Кто создал сложение и вычитание смешанных чисел. Конспект урока "сложение и вычитание смешанных чисел"

Кто создал сложение и вычитание смешанных чисел. Конспект урока
Кто создал сложение и вычитание смешанных чисел. Конспект урока "сложение и вычитание смешанных чисел"

На данном уроке вы узнаете правила сложения и вычитания смешанных чисел, научитесь решать различные задачи по теме «Сложение и вычитание смешанных чисел». Сложение и вычитание смешанных чисел основано на свойстве этих чисел. При сложении можно использовать переместительное и сочетательное свойство, а при вычитании чисел можно использовать свойства вычитания числа из суммы и вычитания суммы из числа.

Для начала давайте вспомним, что такое смешанные числа. Смешанное число - число, записанное в таком виде, что у него есть целая часть и дробная часть. Например, . Здесь 3 - целая часть, - дробная.

Предположим, нам дали такую задачу. Вася пробежал первый из двух кругов дистанции за 1 минуту 40 секунд, а второй круг - за 1 минуту 20 секунд. За какое время Вася пробежал всю дистанцию и насколько быстрее он пробежал второй круг, чем первый?

Решение

Несложно видеть, что мы можем сложить минуты с минутами, секунды - с секундами. Получится 2 мин + 60 секунд, т. е. 3 мин. Но, с другой стороны, 40 секунд - это минуты, а 20 секунд - . И тогда, по аналогии, чтобы сложить эти смешанные числа, мы можем не переводить их в неправильные дроби, а сразу сложить целые минуты друг с другом, и отдельно - дробные. Это дает 2 минуты и , то есть еще одну целую минуту. Итого 3 минуты.

Можно было все это проделать и так. Заметим, что смешанное число есть сумма своих целой и дробной частей. А дальше воспользуемся переместительным свойством:

А что с вычитанием? То же самое. Из чисто практических соображений первый круг по минутам одинаков со вторым, а по секундам - на 20 дольше (или на треть минуты). Можно и так:

Думаю, вы уже поняли алгоритм? Из целого вычитаем (к целому прибавляем) целое, из дробного - дробное. Рассмотрим еще несколько примеров.

Закрепим эти выкладки правилом. Чтобы сложить два смешанных числа, необходимо:

  • сложить их целые части;
  • сложить их дробные части;
  • если нужно, перевести сумму дробных частей в смешанное число;
  • сложить полученные числа.

Перейдем к вычитанию. Рассмотрим несколько примеров, после чего сформулируем общий алгоритм.

Найти ошибки в примерах на сложение

Рассмотрим внимательно первый пример: смешанное число заменили дробью , а число - , но данные дроби не равны. Если мы решим переводить дроби в неправильные, то получим следующее:

Теперь перейдем ко второму примеру, в нем действия выполняются согласно рассмотренному нами алгоритму. Как видим, все действия выполнены правильно, однако принято записывать смешанные числа так, чтобы их дробная часть являлась правильной дробью. Поэтому представим дробь в виде смешанного числа, а потом уже выполним сложение.

Если пойти по плану, то надо из вычесть . Этого мы сделать не можем. Тогда поступим так, как мы делаем при вычитании натуральных чисел: займем у старшего разряда. Только роль старшего разряда здесь будет играть целая часть. Ведь единица - это , так что можно вместо записать . А дальше - по плану:

.

Закрепим эти выкладки правилом. Чтобы вычесть одно смешанное число из другого, вы должны:

  • сравнить дробные части уменьшаемого и вычитаемого;
  • если дробная часть уменьшаемого больше, то вычесть из целой части целую часть, из дробной части дробную часть, а результаты сложить;
  • если же больше дробная часть вычитаемого, то одну единицу от целой части уменьшаемого мы переводим в дробь, чтобы дробь стала неправильной, а затем вычитаем из целой части целую, а из дробной - дробную, и результаты складываем.

Найти ошибки в примерах на вычитание

Рассмотрим первый пример. Согласно алгоритму, мы должны сначала 12 представить в виде смешанного числа, а затем уже выполнять вычитание:

Рассмотрим второй пример. Здесь ошибка при вычитании дробных частей: нам необходимо из дробной части уменьшаемого вычесть дробную часть вычитаемого, а не наоборот. Чтобы это выполнить, нам придется занять 1 единицу и представить ее в виде дроби.

