Шабат шалом когда говорить. Когда лучше говорить «шабат шалом» — в пятницу после захода солнца или с утра в субботу? Необычная интерпретация приветствия

Шабат шалом когда говорить. Когда лучше говорить «шабат шалом» — в пятницу после захода солнца или с утра в субботу? Необычная интерпретация приветствия
Шабат шалом когда говорить. Когда лучше говорить «шабат шалом» — в пятницу после захода солнца или с утра в субботу? Необычная интерпретация приветствия

Шаббат шалом в переводе с иврита означает, здравствуй суббота. Многие задают вопрос, что такое шаббат? А некоторые сравнивают с чем – то непонятным. На самом деле это седьмой день недели (суббота), который у евреев считается особенным днем. В этот день верующие люди не работают. Они посвящают день молитвам и семье.

Есть вещи, которые категорически нельзя выполнять в это время. Например, готовить кушать. Еврейские женщины делают это заранее. Пищу нельзя даже подогревать. Нельзя делать все, что связано с изготовлением или починкой одежды. Даже отрывать нитки. Также нельзя стричь животных, что – либо строить и писать. Читают только молитвы.

В праздник шаббат израильтяне готовят специальные блюда и пьют виноградные напитки. Вся семья собирается за столом и встречает шаббат. Начинается он в пятницу с заходом солнца и заканчивается в субботу вечером.

Была со мной интересная история. Каждый год в разных странах проводится еврейское культурно – развлекательное мероприятие Лимуд. Собирается огромное количество людей со всего мира на этот грандиозный праздник. Года три назад его организовывали в Львове в гостинице Днестр. Был забронирован для участников Лимуда целый отель. Гостей, которые придерживаются шаббат, расселили на втором этаже, чтоб им никто не мешал.

Все было хорошо организовано. И тут встал вопрос, кто возьмется дежурить на этаже в субботу. Ведь в этот день гости не могли ни лифт вызвать, ни карточкой дверь в номер открыть. Вызвалась помочь, так как уже знала еврейские традиции и могла немного изъясняться на иврите. Идея всем очень понравилась. Руководство предупредило, что придется очень много раз открывать двери гостям, но меня это не смутило. Подумала, что есть возможность попрактиковаться в иврите.

Взяла стул, села на этаже и начала дежурить. Гости были приятно удивлены тем, что я при встрече говорю Шаббат Шалом, и немного на иврите. Видимо меня сильно пожалели. Лифт не пришлось вызывать ни разу. Участники мероприятия ходили пешком. Выходить и заходить в номера старались крайне редко. Было понятно, что они ценят мои старания. Все были очень улыбчивые.

Праздник шаббат и некоторые нюансы, которые важно знать

  • В пятницу после обеда начинают закрываться магазины, музеи, рестораны, государственные учреждения. Открываются в субботу вечером, а некоторые в воскресенье. Так что в магазинах желательно все необходимое купить заранее. В этот день, встречаясь на улице, люди говорят друг другу шаббат шалом.
  • Важным моментом является то, что прекращает работу общественный транспорт. Правда, хорошо развита сеть маршрутного такси, но обо всем нужно узнать заранее. Если намечена поездка в другой город, то лучше всего это делать с утра, чтоб до обеда успеть вернуться назад.
  • Существуют специальные лифты без кнопки, но в основном они расположены в гостиницах. В этот день лифт нельзя вызывать. Он сам поднимается и опускается на каждом этаже

Даже нерелигиозные евреи с удовольствием покупают халу, зажигают минору, пьют виноградный сок и

Вспоминают про все хорошее, что произошло за неделю. По – моему, это отличный праздник, да еще и раз в неделю!

Шаббат... Невозможно представить еврейский народ и его традицию без субботы. Уже в самом начале, в первой главе Торы, в рассказе о сотворении мира суббота предстает как последний этап, венец и цель творения До появления субботы человеческая цивилизация не знала подобного дня.

В различных культурах существовали дни, отличные от обычных, рабочих. Но в основном они были посвящены торговле, становились рыночными днями. Также не существовало семидневного недельного цикла, созданного субботой. В различных африканских культурах, например, торговым днем был каждый третий или четвертый день.

В античном Риме ворота города открывались каждый восьмой день для жителей провинций. В этот день они привозили свою продукцию для продажи. Обычаи субботы вызывали недоумение у окружающих народов древнего мира. Он казался им странным, лишенным логики и даже вредным. Философ Сенека считал, что это расточительный обычай – потому, что евреи "теряют почти одну седьмую жизни". Постепенно, будучи заимствованным через христианство и ислам, семидневный цикл стал достоянием большей части мира.

