Какой налог лучше для чоп. «просто о сложном: бухгалтерский учет и налогообложение в чоо, чоп, оп для руководителя, финансового директора, бухгалтера…» (11887)

Какой налог лучше для чоп. «просто о сложном: бухгалтерский учет и налогообложение в чоо, чоп, оп для руководителя, финансового директора, бухгалтера…» (11887)

Проблему безопасности образовательная организация может решить одним из следующих способов: организовать собственное охранное подразделение, обратиться к специализированному частному агентству или же воспользоваться услугами вневедомственной охраны при МВД России.

В этом материале мы расскажем о налоговых последствиях каждого из этих вариантов, а также о нюансах налогового учета охранных затрат организации.

Охранное подразделение

Пожалуй, собственную службу безопасности можно назвать тем роскошеством, которое требует значительных финансовых и трудовых затрат.

Так, у охранного подразделения должен быть собственный устав. Причем его надо согласовать с местным отделением милиции. Таково требование статьи 14 Закона РФ от 11 марта 1992 г. № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации».

Еще одна проблема - лицензия. Точнее, две лицензии: одна - позволяющая заниматься собственно охранной деятельностью, а вторая - покупать оружие и патроны. Милиция зачастую отказывает охранным подразделениям в таких лицензиях. Основанием для этого служит то, что якобы такие лицензии выдаются только специализированным охранным предприятиям.

С первой лицензией выход довольно прост - получать ее вовсе не обязательно. Дело в том, что такие лицензии обязательны только для фирм, которые оказывают охранные услуги на возмездной основе. Этот вывод следует из статей 1, 11 и 14 Закона № 2487-1. А служба охраны образовательной организации вправе работать без лицензии. Заметим, что к такому же выводу пришли судьи в постановлении ФАС Московского округа от 25 июня 2004 г. № КА-А40/4223-04.

А вот лицензию на оружие охранному подразделению колледжа действительно получить будет непросто. Поскольку в отношении таких лицензий судьи соглашаются с милицией. По их мнению, оружием могут пользоваться только те юридические лица, которые специально созданы для охранных целей (см., например, постановление ФАС Московского округа от 30 января 2006 г. по делу № КА-А40/13931-05).

Как правило, охранникам выдается форменная одежда. Учесть ее стоимость при расчете налога на прибыль можно, если форма остается в личном постоянном пользовании сотрудника. Это сказано в пункте 5 статьи 255 Налогового кодекса РФ. А если одежда не остается в собственности охранника, уменьшить налогооблагаемый доход нельзя. Это разъяснено в письме Минфина России от 10 марта 2006 г. № 03-03-04/1/203.

С этим выводом можно поспорить, поскольку перечень расходов на оплату труда в статье 255 Налогового кодекса РФ является открытым. Поэтому организация может списать стоимость форменной одежды на основании пункта 25 статьи 255 Налогового кодекса РФ. Естественно, при условии, что такие затраты предусмотрены в коллективных или трудовых договорах.

Если же вступать в судебное разбирательство нецелесообразно, лучше выдавать форму охранникам в собственность. Правда, при этом придется удерживать с сотрудников НДФЛ. Ведь пункт 3 статьи 217 Налогового кодекса РФ позволяет не исчислять налог на доходы физических лиц только со стоимости одежды, выдавать которую требует законодательство. Но форменная одежда охранникам выдается по инициативе колледжа. Следовательно, у них возникает доход в натуральной форме, облагаемый НДФЛ (п. 1 ст. 210 Налогового кодекса РФ). Также на стоимость формы придется начислить ЕСН и пенсионные взносы.

Можно также остановиться на следующем варианте. Выдать форму охране во временное пользование и не учитывать ее стоимость при расчете налога на прибыль. При этом не придется удерживать НДФЛ, а также начислять ЕСН и пенсионные взносы.

И наконец, организовывая собственную охранную службу, надо помнить о том, что статья 19 Закона № 2487-1 требует от работодателя за свой счет застраховать всех охранников на случай гибели, получения увечья или повреждения здоровья.

Тут следует обратить внимание на важный нюанс. Хотя организация не вправе отказаться от такого страхования, оно формально считается добровольным. Все дело в тарифах. Для обязательного страхования тарифы должны утверждаться соответствующими законами. Это требование статьи 11 Закона РФ от 27 ноября 1992 г. № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации». А, к сожалению, тарифы по страхованию охранников законом не утверждены.

Поэтому расходы на страхование охранников на случай гибели и потери трудоспособности можно отразить в налоговом учете лишь в пределах 10 000 руб. в год на одного охранника (п. 16 ст. 255 Налогового кодекса РФ). Взносы, превышающие этот лимит, в целях налогообложения учесть нельзя.

Что касается ЕСН, то на страховые премии этот налог не начисляется (подп. 7 п. 1 ст. 238 Налогового кодекса РФ). Налог на доходы физических лиц со стоимости страховки также не удерживается. Об этом сказано в подпункте 3 пункта 1 статьи 213 Налогового кодекса РФ.

Частные охранные предприятия

Согласно подпункту 6 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса РФ, средства, истраченные на охрану имущества, можно списать в уменьшение налогооблагаемого дохода. Эта норма в полной мере распространяется и на суммы, выплаченные частному охранному предприятию (ЧОП).

Само собой, с ЧОПом надо заключить договор, а также периодически (раз в месяц или раз в квартал) подписывать акты об оказанных услугах.

Также целесообразно требовать от частного охранного предприятия отчет об оказанных услугах. Эти документы будут основанием для учета расходов на охрану при расчете налога на прибыль.

Поскольку деятельность ЧОПов лицензируется, налоговые инспекторы при проверке образовательной организации могут потребовать копию лицензии охранников. Поэтому стоит заранее обзавестись такой копией. Ведь иначе есть риск того, что суд, руководствуясь статьей 173 Гражданского кодекса РФ, признает сделку организации с ЧОПом недействительной.

Вневедомственная охрана

С 1 января 2005 года суммы, истраченные на вневедомственную охрану, можно списывать на прочие расходы на основании подпункта 6 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса РФ. Документами, обосновывающими такой расход, как и в случае с ЧОПом, будут договор и акты.

