Что изучает анатомия как наука. IV группа.Ненормальные кости, т.Е

Что изучает анатомия как наука. IV группа.Ненормальные кости, т.Е
Что изучает анатомия как наука. IV группа.Ненормальные кости, т.Е

Наука анатомия, что она изучает

Анатомия - это наука, изучающая форму и строение человеческого тела . Она относится к числу медико-биологических наук. Наряду с биологией , физиологией , биохимией , биомеханикой , спортивной медициной и другими дисциплинами она создает естественнонаучную базу физического образования и физического воспитания.

Анатомия исследует закономерности развития и строения человеческого тела в связи с его функцией, особенностями происхождения человека и взаимодействия его с окружающей средой. Анатомию человека невозможно понять, не зная его антропогенеза - происхождение как вида, филогенеза - эволюционного развития низших и высших организмов и онтогенеза - процесса индивидуального развития человека начиная с оплодотворения и заканчивая смертью.

Отечественная анатомия благодаря выдающемуся ученому П.Ф. Лесгафту (1837-1909) развивалась как анатомия функциональная. Она не ограничивалась описанием строения организма человека, а стремилась все особенности строения связать со своеобразием функций. В 1884 г. П.Ф. Лесгафт издал «Основы теоретической анатомии», в которых впервые изложил новые взгляды и подходы к изучению строения человека.

П.Ф. Лесгафт отчетливо показал, что формирование организма происходит в определенной биологической и социальной среде, причем влиянию внешней среды он отводил особенно значительную роль. Из своих теоретических положений П.Ф. Лесгафт сделал важный практический вывод: специальный комплекс систематических тренировочных нагрузок, направленных на повышение функции органов, неизбежно должен вести за собой изменение их формы и структуры, поддерживающих и закрепляющих новую функцию.

П.Ф. Лесгафт первым установил и доказал связь между анатомическим строением организма и воздействием на него физических нагрузок, создав научно обоснованную систему физического воспитания.

Традиционно основным методом исследования в анатомии является изучение трупа путем вскрытия полостей тела и препарирования режущими инструментами органов и тканей, т.е. методом расчленения целого трупа на части, отчего и пошло название анатомии (anatomio - «рассекаю»). Однако, по меткому замечанию П.Ф. Лесгафта, основным объектом изучения анатомии должен быть живой человек, а труп должен служить как дополнение общего процесса познания. В последнее время в анатомии широко используется изучение живого человека с помощью различных методов исследования: антропоскопии, или соматоскопии (внешнего осмотра), антропометрии, или соматометрии (измерение размеров и пропорций тела). Большими возможностями в изучении «живой анатомии» обладает рентгеновский метод. Он позволяет изучать расположение и строение органов на живом человека и применяется в виде рентгенографии (с последующим изучением снимков) и рентгеноскопии - просвечивания на специальном экране. Основоположниками рентгеновского метода в анатомии были отечественные анатомы П.Ф. Лесгафт и В.Н. Тонков.

Исследования на человеке часто дополняются экспериментами на животных (экспериментальная анатомия), так как в эксперименте возможно создание широкого спектра воздействия на организм, в том числе и дозированных физических нагрузок.

Еще одним преимуществом экспериментальной анатомии является возможность применять все современные методы для обработки и исследования полученного материала: гистологические, цитогенетические, электронно-микроскопические, иммунногистохимические и другие.

Изучение внешней формы и внутреннего строения органов может идти на двух уровнях: невооруженным глазом или приборами с малым увеличением - это макроскопическая анатомия (macros - «большой», scopeo - «смотрю»). В противоположность ей существует микроскопическая анатомия (micros - «малый»). Она изучает детали тонкого строения организма с помощью светового микроскопа, увеличивающего изображение в 400-800 раз, а также электронного, увеличивающего объект в 100 000 раз и более.

В микроскопической анатомии выделяют науку о клетке - цитологию (cytos - «клетка», logos - «учение»), науку о тканях организма - гистологию (gistos - «ткань»).

Анатомия, гистология, цитология и эмбриология составляют общую науку о форме, строении и развитии организма, называемую морфологией (morphe - «форма»).

В зависимости от целевой и практической направленности анатомии различают:
- нормальную анатомию;
- патологическую анатомию;
- топографическую анатомию;
- пластическую анатомию;
- возрастную анатомию;
- динамическую анатомию;
- спортивную морфологию.

Каждая из перечисленных разновидностей имеет определенное значение для специалистов по физической культуре. Наиболее важной является нормальная анатомия, так как она составляет общую основу знаний спортсмена о здоровом человеке.

Знания патологической анатомии необходимы, когда речь идет о перетренировках, хронических и острых травмах у спортсменов.

В практической деятельности педагогу или тренеру приходится иметь дело с лицами различного пола и возраста, поэтому необходимы знания о возрастных и половых особенностях организма человека, что является предметом возрастной анатомии.

Большое значение имеет топографическая анатомия, изучающая взаимное распо-ложение органов, особенно для тех, кто будет осваивать спортивный массаж и травматологию.

Внешние формы и пропорциональные особенности человека (пластическая анатомия) играют большую роль в отборе и спортивной ориентации.

Умение использовать знания анатомии при анализе положений и движений тела, т.е. динамическую анатомию (изучающую анализ работы мышц и движений в суставах), необходимо будущим специалистам по физической культуре и спорту.

Значительного развития в последние годы достигла спортивная морфология. Эта ветвь функциональной анатомии изучает воздействия систематических физических нагрузок в спорте на строение организма спортсмена (адаптация); изучает особенности строения тела, помогающие добиться высоких результатов в спорте (ориентация) и учит методам, позволяющим оценивать физическое развитие спортсмена (контроль тренированности). Эта дисциплина непосредственно вторгается в спорт высших достижений, где результаты настолько плотны, что умение использовать индивидуальные особенности строения организма при прочих равных условиях помогает добиться победы.

У истоков отечественной спортивной морфологии стоял П.Ф. Лесгафт, который впервые выявил закономерности перестройки костей под влиянием мышечной тяги: кость увеличивается в своих размерах тем значительнее, чем больше деятельность окружающих ее мышц.



Дальнейшее развитие спортивной морфологии связано с именами таких ученых, как В.В. Бунак, М.Ф. Иваницкий, М.Р. Сапин, А.А. Гладышева, В.И. Козлов, Б.А. Никитюк, Г.Э. Мартиросов, П.К. Лысов и др. Исследованиями в области спортивной морфологии активно занимаются и ученые кафедры анатомии НГУ им. П.Ф. Лесгафта.

УРОВНИ ОРГАНИЗАЦИИ ЖИВОГО ОРГАНИЗМА . В современной морфологии различают пять уровней организации тела человека (рис. 1).

