Занимательные упражнения по русскому языку. Дидактические игры и занимательные задания на уроках русского языка

Занимательные упражнения по русскому языку. Дидактические игры и занимательные задания на уроках русского языка
Занимательные упражнения по русскому языку. Дидактические игры и занимательные задания на уроках русского языка

Ты скажи мне, милый ёж,

Чем ежиный мех хорош?

Тем он, лисонька, хорош,

Что зубами не возьмёшь!

Сколько раз в этом диалоге встречается звук [ш] ?

1) шесть 2) два 3) три 4) четыре

5) пять 6) правильного ответа нет

  1. Незнайке нравится игра «Составь пару» , но не всегда у него получается. Ребята, соедините с помощью стрелочек предложения с совпадающими по значению словами и выражениями.
  1. Глаза на лоб лезут 1. Очень быстро
  2. Глаза слипаются 2. Очень темно
  3. Хоть глаз выколи 3. Сильно удивляться
  4. В мгновение ока 4. Быстро
  5. Не успел глазом моргнуть 5. Сильно хочется спать
  1. Лунтик составлял слова из букв, но все буквы рассыпались и перепутались. Восстановите их и найдите лишнее слово, которое по смыслу не подходит к остальным:

Рлео, ьрасак, ртксеа, болва

  1. Внимание, внимание! Интересное задание: «Пять ос» название.
  1. Ос _ _ а.
  2. Ос _ _ а.
  3. _ ос _ а.
  4. _ ос _ _ _ а _ _.
  5. _ ос _ с _ а.

1. На этой осе в октябре позолота.

2. А эта растёт на лугу и в болотах…

3. У этой на лапках зелёные иглы.

4. Эта оса на луну летает.

5. Эта боится горчицы и вилки.

  1. Любознательной Даше помогите подобрать к данной пословице похожее по смыслу выражение.

Один в поле не воин:

а) Чистое золото ценится дорого.

б) Трудно и дереву одинокому расти.

в) Два сапога - пара.

г) О книге не судят по переплёту.

д) Не делай из мухи слона.

1) д 2) г 3) а 4) б

5) в 6) правильного ответа нет

  1. Матроскин и Шарик увлеклись чтением интересных стихотворений. Но чтобы прочитать, нужна смекалка, потому что «потерялись» предлоги. Ребята, помогите им «найти» предлоги.

Я утра лесу гуляю,

Росы я весь промок.

Но зато теперь я знаю

Берёзку и мох.

  1. Ребята, определите, сколько предложений должно быть в тексте?

На реке Коля удил рыбу рядом с ним был кот Васька кот таскал рыбу из ведра ай да хитрец.

1) два 2) пять 3) четыре 4) три

5) одно 6) правильного ответа нет

  1. Если хочешь умным стать, развивай внимание. Чтобы получилась строка из известного вам стихотворения, внимательно запишите вторую букву каждого слова.

Умение, сор, крыша, домик, узор, лист, усы, нос, клад, иней, сцена, дети, удав, село, юнга, вьюга, очки, куртка, одежда, пень, ослик, ангел, лыжи, Айболит.

  1. Мудрый Лосяш придумал для вас, ребята, задание. Какие буквы вы здесь видите?
  1. Попробуйте стать поэтом, продолжите и закончите стихотворение:

Вот и осень наступила

И листву позолотила…


и занимательные задания

на уроках русского языка.

Одним из наиболее действенных средств, способных вызвать интерес к занятиям по русскому языку, является дидактическая игра. Цель игры пробудить интерес к познанию, науке, книге, учению. В младшем школьном возрасте игра занимает важное место в развитии ребенка. При включении детей в ситуацию дидактической игры интерес к учебной деятельности резко возрастает, изучаемый материал становится для них более доступным, работоспособность значительно повышается.

Ведь то, что игра – это часть учебного процесса, ни для кого не секрет. Игра помогает формированию фонематического восприятия слова, обогащает ребенка новыми сведениями, активирует мыслительную деятельность, внимание, а главное- стимулирует речь. В результате чего у детей появляется интерес к русскому языку. Не говоря уже о том, что дидактические игры по русскому языку способствуют формированию орфографической зоркости младшего школьника.

