Объективные законы развития менеджмента. Принципы менеджмента

Объективные законы развития менеджмента. Принципы менеджмента

Законы управления представляют собой установленные теоретическим или эмпирическим способом и логически обоснованные зависимости между целями управленческой деятельности и методами их достижения.

Согласно сложившейся практике законы управления принято делить на три основные группы.

К первой группе относятся общие (объективные) законы управления. О бъективными законами управления принято считать законы, свойственные управлению в целом и выражающие зависимости, формирующиеся независимо от воли отдельных субъектов.

Во вторую группу входят частные, или субъективные, законы управления, посредством применения которых можно в значительной степени повысить эффективность функционирования системы управления в целом, а также ее отдельных элементов и звеньев. К числу субъективных законов управления относятся закон изменения функций управления, закон сокращения числа ступеней управления, закон распространенности контроля

И, наконец, к третьей группе целесообразно отнести законы, не связанные непосредственно с управлением, но способные оказать значительное влияние на результаты деятельности организации. К законам третьей группе относятся экономические, юридические, социальные и иные законы. Такие законы можно обозначить термином «специальные».

К общим законам управления относятся:

1. Закон соответствия социального содержания управления форме осуществления деятельности являющейся объектом управления.

2. Закон преимущественной эффективности сознательного и планомерного управления.

3. Закон единства системы управления.

4. Закон соотносительности управляющей и управляемой систем.

5. Закон соответствия содержания и форм прямой и обратной связи в системе управления, экономической природе отношений между ее подсистемами.

6. Закон единства действий законов управления.

Раскроем сущность и содержание каждого из вышеперечисленных законов.

Смысл закона соответствия социального содержания управления форме осуществления деятельности являющейся объектом управления заключается в следующем.

Управление имеет две стороны. С одной стороны оно представляет собой объективный процесс руководства трудом работников, с другой – отношения сторон в процессе осуществления конкретной деятельности.

Первая особенность означает, что управление является исторически обусловленной необходимостью, так как работники в условиях совместного труда вынужденно вступают в управленческие отношения, подчиняясь указаниям руководителя производственного процесса. Другая особенность свидетельствует о том, что стороны, участвующие в трудовом процессе, вступают друг с другом в отношения собственности. Если возникновение отношений управления обусловлено природой общественного труда и уровнем его кооперации, то характер производственных отношений определяется отношениями собственности, свойственными данной общественной формации.



Закон преимущественной эффективности сознательного, планомерного управления гласит, что экономические системы с сознательным планомерным управлением и потенциально и фактически эффективнее систем со стихийной регуляцией протекающих в них экономических процессов.

Планомерность развития, основанная на использовании объективных экономических законов, создает возможность оптимального развития экономики в интересах всего общества.

Непосредственная связь производства с потреблением (социальный маркетинг), задач управления с интересами работников (социальный менеджмент) создают у трудящихся искреннюю заинтересованность в повышении эффективности работы организации. Целью управления становится достижение в интересах общества наивысшего экономического эффекта при оптимальном использовании ресурсов для более полного удовлетворения растущих материальных и духовных потребностей населения.

Согласно закону единства систем управления деятельность любой организации представляет собой единую централизованно управляемую систему. В свою очередь, указанная система разделена на иерархические уровни управления, каждый из которых представляет собой подсистему (или совокупность подсистем) вышестоящей иерархической системы. Иерархическая структура организации составляет основу ее планомерного развития и функционирования.

Сущность закона соотносительности управляющей и управляемой систем (субъекта и объекта управления) заключается в соответствии сферы управления конкретному виду деятельности.

Любая система управления состоит из объекта и субъекта управления. В качестве объекта управления выступает хозяйственная деятельность организации. Субъект управления – это соответствующие органы или структурные подразделения, осуществляющие целенаправленное руководство объектом управления.

Объект и субъект управления оформлены в определенные системы – управляемую и управляющую. Эти системы представляют собой неотъемлемые составные элементы системы управления. Они находятся в непрерывном взаимодействии. При этом главная и определяющая роль принадлежит объекту управления (управляемой системе). Происходящие здесь изменения определяют содержание и динамику развития субъекта управления, что выражается в совершенствовании форм и методов управления. Однако, такое положение вещей абсолютно не означает пассивной роли субъекта в системе управления. Ведь именно субъект управления приводит в действие производительные силы отдельной организации и общества в целом. Поэтому чем выше эффективность управления, тем выше при прочих равных условиях эффективность совместной деятельности.

Смысл закона соответствия содержания и форм прямой и обратной связи в системе управления, экономической природе отношений между ее подсистемами заключается в следующем.

Управление состоит в подаче субъектом управления сигналов на выполнение соответствующих действий управляемой системой. Эти сигналы представляют собой команды-решения, принятые на основании информации, поступающей к управляющему органу из внешней и внутренней среды организации по каналам связи.

Связь между управляющей и управляемой системами может быть прямой и обратной. Прямая связь выражается в форме сигналов-команд, идущих от субъекта к объекту управления. Обратная связь представляет собой сигналы-сообщения, поступающие от управляемой системы к управляющему органу и выражающие ее реакцию на управляющее воздействие.

Управляющее воздействие со стороны органа управления осуществляется в форме прямых команд субъективного и объективного типа. Для бесперебойного управления объектом этого еще не достаточно. Необходима обратная связь от управляемого объекта к управляющим органам в целях контроля системы и учета воздействия на нее внешней среды.

Если обратная связь в системе отсутствует или по какой-либо причине не улавливается органом управления, то такая система в конечном итоге может выйти из-под контроля и превратиться в неуправляемую.

Суть закона единства действий законов управления состоит в том, что протекание явлений и процессов управления есть результирующая равноприложенных сил, каждая из которых подчиняется тому или иному закону управления. Иными словами, законы управления непосредственно взаимодействуют, влияя друг на друга своими свойствами. Эффективность управления зависит от степени активного использования всей системы законов управления в совокупности.

Для того, чтобы наиболее полно использовать действие законов управления, необходимо, с одной стороны, уметь выделить действие каждого закона в отдельности, а с другой – выяснить механизм взаимодействия всех познанных законов, участвующих в данном конкретном управленческом процессе или явлении.

Среди частных законов управления можно выделить законы, относящиеся к управляющей подсистеме, законы организации (т.е. управляемой подсистемы) и др.

К частным законам, касающимся управляющей подсистемы относятся:

1. Закон изменения функций управления.

2. Закон сокращения числа ступеней управления.

3. Закон концентрации функций управления.

4. Закон распространения и контроля.

Закон изменения функций управления гласит, что повышение или понижение уровня управления неизбежно влечет за собой возрастание значения одних функций и убывание значения других.

Сущность закона сокращения числа ступеней управления заключается в том, что чем меньше уровней управления в структуре организации, тем при прочих равных условиях управление эффективнее и оперативнее.

Закон концентрации функций управления устанавливает, что управление объективно стремится к большей концентрации функций на каждой ступени управления, а следовательно к росту численности управленческого персонала.

Согласно закону распространенности контроля существует определенная зависимость между числом подчиненных и возможностями контроля их действий со стороны руководителя.

Всю совокупность законов организации в зависимости от их важности можно условно разделить на две основные подгруппы. К первой подгруппе относятся наиболее важные, или основополагающие, законы организации. В их число входят закон синергии, закон самосохранения и закон развития. Менее важные законы организации, такие как закон информированности-упорядоченности, закон единства анализа и синтеза, закон композиции и пропорциональности, относятся ко второй подгруппе. Рассмотрим содержание и сущность вышеперечисленных законов.

Закон синергии гласит, что для любой организации существует такой набор элементов, при котором ее потенциал всегда будет либо существенно больше простой суммы входящих в нее элементов, либо существенно меньше указанной суммы.

Согласно данному закону задача руководителя любой организации в первую очередь заключается в том, чтобы найти наиболее оптимальный набор ее элементов.

Сущность закона самосохранения состоит в том, что любая материальная система стремится сохранить себя и использует для этого весь свой потенциал. Иными словами общая сумма созидательных ресурсов организации должна превышать суммарное воздействие внешних и внутренних разрушающих факторов. В противном случае организация просто прекратит свое существование.

Практика применения закона самосохранения неразрывно связана с обеспечением безопасности организации в целом и личной безопасности ее руководителей. В деятельности, направленной на обеспечение безопасности можно выделить два основных направления: оперативное и стратегическое. Оперативная деятельность по обеспечению безопасности предполагает осуществление охраны территории предприятия, зданий, сооружений, оборудования, сырья, материалов и готовой продукции, а также обеспечение личной безопасности сотрудников. Стратегия обеспечения безопасности требует разработки прогнозов состояния внешней и внутренней среды организации в перспективе с целью выявления и нейтрализации возможных угроз.

Закон развития имеет следующее содержание: каждая материальная система стремится достичь наибольшего суммарного потенциала.

Развитие организации можно представить в виде ее жизненного цикла. Жизненны цикл любой материальной системы включает в себя восемь последовательно сменяющих друг друга этапов:

1. Порог нечувствительности.

2. Внедрение.

4. Зрелость.

5. Насыщение.

8. Ликвидация

При этом первые четыре этапа представляют собой процесс прогрессивного развития, а последние три – регрессивного.

Закон информированности-упорядоченности можно сформулировать следующим образом: чем большей информацией о текущем и перспективном состоянии внутренней и внешней среды располагает организация, тем более велика вероятность ее нормального функционирования.

