Воспитательные возможности изучения житий святых. Жития святых: кто и как их составляет Изучение жизни святых людей для детей

Воспитательные возможности изучения житий святых. Жития святых: кто и как их составляет Изучение жизни святых людей для детей
Воспитательные возможности изучения житий святых. Жития святых: кто и как их составляет Изучение жизни святых людей для детей

В старину чтение Житий святых являлось одним из излюбленных занятий всех слоев русского народа. При этом читателя интересовали не только исторические факты из жизни христианских подвижников, но и глубокий назидательный и морально-нравственный смысл. Сегодня Жития святых отошли на задний план. Христиане предпочитают просиживать в интернет форумах и социальных сетях. Однако, можно ли считать это нормальным? Об этом размышляют журналист Марина Волоскова , педагог Анна Кузнецова и старообрядческий писатель Дмитрий Урушев .

Как создавалась житийная литература

Изучение русской святости в ее истории и ее религиозной феноменологии всегда было актуальным. Сегодня изучением житийной литературы заведует отдельное направление в филологии, называемое агиографией . Следует отметить, что агиографическая литература для средневекового русского человека была не просто актуальным видом чтения, но культурной и религиозной составляющей его жизни.

Жития святых по сути — это биографии духовных и светских лиц, прославленных к почитанию христианской Церковью или отдельными её общинами. Христианская Церковь с первых дней своего существования тщательно собирала сведения о жизни и деятельности ее подвижников и сообщала их своим чадам в качестве назидательного примера.

Жития святых составляют едва ли не самый обширный отдел христианской литературы. Они были излюбленным чтением наших предков. Многие иноки и даже миряне занимались переписыванием житий, люди богаче заказывали для себя житийные сборники. С XVI века, в связи с ростом московского национального сознания, появляются сборники чисто русских житий.

К примеру, митрополит Макарий при царе Иоанне IV создал целый штат писцов и дьяков, которые более двадцати лет аккумулировали древнюю русскую письменность в обширный литературный сборник Великих Четьих-Миней . В нём Жития святых заняли почетное место. В древности вообще к чтению житийной литературы относились, можно сказать, с таким же благоговением, как к чтению Священного Писания.

За века своего существования русская агиография прошла через разные формы, знала разные стили. Жития первых русских святых — это сочинения «Сказание о Борисе и Глебе », жития Владимира Святославича , княгини Ольги , Феодосия Печерского , игумена Киево-Печерского монастыря, и другие. Среди лучших писателей Древней Руси, посвятивших свое перо прославлению угодников, выделяются Нестор Летописец, Епифаний Премудрый и Пахомий Логофет. Первыми по времени Жития святых были сказания о мучениках.

Еще святой Климент, епископ римский, во время первых гонений на христианство поставил в различных округах Рима семь нотариев для ежедневной записи происходившего с христианами в местах казней, а также в темницах и судилищах. Несмотря на то, что языческое правительство угрожало записывающим смертной казнью, записи продолжались во все время гонений на христианство.

В домонгольский период в русской церкви существовал полный комплект миней, прологов и синоксарей, соответствующих богослужебному кругу. Большое значение в русской литературе имели патерики — специальные сборники житий святых.

Наконец, последний общий источник для памяти святых Церкви составляют календари и месяцесловы. Зарождение календарей относится к самым первым временам Церкви. Из свидетельства Астерия Амасийского видно, что в IV в. они были настолько полны, что содержали в себе имена на все дни года.

С начала XV века Епифаний и серб Пахомий создают в северной Руси новую школу — школу искусственно изукрашенного, пространного жития. Так создается устойчивый литературный канон, пышное «плетение словес», подражать которому стремятся русские книжники до конца XVII века. В эпоху митрополита Макария, когда переделывалось множество древних неискусных житийных записей, творения Пахомия вносились в Четьи-Минеи в неприкосновенности. Огромное большинство этих агиографических памятников находится в строгой зависимости от своих образцов.

Существуют жития, почти целиком списанные с древнейших; другие используют сложившийся литературный этикет, воздерживаясь от точных биографических данных. Так поневоле поступают агиографы, отделенные от святого длительным промежутком времени — иногда столетиями, когда и народное предание иссякает. Но и здесь действует общий закон агиографического стиля, подобный закону иконописи. Он требует подчинения частного общему, растворения человеческого лица в небесном прославленном лике.

Ценно то , что современно ?

В настоящее время классическая Житийная литература отходит на второй план. На ее место приходят ленты новостных сообщений, социальные сети, в лучшем случае — репортажи печатных церковных СМИ. Возникает вопрос: а правильный ли путь церковной информационной жизни мы выбрали? Верно ли то, что лишь изредка вспоминаем о подвигах прославленных святых, но больше внимания уделяем событиям современного дня — громким, а завтра уже забытым?