На протяжении нескольких лет работы в начальных классах я наблюдала, что занятия русским языком не всегда вызывают у учащихся интерес. Некоторые дети считают его скучным предметом. Нежелание заниматься русским языком порождает неграмотность. Как пробудить интерес к занятиям, как повысить грамотность письма

Приведу некоторые дидактические игры и игровые приемы, которые я применяю на своих уроках.

При изучении темы «Склонение существительных» я предлагаю различные виды работ, вызывающие у детей интерес. Вот некоторые из них:

«Кто я?» - записать, как можно больше существительных, которыми можешь себя назвать сам или другие тебя. Например: сын, Ваня, ученик, красавец, умница, внук и т.д. Желательно использовать слова разных склонений.

«Анаграммы» - из букв каждой строки «собрать» слово, выделить лишнее.

ш а д о л ь лошадь

р е т с а с сестра

а н с е в весна

л я м з е земля

Лишнее слово «лошадь» - З склонения., остальные слова -1 склонения. (Слова могут группироваться по различным признакам: тема, склонение, род, часть речи, определенные орфограммы).

«Шифровальщик». Учитель читает стихотворение или текст, где есть перечисление предметов (существительных в разных падежах), дети в течение небольшого отрезка времени (3-5 сек), когда учитель делает паузу, отмечают значком, простейшим рисунком в качестве «узелка на память» услышанное, чтобы потом воспроизвести. Это метод пиктограмм. Затем, пользуясь «шифровками», дети записывают в тетрадь, как запомнили.

Например: «Составьте шпионское донесение, когда и в чем купалась Муха -

чнстюха из стихотворения Яна Бжехвы.

Читает учитель

Жила-была Муха-чистюха.

Все время купалась Муха.

Купалась она в воскресенье

В отличном клубничном варенье,

В понедельник в вишневой наливке,

Во вторник в томатной подливке...

Неважно, какими значками будут отмечать дети, главное - чтобы эти значки и рисунки помогали им вспомнить и воспроизвести услышанное. Они, эти рисунки, конечно, у всех будут разные, ведь у каждого свои ассоциации и разное развитие мышления, памяти...

«Вот так огород». Неумелый огородник перепутал все семена, посеял их и вот что выросло:

огурбуз, помидыня, редисвекла, чеслук, спаржовник, репуста.
баклачок, щаверушка.

Отыщите знакомые растения, угадав их в этих зарослях, и посадите их по правилам на грядки 1-го, 2-го и 3-го склонения. (Использовано стихотво- рение Н.Кончаловской). А домашнее задание может быть таким: придумать названия чудо-растений или необычных животных, подобно словам из задания.

При изучении темы «Имя прилагательное» в 4-ом классе я применяю такие виды работ:

Игра «Фея - Колдунья». Две команды. Одна говорит прилагательные - слова Фен (какими бы она хотела видеть детей - добрыми, веселыми...), а
другая команда - слова Колдуньи (какие должны быть дети по мнению
Колдуньи -драчливые, неаккуратные и т.д.) . Побеждает команда,
сказавшая последнее слово.

Варианты: «Какую погоду любит Фея, какую - Колдунья?» «Какого цвета одежда Феи, какого - Колдуньи?»

«Какой я?» - перечислить, какой ты по собственному мнению и в глазах
окружающих.

Варианты : «Какой мой друг? », « Какая моя мама? » и т.д.

«Белоснежка и гномы». Белоснежка поселилась у гномов и заметила, что
все они разные, записала себе это в тетрадочку, чтобы не забыть. Вот н вы
запишите и допишите по семь прилагательных: У гномов разные характеры:

..., И колпачки у них разных цветов: …. Да и варенья они любят

разные: ..., .,

«Запрещенное слово». Рассказать стихотворение, заменяя
прилагательные слогами «ля», сохраняя ритмический рисунок.
Например: «Мой веселый, звонкий мяч, ты куда пустился вскачь» - «Мой ля-
ля-ля, ля-ля мяч...»