Проблемы могут возникнуть, если организация списывала при расчете налога на прибыль суммы, уплаченные вневедомственным охранникам до 1 января 2005 года. При проверке инспекторы могут выдвинуть обвинение в занижении налога на прибыль. Дело в том, что Президиум ВАС РФ в постановлении от 21 октября 2003 г. № 5953/03 указал, что выручка вневедомственных охранников является для них целевым финансированием и не облагается налогом на прибыль. Основываясь на этом выводе, Минфин России в письме от 24 марта 2005 г. № 03-06-05-04/71 (тогда еще в ст. 264 Налогового кодекса РФ не было нормы, позволяющей списывать расходы на вневедомственную охрану в налоговом учете) сообщил, что организации не вправе уменьшить налогооблагаемый доход на вознаграждение, выплаченное вневедомственным охранникам. Аналогичная точка зрения приведена и в более позднем письме Минфина России от 24 июля 2006 г. № 03-03-04/2/180.

Ведь согласно пункту 17 статьи 270 Налогового кодекса РФ, деньги и другое имущество, переданные в рамках целевого финансирования, не уменьшают налогооблагаемую прибыль.

Однако отметим, что данный вывод можно и оспорить. Президиум ВАС РФ пришел к своему выводу на основании статьи 35 Закона РФ от 18 апреля 1991 г. № 1026-1 «О милиции» в редакции, действовавшей до 2004 года. Тогда там было сказано, что милиция финансируется, в частности, за счет средств, поступивших от организаций по заключенным договорам. Но действие этой нормы было приостановлено с 2004 года Федеральным законом от 23 декабря 2003 г. № 186-ФЗ.

Также можно оспорить и то, что эта выручка вневедомственной охраны относилась к целевому финансированию до 2004 года. Ведь в подпункте 14 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса РФ прописаны признаки, по которым то или иное поступление относят к средствам целевого финансирования. Так, получатель обязан использовать поступившие средства по назначению, указанному организацией, эти средства перечислившей.

Но, безусловно, образовательная организация не стала бы указывать милиционерам, на что они могут использовать свое вознаграждение. Следовательно, считать вознаграждение охранников целевым финансированием нельзя.

Теперь что касается налога на добавленную стоимость.

Как правило, решив сотрудничать с вневедомственной охраной, учреждение заключает два договора:
- об экстренном вызове наряда милиции;
- на техническое обслуживание комплекса охранных средств.

Первый договор заключают с управлением вневедомственной охраны при УВД. НДС такие услуги не облагаются на основании подпункта 4 пункта 2 статьи 146 Налогового кодекса РФ. Там сказано, что не возникает объекта налогообложения по НДС при оказании услуг органами, входящими в систему органов государственной власти, в рамках выполнения возложенных на них исключительных полномочий в определенной сфере деятельности. И Президиум ВАС РФ в постановлении от 25 ноября 2003 г. № 10500/03 подтвердил, что на основании подпункта 4 пункта 2 статьи 146 Налогового кодекса РФ подразделения вневедомственной охраны не должны платить со своей выручки налог на добавленную стоимость.

Заметим, что вплоть до конца 2004 года предприятия могли получать от вневедомственных охранников счета-фактуры с выделенными там суммами НДС.

Но поскольку обязанности начислять этот налог у охранников не было, по мнению Минфина России, у охраняемых организаций не возникало права на вычет уплаченного налога на добавленную стоимость. В частности, об этом было сказано в письме Минфина России от 29 июня 2004 г. № 03-1-08/1462/17@.

С таким подходом можно поспорить. Ведь в пункте 2 статьи 171 Налогового кодекса РФ прямо сказано, что налогоплательщик может принять к вычету весь предъявленный ему НДС. При этом колледж не обязан контролировать, является его контрагент плательщиком этого налога или нет. Достаточно того, что НДС выделен в счете-фактуре и уплачен. К такому выводу не раз приходили и арбитражные судьи.

Примерами могут служить постановление ФАС Поволжского округа от 27 сентября 2005 г. по делу № А65-809/05-СА2-11 и постановление ФАС Московского округа от 14 декабря 2005 г. по делу № КА-А40/12158-05.

Что же касается договора на техническое обслуживание комплекса охранных средств, то его заключают с местным отделом филиала ФГУП «Охрана». Данное предприятие создано на основании постановления Правительства РФ от 11 февраля 2005 г. № 66. Как и все другие унитарные предприятия, ФГУП «Охрана» является плательщиком НДС. Соответственно, заключив с ним договор, образовательная организация будет получать счета-фактуры, на основании которых сможет принять к вычету соответствующие суммы налога на добавленную стоимость.

На практике часто возникают вопросы, связанные с документированием и отражением в бухгалтерском и налоговом учете затрат на услуги охраны.

В данной статье рассмотрим порядок документального оформления услуг охраны, а также бухгалтерский учет и налогообложение этих расходов.

Гражданско-правовые отношения

К договору на оказание охранных услуг применяются правила гл. 39 «Возмездное оказание услуг» Гражданского кодекса РФ (п. 2 ст. 779 ГК РФ).

По такому договору исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги, а заказчик обязуется оплатить эти услуги (п. 1 ст. 779 ГК РФ).

Предметом такого договора является охрана сотрудниками исполнителя объектов заказчика и (или) жизни и здоровья его сотрудников.

В договоре следует поименовать те объекты и тех людей, которых исполнитель будет охранять:

  • наименование и адрес объекта, площадь охраняемого объекта;
  • фамилии, имена и отчества сотрудников организации.
Так же в договоре должны быть приведены реквизиты лицензии на предоставление охранных услуг (серия, номер, дата выдачи, срок действия) и перечень услуг, объем, содержание и порядок предоставляемых услуг, срок их оказания и стоимость.

В договоре должно быть определено количество охранников исполнителя.

Охрана имущества

Бухгалтерский учет

В бухгалтерском учете организации-заказчика расходы по оплате услуг, оказанных ей в целях осуществления деятельности организации, являются расходами по обычных видам деятельности (п. 5,7 Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утвержденного Приказом Минфина России от 06.05.1999 № 33н).

