Чьим учеником являлся платон. Платон - биография, факты из жизни, фотографии, справочная информация

Чьим учеником являлся платон. Платон - биография, факты из жизни, фотографии, справочная информация
Чьим учеником являлся платон. Платон - биография, факты из жизни, фотографии, справочная информация

Этот человек вошел в историю не только своими выдающимися философскими трудами, но и тем, что стал первым мыслителем, чьи работы дошли до нас в полном объеме. Аристокл, более знаменитый под именем Платон, был прямым учеником античного мудреца Сократа и преподавателем другого прославленного мыслителя – Аристотеля. Однако о его частной жизни известно немногим. Следует исправить эту досадную оплошность.

Великий мыслитель и философ Платон: биография зачатого непорочно

Для Древней Греции четвертый век до нашей эры начался с довольно трагических событий. Был казнен знаменитый родоначальник философии Сократ, а разгоревшийся Пелопоннесский конфликт между Афинами и Спартой поставил под угрозу все демократическое устройство государства. Как раз тогда обозначился период наивысшего расцвета греческой культуры и философии. Учения таких мэтров, как Демокрит, Анксагор, Гераклита, Пифагор, Парменид и других, создали основу выдающегося синтеза и глубоких обобщений, которыми тут же умело воспользовался наш герой.

Ключевым событием жизни этого человека можно назвать встречу со знаменитым философом Сократом. Согласно легенде, перед этим учитель видел вещий сон, будто у него на коленях сидел прекрасный лебедь. Как только мужчина пошевелился, птица расправила огромные белоснежные крылья и взмыла в облака. Вскоре преподаватель встретился со своим самым выдающимся последователем – ученым Платоном, которого считал посланником богов.

Кратко о жизни Платона-Аристокла

Отправной точкой развития стала несправедливая гибель того, кого он считал своим вторым отцом и духовным вдохновителем. Позже в сочинениях он напишет, что роковая чаша с цикутой не только оборвала жизнь Сократа, но и доказала уязвимость ученого в обществе. Тот изначально отождествлял законы Афин с абсолютной истиной, за что и поплатился. Это оказало колоссальное влияние на окончательное формирование Платона, как философа.

Он понял, что правда и справедливость не имеет никакого отношения к мнению большинства, а законы, кажущиеся такими важными и общечеловеческими, могут оказаться неправильными. В величайших сочинениях Платона постоянно упоминается Сократ, его философией и мыслями пронизано все творчество ученого. В большинстве своем труды он писал в форме диалогов, зачастую между вымышленными и историческими персонажами.

Он мечтал основать в Греции идеальное государство, которое оказалось бы примером для всего остального мира, однако это оказалось неосуществимо. После смерти своего учителя ему пришлось покинуть родные пенаты и длительное время путешествовать. Но самым выдающимся достижением мудреца можно назвать открытие учебного заведения, названного Платоновской Академией, девизом которой стало изречение «Не геометр не войдет».

Семья древнего мыслителя

Разбираясь, кто такой Платон, следует начать с мифологии, потому что достоверных данных о происхождении философа не сохранилось. Согласно легенде, Аристон, отец будущего гения, вел свой род еще от знаменитого сына Меланфа, царя Аттики – Кодра. Прославленный потомок всячески воспевал своего предка впоследствии и даже писал, что он погиб ради свободы отечества – «умер ради детей».

В супруги Аристон выбрал Периктиону, девушку, корни которой уходили к одному из «семи мудрецов» Древней Греции. Она известна своими трактатами «О гармонии в женщине» и «О мудрости», а также тем, что была родной сестрицей Крития и Хармида, которые входили в круг олигархического союза Тридцати тиранов с явно проспартанскими настроениями.

Позднеантичный историк и биограф Диоген Лаэртский пишет, что Платон был зачат непорочно, потому, скорее всего, является сыном богов. Эта теория подтверждалась еще и тем, что он появился на свет как раз тогда, когда греки празднуют день рождения Аполлона на острове Делос – седьмого таргелиона, что соответствует современному двадцать первому мая. Это могло случиться приблизительно в четыреста двадцать седьмом году, в самый разгар военных действий между Афинами и Спартой.

Интересно

Диоген Лаэртский считал, что при рождении парнишке было дано имя Аристокл, что в буквальном переводе означает «наилучшая слава». Существует легенда, будто прозвище Платон гораздо позже ему дал учитель гимнастики Аристон из Аргоса за коренастое телосложение. Происходит оно от слова plato – широкий или широкоплечий. По иным сведениям, легенда об этом имени появилась намного позже, уже в эпоху эллинизма.

В семействе было еще трое детей – мальчишки Главкон и Адимант, а также девочка Потона. Она впоследствии станет матерью еще одной известной личности – философа Спевсиппа, который после смерти дяди станет заведовать его академией. У Диогена написано, что оба брата были старшими, а вот историк Ксенофонт дает сведения, будто Главкон был гораздо младше.

Детство и юность Аристокла

Семейство, в котором родился мальчик, было не только аристократическим, но и весьма зажиточным. Ранние годы жизни Платона проходили под сенью масличных садов, где он изучал разнообразные науки, вместе с другими детьми. Первым его преподавателем стал последователь Гераклита и Протагора – Кратил. Он учил не только гуманитарным и точным наукам, но также музыке, рисованию и иным искусствам.

Мальчик старательно выполнял все задания, прилежно постигал науки, а природный талант позволил ему добиться великолепных результатов. В подростковом возрасте Платон стал писать также стихотворения и даже драмы. Но после знакомства со своим великим учителем, решил забросить литературу и отдать себя полностью философии.

Становление мировоззрения философа

Существует еще одна легенда, которая рассказывает о четырех вещах в своей жизни, за которые благодарил богов молодой ученый: что он человек, а не животное, мужчина, а не женщина, грек, а не варвар, но главное, что он афинянин и живет во времена непревзойденного Сократа. Нужно отметить, что тот сразу же разглядел в неказистом, больше похожем на борца ученике просто колоссальный потенциал и силу мысли.

Влияние на формирование мировоззрения

Приблизительно в четыреста восьмом или девятом году мыслитель Платон впервые познакомился с самым мудрым эллином в истории человечества, который и станет его главным учителем и вдохновителем, заложит в его сознание крупицы собственного понимания. Как уже упоминалось, впоследствии он так или иначе стал участником всех творений молодого философа, так как оказал на его неокрепший ум огромное влияние. Парень охотно проводил время во дворе мудреца, слушая его речи и регулярные перепалки со вздорной супругой.

Платон был в толпе студентов, когда Сократу выносили приговор, и даже предлагал, вместе с другими учениками, внести за него денежный залог. Когда же решение было окончательно принято, он слег и при последнем разговоре в темнице не присутствовал. После кончины учителя он собрал нескольких своих приятелей и отправился к Евклиду в Мегару, чтобы предаться изучению бытия и познания.