Текст стихотворения может быть записан на доске, или используемое стихотворение было выучено на уроке чтения, или взята известная детская песенка (типа «Кузнечика», «Улыбки» и т. д.), а запрещенными словами могут быть и существительные, и глаголы. Рассказывать стихотворение нужно до первой ошибки. Выигрывает тот, кто сумеет не ошибиться дольше всех.

«Кто это? Что это?»

По перечисленным признакам прилагательным угадать человека, животное,

предмет. Выигрывает ученик, давший наиболее удачные характеристики

предмету.

Вариант - группе детей даются картинки; они, не показывая их, называют прилагательные - признаки изображённого предмета. Когда предмет угадан, картинка показывается.

При изучении темы «Предлоги с местоимениями» играем в игру: «Переводчики».

Даны слова: глагол + предлог + местоимение в начальной форме. Нужно составить и записать словосочетание. Например: пришел к (я) - ...гостил у (они) -...

Или: «перевести» загадку и отгадать ее: «Ты - за (она), она- от (ты). Она - за (ты), ты - от (она).» (Ты за ней - она от тебя. Она за тобой – ты от неё.)

Можно провести при изучении темы «Глагол» следующие виды работ:

«Ты смотри, не шали!» Представьте, что вы выросли, стали папами и мамами. Что вы скажете своему ребенку, уходя на работу (в гости и т.д.), что он не должен делать. («Не» с глаголами.)

«Что я люблю делать?» «Что я не люблю делать?» (При изучении неопределенной формы глагола пишем мини-рассказы.)

«Почта». Учащиеся пишут на листочках друг другу записки с указанием действия, которое адресат должен выполнить. Учитель-почтальон разносит почту. Дети читают, выполняют действие, остальные определяют глагол, обозначающий действие, его спряжение и записывают в третьем лице единственного числа. (Записки обычно пишутся дома, сдаются перед уроком учителю.)

«Задания для Золушки». Представьте себя мачехой Золушки.
Продолжите ее речь: « Ты пойдешь на бал, если...» (При изучении темы «ь
на конце глаголов второго лица единственного числа»).

«Кто что делает?» Даны группы слов: существительные, обозначающие
профессии (например: художник, водитель, кузнец, продавец, учитель,

доктор...) и глаголы (например: сигналит, рисует, кует, взвешивает, считает, стучит, лечит и др.). Дети выбирают себе существительное, учитель диктует глаголы, а учащиеся записывают те, которые им нужны, определяют спряжение и окончание глаголов.

1. Игра «НАЙДИ ПАРУ!»

Один бросает мячик и кричит: «Книга!» Другой ловит и отвечает: «Глаз!» Потом сам кидает мяч, крича: «Снег!» Третий ловит и отвечает: «Звон!» Вы заметили: один кричит слово, в начале которого есть шумный согласный (например, [к]), а другой ловит мяч и быстро отвечает словом на парный согласный (на [г]). Кто ответит неверно, тот как-нибудь штрафуется. Штрафуется и тот, кто назовет слова, у которых в начале [ц] [ч] [х].

2. Вова и Настя придумывали свой язык, который бы подчинялся тем же законам, что и русский. Вова придумал глаголы курубить, табавить, калужить, талызить . Настя тут же придумала от этих глаголов существительные на -ка (как добавка отдобавить ).

Какие существительные у нее получились? Какие согласные чередуются в конце корня глаголов и существительных?

3. Отгадайте загадки. Найдите в них сочетания двух глухих согласных. Как проверить первый из них?

1). Длинный Ивашка,

Деревянная рубашка.

Где носом ткнет,

Там черту проведет.

2). Два брюшка,

Четыре ушка.

3). Над бабушкиной избушкой

Висит хлеба краюшка.

Собаки лают,

А достать не могут.

