Интерпретация и операционализация основных понятий и переменных. Интерпретация и операционализация основных понятий

Интерпретация и операционализация основных понятий и переменных. Интерпретация и операционализация основных понятий
Интерпретация и операционализация основных понятий и переменных. Интерпретация и операционализация основных понятий

Теоретическая и эмпирическая интерпретация понятий. Важной процедурой в социологическом исследовании является сопоставле­ние теоретических- положений- с эмпирическими данными в целях: дальнейшего эмпирического обоснования гипотез. Для решения этих задач используются специальные логические операции.

Раскрытие содержания понятия может быть полным только в том случае, если его интерпретация ведется в двух направлениях: сопоставление данного понятия с другими понятиями (теоретиче­ская интерпретация понятия) и сопоставление его с данными наблюдения и эксперимента, т. е. с эмпирическими данными (эмпирическая интерпретация понятия); В первом случае раскрывается теоретическое содержание понятия, во втором -эмпирическое.

Эмпирическая интерпретация понятий представляет собой специфическую процедуру поиска эмпирических значений теоретиче­ских терминов.

Прямой эмпирической интерпретации, через правила обозначе­ния, подвергаются не все элементы теоретической системы, а только отдельные термины и предложения, которые -выступают в качестве представителей системы в целом. Остальные термины и предложения системы получают косвенную эмпирическую интерпретацию. Косвенная интерпретация осуществляется при помощи логических связей (через правила вывода) терминов и предло­жений системы с непосредственно интерпретируемыми терминами и предложениями.

Одним из правил обозначения является операциональное определение. Операциональное определение - это раскрытие значения теоретического понятия через указание той экспериментальной опе­рации, результат которой, доступный эмпирическому наблюдению.или измерению, свидетельствует о наличии явления, выраженного

в понятии. В простейшем случае - это указание эмпирического по­казателя, свидетельствующего о наличии или отсутствии явления, выраженного в теоретическом понятии. Часто операциональные определения формулируются в виде определенных количественных зависимостей.

С онтологической точки зрения эмпирический показатель пред­ставляет собой наблюдаемое и измеряемое явление, которое используется для того, чтобы указать на наличие другого явления, недоступного для прямого наблюдения и измерения. Наблюдение и из­мерение, таким образом, осуществляются через систему специально.разработанных эмпирических показателей, которые позволяют со­поставить теоретические положения с эмпирическими данными. Такая система разрабатывается в рамках отдельного социологиче­ского исследования и непосредственно связана с его целями и задачами. Так, социологическое понятие отношение к труду нель­зя подвергнуть прямой эмпирической интерпретации. Оно может быть интерпретировано лишь косвенным путём. Его можно разло­жить па три компонента, которые являются промежуточными по­нятиями на пути к прямой интерпретации: отношение к труду как к ценности, отношение к своей профессии, отношение к данной работе на данном предприятии.. Последнее из этих понятий - отношение к работе - также можно разложить на ряд характери­стик. Это объективные характеристики отношения к работе (про­изводительность труда, трудовая инициатива, трудовая дисциплина) и субъективные характеристики отношения к работе (ценностные ориентации личности, структура и иерархия мотивов деятельности, состояние удовлетворенности работой). Эти понятия уже можно подвергнуть прямой эмпирической интерпретации через операцио­нальные определения.

Для каждого понятия можно указать эмпирические показатели и систему исследовательских средств для их фиксации. Например, эмпирический показатель ценностных ориентации - мнение - фик­сируется при помощи опроса (интервью, анкеты), а показатель инициативности - число рационализаторских предложений - фик­сируется путем простого подсчета. Таким образом, выбор эмпири­ческого показателя зависит как от интерпретируемого понятия, так и от тех исследовательских средств (приборов наблюдения и из­мерения), которыми располагает социолог.

Граница операциональных определений. Операциональные опре­деления не отражают всего значения теоретического термина соци­ологической теории. Более того, не все понятия поддаются опера­циональному определению даже частично. Одно и то же теоретиче­ское понятие может получить несколько эмпирических интерпре­таций. Это значит, что оно имеет различные операциональные кри­терии применения, работающие в разных- исследовательских ситуациях. Само по себе теоретическое понятие имеет некоторое независимое от операциональных определений и невыражаемое в них значение.

Исходные понятия, с которыми, как правило, имеют дело социологи, уже как-то определены посредством неоперациональных оп­ределений. Последние их только дополняют, давая возможность приступить к исследованию. Особенность операциональных опреде­лений заключается в том, что они ограничены областью чувствен­ных данных наблюдения и эксперимента. В этом их достоинство и недостаток. Достоинство в том, что они дают возможность исследо­вателю опереться на наблюдение и эксперимент как особые виды научной практики. А недостаток в том, что они не раскрывают всего содержания научных понятий и должны быть дополнены другими определениями.

Операционализация понятий в социологическом исследовании. О перационализация понятий - это специфическая научная проце­дура установления связи между концептуальным аппаратом иссле­дования и его методическим инструментарием. Это не только пере­ход от одного типа знания к другому, теоретического к эмпириче­скому, но и переход от одного средства получения знания к дру­гому, от концептуального аппарата исследования к его методиче­скому инструментарию.

Независимо от предмета исследования, будь то управление и планирование, социальное развитие трудового коллектива, социаль­ная структура советского общества, профессиональная ориентация молодежи, общественное мнение или образ жизни, любая програм­ма, связанная с приложением методов измерения и эксперимента, будет требовать проведения процедуры операционализации. Более того, указанная процедура является обязательным условием построения системы социальных показателей - исключительно важной для социологов задачи, связанной с решением практических задач планирования и прогнозирования социальных явлений и процессов

Операционализация понятий не тождественна операциональным определениям. Операциональное определение - это прежде всего-логическая процедура, указание эмпирических значений теоретических смыслов, обязательная предпосылка эмпирического исследования, связанного с проверкой гипотезы, ее подтверждением и опровержением. Операционализация понятий включает в себя экспе­риментальную ситуацию и не является только логической процедурой. Это разработка новых средств фиксаций данных - индексов и шкал, то, что можно назвать методическим экспериментом. Это поиск эмпирических показателей, а не их использование.

Рассматриваемая процедура состоит из тех же операций, что и процедура построения инструмента исследования. Так, при постро­ении индекса осуществляются следующие операции: перевод поня­тия в показатели (используются как операциональные, так и неоперациональные определения, например описательные); перевод показателей в переменные (выбираются тип шкалы, и если воз­можно, единицы измерения); перевод переменных в индекс (выби­рается техника конструирования индекса); оценка индекса (произ­водится расчет индексов на надежность и обоснованность). Про­стейшим примером может служить индекс групповой сплоченности, представляющий собой отношение числа взаимных позитивных выборов к числу всех возможных выборов, сделанных в группе. Понятие групповой сплоченности определяется через эмпирически ре­гистрируемый показатель - взаимные выборы - и средство реги­страции - простой подсчет.

Многие социологи-практики представляют себе перевод понятий в показатели как перечисление полного набора признаков, характеризующих изучаемый объект. Иногда полагают, что результатом такого, перевода должна быть совокупность существенных признаков. Однако образовать систему эмпирических показателей - это вовсе не значит -найти совокупность признаков, хотя бы и сущест­венных.

Указанное истолкование.процедуры перевода понятий в показа­тели, во-первых, оставляет вне поля зрения проблему средств фик­сации признаков изучаемого объекта и тем самым не обеспечивает возможности сбора эмпирических данных, а во-вторых, значительно упрощает структуру часто довольно сложных социологических понятий, сводя её к набору признаков. Однако сформировать систему показателей - это значит указать не только эмпирические показа­тели (в роли которых в социологическом исследовании могут высту­пать- существенные или отличительные признаки), но и средства их фиксации - индексы и шкалы. Кроме того, для построения си­стемы показателей сложных социологических понятий требуется разработка промежуточной концептуальной модели, в которой каж­дая абстракция выступает не в виде совокупности отличительных признаков, а в виде совокупности существенных отношений.

Концептуальная модель. При построении концептуальной моде­ли социолог не всегда опирается на концепцию изучаемого объекта, тщательно разработанную на основе уже имеющейся теории. Мо­жет быть так, что теории еще нет и вопрос о ее создании только ставится. Тогда социолог может опираться на специально постро­енную им рабочую концепцию, которая в процессе дальнейшего исследования может несколько раз перестраиваться, прежде чем принять окончательный вид и выполнить функции теории. Кроме того, он может опираться на свои чисто интуитивные представле­ния, которые выявляются именно при построении концептуальной модели и в дальнейшем могут быть оформлены в рабочую концепцию.

Концептуальная модель состоит из промежуточных абстракций образующих определенную иерархию и опосредующих связь исход­ного понятия с системой показателей. Перевод исходного понятия в систему показателей осуществляется путем преобразования кон­цептуальной модели в операциональную, состоящую из эмпириче­ских показателей. Показатели в данном случае представляют собой идеальные объекты оперирования, замещающие реальные объекты оперирования - фрагменты действительности, наделенные экспери­ментальными функциями приборов-измерителей и представляющие изучаемый объект в исследовательской ситуации. Операциональная модель может быть преобразована в математическую, состоящую из классификационных, сравнительных или количественных пере­менных. Манипулируя, в процессе исследования операциональной и математической моделью, социолог получает данные, позволяю­щие расширить концептуальные представления об изучаемом объ­екте и тем самым осуществить обратную связь с исходным по­нятием.