Предположительно, он побывал также у жрецов Египта и учился математике у Феодора из Кирены. В триста восемьдесят девятом он едет на Сицилию и на север Италии, где набирается мудрости у пифагорейцев, которые тоже оказали большое влияние на формирование его мировоззрения.

Лучшая страна и Платоновская Академия

Как раз в этот же период мыслитель получает приглашение на Сицилию от самого стратега-автократора (военачальника-управленца) и тирана Сиракуз Дионисия Старшего. Проникшись выдающимися философскими идеями, он решил выстроить идеальное государство. Платон с радостью отправляется туда, где «философы вместо кубка с отравой могли бы получить в свои руки все бразды правления».

Однако все сложилось далеко не так, как планировалось. Со временем правителю стало понятно, что поступки людей не соответствуют его представлениям о добродетели, а философия – далеко не лучшая наука для того, кто отвечает за судьбы темного и необразованного народа. По одной из версий, Платона изгнали из Сиракуз, а по иной – даже продали в рабство, освободиться из которого ему удалось не ранее 387-го года. Сразу же после этого он возвращается в родные Афины.

Прославленные и умные люди всегда интересовали молодых греков, потому вскоре поговорить с Платоном приходит множество народу. В саду, приблизительно в полукилометре от городских ворот, он открывает собственную Академию, которая впоследствии просуществует сотни лет после его смерти. Тем временем на Сицилии умирает старый правитель, а на его место приходит его приемник – Дионисий Младший, которого тиран Дион Сиракузский (приятель философа) уговаривает начать все сначала. Он просит Платона вернуться, чтобы все же сотворить идеальное государство. Мужчина соглашается, но снова оказывается обманутым. Пожилому человеку пришлось быстро убегать из города и с острова, чтобы снова не загреметь в колодки.

Размышления об идеальном государстве

Главное, чем известен Платон, как дипломат, это трактаты: «Политик», «Законы» и «Государство». Последнее сочинение описывает идеальное устройство, которое могло бы заменить существующее в реальности. Согласно его размышлениям, весь мир делится на две основных подкатегории – идеи и вещи. Ничто материальное не может достичь идеала, хотя и должно к нему непрестанно стремится. Он описывает основные постулаты государственности, которые не помешает рассмотреть более подробно.

  • В основе утопии Платона лежит мысль о разделении труда, откуда и вытекает теория происхождения любого государства. Оно приводит к товарообмену или товарообороту, а тот будет производиться гораздо проще, если жить рядом и сообща, большой группой. Таким образом, все базируется на сознательности и стабильности: каждый выполняет свою работу – это справедливо.
  • Классовое деление общества, согласно учению мудреца, не является чем-то неправильным. Он считает, что счастье индивида по отношению ко всеобщему благу ничтожно. Он выделяет четыре класса, в зависимости от имущественного ценза: правители, воины, ремесленники (земледельцы) и рабы.
  • Платон считал, что все должно подчиняться единой системе справедливых законов, которые смогли бы обеспечить благоденствие всего полиса. Он одним из первых высказался за то, чтобы пред его буквой были равны все сословия и классы.

На страже законности должна стоять отлаженная система правосудия, которая сможет не только поощрять, но и карать. Фактически, это можно понимать так: раз счастье индивидуума не имеет значения, значит, ради всего государства, к нему могут применяться меры воздействия – санкции и наказания.

Суть философских учений

Разобраться, каким был Платон и как протекала его жизнь, и не выяснить, в чем же заключались его основные теории, будет неразумно. Потому следует немного углубиться в его философское учение, чтобы лучше разобраться и в самом человеке.

  • В первую очередь он подает идею Блага, как наивысшего элемента процесса познания. При этом следует понимать, что оно не имеет формы и воплощения, а является благом само по себе. Ведь удовольствия приносят не только пользу, но и вред, а то, что хорошо одному, может оказаться губительным для другого. Философ уподобляет это понятие Солнцу, которое является изначальной причиной бытия.
  • Платон одним из первых высказался по поводу бессмертия души и дуализма природы человека (душа и тело). Он делит ее на три основные начала: яростное, разумное и страстное. При этом он упоминает вероятность посмертных поощрений и наказаний.
  • Познание Платон делил на то, что можно ощутить, а также другое, которое осознается исключительно при помощи разума. Чувства дают возможность видеть материальный мир, но только разум может узреть истину.

Лучшей иллюстрацией системы познания является платоновская «Притча о пещере», которую следует прочесть отдельно. Если кратко, то в ней обыгрывается тот факт, что учение не придет само собой, для его получения следует приложить усилия и большой труд.

Отношение к взглядам Платона

Практически все европейские, да и ближневосточные философы, во главе с Аристотелем, так или иначе подверглись его влиянию и разделили его видение мира. Однако особое распространение оно приобрело уже гораздо позже во времена Возрождения. Первая же монография была составлена в XVIII ученым Теннеманом. В девятнадцатом веке Фридрих Шлейермахер выдвигал мысли о единой доктрине его учения и даже сделал первый немецкий перевод древних трудов, который до наших дней считается лучшим в мире. В пятидесятых годах двадцатого века им особо интересовались Конрад Гейзер и Ганс Кремер.

Самым яростным критиком философии Платона стал знаменитый немецкий ученый Фридрих Ницше. Он называл мэтра, а также его преподавателя Сократа, «деспотическими логиками». Австрийский и британский социолог Карл Поппер тоже считал, что логика Платона утопична, а сам он первый последователь и идеолог тоталитаризма, при котором люди только «винтики», а судьбы их и жизни ничего не стоят по отношению ко всеобщему благу.

Спортивный философ

Ученый Платон никогда не забывал и о собственном теле, хотя больше заботился о душе. Он всегда придерживался режима, бегал, занимался гимнастикой. Считается, что он обладал недюжинной силой, мог бросать гири на несколько десятков метров и прыгать через высокие преграды.

Многие мыслители до и после Платона принимали участие в Олимпийских играх, к примеру, его учитель Сократ, Демосфен, Аристотель, Гиппократ и многие другие. Наш герой тоже не стал исключением. Он участвовал в соревнованиях и даже дважды брал первенство по панкратиону. Это была некая помесь борьбы и бокса, в котором требовалась не только сила, но также ловкость, гибкость, изворотливость и даже хитрость.

Смерть идеалистического теоретика

Как бы не следил человек за собственным здоровьем, приходит момент, когда организм изнашивается. Это неизбежно случится с каждым, кто родился, но смерть никогда не пугала нашего героя, ведь он искренне верил в бессмертие души. Потому планировал возродиться однажды в одном из лучших миров.

