Основные факторы влияющие на выбор профессии. Будущая профессия

Основные факторы влияющие на выбор профессии. Будущая профессия
Основные факторы влияющие на выбор профессии. Будущая профессия

Зачастую каждый человек рано или поздно сталкивается с вопросом выбора своей будущей специальности. В большинстве случаев это происходит в школе, когда нужно решать, чем стоит заниматься дальше и какое образование получать. Если у человека в юном возрасте уже возникли предпочтения, и он решил, что ему по душе, выбор профессии не вызовет у него затруднений и излишних вопросов. Однако таких совсем немного, практически единицы. Основная масса в столь юном возрасте просто не в состоянии самостоятельно определиться с тем, какие профессии им подходят и что востребовано на рынке труда.

Иногда специальность или работу приходится менять в зрелом возрасте. Это происходит нечасто, но всё же случается, скорее всего, в силу жизненных обстоятельств. В этом случае особенно важно не ошибиться в выборе профессии, поскольку переучивание и набор опыта занимает немало времени.

Определяемся с выбором

Чтобы определить точно, к какому типу профессий у человека больше склонности, можно провести определённые тесты. Они основываются на разделении всех специальностей на 5 основных категорий:

  • человек – природа;
  • человек – человек;
  • человек – художественный образ;
  • человек – техника;
  • человек – знаковая система.

Каждая из них имеет свои особенности. Благодаря ответам на вопросы теста (их около 30) можно определить точно, какие профессии подойдут определённому индивидууму. Чаще всего нет «чистого» подвида, по результатам есть вероятность выпадения 1 или 2 категорий.

Это, несомненно, не основные факторы выбора профессии, но всё же они могут помочь определиться с индивидуальными предпочтениями и склонностями. Такой тест есть возможность пройти онлайн или в центре занятости. На эту процедуру вместе с подсчётами результатов уйдёт не более 30 – 40 минут.

Но это, конечно, больше подходит для школьников, которым сложно определиться с выбором специальности. Для более зрелого человека такие тесты могут быть излишни, если он сам осознаёт, какая работа ему необходима.

Также часто выбор профессии попросту навязывается выпускнику родителями, учителями, обстоятельствами и прочими факторами. Это может быть вызвано вопросами престижности, финансовой возможности получения специальности в высшем заведении, неправильном представлении о ней и т. п. В большинстве случаев это приводит к разочарованию и нежеланию работать по , даже если она актуальная и приносит неплохой доход. Как вариант, человек по желанию близких посвящает всю свою жизнь совсем не тому делу, к которому у него лежит душа. Это явно не сказывается положительно на его профессиональных успехах и общем эмоциональном состоянии.

Сейчас не представляет труда сменить профессию. Есть масса возможностей получать параллельно дополнительное образование, посещать курсы или изучать понравившуюся науку самостоятельно. Причём это может быть как углубление знаний по уже имеющейся специальности, так и приобретение абсолютно новых, в другом направлении.

Работа по расчёту

При выборе будущей специальности немаловажным фактором является её востребованность на рынке труда. Необходимо учитывать, какие шансы устроиться на достойную работу будут после окончания определённого учебного заведения и получения диплома. О выборе профессии нужно задумываться заблаговременно, так же, как и над перспективами, которые в будущем она может предоставить.

Существуют множественные причины, влияющие на принятие окончательного решения, но это одни из наиболее весомых. Есть статистика, в которой ежегодно обозначаются наиболее востребованные и . Кроме того, данные указываются по различным странам и по миру в целом. Поэтому можно не только определить нужное направление в будущей карьере, но и понять, будет ли проблематично при смене места жительства. Такие факторы также немаловажны.

Некоторые предпочитают те специальности, которые будут приносить гарантированный высокий доход либо имеют отличные перспективы развития в будущем. Это относится и к семейным профессиям, которые наследуются поколениями, а все знания и тонкости передаются от отца сыну.

Такой выбор может быть продиктован собственным желанием или призванием, но не всегда происходит именно так. Конечно, бесценно то, что близкий человек может посвятить вас в такие тонкости профессии, которые вам не расскажет ни один педагог в учебном заведении или наставник на рабочем месте. Однако это справедливо только тогда, когда специальность соответствует вашим мечтаниям. В противном случае это будет пыткой и навязанным занятием.

Специальность по душе

Несмотря на все обстоятельства, влияющие извне на , любой человек в первую очередь должен принимать во внимание собственные таланты и предпочтения. Особенно это касается выпускников, которые стоят на распутье и чаще всего сомневаются в правильности собственного решения. Именно в этот непростой момент и важно, чтобы близкие люди откровенно поговорили с ним, обсудили этот вопрос на семейном совете и посоветовали без навязывания, куда стоит пойти учиться.

Очень важно учитывать пожелания и прислушиваться к мнению самого подростка, ведь это его будущая профессия, которой он посвятит всю оставшуюся жизнь. А при удачном выборе она будет не только источником дохода, но и принесёт радость и удовлетворение, что также немаловажно.

Для родителей зачастую очень непросто воздержаться от различных манипуляций и переубеждений, если их уже взрослый ребёнок хочет заняться чем-то таким, что не удовлетворяет их собственным желаниям. Они начинают приводить множество всевозможных доводов и фактов, что влияет на выбор профессии впоследствии. Однако стоит подумать, что важнее: правота родителей или удовлетворённость их ребёнка своей специальностью в будущем. Например, если отец и дед были пилотами, то они бы, конечно, предпочли, чтобы внук тоже пошёл в авиацию. Но парень любит музыку или же ему нравится вырезать по дереву. Будет ли толк в том, что они настоят на своём и заставят его получить соответствующее образование?! Даже при таких обстоятельствах нет никакой гарантии, что парень после окончания ВУЗа пойдёт работать по специальности, а не займётся тем, что ему нравится. Тогда стоит ли тратить время на обучение тому, что ему не нужно и никогда не пригодится?