Этот закон требует создания, развития и обеспечения условий нормального функционирования эффективной системы сбора, обработки, хранения и передачи информации, необходимой для принятия адекватных и обоснованных управленческих решений. решений.

Закон единства анализа и синтеза устанавливает, что любая материальная система стремиться настроиться на наиболее экономичный режим функционирования посредством применения анализа и синтеза.

Анализ представляет собой изучение качеств, свойств и характеристик исследуемого объекта посредством его условного разделения на отдельные составные части.

В свою очередь, синтез состоит в обобщении информации об отдельных составляющих и формировании совокупности информационных данных об объекте исследования в целом.

Для реализации положений закона единства анализа и синтеза на практике необходимо следующее: составление и реализация программ постоянного совершенствования организации; проведение маркетинговых исследований; сокращение производственных и непроизводственных затрат и т.п.

Закон композиции и пропорциональности гласит: любая материальная система стремится сохранить в своей структуре все необходимые элементы, находящиеся в определенной соотносительности. При этом необходимые элементы организации образуют ее композицию, а их соотносительность представляет ни что иное, как пропорциональность.

Специальные законы являются служебными законами управления. Они неразрывно связаны со спецификой деятельности организации. Например, для организаций, работающих в сфере тяжелого машиностроения, большое значение имеют законы механики, на которых основывается порядок проектирования и изготовления машин и оборудования. Для предприятий пищевой и фармацевтической промышленности особенно важны законы химии, без применения которых невозможна разработка и осуществление технологических процессов в этой области.

Однако среди специальных законов управления есть и такие, которые могут или должны применяться на любых предприятиях независимо от специфики их деятельности или организационно-правовой формы. Это экономические законы, регламентирующие порядок осуществления любой коммерческой деятельности, и юридические законы, регулирующие взаимоотношения хозяйствующих субъектов друг с другом и с органами государственной власти.

III Целевой подход к управлению

1. Закон единства и целостности системы управления, согласно которому система управления должна содержать в себе все необходимые для реализации единой цели элементы и реализовывать все функции, необходимые для эффективного развития систем и процессов. Несоблюдение требований этого закона будет иметь результатом рост расходов на содержание административного аппарата и несогласованность действий структурных подразделений в организации;

2. Закон обеспечения необходимого количества степеней свободы означает, что любая система управления должна сочетать в себе наличие ресурсов и гибкость в приспособлении к изменениям среды с устойчивостью и жесткостью выполнения норм, стандартов и правил организации. При этом количество степеней свободы управляющей системы должна быть больше числа степеней свободы управляемой системы. Руководитель, ограничен правилами и роль которого сводится к выполнению ритуальных обязанностей визирования документов нет выбора и перестает быть руководителем, поскольку руководство всегда предполагает наличие некоторой степени свободы в оценке ситуации и принятии решений, причем свободы большей той, которую имеют рядовые исполнители. Чем выше организационный ступень, тем больше становятся полномочия и большей ответственности, но и возможности менять ситуацию и влиять на ход организационных процессов тоже становятся больше. Несоблюдение данного закона приведет к потере управляющей системой рычагов влияния на деятельность системы управляемой и к дезинтеграции системы управления;

3. Закон необходимого разнообразия говорит нам о необходимости обеспечения способности субъектов управления учитывать специфичность объектов управленческой деятельности, их многообразие, вызванное различиями в технологиях, требованиях техники безопасности труда, квалификационной и профессиональной подготовке работников, условиями работы и требованиями рынка. Руководители должны понимать несостоятельность типовых инструкций и методов учитывать специфику каждого коллектива работников и каждого операционного процесса – соблюдение законодательных актов, стандартов, ценностей должно создавать основу для формирования принципов и выбора средств практического управления конкретной социотехнические системой (предприятием, организацией или учреждением);

4. Закон соотносительности субъекту и объекту управления (управляющей и управляемой систем) утверждает, что между ними должна существовать функциональная и структурная соответствие с возможностями, уровней, направлений, целей и задач развития. Согласно закону, уровень компетентности сотрудников и функциональная сложность субъекту управления должны превышать аналогичные характеристики объекта управления, а совершенствование управляющей системы должно осуществляться на опережение по отношению к системам низкого уровня иерархии. Генеральный директор компании должен быть более компетентным в вопросам организации операционной деятельности и управления чем руководитель отдела этой же компании, а также обладать более высокой способностью к восприятию новой информации и воплощение инноваций чем его подчиненные. В противном случае можно считать, что руководителем достигнуто «границы некомпетентности» и он или она превращаются в «узкое место» для социотехнической системы (узкое место или bottleneck – так называют явление, когда производительность или возможности целой системы ограничены возможностями того или нескольких элементов этой системы).

По классификации авторов , законы управления делятся на общие и специфические. Специфические зависят от природы и характеристик систем, нами рассматриваются и могут существенно различаться между собой. По общим законам управления, то к ним относятся закон специализации управления, закон интеграции управления, закон экономии времени.

Закон специализации управления: усложнение технологических процессов, появление новых средств труда, новых методов организации производства и информационных систем требует от профессиональных руководителей наличии узкоспециализированных знаний и навыков в различных областях, что приводит к формированию внутри организаций групп руководителей с соответствующими профильными знаниями (технических и финансовых директоров, руководителей PR-подразделений, системных администраторов и т.п.).

Закон интеграции управления: интеграционные процессы внутри организации или в рамках систем управления происходят до тех пор, пока они способствуют высоким темпам инноваций, мобильности, уменьшению стоимости ресурсов и получению «эффекта масштаба» (когда при увеличении размеров организации и количества произведенной продукции затраты на единицу продукции уменьшаются) . Интеграция происходит путем заключения формальных и неформальных договоренностей между субъектами хозяйствования, объединения усилий в сферах общих интересов, содействие налаживанию контактов в коммуникационной и управленческой области деятельности организаций.

Закон экономии времени: эффективность управления и результативность организации зависят от скорости реакции менеджера на изменение рыночной ситуации и мобилизации ресурсов организации для удовлетворения конкурирующих потребностей. Решение вопросов в короткие сроки времени, по сравнению с организациями-конкурентами, позволяет усилить свои позиции на рынке и использовать «эффект новизны», став лидером (проводником) во внедрении изменений, выгодных вашей фирме. Обратным примером действия закона экономии времени является Первый закон Паркинсона, согласно которому «работа занимает все время, отводимое для ее выполнения», то есть большинство дел выполняются руководителями в момент именно потому, что им известны сроки завершения работы, и к их приближения задачи не рассматриваются как первоочередные.

Кроме законов, в менеджменте выделяют закономерности управления. Закономерности управления непосредственно связанные с законами менеджмента, поскольку закономерностью мы называем последовательный проявление действия закона в реальной жизни или наиболее важные и повторяющиеся во времени тенденции, отражающие устойчивые связи между элементами систем управления. Преимущественно исследователями менеджмента выделяются следующие его закономерности :

1. обусловленность теории и практики менеджмента трансформацией форм и методов организации экономических отношений -изменение роли человека в производственных отношениях приводит к изменению управленческих подходов и отношения к оценке человеческого труда.

2. Соответствие содержания управления формам собственности на имущество организации – интересы владельца являются определяющими для менеджеров, поскольку именно эти интересы представляют профессиональные руководители в организациях. Наличие формально декларируемых и реальных скрытых интересов владельцев всегда приводить к реализации и защиты менеджерами именно реальных и скрытых за счет формально заявленных. Собственность определяет критерии оценки эффективности управленческих действий – количественные или качественные, экономические или социальные, а также приоритеты деятельности управленческой системы.

3. Оптимизация уровней управления – поиск разумного баланса между специализацией труда и необходимостью создания управленческой иерархии (создание новых уровней управления), приводить к замедлению процесса принятия решений и потери системой гибкости, и необходимостью уменьшения звеньев управления, которые может привести к увеличению количества об объектов управления, контролируются одним субъектом управления, и к уменьшению роли управляющей системы в деятельности системы управляемой.

4. оптимального использования в процессах управления функции контроля – эффективность реализации данной функции зависит от определенности цели, стандартов выполнения работ и правильной организации процесса контроля: контроль не может быть постоянным, поскольку затраты на выполнение этой управленческой функции превысят доходы от основной деятельности, но контроль не может быть бессистемным, потому что в таком случае его результаты не могут оказывать корректирующее влияние на деятельность объекта управления.

5. Концентрации и динамического изменения функций управления -концентрация управленческой деятельности происходит с помощью основных функций менеджмента, которые предусматривают планирование, организацию, руководство и контроль за деятельностью субъектов и объектов управления. Различия по форме, содержанию и условиям деятельности приводит к возникновению специальных функций менеджмента в результате динамического изменения функций основных (общих).

Вопросы, связанные с законами и закономерностями менеджмента не могут быть нами полностью рассмотрены в рамках данного пункта; к тому же даже приведенные здесь законы и закономерности могут вызвать вопросы относительно интерпретации различных взглядов на то, какие именно причинно-следственные связи являются наиболее определяющими и должны в первую очередь приниматься во внимание менеджерами. Ответом на эту дилемму должно стать правило, известное как бритва Оккама: если существуют несколько описаний одного и того же явления, то выбирай то описание, которое является простым – самое оно будет верным.

ПОДІЛИТИСЯ:

В сфере управления, как и в любой другой сфере сознательной деятельности общества, действуют многообразные законы и закономерности:

    Закон единства и целостности системы управления. Система управления должна обладать организационным и функциональным единством. Без обеспечения единства и целостности системы управления невозможна эффективная деятельность ни одной большой системы – ни федерации, ни её субъектов, ни фирмы, ни её подразделений.