Не только жития, но и прочие древние литературные памятники всё меньше интересуют христиан. Причем в старообрядчестве эта проблема ощущается острее, чем даже в РПЦ. На прилавках книжных магазинов Московской Патриархии выложено множество житийной литературы, только успевай приобретать и читать. Некоторые старообрядцы высказывают мысль, что все можно покупать там. Их книжные лавки переполнены разнообразной церковной литературой, жизнеописаниями Сергия Радонежского, Стефана Пермского, Дионисия Радонежского и многих других.

Но неужели мы настолько слабы, что сами не можем (или не хотим) выпустить сборничек житий или опубликовать в приходской газете краткий обзор жития того или иного святого? Тем более, что литературные памятники, изданные в инославных церковных издательствах, пестрят неточностями переводов, а иной раз и намеренными историческими или богословскими фальсификациями. Так, например, сегодня несложно наткнуться на издание «Домостроя», где в главе о церковных обычаях все старинные обычаи заменены на современные.

Сейчас периодические издания старообрядцев наполнены новостными материалами, однако там практически отсутствует просветительская информация. А если не будет таковой, то не будет у людей достаточных знаний. И не удивительно, что многие традиции забываются, стираются из памяти некогда важнейшие имена, символы и образы.

Не случайно поэтому, например, в Русской Православной старообрядческой Церкви и других старообрядческих согласиях нет ни одного храма, посвященного святым благоверным князьям Борису и Глебу . Хотя эти князья были самыми почитаемыми русскими святыми до церковного раскола, сегодня, кроме записи в календаре и редкой службы (и то, если день памяти попадет на воскресенье) они никак не почитаются. Что тогда говорить о других, менее известных святых? Они совсем забыты.

Поэтому надо делать всё возможное для духовного просвещения. Агиографическая литература — верный помощник в этом деле. Даже пятиминутное чтение Жития настраивает человека на благое времяпрепровождение, укрепляет в вере.

Публикуя, пусть даже сокращенно, Жития святых, поучения, проповеди, возможно и сборники церковных правил, апологетику, тем самым мы поможем человеку больше узнать о своей вере. Это может уберечь многих верующих от суеверий, ложных слухов и сомнительных обычаев, в том числе заимствованных у инославных конфессий, которые быстро распространяются и превращаются в «новое церковное предание». Если даже пожилые, бывалые люди нередко становятся заложниками представлений, полученных из сомнительных источников, то молодежь еще быстрее может стать жертвой вредоносной информации.

Запрос на старинные литературные произведения, в том числе и Жития святых, имеется. Так, например, прихожане Ржевского храма во имя Покрова Пресвятыя Богородицы неоднократно высказывали мнение, что им бы хотелось видеть в приходской газете «Покровский вестник» интересные агиографические рассказы о местных, тверских святых. Возможно, стоит задуматься об этом и другим старообрядческим изданиям.

Возвращаясь к древнерусским традициям просвещения

Сегодня многие старообрядческие авторы и журналисты считают важным публикацию агиографической литературы, возрождения у читателя чувства почтения перед именами древних подвижников. Ставят вопрос о необходимости большей просветительской работы внутри самого старообрядчества.

Анна Кузнецова — журналист , член СП России , педагог дополнительного образования в г . Ржеве

Издавать жития святых не только можно, но и нужно, только в удобном и не очень дорогом формате. У нас же есть святые, канонизированные после раскола XVII века. А в основной массе люди помнят только протопопа Аввакума и боярыню Морозову, потому и ассоциируют только их со Старой верой.

И судя по тому, как наши ведущие агиографы занимаются изысканиями в этих вопросах о людях, что жили полтора-два века назад, то и получается, что мы «отстаем» как раз века на два. В этом смысле отсутствует внятная книжная церковная политика, потому кроме как протопопа и «пострадавших иже с ним» мы никого не знаем…

Дмитрий Александрович Урушев — историк, член Союза журналистов России

Апостол Павел пишет: «Поминайте наставники ваша, иже глаголаша вам слово Божие, их же взирающе на скончание жительства, подражайте веру их» (Евр. 13,7).

Христиане должны чтить своих наставников — угодников Божьих, подражать их вере и житию. Поэтому Православная Церковь издревле установила почитание святых, посвятив каждый день года тому или иному праведнику — мученику, подвижнику, апостолу, святителю или пророку.

Как любящая мать заботится о детях, так и Церковь позаботилась о своих чадах, для их пользы и назидания записав жития святых в книгу Пролог. Эта книга состоит из четырех томов — по одному на каждое время года. В Прологе краткие жития расположены поденно, кроме того, на каждый день приводится одно или несколько поучений святых отцов. Более пространное собрание житий и поучений называется Четьими-Минеями и состоит из двенадцати миней — месячных томов.

