юноши пели, танцевали и играли на музыкальных инструментах». Всё, что могли пожелать будущие убийцы, мигом сбывалось. Через несколько дней им снова давали опиум и уносили из дивного вертограда. Когда же они пробуждались, им говорили, что они побывали в Раю - и могут тотчас вернуться туда, если убьют того или иного врага веры.

Никто не знает, правдива ли эта история. Верно лишь то, что сторонников Хасана называли также «Haschischi» - «вкушающие гашиш». Быть может, наркотик гашиш и впрямь играл определённую роль в ритуалах этих людей, однако имя могло иметь и более прозаическое объяснение: в Сирии всех безумцев и сумасбродов именовали «гашишами». Это прозвище перешло в европейские языки, превратившись здесь в пресловутое «ассасины», коим награждали идеальных убийц. История же, рассказанная Марко Поло, пусть отчасти, но несомненно верна. Ещё и сегодня мусульмане-фундаменталисты убивают своих жертв ради того, чтобы побыстрее оказаться в Раю, обещанном тем, кто пал смертью мученика.

Власти реагировали на убийства очень жёстко. Их соглядатаи и ищейки бродили по улицам и сторожили у городских ворот, высматривая подозрительных прохожих; их агенты врывались в дома, обыскивали комнаты и допрашивали людей - всё было напрасно. Убийства продолжались.

В начале 1124 г. Хасан ибн Саббах тяжело заболел «и в ночь на 23 мая 1124 г., - саркастично пишет арабский историк Джувейни, - он рухнул в пламя Господне и скрылся в Его аду». На самом деле кончине Хасана более подобает благостное слово «усоп»: он умер спокойно и в твёрдом убеждении, что вершил правое дело на грешной Земле.

Преемники Хасана продолжили его дело. Им удалось расширить своё влияние на Сирию и Палестину. Тем временем там произошли драматичные перемены. На Ближний Восток вторглись крестоносцы из Европы; они захватили Иерусалим и основали своё королевство. Век спустя курд Саладин сверг власть халифа в Каире и, собрав все силы, ринулся на крестоносцев. В этой борьбе ещё раз отличились ассасины.

Их сирийский вождь, Синан ибн Салман, или «Старец горы», слал убийц в оба сражавшихся друг с другом лагеря. Жертвами убийц стали и арабские князья, и Конрад Монферратский, король Иерусалима. По словам историка Б. Куглера, Конрад «вызвал против себя месть фанатической секты, ограбив один ассасинский корабль». От клинка мстителей был обречён пасть даже Саладин: лишь по счастливой случайности он пережил оба покушения. Люди Синана посеяли такой страх в душах противников, что те и другие - арабы и европейцы - покорно платили ему дань.

Впрочем, некоторые враги осмелели до того, что стали смеяться над приказами Синана или по-своему толковать их. Некоторые даже предлагали Синану спокойно слать убийц, ибо это ему не поможет. Среди смельчаков были рыцари - тамплиеры (храмовники) и иоанниты. Для них кинжалы убийц были не так страшны ещё и потому, что главу их ордена мог немедленно заменить любой из их помощников. На них было «не напастись убийц».

Напряжённая борьба кончилась поражением ассасинов. Их силы постепенно таяли. Убийства прекратились. Когда в XIII в. в Персию вторглись монголы, вожди ассасинов покорились им без боя. В 1256 г. последний правитель Аламута, Рукн аль-Дин, сам привёл монгольскую армию к своей крепости и покорно наблюдал, как твердыню сравнивают с землёй. После этого монголы расправились с самим правителем и его свитой. «Его и его спутников растоптали ногами, а затем их тела рассекли мечом. Так, от него и его племени не осталось более и следа», - сообщает историк Джувейни.

Его слова неточны. После гибели Рукна аль-Дина остался его ребёнок. Он и стал наследником - имамом. Современный имам исмаилитов - Ага-хан - прямой потомок этого малыша. Покорные ему ассасины давно уже не напоминают коварных фанатиков и убийц, рыскавших по всему мусульманскому миру тысячу лет назад. Теперь это - мирные люди, и кинжал их - более не судья.