    Закон обеспечения необходимого числа степеней свободы - системы управления. Число степеней управляющих систем ограничивается рамками принятых в стране законов, нормами исполнительной власти, международными и национальными нормами, обычаями, обыкновениями, субъективными ограничениями. Недостаточное число степеней свободы управляющих систем может привести тот или иной бизнес в тупик, излишнее число степеней свободы – к незаконным или антиобщественным направлениям деятельности.

    Закон необходимого разнообразия систем управления. Этот закон предполагает, с одной стороны, разнообразие возможных форм управления, а другой – динамичное изменение их с целью обеспечения функционирования и развития производственных систем.

    Закон соотносительности управляющих иуправляемых систем означает, что системы должны соответствовать друг другу по функциональным и структурным возможностям.

4. Характеристика современных концепций управления

Процесный подход был впервые предложен приверженцами школы администра- тивного управления, которые пытались описать функции управления. Однако эти авторы рассматривали функции как независимые друг от друга. Процессный же подход изучает функции управления как взаимосвязанные.

Управление рассматривается как процесс, потому что работа по достижению целей с помощью других - это не какое-то единовременное действие, серия непрерывных взаимосвязанных действий. Эти действия, каждое из которых есть процесс, очень важны для успеха организации. Их называют управленческими функциями. Каждая управленческая функция тоже представляет собой процесс, потому что также включает серию взаимосвязанных действий. Процесс управления является общей суммой всех функций.

А. Файоль, которому приписывают первоначальную разработку этой концепции, считал, что существует пять исходных функций. По его словам, «управлять означает предсказывать и планировать, организовывать, распоряжаться, координировать и контролировать. Другие авторы разработали иные перечни функций. Обзор современной литературы позволяет выявить планирование, организацию, распорядительство (или командование), мотивацию, координацию, контроль, коммуникацию, исследование, оценку, принятие решения, подбор персонала, представительство и ведение переговоров или заключение сделок.

Системный подход к управлению позволяет рассматривать организацию как многоплановое явление, связывающее в органичное единство цели, ресурсы и процессы, протекающие в организации и вне ее. Теория систем впервые была применена в точных науках и технике. Системный подход - это не есть набор каких-то руководств или принципов для управляющих, это способ мышления по отношению к организации и управлению.

Система представляет собой целостность, состоящую из взаимозависимых частей, каждая из которых вносит свой вклад в характеристики целого. Все организации – открытые системы, поэтому им необходимо взаимодействие с внешней средой. Энергия, информация, материалы - это объекты обмена с внешней средой через проницаемые границы системы. Кроме того, организация как открытая система должна приспосабливаться к изменениям во внешней среде и делать это для того, чтобы продолжить свое функционирование.

Модель организации как открытой системы представлена на рис. 1 На входе организация получает из окружающей среды информацию, капитал, человеческие ресурсы и материалы. Эти компоненты называются входами. В процессе преобразования организация обрабатывает входы, преобразуя их в продукцию или услуги. Продукция и услуги являются выходами организа­ции, которые она выносит в окружающую среду. Если организация управле­ния эффективна, то в ходе процесса преобразования возникает добавочная стоимость входов. В результате появляются многие возможные дополни­тельные выходы, такие, как прибыль, увеличение доли рынка, увеличение объема продаж (в бизнесе), реализация социальной ответственности, удовле­творение работников, рост организации и т.п.

Входы Преобразования Выходы

Информация

Материалы

Трудовые

Обработка и

преобразование входов (зависит от эффективности

управления)

Продукция или услуги

Прибыль (в бизнесе)

Социальная

ответственность

Доля рынка

Удовлетворенность

работников

Рис. 1. Организация - открытая система

Ситуационный подход внес большой вклад в теорию управления, так как позволил использовать возможности и достижения науки в конкретных ситуациях и условиях. Центральным моментом ситуационного подхода является ситуация, т.е. конкретный набор обстоятельств, которые сильно влияют на организацию в данное конкретное время. Из-за того, что в центре внимания оказывается ситуация, ситуационный подход подчеркивает значимость «ситуационного мышления». Используя этот подход, руководители могут лучше понять, какие приемы будут в большей степени способствовать достижению целей организации в конкретной ситуации.

Разработанный в конце 60-х годов ситуационный подход, не считает, что концеп- ции традиционной теории управления неверны. Системный подход, с которым ситуационный тесно связан, пытается объединить различный частичные подходы. Он также подчеркивает неразрывную взаимосвязь между управленческими функциями и не рассматривает их по отдельности.

Как и системный, ситуационный подход не является простым набором предписываемых руководств. Это, скорее, способ мышления об организаци­онных проблемах и их решениях. Ситуационный подход пытается увязать конкретные приемы и концепции с определенными конкретными ситуациями для того, чтобы достичь целей организации наиболее эффективно. Он расши­рил практическое применение теории систем, определив основные внутрен­ние и внешние переменные, влияющие на организацию. С точки зрения си­туации «лучшего способа» управления не существует.

Одной из наиболее популярных в 80-е годы системных концепций ме­неджмента стала теория «7-С» , разработанная двумя парами исследователей, работавших с консультационной фирмой «МакКинзи». Первую пару соста­вили Томас Питере и Роберт Уотерман - авторы известной книги «В поисках эффективного управления», вторую пару - Ричард Паскаль и Энтони Атос - авторы бестселлера «Искусство японского управления: пособие для амери­канских управляющих». Исследования привели их к выводу о том, что эф­фективная организация формируется на базе семи взаимосвязанных состав­ляющих, изменение каждой из которых требует соответствующего измене­ния остальных шести. Так как по-английски название всех этих составляю­щих начинается на «С», эта концепция получила название «7-С».

Ключевыми составляющими являются следующие:

стратегия - планы и направления действия, регламентирующие распре­деление ресурсов, фиксирующие обязательства по осуществлению конкрет­ных действий во временной достижения поставленных целей;

    структура - внутренняя композиция организации, отражающая распаде­ние организации на подразделения, иерархическую субординацию этих под­разделений и распределение власти между ними;

    системы - процедуры и рутинные процессы, протекающие в организации;

    штат - важные группы кадров, существующие в организации, охаракте­ризованные по возрасту, полу, образованию и т.п.;

    стиль - способ, с помощью которого руководители управляют организацией;

    квалификация - отличительные возможности ключевых людей в организации;

    разделенные ценности - смысл и содержание основных направлений Деятельности, которые организация доводит до своих членов.

В соответствии с данной концепцией только те организации могут эффективно функционировать и развиваться, в которых менеджеры могут содержать в гармоничном состоянии систему, состоящую из данных семи компонентов.

В 1981 г. американский профессор Уильям Оучи выдвинул теорию « Z » , вкоторой используется эффективный японский подход к управлению. Теорию «Z» нельзя отнести к разряду общих теорий управления, но она ознаменовала попытку отказа от ситуационного подхода в пользу создания обобщённого описания управления. Предложив теорию «Z» управления организацией, Оучи попытался сформулировать лучший путь управления любой организацией.

Исходным пунктом концепции Оучи является положение о том , что человек это основа любой организации, и от него в первую очередь зависит успех ее функционирова -ния . Оучи сформулировал основные положения и правила управления людьми, опираясь на которые можно добиться эффективного управления. Идеи теории «Z» в сжатом виде сводятся к следующему:

    долгосрочный наём кадров;

    групповое принятие решения;

    индивидуальная ответственность;

    медленная оценка кадров и их продвижения;

    неопределенный, неформальный контроль четкими и формализованными методами;

    неспециализированная карьера;

    всесторонняя забота о работниках.

Краткий обзор учений XX в. об управлении показывает, что управленческая мысль постоянно развивалась, выдвигая все новые и новые идеи о том, как должно вестись эффективное управление. В то же время практика бизнеса и управления им всегда оказывалась сложнее, глубже и разнообразнее, чем соответствующая теоретическая мысль, открывая время от времени перед исследователями управления все новые, ранее неведомые стороны и качества и ниспровергая с пьедестала незыблемых истин положения и теории, которые претендовали на окончательные истины об управлении.

В управлении производством имеет место система общественных отношений, носящих как базисный, так и надстроечный характер. Эти отношения подчиняются соответствующим законам. Законы развития производства - это наиболее существенные, устойчивые объективные взаимозависимости и связи в явлениях и процессах производства. Управление производством основывается на системе законов, которая включает:

экономические законы;

законы развития техники, технологии и научного знания о них;

законы кибернетики и системотехники;

законы развития общества и собственно законы управления общественным производством.

Эти законы действуют не изолированно, а все вместе, одновременно и взаимообусловлено. Поэтому реализация требований законов в механизме управления предполагает, во-первых, учет действий не одного какого-то закона, а всей их системы, а во-вторых, такую организацию деятельности людей, при которой действие законов помогает им наиболее эффективно достигать поставленных целей. Существуют две стадии в познании законов. Эмпирическая, при которой раскрывается связь явлений, их глубинных сторон и зависимостей, разграничение сущности и форм проявления с установлением их связей, определении количественной характеристики явлений и выяснении механизма действия законов как системы.

Приходится констатировать, что отечественная наука находится на эмпирической (первой) ступени познания законов развития производства. Что касается законов управления, то они не сформулированы вообще.