Важно не забывать следующий факт при выборе специальности: чтобы стать настоящим профессионалом необходимо постоянно совершенствоваться. Нужно узнавать что-то новое, современные тенденции и методы, обмениваться опытом с другими и прочее. Конечно, это делать намного проще и увлекательнее, когда специальность выбрана по душе и углубление познаний в этой области вызвано не необходимостью, а искренним желанием и интересом. Если ограничиваться только тем, что было дано в учебном заведении, а тяги к получению опыта нет, то и работник получится довольно посредственный, что тоже не способствует развитию ни личности, ни профессионализма в том деле, которым занимается человек. По этой причине призвание при выборе рода деятельности всё-таки перевешивает большинство остальных факторов и причин.

В этой статье мы не будем говорить о том, что нужно делать и каких правил придерживаться для того, чтобы ваш ребенок определился с дальнейшей Практических советов по выбору жизненной стези здесь вы также не найдете. Мы постараемся максимально раскрыть ряд особенностей, которые могут помешать подростку в решении этой непростой задачи, ну а окружению необходимо лишь постараться их избежать.

Каждому из нас хоть однажды приходится сталкиваться…

Пожалуй, в подавляющем большинстве случаев каждый из нас не принимает каких-либо судьбоносных решений, руководствуясь лишь самостоятельными умозаключениями. Зачастую нам на помощь приходят родные, близкие друзья и просто люди, оказывающие влияние на нашу жизнь и деятельность в целом. Поэтому наши решения основываются на жизненном опыте и взглядах окружающих нас представителей социума, мнение которых нам небезразлично.

Человеку, делающему этот самый выбор, крайне важно сделать объективный анализ полученной информации извне и отсюда уже формировать собственные выводы. Близким людям, в свою очередь, необходимо донести информацию в наиболее корректной и убедительной форме до того, кто находится в затруднительном положении. Особенно если этот кто-то - подросток, определяющий свой дальнейший жизненный путь.

Итак, какие факторы влияют на выбор профессии? Ниже мы постараемся разобраться в этом и максимально раскрыть данную тему, которая станет полезной как для молодых людей в начале самостоятельного жизненного пути, так и для их родителей.

Роль саморегуляции в профессиональном самоопределении

Основы выбора профессии заключаются в непосредственном видении окружающего мира субъектом. А это значит, что немаловажную роль на этой стезе играет уровень психической осознанности человека (в нашем случае - подростка).

Иными словами, ребенок должен уметь оценивать собственные возможности и особенности личного мышления с теми целями, которые он перед собой ставит на дальнейшую перспективу. Таким подросткам в современной психологии присваивают звание «автономно мыслящих», поскольку они, как никто иной, могут самостоятельно определить собственное место в жизни и, соответственно, в трудовой нише.

Для того чтобы узнать, насколько человек способен определиться с данной важнейшей задачей, можно провести тест на выбор профессии, который своими результатами и покажет уровень самоопределения индивидуума.

Влияние семьи на будущую специальность

Однако зачастую к возрасту 16-18 лет ребенок еще не в состоянии обладать должным уровнем самодостаточности для того, чтобы безо всяких проблем определить свой дальнейший путь в основной деятельности. Поэтому выбор рабочей профессии во многих семьях основывается на коллективном согласовании, взвешивании всех за и против. Иногда это происходит явно, иногда - лишь как косвенное влияние на чадо.

Зачастую родители, сами того не понимая, навязывают ребенку тот или иной жизненный путь, и нельзя говорить о том, что данная позиция профориентации (выбор профессии) корректна с психологической точки зрения. То ли это происходит по причине собственной нереализованности, то ли потому, что данная стезя - это родовое поприще (династии учителей, врачей, юристов). В целом мотивы выбора профессии бывают разными. Но такой подход приводит к тому, что индивид выбирает дело не по душе: трудится на нелюбимой работе или - что хуже всего - не имеет к той или иной специальности никакой предрасположенности.

Социологический аспект выбора жизненной стези

Какие факторы влияют на выбор профессии, если подросток недостаточно зрел, чтобы самостоятельно принимать судьбоносные решения? Правильно, мнение сверстников и друзей. К сожалению, эта проблема была частой на протяжении долгих лет (и отнюдь не является современной) - ребенок при осуществлении осознанного выбора может думать не о том, что принесет ему удовольствие, или о том, к чему он имеет физиологическую предрасположенность.

Довольно часто выбор рабочей профессии основывается на банальном нежелании расставаться с близкими друзьями. Для подростка окончание средней школы - это всегда психологическая травма в той или иной степени. Поэтому если близкий друг желает стать известным доктором и покидает родной город для дальнейшего обучения, ваш ребенок может поехать за ним лишь по причине косвенной боязни одиночества. Пример данной ситуации доказывает тот факт, что родители должны вмешиваться в процесс профессионального самоопределения ребенка, но объективно.

Выбор профессии для школьников - чего стоит опасаться

Зачастую каждому из нас мешают жить так называемые мифы - устоявшиеся стереотипы, как правило, не имеющие ничего общего с реальностью. Это огромный ком полученной информации, который накапливается со временем и совершенно не претендует на роль истины в том или ином вопросе.