Из книги Все обо всем. Том 3 автора Ликум Аркадий

Кто такие позвоночные? Как вы полагаете: есть ли что-нибудь, что объединяет воробья, акулу, питона, лягушку, собаку и человека? Вы правы, если ответили на этот вопрос утвердительно, потому что такой общий для всех вышеперечисленных существ признак имеется. Заключается он в

Из книги Преступники и преступления. С древности до наших дней. Заговорщики. Террористы автора Мамичев Дмитрий Анатольевич

Кто такие неандертальцы? Чтобы понять, как происходило развитие человека, ученые тщательно изучают все, что осталосьот первобытных людей: орудия труда и охоты, посуду, скелеты и т. д. В 1856 году в известняковой пещере, расположенной в долине реки Неандер в Германии, были

автора Холл Аллан

Кто такие виги? Слово «виг» происходит от шотландского «виггамор». Так называли бедных крестьян, не желавших мириться с английским владычеством в Шотландии и отчаянно боровшихся за свою независимость. К концу правления короля Чарльза Второго в английском парламенте

Из книги Преступления века автора Бланделл Найджел

ИСМАИЛИТЫ И АССАСИНЫ Исмаилизм, - ныне одна из мусульманских сект, особенно распространенная в Персии и в Пакистане, - зародился в восьмом столетии, как особое направление в исламе, и вначале носил характер скорее политической партии, чем религиозной секты. Среди

Из книги Я познаю мир. Ботаника автора Касаткина Юлия Николаевна

КТО ТАКИЕ АССАСИНЫ? Ассасины - этим словом во многих странах называют коварных исполнителей заранее спланированных, тщательно подготовленных убийств. Оно происходит от арабского "хашашин" - "опьяненный гашишем". Так на Ближнем Востоке прозвали членов секты

Из книги Мир животных автора Ситников Виталий Павлович

Из книги Рок-энциклопедия. Популярная музыка в Ленинграде-Петербурге, 1965–2005. Том 3 автора Бурлака Андрей Петрович

Такие разные, такие похожие Растения, грибы, лишайники, бактерии, вирусы, простейшие – все они так сильно отличаются друг от друга, что на первый взгляд кажется – между ними нет ничего общего. Ну, по крайней мере, в одном эти организмы сходны – все они являются живыми

Из книги автора

Кто такие навозники? Самую многочисленную группу насекомых составляют жуки. Всего их имеется более 250 тысяч видов, и один из наиболее интересных – навозные жуки, или просто навозники. Они названы так потому, что живут в основном в помете копытных млекопитающих, например

Из книги автора

Кто такие головастики? Летом в прудах и озерах плавают крошечные круглые существа с хвостиком. Это и есть головастики, которых назвали так за то, что они почти что целиком состоят из головы. Но к концу лета головастиков становится все меньше и меньше, пока они совсем не

Из книги автора

Кто такие насекомоядные? Само название уже говорит о том, что на Земле существуют животные, которые в основном питаются насекомыми. В большинстве случаев эти животные совсем не похожи между собой, но ученые объединяют их по одному общему признаку и относят к группе

Из книги автора

Кто такие изюбры? Все животные, живущие на земном шаре, принадлежат к определенному семейству, группе или отряду. Изюбры относятся к большому семейству оленей, Своими ветвистыми рогами, строением тела они напоминают других своих близких родственников – северных оленей и

Из книги автора

Кто такие термиты? Многие считают термитов разновидностью муравьев, и они внешне немного напоминают этих насекомых. Их так и называют «белые муравьи» из-за белого цвета и из-за того, что они так же, как и муравьи, живут большими колониями. Но термиты не муравьи и совершенно

Из книги автора

Кто такие броненосцы? Само название «броненосец» вызывает в представлении образ сильного мощного животного. Но этого не скажешь, если посмотреть на броненосцев вблизи и понаблюдать за тем, как они живут. Свое название броненосцы получили по трем костным пластинам, одна

Из книги автора

ТАКИЕ ЖЕ Вопреки своему названию, ТАКИЕ ЖЕ, питерская бит-группа второй половины 60-х, никогда не стремилась походить на других, играла тяжелый и жесткий ритм-энд-блюз своих британских современников-модов, как и они, старалась зрелищно выглядеть на сцене и участвовала

Секта ассасинов. История создания, интересные факты

Ассасины это таинственная секта, о существовании которой ходят легенды. У этих легенд имеются вполне конкретные исторические корни…

Секта ассасинов прославилась коварными убийствами, однако ее основателем был человеком, бравшим крепости, не проливая ни капли крови. Это был тихий, учтивый юноша, внимательный ко всему и охочий до знаний. Он был мил и приветлив, и он сплел цепь зла.