Приведем пример из современной практики социологических исследований. Во всесоюзном, исследовании Показатели социаль­ного развития советского общества вводится концептуальная мо­дель, фиксирующая процессы социального развития общества зре­лого социализма по таким определяющим общностям, как промыш­ленный рабочий класс и инженерно-техническая интеллигенция. На этих объектах прослеживаются объективные законы функцио­нирования и развития социалистического общества и механизмы их действия.

Концептуальная модель предмета исследования является показателем его научной разработанности и обоснованности. Там, где исследователь исходит из содержательной концептуальной модели, достигаются и наиболее социологически значимые результаты.

Механизм действия социальных законов в конечном счете отра­жает взаимодействие всех базисных и- надстроечных факторов со­циалистического общества, его производительных сил и производ­ственных отношений (схема 2).

Развитие социальной структуры общества в условиях социализма есть управляемый планомерный процесс осуществляемый в рамках экономической, социальной, культурной политики государ­ства, определяемой на долгосрочную перспективу.

Социальная политика может оказывать как прямое, так и опосредованное воздействие на социальную структуру. Прямое воздей­ствие связано с крупными общественными преобразованиями и ве­дет к коренному изменению социальной природы и облика классов к социальных групп. Опосредованное воздействие осуществляется через планомерное и постепенное изменение всей системы произ­водственных, политических и идеологических отношений, которые обусловливают условия жизни и деятельности социалистических классов и социальных групп.

Систематически воздействуя на условия жизни и деятельности классов и социальных групп, общество оказывает существенное влияние на семью и личность, включенные в эти группы, хотя сте­пень и эффективность этого влияния зависят от множества индиви­дуальных факторов, и в первую очередь от системы потребностей и ориентации семьи, данного индивида.

Управление общественным развитием

Экономическая, социальная, культурная политика

Изменение социальной структуры общества

Производственные и другие общественные отношения

Производительные силы

Сближение классов и социальных групп

Социально-экономические, политические, культурные, образовательные условия

Технико-технологические и организационные условия производства

Общественные условия жизни, деятельности и мотивации социальных групп

Личность, условия жизни и деятельности. Система потребностей и ориентаций

СХЕМА 2

В процессе изменения социальной структуры и сближения об­щественных групп через развитие производительных сил и произ­водственных отношений можно выделить следующие направления: изменение содержания труда (его субъективного и объективного элементов - развитости самой рабочей силы, структуры рабочих позиций, технического базиса и функций труда); изменение обще­ственного характера труда (уменьшение социально-экономической неоднородности физического и умственного труда), изменение ус­ловий политической, культурной, образовательной деятельности социальных групп.

Система деятельности (материальной и духовной), условий дея­тельности (производственных и внепроизводственных), потребностей и оценок (ориентации) социальной группы образует в своей совокупности механизм, посредством которого социальная груши воспринимает планомерное воздействие общества и реагирует: на это воздействие.

На изменение социальной структуры, на усиление интеграцион­ных процессов оказывает воздействие планомерное развитие произ­водительных сил, материально-технической базы социалистического общества. Развитие материально-технической базы является состав­ной частью расширенного общественного воспроизводства, которое проявляется в форме развития и изменения технико-технологиче­ских условий труда.

Другим направлением воздействия является система обществен­ных отношений. В. И. Ленин различает материальные обществен­ные отношения и идеологические. К материальным относятся про­изводственные и бытовые отношения, к идеологическим - полити­ческие, культурные и другие отношения. На базе общественных отношений формируется целая совокупность социально-экономиче­ских и культурных условий жизнедеятельности.. Это прежде всего социально-экономические и морально-психологические условия тру­да, условия политической, внепроизводственной, культурной и иной деятельности.

Совокупность технико-технологических и социально-экономиче­ских условий труда, быта, культуры является фундаментом, на ко­тором базируется жизнедеятельность конкретной социальной группы. Условия жизни, сама деятельность и взаимосвязанные с ними со­циальные потребности группы охватывают в своей совокупности образ жизни классов или социальной группы.

Последним уровнем рассмотрения является личность с ее систе­мой потребностей и ориентации. Воздействие социалистического общества на личность опосредовано целой системой социально-эко­номических и технико-технологических условий, образом и качест­вом жизни общественной группы, на которую ориентируется личность. Удовлетворенность личности своим трудом и социальным положением определяется системой ее потребностей и ориентации и обусловливает, в свою очередь, механизм выбора профессии и со­циальной группы, пребывание в своем слое или перемещение в другие слои. В своей совокупности социальная активность индиви­дов проявляется в деятельности социальной группы, осуществляе­мой по трем направлениям - производственному, социально-поли­тическому и внепроизводственному (включающему быт, культуру и образование).

Деятельность социальной группы оказывает обратное воздействие на технико-технологические и социально-экономические усло­вия. Оно осуществляется:

а) на уровне самой группы как самоизменение производствен­ных, социальных, политических и культурных условий ее деятель­ности;

б) на уровне более крупного общественного разделения труда как изменение содержания физического и умственного труда;

в) на уровне социального воспроизводства как изменение технико-организационного содержания и социально-экономического характера труда конкретной социальной группы.

Социальное воспроизводство осуществляется при тесном взаимо­действии всех основных общественных процессов - экономических, демографических, политических и идеологических. Эти процессы, регулируемые системой социального управления, направлены на преодоление существенных социальных различий и всемерное раз­витие социальной интеграции.

Социальное развитие рабочего класса и интеллигенции выступа­ет как результирующий процесс социального управления и деятельности, социальной активности групп и индивидов, их измене­ния в процессе революционной практики коммунистического стро­ительства.

Иерархия показателей социального развития. Показатели функ­ционирования и развития общества составляют в своей совокупно­сти систему показателей социального планирования. Последняя подразделяется на показатели социальных целей (контрольные), показатели социальных средств и ресурсов, показатели социальной эффективности (итоговые). Эта же система может быть развернута по уровням управления и структурированности общества. Тогда она принимает следующий характер (схема 3).

    Управление развитием общества. Показатели целей (контрольные)

    Производительные силы и общественные отношения. Показатели средств

    Регионально-отраслевой уровень. Показатели ресурсов

    Уровень поселения (город – деревня), трудовой коллектив

Показатели общественных условий,

деятельности, мотивации

Показатели социального

развития на

уровнях коллектива,

региона, общества

    Итоговые показатели эффективности управления общественным развитием

СХЕМА 3

I. Управление развитием общества. На этом уровне принимают­ся решения о долгосрочных и среднесрочных (директивы съездов, законы планах экономического и социального развития) страте­гических целях развития общества. В директивных документах показатели целей развития формируются в количественном выра­жении как контрольные показатели на пятилетку в общесоюзном и региональных масштабах. ,

II. Уровень развития производительных сил и общественных отношений. Вся созидательная деятельность КПСС и Советского государства направлена на, планомерное и пропорциональное раз­витие научной материально-технической базы общества и объек­тивно сложившихся общественных отношений как основы функци­онирования, и развития классов и социальных групп. Исторический опыт свидетельствует, что в планомерности и пропорциональности развития производительных сил и соответствующих их уровню производственных и других общественных отношений - ключ к соци­альному развитию и прогрессирующему сближению Классов и групп. В концептуальной модели выделяются четыре категории: производительные силы (соотносимые с содержанием труда); про­изводственные отношения (соотносимые с характером труда, фор­мами, собственности разделением труда); бытовые отношения (соот­носимые с социальными типами семьи); другие общественные от­ношения (политические, правовые, образовательные, культурные и т. д.). По выделенным блокам группируются показатели средств развития, которые содержатся в общесоюзной статистике (такие, например, как степень механизации и автоматизации производства, распределение занятого населения по формам собственности, раз­деление классов и социальных групп по родам и видам занятий, их средний реальный -доход, бюджет их семей, участие в общественном управлении, уровень образования и культурного потребления и т.д.

III. Уровень регионально-отраслевого развития. На этом уровне вступают в типу не средние статистические показатели страны в делом, а дифференцированные по регионам и отраслям производ­ства. Эта дифференциация обусловлена исторически сложившейся я исторически преодолеваемой неравномерностью развития мате­риально-технической базы отраслей производства и социально-эко­номического, материально-бытового и культурно-образовательного развития регионов страны. Значительные отклонения дифференци­рованных показателей от показателей среднестатистического обще­союзного уровня требуют рассмотрения их в качестве показателей ресурсов развития, требующих либо значительной интенсификации, либо стабилизации. По каждому показателю ресурсов развития можно выделить три уровня - минимальный, средний (по Союзу) и максимальный (характерный для наиболее социально продвину­тых регионов страны). Движение во времени от минимального к максимальному уровню раскрывает, в строгом смысле слова, ресур­сы социального развития.

IV. Уровень поселений и трудовых коллективов. На этом уровне выделяются показатели: технико-организационного содержания труда (развитость рабочей силы, выраженная в квалификации и качестве подготовки к труду; требования рабочей позиции к расхо­дованию рабочей силы-физические и умственные; творческие и рутинные, организаторские и исполнительские затраты труда; технический базис труда - ручного, механизированного, автоматизи­рованного; функции труда по отношению к материальным или ин­формационным системам производства); социально-экономического содержания труда (заработная плата, общественные фонды); соци­ально-гигиенического содержания труда (комфортность среды, тя­жесть труда); социально-бытовых условий (потребление, жилье, структура внерабочего времени), политических и культурных усло­вий (общественно-политические, образовательные, культурные).