Громоздкие Четьи-Минеи — книги редкие и малодоступные. А компактный Пролог, наоборот, пользовался в Древней Руси большой популярностью. Его часто переписывали и неоднократно печатали. Раньше и староверы с удовольствием читали Пролог, получая великую пользу и верное наставление в праведной жизни.

Читая жития угодников Божьих и душеполезные поучения, христиане прошлого имели перед собой пример святых мучеников и подвижников, всегда были готовы к мужественному стоянию за православие и благочестие, были готовы безбоязненно исповедать перед врагами Церкви свою веру, не боясь казней и мучений.

Но Пролог написан на старославянском языке. А за годы советской власти среди христиан его знание в значительной мере снизилось, да и сам круг чтения славянских книг сузился исключительно до книг богослужебных. Ныне стал очевидным печальный факт, отмеченный В.Г. Белинским еще в середине XIX века: «Славянские и вообще старинные книги могут быть предметом изучения, но отнюдь не наслаждения; ими могут заниматься только ученые люди, а не общество».

Что же делать? Увы, нам придется отставить на полку Пролог, Четьи-Минеи и прочее душеполезное чтение на старославянском языке. Будем реалистами, ныне только немногочисленные знатоки могут приникать к этому древнему источнику мудрости и черпать из него воду жизни. Рядовой прихожанин лишен этого удовольствия. Но мы не можем допустить, чтобы современность обокрала и обеднила его!

Невозможно всех христиан принудить к изучению языка древнерусской литературы. Поэтому вместо старославянских книг должны появиться книги на русском языке. Конечно, создание полного перевода Пролога — дело тяжелое и трудоемкое. Да, наверное, и ненужное. Ведь с середины XVII века, со времен раскола, в Церкви появились новые святые, были написаны новые поучения. Но в печатном Прологе они не отражены. Мы должны работать над созданием нового корпуса душеполезного чтения для христиан.

Это будут уже не Пролог и не Четьи-Минеи. Это будут новые сочинения, написанные просто и занимательно, рассчитанные на самую широкую аудиторию. Положим, это будет подборка познавательной литературы, включающая в себя общедоступные книги о Священном Писании, о церковной истории, о христианском богословии, о житиях святых, учебники православного богослужения и старославянского языка.

Именно такие издания должны встать на книжную полку в доме каждого старообрядца. Для многих они будут первой ступенькой на лестнице премудрости Божьей. Затем, читая более сложные книги, христианин сможет подниматься выше и расти духовно. Ведь, что скрывать, многие староверы ничего не смыслят в своей старой вере.

Я был неприятно удивлен, когда столкнулся с таким явлением: человек живет христианской жизнью, молится и постится, регулярно посещает богослужения, но ничего не знает об учении Церкви и ее истории. Между тем, советские времена, когда для хождения в храм было достаточно того, что «туда моя бабушка ходила», ушли в безвозвратное прошлое. Новое время задает нам новые вопросы и требует новых ответов о нашей вере.

А что мы можем ответить, когда ничего не знаем? Поэтому нельзя забывать, что христианство всегда основывалась на книгах. Без них наши вера и история кажутся необъяснимыми.

Изучение жития святого Сергия Радонежского

И святого Стефана Пермского на уроках и внеурочных занятиях: системный подход

Мищенко Н.М.

Изучение житийной литературы в школе - один из самых сложных для учителя раз­де­лов программы как в теоретическом плане, так и в методи­ческом его решении.

Эти трудности, в первую очередь, связаны с недостаточным знани­ем учителями ма­тери­ала по древнерусской литературе и истории, о жанровых особенностях жития, ду­ховно-нравственным основам сознания православно­го человека, их отличия от миропонима­ния язычника.

Во-вторых, успешное изучение темы требует от учителя свободного владения об­шир­ным пластом лексики религиозной духовно-нравственной сферы, малознакомой боль­шинству членов нашего современного общест­ва.

В-третьих, материал, предоставленный в учебниках по теме «Житийная литература» не­достаточен. Так, в учебнике 8-го класса под редакцией В.П. Полухиной дается отрывок из приложения жития Сергия Радонежского Б.Зайцевым и статья «Люди древней Руси».