Звали этого юношу Хасан ибн Саббах. Именно он был основателем тайной секты ассасинов, чье название и теперь считается синонимом коварного убийства. Ассасины это - организации, которая готовила убийц. Они расправлялись с каждым, кто был противен их вере или ополчался на них. Они объявляли войну всякому, мыслившему иначе, запугивали его, угрожали, а то без долгой канители убивали.

Основатель секты ассасинов Хасан ибн Саббах

Хасан родился около 1050 года в небольшом персидском городке Кум. В скором времени после его рождения родители перебрались в городок Райи, располагавшийся близ современного Тегерана. Там юный Хасан получил образование и уже «с младых лет», писал он в своей автобиографии, дошедшей до нас только в отрывках, «воспылал страстью ко всем сферам знаний». Более всего он хотел проповедовать слово Аллаха, во всем «храня верность заветам отцов. Я никогда в жизни не усомнился в учении ислама; я неизменно был уверен в том, что есть всемогущий и вечносущий Бог, Пророк и имам, есть дозволенные вещи и запретные, небо и ад, заповеди и запреты».

Ничего не могло поколебать эту веру вплоть до того дня, когда 17-ти летний студент познакомился с профессором по имени Амира Зарраб. Тот смутил чуткий ум юноши следующей неприметной, казалось бы, оговоркой, которую раз за разом повторял: «По сему поводу исмаилиты полагают…» Вначале Хасан не уделял внимания этим словам: «Я считал учение исмаилитов философией». Более того: «Что они изрекают, противно религии!» Он давал это понять своему учителю, но никак не умел возразить его аргументам. Всячески молодой человек противился семенам странной веры, высеваемым Заррабом. Но тот «опровергал мои верования и подтачивал их. Я не признавался ему в этом открыто, но в моем сердце его слова нашли сильный отклик».

В конце концов, произошел переворот. Хасан тяжело заболел. Мы не знаем подробно, что могло произойти; известно только, что по выздоровлении Хасан отправился в обитель исмаилитов в Райи и поведал, что хочет перейти в их веру. Так, Хасан сделал первый шаг по стезе, приведшей его и его учеников к преступлениям. Путь к террору был открыт.

Когда Хасан ибн Саббах родился, власть фатимидских халифов уже заметно пошатнулась - она, можно сказать, была в прошлом. Но исмаилиты верили, что только они - подлинные хранители идей Пророка.

Итак, международная панорама была такой. В Каире правил исмаилитский халиф; в Багдаде - суннитский халиф. Оба они ненавидели друг друга и вели ожесточенную борьбу. В Персии же - то есть в современном Иране - жили шииты, которые знать ничего не хотели о властителях Каира и Багдада. Кроме этого, с востока пришли сельджуки, захватив значительную часть Западной Азии. Сельджуки были суннитами. Их появление нарушило хрупкое равновесие между тремя важнейшими политическими силами ислама. Теперь верх начали брать сунниты.

Хасан не мог не знать, что, становясь сторонником исмаилитов, он выбирает долгую, нещадную борьбу. Враги станут грозить ему отовсюду, со всех сторон. Хасану было 22 года, когда в Райи приехал глава исмаилитов Персии. Юный ревнитель веры понравился ему и был направлен в Каир, в цитадель власти исмаилитов. Возможно, этот новый сторонник окажется очень полезным братьям по вере.

Но прошло целых шесть лет, пока Хасан в конце концов не отбыл в Египет. В эти годы он не терял времени зря; он стал известным проповедником в кругах исмаилитов. Когда в 1078 году он все же приехал в Каир, его встречали с почтением. Но увиденное ужаснуло его. Халиф, которого он почитал, оказался марионеткой. Все вопросы - не только политические, но и религиозные - решал везир.

Может быть, Хасан поссорился со всемогущим везиром. По крайней мере нам известно, что через три года Хасана арестовали и выслали в Тунис. Но корабль, на котором его везли, потерпел крушение. Хасан спасся и вернулся на родину. Злоключения расстроили его, но он твердо держался клятвы, данной халифу.