Расходы по оплате охранных услуг признаются организацией ежемесячно в последний день месяца, когда выполняются все условия признания расходов в бухгалтерском учете, перечисленные в п. 16 ПБУ 10/99.

При признании расходов на охрану в бухгалтерском учете счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» кредитуется на договорную стоимость оказанных услуг (без учета НДС) в корреспонденции со счетом учета соответствующих затрат (счета 20 «Основное производство», 26 «Общехозяйственные расходы» или 44 «Расходы на продажу»).

Сумма НДС, предъявленная исполнителем, отражается по дебету счета 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям», субсчет, например, 19-4 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным услугам», и кредиту счета 60.

Суммы, перечисленные исполнителю в оплату оказанных услуг, отражаются по дебету счета 60 и кредиту счета 51 «Расчетные счета» (Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденная Приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н).

Налог на прибыль организаций

Согласно пп. 6 п. 1 ст. 264 НК РФ расходы на услуги по охране имущества относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией.

Согласно абз. 3 пп. 3 п. 7 ст. 272 НК РФ расходы на оплату услуг по охране помещений признаются на последнее число периода, установленного договором для расчетов, т. е. ежемесячно на последнее число месяца.

Документальное обоснование расходов на охрану

Одним из первичных документов, служащих основанием для принятия к учету расходов на охрану, является акт их приема-передачи.

  • по состоянию на определенную дату заказчик принял услуги, оказанные охранным предприятием. Факт приема услуг является юридическим фактом, лежащим в основе всех дальнейших финансовых отношений;
  • охранные услуги оказаны охранной фирмой в полном объеме, который был предусмотрен договором на охрану;
  • заказчик не имеет претензий по качеству и составу оказанных охранной фирмой услуг;
  • услуги оказаны на определенную сумму с учетом налога на добавленную стоимость. Указание стоимости услуг в акте приема-передачи имеет существенное значение, поскольку он является подтвержденной сторонами величиной выручки для охранной фирмы, а для заказчика — расхода за конкретный период времени.
Кроме акта приема-передачи охранных услуг следует оформлять такую оперативную документацию, как отчеты исполнителя, согласованные графики дежурств, рапорты о выявленных нарушениях.

Все эти документы будут свидетельствовать о реальности оказанных услуг.

Сумма НДС, предъявленная исполнителем, оказавшим организации услуги по охране помещений, принимается к вычету на основании выставленного им счета-фактуры (пп. 1 п. 2 ст. 171, п. 1 ст. 172 Налогового кодекса РФ).

Пример

Организация заключила договор на охрану производственных помещений сроком на 1 год.

Оплата услуг за текущий месяц производится в следующем месяце не позднее 5-го числа на основании выставленных исполнителем счета и счета-фактуры.

Стоимость услуг за месяц составляет 59 000 руб. (в том числе НДС 9 000 руб.).

В учете Организации расходы по оплате услуг, оказанных специализированной фирмой, по охране производственных помещений организации следует отразить следующим способом:

Содержание операций Дебет Кредит Сумма, руб. Первичный документ
В месяце оказания услуг
Признаны расходы на приобретение услуг по охране производственных помещений (59 000 - 9 000) 20 (26,44) 60 50 000 Договор возмездного оказания услуг, Акт Счет
19-4 60 9 000 Счет-фактура
68/НДС 19-4 9 000 Счет-фактура
Отражено перечисление оплаты за оказанные в истекшем месяце услуги по охране помещений 60 51 59 000
Расходы на охрану арендованного имущества

По умолчанию все расходы, связанные с содержанием полученного в аренду имущества и поддержанием его в исправном состоянии, несет арендатор (п. 2 ст. 616 ГК РФ).

Поэтому, если по условиям договора обязанность по охране такого имущества не возложена на арендодателя, у организации-арендатора не должно возникнуть проблем с признанием затрат на его охрану.

Тем более что в пп. 6 п. 1 ст. 264 НК РФ речь идет о возможности учета расходов на охрану любого имущества, без уточнения, собственное оно, арендованное или находящееся у организации по иному законному основанию.

Налоговые органы в региональных управлениях, в частности в Москве, в целом не возражают против такого подхода (Письмо УФНС России по г. Москве от 26.02.2009 № 16-15/017006).

Охрана жизни сотрудников

Организация может обеспечивать охрану не только своего имущества, но и ценных сотрудников, таких как руководитель, или прочих лиц, например, имеющих доступ к коммерческой тайне.

Бухгалтерский учет

В данной ситуации стоимость услуг по личной охране, в частности, руководителя организации, оказанных частным охранным агентством (без НДС), включается в состав расходов по обычным видам деятельности на последнее число каждого месяца, за который данные услуги оказывались (на дату подписания акта сдачи-приемки оказанных услуг), и в бухгалтерском учете отражается на счетах 26 «Общехозяйственные расходы» или 44 «Расходы на продажу» в корреспонденции по кредиту счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» (п. п. 5, 6, 16 Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утвержденного Приказом Минфина России от 06.05.1999 № 33н, Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденная Приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н (далее — Инструкция по применению Плана счетов)).

Налог на добавленную стоимость (НДС)

Сумма «входного» НДС, предъявленного частным охранным предприятием со стоимости охранных услуг, может быть принята организацией к вычету на основании выставленных ей счетов-фактур (пп. 1 п. 2 ст. 171, п. 1 ст. 172 НК РФ).

Налог на прибыль организаций

В главе 25 НК РФ расходы на обеспечение безопасности персонала и на личную охрану отдельных сотрудников не упоминаются.

Однако такие затраты организация вправе учесть при расчете налога на прибыль, так как подп. 6 п. 1 ст. 264 НК РФ позволяет признавать не только расходы на охрану имущества, но и расходы на оплату иных услуг охранной деятельности. При этом защита жизни и здоровья граждан является одним из видов охранных услуг (п. 1 ч. 3 ст. 3 Закона РФ от 11.03.1992 № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в РФ»).