Выходные в развитых странах, как правило, продолжаются два дня. При этом в один из них (в странах с преобладающей христианской традицией это воскресенье) запрещены (или сильно ограничены) работа и торговля. Но такое положение является лишь частичным воплощением идеи еврейской субботы. Понятия работы и отдыха в субботу в еврейской традиции существенно отличаются от общепринятых в западной культуре сегодня, они более глубоки и являются воплощением еврейских взглядов на сущность человека в этом мире. Иудаизм относится к человеческому созиданию, творчеству, созданию нового как к проявлению божественного начала в человеке и, следовательно, видит в этом суть человеческого существования.

В этом – один из вкладов иудаизма в современную цивилизацию. Поэтому особенно интересно, что по отношению к субботе говорится в Торе: "Помни день субботний, чтобы освятить его. Шесть дней работай... а в день седьмой – суббота Господу, Б-гу твоему: не делай в этот день никакой работы..." (Шмот 20:8-9). Для обозначения работы в субботу в иврите используется понятие "млаха", точное значение которого – созидание, творение. На языке мудрецов деятельность, запрещенная в субботу, – это "малехет махшевет", то есть осознанное созидание. Так же, как в день седьмой Б-г "отдыхал" от созидания и творения, и еврей прекращает созидательную деятельность. Поэтому в субботу можно, если очень необходимо, к примеру, с утра до вечера передвигать мебель, то есть совершать работу. Запрещено созидание, деятельность, отвечающая четырем критериям: присутствие цели, намерение, добавление новой сущности в мире и возможность существования плодов этой деятельности продолжительное время. В чем смысл такого понимания субботнего отдыха? Почему именно прекращение созидательной деятельности, раскрывающей божественное начало в человеке, является требованием еврейской субботы? Беспрерывное созидание, деятельность, направленная на изменение мира, приводит к положению, противоположному изначальному смыслу. Такая гонка порабощает человека, превращает его в служителя своих амбиций, возникающих в результате осознания своих возможностей. С другой стороны, возникает ощущение безграничности человеческих сил и приоритета, единственности человеческого желания. Понимание созидания как проявления божественного начала стирается.

Суббота ограничивает обе тенденции, нейтрализуя их разрушающий эффект. Она останавливает бег, позволяет человеку осмыслить плоды своего труда, оставляет место для созерцания. Суббота разделяет человека от его труда, возвращает ему самоценность. Таким образом, созиданию возвращается его первоначальная сущность, позволяющая человеку проявить свое высшее предназначение.

Современная западная культура относится к отдыху скорее как к средству восстановления сил для более производительного труда в дальнейшем и как к подходящему времени для развлечений. Сегодня в Израиле в 50 процентах еврейских семей зажигают субботние свечи, в 46 процентах совершают кидуш (освящение субботы), в 55 процентах принята особая субботняя трапеза. 25 процентов израильтян посещают синагогу в субботу; 37 процентов не совершают различных работ дома и вне его и не зажигают огня, 30 – стараются не совершать действий, связанных с оплатой, например, не покупают билетов в кино (согласно данным Израильского института демократии за 2000 год). Интересно, что наиболее распространенная сегодня практика, связанная с субботой, – зажигание субботних свечей – не упоминается в Торе. Но уже в различных талмудических текстах подчеркивается важнейшее место зажигания свечей в создании особой атмосферы шаббата. Если еврей беден и у него нет возможности купить масло одновременно для субботних светильников (в Талмуде они называются "свеча дома") и ханукальных или он не может одновременно купить вино для кидуша (освящения), – он должен приобрести в первую очередь масло для субботних светильников (Вавилонский Талмуд, Трактат Суббота, 236). Обязанность освящения (кидуш) упоминается в Торе, но и он уступает "первенство" свечам. Причина этому – смысл, придаваемый зажиганию свечей: "нер бейто – шлом бейто", то есть свет, распространяемый свечами, дает возможность мирному существованию дома, семьи. В темноте члены семьи не могут поддерживать нормальные человеческие отношения, начинаются ссоры и разногласия. Техническое объяснение роли свечей в распространении света открывает нам путь к более широкому пониманию.

Сегодня, в эпоху электричества, нет необходимости в свечах как источнике освещения. Но свет и тепло "живого" огня издавна ассоциируется в человеческих сердцах с миром, единением, воспринимается как источник жизни. Этот принцип мира в доме, как мы видим, оказывается на первом месте в еврейской традиции и, возможно, поэтому зажигание свечей остается наиболее распространенным обычаем субботы даже среди нерелигиозных евреев. Зажигание свечей является завершением приготовлений к субботе и ее началом. Замужняя женщина зажигает две свечи. Также принято зажигать по свече на каждого ребенка. Если в доме нет женщины, то субботние свечи может зажечь и мужчина.