1. Субклеточный . На биохимическом уровне ткани состоят из молекул, которые объединяются в микро- и макромолекулы.
2. Клеточный . Клетка является элементарной частицей живого, способной передавать генетическую информацию путем самовоспроизведения, которая представляет собой сложную систему биополимеров, образующих внутриклеточные структуры - органеллы.
3. Тканевый . Ткань - это эволюционно сложившаяся совокупность клеток и межклеточного вещества, имеющих общее происхождение, строение и функцию.
4. Органный . Органы - сложные структуры, состоящие из различных тканей и имеющие определенную пространственную форму, специализированные на выполнение определенной функции.
5. Системный . Различные по строению органы, связанные выполнением одноименной функции, объединяются в системы или аппараты органов. Организму свойственна совокупность всех вышеперечисленных уровней структурной организации. Целостность его обеспечивается благодаря тесным функциональным и межтканевым взаимоотношениям, а также нервной и гуморальной регуляции.

Понимание человеком строения, состава, образа жизни и типов взаимодействия всех живых существ на планете помогает ему использовать эти знания в своих целях, на благо развития человеческой цивилизации. Причем интерес к окружающему миру был присущ людям всегда. С самой древности человек пытался выяснить, как устроены организмы, какие они бывают, что собой представляют и какое значение имеют.

Именно поэтому со временем зародилась и получила самую колоссальную популярность среди наук такая дисциплина, как биология. Сначала она касалась только растений, затем животных, человека, микроорганизмов и, наконец, дошла в своем развитии до этапа, когда стало возможным заглянуть внутрь самых крошечных существ. На пути формирования от биологии отпочковались многие дочерние науки, которые теперь все комплексно и составляют ее сущность.

Биологические науки

Существует целый ряд различных наук, которые включает в себя биология. Рассмотрим их классификацию.

I. Общие науки

  1. Систематика.
  2. Морфология (анатомия, гистология, цитология).
  3. Физиология.
  4. Эволюционное учение.
  5. Биогеография.
  6. Экология.
  7. Генетика.

II. Комплексные

III. Частные науки

  1. Ботаника.
  2. Зоология.
  3. Антропология.

Этот способ подразделения биологических дисциплин был предложен ученым Б. Г. Иоганзеном в 1969 году, и он не потерял своей актуальности до сих пор. Данная классификация охватывает практически все основные дисциплины, кроме самых современных - биотехнологию, биохимию, генную и клеточную инженерию и некоторые медицинские науки.

Анатомия и смежные с ней дисциплины

Одной из самых ранних и важных биологических дисциплин является анатомия. Вот ее мы и рассмотрим подробнее.

Во-первых, возникает вопрос: анатомия - что такое? Что она изучает? Ответов можно сформулировать несколько. Но сама суть в следующем.

Анатомия - это наука о форме органов и систем органов, их строении и функционировании. Данная дисциплина является разделом морфологии и сама по себе включает две разновидности:

  • анатомия растений - строение, форма и расположение органов и тканей у растительных существ;
  • анатомия животных и человека - все то же самое, только для представителей фауны.

Анатомия с другими науками находится в тесном взаимодействии, и это неудивительно. Сложно изучить молекулярное строение клетки печени, если не знать, что собой представляет печень, где она находится и какие функции выполняет. Поэтому данная дисциплина занимает очень важное место в общей системе биологических наук.

Сама по себе анатомия подразделяется на следующие разновидности:

  • сравнительная;
  • систематическая;
  • возрастная;
  • топографическая;
  • пластическая;
  • функциональная;
  • экспериментальная морфология.

Каждый раздел имеет свои цели и задачи изучения, свой объект и предмет исследования и вносит очень большой вклад в накопление теоретической базы знаний по биологии.

Цели и задачи науки

Анатомия - что такое конкретно изучает данная дисциплина? Для ответа обратимся к целям и задачам этой науки.

Цель: сформировать точные теоретические знания, подкрепленные экспериментальными практическими исследованиями, о строении тела человека, форме и положении его органов и систем, их формировании в процессе эволюции и преобразования с течением времени под действием окружающих факторов.

В связи с поставленной целью анатомия - это наука, решающая следующие задачи:

  1. Изучить этапы формирования человека и его организма в процессе эволюционного развития.
  2. Рассмотреть строение органов, их систем и изучить закономерности изменения в результате возрастных преобразований.
  3. Исследовать влияние условий и факторов внешней среды на развитие и формирование органов и систем человеческого организма.

Таким образом, мы получили конкретный и полный ответ на вопрос "Анатомия - что такое?" и можем перейти к рассмотрению истории развития данной науки.

История анатомии как науки

Как наука данная дисциплина сформировалась только в XVIII веке. Однако теоретические знания начали копиться еще в древние времена, благодаря трудам таких великих людей, как Гиппократ, Аристотель, Герофил, Эразистрат и других.

Более полно и наглядно рассмотрим, как формировалась анатомия (наука о человеке) по эпохам в виде таблицы.