Ранее в учебнике, под редакцией А.Г.Кутузова (сейчас эти учебники не входят в Федеральный комплект) – «Мир литературы» для 7 класса был помещен пере­вод одного из вариантов жития св. Сергия, что является ис­ключительно правильным. В учебной же статье, предваряющей публика­цию, речь ведется об идеальном герое жития, что, на мой взгляд, не отра­жает до конца точно образ главного героя. Предмет изображения жития - человек, суть которого определяется его святостью. В учебниках по литературе изучается «Повесть о Петре и Февронии Муромских», «Житие Бориса и Глеба». Было бы не лишним углубить и расширить знакомство с жанром жития, в том числе и на внеклассных занятиях.

В-четвертых, в ряде случаев у учителя возникает противоречие между личными убежде­ниями и идейным содержанием жития, позицией автора. Учитель затрудняется вы­брать угол зрения, аспект подачи материала.

Таким образом, изучение житийной литературы требует от учителя соблюдения ряда требова­ний, чтобы не нарушить правильного восприятия учащимися образа главного ге­роя и жанровых особенностей жития.

1. Изучению текста предшествует словарная работа (словарь урока должен быть у каж­дого учащегося).

2. У учеников, если речь о жанре, должны быть тексты самого жития. При его отсут­ст­вии возможна форма урока, как представление произведения учителем.

3. Большое значение имеет наглядность. Она поможет образно воссоздать эпоху, быт, облик люда! из прошлых эпох.

4. Несомненны связи урока с живописью (умение прочитать картину, икону, увидеть то, что роднит икону и житие).

5. Тесным образом связан изучаемый материал со знанием Библии, знания о которой дети частично получают в 4-5 классах. Представление о 10 заповедях Моисея и 9 «запове­дях блаженства» поможет учащемуся понять, что такое христианские добродетели, по­чему в сознании народа складывается мнение о человеке как святом.


6. Какими бы ни были убеждения учителя, какого бы вероисповедания он ни придер­живался, - при изучении житийной литературы в школе следует высказать полное уваже­ние к вере других людей, в том числе к вере автора и «героя» жития. Сомнение, иро­ния, осмеяние постулатов православной веры и того, что с ней связано в повествовании, приво­дит к искажению образа главного героя и идейного содержания жития.

7. Все понятия, о которых пойдет речь на уроке (а они, в основном, вынесены в словар­ную работу), не подвергать изменению, корректировке, личному комментарию.

Таким образом, в случае возникновения противоречия у учителя, личный компонент в препода­вании в данной ситуации исключается.

Такому учителю поможет четкое определение своей позиции и сообщение ее учени­кам, а при изучении произведения - речевые формулы: «Так считает автор», ... «Право­славная церковь», «Это было их твердым убеждением», «Этого требовала Вера», «Так об этом рас­сказывается в житии», «Так учит Евангелие», «Так учили отцы церкви», «Это заповедал Иисус Христос», «Автор жития был в этом убежден» и другие.

8. Следует помнить, что культурологический подход к теме (знакомство с лично­стями Сергия Радонежского и Стефана Пермского как с людьми, выполнившими великую государственную миссию) возможен. Но он не определяет в полной мере суть житийной литературы: великих государственных деятелей много, а жития их не написаны, если они не признаны святыми.

Почти нечего добавить к нашему краткому анализу образовательных областей на пред­мет знакомства школьников с важнейшей традиционной духовно-нравственной ценно­стью - святостью - на уроках по предметам. Что касается работы по духовно-нравственному воспитанию, то классные руководители не включают темы с изуче­нием житий великих людей России, которые являются носителями святости. Счастли­вое исключение в школах Коми Республики составляет, пожалуй, святой Стефан, просветитель зырян, жизнь и деятельность которого включена в предметы этнокультур­ного направления, регионального компонента. Впрочем, на уроках по истории и культуре Коми края изучается не само житие, а тексты других стилей и жанров. Это ещё одна при­чина, которая побуждает нас обратить внимание на житийный жанр.

О житийном жанре

Жития святых – описания жизни духовных и светских лиц, канонизированных христиан­ской церковью. Христианская церковь с первых дней своего существования тща­тельно собирает сведения о жизни и деятельности ее подвижников и сообщает их в общее назидание. Жития святых составляют едва ли не самый обширный отдел христианской литературы.

Житие святого – это, прежде всего, описание пути подвижника к спасению, типа его святости, а не документальная фиксация его земной жизни, не литературная биогра­фия. Житие получило специальное назначение - стало видом церковного поучения. Вме­сте с тем агиография отличалась от простого поучения: в житийном жанре важен не отвлечен­ный анализ, не обобщенное нравственное назидание, а изображение особых момен­тов земной жизни святого. Отбор биографических черт происходил не произвольно, а целенаправленно: для автора жития было важно только то, что вписывалось в общую схему христианского идеала (по Д.С. Лихачеву).