V. Уровень первичной социальной группы. На этом уровне (бри­гада, семья;) выделяются показатели условий деятельности и мотивации, раскрываемые в понятиях производственные, внепроизводственные, общественно-политические и культурно-образовательные условия деятельности и мотивации. Движение по уровням I - V представляет модель социального механизма опосре­дованного воздействия общества в целом на общественную группу вплоть до ее первичной ячейки. Эта модель обусловливает и соци­альное развитие группы, когда воздействие направлено на плано­мерное изменение всей совокупности производительных сил и об­щественных (материальных и идеологических) отношений.

VI. Уровень личности. Общественные отношения включают дей­ствия реальных личностей и складываются из них. Личность явля­ется связующим звеном между механизмом функционирования об­щественной группы и механизмом.развития социальной группы. Личность застает определенные общественные отношения и включается в них. Момент включения личности предполагает ее выбор, ее активность, ее перемещение по клеточкам социальной структуры. Изменения на уровне личности в процессе ее развития суммируются в изменениях на уровне социальной группы.

Структура ориентации личности складывается из ориентации на содержание труда, определяемых внешними объективными обстоятельствами и субъективными установками, активностью или мас­сивностью личности, творческими или.другими тенденциями, ори­ентацией либо преимущественно на общественный результат, либо преимущественно на личное продвижение и благополучие; по этим же основаниям можно различать ориентации в потреблении, обще­ственно-политической деятельности, культуре и образовании.

VII. Уровень развития социальной группы. Механизм целей, средств и ресурсов общественного воздействия на группу фокуси­руется в изменении структуры личности, ее системы потребностей и ориентации. Совокупным результатом этих воздействий и изме­нений является социальное развитие группы, которое проявляется как развитие ее Квалификационно-профессиональной структуры, улучшение материальных условий жизни, повышение социальной активности, подъем культурно-технического уровня.

VIII. Уровень развития и сближения социальных групп. Изме­нения характеристик социальных групп (VII уровень) агрегируются на этом уровне в более крупные показатели: показатели социальной структуры групп (вертикальной и горизонтальной) и ее изменений; показатели межгрупповых социальных перемещений; показатели степени сближения общественных групп и т. д.

IX. Уровень развития социальной структуры общества. Инте­гральные показатели развития и сближения социальных групп ха­рактеризуют изменение социальной структуры общества в целом, повышение социальной однородности.

X. Управление общественным развитием. Этот уровень является выходом, и входом всей динамической социальной системы зрелого социализма. На этом уровне накапливается и корректи­руется весь огромный опыт социального развития. С учетом итого­вых показателей эффективности развития вновь задаются или уточняются стратегические программные цели. От полноты показателей социального развития зависит эффективность работы и выс­шего уровня управления, и планирования на уровне региона, от­расли, поселения, трудового коллектива.

Важной процедурой в социологическом исследовании является сопоставление теоретических положений с эмпирическими данными в целях дальнейшего эмпирического обоснования гипотез. Для решения этих задач используются специальные логические операции.

Раскрытие содержания понятия может быть полным только в том случае, если его интерпретация ведется в двух направлениях: сопоставление данного понятия с другими понятиями (теоретическая интерпретация понятия ) и сопоставление его с данными наблюдения и эксперимента, т.е. с эмпирическими данными (эмпирическая интерпретация понятия ). Эмпирическая интерпретация понятий представляет собой специфическую процедуру поиска эмпирических значений теоретических терминов.

Прямой эмпирической интерпретации (через «правила обозначения») подвергаются не все элементы теоретической системы, а только отдельные термины и предложения, которые выступают в качестве представителей системы в целом. Остальные термины и предложения системы получают косвенную эмпирическую интерпретацию. Косвенная интерпретация осуществляется при помощи логических связей (через «правила вывода») терминов и предложений системы с непосредственно интерпретируемыми терминами и предложениями.

Одним из «правил обозначения» является операциональное определение. Операциональное определение - это раскрытие значения теоретического понятия через указание той экспериментальной операции, результат которой, доступный эмпирическому наблюдению или измерению, свидетельствует о наличии явления, выраженного в понятии. В простейшем случае - это указание эмпирического показателя, свидетельствующего о наличии или отсутствии явления, выраженного в теоретическом понятии. Часто операциональные определения формулируются в виде определенных количественных зависимостей.

Многие социологические понятия нельзя подвергнуть прямой эмпирической интерпретации. Они могут быть интерпретированы лишь косвенным путем. Так, понятие «отношение к труду» можно разложить на три компонента, которые являются промежуточными понятиями на пути к прямой интерпретации: отношение к труду как к ценности, отношение к своей профессии, отношение к конкретной работе на данном предприятии. Последнее из этих понятий - «отношение к работе» - также можно разложить на ряд характеристик. Это объективные характеристики отношения к работе (производительность труда, трудовая инициатива, трудовая дисциплина) и субъективные характеристики отношения к работе (ценностные ориентации личности, структура и иерархия мотивов деятельности, состояние удовлетворенности работой). Эти понятия уже можно подвергнуть прямой интерпретации через опреациональные определения.

Для каждого понятия можно указать эмпирические показатели и систему исследовательских средств для их фиксации. Например, эмпирический показатель ценностных ориентаций - мнение - фиксируется при помощи опроса (интервью, анкеты), а показатель инициативности - число предложений по совершенствованию функционирования организации применительно к выполняемой сотрудником работе - фиксируется путем простого подсчета. Таким образом, выбор эмпирического показателя зависит как от интерпретируемого понятия, так и о тех исследовательских средств, которыми располагает исследователь.

Операциональные определения не отражают всего значения теоретического термина. Более того, не все понятия поддаются операциональному определению даже частично. Одно и то же теоретическое понятие может получить несколько эмпирических интерпретаций. Это значит, что оно имеет различные операциональные критерии применения, работающие в разных исследовательских ситуациях.

Исходные понятия, с которыми, как правило, имеют дело исследователи, уже как-то определены посредством неоперациональных определений. В процессе проведения социологического исследования эти определения лишь дополняются конкретными характеристиками исходя из целей и задач исследования.

Независимо от предмета исследования, будь то управленческая деятельность, структура общества, профессиональная ориентация школьников, изменение уровня и качества жизни, любая программа, связанная с приложением методов измерения и эксперимента, будет требовать проведения процедуры операционализации.

Операционализация понятий не тождественна операциональным определениям. Операциональное определение - это, прежде всего, логическая процедура, указание эмпирических значений, теоретических смыслов, обязательная предпосылка эмпирического исследования, связанного с проверкой гипотезы, ее подтверждением и опровержением. Операционализация понятий включает в себя экспериментальную ситуацию и не является только логической процедурой. Это разработка средств фиксации данных - индексов и шкал.

Рассматриваемая процедура состоит из тех же операций, что и процедура построения инструмента исследования. Так при построении индекса осуществляются следующие операции: перевод понятия в показатели (используются как операциональные, так и неоперациональные определения, например, описательные); перевод показателей в переменные (выбирается тип шкалы, и если возможно, единицы измерения); перевод переменных в индекс (производится расчет индексов на надежность и обоснованность). Простейшим примеров может служить индекс групповой сплоченности, представляющий собой отношение числа взаимных позитивных выборов к числу всех возможных выборов, сделанных в группе. Понятие групповой сплоченности определяется через эмпирически регистрируемый показатель - взаимные выборы - и средство регистрации - простой подсчет.


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08

Основными понятиями в этой теме являются молодежь и отношение к культуризму.

Отношение - - проявление определенной позиции к кому-либо или чему-либо, эмоционально-волевая установка личности на что-нибудь, то есть выра­жение ее позиции.

Молодежь - - это специфическая социально-демографическая группа, пе­реживающая период становления, сознательной зрелости, вхождения в мир взрослых, адаптации к нему и будущего его обновления.


Структурная операционализация основных понятий.

Молодежь Отношение к культуризму
1 -и уровень структурной операционализации
1) специфическая социально-демографическая группа 1) положительное
2) период становления, социальной зрелости 2) отрицательное
3) период адаптации 3) нейтральное
4) психологические особенности
2-й уровень структурной операционализации
1.1 пол 1.1 увлечение
1 .2 возраст 1 .2 посредственное
1 .3 место проживания
1 .4 семейное положение
1.5 уровень обеспеченности
2.1 приобретение социального опыта 2.1 неприязнь
2.2 формирование трудовых мотиваций 2.2 вред для здоровья
3.1 формирование социальных устано­вок 3.1 все спортсмены одинаковы
3.2 формирование адаптированного поведения 3.2 незаинтересованность
4. 1 юношеский максимализм
4.2. мобильность
4.3 инициативность -
4.4 восприимчивость к новому
4.5 динамичность идеалов
4.6 отсутствие социального опыта
4.7 конформизм

Факторная операционализация ключевых понятий

Молодежь


Отношение к культуризму

1) мужской

2) женский

«возраст»

1) старшеклассники (16-18 лет)

2) студенты (18-23 лет)

3 работающая молодежь (23-30 лет)

«место проживания» 1)город 2) сельская местность


«увлечение»

1) участие в соревнованиях

2) посещение спортзала

«посредственное»

1) просмотр соревнований по ТВ

2) обсуждение с друзьями

«неприязнь»

1) плохие отзывы

2) неэстетичность спортсменов

«семейное положение»

1) неженат (не замужем)

2) женат (замужем)

3) гражданский брак

4) вдовец (вдова)

«уровень обеспеченности»

1) высокообеспеченный

2) среднеобеспеченный

3) уровень прожиточного минимума

4) ниже уровня прожиточного мини­
мума


«вред для здоровья»

1) физического

2) психического


«приобретение социального опыта» 1)труд

2) политическая жизнь

3) семейно-бытовая сфера


4) духовная сфера

5) психологическая сфера

«формирование трудовых мотиваций»

1) на труд в сфере госсобственности

2) смешанной

3) частной

4) собственное дело

5) случайный заработок

6) «не-работа»

«формирование социальных установок»

1) в сфере образования

2) в трудовой деятельности

3) в политической ориентации

4) адаптации к новым экономическим
условиям

5) на рынке труда и занятости

6) политическая активность

1. Личностные:

> возраст

> место проживания

> семейное положение

> уровень обеспеченности
^ информированность

2. Объективные

> общение с друзьями

> семейные традиции

3. Субъективные

> нравственные ценности

> состояние здоровья

Объект исследования

Объектом исследования является молодежь. Ограничение - возрастные рамки (16-30 лет).