Хасан задумал сделать Персию оплотом исмаилитской веры. Отсюда ее сторонники поведут сражение с мыслящими иначе - шиитами, суннитами и сельджуками. Надо было только выбрать плацдарм для будущих военных успехов - место, откуда можно начать наступление в войне за веру. Хасан выбрал крепость Аламут в горах Эльбурса на южном побережье Каспийского моря. Правда, крепость была занята совсем другими людьми, и этот факт Хасан расценил как вызов. Вот тут впервые проявилась типичная для него стратегия.

Хасан ничего не доверил воле случая. Он направил миссионеров в крепость и окрестные селения. Тамошний люд привык ожидать от власти лишь худшего. Потому проповедь свободы, принесенная странными посланниками, нашла быстрый отклик. Даже комендант крепости радушно приветил их, но то была видимость - обман. Под неким предлогом он отослал из крепости всех людей, верных Хасану, а после закрыл за ними ворота.

Фанатичный вождь исмаилитов был не намерен сдаваться. «После продолжительных переговоров он вновь велел их (посланников) впустить, - вспоминал Хасан свою борьбу с комендантом. - Когда он снова приказал им уйти, они отказались». Тогда, 4 сентября 1090 года, сам Хасан тайком проник в крепость. Через несколько дней комендант понял, что справиться с «непрошеными гостями» он не в силах. Он добровольно оставил свой пост, и Хасан подсластил расставание долговым обязательством.

С этого дня Хасан не сделал ни шагу из крепости. Он провел там 34 года - до самой смерти. Он даже не покидал своего дома. Он был женат, обзавелся детьми, но и теперь по-прежнему вел жизнь отшельника. Даже его злейшие враги среди арабских биографов, непрестанно черня и пороча его, неизменно упоминали, что он «жил, как аскет, и строго соблюдал законы»; тех же, кто нарушал их, карал. Он не делал исключений из этих правил. Так, он повелел казнить одного из своих сыновей, застав его за распитием вина. Другого сына Хасан приговорил к смерти, когда заподозрил его в причастности к убийству одного проповедника.

Хасан был строгим и справедливым до полнейшего бессердечия. Его сторонники, видя такую неуклонность в поступках, были преданы Хасану всем сердцем. Многие мечтали стать его агентами или проповедниками, и были эти люди ему «глазами и ушами», которые доносили все, что происходило за стенами крепости. Он с вниманием выслушивал их, молчал, а, простившись с ними, долго сидел в своей комнате, строя страшные планы. Их диктовал холодный ум и оживляло пылкое сердце. Был он, по отзывам людей, его знавших, «проницательным, искусным, сведущим в геометрии, арифметике, астрономии, магии и других науках».

Одаренный мудростью, он жаждал силы и власти. Власть необходима была ему, чтобы претворять в жизнь слово Аллаха. Сила и власть могли повергнуть к его ногам целую державу. Он начал с малого - с покорения крепостей и селений. Из сих лоскутков он кроил себе покорную страну. Он не спешил. Вначале он убеждал и увещевал тех, кого хотел взять приступом. Но если они не открывали ему ворот, прибегал к оружию.

Ассасины – таинственная секта

Его держава разрасталось. Под его властью находилось уже около 60 тыс. человек. Но этого было мало; он все рассылал своих эмиссаров по стране. В одном из городов, в Саве, к югу от нынешнего Тегерана, впервые свершилось убийство. Его никто не замышлял; скорей оно было вызвано отчаянием. Власти Персии не любили исмаилитов; за ними зорко следили; за наименьшую провинность жестоко карали.

В Саве сторонники Хасана пытались переманить на свою сторону муэдзина. Тот отказался и стал грозить пожаловаться властям. Тогда его убили. В ответ был казнен вожак этих скорых на расправу исмаилитов; его тело проволокли по базарной площади в Саве. Так приказал сам Низам аль-Мульк, везир сельджукского султана. Этот случай всколыхнул сторонников Хасана и развязал террор. Убийства врагов планировали и прекрасно организовали. Первой жертвой был жестокий везир.

«Убийство сего шайтана возвестит блаженство», - объявил Хасан своим правоверным, поднявшись на крышу дома. Обратившись к внимавшим, он спросил, кто готов освободить мир от «сего шайтана» Тогда «человек по имени Бу Тахир Аррани положил руку на сердце, изъявив готовность», сказано в одной из исмаилитских хроник. Убийство произошло 10 октября 1092 г. Только Низам аль-Мульк покинул комнату, где принимал гостей, и поднялся в паланкин, чтобы пройти в гарем, как вдруг ворвался Аррани и, обнажив кинжал, в бешенстве бросился на сановника. Поначалу опешив, стражи метнулись к нему и убили на месте, но поздно - везир был мертв.

