Анализ показателей эффективности логистической системы организации. Основные методы и показатели оценки логистической системы

Анализ показателей эффективности логистической системы организации. Основные методы и показатели оценки логистической системы
Анализ показателей эффективности логистической системы организации. Основные методы и показатели оценки логистической системы

Для абсолютной и сравнительной оценки системы принимаются критерии, т.е. признаки, по которым оценивается функционирование системы. В глобальном масштабе развитие логистики, или так называемый уровень логистизации экономики страны, рассматривается как один из критериев их развития. Уровень логистизации экономики индустриальных стран колеблется от 1 до 11% ВВП. Размер этого критерия показывает эффективность и синергетическое взаимодействие элементов логистического комплекса страны в осуществлении товародвижения.

В основе оценки эффективности логистических систем лежат два подхода - рыночный и традиционный. При рыночном подходе оцениваются действия и затраты, обеспечивающие интерес клиентов. В традиционном подходе эффективность измеряется соотношением эффектов (результатов) и затрат.

Оценки эффективности логистических систем осуществляется в двух направлениях. Первое - определяется необходимостью инвестирования средств в создание и развитие логистической системы. Для этого разрабатываются инвестиционные проекты и соответствующие бизнес-планы. В этом случае оценка эффективности осуществляется по принятым в мировой практике методикам, позволяющим определить:

Срок окупаемости инвестиций;

Внутренняя норма доходности;

Индекс доходности (рентабельности) инвестиций;

Второе направление оценки эффективности связано с логистическими процессами, независимо от вложения инвестиций. В этом случае могут выступать натуральные критерии: производительность, трудоёмкость, энергозатраты и т.п. Для траснпортно-логистической системы важнейшим натуральным критерием является время.

При оценке эффективности инвестиционного проекта по созданию транспортно-логистической системы рассчитываются четыре основных критерия:

Чистый дисконтированный доход;

Срок окупаемости инвестиций;

Внутренняя норма доходности;

Годовой денежный поток наличности.

Чистый дисконтированный доход (NPV) представляет собой сумму дискон- тированного потока чистого дохода за период Т, получаемого как разница между результатами и затратами за этот период.

Срок окупаемости - это период, который требуется для того, чтобы окупить все капитальные вложения.

Внутренняя норма доходности - это значение нормы, при которой чистый дисконтированный доход будет равен 0.

Годовой денежный поток наличности, который характеризует, с одной стороны, приток всех видов денежных средств, а с другой стороны - отток всех денежных средств. Эффективность достигается, если приток денежных средств будет не меньше его оттока.

Развитие логистических систем осуществляется в взаимосвязи с эволюцией концепции логистики. В соответствии с этапами развития и внедрения логистики (см. Раздел 1) выделяют стадии развития логистических систем. На первой стадии развития логистическое управление связано только с выполнением отдельных задач в сферах снабжения или сбыта (складирование, транспортировка), на последующих стадиях системы логистики охватывают функциональные области логистической деятельности, затем их контроль распространяется на все логистические процессы предприятия от закупки материальных ресурсов к обслуживания потребителей, создается локальная Микрологистическая система, адаптируется к динамичной внешней среды. Также выделяют стадию развития логистических систем предприятий, осуществляющих деятельность на глобальном уровне и соответственно создают глобальные логистические сети. Характерной тенденцией развития логистических систем является передача части функций специализированным фирмам (логистическим провайдерам).

В практической деятельности системы логистики отдельных предприятий находятся на разных стадиях развития. Переход к более высокой стадии развития может проходить от нескольких месяцев до нескольких лет. С целью внедрения логистики и ее совершенствования в хозяйственной практике на фирмах промышленно развитых стран организуют консультативные отделы. Они проводят диагностику состояния логистики на предприятии, исследования в области логистики, разрабатывают предложения по ее совершенствованию, проводят занятия по изучению проблем логистики, опыта других фирм.

На сегодня отсутствует единый взгляд ученых и практиков по критериев оценки продуктивности деятельности логистической системы и эффективности обслуживания потребителей.

Рассмотрим более подробно основные подходы к оценке эффективности логистических систем ведущими специалистами по логистике.

Крикавский Е.В. оценки эффективности логистических систем видит в определении уровня производительности интегрированного цепи поставок через качественные и количественные характеристики. К качественным характеристикам он относит: удовлетворение клиента (уровень удовлетворения клиента); эластичность (уровень реакции цепи поставок на изменения спроса); уровень интеграции перемещения информации и сырья; эффективное управление риском (степень минимизации риска); эффективность поставщика (процент своевременных поставок и качество поставок), а к количественным характеристикам: производительность (максимизация производительности, максимизация привлечения средств); расходы (уменьшение расходов); возможности реагирования (уровень реализованных заказов, частота несрочных поставок, время реализации заказа, уменьшение дублирования функций, частота возвратов, рентабельность логистических затрат); максимизация продаж; максимизация прибыли; возврат от инвестиций.

Джонсон Д. указывает на то, что практически невозможно оценить все аспекты функционирования логистической системы, а потому предлагает осуществлять системный анализ на основе:

Анализа выгодности потребителя как системного анализа маршрутов, позволяет проанализировать выгодность каждой остановки на маршрутах и эффективно перераспределить время;

Анализа эффективности товарных составов, определяется их основными функциями, а также показателями эффективности и производительности, которые затем сопоставляются с расходами на зарплату, оборудование, складской пространство и с финансовыми инвестициями. Эти сопоставления проводятся как отдельно по функциям, так и для всех функций вместе;

Анализа транспортных расходов;

Анализа консолидации грузов, проявляется в определении транспортных расходов и объединении малых партий груза в большие;

Анализа доходности продукта как расчета "реальных затрат и доходности для производителя от распределения каждого отдельного наименования продукта вдоль всего цепи распределения (транспортировка, обработка, хранение, обработка заказов и т.п.) до конечного потребителя";

Определение эталона, который предусматривает анализ показателей эффективности от четырех до шести конкурирующих фирм с целью определения метода сравнения фирм при выполнении ими различных задач и / или процессов;

Анализа нормативной базы и отраслевых стандартов.