Для примера назовем лишь некоторые законы управления, сформулированные современными учеными-управленцами:

закон специализации управления;

закон интеграции управления;

закон необходимой и достаточной централизации управления;

закон времени - закон управления временем;

закон единства политических и экономических основ управленческих решений;

закон плановой основы управления производством и т.п.

Анализ названных законов показывает, что они являются, прежде всего, принципами и правилами построения системы управления, а не законами. В их определении отсутствуют требования даже эмпирической стадии познания, когда должны быть вскрыты причинно-следственные связи между явлениями в управлении производством.

Даже те немногочисленные исследования в области теории и практики управления, которые проводились в республике, в настоящее время из-за дефицита средств свернуты. Теоретическая непроработанность реформ вряд ли может привести к их успеху.

В любой системе, будь то естественная или искусственная, закрытая или открытая, главенствуют свои законы. Системы управления не исключение. Рассмотрим основные из них:

  • 1. Синергия
  • 2. Информированность - упорядоченность
  • 3. Самосохранение
  • 4. Единство анализа
  • 5. Развитие
  • 6. Композиции и пропорциональности
  • 7. Специфические законы социальной организации
  • 8. Принципы статической организации
  • 9. Принципы динамической организации

Основными по степени влияния на систему управления, как неотъемлемую часть организации являются следующие законы:

1. Закон сохранения организации - организация стремиться к возрастанию упорядоченности, т.е. применительно к управляющей системе. Организация стремиться к устойчивости, которая является основой сохранения организации. Во всех случаях систем управления можно наблюдать противоречие между внутренней и внешней мотивировкой. Если внутренняя мотивировка субъекта управления примерно совпадает с потенциальными возможностями, а взаимодействие с объектами управления, соответствующим имеющимся правам и ресурсам, то в этом случае можно говорить о гармонии в системе управления. Это приводит к выводу о наличии двух критериев.

a. добиваться внутренней стабильности системы управления

b. стабильности взаимодействия системы управления с внешней средой.

  • 2. Закон разнообразия гласит, что эффективность управления может быть обеспечена только в том случае, если разнообразие средств управляющего, хотя бы не меньше, чем разнообразие средств управляемой ситуации.
  • 3. Закон дополнений гласит о том, что наиболее организованы те системы управления, где части дополняют друг друга
  • 4. Закон минимума - устойчивость системы управления зависит от наименьшего сопротивления всех ее частей в каждый момент времени. Иначе говоря, суммарная устойчивость считается по самому слабому звену в цепи системы.
  • 5. Закон взаимодействия с окружающей средой и его критический уровень утверждает, чем более изменчива среда, тем менее устойчива система. Чем среда консервативней, тем устойчивее система. При этом структура объекта управления повторяет колебания среды. Во взаимодействие системы со средой существует некоторый критический уровень управляющих воздействий среды. Если количество информации превысит его, то придет не соответствие с принципами внутри системы. Постоянно растущие информационные потоки в течении долгого времени не могут выдержать даже самые опытные руководители.
  • 6. Закон обратной связи гласит, что обратная связь это объективное явление свойство системы, позволяющее регулировать будущее поведение прошлым и рассматривать как входной сигнал о разнице между заданным и фактическим результатом, заставляющее второе сближаться с первым.
  • 7. Закон тождественности организации и информации утверждает, что организация порождает информацию, которая является толчком для организации. Информация понимается здесь как ядро организации. Важнейшим условием эффективного управления системой является соблюдение этого закона. Таким образом, внешние и внутренние информационные потоки, связанные с состоянием предприятия и внешней средой, а также, взаимосвязанные с ними, внутрисистемные информационные потоки образуют базовые информационные потоки, которые являются основой для выработки управляющей информации, как главного продукта деятельности системы управления в организации.

Не менее важное значение играют принципы управления, представляющие собой основные правила и положения, которыми руководствуются работники аппарата управления. На практике они могут выступать в формах организационных регламентов, нормативов, норм права и морали, различных социально-психологических установок и т.п. Принципы управления, так же как и законы, объективны, поскольку они базируются на законах и выражают их требования. Однако они в то же время субъективны, потому что формулируются людьми. Таким образом, принципы управления представляют собой результат обобщения объективно действующих законов и форм их проявления в управлении производством. В такой трактовке принципы выступают в качестве руководящих начал, чтобы практическая деятельность всех участников производства не противоречила законам природы и общества и тем самым оказывала эффективное воздействие на процессы их развития. В этом состоит суть сознательного использования законов в управлении.

Поскольку принципы управления субъективны, то между ними и законами нет вербального соответствия. Это означает, что на практике один закон может быть реализован в нескольких принципах и, наоборот, несколько законов в одном принципе. Особенность принципов управления белорусской и российской управленческих научных школ состоит в том, что все они сформулированы без открытия соответствующих законов. Однако проблема заключается не в том, что выбраны неверные принципы, а в том, что за их провозглашением не следуют конкретные действия. Невыполнение требований законов, постановлений директивных органов, судебных решений даже на самых высоких уровнях управленческой пирамиды стало обыденной практикой.

Все принципы управления условно можно разбить на две группы:

системотехнические, отражающие законы построения и функционирования систем управления;

социально-экономические (социально-политические), отражающие законы развития общества, экономики и производства.

К системотехническим (общеорганизационным) принципам, например, относятся следующие:

принцип полномочности;

единства распорядительства;

иерархичности;

специализации и кооперации труда в управлении.

Эти принципы проработаны достаточно полно и широко применяются на практике. Касаясь социально-экономических и политических принципов, следует отменить, что в подавляющем большинстве они сформулированы некорректно, не отражают глубинной сущности протекаемых в экономике процессов, несут идеологическую нагрузку, устарели и по этой причине не составляют надежный теоретический фундамент механизма управления, тем более в изменившихся условиях. Что могут дать современному руководителю такие принципы, как принцип социалистического соревнования, принцип единства долга и дела, принцип демократического централизма и т.п.? Это скорее лозунги, а не руководящие правила. Поэтому переход к рыночной концепции управления требует незамедлительного проведения научно-исследовательских работ в этом направлении науки управления, тем более что пока еще есть квалифицированные кадры в данной области науки. Принципы управления не могут быть неизменными, стандартными. В процессе развития производства они также должны видоизменяться, отражать новые условия управления им. Проблема состоит в том, что реорганизация действующей административной системы на этом уровне значительно опередила по времени и масштабам формирование заменяющих ее элементов рыночных структур и отношений, что привело к появлению управленческого вакуума. Это вызвало, с одной стороны, развал четкой и жесткой системы планирования, контроля, распределения, связей, сбыта, ликвидации зависимости от вышестоящих уровней, а с другой - правовую, экономическую и организационную неопределенность в вопросах полноты реальной хозяйственной самостоятельности, взаимоотношений с поставщиками, потребителями, посредниками, государством и т.п.

Введение


Теория управления представляет собой науку, изучающую процессы управления в социально-экономических системах, содержание и форму управленческих отношений, закономерности их возникновения и развития, а также принципы эффективного управления.

Необходимость изучения теории управления в современных условиях обусловлена тем, что существенной стороной действительности как проблемы нашего времени является сложность. Современная организация представляет собой сложную открытую, динамическую систему, имеющую набор взаимосвязанных целей.

В последнее десятилетие XX века системный кризис поразил все сферы жизнедеятельности российского общества. Одна из главных причин кризиса - развал системы государственного и производственного управления. Потеря управляемости экономики обернулась глубоким спадом производства, деловой активности и жизненного уровня населения. Такое положение дел является следствием неспособности руководителей планировать и организовывать свою деятельность в соответствии с наиболее важными законами и принципами управления. Следовательно, от того, насколько точно и правильно соблюдаются законы и принципы управления в деятельности учреждения напрямую зависит эффективность функционирования данного учреждения.

Актуальность исследования определяется тем, что в настоящее время трудно назвать более важную и многогранную сферу деятельности, чем управление, от которого в значительной мере зависят и эффективность производства, и качество обслуживания населения.

Все сказанное подтверждает актуальность проблемы исследования законов и принципов управления.

Объектом исследования является: управление.

Предмет: законы и принципы управления.

Цель курсовой работы: изучить основные законы и принципы управления.

Исходя из цели, необходимо решить следующие задачи:

дать общее понятие термина «управление»;

исследовать законы и принципы управления, и дать их краткое описание;

изучить и охарактеризовать законы и принципы управления в системе таможенных органов, на примере Красноярской таможни.

Рассмотрением данной темы занимались многие ученые, например: Алехин А.П., Кармолицкий А.П., Козлов Ю.М., Атаманчук Г.В., Бурганова Л.А., Граждан В.Д., Гречикова И.Н., Драго Р., Игнатов В.Г., Албастова Л.Н., Швец Л.Г., Киселев А.Г., Кнорринг В.И., Курашвили Б.П., Паркинсон С.Н., Радченко А.И., Рыкунов В.И., Слепников И.М., Аверин Ю.П., Слепцов Н.С., Лапуста М.Г., Смирнов Э.А., Ирхин Ю.В. и многие другие.

Теоретической базой являются учебная и методическая литература по теме исследования, публикации в прессе, а также ресурсы Интернет.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемых источников.

Во ведении обосновывается актуальность выбранной темы, формируются цели задачи исследования.

В первой главе описываются теоретические аспекты теории управления, подробно раскрываются законы и принципы управления.

Вторая глава посвящена изучению практической реализации законов и принципов управления (на примере Красноярской таможни) в таможенных органах.

В заключении делаются выводы об основных момента поделанной работы.