Весь арабский мир ужаснулся. В особенности негодовали сунниты. В Аламуте же радость обуяла всех горожан. Хасан повелел вывесить памятную таблицу и на ней выгравировать имя убитого; рядом же - имя святого творца мести. За годы жизни Хасана на этой «доске почета» появилось еще 49 имен: султаны, князья, цари, губернаторы, священники, градоначальники, ученые, писатели…

В глазах Хасана все они заслужили смерть. Хасан чувствовал свою правоту. Он укреплялся в этой мысли тем сильней, чем ближе подходили войска, посланные, чтобы истребить его и его сторонников. Но Хасан успел собрать ополчение, и оно смогло отразить все атаки врагов.

Он подсылал к своим врагам агентов. Те запугивали жертву, угрожали или мучили ее. Так к примеру, поутру человек мог проснуться и увидеть кинжал, воткнутый в пол рядом с кроватью. К кинжалу прилагалась записка, в которой было сказано, что в следующий раз его острие врежется в обреченную грудь. После такой прямой угрозы предполагаемая жертва как правило вела себя «тише воды, ниже травы». Если противилась, ее ждала смерть.

Покушения планировали до мелочей. Убийцы не спешили, готовя все исподволь и постепенно. Они проникали в свиту, окружающую будущую жертву, пытались завоевать ее доверие и выжидали месяцами. Самое удивительное, что они совершенно не заботились о том, как выжить после покушения. Это также превращало их в идеальных убийц.

Поговаривали, что будущих «рыцарей кинжала» вводили в транс и пичкали наркотиками. Так, Марко Поло, побывавший в Персии в 1273 году, рассказывал поздней, что молодого человека, выбранного в убийцы, одурманивали опиумом и относили в чудесный сад. «Там произрастали лучшие плоды… В родниках текли вода, мед и вино. Прекрасные девы и благородные юноши пели, танцевали и играли на музыкальных инструментах».

Все, что желали будущие убийцы, мигом сбывалось. Спустя несколько дней им вновь давали опиум и уносили из дивного вертограда. Когда же они пробуждались, им говорили, что они побывали в Раю - и могут тотчас вернуться туда, если убьют того или иного врага веры.

Никто не может сказать, правдива ли эта история. Верно только то, что сторонников Хасана называли также «Haschischi» - «вкушающие гашиш». Возможно, наркотик гашиш в действительности играл определенную роль в ритуалах этих людей, но имя могло иметь и более прозаическое объяснение: в Сирии всех безумцев и сумасбродов именовали «гашишами». Это прозвище перешло в европейские языки, превратившись здесь в пресловутое «ассасины», коим награждали идеальных убийц.

История же, рассказанная Марко Поло, пусть отчасти, но несомненно верна.

Власти реагировали на убийства очень жестко. Их соглядатаи и ищейки бродили по улицам и сторожили у городских ворот, высматривали подозрительных прохожих; их агенты врывались в дома, обыскивали комнаты и допрашивали людей - все было напрасно. Убийства не прекращались.

В начале 1124 года Хасан ибн Саббах тяжело заболел «и в ночь на 23 мая 1124 года, - саркастично писал арабский историк Джувейни, - он рухнул в пламя Господне и скрылся в Его аду». В действительности кончине Хасана более подобает благостное слово «усоп»: он умер спокойно и в твердом убеждении, что вершил правое дело на грешной Земле.

Ассасины после смерти основателя секты

Преемники Хасана продолжили его дело. Они смогли расширить свое влияние на Сирию и Палестину. Тем временем там произошли драматичные перемены. На Ближний Восток вторглись крестоносцы из Европы; они захватили Иерусалим и основали свое королевство. Через столетие курд сверг власть халифа в Каире и, собрав все силы, ринулся на крестоносцев. В этой борьбе еще раз отличились ассасины.