На этом уроке мы познакомились со смешанными числами, научились складывать их и вычитать, сформулировали алгоритмы для сложения и вычитания. Узнали, что для сложения и вычитания смешанных чисел вовсе не обязательно переводить их в неправильные дроби, а достаточно просто сложить либо вычесть целые части и сложить либо вычесть дробные части, после чего записать окончательный ответ.

В каждом из случаев у нас была одна тонкость. Для сложения мы понимали, что иногда получается сумма дробных частей в виде неправильной дроби, поэтому при необходимости полученную неправильную дробь нужно приводить к правильной, то есть выделять целую часть. А при вычитании появлялась такая тонкость, что не всегда из дробной части уменьшаемого можно вычесть дробную часть вычитаемого, поэтому нам необходимо было «занимать» единицу у целой части и переводить ее в дробную, чтобы получить неправильную дробь, из которой уже можно было вычесть дробную часть.

Список литературы

  1. Математика. 5 класс. Зубарева И.И., Мордкович А.Г.14-е изд., испр. и доп. - М.: 2013.
  2. Виленкин Н.Я. и др. Математика. 5 кл. - М: Мнемозина, 2013.
  3. Ерина Т.М. Математика 5 кл. Раб. тетрадь к уч. Виленкина 2013. - М: Мнемозина, 2013.
  1. Интернет-сайт фестиваля педагогических идей «Открытый урок» ()
  2. Интернет-сайт «Школьный помощник» ()
  3. Интернет-сайт schools.keldysh.ru ()

Домашнее задание

Цели урока:

  • Повторение и закрепление основного программного материала, выраженного в стандартных примерах и нестандартных задачах.
  • Совершенствование навыков арифметических операций складывание и вычитание смешанных чисел;
  • Развивать смекалку, мышление, речь, память.
  • Воспитывать познавательный интерес к предмету, любовь к поисковым решениям.

Задачи урока:

  • Образовательные
– обобщение и систематизация знаний; развитие быстроты мышления; развивать умение анализировать; развивать вычислительные навыки.
  • Развивающие
  • –развивать у учащихся познавательные процессы, творческую активность; приобретение опыта исследовательской деятельности, развитие коммутативных качеств.
  • Воспитательные
  • – формирование навыков самоорганизации и самостоятельности; уважительного отношения друг к другу.

    Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

    Форма урока:, частично поисковый с элементами дидактической игры.

    Межпредметные связи: биология.

    Оборудование урока:

    Применение здоровьесберегающих технологий на уроке:

    План урока

    I. Организационный момент.

    Здравствуйте. Садитесь.

    Презентация . Слайд 1. Тема урока: “Сложение и вычитание смешанных чисел”.

    Цели урока:

    • Повторение и закрепление основного программного материала, выраженного в стандартных примерах и нестандартных задачах.
    • Совершенствование навыков арифметических действий складывание и вычитание смешанных чисел, подготовка к контрольной работе.

    II. Актуализация опорных знаний.

    На доске плакат с словами Лауэ.

    Наш урок пройдёт под девизом французского инженера – физика Лауэ: “Образование есть то, что остаётся, когда всё выученное уже забыто”.

    Вот сейчас вы и покажете свои знания на сложение и вычитание обыкновенных дробей с разными знаменателями, а также сложение и вычитание смешанных чисел.

    1) Вспомните знаменитую басню И.Крылова “Стрекоза и муравей”.

    Попрыгунья стрекоза, лето красное пропела
    Оглянуться не успела, как зима катит в глаза.

    Задача. Попрыгунья Стрекоза половину красного лета спала, третью часть времени – танцевала, шестую часть – пела. Остальное время она решила посвятить подготовке к зиме. Какую часть лета Стрекоза готовилась к зиме?

    Ответ: летом к зиме Стрекоза совсем не готовилась.

    А сейчас, вспомним сокращение дробей:

    Выпишите из данных дробей те, которые можно сократить, и выполните сокращение:

    Вспомните какие дроби называются правильные и какие неправильные?

    – Правильные дроби, те у которых числитель меньше знаменателя.
    – Неправильные дроби, те у которых числитель больше либо равен знаменателю.

    (Карточки: читаете дробь и называете – правильная или неправильная дробь.)

    Как выделить целую часть из неправильной дроби?

    – Числитель надо разделить на знаменатель.

    (Устно карточки: выделить целую часть из неправильной дроби.)