1. Законы и принципы управления


1.1 Понятие управления


Существует более десятка определений понятия «управление». Управление - свойство, внутренне присущее любым сложным системам на любой ступени развития. Приведем некоторые из них, лучше всего отражающие суть этого феномена.

Управление - это способность целостных динамических систем производить структурную и функциональную перестройку в ответ на изменения в условиях внутренней и внешней среды их существования.

Управление - это процесс воздействия субъекта на объект, направленный на упорядочение, сохранение, разрушение или изменение системы объекта в соответствии с поставленной целью.

Управление - есть функция организованных систем различной природы (биологических, технических, социальных), обеспечивающая их целостность, т.е. достижение стоящих перед ними задач, сохранение их структуры, поддержание должного режима их деятельности.

По А. Файолю: «Управлять - значит предвидеть, организовывать, распоряжаться, координировать и контролировать».

В широком смысле управление означает руководство чем-либо (или кем-либо). Однако ограничиться такой констатацией недостаточно. Следует раскрыть содержание этого руководства, его сущностные черты.

Управление - деятельность управляющей подсистемы, заключающейся в выработке управляющего воздействия и его осуществления и направленная на эффективное достижение цели деятельности системы в целом.

В определении содержится главное, ради чего осуществляется управление деятельностью и сама деятельность - цель. Далее отмечается необходимость выработки и осуществления непрерывного воздействия на управляемую подсистему , подчеркивая этим самым необходимость деятельности и по выработке управляющего воздействия, и по осуществлению того воздействия, то есть по существу предусматривает в составе управленческой деятельности, кроме задач выработки управляющего воздействия, и организаторские задачи по обеспечению выработанного решения. И, наконец, отмечается необходимость эффективного управления.

Особенностью современного управления является его направленность на эффективное ведение хозяйства в условиях дефицитности ресурсов, постепенное уменьшение регулирования производства административными методами, интенсификацию производства.


.2 Основные законы управления и их характеристики

В основе менеджмента лежит система экономических законов, закономерностей управления в условиях рыночных отношений. Законы и закономерности носят объективный характер, т.е. не зависят от воли людей, а, напротив, определяют их волю, сознание и намерения. Закон - это не зависящая ни от чьей воли, объективно наличествующая непреложность, заданность, сложившаяся в процессе существования данного явления, его связей и отношений с окружающим миром.

Законы характеризуют (Приложение 1): единство процессов объективного мира; связь мировых процессов; взаимозависимость мировых процессов; цельность мирового процесса. Каждый руководитель должен знать и постоянно осознавать тот факт, что его деятельность связана с действиями законов природы и общества, законов управления. Понимание руководителем этих законов и согласование своих действий с проявлениями законов будет способствовать его деятельности, в противном случае его ожидает неудача или крах.

В объективном мире действуют всеобщие законы развития природы, общества и мышления. Это законы диалектики (Приложение 2) :закон единства и борьбы противоположностей; закон отрицания; закон перехода количественных изменений в качественные. На основе законов вырабатывается методология исследования процессов управления, формулируются принципы управления, которые в виде правил и рекомендаций отражают отдельные стороны и требования этих законов.

Законы управления как специфические законы выражают наиболее существенные связи и отношения различных сторон управления между собой и элементами внешней среды. В первую очередь эти законы затрагивают те стороны управления, для которых характерно взаимовлияние: когда изменение формы и содержания одной стороны управления вызывает устойчивые и вполне определенные изменения другой. Например, такая взаимозависимость наблюдается между организационными формами и методами управления и материально-технической основой управления (средствами управления). Согласно сложившейся практике законы управления принято делить на 3 основные группы.

К первой группе относятся общие (объективные) законы управления. Объективными законами управления принято считать законы, свойственные управлению в целом и выражающие зависимости, формирующиеся независимо от воли отдельных субъектов. Во вторую группу входят частные, или субъективные законы управления , посредством применения которых можно в значительной степени повысить эффективность функционирования системы в целом, а также ее отдельных элементов и звеньев. Эти законы затрагивают те стороны управления, для которых характерно взаимовлияние: когда изменение формы и содержания одной стороны управления вызывает устойчивые и вполне определенные изменения другой. К числу субъективных законов управления относятся закон изменения функций управления, закон сокращения числа ступеней управления, закон распространенности контроля. К третьей группе относятся «специальные» законы, - непосредственно не связанные с управлением, но способные оказать значительное влияние на результаты деятельности организации. К законам третьей группы относятся экономические, юридические, социальные и иные законы.

Специфические законы управления выражают наиболее существенные связи и отношения различных сторон управления между собой и с элементами внешней среды. В первую очередь эти законы затрагивают те стороны управления, для которых характерно взаимовлияние: когда изменение формы и содержания одной стороны управления вызывает устойчивые и вполне определенные изменения другой. Например, такая взаимозависимость наблюдается между организационными формами и методами управления и материально-технической основой управления (средствами управления).

) К общим законам управления можно отнести:

Закон соответствия социального содержания управления форме осуществления деятельности, являющейся объектом управления.

Закон преимущественной эффективности сознательного и планомерного управления.

Закон единства системы управления.

Закон соотносительности управляющей и управляемой систем.

Закон соответствия содержания и форм прямой и обратной связи в системе управления экономической природе отношений между ее подсистемами.

Закон единства действий законов управления.

Смысл закона соответствия социального содержания управления форме осуществления деятельности, являющейся объектом управления, заключается в следующем. Управление имеет две стороны. С одной стороны, оно представляет собой объективный процесс руководства трудом работников, с другой - отношения сторон в процессе осуществления конкретной деятельности. Первая особенность означает, что управление является исторически обусловленной необходимостью, так как работники в условиях совместного труда вынужденно вступают в управленческие отношения, подчиняясь указаниям руководителя производственного процесса. Другая особенность свидетельствует о том, что стороны, участвующие в трудовом процессе, вступают друг с другом в отношения собственности. Если возникновение отношений управления обусловлено природой общественного труда и уровнем его кооперации, то характер производственных отношений определяется отношениями собственности, свойственными данной общественной формации.

Закон преимущественной эффективности сознательного и планомерного управления гласит , что экономические системы с сознательным планомерным управлением потенциально и фактически эффективнее систем со стихийной регуляцией протекающих в них экономических процессах. Планомерность развития, основанная на использовании объективных экономических законов, создает возможность оптимального развития экономики в интересах всего общества. Непосредственная связь производства с потреблением (социальный маркетинг), задач управления с интересами работников (социальный менеджмент) создают у трудящихся искреннюю заинтересованность в повышении эффективности работы организации. Целью управления становится достижение в интересах общества наивысшего экономического эффекта при оптимальном использовании ресурсов для более полного удовлетворения растущих материальных и духовных потребностей населения.

Согласно закону единства системы управления, деятельность любой организации представляет собой единую централизованно управляемую систему. В свою очередь, указанная система разделена на иерархические уровни управления, каждый из которых представляет собой подсистему (или совокупность подсистем) вышестоящей иерархической системы. Иерархическая структура организации составляет основу ее планомерного развития и функционирования.

Сущность закона соотносительности управляющей и управляемой систем (субъекта и объекта управления) заключается в соответствии сферы управления конкретному виду деятельности. Любая система управления состоит из объекта и субъекта управления. В качестве объекта управления выступает хозяйственная деятельность организации. Субъект организации - это соответствующие органы или структурные подразделения, осуществляющие целенаправленное руководство объектом управления.

Объект и субъект управления оформлены в определенные системы - управляемую и управляющую. Эти системы представляют собой неотъемлемые составные элементы системы управления. Они находятся в непрерывном взаимодействии. При этом главная и определяющая роль принадлежит объекту управления (управляемой системе). Происходящие здесь изменения определяют содержание и динамику развития субъекта управления. Ведь именно субъект управления приводит в действие производительные силы отдельной организации и общества в целом. Поэтому чем выше эффективность управления, тем выше при прочих равных условиях эффективность совместной деятельности.

Смысл закона соответствия содержания и форм прямой и обратной связи в системе управления экономической природы отношений между ее подсистемами заключается в следующем. Управление состоит в подаче субъектом управления сигналов на выполнение соответствующих действий управляемой системой. Эти сигналы представляют собой команды-решения, принятые на основании информации, поступающей к управляющему органу из внешней и внутренней среды организации по каналам связи. Связь между управляющей и управляемой системами может быть прямой и обратной. Прямая связь выражается в форме сигналов-команд, идущих от субъекта к объекту управления. Обратная связь представляет собой сигналы-сообщения, поступающие от управляемой системы к управляющему органу и выражающие ее реакцию на управляющее воздействие.

Управляющее воздействие со стороны органа управления осуществляется в форме прямых команд субъективного и объективного типа. Для бесперебойного управления объектом этого еще не достаточно. Необходима обратная связь от управляемого объекта к управляющим органам в целях контроля системы и учета воздействия на нее внешней среды. Если обратная связь в системе отсутствует или по какой-либо причине не улавливается органом управления, то такая система в конечном итоге может выйти из-под контроля и превратиться в неуправляемую.

Суть закона единства действий законов управления состоит в том, что протекание явлений и процессов управления есть результирующая равноприложенных сил, каждая из которых подчиняется тому или иному закону управления. Законы управления непосредственно взаимодействуют, влияя друг на друга своими свойствами. Эффективность управления зависит от степени активного использования всей системы законов управления в совокупности.

Для того, чтобы наиболее полно использовать действие законов управления, необходимо, с одной стороны, уметь выделить действие каждого закона в отдельности, а с другой - выяснить механизм взаимодействия всех познанных законов, участвующих в данном конкретном управленческом процессе или явлении.