В честь субботы положено сменить одежду. Каждый надевает чистую и выглаженную, не ту, которую он носит каждый день, когда человек довольствуется рабочим одеянием. "И назови субботу наслаждением и почитай ее" (Исайя, 58;13). Как же внешне оказать ей честь? Прежде всего, тем, что субботняя одежда отличается от будничной. Отсюда делается вывод: человек, как минимум, должен иметь два вида одеяния: один – для будней, другой – для субботы. Этот обычай пустил глубокие корни. С течением времени даже простые люди из народа старались хранить особые одежды на субботний день, не расставались с ними даже в тяжелых жизненных ситуациях. Только дважды в году не меняют одежду перед субботой: если она выпадает на Девятое ава (день траура по разрушенному Храму) и в Великую субботу перед Песах, потому что в это время принято чистить и стирать одежду перед праздником.

Субботнее приветствие, принятое в большей части еврейских общин, звучит одинаково: "Шаббат шалом!" ("Мирной субботы!"). А отвечают на него обычно "Шаббат шалом у меворах!" ("Субботы мирной и благословенной!").

У евреев есть еженедельный праздник, который отмечается каждую пятницу с заходом солнца. Называется он «Шабат шалом», что в переводе означает «Здравствуй, суббота». Каждый еврей с почтением относится к шестому дню недели, который напоминает ему о духовной цели в жизни. Выясним, шабат - что это за праздник и как его отмечают в Израиле.

«Мирная суббота»

Шабат шалом — это праздничный пятничный ужин, посвященный субботе. Почему именно этот день недели считается святым для евреев? Потому что он является одним из основ единства еврейского народа. Этот священный день напоминает евреям о том, что когда-то они были рабами в Египте. Но позже Всевышний вывел народ оттуда, чтобы на Синае они получили Тору. Суббота - это символ выхода евреев из физического рабства и обретения ими духовной свободы. Празднование субботы - это также прямое выполнение евреями 4-й Божьей заповеди: «Помните субботний вечер, чтобы освятить его. 6 дней работай, а 7-й день посвяти Всевышнему твоему… » Для религиозного еврея очень важен «День покоя» — шабат. Что это за праздник для Израиля? Можно сказать, что на шабате «стоит» Израиль. В субботу в стране не работают поликлиники, государственные учреждения и большинство магазинов. Общественный транспорт не ходит по улицам Израиля с 15.00 (зима) и с 16.00 (лето) каждую пятницу. Люди могут добраться до места только на такси, которые работают по повышенным (субботним) тарифам.

Как отмечают праздник?

Еврейский шабат существовал даже в Древнем Египте. Евреи, пребывавшие в египетском рабстве, получили разрешение на отдых в субботу. А все благодаря Моше. Он вырос в семье фараона. На протяжении нескольких лет Моше наблюдал за изнурительной работой своих собратьев. Ему стало жалко их, и он обратился к фараону с просьбой подарить рабам день отдыха в неделю. И фараон согласился. Поэтому шабат напоминает евреям не только о 4-й заповеди Всевышнего, но и об исходе из египетского рабства. Приготовление к празднику начинается с пятницы. Вечером, с вся семья собирается к праздничной трапезе. Шабат длится сутки: от захода солнца пятницы до аналогичного времени субботы (особенность еврейских праздников). Приготовлением к празднику занимается женщина; она же зажигает свечи перед «Мирной субботой».

Накануне праздника

Главный праздник Израиля - это шабат. Что это такое, нам удалось выяснить. Узнаем, как готовятся евреи к «Мирной субботе». В Израиле женщину называют «светом дома». Ей отведена важная роль в приготовлении к шабату. У евреев есть многовековая традиция - печь к великому празднику халы. Женщина, пекущая праздничный хлеб своими руками, выполняет одну из священных мицв. Приготовление к празднику начинается утром в пятницу. Женщина начинает готовить халы и различные блюда к столу. При этом она пробует каждое приготовленное блюдо. Но делать это она обязана правильно: не выплевывать пищу, а проглатывать еду, произнося Брахи. Праздничный стол обязательно должен быть покрыт скатертью до конца праздника (желательно белого цвета). Перед шабатом каждый мужчина и каждая женщина принимают ванну или душ. Если же до праздника остается мало времени, то допускается умывание водой только рук и лица.