4). На ложке сидит Митрошка,

Свесив ножки.

5). Вся дорожка

Усеяна горошком.

6). Сидит бабка на грядке,

Вся в заплатках.

Кто ни взглянет - тот заплачет.

4. Вспрюшкин - такая фамилия была у одного человека. Сколько ошибок можно сделать в этой фамилии? В каких буквах можно ошибиться? Передают ли эти буквы фонемы в слабых позициях?

5. Вова Бутузов нашел старую тетрадку, а там написано: ливт, шбан, зпруд, фдрысг .

Ишь ты! - сказал Бутузов с любопытством. - Видно иностранец писал.

Кувшинникова Настя посмотрела тетрадку и сказала:

А почему на обложке написано: Вова Бут? Не знаешь, кто это - Вова Бут?

Вова взглянул и руками всплеснул.

Иностранец ли это писал? Объясните, как такое могло случиться.

6. Игра «ЗАБАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ».

Разделитесь на пары. Пусть каждый предложит друг другу слово. Какое хочет. Например, черепаха . Надо с этим подаренным словом придумать предложение, чтобы в нем было одно из трех слов: брошюра, жюри, парашют. И предлдожения пусть будут занимательные. Хотя бы вот такие:

Черепаха возглавила жюри на соревнованиях по бегу.

«Прыгать с парашютом? Это пустяки! Кто этого не умеет?» — рассуждает черепаха.

Наиболее удачные предложения прочитайте вслух. Какая буква пишется в этих трех словах-исключениях? (ю )

7. Назовите самое длинное слово в русском языке (времяпрепровождение ) и слово с тремя «е» на конце (длинношеее ).

8. Игра «ПРОСТОЕ - СЛОЖНОЕ».

Вы любите орехи? Тогда вы знаете, что такое щелкунчик . Но в магазине продавец назовет это предмет ореходавом. Попробуйте придумать замены простым словам (вместо простых - сложные).

Вместо слова полотенце - ......................, ключ - ..........................., кнопка - ................... .

9. Есть ли слово в русском языке, состоящее только из приставки и суффикса? Может быть, это слово подушка ? (Нет. Первоначально слово подушка было связано с корнем «дух », т.е. «надутое», «мягкое». Теперь оно непроизводное)

10. Вспомните названия сказок, в которых имеются слова с оценочными суффиксами. («Аленький цветочек», «Сказка о золотой рыбке… », «Сказка о золотом петушке… », «Сестрица Аленушка и братец Ивашушка» и др.)

11. Игра «ДРУЖНАЯ СЕМЬЯ».

«Дружная семья» - это десять частей речи. Ведущий называет слово, состоящее из десяти букв. Например: трудолюбие, литература и т.п. Слово нужно записать по вертикали и к каждой букве подобрать часть речи, например:

Т - ты - местоимение

Р - разве - частица

У - удивляться - глагол

Д - десять - числительное

О - ох - междометие

Л - легко - наречие

Ю - юла - существительное

Б - без - предлог

И - или - союз

Е - еловый - прилагательное

Кто быстрее «соберет» «дружную семейку», тот и победит.

Если у ребят есть ошибки, то ведущий должен только сказать: «Семья недружная», - но не подсказывать, где ошибка.

12. Игра «ТОЛЬКО В ОДНОМ ЧИСЛЕ».

В современном русском языке есть два числа: единственное и множественное. Но некоторые существительные употребляются или только в единственном, или только во множественном числе. Например, молодежь, золото - только единственное;щипцы, шахматы - только во множественном.

Играющие должны разделиться на две группы. Водящий вперемежку читает существительные, которые употребляются только в единственном или только во множественном числе. Первая группа записывает существительные, которые употребляются только в единственном числе, вторая - существительные, употребляющиеся только во множественном. Для повышения внимательности учащихся в общий список слов для диктовки вносятся и слова, употребляемые как в форме единственного, так и в форме множественного числа.