Жития святых были излюбленным чтением наших предков. Даже миряне списы­вали или заказывали для себя житийные сборники. С XVI века, в связи с ростом москов­ского национального сознания, появляются сборники чисто русских житий. К примеру, митрополит Макарий при Грозном с целым штатом сотрудников-грамотеев, более два­дцати лет собирал древнюю русскую письменность в огромный сборник Великих Четьих Миней, в котором жития святых заняли почетное место. В древности вообще к чтению житий святых относились почти с таким же благоговением, как к чтению Священного Писа­ния.

За века своего существования русская агиография прошла через разные формы, знала разные стили и слагалась в тесной зависимости от греческого, риторически разви­того и украшенного жития.

Жития первых русских святых – это книги «Сказание о Борисе и Глебе», Влади­мира I Святославича, «Жития» княгини Ольги, игумена Киево-Печерского монастыря Феодо­сия Печерского (11-12 вв.) и других.

Среди лучших писателей Древней Руси посвятили свое перо прославлению угодни­ков Нестор Летописец, Епифаний Премудрый и Пахомий Логофет.

Именно агиографическая литература многие века давала православному человеку об­разцы высокой нравственности и указывала пути к образу и подобию Божию – нравствен­ному идеалу. В занимательной форме здесь давался наглядный урок практиче­ского применения христианских ценностей. Она рисовала нравственный идеал человека, достигшего полного торжества духа над грешной плотью, полной победы над земными страстями... В центре жития - идеальный христианский герой, следующий в своей жизни Христу. Изучение русской святости в ее истории, и ее религиозной феноменологии явля­ется сейчас одной из насущных задач нашего христианского возрождения.

Этот путь остаётся актуальным и востребованным и в современном обществе. Так кан­дидат исторических наук, член Центрального Совета Российского общества историков и архивистов Зинаида Иноземцева в одном из своих выступлений сказала о том, что даже министр образования России высказался за необходимость изучения в школе житийной литературы. «Влияние духовных подвигов святых на душу огромно, - отметила она. - Это значительный исторический пласт, раскрывается не только человек, но и эпоха. Таким пу­тем восстанавливается истинная история нашего народа».

Ответственность перед Богом и людьми за нынешнее поколение молодых людей побуждает педагогов современной школы искать новые пути и средства духовно-нравствен­ного воспитания и обращаться в этих поисках к Православию. Однако, не­смотря на огромную роль Православия в жизни России, в жизни всех общественных и государственных институтов, Церковь отделена от государства, школа – от церкви. Как в таких условиях педагогу проводить духовно-нравственное воспитание школьников, кото­рое имеет целью «спасение души»?

Описание пути человека к святости может стать для школьников первым шагом к Православию. Адаптированные для учащихся тексты, современные изложения жи­тий – тот живой материал, через которые входит в детские души Свет Истины, Свет Православия.

«Чудное и тихое житие святого Сергия Радонежского»

Жития святых – общая информация.

Житие святых, представляет собой одну из разновидностей церковной литературы. Стоит сказать, что в данной литературе, в полной мере описана жизнь и деяние святых людей. Жития святых создавались уже после того, как святой умирал, однако не всегда после того, как умерший был отнесен к лику святых. Для данного жанра церковной литературы, характерны содержательные и структурные ограничения, которые в существенной степени отличают литературы от биографий обычных людей. Хочется отметить, что процесс изучения житий святых, носит название агиография.

Это своего рода энциклопедия, в которой рассказана жизнь того или иного святого. Здесь можно найти полную информацию об истинности святого человека. Также, в житиях святых, в полной мере рассказано про истинность души, алчность, жаждие бессмертия. К тому же, здесь можно найти информацию про вечную жизнь.

В церковной литературе данного жанра, можно ознакомиться с большим количеством путей спасения, изучения, освящения и обожания каких либо ситуаций или вещей. В житиях святых можно увидеть, как разбойник, блудник, пьяница, убийца или прелюбодей стал святым. В свою очередь, здесь также подробно описано как самолюбивые, гордые или злые становились Божьими угодниками.

Читая данную литературу, человек видит примеры того, как святыми становились младенцы, старики, девы, священники, военные и так далее. По большому счету здесь можно найти пример становления святым человека, который относится к любой категории.

Жития русских святых - что и как?

В древнерусской церковной литературе, жития русских святых, начинались с описания жизни отдельно взятых людей. В качестве образца, для составления жития, выступала греческая литература. Как пример можно привести жития святого Метафраста. Так, одной из главных составляющих литературы данного типа, является перечисление всех чудес, которые были совершены человеком.

Если говорить про жития святых, которые составлялись не таким образом, то в качестве примера можно привести житие, в котором описана жизнь блаженных страстотерпцев Бориса и Глеба, а также житие Феодосия Печерского. Дело в том, что данная литература была составлена в XV веке, преподобным Нестором и это были одни из первых житий святых, которые были составлены русскими летописцами.