В работе известных американских исследователей в области логистики Бауэрсокс Д. и Клоса Д. измерения эффективности логистической системы ориентируется на определении двух групп логистических показателей: внутренних и внешних. Внутренние показатели они делятся на следующие категории: расходы, обслуживание потребителей, производительность, управление активами, качество. Эти показатели должны отразить эффективность осуществления основных логистических операций внутренних процессов. То есть они нужны для управленческого контроля за всеми аспектами деятельности предприятия. Потребность во внешних показателях видят в выявлении и реализации ожиданий потребителей, как основного ориентира логистической системы.

Основными инструментами анализа эффективности логистических процессов Сковронек Ч. и Сариуш-Вольский С. считают методы экономического анализа, позволяющие: оценивать фактическое состояние логистических явлений и процессов; устанавливать и выявлять источники и причины проблем; уточнить краткосрочные прогнозы развития конкретных явлений и процессов; формулировать выводы и предложения, которые обеспечат рост эффективности хозяйствования. Экономический анализ логистических процессов они предлагают осуществлять по трем тематическим блокам: анализ материальных и информационных процессов (анализ процесса закупки, анализ запасов, анализ складских процессов, анализ процессов продаж); управленческий анализ логистических процессов (собственное производство или закупка, источников закупок, эффективность транспортного обслуживания, эффективность складских инвестиций, выбор каналов дистрибуции) анализ логистических затрат (анализ затрат на продвижение, анализ затрат на запасы, анализ затрат на информационные процедуры) .

Веселовский М. вопрос эффективности рыночно-экономической деятельности предприятия предлагает рассматривать на основе формулировки положений и основ формулы эффективности системного логистически-маркетингового управления. В рамках системы эффективности он выделяет пять компонентов структуры эффективности, которые являются одновременно основными элементами системы управления, то есть подсистему целей, подсистему расходов, подсистему средств, подсистему эффектов и подсистему стоимости для клиента. Основными детерминантами системной формулы эффективности логистически-маркетингового управления предприятием он определяет:

Комплексность потребностей покупателей и многомерные стратегические эффекты (ориентация на создание преференций клиентов, рост адаптацийности деятельности, на процессы, на взаимодействие, на инновации, на качество, на время, на место, на готовность и надежность системы);

Предпосылки развития интеграции в системе маркетинга и логистики;

Процесс формирования эффективности (процессы трансформации, координации, интеграции и создания стоимости).

Эффективность логистически-маркетингового управления предприятием Веселовский М. выражает в виде следующей формулы:

где S - эффективность логистически-маркетингового управления:

SWD - стратегическая добавленная стоимость при логистически-маркетингового управления;

kZL _M - расходы логистически-маркетингового управления .

Мейер С. предложил характеристику и идентификацию целевых критериев эффективности и успеха логистически-маркетинговых систем, выделяя классические и новые критерии оценки и управления системами. Как классические критерии называет: расходы, время и качество, а как новые критерии, принимает такие категории как: готовность и скорость приспособления ("Agilität») - скорость с которой предприятие может приспосабливаться к оптимальной структуры затрат, способность реакции - то есть скорость, с которой предприятие может реагировать на неплановые требования со стороны потребителей, а также "схудлисть" (исключение ненужных расходов) - исключение всех ненужных расходов относительно всех существенных средств.

Миротин Л.Б. важнейшим показателем оценки эффективности функционирования логистических систем считает прибыль, который, по его мнению способен отобразить результаты всей логистической деятельности. Саму эффективность логистической системы он рассматривает как показатель (или система показателей), характеризующих уровень качества функционирования системы при заданном уровне общих логистических затрат. Она должна определить: границы логистической системы, ее звенья, основные ресурсы, используемые, основные виды продукции логистической системы, ожидаемые или желаемые результаты, критерии результативности системы, процесс оценивания, регулирования обратной связи и планирования улучшения. Ученый выделяет основные факторы и показатели, отражающие эффективность функционирования логистических систем по логистическими функциями, которые представлены в таблице 3.3.

Таким образом, единого мнения у ученых по решению вопроса оценки логистических систем нет, однако можно выделить ряд критериев эффективности, получили наибольшее распространение. Основным среди этих критериев является уровень логистических затрат, однако не менее важным является ориентация предприятия на потребителя и достижения необходимого уровня логистического сервиса. Наибольшее распространение получили такие критерии оценки как: расходы, удовлетворение потребителей / качество, время и активы. Факторы или показатели их оценки представим в таблице 3.4.

Таблица 3.3. Основные факторы и показатели, отражающие эффективность функционирования логистических систем по логистическими функциями

Логистическая функция

Фактор и показатель

Логистическое администрирование

Выработка на одного работника. Трудоемкость и зарплатомисткисть. Уровень квалификации персонала

Обработка

и оформления

Продолжительность оформления заказа.

Качество обслуживания заказу потребителя.

Расходы на принятие заказа.

Ассортимент услуг.

Количество отказов.

Уровень удовлетворения заявок

Планирование производства

Объем расходов сырья и материала. Объем производимой продукции. Производительность. Себестоимость продукции

Закупка продукции

Оптимальный размер закупки. Объем заказываемой. Периодичность размещения заказов. Срок выполнения заказа. Количество поставщиков. Расходы на закупку

Поставка продукции

Время поставки. Частота поставок. Безотказность поставок. Интервал поставок

Складирования и хранения продукции

Складировании. Количество поставок на склад. Запасы в пути.