Поэтому мотивы выбора профессии зачастую основываются на этих самых мифах. Часто случается, что подросток (или даже его родители, что во много раз плачевней) не имеют четкого набора данных о той или иной специальности. В результате чего мнение о профессии может складываться исходя из собственных субъективных умозаключений. Подобные выводы не имеют ничего общего со статистическими данными, поэтому ребенок идет учиться той профессии, которая, лишь по личному мнению его родителей (и не более), является престижной, более востребованной на рынке труда и прибыльной.

и установки

Какие факторы влияют на выбор профессии? А точнее, какие из них мешают решить эту задачу максимально корректно? Верно - психологические блоки и установки подростка, его неуверенность в собственных силах, боязнь не оправдать ожиданий родителей или выглядеть хуже своих сверстников в глазах общества.

Часто это связано с тем, что ребенок опасается не набрать нужного количества баллов при поступлении на выбранную специальность и потерять целый год напрасно. Поэтому зачастую дети стараются выбрать запасной вариант, сдать экзамены на ту специальность, которая является менее востребованной среди абитуриентов. На ближайшую перспективу такая картина выглядит прекрасно - подросток учится, потерянного времени нет. Однако если посмотреть на ситуацию несколько глубже, то все оказывается куда плачевней - сломанная судьба, нелюбимая профессия, ну и работа, которая не приносит никакого удовольствия.

Поэтому лучше дважды подумать: а стоит ли этот потерянный год столь обширных жертв?

Личная жизнь и ее влияние на выбор будущей профессии

Для современных родителей не новость, что в пределах 16-18 лет практически у каждого подростка случается первая любовь, сердечные переживания, а вместе с ними и драмы. Увы, сейчас так много информации для современной молодежи, что, уже будучи в столь нежном возрасте, многие из них задумываются над тем, а не встанет ли их будущая профессия на пути стремления к совершенному семейному счастью?

Масса сериалов, интернет-ресурсов, литературы - все это заставляет задуматься подростка над тем, позволит ли ему любимое дело быть счастливым не только на работе. И снова же хочется каждого уверить, что все эти домыслы - лишь очередной миф. Доктор доктору рознь, а юрист - юристу. Будет ли ваше чадо трудоголиком, как много оно будет отдавать работе - на этот вопрос сможет ответить лишь время. Поэтому не стоит даже задумываться о взаимодействии личной жизни и работы при выборе будущей

Профессор Климов и его взгляд на решение этой задачи

Доктор Е. А. Климов на протяжении долгих лет занимался изучением вопроса и трудовой ориентации, поэтому у него свой взгляд на то, какие факторы влияют на выбор профессии подростка.

Он вывел ряд движущих факторов, которые прямым образом оказывают влияние на самоопределение ребенка относительно своей дальнейшей деятельности.

В первую очередь играет роль мнение родственников, которые отвечают за дальнейший жизненный путь ребенка как перед обществом, так и перед самими собой. Поэтому на лестнице факторов, по Климову, первую ступень занимает видение родителей.

Немаловажную роль играет близкое окружение подростка - его друзья и товарищи, учителя, имеющие авторитет, которые влияют на выбор ребенка несколько меньше, нежели старшие члены семьи.

И только лишь после стоят непосредственные планы ребенка и собственное видение дальнейшей профессиональной ориентации, пожелания и притязательность к той или иной деятельности. И последнюю ступень влияния занимают способности подростка, склад его ума, возможность заниматься той или иной профессией.

Как видим, с психологической точки зрения тест на выбор профессии на практике не так уж и пользуется популярностью среди абитуриентов. Поскольку мало кто задумывается в начале собственного жизненного пути над тем, придется ли ему по душе выбранная деятельность спустя несколько десятков лет, будет ли ему даваться работа с легкостью.

И немного статистики

В нашей стране достаточно развита система информационного обеспечения абитуриентов, поэтому каждый желающий может обратиться в понравившееся высшее учебное заведение и получить необходимую сводку фактов по той или иной специальности. Но, как показывает практика, из года в год подростки выбирают будущую стезю совершенно спонтанно, не руководствуясь какими-то профориентационными консультациями.

Как правило, две трети абитуриентов не могут определиться до последнего с выбором специальности, ну а оставшаяся часть глубоко убеждена в своих взглядах, которые зачастую основываются на мнении старших и ближайшего окружения.

Развитие карьеры для большинства людей - это пожизненный процесс выбора возможностей трудоустройства, предоставляемых им. На каждого отдельного субъекта процесса влияют многие факторы, в том числе общество, в котором они живут, их личные способности и образовательные достижения.

Некоторые из этих факторов могут измениться во время профессиональной жизни. Иногда жизненные обстоятельства изменяют карьерные пути.

Кроме того, внешние влияния, такие как семья и друзья, могут изменить взгляды или заставить видеть свои профессиональные цели по-разному.

Факторы выбора профессии

Выбор карьеры - одно из самых важных решений, которые человек принимает в своей жизни. Исследователи обнаружили, что многие факторы, влияющие на выбор карьеры, быстро становятся очевидными благодаря честному самоанализу. Истинные ответы на вопросы: для какой карьеры вы подходите, где вы хотите жить, сколько получать за ваш труд и как вы хотите работать, могут быть ключом к выбору хорошей профессии.