Также одним из агиографов, является Пахомий Логофет, который составлял жития про древнерусских святых. Так, Пахомием Логофетом было составлено житие святого Сергия, а также жития и служба преподобного Никона. К литературе, которая была составлена Логофетом, также принято относить житие святого Кирилла Белозерского. На протяжении времени всей его деятельности, Пахомием Логофетом было составлено десять житий святых, шесть сказаний, восемнадцать канонов и четыре похвальных слова, которые относятся к святым. Данный агиограф был образцом для других людей, которые занимались созданием житий святых.

Одним из направлений деятельности , является продажа житий различных святых. Ознакомившись с каталогом интернет-магазина, каждый человек может приобрести жития различных древнерусских святых - Кирилла и Мефодия, Святой княгини Ольги, преподобного Сергия Радонежского, Серафима Саровского, Отца Иоанна Кронштадтского и так далее.

Опытные консультанты, которые работают в интернет-магазине, могут в полной мере ответить на все вопросы, которые возникли у клиента «Неугасимой лампады». Сотрудничество с нами, оставит в памяти каждого человека только самые лучшие воспоминания.

Статья из энциклопедии "Древо": сайт

Агиогра́фия (от гр. άγιος “святой“ и γράφω “пишу“), научная дисциплина, занимающаяся изучением житий святых , богословскими и историко-церковными аспектами святости.

Подходы к изучению житий святых

Жития святых могут изучаться с историко-богословской, исторической, социально-культурной и литературной точек зрения.

С историко-богословской точки зрения жития святых изучаются как источник для реконструкции богословских воззрений эпохи создания жития, его автора и редакторов, их представлений о святости, спасении, обожении и т.д.

В историческом плане жития при соответствующей историко-филологической критике выступают как первоклассный источник по истории церкви, равно как и по гражданской истории.

В социально-культурном аспекте жития дают возможность реконструировать характер духовности, социальные параметры религиозной жизни (в частности, и так наз. народную религиозность), религиозно-культурные представления общества.

Жития, наконец, составляют едва ли не самую обширную часть христианской литературы , со своими закономерностями развития, эволюцией структурных и содержательных параметров и т.д., и в этом плане являются предметом литературно-филологического рассмотрения.

Особенности литературно-филологического подхода к житиям святых

Литературно-филологическое изучение житий выступает как основа всех прочих типов исследований. Жития пишутся по определенным литературным канонам, меняющимся во времени и различным для разных христианских традиций. Любая интерпретация житийного материала требует предварительного рассмотрения того, что относится к сфере литературного этикета. Это предполагает изучение литературной истории житий, их жанров, установление типичных схем их построения, стандартных мотивов и приемов изображения и т.д. Так, например, в таком агиографическом жанре, как похвала святому, соединяющем в себе характеристики жития и проповеди, выделяется достаточно четкая композиционная структура (введение, основная часть и эпилог) и тематическая схема основной части (происхождение святого, рождение и воспитание, деяния и чудеса, праведная кончина, сравнение с другими подвижниками); эти характеристики восходят к позднеантичному энкомиуму, и их разная реализация в процессе развития житийной литературы дает существенный материал как для историко-литературных, так и для историко-культурных выводов.

Агиографической литературе свойственны многочисленные стандартные мотивы, такие, например, как рождение святого от благочестивых родителей, равнодушие к детским играм и т.п. Подобные мотивы выделяются в агиографических произведениях разных типов и разных эпох. Так, в актах мучеников , начиная с древнейших образцов этого жанра, приводится обычно молитва мученика перед кончиной и рассказывается о видении Христа или Царствия Небесного, открывающегося подвижнику во время его страданий. Эти стандартные мотивы обусловлены не только ориентацией одних произведений на другие, но и христоцентричностью самого феномена мученичества: мученик повторяет победу Христа над смертью, свидетельствует о Христе и, становясь “другом Божиим”, входит в Царство Христово. Эта богословская канва мученичества естественно отражается и в структурных характеристиках мученических актов.