    III. Систематизация знаний. Карточки. Выполнить сложение и вычитание обыкновенных дробей. Слева примеры, справа записаны ответы. Решив пример стрелкой соотнеси с ответом.

    Слайды 2–7. Это удивительное дерево относится к числу деревьев – гигантов. Оно растёт в Индии и Малайзии.

    Самое необычное в нём то, как растут его ветви. Многочисленные и тяжёлые, они разбегаются во всех направлениях от ствола, хотя и могучего, но, тем не менее, не способного выдержать их все самостоятельно.

    Весь фокус в том, что ветви сами снимают с него часть нагрузки: на каждой из них имеются толстые отростки, отвесно свисающие до самой земли и представляющие собой не что иное, как воздушные корни дерева.

    Закрепившись в земле, они не только обеспечивают ветвям дополнительную поддержку, но и поставляют в них питательные вещества и воду. Постепенно они превращаются в новые стволы и вокруг главного ствола образуются кольцеобразные “галереи”, диаметр которых иногда достигает 450 м.

    Решив задачи, а также вычислив значения выражений, заменим числа соответствующими буквами и вы узнаете название этого дерева.

    Решите задачу:

    Вычислите значения выражения:

    Ответ: БАНЬЯН.

    Итог урока : Мы готовились к контрольной работе. Для этого мы с вами и повторили сложение и вычитание дробей, а также смешанных чисел. Не забывайте сокращать дроби, которые получились в результате сложения и вычитания, и не забывайте выделять целую часть.

    Дом. задание: § 2,п.12 № 392.

    При наличии времени выполнить дополнительные задания.

    Дополнительное задание:

    • Решите уравнение:

    Карточки:

    Выполнить сложение и вычитание обыкновенных дробей.

    _________________________________________

    Решите задачу:

    Вычислите значения выражения:

    Самоанализ урока математики в 6 “а” классе.

    Тема урока: Сложение и вычитание смешанных чисел.

    Тип урока: урок обобщения и систематизация знаний.

    Форма урока: частично поисковый с элементами дидактической игры.

    1) Это урок повторение и закрепление основного программного материала, но только выраженного в решение стандартных примеров и нестандартных задач. На данном уроке мы повторяли арифметические действия (сложения, вычитание) над обыкновенными дробями и над смешанными числами. Данные темы изучаются в курсе математики 6 класса. При изучении математики много времени приходится тратить на отработку различных навыков. В этот период ученики теряют интерес к предмету. Чтобы поддержать этот интерес, я использую различные приёмы активизации учащихся на уроке. Одним из таких приёмов является дидактическая игра. Она позволяет сделать процесс обучения увлекательным, создать высокую активность на уроке. На следующем уроке будет контрольная работа. Считаю, что данный урок “дал” позитивные эмоции у ребят, отработали арифметические действия над смешанными числами и настроились на контрольную работу.

    2) В классе по списку – 19 учащихся, на уроке присутствовало – 16 учащихся. Слабоуспевающих – 4, сильных – 1.

    3) Образовательные – обобщение и систематизация знаний; развитие быстроты мышления; введением игровой ситуации снять нервно – психическое напряжение; развивать умение анализировать; развивать вычислительные навыки.
    Развивающие – развивать у учащихся познавательные процессы, творческую активность; приобретение опыта исследовательской деятельности, развитие коммутативных качеств.
    Воспитательные – формирование навыков самоорганизации и самостоятельности; уважительного отношения друг к другу.
    В играх ненавязчиво активизируется внимание ребят, прививается интерес к предмету, развивается творческая фантазия.

    4) Одним из удачных этапов урока считаю решение задач и примеров, где надо было составить слово БАНЬЯН. Учащиеся, как бы занимаются математикой и в то же время расширяют свой кругозор.

    5) Урок был насыщен. Урок очень логично построен.

    6) На урок были изготовлены мною, как учителем много раздаточного материала, который я напечатала на компьютере.

    Смешанные дроби также, как и простые дроби можно вычитать. Чтобы отнять смешанные числа дробей нужно знать несколько правил вычитания. Изучим эти правила на примерах.

    Вычитание смешанных дробей с одинаковыми знаменателями.

    Рассмотрим пример с условием, что уменьшаемое целое и дробная часть больше соответственно вычитаемого целой и дробной части. При таких условиях вычитание происходит отдельно. Целую часть вычитаем из целой части, а дробную часть из дробной .