Уровень механизации складских работ. Коэффициент оборота продукции на складе. Коэффициент использования площади складов. Затраты на складирование и хранение

Сбыт продукции

Объем реализованной продукции. Скорость товарооборота. Количество потребителей. Коэффициент реализации

Доставка заказа

Выполнение заказов.

Применение транспортных концепций.

Унификация и стандартизация тары.

Коэффициент использования транспортных средств.

Суммарные простой транспортных средств.

Объем перевозок.

Время доставки.

Тарифы транспортировки.

Потери груза

Таблица 3.4. Факторы (показатели) оценки наиболее распространенных критериев оценки

эффективности логистических систем

Критерий оценки эффективности

Фактор (показатель) оценки

Отражают общей денежной суммой расходов, денежной суммой в расчете на единицу продукции, или долей в объеме продаж. Стремятся к снижению их уровня

Удовлетворение потребителей / качества

Оценивается длиной функционального цикла, уровнем совершенства выполнения заказа и способности предприятия реагировать на претензии, предъявляемые потребителем. Важным показателем является доставка до назначенного срока, расходы гарантийного обслуживания, время реакции на претензии потребителей и их удовлетворение

Есть степени способности предприятия быстро реагировать на претензии потребителей. Ключевыми показателями продолжительности выполнения заказа являются: длительность производственного цикла, продолжительность внесения соответствующих корректировок в оперативные планы; продолжительность выполнения производственного плана и степень соблюдения календарных планов выпуска продукции

Предметом их оценки является эффективность использования капитала вложенного в сооружения и оборудование, а также оборотный капитал. Ключевыми показателями использования активов является точность прогнозов, старения запасов, загрузки мощностей и т.д.

Необходимо отметить, что оценка логистической системы проводится как на стадии ее проектирования, планирования, а также оцениваются и уже действующие системы. В процессе оценки необходимо сравнивать потенциальные или полученные выгоды с затратами на реализацию проекта. Выгоды выражаются в совершенствовании обслуживания, снижении издержек, улучшения использования активов и т. Под совершенствованием обслуживания понимают увеличение доступности и повышение качества услуг, развитие сервисных возможностей, способствует привлечению потребителей. Снижение затрат возможно как разовое сокращение капитала (например, распродажа излишних складских помещений, грузоперерабатывающие, транспортного и другого оборудования) и снижение текущих расходов благодаря новым технологиям грузопереработки, снижению затрат на хранение, содержание и эксплуатацию транспорта и др. Полученные значения сравниваются с критериями (нормативными значениями) эффективности логистической системы. Например, трогов уровень обслуживания определяют нормативами продолжительности функционального цикла, доступность запасов, ассортимента дополнительных услуг. Особое внимание в последнее время уделяется времени реагирования на запросы потребителей, полноте выполнения заказов, точности отгрузки и состояния грузов. Критерии должны охватывать всю логистическую процесс, а не только отдельные логистические функции.

С целью оптимизации логистической системы и согласования интересов участников логистических цепей разных уровней часто в качестве показателя ее эффективности рассматривают соотношение между совокупными логистическими затратами и уровнем обслуживания (выполнения заказа).

Рассмотрим другие подходы к оценке эффективности логистических систем. Для этого объединим в три группы показатели, используют разные авторы:

1. Показатели, характеризующие функционирование логистических систем :

- Коэффициент связи "поставщик - потребитель" (КПС) - отображает эффективность связи данного потребителя с тем или иным поставщиком. Вычисляется как отношение количества ресурсов (сырья, материалов и др.), Поступивших к потребителю за отчетный период от данного поставщика (0г), к общему количеству ресурсов, поступивших к потребителю (0: Кпс = 0г- / 0

- Коэффициент готовности к поставке (К "г") - определяется как отношение (в процентах) количества выполненных заказов данным предприятием (Зе) с количеством заказов, поступивших на данное предприятие (3), или как отношение объема поставляемого в объема заказываемой со стороны потребителей: Кгп = 3/3. Увеличение коэффициента готовности к поставке до величины, приближается к единице в некоторых случаях является экономически нецелесообразным для предприятия-поставщика, так как затраты растут быстрее, чем доходы (рис.3.12).

Объем и расходы

Рис. 3.12. Влияние коэффициента готовности к поставке на прибыль предприятия

- Показатель количества звеньев логистической системы - среднее количество торговых звеньев (посредников), через которые проходит материальный поток от производителя до конечного потребителя ресурсов (готовой продукции).

2. Показатели эффективности логистической системы с точки зрения потребителя:

1) качество обслуживания;

2) цена обслуживания.

Также используется итоговый показатель, характеризующий способность фирмы достичь полного удовлетворения потребителей, он называется "совершенное заказ". Этот показатель характеризует, насколько равномерно и бесперебойно происходит выполнение заказа на всех этапах, при этом организация логистической деятельности должен соответствовать следующим нормативам :

Полная доставка всех товаров по всем заказными товарным позициям;

Доставка в необходимый потребителю срок с допустимым отклонением 1 день:

Полное и аккуратное ведение документации по заказу;

Безупречное соблюдение согласованных условий поставки (установка, комплектация, отсутствие повреждений).

3. Показатель эффективности логистической системы с точки зрения ее участников (поставщика, посредника, производителя). В этом случае критерием эффективности логистической системы является максимизация прибыли на единицу логистических затрат при условии обеспечения требуемого качества сервиса. На основе предложенного критерия используется агрегированный показатель эффективности функционирования логистической системы - рентабельность логистических затрат :

где П - годовая прибыль; влоги - логистические расходы.

Уровень развития (совершенства) логистических систем можно оценивать по степени интеграции логистических процессов, а именно:

Фрагментарный уровень (интеграция на уровне отдельных логистических процессов, функций);

Функциональный (интеграция охватывает отдельные функциональные области);

Системный (интеграция охватывает логистическую деятельность предприятия);

Интеграция на уровне цепи поставок (с охватом всех участников логистической сети).