Их сирийский вождь, Синан ибн Салман, или «Старец горы», слал убийц в оба сражавшихся друг с другом лагеря. Жертвами убийц становились и арабские князья, и Конрад Монферратский, король Иерусалима. По словам историка Б.Куглера, Конрад «вызвал против себя месть ассасинов, ограбив один их корабль». От клинка мстителей был обречен пасть даже Саладин: только по счастливой случайности он смог пережить оба покушения. Люди Синана посеяли такой страх в душах противников, что те и другие - арабы и европейцы - покорно платили ему дань.

Впрочем, некоторые из врагов осмелели до того, что начали смеяться над приказами Синана или по-своему толковать их. Некоторые даже предлагали Синану спокойно слать убийц, потому как это ему не поможет. Среди смельчаков были рыцари - Ордена тамплиеров (храмовники) и иоанниты. Для них кинжалы убийц были не так страшны еще и потому, что главу их ордена мог немедля заменить любой из их помощников. На них было «не напастись убийц».

Напряженная борьба закончилась поражением ассасинов. Их силы постепенно таяли. Убийства прекратились. Когда в XIII веке в Персию вторглись монголы, вожди ассасинов покорились им без боя. В 1256 году последний правитель Аламута, Рукн аль-Дин, сам привел монгольскую армию к своей крепости и покорно наблюдал, как твердыню сравнивают с землей. После этого монголы расправились с самим правителем и его свитой. «Его и его спутников растоптали ногами, а затем их тела рассекли мечом. Так, от него и его племени не осталось более и следа», - пишет историк Джувейни.

Его слова неточны. После гибели Рукна аль-Дина остался его ребенок. Он и стал наследником - имамом. Современный имам исмаилитов - Ага-хан - прямой потомок этого малыша. Покорные ему ассасины давно уже не напоминают коварных фанатиков и убийц, рыскавших по всему мусульманскому миру тысячу лет назад…

Влияние ассасинов на историю огромно. Великолепные воины, они были "средневековым спецназом", довели до совершенства методы вербовки и разведки, по их примеру строились тайные ордена Европы.

Средневековая утопия

Аламутское государство, в котором зародился орден ассасинов, представляло собой своего рода утопию средневекового мира. Его основатель, полководец и проповедник ибн Саббах смог уже в XI веке свести на нет разницу между богатыми и бедными. Ведя сам аскетический образ жизни, он наложил строжайший запрет на все проявления роскоши: пиры, охоты, наряды. Любое непослушание каралось смертью, что не обошло даже его собственного сына, на которого пало подозрение на несоблюдение законов.

Все государство низаритов, которое простиралось на территории Персии, Сирии, Ирана и Ирака, беспрекословно подчинялось одному человеку, который по совместительству был еще и духовным вождем. Согласно его доктрине, познание бога разумом и мышлением невозможно. Познания можно достичь только личным поучением истинного имама, который был якобы известен лишь Саббаху. Те, кто его не признавали, согласно учению, попадали в ад. Никакие другие мусульмане за исключением исмаилитов не имели право на спасение, поскольку познавали религию разумом.

Несмотря на свою простоту, программа ибн Саббаха идеально прижилась в арабском обществе XI века. Она не подразумевала религиозных диспутов и требовала только одного – безграничного послушания имаму, за что глубоко верующим обещали райские кущи. Понять идеологию ибн Саббаха мог даже неграмотный крестьянин. Она освобождала от необходимости думать и принимать решения. Она утверждала, что вождь знает окончательную и абсолютную истину. Она оказалась настолько удачной, что небольшое государство, построенное на ее постулатах, продержалось до середины XIII века, пав лишь под копытами монгольской конницы.

Пионеры в вербовке

По сути, ассасины были «средневековым спецназом», которые занимались сбором информации, а также расправлялись с невыгодными правителю государства низаритов – ибн Саббаху политическими деятелями. На религиозных ценностях, где имам – вождь исмаилитов, обожествлялся, а его слова принимались за проявление божественного разума, Саббаху удалось создать орден своих фанатичных последователей, готовых по первому приказу исполнить любое поручение господина, вплоть до счетов с жизнью. Это была армия низаритов, которая, несмотря на свою малочисленность, держала соседние страны в постоянном страхе.
Именно ассасины одними из первых освоили и ввели понятие вербовки – им удавалось заполучить агентов в высших эшелонах власти соседних государств. Вступающему в разведывательные структуры внушалось, что на него возложена великая миссия, пред которой меркнут все мирские соблазны и страхи. Естественно, для того, кто становился ассасином, путь назад был заказан.