Отличия восточной и западной традиций описания жития святых

В принципе, житие святого – это не столько описание его жизни (биография), сколько описание его пути к спасению, типа его святости. Поэтому набор стандартных мотивов отражает прежде всего не литературные приемы построения биографии, а динамику спасения, того пути в Царствие Небесное, который проложен данным святым. Житие абстрагирует эту схему спасения, и поэтому само описание жизни делается обобщенно-типическим. Сам способ описания пути к спасению может быть различным, и как раз в выборе этого способа более всего различаются восточная и западная агиографические традиции. Западные жития обычно написаны в динамической перспективе, автор как бы прослеживает из своей позиции, из земного бытия, по какой дороге прошел святой от этого земного бытия к Царствию Небесному. Для восточной традиции более характерна обратная перспектива, перспектива святого, уже достигшего Небесного Царства и от вышних озирающего свой путь к нему. Эта перспектива способствует развитию витийственного, украшенного стиля житий, в которых риторическая насыщенность призвана соответствовать неумопостигаемой высоте взгляда из Царствия Небесного (таковы, например, жития Симеона Метафраста , а в русской традиции – Пахомия Серба и Епифания Премудрого). При этом особенности западной и восточной агиографической традиции очевидным образом соотносятся с характерными чертами западной и восточной иконографии святых : сюжетности западной иконографии, раскрывающей путь святых к Богу, противопоставлена статичность иконографии византийской, изображающей прежде всего святого в его прославленном, небесном состоянии. Таким образом, характер агиографической литературы непосредственно соотнесен со всей системой религиозных воззрений, различиями религиозно-мистического опыта и т.д. Агиография как дисциплина и изучает весь этот комплекс религиозных, культурных и собственно литературных явлений.

История агиографии

Христианская церковь с первых дней своего существования тщательно собирает сведения о жизни и деятельности ее подвижников и сообщает их в общее назидание. «Жития святых» составляют едва ли не самые обширный отдел христианской литературы. Если не считать апокрифических евангелий и сказаний об апостолах , в которых содержится немало детальных сведений о первых деятелях христианства, то первыми по времени «Жития святых» были сказания о мучениках .

Мартирология первых веков от Р.Х.

Из позднейших известны:

  • Ассемани, «Acta ss. martyrum orientalium et occidentalium» (1748);
  • Лагранж, «Choix des actes des martyrs d"Orient» (Пар. 1862).

Кроме общих, на Западе существуют еще поместные мартирологи стран или народностей:

  • африканский мартиролог (Стеф. Мачелли),
  • бельгийский мартиролог (Молана),
  • немецкий мартиролог (Валассера),
  • испанский мартиролог (Салацара),
  • английский мартиролог (Вильсона),
  • итальянский мартиролог (Корнелия)
  • и др.

Жития святых, отличные от мартирологов

Более обширна литература «Житий святых» второго рода - преподобных и других. Древнейший сборник таких сказаний - Дорофея , еп. тирского (+ 362), - сказание о 70-ти апостолах. Из других особенно замечательны:

  • «Жития честных монахов », патриарха александрийского Тимофея (+ 385);
  • Лавсаик Палладия, («Historia Lausaica, s. paradisus de vitis patrum»;
  • «Historia Christiana veterum Patrum» 1582, подлинный текст в изд. Рената Лаврентия;
  • «Opera Maursii», Флоренция, 1746, т. VIII; есть и русский перевод, 1856);
  • Труды Феодорита Киррского (+ 458) - (в названном изд. Рената) а также в полных собраниях сочинений Феодорита; в русск. переводе - в «Творениях св. Отцов», изд. московской дух. академии и ранее отдельно);
  • «Лимонарь , сиречь цветник», Иоанна Мосха (Leimwnarion, в «Vitae patrum», Росвейга, Антв. 1628, т. X; рус. изд. - М. 1859).

На Западе главными писателями этого рода в патристический период были:

"Нравоучительная агиография"

Минеи

Календари и месяцесловы

Наконец, последний общий источник для житий святых всей церкви составляют календари и месяцесловы . Зачатки календарей относятся к самым первым временам церкви, как видно из биографических сведений о св. Игнатии (+ 107 г.), Поликарпе (+ 167), Киприане (+ 258). Из свидетельства Астерия Амасийского (+ 410) видно, что в в. они были настолько полны, что содержали в себе имена на все дни года.

Месяцесловы, при Евангелиях и Апостолах, делятся на три рода: восточного происхождения, древнеитальянские и сицилийские, и славянские. Из последних древнейший - при Остромировом Евангелии (XII в.). За ними следуют месяцесловы: Ассемани , при глаголитском Евангелии , находящемся в Ватиканской б-ке, и Саввин, изд. Срезневским в 1868 г. Сюда же относятся краткие записи о святых при церковных уставах иерусалимском , студийском и константинопольском .

Минеи-Четьи Германа Тулупова и Иоанна Милютина

Всех отдельных житий древнерусских святых, вошедших и не вошедших в исчисленные сборники, насчитывается 156. В XIX столетии явился ряд пересказов и переработок Четиих-Миней св. Димитрия:

  • «Избранные жития святых, кратко изложенные по руководству Четиих-Миней» (1860 - 68);
  • А. Н. Муравьева, «Жития святых российской церкви, также Иверских и Славянских» (1847);
  • Филарета, архиеп. черниговского, «Русские святые»; «Словарь исторический о святых российской церкви» (1836 - 60);
  • Протопопова, «Жития святых» (М., 1890)
  • и пр.