Предмет исследования

Предмет исследования - изучение отношения молодежи к культуризму.

Цель исследования

Целью исследования является изучить отношение российской молодежи к культуризму.

Задачи исследования

1. Основная задача.

Основной задачей является изучение отношения российской молодежи к культуризму, выяснить, что думает молодежь по поводу экономической сторо­ны культуризма, степень ее информированности о культуризме; выяснить, яв­ляются ли культуристы, по мнению российской молодежи, настоящими спорт­сменами; а также их отношение к стероидам. Выяснить отношение к культури­стам.

2. Узнать мнение российской молодежи об экономическом аспекте куль­
туризма.

3. Выяснить, насколько хорошо российская молодежь информирована о
культуризме и спортсменах.

4. Выяснить отношение молодежи к стероидам и другим подобным пре­
паратам.

5. Выяснить предпочтения молодежи в литературе по данному вопросу.

Гипотезы исследования

а) гипотеза-основание (основная)

Эта гипотеза вытекает из основной задачи исследования.


Российская молодежь в целом неплохо относится к культуризму и к са­мим спортсменам-культуристам, при этом не отрицая экономическую сторону культуризма. Молодежь в общем неплохо информирована о культуризме. Культуристы, по мнению российской молодежи, являются настоящими спорт­сменами. Отношение к стероидам и другим подобным препаратам в целом от­рицательное. Предпочтения отдаются в основном иностранной литературе по данному вопросу;

б) гипотезы-следствия (косвенные)

Эти гипотезы вытекают из остальных задач исследования.

1. Отношение к культуристам в целом положительное. Молодежь с по­
ниманием относится к ним равно как и к другим спортсменам.

2. Экономический аспект культуризма неособенно интересует молодежь.
Исключение составляет работающая молодежь (23-30 лет), которая рекламиру­
ет свои товары и услуги.

3. Степень информированности о культуризме и спортсменах неплохая.
Некоторые даже осведомлены о различных методиках тренировок и интересу­
ются проблемами этого вида спорта.

4. Отношение к стероидам и подобным препаратам вполне определенное.
Молодежь считает неприемлемым их использование в связи с вредом, который
они наносят здоровью.

5. В случае заинтересованности этим видом спорта молодежь предпочи­
тает иностранную литературу, как переводную, так и оригинальную. Довольно
большой популярностью пользуются фундаментальные курсы.

Методический раздел

Обоснование выборочной совокупности

Вследствие большого объема генеральной совокупности, которую со­ставляет российская молодежь, в данном исследовании целесообразно приме­нять выборочный метод опроса.

Объем генеральной совокупности = 25000000 чел.


Объем выборочной совокупности = 50 чел. из них:

> мужчин-40;

> женщин- 10.

> старшеклассников (16-18 лет)-20;

> студентов (18-23 года) - 21;

> работающей молодежи (23-30 лет) - 9.
География проведения опроса - Россия.

2.2. Методы сбора информации Метод опроса - анкетирование. Анкета содержит:

> вопросов - 24;

> позиций - 85.
Инструментарий:

> закрытые вопросы - 18;

> открытые вопросы - 0;

> полузакрытые вопросы - 6.
Контрольное время заполнения - 20 минут.
Тип кодировки - позитивный.


Оформление заказа



Борисова О.Б.

Составление программы


29.04.05 -13.05.05


Климова К.Л.

Составление макета анкеты


14.05.05-18.05.05


Климова К.Л.

18.05.05-22.05.05


Климова К.Л.

Тиражирование анкеты



Климова К.Л.

Расчет выборочной совокупно­сти



Климова К.Л.

Составление микровыборки оп­роса


26.05.05 -27.05.05


Климова К.Л.

Набор и инструктаж анкетеров


28.05.05 -01.06.05


Абрамова К.М.

Проведение опроса


01.06.05-06.06.05


Абрамова К.М.

Сбор анкетного массива


01.06.05-06.06.05


Абрамова К.М.

Отбраковка анкет


07.06.99-09.06.99


Абрамова К.М.

Подготовка заказа оператору на машинную обработку информа­ции


10.06.05-16.06.05


Климова К.Л.

Заказ оператору на машинную обработку информации



Климова К.Л.

Интерпретация данных


18.06.05-20.06.05


Климова К.Л.

Составление аналитического от­чета


20.06.05 -25.06.05


Климова К.Л.

Внедрение результатов в прак­тику


25.06.05-02.07.05


Борисова О.Б.


Продолжительность данного исследования составляет 58 дней. 2.4. Практическая значимость исследования

Данное исследование дает объективную картину отношения молодежи к культуризму в России и степени его распространенности и заинтересованности им.


Также оно представляет большой интерес для владельцев спортивных структур и продавцов спортинвентаря по всей России.

Макет анкеты

«РОССИЙСКАЯ МОЛОДЕЖЬ И КУЛЬТУРИЗМ» Уважаемый участник опроса!

Предлагаем вам принять участие в социологическом исследовании, по­священном изучению отношения российской молодежи к культуризму.

Цель проведения нашего исследования - изучить отношение российской молодежи к культуризму и культуристам.

Порядок заполнения анкеты таков: если ваше мнение совпадает с одним из предлагаемых вариантов ответов, то код этой позиции обводится кружком. Если же ни один из вариантов не соответствует вашей точке зрения, изложите ваше собственное мнение на свободных строках.

Наш опрос проводится анонимно, фамилию и имя указывать не обяза­тельно.

Заранее благодарим вас за участие в нашем опросе!

1. Ваш пол:


3. Ваше образование: Высшее

Незаконченное высшее Среднее и средне-специальное Ниже среднего


4. Ваше семейное положение:


5. Ваше место проживания:

Московская область

Другие города России (дописать)



6. Работаете ли вы в настоящее время?


8. Ваш род занятий:

Предприниматель

Госслужащий

Военнослужащий

Руководитель предприятия

Другое (допишите)_____


9. Увлекаетесь ли вы культуризмом?

Да нет

10. Как вы считаете, почему люди занимаются культуризмом?
Завоевать мировые титулы_____________________ 1
Заработать денег 2
Укрепить здоровье 3

11. Как f на ваш взгляд, должен быть развит настоящий культурист-
профессионал?

Масимальное развитие всех мышц тела 1

Максимальное развитие одной группы мышц 2

Пропорциональность и гармоничность развития 3
Другое (допишите)____________________________ 4

12. Смотрите ли вы по телевидению соревнования культуристов, такие
как «Мистер Вселенная», «Мистер Олимпия» и др.?

регулярно 1

от случая к случаю 2

13. Считаете ли вы культуристов настоящими спортсменами?
Да 1

Затрудняюсь ответить 3


14. Считаете ли вы, что все культуристы обладают низким уровнем ин­
теллекта?

Затрудняюсь ответить 3

15. Является ли, на ваш взгляд, культуризм однообразным и неинтерес­
ным занятием?

Затрудняюсь ответить 3

16. Каково ваше отношение к спортсменам-культуристам?
Положительное 1
Отрицательное 2
Нейтральное 3
Затрудняюсь ответить 4

17. Какова, на ваш взгляд, степень распространенности культуризма в
России?

Хорошо распространен по всей стране 1

Распространен только в крупных городах 2

Не распространен вообще 3

Затрудняюсь ответить 4

18. Как вы относитесь к стероидам и другим подобным препаратам?
Культуристы не должны применять стероиды 1

Без них нельзя достичь существенных результатов 2
Это личное дело каждого спортсмена 3

Затрудняюсь ответить 4


19. Как вы получаете ответы на интересующие вас вопросы о культуриз­
ме?

Консультации с профессиональными тренерами 1

Общение с друзьями-единомышленниками 2

Чтение специализированной литературы
Другое (допишите)__________________________ 4

20. Каковы ваши предпочтения в литературе по культуризму?
Фундаментальные теоретические курсы___________ 1
Иностранные периодические издания 2
Российские периодические издания 3
Другое (допишите)____________________________ 4

21. Как вы считаете, какое влияние оказывают занятия культуризмом на
физическое состояние и здоровье спортсменов?

Положительное 1

Отрицательное 2

Нейтральное 3

Затрудняюсь ответить 4

22. Должны ли в нашей стране появляться ассоциации культуристов-
профессионалов?

Затрудняюсь ответить 3

23. Нужно ли в нашей стране проводить соревнования мирового уровня
среди культуристов?

Затрудняюсь ответить 3


24. Хотели бы вы сами заниматься культуризмом?
Да 1

Затрудняюсь ответить 3

Благодарим за участие в опросе!


Приложение 11 дов; Твоя информационная культура


Актуальность: особую актуальность формирование информационной культуры личности приобретает в условиях информатизации современного об­щества, открывающей широкие перспективы в эффективном использовании на­копленных человечеством информационных ресурсов. Современный человек с детства погружен в информационную среду, он живет среди телевидения, ви­део, книг, журналов, компьютерных игр и т.п. Большое значение приобретает информационная культура личности при выборе профессии, трудовой деятель­ности, отдыха. Таким образом, информация играет все большую роль в жиз­ненном цикле человека, пронизывает всю его деятельность, формирует инфор­мационный образ жизни. С её помощью складывается представление об ин­формационной инфраструктуре, информационной среде.