Любая организация бизнеса, внедряя логистику и формируя соответствующую ее целям логистическую систему, прежде всего стремится оценить ее фактическую или потенциальную эффективность.

За время развития логистики в промышленно развитых странах сформировалась система показателей, в общем плане оценивающих ее эффективность и результативность, к которым обычно относятся:

  • общие логистические издержки;
  • качество логистического сервиса;
  • продолжительность логистических циклов;
  • производительность;
  • возврат на инвестиции в логистическую инфраструктуру.

Эти показатели можно назвать ключевыми или комплексными показателями эффективности логистической системы . Они лежат в основе отчетных форм компаний и систем показателей логистических планов разных уровней. Существуют общепринятые процедуры сравнительной оценки фирм (бенчмаркинг) в области логистики на основе аналитических и экспертных методов, использующие указанные комплексные показатели.

Таким образом, ключевыми/комплексными показателями эффективности логистической системы называются основные измерители эффективности использования ресурсов в компании для сформированной логистической системы, в комплексе оценивающие результативность логистического менеджмента и являющиеся основой логистического планирования, учета и контроля.

Рассмотрим краткую характеристику комплексных показателей.

Общими логистическими издержками называются суммарные затраты, связанные с комплексом функционального логистического менеджмента и логистическим администрированием в логистической системе.

В составе общих логистических издержек можно выделить следующие основные группы затрат:

  • затраты на выполнение логистических операций/функций (операционные, эксплуатационные логистические издержки);
  • ущербы от логистических рисков;
  • затраты на логистическое администрирование.

Большинство отчетных форм о выполнении логистического плана содержат показатели логистических издержек, сгруппированные по функциональным областям логистики, например издержки в материальном менеджменте, издержки на операции физического распределения и т.п., и внутри этих областей по логистическим функциям. Общепринятыми в западном бизнесе являются выделение и учет затрат на транспортировку, складирование, грузопереработку, управление запасами, управление заказами, информационно-компьютерную поддержку и т.п.

Часто для решения задач оптимизации структуры или управления в логистической системе в составе общих логистических издержек учитываются потери прибыли от замораживания (иммобилизации) продукции в запасах, а также ущерб от логистических рисков или низкого качества логистического сервиса. Этот ущерб обычно оценивается как возможное уменьшение объема продаж, сокращение доли рынка, потеря прибыли и т.п.

Анализ структуры логистических издержек в различных отраслях промышленности экономически развитых стран показывает, что наибольшую долю в них занимают затраты на:

  • управление запасами (20-40%);
  • транспортные расходы (15-35%);
  • расходы на административно-управленческие функции (9-14%).

За последнее десятилетие заметен рост логистических издержек многих западных компаний на такие логистические функции, как транспортировка, обработка заказов, информационно-компьютерная поддержка, а также на логистическое администрирование.

Известный американский консультант в области логистики Герберт В. Дэвис в течение нескольких лет отслеживал логистические издержки в промышленности США на складирование, перевозку, управление заказами/обслуживание клиентов, управление распределением, а также управление запасами как неотъемлемую часть конечной цены продукции и потребительского сервиса. В 2007 г., например, структура логистических затрат, выраженных в долях (%) продаж, выглядела следующим образом: перевозка готовой продукции - 4,08%; складирование - 2,40; управление обслуживанием/ заказами клиентов - 0,55; управление распределением - 0,36; стоимость хранения запасов (при 18%-ной учетной ставке) - 1,81% - общее количество 9,02%. Структура затрат (в долл. на сто фунтов веса продукции): перевозка готовой продукции - 13,24; складирование - 10,79; управление обслуживанием / заказами клиентов - 4,07; управление распределением - 2,53; и стоимость хранения запасов при 18%-ной учетной ставке - 18,13. Общая сумма составила 47,48.

Анализ логистических издержек западными компаниями обычно проводится в процентном отношении к стандартным, объемным или ресурсным показателям, например:

  • логистические издержки в отношении объема продаж;
  • отдельные составляющие логистических затрат в отношении общих издержек;
  • логистические издержки фирмы в отношении стандартов или среднего уровня в данной отрасли;
  • логистические издержки в отношении соответствующих статей бюджета фирмы;
  • логистические ресурсы бюджета на текущий момент в отношении прогнозируемых затрат.

Перечисленные показатели зачастую включаются в отчетные формы о логистической производительности (продуктивности), акцентируя внимание на эффективности использования финансовых ресурсов компании.

Использование общих логистических издержек в качестве ключевого показателя при формировании логистической стратегии в отечественном бизнесе наталкивается на ряд трудностей, вызванных следующими основными причинами:

  • неспособностью действующей системы бухгалтерского учета и статистической отчетности предприятий выделять многие составляющие логистических издержек;
  • наличием в отечественном бизнесе «двойной» бухгалтерии, «черного нала», закрытостью финансовой информации для партнеров в логистической системе и даже между структурными подразделениями внутри компании и т.п.;
  • отсутствием методов расчета ущербов от логистических рисков и т.д. Понятие качества логистического сервиса базируется на стандартизированных терминах «услуга» и «сервис».

По существу подавляющее большинство логистических операций/функций является услугами, поэтому логистический сервис можно определить как процесс предоставления логистических услуг (в результате выполнения соответствующих операций или функций) внутренним или внешним потребителям.

Посредники, действующие в логистической системе, являются в основном предприятиями сервиса, в которых услуги неразрывно связаны с продуктом, распределяемым продвигаемым и продаваемым на различных участках логистической сети. К таким звеньям относятся различные транспортные компании, экспедиторы, оптовые и розничные торговцы, склады, терминалы, таможенные брокеры, страховые компании и т.п. При этом стоимость логистических услуг может значительно превосходить затраты непосредственно на производство продукции.