    Рассмотрим пример:

    Выполните вычитание смешанных дробей \(5\frac{3}{7}\) и \(1\frac{1}{7}\).

    \(5\frac{3}{7}-1\frac{1}{7} = (5-1) + (\frac{3}{7}-\frac{1}{7}) = 4\frac{2}{7}\)

    Правильность вычитания проверяется сложением. Сделаем проверку вычитания:

    \(4\frac{2}{7}+1\frac{1}{7} = (4 + 1) + (\frac{2}{7} + \frac{1}{7}) = 5\frac{3}{7}\)

    Рассмотрим пример с условием, когда дробная часть уменьшаемого меньше соответственно дробной части вычитаемого. В таком случае мы занимаем единицу у целого в уменьшаемом.

    Рассмотрим пример:

    Выполните вычитание смешанных дробей \(6\frac{1}{4}\) и \(3\frac{3}{4}\).

    У уменьшаемого \(6\frac{1}{4}\) дробная часть меньше чем у дробной части вычитаемого \(3\frac{3}{4}\). То есть \(\frac{1}{4} < \frac{1}{3}\), поэтому сразу отнять мы не сможем. Займем у целой части у 6 единицу, а потом выполним вычитание. Единицу мы запишем как \(\frac{4}{4} = 1\)

    \(\begin{align}&6\frac{1}{4}-3\frac{3}{4} = (6 + \frac{1}{4})-3\frac{3}{4} = (5 + \color{red} {1} + \frac{1}{4})-3\frac{3}{4} = (5 + \color{red} {\frac{4}{4}} + \frac{1}{4})-3\frac{3}{4} = (5 + \frac{5}{4})-3\frac{3}{4} = \\\\ &= 5\frac{5}{4}-3\frac{3}{4} = 2\frac{2}{4} = 2\frac{1}{4}\\\\ \end{align}\)

    Следующий пример:

    \(7\frac{8}{19}-3 = 4\frac{8}{19}\)

    Вычитание смешанного дроби из целого числа.

    Пример: \(3-1\frac{2}{5}\)

    Уменьшаемое 3 не имеет дробной части, поэтому сразу отнять мы не сможем. Займем у целой части у 3 единицу, а потом выполним вычитание. Единицу мы запишем как \(3 = 2 + 1 = 2 + \frac{5}{5} = 2\frac{5}{5}\)

    \(3-1\frac{2}{5}= (2 + \color{red} {1})-1\frac{2}{5} = (2 + \color{red} {\frac{5}{5}})-1\frac{2}{5} = 2\frac{5}{5}-1\frac{2}{5} = 1\frac{3}{5}\)

    Вычитание смешанных дробей с разными знаменателями.

    Рассмотрим пример с условием, если дробные части уменьшаемого и вычитаемого с разными знаменателями. Нужно привести к общему знаменателю, а потом выполнить вычитание .

    Выполните вычитание двух смешанных дробей с разными знаменателями \(2\frac{2}{3}\) и \(1\frac{1}{4}\).

    Общим знаменателем будет число 12.

    \(2\frac{2}{3}-1\frac{1}{4} = 2\frac{2 \times \color{red} {4}}{3 \times \color{red} {4}}-1\frac{1 \times \color{red} {3}}{4 \times \color{red} {3}} = 2\frac{8}{12}-1\frac{3}{12} = 1\frac{5}{12}\)

    Вопросы по теме:
    Как вычитать смешанные дроби? Как решать смешанные дроби?
    Ответ: нужно определиться к какому типу относиться выражение и по типу выражения применять алгоритм решения. Из целой части вычитаем целое, у дробной части вычитаем дробную часть.

    Как из целого числа вычесть дробь? Как от целого числа отнять дробь?
    Ответ: у целого числа нужно занять единицу и записать эту единицу в виде дроби

    \(4 = 3 + 1 = 3 + \frac{7}{7} = 3\frac{7}{7}\),

    а потом целое отнять от целого, дробную часть отнять от дробной части. Пример:

    \(4-2\frac{3}{7} = (3 + \color{red} {1})-2\frac{3}{7} = (3 + \color{red} {\frac{7}{7}})-2\frac{3}{7} = 3\frac{7}{7}-2\frac{3}{7} = 1\frac{4}{7}\)

    Пример №1:
    Выполните вычитание правильной дроби из единицы: а) \(1-\frac{8}{33}\) б) \(1-\frac{6}{7}\)