Указанные расходы признаются на дату подписания акта сдачи-приемки оказанных услуг (последнее число каждого месяца действия договора охраны) (п. 1, пп. 3 п. 7 ст. 272 НК РФ).

Документальное обоснование расходов на охрану сотрудников

По мнению Минфина России, рассматриваемые расходы могут быть учтены для целей налогообложения прибыли на основании подп. 6 п. 1 ст. 264 НК РФ при условии, что они соответствуют критериям, установленным ст. 252 НК РФ (Письмо Минфина РФ от 08.05.2007 № 03-03-06 /1/269).

Такой же точки зрения придерживаются суды (Постановления ФАС Северо-Западного округа от 25.05.2009 № А13-98 /2008 и от 19.07.2007 № А56-35010 /2006, Решение Арбитражного суда г. Москвы от 22.07.2011 № А40-23728 / 08-108-75).

Исходя из арбитражной практики, можно сделать вывод, что безопаснее включать в трудовые договоры с работниками, которым предоставляется личная охрана за счет компании, условие об этом. При наличии такого условия организации будет проще обосновать расходы (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 25.05.2009 № А13-98 /2008).

Если по каким-то причинам такое условие невозможно предусмотреть в трудовом договоре, то его можно указать в правилах внутреннего трудового распорядка или ином локальном акте, например, в приказе или распоряжении руководителя.

В таком документе также можно указать список охраняемых работников или перечень должностей.

Кроме того, в целях налоговой безопасности, с охранными организациями лучше заключать не отдельные договоры на персональную охрану, а так называемые смешанные или комплексные договоры на охрану не только самих работников, но также и имущества организации, находящегося при них (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 19.07.2007 № А56-35010 /2006).

Причем стоимость услуг по этому договору безопаснее указывать одной суммой.

При таком документальном оформлении у налоговиков не будет оснований утверждать, что эти расходы нельзя признать в налоговом учете, поскольку они не упоминаются в гл. 25 НК РФ. Наоборот, расходы на охрану имущества компании прямо указаны в пп. 6 п. 1 ст. 264 НК РФ.

Помимо этого, можно ссылаться на то, что охраняемый специалист является носителем информации, составляющей коммерческую тайну. Суды принимают этот аргумент и соглашаются, что расходы на обеспечение безопасности таких лиц являются для работодателя обоснованными (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 25.05.2009 № А13-98 /2008).

НДФЛ

Налоговики в ряде случаев настаивают на том, что суммы, перечисленные работодателем за личную охрану работника, являются доходом последнего, который он получил в натуральной форме (пп. 1 п. 2 ст. 211 НК РФ). Значит, с суммы такого дохода организация обязана удержать НДФЛ и перечислить его в бюджет (п. п. 1, 4 и 6 ст. 226 НК РФ).

Однако это требование не правомерно по следующим основаниям:

Подобные услуги оказываются прежде всего в интересах организации, поскольку возможный ущерб руководителю или другому должностному лицу от противоправных действий третьих лиц отрицательно скажется именно на ее материальном и финансовом состоянии. Сам же работник не получает от этого экономической выгоды, то есть у него не возникает облагаемого НДФЛ дохода (ст. 41 НК РФ). Тем более что обеспечение безопасных условий труда является обязанностью каждого работодателя (ч. 2 ст. 22, ст. ст. 163 и 212 ТК РФ).

Таким образом, суммы, перечисленные работодателем охранному предприятию за обеспечение личной безопасности сотрудника, не включаются в налоговую базу по НДФЛ. Следовательно, организация не обязана удерживать НДФЛ с указанных сумм. Это подтверждают и суды (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 18.01.2007 № А05-7024 /2006-34). Хотя на практике не исключены претензии налоговиков.

Страховые взносы

Поскольку в рассматриваемом случае расходы на обеспечение личной безопасности ценных сотрудников осуществляются в интересах самой организации, а не в личных интересах сотрудников, объекта налогообложения страховым взносам не возникает.

Пример

Организация заключила с охранным агентством договор на оказание услуг по личной охране жизни и здоровья генерального директора.

Согласно договору стоимость охранных услуг составляет 118 00 руб. (в том числе НДС — 18 000 руб.) в месяц.

На последнее число каждого месяца действия указанного договора стороны составляют акт сдачи-приемки оказанных услуг.

Оплата услуг производится не позднее 5-го числа месяца, следующего за месяцем их оказания. Организация применяет метод начисления при учете налога на прибыль.

В бухгалтерском учете Организации будут сделаны следующие записи:

Содержание операций Дебет Кредит Сумма, руб. Первичный документ
В месяце оказания услуг
Признаны расходы на приобретение услуг по охране по охране генерального директора (118 000 - 18 000) 26 60 100 000 Договор возмездного оказания услуг, Акт, Счет
Отражен НДС, предъявленный исполнителем услуг 19-4 60 18 000 Счет-фактура
Принят к вычету НДС, предъявленный исполнителем услуг 68/НДС 19-4 18 000 Счет-фактура
В месяце, следующем за месяцем оказания услуг
Отражено перечисление оплаты за оказанные в истекшем месяце услуги по охране генерального директора 60 51 118 000 Выписка банка по расчетному счету

Какужеотмечалось, наЧОПкакравноправныйхозяйствующийсубъектвполноймере распространяютсятребованиязаконодательстваоналогахисборах. Следовательно, всостав административного персонала охранного предприятия должны непременно входить бухгалтерские работникисо знаниемналогообложения. Смоментасозданияигосударственнойрегистрации охранное предприятие обязано (ст. 23 НК РФ):

Уплачивать законно установленные налоги;

Встатьнаучетвналоговыхорганах, еслитакаяобязанностьпредусмотренаНалоговым кодексом РФ;

Вестивустановленномпорядкеучетсвоихдоходов (расходов) иобъектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах;

Представлятьвналоговыйорганпоместуучетавустановленномпорядкеналоговые декларациипотемналогам, которыеониобязаныуплачивать, еслитакаяобязанность предусмотреназаконодательствомоналогахисборах, атакжебухгалтерскуюотчетностьв соответствии с Федеральным законом "О бухгалтерском учете";

Представлятьналоговым органам и их должностным лицамв случаях, предусмотренных Налоговым кодексом РФ, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов;

Выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательстваоналогахисборах, атакженепрепятствоватьзаконнойдеятельности должностных лиц налоговых органов при исполнении ими своих служебных обязанностей;

Предоставлятьналоговомуорганунеобходимуюинформациюидокументывслучаяхи порядке, предусмотренном Налоговым кодексом РФ;

В течение четырехлет обеспечивать сохранностьданныхбухгалтерскогоучета и других документов, необходимыхдляисчисленияиуплатыналогов, атакжедокументов, подтверждающихполученныедоходы (дляорганизаций - такжеипроизведенныерасходы) и уплаченные (удержанные) налоги;

Иные обязанности, предусмотренные законодательством о налогах и сборах.