Зажигание свечей

Этот священный обряд проводят еврейские женщины. в шабат совершается с особой тщательностью и преданностью. Этот ритуал несет мир и согласие в еврейские дома. Женщины, которые отмечают праздник дома, обычно зажигают 2 свечи непосредственно на праздничном столе или неподалеку от него. Иногда вместо них используют Тот факт, что хозяйка дома зажгла свечи, еще не означает начало шабата для домочадцев. Они могут заниматься своими привычными делами. А вот женщина с этого момента не имеет права делать работу и употреблять пищу до захода солнца. Свечи должны зажигаться не позднее чем за 18 минут до захода солнца. Их нельзя переносить с места на место. Для шабата приобретаются длинные свечи, чтобы они смогли прослужить до окончания праздничной трапезы.

Субботняя трапеза

Это один из главных моментов праздника. Семья собирается за пятничным столом, на котором уже горят свечи. Домочадцы и гости должны садиться за праздничный стол в хорошем настроении, забыв про проблемы повседневности и тревоги. Перед тем как приступить к трапезе, евреи поют «Шалом алейхем», совершают Кидуш и омывают руки. Наступает шабат. Время его начала - заход солнца в пятницу. Вся семья приступает к трапезе, которая должна состоять из лучшей еды: рыбы, мяса и различных лакомств. На стол подается 2 халы, когда наступает шабат. Что это такое и почему его едят в двойном размере? Халы - это белый хлеб, который готовит к «Мирной субботе» еврейская женщина. На стол кладется 2 порции праздничного хлеба в память о небесной манне, которую подарил Всевышний евреям, когда они возвращались из Египта по пустыне. В тот день Бог дал людям небесного хлеба в два раза больше. Манна - это небесный хлеб. В праздник шабата он ассоциируется с халы. Во время праздничной трапезы евреи распевают субботние песни. Считается, что во время шабата в доме должна царить атмосфера радости и покоя. Все, кто собрался за праздничным столом, обсуждают события текущей недели или рассказывают интересные истории из жизни.

Шалом!

Евреи приветствуют друг друга, произнося слово «шалом». В переводе оно означает «совершенство». Поэтому «шалом» — это внешнее проявление лучшего внутреннего качества и состояния человека. Совершенство здесь ассоциируется не с физическими параметрами, а олицетворяет духовное состояние. Поэтому при встречах евреи произносят «Шалом!», тем самым желая друг другу духовного совершенства. Это же слово используется и при расставании. Несложно догадаться, почему у субботы такой название - «Шабат шалом!». Евреи говорят, что «Мирная суббота» — это величественный праздник, которым может гордиться Израиль. Шабат помогает еврейскому народу осознать, что в жизни есть более высокие ценности, нежели земные блага и жажда материальной наживы. Шабат учит жить ради вечности и святости. И те, кто почитает субботу, будут вознаграждены по заслугам. «Больше, чем евреи хранили субботу, суббота хранила евреев ».

В субботу Всевышний как бы приходит к нам в гости. И приход субботней святости налагает на нас определенные обязательства - подобно визиту высокого гостя. Для удобства разделим необходимые действия на несколько групп.

Подготовка квартиры

1) Следует прибрать дом должным образом, при необходимости подмести или вымыть пол. А также не забыть включить свет и кондиционер там, где надо, или, соответственно, настроить шаон-шабат - специальный таймер для включения электроприборов (т.к. нельзя включать или выключать электроприборы в субботу).

2) Не забыть подготовить субботние свечи там, где будет устроена трапеза, так, чтобы они горели в течение всей трапезы.

3) Не забыть нарезать туалетную бумагу или купить специальные салфетки (чтобы не пришлось отрывать в субботу).

4) Стол для трапезы надо ещё до начала субботы покрыть скатертью. (Есть также мнение, что если скатерть иногда снимают, например, чтобы стряхнуть крошки, нужно постелить заранее ещё одну скатерть, чтобы стол не оставался непокрытым).

Также до субботы накрывают стол - расставляют посуду и всё необходимое. По возможности субботние халы тоже следует поставить на стол заранее и накрыть их салфеткой.

Подготовка трапезы

5) Субботние трапезы должны соответствовать значимости этого дня, поэтому необходимо подготовить как минимум два разных блюда, кроме хлеба и вина (виноградного сока) для кидуша. (Кстати, именно поэтому последняя трапеза перед постом 9 Ава не должна состоять из двух видов блюд: она не должна быть торжественной). Даже вареное яйцо или салат в этом отношении считаются блюдом. Но понятно, что при возможности надо подготовить обильную и вкусную трапезу, как для встречи с высоким и долгожданным гостем.