    Решение:
    а) Представим единицу как дробь со знаменателем 33. Получим \(1 = \frac{33}{33}\)

    \(1-\frac{8}{33} = \frac{33}{33}-\frac{8}{33} = \frac{25}{33}\)

    б) Представим единицу как дробь со знаменателем 7. Получим \(1 = \frac{7}{7}\)

    \(1-\frac{6}{7} = \frac{7}{7}-\frac{6}{7} = \frac{7-6}{7} = \frac{1}{7}\)

    Пример №2:
    Выполните вычитание смешанной дроби из целого числа: а) \(21-10\frac{4}{5}\) б) \(2-1\frac{1}{3}\)

    Решение:
    а) Займем у целого числа 21 единицу и распишем так \(21 = 20 + 1 = 20 + \frac{5}{5} = 20\frac{5}{5}\)

    \(21-10\frac{4}{5} = (20 + 1)-10\frac{4}{5} = (20 + \frac{5}{5})-10\frac{4}{5} = 20\frac{5}{5}-10\frac{4}{5} = 10\frac{1}{5}\\\\\)

    б) Займем у целого числа 2 единицу и распишем так \(2 = 1 + 1 = 1 + \frac{3}{3} = 1\frac{3}{3}\)

    \(2-1\frac{1}{3} = (1 + 1)-1\frac{1}{3} = (1 + \frac{3}{3})-1\frac{1}{3} = 1\frac{3}{3}-1\frac{1}{3} = \frac{2}{3}\\\\\)

    Пример №3:
    Выполните вычитание целого числа из смешанной дроби: а) \(15\frac{6}{17}-4\) б) \(23\frac{1}{2}-12\)

    а) \(15\frac{6}{17}-4 = 11\frac{6}{17}\)

    б) \(23\frac{1}{2}-12 = 11\frac{1}{2}\)

    Пример № 4:
    Выполните вычитание правильной дроби из смешанной дроби: а) \(1\frac{4}{5}-\frac{4}{5}\)

    \(1\frac{4}{5}-\frac{4}{5} = 1\\\\\)

    Пример №5:
    Вычислите \(5\frac{5}{16}-3\frac{3}{8}\)

    \(\begin{align}&5\frac{5}{16}-3\frac{3}{8} = 5\frac{5}{16}-3\frac{3 \times \color{red} {2}}{8 \times \color{red} {2}} = 5\frac{5}{16}-3\frac{6}{16} = (5 + \frac{5}{16})-3\frac{6}{16} = (4 + \color{red} {1} + \frac{5}{16})-3\frac{6}{16} = \\\\ &= (4 + \color{red} {\frac{16}{16}} + \frac{5}{16})-3\frac{6}{16} = (4 + \color{red} {\frac{21}{16}})-3\frac{3}{8} = 4\frac{21}{16}-3\frac{6}{16} = 1\frac{15}{16}\\\\ \end{align}\)

    >>Математика: Сложение и вычитание смешанных чисел-6 класс

    12. Сложение и вычитание смешанных чисел

    Переместительное и сочетательное свойства сложения позволяют свести сложение сметанных чисел к сложению их целых частей и к сложению их дробных частей.
    Пример 1. Найдем значение суммы
    Решение. Приведем дробные части чисел к наименьшему общему 8, затем представим смешанные числа в виде суммы их целой и дробной части:

    Пример 2. Найдем значение суммы .
    Решение. Сначала приводим дробные части данных чисел к наименьшему общему знаменателю 12, после отдельно складываем целые и дробные части:

    Чтобы сложить смешанные числа, надо:

    1) привести дробные части этих чисел к наименьшему общему знаменателю;

    2) отдельно выполнить сложение целых частей и отдельно дробных частей.

    Если при сложении дробных частей получилась неправильная дробь, выделить целую часть из этой дроби и прибавить ее к полученной целой части.

    При вычитании смешанных чисел пользуются свойствами вычитания суммы из числа и вычитания числа из суммы .

    Пример 3. Найдем значение разности .
    Решение. Приведем дробные части к наименьшему общему знаменателю 18 и представим данные числа в виде суммы целой и дробной части:

    Пишут короче:

    Если дробная часть уменьшаемого окажется меньше дробной части вычитаемого, то надо превратить в дробь с тем же знаменателем одну единицу целой части уменьшаемого.