В выборе карьеры необходимо принимать во внимание быстрые изменения на рынке труда и низкий спрос на выпускников. Молодёжь обеспокоена не только внутренним рынком труда, но и иностранным рынком труда, куда стремятся многие молодые люди. Экономические и социальные условия также дают выбор критериев и должны соответствовать требованиям рынка труда и ожиданиям потребностей молодых людей. Наиболее распространёнными критериями являются:

  • стабильность работы;
  • зарплата;
  • репутация компании;
  • перспективы продвижения по службе.

Местонахождение работы

География может влиять на принятие решений о карьере несколькими способами. Вы можете выбрать работу, которая требует жизни в определённом регионе, или вы обнаружите, что возможности трудоустройства более многочисленны в определённой части страны. У вас также может быть личное предпочтение тому, где вы хотите жить, будь то оживлённый город, сельская местность или солнечный регион.

Роль родителей

Родители часто влияют на карьерные пути, которые преследуют их дети. Родитель может побуждать ребёнка к профессии, сходной с его собственной или демонстрирующую высокую доходность . Дети часто привлекаются к определённой линии работы из-за профессиональной истории родителей, которая, вероятно, дала непосредственную перспективу в этом типе работы.

Влияние родителей на выбор детской карьеры часто является решающим. Наиболее часто используемые семейные аргументы:

  • безопасность и будущее профессии на рынке труда;
  • ожидаемые материальные выгоды;
  • сохранение традиций (преемственность).

Это интересно: , специфика работы.

Брак и дети

Если вы состоите в браке, то ваша половинка может влиять на выбор, который вы делаете в отношении своей карьеры. Когда пары принимают решения как единое целое, должны быть некоторые приёмы и компромиссы. Например, если супругу предлагается исключительная возможность работы за границей, вы можете решить вместе, что лучший вариант - это преследовать профессиональные возможности в новом месте.

Многие люди меняют свою карьерную перспективу, когда появляются дети. Необходимо решить, хотите ли вы проводить менее напряжённую или суетливую карьеру, чтобы проводить больше времени со своими детьми. С другой стороны, нужно искать способы увеличить прибыль, чтобы обеспечить их благополучие и будущее образование.

Потенциальный доход

Потенциальный доход выбранной профессии является одним из основных факторов, влияющим на карьерный путь. Личные финансовые потребности также могут повлиять на выбор карьеры.

Отраслевые и экономические изменения

Изменения в отрасли или экономике могут влиять на выбор карьеры. Если вы обнаружите, что профессия наводнена новыми выпускниками колледжей, то потенциал может уменьшиться и вы решите выбрать другой путь. Аналогичным образом, новые разработки в вашей области могут открыть двери для расширения профессиональных возможностей. Даже изменяющаяся мировая экономика может повлиять на выбор , который вы делаете на своём профессиональном пути.

Число людей, которые испытывают трудности с входом на рынок труда и устойчивым развитием карьеры, растёт во всем мире. Безработица в результате избыточного предложения рабочей силы представляет собой макроэкономический дисбаланс с наихудшими последствиями как для отдельных лиц, так и для всей экономики. Важную роль в перераспределении рабочей силы играет мобильность рабочей силы посредством региональной миграции. Трудовая миграция является одним из способов адаптации человека к экономическим изменениям.

Выбор профессии подростками

На выбор профессии подростком влияют многие факторы, включая жизненный контекст, личные способности, учителя и образовательные достижения. Решение этой важной задачей развития критически важно в жизни подростков.

Было установлено, что культурный и социальный контекст семьи и сообщества играет важную роль в том, как молодёжь узнаёт о карьере и оказывает влияние на процесс выбора . Стратегии, которые нацелены на родителей и сообщества, чтобы увеличить их участие в выборе карьеры молодёжи, могут способствовать принятию правильных решений.

Важным поворотным моментом в жизни является выбор карьеры, который они делают в средней школе . Часто это рассматривается семьёй и сообществом как просто начало готовности к работе, однако, это решение играет важную роль в становлении молодёжи на пути, который открывает, а также закрывает возможности.

Взаимозависимость семьи, школы и культуры сообщества

Молодые люди, благодаря взаимодействию с контекстом семьи, школы, сообщества изучают и исследуют карьеры, которые в конечном счёте приводят к определению своего пути. Взаимозависимость семейной, школьной и общинной культуры играет решающую роль в формировании профессионального выбора молодёжи.

На подростков влияют совершенно разные социальные и экономические контекстуальные факторы в их стремлении к различным профессиональным путям при переходе от школы к работе.

Выбор работы, который делают молодые люди, встроен в их восприятие «идеальной работы» и их зрелости принятия решений в сфере . Профессиональный выбор - это не просто процесс сопоставления; скорее, это выбор, сделанный в контексте многих влияющих факторов. Восприятие «идеальной работы» действует как фильтр для уместности работы и влияет на процесс выбора.

Первоначальное принятие решений о карьере - это культурная задача развития, которую подростки должны достичь к концу своего учебного года. В обследованных средних школах разброс по карьерным предпочтениям был разным. У молодёжи, имеющей обеспеченных родителей, как правило, решения о будущей карьере принимаются быстро. У детей, чьи родители имеют низкий доход, отсутствие принятия решений о карьере является нормой.

Молодые люди признают, что существуют препятствия для реализации их будущих карьерных выборов и поиск путей преодоления этих препятствий . Большинство молодых людей заявляет, что основным препятствием является нехватка финансовых ресурсов для обучения. Молодёжь, желающая работать после окончания обучения, определила отсутствие возможностей трудоустройства в качестве своего второго препятствия для достижения целей в области занятости.

Абсолютное большинство сельской молодёжи планирует покинуть сельскую местность, чтобы искать работу. Некоторые молодые люди хотели остаться, если бы могли найти работу в этом районе.