Слова для диктовки : часы, пятнашки, асфальт, ворота, брюки, сани, столы, весы, белье, беготня, железо, ширина, ходьба, шаровары, салазки, жмурки, воск, вода, темнота, сметана, ножницы, виды, сутки, зима, весы, порох, молоко, керосин, трусики, каникулы, горелки, молотьба, родня, бетон.

После записи первая группа для проверки передает свои диктовки второй, а вторая - первой. По количеству правильно записанных слов подсчитываются очки и объявляются победители.

13. Игра «ВО ВСЕХ ПАДЕЖАХ И ЧИСЛАХ».

Игра заключается в том, чтобы подобрать пословицы и поговорки с избранным участником игры словом, которое употреблялось бы во всех падежах единственного и множественного числа, например:

Единственное число

И. Дело шуток не любит.

Р. От слова до дела целая верста.

Д. Не по сути дело, а по делу суть.

В. Ты за дело, а дело за тебя.

Т. Велик телом, да мал делом.

П. И умен, и пригож, и в деле тож.

Множественное число

И. Дела как сажа бела.

Р. Всех дел не переделаешь.

Д. По твоим делам о тебе судят.

В. Жизнь дана на добрые дела.

Т. Языком не спеши, а делами не смеши.

П. Умен на словах, да глуп на делах.

14. Ответьте на шуточный вопрос: что нужно сделать с существительнымидорога, марка, сера , чтобы превратить их в краткие прилагательные, не меняя в них ни одной буквы?

15. Игра «КТО БОЛЬШЕ».

Кто больше подберет фразеологических оборотов, в состав которых входят притяжательные прилагательные, тот и победит.

Для справок. Геркулесовы столпы, танталовы муки, прокрустово ложе, крокодиловы слезы, тришкин кафтан, анютины глазки.

16. Ответьте на шуточные вопросы:

Какие местоимения читаются одинаково слева направо и справа налево? (Оно, тот)

Какое местоимение превращается в союз, если его прочесть справа налево? (Он - но)

Какую букву надо спрятать за местоимение, чтобы получить название животного?(За/ я/ ц)

Как привить чаду любовь к русскому языку и показать, что задания могут быть не такими уж скучными? Как превратить монотонные занятия в увлекательную игру? Конечно, это не так уж просто, особенно если в голове ребенка правописание и грамматика четко ассоциируются с чем-то нудным и неинтересным. Но подобрав интересное задание по русскому языку, вы сможете увлечь дошкольника и помочь ему по-настоящему полюбить этот предмет.

Приемы для развития интереса к русскому языку

В помощь родителям и начинающим учителям методисты разработали множество приемов и упражнений. Они помогут развить способности ребенка к русскому языку, научиться грамотной письменной речи и получить при этом истинное удовольствие от занятий. Но и вам самим придется искренне заинтересоваться совместной работой. Если вам будет интересно, значит, вы сможете увлечь и ребенка, а тогда урок русского языка окажется максимально успешным.

Многие упражнения можно использовать не только на школьных занятиях, но и во внеурочное время и даже во время каникул. Тем самым вы сможете провести время нескучно и с огромной пользой.

Занимательные вопросы

Каверзные вопросы, над которыми придется поломать голову. А вы сразу сможете ответить на них?

  • Их у коровы две. У кошки и у собаки - по одной. А сколько их у носорога? (Ответ - 3, речь идет о буквах «О»).
  • Какую букву можно убрать из слова, чтобы получилось новое слово? Беда (еда), слон (сон), овраг (враг), пруд (пуд), экран (кран) и другие. Включив фантазию, вы сможете придумать множество подобных слов.
  • Сможешь ли ты придумать предложение, в котором встречались бы все имеющиеся части речи? (всего частей речи 10, то есть предложение должно быть как минимум из десяти слов)
  • Какими словами из одного и того же количества букв можно заменить следующие слова: работа, солдат, шагать, приятель, противник ? (Это слова из четырех букв: труд, воин, идти, друг, враг ).

Упражнения на развитие сообразительности

Хотя, в принципе, любое интересное задание по русскому языку способствует развитию смекалки и нестандартного мышления, но эти упражнения действительно помогают расширить границы детской сообразительности.