) Среди частных законов управления можно выделить законы, относящиеся к управленческой подсистеме, законы организации (т.е. управляемой подсистемы) и др. К ним относятся:

Закон изменения функций управления.

Закон сокращения числа ступеней управления.

Закон концентрации функций управления.

Закон распространения контроля.

Закон изменения функций управления гласит, что повышение или понижение уровня управления неизбежно влечет за собой возрастание значения одних функций и убывание значения других. Сущность закона сокращения числа ступеней управления заключается в том, что чем меньше уровней управления в структуре организации, тем при прочих равных условиях управление эффективнее и оперативнее. Закон концентрации функций управления устанавливает, что управление объективно стремится к большей концентрации функций на каждой ступени управления, а следовательно, к росту численности управленческого персонала. Согласно закону распространенности контроля существует определенная зависимость между числом подчиненных и возможностями контроля их действий со стороны руководителя.

3) Специальные законы являются служебными законами управления. Они неразрывно связаны со спецификой деятельности организации. Например, для предприятий пищевой и фармацевтической промышленности особенно важны законы химии, без применения которых невозможна разработка и осуществление технологических процессов в этой области. Среди специальных законов управления есть и такие, которые могут или должны применяться на любых предприятиях независимо от специфики их деятельности или организационно-правовой формы. Это экономические законы, регламентирующие порядок осуществления любой коммерческой деятельности, и юридические законы, регулирующие взаимоотношения хозяйствующих субъектов друг с другом и с органами государственной власти.

Закономерность - первоначальная формулировка закона в начале его теоретического осмысления и исследования. Законы и закономерности устанавливают общие, существенные и необходимые связи между изучаемыми явлениями. Все закономерности управления можно разделить на группы: закономерности, присущие управлению вообще как целенаправленному воздействию и закономерности менеджмента. К закономерностям управления относятся:

единство системы управления производством (устойчивость внутренних связей системы при изменении состояния внешней среды);

пропорциональность производства и управления (определенная соотносительность развития основного и вспомогательного производства, как одно из условий высокой производительности труда);

централизация и децентрализация управления (необходимость распределения задач, функций и полномочий (прав и ответственности по уровням иерархии управления));

соотносительность и адекватность управляющей и управляемой систем (соответствие управляющей системы управляемой).

1.3 Принципы управления: сущность и содержание

Принципы управления относятся к числу важнейших категорий управления. Под ними понимаются основные фундаментальные идеи, представления об управленческой деятельности, вытекающие непосредственно из законов и закономерностей управления.

Принципы управления - это наиболее общие, основополагающие правила и рекомендации, которые должны учитываться и выполняться в практической деятельности на всех уровнях управления. Их отличие от законов состоит в том, что законы существуют и действуют объективно, вне сознания людей, независимо от их воли и желания.

По своему предназначению принципы управления являются связующим звеном между фундаментальной основой теории управления - законами управления - и управленческой практикой. Они как бы переводят на язык практики объективные законы и закономерности.

Принципы управления имеют одновременно и объективный, и субъективный характер, что позволяет говорить о двойственном характере принципа управления. Принципы управления как основополагающие идеи управленческой деятельности непосредственно вытекают из законов управления и отражают объективную реальность, существующую в независимости от сознания человека, то есть они объективны. Вместе с тем каждый их принципов - это идея, то есть субъективная конструкция, субъективное построение, которое мыслительно совершает каждый руководитель на уровне его познания, общей и профессиональной культуры.

Свое предназначение принципы управления могут выполнять лишь в том случае, если их содержание соответствует объективным законам управления. Основное требование к принципам управления в том, чтобы их соблюдение повышало эффект практической деятельности.

Автором первых принципов управления был знаменитый французский специалист в области теории управления А. Файоль, который отмечал, что дело не в недостатке или избытке принципов, а в том, что надо уметь ими оперировать (Приложение 3). Эти принципы и составляют основу классической школы управления.

Выделяют принципы, в соответствии с которыми осуществляется построение и функционирование системы управления. К таким принципам относятся:

разделение функций управления и на их основе построение структуры управления, интеграции и дифференциации функций, которые выражаются в единстве системы органов управления;

сочетание операций различных функций управления - функций органа управления и внутренней структуры органа управления;

сочетание центризма и автономности в организации структуры управления;

принцип иерархии системы управлении - необходим для распределения информации и организации ее движения по ступеням системы управления, что обеспечивает взаимодействие высшего, среднего и низшего уровней управления.

К числу основных принципов управления могут быть отнесены: научность; системность и комплексность; принцип единоначалия в управлении и коллегиальности в выработке решений; принцип централизованности и децентрализованности; принцип пропорциональности в управлении; принцип единства распорядительства в управлении; принцип экономии времени; принцип приоритета функций управления над структурой при создании организаций и наоборот, приоритет структур над функциями управления в действующих организациях; принцип делегирования полномочий; принцип обратной связи.

научность - этот принцип требует построение системы управления и ее деятельности на строго научных основах. Как всякий принцип, отражающий развитие, он должен обладать внутренней противоречивостью, поскольку внутренняя противоречивость образует внутреннюю логику, создает внутренний импульс развития;

системность и комплексность - предусматривают изучение объекта управления и управляющей системы совместно и нераздельно. При этом должны быть определены цели и критерии для функционирования объекта и проведена структуризация, вскрывающая весь комплекс вопросов; решение которых обеспечивает соответствие системы управления установленным целям и критериям;

принцип единоначалия в управлении и коллегиальности в выработке решений - любое принимаемое решение должно разрабатываться коллегиально (или коллективно). Это означает всесторонность (комплексность) его разработок, учет мнений многих специалистов по различным вопросам. При решении сложных проблем (внедрении новой технологии, автоматизации производства, поиске новых каналов товародвижения и т.п.), высокие результаты достигаются при самом тесном общении и выявлении мнений опытных, квалифицированных рабочих, инженеров, агентов, дилеров, посредников и т.д.;

принцип централизованности и децентрализованности - централизация позволяет обеспечить жесткую взаимокоординацию звеньев в рамках целостной системы управления. Уровень централизации должен быть тем больше, чем выше требовательность к обеспечению единства и внутренней скоординированности, чем больше инвариантность деятельности организации и чем меньше требуется автономности и самостоятельности функционирования подразделений. Децентрализация способствует структурной гибкости, развитию адаптивных возможностей системы, позволяет быстро и оперативно реагировать на различные, в том числе и неожиданные изменения ситуации уже на уровне отдельных звеньев. Централизация и децентрализация находятся в единстве и взаимодополняют друг друга. Не может существовать полностью децентрализованная структура - она потеряет свою целостность. Но не может существовать и система управления, полностью лишенная децентрализации, - с потерей автономности она потеряет свою структурность;

принцип пропорциональности в управлении - принцип пропорциональности между подсистемами управления и производства и их взаимодействия отражается в соотносительности управляющей и управляемой частей организации. Суть ее заключается в обеспечении взаимного соответствия между субъектом и объектом управления. Рост и усложнение объекта управления (например, подсистемы производства) ведет к росту субъекта (управляющей подсистемы);

принцип единства распорядительства в управлении - рациональная структура управления - это структура, в которой установлена четкая персональная закрепленность полномочий распорядительства по каждому конкретному вопросу на каждом уровне и по отношению к каждому объекту управления (подразделению или работнику), за конкретным руководителем;

принцип экономии времени - требует постоянного уменьшения трудоемкости операций в процессе управления. Это в первую очередь относится к информационным операциям по подготовке и реализации решений;

принцип приоритета функций управления над структурой при создании организаций и наоборот, приоритет структур над функциями управления в действующих организациях - создание новых систем управления осуществляется для реализации определенного набора целей. Каждая цель реализуется набором задач. Затем эти задачи группируются по общности и для этих групп формируется набор функций, а затем набор производственных и управленческих звеньев и структур. В реально действующих системах управления управленческие функции распределены между производственными и управленческими звеньями и структурами, отлажены взаимосвязи между элементами структуры. В процессе функционирования организации лишние элементы структуры отмирают, а недостающие постепенно появляются, вместе с ними отмирают или появляются новые функции;

принцип делегирования полномочий; принцип обратной связи . Полномочия представляют собой ограниченное право использовать ресурсы организации и направлять усилия некоторых ее сотрудников на выполнение определенных задач. Делегирование полномочий означает передачу задач и полномочий лицу, которое принимает на себя ответственность за их выполнение. Главная практическая ценность принципа состоит в том, что руководитель освобождает свое время от менее сложных повседневных дел и может сконцентрировать свои усилия на решении задач более сложного управленческого уровня. Роль метода делегирования полномочий в управлении столь велика, что многие исследователи и практики склонны рассматривать его как отдельный принцип управления.

Обратная связь - это воздействие результатов функционирования, управления какой-либо системы (объекта) на характер этого функционирования, управления. Основная идея принципа обратной связи заключается в том, чтобы использовать сами отклонения системы (объекта) от определенного состояния для формирования управляющего воздействия. Суть принципа обратной связи заключается в том, что любое отклонение системы от её естественного или заданного состояния является источником возникновения в управляющей подсистеме нового движения, направленного на то, чтобы поддержать систему в её естественном заданном состоянии. На этой основе осуществляется не только гомеостазис, обеспечивающий сохранение системы и её приспособление (адаптацию) к новым внутренним (прежде всего у живых организмов и общества) или внешним условиям, но и обучение, накопление опыта, развития, совершенствования систем управления.