Последние годы и гибель

В 367-м году, как мы уже писали, Дионисий Младший, не без участия своего дяди, который подружился с философом еще при его отце, решил позвать ученого снова в Сиракузы. Платон, не чувствуя подвоха, согласился. Он действительно верил, что можно выстроить идеальный полис, в котором все станет совершенным. Юноша и правда терпеливо выполнял все приказы мыслителя, но в итоге ему надоело подчиняться, и он прогнал его прочь. Ко всему, он умудряется поссориться с дядей, что еще больше настраивает его против Платона.

Философ убегал из Сиракуз под покровом ночи, глотая слезы, – семидесятилетний старик не понимал, почему к нему так жесток его недавний покровитель. Спустя пять лет сумасбродный Дионисий позвал его обратно, и мудрец опять согласился и был обманут. Как раз в то время в Академию пришел Аристотель, так как он появился там во время отсутствия Платона. Согласно преданиям, все это подкосило пожилого человека, и он умер в день своего рождения в триста сорок седьмом году до нашей эры. Считается, что упокоился его прах прямиком в Академии под табличкой с именем Аристокл.

В память об античном ученом

Люди искусства никак не могли обойти стороной этого замечательного человека, благодаря которому до наших дней сохранились слова его учителя Сократа. Фреска великого художника Рафаэль Санти под названием «Афинская школа» изображает мэтра с поднятым вверх пальцем, ведь именно небо он считал источником просветления. Ансельм фон Фейербах в 1869-м году написал полотно «Пир Платона», в котором обыгрывается сюжет его одноименного диалога.

Появляется ученый многократно и в кинематографе. В 1948 году выходит кинолента под названием «Кровь, сладострастие и смерть», в семьдесят первом картина «Сократ», где имеется и наш персонаж. В две тысячи десятом вышел последний фильм под названием «Смерть Сократа», в котором тоже фигурирует философ.

Цитаты афинского философа

Выбирая из двух зол, человек всегда предпочтет меньшее большему.

Удивление и изумление является началом философии.

В любом деле главным является его начало.

Добродетель – здоровье, красота и сила, а порок – безобразие, болезнь или уродство.

Главное искусство – это арифметика.

Надежды – это сны людей, которые бодрствуют.

Платон был выдающейся личностью – одним из могучих сынов античного времени.

О взглядах и учении Сократа мы знаем именно из сочинений Платона, так как сам Сократ не оставил никаких сочинений. Многие мысли Сократа и его изречения Платон добросовестно записал для потомков. И сам он внес большой вклад в развитие философии.

Свой талант Платон использовал в полной мере: до сих пор его в обязательном порядке изучают будущие историки, философы и политические деятели.

Платон основал в Афинах философскую школу – Академию, которая существовала ещё около 900 лет после его смерти, пока не была закрыта византийским императором Юстинианом. Из стен Академии вышло немало талантливых философов, знаменитых аттических ораторов и государственных деятелей.

Из биографии Платона:

Настоящее имя Платона - Аристокл. «Платоном» («широким») его прозвал учитель гимнастики за ширину плеч. Молодой человек был атлетически сложен и весьма широкоплеч.

Будущий философ родился в семье, имевшей аристократическое происхождение, род его отца Аристона возводили, согласно легендам, к последнему царю Аттики Кодру, а предком Периктионы, матери Платона, был афинский реформатор Солон. Так как предки его отца были царского рода, а предки по материнской линии занимались законотворчеством. Ничего удивительного, что в таком семействе появился новый светоч ума.

Точная дата рождения Платона неизвестна. Следуя античным источникам, большинство исследователей полагает, что Платон родился в 428-427 годах до н.э. в Афинах или Эгине, как раз в разгар Пелопонесской войны между Афинами и Спартой. По античной традиции днём его рождения считается 21 мая, в который по мифологическому преданию родился бог Аполлон.

Получив всестороннее воспитание, соответствующее статусу родителей, Платон занимался живописью, писал трагедии, эпиграммы, комедии, участвовал борцом в греческих играх, получив даже награду.

Первым учителем Платона был гераклитовец Кратил, потом Сократ. По легендам, в юности Платон сочинял стихи и готовил себя к занятиям политикой. Однажды он нёс в театр только что написанную трагедию, но встретил Сократа, и под впечатлением разговора с ним сжёг свою трагедию и занялся философией. Встреча эта произошла, когда самому Платону было около 20 лет. Это случилось около 408 г. до н. э. Побеседовав с философом, он становится в ряды учеников Сократа, впоследствии став и его другом.

Сократ и Платон

Восемь лет дружбы между Платоном и Сократом закончились достаточно грустно: Сократа приговорили к смерти, а Платон пустится в 12-тилетнее странствие.

Как известно, Сократ был осуждён афинским судом и приговорён к смерти. Платон вместе с другими учениками пытался повлиять на решение суда и спасти Сократа, когда же из этого ничего не вышло, он уехал из Афин и на долгие годы отправился в странствия. Он побывал в Персии, Ассирии, Финикии, Вавилоне, Египте и, возможно, в Индии.

Там Платон продолжил образование, слушая других философов Малой Азии и Египта, там же, в Египте, получил посвящение, остановившись на третьей ступени, дающей ясность разума и господство над сущностью человека. Вскоре Платон отправляется в Южную Италию, где знакомится с пифагорейцами. Изучая манускрипты Пифагора, он заимствует у него идеи и план системы.

Платон и Аристотель

Вернувшись в Афины в 387 году, Платон основал собственную философскую А школу – Академию. Название пошло не от академических знаний, которые получали учащиеся, а от наименования садов Академа, которые, в свою очередь, были названы в честь античного героя Академа.

Возле входа в академию была надпись: «Не знающим геометрии - вход воспрещен». Вообще, Платон считал, что следует обучать четырем дисциплинам - арифметике, геометрии, стереометрии и теоретической астрономии. Платон подчёркивал вовсе не практическую полезность этих наук, а их важность для упражнения ума перед переходом к более серьезной науке – философии. Из академии вышли много мудрых и талантливых людей, прославившиеся до наших дней. (Например, Аристотель – прямой ученик Платона).

Платон прожил долгую и довольно счастливую жизнь. Скончался он в возрасте более 80 лет на свадебном пиру, куда был приглашен в качестве гостя.

Умер он в 347 году, по преданию в день своего рождения. Погребение свершили в Академии, роднее для него не было места. По преданию, на его могиле была выбита надпись: «Двух Аполлон сыновей – Эскулапа родил и Платона, Тот исцеляет тела, этот целитель души».

Основные учения Платона:

Сочинения Платона пользовались популярностью долгое время, заложив возникновение и развитие многих ветвей философии. Ему приписывают 34 сочинения, известно, что большинство (24) из них были истинными сочинениями Платона, остальные же написаны в диалоговой форме с его учителем Сократом.

Первое собрание сочинений Платона собрал воедино филолог Аристофан Византийский в 3-м веке д. н.э. Оригинальные тексты Платона не сохранились до современности. Самыми древними копиями произведений считаются копии на египетских папирусах.