Несмотря на важность логистического сервиса для реализации корпоративных стратегий, до сих пор отсутствуют эффективные способы оценки его качества , что объясняется рядом особенностей характеристик сервиса в сравнении с характеристиками продуктов. Такими особенностями являются:

  1. Неосязаемость сервиса. Поставщикам сервиса сложно объяснить и дать спецификации видам сервиса, покупателям также трудно их оценить.
  2. Покупатель зачастую принимает непосредственное участие в производстве услуг.
  3. Услуги потребляются в тот момент, когда они производятся, т.е. услуги не складируются и не транспортируются.
  4. Покупатель никогда не становится собственником, приобретая услуги.
  5. Сервис - деятельность, и поэтому он не может быть тестирован прежде, чем покупатель его купит.

Указанные характеристики и особенности услуг играют важную роль в логистическом процессе. Очень важно учитывать тот факт, что качество сервиса в логистике проявляется в тот момент, когда встречаются поставщик сервиса и покупатель . Измерение качества сервиса при анализе и проектировании логистической системы должно основываться на критериях, используемых покупателями логистических услуг для этих целей. Когда покупатель оценивает качество логистического сервиса, он сравнивает некоторые фактические значения «параметров измерения» качества с ожидаемыми им величинами этих параметров, и если эти ожидания совпадают, то качество признается удовлетворительным.

В отношении логистического сервиса, на наш взгляд, более подходит определение качества как «степени несоответствия между ожиданиями заказчиков и их восприятием таких критериев, как реальность, надежность, живой отклик, компетентность, вежливость, доверие, безопасность, коммуникабельность, понимание заказчика. Соответственно те компании, в которых клиент чувствует наиболее полное присутствие данных характеристик, он воспринимает как компании с наивысшим качеством».

Наиболее важные компоненты (параметры) измерения качества сервиса :

  • осязаемость - физическая среда, в которой представлены сервис, удобства, оргтехника, оборудование, вид персонала и т.п.;
  • надежность - исполнение «точно в срок», т.е., например, в физическом распределении доставка нужного товара в нужное время в необходимое место. Надежность информационных и финансовых процедур, сопровождающих физическое распределение;
  • ответственность - желание помочь покупателю, гарантии выполнения сервиса;
  • законченность - наличие требуемых навыков, компетентности, знаний;
  • доступность - простота установления контактов с поставщиками сервиса, удобное для покупателя время оказания логистических услуг;
  • безопасность - отсутствие опасности, риска, недоверия (например, сохранность груза при транспортировке);
  • вежливость - поведение поставщика сервиса, корректность персонала;
  • коммуникабельность - способность разговаривать на языке, понятном покупателю;
  • взаимопонимание с покупателем - искренний интерес к покупателю, умение понять его нужды (требования).

Спецификация параметров качества логистического сервиса и выбор методов (способов) их оценки и контроля являются, пожалуй, наиболее сложными вопросами в логистическом администрировании.

Важнейшим комплексным показателем эффективности логистической системы является продолжительность полного логистического цикла - время исполнения заказа потребителя (покупателя). Использование этого показателя (или его отдельных составляющих) обусловлено требованиями корпоративной стратегии, если в качестве основного фактора повышения конкурентоспособности фирмы выбирается время.

Комплексный показатель - производительность (результативность) логистической системы - определяется объемами логистической работы (услуг), выполненными техническими средствами, технологическим оборудованием или персоналом, задействованными в логистической системе, в единицу времени, или удельными расходами ресурсов в логистической системе.

В большинстве зарубежных фирм, имеющих логистические службы, составляются специальные отчеты о логистической производительности/продуктивности, в которых отражается достаточно большое число показателей, например:

  • число обработанных заказов в единицу времени;
  • грузовые отправки на единицу складских мощностей и грузовместимости транспортных средств;
  • отношение типа «вход-выход» для отражения динамики выпуска продукции и документооборота;
  • отношение операционных логистических издержек на единицу инвестированного капитала;
  • отношение логистических издержек на единицу производимой продукции;
  • логистические издержки в дистрибуции на единицу объема продаж и т.п.

Как видно из приведенного перечня, если производительность измеряется объемом работы персонала или техники в единицу времени (или на удельные параметры технологического оборудования, транспортных средств, или на единицу площади, объема и т.п.), то результативность характеризуется в основном удельными расходами финансовых ресурсов в логистической системе.

В качестве показателей эффективности использования транспортных средств может, например, служить коэффициент использования грузоподъемности (грузовместимости) транспортного средства, объем перевозок или грузооборот подвижного состава транспорта в час (смену, сутки), грузооборот, приходящийся на 1 тонну грузоподъемности транспортного средства и т.п. Для оценки эффективности использования складского подъемно-транспортного оборудования может применяться показатель объема грузопереработки в единицу времени.

Показатели производительности могут применяться для инфраструктурных логистических подразделений логистической системы в целом. Например, общим показателем производительности склада может служить грузооборот склада за сутки и т.п.

В зарубежной практике логистического менеджмента в большинстве случаев не разделяются показатели производительности и продуктивности (результативности). Показатель «логистическая результативность» по смыслу больше соответствует принятому в нашей экономике показателю «ресурсоотдача », характеризует удельный расход финансовых, материальных, энергетических, трудовых ресурсов по отношению к объемным или другим плановым показателям.

Комплексный показатель - возврат на инвестиции в логистическую инфраструктуру - характеризует эффективность капиталовложений в подразделения инфраструктуры логистической системы, к которым в настоящее время относят:

  • складское хозяйство (склады разного вида и назначения, грузовые терминалы и терминальные комплексы);
  • транспортные подразделения различных видов транспорта;
  • транспортные коммуникации (автомобильные и железные дороги, железнодорожные подъездные пути и т.п.);
  • ремонтные и вспомогательные подразделения, обслуживающие транспортно-складское хозяйство;
  • телекоммуникационная система;
  • информационно-компьютерная система (комплекс технических средств и оргтехника).