Объект: юношество.

Предмет: уровень информационной культуры.

Гипотеза: низкий уровень информационной культуры учащихся старше­го школьного возраста

Цель: изучение информационной культуры

Задачи:

1. Изучение литературы

2. Сбор и анализ информации

Метод: анкетирование.

http://odub.ukg.kz/archive/script/omo/kulture.doc


Учебно-методическое издание Анна Петровна Коробейникова

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ИЗМЕРЕНИИ

Редактор Н.П. Кубыщенко Компьютерная вёрстка А. А. Гольмакова

Подписано в печать 04.08.2005 Формат 60 х 84 1/16
Бумага писчая Плоская печать Усл. печ. л. 8, 49
Уч.-изд.л.7,5_________ Тираж 100 ________ Заказ 317 Цена «С»_______

Редакционно-издательский отдел ГОУ ВПО УГТУ-УПИ

620002, Екатеринбург, ул. Мира, 19 Ризография НИЧ ГОУ ВПО УГТУ-УПИ

620002, Екатеринбург, ул. Мира, 19

Теоретическая и эмпирическая интерпретация понятий. Важной процедурой в социологическом исследовании является сопоставле­ние теоретических положений с эмпирическими данными в целях дальнейшего эмпирического обоснования гипотез. Для решения этих задач используются специальные логические операции.

Раскрытие содержания понятия может быть полным только в том случае, если его интерпретация ведется в двух направлениях: сопоставление данного понятия с другими понятиями (теоретиче­ская интерпретация понятия) и сопоставление его с данными наблюдения и эксперимента, т. е. с эмпирическими данными (эмпи­рическая интерпретация понятия). В первом случае раскрывается теоретическое содержание понятия, во втором - эмпирическое.

Эмпирическая интерпретация понятий представляет собой спе*

1 Парке К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 12, с. 727. 118

цифическую процедуру поиска эмпирических значений теоретичен ских терминов.

Прямой эмпирической интерпретации, через «правила обозначе­ния», подвергаются не все элементы теоретической системы, а только отдельные термины и предложения, которые выступают в качестве «представителей» системы в целом. Остальные термины и предложения системы получают косвенную эмпирическую интер­претацию. Косвенная интерпретация осуществляется при помощи логических связей (через «правила вывода») терминов и предло­жений системы с непосредственно интерпретируемыми терминами и предложениями-

Одним из «правил обозначения» является операциональное оп­ределение. Операциональное определение - это раскрытие значения теоретического понятия через указание той экспериментальной опе­рации, результат которой, доступный эмпирическому наблюдению или измерению, свидетельствует о наличии явления, выраженного в понятии. В простейшем случае - это указание эмпирического по­казателя, свидетельствующего о наличии или отсутствии явления, выраженного в теоретическом понятии. Часто операциональные определения формулируются в виде определенных количественных аависимостей.

С онтологической точки зрения эмпирический показатель пред­ставляет собой наблюдаемое и измеряемое явление, которое исполь­зуется для того, чтобы указать на наличие другого явления, недо­ступного для прямого наблюдения и измерения. Наблюдение и из­мерение, таким образом, осуществляются через систему специально разработанных эмпирических показателей, которые позволяют со­поставить теоретические положения с эмпирическими данными. Такая система разрабатывается в рамках отдельного социологиче­ского исследования и непосредственно связана с его целями и задачами. Так, социологическое понятие «отношение к труду» нель­зя подвергнуть прямой эмпирической интерпретации. Оно может быть интерпретировано лишь косвенным путем. Его можпо разло^ жить на три компонента, которые являются промежуточными по­нятиями на пути к прямой интерпретации: отношение к труду как к цепности, отношение к своей профессии, отношение к данной работе на данном предприятии. Последнее из этих понятий - «от­ношение к работе» - также можно разложить на ряд характера стик. Это объективные характеристики отношения к работе (про­изводительность труда, трудовая инициатива, трудовая дисциплина) и субъективные характеристики отношения к работе (ценностные ориентации личности, структура и иерархия мотивов деятельности, состояние удовлетворенности работой). Эти понятия уже можно подвергнуть прямой эмпирической интерпретации через операцио­нальные опредзления.


Для каждого понятия можно указать эмпирические показатели и систему исследовательских средств для их фиксации. Например, вмпирический показатель ценностных ориентации - мнение - фик­сируется при помощи опроса (интервью, анкеты), а показатель

инициативности - число рационализаторских предложений - фик­сируется путем простого подсчета. Таким образом, выбор эмпири­ческого показателя зависит как от интерпретируемого понятия, так и от тех исследовательских средств («приборов» наблюдения и из­мерения), которыми располагает социолог.

Граница операциональных определений. Операциональные опре­деления не отражают всего значения теоретического термина соци­ологической теории. Более того, не все понятия поддаются опера­циональному определению даже частично. Одно и то же теоретиче­ское понятие может получить несколько эмпирических интерпре­таций. Это значит, что оно имеет различные операциональные кри­терии применения, работающие в разных исследовательских; ситуациях. Само по себе теоретическое понятие имеет некоторое независимое от операциональных определений и невыражаемое в них значение.

Исходные понятия, с которыми, как правило, имеют дело соци­ологи, уже как-то определены посредством неоперациональных оп­ределений. Последние их только дополняют, давая возможность приступить к исследованию. Особенность операциональных опреде­лений заключается в том, что они ограничены областью чувствен­ных данных наблюдения и эксперимента. В этом их достоинство п недостаток. Достоинство в том, что они дают возможность исследо­вателю опереться- на наблюдение и эксперимент как особые виды научной практики. А недостаток в том, что они не раскрывают всего содержания научных понятий и должны быть дополнены другими определениями.

Операционализация понятий в социологическом исследовании. One рационализация понятий - это специфическая научная проце­дура установления связи между концептуальным аппаратом иссле­дования и его методическим инструментарием. Это не только пере­ход от одного типа знания к другому, теоретического к эмпириче­скому, но и переход от одного средства получения знания к дру­гому, от концептуального аппарата исследования к его методиче­скому инструментарию.

Независимо от предмета исследования, будь то управление и планирование, социальное развитие трудового коллектива, социаль­ная структура советского общества, профессиональная ориентация молодежи, общественное мнение или образ жизни, любая програм­ма, связанная с приложением методов измерения и эксперимента, будет требовать проведения процедуры операционализации. Более того, указанная процедура является обязательным условием постро­ения системы социальных показателей - исключительно важной для социологов задачи, связанной с решением практических задач планирования и прогнозирования социальных явлений и процессов. Операционализация понятий не тождественна операциональным определениям. Операциональное определение - это прежде всего логическая процедура, указание эмпирических значений теоретиче­ских смыслов, обязательная предпосылка эмпирического исследо­вания, связанного с проверкой гипотезы, ее подтверждением и оп-

ровержением. Операционализация понятий включает в себя экспе­риментальную ситуацию и не является только логической процеду­рой. Это разработка новых средств фиксации данных - индексов и шкал, то, что можно назвать «методическим экспериментом». Это поиск эмпирических показателей, а не их использование.

Рассматриваемая процедура состоит из тех же операций, что и процедура построения инструмента исследования. Так, при постро­ении индекса осуществляются следующие операции: перевод поня­тия в показатели (используются как операциональные, так и неопе­рациональные определения, например описательные); перевод показателей в переменные (выбираются тип шкалы, и если воз­можно, единицы измерения); перевод переменных в индекс (выби­рается техника конструирования индекса); оценка индекса (произ­водится расчет индексов на надежность и обоснованность). Про­стейшим примером может служить индекс групповой сплоченности, представляющий собой отношение числа взаимных позитивных выборов к числу всех возможных выборов, сделанных в группе. По­нятие групповой сплоченности определяется через эмпирически ре­гистрируемый показатель - взаимные выборы - и средство реги­страции - простой подсчет.

Многие социологи-практики представляют себе перевод понятий в показатели как перечисление полного набора признаков, характе­ризующих изучаемый объект. Иногда полагают, что результатом такого перевода должна быть совокупность существенных призна­ков. Однако образовать систему эмпирических показателей - это вовсе не значит найти совокупность признаков, хотя бы и сущест­венных.

Указанное истолкование процедуры перевода понятий в показа­тели, во-первых, оставляет вне поля зрения проблему средств фик­сации признаков изучаемого объекта и тем самым не обеспечивает возможности сбора эмпирических данных, а во-вторых, значительно упрощает структуру часто довольно сложных социологических по­нятий, сводя ее к набору признаков. Однако сформировать систему показателей - это значит указать не только эмпирические показа­тели (в роли которых в социологическом исследовании могут высту­пать существенные или отличительные признаки), но и средства нх фиксации - индексы и шкалы. Кроме того, для построения си­стемы показателей сложных социологических понятий требуется разработка промежуточной концептуальной модели, в которой каж­дая абстракция выступает не в виде совокупности отличительных признаков, а в виде совокупности существенных отношений-

Концептуальная модель. При построении концептуальной моде­ли социолог не всегда опирается на концепцию изучаемого объекта, тщательно разработанную на основе уже имеющейся теории. Мо­жет быть так, что теории еще нет и вопрос о ее создании только ставится. Тогда социолог может опираться на специально постро­енную им рабочую концепцию, которая в процессе дальнейшего исследования может несколько раз перестраиваться, прежде чем принять окончательный вид и выполнить функции теории. Кроме

того, он может опираться на свои чисто интуитивные представле­ния, которые выявляются именно при построении концептуальной модели и в дальнейшем могут быть оформлены в рабочую кон­цепцию.