6) Следует заранее открыть пластмассовые, картонные или полиэтиленовые упаковки с едой и бутылки с питьём, т.к. многие из них не разрешается открывать в субботу (здесь нет возможности входить в подробности).

Подготовиться самим

7) В пятницу необходимо вымыться в горячей воде или, по крайней мере, вымыть лицо руки и ноги. Также стригут ногти и по необходимости стригутся.

8) Существует также обычай окунаться в микву - специальный бассейн для ритуального очищения.

9) Субботние одежды должны быть чистыми и праздничными, и следует носить их всю субботу вплоть до авдалы - обряда разделения между святым днём и буднями. Есть мнение, что и трапезу мелавэ малка - проводы Царицы Субботы - нужно проводить в этих одеждах.

Это краткий перечень подготовительных действий, призванных обеспечить правильное проведение субботы. Сами приготовления являются выполнением особой заповеди, и т.к. заповеди требуется исполнять именно с намерением их исполнить - каваной, то важно помнить, что это особая заповедь, всё время, что мы трудимся и готовим. А ещё лучше произносить вслух: лихвод Шабат кодеш - «В честь святой субботы».

Сказали наши мудрецы (Шабат 119 б): два ангела провожают человека из синагоги домой, один «хороший» (от меры милосердия), а другой «плохой» (от меры правосудия). Если по приходе они обнаруживают, что всё готово к субботе - свечи горят, стол накрыт и т.д., добрый ангел благословляет: «Да будет так и в следующий раз», а его спутник вынужден сказать омейн,т.е. присоединиться к благословению.

А если картина обратная и дом не подготовлен как следует, тогда добрый ангел вынужден ответить омейн на пожелание «злого», чтобы так было и впредь.
Что же касается приветствия «шабат шалом», то мы произносим его и в начале субботы, обычно после вечерней молитвы, и в течение всего дня. Источник этого обычая - слова Торы: «Помни субботний день, чтобы святить его» (Шмот 20, 8).

Эта заповедь следует выполнять как в течение недели, так и в сам субботний день. И, в частности, чтобы мы не забывали, «где находимся», даже приветствуем друг друга особым образом - шабат шалом!

С уважением, Натан Агрес

Евреи в седьмые сутки недели прекращают всякую деятельность. Подобно Творцу, который сотворил мир за шесть дней, а потом, как сказано: «почил в день седьмой от всех дел Своих, которые делал».

В Шаббат стоит забыть о пище для тела и позаботиться о пище для души. Обратиться к Богу. Посвятить свое время важному, прекрасному, глубокому — тому, на что в будни обычно времени не хватает.

С момента появления Шаббата прошло больше 3300 лет. До исхода из Египта понятия «покой» или «выходной день» не существовало. Рабам отдыхать не положено, а господа в отдыхе не нуждались. Одни изнывали от работы, другие от безделья.

Время для души

Постепенно примеру Израиля последовали и в других странах. Год разбили на семидневные отрезки и назвали их неделями. Однако духовную суть праздника увы сохранили не все. Тем не менее, — высокое социальное достижение. Человек получает возможность отдохнуть, подумать об укреплении семейных и дружеских связей, заняться своим здоровьем, насладиться природой.

Зажгите свечи

Вход в Шаббат начинается вечером в пятницу. Женщина зажигает в доме свечи, как символ, что эти маленькие огоньки приведут к большому свету Творца. Мама произносит молитву за своих детей. Папа готовит — благословение — над бокалом вина. Даже хлеб в этот день не обычный, а праздничный — плетеная золотистая хала. После того, как произнесены молитвы над вином и хлебом, начинается трапеза. создают романтичную атмосферу в доме и никому не хочется говорить о проблемах ушедшей недели. Зато можно петь! Есть простые и веселые застольные . Вместе с этими незатейливыми мелодиями в дом приходит покой и радость.

Суббота – итог исправлений

«Венец духовной работы» — так характеризует этот день каббала. Шаббат – высшая ступень развития человечества. День, который соответствует концу исправления, седьмому тысячелетию. С его приходом меняется реальность. Человек начинает осознавать, что все события в жизни пришли не случайно, они были посланы ему Богом, для развития души и духовного роста. Как задачки для школьника. Так, прикладывая тяжелые усилия, мы проходим этап за этапом работы над собой. В результате совершенствования мы достигаем уровня Творца – той альтруистической силы, которая создала все вокруг и которую можно сравнить с солнцем, дарящим свой свет и тепло всем без исключения. Это значит, что люди приходят к абсолютно правильной связи между собой: к пониманию и безусловной любви, как в одной большой дружной семье.