Возврат на инвестиции в перечисленные объекты логистической инфраструктуры определяется в соответствии с действующими нормативно-методическими документами оценки эффективности капиталовложений.

Анализ издержек на логистику и контроль за ними

При проведении анализа общих логистических издержек принято уделять особое внимание управлению запасами и транспортировке. Общие расходы на содержание запасов в год, как правило, составляют приблизительно 25% их стоимости. Разумеется, их необходимо минимизировать.

Следует отличать минимизацию затрат от минимизации запасов . Общие затраты на запасы разделяются на четыре отдельные составляющие:

  1. Затраты на единицу продукции , или затраты фирмы на приобретение этой единицы.
  2. Стоимость заказа , или затраты на размещение единицы повторного заказа. Может включать затраты на подготовку заказа, его размещение, приемку, разгрузку, проверку, тестирование, использование оборудования. На практике лучшую оценку затрат дает деление общих годовых затрат отдела закупок на число отправленных им заказов.
  3. Затраты на хранение , или затраты на хранение единицы в запасе в течение установленного периода времени, составляют 19-35% от годовых затрат.
  4. Затраты, связанные с возникновением дефицита . Появляются в тех случаях, когда продукт необходим, но его нельзя поставить из запаса. Влияние дефицита более широкое, чем недополученная прибыль, так как включает утрату имиджа, снижение репутации и потенциальные убытки от снижения числа продаж в будущем. Затраты этого рода могут также включать выплаты за действия, направленные на снижение дефицита: экспедирование, отправка срочного заказа, оплата доставки специальных видов продукции, использование услуг более дорогих поставщиков. Большинство фирм считают, что дефицит всегда дорого обходится, и поэтому стараются избежать его возникновения. Другими словами, они готовы платить относительно немного за содержание запасов, чтобы избежать относительно больших затрат, связанных с дефицитом.

Затраты на содержание запасов, в отличие от других элементов логистических издержек, таких как транспортные или складские расходы, обычно включаемых в отчет предприятия о прибылях и убытках, не столь очевидны. При этом сами запасы представлены в разделе активов баланса. Главным элементом затрат на содержание запасов является вложенный в них капитал . Например, наличие запасов на $105 тыс. означает, что эти деньги не могут быть инвестированы в другие ценности. Другими словами, указанную сумму нужно либо взять в долг для финансирования оборотного капитала, либо вычесть их из нераспределенной прибыли. В первом случае фирме придется платить проценты по кредиту. Во втором она не сможет вложить их как часть нераспределенной прибыли в другие инвестиционные проекты.

При определении относительной величины затрат компании на содержание запасов неизбежны произвольные решения. Некоторые фирмы устанавливают этот показатель на уровне 12%, обосновывая свое решение тем, что соответствующие затраты на капитал - это их внутренние издержки . Другие устанавливают этот показатель на уровне 40%, заявляя при этом, что плата за капитал , инвестированный в запасы, должна быть такой же, как и для капитала, вкладываемого в другие проекты. Последствия каждого из этих решений могут быть различными.

Относительно низкие затраты на содержание запасов уменьшают значение запасов и делают относительно более важными транспортные расходы . В результате стратегия, основанная на общих издержках логистики, будет направлена на минимизацию транспортных расходов за счет увеличения числа распределительных центров, позволяющих держать товары ближе к рынкам. Появление дополнительных складов повышает потребность в запасах, потому что на каждом складе нужны страховые запасы. Таким образом, низкая доля затрат на содержание запасов оборачивается стратегией, в которой дорогостоящие средства транспортировки уступают место относительно более дешевым средствам хранения запасов. И наоборот: относительно высокая доля затрат на содержание запасов разворачивает логистическую стратегию в противоположном направлении , т. е. ведет к централизации запасов на немногочисленных складах и соответственному увеличению дальности грузоперевозок с повышением транспортных расходов.

Для того чтобы оптимизировать уровень логистических затрат торговой компании, необходимо провести детальный анализ по выделению логистических издержек. Проведение этого анализа необходимо в связи со следующим:

  • зачастую затраты на выполнение логистических функций учитываются раздельно , в бюджетах разных подразделений, что приводит к уменьшению реальных объемов затрат на логистику в глазах менеджмента компании;
  • в ситуации, когда компания работает в нескольких сегментах рынка, логистические издержки зачастую относятся на самый крупный из сегментов , что искажает реальную картину прибыльности различных рыночных сегментов.

Все затраты компании необходимо разнести по нескольким (не более десяти) основным направлениям деятельности, часть из которых условно рассматриваются как центры прибыли, а остальные - как центры затрат. После выделения этих направлений представляется необходимым решить следующие задачи:

  • Определить долю логистических расходов, приходящихся на региональные продажи и продажи за пределами данного региона . Этот процесс необходим для определения прибыльности каждого из географических рынков, которые обслуживает компания.
  • Определить долю логистических расходов, приходящуюся на каждый из каналов продаж (дилерские, активные и продажи через розничную сеть). После проведения этой операции появится возможность сравнить прибыльность реализации продукции через каждый из каналов и выбрать наиболее и наименее приоритетные каналы сбыта.
  • Определить долю логистических расходов, приходящуюся на каждую группу продукции . Это позволит выяснить истинную рентабельность каждой из групп продуктов и определить наиболее высокорентабельные сегменты ассортимента.

При проектировании логистической системы важно установить баланс между базовым уровнем обслуживания, который фирма намерена предложить потребителям, и операционными издержками, необходимыми для соблюдения установленных целевых нормативов.