  • Какие сходства и различия между существительным и прилагательным?
  • Расположите последовательно эти слова в порядке возрастания: абзац, текст, буква, предложение, слово, слог.
  • Род, падеж, число, корень . Какое слово в ряду лишнее?
  • Каким названием можно объединить следующие слова: точка, восклицательный знак, запятая, двоеточие, точка с запятой ?

Где ошибка?

Эти занимательные задания по русскому языку предназначены для детей постарше, которые уже знакомы с основными грамматическими правилами и исключениями из них. Нужно выявить закравшуюся ошибку и объяснить, почему мы пишем так, а не иначе.

  • Вчера на прогулку Катя одела платье в горошек (Платье надевают, а не одевают).
  • У реки стоял одинокий пожилой дуб (Дуб может быть старым, а не пожилым, поскольку это неодушевленное существительное).
  • Столяр смастерил добротный табурет из ясеня с четырьмя ножками (Непонятно, у кого было четыре ножки - у табурета или у ясеня? В этом случае лучше написать «Столяр смастерил из ясеня добротный табурет с четырьмя ножками»).

Кто больше?

Эти интересные задания по русскому языку для дошкольников и младших школьников предназначены для проведения в группах.

  • Кто вспомнит больше слов, в которых все согласные - звонкие? А глухие?
  • Кто назовет больше всего слов, заканчивающихся и начинающихся на одну и ту же букву?
  • Кто первый сможет составить список слов строго в алфавитном порядке? (Акварель, бабушка и так далее). Пропускать буквы нельзя!
  • Кто вспомнит больше слов, заканчивающихся на -чонок ? (Зайчонок, галчонок и т.п.)
  • Кто вспомнит больше пословиц, в которых были бы использованы числительные?
  • Кто подберет больше прилагательных к существительному «платье»?

Можно ли написать сочинение всего за 10 минут? Вряд ли. Но если подойти к делу творчески, даже за такое короткое время можно развить у ребенка фантазию, смекалку и навыки письменной речи. Вот интересное задание по русскому языку, которое заключается в составлении списков.

Попробуйте вместе с детьми составить списки такого плана:

  • 10 вещей, которые я бы взял с собой на необитаемый остров;
  • 10 дел, которые я делаю каждый день;
  • 10 продуктов, которые мы покупаем в магазине каждую неделю;
  • 10 вещей, которые я бы купил, если бы стал миллионером;
  • 10 моих любимых блюд и так далее.

Любое интересное задание по русскому языку - это еще один повод полюбить предмет. Такие задачи учат детей мыслить образами, отходя от стандартных ситуаций, находить сходства и различия, мысленно «превращать» одно слово в другое. Способствуют они развитию спонтанного мышления, выработке внимания к структуре и составу слова.

Проводя урок русского языка, не заостряйте внимание на ошибках, которые в работе обязательно возникнут. Важно так направить мыслительный процесс, чтобы устранить ошибки не составило труда. Учите размышлять, думать, спорить - ведь, как известно, именно

Предложенные методы носят развивающий характер, реализуя тем самым ведущую цель начального образования. Она переводит ученика из состояния объекта обучения в субъект изучения учебного материала. Школьник обучается сообразно своим возможностям, у него возникает интерес, чувство удовлетворённости, желание работать.
Безусловно, освоение нового - сложный и противоречивый процесс. Любые методы и приёмы только тогда становятся действенными, когда естественно вплетаются в уже сложившуюся методическую систему, приняты учителем и проверены на практике.

В данной статье описана методика работы по изучению непроверяемых безударных гласных, непроизносимых согласных, парных звонких и глухих согласных, слов с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу, а также описаны упражнения, направленные на обогащение словарного запаса детей. Полученные результаты подтвердили высокую эффективность данной методики. При этом у учащихся расширяется кругозор, совершенствуются речевые навыки, развивается логическое мышление, что, в свою очередь, способствует прочности усвоения материала.