Древняя Греция, Египет, Персия и Китай (460 г до н. э. - XIII век нашей эры) Средневековье и эпоха Возрождения (XIII - XVIII века) Новое и Новейшее время (XVIII - XXI века)
1. "Аюрведа" (индийская книга). Содержала описания некоторых органов человека, мышц и нервов. Начало Средневековья характеризуется застоем в развитии анатомических знаний. Ничего не изучается и не исследуется, так как это запрещено церковью. Но уже конец XVII - начало XVIII века - это период Ренессанса. В это время разворачивается целый ряд событий, ставших важной вехой в истории науки. Данный период характеризуется созданием которые позволяют открывать мелкие структуры и микроорганизмы. Появляется медицинская анатомия. Формируются новые методы исследования живых организмов, в том числе и человека. Определяется четкое понятие того, что анатомия - это наука, изучающая не просто органы, а целые системы, их работу и формирование в течение жизни.
2. "Нейцзин" (китайская книга). Включала описания сердца, почек, печени и других человеческих органов. 1. Итальянец Мондино в 1316 году создает первую книгу-учебник, в которой говорится, что анатомия - это наука об органах человека, их жизни. 1. Карл Бэр (1792-1876 гг) - открыл яйцеклетку человека, изучил механизмы формирования и начало образования органов из них. Стал основоположником (повторения) в эмбриогенезе зародыша человека некоторых внешних признаков животных.
3. Египетский врач Имхотеп изучал составные части человеческого организма на основе трупов для мумификации. Все наблюдения описывал и таким образам создал свой труд. 2. 1473 г - издаются труды Авиценны и Цельса, производится первый медицинский анатомический словарь терминов. 2. Жан Батист Ламарк, Чарльз Дарвин внесли огромный вклад в развитие эволюционного учения. Дарвин - автор самой распространенной теории происхождения видов человека и их исторического развития.
4. Римлянин Герофил и главный его труд "Анатомика". Он целенаправленно изучал внутреннее строение трупов людей, внес большой вклад в развитие анатомии человека, его называют отцом данной дисциплины. 3. Особый вклад в развитие дисциплины внес живописец Леонардо да Винчи, который умело использовал свои таланты художника для точного зарисовывания мышц, органов, частей скелета человеческого тела. Ему принадлежит более 600 отличных, точных и четких рисунков, отражающих работу мышц и их строение, различные органы и кости. 3. Луи Пастер - гениальный ученый, химик, микробиолог. Сумел доказать невозможность самозарождения жизни без участия микроорганизмов. Провел много опытов, доказывающих этот факт, является отцом микробиологии. Им же разработаны первые попытки прививки людей от болезней.
5. Эразистрат (Греция) также изучал анатомию на трупах осужденных законом. Опровергал выдвинутое Гиппократом учение о жидкостях, управляющих телом человека и его болезнями. Описал некоторые органы и мышцы. 4. - врач, исследователь, создатель семитомника по анатомии. Один из величайших исследователей анатомии своего времени. Признавал только наблюдения и эксперимент, все результаты получал путем и собирания костей на кладбищах. 4. Каспар Вольф - основоположник эмбриогенеза, основных его течений и направлений.
6. Клавдий Гален - его трудам принадлежат 400 источников, в которых он подробно описал десятки структурных частей организма, в том числе нервы и мышцы. Его работы были первым методическим материалом для других людей при изучении анатомии. 5. - внес неоценимый вклад в развитие представлений о движении крови по сосудам. Основатель он высказывал мысль о происхождении всего живого из одного яйца. 5. Луиджи Гальвани - знаменитый физик, открывший нервные импульсы электрической природы в тканях живых существ животного происхождения. Основоположник электрофизиологии.
7. Цельс - основоположник многих медицинских аспектов анатомии. Занимался изучением перевязки сосудов, основ хирургии и гигиены. 6. Евстахий - открыл слуховую трубу, названную в его честь (евстахиева), которая соединяет среднее ухо и наружную атмосферу. Также ему принадлежит открытие и описание надпочечников. Многие описанные им органы помещены были в общий труд, который закончить он так и не смог. 6. Огромный вклад в развитие анатомии и медицины в России внес Петр I. Именно он задал темп, благодаря которому ученые нашей страны сумели сделать целый ряд важных и значимых открытий и дать наукам возможность интенсивно развиваться. Сам же царь перенимал этот опыт у иностранных деятелей. Создание Российской Академии наук имело решающее значение в становлении многих дисциплин.
8. Персидский врач Абу-Ибн-Сина (Авиценна) - разработал свою теорию, согласно которой в организме человека 4 основных органа, которые отвечают за всю его работу: сердце, яичко, печень, мозг. 7. Габриэле Фаллопий - ученик Везалия. Ему принадлежат описания и открытия ряда мелких структурных частей организма: барабанная перепонка, глазные и небные мышцы, элементы органа слуха. Им были описаны основы строения женских половых органов. 7. Пирогов Н. И. - выдающийся хирург, основоположник сравнительной анатомии, изобретатель метода "ледяная анатомия" (распиливание частей замороженных трупов для изучения и сравнения). Его работы стали основой для развития хирургии.
9. Греки Эмпедокл и Алкмеон. Внесли вклад в развитие знаний об ухе и органах зрения, и нервах, к ним прилегающих. 8. Томас Виллис - медик, который известен открытием ряда человеческих заболеваний, а также тщательным изучением нервной системы людей. 8. П. А. Загорский и И. В. Буяльский первые разработали и выпустили анатомические атласы и методические пособия для учащихся.
10. Греки Анаксагор и Аристофан. Изучали независимо друг от друга головной мозг и его оболочки, описывали увиденное. 9. Глисон. Описывал органы и более тщательно занимался изучением детских заболеваний человека. 9. П. Ф. Лесгафт - родоначальник функциональной анатомии. Изучал и описывал мышцы, кости, работу их и строение, суставы.
11. Эврипид и Диоген сумели рассмотреть воротную вену, описали некоторые части кровеносной системы, многие другие органы и их работу. 10. Каспаро Азелли. Сделал достаточно точное описание лимфатических сосудов кишечника. Много труда вложил в развитие представлений о действии кровеносной и лимфатической системы. 10. В. Н. Тонков. Предложил использовать рентген для изучения скелета. Основатель экспериментальной анатомии как дисциплины.
12. Аристотель. Изучал растения, животных и человека. Создал свыше 400 трудов из разных областей биологии. Считал основой всего живого душу, указывал на сходство в строении животного и человека. 11. Очень важным шагом вперед в развитии анатомии стали вскрытия трупов прилюдно. На такие мероприятия допускались желающие обучаться медицине. Во время вскрытия проводилось совместное обсуждение увиденного. Послабление со стороны Церкви также благоприятно отразилось на изучении основ анатомии. 11. Д.А. Жданов, Б.И. Лаврентьев, Н.М. Якубович внесли большой вклад в развитие знаний о строении и механизмах работы головного мозга, о проведении импульсов.
13. Гиппократ - автор идеи о четырех движущих организм жидкостях: кровь, слизь, черная и желтая желчь. Отрицал богословские взгляды на анатомию людей и животных. 12. И. И. Мечников - автор теории иммунитета, открыватель процесса фагоцитоза. Удостоен Нобелевской премии за свои труды в этой области.

Конечно, это не полный список имен, чьи работы имеют большую теоретическую и практическую ценность в становлении такой науки, как анатомия.

Что такое анатомия сегодня? Современные ученые тоже не останавливаются на достигнутом. Периодически происходят все новые открытия тех или иных структур, их функций. А значит, какие-то процессы все еще непонятны человеку, и ему есть к чему стремиться.

Связь анатомии и физиологии

Очень тесно связаны друг с другом анатомия и физиология. Как науки, они только в комплексе могут предоставить полную информацию о структуре, форме, строении и функционированию того или иного органа, системы. Именно поэтому наравне с соответствующими анатомическими науками существует физиология растений и животных, в том числе человека.

Это очень важное взаимодействие, позволяющее более глубоко понимать механизмы работы человеческого организма. А значит, правильно ими управлять. В свою очередь, такие данные чрезвычайно важны для медицины. Вот и получается, что практически все биологические науки - тесно переплетенный клубок, потянув за ниточку которого, можно получить уникальную и полную информацию о любом живом существе.

Анатомия для школьников

В курсе школьной программы одним из важных предметов для старшеклассников является анатомия. В каком классе начинается ее изучение? Как наука она преподается, начиная с восьмого. Но первые знания о строении человеческого тела и функционировании органов даются уже в начальной школе.

Изучение предмета в начальной школе

Естественно, изучать данную дисциплину начинают не с первого класса, хотя отвлеченно и в доступной форме детям объясняются некоторые анатомические понятия. Например, неправильное сидение за партой может привести к искривлению позвоночника. Как правило, в этом возрасте уже все дети знают, где находится позвоночник. И лишь в четвертом классе начинается "настоящая" анатомия. 4 класс - это завершаюший этап начального обучения. Дети достаточно хорошо подготовлены для того, чтобы научиться понимать самые основные анатомические процессы. Обучение предусмотрено программой в курсе дисциплины "Окружающий мир". Детям дается общая топография органов в теле человека, их название и название систем, которые они формируют. Также делается акцент на выполняемых функциях.