В научной жизни Европы труды Платона стали использоваться только в XV-веке, после перевода всех его трудов на латинский язык итальянским христианским философом Фичино Марсилио.

Диалоги раннего периода (399 - 387 гг.) посвящены выяснению нравственных вопросов (что такое добродетель, благо, мужество, почитание законов, любовь к родине и т.д.), как это любил делать Сократ.

Позднее Платон начинает излагать свои собственные идеи, выработанные в основанной им Академии. Наиболее известные работы этого периода: “Государство”, “Федон”, “Филеб”, “Пир”, “Тимей”. И, наконец, в 50-е годы IV века Платон пишет огромный труд “Законы”, в котором пытается представить государственное устройство, доступное реальному человеческому пониманию и реальным человеческим силам.

Платон является первым в Европе философом, заложившим основы объективного идеализма и разработавшим его в целостном виде. Мир Платона - это прекрасный, материальный космос, собравший множество единичностей в одно нераздельное целое, управляемый законами, находящимися вне его. Это самые общие закономерности, составляющие особый надкосмический мир называемый Платоном миром идей. Идеи определяют жизнь материального мира, это прекрасные вечные образцы, по которым строится множественность вещей, образованных из бесконечной материи

В течение всей жизни душу Платона волновали высокие нравственные цели, одной из которых был идеал возрождения Греции. Эта очищенная вдохновенной мыслью страсть заставляла философа неоднократно предпринимать попытки мудростью воздействовать на политику. Трижды (в 389-387, 368 и 363 гг.) он пытался осуществить свои идеи построения государства в Сиракузах, но всякий раз был отвергаем невежественными и властолюбивыми властителями.

В диалогах Платона проявился его незаурядный литературный талант, он совершает целый переворот в манере философского изложения. Никто до него так образно и живо не показывал движение человеческой мысли, идущей от заблуждения к истине, в виде драматического диалога борющихся идей, противоположных убеждений.

*Платон о человеке

Сущность человека Платон усматривал в его вечной и бессмертной душе, вселяющейся в тело при рождении. Поэтому он требует очищения души, очищения от мирских удовольствий, от преисполненной чувственных радостей светской жизни. Задача человека в том, чтобы возвыситься над беспорядком (несовершенным чувственным миром) и всеми силами души стремиться к уподоблению богу, который не соприкасается ни с чем злым. В том, чтобы освободить душу от всего телесного, сосредоточить её на себе, на внутреннем мире умозрения и иметь дело только с истинным и вечным. Философия Платона почти вся пронизана этическими проблемами: в его диалогах рассматриваются такие вопросы, как природа высшего блага, его осуществление в поведении людей, в жизни общества.

*Платон о душе

Платон считал, что душа человека тройственна. Первая её часть – это разумная, обращённая к идеям. Разумная часть души- основа добродетели, мудрости; Вторая – пылкая, аффектно-волевая часть души- основа мужества. Третья часть - чувственная, движимая страстями и вожделениями. Эта часть души должна быть ограничена в проявлениях разумом. Гармоничное сочетание всех частей души под регулятивным началом разума дает гарантию справедливости.

*Учение Платона о познании

Платон считал, что истинное знание не может быть передано в словах или в чувственном восприятии. Для правильного движения к истине следует очистить душу от неверных мнений, накопившихся в ней за время нефилософской жизни, а правильное мнение человек должен понять (вспомнить) сам. Всё, доступное познанию, Платон делит на два рода: постигаемое ощущением и познаваемое умом. Отношение между сферами ощущаемого и умопостигаемого определяет и отношение разных познавательных способностей: ощущения позволяют понимать (хоть и недостоверно) мир вещей, разум позволяют узреть истину.

*«Модель мира» Платона

Платон утверждал, что существует мир идей и параллельный ему материальный мир. В царстве идей обитают собственно идеи (эйдосы), полные божественного смысла. Идеи - это основа всего мира; это целевые причины, заряженные энергией устремления; это божественное регулирование всех процессов, происходящих во Вселенной. Между идеями существуют отношения координации и подчинения. Высшая идея - это идея абсолютного блага (Агатон; мировой Разум; Божество).

*Платон о государстве

Платон определяет государство как «единое целое, внутри которого неравные по своей природе индивиды исполняют свои различные функции». Помимо этого, Платон считал, что государство похоже на человека. В государстве есть те же три начала, что и в душе человека: разум, ярость и вожделение. Естественным (и идеальным) является то состояние, когда разум руководит. Идеальным государством Платон считал аттический город-полис. Идеальное государство размещено в конкретном политическом времени и пространстве. Уже во время Платона такое государство принадлежало прошлому. Идеальное государство противоположно индивидуалистскому греческому государству.

Интересные факты из жизни Платона:

*Одним из увлечений философа Платона был спорт. Он два раза выигрывал соревнования по панкратеону в Олимпийских играх (это тогда был род борьбы).

*Платон был первым, кто рассказал о существовании Атлантиды, погибшей высокоразвитой цивилизации. Рассказав в своих сочинениях об этом легендарном острове, затонувшем в результате катастрофы, Платон загадал загадку, над которой человечество бьётся до сих пор.

*Платоническая любовь впервые описана в диалогах Платона, и изначально означала любовь-дружбу учителя и ученика (например, Платона и Аристотеля).

*Знавшие Платона близко современники отмечали его скромность и застенчивость.

*Именно Платону принадлежит гипотеза о том, что каждый ищет свою «половинку».

*Платон одним из первых сказал о том, что всякий человек должен реализовывать в жизни отпущенные ему таланты.

*«Звонок на урок» - это тоже изобретение Платона. Учеников Академии созывал на занятия сигнал, подаваемый часами: когда из ёмкости истекала вся вода, через клапан проходил поток воздуха, заставлявший звучать флейту.

* Платон оставил потомству много рассуждений об устройстве мира, о правильной организации общества.

* Примечательно, что перед встречей с Платоном Сократ видел во сне, у себя на коленях, молодого лебедя, который, взмахнув крыльями, взлетел с дивным криком. Лебедь - птица посвященная Аполлону. Платон обрёл в лице Сократа учителя, которому оставался верен всю жизнь и которого прославил в своих сочинениях, став поэтическим летописцем его жизни.

*Сократ же дал Платону то, чего так ему не хватало: твердую веру в существование истины и высших ценностей жизни, которые познаются через приобщение к благу и красоте трудным путем внутреннего самосовершенствования.

Философствующие умники в советские годы любили издеваться над необразованными библиотекаршами, прося их выдать сочинения Сократа. Сотрудницы книжных фондов возвращались с растерянным видом, не понимая, что их разводят. Они не знали, что Сократ ничего не писал. Все, что мы знаем о его философских идеях, дошло до нас в пересказе Платона, ученика Сократа. Сам Платон является одним из трех столпов древнегреческой философии, связывая Сократа и Аристотеля. Большое влияние он оказал на развитие христианского богословия, особенно, православия и монофизитства.