Принципы управления, будучи правильно познаны и сформулированы, становятся основными правилами, в соответствии с которыми осуществляется управленческая деятельность.

Таким образом, исследовав основные законы и закономерности управления, приведя их классификацию, выявив сущность и перечислив основные виды принципов, мы можем переходить непосредственно к анализу законов и принципов государственного управления, а также оценке эффективности функционирования современного государственного управления.


2. Практическая реализация законов и принципов управления в таможенных органах (на примере Красноярской таможни)


Специализированная служба таможенных органов Российской федерации создана с целью осуществления комплекса необходимых мер в интересах охраны таможенной границы РФ, административных зданий таможенных органов РФ, а также других объектов таможенной инфраструктуры.

Красноярская таможня входит в состав Сибирского таможенного управления (СТУ). В структуру СТУ входят: 12 таможен, 1 оперативная таможня, 68 постов. Сегодня под контролем СТУ находится более трети всей российско-казахстанской границы (около 2700 км), почти 3500 км российско-монгольской и 1586 км российско-китайской границы, а также 4164 км внешней границы с нейтральными водами по Карскому морю и морю Лаптевых. Общая протяженность таможенной границы в Сибирском федеральном округе составляет почти 12000 км. Протяженность сухопутной границы со странами дальнего зарубежья составляет 59%, со странами СНГ - 28% от общей протяженности сухопутной границы РФ (наибольший показатель среди всех региональных таможенных управлений ФТС России). Всего субъектов РФ - 12.


.1 Общая информация о Красноярской таможне


Наличие на территории Красноярского края большого количества участников экспортно-импортной деятельности обусловило открытие таможенного учреждения. Приказом Главного управления государственного таможенного контроля от 20 ноября 1989 года №192 в городе Красноярске был создан Красноярский таможенный пост, подчинённый Иркутской таможне. В 1990 году пост был преобразован в самостоятельную таможню, которой была определена зона деятельности территория Красноярского края, Тувинской АССР и Таймырского автономного округа. Затем, под влиянием объективной необходимости в местах наибольшей деловой активности экспортёров и импортёров, создавались оперативные подразделения Красноярской таможни.

Сегодня регион деятельности Красноярской таможни: Красноярский край, за исключением: районов Красноярского края: Ермаковский, Идринский, Каратузский, Краснотуранский, Курагинский, Минусинский, Шушенский, города Минусинска краевого подчинения Красноярского края.

Задачи и функции структурных подразделений Красноярской таможни представлены в Приложении 4.

В результате деятельности за первое полугодие 2012 года (по данным таможенной статистики) Красноярская таможня перечислила в федеральный бюджет 7 млрд. 766 млн. рублей, что больше на 849,295 млн. руб. по сравнению с АППГ. Оформлено 15230 деклараций на товары. Внешнеторговый оборот Красноярского края за период составил 3652,4 млн. долларов США, что на 9% больше, чем за 2011 год. В натуральном выражении объем продекла-рированных товаров снизился на 3% по сравнению с АППГ и составил 2935 тыс. тонн. Крупнейшими торговыми партнерами региона в экспортных операциях стали Нидерланды; в импортных операциях - Китай, Германия, США. Лидирующее положение в экспорте региона по-прежнему занимает продукция цветной металлургии, древесина, продукты неорганической химии. Импортируемыми товарами стали: оборудование и электрооборудование, глинозем, топливо минеральное и нефтепродукты. Проведено 47 инспекционных мероприятий в отношении участников внешнеэкономической деятельности, по результатам которых доначислено таможенных платежей и наложено взысканий в виде штрафа на общую сумму 5 млн. 945 тыс. рублей, взыскано 2 млн. 159 тыс. рублей. Возбуждено 215 дел об административных правонарушениях. Стоимость товаров, являющихся объектами правонарушений, составила 172 млн. 946 тыс. рублей. Возбуждено 8 уголовных дел, из них: 3 по ст. 193 УК РФ по факту невозвращения из-за границы средств в иностранной валюте, 3 уголовных дела по ч. 1 ст. 226.1 УК РФ по факту контрабандного перемещения через таможенную границу РФ сильнодействующие вещества «сибутрамин»; 2 уголовных дела по ч. 4 ст. 229 УК РФ. По прежнему большое внимание уделялось проблемам лесоэкспорта, а также работе по процедуре удаленного выпуска товаров. Кроме этого, под пристальным вниманием руководства таможни находилась работа, направленная на профилактику и борьбу с проявлениями коррупции.


.2 Законы и принципы в управлении Красноярской таможни


Ведущий принцип управления - системность. В управлении таможенными органами системность обеспечивает и совершенствует структурное и функциональное единство системы. Чем сложнее задачи, стоящие перед таможенными органами, тем большую значимость приобретает принцип обратной связи системы. Информация позволяет субъекту управления иметь представление о состоянии системы в каждый данный момент времени, о достижении заданной цели, с тем чтобы воздействовать на систему и обеспечить выполнение управленческих решений.

Система управления в таможенных органах состоит из следующих компонентов: механизма управления, структуры управления, процесса управления и механизма совершенствования системы управления.

Механизм управления составляют: законы, принципы, цели, методы и функции управления.

Для более глубокого понимания сущности управления в таможенных органах необходимо знать особенности, которые присущи этому управлению. К ним можно отнести: ярко выраженную нацеленность управления на конечный результат служебной деятельности; сочетание управленческой деятельности внутри системы с работой с участниками ВЭД; осуществление полномочий органа государственного управления; допустимость разумного риска в процессе управления; динамичность процессов управления в условиях противоборства сотрудников таможенных органов с недобросовестными участниками ВЭД, контрабандистами и их пособниками; относительная неопределенность условий, в которых осуществляется управление.

Управление в таможенных органах опирается как на объективные экономические законы и законы управления, так и на формирующуюся на их основе единую систему интересов всех участников оперативно-служебной деятельности: общественных, коллективных и личных. Важной особенностью управления является то, что оно играет созидательную роль, повышая эффективность таможенной деятельности.

Законы управления отражают общие, существенные и необходимые связи между элементами и подсистемами системы управления, происходящими в ней процессами и внешней средой. Они объективны и не зависят от сознания и воли людей. Знание законов позволяет учитывать их требования при создании систем управления и при организации их функционирования. К ним относятся:

Закон единства системы управления.

Закон пропорциональности.

Закон оптимального соотношения централизации функций управления.

Закон соотносительности управляющей и управляемой систем и др.

Действие закона единства системы управления проявляется: в неразрывной цепи отношений управления от высших органов системы государственного управления до низших ее звеньев; в непрерывности, ритмичности, согласованности всех стадий, операций и этапов процесса управления; в единстве управления всеми составными частями глобальных целей и интересов людей; в единстве функций и методов управления; в единстве требований к сотрудникам аппарата управления.

Закон пропорциональности профессиональной деятельности и управления определяет, что важнейшей задачей управления является обеспечение оптимального пропорционального функционирования управляющей и управляемой систем, организация непрерывного сопряжения составных частей системы. Пропорциональность измеряется тем, насколько полно и четко будет обеспечена управлением основная деятельность системы - таможенное оформление и таможенный контроль, осуществление других функций, чтобы она могла с минимально возможными затратами дать необходимый эффект.

Закон оптимального соотношения централизации предполагает такое построение системы управления и такую организацию ее функционирования, при которой существует непрерывная и достаточно устойчивая подчиненность каждого нижестоящего звена системы таможенных органов центральным органам управления. Централизованное управление не означает предельно жесткой регламентации деятельности всех звеньев системы. Для каждого этапа развития системы существует свой оптимальный уровень централизации, под которым понимается максимальное соответствие форм централизации управления реальным потребностям системы, выражающим уровень ее развития. Суть закона соотносительности управляющей и управляемой систем состоит в требовании обеспечения соответствия управляющей системы управляемой. Изменение этой соотносительности происходит под воздействием различных факторов, главным образом организационных и экономических. Прежде всего уровень развития и функционирования управляющей системы должен соответствовать уровню оперативно-служебной деятельности управляемой системы.

Управление в таможенных органах опирается как на объективные законы управления, так и на формирующуюся на их основе единую систему принципов. В практике управления таможенными органами применяются общие, частные и организационно-технологические принципы.

Общие принципы управления - это стратегические нормы управления и они действуют во всех сферах и подсистемах таможенных органов. Однако действуют они специфически в каждой управленческой системе. Даже перечисление основных общих принципов управления (таких как системность, принципы обратной связи, информационной достаточности, оптимальности, соподчиненности и ряда других), а также их диалектическое влияние на систему управления в таможенных органах подтверждает это.

Принцип информационной достаточности означает, что в условиях небывалого роста объемов информации в таможенной системе, в том числе управленческой, огромное значение приобретает интенсификация информационных процессов. Достижение в таможенных органах поставленной цели в возможно более короткие сроки при наименьших материальных, финансовых и трудовых затратах является сутью принципа оптимальности управления. Оптимальность управления в таможенной системе обеспечивается различными методами и средствами. Важное значение в таможенной системе имеют и находятся в различной степени реализации и другие общие принципы управления.

Частные принципы управления в таможенных органах подразделяются на две большие группы: принципы, применяемые в экономической, социально-политической и духовной сферах таможенной деятельности, и принципы, имеющие место в системе таможенных органов как государственной правоохранительной организации, обеспечивающей в пределах своей компетенции экономическую безопасность РФ.