Анатомия для 8 класса

На средней ступени обучения наиболее подробно и полно изучается анатомия человека. 8 класс предполагает целый год тщательного и объемного рассмотрения вопросов этой дисциплины. В этот период изучается все, начиная от истории развития анатомии и заканчивая вопросами высшей нервной деятельности и деторождения.

Детям рассказывается обо всех особенностях строения и функционирования систем органов, отдельных их частей, приводится подробная информация о влиянии сторонних факторов на развитие людей. Затрагиваются вопросы эволюции и становления человеческого рода. То есть комплексно с другими науками изучается анатомия человека.

Учебник "8 класс. Анатомия" содержит ярко иллюстрированную, качественную и доступно изложенную информацию по всем вопросам дисциплины. Кроме того, к нему прилагаются электронные пособия, предполагающие изучение вопросов науки виртуально. К учебнику созданы рабочие тетради для учащихся, а также целый ряд методических пособий для учителей.

Это дает возможность закреплять знания, которые дает биология (анатомия человека). 8 класс - не единственный, в ходе которого затрагиваются анатомические вопросы, однако основной.

Изучение дисциплины в 9 классе школы

В некоторых школах данная наука актуальна в более позднее время - в курсе 9 класса. Многие считают, что из-за сложности предмета лучше всего усвоение будет происходить именно в этот подростковый, более взрослый период формирования детского сознания.

Однако нет никаких сомнений в том, что и более раннее изучение дисциплины не менее эффективно. Ведь есть много разделов, которые предлагает учащимся биология. 9 класс "Анатомия человека" сдвигает на более ранние этапы изучения такие сложные вопросы, как молекулярное строение клетки и организмов в целом, эволюционное учение. Поэтому сказать, в каком возрасте лучше изучать курс анатомии, сложно. Анатомия - это наука, изучающая в первую очередь строение и функции человеческого организма. Поэтому откладывать изучение "в долгий ящик" вряд ли имеет смысл.

10 класс и анатомия

Раньше (до 1980-х годов) данная дисциплина вообще имела место быть только в старших классах. Именно на последней ступени обучения появлялась анатомия. 10 класс считался наиболее подходящим временем для этого.

Современные дети растут в эпоху интенсивных преобразований в науке и технике. Их сознание более наполнено, они стали гораздо развитие и способнее. Объем материала для изучения также значительно возрос, изменились (улучшились) методы и способы преподавания. Поэтому перенос изучения анатомии на 8 класс имеет свои логические объяснения и не является чем-то отрицательным.

Человека - основные предметы теоретической и практической подготовки медработников. Анатомия - наука о форме, строении и развитии организма. Основным методом анатомии было рассечение трупа (anatemne- рассечение). Анатомия человека изучает форму и строение человеческого тела и его органов. Физиология изучает функции и процессы организма, их взаимосвязь. Анатомия и физиология - составные части биологии, относятся к медико-биологическим наукам. Анатомия и физиология - теоретический фундамент клинических дисциплин. Первоосновой медицины является изучение тела человека. «Анатомия в союзе с физиологией - царица медицины» (Гиппократ). Человеческий организм является целостной системой, все части которого связаны между собой и с окружающей средой.

На ранних этапах развития анатомии проводилось лишь описание органов человеческого тела, которые наблюдали при вскрытии трупов, так появилась описательная анатомия. В начале 20 века возникла систематическая анатомия, т.к. организм стали изучать по системам органов. При хирургических вмешательствах потребовалось точно определять местоположение органов, так появилась топографическая анатомия. С учетом запросов художников выделилась пластическая анатомия, описывающая внешние формы. Затем сформировалась функциональная анатомия, т.к. органы и системы стали рассматривать во взаимосвязи с их функциями. Раздел, изучающий двигательный аппарат дал начало динамической анатомии. Возрастная анатомия изучает изменение органов и тканей в связи с возрастом. Сравнительная изучает сходства и различия организма человека и животных.

С момента изобретения микроскопа образовалась микроскопическая анатомия:

1. Описательная.

2. Систематическая.

3. Топографическая.

4. Пластическая.

5. Функциональная.

6. Динамическая.

7. Возрастная.

8. Сравнительная.

9. Микроскопическая.

10. Патологическая.

Методы анатомии:

1. Рассечение, вскрытие, препаровка на трупе с помощью скальпеля на трупе.

2. Наблюдение, осмотр тела невооруженным глазом - макроскопическая анатомия

3. Изучение с помощью микроскопа - микроскопическая анатомия

4. С помощью технических средств (рентген-лучи , эндоскопия)

5. Метод инъекции красящих веществ в органы

6. Метод коррозии (растворение тканей и сосудов, полости которых были заполнены нерастворяющимися массами)

Физиология - экспериментальная наука. Для экспериментов используют методы раздражения, удаления, пересадки органов, фистул.

Отцом физиологии является Сеченов (перенос газов по крови, теории утомления, активный отдых, центральное торможение, рефлекторная деятельность головного мозга).


Разделы физиологии:

1. Медицинская.

2. Возрастная (геронтология).

3. Физиология труда.

4. Физиология спорта.

5. Физиология питания.

6. Физиология экстремальных условий.

7. Патофизиология.

Основными методами физиологии являются: эксперимент и наблюдение. Эксперимент (опыт) может быть острым, хроническим и без оперативного вмешательства.

1. Острый - вивексия (живосечение) - Гарвей 1628 год. От руки экспериментаторов гибло около 200 млн. подопытных животных.

Он, рискуя жизнью, добывал трупы для изучения на кладбищах и на основе собственного препарирования создал труд «семь книг о строении тела человека». Дедушкой анатомии считают Гиппократа. Сервет и Гарвей опровергнули теорию Галена о кровообращении. Сервет правильно описал малый круг кровообращения, Гарвей - большой. Для утверждения данных теорий важное значение имело открытие Мальпиги капилляров (1661). Азелио описал лимфатические сосуды в брыжейке собаки. Очень важным для развития физиологии явилось открытие в 1 половине 18 века рефлекса французским физиологом Рене Декартом и теория Дарвина о том, что организмы развиваются в процессе эволюции под действием борьбы за существование, естественного отбора и наследственности.

В 1839 году Шванн открыл клеточную теорию организмов, в которой доказал, что новые клетки образуются путем деления материнских, животные клетки отличаются от растительных… В 17 веке в Москве создается первая медицинская школа при аптекарском приказе. Основатель первой анатомической школы - Загорский, его ученик - Буяльский - профессор кафедры анатомии - предложили метод бальзамирования трупов. Основоположник топографической анатомии - Пирогов Н.И . - разработал метод последовательных распилов замороженных трупов для изучения топографии органов. Развитию анатомии способствовали труды Мечникова , Бехтерева , Тимирязева, Северцова, Воробьева, Стефаниса, Зернова.

Воробьев разработал метод исследования нервной системы при помощи бинокулярной лупы с предварительной обработкой материала растворами слабых кислот.