Такимобразом, значительноеколичествообязанностейсформированоотсылочным методом. Это означает, что исполнение той или иной обязанности налогоплательщика зависит не только от требований ст. 23 НК РФ, но и должно быть дополнительно предусмотрено особенной нормойзаконодательстваоналогахисборах. Поэтому, решаявопрособисполнении обязанностейналогоплательщика, управленческомуперсоналуЧОПанеобходимоизучитьи другиеразделызаконодательстваоналогахисборах, устанавливающиеконкретныеналогии сборы. Кроме того, перечень обязанностей налогоплательщика, установленный в ст. 23 НК РФ, не являетсяисчерпывающим. Следовательно, прирешениивопросов, связанныхсналоговыми обязанностями, такженеобходимоприниматьво вниманиедругиеразделыналогового законодательства. Рассмотримнекоторыеизперечисленныхобязанностейналогоплательщиков применительно к охранным предприятиям.

Обязанность уплачивать законно установленные налоги

При реализации данной обязанности необходимо учитывать следующее. Во-первых, обязательной уплате подлежаттолько законноустановленныеналоги исборы. Согласно ст. 17 НК РФ налог считается установленным, если в нормативном акте определен круг его плательщиков, а также основные элементы налогообложения.

Согласно Налоговому кодексу РФ к элементам налогообложения относятся: - объект налогообложения;

Налоговая база;

Налоговый период;

Налоговая ставка;

Порядок исчисления налога;

Порядок и сроки уплаты налога.

Во-вторых, согласност. ст. 13 - 15 НК РФ насегодняшнийдень в РоссийскойФедерации установлено 14 налоговыхплатежейисборов, которыеразделяютсянафедеральные, региональные и местные. Какиеизнихобязаноуплачиватьохранноепредприятие, зависит отобъекта налогообложения, возникающего у ЧОПа в результате его хозяйственной деятельности. Согласноп. 1 ст. 38 НКРФобъектаминалогообложениямогутявлятьсяоперациипо реализации товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) либо иной объект, имеющий стоимостную, количественную илифизическую характеристики, сналичиемкоторого уналогоплательщика законодательство о налогахи сборах связывает возникновениеобязанностипо уплатеналога. Каждыйналог имеет самостоятельный объект налогообложения, определяемый в соответствии с частью второй НК РФ. Такимобразом, объектомналогообложенияявляетсяюридическийфакт, приналичии которогоухозяйствующегосубъектавозникаетобязанностьисчислитьиуплатить соответствующийналог. Поэтомуобязательнойуплатеподлежатлишьтеналоги, объект налогообложения которых возник в результате хозяйственной деятельности ЧОПа. Например, объектомналогообложенияпоНДСявляетсяреализациятоваров, работили услуг. Охранноепредприятиеосуществляетреализациюуслугпоохране. Следовательно, в деятельностиЧОПаформируетсяобъектналогообложенияпоНДСивозникаетобязанность исчислить и уплатить налог. Определениеналичияилиотсутствияобъектаналогообложения - обязанность налогоплательщика. Налоговыеорганылишьосуществляютконтрользаправильностью исчисленияналоговиопределенияобъектовналогообложения. ПоэтомуеслиЧОП самостоятельнонеопределилналичиеобъектаналогообложенияинеуплатилналог, топри проверкедеятельностиЧОПаналоговыеорганымогутвыявитьэтотобъект налогообложения и принять решение о начислении и взыскании соответствующего налога.

Обязанность встать на учет в налоговых органах

Частное охранное предприятие обязано встать на учет в налоговых органах по нескольким основаниям, перечень которых содержится в п. 1 ст. 83 НК РФ. Организация обязана встать на учет в налоговых органах:

1) по месту своего нахождения. Данноеоснованиеприменяетсяковсеморганизациям, внесеннымвЕГРЮЛ. Результат постановкинаучетподанномуоснованию - присвоениеидентификационногономера налогоплательщика (ИНН) и кода причины постановки на учет (КПП);

2) по месту нахождения обособленных подразделений организации. Постановканаучетосуществляетсявналоговоморгане, натерриторииобслуживания которогоохранноепредприятиеимеетобособленныеподразделения. Согласност. 11 НКРФ обособленным подразделением признается любое территориально обособленное от организации подразделение, по местунахождениякоторогооборудованыстационарные рабочиеместа. При этом признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отраженоилинеотраженоегосозданиевучредительныхилииныхорганизационно- распорядительныхдокументахорганизации, атакжеотполномочий, которыминаделяется указанноеподразделение. Рабочее место считается стационарным, если оносоздается насрок более одного месяца. Такимобразом, если охранноепредприятие, зарегистрированное, например, в Раменском районе Московской области, выставило посты охраны на срок более одного месяца на объекте, расположенном в Ленинском районе Московской области, то оно обязано встать на учет по месту нахожденияобособленногоподразделениявсоответствующемналоговоморганеЛенинского района Московской области;

3) поместунахожденияпринадлежащихейнедвижимогоимуществаитранспортных средств. Постановка на учет осуществляется в том налоговом органе, на территории обслуживания которогонаходитсяпринадлежащиеемунедвижимоеимуществоилизарегистрированы транспортные средства. Еслипервоеоснованиеприменяетсявотношениивсехорганизаций, товтороеитретье являются факультативными и в зависимости отконкретных условий деятельности ЧОПа могут к нему не применяться. Кромеданныхоснованийзаконодательствооналогахисборахможетпредусматривать и другие случаи постановки охранного предприятия на налоговый учет. Так, Налоговый кодекс РФ устанавливает обязанность в отношении определенной категории организаций встать на учет в качестве плательщиков НДС.