Одурманенные раем

Историки отмечают, что ибн Саббах был настоящим мастером мистификаций, с помощью которых он демонстрировал свою полубожественную сущность. С помощью некоторых трюков ему удавалось добиваться полной преданности подчиненных ему ассасинов. Согласно рассказам Марко Поло, претендента в орден одурманивали (очевидно, опиумным маком), и тайком переносили в смоделированный «райский сад», где его ожидали «девственницы-гурии», обилие вина и угощения (после долгого изнурительного голодания). Гурии убеждали будущего хашашшина смертника, в том, что он попал в рай, и сможет сюда вернуться, лишь если падет в бою с неверными.
После его вновь одурманивали и возвращали в реальный мир, который для побывавшего в раю терял всякую ценность. Все дальнейшие стремления и мечты ассасина были подчинены единственному желанию вновь оказаться в объятиях райских дев. Стоит обратить внимание, что речь идет об XI веке, когда за любое прелюбодеяние могли казнить, а для тех многих малоимущих людей, кто был не в состоянии заплатить калым за невесту, женщины были недосягаемой роскошью.
На случай если райские кущи не одурманивали претендента в орден, у ибн Саббаха были и другие козыри в рукаве. Так, источники упоминают о его фокусе с говорящей отрубленной головой – в одном из залов Аламутской крепости было установлено медное блюдо с вырезанной по центру окружностью. По приказу Саббаза, ассасин прятался в яме, просовывал голову через отверстие, и демонстрировал якобы отсеченную голову. Затем в зал приглашали молодых адептов, при виде которых «мертвая голова» резко «оживала» и начинала говорить. Будущим ассасинам дозволялось задавать вопросы относительно их спасения и рая, на что голова давала вполне оптимистические прогнозы. Для придания фокусу большей достоверности, после обряда, «актера» убивали, отсекали и голову и на следующий день демонстрировали ее у ворот крепости.

О мистической власти Хасана ибн Саббаха упоминали в своих воспоминаниях и европейцы. Так, один из европейских послов после посещения Аламута писал: «Желая продемонстрировать фанатичную преданность своих солдат, Хасан сделал едва заметный взмах рукой и несколько стражников, стоявших на крепостных стенах, по его приказу незамедлительно сбросились в глубокое ущелье…».

Узкоспециализированный спецназ

Несмотря на свою малочисленность, ассасины уменьшали свои потери за счет четкого разделения обязанностей и ареала действий. Каждого смертника готовили для работы в каком-то одном регионе. Он должен был в идеале владеть языком и знанием культуры того государства, в котором его могли задействовать. Помимо этого, солдат владел всеми доступными видами оружия, обладал необычайной выносливостью, а также пользовался правом вседозволенности во имя достижения священной цели. Истории известен уникальный пример, когда для убийства одного из европейских князей, слывшего ярым католиком, Хасан приказал нескольким ассасином обратиться в христианство. Они прошли обряд крещения и спустя некоторое время прослыли ярыми католиками, ревностно соблюдавшими все посты. Они проводили долгие часы в молитвах, отпускали пожертвования, принимали страждущих. В конце концов, даже стража храма стала относиться к ним, как к смиренным послушникам. Чем они и воспользовались – во время одного из богослужений, одному из них удалось приблизиться к своей жертве и убить ее ударом кинжала.

Отцы конспирологии

Орден ассасинов, который был знаком крестоносцам не понаслышке, со своей строго иерархией, намеренно окутанный тайной, стал моделью для многочисленных тайных орденов на Западе. После долгих испытаний, которые должен был пройти кандидат в адепты – терпеливое ожидание, голод, «промывку мозгов», он получал статус «фидаина» – рядового исполнителя смертных приговоров. Если судьба была к нему благосклонна, и он не погибал в течение нескольких лет, его повышали до старшего рядового – «рафика». Далее шли «да-и», через которых «Старец Горы» (сам ибн Саббах) передавал солдатам свою волю. Самой высшей ступенью карьерной лестницы ассасина был статус «дай аль-кирбаль», которые подчинялись самому таинственному владыке (или великому магистру у крестоносцев) - Старцу Горы, шейху Хасану ибн Саббаху.

Впоследствии, европейские ордены подражая ассасинам, переняли у них не только жесткую дисциплину и принципы повышения, но и некоторые эмблемы и символы.