Страницы жизни

То, что мы знаем о его биографии, дошло до нас из античных источников. Платон был потомком царя Аттики Кодра и знаменитого реформатора афинских законов Солона. Среди преданий, которые обволакивают его появление на свет, есть упоминание о непорочном зачатии. По мнению историков, Платон родился 428-427 году в Афинах или Эгине, в день 21 мая. Собственным именем философа было Аристокл. У него было два брата и сестра.

О ранних года Платона и причинах любви к мудрости мы ничего не знаем. Кое-какие подробности сообщит нам прозвище, ведь «plato» означает «широкий». Это имя философ получил от своего учителя гимнастики за крепкое телосложение. В мощной фактуре таилась утонченная душа, мечтавшая об идеальных формах.

Известно, что первым учителем Аристокла был Кратил. Позже он познакомился с Сократом и оставался с ним до последних секунд великого мудреца. Потрясение, которое получил Платон от жестокости афинян, заставивших Сократа принять яд, гонит его из Афин.

Юноша отправляется в путешествие по Средиземноморью. Он посещает Египет и Кирену, Сицилию и Южную Италию, общается с пифагорейцами. Путешествовать по ойкумене было в обычае у образованных греков. Каждый ищущий себя молодой человек обязательно находил возможность побывать в городе, где живет великий учитель или выставляется какая-нибудь диковинка.

Свои идеи об идеальном государстве он попытается воплотить на Силиции, в Сиракузах. Руководитель этого города Дионисий Старший кажется ему человеком, способным прислушаться к голосу мудрости. Но тиран терпит назойливого советчика до тех пор, пока тот ему не мешает, не желая жить по утопическим принципам. Он избавляется от Платона, продав его в рабство. Выкупленный друзьями, философ возвращается в Афины в 387 году, чтобы основать Академию. Здесь он будет развивать свои идеи и обучать молодое поколение.

Ученик Сократа

Диалоги Платона были настолько совершенны с драматургической точки зрения, что их ставили на сцене. Во многих из них фигурирует Сократ как собеседник. Сам Платон утверждал, что всего лишь пересказывает мысли учителя. Именно поэтому мы никогда не узнаем, что же на самом деле говорил Сократ, а что было приписано ему талантливым учеником. Каждый диалог обозначает круг тем и подводит к главной, которая указана вместе с названием.

Платон присутствовал при последних часах и секундах своего учителя. Его глубоко поразила легкость и спокойствие, с которым Сократ уходил из жизни, развивая тему бессмертия души и ее приоритета перед телом. Так родилось идеалистическое направление в греческой философии, из которого восточное христианство черпало свои идеи.

Бессмертие души и единый творец вселенной, создавший вселенную из вечных и бестелесных понятий – вот тема, сквозной нитью соединяющая труды философа. Платон переворачивает все мировоззрение древних греков, привыкших к чисто конкретному пониманию вещей. Он утверждает, что материальное есть несовершенное, искаженное проявление мира идей. Неведомый и непостижимый бог создал проект мира, который утяжелился и наполнился противоречиями. Наши души тоскуют по совершенству, но они скованы плотью и не могут увидеть прекрасного замысла.

Для практичных греков философ создал целый ряд образов, помогающих понять его рассуждения. Хрестоматийным стал пример с темной комнатой, в которой сидят люди, прикованные цепями к стене. Они видят лишь отсвет лучей, отраженный на этой стене. Цепи – это плоть, которая не дает развернуться и взглянуть на лучи непосредственно. Конечно, материя для него – не иллюзия, как утверждают буддисты. Материя действительно существует, но она мешает нам соединиться с миром идеальных форм.

Космогония Платона

Все мировые религии подразумевают некое золотое время, которое было в начале. Материальный мир, куда погружены люди, стремится к катастрофе и когда-нибудь прекратит свое существование. В концепции Платона также присутствует золотой век человечества. Первые люди пребывали в самодостаточности, потому что были двуполы и не нуждались в своей противоположности. Она обладали громадной силой и боролись с богами за место под солнцем до тех пор, пока Зевс не рассек их надвое. С тех пор мужчины и женщины стремятся друг к другу, пытаясь обрести полноту первоначальных времен.

Некоторым особо одаренным людям удается на время вырваться из темницы плоти и увидеть свет истины напрямую. Они возвращаются в прежнее место, ослепленные неземным блаженством, и пытаются рассказать об увиденном другим людям. Обычно таких людей принимают за лжецов или умалишенных, проклинают и изгоняют их. Такова судьба всех настоящих мудрецов.

Интересны рассуждения Платона об обезьянах. Он считает их людьми, одичавшими от скотства и бескультурья. Они потеряли смысл жизни, а затем утратили и человеческий облик, отдавши себя чисто животным инстинктам. Опасность превращения в животных подстерегает человека на каждом шагу. Платон видит смысл жизни в непрестанной борьбе с грязными помыслами и низменными страстями.

Его идеями о материальном мире воспользовались монофизиты. Это направление христианства, получившее распространение в Африке и Армении, находилось под влиянием платонизма. Согласно их учению, человеческая, то есть, материальная природа Христа растворилась в его божественной сущности. Монофизитам была отвратительна сама мысль, что их Бог жил как простой человек, страдал, испытывал телесные потребности, предавался земным страстям и, главное, потел, испражнялся и извергал семя.

Государственная доктрина

Поручить управление государством философам, то есть, людям, близким миру возвышенных идей. Так учил Платон, пытаясь воплощать свою концепцию на Сицилии. Он предпринял несколько попыток. Как было сказано, Дионисий Старший продал его в рабство, а Дионисий Младший окружил заботой и любовью, но совсем не спешил допускать к управлению Сиракузами. В конце концов, Платон бежал из Сицилии и больше не пытался создавать идеальное государство.

Платон был автором одной из первых утопий в истории человечества. В наивной простоте он не скрывает тех мер, которые он собирается принять для того, чтобы построить идеальное государство. Люди несовершенные или неспособные встроиться в новую модель отношений, подчиненную высшей цели, должны быть уничтожены. Рассуждениями о концлагерях, расовой иерархии и выведении новой породы людей в 20-м веке воспользуются нацисты и большевики, забрав миллионы невинных жизней.

Дорога в ад устлана благими намерениями, гласит библейская мудрость. Идеализм, романтика и духовность потребовали от человечества слишком большую цену. Кстати, Платон не употреблял слово «духовность», придуманное в библейской среде. Однако христиане, которые унаследовали не только пыл ветхозаветных пророков, но и терминологию Библии, включая духовность, смогли приспособить его к своей доктрине.