    Пример 4. Найдем значение разности

    Решение. Приведем дробные части данных чисел к наименьшему общему знаменателю 18:

    Так как дробная часть уменьшаемого меньше дробной части вычитаемого, то уменьшаемое записываем так:


    Чтобы выполнить вычитание смешанных чисел, надо: 1) привести дробные части этих чисел к наименьшему общему знаменателю; если дробная часть уменьшаемого меньше дробной части вычитаемого, превратить ее в неправильную дробь, уменьшив на единицу целую часть; 2) отдельно выполнить вычитание целых частей и отдельно дробных частей.

    ? Расскажите, как сложить смешанные числа и на каких свойствах сложения основано сложение смешанных чисел. Расскажите, как выполнить вычитание смешанных чисел и на каких свойствах основано правило вычитания смешанных чисел.

    К 363. Выполните сложение:

    364. Выполните вычитание:

    365. Найдите значение выражения:

    366. Выполните действие:

    368. Найдите по формуле :

    369. Школьный бассейн наполняется через первую трубу за 4 ч, а через вторую за 6 ч. Какую часть бассейна останется наполнить после совместной работы обеих труб в течение часа?

    370. Новая машина может выкопать канаву за 8 ч, а старая - за 12 ч. Новая машина работала 3 ч, а старая 5 ч. Какую часть канавы осталось выкопать?

    371. От ленты длиной 8 м отрезали кусок длиной м. Найдите длину оставшейся части.

    372. Одна шахматная партия длилась ч, а другая ч. Сколько времени длилась третья партия, если на все три партии было затрачено 3 ч?

    373. Когда от веревки отрезали кусок, то оставшаяся часть имела длину 2 м. Какой длины была бы оставшаяся часть, если бы от веревки отрезали на м меньше? на м больше?

    374. Запишите все числа, знаменатель дробной части которых равен 12, большие и меньшие .

    375. На координатном луче отмечена точка (рис. 17). Отметьте на луче точки, координаты которых равны:

    376. Найдите периметр треугольника ABC, если АВ= м, .

    377. На одной машине т груза, а на другой на т меньше. Сколько тонн груза на двух машинах?

    378. В одном ящике кг винограда, что на кг меньше, чем в другом ящике. Сколько килограммов винограда в двух ящиках?

    379. На окраску окон израсходовали кг краски. На окраску дверей пошло на кг меньше, чем на окраску пола. Сколько всего израсходовали краски, если на окраску пола пошло кг?

    380. Три колхозных звена вырастили горох на площади га. Первое и второе звенья вырастили горох на площади га, а второе и третье - на площади га. Найдите площадь каждого участка.

    381. На сахарный завод в понедельник привезли т свеклы, во вторник - на 2 т больше, чем в понедельник, а в среду - на т меньше, чем во вторник и понедельник вместе. Из 7 т свеклы получается 1 т сахара. Сколько сахара получится из привезенной свеклы?

    382. В трех бидонах 10 л молока. В первом и втором бидоне было л, а во втором и третьем л молока. Сколько литров молока было в каждом бидоне?

    383. Теплоход по течению реки проходит км за 1 ч. Скорость течения км/ч. Найдите скорость теплохода против течения.

    384 Скорость катера по течению реки км/ч, а против течения км/ч. Какова скорость течения?

    385. Федя и Вася шли навстречу друг другу. Каждый час расстояние между ними уменьшалось на км. Найдите скорость Феди, если скорость Васи

    386. Первый велосипедист догонял второго, причем расстояние между ними уменьшалось каждый час на км. С какой скоростью ехал первый велосипедист, если второй ехал со скоростью y км/ч?

    П 388. Вычислите устно:

    389. Найдите пропущеные числа:

    390.Найдите натуральные значения m , при которых верно неравенство:

    391. На сколько процентов увеличится объем куба, если длину каждого его ребра увеличить на 20%?

    392. Почтовый самолет поднялся с аэродрома в 10 ч 40 мин утра, пробыл в полете 5 ч 15 мин, а на земле во время посадок 1 ч 37 мин. Когда самолет вернулся на аэродром?

    М 393. Четырехугольник с равными сторонами называют ВИЗ ромбом (рис. 18). Подумайте, является ли ромб правильным многоугольником. В чем сходство решения этой задачи с нахождением решений двойного неравенства 0< у<. 10 среди чисел 0,12; 15; 2,7; 10,5?

    394. Докажите переместительное и сочетательное свойства сложения для дробей с одинаковыми знаменателями на основе таких же свойств для натуральных чисел .