Непроверяемые безударные гласные

1. Игры «10 ос»
Ос- - а
На этой осе в октябре позолота,
Ос- - а
А эта растёт на лугу у болота,
- ос-а
У этой на лапках зелёные иглы,
- ос - - - а-
На этой опасно устраивать игры,
- ос - - - а - -
Эта оса на луну улетает,
- ос - - - - а
Эта на солнце худеет и тает,
- - ос - - - - а - -
Эта оса продаётся в бутылке,
- ос - - - а
Эта боится горчицы и вилки,
- ос - а
С этой спит в колыбели малыш,
- о - с - - - - а
Эта по классу крадётся, как мышь.

Ответ: осина, осока, сосна, мостовая, космонавт, сосулька, простокваша, сосиска, соска, подсказка.

2. «Поле чудес»
Некоторые буквы уже открыты. Остальное - за вами. Разгадайте и запишите пословицу о зиме.
Д - ка- - - - о - - - - - - - - , а з - му н - - - на- - .

Ответ: Декабрь год кончает, а зиму начинает.

3. «Три сороки».

Три болтливые сороки
У различных птиц гостили,
Буквами заполнив строки,
Догадайтесь, с кем сороки
Ели джем и кофе пили.
Не забудьте, что таится
В каждом строчке только птица
1.Со- - - - -
- - - - ро - - -

2.Со - -
- - ро - а
- - - - - - - ка

3.Со- - -
- - ро - - -
Ка - - - - - - -

Ответ:
Соловей, жаворонок, какаду.
Сова, ворона, перепёлка.
Сокол, воробей, канарейка.

4. Шарады.

Первое - нота, второе - тоже,
А целое на боб похожа. (Фа - соль)

Первое - предлог, второе- летний дом,
А целое порой решается с трудом. (За - дача).

5. «Словарное домино».

Игру можно составить из словарных слов для любого класса. Для этого надо вырезать 28 карточек с размером 5Ч8 см. В верхней части карточек пишется слова с пропущенной буквой, а в нижней части - только буквы, которых пропускали в других словах. Задача детей - подставить к слову с пропущенной буквой карточку с изображением той буквы, которая нужна в данном слове. Первым ходит ученик, у которого карточка со словом «Родина». Домино можно составить на любую тему.

6. Графические ассоциации.

Суть метода - видеть сходство формы букв и предметов. Дети сами делают рисунки, можно прямо в тетради на уроках.

Попробуйте эти приёмы! Вы не представляете, как это интересно и увлекательно!

Непроизносимые согласные

Есть согласные такие В, Д, Т, Л.
Не во всех словах слышны,
Но везде они нужны.
Чтобы знать, где их писать,
Надо слово проверять.

Грустный
Грустный - грусть,
Грустить не буду.
Грустный - «Т» не позабуду.

Поздно
Поздно - проверим опоздали,
В слове поздно «Д» написали.

Солнце
В слове солнце «Л» не слышим.
В слове солнышко напишем.

Звёздный
Звёздный - проверяй звезда.
Звёздный - «Д» пиши всегда.

Здравствуй
В слове здравствуй «В» не слышна,
Проверим словом здравие.
Здоровья всем вам пожелаем
И в слове здравствуй «В» не забываем.
Загадки.
День и ночь стучит оно
Словно бы заведено.
Будет плохо, если вдруг
Прекратится этот стук. (Сердце)

Что выше леса, краше света, без огня горит? (Солнце)

Когда лежу я на спине,
Нет пользы никакой во мне,
Но прослони меня к стене -
Найдётся сразу дело мне. (Лестница).

Правописание шипящих жи-ши, ча-ща, чу-щу

1. Загадки

У неё во рту пила, под водой она жила.
Всех пугала, всех глотала, а теперь в котёл попала. (Щука)

Они живут на крыше,
Их очень любят кошки. (Мыши)

Дикая роза с ярко-красными ягодами. (Шиповник).