Предание гласит, что Платон умер в 347 году в день своего рождения. Он успел основать знаменитую Академию и плеяду учеников, самым великим и наиболее известным стал Аристотель. Он вскормил своей мудростью не только Александра Македонского, но и всю европейскую науку. Величайший шедевр Ренессанса – фреска Рафаэля «Афинская школа» изображает Платона и Аристотеля, идущих вместе. Они спорят о приоритетах. Платон показывает на небо, а Аристотель – на землю. Их спор символизирует дуализм европейской философии, в которой черпает свои аргументы религия и наука.

ПЛАТОН (Plato)

428 или 427 г. до н. э. – 348 или 347 г. до н. э.

Древнегреческий философ Платон родился в Афинах в семье, имевшей аристократическое происхождение (по отцу, Аристону, он считался потомком последнего афинского царя Кодра, а по матери, Периктионе, был в родстве с законодателем Солоном). Пройдя с помощью лучших учителей полный курс тогдашнего воспитания (грамматика, музыка, гимнастика), Платон занялся стихотворчеством, которое оставил, когда около 407 г. познакомился с Сократом и стал одним из его самых восторженных учеников. Во время суда над «мудрейшим из эллинов» Платон был в числе его учеников, предложивших за него денежное поручительство. После смерти Сократа уехал в Мегару. По преданию, посетил Кирену и Египет. В 389 г. отправился в Южную Италию и Сицилию, где общался с пифагорейцами. В Афинах Платон основал собственную школу – Академию платоновскую. В 367 и 361 гг. вновь посетил Сицилию (в 361 г. по приглашению правителя Сиракуз Дионисия Младшего, выразившего намерение проводить в своём государстве идеи Платона); эта поездка, как и предыдущие попытки Платона вступить в контакт с власть имущими, окончилась полным крахом. Остальную часть жизни Платон провёл в Афинах, много писал, читал лекции.

Почти все сочинения Платона написаны в форме диалогов (беседу в большей части ведёт Сократ), язык и композиция которых отличаются высокими художественными достоинствами. К раннему периоду (приблизительно 90-е гг. 4 в. до н. э.) относятся диалоги: «Апология Сократа», «Критон», «Эвтифрон», «Лазет», «Лисий», «Хармид», «Протагор», 1-я книга «Государства» (сократовский метод анализа отдельных понятий, преобладание моральной проблематики); к переходному периоду (80-е гг.) – «Горгий», «Менон», «Эвтидем», «Кратил», «Гиппий меньший» и др. (зарождение учения об идеях, критика релятивизма софистов); к зрелому периоду (70-60-е гг.) – «Федон», «Пир», «Федр», II – X книги «Государства» (учение об идеях), «Теэтет», «Парменид», «Софист», «Политик», «Филеб», «Тимей» и «Критий» (интерес к проблемам конструктивно-логического характера, теория познания, диалектика категорий и космоса и др.); к позднему периоду – «Законы» (50-е гг.).

Философия Платона не изложена систематически в его произведениях, представляющихся современному исследователю скорее обширной лабораторией мысли; систему Платона приходится реконструировать. Важнейшей её частью является учение о трёх основных онтологических субстанциях (триаде): «едином», «уме» и «душе»; к нему примыкает учение о «космосе». Основой всякого бытия является, по Платону, «единое», которое само по себе лишено каких-либо признаков, не имеет частей, т. е. ни начала, ни конца, не занимает какого-либо пространства, не может двигаться, поскольку для движения необходимо изменение, т. е. множественность; к нему неприменимы признаки тождества, различия, подобия и т.д. О нём вообще ничего нельзя сказать, оно выше всякого бытия, ощущения и мышления. В этом источнике скрываются не только «идеи», или «эйдосы», вещей (т. е. их субстанциальные духовные первообразы и принципы, которым Платон приписывает вневременную реальность), но и сами вещи, их становление.

Вторая субстанция – «ум» (нус) является, по Платону, бытийно-световым порождением «единого» – «блага». Ум имеет чистую и несмешанную природу; Платон тщательно отграничивает его от всего материального, вещественного и становящегося: «ум» интуитивен и своим предметом имеет сущность вещей, но не их становление. Наконец, диалектическая концепция «ума» завершается космологической концепцией. «Ум» есть мысленное родовое обобщение всех живых существ, живое существо, или сама жизнь, данная в предельной обобщенности, упорядоченности, совершенстве и красоте. Этот «ум» воплощён в «космосе», а именно в правильном и вечном движении неба.

Третья субстанция – «мировая душа» – объединяет у Платона «ум» и телесный мир. Получая от «ума» законы своего движения, «душа» отличается от него своей вечной подвижностью; это – принцип самодвижения. «Ум» бестелесен и бессмертен; «душа» объединяет его с телесным миром чем-то прекрасным, пропорциональным и гармоничным, будучи сама бессмертной, а также причастной истине и вечным идеям. Индивидуальная душа есть образ и истечение «мировой души». Платон говорил о бессмертии или, вернее, о вечном возникновении также и тела вместе с «душой». Смерть тела есть переход его в другое состояние.

«Идеи» – это предельное обобщение, смысл, смысловая сущность вещей и самый принцип их осмысления. Они обладают не только логической, но и определённой художественной структурой; им присуща собственная, идеальная материя, оформление которой и делает возможным понимать их эстетически. Прекрасное существует и в идеальном мире, это такое воплощение идеи, которое является пределом и смысловым предвосхищением всех возможных частичных её воплощений; это своего рода организм идеи или, точнее, идея как организм. Дальнейшее диалектическое развитие первообраза приводит к уму, душе и телу «космоса», что впервые создаёт красоту в её окончательном виде. «Космос», который в совершенстве воспроизводит вечный первообраз или образец («парадигму»), прекраснее всего. К этому примыкает платоновское учение о космических пропорциях.

Материя для Платона – лишь принцип частичного функционирования идеи, её сокращения, уменьшения, затемнения, как бы «воспреемница» и «кормилица» идей. Сама по себе она абсолютно бесформенна, не есть ни земля, ни вода, ни воздух, ни вообще какая-либо физическая стихия; материя – это не сущее, сущее же – только идея. Платон подверг резкой критике разрыв идей и вещей и формулировал те самые аргументы, которые Аристотель позднее направил против предполагаемого платоновского дуализма. Подлинным бытием для Платона является идеальное бытие, которое существует само по себе, а в материи только «присутствует». Материя же впервые получает своё существование оттого, что подражает ему, приобщается к нему или «участвует» в нём.

В последние годы жизни Платон переработал учение об идеях в духе пифагореизма, усматривая теперь их источник в «идеальных числах», что сыграло исключительную роль в развитии неоплатонизма. В основе теории познания Платона лежит восторг любви к идее, так что восторг и познание оказывались неразрывным целым, и Платон в яркой художественной форме рисовал восхождение от телесной любви к любви в области душ, а от последней – к области чистых идей. Этот синтез любви («эроса») и познания он понимал как особого рода неистовство и экстаз, эротический энтузиазм. В мифологической форме это познание трактовалось у Платона как воспоминание душ о своей небесной родине, где они непосредственно воспринимали всякую идею.