Збарский вместе с Зерновым разработали метод бальзамирования (Ленин). Тонков вместе с учениками проводили опыты и исследования сосудистой системы. Изучением кровеносных сосудов и периферических нервов занимался Шевкуненко. Достижения в изучении лимфатической системы связаны с именами Иосифова, Стефаниса, Жданова.

Значительные результаты были получены благодаря открытию новых методик электрической регистрации деятельности органов. Изучение нервной регуляции явилось одним из самых крупных достижений физиологии 19 века (Сеченов - процесс торможения, 1862 год). В начале 20 века И.П. Павловым было создано учение о ВНД и о двух сигнальных системах. Посников открыл причины смерти на органном уровне. Клод Бернар - о внутренней среде организма (pH)., Овсянников - с/с центр, Сеченов - перенос газов кровью, утомление, активный отдых, центр торможения, рефлекторная деятельность головного мозга, Введенский - регистрация биопотенциалов, парабиоз. 1889 год - Лунин - открытие витаминов, Анохин - функциональные системы.

Огромны заслуги Павлова и в изучении физиологии кровообращения и пищеварения. Им и его учениками был разработан метод физиологической хирургии. В настоящее время больших успехов достигло исследование физиологических процессов, происходящих в в отдельных клетках и их структурных элементах. Успехи электрофизиологии тесно связаны с использованием электроники и радиотехники. Электрофизиологические исследования получили большое значение в медицине (электрокардиография , электроэнцефалография).

1. По-ня-тие и ме-тод ана-то-мии.

2. Связь ана-то-мии с дру-ги-ми нау-ка-ми.

3. Дис-ци-п-ли-ны, вхо-дя-щие в со-став ана-то-мии.

4. Струк-ту-ра сис-те-ма-ти-че-ской ана-то-мии.

5. Ос-нов-ные тер-ми-ны.

- гис-то-ло-гия — нау-ка о тка-нях;

- эм-брио-ло-гия , ко-то-рая изу-ча-ет про-цес-сы об-ра-зо-ва-ния по-ло-вых кле-ток, оп-ло-до-тво-ре-ние, за-ро-ды-ше-вое раз-ви-тие ор-га-низ-мов.

3. Ана-то-мия че-ло-ве-ка вклю-ча-ет сле-дую-щие ча-ст-ные дис-ци-п-ли-ны:

- нор-маль-ную ана-то-мию, изу-чаю-щую строе-ние здо-ро-во-го че-ло-ве-ка и его ор-га-ны;

- па-то-ло-ги-че-скую ана-то-мию - мор-фо-ло-гию боль-но-го че-ло-ве-ка;

- то-по-гра-фи-че-скую ана-то-мию - нау-ку о ме-сто-на-хо-ж-де-нии лю-бо-го ор-га-на в че-ло-ве-че-ском те-ле;

- ди-на-ми-че-скую ана-то-мию, изу-чаю-щую дви-га-тель-ный ап-па-рат с функ-цио-наль-ных по-зи-ций, что име-ет зна-че-ние для пра-виль-но-го фи-зи-че-ско-го раз-ви-тия че-ло-ве-ка.

4. В со-став сис-те-ма-ти-че-ской ана-то-мии вхо-дят :

- ос-тео-ло-гия — уче-ние о кос-тях, со-став-ляю-щих ске-лет;

- арт-ро-син-дес-мо-ло-гия — о со-еди-не-нии кос-тей и сус-та-вов;

- мио-ло-гия — о мыш-цах ске-ле-та;

- спланх-но-ло-гия — о внут-рен-но-стях;

- ан-гио-ло-гия — о со-су-ди-стой сис-те-ме;

- кар-дио-ло-гия — о серд-це;

- нев-ро-ло-гия — о нерв-ной сис-те-ме;

- эн-док-ри-но-ло-гия — об ор-га-нах внут-рен-ней сек-ре-ции;

- эс-те-зио-ло-гия — об ор-га-нах чувств.

5. Че-ло-век (Homo sapiens) от-но-сит-ся к ти-пу хор-до-вых (Chordata), под-ти-пу по-зво-ноч-ных (Vertebrata), клас-су мле-ко-пи-таю-щих (Mammalia), и вме-сте с выс-ши-ми обезь-я-на-ми со-став-ля-ет от-ряд при-ма-тов (Primates),

Те-ло че-ло-ве-ка по-строе-но по ти-пу дву-бо-ко-вой сим-мет-рии - де-лит-ся сре-дин-ной плос-ко-стью на две сим-мет-рич-ные по-ло-ви-ны.

Ос-нов-ные тер-ми-ны, ис-поль-зуе-мые при рас-смот-ре-нии раз-лич-ных ор-га-нов те-ла че-ло-ве-ку:

Плос-кость, де-ля-щая те-ло в вер-ти-каль-ном на-прав-ле-нии на две сим-мет-рич-ные по-ло-ви-ны, на-зы-ва-ет-ся сре-дин-ной;

- плос-ко-сти, па-рал-лель-ные сре-дин-ной - са-гит-таль-ны-ми;

- плос-кость, пер-пен-ди-ку-ляр-ная сре-дин-ной, - фрон-таль-ной;

- по-пе-реч-ные (го-ри-зон-таль-ные) плос-ко-сти пер-пен-ди-ку-ляр-ны сре-дин-ной и фрон-таль-ной плос-ко-стям;

Тер-мин "ме-ди-аль-но" обо-зна-ча-ет часть те-ла бли-же к сре-дин-ной плос-ко-сти;

- "ла-те-раль-но" — даль-ше от нее.

Анатомия человека — это наука о происхождении и развитии, формах и строении человеческого организма. Анатомия изучает внешние формы и пропорции тела человека и его частей, отдель-ные органы, их конструкцию, микроскопическое строение. В зада-чи анатомии входит исследование основных этапов развития человека в процессе эволюции, особенностей строения тела и отдельных органов в различные возрастные периоды, формирова-ния человеческого организма в условиях внешней среды.

Строение тела человека современная наука рассматривает с позиций диалектического материализма. Изучать анатомию человека следует с учетом функций каждого органа и системы органов. «...Форма и функция обусловливают взаимно друг дру-га»". Особенности формы, строения тела человека невозможно понять без анализа функций, равно как нельзя представить себе особенности функции любого органа без понимания его строения. Человеческий организм состоит из большого числа органов, огромного количества клеток, но это не сумма отдельных частей, а единый слаженный живой организм. Поэтому нельзя рассматривать органы без взаимосвязи друг с другом, без объединяющей роли нервной и сосудистой систем.

Знание анатомии в системе медицинского образования неоспоримо. Профессор Московского университета Е. О. Мухин (1766-1850) писал, что «врач не анатом не только не полезен но и вреден». Плохо зная строение тела человека, врач вместо пользы может нанести вред больному. Вот почему, прежде чем начать постигать клинические дисциплины, необходимо изучить анатомию. Анатомия и физиология составляют фундамент меди-цинского образования, медицинской науки. «Без анатомии нет ни терапии, ни хирургии, а одни лишь приметы да предрассуд. ки», — писал известный акушер-гинеколог А. П. Губарев (1855-1931).