Для оценки работы логистики предлагается применять следующие группы показателей:

1. Первая группа: показатели, характеризующие интенсивность работы склада:

1.1. Показатели, характеризующие трудоемкость работы:

  • Товарооборот склада общий = количество всех позиций полученных и отправленных / анализируемый период времени (сутки, месяц, год).
  • Товарооборот склада по прибытию = количество прибывших позиций / анализируемый период времени (сутки, месяц, год).
  • Товарооборот склада по отправлению = количество позиций отправленных / анализируемый период времени (сутки, месяц, год).
  • Удельный товарооборот склада = товарооборот склада общий / площадь склада.
  • Коэффициент неравномерности загрузки склада = товарооборот наиболее напряженного месяца / среднемесячный товарооборот склада.
  • Показатель хранения = количество позиций на складе х количество суток хранения.
  • Количество обработанных заявок (на отгрузку и приемку) в единицу времени.

1.2. Показатели, характеризующие интенсивность прохождения товаров через склад.

1.3. Коэффициент оборачиваемости товара на складе = товарооборот склада общий / количество позиций, хранящихся на складе.

2. Вторая группа: показатели, характеризующие эффективность использования складских площадей:

2.1. Вместимость склада = количество товара в куб. м, которое может одновременно вместить склад.

2.2. Полезная площадь склада = вместимость склада / высота укладки товара.

2.3. Коэффициент использования вместимости склада = количество товара в куб. м в анализируемом периоде / вместимость склада.

2.4. Грузонапряженность склада = количество товарных позиций / площадь склада полезная.

3. Третья группа: показатели, характеризующие уровень сохранности товара и финансовые показатели работы склада:

3.1. Количество случаев несохранности и порчи товара по вине работников склада.

3.2. Расходы склада = сумма затрат на организацию хранения товара.

3.3. Себестоимость хранения товара = расходы склада / показатель хранения.

3.4. Производительность труда работников склада = товарооборот склада в анализируемом периоде / численность работников склада.

3.5. Выработка на одного работника склада = стоимость перерабатываемого им товара в единицу времени.

3.6. Коэффициент оборачиваемости запасов по стоимости = стоимость отгруженного товара в анализируемом периоде / средняя стоимость запасов в том же периоде.

3.7. Коэффициент неликвидов = запас неликвидных товаров по стоимости / общий запас по стоимости х 100%.

4. Четвертая группа: качество складского сервиса и удовлетворение потребителей:

4.1. Обеспечение выполнения заявок на отгрузку точно к указанному сроку.

4.2. Полнота удовлетворения заявок на отгрузку = выполненное количество заявок / общее количество заявок.

4.3. Ошибки в выполнении заявок на отгрузку.

4.4. Жалобы потребителей.

4.5. Оценка потребителями степени удовлетворения сервисом.

Контроль над логистическими издержками

Контроль над затратами при помощи заранее установленных нормативов и гибких бюджетов - это наиболее совершенный тип контрольных систем из всех ныне доступных. Норматив можно определить как эталон , сравнивая с которым измеряются показатели; т. е. нормативные затраты - это расходы, которые несет компания, если она работает эффективно.

Затраты на различные виды логистической деятельности могут доводиться до руководителей функциональных подразделений, продуктовых групп, а также сравниваться с нормативными затратами и включаться в еженедельные или ежемесячные отчеты о деятельности.

Большинство логистических бюджетов по природе своей статичны, т. е. они выступают в качестве плана, разработанного исходя из бюджетного уровня производства. Если фактическая деятельность осуществляется на уровне бюджетной, менеджеры могут проводить реалистичное сопоставление затрат и эффективно вести контроль. Однако в реальности такое случается редко. Факторы сезонного или другого характера практически всегда неизбежно приводят к разным уровням деятельности, эффективность которых может быть определена только в том случае, если учетная система может сравнить фактические затраты с теми, какими они должны быть.

Например, складскому подразделению компании может быть установлен ожидаемый или бюджетный уровень активности в 10 000 единиц ассортимента за неделю, хотя фактический уровень может составить только 7 500. Сравнивая бюджет на 10 000 единиц с фактическими затратами, понесенными при работе с 7500 единицами, менеджеры могут прийти к ошибочному выводу, что операции осуществляются эффективно, поскольку такие составляющие, как внеурочное время работы, привлечение временных работников, упаковывание, почтовые операции и обработка заказов, потребовали меньших затрат, чем установлено в бюджете. И наоборот, гибкий бюджет свидетельствует, что затраты должны соответствовать уровню в 7500 единиц и что реальные затраты следует показывать в денежном исчислении. Ключом к успешной реализации политики гибких бюджетов является анализ типов динамики затрат. Однако в большинстве компаний такой анализ применительно к логистическим функциям проводится редко. Вместе с тем при использовании таких инструментов, как диаграммы разброса и регрессионный анализ, позволяющий определить постоянные и переменные составляющие затрат, для определения переменной составляющей на единицу деятельности и общих постоянных затрат применяются прошлые данные о затратах.

Логистика обладает высоким потенциалом экономической эффективности. Однако проектирование и создание современных логистических систем (ЛС) требует значительных инвестиционных вложений. Отсюда в условиях постоянного дефицита ресурсов, присущего любой социально-экономической системе, появляется проблема оценки эффективности применения ЛС.

Сегодня не существует единого методологического подхода к количественной оценке эффективности функционирования ЛС. Так, широко распространено понятие «функциональная эффективность», которое количественно определяется как полез-ный эффект, полученный в результате функционирования ЛС за определенный период времени. Полезный эффект измеряется количеством выпущенной продукции, объ-емом оказанных логистических услуг, величиной полученной прибыли.

Оценка эффективности функционирования ЛС показателем функциональной эффективности не является корректной. Наиболее полное суждение можно получить только с помощью категории эффективности как соизмерения результатов, достигну-тых в процессе функционирования ЛС, и затрат на их достижение.