Стучит, стучит весь день,
Никого не боится.
Считает он весь век,
Но не человек. (Часы)

Посуда с длинным носом и с круглым хвостом. (Чайник).

2. Замените одним словом.

Жвачное животное с очень длинной шеей. (Жираф).

60 минут (Час).
Густой частый лес. (Чаща).


Парные звонкие и глухие согласные

1. Шарады.

С глухим согласным наливаюсь в поле,
Со звонким - сам звеню я на раздолье. (Колос - голос).

С глухим - траву она срезает,
Со звонким - листья объедает. (Коса - коза).

С «м» - приятен, золотист, очень сладок и душист.
С буквой «л» зимой бывает, а весною исчезает. (Мёд - лёд).

С глухим шипящим кругл, как мячик,
Со звонким - как огонь горячий. (Шар - жар).

2. Игра « Цепочка».

Один из учащихся называет слово со звонкой или глухой согласной, рядом сидящий называет проверочное слово. Например: друг - друга, зуб - зубы ит.д.

3.Загадки.

Шел, шел без дорог.
Где шел, там и лег.
До весны пролежал,
А потом убежал.
(снег)

Я, не хвастаясь, скажу:
Всех друзей омоложу!
Идут ко мне унылые -
С морщинками, со складками,
Уходят очень милые,
Веселые и гладкие!
Значит, я надежный друг,
Электрический… (утюг).

Вот так чудо! Он со вкусом
Может кушать пыль и мусор!
И жужжит, как сотня ос,
Работяга… (пылесос).

Говорю я брату: - Ох!
С неба сыплется горох!
Вот чудак, - смеется брат, -
Твой горох - ведь это… (град).

Этот зверь тебе знаком -
Ест мышей, пьет молоко.
Но на кошку не похож,
Весь в колючках длинных… (еж).

Он ходит голову задрав,
Не потому, что важный граф,
Не потому, что гордый нрав,
А потому, что он… (жираф).

То я в клетку, то в линейку.
Написать по ним сумей-ка!
Можешь и нарисовать.
Что такое я? (тетрадь)

Правописание звонких и глухих согласных на конце слова

Потяну за верёвку - встанет гора. (Верблюд).

Старик-шутник, на улице стоять не велит,
За нос домой тянет. (Мороз).

За тобою он плетётся
Хоть на месте остаётся. (След).

Правописание звонких и глухих согласных перед согласными

В лесу родилась, в лесу живёт. (Лодка).

Набитая пухом, лежит под ухом.(Подушка).

С одной стороны лес, а с другой - поле. (Шубка).

4. Кроссворд.
Замените одним словом.
Жвачное животное с очень длинной шеей. (Жираф).
Что у человека дороже всего? (Жизнь).
60 минут (Час).
Густой частый лес. (Чаща).
Хищная рыба с острыми зубами. (Щука).
Из чего делают тяжёлые сковородки? (Чугун).
Животные, которые носят еду на спине. (Ежи).

Упражнения для обогащения словарного запаса детей

1. Замени одним словом из 4 букв:
Приятель - +. , противник - + ,
Солдат - + , работа - + , шагать - + . (Ответы: друг, враг, воин, дело, идти)

2. Найдите спрятавшееся слово.
Хлев (лев), удочка (дочка), коса (оса), столб (стол), щель (ель).
3. Угадай слово.
К - р - н д - ш (карандаш), д - ж - р н - й (дежурный), л - с т - п - д (листопад), з - м - ш к - (зимушка).

Заключение.
Игры, загадки, кроссворды, шарады, ребусы учат детей образно мыслить, сравнивать, находить отличия, превращать один предмет в другой. Порой у учеников появляется самостоятельная спонтанная потребность придумать образ для запоминания написания трудного слова. Кроме всего этого, у школьников вырабатывается большое внимание к слову, его структуре, составу. Они видят слово с разных сторон, учатся думать, рассуждать о нём. Могут встречаться и ошибки при работе, но при умелом направлении мыслительного процесса всё легко устраняется, а в споре рождается истина.