Основными методами анатомического исследования являются наблюдение, осмотр тела, вскрытие (от греч. anatome — рассе-чение, расчленение), а также наблюдение, изучение отдельного органа или группы органов (макроскопическая анатомия), их внутреннего строения (микроскопическая анатомия).

Макроскопическая анатомия (от греч. makros — большой) изучает строение тела, отдельных органов и их частей на уровнях, доступных невооруженному глазу, или при помощи приборов, дающих небольшое увеличение (лупа). Микроскопическая ана-томия (от греч. mikros — малый) изучает строение органов при помощи микроскопа. С появлением микроскопов из анатомии выделилась гистология (от греч. histos — ткань) — учение о тканях и цитология (от греч. kytos — клетка) — наука о строении и функциях клетки.

Анатомия широко пользуется современными техническими средствами исследования. Строение скелета, внутренних органов, расположение и вид кровеносных и лимфатических сосудов познают, используя рентгеновское излучение. Внутренние покро-вы многих полых органов исследуют (в клинике) методами эндоскопии. Для изучения внешних форм и пропорций тела чело века пользуются антропометрическими методами.

Для обозначения положения тела человека в пространстве, расположения его частей относительно друг друга используют понятия о плоскостях и осях. Исходным принято считать такое положение тела, когда человек стоит, ноги вместе, ладони обращены вперед. Человек, как и другие позвоночные, построен по принципу двусторонней (би-латеральной) симметрии, тело его делится на две половины — правую и левую. Границей меж-ду ними является срединная (медианная) плоскость,распо-ложенная вертикально и ориен-тированная спереди назад в сагиттальном направлении (от лат. sagitta — стрела). Эту плоскость называют также са-гиттальной.

Сагиттальная плоскость от-деляет правую половину тела (правый — dexter) от левой (левый — sinister). Вертикаль-ная плоскость, ориентирован-ная перпендикулярно сагит-тальной и отделяющая переднюю часть тела (передний — ante-, rior) от задней (задний — pos-terior), называется фронталь-ной (от лат. frons — лоб). Эта плоскость по своему направле-нию соответствует плоскости лба. В качестве синонимов тер-минов «передний» и «задний» при определении положения органов можно использовать соот-ветственно термины «брюшной», или «вентральный» (ventralis), «спинной», или «дорсальный» (dorsalis).

Горизонтальная плоскость ориентирована перпендикулярно двум предыдущим и отделяет лежащие ниже отделы тела (ниж-ний — inferior) от вышележащих (верхний — superior).

Эти три плоскости : сагиттальная, фронтальная и горизон-тальная — могут быть проведены через любую точку тела челове-ка; количество плоскостей может быть произвольным. Соответ-ственно плоскостям можно выделить направления (оси), которые позволяют ориентировать органы относительно положения тела. Вертикальная ось (вертикальный — verticalis) направлена вдоль тела стоящего человека. По этой оси располагаются позвоночный столб и лежащие вдоль него органы (спинной мозг, грудная и брюшная части аорты, грудной проток, пищевод).

Вертикальная ось совпадает с продольной осью (продольный — longitudinalis), которая также ориентирована вдоль тела человека независимо от его положения в пространстве, или вдоль конечности (нога, рука), или вдоль органа, длинные размеры которого преобладают над другими. Фронтальная (поперечная) ось (поперечный — transversus, transversdlis) по направлению совпадает с фрон-тальной плоскостью. Эта ось ориентирована справа налево или слева направо. Сагиттальная ось (сагиттальный — sagittalis) расположена в переднезаднем направлении, как и сагиттальная плоскость.

Для определения проекции границ органов (сердце, легкие, плевра и др.) на поверхности тела условно проводят вертикаль-ные линии, ориентированные вдоль тела человека. Передняя сре-динная линия, linea mediana anterior, проходит по передней поверхности тела человека, на границе между правой и левой его половинами. Задняя срединная линия, linea mediana poste-rior, идет вдоль позвоночного столба, над вершинами остистых отростков позвонков. Между этими двумя линиями с каждой стороны можно провести еще несколько линий через анатоми-ческие образования на поверхности тела.

Грудинная линия, linea sternalis, идет по краю грудины, среднеключичная линия, linea medioclavicularis, проходит через середину ключицы, нередко совпадает с положением соска молочной железы, в связи с чем ее называют также linea mammildris — сосковая линия. Перед-няя подмышечная линия, linea axillaris anterior, начинается от одноименной складки (plica axillaris anterior) в области подмы-шечной ямки и идет вдоль тела. Средняя подмышечная линия, linea axillaris media, начинается от самой глубокой точки под-мышечной ямки, задняя подмышечная линия, linea axillaris posterior, — от одноименной складки (plica axillaris posterior). Лопаточная линия, linea scapuldris, проходит через нижний угол лопатки, околопозвоночная линия, linea paravertebralis, — вдоль позвоночного столба через реберно-поперечные суставы (попе-речные отростки позвонков).

Знание анатомии в системе медицинского образования неоспоримо. Профессор Московского университета Е. О. Мухин (1766—1850) писал, что «врач не анатом не только не полезен но и вреден». Плохо зная строение тела человека, врач вместо пользы может нанести вред больному. Вот почему, прежде чем начать постигать клинические дисциплины, необходимо изучить анатомию. Анатомия и физиология составляют фундамент меди-цинского образования, медицинской науки. «Без анатомии нет ни терапии, ни хирургии, а одни лишь приметы да предрассуд. ки», — писал известный акушер-гинеколог А. П. Губарев (1855-1931).

Лекция №1

Тема «Введение в предмет»

План:

1) Понятие о предмете Анатомия и физиология человека

2) Основные физиологические термины

3) Конституция человека. Великие ученые анатомы и физиологии.

1. Анатомия и физиология как науки

Это составные части биологии - науки обо всем живом. Они составляют фундамент медицинского образования, медицинской науки. Достижения этих дисциплин позволяют медикам осознано вмешаться в жизненные процессы с целью их изменения в нужном для человека направлении: квалифицированно лечить, способствовать гармоничному развитию организма человека и удовлетворению его потребностей.

Анатомия - это наука о строении человека с учетом биологических закономерностей, присущих всем живым организмам, а также возрастных, половых и индивидуальных особенностей.

Анатомия - морфологическая наука (от греч.morhe - форма ). На современном этапе различают анатомию

- описательную - описание органов при вскрытии трупов;

-систематическую - изучает строение тела человека по системам - систематический подход;

-топографическую - изучает расположение органов и их взаимоотношения между собой, их проекции на скелет и кожный покров;

-пластическую - внешние формы и пропорции тела человека;

-функциональную - структура организма рассматривается в неразрывной связи с функцией- функциональный подход;

-возрастную - строение тела человек в зависимости от возраста;

-сравнительную - сравнивает строение различных животных и человека;

-патологическую анатомию – выделилась в качестве самостоятельной науки, изучает поврежденные той или иной болезнью органа и ткани.