Концептуальная модель состоит из промежуточных абстракций, образующих определенную иерархию и опосредующих связь исход­ного понятия с системой показателей. Перевод исходного понятия в систему показателей осуществляется путем преобразования кон­цептуальной модели в операциональную, состоящую из эмпиричо-ских показателей. Показатели в данном случае представляют собой идеальные объекты оперирования, замещающие реальные объекты оперирования - фрагменты действительности, наделенные экспери­ментальными функциями приборов-измерителей и представляющие изучаемый объект в исследовательской ситуации. Операциональная модель может быть преобразована в математическую, состоящую из классификационных, сравнительных или количественных пере­менных. Манипулируя в процессе исследования операциональной и математической моделью, социолог получает данные, позволяю­щие расширить концептуальные представления об изучаемом объ­екте и тем самым осуществить обратную связь с исходным по­нятием.

Приведем пример из современной практики социологических исследований. Во всесоюзном исследовании «Показатели социаль­ного развития советского обществам вводится концептуальная мо­дель, фиксирующая процессы социального развития общества зре­лого социализма по таким определяющим общностям, как промыш­ленный рабочий класс и инженерно-техническая интеллигенция. На этих объектах прослеживаются объективные законы функцио­нирования и развития социалистического общества и механизмы их действия.

Концептуальная модель предмета исследования является пока­зателем его научной разработанности и обоснованности. Там, где исследователь исходит из содержательной концептуальной модели, достигаются и наиболее социологически значимые результаты.

Механизм действия социальных законов в конечном счете отра­жает взаимодействие всех базисных и надстроечных факторов со­циалистического общества, его производительных сил и производ­ственных отношений (схема 2).

Развитие социальной структуры общества в условиях социализ­ма есть управляемый планомерный процесс, осуществляемый в рамках экономической, социальной, культурной политики государ­ства, определяемой на долгосрочную перспективу.

Социальная политика может оказывать как прямое, так и опо­средованное воздействие на социальную структуру- Прямое воздей­ствие связано с крупными общественными преобразованиями и ве­дет к коренному изменению социальной природы и облика классов и социальных групп. Опосредованное воздействие осуществляется через планомерное и постепенное изменение всей системы произ­водственных, политических и идеологических отношений, который

обусловливают условия жизни и деятельности социалистических классов и социальных групп.

Систематически воздействуя на условия жизни и деятельности классов и социальных групп, общество оказывает существенное влияние на семью и личность, включенные в эти группы, хотя сте­пень и эффективность этого влияния зависят от множества индиви­дуальных факторов, и в первую очередь от системы потребностей и ориентации семьи, данного индивида.

В процессе изменения социальной структуры и сближения об­щественных групп через развитие производительных сил и произ­водственных отношений можно выделить следующие направления: изменение содержания труда (его субъективного и объективного элементов - развитости самой рабочей силы, структуры рабочих позиций, технического базиса и функций труда); изменение обще­ственного характера труда (уменьшение социально-экономической неоднородности физического и умственного труда), изменение ус­ловий политической, культурной, образовательной деятельности социальных групп.

Система деятельности (материальной и духовной), условий дея­тельности (производственных и внепроизводственных), потребно­стей и оценок (ориентации) социальной группы образует в своей ■совокупности механизм, посредством которого социальная группа воспринимает планомерное воздействие общества и реагирует иа ■это воздействие.

На изменение социальной структуры, на усиление интеграцион­ных процессов оказывает воздействие планомерное развитие произ­водительных сил, материально-технической базы социалистического общества. Развитие материально-технической базы является состав­ной частью расширенного общественного воспроизводства, которое

проявляется в форме развития и изменения технико-технологиче­ских условий труда.

Другим направлением воздействия является система обществен­ных отношений. В. И. Ленин различает материальные обществен­ные отношения и идеологические. К материальным относятся про­изводственные и бытовые отношения, к идеологическим - полити­ческие, культурные и другие отношения. На базе общественных отношений формируется целая совокупность социально-экономичо-ских и культурных условий жизнедеятельности. Это прежде всего социально-экономические и морально-психологические условия тру­да, условия политической, внепроизводственной, культурной и иной деятельности.

Совокупность технико-технологических и социально-экономиче­ских условий труда, быта, культуры является фундаментом, па ко­тором базируется жизнедеятельность конкретной социальной группы. Условия жизни, сама деятельность и взаимосвязанные с ними со­циальные потребности группы охватывают в своей совокупности образ жизни классов или социальной группы.

Последним уровнем рассмотрения является личность с ее систе­мой потребностей и ориентации- Воздействие социалистического общества на личность опосредовано целой системой социально-эко­номических и технико-технологических условий, образом и качест­вом жизни общественной группы, на которую ориентируется лич­ность. Удовлетворенность личности своим трудом и социальным положением определяется системой ее потребностей и ориентации и обусловливает, в свою очередь, механизм выбора профессии и со­циальной группы, пребывание в своем слое или перемещение в другие слои. В своей совокупности социальная активность индиви­дов проявляется в деятельности социальной группы, осуществляе­мой по трем направлениям - производственному, социально-поли­тическому и внепроизводственному (включающему быт, культуру и образование).

Деятельность социальной группы оказывает обратное воздей­ствие на технико-технологические и социально-экономические усло­вия. Оно осуществляется:

а) на уровне самой группы как самоизменение производствен­ных, социальных, политических и культурных условий ее деятель­ности;

й) на уровне более крупного общественного разделения труда как изменение содержания физического и умственного труда;

в) на уровне социального воспроизводства как изменение тех­нико-организационного содержания и социально-экономического характера труда конкретной социальной группы.

Социальное воспроизводство осуществляется при тесном взаимо­действии всех основных общественных процессов - экономических, демографических, политических и идеологических. Эти процессы, регулируемые системой социального управления, направлены на преодоление существенных социальных различий и всемерное раз­витие социальной интеграции.

Социальное развитие рабочего класса и интеллигенции выступа­ет как результирующий процесс социального управления и дея­тельности, социальной активности групп и индивидов, их измене­ния в процессе революционной практики коммунистического стро­ительства.

Иерархия показателей социального развития. Показатели функ­ционирования и развития общества составляют в своей совокупно­сти систему показателей социального планирования. Последняя подразделяется на показатели социальных целей (контрольные), показатели социальных средств и ресурсов, показатели социальной

вффективности (итоговые). Эта же система может быть развернута, по уровням управления д структурированности общества. Тогда она принимает следующий характер (схема 3).

I. Управление развитием общества. На этом уровне принимают­
ся решения о долгосрочных и среднесрочных (директивы съездов,
законы о планах экономического и социального развития) страте­
гических целях развития общества. В директивных документах
показатели целей развития формируются в количественном выра­
жении как контрольные показатели на пятилетку в общесоюзном
и региональных масштабах.

II. Уровень развития производительных сил и общественных
Отношений. Вся созидательная деятельность КПСС и Советского
государства направлена на планомерное и пропорциональное раз­
витие научной материально-технической базы общества и объек­
тивно сложившихся общественных отношений как основы функци-
Оинрования и развития классов и социальных групп. Исторический
опыт свидетельствует, что в планомерности и пропорциональности
развития производительных сил и соответствующих их уровню дро-

язводствепных и других общественных отношений - ключ к, соци­альному развитию и прогрессирующему сближению классов и групп. В концептуальной модели выделяются четыре категории: производительные силы (соотносимые с содержанием труда); про­изводственные отношения (соотносимые с характером труда, фор­мами собственности, разделением труда); бытовые отношения (соот­носимые с социальными типами семьи); другие общественные от­ношения (политические, правовые, образовательные, культурные н т. д.). По выделенным блокам группируются показатели средств развития, которые содержатся в общесоюзной статистике (такие, .например, как степень механизации и автоматизации производства, распределение занятого населения по формам собственности, раз­деление классов и социальных групп по родам и видам занятий, их средний реальный доход, бюджет их семей, участие в общественном управлении, уровень образования и культурного потребления и т. д.).

III. Уровень регионально-отраслевого развития. На этом уровпо
вступают в силу не средние статистические показатели страны в
целом, а дифференцированные по регионам и отраслям производ­
ства. Эта дифференциация обусловлена исторически сложившейся
и исторически преодолеваемой неравномерностью развития мате­
риально-технической базы отраслей производства и социально-эко­
номического, материально-бытового и культурно-образовательного
развития регионов страны. Значительные отклонения дифференци­
рованных показателей от показателей среднестатистического обще­
союзного уровня требуют рассмотрения их в качестве показателей
ресурсов развития, требующих либо значительной интенсификации,
либо стабилизации. По каждому показателю ресурсов развития
можно выделить три уровня - минимальный, средний (по Союзу)
и максимальный (характерный для наиболее социально продвину­
тых регионов страны]). Движение во времени от минимального к
максимальному уровню раскрывает, в строгом смысле слова, ресур­
сы социального развития.