Основной наукой, определяющей собой все прочие, является для Платона диалектика – метод разделения единого на многое, сведения многого к единому и структурного представления целого как единораздельной множественности. Диалектика, вступая в область спутанных вещей, расчленяет их так, что каждая вещь получает свой смысл, свою идею. Этот смысл, или идея вещи, берётся как принцип вещи, как её «ипотеса», закон («номос»), ведущий у Платона от рассеянной чувственности к упорядоченной идее и обратно; именно так понимается у Платона логос. Диалектика поэтому является установлением мысленных оснований для вещей, своего рода объективных априорных категорий или смысловых форм. Эти логос – идея – ипотеса – основание трактуются и как предел («цель») чувственного становления. Такой всеобщей целью является благо в «Государстве», «Филебе», «Горгии» или красота в «Пире». Этот предел становления вещи содержит в себе в сжатом виде всё становление вещи и является как бы его планом, его структурой. В связи с этим диалектика у Платона является учением о неделимых целостностях; как таковая она сразу и дискурсивна, и интуитивна; производя всевозможные логические разделения, она умеет и всё сливать воедино. Диалектик, по Платону, обладает «совокупным видением» наук, «видит всё сразу».

Индивидуальная душа обладает тремя способностями: умственной, волевой и аффективной – с приматом первой из них. В этике этому соответствуют три добродетели – мудрость, мужество и просветлённое состояние аффектов, которые объединяются в одну цельную добродетель, представляющую их равновесие, – «справедливость».

Такое же тройное деление Платон проводил и в политике, в теории трёх сословий: философов, которые на основании созерцания идей управляют всем государством; воинов, основная цель которых охранять государство от внутренних и внешних врагов, и работников, т. е. крестьян и ремесленников, которые поддерживают государство материально, доставляя ему жизненные ресурсы. Платон выделял три основные формы правления – монархию, аристократию и демократию. Каждая из них, в свою очередь, делится на две формы. Монархия может быть законной (царь) или насильственной (тиран); аристократия может быть владычеством лучших или худших (олигархия); демократия может быть законной или беззаконной, насильственной. Все шесть форм государственной власти Платон подверг резкой критике, выдвинув утопический идеал государственного и общественного устройства. По Платону, цари должны философствовать, а философы царствовать, причём таковыми могут быть только немногие созерцатели истины. Разработав подробную теорию обществ. и личного воспитания философов и воинов, Платон не относил её к «работникам». Платон проповедовал уничтожение частной собственности, общность жён и детей, государственную регулируемость браков, общественное воспитание детей, которые не должны знать своих родителей.

В эстетике Платона красота понимается как абсолютная взаимопронизанность тела, души и ума, слиянность идеи и материи, разумности и удовольствия, причём принципом этой слиянности является мера. Познание не отделяется у Платона от любви, а любовь – от красоты («Пир», «Федр»). Всё прекрасное, т. о., видимо и слышимо, внешне или телесно, оно оживлено своей внутренней жизнью и содержит в себе тот или иной смысл. Подобная красота оказывалась у Платона правителем и вообще источником жизни для всего живого.

Красота жизни и реального бытия для Платона выше красоты искусства. Бытие и жизнь есть подражание вечным идеям, а искусство есть подражание бытию и жизни, т. е. подражание подражанию. Поэтому Платон изгонял Гомера (хотя и ставил его выше всех поэтов Греции) из своего идеального государства, поскольку оно есть творчество жизни, а не вымыслов, хотя бы и красивых. Платон изгонял из своего государства печальную, разнеживающую или застольную музыку, оставляя только военную или вообще мужественную и мирно деятельную музыку. Благонравие и приличие являются необходимым условием красоты.

Не отвергая богов традиционной мифологии, Платон требовал философского очищения их от всего грубого, безнравственного и фантастического. Он считал недопустимым для восприимчивого детского возраста ознакомление с большинством мифов. Миф, по Платону, – это символ; в мифологической форме он излагал периоды и возрасты космоса, космического движение богов и душ вообще и т.д.

Историческое значение философии Платона определяется тем, что он последовательно продумал основные принципы объективного идеализма. Идеи Платона послужили исходной основой многовековой традиции платонизма и неоплатонизма.

Источники:

1. Большая советская энциклопедия. В 30 тт.
2. Энциклопедический словарь. Брокгауз Ф.А., Ефрон И.А. В 86 тт.


Хронология событий и открытий в химии:

Выдающееся место в истории древнегреческой философии принадлежит Платону (428 — 347 гг. до н. э.). Платон родился в Афинах в аристократической семье. В юношеские годы подружился с Кратилом, одним из учеников , и это дает основание полагать, что в этот период он познакомился с его идеями. В юношеские годы Платон хотел посвятить себя политической деятельности , что не удивительно, так как среди политиков того времени у него были родственники и друзья. Но судьба распорядилась по-другому. В двадцатилетнем возрасте он познакомился с , и это знакомство стало решающим в его последующей жизни и деятельности. До последнего дня жизни Сократа, в течение восьми лет, Платон оставался восторженным учеником и последователем своего учителя, которого он впоследствии называл “самым достойным и справедливым человеком”.

После периода странствий Платон создал знаменитую Академию, где прожил всю оставшуюся жизнь, и которая просуществовала почти тысячу лет .

Объективный идеализм

Свои идеи Платон излагает в форме диалога . Такой литературный прием выбран не случайно. Диалог, по мнению Платона, — это более или менее адекватное отображение “живой и одушевленной речи знающего человека”. Платона не случайно считают родоначальником объективного идеализма , поскольку принципы идеализма и, в частности, примат сознания, идеи над бытием, явлением изложены им достаточно последовательно и глубоко. Более того, этот принцип хорошо просматривается в его основных диалогах. У Платона нет работы или работ, специально посвященных разработке проблемы познания, бытия или диалектики. Его идеи по этим проблемам высказаны во многих диалогах. Учение о бытии в основном изложено в диалогах “Государство”, “Теэтет”, “Парменид”, “Филеб”, “Тимей”, “Софист”, “Федон”, “Федр” и письмах Платона. В основу учения о бытии Платоном положены три субстанции: единое, ум и душа . Однозначно определить сущность этих понятий невозможно, так как Платон дает общую характеристику сущностей этих понятий, которая очень противоречива и, порой, содержит суждения, взаимно исключающие друг друга. Попытка определить природу происхождения этих первооснов окажется трудновыполнимой из-за приписывания этим сущностям свойств, нередко несовместимых и даже исключающих друг друга. С учетом этих предварительных замечаний проанализируем сущность отмеченных первоначал. Единое трактуется Платоном, главным образом, как основа всякого бытия и действительности, как первоначало. Единое не имеет никаких признаков или каких-либо свойств, по которым можно было бы определить его сущность. Оно не имеет частей и, следовательно, не может иметь ни начала, ни конца, ни середины. Одновременно единое не есть бытие, а выступает как ничто. Единое выступает как единое, но одновременно как многое и бесконечное множество. В конечном итоге единое трактуется Платоном как нечто, о чем вообще ничего определенного сказать нельзя, так как оно выше всех доступных человеческому разуму пониманий — превосходит всякое бытие, любые ощущения и всякий уровень мышления. Главное, что с определенностью можно сказать о едином, отмечает Платон в “Пармениде” — это то, что “если единое не существует, то и иное не существует”.