Выбор карьеры, который делают подростки, - это решение, влияющие не только на их развитие, но и существующий контекст.

Разработка программ и стратегий, которые помогают как родителям, так и молодёжи в изучении широкого круга занятий, может открыть двери для новых и нетрадиционных вариантов карьеры. Предоставление подросткам возможностей для обучения, в которых им предлагается осмыслить ситуации, с которыми они сталкиваются при различных видах занятости, может дать им более полное представление о возможностях карьеры.

Общинное обучение, в котором участвуют подростки при решении реальных проблем на рабочем месте, напрямую связывает их с реальностью различных профессий. Привлечение родителей и сообщества к активной поддержке поиска и выбора профессии обеспечивает контекст, который помогает подросткам успешно переходить на роли взрослых на рабочем месте.

Факторы выбора по Климову

Наличие интересов

Человек добивается лучших результатов в той сфере, которая ему нравится.

Способности и талант

Одного интереса к какому-либо делу мало, нужно ещё, чтобы оно получалось. А для этого нужны определённые способности. Так, чтобы играть на скрипке, мало любить музыку: нужны ещё и музыкальные способности.

Предпочтения

Выбор может определяться:

  • профессией;
  • местом работы;
  • местом жительства;
  • климатическими и погодными условиями.

Все эти факторы могут вступать в конфликтные отношения или, наоборот, накладываясь друг на друга перевешивать в пользу какого-либо выбора.

Влияние родителей, семьи

Родные и близкие люди часто желают принимать участие в выборе работы. Мнением родных и их опытом нельзя пренебрегать, но нужно понимать что это не единственный фактор.

Мнение ровесников, друзей

Мнение одноклассников, товарищей важно, так как оно отражает уровень популярности тех или иных профессий, но выбор профессии - это личный выбор.

Личный план - это карта, которая облегчает путь вперёд. На ней должны быть отмечены главная цель и промежуточные точки. Чтение справочной литературы, опыт знающих людей, самообразование, поступление в определённое учебное заведение или кружок даст возможность составить своё мнение о кратчайшем пути к достижению ближайших целей. Кроме того, необходимо иметь запасные маршруты на случай возникновения непреодолимых барьеров в реализации основного плана, то есть должен быть план «А», «Б» и т. д.

Знания профессий

Прежде чем сделать выбор, надо углублённо познакомиться с различными профессиями. Недостаток знаний в области современных профессий чаще всего становится камнем препятствием в проблеме самоопределения.

Потребности общества постоянно меняются. Поэтому чтобы не выбрать профессию, которая окажется потом ненужной, надо постоянно обновлять знания о конъюнктуре на рынке труда.

Влияние характера

Понимание того, какие профессии лучше всего вам подходят на основе вашего характера - это то, что сделает вас наиболее счастливыми на работе. Было обнаружено, что люди, которые могут применять свои личные сильные стороны в карьере, испытывают больше удовольствия от работы. Например, общительным людям лучше работать в коллективе и, наоборот, если вашей чертой характера является замкнутость, то лучше выбрать индивидуальный режим работы.

Сильными сторонами характера человека могут рассматриваться дружелюбие, самоконтроль, доброта, которые вы демонстрируете и практикуете ежедневно.

Согласно исследованию, люди обычно имеют от трёх до семи сильных сторон, и чем больше сильных сторон работник может фактически использовать на рабочем месте, тем больше он будет удовлетворён и продуктивен.

От самооценки и понимания ваших неотъемлемых характеристик зависит оценка того, в каком направлении вы должны делать свою карьеру, независимо от того, находитесь вы вначале или середине карьеры.

Учёт вашего внутреннего мира не только будет полезен на личном уровне, но и это может также дать преимущество при собеседовании. Зная, что работодатели все чаще оценивают типы личности, вы должны продемонстрировать свои лучшие качества, а также задавать соответствующие вопросы, касающиеся условий на рабочем месте.

Небезынтересно узнать, какие факторы влияют на выбор профессии выпускниками российских школ. Специальные опросы показали, что более половины из них прислушиваются все же к рекомендациям родителей или друзей. Может показаться неожиданным, но почти каждый пятый учитывает мнения, высказанные в средствах массовой информации. Удивительно и достойно уважения то, что десятая часть выпускников обращается к литературе, определяя будущую сферу деятельности из почерпнутых в книгах сведений. Небольшой процент абитуриентов вузов (в основном жители крупных городов) прибегают к помощи психологов, специалистов по профориентации. Однако существует неоспоримый факт: школа практически не фигурирует как советчик для своих же собственных учеников.

Первый принцип, который считается предпосылкой к выбору профессии, - это способность к самоанализу. Учащийся, зная свои личностные черты и склонности, после глубокой доскональной самооценки должен накопить как можно больше информации о профессиях, из которых он хочет выбрать свою. Этому способствуют наблюдения за выполнением той или иной профессиональной деятельности, изучение справочной литературы. Сравнение данных о себе и о требованиях, предъявляемых работодателем, позволяет ему принять решение. Однако это первый, можно сказать, предварительный этап. Главное - впереди. Основной принцип японской системы - реальные пробы, обеспечивающие проверку умственного выбора с помощью собственного трудового опыта. Школьникам предоставляют возможность поработать. Каждая из перечисленных выше профессиональных сфер - это свой особый мир, со своими ценностями, требованиями и условностями. Для начала надо постараться выяснить свои психологические особенности, в частности те, которые связаны с природным темпераментом, раскрывающим динамические черты нашего поведения. В дифференциальной психологии для этих задач используется большое количество разнообразных тестов. Самый популярный их них тест Айзенка, который составлен на основе двух показателей: интраверсии - экстраверсии и нейротизма - стабильности. Если темперамент отражает природные особенности человека, то характер говорит о социальном качестве человека. Он формируется в обучении, в воспитании, в труде. Типичный характер развивается на основе типического темперамента, но содержание характера шире содержания темперамента. Как считает известный немецкий психиатр Карл Леонгард: «Свойствами характера определяются направленность интересов человека и глубина его эмоциональных реакций, а от темперамента зависят темп и глубина эмоциональных реакций». В переводе с латинского характер означает «отпечаток»: отпечаток того, что накладывает на нас социальное окружение - семья, учителя, друзья, условия жизни. Чтобы понять характер человека, достаточно посмотреть на его четыре важнейших типа отношений:

К самому себе;

К другому человеку;

К труду;

К материальной собственности.

Эти отношения пытаются выявить кадровики, или как их сегодня называют HR - менеджеры, во время собеседования при приеме на работу. Из наиболее существенных сторон характера, влияющих на профессиональное определение, является воля. В психологии воли различают первичные, вторичные и третичные качества. Основными, первичными волевыми качествами личности считается целеустремленность, настойчивость, выдержка, энергичность. Они необходимы абсолютно для любой профессии. Ко вторичным волевым качествам относятся те, которые необходимы для деятельности в экстремальных условиях. Это - решительность, смелость, самообладание, уверенность в себе. Третичными волевыми качествами считаются ответственность, дисциплинированность, принципиальность, обязательность, инициативность. Эти качества больше всего ценят при работе в команде.

В зависимости от того, в какой сфере деятельности вы собираетесь работать, надо подумать о соответствии ваших волевых качеств избираемой профессии.

В ХХ веке появились и другие классификации темперамента и характера, в частности, классификации немецкого психолога Кречмера и американского - Шелдона. В них отличия людей друг от друга основываются на особенностях строения тела, из которого выводятся характерные психологические черты того или иного человека. Нарисуйте или представьте себе трех разных по сложению людей - одного малорослого, с короткой шеей, короткими руками и большим животом, другого - рослого, с хорошо развитой мускулатурой и крепкими костями, а третьего - высокого, с плоской грудью, большой головой и тонкой кожей. Какую профессию изберут эти схематически изображенные люди? Человек

с первого рисунка будет снабженцем или поваром, завскладом или чиновником в теплом местечке. Второго будут считать либо директором завода, либо военачальником, либо путешественником и спортсменом. Третьего видят инженером, конструктором, ученым или поэтом.

В классификации Шелдона первый тип людей относят к висциротоникам, второй - к саматотоникам, третьих - к церебротоникам. И каждый тип будет иметь различные подходы к своей карьере.

Среди других важных факторов в выборе профессии специалисты называют локус контроля, эмоциональную стабильность, карьерный инсайт. Локус контроля, который разделяют на внутренний (интернальный) и внешний (экстернальный), характеризует результаты причисления профессиональной успешности, либо за счет собственных усилий, либо за счет других людей и разного рода счастливых случаев. Внутренний локус контроля характерен для людей (интерналов) с высоким показателем поисковой активности в ситуации неопределенности, что является одним из ведущих условий достижения жизненного успеха на любом поприще. Интерналы стремятся объяснить удачу, опираясь на анализ собственных внутренних ресурсов и собственной деятельности. Это сопровождается ожиданием непременного успеха даже в очень трудной ситуации, и в конце концов успех, как правило, приходит. Интерналы отличаются большой ответственностью в работе, имеют четкие, конкретные цели своей профессиональной деятельности и последовательно идут к их достижению. В результате их жизнь всегда имеет большой не только профессиональный, но и общественный смысл.

Внешний локус контроля характерен для людей (экстерналов), склонных приписывать свои достижения внешним событиям и обстоятельствам жизни, продуктивность их работы повышается при внешнем контроле и падает при его отсутствии. Эмоциональная стабильность - это способность человека реагировать на различные стимулы. Внутреннее спокойствие в трудных ситуациях помогает находить оптимальное решение. Человек уравновешенный хорошо приспосабливается к изменяющимся условиям окружающего мира. Эмоциональная стабильность безусловно влияет на успешность карьеры. Эмоциональная нестабильность присуща людям, поведение которых психологи называют «негативный карьерный сценарий». В этом случае возникающие препятствия и трудности в достижении цели воспринимаются как непреодолимые. Эмоциональная нестабильность может быть вызвана невротическими расстройствами, дефектами характера, а также на фоне информационных перегрузок. В любом случае преодоление эмоциональной нестабильности - одно из важных условий достижения успеха в профессиональной деятельности. Это достигается путем выполнения программ здоровья, разрешения внутриличностных конфликтов, выработки индивидуального стиля деятельности, освоения навыков саморегуляции.

Карьерный инсайт - это знание человеком своих сильных и слабых сторон и умение при осуществлении карьеры усиливать свои сильные стороны и нейтрализовать слабые. Если есть четкие цели и планы их реализации, это сделает профессиональный рост более ровным и предсказуемым. Люди со слабым карьерным инсайтом хуже знают свои личностные особенности, больше зависят от мнения других, особенно авторитетных лиц; они имеют размытые профессиональные цели, заниженный уровень карьерных ожиданий и, как следствие меньшего достигают в жизни.