Более или менее самостоятельные издания житий святых -

  • Филарета, архиеп. черниговского:
    • а) «историческое учение об отцах церкви» (1856, новое изд. 1885),
    • б) «исторический обзор песнопевцев» (1860),
    • в) «Святые южных славян» (1863)
    • г.) «Св. подвижницы Восточной церкви» (1871);
  • «Афонский патерик» (1860 - 63);
  • «Вышний покров над Афоном» (1860);
  • «Подвижники благочестия на Синайской горе» (1860);
  • И. Крылова,
    • «Жития св. апостолов и сказания о семидесяти учениках Христовых» (М., 1863);
    • «Достопамятные сказания о жизни св. блаженных отцов» (перев. с греческого, 1856);
  • архим. Игнатия, «Краткие жизнеописания русских святых» (1875);

    См. проф. Н. Н. Петрова «О происхождении и составе славяно-русского печатного пролога», Киев, 1875

    Подробные о значении этих миней см. в «Месяцеслове» еп. Сергия, 1, 160

    В 1748 году он был хиротонисан в митр. Киевского.

    Подробнее оценку Четиих-Миней см. в сочинении В. Нечаева, исправленном А. В. Горским - «Св. Димитрий Ростовский», М., 1853, и И. А. Шляпкина - «Св. Димитрий», СПб., 1889

П о емкому определению Ивана Ильина: «Культура начинается там, где духовное содержание ищет себе верную и совершенную форму. Христианская культура - совершенствование в духе самого себя, и ближнего, и вещей».

Д рагоценные достояния христианской культуры, рожденные духом: Евангелие как живой поток любви, духовные облики людей, законы, установления и способы совместной жизни, материальные облики вещей.

Д ля начальной школы предлагается программа «Уроки добра». Она включает в себя все ценности, обозначенные Ильиным. Первый год обучения способствует приобретению навыка различать Добро и Зло в христианских православных категориях нравственности. Второй год обучения открывает детям святость как реально воплощенный идеал личностного совершенства.

Т ретий год знакомит детей с Евангельским учением о любви и с источником всякого блага - Иисусом Христом.

П онимание святости в православном контексте глубоко разработал священник Павел Флоренский. Святость - не только отрицание всякого зла в этом мире и явление иного мира добра, но и активная сила, имеющая глубокое преображающее воздействие на человека и мир в целом.

Ц ель предмета «Православная культура» - раскрыть значение святых людей для бытия мира, показать святость как высшее достижение личности, как исполнение всей жизни человека с Богом.

В оспитательная роль житий святых .

С вятые люди имели и земное счастье, радость и довольство. Отметить этот аспект жизни святых значит запечатлеть радостный и счастливый лик святого: в любых трудных ситуациях он чувствует себя в руках Божиих.

З аложить фундамент духовно-нравственных ценностей и представлений на основе христианской православной культуры возможно только в контексте ценностей детского мира. Усвоение ценностей происходит только при обращении к личностному внутреннему миру учащегося, что является условием его саморазвития и самореализации. Образ (или представление, понятие), знакомый ребенку, выражающий идею события или явления, помогает учителю вывести ученика из хаоса жизненных впечатлений. Через анализ образа как конструирование мира в православном понимании ученик переходит к действию-осмыслению связи понятия с современной жизнью.

С вятые имели здоровый интерес к жизни, решимость в достижении целей, профессиональное и общественное служение, человеческие отношения. Задача состоит в том, чтобы передать свет любви и добра, мир души, теплоту отношений, высоту и совершенство мастерства, радость о мире и всех людях как зримые дары Святого Духа, как реальные знаки того, «что приготовил Бог любящим Его» (1 Кор. 2, 9). Открыть любовь как высший дар неба, жизнь на земле - не как ожидание, а подготовка, которая требует от человека активной жизненной позиции. Таковы воспитательные возможности содержания учебного материала, основанного на житиях святых.

Р ассмотрим воспитательные возможности формы проведения урока. Переход от лекционного монолога к диалогу способствует внутренней работе по осмыслению своей позиции, самоанализу, уважению личностных особенностей собеседников. Творческая деятельность детей глубоко запечатлевает образы и понятия, предложенные учителем. Коллективная творческая работа является наиболее эффективным воспитательным моментом урока. Даже оценивание может оказывать воспитательное воздействие, как поощрение нравственных и эстетических чувств.