Обязанность вести учет доходов (расходов) и объектов налогообложения

Врамкахданнойобязанностиохранномупредприятию надлежитвести какбухгалтерский, такиналоговыйучет, атакжеотслеживатьиучитыватьфактыформированияобъектов налогообложения, предусмотренных нормативными актами, устанавливающими конкретные виды налоговых платежей.

Обязанность представлять в налоговый орган по месту учета налоговые декларации, а также бухгалтерскую отчетность

В рамках данной обязанности охранное предприятие предоставляет в налоговый орган:

Налоговыедекларацииииныеотчетныеналоговыедокументывпорядкеивсроки, предусмотренные законодательством о налогах и сборах;

Документыбухгалтерскойотчетности, предусмотренныезаконодательствомо бухгалтерском учете, в частности бухгалтерский баланс.

Обязанность выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах, а также не препятствовать законной деятельности должностных лиц налоговых органов при исполнении ими своих служебных обязанностей

При исполнении данной обязанности нужно учесть следующее. Во-первых, нарушениязаконодательстваоналогахисборахмогутбытьвыявлены налоговыми органами тольков процессе осуществленияими мероприятийналоговогоконтроля, таких как выездные и камеральные налоговые проверки. Во-вторых, подслужебнымиобязанностямидолжностныхлицналоговыхорганов подразумевается проведение ими мероприятий налогового контроля. Но нужно иметь в виду, что и вдругихслучаяхзапретнапрепятствованиезаконнойдеятельностиработниковналоговых органов сохраняет силу. Обязанность предоставлять налоговому органу необходимую информацию и документы в случаях и порядке, предусмотренном Налоговым кодексом РФ Данная обязанность призвана обеспечить эффективность мероприятий налогового контроля. В частности, требования о предоставлении необходимой информации и документов имеют место при проведении камеральных или выездных налоговых проверок. Обязанность в течение четырех лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, а также документов, подтверждающих полученные доходы (расходы) и уплаченные (удержанные) налоги Охранноепредприятиеобязанообеспечитьсохранностьдокументации, являющейся основанием для исчисления и уплаты налоговых платежей, освобождения от их уплаты, атакже другойдокументации, имеющейзначениесточкизренияналоговогозаконодательства. В сохранности должны содержаться также документы бухгалтерского учета и отчетности. При этом следует помнить, что срок исковой давности для привлечения к ответственности за налоговые правонарушения - три года.

Иные обязанности, предусмотренные законодательством о налогах и сборах

НалоговыйкодексРФидругиеактызаконодательстваоналогахисборахмогут предусматривать различные "дополнительные" обязанности налогоплательщиков. Например, ст. 23 НКРФ, устанавливает, чтоналогоплательщики, являющиеся организациями (ктаковымотноситсяиЧОП), обязанысообщатьвналоговыйорганпоместу своего учета:

Об открытии или закрытии счетов - в десятидневный срок;

Обо всехслучаях участияв российских и иностранных организациях - в срок не позднее одного месяца со дня начала такого участия;

Обо всех обособленных подразделениях, созданных на территории Российской Федерации, - в срок не позднее одного месяца со дня их создания, реорганизации или ликвидации;

О реорганизации - в срок не позднее трех дней со дня принятия такого решения.

Кинымобязанностямтакжеотноситсяобязанностьохранногопредприятияисполнять функции налогового агента в предусмотренных законодательством случаях и т.д. Перечисленныеобязанностидолжнынеукоснительнособлюдатьсяуправленческим персоналомЧОПа. Занарушениетребованийзаконодательстваоналогахисборахк ответственностиможетбыть привлеченонетолькоохранное предприятие, ноиегоотдельные должностные лица. Специфическийхарактердеятельностиохранныхпредприятийповлиялнавозникновение ряда особенностей в сфере налогообложения. Так, при исчислении и уплате отдельных налогов охранное предприятие должно учитывать такие моменты, как выдача работникам форменного обмундирования, страхование работников в обязательном и добровольном порядке, организацию профессиональной подготовки работников и т.д. Эти моментыимеютсущественное значениепри определенииналоговой базыпо налогам, начисляемым на фонд оплаты труда. Кроме того, охранное предприятие выполняет функции налогового агента. Согласно п. 1 ст. 24 НКРФналоговымиагентамипризнаютсялица, накоторыхвсоответствиисНалоговым кодексомРФвозложеныобязанностипоисчислению, удержаниюуналогоплательщикаи перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов. Системаналогообложенияохранныхпредприятийимеетидругиеособенности, которые будут подробно рассмотрены в следующих главах.

Как вести бухучет в охранных предприятиях, применяющих УСН?

Ответ

В бухгалтерском учете выручка от оказания охранных услуг отражается проводкой: Дебет 62 (76, 50) Кредит 90-1. Себестоимость услуг формируется на счете 20 «Основное производство». Себестоимость работ (услуг) списывайте с кредита счета 20 «Основное производство» проводкой: Дебет 90-2 Кредит 20.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух

Бухучет

В бухучете доходы и расходы от реализации работ (услуг) учитывайте тогда, когда работа выполнена, а услуга оказана* ( и ПБУ 9/99, ).

Работа (услуга) считается выполненной (оказанной), когда ее результат принят заказчиком и подписаны документы, удостоверяющие это* (ст. , ГК РФ).

Значит, доходы и расходы отражайте на дату подписания этих документов как исполнителем, так и заказчиком* ( и ПБУ 9/99, ).

Доходом от реализации работ (услуг) будет выручка. Ее отражайте по кредиту . При этом делайте проводку:*

Дебет 62 (76, 50) Кредит 90-1
– отражена выручка от реализации работ (услуг).