Современная анатомия является функциональной, так как рассматривает строение тела человека в связи с его функциями. Основными методами анатомического исследования являются изучение макроскопического и микроскопического строения органов.

Физиология - наука о процессах жизнедеятельности (функциях) и механизмах их регулирования в клетках, тканях, органов, системах органов и целостном организме человека.

Физиология человека делится на нормальную - изучает деятельность здорового организма - и патологическую - закономерности появления и развития того или иного заболевания, а также механизмы выздоровления и реабилитации.

Нормальную физиологию делят:

На общую , изучающую общие закономерности жизнедеятельности человека, его реакции на воздействия окружающей среды;

- специальную (частую) - особенности функционирования отдельных тканей, органов и систем;

-прикладную - закономерности проявления деятельности человека в связи со специальными задачами и условиями (физиология труда, спорта, питания).

Основной метод исследования - эксперимент :

-острый - искусственная изоляция органов, введение лекарств и т.д.;

-хронический - целенаправленные хирургические операции.

Во всех случаях во внимание принимаются признаки, характерные для каждого конкретного человека- индивидуума (индивидуальный подход), одновременно выясняют причины и факторы, влияющие на человеческий организм (причинный подход) , анализируются особенности каждого органа (аналитический подход, по системам (систематический подход) тела человека, изучается целостный организм, подходя к нему систематически.

Систематическая анатомия изучает строение нормального , то есть здорового, человека, у которого ткани и органы не изменены в результате болезни или нарушения развития. В связи с этим нормальным (от лат. normali s - нормальный, правильный) можно считать такое строение человека, при котором обеспечивается полноценное выполнение функций организма. Это понятие условно, так как существуют варианты строения тела здорового человека, крайние формы и типичные, наиболее часто встречающиеся, которые определяются как наследственными факторами, так и факторами воздействия внешней среды.

Наиболее резко выраженные стойкие врожденные отклонения от нормы аномалиями (от греч. anomalia- неправильность). Одни аномалии не изменяют внешнего вида человека (правостороннее положение сердца), другие резко выражены и имеют внешние проявления. Такие аномалии развития называют уродствами (недоразвитие черепа, конечностей и др.). Уродства изучает наука тератология (от греч. teras, род.падеж teratos-урод).

Человек – наиболее продвинутое в развитии живое существо, обитающее на Земле. Это открывает возможности самопознания и изучения строения собственного тела. Анатомия изучает строение человеческого тела. Физиология изучает функционирование органов и всего человеческого организма.

Тело человека – это некая иерархическая последовательность, от простого к сложному :

Клетка;
- Ткань;
- Орган;
- Система.

Похожие по структуре клетки объединяются в ткани, которые имеют свое четкое назначение. Каждый тип ткани складывается в определенные органы, которые также несут в себе индивидуальные функции. Органы, в свою очередь, складываются в системы, которые регулируют жизнедеятельность человека.

Каждая, из 50 триллионов микроклеток в теле, выполняют определенную функцию. Для того чтобы плотнее понимать анатомию и физиологию человека, необходимо рассмотреть все системы организма.

Полноценно существовать человеку помигают 12 систем :

Скелетная или опорная (кости, хрящи, связки);
- Мышечная или двигательная (мышцы);
- Нервная (головной мозг, нервы спинной мозг);
- Эндокринная (регуляция гормонального фона);
- Кровообращения (отвечает за питание клеток);
- Лимфатическая (отвечает за борьбу с инфекциями);
- Пищеварительная (переваривает пищу, фильтруя полезные вещества);
- Дыхательная (легкие человека);
- Покровная, защитная (кожа, волосы, ногти);
- Репродуктивная (мужские и женские органы размножения);
- Выделительная (освобождает организм от лишних или вредных веществ);
- Иммунная (отвечает за состояние иммунитета в целом).

Скелетная или опорно-двигательная (кости, хрящи, связки) система

Основой нашего передвижения является скелет, который является главной опорой для всего остального. К скелету крепятся мышцы, присоединяются они с помощью связок (мышцы умеют растягиваться, связки нет) благодаря этому кость может быть поднята или отодвинута.

Разбирая свойства скелетной системы можно отметить, что главное в ней – это опора для тела и защита внутренних органов. Опорный скелет человека включает в себя 206 костей. Главная ось представляет собой 80 костей, добавочный скелет состоит из 126.

Типы костей человека

Всего бывает четыре типа костей :

Трубчатые кости. Трубчатые кости выстраивают конечности они длинные и подходят для этого.

Смешанные кости. Смешанные кости могут содержать в себе все вышеперечисленные типы кости в двух или трех вариантах. Примером служит кость позвонка, ключица и др.

Плоские кости. Плоские кости подходят для крепления больших мышечных групп. В них ширина преобладает над толщиной. Короткие – это кости, в которых длина равна ширине кости.

Короткие кости. Короткие – это кости, в которых длина равна ширине кости.

Кости скелетной системы человека

Основные кости скелетной системы человека :

Череп;
- Нижняя челюсть;
- Ключица;
- Лопатка;
- Грудина;
- Ребро;
- Плечевая;
- Позвоночный столб;
- Локтевая;
- Лучевая;
- Кости пясти;
- Фаланги пальцев кисти;
- Таз;
- Крестец;
- Бедренная;
- Коленная чашечка;
- Большая берцовая;
- Малая берцовая;
- Кости предплюсны;
- Кости плюсны;
- Фаланги пальцев стопы.

Строение скелета человека

В строение скелета различают :

Скелет туловища. Состоит скелет туловища из позвоночника и грудной клетки.
- Скелете конечностей (верхних и нижних). Скелете конечностей принято делить на скелет свободных конечностей (руки и ноги) и скелет пояса (плечевой пояс и тазовый пояс).

Скелет рук состоит из :

Плеча, состоящего из одной кости, плечевой;
- предплечья, которые образуют две кости (лучевая и локтевая) и кисти.

Скелет ноги делится на три отдела :

Бедро, которое состоит из одной кости, бедренной;
- голень, образованную малоберцовой костью и большеберцовой костью);
- стопу, которая имеет в своем составе предплюсну, плюсну и фаланги пальцев.

Плечевой пояс образуют две парные кости :

Лопатка;
- ключица.

Скелет тазового пояса состоит из :

Парных тазовых костей.

Скелет кисти образуют :

Запястья;
- пястья;
- фаланги пальцев.

Строение позвоночника человека

Человек стал прямоходящим благодаря особенному строению его позвоночника. Он проходит по всему туловищу и упирается в таз, где постепенно заканчивается. Последней костью является копчик, предполагается, что раньше это был хвост. В человеческом позвоночном столбе находится 24 позвонка. Через него проходит спиной мозг, который соединяется с головным мозгом.

Позвоночник разделяется на отделы, всего их пять :

Шейный отдел состоит из 7 позвонков;
- грудной отдел состоит из 12 позвонков;
- поясничный отдел состоит состоит из 5 позвонков;
- крестцовый отдел состоит из 5 позвонков;
- копчиковый состоит из 4-5 рудиментарных позвонков сросшихся между собой.