IV. Уровень поселений и трудовых коллективов. На этом уров­
не выделяются показатели: технико-организационного содержания
труда (развитость рабочей силы, выраженная в квалификации и
качестве подготовки к труду; требования рабочей позиции к расхо­
дованию рабочей силы - физические и умственные, творческие и
рутинные, организаторские и исполнительские затраты труда; тех­
нический базис труда - ручного, механизированного, автоматизи­
рованного; функции труда по отношению к материальным или ип-
формационным системам производства); социально-экономического
содержания труда (заработная плата, общественные фонды); соци­
ально-гигиенического содержания труда (комфортность среды, тя­
жесть труда); социально-бытовых условий (потребление, жилье,
структура внерабочего времени), политических и культурных усло­
вий (общественно-политические, образовательные, культурные)-

V. Уровень первичной социальной группы. На этом уровне* (бри-
тада, семья,) выделяются показатели условий деятельности и
мотивации, раскрываемые в понятиях «производственные», «вне-

производственные», «общественно-политические» и «культурно-образовательные условия» деятельности и мотивации. Движение по уровням I-V представляет модель социального механизма опосре­дованного воздействия общества в целом на общественную группу вплоть до ее первичной ячейки. Эта модель обусловливает и соци­альное развитие группы, когда воздействие направлено на плано­мерное изменение всей совокупности производительных сил и об­щественных (материальных и идеологических) отношений.

VI. Уровень личности. Общественные отношения включают дей*
ствия реальных личностей и складываются из них. Личность явля­
ется связующим авеном между механизмом функционирования об­
щественной группы и механизмом развития социальной группы.
Личность застает определенные общественные отношения и:

включается в них. Момент включения личности предполагает ее выбор, ее активность, ее перемещение по «клеточкам» социальной структуры. Изменения на уровне личности в процессе ее развития суммируются в изменениях на уровне социальной группы.

Структура ориентации личности складывается из ориентации на содержание труда, определяемых внешними объективными обстоя­тельствами и субъективными установками, активностью или пас­сивностью личности, творческими или другими тенденциями, ори­ентацией либо преимущественно на общественный результат, либо преимущественно на личное продвижение и благополучие! по этим же основаниям можно различать ориентации в потреблении, обще­ственно-политической деятельности, культуре и образовании.

VII. Уровень развития социальной группы. Механизм целей,
средств и ресурсов общественного воздействия на группу фокуси­
руется в изменении структуры личности, ее системы потребностей
и ориентации. Совокупным результатом этих воздействий и изме­
нений является социальное развитие группы, которое проявляется
как развитие ее квалификационно-профессиональной структуры,
улучшение материальных условий жизни, повышение социальной
активности, подъем культурно-технического уровня.

VIII. Уровень развития и сближения социальных групп. Изме­
нения характеристик социальных групп (VII уровень) агрегируются

Па этом уровне в более крупные показатели: показатели социальной структуры групп (вертикальной и горизонтальной) и ее изменений; показатели межгрупповых социальных перемещений; показатели-степени сближения общественных групп и т. д.

IX. Уровень раввития социальной структуры общества. Инте­
гральные показатели развития и сближения социальных групп ха­
рактеризуют изменение социальной структуры общества в целом,.
Повышение степени ее социальной однородности.

X. Управление общественным развитием. Этот уровень является
«выходом» и «входом» всей динамической социальной системы

врелого социализма. На этом уровне накапливается и корректи­руется весь огромный опыт социального развития. С учетом итого­вых показателей эффективности развития вновь задаются или Уточняются стратегические программные цели. От полноты показа-

телей социального развития зависит эффективность работы и выс­шего уровня управления, и планирования на уровне региона, от­расли, поселения, трудового коллектива,

Операционализация переменных и гипотез представляет собой одну из наиболее важных процедур подготовки к политическому анализу - как теоретическому, так и прикладному. Оттого, каким образом переменные анализа будут приведены к операциональному виду, зависит дальнейший выбор методов исследования, формат информационного обеспечения, в конечном счете - характер получаемых результатов.

Операционализация (от лат. operatio - действие) в широком смысле представляет собой процесс приведения понятий к такому виду, который позволит работать с ними на практическом уровне, оперировать ими при решении конкретных аналитических и прогнозных задач, верифицировать или фальсифицировать гипотезы исследования. В бо­лее узком смысле операционализация - это приведение понятия к из­меряемому виду, превращение его в переменную.

В некоторых простых случаях операционализация осуществляется посредством всего одного логического действия. Так, понятие «электоральная поддержка партии» на эмпирическом уровне соответствует переменной «число (или доля) голосов, отданных за данную полити­ческую партию» на определенных выборах.

Однако многие понятия, используемые в политическом анализе, требуют сложной, многоступенчатой процедуры операционализации. Это связано с тем, что они:

Сформулированы в слишком расплывчатой форме, их содержа­ние неконкретно, допускает несколько толкований;

Являются слишком абстрактными, эмпирически ненаблюдаемыми и, соответственно, не поддающимися непосредственному измерению.

Возьмем термин «политическая стабильность», активно употребля­емый и в академической политологии, и в комментариях средств мас­совой информации. Представим себе, что целью анализа является со­поставление уровня политической стабильности в нескольких регионах России для консультирования инвесторов по вопросам разме­щения их капиталов (это будет сравнительное прикладное исследова­ние). Сформулировав таким образом цель исследования, мы сразу сталкиваемся с обеими обозначенными выше проблемами.

Во-первых, понятие «политическая стабильность» является неодно­значным по своему содержанию. В политической науке существует це­лый ряд принципиально разных подходов к его интерпретации. Часть из них связывает политическую стабильность с процессами, происхо­дящими в социальной сфере, например с уровнем социальной диффе­ренциации или глубиной разрыва между ожиданиями и реальным бла­госостоянием населения. Другие подходы помещают в фокус внимания эффективность работы политической системы по преобразованию тре­бований и поддержки общества в политические решения и действия. Третьи, делают акцент на протестном политическом поведении, силе и активности системной (действующей в рамках правового поля) и не­системной (действующей вне его) оппозиции. Четвертые отталкивают­ся от степени легитимности правящего режима и т.д. Поэтому на пер­вом этапе операционализации понятия «политическая стабильность» исследователю необходимо определиться с собственным осмыслением его содержания с учетом конкретной цели исследования. Данный этап будет называться теоретической операционализацией; в качестве резуль­тата теоретической операционализации мы должны получить четкую и ясную дефиницию рассматриваемого понятия.

Во-вторых, понятие «политическая стабильность» является эмпи­рически ненаблюдаемым. Его невозможно измерить непосредственно, как, например, атмосферное давление по показаниям ртутного столба или время по часовой стрелке. Не существует готового общепризнанного эталона измерения стабильности. Практически это оз­начает, что необходимо найти эмпирически регистрируемые призна­ки (индикаторы, показатели), которые были бы связаны с исходной переменной и служили средством ее измерения. Данная процедура получила наименование эмпирической операционализации, а эмпири­чески наблюдаемые признаки, отражающие основное понятие, называются операциональными определениями. Не решив задачу эмпиричес­кой операционализации, мы окажемся не в состоянии сравнивать регионы по уровню стабильности и, соответственно, не достигнем це­ли исследования.

Эмпирическая операционализация непосредственно связана с теоретической: выбор эмпирически наблюдаемых признаков будет обусловлен дефиницией политической стабильности, которая была сконструирована исследователем на теоретическом уровне.

Предположим, что в рамках теоретической операционализации мы сочли основным признаком политической стабильности низкий уровень протестной политической активности населения. Само по себе понятие «уровень протестной активности» еще не является эмпирически операциональным, оно не поддается прямому измерению.

В то же время оно существенно конкретизирует наше понимание тер­мина «политическая стабильность», значительно сужает область поиска его операциональных определений. Это как раз тот самый слу­чай выбора концепции, который раньше мы рассматривали на примере теоретического исследования.

Затем мы еще более конкретизируем понятие «протестная полити­ческая активность населения» через основные системные формы этой активности: 1) массовые акции протеста; 2) протестное электоральное поведение (голосование). Под массовыми акциями протеста будут пониматься организованные и стихийные митинги, демонстрации, пике­ты, участники которых выражают негативное отношение к деятельности властей; под протестным голосованием - электоральная поддержка избирателями региона тех партий и кандидатов, которые находятся в оппозиции к действующей власти, а также голосование против всех. На этом этапе мы перешли от абстрактных понятий к конкретным призна­кам. Следующий шаг - конструирование эмпирически наблюдаемых признаков, уже являющихся переменными. К ним относятся:

Частота протестных акций. Необходимо ответить на вопрос, сколько акций протеста имело место в регионе за определенный пе­риод времени (например, за последний год или пять лет);

Массовость акций протеста. Мы измеряем количество людей, принявших участие в таких акциях;

Электоральная поддержка кандидатов, находящихся в оппозиции к власти, на последних выборах главы региона. Определяется суммарное число голосов, отданных за кандидатов оппозиции (их перечень составляется конкретно для каждого региона);

Электоральная поддержка оппозиционных партий на последних выборах депутатов регионального законодательного собрания;

Приведенный выше перечень, хоть он и неполон, отвечает основ­ному критерию операционализации - приводит понятие к измеряемому, эмпирически регистрируемому виду. Для каждой переменной мы имеем определенную единицу измерения и можем получить конкретные значения для каждого случая, в нашем примере - для каждо­го региона. Эти значения мы получим из определенного набора источников информации: электоральной статистики, материалов СМ, документов Министерства внутренних дел.

Однако работа по операционализации понятия «политическая ста­бильность» еще не завершена. Мы уже можем получить конкретные значения эмпирических признаков для отдельных регионов, но пока не в состоянии сравнивать эти значения между собой. Для того чтобы иметь возможность сравнивать показатели, необходимо привести их к единому виду, другими словами - стандартизировать.