Если организация получила частичную (полную) предоплату в счет будущих работ (услуг), в учете сделайте следующие проводки:*

Дебет 51 (50) Кредит 62 субсчет «Расчеты по авансам полученным»
– получена частичная (полная) предоплата в счет предстоящих работ (услуг);

Дебет 62 субсчет «Расчеты по выполненным работам (услугам)» Кредит 90-1
– отражена выручка от реализации работ (услуг);

Дебет 62 субсчет «Расчеты по авансам полученным» Кредит 62 субсчет «Расчеты по выполненным работам (услугам)»
– зачтена предоплата.

Такой порядок предусмотрен Инструкцией к плану счетов (счета , ).

Расходами будут:*

  • себестоимость выполненных работ (оказанных услуг);
  • расходы на продажу.

Себестоимость работ (услуг) списывайте с кредита «Основное производство»:*

Дебет 90-2 Кредит 20
– учтена в составе расходов себестоимость реализованных работ (услуг).

Если организация на упрощенке выбрала объектом налогообложения доходы, уменьшенные на расходы, выручку от реализации уменьшите на расходы, связанные с выполнением работ (оказанием услуг) (). При этом учитывайте только те расходы, которые поименованы в статьи 346.16 Налогового кодекса РФ. Такими расходами могут быть, в частности:*

  • расходы на приобретение, сооружение и изготовление основных средств;
  • затраты на приобретение или самостоятельное создание нематериальных активов;
  • материальные расходы;
  • расходы на оплату труда;
  • суммы «входного» НДС, уплаченного поставщикам, и т. д.

2.Статья: Частные охранные предприятия

Лицензирование

Охранная деятельность возможна только по разрешению ОВД (ст. 1 и 11 Закона № 2487-1 и подп. 79 п. 1 ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»). В вопросах получения лицензии руководствуются Положением о лицензировании частной (негосударственной) охранной деятельности, утвержденным постановлением Правительства РФ от 14.08.2002 № 600* (далее - Положение).

Договор на охранные услуги

Согласно статье 1 Закона № 2487-1 охранные услуги предоставляются по возмездному договору.* Роль этого документа во взаимоотношениях, когда речь идет о безопасности, трудно переоценить. В нем должны быть закреплены положения, на которые стороны станут опираться в спорных ситуациях, а они здесь бывают очень серьезными. Примем во внимание еще и тот факт, что ОВД тщательно контролируют охранные предприятия и из-за отсутствия такого документа их деятельность может быть приостановлена.

Договор между охранным предприятием и клиентом является разновидностью договора возмездного оказания услуг и оформляется согласно главе 39 ГК РФ*.

Налоговый учет

Организации, занимающиеся охранной деятельностью и применяющие упрощенную систему, руководствуются общими правилами учета. Они отражают доходы от реализации и внереализационные доходы согласно статьям 249 и 250 НК РФ и не признают доходы, указанные в статье 251 НК РФ. Обратим внимание лишь на момент учета облагаемых доходов. Иногда охранные услуги оплачиваются авансом, а по кассовому методу, единственно возможному при упрощенной системе (п. 1 ст. 346.17 НК РФ), предоплата, как и любые поступления, отражается в день, когда деньги получены в кассу или на расчетный счет*.

Некоторые затраты охранных предприятий типичны для любой организации (на аренду помещений, зарплату сотрудникам, коммунальные услуги и т. д.). Из них учитываются только те, которые указаны в пункте 1 статьи 346.16 НК РФ. Об учете обычных расходов мы не раз писали, а сейчас остановимся на характерных для охранной деятельности.

Стоимость оружия, патронов и специальных средств

Оружие и спецсредства*, за которые уплачено больше 20 000 руб., являются основными средствами. Расходы на их покупку признают согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 346.16 НК РФ и списывают равными долями поквартально в течение налогового периода после ввода в эксплуатацию* (подп. 1 п. 3 ст. 346.16 и подп. 4 п. 2 ст. 346.17 НК РФ). Стоимость, равную 20 000 руб. и меньше, отражают как материальный расход (подп. 5 п. 1 ст. 346.16 НК РФ) сразу после оплаты и ввода снаряжения в эксплуатацию. Затраты на покупку неамортизируемого имущества указаны в подпункте 3 пункта 1 статьи 254 НК РФ, согласно которой при упрощенной системе определяется состав материальных расходов (подп. 5 п. 1 и п. 2 ст. 346.16 НК РФ).

Стоимость патронов уменьшит налоговую базу после передачи их в эксплуатацию* (подп. 5 п. 1 ст. 346.16 НК РФ и подп. 1 п. 2 ст. 346.17 НК РФ).

Для начала немного сухой статистики о Забайкальском крае. Общая численность жителей края составляет около 1 миллиона человек.

Город краевого значения Забайкальского края - город Чита, численность населения около 350 000. На начало 2015 года на территории Забайкальского края зарегистрировано граждан в качестве частных охранников около 5800 человек, из них 4900 в городе Чита. На территории Забайкальского края числится около 8200 объектов физической и пультовой охраны, из них около 5700 объектов в городе Чита. На территории края лицензии на осуществление частной охранной деятельности выданы 146 юридическим лицам, из 110 находятся в городе Чита. Берем в руки калькулятор и погружаемся в волшебный мир цифр. На основании входных данных в среднем на 500 жителей Забайкальского края приходится 1 частный охранник. На 100 жителей краевого центра также приходится около одного частного охранника. Средняя статистическая численность охранных предприятий около 44 человек (она совершенно условная, так как не менее 5 охранных предприятий имеют численность более 100 человек личного состава, не менее 80% из них 6-го квалификационного разряда).

Средняя заработная плата частного охранника 4 разряда составляет 7000-9000 рублей в месяц, 5 разряда 9000-11000 рублей в месяц, 6 разряда 12000-16000 рублей в месяц. Заработные платы выше 20000 рублей в месяц –предел мечтаний охранников.