Мышечная система

Основная функция мышечной системы - это сокращаться под воздействием электрических импульсов, тем самым обеспечивая функцию движения.
Иннервация осуществляется на клеточном уровне. Клетки мышц - это структурная единица мышечного волокна. Из мышечных волокон сформированы мышцы. Мышечные клетки имеют особую функцию – сокращение. Сокращение происходит под воздействием нервного импульса, благодаря чему человек может совершать такие действия как ходьба, бег, приседание, даже моргание совершается за счет клеток мышц.

Мышечная система состоит из трех видов :

Скелетные (поперечно-полосатые);
- Гладкие;
- Мышцы сердца.

Поперечно-полосатые мышцы

Поперечно-полосатая мышечная ткань имеет высокую скорость сокращения, поэтому она выполняет все двигательные функции.

Поперечно-полосатые мышцы это :

Гладкие мышцы

Гладкая мышечная ткань, сокращается автономно под воздействием адреналина и ацетилхолина, и скорость сокращения заметно ниже. Гладкие мышцы выстилают стенки органов и сосудов и отвечают за внутренние процессы, например переваривание пищи, движение крови (за счет сужения и расширения сосудов).

Мышцы сердца

Сердечная мышца - это состоит из поперечно-полосатой мышечной ткани, но работает автономна.

Нервная система

Нервная ткань служит для приёма и передачи электрических импульсов.

Нервная ткань имеет три типа :

Первый тип воспринимает сигналы из внешней среды и отправляет их в центральную нервную систему. Самое большое количество рецепторов находится во рту.

Второй тип контактные нейроны их основная задача принимать, обрабатывать и передавать информацию, также он может сохранять проходившие по нему импульсы.

Третий тип двигательные их еще называют эфферентные, они доставляют импульсы к рабочим органам.

Нервная система управляется головным мозгом и состоит из миллиардов нейронов. Головной мозг, в сочетании со спинным, образуют центральную нервную систему, а нервы представляют собой периферическую систему.

Модно выделить несколько основных нервных окончаний :

Головной мозг;
- Черепно-мозговой нерв;
- Нерв, идущий к руке;
- Спинномозговой нерв;
- Спинной мозг;
- Нерв, идущий к ноге.

Эндокринная система

Эндокринная система – это совокупность биологически активных элементов, которые регулируют рост, вес, размножение и многие другие жизненно важные процессы организма.
Гормоны – это химические посредники, выделяемы эндокринной системой в кровь. Железы эндокринной системы расположены в черепно-мозговой коробке, грудине и в брюшной полости.

Выделяют главные части эндокринной системы :

Гипофиз;
- Эпифиз;
- Щитовидная железа;
- Тимус (вилочковая железа);
- Надпочечник;
- Поджелудочная железа;
- Яичники (вырабатывают женский половой гормон);
- Семенники (вырабатывают мужской половой гормон).

Кровеносная система

Кровеносная система – одна из основных человеческих систем.

Система кровообращения представлена :

Сердцем;
- Кровеносными сосудами;
- Кровью.

Сердце – это, так называемый, насос, который качает кровь, в одном направлении, по кровеносной сети. Длина кровеносных сосудов в человеческом организме составляет около 150 тысяч километров, каждый из которых выполняет индивидуальную функцию.

Крупные сосуды системы кровообращения :

Яремная вена;
- Подключичная вена;
- Аорта;
- Легочная артерия;
- Бедренная вена;
- Сонная артерия;
- Верхняя полая вена;
- Подключичная артерия;
- Легочная вена;
- Нижняя полая вена;
- Бедренная артерия.

Лимфатическая система

Лимфатическая система фильтрует межклеточные жидкости и уничтожает болезнетворные микробы. Основные функции лимфосистемы – это дренаж тканей и защитный барьер. Лимфатическая система пронизывает 90% тканей тела.

Качественная работа лимфосистема происходит за счет следующих органов :

Грудной приток, впадающий в левую подключичную вену;
- Правый лимфатический приток, впадающий в правую подключичную вену;\
- Вилочковая железа;
- Грудной проток;
- Селезенка – своего рода кровяное депо;
- Лимфатические узлы;
- Лимфатические сосуды.

Пищеварительная система

Основная и главная функция пищеварительной системы – это процесс переваривания пищи.

Процесс переваривания пищи включает в себя 4 этапа :

Заглатывание;
- Переваривание;
- Всасывание;
- Выведение отходов.

Каждому этапу пищеварения помогают определенные органы, из которых и состоит пищеварительная система.

Дыхательная система

Для правильной жизнедеятельности человеку необходим кислород, который попадает в организм благодаря работе легких – основных органов дыхательной системы.
Первостепенно воздух поступает в нос, далее, после чего, проходя глотку и гортань, попадает в трахею, которая, в свою очередь разделяется на два бронха и входит в легки. Благодаря газообмену клетки постоянно получают кислород и освобождаются от, вредного для их существования, углекислого газа.

Покровная система

Покровная система – это живая оболочка человеческого тела. Кожа, волосы и ногти являются «стеной» между внутренними органами человек и внешней средой.

Кожа является водонепроницаемой оболочкой, способной поддерживать температуру тела в пределах 37 градусов. Кожный покров защищает внутренние органы от инфекции и вредоносных солнечных лучей.

Волосы защищают кожу от механических повреждений, охлаждения и перегрева. Волосяной покров отсутствует лишь на губах, ладонях и стопах ног.

Ногтевые пластины несут в себе защитную функцию чувствительных кончиков пальцев рук и ног.

Репродуктивная система

Репродуктивная система спасает человеческий вид от вымирания. Мужские и женские органы размножения различны по своим функциям и строению.

Мужская половая система состоит из следующих органов :

Семявыводящий проток;
- Уретра;
- Яичко;
- Придаток яичка;
- Половой член.

Строение женской половой системы кардинально отличается от мужской :

Матка;
- Фаллопиева труба;
- Яичник;
- Шейка матки;
- Влагалище.

Выделительная система

Выделительная система – выводит из организма исходные продукты обмена веществ, предотвращая его отравление. Выделение вредных веществ происходит с помощью легких, кожи, печени и почек. Основная, это мочевыделительная система.

Мочевыделительная система состоит из следующих органов :

2 почки;
- 2 мочеточника;
- Мочевой пузырь;
- Мочеиспускательный канал.

Иммунная система

Человеческому организму постоянно угрожают болезнетворные вирусы и бактерии, иммунная система является достаточно надежной защитой против такого воздействия.
Иммунная система – это совокупность лейкоцитов, белых клеток крови, они распознают антигены и помогают в борьбе с патогенными микроорганизмами.

В заключение

На протяжении многих столетий представление о строении и функционировании человеческого организма кардинально менялось. Благодаря наблюдениям и появлению анатомической науки стало возможным глобальное изучение физиологии человека.