    395. Выполните действие:

    396. В киоск для продажи поступили марки по 3 к., по 5 к. и по 10 к. Число марок каждого вида было одинаково. Какова стоимость всех марок по 5 к., если: а) общая стоимость всех марок 21 р. 60 к., б) стоимость всех марок по 10 к. больше стоимости всех марок по 3 к. на 6 р. 30 к.?

    397. Выполните вычисления с помощью микрокалькулятора и результат округлите до тысячных:

    3,281 0,57 + 4,356 0,278 -13,758:6,83.

    398. Решите задачу:

    1) Для борьбы с вредителями садов приготовляется известково-серный отвар, состоящий из 6 частей серы, 3 частей негашеной извести и 50 частей воды (по массе). Сколько получится килограммов отвара, если воды взять на 8,8 кг больше, чем серы?

    2) Для приготовления фарфора на 1 часть гипса берут 2 части песку и 25 частей глины (по массе). Сколько получится килограммов фарфора, если взять глины на 6,9 кг больше, чем песку?

    399. Выполните действия:

    1) 7225:85 + 64 2345-248 838:619;
    2) 54 3465-9025:95 + 360 272:712.

    Д 400. Выполните действие:


    а
    401. Найдите значение разности:

    402. Решите уравнение:

    404. Один тракторист вспахал поля, а другой того же поля. Какую часть поля осталось вспахать?

    406. Бочки горючего хватает для работы одного двигателя на 7 ч, а другого на 5 ч. Какая часть горючего останется от полной бочки после 2 ч работы первого двигателя и 3 ч работы второго двигателя?

    406. Для экспедиции, работающей в тайге, сбросили с вертолета упаковку с продуктами, которая упала на землю через 3 с. С какой высоты была сброшена эта упаковка, если в первую секунду она пролетела м, а в каждую следующую секунду она пролетела на м больше, чем в предыдущую?

    407. Сколько времени пошло на изготовление детали, если ее обрабатывали на токарном станке ч, на фрезерном станке ч и на сверлильном станке ч?

    408. Найдите значение выражения:

    409. Из двух сел одновременно навстречу друг другу вышли два пешехода и встретились через 1,5 ч. Расстояние между селами 12,3 км. Скорость одного пешехода 4,4 км/ч. Найдите скорость другого пешехода.

    410. Для приготовления варенья из вишни на 3 части сахара берут 2 части ягод (по массе). Сколько килограммов сахара и сколько килограммов ягод надо взять, чтобы получить 10 кг варенья, если при варке его уменьшится в 1,5 раза?

    411. Найдите значение выражения:

    а) (44,96 + 28,84: (13,7 -10,9)): 1,8;

    б) 102,816:(3,2 6,3)+ 3,84.

    412. Решите уравнение:

    а) (х-4,7) 7,3 = 38,69; в) 23,5-(2,За+ 1,2а) = 19,3;
    б) (3,6-а) 5,8 = 14,5; г) 12,98-(3,8х- 1,3х) = 11,23.

    А Раздел математики, в котором изучаются свойства чисел и действий над ними, называют теорией чисел.

    Начало созданию теории чисел положили древнегреческие ученые Пифагор, Евклид, Эратосфен и другие.

    Некоторые проблемы теории чисел формулируются очень просто - их может понять любой шестиклассник. Но решение этих проблем иногда настолько сложно, что на него уходят столетия, а на некоторые вопросы ответов нет до сих пор. Например, древнегреческим математикам была известна всего одна пара дружественных чисел - 220 и 284. И лишь в XVIII в. знаменитый математик, член Петербургской академии наук Леонард Эйлер нашел еще 65 пар дружественных чисел (одна из них 17 296 и 18 416). Однако до сих пор не известен общий способ нахождения пар дружественных чисел.

    Почти 250 лет назад член Петербургской академии наук Христиан Гольдбах высказал предположение, что любое нечетное число, большее 5, можно представить в виде суммы трех простых чисел. Например: 21 = 3 + 7 + 11, 23 = 5 + 7 + 11 и т. п.

    Доказать это предположение сумел лишь 200 лет спустя замечательный советский математик, академик Иван Матвеевич Виноградов (1891-1983). Но утверждение «Любое четное число, большее 2, можно представить в виде суммы двух простых чисел» (например: 28=11 + 17, 56 = 19+37, 924 = 311 + 613 и т. д.) до сих пор не доказано.