Стоимость охранных услуг на объекты физической охраны составляет от 40 (!) до 125 рублей за один человеко-час. Стоимость пультовой охраны составляет от 1500 рублей в месяц и выше, в зависимости от категории объекта, стоимости покрытия рисков, глубины ответственности и жадности заказчика.

Вернемся снова к калькулятору. Посчитаем, из каких компонентов состоит заработная плата частного охранника, и какие начисления и налоги с нее платит охранное предприятие, сколько выходит на руки сотрудникам при различных стоимостях договоров на физическую охрану. Возьмем гипотетические цифры и приступим. Предположим, что некая организация «А» заключает с ООО ЧОП «Б» договор на физическую охрану объекта силами двух охранников на круглосуточной основе, при условии обеспечения пропускного режима на предприятии. Стоимость договора составляет = 2 (человека)*24(часа)*30(суток)*40 (рублей/час)= 57600 рублей в месяц. Для обеспечения работы необходимо, что бы охрану осуществляли 6 человек по два в сутки с двумя сутками отдыха посуточно. Для удобства предполагаем, что предприятие платит налоги по упрощенной системе налогообложения 6% от оборота (хотя выгоднее будет платить доходы минус расходы / 15%, потому что, физическая охрана, очень расходное предприятие). Продолжаем расчеты. 57600 рубля-6% (налог УСН)=54144 рубля – 15 % (прибыль предприятия)=46022,4 рубля - 22% (пенсионный, соц.страх, мед.страх)=35897,47 рубля – 13% (подоходный налог)=31230,80 рублей. Теперь просто делим оставшуюся сумму на 6 человек и получаем очень «смешной» результат – 5205 рублей, которые получит каждый охранник при режиме работы сутки через двое, при нагрузке 120 часов в месяц. Такие выкладки многих руководителей охранных предприятий погружают в состояние депрессии, причем в основном в таком положении вещей они виноваты сами, так как, пытаясь сохранить объем работы предприятия принимают участие в демпинге, надеясь получить от заказчика в дальнейшем более выгодные контракты или оказывать ему сопутствующие услуги.

Многие руководители идут на явные нарушения налогового законодательства и уходят в тень, выплачивая своим сотрудникам серые заработные платы. Эта практика через некоторое время приносит свои плоды, когда при проверке налоговым органом, или на основании информации пенсионного фонда выявляются такие случаи и материалы передаются в Прокуратуру. Последствия прокурорской проверки знакомы всем - материалы вновь передаются в налоговую инспекцию, которая производит доначисление налогов и выставляет штрафные санкции. Но большее количество «серых» охранных предприятий прекращают деятельность перед проверкой, либо приостанавливают ее, замораживая предприятие. Один из способов ухода от налогов в последнее время стало открытие предприятий в других регионах Российской Федерации, при осуществлении деятельности в Забайкальском крае, что так же позволяет работать по «серым» схемам.

Государство, в какой то, мере лояльно относится к сфере частной охранной деятельности, применяя политику «мягкой руки» - плавно регулируя этот вид деятельности, путем постепенных и плавных изменений в 272- ФЗ «О частной детективной и охранной деятельности», полностью отдавая ценовую политику на откуп рыночным отношениям.Если посчитать экономику – в Забайкальском крае фискальные органы недополучают около 212 миллионов налоговых поступлений от данной отрасли, которые, при огромном дефиците бюджета Забайкальского края были бы совершенно не лишними для казны.

Некоторое количество организаций используют в своей деятельности, так называемый и пресловутый «С.А.В.О.К», что так же позволяет снизить затраты на привлечение охранных организаций. От этого страдают не только охранные предприятия, которые подвергаются критике со стороны органов государственной власти, которые считают их виновными во многих резонансных происшествиях (особенно при обеспечении охраны массовых мероприятий и как ни странно продуктовых супермаркетов), но и сами заказчики услуг таких сомнительных компаний, которым приходится выплачивать компенсации и нести уголовную и административную ответственность.

В настоящее время становится актуальным вопрос регулирования частной охранной деятельности со стороны органов государственной власти в более жестком формате.

Полагаю своевременным открытие региональных организаций «НСБ», которые могли бы стать не только отраслевыми профсоюзами, но и иметь возможность с помощью торгово-промышленных палат регионов и ФАС регулировать ценовую политику, особенно в разрезе 44-ФЗ «О государственных закупках». Необходимо обсуждать вопрос минимальных цен на оказание услуг по физической охране объектов совместно с ФАС, органами региональной власти, МВД, Общественной Палатой Забайкальского края, Торгово-Промышленной палатой Забайкальского края.

«НСБ» в данной ситуации может стать саморегулируемой организацией в сфере частной детективной и охранной деятельности. Аналогичные меры были предприняты со стороны Государства в строительной отрасли. После введения нового института СРО в строительстве, стало заметно меньше нарушений, и рынок строительных услуг стал более качественным и гибким.

Кроме этого считаю, что необходимо снова вернуться к обсуждению внесения изменений в 272-ФЗ «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации», которые касаются темы получения лицензий частными охранными организациями. В настоящее время для получения лицензии на частную охранную деятельность в заявлении достаточно указать один из семи видов охранных услуг (как правило, это физическая охрана) и для получения лицензии на частную охранную деятельность нет проблем. Получается, что при наличии уставного капитала в сумме 250 000 рублей и минимуме затрат можно создать охранную организацию и спокойно работать 3 года до плановой налоговой проверки, а потом так же легко закрыть охранное предприятие. Таких «фирм-однодневок» на рынке охранных услуг вполне достаточно. Если предусмотреть в 272-ФЗ требование получения лицензии по всем 7-ми видам деятельности и установить размер уставного капитала не менее 1 миллиона рублей, это будет вполне эффективной мерой по борьбе с такими «однодневками».

Рынок охранных услуг в настоящий момент нуждается в серьезной ревизии и проведении реформ на Федеральном уровне.

член Общественной палаты Забайкальского края

заместитель председателя РОО «Патриоты Забайкалья»

член координационного совета при УМВД России по

Забайкальскому краю

директор образовательной организации дополнительного

профессионального образования «Учебный Центр «Лидер»

Баранов Дмитрий Валентинович