Другим подходом является тот, при котором эффективность логистической операции, логистического решения, функционирования ЛС может быть охарактери-зована системой показателей, характеризующих их качество при заданном уровне ло-гистических издержек.

Основным методологическим принципом при определении экономической эф-фективности ЛС должен быть принцип системного подхода, реализация которого предполагает оценку экономического эффекта от логистической деятельности для всех участников логистического соглашения на пути движения материалопотока от произ-водства до конечного потребления с учетом их противоречивых экономических инте-ресов, а также учет общих издержек на протяжении всего логистического цикла. Эф-фективность отдельных логистических операций, связанных с преобразованием мате-риального или информационного потока, должна оцениваться с точки зрения достиже-ния глобальной цели функционирования всей ЛС и роста общей эффективности. Зада-чами оценки экономической эффективности ЛС являются:

Формирование концепции экономической эффективности ЛС на основе сис-темного подхода;

Выявление эффектообразующих факторов;

Формирование системы показателей эффективности ЛС;

Разработка методики количественной оценки показателей экономической эф-фективности ЛС;

Разработка механизма распределения экономического эффекта между участ-никами логистического соглашения;

Выявление и мобилизация резервов повышения экономического эффекта ло-гистики.

Понятие экономического роста дает возможность сделать первый шаг на пути перехода от оценки показателей статистики ЛС к динамике. Возможности определения предпосылок и последствий экономического роста развития ЛС в динамике представ-ляются с помощью показателей логистической активности.

Логистическая активность рассматривается как комплексная характеристика поведения ЛС (в том числе в динамике), отражающая уровень еѐ гибкости к изменению внутренней и внешней среды и степень использования потенциала системы в организа-ции и управлении потоковыми характеристиками процессов закупок обеспечения про-изводства и реализации продукции. Понятие «активность» логистической деятельности ближе к понятию «интенсивность» выполнения функций, поэтому может служить ба-зой для обеспечения роста эффективности ЛС. Структура показателя логистической ак-тивности системы (организации, предприятия и т.д.) предусматривает отражение трех аспектов и, соответственно, включает три группы показателей:

I – качественный аспект обслуживания потребителя (согласование уровня моби-лизации потенциала ЛС и спроса на продукцию и услуги);

II – степень соответствия функций ЛС изменениям во внутренней и внешней среде во времени (динамический аспект);

III – рациональный масштаб логистической деятельности (в том числе, соответ-ствия по объемам закупок, производства и продаж, мощностей и т.д.).

Обобщающим показателем может служить степень соответствия логистической активности ЛС другим составляющим деловой активности предприятия (маркетинго-вой, производственной, инвестиционной и т.д.)

Любая организация бизнеса, внедряя логистику и формируя соответственную логистическую систему (ЛС), прежде всего, стремиться оценить ее фактическую или потенциальную эффективность.

Так как уровень логистического сервиса повышает эффективность функциони-рования логистических систем, расчет различных вариантов обслуживания заказов по-требителей позволяет определить максимальную эффективность.

Таким образом, результативность логистической системы определяется доступ-ностью запасов, производительностью и качеством деятельности, а величина общих затрат на логистику находится в непосредственной связи с желаемым уровнем резуль-тативности. Как правило, чем выше этот уровень, тем больше затраты логистики.

С точки зрения потребителя, являющегося конечным звеном логистической це-пи, эффективность логистической системы определяется уровнем качества обслужива-ния его заказа. Логистические затраты выступают как инструмент управления предпри-ятием. Определение состава логистических затрат способствует принятию экономиче-

ски обоснованных управленческих решений. Анализ таких затрат может позволить ру-ководству предприятия выбрать наиболее гибкую тактику по обслуживанию заказов потребителей. Снижение логистических затрат, рост на этой основе уровня прибыли повышают финансовые возможности хозяйствующего субъекта.

Основным показателем эффективности функционирования логистических сис-тем является прибыль, в которой отражаются результаты всей логистической деятель-ности, объем логистических услуг, производительность логистической системы, уро-вень затрат, наличие непроизводительных расходов и потерь.

Логистические затраты являются качественным показателем эффективности функционирования логистической системы. Уровень качества логистического сервиса напрямую связан с минимизацией потерь при обслуживании заказов потребителей.

При оценке логистических затрат необходимо учитывать, что затраты, связан-ные с товародвижения, можно подразделить на две группы:

а) издержки, связанные с формированием и перемещением материалопотока в сфере производства;

б) издержки, связанные с процессом реализации продукции в сфере обращения.

Также важны интегральный критерий оптимальности или критерии минимума общих затрат системы. Таким образом, обобщающий показатель можно представить в следующем виде:

где: - объем логистических услуг по i-ой операции j-ой функции k-го заказа; З- логистические затраты.

Если перейти к удаленным показателям, то эффективность функционирования логистической системы будет равна:

(2)

где: -?? эффект от выполнения логистических услуг по i-ой операции j-ой функции k-го заказа; З- логистические затраты.

Данный расчет не учитывает уровень качества обслуживания заказов потребите-лей. Если в систему оценки эффективности функционирования логистической системы ввести оценку обслуживания заказов по качеству (сервисного обслуживания), то она примет вид:

(3)

где: Эk-эффективность функционирования логистической системы от обслужи-вания k-го заказа; Зk-затраты на качество обслуживания k-го заказа.

Приведенная методика расчета эффективности логистических систем является наиболее оптимальной, т.к. в расчетах учитывается влияние количественных и качест-венных показателей.

Использование рассмотренных подходов к определению экономической эффек-тивности управления потоковыми процессами повышает качество управленческих решений, способствует росту отдачи от инвестиций в материальные запасы и улучшению финансовых результатов деятельности хозяйствующих субъектов.