Например, мы знаем, что на выборах депутатов Государственной думы 2003 г. в Красноярском крае против всех партийных списков проголосовало 69,4 тыс. избирателей, а в Москве - 260 тыс. Сравни­вать эти цифры между собой некорректно по той простой причине, что эти два региона радикально различаются по общему числу изби­рателей: в Москве их было зарегистрировано более 7 млн, а в Красноярском крае - 2,2 млн. Был также различен уровень их электоральной активности (явки): в Москве участие в выборах приняло 57,7% изби­рателей, в Красноярском крае - лишь 45%. Поэтому корректно срав­нивать не абсолютное число голосов, отданных против всех партий­ных списков, а доли голосов от числа избирателей, принявших участие в выборах. В результате стандартизации получаем 7,1% голо­сов против всех для Красноярского края и 6,4% голосов для Москвы: достаточно близкие показатели при незначительном преимуществе сибирского региона. Точно так же мы будем сравнивать не число людей, участвовавших в акциях протеста, а их долю в общем населении (точнее, взрослом населении) региона.

В итоге мы сконструировали многоступенчатую систему опера­ционализации понятия «политическая стабильность», отображенную на схеме ниже.

В процессе перехода от абстрактных понятий к конкретным пере­менным неизбежно возникает вопрос, насколько корректно такой переход был осуществлен. Действительно ли выделенные переменные отражают именно уровень политической стабильности, а не что-то другое? Свойство измерять именно то, что следует измерить, называ­ют валидностью (от англ, valid - обоснованный, правильный). Валидное измерение предполагает, что вариация значений переменной от­ражает реальные изменения изучаемого признака, будучи при этом минимально чувствительной к изменениям других признаков.

Хороший пример невалидного измерения приводят Дж. Мангейм и Р. Рич в своей хрестоматийной работе «Политология: методы иссле­дования»:

Возможно, нам понадобится измерить, в какой степени граждане раз­ных государств согласны с политикой своих правительств. Мы решаем ис­пользовать в качестве показателя согласия или несогласия ответы на ряд специально подготовленных вопросов. Мы считаем, что единственным источником различий в ответах на вопросы являются различия мнений. Однако минутное размышление наводит на мысль о другом возможном источнике вариаций. Если среди исследуемых нами государств есть госу­дарства с авторитарным правительством, прибегающим к услугам секрет­ной полиции для подавления инакомыслия и рассматривающим любую критику своей политики как акт государственной измены, граждане этих государств, вполне возможно, побоятся высказывать в интервью несогла­сие со своим правительством. В этом случае оценки, полученные для на­шего измерения, могут по крайней мере в той же степени определяться от­ношением правительства данного государства к несогласным, в какой - мнением интервьюируемых.

Существует несколько способов тестирования измерений на валидность, или валидизации. Наиболее простые из них - очевидная и прогностическая валидизация. При очевидной валидизации валидность измерения не требует специальных доказательств, как в нашем примере с операционализацией понятия «электоральная поддержка пар­тии» посредством переменной «число (или доля) голосов, отданных за данную политическую партию». Прогностическая валидизация используется в том случае, если измерения способны предсказывать будущие события. Например, можно сравнить результаты предвыборного опроса общественного мнения с результатами, реально полученными кандидатами по итогам голосования. Близость результатов бу­дет являться показателем валидности измерений, осуществляемых в данном случае с помощью анкетных вопросов.

Однако при операционализации сложных понятий, как та же «по­литическая стабильность», очевидная и прогностическая валидизация редко может быть использована.

Требуется более тонкая процеду­ра, а именно конструктная валидизация. Данный метод предполагает конструирование системы ожиданий относительно связей: а) различ­ных измерений одного и того же понятия (внутренняя конструктная валидизация); б) данного понятия с другим понятием (внешняя кон­структная валидизация).

Внутренняя валидизация измерений политической стабильности будет включать, во-первых, поиск других переменных, валидных по отношению к данному понятию. Например, одной из таких перемен­ных станет «частота смены (в год) руководителей высшего ранга в региональных структурах власти», так называемый уровень «кадровой чехарды». О политической нестабильности будут свидетельствовать большие значения переменной. Во-вторых, мы будем формулировать наши ожидания относительно связи этой переменной с теми пере­менными, которые тестируем на валидность. К примеру, мы ожидаем прямой связи между переменной «частота смены руководителей выс­шего ранга в региональных структурах власти» (А - контрольная переменная) с переменной «доля голосов, отданных за оппозиционные партии на выборах законодательного собрания» (В - тестируемая пе­ременная). Ожидаемая связь является прямой, так как большие зна­чения обеих переменных свидетельствуют о нестабильности, малые - о стабильности. Рассмотрим два блока данных:

Пример 1 А В Пример 2 А В
Регион а 20 45% Регион а 20 20%
Регион Ъ 2 5% Регион Ъ 2 70%
Регион с 10 20% Регион с 10 45%
Регион d 35 70% Регион d 35 5%

В первом блоке наблюдается явное сходство вариаций тестируемой и контрольной переменных. Снижение значений переменной Л соот­ветствует снижению значений переменной В, увеличение значений переменной Л - увеличению значений переменной В. Таким образом, наблюдается прямая связь между переменными Л и В. Это полностью соответствует нашим теоретическим ожиданиям и служит аргументом в пользу валидности измерения политической стабильности посредст­вом индикатора «электоральная поддержка оппозиции». Более обстоятельно понятие «связь переменных» мы рассмотрим в гл. 4.

Во втором блоке наблюдается обратная связь между переменными (рост значений одной переменной сопровождается уменьшением зна­чений другой, и наоборот), что полностью противоречит нашим ожи­даниям. Это повод серьезно задуматься о валидности измерения.

Приведенные примеры содержат небольшое число случаев и сознательно сделаны максимально наглядными. На большом массиве данных измерение связи между переменными будет осуществляться статистическими методами, в частности корреляционным анализом.

При внешней конструктной валидизации мы будем искать другое понятие, с которым понятие «политическая стабильность» теоретиче­ски связано. Например, при низком уровне политической стабильности мы можем ожидать низкого уровня активности иностранных ин­весторов, которые особенно тщательно взвешивают политические риски своих проектов. Связь между понятиями является прямой.

Далее необходимо установить валидную операциональную пере­менную для понятия «уровень активности иностранных инвесторов» (уверенность в валидности здесь очинив важна, так как не имеет смысла тестировать одно сомнительное измерение с помощью дру­гого сомнительного измерения). Таковым может является отношение объема иностранных инвестиций к валовому региональному продукту или доля иностранных инвестиций в общем объеме инвес­тиций в экономику региона. Очень важно здесь отметить некоррект­ность сравнения объемов иностранных инвестиций в абсолютных цифрах. Региональные экономики очень сильно различаются по своему потенциалу, и в одном регионе 1 млн долл, иностранных ин­вестиций может быть очень высоким показателем, а в другом - ни­чтожно малым.

На следующем этапе мы устанавливаем ожидаемую связь между операциональными переменными на основании связи между поняти­ями. В качестве операциональных переменных мы имеем долю голо­сов, отданных за оппозиционные партии на выборах законодательно­го собрания (В - тестируемая переменная), и долю иностранных инвестиций в общем объеме инвестиций в экономику региона (С - контрольная переменная). Рассуждаем следующим образом: «Высо­кие значения переменной В свидетельствуют о низком уровне поли­тической стабильности. Высокие значения переменной С свидетель­ствуют о высоком уровне активности иностранных инвесторов. Высокий уровень стабильности соответствует высокому уровню ак­тивности. Следовательно, мы ожидаем обратную связь между пере­менными В и С, хотя связь между понятиями является прямой». Со­ответствующие нашим ожиданиям данные приведены ниже.

Пример 1 с В
Регион а 5% 45%
Регион b 40% 5%
Регион с 15% 20%
Регион d 0% 70%

Обоснованность выводов конструктной валидизации напрямую зависит от числа используемых контрольных переменных. Чем их больше, тем выше наша уверенность в валидности измерения. При этом следует иметь в виду, что не существует стопроцентно валидных измерений. По природе своей операциональные определения никог­да не раскрывают всего содержания научных понятий, а только лишь некоторую его часть.

Множественность операциональных определений порождает еще одну проблему, связанную с необходимостью объединить значения отдельных признаков в общий показатель политической стабильнос­ти. Такой показатель будет называться индексом. До сих пор в процес­се операционализации мы двигались от общего абстрактного понятия к конкретным эмпирическим признакам. Чтобы построить индекс политической стабильности, придется пройти как бы обратный путь - от отдельных значений к общему понятию, и на этом пути предстоит определиться по целому ряду вопросов.

В частности, необходимо уточнить структуру индекса. В нашем случае он будет состоять из двух частных индексов (подиндексов): «протестного голосования» и «акций протеста». Далее надо решить, с помощью каких вычислительных процедур будет рассчитываться значение каждого из подиндексов. Подиндекс акций протеста логич­но вычислить путем суммирования участников всех прошедших ак­ций, а затем найти долю общего числа протестующих в населении ре­гиона. Например, состоялось семь акций протеста, в которых приняло участие 3,5,8,2, 10,3,4 тыс. человек. Суммарное число про­тестующих составляет 35 тыс. При населении региона 1 млн человек доля участвующих в акциях протеста составит 3,5%.

Выборы губернатора (1-й тур) Выборы депутатов законодательного собрания
Голосование за оппозиционера А - 23% За оппозиционную партию N- 30%
За оппозиционера 5-15% За оппозиционную партию М - 16%
За оппозиционера С - 10% За оппозиционную партию А- 11%
Против всех - 7% Против всех - 9%
Сумма - 55% Сумма - 66%

Средний объем протестного электората составит соответственно (66 + 55) : 2 = 60,5%.