Одним из факторов, регулирующих уровень активности человека, является его самооценка, т.е. представления личности о собственных возможностях вообще и в определенных видах деятельности в частности. Представление человека о собственных возможностях, критическое отношение к себе складывается на основании оценки окружающими результатов его деятельности, успехов и неудач и формируется на ранних этапах становления личности. Самооценка лежит в основе уровня притязаний, т.е. уровня трудности тех задач, к осуществлению которых человек считает себя способным.

Самооценка и уровень притязаний в конкретной деятельности определяют субъективное право человека заявить о себе в рамках этой деятельности.

Подростки, поставленные перед необходимостью выбора профессии, могут различно оценивать степень собственной личностной зрелости, подготовленности в таком сложном вопросе. В практике консультирования часто встречаются случаи как неадекватно завышенного, так и неадекватно низкого уровня притязаний подростков в профессиональном самоопределении. При неадекватно завышенном уровне притязаний суждения подростков категоричны, выражена преимущественная ориентация на личный опыт как ведущий источник сведений об окружающей действительности, суждения консультанта, учителей, старших встречаются «в штыки». Нежелание таких учащихся совместно со старшими искать оптимальный вариант решения проблемы требует коррекции со стороны взрослых. Еще более сложной представляется ситуация, когда подростки стремятся как бы полностью снять с себя ответственность за решение этого вопроса. Именно такие чаще всего приходят к психологу-консультанту. Иногда решение уже бывает найдено ими самостоятельно, но в силу особенностей сложившейся самооценки (низкий уровень притязаний) они пока еще не считают себя вправе принимать какие-либо ответственные решения вообще. Таким подросткам необходимо помочь поверить в себя, а для этого надо фиксировать их внимание на тех случаях, когда они проявляли наблюдательность, высокую социальную чувствительность, давали правильные и дальновидные оценки себе и другим людям.

Пристальное внимание к проблеме самооценки учащегося как субъекта принятия решения позволяет индивидуализировать профориентационное взаимодействие, а также более правильно осуществлять формирование у подростка ценностного отношения к собственной активности в рамках профессионального самоопределения.

В зависимости от ряда объективных и субъективных факторов учащиеся и их родители неодинаково осваивают даже наиболее полно и рационально представленную информацию. Возникают субъективно обусловленные предпочтения, обусловленные их отношением к различным источникам получения информации, различным способам ее предъявления, а также различным аспектам ее содержания. Потребности, интересы, ценностные ориентации человека, его микросоциальная ситуация определяют его отношение, степень доверия к различным каналам получения информации, его интерес к тому или иному ее содержанию.

Наибольший интерес для подростков представляют сведения о требованиях, которые предъявляются к человеку в процессе труда на определенном рабочем месте; второе место по значимости и привлекательности занимает информация о содержании труда представителей конкретной профессии, а также о возможностях самовыражения в рамках профессиональной деятельности. Следующую позицию занимают такие факторы, как условия труда, материальное обеспечение, перспективность работы. Еще ниже в ряду интересов подростков находятся сведения о позиции референтной группы в отношении профессии, а также информация об особенностях трудовых коллективов.

Менее привлекательной и значимой для индивидуального выбора представляется подросткам информация о потребностях народного хозяйства в специалистах определенного профиля. Выявленная структура ориентации при получении профессионально значимой информации свидетельствует об определенной фиксации внимания подростков средствами массовой информации, лекционной пропагандой на таких факторах, как интересность работы, соответствие ее склонностям человека, т.е. на индивидуально-личностном аспекте проблемы выбора профессии. Этот аспект безусловно значим. Но без перестройки ориентации на фактор социальной значимости невозможно решение проблемы привлечения подростков в массовые профессии.

В связи с этим особое значение для формирования социально ценных представлений и установок учащихся приобретает рациональное использование в профориентационной работе наиболее значимых для подростков каналов и источников информации.

Экспериментально-психологическими исследованиями показано, что у учащихся существуют определенные предпочтения в отношении источников информации при выборе профессии.

Личный опыт подростка среди источников информации о социальной действительности занимает особое место.

Основоположник отечественной концепции профориентации А.П. Болтунов подчеркивал необходимость изучения и активного использования фактора личного опыта для решения как информационных, так и профессионально - воспитательных задач. Подростки часто ссылаются на свой личный опыт, когда аргументируют те или иные оценки и решения. Личный опыт подростков является результатом усвоения общечеловеческой культуры, опыта других поколений и своих сверстников. Но ведущее место среди источников формирования личного опыта отводится ими непосредственным впечатлениям и переживаниям.

Отличительной особенностью личного опыта подростка является его высокая субъективная значимость, переоценка, вплоть до абсолютизации, расширенная трактовка, перенос оценок с одних событий на другие, которые лишь фрагментарно схожи. Указанные особенности свидетельствуют о незавершенности формирования самосознания на этом возрастном этапе. Размытость, неопределенность в осознании подростками содержания понятия «личный опыт», сочетание этой особенности с субъективной переоценкой его как одного из основных факторов выбора профессии требуют от родителей и педагогов школ целенаправленной работы по конкретизации опыта школьников и обогащению его социально-значимым содержанием. При выборе профессии выделяют ряд индивидуальных стилей поиска решений: импульсивные решения, рискованные решения, уравновешенные решения, решения Импульсивные решения отличаются тем, что оценка возможных вариантов не осуществляется планомерно. В случае очевидных противоречий с реальностью подростком осуществляются произвольные допуски. Критическая оценка гипотез неполноценна. Варианты решений возникают легко, но отличаются слабой реалистичностью. Подростки, демонстрирующие подобный стиль выработки решения, производят впечатление инфантильных, недостаточно зрелых личностей.