Первопричиной всякого сущего — явлений и вещей — у Платона выступает также ум . Разумеется, ум трактуется Платоном не только онтологически, но и гносеологически. Рассматривая ум как одну из первопричин, Платон говорил, что именно ум вместе с другими первопричинами составляет суть Вселенной, и поэтому мудрецы считают, что “ум у нас — царь неба и земли...”. Ум не только одна из основных составляющих Вселенной, он также вносит порядок и разумение в нее. “Ум устрояет (устраивает) все”, в том числе явления, достойные “мирового порядка — Солнца, Луны, звезд и всего круговращения небесного свода”. У Платона встречаются высказывания, в которых ум выступает как жизнь, как нечто живое, но, в действительности, ум рассматривается не как какое-либо живое существо или свойство, а скорее как рациональное родовое обобщение всего того, что живет, обладает способностью жить. Выражено это в достаточно обобщенной, можно сказать, метафизической форме.

Третья основная онтологическая субстанция у Платона — душа , которая подразделяется на “мировую душу” и “индивидуальную душу”. Естественно, что в качестве субстанции выступает “мировая душа”. Происхождение души трактуется Платоном неоднозначно. Как и при характеристике сущности двух предыдущих субстанций у Платона встречается немало противоречивых суждений. С учетом сказанного платоновскую “мировую душу” можно представить как нечто созданное из смешения вечной сущности и той сущности, которая зависит от времени. Душа выступает как сущее для того, чтобы объединить мир идеи с телесным миром. Она возникает не сама по себе, а по воле демиурга, под которым подразумевается “вечносущий бог”.

Подытоживая онтологическое учение Платона, следует сказать, что в качестве первопричины всего сущего он рассматривает идеальные субстанции — “единое”, “ум”, “душу”, которые существуют объективно, независимо от сознания человека. Теория познания Платона базируется не на чувственных знаниях, а на познании, любви к идее. Схема этой концепции строится по принципу: от вещественной телесной любви по восходящей линии к любви души, а от нее к чистым идеям. Платон считает, что ни чувства, ни ощущения в силу своей переменчивости никогда и ни при каких условиях не могут быть источником истинного знания. Самое большее, что могут выполнить чувства, — это выступить в качестве внешнего стимулятора, побуждающего к познанию. Результат ощущений чувств — это формирование мнения о предмете или явлении, истинное знание — это познание идей, возможное только с помощью разума. Большое внимание Платон уделяет разработке вопросов диалектики. При этом следует учесть, что его отношение к диалектике менялось по мере эволюции его философских взглядов вообще. Наиболее полно свое учение о диалектике Платон выразил в диалогах “Парменид” и “Софист”. Если в целом резюмировать его взгляды по этой проблеме, то следует отметить, что диалектика у него рассматривается как основная наука, так как с ее помощью определяется сущность всех других наук. Достигается это благодаря тому, что диалектика выступает и как наука, и как метод. В качестве метода диалектика выступает благодаря тому, что помогает четко разделять единое на многое, сводить многое к единому, позволяет представить целое как раздельно-единую множественность. Вот какой путь исследования предлагает Платон философу-диалектику: “Различать все по родам, не принимать один и тот же вид за иной и иной за тот же самый — неужели мы не скажем, что это (предмет) диалектического знания? — Кто, таким образом, в состоянии выполнить это, тот сумеет в достаточной степени различить одну идею, повсюду пронизывающую многое, где каждое отделено от другого; далее он различает, как многие отличные друг от друга идеи охватываются извне одною и, наоборот, одна идея связана в одном месте совокупностью многих, наконец, как многие идеи совершенно отделены друг от друга. Все это называется уметь различать по родам, насколько каждое может взаимодействовать (с другим) и насколько нет”.

Социальная философия

Большой интерес представляет социальная Платона. По существу, он был первым из греческих мыслителей, кто дал систематическое изложение учения о государстве и обществе , которые он, судя по всему, в действительности, отождествлял.

Государство Платона

Государство, по Платону, возникает из-за естественной потребности людей к объединению с целью облегчения условий своего существования. Согласно Платону, государство “возникает..., когда каждый из нас не может удовлетворить сам себя, но нуждается еще во многом. Таким образом, каждый человек привлекает то одного, то другого для удовлетворения той или иной потребности. Испытывая нужду во многом, многие люди собираются воедино, чтобы обитать сообща и оказывать друг другу помощь: такое совместное поселение и получает у нас название государства...”. Разрабатывая концепцию идеального государства, Платон исходит из того соответствия, которое, по его мнению, существует между космосом в целом, государством и отдельной человеческой душой. В государстве и в душе каждого отдельного человека имеются одни и те же начала. Трем началам человеческой души, а именно, разумному, яростному и вожделеющему, в государстве соответствуют три аналогичных начала — совещательное, защитное и деловое , а последнее в свою очередь формирует три сословия — философов-правителей, воинов-защитников и производителей (ремесленников и земледельцев). Государство, по Платону, может считаться справедливым лишь в том случае, если каждое из трех его сословий выполняет в нем свое дело и не вмешивается в дела других. При этом предполагается иерархическая соподчиненность этих начал во имя сохранения целого.

В государстве могут существовать три основные формы правления — монархия, аристократия и демократия . В свою очередь, каждая из них делится на две формы. Законная монархия — это власть просвещенного царя, незаконная — тирания; власть просвещенных и немногих — аристократия, власть немногих, думающих только о себе, — олигархия. Демократия как власть всех может быть законной и незаконной. Симпатии Платона однозначно на стороне царской власти. Каждая форма государства, по Платону, гибнет из-за внутренних противоречий. Поэтому, чтобы не создавать в обществе предпосылок для волнений, Платон ратует за умеренность и средний достаток и осуждает как чрезмерное богатство, так и крайнюю бедность . Управление государством Платон характеризует как царское искусство, главным для которого будет наличие истинного царского знания и способность управлять людьми. Если правители имеют такие данные, то будет уже неважно, правят ли они по законам или без них, добровольно или против воли, бедны они или богаты: принимать это в расчет никогда и ни в коем случае не будет правильным.