К частным мы относим следующие принципы управления: законности; централизации в сочетании с разумной децентрализацией; непрерывности; оперативности; гибкости; ответственности; преемственности; нацеленности на конечный результат и др .

Управление в таможенной системе опирается и на группы таких частных принципов, как принципы организации и деятельности государственной службы; принципы подбора кадров, их обучения и воспитания; принципы осуществления оперативно-розыскной деятельности и др.

Организационно-технологические принципы управления лежат в основе организационно-распорядительной и административно-исполнительской деятельности руководителей таможенных органов.

К ним можно отнести принципы управления: единоначалия; конкретности; разделения труда; скалярный; иерархии; единства распорядительства и одного начальника; делегирования полномочий; диапазона управления и др.

Особо необходимо подчеркнуть значение принципа единоначалия. Он предполагает, с одной стороны, коллегиальность управления, а с другой - установление строжайшей персональной ответственности за исполнительские функции. Коллегиальность не исключает, а предполагает личную ответственность каждого сотрудника за порученное ему дело.

В таможенных органах на всех уровнях руководства принцип единоначалия действует постоянно, так как руководители таможенных органов законодательно наделены правами и функциями единоначальника. Это выражается в:

полноте и объеме властных полномочий, предоставляемых для решения поставленных задач перед данной структурой;

наличии законодательного обеспечения реализации этой функции с ответственностью перед государством за использование предоставленных прав;

кадровом и структурном обеспечении реализации прав руководителей-единоначальников;

материальном и финансовом обеспечении правоохранительной деятельности со стороны государства;

наличии государственных гарантий социальной защищенности персонала военизированной и правоохранительной структуры.

На принципе единоначалия всей системой таможенных органов руководит Председатель ГГК России. На принципе единоначалия действуют и начальники региональных таможенных управлений - Красноярской таможне, опирающиеся в своей деятельности на коллегии управлений.

Успех в управлении таможенными органами обеспечивается единством действий всех должностных лиц, органов и организаций таможенной системы, участвующих в управлении. При этом важное значение имеет четкое определение специфики места и роли каждого, ясное распределение их компетенции, функций и прав в общем деле.

Принцип конкретности управления требует конкретного анализа ситуации, для чего нужна добротная научная информация о системе управления и о ее внешней среде.

Принцип разделения труда предусматривает, что вся деятельность по организации управления разбивается на простейшие операции, выполнение которых поручается конкретным звеньям системы управления. Каждое звено системы управления таможенным органом должно иметь четкие, конкретные обязанности.

Скалярный принцип определяет, что каждая организация (в том числе таможенный орган) должна иметь четко определенную иерархическую структуру.

Принцип иерархии предусматривает, что нижестоящий сотрудник или подразделение подчиняется вышестоящему. Каждый сотрудник административной иерархии отвечает перед вышестоящим за решения и действия не только свои, но и всех подчиненных ему сотрудников.

Принцип единства распорядительства и одного начальника определяет, что каждый сотрудник получает приказы и распоряжения только от одного начальника, так как это - необходимое условие единства действий, и что ни один сотрудник не должен докладывать более чем одному вышестоящему руководителю.

Принцип делегирования полномочий означает, что при передаче задачи из сферы деятельности руководителя подчиненному должны также передаваться и права для ее решения, а подчиненный должен принимать на себя ответственность за них.

Принцип диапазона управления предусматривает, что вышестоящее должностное лицо должно нести ответственность за деятельность строго определенного, оптимального количества подчиненных.

Таким образом, мы рассмотрели понятия об основных категориях теории управления, а именно законы и принципы управления, применительно к таможенной службе. Знание рассмотренных категорий имеет важное значение: во-первых, они позволяют понять сущность и механизм управления; во-вторых, они способствуют методологически правильной, осознанной организации работы руководителей таможенных органов по управлению оперативно-служебной деятельностью подчиненных коллективов; в-третьих, знание рассмотренных категорий является основой для познания и эффективного применения законов и принципов управления; в-четвертых, правильное научное понимание значений основных категорий способствует совершенствованию имеющихся и созданию качественно новых структур управления таможенной деятельностью, что особенно важно в период модернизации таможенной службы.


Заключение


Таким образом, изложенные в курсовой работе положения дают возможность сделать вывод о том, что цель работы достигнута.

В первой части работы были рассмотрены теоретические аспекты управления, а именно законы и принципы управления.

Управление - это непрерывный информационный процесс воздействия на сотрудников организации, обеспечивающий их целенаправленное поведение при изменяющихся внешних и внутренних условиях, путем принятия и реализации управленческих решений.

Закон - объективно существующие, необходимые, существенные, устойчивые, повторяющиеся отношения между явлениями в природе и обществе. Закономерности - это наиболее важные и систематически повторяющиеся тенденции, которые, в свою очередь, отражают устойчивые взаимосвязи между элементами управления в организации.

Среди законов управления можно выделить: закон единства и целостности системы управления; закон сохранения пропорциональности и оптимальной соотносительности всех элементов системы правления; закон зависимости эффективности решения задач управления от объема использования информации; закон единства и соподчиненности критериев эффективности, используемых в процессе управления; закон совместимости технических средств и систем управления соподчиненных и взаимодействующих систем; закон соответствия потребного и располагаемого времени при решении задач управления.

Принципы управления - это наиболее общие, основополагающие правила, регламентирующие реальную управленческую практику в любой организации. Они формируют требования к системе управления организацией - функциям, методам и организационной структуре управления. Их отличие от законов состоит в том, что законы существуют и действуют объективно, вне сознания людей, независимо от их воли и желания. Принципы вытекают из законов, сознательно формируются в интересах практики и применяются в зависимости от конкретных условий. Принципы, сформированные А. Файолем, служат основой, на которой функционирует современная система управления.

К числу основных принципов управления могут быть отнесены: научность; системность и комплексность; принцип единоначалия в управлении и коллегиальности в выработке решений; принцип централизованности и децентрализованности; принцип пропорциональности в управлении; принцип единства распорядительства в управлении; принцип экономии времени; принцип приоритета функций управления над структурой при создании организаций и наоборот, приоритет структур над функциями управления в действующих организациях; принцип делегирования полномочий; принцип обратной связи. Основное требование к принципам управления состоит в том, чтобы их соблюдение повышало эффект практической деятельности. Свое предназначение принципы управления могут выполнять лишь в том случае, если их содержание соответствует объективным законам управления.

Во второй части работы нами рассмотрена практическаяреализация этих законов и принципов управления в системе таможенных органов, на примере Красноярской таможни. Таможенные органы РФ, являясь правоохранитель-ными органами, компетентны решать все вопросы, касающиеся осуществления таможенного дела на своей территории. Главной целью управления является - обеспечение реализации экономической политики РФ. Достижение этой цели управления реализуется решением соответствующих комплексов задач, и опирается как на объективные экономические законы и законы управления, так и на формирующиеся, на их основе принципы.

Законы управления таможни отражают общие, существенные и необходимые связи между элементами и подсистемами системы управления, это: закон единства системы управления; закон пропорциональности; закон оптимального соотношения централизации функций управления; закон соотносительности управляющей и управляемой систем и др.

В практике управления таможенными органами применяются общие, частные и организационно-технологические принципы.


Список используемой литературы

управление таможня красноярский

1.Алёхин Э.В. Государственное и муниципальное управление: Учебное пособие / Э.В. Алёхин. - Пенза: Пенз. гoс. ун-т, 2007. - 170 c.

2.Атаманчук Г.В. Государственное управление: Организационно-функциональные вопросы: Учеб. пособие. - М.: Экономика, 2008. - 301 с.

.Басовский Л.Е. Менеджмент Учеб. пособие / Л.Е. Басовский. - М.: ИНФРА-М, 2007. - 216 с.

.Бурганова Л.А. Теория управления: учеб. пособие / Л.А. Бурганова. - М.: Инфра-М, 2009. - 153 с.

.Дегтярев В.Г. Принципы и методы организации процессов управления в таможенных органах / В.Г. Дегтярев. - СПб.: Питер, 2006. - 269 с.

.Игнатов В.Г. Теория управления: Курс лекций / В.Г. Игнатов, Л.Н. Албастова - Ростов н/Д: ИЦ «МарТ», 2006. - 464 с.

.Кнорринг В.И. Искусство управления. Учебник / В.И. Кнорринг. - М.: Изд. БЕК, 1999. - 528 с.

.Красноярская таможня. [Электронный ресурс] Режим доступа: #"justify">.Лапыгин Ю.Н. Теория организаций: Учебное пособие / Ю.Н. Лапыгин. - М.: ИНФРА-М, 2007. - 356 с.

.Лысов О.Е. Государственное и муниципальное управление: Учебно-методическое пособие / О.Е. Лысов. - СПб.: ГУАП, 2004. - 131 с.

.Мухин В.И. Основы теории управления. Учебник / В.И. Мухин. - М.: Экзамен, 2002. - 256 с.

.Пивнев Е.С. Теория управления. Учебное пособие / Е.С. Пивнев. - Томск: Томский МЦДО, 2005. - 246 с.

.Пикулькин А.В. Система государственного управления: Учеб. пособие / Под ред. Т.Г. Морозовой. - М.: Закон и право, 2007. - 351 с.

.Теория организаций. Учебник / Под ред. В.Г. Алиева. - М.: Луч, 2001. - 432 с.

Теория управления: Учебник / Под общ. ред. А.Л. Гапоненко, А.П. Панкрухина. - М.: Изд-во РАГС, 2003. - 558 с.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.