В меньшей степени эти особенности выражены в так называемых рискованных решениях, отличительной чертой которых является лишь частичная, фрагментарная их критичность.

Уравновешенные решения сочетают в себе легкость выдвижения альтернатив с их полноценной и планомерной последующей критической оценкой.

Решения осторожного типа отличаются особой тщательностью оценки гипотез, но варианты решения подросток находит с некоторым трудом.

Инертные решения являются результатом очень неуверенного и осторожного поиска альтернатив с фиксацией внимания на их критической оценке. Представителей этого типа, так же как и предыдущего, отличает застревание на оценке возможных отрицательных последствий, связанных с принятием конкретного варианта.

Индивидуальные стили принятия решений являются отражением как индивидуально-психологических, так и личностных особенностей подростков. Как инертные, так и импульсивные решения требуют коррекции, которая может осуществляться в совместной с родителями или педагогами деятельности (во время доверительных бесед, при анализе сюжетов литературных произведений, обсуждении конкретных ситуаций).

Однако надо помнить, что нельзя научить рациональной тактике поиска верного решения лишь посредством замечаний и дискредитации того, что в глазах подростка является плодом его размышлений, даже если этот плод незрел и неполноценен.

По мнению Е.А. Климова существует 8 углов ситуации выбора профессии.

1) Позиция старших членов семьи.

Конечно, забота старших о будущей профессии своего чада понятна; они несут ответственность за то, как складывается его жизнь. Очень часто родители предоставляют ребенку полную свободу выбора, требуя тем самым от него самостоятельности, ответственности, инициативы. Случается, что родители не согласны с выбором ребенка, предлагая пересмотреть свои планы и сделать другой выбор, считая, что он еще маленький. Правильному выбору профессии часто мешают установки родителей, которые стремятся, чтобы дети компенсировали их недостатки в будущем, в той деятельности, в которой они не смогли себя полностью проявить. Им кажется, что именно их сын или дочь сможет проявить себя, так как у них в отличие от родителей «выше трамплин, с которого они будут погружаться в мир профессии…

Наблюдения показывают, что в большинстве случаев дети соглашаются с выбором родителей, рассчитывая на помощь родителей при поступлении в какое-либо учебное заведение. При этом дети, конечно же, забывают, что работать по данной специальности придется им, а не их родителям.

О бесконфликтности выхода из таких обстоятельств можно лишь предполагать.

2) Позиция товарищей, подруг (сверстников).

Дружеские отношения старшеклассников уже очень крепки и влияние их на выбор профессии не исключено, так как внимание своего профессионального будущего сверстников также возрастает. Именно позиция микрогруппы может стать решающим в профессиональном самоопределении.

3) Позиция учителей, школьных педагогов, классного руководителя.

Каждый учитель, наблюдая за поведением учащегося только в учебной деятельности, все время «проникает мыслью за фасад внешних проявлений человека, ставит своего рода диагнозы относительно интересов, склонностей, помыслов, характера, способностей, подготовленности учащегося». Учитель знает множество той информации, которая неизвестна даже самому ученику.

4) Личные профессиональные планы.

В поведении и жизни человека представления о ближайшем и отдаленном будущем играют очень важную роль. Профессиональный план или образ, мысленное представление, его особенности зависят от склада ума и характера, опыта человека. Он включает в себя главную цель и цели на будущее, пути и средства их достижения. Но планы различны по содержанию и то, какие они зависит от человека.

5) Способности.

Способности, таланты учащегося старших классов необходимо рассматривать не только в учебе, но и ко всем другим видам общественно ценной активности. Так как именно способности включает в себя будущая профессиональная пригодность.

6) Уровень притязаний на общественное признание.

Реалистичность притязаний старшеклассника - первая ступень профессиональной подготовки.

7) Информированность - важная, неискаженная информация - важный фактор выбора профессии.

8) Деятельность, связанная с будущей профессией. Сознательно включаясь в разные виды деятельности, человек может менять свои увлечения, а значит и направления. Для старшеклассника это важно, так как допрофессиональные увлечения - путь к будущему.

В целях правильного выбора профессии необходимо управление данным процессом, которое осуществляется учителем.

Управление выбором профессии - одна из составных частей проблемы научного управления обществом. В более узком плане применительно к проблеме выбора профессии учащимися учителю крайне важно знать объективные и субъективные факторы, составляющие содержание управления.

К объективным факторам относятся:

Система объективно действующих закономерностей, условия жизни субъекта, среда, воспитание, экономическое окружение и другие.

К субъектным факторам относятся:

Возможности субъекта, склонности, интересы, способности, намерения, мотивы, характер, темперамент, задатки и другие стороны личности.

Среди внешних факторов, обусловливающих профессиональное самоопределение личности, учащиеся осознают прежде всего те, которые имеют значение непосредственно побуждающих стимулов. Это видно из опроса старшеклассников.

Таблица №4. Факторы, стимулирующие профессиональное самоопределение

Показатель

Количество учащихся в%

городская школа

сельская школа

1) Родители

2) Родственники

3) Товарищи

4) Знакомые

5) Учителя

6) Любимые герои книг и кинофильмов

7) Газеты и журналы

8) Телевидение

9) Занятия в кружках и на факультативных курсах

10) Участие в общественной работе

11) Практическая деятельность, связанная с будущей профессией

12) Прочие

Основными факторами, стимулирующие профессиональное самоопределение, учащиеся называют родителей, товарищей, занятия в кружках и факультативах и некоторые другие.